Основоположники и история развития когнитивной психологии

Введение в когнитивную психологию

Исследования в области психологии и этики делового общения, проводимые в странах Запада, опираются на те или иные положения существующих там направлений общей и социальной психологии при решении теоретических и методологических проблем. Для этого используются основополагающие положения таких направлений, как бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, теория поля, психоанализ, гуманистическская психология, интеракционизм. Тот общий переворот во взглядах и принципиальных воззрениях на существо, предмет и методы психологической науки, который особенно острые и яркие формы принял сейчас в России, не может, конечно, пройти бесследно и незаметно и для всей прикладной области психологии. Если в области теоретического знания происходит коренная ломка старых понятий и представлений, фундаментальная перестройка идей и методов, то в дисциплинах прикладных, представляющих ответвления от общего ствола, так что неизбежны те болезненные и плодотворные процессы разрушения и перестроения всей научной системы. Перестройка психологических идей, происходящая сейчас, непосредственным образом вызывает коренной поворот в научных взглядах на самое существо педагогического процесса. Можно сказать, что здесь впервые воспитание раскрывается в своей истинной сущности для науки, что впервые здесь педагог обретает почву для того, чтобы говорить не о догадках и метафорах, а о точном смысле и научных законах воспитательной работы.

История развития

Первые предпосылки к появлению нового течения появились в начале XX века. В то время были известны бихевиористы, которые занимались поведением, и психоаналитики, которые изучали бессознательное.

Основоположником течения стал Эдвард Толмен. Он первым создал такое понятие, как когнитивная карта – целостный образ, который основан на прошлом опыте и влияет на настоящее поведение человека. Позже он сделал доклад перед научным обществом.

Большое влияние на развитие когнитивной психологии сыграло создание искусственного интеллекта. Перед учеными встала задача сделать его максимально приближенным к человеческому. Основатель использовал опыт гештальтпсихологии. Многие законы из этого направления позволили сформировать новый подход.

:

, , . , , (Fiske, Taylor, 1991; Wyer, Srull,1984). , , , (Jankowitz, 1987). , , , , ,, , . , .

– ,”” . , , , . , , , , . , , . ” … , , ., , 1950- , 1970- … ” (Mischel, 1980, . 85-86). , . .

:

(George Alexander Kelly) , , 1905 . , . , . , , , . , .

, -, 1926 . -, , , . , . , .

, . , -, 1928 . , . , , , . 1931 .

1929 . 1930 . , , . . 1931 . .

– . , Be , , ” – , ” (Kelly, 1969, . 48). , . 13- – (1931-1943) . , . , . . , , , .

. , 1945 . .

, , , . , , . . 1946 , . 20 , , . .

1965 , . ( ) . 1967 62 . , . 1969 (Brendan Maher).

, , ,, . . . .

” ” (1955). . , , : ” ” (Bannister, 1977); ” ” (Landfield, Leither, 1989) ” ” (Neimeyer,1985).

, . . , , , , . .

, ,, , 1955, . . , .

,” ” (Kelly, 1955, . 15). . , , , , “”. , . , , ” “. . , , , , -. , . , , .

( ) , . , . ? : ., , , , , , , . , , “” . , “”. . . ( ) , . , . . : “… , , , ” (Kelly, 1970, . 1).

, . : . . , , , , , . , . , , ! , , . , , . , , , “”, . , , . . , . , , . :” , , , , , ” (Kelly, 1955, . 21).

, , . , , , . , . , , , , , . , , , – . . – , , , , , (Kelly, 1963). , , , . , , . . , .

,, , , (, “”). (, – ), “”. ; “”( ) . , ? , , , . “”, , , . , , (: , – ). , ( ) , , .

, , . .

” : ” ,, , , , , , , , / “”(Kelly, 1955, . 5).

, -, , . , – , -.

, , , . , . .

, , .

-, , , . , (Kelly, 1963). , , , . : ” ; , . , . ” (Kelly, 1955, . 49).

, , . , , , . , ; . , . , ( ) ( ), .

:

, ( ) . , , , .

:

, , . :

” , , . . , ” (Kelly, 1955, . 8-9).

” , ” . , , , , . , – . “-, “-“,”-“, “-“,”-” “-“. , , .

, . , , , . “” “”, , ” “. , , , ” “, , ” , “. “”, “, “. ? . , , , .

: , – , , . , , , . , , , , , ( , “”). , .

, , , . , , , – ( ) ., , – , – ; – , – ; -, – ; – , – . . , ( ) : , . , , , ; , , . , .

, . , , , ; , , , . , . , .

, , . . , “” , . – , , . , .

