Нужны ли вы сами себе? Самооценка и свобода выбора

Содержание

Что такое самооценка

Самооценка — это то, каким человек видит себя, как он представляет себя и своё место среди других людей. Изо дня в день мы выносим заключение о своём характере, привычках, способностях, сравниваем себя с окружающими, делаем выводы, стараемся измениться, стать лучше, совершеннее. Одни считают себя выше других, успешнее или талантливее. Другие — наоборот, страдают от несовершенства, непохожести на избранный идеал.

С раннего детства самооценка определяет поведение, настроение, внутренний баланс чувств человека. Ребёнок начинает оценивать себя, не научившись толком говорить. Малыш может расплакаться от того, что не в состоянии застегнуть сандалии.

— Значит, я хуже, чем мама, — думает трёхлетний карапуз, и его самооценка стремительно падает.

А если мама при этом напоминает, что соседский Славик давно уже сам одевается и обувается, — что ж, считайте, что начало комплексу заниженной самооценки положено.

То, как человек оценивает себя, накладывает отпечаток на всю его жизнь. Завышенная или заниженная самооценка одинаково опасны. Необъективная оценка собственных достоинств и недостатков приводит к тому, что человека неадекватно воспринимают окружающие. Трудно оценить самого себя объективно, и всё же, по выражению английского философа Фрэнсиса Брэдли, «каждый человек есть то, что он о себе думает».

Классификация самооценки

Самооценка личности

Самооценкой называют способность человека принимать и критически оценивать себя. Она зависит от отношения к себе. Если у человека есть много комплексов, то он не станет уверенной личностью, пока не устранит их.

Самооценка играет важную роль в отношениях с другими людьми, выполнении поставленных целей, развитии. Человек как личность — самооценивающее существо. Все люди составляют мнение о себе исходя из поступков и успехов.

Что такое самооценка

В психологии определение самооценки дают по-разному. Например, Роберт Бёрнс (Англия) вписывает её в свою «Я-концепцию» и трактует как совокупность всех представлений человека о самом себе. У. Джеймс (США) относит её к первичным эмоциям и ставит в один ряд с гневом и болью. С. Л. Рубинштейн (Россия) считал её стержнем самосознания и показателем уровня развития каждого отдельного человека и одним из главных условий превращения индивида в личность.

Если обобщить работы отечественных и зарубежных психологов, самооценку можно определить как личностное образование, формирующееся под влиянием внешних факторов и саморазвития, регулирующее поведение человека и отражающее своеобразие его внутреннего мира.

Она необходима каждому для самоопределения. Адекватная или неадекватная, может привести либо к гармонии и счастью, либо к конфликтам, неврозам и неудовлетворённости жизнью.

Что такое самооценка?

Самооценка — это уровень принятия себя, умение критически анализировать собственные возможности. Она неразрывно связана с любовью к себе. Человек с кучей комплексов не сможет испытывать это чувство, пока не избавится от них. Самооценка влияет на то, насколько индивиду легко дается общение с другими, выполнять поставленные цели, развиваться. Те, у кого она занижена, испытывают во всех сферах серьезные трудности.

Проблема низкой самооценки в том, что ее обладатели отказываются меняться. Зачастую они уверены, что такое отношение к себе сохраняется на всю жизнь. Это ошибочное мнение, ведь на самовосприятие влияет множество факторов; оно не может быть одинаковым на протяжении жизни.

Пройти тест на самооценку

Что такое самооценка?

Самооценка — это отношение к себе, основанное на собственном мнении и убеждении, которые порой очень трудно изменить, даже при наличии огромного преимущества в качестве личных достоинств по сравнению с другими людьми.

На что влияет самооценка человека

Самооценка влияет на то, способны ли мы:

  • себя любить и ценить, как личность,
  • принимать решения
  • самоутверждаться
  • признавать свои слабые и сильные стороны, положительные и отрицательные черты своего характера.
  • пробовать новое и сложное
  • проявлять доброту к себе
  • двигаться вперед после того, как совершили ошибки, не обвиняя себя несправедливо
  • находить для себя личное время
  • окружать себя личным пространством
  • В конце концов, просто быть счастливым!

Итак, самооценка, безусловно, влияет на качество жизни человека, будь она высокая или заниженная.

Что такое самооценка

Картинки на тему что такое самооценка

Википедия описывает термин самооценка как «представление человека о важности своей личности, оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков». Если коротко, то самооценка — это отношение к себе, своим качествам и потенциалу. Исходя из этого, самооценка отличается от понятия самоуверенность. Последняя непостоянна и, в отличие от первой, может меняться в зависимости от ситуации. Например, обладая высокой самооценкой, ты можешь уверенно чувствовать себя во многих аспектах, но быть растерянным во время публичного выступления. Или, наоборот, твои навыки позволяют чувствовать себя уверенным в определенной области, например в спорте, но в других ситуациях ты проявляешь нерешительность.

9 советов для абсолютной уверенности в себе

Что такое самооценка

Самооценка в психологии: формирование, виды и уровни

Понятие самооценки – это совокупность характеристик, показывающих восприятие человека самим собой. Говоря простым языком, это то, как человек представляет свою внешность, физические и интеллектуальные данные, уровень развития. Самооценка вносит свой отпечаток при формировании желаний и целей, стиля одежды, поведения в кругу людей, манеры речи и иные составляющие компоненты жизни. Но при низкой любви к себе человек может очень сильно страдать по жизни.

Вообще, самооценка существует 3-х видов: завышенная, заниженная и адекватная. Но при совмещении 2-х не адекватных видов у человека, в жизни ему придется довольно сложно. Но стоит выделить людей с заниженной самооценкой, так как им в жизни дается все вдвойне тяжелее. Ведь именно данный тип людей, даже, не пытается предпринять попытки изменить свою жизнь к лучшему, из-за страха столкнуться с неизвестностью или попросту из-за неуверенности в себе. Имеется еще отдельная категория людей, которая знает о своей заниженной самооценке, но не хочет ее менять, так как смирилась с судьбой и не считает, что заслуживает лучшей.

Что такое самооценка

В психологии самооценка рассматривается как комплекс представлений человека о себе самом, которые сформировались на основе сравнения себя с окружающими. Эти представления играют важную роль в формировании образа собственного «Я» или Я-концепции.

Сознательно или неосознанно, но мы всегда сравниваем себя с другими и оцениваем с позиции «лучше», «хуже» или «такой же, как все». Оцениваются в первую очередь важные, значимые для общества качества. Например, для молодого человека дворянского сословия первой четверти XIX века было нормальным рассуждать о том, лучше или хуже он танцует мазурку, чем поручик Ржевский. А для современного человека это качество не имеет значения, поэтому и не оценивается.

Таким образом, в основе самооценки социально значимые ценности, без которых невозможно осознать себя достойной уважения личностью в данном обществе и в данное время.

Понятно, что оценивать себя можно по-разному, тем более бывают ситуации, когда мы довольны собой и нравимся себе, а в другое время какой-то поступок заставляет переживать острое недовольство, и мы занимаемся самобичеванием. Но самооценка как часть самосознания личности – это устойчивое образование, оно хоть и может меняться, но не зависит от ситуативного отношения к себе. Напротив, самооценка корректирует это отношение:

  • Человек с высоким мнением о себе скажет: «Как же я мог так поступить, это для меня совершенно нехарактерно», и постарается забыть об оплошности.
  • А тот, у кого самооценка низкая, напротив, акцентирует внимание на своих ошибках, будет долго корить себя за них, подумает о том, что «он по жизни криворукий неудачник, который ничего толком не умеет».

Понятие «самооценка»

Понятие «самооценка» касается каждого из нас. Уже из самого слова понятно, что человек сам себя оценивает, то есть, дает оценку своим личностным качествам.

Интересен тот факт, что на формирование самооценки в разной степени влияют всевозможные внешние факторы. В случае заниженной самооценки человек сталкивается с проблемами как бытового, так и эмоционального, психологического характера. Чтобы избежать всевозможных неприятностей, связанных с самооценкой, важно достичь гармонии с собственным Я и стать счастливым.

