Образ Я

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О «Я-КОНЦЕПЦИИ»

«Я-концепция» — это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная. Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me). В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной (табл. 23.1).

Таблица 23.1. Представление о «Я-концепции» У. Джеймса
Составляющая Описание
«Духовное Я» Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок
«Материальное Я» То, что человек отождествляет с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр.)
«Социальное Я» Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль
«Физическое Я» Тело человека, его первичные биологические потребности

Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» произошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. В ниже представленном примере выделены основные положения «Я-концепции» К. Роджерса.

  • «Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.
  • «Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека.
  • «Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью.
  • Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция».
  • Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.
  • «Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.
  • «Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой (рис. 23.1).
Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека

Рис. 23.1. Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека

1.1.

– , . – “”, “-“,” “, “” .. -, – , – .

– , .  “” – () – (). – .  -. . “” “” ” “, .  -, ” “, ” “, “” ” “, , [31].

.  – : ” , , ” [179]. .  , .

. [202], .  [187], .  [185, 186], , . , .  [48] ., ” “.  [185],- . , “”.

.  “”, “”, ” “, , “” . ” ” .  , , (, ). ” ” ” ” ” “. , “” , , .  ” ” “”, [185].

.  – “”. ( ). . ” ” -. ” ” “” [74].

.  “” “”. “” “” – “”, “”. “” , , “” [163].

.  – . .  “” “-” [159]. .  , (-) , : ( ), ( ), ( ) ( – -) [195]. .  “””-“, , “-“, , “-“, “” [187, . 165].

, . , , . “” , (, , .). – , “-“, “-“, ” “, “” , “”. . .

, , , . -: , , . , , . , , , , . , , . , . , , , , .

.  , , , , , , , , . , . , , . : , , , – . .  , –  [140].

– . ,  [95]. [98]. “-“, -. – , “” “” , . – .  , , -. – . . .  -, . , , -.

.  – , . , , , ,, .. -, , . .  – . – – – . -, . , , , , , [17].

-, . , – , . “” . , – , , , “” , , , , , . . , . ” () ” , , , “” , , .

.  “” “-“: , ” “, ” ” . – , [154]. ” ” , , . . , ” ” , . .  [113] , ” ” , . . .  [141] ” ” , , , , . ” ” , , , , [17].

, “-“, , , . : , “-“.”-” , , ; , , . , .  [180]. ” “, , . , .

.  “” “” “”. “” “” – . . “” , . “” , ( ) [116].

” ” – (), , [13]. -, – ” “, .

, . .

, “” . 1912 .  -. ” “, , . , – : , , – , , [193].

, , – . “”- . : 1) , ; 2) , ; 3) , . – -: 1) ( -); 2) – [134].

, – – , -, , , [115]. , , – , .

– (-), . – , , “” , . “” (. ) “-” , , , , “” [187]. , , , – , [120].

” ” – ..  [163] .  [22], – ( -), ” ” – ( , , , – ). ” “, , , . ” “, , , ” “, , .

” ” . . ” -” – , , – – . – – , – – , /- – . “”, ” ” – .  . , -. “” , -, , . .  .  “” – , ( “”, “”), – “” . , ” -” “” [16].

.  , . ,.  , , . , , ,  [42].

, , . , , “” ..  , ” , “. , . , , ” “. ,  [123].

H. Hermans “” , “” , “” . “” “”. , “” , , “” () [205].

“” W. Mischel C. Morf, “” – , “-” . “-” Mischel Morf , , , . . “” , , . . [38, . 105].

W. Mischel C. Morf “-” :

1) “” — ;

2) “” , .

“-” , – (-) , “” , , , , : , , , , “”.

, . “” , , , , , “” . “” , , . “”, W. Mischel C. Morf, , , “” “”.

“-” , . , . W. Mischel C. Morf : “” () “”(). “” () , , , . “”() , , , , ,, , .. “” “” , .

, , . , , .

– – , , , . – . , ,  [131].

– – , -. – , . , , . ,, . – .

– -, , , , , [37], – [30].- , , . , , . ,- , .

– ,  [48], , . – , (..   [46]; ..   [104]; ..   [197]), , , -.

– , , , : , ,, , . , “” , , -, [54].

.. , . ,..  – , : 1) ,, , , ..; 2) (, , . .), ; 3) , [119].

.. , “” -, , , , . “”:

1) “” , “” , , , “”, “”;

2) “” , , , “”, -, ” “, “-“.

” ” , , .  [52]. .. , – , , .

..  -:

1) – ( ), ;

2) , ;

3) -, , .

, , , – “-” -, “”(. . ) . – “-” “-“, . ,. , . , .  , .  ” ” “”. : “”, ” “, ” “, “”, ” ” [159].

– : , , – . . , – , . , .. , ” , , ” [159].