, . -, , . , . “-“,, , . , , , . , , ., “-” , , . ” ” .

-, . , . , “-” , . ., , .

, . , . . , , , , . . ” ” , , , – , , . , , , , . , . ! , – , . , “-” , .

. , , . , (“”) , , . ; , , . , “, “. ., “”, ., “”, – ( ,, ). , (Bannister, 1985).

, . , – , . . :” , , “. . , ; , .

, , . , . – , , . , . . , , , . , , .

, . , . , , ( , , , , , ). , , . , . , , , , . .

. , , , , ( ). , , , , . , , , , .

:

“”. , , ” , , , ” (Kelly, 1961, p.220-221). , , , , / . , . , , . , , : ; , . , . , – , , , , , ., , .

:

, : ) ) , . , “” , , – . , . , , , (Kelly, 1958). , ; . , (, ,, , , ) , .

. , , – . , . (, , , ), , , . , , , , : ” , , , , , ” (Kelly, 1969, . 77).

:

” . , , . , , . , , , . . , , , ” (Kelly, 1958, . 50).

, . , “” .

, , ? , .

, , 11 . , , .

, . , : ” , ” (Kelly, 1955, . 46). , , . , , , .

, , . , ( ) . , , – (, ). ” ” , , , , (“” ). , , .

, . ” ” , . , , (Kelly, 1955). , .

“” , . , (), (Kelly, 1955). , ” ” , . , , , . . , , .

, , . .

. : ” , ” (Kelly, 1955, . 55). , , , , , -. “” . , , .

, , . , , ,, , , . , , , . , ” ” , ” “. , . , , !

, , , -. : ” , ” (Kelly, 1965, . 56). , , . , , , , , , ., , .

, : , , . (, .) , () . “-“, , “-“., . -, “”. , , “” , , “”. “” , “”. , “”, “” . “-” “-” “-“. , . . , , , .

, . , , . , , , ., , “-” ( ) “-“. , : “” , “” . , .

: . , , . , , . , : ” , , , ” (Kelly, 1955, .64). , , ( , ), , , . , , , . ” “.

, , . , . , , , , . , , . , , , . , ( ). , , , . , , , , . – , .

, . , . , , , , , , , – , , , . “” “”, “”. , , , ( ) . , , , , (, ). , , , .

, , , , , , . , , , , . , , . ,, ., , , . , , , .

–. . — (–), , .

, , . . , () , . , . , . , , , .

, — , , . , (” , …”) . — , , , . , , , , ; . ,, , , , , , , . , ” “, . , , .

. , . , , . , , , . :” ” (Kelly, 1955, . 72).

, , . , , , , , , . , , , . , , .

, , . , , -. , 10 , , , , . , , , , , .

, , , : ” , “(Kelly, 1955, . 77). , “” , . , , () , , . , . ., , . , , – , . , .

, 21 , “”, . , , . , “-“, . “” -, . , “” .

, . , , , , . , , . , , , . . , .

., , , , , , , . . :” – , , (Kelly, 1955, . 90). , ( ), , ( ). , , , , , . , , .

, , , . , (Kelly, 1962).” “, , , , . , , , (Triandis et al., 1984).

. , , : ” , , , ” (Kelly, 1955, . 95). , , , , . , -, – . , – . , , , . , ” ” , , ( ) .

, , , , – -. , , , . , , .

“”, , , . , (, , , ). ” , , , , “(Kelly, 1955, . 97-98). , , . , , . , , () , . , . , (,-, -, -). , , .

, , . , . , , .

, , . , , (Jankowicz,1987). , , , , , ( , ,, ) . , , ( ) .

, .

, , , -. , , . , . . , , , . , , . 9-1.

  . . . .  
      +      
+            
  +          
          +  
+            
+            
       
       
            +

. 9-1

,  .

. . :

” [] , , , , , , , ” (Kelly,1958, . 58).

, , , , , , , . , . ,, , “-” . , , , , ()., , , , . , , -, , . .

-. . , , , . , , . , , . ” “, .

. . , , , , . , , . , , .

, “” , , “”. “” ” “. , , “” . . ; .

. . , . , ; , , . , , . , .

, , . , , , . , . , , . , .

. . , . , . .

, , . , (). , , . , , , , . , , . , . , , , , . . . , , , .

. , . , , , , . , .

, . , “” , ” ” ; , “” , “” . : , . , , , . , , . . .

. – : ? , . , ! ; ., , , , , . , , – .

. : ? , . , , . , , , (). , , . , , , , , . . , , . , .

. . , , , . , , , . . , , .

: ? , . , ( ), . . ; ; ; , ; ; . ? .

