Наиболее эффективные методы психоанализа, помогающие в борьбе с психологическими заболеваниями

Содержание

История

Концепции, родственные психоанализу, существовали до Фрейда, но именно он первым четко сформулировал психоаналитическую теорию в Вене в конце 1890-х. Фрейд был неврологом, заинтересованным в нахождении эффективного метода лечения пациентов с невротическими и истерическими симптомами. Он пришёл к пониманию существования бессознательных психических процессов, работая консультантом в детской клинике, где наблюдал, что у многих детей-афатиков отсутствуют органические причины их симптомов. Эти наблюдения были описаны Фрейдом в специальной монографии  . В конце 1880-х, Фрейд получает стипендию для стажировки у знаменитого невролога и сифилолога Жана-Мартина Шарко в парижской клинике Сальпетриер. В то время Шарко интересовался пациентами, чьи симптомы напоминали общий парез (нейропсихиатрическое расстройство, которое может вызываться сифилисом).

Первая теория Фрейда, рассматривающая истерические симптомы, была представлена в «Исследованиях истерии» (1895), написанных в соавторстве с венским врачом Йозефом Брейером. В ней он утверждал, что в основе истерической симптоматики находятся подавленные воспоминания о неприятных ситуациях, которые практически всегда обладают прямыми или непрямыми сексуальными ассоциациями. Примерно в то же время он пытается создать нейрофизиологическую теорию бессознательных психических механизмов, которая, однако, осталась незавершенной; ранние наброски этой теории были опубликованы только после его смерти  .

Около 1900 года Фрейд пришёл к заключению, что сны имеют символическое значение, и как правило очень индивидуальны. Фрейд формулирует гипотезу, что бессознательное включает в себя или является «первичным процессом», обладающим концентрированным и символическим содержанием. Напротив, «вторичный процесс» имеет дело с логическим, осознанным содержанием. Эта теория была опубликована им в 1900 году в монографии «Толкование сновидений». В 7 главе этой книги Фрейд также описывает свою раннюю «топографическую модель», в соответствии с которой неприемлемые сексуальные желания вытесняются в систему «бессознательного» из-за социальных сексуальных запретов, и это вытеснение порождает тревожность.

На раннем этапе становления психоанализа значительную роль в его развитии сыграли личностные характеристики Фрейда и его сподвижников. Положение евреев в Вене, утративших связь со своими корнями, было маргинальным, чем и объясняется их склонность к риску, сопряжённому с профессиональной деятельностью в новой области психоанализа. Кроме того, стимулом для их сплочения вокруг фигуры Фрейда послужила возможность обретения самоидентичности. Часть психоаналитического движения, представленная евреями, была непропорционально большой. Сторонники Фрейда проявляли крайнюю самонадеянность относительно перспектив психоанализа. Сам же Фрейд не терпел никакой критики, требуя полной и безусловной лояльности от своих сторонников. Результатом всего этого стало формирование в психоаналитическом движении своеобразного религиозного культа Фрейда, к которому члены данного движения должны были относиться как к никогда не ошибающемуся Богу. Один из приверженцев Фрейда Макс Граф, впоследствии вышедший из рядов психоаналитиков, выразил это в следующих словах: «Фрейд — как глава церкви — изгнал Адлера; он отлучил его от официальной церкви. В течение ряда лет я пережил полное развитие церковной истории»  .

В СССР психоанализ пережил период бурного расцвета в начале 20 века. В 1920-хИ. Д. Ермаков открыл Государственный психоаналитический институт и издал переводы работ Фрейда и Юнга. Однако с середины 1930-х психоанализ в Советском Союзе начинает подвергаться гонениям (как и психология в целом) и практически не развивался вплоть до 1990-х годов. Тем не менее, многие идеи психоанализа вошли в отечественную психологию и психотерапию (в том числе так называемые «неосознаваемые формы высшей нервной деятельности» по Узнадзе, и другие).

Последние полвека психоанализ бурно развивался. Современные теоретические разработки (например, теория объектных отношений) значительно расширили границы психоаналитического знания. Как направление медицины психоанализ активно практикуется. Однако в современной психотерапевтической практике утерял былую гегемонию и популярность (конкурируя, например, с когнитивно-поведенческой терапией). Американская психологическая ассоциация — одно из наиболее влиятельных объединений профессиональных психологов в мире — включает в себя отделение психоанализа [2]. Международная психоаналитическая ассоциация насчитывает около 12000 членов.

Что такое психоанализ

psihoanaliz.jpg

Психоанализ — это психотерапевтическое направление, созданное Фрейдом, эффективный метод лечения различных психических расстройств, получивший широкую популярность.