Свобода выбора

Свобода выбора
И тут мы подходим к свободе выбора, точнее в данном случае – к ее отсутствию. У человека, который постоянно должен выполнять пункты списка, чтобы удерживать свою самооценку на приемлемом уровне, очень мало свободы. Он не может делать то, что хочет.

Радовать окружающих и помогать им на самом деле не плохо, но только когда это ваш свободный выбор. А в данном случае выбор является сценарным.

Кроме описанного механизма существует еще несколько, но на них я остановлюсь в отдельной статье. Здесь же скажу только, что воспринятое в детстве запечатлевается на очень глубоком уровне, и потом с этими установками сложно бороться. Более того, большинству людей даже не приходит в голову это делать: концепции так прочно входят в сознание и подсознание, что кажутся совершенно естественными, становятся нерушимой частью мира.

Поэтому даже увидеть их – большой шаг вперед. Но за ним должны последовать другие. Существуют люди, у которых воспитан базовый «я плюс», то есть они нужны сами себе. Но и научиться этому тоже возможно.

Вадим Куркин

Формирование самооценки

Этот процесс начинается еще до осознанного возраста и продолжается на протяжении всей жизни. У ребенка появляется опыт собственных действий, он его сопоставляет с отношением к нему окружающих, в итоге формируется самооценка. Чем дальше, тем сложнее перевести формирование самооценки в желаемое русло, но при должном уровне мотивации все возможно.

Значительный вклад делают родители. Тут есть как позитивные примеры, так и негативные. Все зависит от подхода к воспитанию ребенка.

Что такое самооценка и как перестать упускать возможности

Часто замечаю такие ситуации, когда родители говорят детям «Ты не сможешь, дай я сделаю». И чем чаще ребенок слышит подобное, тем крепче у него в голове закрепляется мысль «Я не смогу». Человек с детства привыкает перекладывать сложные действия на более старших, умных, уверенных. Гораздо лучше помочь ребенку советом или сделать что-то вместе, чем отодвинуть его в сторону и сделать все самостоятельно. С другой стороны, если постоянно говорить ребенку какой он особенный и насколько он лучше других, это также приведет к печальному результату.

Я почему-то очень хорошо запомнил момент своей жизни, когда папа научил меня завязывать шнурки. Я тогда ходил в детский сад, и до этого шнурки на ботинках мне всегда завязывала мама или бабушка. Как же я был горд собой, когда научился это делать сам! Примерно так в голову закладывается мысль о том, что если ты чего-то не можешь — научись и сделай.

Виды и уровни самооценки

Психологи отмечают два вида самооценки:

· адекватная;

· неадекватная.

Также можно услышать и другую классификацию: оптимальная и неоптимальная, когда речь идет о чуть завышенной самооценке, что само по себе не критично. Вот только грань, где заканчивается оптимальная и начинается неоптимальная, очень тонка.

заниженная самооценка и завышеная самооценка.jpg

Функции

Адекватное самооценивание выполняет ряд важных функций в жизни человека:

  • адаптационную — способствует социализации;
  • защитную — обеспечивает стабильность и независимость;
  • корригирующую — учит самоконтролю;
  • мотивирующую — заставляет идти вперёд, добиваться поставленных целей;
  • отражающую — позволяет увидеть себя со стороны;
  • прогностическую — стимулирует в начале деятельности;
  • развивающую — мотивирует к совершенствованию;
  • регуляторную — предоставляет выбор;
  • ретроспективную — позволяет сделать выводы по окончании деятельности;
  • терминальную — даёт возможность в любой момент остановиться;
  • эмоциональную — дарит ощущение гармонии, счастья, удовлетворенности собой.

При неадекватной самооценке данные функции нарушаются и приводят к снижению качества жизни.

Определение и особенности личностной оценки

Низкая самооценка у человека с точки зрения психологии

Определение термина «самооценка», помимо представления о себе, означает еще и уверенность/неуверенность в своей способности принимать важные решения. Чаще всего человек оценивает эту способность на основании произошедших событий. На первый взгляд они кажутся достоверными, но на самом деле это заблуждение. Такая оценка означает всего лишь самомнение, которое сложилось из каких-либо конкретных ситуаций. Пример – если человеку не удается выполнить большую часть задуманного, самомнение меняется в сторону снижения: «Какой я невезучий, ничего не получается».

Если план вообще не удалось осуществить, отношение к себе еще больше ухудшается. Таким образом, негативная личностная оценка складывается из-за того, что люди слишком въедливо сосредотачиваются на своих слабостях и неудачах, обесценивая положительные стороны. Наоборот, при достижении хороших результатов в своей деятельности самооценка у человека резко повышается: «Я могу, когда захочу».


Личности с адекватной самооценкой более успешны в жизни и профессиональной деятельности, чем люди с необъективным отношением к себе

Еще одной важной характеристикой самооценки является ее связь со всеми сторонами человеческого бытия, включая профессиональную деятельность и отношения с людьми. Замечено, что люди с нормальной самооценкой счастливы и жизнерадостны, быстро делают карьеру, активно решают жизненные задачи, довольны своим положением в обществе.

Важно! Исходя из того, что функция самооценки заключается в составлении мнения о себе, признание своих сильных и слабых сторон поможет индивиду не только принять себя таким, какой он есть, но при необходимости скорректировать нежелательные черты.

Главное во всем этом – понимать закон жизни: отношение окружающих к человеку и его вера в свои силы зависят от его собственного мировоззрения. Чем более личность внутренне уверена в себе, тем больше людей готово доверять такому человеку, сотрудничать и взаимодействовать с ним.

Что влияет на формирование самооценки

Каждый человек склонен сравнивать себя с неким идеальным образом, с тем, кем он хотел бы быть. Совпадение реального представления о себе с желаемым играет огромную роль в формировании самооценки. Чем дальше истинный образ от совершенного, тем ниже мнение человека о себе.

Существенное влияние на формирование самооценки оказывает отношение к индивиду окружающих. Особое значение имеют мнения самых близких людей: родителей, родственников и друзей.

Реальные достижения человека в той или иной сфере деятельности также влияют на самооценку. Чем выше личностные успехи, тем лучшего мнения о себе человек.

Преграды для роста самооценки

Для начала следует понять, что же мешает людям быть уверенными в себе. Нужно сказать, что на формирование самооценки личности в первую очередь влияет отношение родителей к детям, а также особенности в процессе воспитания. Чувство, что с тобой что-то не так, может возникнуть как реакция на определенные жизненные ситуации.

В случае, когда человек не справляется с давлением окружающего мира, его состояние постепенно становится все хуже и хуже. В результате может возникнуть комплекс неполноценности.

Самые распространенные причины, которые являются барьерами для повышения самооценки:

Барьеры мешающие поднятию самооценки

  • окружение постоянно вас критикует;
  • вы сконцентрированы на постоянных поражениях;
  • бесконечное сравнение себя с людьми вокруг;
  • вы устанавливаете для себя завышенные планки;
  • ваше окружение имеет негативный настрой.

Действительно, большинство людей только угнетают, они не способны подбадривать, вселять надежду и уверенность. По этой причине в психологии очень тесно связаны вопросы изменения самооценки человека и людей, которые его окружают.

Представьте себе, что вам постоянно твердят: «это плохо», «это неправильно», «все не так». Естественно, со временем вы поверите в эти слова.

Но следует также помнить, что независимо от того, как вы поступите и что сделаете, вас всегда будут критиковать. Это неизбежно. Старайтесь избегать той критики и замечаний, которые не имеют объективных оснований.

Адекватная самооценка

Когда самооценка у человека адекватная, он видит себя со стороны и оценивает свои возможности почти так, как есть на самом деле. Идеальных людей, наверное, не бывает и каждый по-своему воспринимает себя в этом мире и в социуме. 