, . , , , , – . . , , : ” , , , ” (Kelly, 1970, .10). , , .

? , 25 (Bonarius, 1965), 100 , , , , . (Duck, Craig, 1978; Higgins et al., 1982; Lord, 1982;Tobacyk, Downs, 1986). , , , . ” “(Role Construct Repertory Test). , , – (Fransella, Bannister, 1977; Neimeyer, Neimeyer, 1981)., , .

” “( -) , (Kelly, 1955). – , , . , – ; , , . , , ., – ,, , . , , .

-, , . 20 30 , (, , ). , . , , . 9-1.

9-1

 
1
2 ,
3 ,
4 , , , , ,
5 , , , , ,
6 () (), , ,
7 , ,
8 , ,
9 , , ,
10
11 , ,
12 , –
13 ,
14 , ,
15 ,

(: Kelly, 1955, .227.)

, , . , , ” , , “. , , , . , , , , “”, , “”. , , “”, “-“. ( 20 30 ) , , . , . , , . – .

(. 9-2). – , , , , , . , , , . 9-2 ( ). , . , . . 9-2, , 9, 10 12 ( “”, “” ” “). , . , , , , . . , , , ” “. ” ” , , . . 9-2, , “”, “”. , ( , ) , . , . , . , , . 9-2 .

() ,      
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ..
              ٧ Ø Ø   O     ٧ 1
O O O                         2    
  O           O         O     3    
        O               O   O 4    
      O         O         O   5    
O         O O                 6    
  O O               O         7    
O   O O                       8    
                      O   O O 9    
        O   O           O     10    
              O     O         11    
                      O O O   12    
  O   O                     O 13    
        O   O   O             14    
O   O               O         15    

. 9-2

-.
(: Kelly, 1955, . 270)

-. – , . , : 1) ; 2) ; 3) ; 4) , , . -. (Kelly, 1961) , . , .

– (Bieri, 1955, 1961). , , , . , , ( ). , ,, ( ). , , , , , . . ( , ). , , , , . , , . . 9-2 , .

9-2

, -. , , , – (Kelly, 1955). , , , , , . , , , , , , . , , , , , , . , , , , , .

, (), , , , . , , , . , , . , ” ” , . , , , , – . , , , .

, – (Bonarius et al., 1980), , , ( ). : , , – ” .

:””

, -, , . , (Epting, 1984, Gottesman,Shields, 1982). , (), (Singer etal., 1978). . , ., . – , .

, (Bannister,Fransella, 1966). . : 1) ; 2) ; 3) ; 4) ;5) ( ); 6) . – . , . , . , . ( ) , , . , ( 1), ( 2), . , , , .

. , . , , , , . , 1 2. , , , ., , . , – .

, , . . . 9-3 . , ( ), , () .

9-3

 
728 1253 1183 1115 1383 933
369 339 390 456 517 524
0,18 0,80 0,73 0,75 0,74 0,73
0,39 0,34 0,34 0,41 0,45 0,47

(: Bannister,Fransella, 1966, p. 98)

, (Bannister, Salmon, 1966), , ( , ) ( – , ). – . ” ” , , . , ” “, 15 (, -, ) (, -, -). , .

, , . , , . . , , (Bannister, 1985) , . , , , . . , . . , , , . , , , , , . . (Bannister et al., 1975), , , .

, , : . . , , . , – , .

(Duck, 1973, 1977, 1979). , , , , , -. , , (Duck,Craig, 1978) , , , , -. . : . , , , . , – , , . , . , , , ” ” . , , , .

, , , , , , . , (Duck, Allison, 1978), . , , . , , . – . , , , , , . , -.

, , . , , . , – , – . , (Neimeyer, 1984), , , , . , , .

– / . ,- , , , , , (Stewart, Stewart, 1982). (Jankowicz, 1987) , . – , , , . , , .

: ,

. , , . , , . , . . ” ” ” “, . ,- , ? , , , .

, -, . : , , .

. ” , , , ” (Kelly, 1955, . 495). , , “”, , , , , , . : , , ; , . , , , . , ” “. , , , , ., , , . , , – . ( – , ) , .

, . , , , , . , , , , .

. , . , , . , , , .. , . , , : ” , , , “(Kelly, 1963, . 228). , ., , , , , , . ,, , . – . , , . , , , (). , , , , , : , .

. , – . , . , , , . , . , , , , .

. , ” , , ” (Kelly, 1955,. 510). , () . , , , ., , , – “” ? , , ” “. , . , , , ! . , , !

. ? : , . : . , . : , , . , . , , , , . , . , . . , , , .

