Нарколог-Психиатр

Содержание

Определение

Умственная отсталость – это такие психические отклонения, которые отражают процессы поражения мозговой ткани, что чаще обусловлено наследственными факторами или аномалиями развития. В некоторых случаях нарушения развиваются в раннем возрасте вследствие разных причин (родовая травма, гипоксическое поражение мозга при асфиксии, фетопатия, ЧМТ и нейроинфекции, перенесенные в возрасте до 3 лет). Тогда речь идет о приобретенной форме умственной отсталости. Понятие интеллектуальные способности включает:

  • Когнитивные функции (память, мыслительная деятельность).
  • Речевые навыки.
  • Моторную активность.
  • Социальные качества.

Интеллектуальная несостоятельность – одна из основных характеристик олигофрении. Другой типичный признак умственной отсталости, проявляющийся в легкой, умеренной или тяжелой степени у детей и взрослых – эмоционально-волевые нарушения, которые отражают снижение уровня саморегуляции человека. Умственная отсталость – это состояние, характеризующееся общей симптоматикой, влияющее на адаптивные функции человека в направлениях:

  1. Овладение навыками речи, чтения, письма. Развитие способностей к математическим операциям, аргументации и логичным выводам, уровень эрудиции и объем памяти.
  2. Наличие эмпатии, суждения о личных отношениях, дружбе, общении, уровень развития коммуникативных навыков.
  3. Уровень самоорганизации и самодисциплины, способность заботиться о себе, организовывать рабочие и бытовые процессы, выполнять трудовые, профессиональные обязанности, планировать бюджет, распоряжаться финансовыми средствами.

В DSM-5 (перечень психических расстройств, использующийся американскими врачами) понятие «умственная отсталость» заменено «интеллектуальной несостоятельностью». В МКБ-10 патология рассматривается в разделах от F-70 до F-79 с учетом степени УО (к примеру, легкая, глубокая, недифференцированная).

postheadericon.png Олигофрения. Причины, виды и лечение олигофрении.

ОЛИГОФРЕНИЯ (от греч. olfgos — малый и phren — ум), малоумие — различные формы психического недоразвития, врожденные и рано приобретен­ные. Признаками, объединяющими всю группу Олигофрений, являются наличие умственного недоразвития и от­сутствие прогрессирования болезни.

Этиология.

Причины Олиглфрении различны. В большинстве случаев Олигофрения обусловлена воздействием внешних вредностей, повреждающих половые клетки (яйцеклетки, спер­матозоиды) родителей или нарушающих развитие центральной нервной системы плода во внутриутроб­ном периоде или ребенка в младенческом возрасте. Лишь в небольшой части случаев Олигофрпении ее причиной является патологическая наследственность.

  • К числу наиболее часто встречающихся внеш­них факторов, обусловливающих Олигофрению, относятся ин­фекции (грипп, воспаление легких, дизентерия, краснуха, менингиты и энцефалиты, сифилис и др.), перенесенные матерью во время беременности или ребенком в первые годы жизни,
  • интоксика­ции беременной матери (алкоголь, хинин и др.),
  • травмы ребенка во время родов и в младенче­ском периоде,
  • воздействие лучевой энергии,
  • дли­тельное голодание.
     
  • Были изучены Две формы Олигофрении инфекционного происхождения:
    • Олигофрения, обусловленная заболеванием матери в первые ме­сяцы беременности краснухой и проявляющаяся тяжелым слабоумием ребенка, дефектами зрения (катаракта) и слуха (глухота) в сочетании с поро­ками сердца;
    • Олигофрения, обусловленная токсоплазмозом и сочетающаяся часто с поражением глаз, головной водянкой и эпилептическими припадками. Пара­зит – микроорганизм токсоплазма проникает из ор­ганизма здоровой матери в плод через плаценту.
  • В возникнове­нии Олигофрении большое значение имеют расстройства функ­ций Желез внутренней секреции (щитовидной желе­зы, мозгового придатка и др.).
  • Вредное влияние на развитие плода оказывают такие заболевания бере­менной женщины, как диабет, болезни крови, сердечно-сосудистой системы, почек и др., при которых нарушается питание плода и обеспечение его кисло­родом. В этой группе Олигофрении наиболее известны отдель­ные формы микроцефалии (малокровие), водянки мозга и болезнь Дауна (по имени англ. врача Л. Дауна, описавшего эту форму Олигофрении).

Различные проявления Олигофрении зависят также от вре­мени воздействия вредности: вредности, действую­щие на зачаток, плод, в раннем периоде беременности могут явиться причиной тяжелых пороков разви­тия мозга; повреждение плода в последние месяцы беременности или болезни ребенка в первые годы жизни дают менее глубокие дефекты развития.

Клинические симптомы.

Олигофрения проявляется не только умственным, но и физическим недоразвитием: отсталостью в росте, диспропорция­ми телосложения, неправильным строением черепа, задержкой или, наоборот, преждевременным поло­вым развитием.
Частыми признаками Олигофрений являются нарушение речи, движений, дефекты органов чувств.
Отмечаются также некоторые особенности и в пове­дении больных Олигофренией у одних — двигательное беспо­койство, неустойчивость настроения, повышенная раздражительность, неспособность контролировать свои влечения; у других, наоборот, преобладают вялость, заторможенность.

В зависимости от степени недостаточности интел­лекта при Олигофрении различают три группы:

  • Наиболее тяже­лая—Идиотия (от греч. idiot eia—в переносном смысле: грубость, невежество),
  • Менее тяжелая—Имбецильность (от лат. imbecillus—слабый, немощный),
  • Относительно легкая — Дебильность (от лат. debilis — слабый).

Это деление имеет практическое значение, так как для больных каждой из этих групп требуются разные приемы обучения, воспитания и ухода.
 

При Идиотииречь отсутствует или ограничи­вается лишь отдельными словами, осмысление окру­жающего недоступно, простейшие навыки caобслуживания отсутствуют или очень слабо развиты. Эти глубоко слабоумные больные нуждаются в по­стоянном надзоре и уходе.