Характеризуя себя, кто-то завышает возможности, а кто-то недооценивает. Когда погрешности по сравнению с реальностью немного, самооценку называют адекватной. 

Если человек признается, что его руки растут не с того места, он не страдает заниженной самооценкой, просто он хочет сказать, что не любит или не умеет что-то делать своими руками.

Адекватная самооценка показывает, что индивид может разумно оценивать свое и чужое поведение, взгляды. 

Человек с такой самооценкой воспринимает мир следующим образом:

1. Его «хочу» и «могу» соответствуют возможностям.

2. Дает себе правильные и достижимые установки, не витая в облаках на счет своего потенциала.

3. Может критически оценить себя, убирая «розовые шторы» с глаз.

4. Он знает, к чему приведут его действия.

Кто готов трезво посмотреть на себя, не будет против услышать и чужое мнение о себе любимом. Его не покоробит точка зрения других, ведь он сам прекрасно знает свои плюсы и минусы, и не зацикливается на мнении со стороны.

Характерные проявления


Человек считает, что он лучше других, часто берет задачи, которые не способен выполнить, так как не может рассчитать свои силы

Давайте рассмотрим, что собой представляют признаки завышенной самооценки.

  1. Человек сильно самоуверенный.
  2. Он стремится достичь высоких результатов в карьере, даже когда совершенно неспособен это сделать.
  3. Абсолютно уверен в том, что всегда прав. Он не прислушивается к чужому мнению.
  4. Любую критику, направленную в его адрес, он отвергает, считает ее неверной и оскорбительной.
  5. Не имеет никаких авторитетов, считает, что только он знает, как нужно поступать и как жить.
  6. Не станет принимать чужую помощь, ведь он сам все может.
  7. При возникновении каких-либо ошибок, винит людей, которые рядом, но только не себя.
  8. В разговорной речи часто присутствует местоимения «я».
  9. Допущение ошибок сильно болезненно воспринимается. Человек скрывает их до последнего.
  10. Последнее слово всегда должно быть за ним.
  11. Такой человек не способен извиняться и просить прощения.
  12. Постоянно соперничает с другими людьми, чтобы доказать, что он самый лучший.
  13. Стремится быть идеальным.
  14. Он не способен просчитывать возможные риски, из-за чего нередко попадает в передряги.
  15. Такой человек сильно боится, что в его образе увидят слабое, беззащитное существо.
  16. Такую личность можно с легкостью назвать эгоистом.
  17. Для него важно больше говорить, чем кого-то слушать.
  18. Тон речи всегда высокомерен, характерны приказные просьбы.

Взаимосвязь самооценки и степени личностных притязаний

По мнению американского психолога У. Джемса, формула расчета самооценки выглядит следующим образом: «Успех / Степень притязаний = Самооценка». В данной формуле степень притязаний является своеобразным стимулом для достижения поставленных целей в разных сферах. Такие стимулы, как карьера, социальный статус и уровень материального достатка определяют поведение человека. Под термином «успех» в вышеприведенном примере следует воспринимать конкретные результаты, которых удалось достичь путем выполнения набора действий. Основываясь на этой формуле, можно сказать о том, что для повышения самооценки, человеку требуется снизить степень притязаний либо увеличить эффективность действий, направленных на достижение успеха.

Виды самооценки в психологии подразделяются на три категории: заниженная, адекватная и завышенная. Отклонение чаши весов в любую сторону от среднего значения становится причиной появления психологического дискомфорта и внутренних конфликтов. К сожалению, далеко не каждый человек способен увидеть истинную причину подобных проблем, что приводит к появлению ошибочных выводов.

Наличие завышенной самооценки часто сопровождается чувством собственного превосходства, и комплекса двухлетнего ребенка. Высокое самомнение приводит к созданию собственного идеала, что мешает адекватно подойти к анализу имеющихся возможностей и способностей. На данной почве создается ошибочное мнение о собственной значимости для социума. Даже в случае неудач, люди с высоким самомнением предпочитают сохранять верность идеи о высокой важности своей личности, для того, чтобы избежать психологического дискомфорта.

самооценка в психологии этоСамооценка – целостное образование, составляющая концепции своего «Я» (Я-концепции) и самосознания человека

Неправильная оценка личностных качеств заставляет человека принимать собственные слабости за сильные черты характера. На этом фоне, упрямство и агрессия может расцениваться как воля и решительность. Рассматриваемая модель поведения препятствует формированию двухстороннего контакта с окружающими людьми, поскольку человек с высокой самооценкой наплевательски относится к мнению окружающих. Когда на пути подобного человека появляются различные трудности, что препятствуют достижению успеха, он списывает их на жизненные обстоятельства и другие внешние факторы. В его понимании, каждый поступок является правильным и не может стать ошибкой. Многие люди с завышенным самомнением негативно относятся к критике от окружающих и принимают подобное отношение за зависть и стремление придраться.

Если основываться на вышеприведенной формуле, можно сказать о том, что человек с завышенным самомнением ставит перед собой трудновыполнимые задачи, при которых степень притязаний не соответствует уровню возможностей. Специфическими чертами личности при завышенной самооценке являются грубое и агрессивное, местами жестокое поведение, высокомерие и зазнайство. Независимое поведение, выставляемое напоказ, может восприниматься окружающими людьми, как проявления высокомерия и пренебрежительности.

Люди с завышенным самомнением часто страдают от невротических и истерических приступов, так как находятся в твердой уверенности о высокой значимости собственной личности. Различные трудности воспринимаются как невезение, что редко побуждает человека изменить свое отношение к окружающим. По мнению психологов, для рассматриваемого типа личности свойственна стабильность в поведении и отличительные черты во внешнем виде. Так для людей с высоким самооцениванием свойственны прямая осанка, наличие «командного» голоса и высокое положение головы.

Заниженная самооценка выражается в виде тревожного акцентирования характера. Данный тип людей испытывает проблемы с уверенностью в своих силах, проявляет чрезмерную осторожность, застенчивость и нерешительность. Совершая определенные поступки, такие люди ждут одобрения и поддержку от окружающих. Люди с низким уровнем самооценивания легко поддаются внушению, что заставляет их действовать на поводу у окружающих. Наличие комплекса неполноценности и трудностей с самореализацией приводит к тому, что человек постоянно ищет новые цели, которые помогут ему самоутвердиться. При этом, стимулом для достижения служит не сама цель, а желание обрести значимость в глазах окружающих. Психологи отмечают, что степень притязания таких людей значительно ниже их способностей.

Наличие жизненных трудностей и различных преград воспринимается как катастрофа вселенского масштаба. Люди, относящиеся к этому типу личности, проявляют высокие требования не только в отношении себя, но и окружающих. Отличительными чертами характера, в данном случае является самокритичность, замкнутость, завистливость, жестокость, подозрительность и мстительность.

человек определяетСамооценка нередко приравнивается к любому личностному суждению о себе, своих характеристиках, особенностях, возрасте, планах и переживаниях

Причиной многих конфликтов, включая семейные и профессиональные, является повышенная требовательность, занудность и внимание к мелочам. Для этой манеры поведения свойственны такие особенности внешнего вида, как нерешительная походка, нежелание устанавливать визуальный контакт и втянутость шеи.

Адекватный подход к оценке собственной личности основывается на наличии двух процессов, имеющих противоположное значение: защитный и познавательный. Тяга к познанию содействует адекватности, а защитные механизмы действуют в противоположном направлении. Защитные процессы обусловлены инстинктом самосохранения, который в примере с самооценкой имеет направленность в самооправдании поведенческой модели. Помимо этого, данный процесс является единственным способом защитить свой психологический комфорт.

Понятие самооценки в психологии

Все люди время от времени анализируют свой характер, ищут в себе плюсы и минусы. Понятие самооценки в психологии – это способность сознания человека составлять представление о себе и своих действиях, а также судить о своих навыках, умениях, личных качествах, достоинствах и недостатках. Самооценка позволяет людям критически относиться к себе, ставить различные цели и достигать их, соизмерять свои возможности с требованиями в тех или иных жизненных сферах, обдумывать действия и принимать взвешенные решения.

