ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОБЩЕНИЯ: ИМПЕРАТИВНОЕ, МАНИПУЛЯТИВНОЕ И ДИАЛОГИЧЕСКОЕ

Содержание
  1. Общение — это…
  2. Творческий процесс
  3. 2. ОБЩЕНИЕ – это
  4. Основы психологии общения: кратко
  5. Цель и смысл общения: какую роль оно играет в жизни человека
  6. Зачем оно человеку: краткий ответ
  7. Описание моделей общения
  8. Развитие общения
  9. 10. Виды речи. Внутренняя и внешняя речь. Письменная, устная и аффективная речь. Монологическая, диалогическая и полилогическая речь.
  10. Раздел «Физиология сенсорных систем»
  11. Речь человека и коммуникация у животных
  12. Насколько важно уметь слышать собеседника?
  13. Языковые инструменты и средства общения
  14. Стили общения
  15. Влияние общения на жизнь человека
  16. Особенности социальных контактов человека
  17. 9. Цели общения (то ради чего возникает данный вид активности)
  18. Правила делового разговора: о чем нельзя говорить во время переговоров
  19. Три стороны общения
  20. Механизмы
  21. 11. Длительность общения
  22. 12. Законченность темы
  23. Понятие общения и его роль в развитии человечества
  24. 13. Три уровня анализа общения (Б. Ф. Ломов, 1984)
  25. Общение как межличностное взаимодействие
  26. Искусство коммуникации
  27. Чуткость
  28. Наблюдательность
  29. Память
  30. Широкий кругозор
  31. Стратегии
  32. Классификация
  33. Вопрос 2
  34. Структура коммуникативного акта
  35. 16. Виды общения
  36. 18. Виды общения

Общение — это…

Общение – это связь между людьми, во время которой появляется психологический контакт. Он проявляется во взаимовлиянии, -понимании, -переживании, и в обмене информацией, мыслями, идеями, эмоциями.

В современном мире значительно увеличились масштабы данных, которые нужно срочно передать кому-то. Поэтому возрастает интенсивность и важность общения, а вместе с этим – и способы для воплощения (мессенджеры, видеозвонки и т.д.).

Общение в психологии – это 3 важных аспекта, которые переплетаются между собой:

  1. Цель – это причина, из-за которой возникает контакт и передача информации. Животные, которые тоже общаются, могут передавать сигнал тревоги, чтобы предупредить, что где-то рядом есть опасность. Или для примитивного привлечения полового партнёра. Таким образом, удовлетворяют свои биологические потребности. Что касается человека, то коммуникации могут быть культурными, социальными, эстетическими, творческими, познавательными — для роста и развития личности.
  2. Содержание – это данные, которые передаются во время коммуникации. В животном мире это, например, информация о том, что рядом есть еда.

    Тукан

    У людей же объект разговора может быть самым разным. Может включать в себя навык или опыт, чувства, которые передают друг другу.

  3. Средства – это способ передачи информации. Поскольку общение – это не только слова и использование языка (что это такое?), письменности. Сигналы можно передавать и с помощью запахов, визуального компонента, или прикасаясь к другому человеку.

Творческий процесс

Диалогическое общение – это постоянный творческий процесс, связанный с взаимным раскрытием, пониманием, а также принятием другого взгляда на определенные вещи. Собеседники занимают такую позицию по жизни, которую Бахтин трактовал как «вненаходимость». Это позиция отсутствия прагматического интереса и бескорыстности в отношении собеседника.

Диалог стоит рассматривать как разновидность общения, где дух целого появляется и начинает прокладывать себе дорогу через различия реплик. В беседе согласие можно достичь без явно выраженной гегемонии единого голоса. Под диалогическим текстом нужно понимать полифонический текст, иными словами, «хор голосов». Интересно знать, что самым близким к идеальной форме полифонического текста в отечественной литературе Бахтин отмечал творчество Ф. Достоевского.

2. ОБЩЕНИЕ – это

сложный, многоплановый процесс

установления и развития контактов между людьми,

порождаемый потребностями совместной

деятельности, включает в себя обмен информацией,

выработку единой стратегии взаимодействия

и понимание партнера.

осуществляемое знаковыми средствами

взаимодействие субъектов, вызванное

потребностями совместной деятельности и

направленное на значимое изменение в состоянии,

познании и личностно-смысловых

образованиях партнера.