Имбециллы овла­девают элементами речи, но запас слов мал, а речь неправильна в смысле артикуляции. Мышление раз­вито слабо; владея определенным запасом предста­влений и отдельными конкретными понятиями, они неспособны к обобщению и отвлеченнохму (абстракт­ному) мышлению. Обучение их чтению, письму и счету очень затруднено даже в условиях специаль­ной школы: зная буквы, они с трудом складывают их в слова, отвлеченный счет им недоступен. При правильном воспитании им удается привить элемен­тарные навыки труда; однако возможности само­стоятельного приспособления к жизни у них ограничены, они нуждаются в опеке.

Дебилы владеют речью, двигательные нарушения у них наблюдаются реже и легче исправляются. Они более целенаправленны и могут обучаться грамоте в пределах 4—5 классов; но высшие фортмы познавательной деятельности, способность к отвлеченному мышлению у них недоразвиты. Поэтому они должны обучаться по соответствующей программе и особыми методами в условиях специальной (вспомогательной) школы. Дебилы могут овладеть несложной профессией, приспособиться к условиям жизни и вести тельное существование.

Профилактика.

В связи с тем, что большинство случаев Олигофрении связано с вредностями, действующими на зачаток и плод, а также на детей раннего возраста, наиболее действенным путем профилактики является система мероирпятий по охране беременных женщин, кормящих матерей, детей в младенческом возрасте от травм, инфекционых и токсических заболеваний.
Очень важно установить особое наблюдение за детьми, подвергавшимся вредностям во внутриутробном периоде, во время родов и в первые годы жизни. Важной профилактической задачей является раннее распознавание Олигофрении, своевременное начало лечения и медико-педагогические работы с больными детьми.

ЛЕЧЕНИЕ.

Лечение наиболее эффективно в тех случаях, когда известна причина недоразвития (сифилис, токсоплазмоз, внутрисекреторные нарушения и др.).

  • Во всех случаях Олигофрении применяется терапия, стимулирующая развитие интеллекта и речи ребенка (глютаминовая кислота, липоцеребрин, витамины).
  • При наличии двигательного беспокойства применяют успокаивающие средства (препараты брома, валерьяны, кальция).
  • При некоторых формах Олигофрении (больным с патологическим поведением, расторможением  грубых влечений) показано лечение аминазином.
  • Во всех случаях Олигофрении обязательно проведение лечебно-педагогических мер, специальных приемов обучения, воспитания и трудоустройства.

Немного об истории классификации умственной отсталости

Ранее в отечественной психиатрии и психологии под этим понятием подразумевалась олигофрения. И характеристика умственной отсталости у детей подразумевала прежде всего олигофрению. По некоторым данным стало известно, что первое заболевание с выраженной умственной отсталостью было описано как кретинизм. Но вскоре появились данные, что это заболевание связано с нарушением работы щитовидной железы.

Сейчас в современной науке, официально, в том числе и на международном уровне, используется термин умственная отсталость (УО), в том числе в МКБ 10 (международной классификации болезней 10 пересмотра). Но все-таки, в России термин «олигофрения» в разрезе характеристики умственной отсталости прежде всего, используется до сих пор. Еще потому, что основной контингент обучающихся коррекционных школ для детей с УО в России составляют именно дети, как ранее говорилось, олигофрены.

То есть это дети с интеллектуальной недостаточностью именно вследствие органического поражения головного мозга диффузного (разлитого) характера, возникшего в период либо внутриутробного развития, либо в первые три года жизни.

Отсталость от поражения мозга

Причем нарушения интеллектуального развития при олигофрении не прогрессирующие. И хотя часто говорят, что при умственной отсталости наблюдается задержка умственного развития на всех этапах взросления ребенка, это неточная формулировка, так как происходит скорее не задержка, а недоразвитие.

В России вообще традиционным считается разделение детей c УО на олигофренов и не олигофренов. Такое деление условное. Но оно дает возможность делать соответствующие прогнозы развития у детей и организовывать обучение и воспитание детей с учетом их особенностей. Дети, которым диагностируется задержка умственного развития совершенно другая категория. Так как со временем при должном подходе они достигают уровня нормы.

Следует отметить, что обучение детей олигофренов все-таки даже в коррекционных школах нередко выстроено с большей тщательностью, чем обучение детей не олигофренов. Так как вторая категория малочисленная по сравнению с первой. Поэтому для начала более подробно остановимся на тех детях, которым ранее ставился диагноз олигофрения.

При олигофрении едва ли не самой важной характеристикой является непрогредиентность нарушения развития – то есть оно не усугубляется с течением времени. Поэтому развитие ребенка происходит, хоть и с аномальностью и глубокой своеобразностью. И вероятность положительного прогноза не такая уж малая. А вот если умственная отсталость у детей возникла после 3 лет, намного меньше поддаются коррекции нарушений развития. Прогноз уже не настолько оптимистичен. Так как у этой группы заболеваний, деменций, вследствие которых возникает интеллектуальная недостаточность, характер течения именно прогредиентный (прогрессирующий). Отдельного рассмотрения заслуживают случаи, когда умственная отсталость у взрослых людей возникла после травм или на фоне психического заболевания.

В истории изучения УО, клинические данные накапливались медленно. Учеными предлагались самые различные классификации УО (ранее использовался термин слабоумие, его можно встретить в источниках XX века). Первоначально изучением умственной отсталости занимались врачи, но вскоре стало понятно, что успех изучения этого явления в медицине очень сильно зависит от уровня развития других наук, в частности, биологии, физиологии, генетики,  а также психологии и педагогики. И естественно, что более тщательному изучению подвергались дети при умственной отсталости более выраженных форм. Так как их нарушения были более явными.

Традиционная для отечественной науки

Предложенные ранее классификации строились порой только по 2, а то и по 1 общему признаку. Традиционную для отечественной науки классификацию олигофрении  предложит Эмиль Крепеллин в начале XX века (собственно,  термин «олигофрения» был введен в использование им же), он выделил три степени умственной отсталости (олигофрении):

  1. Дебильность
  2. Имбецильность
  3. Идиотия

Такая же классификация использовалась в МКБ 9 (международной классификации болезней 9 пересмотра). Эта градация степеней УО относилась только к олигофрении. В основу своей классификации Крепеллин положил способность к обучению. Основная заслуга его еще в том, что он сумел объединить определяющие клинические признаки умственной отсталости у детей.