..  . ” -” “” . . “” , . , , . ” ” , . ” “, , . . “” ” ”  [106].

.. , – : 1) ; 2) , .

– .  , , :

1) -, ;

2) , “” -, ;

3) , oc( ) – ( , . , , );

4) , – ;

5) , “”, , [135].

– , , , -. . :  [73]. , . . ..  : , –  [191].

..  ” , , , , , , “. ..  , : , “” , , , – [99].

..  , . :

1) ;

2) ;

3) ;

4) , ;

5) , ,;

6) ;

7) .

, ,  [107].

..  , , ” ” ” “. : , ,  [159].

…  ..  . , – , ,  [7].

() . – .. , ..  .. . . .

, -, , , , , . (), . “” -, , , ; , . . , “”.

-, , . : , , – () , [3].- , , .

: – , , / (. 1):

D:\Doc\Ph.D\

. 1. -.

1) ;

2) ;

3) ;

4) .

” “, .  ” ” , -. , . . , , .

Механизм формирования

Фото 2Механизмы формирования психологии Я были предложены И. С. Коном:

  1. Социальное сравнение. Когда формируется система критериев для самооценки, люди начинают сравнивать себя с окружающими. Такой процесс называется социальным сравнением.
  2. Зеркальное отражение. Человек составляет представление о себе исходя из реакции на себя со стороны окружающих. С рождения индивид не имеет критериев для оценки себя. Она заимствует их у других людей, формирует собственную систему.
  3. Самоверификация, самопрезентация. Когда человек сформировал первоначальный образ своего Я, он проводит поверхностную проверку составленного образа. Для этого он рассматривает оценки к себе со стороны других людей.
  4. Иерархизация. Ядро Я-концепции состоит из тех качеств, свойств, элементов, которые наиболее важны для личности.
  5. Самоатрибуция. Когда человек формирует представление о себе, он получает информацию путем наблюдения за своим поведением, анализа чувств, изучения обстоятельств, которые влияют на поведение.
  6. Смысловая интеграция.

Если изучать плоскость Я-концепции, можно выделить ряд уровней ее становления. Они актуальны, если все содержательные компоненты структуры взаимодействуют. Уровни становления:

  • агармоничный;
  • дисгармоничный;
  • смешанный;
  • оптимальный;
  • гармоничный.

При взрослении человека образы Я становятся многокомпонентными, дифференцированными. Первые предпосылки к формированию Я-концепции проявляются уже у младенцев. Ребенок учится разделять ощущения на собственные, которые проявляются от его личной активности, внешние, которые не зависят от него.

Измерение Я-образа

В литературе представлен разнообразный набор методик для изучения Образа-Я или его компонентов.

Различные опросники

Примеры:

Методика исследования самоотношения (МИС) разработана Р.С. Пантелеевым (1989) и содержит 9 шкал.

  • внутренняя честность
  • самоуверенность
  • саморуководство
  • отраженное самоотношение
  • самоценность
  • самопринятие
  • самопривязанность
  • внутренняя конфликтность
  • самообвинение

Методика диагностики социально-психологической адаптации разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом (1954). Методика апробирована и стандартизирована на разных выборках учащихся в отечественных школах и вузах. На русскоязычной выборке адаптированная А. К. Осницким. Шкала как измерительный инструмент обнаружила высокую дифференцирующую способность в диагностике особенностей представлений о себе, их перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих индивида к переоценке себя и своих возможностей, приятия или неприятия себя, других, эмоционального комфорта или дискомфорта, внутреннего или внешнего контроля, доминирования или ведомости, ухода от решения проблем.

Проективные техники

Практически все проективные техники направлены на исследование личностной сферы в различных ее аспектах — уровень притязаний, степень самопринятия, привязанность к близким, конфликтность и т.п.Идея о том, что в рисунке или рассказе можно увидеть своеобразный «автопортрет», лежит в основе тестов «Рисунок человека» (К. Маховер), «Дом – дерево – человек» (Гудинаф – Харрис), Тематический апперцептивный тест (Г.Мюррея), Психогеометрический тест (Деллингер), Тест апперцепции символов (Нагибиной-Афанасьевой) и других.

1.2.

– – , . ( -) (- -) -. , -.

, -:

1) – , , ;

2) .

, -, .

– ..  :

) , ;

) “() “,

) “” . .

– ,  [135].

“” , . , . “” , . , . “” . , , , . ” ” , , , – : , , , . .

” ” , , ” ” , , . “”- , , . , , , -. “” , , ““.

” ” , , , . ” ” , . , . , . , .

” “, . ,, – , . . ,.  , . , , , .

, ” “, , . , ” “.

, “” -, -. ““- , , . . , – , .

“”- (,, . .), . . ” “, ” ” , , , .

“” ” ” – . . p . [154].

“” . , “” – , . ., . , , .

: , .

” ” , , “” , , – .