Основы психологии общения: кратко

Категория общения в психологии рассматривается особенно подробно, поскольку данный процесс оказывает наибольшее влияние на индивида и социум в целом. Психологами рассматриваются методы, средства, способы коммуникации и их эффективность.

Главная задача — понять механизмы речевого взаимодействия и выработать на их основе результативные техники, помогающие людям налаживать контакт и достигать совместных целей.

к содержанию ↑

Цель и смысл общения: какую роль оно играет в жизни человека

Общение — основа социального взаимодействия. С его помощью индивид:

  • получает необходимую информацию;
  • устанавливает межличностные отношения;
  • участвует во всех видах взаимодействия.

Цель разговора — установить связь между людьми. Обмениваясь информационными сообщениями, индивид получает возможность изучить взгляды собеседника, определить, подходит ли он для установления более личной формы отношений.

Зачем оно человеку: краткий ответ

Общение является одним из основных инструментов взаимодействия между людьми. Люди — существа социальные, и диалог — лучший способ договариваться между собой. С помощью общения реализуется несколько важных функций:

  1. Зачем оно человеку: краткий ответ на вопрос
  2. Поиск новой информации, позволяющей ориентироваться в окружающем мире.
  3. Передача полученного практического опыта (через устную или письменную речь).
  4. Ознакомление с опытом других людей (через чтение их трудов или через диалог).
  5. Воспитание.
  6. Умение сотрудничать, договариваться, искать компромиссы.
  7. Приятное времяпрепровождение — беседа с единомышленниками, коллегами, родственниками (реализуется первичная потребность в коммуникации).

к содержанию ↑

Описание моделей общения

Понятие общения: формы, виды, функцииСтруктура общения обуславливает модели общения. Одни люди более общительны, любят бывать в компаниях и могут часами говорить ни о чем, а другие закрыты, предпочитают внутренние диалоги внешним, разговаривают мало и только по делу.

Общительность как черта характера развивается, можно совершенствовать коммуникативные навыки, способность объективно воспринимать людей и эффективно с ними взаимодействовать.

Модели общения, как правило, формируются еще в детстве или перенимаются от родителей. Также модели общения могут быть обусловлены спецификой занимаемой должности и даже являться признаком профессиональной деформации личности (например, учительница общается с родными, так же как и с учениками).

МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ:

«Монблан». Отстраненный, холодный собеседник

Основное внимание уделяет коммуникативной стороне взаимодействия, интеракции ему неинтересны.
«Китайская стена». Считающий себя выше и значительнее остальных человек

Воспринимает окружающих менее успешными/красивыми/умными людьми, из-за чего взаимодействовать с ним непросто.
«Локатор». Человек, выбирающий узкий круг друзей. Часто ему достаточно одного любимого человека или близкого друга.
«Тетерев». Очень необщительный человек, создающий лишь видимость коммуникации и интеракции. В то же время структура внутреннего общения Тетерева с самим собой сохраняется и перенасыщается диалогами и самоанализом.
«Гамлет». Для этой модели типа общения необычайно важна социальная перцепция. Он старается произвести наилучшее впечатление, оттого часто играет на публику.
«Робот». Этот человек разговаривает и действует «сухо», неэмоционально, всегда знает что, когда и почему нужно или не нужно делать.
«Эгоист». Человек говорит только о себе, все его действия направлены на получение личной выгоды.
«Союзник». Наилучшая форма и вид общения, так как оно двустороннее. Собеседники заинтересованы в продуктивном взаимодействии, учитывают личность, стремятся понять друг друга и договориться.

Развитие общения

диалогическое и монологическое общение

Рассмотрим развитие диалогического общения детей и взрослых. Под развитием диалога следует рассматривать в первую очередь развитие самосознания в личностном плане и на основе этого – способности не только слушать, но и слышать собеседника.

Развитие дошкольника в отношении речи включает такой термин, как умение вести диалог, иными словами, общаться с окружающими. При общении реализуется первоначальная и основная функция речи – коммуникативная.

Формирование и последующее развитие диалогической формы общения считается одной из текущих задач роста ребенка в личностном плане. Это направление в педагогическом взаимодействии происходит в рамках взаимного дополнения следующих образовательных сфер: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

10. Виды речи. Внутренняя и внешняя речь. Письменная, устная и аффективная речь. Монологическая, диалогическая и полилогическая речь.