Исходя из этой классификации умственно отсталые дети в стадии дебильности способны к обучению, но только при организации специальных условий обучения по адаптированной программе, дети-имбецилы частично способны к обучению, в большей степени их обучают овладению определенных несложных трудовых навыков, центрируя обучение на социализации и приемлемому поведению в обществе. Дети-олигофрены с идиотией признавались необучаемыми, чаще всего находились в специальных лечебных учреждениях или интернатах, где за ними осуществлялся присмотр и уход.

Классификация в зависимости от природы возникновения

Трегольд в своей классификации выделял формы умственной отсталости в зависимости от природы возникновения УО. Он использовал этиопатогенетические и клинические данные. В свою очередь этиологические он разделял на первичные и вторичные. К первичным относил формы олигофрении с энодогенно-наследственной этиологией (причинами возникновения), а к вторичным олигофрении, возникшие вследствие нарушения развития и работы эндокринной системы и расстройства питания.

Классификация УО по признаку выраженности

Эскироль предложил классификацию УО по признаку выраженности. Детей с ярко выраженной интеллектуальной недостаточностью он причислил к собственно идиотам, а детей с более сохранным интеллектом он назвал слабоумными. Причем после тщательного изучения клинических признаков интеллектуальной недостаточности он разделил слабоумие по времени возникновения поражения головного мозга.

Раннее поражение головного мозга, повлекшее за собой слабоумие, он сравнивал с недостроенной постройкой здания, а более позднее с постройкой, разрушенной сразу после ее возведения. Это сравнение похоже на уже более позднее разделение умственной отсталости на возникшую в ранний период развития ребёнка и приобретенную после трех лет (деменцию). В ходе дальнейшей работы, Эскироль выделил три тяжелые формы умственной отсталости выраженных в тяжелых нарушениях активной познавательной деятельности:

  1. Слабоумие (имбецильность)
  2. Идиотизм кретинов
  3. Идиотизм

Бурневиль, изучавший детей-идиотов, вслед за Эскиролем, предложил термин «имбецильность» для той группы, в которой развитие все-таки шло, но после тщательной, выстроенной особенным образом, педагогический работы. Эти исследования проводились в начале XIX в. А уже в середине этого же века Лезаж к еще более легким формам слабоумия применил термин «дебильность».

Классификация, предложенная М.С. Певзнер

Большую актуальность в нашей стране имела классификация, предложенная М.С. Певзнер.

Автор выделила 5 форм олигофрении:

  1. Неосложненная олигофрения. Дети с этой формой с относительно уравновешенной нервной системой. Их поведение более сохранно, внешне они почти ничем, а иногда и совсем ничем не отличаются от нормально развивающихся сверстников. Не имеют грубых нарушений развития в анализаторной системе.
  2. Олигофрения, характеризующаяся неуравновешенностью нервных процессов – преобладает либо процесс возбуждения, либо торможения. Из-за этого у таких детей видны явные отклонения в поведении. Эмоционально-волевая сфера имеет более грубые нарушения. Эти дети-олигофрены с более низкой способностью к обучению.
  3. Олигофрения с грубым диффузным (разлитым) поражением коры головного мозга. Это дети с нарушениями зрения, слуха, работы опорно-двигательного аппарата и стойкими нарушениями речи.
  4. К этой группе относятся дети с психопатоподобным поведением. Их поведение не поддается самоконтролю. Они некритичны к своим антисоциальным поступкам, плохо адаптируются в обществе, ведут себя зачастую неадекватно. Склонны к аффектам и импульсивным, нередко агрессивным реакциям.
  5. Олигофрения с явным нарушением развития лобной доли головного мозга. Эти дети неинициативны, беспомощны в окружающем мире, не способны к осознанной целенаправленной деятельности. И речь умственно отсталых детей этой группы многословна, но фразы не несут смысловой нагрузки относительно окружающей действительности. Они часто говорят «невпопад».

Некоторые авторы пытались классифицировать виды умственной отсталости исходя из их способности к социализации. Другие вообще придерживались мнения, что олигофрены должны делиться по признаку самоокупаемости. Были и те, кто считал целесообразным делить олигофренов разделять по способности обеспечивать себя.

Почти все перечисленные классификации считаются многими специалистами спорными, но тем не менее, они оказали существенный вклад в становление современной классификации. Труды указанных авторов до сих пор имеют большое значение в понимании природы умственной отсталости. Классификации, перечисленные выше, естественно, не все из возможных. Существуют другие.

Лечение олигофрении

Ребенок олигофренВ настоящее время еще не придумана такая терапевтическая схема, которая могла бы полностью излечить человека от болезни, поэтому применяется поддерживающая медикаментозная терапия.

Имеется двухуровневая классификация видов олигофрении и причин появления, которая используется в отечественной медицине:

  • олигофрения семейная или наследственная;
  • олигофрения эмбриональная с поражением плода во время беременности;
  • развитие олигофрении в связи с различными вредными факторами при родах и в последующие первые годы.

Также есть группа патологий с уже известной этиологией, а именно:

Особенности олигофрении

Это явление относят к широкой группе заболеваний, которые связаны с нарушением развития. Ее принято считать аномальным недоразвитием психического состояния человека, его личности и даже всего организма. Каждый сотый человек из числа жителей индустриально развитых стран болен этим заболеванием. При этом более 3/4 из этого числа имеют легкую умственную отсталость. Мужчин, больных олигофренией, в два раза больше, чем женщин.

Более точно провести статистические исследования не представляется возможным, потому что имеются различия в диагностике этого заболевания, в степени терпимости общества к психическим отклонениям, а также в доступности медицинской помощи.

Олигофрения – это не прогрессирующее заболевание. Это скорей последствие перенесенной ранее тяжелой болезни. Степень умственной отсталости больных этой болезнью оценивают специальным коэффициентом, который выводится на основании психологических тестов. Крайне редко олигофренов признают неспособными к адаптации для жизни в обществе.