” ” , . . , ” , , , “” “. , , -, -., , ( ), – -. “” – , ” “. – – , , .

– , , , . , , , “”, , “”, . “” -, “”-. , , “” -, . -, . , , , , .

– , , . , . – , – “” :

1) “” (“” );

2) “” (“” );

3) “” (“” ).

. , “”, , “” , : , . , “” .

. , , , , , ” “, ” ” [136].

, , , “” , , , , , .

. , – , – , (. 2).

“” – , “”: – , “” . -, , , . , -, , -. , – . , -.

D:\Doc\Ph.D\

. 2. –

“- -” , -. , – : ) , – ; ) , – , – -.

. – , : [32].

, , , “” . , : -, ; -, ” , ” [129].

..  , , , , , . .

..  ..  ” “, . , , , , [20].

.. , ..  , [27]. ..  . , , , . “” ” ” [22]. , : ,, .

..  , , . ., . [67]. , , , , , , , – [129]. , “” , , , . .

.. – , “, “, , . . -, [12].

– ,..  (. 1). , , [151].

, . .  : , . ,..  , .

1.

(” “)

(” “)

(, )

(),

,

,

,

,

(),

,

,

,

,

,

,

,

,

,

, ,

,

,

,

,

, , ,

,

,

,

,

,

,

,

,

, ,

( ),

,

,

, , ,

,

,

,

,

,

,

,

,

.

,

(),

( ).

, , …  [125] , , , [110].

, – . , . , – , , – , , .

Составляющие Я-концепции

Многие определяют Я-концепцию как самосознание и определяют эти два понятия как синонимы.

Действительно, Я-концепцию и самосознание можно назвать близкими друг другу терминами, но в некоторых случаях данную концепцию не приравнивают к самосознанию, а, наоборот, называют ее конечным продуктом или итогом его процессов.

Вильям Джеймс выделял в Я-концепции несколько важных составляющих самого «Я»:

  • материальное (то, с чем человек себя ассоциирует и отождествляет. Например, его близкие, жилье, собственность и другое);
  • духовное (внутренние установки человека нравственного, религиозного и политического характера);
  • физическое (собственное тело человека, его первичные нужды);
  • социальное (человек играет свою собственную социальную роль и получает определенное признание в обществе другими людьми);
    Составляющие Я-концепции

    Я-концепция и самосознание похожи, но и отличаются

  • реальное (представления человека о самом себе в настоящем времени);
  • фантастическое (представления человека о том, каким бы он хотел быть при определенных возможностях);
  • динамическое (намерение человека стать тем, кем он хочет);
  • идеальное (представления человека о том, каким бы он может стать относительно моральных норм).

Одна из архиважных функций Я-концепции – обеспечение внутренней согласованности и устойчивости поведения личности. Формирование данной концепции происходит во время получения человеком жизненного опыта.

Особенно это касается отношений детей с родителями. Я-концепция достаточно рано приобретает активную роль. Она влияет на жизненные цели человека и оценку их достижений, на его ожидания и систему прогнозов на будущее.

Таким образом Я-концепция влияет на развитие личности в целом, ее поведение и деятельность. На реальность Я-концепции влияет ряд факторов:

  • чувство и ощущение личной адекватности человека;
  • отсутствие ощущения угрозы в процессе самоописания;
  • ясность самосознания;
  • адекватное выражение самосознания.

Я-концепция напрямую зависит от внешних воздействий на человека. Однако, в течение своего развития концепция становится самостоятельным фактором, играющим важную роль в жизнедеятельности человека.

Люди воспринимают все происходящие с ними вокруг через призму данной концепции, которая формируется под воздействием жизненного опыта и социализации.

Структура Я-образа

Большинство современных ученых, занимающихся проблемами личности, приходят к выводу, что наиболее продуктивно при исследовании Я-образа перейти от метафор к сферам и свойствам психики, «работающим» на Я-образ. Они, как вектора, определяют некую общую нагрузку и направление центральной структуры, которую часто назвают «самостью». Т.Ю. Каминская выделяет два подхода к разработке проблемы структуры Образа-Я. В первом подходе в структуре Образа-Я не выделяется мотивационного компонента, или выделяются лишь незначительные его составляющие. Так, С. Стейн определяет Я-Концепцию – «существующая в сознании индивида система представлений образов и оценок, относящаяся к самому субъекту». Л.А. Венгер говорит об Образе-Я как о совокупности обобщенных содержательных и оценочных представлений. Второй подход заключается в признании влияния мотивационного компонента (связь Образа-Я и поведения) на развитие Образа-Я. Иными словами, формируются предпосылки для включения мотивационного компонента в структуру Образа-Я. Наиболее же распространенным является представление о структуре «Образа-Я» как единстве когнитивного (образ своих качеств, способностей, внешности и др.), эмоционального (самоуважение, самоуничижение и т.д.) и оценочно-волевого (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и др.) компонентов (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).