Внешняя речь включает в себя: устную (диалогическую, монологическую, полилогическую, аффективную).

Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.

Под аффективной речью имеются в виду восклицания, междометия или привычные речения.Полилогическая речь (полилог) или групповая речь, представляет собой форму осуществления речевой деятельности, объединяющую в себе компоненты диалогической и монологической речи. Полилог («многоголосие») реализует коллективную форму массовой коммуникации; он активно используется при проведении различных общественных и культурно-массовых мероприятий.

Устная речь — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно.

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

16 Раздел «Физиология сенсорных систем» Сенсорная система (анализатор), ее принципиальное строение. Рецептивная поверхность органа чувств. Принципы классификации рецепторов. Сс-комплекс нервных структур, обеспечивают восприятие и анализ сенс инф из внеш и внутр среды организма. Строение сс – 3 отдела: периферический(рецептор, орган чувств), проводниковый (афф волокна, ганглии и нц-проведение и …

В обыденной жизни преобладает устная речь, ее считают ведущей. Но постепенно все большее влияние на устную речь начинает оказывать письменная. Письменная речь – речь подготовленная.Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником.

Внутренняя форма речи

Выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

11. Невербальные средства общения. Паралингвистическая система знаков.

Невербальная коммуникация включает: Визуальные виды общения — это жесты (кинетика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами. Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.).

Тактильная система (такесика) (прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).

К паралингвистической системе знаков («пара» — находящийся рядом, возле) относятся диапазон, тональность, тембр голоса.

Тон голоса — особо ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Чувства выражаются независимо от значения слов. Энтузиазм, радость, недоверие обычно передаются высоким голосом. Гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и. высоты звуков. Печаль, горе, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

5 стр., 2252 слов

Речь человека и коммуникация у животных

… многие высшие животные обладают развитой системой коммуникаций, по многим своим функциям напоминающей речь человека. Высшие животные (обезьяны, … развития у человека речи, как средства общения. Для многих животных речь является не только системой эмоционально-вы­разительных реакций, … По мнению критиков, жесты обезьян – вовсе не знаки, а простое подражание исследователям, то самое «обезьянничанье», …

Насколько важно уметь слышать собеседника?

Полноценный разговор невозможен без умения слушать собеседника. Общение всегда представляет собой последовательный обмен информацией. Структура разговора невозможна без четкой последовательности. Каждый последующий обмен репликами формируется на основании предыдущих. Без умения услышать информацию, поданную собеседником, невозможно установить доверительный контакт.

Языковые инструменты и средства общения

Языковые средства общения составляют основу любого коммуникационного акта. К ним можно отнести следующие:

  • говорение – использование языкового навыка чтобы сообщить кому-то определенную информацию;
  • слушание – способность к восприятию звучащей речи и извлечению из нее необходимых сведений;
  • письмо – фиксация информации на бумажных или электронных носителях для личного пользования или передачи третьим лицам;
  • чтение – восприятие данных, зафиксированных в письменной или печатной форме.

Стили общения

В психологии общения выделяют несколько стилей:

  • Ритуальное общение — общение, при котором главной задачей является поддержание отношений с окружающими людьми. В реальном общении существует множество так называемых «ритуалов» – ситуаций, когда человек ведет себя строго определенным образом. От него требуется лишь знание о том, как вести себя в каждом конкретном случае. Например, приветствие знакомых или незнакомых людей, разговоры о погоде и о бытовых проблемах — все это элементы ритуального общения.
  • Манипулятивное общение — это общение, которое сводится к тому, что один из участников коммуникации манипулирует другим, т. е. Один из участников является средством достижения определенной цели. Но не стоит полагать, что такое общение носит лишь негативный характер. Профессиональное общение, общение с целью обучения носит манипулятивный характер. Для того, чтобы успешно справиться с такого рода коммуникацией, необходимо знать цели собеседника, а также законы и технику манипулятивного общения.
  • Гуманистическое общение — это скорее личное общение, которое предполагает понимание и сочувствие. Невозможно определить какую-то единственную цель гуманистическиго общения. Примером такого общения может служить разговор врача и пациента, педагогическое общение и другое.
  • Авторитарное общение — подразумевает властное общение одного из участников коммуникации. Им не поощряется инициатива собеседников, свою точку зрения он считает единственно правильной.
  • Демократическое общение — для этого стиля характерно поощрение инициативы участников беседы, обращение внимания на интересы и цели всех участников коммуникации.
  • Либеральное общение. Люди, которые придерживаются этого стиля в общении довольно безынициативны, «плывут по течению», идут на уступки другим участникам коммуникации.