– , . ” , , ” (Kelly, 1955, . 831). . , , , . , . , , . , , , . , , , .

. . . , , , , . , . ? , , “” “”.

, ( , , ). . , , , , . , . , . ” “. .

. , , ( ). . . , , .

, ” “. , . , , , , , , . , , , , , . – .

, (Kelly, 1955), , , : , , .

, , (Epting, 1980). , , , . , . , , , . -, , . , ; ., , , -. , ( ). , , . , , , .

. , , , , . , , . , , , . : , . , , ” , ” (Kelly, 1969, .223).

? , . , :

” , , . , , , ,, – , . . , : ” …”” (Kelly, 1955, . 323).

, . , , . , , . , , , , , , . , , , , , . , “” , , . , , . , .

, , , . . , ,, , . , , , : ” , – . . , . , . , , , “. , , , , , , . , , .

, , . , . , , ,, . , .

? , . , (Epting, 1984). , , , , , , . , , . , , .

, , , . , , , . , , , .

Пейте кофе

Большое количество кофе наносит вред организму, но исследователи выяснили, что кофеин не просто поддерживает человека в бодром состоянии. Он способен помочь сосредоточиться на сложных заданиях, повышает эффективность умственной деятельности, улучшает реакцию. Кофе не сделает человека умнее, этот напиток лишь временно улучшает работу мозга.


Кофе

История возникновения

Зародилось это направление не так давно, в середине 20 века. Исследователи стали интересоваться познавательными способностями индивида и тем, как они функционировали.

В качестве фундаментального акта основы психики человека выделили восприятие. Ученые проводили различные эксперименты для выявления границ способностей разума, внимания, памяти.

История возникновения, зарождения

Основоположниками когнитивной психологии выступают психологи Ф. Хайдер и Л. Фестингер.

Но дальнейшему развитию направления помогла встреча, состоявшаяся в технологическом институте Массачусетса в 1956г.

На ней были рассмотрены вопросы функционирования памяти и формирования языка. Чуть позже был создан Центр когнитивной психологии, который занимался изучением процессов мышления и познания.

Что такое когнитивная психология, откуда она взялась и куда идёт? Узнайте из видео:

к содержанию ↑

Необычный эксперимент

С постепенным спадом доминирования бихевиористских концепций в 1971 году психолог Филипп Зимбардо из Стенфордского университета решается на смелый шаг. Цель исследования: изучить поведенческие особенности человека в жестоких условиях (ограниченной свободе действий и воли, давлении на моральные принципы). Набор добровольцев проводился около месяца, не каждый был готов спокойно отправиться на пытки и подчиняться любым указаниям. В общей сложности отобрали двадцать четыре человека. Дабы соблюсти чистоту эксперимента, кандидатов разделили на две группы. В первую половину вошли охранники, а в другую – так называемые заключенные. В роли главных надзирателей выступили лаборант и помощник психолога, сам Зимбардо стал управляющим этой исследовательской тюрьмы.

Подопытные были «арестованы» в их домах под вымышленными предлогами и под руководством полиции местечка Пало Альто. Заключенных перевезли на огражденную территорию, обработали, присвоили номер и заключили в отсеки. С первых минут ученый начал фиксировать психические реакции участников эксперимента и наблюдать за их поведением.

Изначально эксперимент был рассчитан на две недели, но завершился уже через шесть дней в связи с тем, что все быстро вышло из-под контроля. Над «заключенными» издевались, унижали и даже применяли физическое насилие. «Охранники» быстро вжились в роль и стали проявлять садистские наклонности, лишая узников сна, заставляя подолгу держать руки на весу и т.п. У многих «заключенных» уже на третий день эксперимента наблюдалось сильное эмоциональное расстройство и чувство подавленности.

Значительным итогом эксперимента можно считать книгу Ф. Зимбардо под названием «Эффект Люцифера» (2007 г.), в которой он описал эффект когнитивного диссонанса (конфликт эмоциональных реакций в сознании человека) и свойственную для человека покорность перед явным личностным авторитетом. Особое внимание уделялось влиянию общественного мнения и степени государственной поддержки, которые могут оправдывать или отвергать взгляды индивида.

Таким был самый яркий эксперимент в области когнитивной психологии. По этическим соображениям больше никто не принимал аналогичных попыток повторить опыт.