Это первое направление в психологии и психотерапии, детально проработанное в плане теории. Чётко описаны две ипостаси личности человека — бессознательное (скрытое, вытесненное, неосознаваемое) и сознательное (поверхностное, видимое, осознаваемое, понятное). Они постоянно вступают в противоречия между собой — отсюда и внутренние конфликты, приводящие в итоге к психическим расстройствам. Но самое главное — почти всегда побеждает бессознательное. Именно оно становится мотиватором большинства поступков и решений. Задача психоанализа — вскрыть его и перевести в плоскость сознательного.

Являясь ключевым понятием, личность в психоанализе максимально представлена с точки зрения и скрытых, и осознанных мотивов, которые определяют её развитие и совершенствование на протяжении всей жизни.

Что изучает данное направление? Предмет исследования — скрытые мотивы из бессознательного, провоцирующие развитие различных психоэмоциональных расстройств личности и поведения. Они раскрываются через высказываемый анализантом (пациентом) свободный поток мыслей.

На сегодняшний день психоаналитическое направление представлено разными школами. Но все они объединены базовыми понятиями — разделением на сознательное и бессознательное и поисками истоков проблем в детстве. В психологии это мощный инструмент для устранения неосознанных механизмов и привычных шаблонов, мешающих реализации желаний и социальной адаптации.

История появления психоанализа

На старте своей карьеры З.Фрейд работал с известными учеными, внесшими свой вклад в науку – физиологом Э.Брюкке, гипнотерапевтом И.Брейером, неврологом Ж.Шарко и многими другими. Некоторые идеи своей теории зародились ещё на данном этапе и получили дальнейшее исследования в ученых трудах автора.

З.Фрейд

Исследователя интересовали вопросы, касающиеся некоторых симптомов истерии, проявляемых у пациентов, которые было невозможно интерпретировать только физиологическими проявлениями.Например, у человека могла отсутствовать чувствительность определенного участка тела, хотя прилегающие области сохраняли чувствительность. Это доказывало тот факт, что некоторые процессы психики не подвергаются работе сознания и могут являться ответом нервной системы.Ещё одно доказательство он нашел в работе с пациентами, подвергаемыми гипнозу, реакции которых имели неосознанный характер.Было доказано, что в состоянии гипноза человек может подвергнуться внушению и после пробуждения его бессознательные стремления будут обращены к выполнению этого действия.При попытке узнать, что мотивирует его на выполнение, индивид не способен найти поддающихся логике объяснений собственному поведению.

На основании этих данных З.Фрейд пришел к выводу, что психика может самостоятельно создать объяснение действий, даже при отсутствии в этом необходимости.

З.Фрейд сделал шокирующее для его современности открытие, что действиями и поведением человека могут управлять причины скрытые от сознания. Автор ввел новые термины «подсознательное» и «бессознательное».Его исследования положили начало развитию теории психоанализа – изучение движущих сил психики человека, выявление причин их влияния, последствий воздействия на жизнь индивида и состояние здоровья.

Два этапа в философской деятельности З. Фрейда

Врачебная практика, наблюдение больных давали ученому большой объем информации к размышлению. На ее основе была проведена работа, сформировавшая определенные взгляды на вопросы психоанализа З. Фрейда – философия с определенными аспектами, которые можно разделить на два этапа. Первый – формирование концепции бессознательного, длительность его продолжалась с 1900-1920 гг. Второй длился до конца жизни. Именно на этом этапе исследуется бессознательное, включая сюда инстинктивные космические позывы жизни и смерти.

Что такое бессознательное и при чем тут истерия?

Зигмунд Фрейд, по сути, исходил из того, что духовная субстанция в человеке имеет материальное воплощение в виде энергии. Такой подход он представил в раннем тексте «Набросок одной психологии» (1895).

Читайте также:

Дружеская борьба анальных шизоатлетов. Как психоанализ и философия пытаются определить друг друга

Фрейд предлагал посмотреть, что происходит с энергией внутри нервной системы: энергия может находиться в движении, накапливаться, совершать какую-то работу, а выходя за пределы нервной системы — переходить в другое состояние и формировать память.

Идея о том, что у энергии может быть «внутреннее» и «внешнее» состояние, впоследствии стала одним из главных постулатов в психоанализе. В основе этого учения лежит представление о бессознательном и сознательном как о двух составляющих психики человека.

На мысль о бессознательном Фрейда навел французский врач Жан Мартен Шарко, который стал использовать гипноз для лечения истерии. Шарко предположил, что симптомы истерии — слепота при здоровых глазах, обморок, паралич ног — возникают у людей с особой чувствительностью в результате внушения. С помощью гипноза врачу удавалось сначала внушить здоровым людям болезненные симптомы, а затем снять их. На Фрейда методы Шарко произвели огромное впечатление.