Особенно тщательно подбирать стиль общения нужно, работая над психологией общения с клиентом – сделать это можно на нащих онлайн-курсах.

Влияние общения на жизнь человека

Внешний мир постоянно воздействует на личность человека. Содержание общения – это продукт, передаваемый в процессе межличностной или групповой коммуникации. Содержание общения оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на психику.

Например, если взрослые строят педагогическое взаимодействие со своим воспитанником в спокойном, размеренном стиле, то ребенок будет отличаться уравновешенностью, рассудительностью, уверенностью в себе. В случае, когда ребенок постоянно находится в истошном и беспокойном окружении, то он вырастет неуравновешенной личностью, склонной к истерии.

Общение родителей и детей

Позитивная структура коммуникации с партнером – это целая наука, которая поможет достичь основных целей общения без стрессов.

Можно назвать несколько кратких правил позитивной коммуникации:

  • Налаживание визуального контакта. Слова, конечно, очень важны, но открытый и прямой взгляд убедит собеседника в искренности намерений. В то время как скучающий и бегающий взор заставит усомниться в честности и добросовестности человека.
  • Использование жестов должно быть оправданным в зависимости от цели и стиля общения (жесты, уместные на отдыхе в компании с друзьями, будут выглядеть нелепо на официальной встрече).
  • Общение строится в форме диалога (полилога), а не монолога. Если задают вопрос, то сначала выслушивают ответ, только потом высказывают свое отношение к обсуждаемому вопросу (монологическая речь приемлема во время лекций, докладов и выступлений).
  • Чрезмерные жалобы и упреки делают общение токсичным.
  • Не всегда собеседник готов воспринять правдивую информацию, поданную в прямой и безапелляционной форме, поэтому нужно тщательно продумывать целесообразность передачи сведений и выбирать форму подачи материала.

Важно! Правило «человек имеет 2 уха и 1 рот» значит, что нужно больше слушать, чем говорить, чтобы считаться у окружающих приятным собеседником.

Виртуальное общение

Во все времена роль общения в развитии личности была колоссальной. В современном обществе человеку, наверное, сложнее найти уединение, чем страдать от недостатка общения, которое из непосредственного все больше переходит в дистанционную форму. Виртуальное общение – прекрасное изобретение человечества, облегчающее общение с людьми на большом расстоянии друг от друга и быстро решающее многие задачи общения.

Психологи уже отмечают и негативные последствия такой коммуникации: долгая коммуникация в социальных сетях или по телефону усложняет непосредственное общение. Людям, которые находят много тем для телефонных разговоров, при непосредственной встрече оказывается не о чем поговорить. Кроме того, виртуальное общение не накладывает такой ответственности на партнеров, как непосредственное (к примеру, так называемый «троллинг», когда высказываются негативные или даже оскорбительные комментарии на любое событие, чаще всего оказывается безнаказанным, а в непосредственном общении подобные слова будут жестоко осуждены), что тоже отрицательно влияет на психику.

Если взрослый человек – это уже сформировавшаяся личность, которая хорошо знает о подводных камнях виртуального общения, то для неустойчивой психики ребенка или подростка такой вид коммуникации может оказаться губительным. Не зная ценности непосредственного общения, ребенок с головой уходит в виртуальное пространство, где он видит свою значимость, знает правила общения, принятые в принимающем его сообществе.

Врачи не зря призывают ограничивать время работы ребенка с современными гаджетами – это не только влияет на физическое здоровье детей, но и провоцирует появление одной из самых трудноизлечимых зависимостей – компьютерной. Задача взрослых – не только материально обеспечивать свое чадо, но и показать красоту непосредственного общения, указать на опасности виртуального мира и его отличие от действительности. Отечественные педагоги-психологи отмечают, что в дети с компьютерной зависимостью не представляют, как относиться к сверстникам в классе, отстают по многим предметам, раздражительны и не уравновешены.

Позитивное общение со сверстниками

Педагогика представляет много схем общения с воспитанниками, способствующих правильному формированию коммуникативных навыков.