Способность к самоанализу оказывает большое влияние на формирование поведения людей. Такие качества личности, как неуверенность и решительность, активность и сдержанность, общительность и замкнутость напрямую зависят от самооценки. Мнение человека о себе определяет и отношение к нему окружающих.

Самооценка в психологии это

Структура самооценки

В структуре самооценки психологи выделяют два компонента: когнитивный и эмоциональный:

  • Когнитивный компонент (от латинского cognition – знания) включает в себя знания человека о себе, своих способностях, умениях, возможностях, слабых и сильных сторонах. Этот компонент формируется в процессе самопознания и во многом влияет на уровень самооценки. Неадекватная самооценка, как правило, связана либо с не соответствующими реальности представлениями о собственном «Я», либо с их несформированностью.
  • Эмоциональный компонент – это отношение индивида к себе и различным проявлениям собственной личности. Эмоции, которые мы испытываем к себе, очень противоречивы: одобрение и неодобрение, самоуважение или его отсутствие, любовь или неприятие себя.

Различия этих двух компонентов чисто теоретические, в реальной жизни они сосуществуют в неразрывном единстве – наши знания о своих качествах всегда эмоционально окрашены.

Понятие о воображении и его видах.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

источник

Как формируется

formirovanie-samoocenki.jpeg

Детская

Дошкольники

У дошкольника, как правило, самооценка слегка завышена, и это не является патологией. Они ещё только учатся жить в окружающем мире, идеализируют и его, и себя, стараясь быть похожими на взрослых. Маленьких детей никто не будет критиковать за внешность. Ими все умиляются, их наряжают, словно кукол, восхищаются ими. За поведение их могут поругать, но делают это те люди, которым они доверяют. Несмотря на наказания, они всё равно знают, что их любят.

Однако стоит учитывать, что фундамент самооценки закладывается именно в этом возрасте.

Заниженная на данном этапе возникает у детей из неблагополучных семей, если они не слышат слов восторга в свой адрес и не видят красивых нарядов. Впоследствии, даже если они сумеют достичь определённых высот, всегда будут сомневаться в себе.

Завышенная — с точностью до наоборот: ребёнку покупается всё самое лучшее и внушается его исключительность. В будущем, даже если он не реализует себя, у него может развиться мания величия. Психотерапевтам бывает крайне трудно докопаться до сути такого раздутого на пустом месте самомнения.

Младшая школа

У младших школьников самооценивание претерпевает значительные изменения. К мнению родителей о ребёнке прибавляется отношение учителей и одноклассников, и оно может быть разным. Одновременное формирование дисциплинированности и социальная адаптация постепенно начинают снижать планку. Оказывается, на фоне других он не самый умный, не самый красивый и т. д. При адекватной поддержке родителей проблем не возникнет. Если же взрослые будут ругать ребёнка за каждую неудачу в школе, самооценка будет стремительно падать.

Средняя школа

С 5 по 7 класс относительно спокойный период. Гормональный всплеск, экзамены, влюблённости и другие испытания ещё впереди, поэтому дети оценивают себя более-менее адекватно. Раздутое самомнение диагностируется у избалованных родителями, любимчиков учителей и неформальных лидеров в классах. Заниженная самооценка тянется из детства и начальной школы, превращая детей в серых мышек и изгоев.

Старшая школа

Согласно статистике, около 50% старшеклассников не способны оценивать себя адекватно. Причин много: половое созревание с гормональными всплесками, неразделённая любовь, профориентация, предстоящие экзамены, страхи перед будущей жизнью за стенами школы. Большинству подростков в возрасте 13-17 лет требуется помощь психолога.

Мужская

Формирование самооценки у мужчин в детском возрасте происходит под влиянием совокупности разных факторов: воспитания родителей, отношений с друзьями, успехов в школе, внешности. Даже если в какой-то из этих областей существуют проблемы, мальчики тут же реализуют себя в чём-то другом.

Наглядный пример: вундеркинд, обладающий тщедушным телосложением, терпит крах на уроках физкультуры, но при этом занимает призовые места в олимпиадах по математике. Или двоечник, которому не даются науки, уходит в спорт и добивается результатов там.

Во взрослом возрасте мужская самооценка зависит преимущественно от карьерного роста, доходов и социального положения.

Согласно статистике, 20% мужчин обладают заниженной самооценкой, 40% — завышенной и 40% — адекватной.

Женская

Самооценка женщины чаще всего формируется под влиянием папы. Если он воспитывал её как принцессу (в разумных пределах), проблем во взрослом возрасте обычно не возникает. Если он не сумел найти к дочке подход или вовсе отсутствовал, определяющим фактором становится воспитание мамы, а в подростковом возрасте сначала — влияние подруг, а затем — внимание мальчиков.

Во взрослом возрасте женская самооценка во многом зависит от внешности и признания со стороны мужчин. Даже железные леди, занимающие руководящие посты, внутри чувствуют себя хрупкой девушкой, которая ждёт защиты и комплиментов от слабого пола.

Согласно статистике, 75% женщин обладают заниженной самооценкой, 10% — завышенной и 15% — адекватной. Это объясняется склонностью к самокопанию, пристальным и не всегда обоснованным вниманием к мельчайшим деталям, высокой требовательностью к себе.

Несмотря на то, что фундамент самооценки закладывается ещё в детстве, её развитие происходит на протяжении всей жизни, так как зависит от внешних факторов: карьеры и социальной адаптации в первую очередь. В пример можно привести звёзд, добившихся мировой славы, которые в детстве подвергались унижениям со стороны сверстников или родителей. Джулия Робертс, например, ненавидела себя за большой рот, а Сильвестр Сталлоне — за паралич лицевого нерва. Сейчас они успешны, всеми любимы и довольны собой.

Как повысить самооценку и уверенность в себе

Прежде чем диагностировать у себя депрессию и заниженную самооценку, убедитесь, что вы не окружены идиотами. Зигмунд Фрейд.

Наконец-то мы переходим к самому интересному!

В сети можно найти множество советов о том, что такое самооценка и как ее повысить, как научиться любить себя и принимать себя таким, какой ты есть. Но, во-первых, я не совсем согласен с тем, что себя нужно принимать таким, какой есть. Во-вторых, я не хочу вам советовать что-то из головы, я в конце концов не дипломированный психолог. Давайте посмотрим, что такое самооценка по мнению специалистов из Нью-Йорка и какие они дают рекомендации.

1. Будьте внимательны к самому себе

Вы не сможете что-то изменить, пока не признаете, что есть что менять. Концентрируясь на своих негативных мыслях, человек дистанцируется от чувств, которые эти мысли вызывают. Нужно разобраться в причинах своего подавленного состояния, а не заострять внимание на негативном самоощущении.

Что такое самооценка и как перестать упускать возможности

Учитель медитации Аллан Локос:

Не верьте всему, что вы думаете. Мысли — это просто мысли. Как только вы окажетесь на пути самокритики, обратите внимание на то, что происходит, подумайте об этом и напомните себе: «Это мысли, а не факты».

2. Измените свою историю

У всех нас есть история, которую мы создали о себе. Она формирует наше самовосприятие, на котором базируется наш основной образ. Если мы хотим изменить эту историю, мы должны понять, откуда она взялась и чьи голоса ее нам рассказывают. Быть может, мы слушаем совсем не те голоса.

Цитата психолога Джессики Кобленц:

Иногда такие негативные мысли, как «Ты толстая» или «Ты лентяй», могут прокручиваться в вашей голове так часто, что вы начинаете в них верить. Вы можете начать с утверждений. Во что вы хотите поверить? Мысленно повторяйте себе эти фразы каждый день.