Вместе со своим учителем Йозефом Брейером Фрейд стал исследовать причины возникновения истерии и способы ее лечения. Результаты наблюдений легли в основу книги «Исследования истерии» (1895), в которой Фрейд и Брейер сформулировали гипотезу о вытесненной травме.

Они описали механизм возникновения истерии так: молодая девушка или девочка, пережившая опыт сексуального насилия, стыдится произошедшего, хочет об этом забыть и вытесняет травму. Со временем в нервной системе накапливается патологическое возбуждение, не находящее выхода. Нежелательные мысли не могут вырваться из бессознательного в сознание из-за специального механизма психики (Фрейд называет его цензурой), однако возбуждение все равно находит обходные пути и проявляется в виде истерии.

Терапия больных строилась с таким расчетом, чтобы дать накопившейся энергии выйти наружу. Предполагалось, что под гипнозом больные должны вспомнить тяжелое переживание и рассказать о нем.

Брейер называл это чувство облегчения катарсисом (очищением). Девушки действительно вспоминали травмирующие события, а рассказав о них, излечивались. Вскоре стало ясно, что терапевтический эффект имеет сам катарсис и гипноз для достижения эффекта не обязателен.

Теория психоанализа

Основная идея теории психоанализа З. Фрейда состоит в том, что мотивы поведения человека преимущественно им не осознаваемы и потому совершенно неочевидны. Начало двадцатого столетия ознаменовалось зарождением новой психической модели, позволившей совершенно с другой стороны взглянуть на проявление внутренней психологической напряженности.

В пределах созданной модели были вычленены три ключевых компонента, названных: «Оно», «Я», «Сверх-Я». Объект тяготения каждого индивида – это «Оно», причем все протекающие в нем процессы совершенно бессознательны. «Оно» является зародышем «Я», которое вылепливается из него под влиянием окружающей индивида среды. При этом «Я» – очень непростая совокупность отожествления с другими «Я», которая действует в плоскостях сознательного, предсознательного и бессознательного, исполняя роль психологической защиты на всех этих уровнях.

Имеющиеся механизмы защиты уже изначально предуготовлены к приспосабливанию субъектов к запросам внешней среды обитания, а также к внутренней реальности. Однако из-за неправильного развития психики естественные в пределах семьи формы приспосабливания неожиданно превращаются в центр зарождения серьезных проблем. Любая защита, применяемая параллельно ослаблению влияния действительности, оказывается дополнительным искривляющим фактором. Из-за чрезвычайно значимых искривлений адаптационные методы защиты преобразуются в феномен психопатологии.

Метод Ипполита Бернхейма

Психиатр также применял в процессе лечения гипноз. На работу Фрейда метод коллего оказал сильно влияние, так как в 1889 году Зигмунд присутствовал на одном из обучающих занятий Бернхейма. Уроки психиатра дали возможность вывести такие понятия, как сопротивление и вытеснение. Эти аспекты – защитный механизм психики любого человека.

Эффективность и результаты психоанализа

Опыт многих людей, прошедших психоанализ, показывает, что результатом психоанализа как метода и как практики являются перемены в жизни, которые люди оценивают как положительные.

Психоанализ — это позитивный ресурс для изменений, и большинство людей, которые им воспользовались, уже в процессе психоанализа отмечают, что их взаимоотношения с другими становятся более стабильными и эмоционально наполненными. Они лучше находят выход из различных жизненных ситуаций и внутренних конфликтов. Становятся более успешными в материальном и в социальном плане.

Затраты времени и денег, а также непростые переживания, связанные с прохождением анализа, как правило, всегда окупаются.

Завершившие анализ говорят, что психоанализ помог им избавиться от мучительных переживаний, и они чувствуют себя более уверенными в жизни и счастливыми.

Основные школы психоанализа

За более чем сто лет истории психоанализа в его рамках возник ряд школ и направлений. К основным можно отнести:

  • Классическая теория влечений З. Фрейда
  • Эго-психология
  • Теории объектных отношений
  • Школа М. Кляйн
  • Структурный психоанализ Ж. Лакана
  • Селф-психология Х. Кохута
  • Интерперсональный психоанализ (Г. С. Салливан, Клара Томпсон)
  • Интерсубъективный подход (Р. Столороу)

Два рода влечений

  • влечения, управляющие личностью
  • сублимация libido в сферу сознания
  • препятствия на пути сублимации

Итак, по теории психоанализа Фрейда мы выяснили, что личность состоит из сознательного (сверх Я), предсознательного (Я) и бессознательного (Оно). Из нашей обычной жизни мы знаем, что человек может жить не только в гармонии с собой, но и находиться в конфликте с собой в тех случаях, когда он хочет достичь чего-то, но не может. По Фрейду получается, что человек не может подчинить себе свою внутреннюю степень бессознательного, вследствие чего получается конфликт.