Диагностика

При первых подозрениях на умственную отсталость важно сразу же обратиться к врачу. Детские болезни нужно начинать лечить максимально быстро, чтобы получить положительный эффект. При затягивании вероятность значимой результативности применения медицинских препаратов значительно снижается.

Прибор

Самостоятельно такую болезнь обнаружить сложно, определять ее нужно с помощью врача и специальных методов исследований. Диагностика умственной отсталости легкой стадии включает несколько способов проверки организма ребенка:

  1. Беседа с ребенком (если это возможно) и его родителями, составление точной картины его поведения и психического состояния.
  2. Изучение медицинских записей из детсада или школы, а также больниц.
  3. Применение таблиц соответствия развития (для младенцев).
  4. Проведение специализированных тестов для проверки интеллекта и способности к обучению.
  5. Дополнительная консультация у невролога или детского психотерапевта при необходимости.
  6. Анализы крови и мочи, ЭЭГ.

После проведения всех необходимых исследований врач ставит окончательный диагноз и дает рекомендации, которые помогут ускорить развитие ребенка. Очень важно отнестись к ним с максимальной серьезностью, т.к. они могут оказать огромное влияние на мозг малыша.

Диагноз можно снять в любой момент, запросив проведение специальной экспертизы, которая докажет выздоровление.

Степени и классификация

Классически олигофрению принято различать по степеням выраженности.

  1. Олигофрения в стадии дебильности считается отсталостью легкой степени (F/70). IQ при этом составляет примерно 50-69. Диагностика этой формы заболевания довольно сложна, поэтому производится обычно в возрасте 10 лет.
    Основными признаками дебильности является неспособность воспринять и выразить сложное понятие. У таких детей отсутствует абстрактное мышление, внимание рассеяно, в новой обстановке проявляется страх и замкнутость. Поведение часто неадекватно.
    У детей симптомы олигофрении легкой степени диагностируются так поздно, потому что они обычно достаточно хорошо владеют речью, ориентированы в бытовом плане, могут самостоятельно за собой ухаживать. Заболевание проявляется ярче в школе, когда становится заметна неспособность к восприятию нового материала.
  2. Легкая умеренная степень олигофрении называется имбецильностью. В этом случае отсутствует инициативность, мышление примитивно, имеется легкая внушаемость. IQ находится в пределах 20-49. Больной способен воспринимать простую речь, говорить короткими фразами. При определенных занятиях имбецилы могут считать, читать и писать.
    В эмоциональном плане имбецильность не исключает проявления стыда, привязанности, злопамятности, реакции на похвалу и ругань. Для имбецилов есть спецшколы.
    Имбецильность – понятие классической классификации. Она бывает нерезко выраженной и выраженной. В соответствии с МКБ-10 эти степени называются средней (F.71) и тяжелой (F.72).
  3. Глубокая умственная отсталость (F.73) классически называется идиотией. IQ при ней составляет не более 20. При такой стадии заболевания больной не способен говорить, не обладает простейшими навыками. При идиотии отсутствует продуктивная деятельность, есть сильная ограниченность в эмоциях. Содержаться такие больные должны в специальных условиях, так как нуждаются в постоянном уходе.

umstvennaya-otstalost-u-detej-simptomy

Существует также классификация заболевания по Певзнер Марии Семеновне, выделяющая 5 форм заболевания:

  1. неосложнённая;
  2. осложнённая нарушением нейродинамики (возбудимые и тормозные);
  3. в сочетании с нарушениями различных анализаторов;
  4. с психопатоподобными формами поведения;
  5. с выраженной лобной недостаточностью.

Причины заболевания сгруппированы в три формы:

1. Наследственная этиология.
2. Внутриутробные поражения плода, включающие вирусные инфекции, гормональные нарушения, некоторые врожденные заболевания (сифилис, токсоплазмоз и пр.).
3. Приобретенная олигофрения (конфликт резус-факторов, асфиксия или травмирование в послеродовом периоде, инфекции, травмы и врожденные патологии в первые три года жизни).

Симптомы олигофрении

Клиническая картина зависит от стадии олигофрении. Однако к общим симптомам относится:

Олигофрении с известными причинами

  • наследственные, врожденные хромосомные и генные олигофрении;
  • патологии, развившиеся вследствие воздействий вредных веществ, микроорганизмов при внутриутробном развитии плода;
  • олигофрении по причине тех же вредящих веществ или микробов в первые месяцы и годы жизни ребенка.
  • олигофрении, развившиеся на фоне отрицательных явлений в социальной или психологической сфере.

В настоящее время имеется большое количество лекарственных препаратов для коррекции различных видов олигофрении. В основном это ноотропы, транквилизаторы и нейролептики, более подробно далее.

Краткая характеристика детей с умственной отсталостью

При умственной отсталости страдает прежде всего познавательная сфера – внимание, память, речь, мышление. Но также наблюдаются и нарушения эмоционально-волевой и моторной сферы. Но в основе дефекта при любой степени умственной отсталости, лежит конечно же, нарушение развития мышления. Дети с умственной отсталостью не способны в первую очередь к отвлечению и обобщению. Поэтому мышление умственно отсталых детей тугоподвижное, непластичное, конкретное.

В России теоретические суждения Л.С. Выготского до сих пор используются в практике дефектологии и олигофренопедагогики, основой этих суждений является мысль о том, что, что ранняя педагогическая коррекция способна привести в действие «компенсаторные» механизмы организма.

Л.С. Выготский

И особенности детей с умственной отсталостью еще в том, что нарушения работы высшей нервной деятельности накладывают определенный отпечаток на личность ребенка. Они хуже умеют справляться с ситуацией конфликта, часто более агрессивны из-за социальной незрелости, навыки общения также развиваются позже и очень своеобразно. Стойкость интеллектуальной недостаточности и отсутствие прогрессирования нарушений развития интеллекта основные критерии умственной отсталости при врожденном или возникшем в первые три года органическом поражении ЦНС .