Таким образом, общение – неотъемлемый компонент жизни человека в социуме. Оно влияет на характер, личность и качество жизни человека. Первоначальные навыки общения формируются еще в младенческом возрасте, затем развиваются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Особенности социальных контактов человека

социальные контакты
Современная наука смогла выделить три типа людей. Каждый тип имеет свои особенности в общении и понимании собеседника, а также использует различные способы донесения информации до него.

Они бывают следующими:

  1. Гибкий тип — человек легко подстраивается под эмоциональный фон своего собеседника и находит нужный стиль общения, который позволит ему просто и быстро донести идеи и мысли. Такие люди адекватно оценивают обстановку, причем делают это практически мгновенно.
  2. Ригидный тип — человек испытывает сложности в общении. Подобным людям непросто понимать своего собеседника и делать быстрый анализ происходящего в диалоге. Из-за этого возникают трудности в выборе правильного типа поведения и стиля общения в большинстве ситуаций.
  3. Переходной тип — объединяет в себе обе черты сразу. Такие люди не всегда способны понять, с кем именно они ведут диалог и как развивать его в правильном направлении. Очень многое зависит от конкретной ситуации.

От выбора стиля общения зависит восприятие речи окружающими. Стиль должен вписываться в ситуацию и быть корректным для нее.

Особенно различия в стилях общения стали заметны в деловой среде, в тех организациях, где коммуникация сотрудников и руководителя играет ключевую роль.

9. Цели общения (то ради чего возникает данный вид активности)

Деловое

Педагогическое

(достижение цели

деятельности)

(передача знаний,

умений, навыков)

Познавательное

Общение ради

общения

(приобщение к

ценностям, информации)

(цель – пообщаться)

Правила делового разговора: о чем нельзя говорить во время переговоров

Особенность делового разговора требует соблюдения принципов:

  • дозированность информации;
  • целесообразность;
  • кооперативность;
  • правдивость информации;
  • ясность мыслей;
  • стремление понять мысль собеседника;
  • учет индивидуальных особенностей.

Все участники должны соблюдать правила деловой беседы. Деловые переговоры не затрагивают посторонние темы, сосредотачиваясь вокруг конкретной деятельности. Но при этом важно учитывать этические стандарты и нормы поведения, чтобы сделать коммуникацию продуктивной и комфортной.

Три стороны общения

Структура общения условно разделяет его на три процесса, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены:

Социальная перцепция – восприятие партнера по взаимодействию

Люди воспринимают друг друга посредством органов чувств, дают оценку внешности, речи, поведению и делают вывод о возможности продолжения социального контакта

Особенно важно первое впечатление. То, как будет воспринят другой человек в первый раз, при первой встрече, влияет на готовность обмениваться информацией и взаимодействовать с ним

Коммуникация – обмен информацией

Контакты бессмысленны, если люди не умеют передавать друг другу необходимую информацию, знания и опыт вербально и невербально.

Интеракция – обмен действиями

Беседа без возможности совершать поступки, затрагивающие собеседника, и обмениваться с ним действиями была бы неэффективной и безрезультатной.

Механизмы

В психологии выделяют три механизма:

  1. Главные механизмы
  2. Эмпатия. Заключается в способности поставить себя на место собеседника, ощутить его эмоциональное состояние, переживаемые им чувства. Эмпатия позволяет рассмотреть проблему человек более комплексно, поскольку учитываются не только рациональные доводы и факты, но и отношение к ситуации. Поскольку у каждого свой уровень стрессоустойчивости, универсальный совет дать невозможно. Человек с развитой эмпатией может дать наиболее подходящее решение для собеседника, исходя из его психотипа.
  3. Идентификация. Механизм, схожий, на первый взгляд, с эмпатией. Разница в том, что при идентификации не учитывается личность собеседника. Вы ставите себя на место другого человека, мысленно воображая как поступили бы сами. Механизм позволяет смоделировать ваше потенциальное поведение в аналогичной ситуации.

    Однако, без эмпатии, он может быть бесполезен. Поскольку предлагаемое решение может не подойти собеседнику в силу отличий в его характере, отсутствии накопленного опыта, комплексах.

  4. Рефлексия. Способность анализировать приобретенный опыт, а также эмоциональные переживания. В отличии от животных, люди могут не только прогнозировать будущее, но и визуализировать, обобщать прошлое. Рефлексия позволяет, спустя время, понять мотивы совершенных поступков, провести работу над ошибками.