История изучения и исследователи

Фото 3Еще ученые античности пытались понять, как человек представляет самого себя, оценивает свои поступки, на какие факторы обращает внимание. Многочисленные попытки найти ответы на эти вопросы не дали существенного результата.

Самостоятельное понятие Я-концепции начало формироваться в 19 веке. Тогда ученые начали вести споры о двойственной природе человека. Первым ученым, который внес вклад в развитие Я-концепции, был Вильям Джеймс. Психолог ежедневно наблюдал за своими поступками, чувствами, переживаниями, описывал изменения, интересовался о себе у окружающих.

Постепенно актуальность вопроса угасла, но к 1950 году ажиотаж вокруг Я-концепции разгорелся вновь. Абрахам Маслоу, Карл Роджерс изучали позицию собственного Я, как часть процесса становления личности.

Спустя 30 лет концепцией заинтересовались советские исследователи. Они внесли значительный вклад в развитие этого направления.

Сумма убеждений Я-концепций

Существует не только главная Я-концепция, являющаяся суммой всех ваших убеждений о себе. Есть еще и серия «мини-Я-концепций». Эти части Я-концепции контролируют эффективность ваших действий и поведение в каждой из тех отдельных областей вашей жизни, которые вы считаете важными.

У вас есть Я-концепция относительно того, сколько вы весите, сколько вы съедаете, сколько вы делаете физических упражнений и насколько хороша ваша физическая форма. Есть Я-концепция относительно того, как вы одеваетесь и как вы выглядите в глазах других людей. Я-концепция самих себя как родителей или как детей собственных родителей. У вас есть Я-концепция того, насколько вы популярны на работе, среди соседей и друзей.

1.3. – ,

.  , :

1. , . . , . , .

2. “”, , “”, , .

3. , , , , , “”.

4. ” , “, “” . .

, ..  , , ” , , , . , , , “.

, , , . .

, , , , .

(), “”. , : , . , , . , , , .

, , , , . . , , , , . .

. , , . , “”. , . , .

. , .

, , . , , , , , , , .

-, , , “” ” “. , , , , , , , , . . : , “” , ; , “” – , ” ” [136].

2.Я-концепция в теории Роджерса.

КарлРоджерс – американскийпсихолог, один из создателей и лидеровгуманистической психологии (наряду сАбрахамом Маслоу). Роджерс сосредоточилсяна том, как оценка индивидуума другимилюдьми, особенно в период младенчестваили раннего детства, способствуетразвитию позитивного или негативногообраза себя. У младенца Я-концепция ещетолько формируется, он не отделяет себяот других, поле его восприятия недифференцированно. Благодаря стремлениюк различению, также входящему в стремлениек актуализации, ребенок постепеннодифференцирует себя и мир. Роджерсвыдвинул теорию, что когда «Я» толькоформируется, оно регулируется исключительнооценочным процессом. То есть, младенецоценивает каждое новое переживание спозиции того, способствует оно илипрепятствует его врожденной тенденцииактуализации. Структура «Я» впоследствииформируется (все больше дифференцируетсяи усложняется) через взаимодействие сокружением, в частности, со значимымидругими. Таким образом, в значительнойстепени содержание Я-концепции являетсяпродуктом процесса социализации. ПоРоджерсу, для любого человека важно,чтобы его любили и принимали другие.Потребность в позитивном вниманиивпервые проявляется как потребностьмладенца в любви и заботе. А в последствииона выражает себя в удовлетворениичеловека, когда его одобряют другие, и фрустрации, когда им недовольны. Роджерстакже предположил, что людям необходимопозитивно рассматривать себя. Потребностьв позитивном внимании к себе – этоприобретенная потребность, котораяпоявляется при сравнении своих переживанийс удовлетворением или неудовлетворениемпотребности к позитивному вниманию.Развитие позитивного внимания к себегарантирует, что человек будет стремитьсядействовать так, чтобы и другие, и онсам одобрительно отзывались о егопоступках. Какуже было сказано выше, ребенок оченьподвержен влиянию значимых для неголюдей. Благодаря этому дети учатсятому, что можно делать, а что нет. Такимобразом, создается то, что Роджерс назвалобусловленным позитивным внимание, илиусловием ценности. «Условие ценности»означает, что дети получают похвалу,внимание, одобрение за поведение,которого от них ожидают значимые другие.Роджерс утверждал, что условие ценностипо отношению к ребенку причиняет ущербего становлению как полностьюфункционирующего человека по тойпричине,

чторебенок начинает оценивать себя какличность только с точки зрения ценноститех действий, мыслей и чувств, которыеполучают одобрение и поддержку. Роджерстакже полагал, что можно дать и получитьпозитивное внимание независимо отценности конкретного поведения человека.Это означает, что человека принимают иуважают за то, какой он есть, без каких-либо«если», «и» или «но». Такое безусловноепозитивное внимание можно наблюдать,когда мать отдает свою любовь к сыну непотому, что он выполнил какое-то особоеусловие или оправдал какие-то ожидания,а просто потому, что это ее ребенок. Роджерс подчеркивал, что ребенка всегдаследует любить и уважать, но не следуеттерпеть его плохое поведение. Роджерсполагал, что воспитание детей с безусловнымпозитивным вниманием обеспечиваетоснову для их становления как полноценнофункционирующих взрослых. Безусловноепозитивное внимание к себе раскрываетестественную тенденцию самоактуализации,присутствующую в каждом человеке.