Свойства внимания

  • Концентрированность — степень сосредоточенности сознания на конкретном объекте. Внимание человека может очень ненадолго привлечь звуковой, тактильный или зрительный раздражитель, например звонок телефона или другое внезапное событие, но затем он возвращается к выполняемой в настоящий момент задаче или больше не обращает внимания на действие этого стимула.
  • Устойчивость — способность на протяжении относительно длительного периода времени концентрировать внимание на выполнении задачи. Например, моющий посуду человек с устойчивым вниманием будет делать это до тех пор, пока не вымоет последнюю тарелку. Но если он утратит фокус, то может бросить дело на полпути и заняться чем-то другим. По мнению ученых, большинство взрослых людей и подростков не способны концентрироваться на одной задаче дольше двадцати минут — как правило, они постоянно отвлекаются, а потом снова возвращаются к делу. Такая особенность внимания не позволяет им концентрироваться на довольно продолжительных видах деятельности, например просмотре фильма.
  • Распределенность — способность распределять внимание сразу на несколько объектов. Это свойство влияет на объем обрабатываемой мозгом информации и имеет определенный предел.
  • Избирательность — способность концентрироваться на существенной информации и одновременно отфильтровывать неважную. Например, на шумной вечеринке человек способен поддерживать беседу с одним или несколькими собеседниками несмотря на то, что его органы чувств бомбардирует множество сенсорных раздражителей.

Связь с нейробиологией

Изучением поведенческих процессов в более широком смысле занимается нейробиология. Сегодня эта наука развивается параллельно и активно взаимодействует с когнитивной психологией. Кратко она затрагивает психический уровень, и больший акцент делает на физиологических процессах в нервной системе человека. Некоторые ученые даже прогнозируют, что в будущем когнитивное направление может быть редуцировано к нейробиологии. Препятствием этому окажутся только теоретические расхождения дисциплин. Когнитивные процессы в психологии, кратко говоря, более абстрактны и иррелевантны к воззрениям нейробиологов.

когнитивная психология келли кратко

Современные перспективы

Современные взгляды на когнитивную психологию обычно рассматривают познание как теорию двойственного процесса, изложенную Дэниелом Канеманом в 2011 году. Канеман больше различал два стиля обработки, называя их интуицией и рассуждением. Интуиция (или система 1), аналогичная ассоциативному мышлению, была определена как быстрая и автоматическая, обычно с сильными эмоциональными связями, включенными в процесс мышления. Канеман сказал, что такого рода рассуждения основаны на сложившихся привычках и их очень трудно изменить или манипулировать. Рассуждение (или система 2) было медленнее и гораздо более изменчиво, будучи подверженным сознательным суждениям и взглядам.

Когнитивный подход: краткая характеристика

Ученых-когнитивистов очень интересует сознательное поведение человека. Именно оно становится основным предметом исследования научного направления. Но делается это с определенной точки зрения, чтобы как можно лучше раскрыть основные задачи, поставленные психологией.

Когнитивный подход позволяет понять, как именно человек воспринимает, расшифровывает и кодирует информацию, извлекаемую из окружающего мира. Так с помощью данного подхода раскрывается процесс сравнения и анализа полученных данных. В дальнейшем они помогают принимать решения и создавать поведенческие схемы.

когнитивная психология и ее представители у найссер

Другие основоположники когнитивной психологии

К числу основоположников когнитивной психологии также относятся Хайдер (теория когнитивного баланса) и Фестингер (теория когнитивного диссонанса).

Сущность теории когнитивного баланса Хайдера состоит в следующем. Человек стремится к правильному согласованному мнению об окружающем мире. Для достижения такого мнения человек определяет ту или иную основную концепцию (так называемый центр каузальной природы мира), исходя из которой толкует все происходящие события. Данная концепция выступает как ядро, на котором концентрируется внимание человека и вокруг которого все остальные события воспринимаются как поверхностные, менее значимые.

Сущность теории когнитивного диссонанса Фестингера заключается в том, что человек стремится к согласованной картине мира, и поэтому каждая новая информация, прежде чем быть усвоенной, должна найти свои связи в когнитивной системе этого человека. Если информация противоречит усвоенной системе понятий и образов, возникает существенное психологическое напряжение, называемое когнитивным диссонансом. Когнитивный диссонанс сопровождается возникновением защитных мотивов, направленных на снятие психологического напряжения и приведение новой информации в соответствие с уже имеющейся.

Причины возникновения диссонанса

Как вы уже поняли, избежать этого состояния невозможно. К тому же причин его появления крайне много:

  • логическая непоследовательность;
  • несоответствия в поведении с образцами, принятыми за эталон;
  • противоречие ситуации прошлому опыту;
  • возникновение нарушений в привычной схеме когнитивного поведения.

Любой пункт списка может серьезно повлиять на поведение человека, который начинает активно искать пути выхода из неприятного для него состояния. При этом он рассматривает несколько возможных алгоритмов решения задачи.