3. Не попадайте в яму сравнения и отчаяния

Вот что говорит по поводу сравнения психотерапевт Кимберли Хершенсон:

Две основные вещи, которые я подчеркиваю, — это практика принятия и прекращения сравнения с другими. Только потому, что кто-то выглядит счастливым в социальных сетях или даже лично, еще не говорит о том, что они действительно счастливы. Сравнения приводят только к негативной саморегуляции, тревоге и стрессу.

И действительно, смотреть на фотографии друзей с курортов, сидя на нелюбимой работе, — не лучшая затея. Согласны?

4. Направьте свою внутреннюю рок-звезду

Альберт Эйнштейн как-то сказал:

Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой.

У каждого из нас есть как сильные, так и слабые стороны. Кто-то может быть блестящим музыкантом, но отвратительным поваром. Ни одно отдельное качество не может полностью охарактеризовать человека. Признайте свои сильные стороны и используйте их для придания себе уверенности и избавления от негативных мыслей.

Что такое самооценка и как перестать упускать возможности

Хорошо играете на гитаре? Играйте больше, особенно моменты неуверенности или отчаяния. Напоминайте себе о том, как вы можете «зажечь», это нарисует перед глазами более оптимистичную картину.

Слова сертифицированного сексолога Кристи Оверстрита:

В вашей жизни было время, когда у вас была высокая самооценка? Что вы делали на этом этапе своей жизни? Если вам сложно идентифицировать ваши уникальные дары, попросите друга указать на них. Иногда другим легче видеть лучшее в вас, чем вам самим.

5. Займитесь спортом

Многие исследования показали взаимосвязь между спортом и повышенной самооценкой, а также улучшением психического здоровья.

Дебби Мандель, автор книги «Пристрастие к стрессу», предлагает ежедневно откладывать задания из бесконечного списка дел, чтобы расслабиться и заняться чем-то забавным. А потом посмотреть на свое самоощущение. Также она пишет, что на самовосприятие оказывают положительное влияние правильное питание и здоровый сон. Вот ее цитата:

Упражнения создают расширение возможностей как физических, так и умственных. Особенно тяжелая атлетика, где вы можете «откалибровать» достижения. Упражнения организуют ваш день вокруг работы над собой.

6. Помогайте другим

Дэвид Симонсен, доктор философии:

Я замечаю, что чем больше человек делает в своей жизни того, чем может гордиться, тем легче ему признать свою ценность. Выполнение действий, за которые можно уважать себя, это один из ключевых моментов для повышения самооценки. Это нечто ощутимое. Это вещи, которые важны и ценны не только для самого себя, но и для других.

Все, что мы делаем, возвращается к нам бумерангом. Проверьте это утверждение! Проведите день, специально высказывая положительные вещи всем, с кем вступаете в контакт. А потом обратите внимание на свое настроение.

7. Научитесь прощать

Есть ли кто-то в вашей жизни, которого вы не простили? Члена семьи, друга, коллегу? Может быть, самого себя? Держась за чувство горечи и негодования, мы продолжаем находиться в цикле негатива. А если мы не простим себя, то позор будет держать нас в этом же цикле.

Что такое самооценка и как перестать упускать возможности

Кимберли Хершенсон предлагает запомнить и повторять цитату из буддийской медитации о прощении:

Если я причиняю боль или вред кому-либо, сознательно или неосознанно, я прошу прощения. Если кто-то причинил мне боль или вред, сознательно или неосознанно, я прощаю их. За то, что я причинил себе боль, сознательно или неосознанно, я предлагаю себе прощение.

8. Запомните, вы — это не ваши обстоятельства

Умение различать то, кем вы являетесь, и то, что с вами происходит, — это ключ к самооценке.

Кимберли Хершенсон говорит следующее:

Признание внутренней ценности несовершенного «Я» обеспечивает основу для роста. Не нужно бояться неудач, потому что неудачи не меняют вашу основную ценность.

Мы все рождаемся с бесконечным потенциалом и с равной ценностью, как люди. То, что мы — что-то меньшее, это ложная вера, которую мы узнали с течением времени. Выполнение изложенных выше шагов является началом работы по повышению самооценки. Кимберли Хершенсон говорит, что самооценка уже существует в каждом человеке, ее только нужно признать.

Какие факторы влияют на самооценку личности

  • Ваши мысли и восприятие себя
  • Как другие люди реагируют на вас
  • Отношения в семье, дома, в социуме (школе, детсаду, далее на работе, в обществе)
  • Физические недуги (инвалидность и болезни)
  • Возраст, пол, статус в обществе
  • Информация от СМИ
  • Ваш кругозор
  • Ваш интеллект

Ваша самооценка может внезапно измениться из-за ситуаций в жизни, таких как трудный период, хронический стресс, затяжная болезнь, потеря близких, горе, причинное собственными детьми, сильное разочарование, финансовые проблемы и много другое. Причины низкой самооценки у разных людей отличаются, так как отличаются характеры и типы личностей, а также судьбы и социальный статус. Возможно, вы с этим сталкивались.

Поразмыслите над своей самооценкой! Подумайте, к какой категории людей вы можете себя отнести?

Пройдите тесты онлайн:

Тест «Любят ли тебя люди?»

Тест «Обаятельна ли ты?»

Тест «Умеешь ли ты быть счастливой?»

3

Методы определения

Методика Дембо-Рубинштейна позволяет определить три основные параметра личности: уровень, устойчивость и реалистичность. Суть метода заключается в распределении предложенных качеств по шкале значимости. Простой анализ расположения точек по полюсам и шкалам отображает лишь поверхностные критерии самооценки. Для более детального изучения индивида требуется интерпретация теста компетентным психологом. Он может попросить прокомментировать расположение метки и дать более детальный анализ.

1512129426_metodika_demborubinshtejna_1512041575_5a1fec6759571.jpg

Количественная методика определения самооценки проводится по Будасси. Так можно выявить ее адекватность и степень. Автор предлагает 48 прилагательных, характеризующих личность, которые необходимо выстроить по рангам значимости. Исследуемый должен указать к каждой характеристике численные показатели, отображающие реальное присутствие качества и желаемое, необходимое в идеальном представлении себя. Результат определяется с помощью ранговых корреляций.

Иллюстрация 2

Тест Каттелла является распространенным при трудоустройстве и других видах анкетирования. С помощью него можно выявить стабильность и адекватность личности. В ходе заполнения опросника открывается 16 основных факторов, которые являются определяющими в поведенческой и эмоциональной сферах человека.

Для определения самооценки школьников часто используется методика В. Щур под названием”Лесенка”. Она имеет групповую и индивидуальную форму. В первом случае применяется в рамках учебного класса и показывает взаимоотношения между детьми и их собственное восприятие по отношению к коллективу. Во втором проводится индивидуально с каждым учеником, отображая степень нарушений развития личности. Ребенку предлагают разместить себя и других учеников класса на лестнице из семи ступеней, где на первой находятся прилежные и авторитетные дети, а на седьмой – противоположные им.

Картинка 3

В своей работе психологи используют и более сложные методики, например, по Айзенку, выполнение которых занимает много времени и требует специфической интерпретации результата, ориентированной на конкретную личность. Это необходимо для более точной диагностики нарушений и определения верной тактики по коррекции качеств характера, присущих человеку.

Виды самооценки

Ниже приведена характеристика к каждому виду и его основное описание.

Адекватный

У человека имеется адекватное восприятие себя и своих возможностей. Он хорошо осознает, как свои сильные, так и слабые стороны. Имеет полноценную уверенность в себе и независимую позицию во время общения с разными слоями общества, невзирая на статус и должность. Обладает здоровой самокритикой.

Неадекватный

В первую очередь, у него не имеется адекватного восприятия своих возможностей. Не понимает свои плюсы и минусы, не знает, как пользоваться имеющимися способностями в жизни. У данной категории людей прослеживаются проблемы при общении, поэтому наблюдаются неудачные отношения, плохая карьерная лестница… А отношение к себе может быть как заниженное, так и завышенное.