Классификация

Я-образ — самооценка, состоящая из множества отдельных образов. Он может быть неадекватным, адекватным, идеальным или реальным, дезинтегрированным или структурированным. Дробную классификацию Я-образа предложил Розенберг. Он состоит из нескольких возможных образов:

  • настоящего;
  • динамического;
  • фактического;
  • вероятного;
  • идеализированного.

1.4. –

. , .  [196], ” ” . , , . , .

.  . “”, ” “, . , , . , , . [195].

, , – , [67].  ..  ..  :

1) ;

2) , ;

3) .

.  [124], .  [42], ..  [67], – [25], [69], [144]. “”, , .

, , 70- . , , , , , , . , ” “, , . , , :

1) ();

2) ;

3)- [122].

..  , , . , [66], . “ , , , , , , , , -, , , . . , , ” [196, . 23].

, . , ” ” . , .

() , , , , “” [123]. , , . , , “”, , ,  [122].

Практикум

Следующее упражнение поможет вам узнать больше о себе и своих эмоциональных реакциях, а также о роли Я-концепции и системы убеждений в формировании ваших эмоциональных реакций.

  1. Выберите инициирующее событие, вызвавшее у вас разрушающие переживания. Вспомните, что произошло. Можете закрыть глаза. Воспроизведите ту ситуацию как можно полнее: представьте, что у вас есть видеозапись той сцены, и вы просматриваете ее. Когда вы увидите себя и других людей в той сцене, помните, что вы сейчас зритель и видите происходящее, глядя на экран. Сейчас вас там реально нет, вам ничто не может причинить вреда! Вы видите себя и ваших оппонентов со стороны: что вы говорили и что говорили вам? Что вы чувствовали тогда? Запомните это и “выключите телевизор”.
  2. Возьмите лист бумаги и напишите двадцать различных ответов на вопрос “Кто я?” так, чтобы ваши описания отражали ваши представления о себе, когда вы были в той ситуации. Стремитесь к тому, чтобы это были такие ваши представления о себе, какими они были в той ситуации, а не теперь. Помните, что вы отвечаете самому себе, а не кому-то другому. Располагайте описания в том порядке, в котором они приходят вам в голову. Не заботьтесь об их логичности.
  3. Теперь дайте двадцать характеристик вашему оппоненту: опишите, каким вы восприняли его в этой сцене; “кем” он(а) был(а)?
  4. Оцените каждое суждение, характеризующее вас. Если оно отражает интенцию “Я считаю, что Я — в порядке по отношению к самому себе”, то отметьте его знаком “+”. Если интенция: “Я не в порядке по отношению к себе”, отметьте его “-“. Если интенция не ясна — поставьте “О”.
  5. Обсудите ваши определения оппонента. Если интенция в оценке “Он не ОК по отношению ко мне” — поставьте “-“. Поставьте “+” или “О” если интенция, соответственно, “Он не ОК по отношению ко мне” или нейтральна.
  6. Определите экзистенциальную позицию, в которой происходило ваше взаимодействие. Изменялась ли она в той ситуации? Если да, то как? Есть ли у вас “излюбленная” позиция?
  7. Какие чувства вы испытывали и какие тенденции в вашем поведении характеризовали их?
  8. Какие из выявленных убеждений по отношению к партнеру и самому себе способствовали развитию разрушающих переживаний?
  9. К чему вы стремились, в какую позицию вы пытались “поместить” оппонента? Удачно? Что можно было бы изменить сейчас, чтобы ситуация была завершена более успешно?
  10. Отметьте выраженность каждой позиции в вашем поведении. Для этого сделайте отметки, отражающие вашу интуитивную оценку времени, которое вы проводите в каждой из позиций.

Профессионализм и Я-концепция

профессионализм

Я-концепция того, насколько вы хороши в каждом из видов спорта. Игрок в гольф может иметь представление о себе как о великолепном водителе и о плохом подающем. Именно так все и будет у него получаться.

Будучи торговым работником, вы, скорее всего, имеете общее представление о том, насколько вы хороши в качестве профессионала. Это и определяет успех работы. У вас также есть личные Я-концепции того, насколько хорошо вам удается составлять прогнозы, определять потребности, предлагать решения, откликаться на запросы, доводить сделки до конца.

