Направленность личности — Общая психология. Курс лекций.

Содержание
  1. Что это такое: понятие
  2. Понятие и суть
  3. Индивидуальная направленность
  4. Основные формы направленности личности
  5. Структура направленности
  6. Потребности
  7. Мотивы
  8. Интересы
  9. Ценностные ориентации
  10. Идеалы
  11. Убеждения
  12. Мировоззрение
  13. Цель
  14. Социальная направленность
  15. История
  16. Альтруизм
  17. Типы
  18. Качества личности
  19. Характеристика типов темперамента
  20. Интерес
  21. Типы личности
  22. Функции
  23. Воспитание как основа формирования личности
  24. Мотивы как фактор формирования направленности
  25. Особенности
  26. Стадии формирования
  27. Характеристика направленности личности
  28. Постановка цели и уверенность
  29. Послесловие
  30. Характер как психологическая характеристика личности
  31. Как называется направленность личности на самого себя?
  32. Психические образования
  33. Самоопределение от Древнего мира
  34. Значение и значимость:
  35. Методика: кратко
  36. Влияние на жизнь индивида
  37. Направленность личности: основные характеристики
  38. Интегральная характеристика направленности личности
  39. Частные характеристики направленности личности
  40. Ориентиры направленности.
  41. Как выяснить свой тип?

Что это такое: понятие

Что это такое: понятие и характеристика

Направленность личности представляет собой совокупность доминирующих интересов и потребностей, которые структурируют деятельность личности в определенной сфере этой деятельности.

Иными словами направленность представляет собой цель и задачи человека в каком-либо аспекте, а также все психологические формы и инструменты, которые используются личностью для реализации этих целей.

В направленности личности заключена мощная мотивационная база, которая определяет насколько человек амбициозен, и что представляет его доминирующие черты в реализации этих амбиций.

Личность человека представляет собой очень сложную и многоуровневую систему. Направленность работает как соединяющее звено между другими сторонами личности, как то мышление, эмоции, интеллект, темперамент.

При помощи и под влиянием всех этих характеристик личность реализует свои основные желания и потребности. Таким образом направленность объединяет и структурирует психологический мир человека.

Также под направленностью в психологии подразумевают ряд взаимосвязанных понятий:

  • стремление,
  • желание,
  • потребность и так далее.

Все эти понятия так или иначе определяют главенствующее положение какого-либо элемента или же его желательное наступление. Ими оперируют при описании человеческой направленности в различных сферах.

Что это такое: основное понятие

Таковыми может быть:

  • социум и общественная жизнь,
  • личная жизнь,
  • дружеские отношения,
  • семья,
  • эмоции,
  • профессиональная реализация.

Эти стороны деятельности личности представляют собой так называемое &quot,поле действия&quot, направленности, тот материал, который эта характеристика изменяет и систематизирует для выполнения какой-то главенствующей задачи.

Понятие и суть

Направленностью личности называют связанные устойчивые мотивы. Они определяют поведение индивида в разных ситуациях.

Устойчивые мотивы складываются в отдельную систему, которая развивается в течение всей жизни. Она определяет отношение индивида к событиям, которые происходят вокруг, субъектам, предметам.

Индивидуальная направленность

Основой направленности личности является, безусловно, ее внутренний мир. У каждого имеются свои индивидуальные предпочтения, которые и отличают одного человека от другого. Индивидуальные стремления, желания, мечты составляют картину целостной личности, которая стремится к новым горизонтам и хочет достичь конкретной цели. Уровень осознанности человека зависит от того, насколько хорошо он понимает свои глубинные потребности.

Осознание личных мотивов ведет к раскрытию подлинной радости. Такая личность живет полной жизнью, обращая внимание на свои истинные стремления и мотивы. Развивая свои природные дарования и таланты, человек может приблизиться к пониманию сути своего предназначения. Совершая тот или иной поступок, он делает выбор, который приводит его к чему-то определенному.

Основные формы направленности личности

Те устойчивые мотивы, которыми в человеческой психологии обусловливается данная психологическая модель, не зависят от конкретных частных ситуаций. Формируются они в основном посредством воспитания. Установки, которые даются в детстве ребенку родителями, с течением времени становятся свойствами его личности. Таким образом, направленность всегда определяется той средой, в которой осуществлялось формирование личности человека. Ту систему ценностей, те приоритеты, которые родители подчеркивали для ребенка как наиболее важные, он в той или иной форме воплотит в свою жизнь уже во взрослом возрасте.

Структура направленности, утверждают психологи, является сложной и многоплановой и включает в себя несколько пластов. Схема их построения выглядит следующим образом. Наиболее примитивный из них — влечение, которое зачастую является инстинктивным, бессознательным. За ним следует желание — на этом этапе потребность уже осознается человеком как нечто определенное. Следующий этап — стремление. На этом уровне к желанию подключается волевой компонент. Человек готов прикладывать определенные усилия к тому, чтобы желаемая цель оказалась им достигнута.