к содержанию ↑

11. Длительность общения

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Длительное

Кратковременное

Примечание

Количество

тем

Длительное общение может быть

прерывистыми и непрерывным (при

решении крупной задачи, сложного

вопроса).

Сопровождается взаимопониманием

людей.

Варианты исхода: позитивное,

негативное.

12. Законченность темы

Общение

Законченное

Незаконченное

(исчерпанность содержания,

совместных действий,

идентично оценивается его участниками)

содержание темы или совместного действия

оказались не доведенными до конца, до определенного результата,

которые преследовала каждая из сторон

Объктивные причины

Субъективные причины

разъединение людей в пространстве,

запрет на общение,

исчезновение средств общения

взаимное или одностороннее желание

не продолжать общение

Понятие общения и его роль в развитии человечества

Понятие общения: формы, виды, функцииСуществует немало теорий и точек зрения на проблемы общения. Значительный вклад в изучение этого феномена, а также в целом в социальную психологию внесли советские ученые. Их эксперименты и опыты, проведенные в середине и второй половине прошлого столетия, стали классическими примерами особенностей общения и восприятия людьми друг друга, а также научной базой для последующих научных изысканий.

Межличностное и межгрупповое взаимодействие – это та сфера человеческой деятельности, в которой чаще всего возникают психологические трудности

Каждому человеку чрезвычайно важно уметь грамотно и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми

Кроме того, оно может выступать и как обособленный, относительно самостоятельный род занятий. Ведь люди не всегда разговаривают друг с другом с целью придумать, проконтролировать, осуществить совместное деяние.

Передаваемый вербальный или невербальный сигнал может носить как информационный, так и аффективно-оценочный характер. Считается, что именно необходимость наших далеких предков передавать знания друг другу, не только посредством знаков и окриков, послужило основной причиной развития человеческой речи. Животные взаимодействуют друг с другом, но речь присуща только людям.

Особенности общения разных людей и групп зависят от того, насколько у субъектов взаимодействия актуальна потребность в социальных контактах. Потребность быть сопричастным, принадлежать и взаимодействовать развивалась в процессе филогенеза, общественно-исторического развития человечества.

Интересно, что удовлетворение потребности в социальном контакте предположительно повлекло за собой рождение такого прекрасного чувства, как радость. Радость до сих пор является ведущим мотивом, стимулирующим людей взаимодействовать друг с другом.

Особенности общения, которое способно принести удовольствие и радость – это его гуманность и демократизм. Грубое, неуважительное взаимодействие, игнорирование и манипуляции аморальны и не вписываются в принципы общения, которыми принято руководствоваться культурному человеку.

ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ:

  • самоуважение;
  • уважение собеседника, признание его прав и интересов;
  • терпимость, толерантность;
  • справедливость, честность;
  • непредвзятое отношение к людям.

13. Три уровня анализа общения (Б. Ф. Ломов, 1984)

МАКРОУРОВЕНЬ:

процесс общения изучается в интервалах

времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с

акцентом на анализ психического развития индивида.

МЕЗАУРОВЕНЬ:

общение

рассматривается

как

сменяющаяся

совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или

ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей

жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни.

микроуровень:

главный акцент на анализе элементарных

единиц общения как сопряженных актов или трансакций.

Общение как межличностное взаимодействие

В основе межличностного взаимодействия лежит контакт индивидов (двоих и более), подразумевающий набор последовательных и логически обоснованных реакций на действия друг друга.

Межличностное взаимодействие может принимать различные формы, но оно всегда приводит к изменению поведения, характера взаимоотношений, эмоционального состояния оппонентов и т.д.

Межперсональное общение – это общение людей, каждый из которых обладает своими уникальными специфическими качествами, какие раскрываются в ходе общения.

Искусство коммуникации

Многим кажется, что грамотно вести беседу – это сложная задача, которая подвластна только некоторым. Кто-то может стесняться других людей, или не знать, как продолжить разговор.

Но если хотите наладить общение, психология поможет улучшить навыки (что это?).

Чуткость

Умение чувствовать эмоциональное состояние собеседника – очень важно при разговоре. В этом может помочь не только развитая эмпатия (что это такое?), а и постоянное наблюдение, изучения людей.

Наблюдательность

Отдельно стоит выделить восприятие человека с его манерой поведения, мимикой, позицией в жизни. Это даст нам понятие, в каком стиле разговаривать, чтобы общение было приятным обеим сторонам.