В каждой из этих областей вы можете чувствовать себя спокойно и уверенно. Или можете пребывать в напряжении и нерешительности. В зависимости от того, как, на ваш взгляд, вам удается справляться со своими задачами.

У вас есть Я-концепция того, насколько хорошо вы организованы и эффективны как в личной, так и в служебной жизни. Вы всегда будете вести себя в том стиле, который согласуется с вашей концепцией. Вы не можете вести себя отлично от подсознательной программы. Точно так же как компьютер не может решить игнорировать заложенную программу.

У вас есть общая Я-концепция собственной компетентности в данной области. Того, сколько денег вы способны зарабатывать. Вы никогда не сможете подняться намного выше уровня способностей, заданного Я-концепцией. Не сможете зарабатывать намного больше или намного меньше того уровня доходов, который намечен этой же концепцией.

Заработок и Я-концепция

В действительности если ваш заработок выше или ниже более чем на десять процентов вами же определенной границы, в вас поселяется чувство дискомфорта. Вы немедленно начинаете компенсировать его своим поведением.

Зарабатывая на десять процентов больше, вы начинаете

  • тратить деньги,
  • давать в долг,
  • вкладывать в вещи, в которых совсем не разбираетесь,
  • раздавать и терять.

Такое «разбрасывание» наблюдается у всякого, кто внезапно обнаруживает в своем кармане большую сумму денег, чем вытекает из его собственной концепции.

Существует немало историй о людях, выигравших большие суммы денег в различных лотереях. В большинстве случаев на момент выигрыша они были наемными работниками. Через два—три года после выигрыша снова становились таковыми. Деньги были уже потрачены, и они понятия не имели, на что именно.

Зарабатывая на десять процентов меньше уровня, задаваемого вашей концепцией, или еще меньше, вы включаетесь в гонку. Стараетесь продуктивнее мыслить. Дольше и упорнее работать. Искать дополнительные заработки. Размышлять о смене работы для возвращения своего дохода на уровень, отвечающий вашей концепции.

Для вопросов, связанных с деньгами, весом и тому подобным, существуют пределы. Достигнув которых вы обретаете комфорт. Однажды добравшись до них, вы стремитесь задержаться там любыми возможными средствами. Противодействуете переменам любого рода, даже положительным.

Комфорт и Я-концепция

Зона комфорта — величайший враг человеческого потенциала. Ваши зоны комфорта становятся жизненными привычками. Переломить их нелегко. А ведь всякая привычка, существующая длительное время, приводит вас в тупик. Вместо того чтобы воспользоваться своим интеллектом для выхода из тупика, вы прикладываете всю свою энергию для создания в этом тупике комфортных условий. Вы оправдываете и рационально обосновываете ситуацию тем, что она не поддается изменениям.

Чувствуете и говорите следующее:

«Здесь ничего нельзя поделать».

Однако вы можете сделать немало для изменения своего будущего. Дальше вы узнаете, каким образом можно разрушить собственные зоны комфорта. Как следует воспользоваться клавиатурой своего ментального компьютера, чтобы набрать новую систему представлений. Вы узнаете, как можно перестроить собственную концепцию для достижения гораздо лучших результатов.
Продолжение в следующей статье…

Хочешь свой сайт или блог? Забери месяц бесплатного хостинга Макхост — пакета Мак 10

Макхост - Мак 10

Воздействие на жизнь человека

Я-концепция представляет собой в психологии мощнейшую систему установок и убеждений, которые формируют представления человека о собственной личности и о ситуации, возникшей вокруг него. Я-концепция для каждого человека имеет важное значение.

Влияние на жизнь

Влияние на жизнь

Она принимает активное участие не только в формировании личности, но и напрямую влияет на жизнь индивида:

  1. Благодаря Я-образу, в человеке сохраняются внутренняя согласованность и поведенческая устойчивость. Пример, если индивид приобретает новый опыт, который не нарушает мнение личности о самой себе, его Я-концепция легко принимает новую информацию. Если знания и навыки идут в разрез установкам Я-картины, у человека активизируется психологическая защита, которая помогает пережить неприятную ситуацию без каких-либо потрясений.
  2. При помощи Я-концепции человек осознает получаемый опыт. Вся информация, проходящая через внутренний фильтр Я-образа, подвергается переосмыслению. В итоге значение придается только важным навыкам.
  3. Я-концепция помогает человеку анализировать будущие события. Личность, которая уверена в собственной значимости, будет ожидать от окружающих такого же отношения. Те индивиды, которые сомневаются в себе, считают, что никому не могут понравиться, чаще других ограничивают социальные контакты.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что деятельность человека, его личностные качества и поведение всегда обуславливаются воздействием Я-образа.