Перечисляя виды направленности личности, ее познавательной формой психологи считают интерес. При подключении к интересу волевого компонента мы получаем склонность. В сумме же вся система склонностей и стремлений человека становится тем, что называют мировоззрением: четким жизнеопределяющим комплексом философских, этических взглядов и эстетических предпочтений.

По мнению специалистов, высшая форма направленности личности — это убеждение. Именно убеждения входят в мировоззренческую систему человека, соотнося ее с его взглядами, ценностями и принципами. Убеждение — это та психологическая установка, которая лежит в основе патриотического, религиозного подвига, это то незыблемое, что человек готов отстаивать и защищать практически любой ценой.

Мотивы могут как осознаваться индивидом, так и оставаться на уровне бессознательного. Но даже не будучи осознаваемыми, они все равно побуждают человека действовать определенным образом, хотя зачастую он может не отдавать себе отчета в этом.

Более значимы, конечно, осознанные мотивы, придающие направленность конкретной деятельности индивида, обеспечивая в итоге ее реализацию. Показателями целеполагающих функций мотива можно считать формирование конкретных смыслов: ответов на вопрос «зачем выполнять то или иное действие». При отсутствии осознанного ответа на такой вопрос само действие теряет осмысленность. Подобное формирование смысла становится основой для целей и задач, которые человек ставит перед собой. Именно поэтому психологические исследования, направленные на изучение типа личности, ее направленности, помогут не только определить осознанные мотивы наших поступков, но и приоткрыть дверь в бессознательное, во все то, что остается для нас «за кадром»

Структура направленности

Мотивы и потребности

В структуру направленности личности входят потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, идеалы, убеждения, мировоззрение, цель.

Потребности

Ощущение необходимости для человека чего-то для достижения комфорта, гармонии и здоровья. Потребность – желание, осуществление которого необходимо для благополучия личности.

Мотивы

Это укоренившиеся, опредмеченные потребности, побуждающие к их удовлетворению, то есть активности. Мотивы тесно связаны с потребностями. Между ними может быть смысловая или внешняя связь. Для внешней характерно влияние стереотипов, то есть общества. Если происходит расхождение между внутренним ощущением потребностей и мотивов и внешней связью, то наступает кризис личности.

Иногда мотивы вступают в конфронтацию, и тогда образуется будто бы несколько направленностей. Конкуренция направленностей или их соподчинение опасно внутриличностными конфликтами, дисгармонией.

Интересы

Это избирательное отношение к объекту в силу его значимости или ценности для личности. Это может быть что-то материальное или духовное.

Ценностные ориентации

Характеризуются как система отношений к устоявшимся нормам общества. Личность может принимать или не принимать социальные, политические и нравственные ценности общества.

Идеалы

Это образцы, примеры, которыми руководствуется человек, на которые он опирается при выполнении какой-либо деятельности или в самой жизни.

Убеждения

Тезисы, положения, факты, представления об устройстве мира и общества, которым человек беспрекословно верит и подчиняет им свою деятельность. Это положения, представляющие собой некое руководство к жизни.

Мировоззрение

Система устойчивых взглядов на мир, природу и себя. Деятельность и специфика отношений с окружением – проявление мировоззрения личности. Убеждения и идеалы как вытекают из мировоззрения, так и влияют на его формирование.

Цель

Образ предвосхищаемого результата деятельности. Это опредмеченные потребности.

Социальная направленность

Каждый человек нуждается в дружеском участии, в том, чтобы его понимали. Чтобы достичь такой цели, необходимо действительно эффективно взаимодействовать с людьми. Социальная направленность представляет собой такую направленность личности, при которой человек ориентируется на мнение окружающих и хочет произвести благоприятное впечатление в обществе. В психологии личности имеется понятие о потребностях, которое определяет основные формы личностного развития.

Индивидуальный рост часто бывает обусловлен социальным взаимодействием. Вне коллектива и ближайшего окружения личность не сумеет развиваться полноценно, не сможет понять, что ей действительно нужно. Ее психологические проявления свидетельствуют о выражении личностной зрелости. Методика определения социальной направленности личности позволяет вовремя распознать свои глубинные потребности и сделать все, чтобы достичь эффективной самореализации.

История

Понятие возникло после того, как в 1918 году вышло исследование У. Томаса и Ф. Знанецки. Ученые анализировали письма людей, эмигрировавших из Польши в США. Выяснилось, что когда эмигранты ехали в чужое государство, определив для себя, что это временная необходимость для получения заработка, то период их адаптации проходил медленно и, можно сказать, даже болезненно. Им тяжело давалось изучение языка и культуры и они долго не могли ужиться на новом месте.

Но были и те, кто переезжал с мыслью остаться в стране навсегда и начать жизнь заново. И такие личности адаптировались к непривычным условиям гораздо быстрее и продуктивнее.