Частные случаи лечения

Расстройств личности

Когнитивный психотерапевт вынужден работать с образным мышлением больных, которые живут в мире своих иллюзий и круг общения которых — несуществующие люди. Цель — постепенное возвращение его в реальность с помощью родных, близких, гипноза, всевозможных техник и методик КПТ.

Зависимостей

Здесь максимально эффективной считается «карта целей». Она наглядно показывает больному, что то искусственное удовольствие, к которому он стремится, носит краткосрочный характер и уничтожает более перспективный во времени комфорт от жизни.

Новый этап исследования

Американский нейрофизиолог, врач и психолог Карл Прибрам, сотрудничая с известным исследователем в поведенческой психологии Карлом Лешли, разработал голографическую модель функционирования психики человека, которая привела к уникальному открытию. Память не сосредоточена в отдельных участках мозга, а распределена по всем отделам. Это открытие произвело переворот в когнитивной психологии, так как раньше считалось, что именно серединные доли мозга отвечают за восприятие и хранение информации. Теория и результаты опытов Прибрама не признаны полностью, но косвенно подтверждаются большинством последующих экспериментов.

Когнитивизм: положения

Основные положения когнитивной психологии довольно просты и понятны даже человеку, далекому от науки. Примечательно, что главная цель данного направления заключается в нахождении объяснений человеческого поведения с точки зрения познавательных процессов. Ученые делают акцент не на заложенных чертах характера, а на опыте и знаниях, приобретенных в результате сознательной деятельности.

Основные положения когнитивной психологии можно представить в виде следующего списка:

  • изучение чувственного процесса познания мира;
  • исследование процесса присваивания людьми определенных качеств и характеристик другим индивидам;
  • изучение процессов памяти и создания определенной картины мира;
  • понимание бессознательного восприятия событий и так далее.

Мы решили не перечислять все положения данного научного течения, а выделили только основные. Но даже после их изучения становится понятно, что когнитивизм с разных сторон изучает процессы познания.

Когнитивные стратегии для решения задач

Задачи бывают хорошо и плохо структурированные. Для задач первого типа характерны четкие цели и предельно ясные пути решения, препятствия, которые легко идентифицировать на основе имеющейся в распоряжении информации. Для решения плохо структурированных задач нет простых способов или формул. Чтобы определить, понять и решить такие задачи, необходимо провести специальное расследование.

Поскольку плохо структурированные задачи невозможно решить по простой формуле, нужно собрать и проанализировать достаточно большое количество информации. Тем не менее в подобного рода задачах часто бывает легко выделить хорошо структурированные более мелкие задачи. Для решения стоящей проблемы может потребоваться комбинация разных стратегий. Исследователи выявили более пятидесяти различных стратегий для решения задач. Перечислим наиболее распространенные:

  • «Мозговой штурм». Составляется список всех предложенных вариантов без предварительной оценки, а затем каждый анализируется и выбирается один – наиболее перспективный.
  • Аналогия представляет собой использование варианта, эффективность которого доказана при решении похожих проблем.
  • Разбиение на части. Сложная, большая задача делится на ряд более простых и менее трудных.
  • Проверка гипотезы. Исходя из имеющихся данных вырабатывает – ся гипотеза и собирается дополнительная информация с целью проверки гипотезы.
  • Метод проб и ошибок. Опробуются случайные решения до тех пор, пока не будет найдено нужное.
  • Исследование представляет собой адаптацию и применение существующих идей, выработанных ранее для решения похожих проблем.
  • Анализ средств и цели. В каждой итерации решения задачи совершаются оптимальные действия, позволяющие приблизиться к конечной цели.

Методология

Практически любое исследование в рамках когнитивной психологии должно в первую очередь включать в себя лабораторный эксперимент. При этом выделяется ряд установок, чаще всего они состоят из трех компонентов:

  • все данные выделяются из ментальных образований;
  • поведение является следствием познания и опыта;
  • необходимость рассматривать поведение как нечто целостное и не расчленять его на составляющие элементы.

когнитивно поведенческая психология

Заслуги когнитивной психологии

Несмотря на ряд ограничений и недостатков когнитивной психологии, ее представителями получено много важных данных, делающих более понятным процесс познания в целом, и установлено немало закономерностей отдельных познавательных процессов. Кроме того, убедительно показана взаимосвязь различных познавательных процессов. В когнитивной психологии разработано большое количество методик экспериментального исследования познавательных процессов.