Я-концепция неразрывна с самопознанием. Если личность сможет разобраться в себе, значит, она будет в состоянии изменить собственную жизнь к лучшему.

Образ-Я и психологический тип

Некоторые методики определения психологического типа основаны на том, что человек выбирает свой тип как предпочитаемый, то есть выделяет свои особенности как наиболее привлекательные.

Пример: “Открой свое Я” (Н.Л. Нагибиной, электронная версия М.Л. Нагибина, Д.А. Васенина)

Существуют также методики, в которых человек дает образ себя и образ своего близкого, тем самым подчеркивая свою особенность, отличную от другого.

Пример: Методика диагностики межличностных отношений Лири (Тест Лири). Методика создана Т. Лири (Т. Лиар), Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном “Я”, а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

“You and me” (Н.Л. Нагибиной, электронная версия М.Л. Нагибина, Д.А. Васенина). Тестируются одновременно два человека, хорошо знающих друг друга. Психологический тип своего близкого определяет не психолог, а сам диагностируемый.

Методы изучения

Фото 5Психологи изучают Я-концепцию с помощью разных методик:

  1. Q-классификации, разработанной Стефенсоном.
  2. Теста ролевых конструкторов.
  3. Шкалы Я-концепции.
  4. Метода семантического дифференциала.
  5. Теста «20 утверждений».

Чаще методики комбинируются.

1.5.

– : ; -; – , , ; “” -; — , ; “”; -, “”; – .

– , . – :

1. , .

2. .

3. .

4. “”.

– :

– (-,-, -);

“” ( , );

( , , ), .

– . , , . – , . – – .

Понравилась статья? Поделись!

Gif Podpiska

Поблагодарить за общедоступность информации и видео вы можете – здесь

Поддержать канал вы можете перейдя здесь
Или через
Яндекс.Кошелек — 410018538340349
Qiwi Кошелек
PayPal

Закажи и воплоти в жизнь свои желания! — Желания практический курс из 5 шагов

или практическое решение вашего вопроса с личной консультацией  – здесь

С уважением, Ника Валевская

Развитие Я-образа

Несмотря на устойчивость, Я-образ — не статическое, а динамическое образование. На формирование Я-образа влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе. Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Я-идентичность — я-образ в сравнении себя с другими и определении своего места в социальной структуре. «Человеческое «Я» существует лишь благодаря постоянному диалогу с другими» (И.С. Кон).

Обнаружено, что динамика изменения Я-концепции личности начинается с изменения отношения к себе и внешнему миру, которое служит толчком для сдвига всех взаимозависимых компонентов и многоуровневой системы. С нарастанием противоречий в структуре образа Я нарушается устойчивость, исчезает внутренняя согласованность элементов модели Я-концепции, происходит “утрата себя”, возникает психическая напряженность. Процесс изменения, который идет либо по пути упрощения, либо по пути усложнения содержания Я-концепции, завершается преобразованием всей ее структуры.

Как это происходит на практике

Я не знаю, почему, но у подавляющего большинства копирайтеров очень заниженная самооценка. Более того, я наблюдаю этот феномен у многих славян. Скорее всего, это исторически сложилось еще со времен СССР, когда все должны были быть как все, одинаковыми, без особых достижений. Я думаю, отсюда и берет корни низкая самооценка.

— Ты, что, думаешь, ты лучше других, что ли? — Нет, нет, что вы, что вы. Такая же серая масса, как и вы.

Ко мне часто обращаются новички с просьбой примерно такого характера: «Вот, я только начинаю, ничего не знаю, не умею, и, скорее всего, написал ересь, а вы — эксперт, можете посмотреть мой текст?»

А теперь объясните мне, почему если человек не уважает свою работу, я должен тратить на нее свое время? Самое печальное, что такие люди чаще всего остаются «хроническими новичками» и работают потом за копейки очень и очень долго.

То же самое относится и к биржам. У каждого человека есть минимальная цена, за которую он готов работать. Если внутренняя концепция человека говорит ему: «Так, слушай сюда: мы работаем за еду или за копейки по 12 часов в сутки», то человек так и будет работать. Так у него запрограммирован мозг. Это, можно сказать, его природа.

Факторы, влияющие на образ-Я

Все исследователи отмечают сложность и неоднозначность становления и развития образа-Я. Образ-Я — это системное, многокомпонентное и многоуровневое образование человеческой психики. Все составляющие этой системы имеют бесчисленное множество степеней свободы, что осложняет возможность научного подхода в диагностике и прогнозировании формирования Я-образа. По-видимому, точки роста и развития личности по пути самореализации совпадают с такими человеческими реальностями как самость, самоактуализация, Я-идеальное и стремлением человека к поиску гармоничного соответствия этих реальностей в своем образе-Я.