Футбол

Память

Если будем помнить большинство из того, что нам рассказал человек, то можем на это ссылаться, упоминать при следующей беседе. Таким образом покажем, что интересуемся им – это значительно сближает.

Широкий кругозор

Когда собеседник рассказывает о теме, от которой вы совсем далеки, то можно послушать и узнать что-то новое. Вместо того чтобы его останавливать и показывать своё отсутствие интереса.

В дополнение стоит изучать разные области, чтобы иметь возможность поддержать разговор с людьми из разного общества.

Стратегии

Для того, чтобы общение было конструктивным, необходимо правильно выбрать его стратегию. Их существует несколько:

  1. Выбор стратегии
  2. Открытая. Если цель разговора — поделиться мыслями, услышать мнение собеседника, то данная стратегия — лучшая по эффективности. Она позволяет найти общий язык между людьми, договориться друг с другом. Ее суть — в детальном открытом изложении своей позиции с одной стороны, и во внимательном выслушивании точки зрения собеседника — с другой.
  3. Закрытая. Заключается в отсутствии желания аргументировать собственное мнение, поскольку другой человек не хочет ничего слышать — он уверен в собственной правоте и не станет менять точку зрения из принципа.

    Закрытая стратегия используется с целью экономии времени, быстрого сворачивания диалога.

  4. Полузакрытая. Напоминает допрос, где интересуются только информацией собеседника, не раскрывая свою позицию по теме разговора.
  5. Монологическая. Стратегия, диаметрально противоположная предыдущей. Здесь излагаются собственные мысли, без учета мнения другого человека.
  6. Ролевая. Исходит из классификации отношений между собеседниками. Например: ребенок-родитель, парень-девушка, дед-внук, начальник-исполнитель. Имеет специфику, в силу устоявшихся отношений между общающимися (например, при разговоре старшего поколения с младшим, соблюдается субординация, этикет, уважение к старшему человеку как к более опытному и компетентному).
  7. Личностная. Используется при интимном, доверительном контакте. В народе — «разговор по душам». Данная стратегия является наиболее открытой и честном по отношению к собеседнику, при условии тесных взаимоуважительных связей.

к содержанию ↑

Классификация

Классификация общения в зависимости от целей взаимодействия и его уровня:

  1. Примитивное. Собеседник рассматривается как средство достижения цели и оценивается по шкале «нужен – не нужен». Такое непосредственное и простое отношение не скрывается.
  2. Манипулятивное – взаимодействие с целью извлечения собственной выгоды. В отличие от примитивного контакта, манипуляция – тонкая игра, с использованием множества техник и приемов (ложь, лесть и так далее).
  3. Формально-ролевое – полностью регламентированное взаимодействие. Люди контактируют друг с другом с позиций социальных ролей. Например, начальник и подчиненный, учитель и ученик, врач и пациент и так далее.
  4. «Контакт масок» – сухое, формальное взаимодействие, при котором используются стандартные, заученные фразы и жесты. Оно призвано скрыть любые эмоции и истинные мысли за маской вежливой учтивости или безразличного спокойствия. Также некоторые люди в качестве социальной маски используют скромность, показную заботливость и другие приемы. Участники взаимодействия не стремятся понять друг друга.
  5. Деловое. Целью такого социального контакта является нахождение общего решения по интересующему вопросу. Личность собеседника непременно учитывается, несмотря на то, что существуют особые правила и принципы делового общения.
  6. Светское. Субъекты не выражают свои мысли, а произносят то, что должно и принято в конкретной ситуации. Светские беседы – это, как правило, «разговоры ни о чем», пустые и бесцельные пересуды.
  7. Духовное. Такое взаимодействие возможно в близких, доверительных отношениях. Собеседники хорошо знают друг друга, уважают убеждения, интересы и взгляды, умеют предугадывать реакции друг друга, контактируют на уровне «Личность – Личность».

Кроме того, определяя уровень человеческого взаимодействия, пользуются трехступенчатой структурой:

  • Микроуровень – единичный, несущий информацию и смысл, акт вербального или невербального контакта. Например, кивок головой в знак согласия, рукопожатие как знак приветствия и тому подобное.
  • Мезауровень – разговор и действия в пределах одной темы, произошедшие однажды или повторяющиеся.
  • Макроуровень – сложившаяся преимущественная стратегия взаимодействия, выбранная и вырабатываемая человеком в процессе жизнедеятельности, соответствующая требованиям социума, традициям и обычаям.