В результате этих наблюдений исследователи сделали вывод, что каждый индивид осознанно или подсознательно формирует внутреннее отношение к собственному нахождению в США. И именно от него зависит существование и мотивация. Такой феномен получил название «аттитюд».

Но это стало только началом изучения данного вопроса. В 1929 Льюисом Терстоуном были созданы первые способы измерить установки. Он стал утверждать о наличии в ее структуре эмоционального фактора.

Были и противоположные мнения. Например, ученый В. Парк считал, что состояние не подвергается непосредственному наблюдению. Оно имеет латентный характер и складывается посредством получения жизненного опыта.

Помимо этого, было еще множество теорий. Но работа У. Томаса и Ф. Знанецки дала толчок их возникновению и развитию и сделало феномен центральным в психологии.


Женский курс


Консультации

Альтруизм

Говоря об этом понятии, его можно приравнять к принципу жизни, который ставит важность благосостояния других людей приоритетнее собственных. Такое положение вещей всегда ценится духовными и религиозными нормами. Альтруизм существует уже долгие века и своего искоренения пока не достиг.

У истоков формирования этого понятие лежит принцип, который гласит — «жить для других». По мнению ученых формирование в сущности человека альтруистической направленности не может обуславливаться генетической предрасположенностью, напротив, ее появление более вероятно под влиянием социальной среды.

Источником, наряду с вышеуказанными причинами, являются установки, поставленные родителями при воспитании. К таковым можно отнести системы поощрений и наказаний, вид реакции на действия ребенка.

Таким образом, под альтруистической установкой можно понимать ничто иное, как выражение ценностных ориентации личности, сложившихся на основании отношений с другими людьми.

Типы

Типы направленности

Это определение включает в себя основную характеристику направленности и общий способ ее реализации. Типы делятся на:

  • гуманистический;
  • эгоистический;
  • депрессивный;
  • суицидальный.

Гуманистический тип направленности характеризуется высокими моральными и этическими ценностями. Преобладает социальная направленность деятельности, а мировоззрение личности основано на достижении максимального общественного комфорта.

При эгоистическом типе человек ставит свои собственные интересы на первое место, доминирует личная сфера.

При этом личные мотивы всегда оцениваются как правильные и положительные, даже если реализуются во вред другим.

Депрессивная направленность отличается тенденцией к саморазрушению, а также к общественному негативизму. То есть человек оценивает себя как нечто плохое, при этом пытаясь безуспешно интегрироваться в общество с подобной установкой.

Суицидальная направленность отличается крайней степенью отторжения не только себя, но и социума. Для личности негативным становится и он сам, и окружающая его обстановка.

к содержанию ↑

Качества личности

Под качествами личности в психологии понимается уникальный набор черт и характеристик, которые присущи человеку. Они сугубо персональные по своей природе и выражают стороны характера, поведенческие модели в социуме или окружающем мире.

Личностным качествам присуща динамичность и устойчивость. Они оказывают влияние на все аспекты человеческой жизнедеятельности, будь то выбор одежды для выхода «в свет» или карьерные предпочтения и амбиции в профессиональной деятельности.

Личностные черты классифицируются на несколько видов, например:

Социально-психологические. Базовые и вторичные свойства, набор черт и особенностей в структуре индивидуума.

Волевые. К примеру, целеустремлённость, самостоятельность, решительность, выдержка.

Нравственные. Эти свойства корректируются жизнью под влиянием совокупности факторов: положение в семье; влияние образовательного учреждения или дворовой компании; отношения в обществе; индивидуальный жизненный опыт и т.п. Каждый из аспектов работает по конкретным нравственным правилам. Они формируют отношение личности к себе и своему окружению. Исходя из заложенных во внутренний мир ценностей, нравственные качества классифицируются на гуманистические, националистические, расовые, религиозно-фанатические.

Профессиональные, например:

вербальность — языковые навыки, отменное налаживание связей между словами и понятиями
любовь и владение числами — способность выполнять стандартные арифметические действия с максимальной точностью и оперативностью
корректировка цифр, трёхмерное понимание предметов
детализация объектов и графики
моторная координация по движению конечностей и глаз, согласование по сигналам
ловкость и цветовое восприятие
общий интеллект — предрасположенность к обучению, возможность делать правильные выводы из поставленных задач

Черты и свойства личности

Характеристика типов темперамента

  1. Характерные черты человека данного вида:
  • активность;
  • быстрое реагирование на изменения;
  • легкое переживание неудач.

Работник-сангвиник обладает:

  • энергией;
  • быстрой речью;
  • долго не устает.

Минусы такого работника:

  • не может быть сосредоточенным долгое время;
  • относительная невнимательность.
  1. Человек обладает следующими качествами:
  • порывистость;
  • страсть;
  • неуравновешенность;
  • склонность к эмоциональному переживанию;
  • склонность к резкой смене настроения.

Работник-холерик обладает:

  • высокой продуктивностью;
  • качеством самостоятельного преодоления трудностей;
  • качеством большого количества и громкого говорения.