Смешанный

Находясь на разных этапах жизненного пути, обстоятельства и люди воспринимаются по-разному. Даже изначально обладая адекватной самооценкой, из-за сильного впечатления она может в корне измениться. Может быть картинка следующей, когда самооценка адекватная в сфере личной жизни, но заниженная в сфере работы.

Сущность понятия

Завышенная самооценка — это переоценивание человеком своих возможностей, ориентация исключительно на успех любого мероприятия, в котором он участвует, идеализация собственной личности. Неудачи для него не более как случайность, следствие неблагоприятно сложившихся обстоятельств и чужих ошибок. А критика – всего лишь проявление зависти со стороны других и несправедливые придирки.

Такое отношение нередко становится причиной возникновения конфликтных ситуаций, в которых люди с завышенной самооценкой ведут себя эмоционально, не сдержанно и не терпят поражений. Это приводит к трудностям в социальной адаптации: если они занимают руководящие посты, становятся начальниками-тиранами и деспотами, а если нет — остаются одиночками, так как общаться с ними окружающие не хотят.

Подведем итоги

Девушка преодолевает барьер

Как вы уже поняли, чтобы повысить самооценку, необходимо преодолеть барьеры и действовать. Самое главное — это позитивный настрой и вера в себя. Ведите записи, составляйте планы и фиксируйте уже сделанное. Работайте над собой и все у вас получится.

Кстати, проверить уровень вашей самооценки можно пройдя вот этот тест.

Благодарю тебя, дорогой читатель, за внимание к этой важной теме. Искренне надеюсь, что изложенная информация была полезной.

Также я рекомендую ознакомиться со статьёй о самокритике и её здоровому уровню.

Подписывайся на блог, а также делись информацией с друзьями. Всего доброго!

Материал подготовила Юлия Гинцевич.

Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Если самооценка завышена, человек постоянно старается выделиться, он несколько заносчив, всегда высказывается по любому поводу, даже если не компетентен в вопросе, ставит себя выше других и пытается командовать.

 Отличительные черты таких людей:

· У них на первом месте собственное «Я», придают большое значение своей персоне.

· Неадекватно реагируют на замечания со стороны, им не понравится мнение, отличающееся от их собственного.

· Они авторитарны, смотрят на других с высока.

· Не приемлют помощи со стороны, отвергая его, даже если нуждаются в ней.

· По их мнению, у них нет слабостей, свои отрицательные качества видят в положительном свете, пытаются выдать за достоинства.

· Эгоцентричны, самолюбивы, думают только о себе, забывая о других.

· У них проявляется манерность в поведении, нарочито поступают во многих случаях.

Иногда можно услышать, что завышенная самооценка лучше, чем заниженная. Это утверждение не всегда верно характеризует ситуацию, общаться и существовать рядом с человеком, у которого слишком завышенная самооценка, не всегда приятно и комфортно.

Формирование самооценки младшего школьника

Формирование самооценки тесно взаимосвязано с активной деятельностью детей, с самоконтролем и самонаблюдением

Различные занятия, игры, общение неизменно обращают их внимание на самих себя, ставят их в обстоятельства, при которых они должны как-то относиться к себе и оценить собственные способности, умения что-то производить, покоряться определенным требованиям и нормам, проявлять отдельные качества личности

Самооценка является важным и необходимым компонентом формирования самосознания, т.е. постижением личностью самой себя, индивидуальных физических сил, интеллектуальных способностей, действий, поступков, мотиваций и целей поведения, отношения к окружающему социуму, к остальным индивидам и самому себе.

Уровень притязаний малышей и самооценивание оказывают огромное воздействие на успешность в отдельных видах деятельности.

На протяжении учебного года происходит формирование самооценки младшего школьника. Отдельное ситуативное самооценивание, не связанное с представлением содержательного характера о собственной личности, появляется гораздо раньше, чем личностная «Я-концепция». Однако самооценивание становится более константным и независящим от ситуаций только при условии взаимосвязи с «Я-концепцией»», а содержательные расхождения при этом между ними не выявляются. На первом году обучения образ своего «Я» приумножается в несколько раз.

Младшему школьнику для учебной деятельности очень необходимо умение грамотно ставить цели и управлять своим поведением, контролировать себя. А для этого необходимы знания о самом себе, своем потенциале. Процесс вырабатывания самоконтроля имеет зависимость от степени сформированности самооценки. Школьники умеют осуществлять самоконтроль только с помощью и под руководством взрослых или при участии ровесников. Представления детей младшего школьного возраста о себе являются основой самооценки. Самосознание малышей реализовывается в учебной деятельности.

Оценивание малышами себя в ходе учебной деятельности происходит двумя путями. Первый – заключается в сопоставлении степени личностных притязаний с объективными следствиями личной деятельности. Второй – в сравнении собственной личности с остальными индивидами. И чем выше будет степень притязаний, тем тяжелее будет их удовлетворить. Успехи и невезения в определенном виде деятельности существенно воздействуют на оценивание личностью собственных навыков и умений в этой деятельности. Так, например, неудачи в основном понижают притязания, а удачи, наоборот, повышают их

Также немаловажно и сравнение. Ведь оценивая себя, малыш вольно или невольно старается сравнить себя с остальными ребятами, при этом он учитывает не только собственные успехи, но и сложившуюся социальную ситуацию целиком

Уровни самооценки

Сама по себе самооценка может считаться как нормальной, так и в некоторой степени откланяться от ее нормы или, наоборот, чрезмерно выходить за ее пределы. Чтобы особо не ломать мозг, психология выделила три уровня:

Низкий

Это самый плохой вариант, обладатели данного уровня наименее успешные по жизни. Они обладают огромным скоплением комплексов и психических расстройств. Склоны к обидам, тревогам, депрессии, болезненно относятся к критике, но всем сердцем верят, что достойны большего в жизни.

Средний

Адекватную и среднюю самооценку можно воспринимать как одну и ту же. Подразумевается, что у человека нет проблем с восприятием себя и своих возможностей. Человек обладает объективным мышлением, анализированием собственных ошибок, прекрасным чувством юмора и нормальным восприятием критики в отношении себя. Хорошо понимает собственное место в кругу людей и не позволит никому сесть себе на шею. Считается, что средний уровень является идеальным.

Высокий

При наличии у человека завышенной самооценки, он игнорирует все имеющиеся у него недостатки. Такая самооценка, так же, может вызвать немало хлопот по жизни. Из-за чрезмерной самоуверенности не замечается множество ошибок, от того качество работы снижается, и останавливается саморазвитие.

Определение самооценки – показатель восприятия человеком своих возможностей и достижений. Неадекватная самооценка может сильно усугубить жизнь человека, от того лучше сразу стараться привести ее в норму.

С каким видом самооценки вам чаще встречаются люди по жизни? Поделитесь своим ответом в комментариях.

Итог

Проблемы с  самооценкой личности могут превратиться в настоящую болезнь и привести к саморазрушающему поведению. Каждый день дает нам новые возможности, которые нужно суметь увидеть и правильно подойти к их реализации. Человеку с адекватной самооценкой это не составит труда, он здраво оценит свои шансы и не испугается схватить удачу за хвост. Поэтому очень важно правильно оценивать свои возможности.

Друзья, напишите в комментариях, что такое самооценка для вас и какие вы знаете способы ее улучшить. Я думаю, что многим из нас есть к чему стремиться на пути к лучшей версии себя.

До новых встреч, ваш Александр Горохов :)

Как поднять самооценку и уверенность в себе

Современное общество озабочено тем, как повысить самооценку и уверенность в себе. Как улучшить самооценку в нескольких словах:

1. Примириться с собой, принять свои качества как данность.

2. Научиться планированию достижения целей.

3. Учиться преодолевать трудности.

4. Развивать конструктивное мышление.

Каждый тезис достоин отдельной статьи и подробного изложения, а также практического руководства к действию. Этот список служит отправной точкой самосовершенствования.

Заниженная самооценка

Люди с заниженной самооценкой не любят выделяться, они существуют в своем тихом мире и стараются вести себя так, чтобы их не заметили. 