Диагностика олигофрении

Чаще всего к специалисту обращаются родственники, которые не могут на должном уровне осуществлять контроль состояния здоровья близкого человека. Врач начинает с изучения анамнеза, истории семьи, анализа жалоб пациента. Важно выяснить следующие моменты:

  • особенности рациона с точки зрения сбалансированности;
  • с какого возраста стали выраженным нарушение умственного развития;
  • особенности течения беременности;
  • перечень болезней, вирусных и инфекционных, которые пациент перенес до трехлетнего возраста.

Далее следует осмотр у психиатра, он с помощью специальной шкалы и опросников оценивает интеллектуальные способности. В личной беседе с больным можно понять, насколько развита его речь, способность контактировать с другими людьми, адаптироваться к новым условиям.

Диагностика олигофрении

Опасность

Олигофрения в стадии идиотии делает из человека инвалида, который нуждается в постоянном уходе. При этом больные могут представлять опасность для окружающих, когда у них возникают агрессивные состояния.

Лечение умственной отсталости

Терапия пациентов с олигофренией сложная. Универсального метода, позволяющего проводить лечение для всех пациентов с умственной отсталостью, нет. Однако общее состояние таких больных может быть улучшено с помощью медикаментозного лечения или народных средств.

Как правило, терапия болезни включает в себя:

  1. Фармакотерапию транквилизаторами, нейролептиками, ноотропами, витаминными комплексами, аминокислотами.
  2. Корректирующие упражнения для деток, страдающих слабоумием. При этом упражнения проводятся в присутствии доктора, логопеда, психолога.
  3. Занятия с целью реабилитации пациентов.
  4. Адаптивную физкультуру, при которой комплекс упражнений будет подобран врачом в индивидуальном порядке.
  5. Народную медицину с использованием различных целебных отваров из трав, цветов. Благодаря таким методам удается уменьшить психоз, снять головную боль.

Осложнения и последствия олигофрении у взрослого

  • Нарушение социальной и трудовой адаптации в связи с выраженным в той или иной степени интеллектуальным дефектом.
  • Агрессивное поведение с социально опасными поступками (чаще бывают при среднетяжелых и тяжелых формах): например, суицидальное поведение, попытка убийства и др.

Дети с интеллектуальной инвалидностью

Общество должно быть толерантно людям с умственной отсталостью, необходимы специальный подход и педагоги, знающие специфику работы, способные дать интеллектуальным инвалидам образование и помочь реализоваться.

Дети с УО нуждаются в поддержке окружающих, особенно родителей, которые должны обеспечить таким чадам психологический комфорт, развитие, улучшить качество жизни.

У младенцев довольно тяжело выявить умственную отсталость, особенно ее легкую форму, так как они почти не отличаются от других. Но активность у них нарушена: они поздно начинают держать головку, лепетать, сидеть, ползать.

Но по мере взросления, когда ребенок начинает ходить в садик, становится заметно, что он испытывает трудности с соблюдением режима дня, общением со сверстниками, овладением новыми навыками. К примеру, трехлетний малыш не может сам собрать пирамидку, хотя много раз повторял это с воспитательницей. Одногруппникам это удалось после 1–2 занятий.

Дети-олигофрены не любознательны, они не могут долго усидеть на одном месте, но устают очень быстро. Речь их скудна, они путают буквы (особенно согласные). Так как фонематический слух и анализ у них развивается слабо, они неправильно произносят слова, а потом – неправильно и пишут. Отстает в развитии слуховое различение и артикуляционный речевой аппарат – отсюда невнятная речь.

Страдает общая и тонкая моторика, так как центральная нервная система развивается аномально. Движения малыша неуверенные и вялые, с предметами он манипулирует хаотично. Он долго не может определить «главную» руку, обеими двигает несогласованно.

Сложности со «щипковым» и «пинцетным» захватом не позволяют ребенку правильно держать карандаш и ручку, научиться писать. Недоразвитие мелкой моторики также мешает обслуживать себя.

Ребенок не может сконцентрироваться и что-то запомнить. Это отрицательно влияет на познавательную активность и мыслительную деятельность. Малыш не видит и не слышит, что ему говорят из-за нарушения внимания.

Учеба таким детям дается тяжело: они медленно усваивают материал, потому что не запоминают его и не могут воспроизвести полученную информацию. Усвоенный после многократных повторений навык или знания они не могут применить и быстро забывают.

Вербально (словесно) чувства ребенок выразить не в состоянии, потому что плохо владеет речью, но зато выражают эмоции мимикой, касаниями, жестами. Сопереживать он не способен. Воля у него слабая, потому он доверчив к любому человеку, легко внушаем, а это весьма опасно.

Без промедления обращайтесь к специалисту (неврологу), если ваш ребенок ведет себя необычно или вы не понимаете, что с ним происходит. Польза от этого двойная – в лучшем случае развеются все сомнения в адекватности вашего чада, а в худшем (что, впрочем, тоже неплохо) – ранняя диагностика позволит незамедлительно принять меры к решению проблемы. Это позволит лучше социализировать такого ребенка и адаптировать к жизни.

Врач осмотрит маленького пациента, расспросит родителей о симптомах, когда они появились, о практических и социальных навыках ребенка, адаптивном поведении и т.д. Обязательно проводится тест на интеллект, позволяющий выяснить, насколько малыш обучаем, может решать задачи и абстрактно мыслить. IQ ниже 70 может свидетельствовать о наличии интеллектуальной инвалидности и его уровне.