Минусы:

  • чрезмерная поспешность;
  • склонность к нервным срывам.
  1. Человек обладает следующими качествами:
  • медлительность;
  • невозмутимость;
  • стабильность настроения;
  • скрытость душевного состояния.

Работник-флегматик обладает:

  • уравновешенностью;
  • вдумчивостью;
  • пунктуальностью;
  • кропотливостью;
  • качеством тщательной работы.

Недостатки:

  • медлительность;
  • инертность;
  • затруднения в «переключении» на другую деятельность.
  1. Человек обладает следующими качествами:
  • ранимость;
  • глубокое и искреннее переживание из-за мелочей;
  • скрытость душевного переживания;
  • тихий тембр голоса;
  • смущение.

Работник-меланхолик выполняет работу со стереотипными действиями.

Минусы:

  • не обладает качествами лидера;
  • критиковать необходимо наедине.

Рисунок 1 нарисован датским художником Х. Бидструпом, на котором отражены все виды темперамента. На картинке изображена одна ситуация: на скамейки сидит человек и к нему подсаживается прохожий определенного типа темперамента.

Характеристика типов темперамента

Рисунок 1. Относительное изображение типов темперамента

Четкое разграничение темперамента нет. Люди, обладающие одним и тем же типом, в зависимости от ситуации по-разному его проявляют. Также может демонстрироваться феноменом «маскировки темперамента», т.е. субъект намеренно «блокирует» врожденные качества, заменяя приобретенными привычками и навыками поведения. Например, руководитель-холерик, узнав об успехе, может стать сдержанным. Знание основных характеристик темперамента помогут существенно облегчить общение с людьми, а это способствует:

  • эффективному управлению работы;
  • предотвращению неудач;
  • предотвращению конфликтов.

Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость

Интерес

Это даже не структурный компонент направленности личности, а целая познавательная форма и отдельное мотивационное состояние.

Итак, интерес – это эмоциональная ориентированность человека на определенные объекты. Они имеют особую устойчивую значимость, так как связаны с его индивидуальными потребностями.

Интересы могут быть духовными и материальными, разносторонними и ограниченными, стабильными и кратковременными. То, насколько они глубоки и широки, определяет полноценность жизни человека. Ведь именно с интересами связаны его влечения, страсти и желания.

Можно даже сказать, что именно они определяют стиль жизни человека. Доказать это легко. Человек интересуется бизнесом, карьерой, зарабатыванием больших денег, различными деловыми отраслями и секретами успешного предпринимательства? Значит, для него главное в жизни – это успех и материальное благополучие. И он будет делать все для достижения данной цели, действуя в соответствии со своими интересами.

Еще один момент. По широте, значимости и глобальности интересов можно определить направленность личности. Это в психологии изучается отдельно.

Человек, который охватывает разные стороны жизни, развивает себя в нескольких направлениях, интересуется многими отраслями, имеет расширенный взгляд на этот мир. Он многое знает, может рассматривать возможности и проблемы сразу под несколькими углами, ему свойственна высокая эрудированность, развитый интеллект. Такие люди способны на большее, чем другие. У них даже желание сильнее.

А вот люди с мелкими интересами, как правило, являются заурядными, скучными и безуспешными. Почему? Потому что их кроме удовлетворения естественных потребностей ничего не интересует. Еда, питье, сон, вечер пятницы в баре, дом, работа, секс, и все по новой. В их интересах нет интеллектуальной нагрузки. Они не развиваются.

Направленность личности

Типы личности

Любая профессия требует от человека определённых черт характера, которые помогут ему достичь успехов в выбранной деятельности. Профессиональная направленность бывает нескольких типов:

Направленность личности - структура, классификация и формы

  • Реалистический. Люди этого типа выбирают физический труд и дело с реальными объектами. Им подходят такие профессии, как техник, механик, строитель.
  • Конвенциальный. К этой группе относятся спокойные, внимательные и сосредоточенные люди. Эти личности ответственно подходят к любому делу и выполняют его вовремя. Персоны конвенциального типа часто работают товароведами или библиотекарями.
  • Интеллектуальный. Индивиды этой группы любят размышлять и заниматься разными исследованиями. Подходящие специальности для таких личностей — учитель, писатель, учёный.
  • Предприимчивый. Представители типа отличаются качествами лидера. Они умеют руководить другими людьми или проектами. Для них подойдут такие должности, как руководитель, менеджер, бизнесмен, директор.
  • Социальный. У личностей хорошо развито чувство сопереживания. Они стремятся помогать тем, кто нуждается в психологической или материальной поддержке. Эти особы часто становятся социальными работниками, психотерапевтами или врачами.
  • Артистический. Люди такого типа не любят жить по графику и стараются не загонять себя в рамки. Эти личности непредсказуемы. Они обладают различными талантами в творческих сферах. Это могут быть художники, актёры, музыканты, поэты.