Герген (Gergen, 1971) отмечает следующие факторы, относящиеся к оценкам других, которые влияют на представления индивида о самом себе:

1.Согласованность внешней оценки и Я-концепции.

2.Значимость представлений, которые затрагивает оценка.

3.Доверие к эксперту. Чем большим кредитом доверия пользуется эксперт, выносящий оценку, тем значительней его влияние (Bergin, 1962).

4.Число повторений. Чем больше число повторений выданной оценки, тем больше вероятность ее принятия.

5.Модальность оценки. Принятие или игнорирование внешней оценки зависит от того, позитивна она или негативна.

Исходя из этого, внешняя оценка будет представлять собой угрозу Я-концепции в случаях, когда:

  • оценка не совпадает с представлениями индивида о самом себе и является негативной;
  • оценка затрагивает функционально значимые понятия, которые индивид использует для самоопределения;
  • эксперт, выносящий оценку, пользуется значительным кредитом доверия;
  • индивид подвергается систематическому воздействию одной и той же внешней оценки и не может ее игнорировать.

Рефлективное «Я» — своего рода когнитивная схема, лежащая в основе имплицитной теории личности, в свете которой индивид структурирует свою социальную перцепцию и представления о других людях. В психологической упорядоченности представления субъекта о себе и своих диспозициях ведущую роль играют высшие диспозиционные образования — система ценностных ориентаций в частности.

У Бернса «Я-концепция» связана с самооценкой как совокупность установок «на себя» и является суммой всех представлений индивида о самом себе. Это, по его мнению, следует из выделения описательной и оценочной составляющих. Описательную составляющую «Я-концепции» автор называет образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, самооценкой или принятием себя. Он пишет, что «Я-концепция» определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Описывая юношескую «Я-концепцию», Р. Бернс указывает на общеизвестное противоречие: с одной стороны, «Я-концепция» становится более устойчивой, с другой стороны, «…претерпевает определенные изменения, обусловленные целым рядом причин. Во-первых, физиологические и психологические изменения, связанные с половым созреванием, не могут не влиять на восприятие индивидом своего внешнего облика. Во-вторых, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации “Я-концепции”, в частности к способности различать реальные и гипотетические возможности. Наконец, в-третьих, требования, исходящие от социальной среды — родителей, учителей, сверстников, — могут оказаться взаимно противоречивыми. Смена ролей, необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентаций, образа жизни и т. д., могут вызвать ролевой конфликт и статусную неопределенность, что также накладывает явный отпечаток на “Я-концепцию” в пору юности» [Бернс Р. Я-концепция и воспитание. М., 1989. , с. 169].

И.С. Кон поднимает вопрос о том, может ли индивид адектватно воспринимать и оценивать себя, в связи с проблемой соотношения главных функций самосознания — регуляторно-организующей и Эго-защитной. Чтобы успешно направлять свое поведение, субъект должен обладать адекватной информацией, как о среде, так и о состояниях и свойствах своей личности. Напротив, Эго-защитная функция ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа-Я даже ценой искажения информации. В зависимости от этого один и тот же субъект может давать как адекватные, так и ложные самооценки. Пониженное самоуважение невротика — это мотив и одновременно самооправдание ухода из деятельности, тогда как самокритика творческой личности — стимул к самосовершенствованию и преодолению новых рубежей.

Г.Е. Залесским выделяются два компонента Образа-Я — мотивационный и когнитивный. Применительно к изучению возрастных особенностей развития Образа-Я, особое внимание уделяется прояснению вопроса о том, как происходит формирование каждого из компонентов, когда два компонента Образа-Я начинают взаимодействовать.

Когнитивный блок Образа-Я отражает содержательные представления о себе. Такое понимание когнитивного блока Образа-Я близко к пониманию Образа-Я другими исследователями. Но в этот блок добавляются и оценочные(самооценка), и целевые (уровень притязаний, система запретов и поощрений)компоненты. Мотивационный блок отвечает за функциональную значимость этих качеств, т.е. выступают ли эти качества критериями в выборе мотивов, целей, поступков. И если выступают, то выполняют ли качества функцию действующих или смыслообразующих мотивов.

Г.Е. Залесский выделяет следующие этапы формирования личностных смыслов: 1) значение выступает как эталон оценки ситуации, выбора системы средств ориентировки; 2) осуществляется деятельность целеполагания, выбора целей, мотивов, личная значимость выбора начинает осознаваться в большей мере; 3) различные «компоненты» «Я» начинают функционировать как один механизм, образуется система. Выбор мотивов осуществляется через убеждения и мировоззрение (Л.И. Божович); 4) значение уходит на «послесознательный уровень» (А.Н. Леонтьев), действует как установка. Отметим, что значение не может быть выделено без действия — значение, действие и мотив формируются одновременно. Мотив влияет на выделение целей. Самооценка определяет процесс поиска средств их достижения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...