На первый взгляд, они просто скромны и деликатны, но если узнать их получше, выявятся черты, не совсем пригодные для нормального существования:

· Бесконечные колебания по любому поводу, нерешительность.

· Они постоянно оборачиваются на других, не могут брать инициативу в свои руки.

· Не любят брать обязательства, стараются переложить риски на других.

· Не видят в себе перспективы, чувствительны, уязвимы, не могут найти точки соприкосновения с окружением или не хотят.

· Дотошны и капризны, стремятся к безупречному поведению и от других требуют того же.

· Щепетильны, злопамятны, ревнивы.

· Их поступки иногда невозможно понять, они стремятся всем доказать свою значимость, и это выливается в ненормальные выходки.

Люди с сильно неадекватной самооценкой со знаком минус, также являются эгоцентричными, но уже по другому поводу. Они могут не обращать внимание на окружающих, полностью уйти в свою проблему. От этого проигрывают близкие, ведь за своими «страданиями» человек не замечает тех, кто рядом. Среди них есть те, кто ни разу в жизни не любил серьезно, у них нет ощущения уважения к другим, зацикленность на себе мешает этим чувствам.

Способы поднять самооценку

Есть 2 метода повысить мнение о самом себе:

  • добиться достижений в какой-либо сфере жизни;
  • создать телесный корсет успешности.

В первом случае нужно проявить усердие и терпение, так как результат будет ощутим после нескольких побед над собой. При втором способе формирование самооценки происходит на подсознательном уровне. Гордая осанка, неторопливые движения и уверенная походка способны за довольно короткий срок изменить мироощущения человека. Важно постоянно следить за положением своего тела и голосом. Для длительного результата нужно задействовать оба способа.

Существует категория людей, которые чаще остальных страдают от неуверенности в себе. Любые попытки помочь им, поддержать оборачиваются крахом. Это происходит из-за желания находиться в состоянии жертвы. Данная роль дает возможность перекладывать ответственность за свою жизнь на других. Но дело в том, что это всего лишь иллюзия, идущая из детства. Ребенку достаточно показать матери, что у него что-то не выходит, что он слаб и беспомощен, чтобы получить сопереживание и любовь. Но взрослый человек всегда сам за себя в ответе.

Чтобы перестать играть роль жертвы и тем самым поднять уровень самооценки, нужно придерживаться следующих правил:

  1. Перестраиваться на позитив.
  2. Отзываться об окружающих хорошо и делать им комплименты.
  3. Следить за своей речью. Избегать негативных слов в свой адрес, даже в шутку. Также нужно вычеркнуть из лексикона фразы с негативными предсказаниями, например «ничего не получится».
  4. Стараться обращать внимание на моменты, когда приходится делать какой-либо выбор. Это поможет осознать полную ответственность за свою жизнь.

Уже через месяц уровень самооценки заметно вырастет, человек перестанет примерять на себя роль жертвы. Однако никто не застрахован от ситуативных сбоев. У всех когда-то опускаются руки, заканчивается энергия для поддержания уверенности в себе. Что делать в таком случае? Иногда для нормализации ситуации достаточно всего одной маленькой победы, после которой возвращается вера в свои силы и вкус к жизни. В более сложной ситуации понадобится достижение покрупнее. Также очень важно окружить себя людьми, которые в трудную минуту найдут правильные слова для поддержки.

Упражнения для приобретения уверенности

Понятие самооценки в психологии носит субъективный характер. Часто то, как видят человека другие и он сам, очень сильно отличается. Залог успешной работы над уверенностью в себе — правильная установка. Не стоит зацикливаться на подготовке к приобретению уверенности. Если есть ощущения, что видение себя не является адекватным, стоит постараться сразу исправить ситуацию.

Существует несколько правил, следуя которым, можно обрести уверенность в себе, а значит, и повысить самооценку. Вот они:

  1. Не стоит воздействовать на наиболее уязвимые стороны личности. Это только усугубит подавленное состояние. Вместо этого лучше сосредоточиться на совершенствовании имеющихся навыков. Ощущение собственного мастерства принесет позитивные эмоции (гордость, радость), которые станут ресурсом для достижений в других областях.
  2. Нельзя недооценивать роль родных людей. Разговор с ними часто помогает по-другому посмотреть на свои способности. Не стоит спрашивать у близких про свои слабые стороны, лучше узнать, какие черты они считают сильными. Ответы лучше всего записать, чтобы в нужный момент они могли послужить дополнительной поддержкой. Таким образом нередко можно узнать о своих положительных качествах, о наличии которых ранее не задумывались.
  3. Оценивать собственные поступки объективно, но при этом не ругать себя за промахи. Нельзя отрицать очевидное, акцентируя внимание только на положительных сторонах происходящего. Важно изменить привычный шаблон мышления. Наличие недостаточного количества способностей или знаний для чего-либо не является причиной заниматься самоуничижением. Так человек рискует навсегда остаться на прежнем уровне. Нужно позволить себе быть неидеальным. Это поможет перенаправить энергию от самобичевания к личностному росту.
  4. Периодически нужно записывать в блокнот те обстоятельства повседневной жизни, которые провоцируют чувство слабости, беспомощности и неуверенности. Далее следует найти причину, из-за чего так происходит. Рядом нужно составить список из тех моментов, которые приносят удовлетворение и счастье. Определившись с причиной положительных эмоций, следует перечитать обе записи и сформировать целостную картину своих сильных и слабых сторон. Это упражнение помогает перейти от глобального неверия в себя к осознанию того, что существуют отдельные проблемы, которые требую решения.
  5. Цели должны быть реалистичными. Перфекционизм — это не удел амбициозных людей. Это фактор, мешающий на пути к достижению цели. Люди, склонные к перфекционизму, лишают себя права на ошибку, что приводит их к страданиям от малейшей неудачи. Нередко именно неспособность выполнить начатое идеально приводит к отказу от задуманного. Кроме этого, перфекционизм способствует тому, что любая неудача негативно сказывается на самооценке, а значит, и на уверенности в своих силах.
  6. Проводить четкие границы между конкретными, временными и недостижимыми целями. Не нужно забывать, что большой путь начинается с маленького шага. Поэтому не стоит пренебрегать незначительными целями. Ведь именно они в результате помогут выполнить задачи, которые ранее казались неосуществимыми.

Сомневаясь в себе или переоценивая, человек теряет время и ресурсы для развития личного потенциала. Любые виды самооценки, кроме адекватной, угнетают как морально, так и физически: появляется повышенная утомляемость, чувство беспомощности или ощущение враждебности мира. В итоге даже обычные дела кажутся невыполнимыми. Нормализация самооценки — это не вопрос силы воли. Чтобы исправить ситуацию, необходимо пересмотреть свои установки и ориентиры.

Нужно ли разбираться в адекватности оценки себя?

Ответ однозначен – нужно, и вот для чего:

собака и кот в зеркалах

  • чтобы выровнять уровень притязаний и способствовать формированию здоровых амбиций;
  • чтобы иметь возможность судить о личностной адекватности человека. Рассмотрим на конкретном примере. Если в период сессии студент перед каждым экзаменом паникует на тему того, что «ничего не получится», а потом все испытания выдерживает блестяще, то это как раз можно считать случаем заниженной самооценки. Хотя иногда это может просто быть особенностью характера – склонностью всё драматизировать.

Следующий важный момент, на котором необходимо остановиться, это то, что адекватная самооценка тоже может быть различной. Всё зависит от конкретной ситуации и способностей человека. Реальное признание того, что вы чего-то не можете – это адекватная самооценка, даже если она адекватно низкая. Более адекватную самооценку имеют те люди, которые привыкли доверять не чувствам в принятии решений, а разуму.

Обычно адекватность самооценки растёт пропорционально полученному опыту: тогда, когда человек со всех сторон, обстоятельно познакомился с предметом или вопросом, он может дать реальную оценку своим знаниям и возможностям. Ведь не случайно говорится, что чаще всего тонет не тот, кто не умеет плавать, а тот, кто только научился (именно потому, что склонен переоценивать свои возможности).