Когда человек знает свой тип профессиональной направленности, ему легче найти подходящую сферу деятельности. Индивиду следует выбирать ту область, в которой он сможет раскрыть свой талант. Если у личности не будет качеств, необходимых для той или иной специальности, она не сможет самореализоваться.

Функции

Функции:

  1. Направляющая. Считается основной. С ее помощью человек находит путь к намеченной цели, обходит препятствия. В какой-то части она осуществляется бессознательно.
  2. Побуждающая. Нужна, чтобы вызвать активность со стороны человека. Она может побудить его, спровоцировать, вдохновить или обусловить на действие. На побуждающую функцию влияют мотивы, желания, интересы, цели, мировоззрение, идеалы.
  3. Смыслообразующая. Нужна, чтобы придать смысл к достижению целей. Функция помогает индивиду получить необходимый результат.
  4. Регулирующая. На эту функцию влияют потребности, мотивы, их иерархия

Воспитание как основа формирования личности

Воспитание ребенка должно быть целенаправленным и методически организованным процессом. Воспитывая ребенка, родители дают ему определенные нравственные ориентиры, прививают некую систему ценностей — чаще всего используя в этих целях ту же модель, которая является доминирующей для них самих. Главной задачей родителей в этой ситуации является адекватное отображение действительности и меры соотношения «идеальной» воспитательной модели с силами, возможностями, характером и склонностями своего ребенка. Ведь главное, что может дать семья новому человеку — чувство защищенности, уверенности в себе, поощрение (ту обратную связь, которая даст ребенку возможность вырасти уверенным в себе, целеустремленным человеком, способным добиваться поставленных перед ним задач, не вступая в «этический конфликт» с окружающим миром).

Культура взаимоотношений с окружающими и с собой, общая культура личности — это в первую очередь задача семейного воспитания. Именно поэтому психологии детства сегодня исследователи уделяют особенное внимание, так как именно детская психология закладывает основные формы дальнейшего поведения и формирует психотип человека.

Мотивы как фактор формирования направленности

Направленность связана с мотивационно-потребностной и познавательной сферой личности. Направленность личности с одной стороны обусловлена условиями окружающей среды, а с другой стороны сама обуславливает поведение личности.

В мотивационном аспекте можно выделить следующие типы направленностей личности:

  • Идейно-духовная. Стремление к познанию мироздания, решению вопросов вселенского масштаба, мышлению в направлении сохранения и развития всего человечества.
  • Индивидуально-личностная. Стремление к удовлетворению потребностей своего «Я», самовыражению, поддержанию индивидуальности.
  • Инстинктивно-физиологическая. Стремление к удовлетворению телесных потребностей для сохранения вида и индивида.

На основании рассмотрения сразу нескольких подходов к теории направленности личности (Мясищева и описанного выше) можно выделить 9 видов направленности (рисунок ниже).

Типы направленностиВарианты направленности личности

Особенности

Особенности аспекта психики

Этот аспект психики характеризуется:

  1. Доминированием мотиваций в структуре направленности.
  2. Значением для личности или общества выделенных целей.
  3. Использованием всех других компонентов для реализации.
  4. Взаимосвязью со всеми элементами личности.
  5. Ведущей ролью систематизации и структурирования деятельности человека.
  6. Четкой системой направленности.
  7. Ее динамическим равновесием в зависимости от внешних и внутренних условий.

к содержанию ↑

Стадии формирования

Этапы:

  1. Дотрудовой. Начинается после рождения человека. Включает воспитание родителями, обучение в школе или другом образовательном учреждении.
  2. Трудовой. Возникает, когда человек начинает работать (не важно в какой сфере). Влияние оказывает коллектив, руководство, семья.
  3. Фото 2242Послетрудовой. Воздействие на формирование оказывает собственная семья, семья детей, общественные организации.

Характеристика направленности личности

Определяя типы направленности личности в психологии, специалисты учитывают различные группы характеристик: основная деятельность человека, важные для него цели, те мотивы, которым он руководствуется, пути достижения своих целей, субъективные потребности индивида и, конечно, его психологическое состояние.

В зависимости от того в какой сфере проявляется направленность, ее подразделяют на профессиональную, нравственную, бытовую, политическую, творческую и т.п.

Характеристика тех целей и мотивов, которые побуждают человека к действию, в первую очередь учитывает то, что называют уровнем зрелости личности. Уровень зрелости показывает, насколько значимы устремления человека с общественной, идеологической точки зрения. Важна и широта диапазона тех сфер, в которые направлены стремления желания человека. Один из важных аспектов — интенсивность тех усилий, которые человек готов затратить для достижения своих целей. Инфантильный и нецелеустремленный человек, даже обладая широким диапазоном потребностей, не способен долго и методично затрачивать усилия для того, чтобы своих целей достигнуть. А ярко выраженная направленность и устремленность к цели способны дать импульс именно к таким методичным усилиям.