Советы родителям

Мамам и папам особенных детей можно дать такие рекомендации:

  1. Конечно же, услышать такой диагноз для своего ребенка – это ужасный удар, вызывающий негативные мысли. Возникает чувство вины, обиды на судьбу, злость, отчаяние, тоска. Но все же придется принять этот факт, смирится с ним, а хорошей поддержкой может стать общение с другими родителями, имеющим подобной проблемой. Неплохо и посетить психолога.
  2. Нужно четко разделить свои возможности с тем, что сделать невозможно и, не опуская рук, искать пути решения задач и средства.
  3. Консультируйтесь со специалистами. Целесообразно также собрать как можно больше информации из серьезных источников об умственной отсталости, чем и как можно помочь ребенку, что конкретно следует предпринять, куда обращаться. Опыт семей с ребенком-олигофреном бесценен, общайтесь с ними.
  4. Узнайте об услугах, которые оказываются на государственном и общественном уровне семьям с детьми с умственной отсталостью, и пользуйтесь ими.
  5. Думайте не об ограничениях, а о возможностях своего ребенка, что он может и что ему нужно, чем его порадовать. В ваших силах помочь ему стать самостоятельным и социализироваться, насколько это возможно.
  6. Ни в коем случае не изолируйте свое чадо от других людей, ни детей, ни взрослых.
  7. Несмотря на то, что уровень развития вашего ребенка на определенных этапах ниже, чем у сверстников, общаться с ним нужно не как с малышом, а в соответствии с возрастом.
  8. Необходимо регулярно проводить развивающие и обучающие занятия. Цель обучения – социальная адаптация, то есть ребенок должен овладеть речью, письмом, бытовой самостоятельности.

Не ждите чего-то особенного от всех ваших усилий, какого-то сверхрезультата, радуйтесь самому малому прогрессу. Но и останавливаться на достигнутом не следует. Даже если вы понимаете свое чадо по отдельным словам, для коммуникации с другими и социальной адаптации этого мало. Двигайтесь дальше, не опускайте руки  и не потакайте лени ребенка. 

Для уменьшения вероятности рождения умственно отсталого ребенка беременной женщине следует:

  • НЕ пить, курить и принимать наркотики;
  • принимать фолиевую кислоту;
  • регулярно посещать врача;
  • придерживаться диеты, содержащей овощи и фрукты, цельные зерна, продукты с низким содержанием насыщенных жиров.

После рождения ребенка:

  • провести скрининг малыша – это позволит выявить болезни, способные спровоцировать умственную отсталость;
  • регулярно ходить на прием к педиатру;
  • делать все положенные по графику прививки;
  • разрешать ему кататься на велосипеде только в шлеме, а в автомобиле до положенного возраста возить исключительно в автокресле;
  • исключить контакт чада с бытовой химией и красками на основе свинца.

Сопровождение специалистами

Ребенку с интеллектуальной инвалидностью необходимо комплексное сопровождение на протяжении всего детства следующих специалистов:

  • детского психолога и психиатра;
  • логопеда;
  • невролога;
  • дефектолога.   

Если существуют и другие нарушения (слепота, глухота, ДЦП, расстройства аутистического спектра), то к вышеупомянутым профессионалам добавляются реабилитолог, окулист, массажист, преподаватель ЛФК.

Профилактика олигофрении

К профилактическим мерам относятся консультации семей, где заболевание является наследственным. Рекомендуются специальные методики обслуживания малышей, их адаптации к социуму.

Меры профилактики олигофрении у будущего ребенка во время беременности матери включают:

  • Профилактика олигофрениирегулярное посещение женской консультации, акушера-гинеколога;
  • своевременную постановку на учет;
  • отказ от курения и алкоголя;
  • прогулки по два часа каждый день;
  • правильный режим дня;
  • восьмичасовой полноценный сон;
  • сбалансированное питание;
  • отказ от вредной пищи: жаренного, консервированного, острого, горячего;
  • правильное родовспоможение, недопущение использования щипцов.

Диагностика олигофрении

Некоторые болезни, приводящие к задержке умственного развития, например болезнь Дауна, сейчас можно диагностировать ещё на ранних сроках беременности. В случае выявления такой патологии врач подробно разъясняет родителям, что такое олигофрения, какими нарушениями развития она может сопровождаться, каким вырастет ребёнок с данным заболеванием. После этого решается вопрос о сохранении либо прерывании беременности.

Следующий этап диагностического поиска наступает сразу после рождения ребёнка и состоит в скрининговом исследовании крови на фенилкетонурию и гипотиреоз – заболевания, которые также приводят к задержке умственного развития.

Если же симптомы олигофрении появились у предположительно здорового ребёнка – необходимо выполнить широкий круг исследований для поиска её причины. В первую очередь детально выясняется история жизни пациента и его семейный анамнез: есть ли у членов семьи психические заболевания или случаи задержки развития, как протекала беременность, воздействовали ли на плод какие-то вредные факторы, болела ли мама во время беременности, не было ли гипоксии или асфиксии во время родов, как протекал послеродовый период, были ли травмы у больного.

Далее производится осмотр больного с целью выявления психических и неврологических нарушений, определения тяжести заболевания. После этого назначаются различные клинические, биохимические, иммунологические и цитологические исследования для определения наличия врождённых инфекций, нарушений ферментной системы, заболеваний внутренних органов.

В зависимости от результатов обследования выбирается тактика дальнейшего ведения пациента.

Диагностика заболевания

Для определения формы умственной отсталости придется посетить неонатолога, невролога, гематолога, детского инфекциониста, генетика. Доктора проводят с пациентом и его родителями беседы. Используются психологические тесты. Проводят аппаратные исследования: компьютерную томографию, электроэнцефалограмму, магнитно-резонансную томографию головного мозга, пробы на сифилис, токсоплазмоз и другие патологии. В более взрослом возрасте возможно проведение тестов на уровень интеллекта в качестве дополнительной методики.

Кто такой олигофрен

Есть дополнения?

Если вы можете дополнить статью или встретили хорошее определение олигофрении – оставьте комментарий на этой странице. Мы обязательно дополним словарь. Уверены, он поможет сотням нынешних и будущих психиатров-наркологов.

Профилактика

При планировании беременности женщине следует пройти полное обследование на предмет инфекций, нарушений работы щитовидной железы и т. д.

Следует вылечить все имеющиеся воспаления. В случае отягощенного семейного анамнеза следует пройти генетическое обследования.

Во время вынашивания ребенка женщина должна постоянно посещать своего врача, регулярно сдавать все необходимые анализы, отказаться от вредных привычек.

Документальный фильм. «10 процентов»

Лечение и профилактика

Занятие с ребенком

Как уже было сказано, олигофрения не поддается лечению. Существуют только методики терапии и коррекции. Все методики коррекции подбираются исходя из причины появления олигофрении у человека.