Способы улучшения

Когнитивное развитие можно улучшать и тренировать всю жизнь. Для этого необходимо:

  • Заботиться о здоровье, которое очень много значит и напрямую связано с когнитивными процессами;
  • Использовать технологические достижения, такие как игры на интеллект. Они позволяют производить мозговое тестирование;
  • Отмечать свои успехи;
  • Развивать мышление критического плана;
  • Читать.

Все описанные процессы действительно можно существенно улучшить, достигнуть этого не слишком сложно при должном внимании и занятиях.

Понятие

Под когнитивной психологией понимают раздел психологии, осуществляющий исследование познавательных процессов, которые происходят в сознании индивида.

Ее сущность состоит в изучении человека в качестве своеобразного компьютера, в основе работы которого стоит мышление и разум.

Он воспринимает различные сигналы, поступающие из внешнего мира, воспринимает и преобразует их в информацию, обрабатывает, анализирует и упорядочивает ее.

Предметом когнитивной психологии выступает исследования таких элементов, как воображение, сознание, внимание, память, ощущение, а также прочие мыслительные процессы.

Возможные причины

Когнитивные нарушения, как и любой патологический процесс в организме, не возникает на ровном месте. Чаще всего имеют место быть нейро-дегенеративные заболевания, патологии сосудов головного мозга, инфекционные процессы, травмы, злокачественные новообразования, наследственные и системные заболевания.
Одним из самых распространенных факторов возникновения когнитивных нарушений можно считать атеросклеротические изменения сосудов и артериальную гипертензию. Нарушение трофики тканей головного мозга часто приводит к структурным изменениям или даже гибели нервных клеток. Особенно опасны такие процессы в местах связей коры головного мозга и подкорковых структур.

Отдельно следует говорить о болезни Альцгеймера. Когнитивные нарушения при этой патологии являются ведущим симптомом и значительно снижают качество жизни самого пациента и его родственников. Основным проявлением является деменция, нарушение кратковременной и долговременной памяти и узнавания.

Как проходят консультации

Среди психологов можно найти представителей разных школ, каждый из них будет иметь свои особенности. В когнитивном направлении принято отталкиваться от мыслей и действий клиента.

Задача специалиста – выработать максимальную степень осознанности

Задача специалиста – выработать максимальную степень осознанности

Основное положение терапии – помочь клиенту сделать поведение результативным. Поэтому когнитивная психология востребована среди менеджеров, продавцов и т.п. На сеансе специалист будет детально объяснять, откуда взялась та или иная проблема, пути ее решения.

Важно! Клиент сам определяет содержание встреч.

Между сеансами обязательно дается домашнее задание: это упражнения, надобность вести дневник наблюдений и другие. Психолог не будет ругать за невыполнение, но без него замедлится терапия.

Специалист понятными словами объясняет техники релаксации, расслабления и отвлечения. С их помощью клиент снижает уровень стресса и нервного напряжения. Психологические приемы позволяют беречь силы организма.

Когнитивная терапия эффективно учит справляться с фобиями, кардинально меняет поведение личности. Ее иногда совмещают с арт-терапией или транзактным анализом – это позволяет затрагивать разные механизмы психики.

Когнитивная психология дает человеку возможность правильно проводить презентацию себя. Специалист показывает, как справляться с негативными ситуациями, что делать при панической атаке или тревожности. Дополнительно разрабатываются упражнения для того, чтобы улучшить работу памяти и мышления.

Каковы последствия?

Представление — это часть процесса восприятия. Восприятие не только ментальный процесс, в нем принимает участие всё тело. Вернее, мир и наше восприятие активно создают друг друга во взаимодействии. Если восприятие — часть одной динамичной системы со средой, то восприятие можно рассматривать еще и как культурный процесс, ведь среда бывает не только природная. Французская исследовательница Катрин Малабу в своей книге «Что нам делать с нашим мозгом?» доказывает, что мозг не машина. Он пластичен, а потому легко поддается влиянию среды. Социальная среда влияет на наш мозг, выстраивая его по своим законам. И для Малабу это имеет политические последствия.

Полезное видео

В видео кратко рассказано о том, что такое когнитивная психология и чем она отличается от других направлений психологии.

Автор статьи

Приветствую! Меня зовут Анастасия и я хорошо разбираюсь в психологии семьи, возрастной психологии, клинической психологии и психосоматике.