Формы направленности личности могут проявляться в различных сферах жизни человека. В зависимости от того как именно они проявляются, их делят на бытовую, творческую, нравственную и другие различные типы. Но для каждого типа она несет определяющее значение.

Все усилия, затрачиваемые человеком на достижение своих целей, в различной степени мотивированы его психологическим состоянием. У разных людей они могут быть различными. Мотивы могут как осознаваться индивидом, так и оставаться на уровне бессознательного. Но даже, не будучи осознаваемыми, они все равно побуждают человека действовать определенным образом, хотя зачастую он может не отдавать себе отчета в этом. Именно поэтому психологические исследования, направленные на изучение типа личности, ее направленности, помогут не только определить осознанные мотивы наших поступков, но и приоткрыть дверь в бессознательное, во все то, что остается для нас «за кадром.»

Постановка цели и уверенность

Чтобы добиться успеха, личности нужно определиться со своими желаниями и целями. Достигнуть необходимых результатов ей поможет чёткий план. Кроме того, для достижения эффективности рабочей деятельности индивиду надо представлять будущий итог решённых задач. Человек сможет добиться успеха только с уверенностью в себе. Тот, кто уверен в своих силах и возможностях, способен делать шаги к желаемому.

Направленность личности - структура, классификация и формы

Результат деятельности зависит и от мотивации, которая может быть внутренней и внешней. Первый вариант заключается в необходимости одобрения окружающих. Внутренняя мотивация связана с интересами самой личности выполнить конкретную задачу. Этот вид побуждения к действию оказывает лучшее влияние на человека, поскольку он помогает ему самосовершенствоваться. Чем лучше мотивирована личность, тем больше она верит в свои силы и старается добиться желаемого.

Направленность личности отражает содержание человека как участника общественной жизни. Она показывает отношение индивида к своим обязанностям и окружающим, а также его ценность для общества. От направленности зависит качество и успешность личности в работе, общении и жизни в целом.

Предыдущая

ПсихологияНейролингвистическое программирование в психологии – методы и применение

Следующая

ПсихологияЭпигенетическая теория Эриксона – суть подхода, характеристика и этапы развития личности

Послесловие

Таким образом, направленность личности – психологическое свойство, подразумевающее совокупность внутренних установок, стремлений и жизненных целей. Кто-то видит цель жизни в творчестве, кто-то в труде, кто-то в преступлениях. Направленность личности вытекает из убеждений и обуславливает поступки человека.

Направленность отражает содержание человека как участника общественной жизни. Отражает, что и как делает человек, как относится к обязанностям, какую ценность и полезность представляет для общества.

Характер как психологическая характеристика личности

Определение 3

Характер ‒ комплекс устойчивых черт личности, характеризующих отношение человека к себе и находящимся вокруг людям, это сформировавшийся и укрепившийся под воздействием жизненных обстоятельств, стиля воспитания и поведения человека.

Характер человека находится в зависимости от целей, которые дают направленность его деятельности.

Направленность ‒ определяющее человека избирательное отношение к реальности, воздействующее на его деятельность.

Психической характеристикой направленности считается внимательность. Внимательность выявляется как в непроизвольном, так и в произвольном внимании. Когда человек концентрирует внимание на многие вещи, то это внимательность непроизвольная. Внимательность сознательная, преднамеренная ‒ показатель подобных значительных волевых черт характера, как настойчивость и выдержка.

Под чертой характера личности подразумевается стабильный и неизменный стереотип поведения. Они распределяются на:

  • ведущие черты, которые определяют проявление личности;
  • второстепенные, которые подчиняются ведущим или не всегда обнаруживаются, менее проявлены.

Как раз ведущие черты характера характеризуют деятельность и отношение человека к оценке окружающего мира. Все же не каждое отношение, которое выражается человеком, говорит об его характере. Необходимо принимать во внимание обстоятельства и силу воли, когда человек сам решает, какую проявлять реакцию.

Как называется направленность личности на самого себя?

Если все мотивы человека имеют целью его собственное адаптивное поведение и комфорт, то такая направленность называется эгоистичной, а человека называют эгоистом.

Он считает свои потребности важнее других. Если же при этом человек убежден, что и другие вокруг должны осуществлять деятельность, направленную на его комфорт (“мне все должны”), то такая установка называется эгоцентрической.

Направленность личности на себя зачастую является причиной межличностных конфликтов и подлежит коррекции, уравновешиваясь социальным видом.

к содержанию ↑

Психические образования

Эти психические явления очень важны на этапе становления профессионального или жизненного опыта. В их содержании присутствуют:

  • знания. Эти сведения представляют собой информацию, полученную благодаря историческому опыту. Знания значимы как в теоретическом, так и в практическом плане. Они могут быть «донаучными»: такие сведения не точны, основаны на предположениях. «Вненаучные» знания не обоснованы наукой, «научные» ею официально подтверждены. Информация может быть теоретической или практической. Теоретические знания состоят из сведений, характеризующих состояние окружающего мира. Практическая информация изучает способы применения объектов окружающего мира;
  • навыки. Такие действия формируются в результате многократного повторения каких-либо действий. Они вырабатываются в процессе постоянных тренировок и упражнений.