Если были обнаружены инфекционные заболевания у матери во время беременности, то они подлежат лечению, таким образом можно минимизировать влияние на плод.

Коррекция возможна только на ранних стадиях, то есть при раннем обнаружении болезни.

При наследственных изменениях советую делать аборт, либо если олигофрения была замечена после рождения ребенка, то подбирают специальную программу развития и коррекции.

В большинстве случаев дети с олигофренией учатся в отдельных школах и интернатах, некоторые проходят домашнее обучение.

Также с родителями детей больных олигофренией проводят специальные занятия и беседы, для того, чтобы подготовить к возможным трудностям и сложностям. Родителям даются рекомендации по уходу и программы для развития ребенка, соответствующие уровню возможностей пациента.

Для ребенка с легкими формами олигофрении важно общение со сверстниками, специальные занятия, развитие навыков самообслуживания. С легкой формой олигофрении ребенку в будущем можно подобрать профессию по его возможностям.

После установления факта олигофрении ребенок находится под постоянным наблюдением врачей, то есть частое прохождение обследований. С каждым пациентом работают индивидуально, так как все дети разные и проявляется болезнь по-разному.

Прогноз в лечении не всегда утешительный, всё зависит от степени олигофрении и желании и возможностей родителей ухаживать за таким ребенком.

Для того чтобы меньше рождалось детей с олигофренией, стоит задуматься о своем здоровье и поведении. Алкоголь, наркотики и беспорядочные половые связи с разными партнерами до добра не доводят. Всего должно быть в меру.

Наследственность и генетические изменения это уже другой вопрос, и от этого никто не застрахован.

Лечение

К сожалению, большинство случаев олигофрении невозможно вылечить. Некоторая коррекция возможна только для ферментопатий (мукополисахаридоз, фенилкетонурия) в случае их раннего выявления и начала лечения.

Для остальных форм олигофрении лечение только симптоматическое. Обязательно устранение внутриутробной инфекции при её выявлении. В качестве поддерживающего лечения назначают ноотропы, мультивитамины, нейрометаболики, антиоксиданты, биогенные стимуляторы, антигипоксанты.

При выраженной заторможенности можно применять фитотерапию со стимулирующим эффектом, адаптогены. Психомоторное возбуждение является показанием для использования транквилизаторов, нейролептиков.

Крайне важна психическая и социальная реабилитация олигофренов. Больные нетяжелыми формами (дебилизм) – старательные работники, которые эффективно и усердно справляются с монотонным или тяжелым трудом. Для их обучения создаются специальные школы-интернаты и профтехучилища, в которых им дают базовое образование и обучают какой-либо профессии. Параллельно проводится социально-просветительская работа с родителями пациента. Все больные олигофренией подлежат оформлению инвалидности и получению социального пособия.

Обучение умственно отсталых детей

Обучение детей с умственной отсталостью обычно осуществляется в специальных школах. Но сейчас можно обучать таких детей по инклюзивной форме образования, то есть совместно с нормально развивающимися детьми. Для многих педагогов это является серьезной трудностью. Так как механизм такого совместного обучения еще очень неясный. Соответственно и методика обучения всесторонне не разработана. Поэтому пока обучение в коррекционной школе для таких детей является наилучшим вариантом.

При любой форме образования при организации обучения необходимо учитывать особые образовательные потребности таких детей и обеспечить постоянное психолого-педагогическое сопровождение и организацию коррекционной работы.

Прогноз и образ жизни

Что нужно знать родителям ребенка с умственной отсталостью

Прогноз и последующий образ жизни семьи, в которой узнали об олигофрении, зависит от степени слабоумия, а также от того, насколько точно и вовремя был поставлен диагноз. Как правило, если лечение было подобрано правильно и начато сразу, реабилитация пациентов с легкой степенью болезни позволяет им обучиться выполнять самые простые социальные функции. Также есть шанс обучиться и начать выполнять несложную работу, самостоятельно жить в социуме. Однако необходимо понимать, что таким пациентам часто необходима дополнительная поддержка.

При диагностировании олигофрении у детей, с родителями проводится беседа, тренинги, которые помогают им научить своего ребенка способности к освоению простейших действий. Родители при этом должны понимать, что такому малышу необходим постоянный эмоциональный контакт. Также с целью воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта используют олигофренопедагогику, которая дает ответы на вопросы родителей и помогает им быстрее реабилитироваться.

Родителям рекомендуется:

  1. Своевременно обращаться за медицинской помощью для постановки диагноза и определения степени прогрессирования олигофрении у ребенка.
  2. Регулярно заниматься с ребенком, учить его читать, писать, считать. Обратиться за помощью к детскому психологу.
  3. Предоставить возможность ребенку быть среди сверстников, не пытаться оградить его от социума.
  4. Обучать ребенка самостоятельности.
  5. Не требовать от малыша невозможного, завышая планку по результатам здоровых деток.
Logotip.jpg

С помощью таких плавил, родителям удастся немного адаптировать ребенка для его жизни в социуме.

Особенности болезни у детей

симптомы олигофрении
50% случаев тяжелой олигофрении – это результат генетических нарушений, включая синдром Дауна
Кроме перечисленных выше признаков, могут проявляться следующие симптомы олигофрении у детей:

  1. Сложности при адаптации. Именно поэтому детям, страдающим описываемым заболеванием, сложно влиться в школьный коллектив.
  2. Проблемы с соблюдением режима занятий и распорядка дня. Дети часто не соблюдают режим дня, поэтому их обучение должно производиться только в специализированных школах.
  3. Неусидчивость. Ребенок страдающий олигофренией, не способен удерживать внимание на одном занятии продолжительное время.
  4. Невнимательность.
  5. Низкая успеваемость.
  6. Частичный паралич рук и ног.
  7. Головные боли, которые могут появляться на протяжении длительного времени.
  8. Неспособность к обобщению.
  9. Слабое развитие эмоциональной и волевой сферы.
  10. Неспособность к запоминанию даже небольшого объема информации.

Кроме этого, олигофрения у детей может стать причиной непропорционального развития тела.