Как организована память

Мы способны извлекать воспоминания из долговременной памяти и использовать запомнившуюся информацию при взаимодействии с другими людьми, принятии решений и решении проблем. По сей день остается загадкой, как именно организована информация, однако ученые уже выяснили, что воспоминания объединяются в группы в результате кластеризации. В ходе этого процесса данные делятся на категории, благодаря чему намного проще запоминаются. Посмотрите, например, на следующую группу слов:

  • Зеленый
  • Стол
  • Земляника
  • Голубой
  • Стул
  • Банан
  • Персик
  • Оранжевый
  • Диван

Теперь, не подглядывая, попробуйте записать слова из списка. Ваша память наверняка сгруппирует их в три разные категории: цвет, фрукты и мебель.

Если что-то вертится на языке…

Современные исследования позволяют предположить, что чем больше времени вы сосредоточенно тратите на то, чтобы вспомнить, что вы только что хотели сказать, тем менее вероятно, что вам это удастся, и более вероятно, что это же слово еще раз выскользнет у вас из головы в будущем.

Память играет в человеческой жизни чрезвычайно важную роль. Жизненный опыт и отношение к окружающему миру в огромной мере зависят от нашей памяти – как кратковременной, так и долговременной. К сожалению, несмотря на то что сегодня наука далеко продвинулись в понимании этой темы, истинная природа памяти по- прежнему остается для нас загадкой.

* Российская психология выделяет четыре процесса памяти: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание. Прим. ред.
** В психологической литературе чаще встречаются другие оценки. Так, длительность визуальной сенсорной памяти обычно оценивают не более чем в 100 мс. Прим. ред.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты

Критика

В первые годы когнитивной психологии бихевиористские критики считали, что преследуемый им эмпиризм несовместим с концепцией внутренних психических состояний. Когнитивная нейробиология, однако, продолжает собирать доказательства прямой корреляции между физиологической активностью мозга и предполагаемыми психическими состояниями, подтверждая основы когнитивной психологии.

Некоторые наблюдатели предполагают, что, когда когнитивная психология стала движением в течение 1970-х годов, запутанность явлений и процессов, которые она изучала, означала, что она также начала терять сплоченность как область исследования.

Когнитивный диссонанс: определение

Стремление индивидуума к внутренней гармонии и переживаемый в этот момент дискомфорт в психологии называется «когнитивный диссонанс». Его испытывает в разные периоды жизни каждый человек.

Возникает он в результате противоречий между знаниями о ситуации и реальностью либо знаниями и поступками личности. При этом когнитивная картина мира нарушается, и возникает тот самый дискомфорт, толкающий человека на ряд поступков, чтобы вновь войти в состояние гармонии с собой.

когнитивная психология положения

Слепота невнимания и эксперимент с невидимой гориллой

Феномен слепоты невнимания, или перцептивной слепоты, наглядно показывает, что происходит при перегрузке мозга ощущениями. Суть его состоит в том, что человек часто не замечает очевидного, даже если оно находится прямо у него перед глазами. Таким видом слепо — ты время от времени страдают все, так как замечать все визуальные стимулы просто невозможно.

Существование данного феномена подтверждает один известный эксперимент, проведенный американским исследователем Дэниелом Саймонсом. Его участникам показывали короткое видео, в котором две группы людей (одни в белых футболках, другие в черных) перебрасывались баскетбольными мячами, и просили подсчитать, сколько бросков сделала одна из команд. Пока две группы перебрасывались мячами, в центре спортзала появлялся человек в костюме гориллы. Он стучал кулаками по груди и преспокойно удалялся из поля зрения. После просмотра испытуемых спрашивали, заметили ли они что-нибудь необычное, и около 50 процентов людей отвечали отрицательно. Опыт весьма убедительно доказывает, что то, что попадает в поле нашего зрения, в значительной мере зависит от внимания.

Теория Альберта Бандуры

Еще до появления когнитивной психологии ученый Альберт Бандура разработал теорию, которая сейчас легла в основу научного направления. Теория основывается на том, что основные познания об окружающем мире возникают в процессе наблюдения.

Бандура утверждал в своих трудах, что в первую очередь социальная среда дает личности стимул для роста. Из нее черпаются знания и выстраиваются первые цепочки, которые в дальнейшем будут выступать в роли регулятора поведения.

При этом благодаря наблюдениям человек может предугадать, каким образом его действия скажутся на других людях. Это позволяет самому регулировать себя и менять модель поведения в зависимости от той или иной ситуации.

В данной теории знания и способность к саморегуляции являются превалирующими по отношению к интуиции и заложенными от природы инстинктами. Все перечисленное как нельзя лучше перекликается с основными положениями когнитивизма. Потому самого Альберта Бандуру часто причисляют к основателям нового направления в психологии.

Когнитивная психология – это очень интересное научное течение, которое позволяет лучше понять человека и мотивы, побуждающие его поступать в соответствии с теми или иными правилами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...