Навыки бывают перцептивными, интеллектуальными или двигательными. Под умениями понимают действенные способы совершения каких-либо действий, основанные на приобретённых знаниях. Привычки же являются устоявшимся способом поведения, заученным действием.

Самоопределение от Древнего мира

Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА

Жизнь программиста и интересные обзоры всего. Подпишись, чтобы не пропустить новые видео.

Постепенно эта проблема профессиональной направленности личности приобрела новую актуальность, поскольку требования общественного развития постоянно изменялись. Возросло материальное производство, которому требовались именно специалисты. Сферы приложения труда разделились и количественно, и качественно. В связи с профессиональной направленностью личность могла заниматься строительством, земледелием, военной защитой, орошением земель, наконец, управлением все более разрастающимся хозяйством.

Вам будет интересно:Афронт — это ситуация, в которой не хочется оказаться

Теперь возник вопрос специальной подготовки людей к конкретной деятельности. Помимо приобретенных навыков потребовалась и внутренняя предрасположенность, направленность профессионально-прикладная к той или другой более узкой специальности. Наиболее ценными считались морально-нравственные, интеллектуальные и физические свойства людей (вспомним Спарту и подготовку мальчиков к взрослой жизни).

Мыслитель Аристотель

О профессиональной направленности физической культуры писали многие древние мудрецы: Аристотель, Платон, Марк Аврелий и другие мыслители Древних Греции и Рима, позже на том же останавливались средневековые теологи: Августин Блаженный, Фома Аквинский и другие известные ученые эпохи Возрождения. До сих пор актуальны работы государственных деятелей и ученых Дж. Локка, Н. Макиавелли. А в Новом времени эти же постулаты относительно развития профессиональной направленности отмечали Ф. Гегель и Э. Кант на ряду с другими знаменитыми исследователями своего времени.

А что можно сказать о более близком для нас времени?

Значение и значимость:

В современном мире учитывать психологические особенности направленности личности человека необходимо. В крупных корпорациях, к примеру, такие явления стали уже достаточно часты — психологический портрет работника составляется и изучается специалистами.

Определение направленности личности, психотипа человека, его склонностей, целей, темперамента — все это крайне важно, поскольку позволяет психологу или специалисту по отбору кадров сформировать для себя понятие о направленности личности и мотивации деятельности сотрудника, с которым он работает. Такой подход позволяет найти подходящую мотивацию, обеспечивающую комфортную работу и максимальную продуктивность деятельности в любой сфере. Но и вне профессиональной сферы современный человек должен стремиться разобраться в себе, определить для себя те качества, решить те задачи, которые позволят ему гармонично развиваться в любом из аспектов своей жизни.

Методика: кратко

Методика: анкета Басса - кратко

Для определения направленности личности была разработана ориентационная анкета Басса.

Она состоит из тридцати пунктов, характеризующих тот или иной выбор в определенных ситуациях.

На листе ответов нужно указать наиболее и наименее приемлемый ответ на вопрос в графах &quot,больше всего &quot, и &quot,меньше всего&quot,. На каждый вопрос дается три варианта ответа.

Нужно давать ответы быстро, не задумываясь. По результатам выделяют направленность на себя, на дело и на общение.

Направленность личности формирует устойчивый круг ее интересов и потребностей, а также путей их реализации.

Выявление направленности помогает в решении личностных и общественных конфликтов. Для этого можно воспользоваться специальными опросниками.

Этот аспект личности имеет сложную структуру и задействует также другие черты внутреннего мира человека, являясь одним из связующих личность звеном.

Направленность личности , понятие, формы и свойства:

Влияние на жизнь индивида

Способы влияния:

  1. Фото 2243Направленность к взаимодействиям. Проявляются у людей, которые для нормального психологического состояния, эффективной деятельности постоянно взаимодействуют с группой людей. Мнение индивида подавляется окружающими, он не может взять руководство над другими. Для таких работников характерна постоянная совместная деятельность с кем-то.
  2. Деловая. Преобладают мотивы, которые связаны с получением требуемого результата для группы. Люди стараются взять все в свои руки, чтобы контролировать ситуацию. Они общаются с другими людьми, мотивируют их на активность.
  3. Личная. Преобладают личные желания, потребности над мнением большинства. Люди занимаются только собой, не обращают внимания на окружающих. В совместной жизни это будет активное проявление эгоизма со стороны одного из партнеров, в работе — игнорирование рабочих, достижение личных целей даже если они идут в разрез с рабочим процессом.

Направленность личности: основные характеристики

Основные характеристики направленности личности — это широта или узость направленности, устойчивость и действенность направленности, уровень и ориентиры направленности (направленность на себя, на общение и отношения, на дело).