Также известны следующие виды коммуникации:

  1. Непосредственное. Осуществляется при помощи голосовых связок, глаз, ушей, рук и других органов человеческого тела.
  2. Опосредованное. Взаимодействие с помощью специально изготовленных приборов и средств обмена информацией (по переписке, по телефону, через интернет-ресурсы и так далее).
  3. Прямое. Личный контакт и непосредственное восприятие собеседника.
  4. Косвенное. Взаимодействие через посредников или представителей, передающих и воспроизводящих необходимую информацию.
  5. Вербальное – взаимодействие посредством устной речи.
  6. Невербальное – взаимодействие без слов, но при помощи мимики, жестов, поз, прикосновений и так далее. Невербальные сигналы тела влияют на восприятие слов и обрабатываются бессознательно, в то время как речь осознается и сознательно анализируется.

Слова можно выбирать и выстраивать в предложения, жесты и мимику контролировать сложно, они спонтанны, оттого с большей долей вероятности выражают истинные мысли и намерения человека.

Вопрос 2

Коммуникативная сторона общения:

Основная цель информационно обменного общения — это выработка общего смысла и единой точки зрения, согласия по поводу различных ситуаций и проблем. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменом информацией, но и добиться ее адекватного понимания. В связи с этим говорят о существовании барьера, возникающего в процессе коммуникации.

Коммуникационный барьер — это психологическое препятствие на пути от нехватки передачи информации между партнерами по общению (быстрая речь).

В процессе общения обмен информации осуществляется как на вербальном, так и на невербальном уровне. На вербальном уровне используется человеческая речь. Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы создавать и поддерживать психологический контакт, регулирующий процесс общения, придавать новые смысловые оттенки словесному тексту и направлять толкование слов в определенную сторону, выражать эмоции, оценки, смысловые ситуации, принятую роль.

Виды невербальных средств общения:

  1. Визуальный вид (кинесика — движения рук, головы, походка, выражение лица, глаз, поза, направление взгляда, кожные реакции, проксемика — это пространственная не временная организация общения — расстояние между собеседниками).
  2. Акустический вид (качество голоса, диапазон, тональность).
  3. Тактильный вид (тапесика — прикосновения, пожатия руки, объятия, поцелуи).
  4. Ольфакторный вид (приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и неестественные запахи человека).

Структура коммуникативного акта

Независимо от того, в каких условиях и по какому вопросу происходит общение, оно включает в себя ряд компонентов. Структура коммуникативного акта может быть описана следующим образом:

  1. Сообщение – это осознанный или случайный сигнал, который вызовет определенную реакцию адресата. Как показывает практика, основная масса сообщений не только осознанна, но также продумана и тщательно подготовлена. Может иметь место не только речь, но также гримасы, междометия и жесты.
  2. Кодирование – это процесс, реализующийся отправителем сообщения, который подразумевает использование системы знаков, позволяющих обозначить и закрепить содержание. Она должна быть понятной и приемлемой для всех участников коммуникативного акта. Также учитывается канал передачи информации.
  3. Декодирование – это процесс восприятия слушателем знаков и придания им определенного значения. При этом в процессе декодирования содержание сообщения может быть искажено, даже если оно не подвергалось никаким негативным воздействиям.
  4. Канал передачи данных – система методов и средств, через которые отправитель сообщения передает его адресату. При этом речь может идти как о прямом общении, так и использовании современных технологий транспортировки данных.
  5. Коммуникативные шумы или барьеры – это препятствия, которые мешают передаче информации или ее правильной интерпретации адресатом.

16. Виды общения

Объектное

Диалогическое

Манипуляция

Императив

18. Виды общения

Критерии

Наличие оценки

Опора в

общении

Когнитивный

Диалогическое

Безоценочное восприятие

личности партнера

Объектное

Постоянное сравнение с

эталоном поведения

Персонификация общения –

Опора на различные

разговор идет от своего имени, без виды сил для

ссылки на мнения и авторитеты

воздействия на другого

Взаимная готовность встать на

точку зрения другой стороны

(стремление к соучастию,

принятию другого)

Взаимное проникновение

партнеров в мир чувств и

Эмоциональный переживаний друг друга

Психологическое

доминирование одного

из партнеров

Чувства партнера

учитываются только для

достижения

определенной цели

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...