Оценка человеком себя может меняться под влиянием различных факторов, начиная от настроения и того, что он съел на завтрак, до каких-то более серьёзных обстоятельств и конкретных рабочих навыков.

В идеале, каждый должен стремиться к тому, чтобы научиться абстрагироваться от проблемы для более успешного решения, быть над ситуацией, специально для того, чтобы дать адекватную объективную оценку.

Как повысить самооценку

Хорошо, если этим вопросом озаботятся родители ребёнка, обнаружившие в нём признаки заниженной самооценки. Для этого не нужно быть профессиональным психологом, достаточно посмотреть, как реагирует малыш на замечания взрослых. Растерянность, слёзы на глазах говорят о низкой самооценке. Если же ребёнок пытается отстоять своё мнение, сделать по-своему — это хороший знак. Попытки ребёнка подвести логическую базу под свои действия, например, сказать, что так для него удобнее или проще, говорят о хорошей, адекватной самооценке.

Когда ребёнок начинает посещать детский сад или школу, его самооценке могут быть нанесены серьёзные удары. Привыкший к родительским похвалам за каждое пустяковое достижение, он с трудом переносит критику старших или насмешки сверстников. Задача родителей на этом этапе — поддержать ребёнка, проанализировать ситуацию, дать мудрый совет. Если школьнику никак не даются точные науки, нужно подыскать такие предметы, которые вызывают наибольший интерес. Вполне возможно, что двойки по математике не помешают ребёнку стать талантливым биологом или писателем.

Выраженная самооценка полностью формируется у ребёнка уже к 5 годам. Поднять уровень самооценки на достаточную высоту — важная задача родителей и воспитателей детских учреждений

Низкую самооценку можно поднять и взрослому человеку. Сделать это сложнее, чем в детстве, ведь придётся полностью перекраивать сформировавшееся отношение к себе. В детстве это отношение складывается на основе оценок других людей. Значит, и теперь нужно найти таких людей, которые помогут пройти весь путь становления самооценки заново.

Таким человеком может стать профессиональный психолог или специалист, практикующий методики повышения самооценки. Хороший результат даст посещение вебинаров, работа в группе единомышленников, самостоятельное изучение соответствующей литературы.

Динамика самооценки.

Наиболее очевидны изменения в содержательной стороне самооценкиподростков. Это объясняется тем, что именно в этот период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции. Так, количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников.

Старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности — их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются также и их суждения относительно своих недостатков.Суждения подростков о себе передают светлый фон их настроения, ощущение радости бытия.

Подростки раскрывают себя в категориях, отражающих их учебную деятельность, любимые занятия, интересы, увлечения. Они ориентированы на идеальную самооценку, но разрыв между их реальной и идеальной самооценкой для многих из них не является травмирующим.В различных исследованиях подмечено, что в содержании самооценки подростков превалируют основные моральные черты — доброта, честность, справедливость.

Пограничные расстройства — инициальные (начальные) формы психических аномалий, при которых нет патологической деформации личности.”Пограничное сознание” — изменения сознания, связанные с пограничными расстройствами психики.Амбивалентность — внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к чему-либо, характеризующееся одновременным принятием и отвержением.

Так, наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми качествами своего” Я?” для юноши-старшеклассника выступают коммуникативные, волевые и интеллектуальные качества, что позволяет рассматривать их как основания ценностного отношения подростка к себе. В таком случае познание себя, формирование самооценки, самоуважения осуществляется у него прежде всего под влиянием тех людей из круга ближайшего общения, которые понимаются им как носители именно этих качеств, развитых на эталонном уровне.

Содержание самооценок девочек касается в большей степени осознания и оценки их взаимоотношений с другими людьми.Динамика оценочных суждений от подросткового возраста к юношескому состоит в том, что оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них.

У юношей оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу.Позже самооценочные суждения молодых людей определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя.

Признаки ↑

Человек, оценивающий себя объективно, обладает следующими чертами, отличающими высокий уровень самооценки:

  • уважает себя, свою внутреннюю свободу;
  • уважает свободу других;
  • не идет на поводу у общепринятых правил, противоречащих его пониманию здравого смысла и честности;
  • мыслит и действует проактивно;
  • готов прийти на помощь, но не навязывается;
  • может легко попросить о помощи, если это необходимо;
  • способен ставить цели перед собой и добиваться их достижения;
  • осознавая свои сильные и слабые стороны, прекрасно понимает как вдохновлять других на свершения;
  • способен вести людей за собой.

Человек с высокой самооценкой сразу выделяется среди людей. Свойственная ему проактивность мышления помогает формировать себя как лидера. Прежде всего лидера для себя, а затем и для других.

К каким проблемам приводит неадекватная самооценка?

Когда люди не умеют правильно оценивать себя, адекватно судить о своих достоинствах и недостатках, у них может возникнуть немало проблем. Как низкая, так и завышенная самооценка негативно влияет на жизнь человека.

При низкой самооценке люди склонны всегда делать выбор в худшую сторону, считая, что другого они не достойны. Это касается поиска партнера, работы и многого другого. В результате люди испытывают постоянную неудовлетворенность, но при этом боятся предпринять решительные шаги, чтобы как-то изменить ситуацию.

Завышенная самооценка в психологии – это когда человек считает себя гораздо лучше, чем он есть на самом деле. Это также большая проблема для человека. Прежде всего, она влияет на взаимоотношения с окружающими. Людям тяжело общаться с теми, кто постоянно ставит себя выше других, хвастается и превозносит свою персону. Как правило, у человека с чересчур завышенной самооценкой очень мало друзей.

Классификация

Самооценка присутствует у любого человека. У некоторых она представлена в зачаточном состоянии, на уровне «лучше — хуже», «он может, а я не могу», «меня ругают, а я хороший». Такой уровень самооценки характерен для детей, но может сохраниться и у взрослого. Чаще с возрастом человек формирует о себе устойчивое мнение, которое с трудом поддаётся корректировке.

Самооценки не может быть слишком много — её либо достаточно, либо недостаточно. В зависимости от того, насколько здраво человек подходит к оценке своих сил, качеств, поступков, можно выделить адекватную и неадекватную оценку. Самооценка может зависеть от конкретной ситуации или настроения человека. Критериев, по которым человек оценивает себя, — великое множество, однако можно выделить наиболее характерные и присущие большинству людей.

Рекомендуемые книги

  1. Аспер К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка.
  2. Брайан Трейси. Самооценка.
  3. Бранден Н. Шесть столпов самооценки.
  4. Гюру Э. Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей.
  5. Ковалевский В. Оптимальная модель мышления и логика объективной самооценки.
  6. Корягин А., Бариева Н., Кошлакова Ю., Боровкова Д. Самооценка и уверенное поведение.
  7. Литвак Б. 7 шагов к стабильной самооценке.
  8. Лоренц Т., Оппитц Ш. Самооценка. Повышай свою уверенность!
  9. Макги П. Самооценка.
  10. Никулина И. Развитие самооценки школьников с нарушением зрения.
  11. Новиченкова Е. Ю. Кризисы детского возраста. Формируем здоровую самооценку.
  12. Полетти Р., Доббс Б. Самооценка. Основное благо.
  13. Требунская О. Матрица жизни. Самооценка и удовлетворенность.
  14. Удилова И. Самооценка по-женски. Стань уверенной в себе женщиной.

Огромной популярностью пользуются работы спикера-миллионера Брайана Трейси. Он канадец и мотивирует людей на саморазвитие. Его аудиокнигу «Самооценка» можно скачать в Интернете в открытом доступе.

Популярен и Михаил Лабковский — семейный и индивидуальный психолог. Он придерживается точки зрения, что завышенная оценка позволяет добиться максимальных высот в жизни, а низкая тянет на дно и топит там. Почитать его эссе и лекции онлайн на эти темы весьма интересно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...