Детей с олигофренией не стоит отдавать в обычные школы, так как ребенок не сможет обучаться, даже если у него обнаружена легкая степень патологии.

Прогнозы

При дебильности или легком дефекте есть возможность полноценно жить в обществе. Работать, учиться. Некоторые ограничения есть, но они практически не отражаются на повседневной жизни.

Имбецильность предполагает существенное ограничение повседневной активности. Трудовая деятельность практически неосуществима. Разве что рутинные повторяющиеся действия, не требующие осмысления и глубокого понимания. Человек с таким диагнозом считается инвалидом.

Идиотия исключает какую-либо деятельность вообще. Жизнь проходит в форме вегетативного существования с незначительными отклонениями от такового. Речи нет, мышления как такового тоже. Реакции стереотипные. Пациенты похожи на младенцев своим поведением. Идиотия не поддается коррекции в принципе, требуется постоянный уход, иначе шансов выжить у такого страдающего нет.

Читайте также: Псевдодеменция

Вам также может быть интересно:

Вопросы и ответы

Да, у новорожденного очень высокая вероятность слабоумия, если его биологические родители имеют аналогичный диагноз.

Нет, преимущественно применяется симптоматическая терапия.

Да, у него периодически возникают вспышки гнева и агрессии. В эти моменты контроль собственного поведения отсутствует полностью, он может причинить вред жизни и здоровью другого человека.

Нет, согласно законодательству, если его признают психически больным, он не несет криминальной ответственности. Максимум – курс принудительного лечения в стационаре.

Нет, это не является обязательным условием для размещения в клинике. Решение о госпитализации принимают опекуны больного человека. С ними мы подписываем договор, где отражаются все гарантии сторон.

Злоупотребление спиртными напитками и особенно диагностированный алкоголизм любого из родителей является наиболее частой причиной появления на свет детей с серьезными органическими поражениями центральной нервной системы. Официально установлено, что у 25% олигофренов родители алкоголики.

У вас есть вопросы? Звоните!

Не откладывайте лечение, получите бесплатную консультацию по телефону прямо
сейчас. Мы гарантируем полную анонимность и конфиденциальность при
обращении в нашу клинику. Клиника работает круглосуточно.

+ 7 (495) 795-00-66

ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ

У вас есть уникальная возможность получить КРУГЛОСУТОЧНО анонимную консультацию, записаться на прием или госпитализацию, вызвать доктора или скорую помощь, получить ответы на свои вопросы. Мы выделили отдельную «горячую линию» в приемном отделении. ЗВОНИТЕ: +7 (495) 154-85-43

Олигофрения у детей

Данная патология у детей проявляется в виде отсутствия интереса к познанию окружающего мира, отсутствию большинства эмоций от вещей, которые волнуют других детей, а также в глубоком своеобразии их внутреннего мира. В детстве олигофрения все еще позволяет развиваться, но данный процесс происходит намного медленней, чем у сверстников и сопровождается определенными отклонениями.

После того как у ребенка сформировалась речь, риск развития олигофрении значительно снижается, но может начать прогрессировать другая ее форма – слабоумие. В таком случае нарушение интеллектуального развития становится необратимым, потому что при его прогрессировании полностью распадается психика человека.

Существует только одно исключение из этого правила. Оно заключается в том, что умственная отсталость сопровождается психическим заболеванием, которое только усыпляет этот эффект. Развитие таких детей чаще всего движется в совершенно неблагоприятном направлении.

Признаками олигофрении у детей служит слабый интерес к окружающим их предметам. Например, малыши не стремятся дотянуться до игрушек или не хотят ими играться. Этот интерес появляется только в возрасте 3 лет. Дети, у которых была обнаружена олигофрения, если они не занимаются со специалистами-дефектологами, даже в конце дошкольного периода вместо рисования могут только хаотически и бесцельно чиркать карандашом.

Детям-олигофренам обычно свойственно непроизвольное запоминание каких-либо предметов или событий. Чем большее впечатление они произвели, тем сильней отложатся в памяти ребенка. Произвольное запоминание начинает формироваться только в начале школьного возраста. Олигофрены отличаются нестабильностью чувств, эмоциональной незрелостью, ограниченным диапазоном переживаний, крайностями при проявлении таких эмоций, как веселье, радость или огорчение. Они несамостоятельны, безынициативны и импульсивны.

Прогноз

Многочисленные специализированные школы предлагают свои коррекционные программы, помогающие олигофренам приспосабливаться к социальным условиям. От болезни невозможно полностью избавиться, однако специалисты могут способствовать максимальному развитию человека, насколько это возможно при его болезни.

Полезная литература

Лечение и социальная реабилитация пациентов, страдающих олигофренией невозможна без полезной литературы. К такой относят:

  1. Публикации Рубинштейна С. Я «Психология умственно отсталого школьника» Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дефектология».
  2. Издание Петрова В. Г. «Психология умственно отсталых школьников».
  3. Издание Исаева Д. Н. «Умственная отсталость у детей и подростков».

Существуют и другие не менее интересные книги и публикации ученных и докторов наук. Однако, именно на эти стоит обратить свое внимание, изучая вопрос о лечении и реабилитации детей, страдающих олигофренией.

Уровни заболевания

Олигофрения – это врождённое или приобретённое в раннем возрасте слабоумие. Оно выражается в общем недоразвитии психики и в первую очередь затрагивает интеллект человека. Термин «олигофрения» происходит от двух греческих слов «oligos» (малый) и «phrēn» (разум), хотя более корректными считаются выражения «психическая задержка» или «психическая недостаточность». В обиходе олигофрению у детей нередко называют психической отсталостью, а самого ребёнка с задержкой умственного развития — отсталым.

Олигофрения, как отдельное заболевание, была классифицирована лишь в начале прошлого века. До этого времени общий собирательный термин «слабоумие» объединял пациентов как с врождённой болезнью, так и с приобретённым психическим недоразвитием, например, старческой деменцией.

Степени олигофрении бывают следующими:

  1. Лёгкая – дебильность.
  2. Умеренная – имбецильность.
  3. Глубокая – идиотия.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...