Интегральная характеристика направленности личности

Интегральная характеристерика направленности личности — способность человека управлять собой, самостоятельно определять свой путь, свои цели и ценности, в этом смысле — быть не только организмом, но быть личностью. Когда человек живет как организм, о наличии в нем его Я говорить спорно. Настоящее Я, самость человека появляется только тогда, когда человек развивается до уровня личности. Человек может быть энергичным и талантливым, но если он не управляет собой, не отвечает за себя, управляется эмоциями и настроениями, чувствами и внутренними состояниями, то на него едва ли можно полагаться: у него нет стержня, у него нет его ответственного Я, у него отсутствует хозяин, который умеет всем его внутренним хозяйством управлять.

Этот вопрос образно отражен в метафоре «Хозяин, повозка и кони»: вы видите мчащуюся повозку с кучером на облучке, запряженную лихими лошадьми. Это — вы, если считать, что лошади — это ваши Чувства и Желания, кучер — Ум, а повозка — ваше Тело. Подробнее см.

Частные характеристики направленности личности

  • Широта или узость.

«Одна, но пламенная страсть» — или «драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота!»

  • Ориентиры направленности

Определяются иерархией мотивов. Основные ориентиры направленности — направленность на себя, на общение или на дело.

  • Устойчивость и действенность направленности.

Параноик всегда знает, к чему он стремится, и будет прорываться через любые преграды: его направленность всегда ясна, тверда и определенна. Девушка-истероид придумывает, к чему она стремится, но в разные дни и в разных компаниях она верит в совсем разные вещи. Человек настроения сам не знает, к чему он стремится, поскольку все зависит — от настроения. А бывает, что и у сильного человека вдруг или после трудных событий в жизни пропадают все желания, не хочется ничего. Распространенная метафора, описывающая строение сильного человека, человека с устойчивой и действенной направленностью, это — внутренний стержень человека. См.

  • Амбиции человека

Амбиции человека — это величина его целей и статус, на которые он претендует. Маленькие цели, неважен статус — малые амбиции. Большие цели по жизни и важность статуса — большие амбиции.

  • Уровень направленности

Высокий или низкий уровень направленности, это определяется общественной значимостью направленности человека. Человек идейный, высоких идеалов — или приземленный, интересы на уровне «трусики и покушать». Смотри Планка вашей жизни

Ориентиры направленности.

Три основных ориентира направленности, это:

  • Направленность на себя

Обслуживание своих потребностей, интроверсия, эгоизм, потребительство или направленность на рост и развитие, стремление к личному счастью или самоактуализации — направленность на себя проявляет себя очень по-разному.

  • Направелнность на общение

Склонность потрепаться, интерес к людям, внимательность к отношениям, заботливость к друзьям и близким — проявления многообразны.

  • Направленность на дело.

Коллекционирование, интерес к учебе, увлеченность работой и повышением квалификации, забота о результате, погруженность в бизнес — проявления направленности на дело также очень различны.

При высоком уровне эти направленности становятся тремя основными ориентирами направленности личности — Собственный рост и развитие, Личная жизнь, Дело-работа-бизнес. Тот, у кого направленность личности — Личная жизнь, при развитии личности обычно выбирает специализацию «Отношения с людьми». Тот, у кого направленность на Рост и Развитие, обычно увлечены Самоактуализацией. Тот, кто направлен на Дело и Бизнес, затачивают свою личность под Деловую успешность. Смотри Личностная специализация

Как выяснить свой тип?

Для этого есть тест. Направленность личности можно узнать за 5-7 минут, прохождение опросника не займет больше времени. Всего он включает в себя 30 пунктов с тремя вариантами ответов. Это не вопросы, а предложения, которые предлагается продолжить. Отметить надо два варианта из трех: один «больше всего», а другой – «меньше всего». Вот примеры:

  • Вопрос: «В жизни мне дает удовлетворение…». Как можно ответить: больше всего – осознание того, что работа выполнена успешно. Меньше всего – оценка моего труда. Третий вариант, оставшийся неотмеченным, звучит так: «Сознание, что находишься среди друзей».
  • Вопрос: «Я рад, когда мои друзья…». Как можно ответить: больше всего – когда они верны и надежны. Меньше всего – что они помогают посторонним при наличии возможности. Третий вариант, оставшийся неотмеченным, звучит так: «Они интеллигентны, имеют широкие интересы».
  • Вопрос: «Если бы я мог стать кем-то из предложенных вариантов, я бы хотел быть…». Как можно ответить: больше всего – опытным летчиком. Меньше всего – начальником отдела. Третий вариант, оставшийся неотмеченным, звучит так: научным работником.

Также тест по направленности личности включает в себя такие вопросы: «Когда я был ребенком, то любил…», «Мне не нравится, когда я…», «Я не люблю коллективы, в которых…» и т.д.

По итогам теста человек узнает результат. Рекомендуется отвечать, не задумываясь, так как первый пришедший на ум ответ, обычно, отражает истинные мысли.

Особенности направленности личности

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...