Как считает Фрейд, в основе этого конфликта лежит влечение, основанное на энергии сексуального характера. Он выделяет два вида влечения: с одной стороны — эротическое, сексуальное влечение или эрос, любовь, а с другой стороны — влечение к ненависти, распаду, смерти.

Если человек может подчинить своему Я эту бессознательную энергию или libido, как назвал её Фрейд, то происходит её высвобождение и человек живёт гармоничной жизни. В другом случае накапливаясь в мускулах тела, эта энергия накапливает свою разрушительную силу и устремляется на внешний мир.

Психоанализ фрейда таблица

Сублимация — защитный психологический механизм, при котором энергия сексуального влечения личности преобразовывается в социально-приемлимые формы активности (например, в творчество).

Мышление и мыслительные процессы тоже подчиняются сублимированию эротического влечения. Само сублимирование осуществляется сугубо под контролем Я внутри личности.

В обычной жизни или реальности нет такого понятия, как хорошо или плохо, т. е. с человеческой точки зрения, смерть или распад чего-либо это плохо. Например, если мы возьмём вселенную и в ней происходит распад звёзды, то это не плохо, потому что из распавшихся компонентов образуются другие звёзды, а также планеты и различные объекты вселенной.

Теория психоанализа Фрейда предостерегает личность не только от становления на путь ненависти, но и от нарциссизма, т. е. самолюбования. Оно (бессознательное) стремится к обладанию объектом путём перенесения libido в Я. Теперь Я получается наделяется свойствами libido и провозглашает себя любовным объектом, то есть объектом для любования.

Основные положения психоанализа

Психоанализ Фрейда рассматривает психику человека, как сложный и многоступенчатый процесс.

Основы психоанализа можно разделить на несколько теоретических комплексов: трехкомпонентную структуру личности, топографическую модель личности. А также, Фрейд сформулировал механизмы психологической защиты. Ими неосознанно пользуется личность в ситуациях болезненного воздействия на ее психику.

Трехкомпонентная структура личности

  • ОНО или на латинском ид. Через него выражаются инстинкты. ОНО наполнено низшими потребностями и желаниями. За счет этой структуры личность постоянно стремится либо к жизни и любви – эросу, либо к смерти и агрессии – танатосу.
  • Я или эго. Этот компонент заставляет личность действовать по правилам и законам. Но Я еще ориентировано на удовлетворение желаний компонента ОНО.
  • Сверх-Я или суперэго. Наивысшая структура. Она обеспечивает нормы морали и нравственности, располагает к прекрасному.

По мнению Фрейда, на все структуры влияет либидо. Оно заставляет стремиться к желаниям и попыткам удовлетворить их через одну из структур. В психоанализе Фрейд связывает либидо с проявлением сексуальных влечений.

Топографическая модель личности

В этой модели Фрейд представил сознание, как сложное образование. Он предположил, что у человека есть фокус сознания и его периферические области.

  • В сознании находится все то, с чем сию минутно взаимодействует человек. Это и объекты внимания, и информация, необходимая для выполнения деятельности. В сознании содержатся доли Я и Сверх-Я.
  • Предсознательное. То, что вытесняется из сознания по причине ненадобности, но может быть восстановлено при необходимости.
  • В бессознательное вытеснены компоненты, к которым человек давно не обращается, болезненные ситуации и воспоминания. Из бессознательного сложно изъять компоненты без сопротивления. Это, почти всегда, неприятный для личности процесс. Бессознательное содержит ОНО и Сверх-Я. В рамках психоанализа ведется работа с бессознательным.

Как связаны либидо, эдипов комплекс и страх кастрации?

Начиная с «Трех очерков по теории сексуальности» (1905) Фрейд переходит к трактовке бессознательного как вытесненного либидо. В этой же работе он вводит понятие инфантильной сексуальности — утверждение о том, что нечто подобное сексуальности свойственно человеку не только после полового созревания, но с самого рождения (к слову, эта идея была встречена медицинским сообществом в штыки).

Может быть интересно:

Анархизм + психоанализ = эротическая революция. Кого и как любили представители немецкой богемы

Инфантильная сексуальность, конечно, не похожа на взрослую и связана с отношениями матери и младенца. Первая — оральная — стадия развития либидо проживается в период, когда младенец сосет грудь и хочет безраздельно обладать матерью. Затем ребенок учится регулировать функции организма и контролировать свои испражнения (анальная стадия) — в этот период закладываются основы самостоятельности и упрямства. Третья стадия сексуального развития — генитальная, наступающая в подростковом возрасте. Между анальной и генитальной стадиями сексуального развития проходит несколько лет — в это время интерес ребенка переносится с собственного тела на окружающий мир.

Понятие эдипова комплекса Фрейд ввел позже, но по сути уже в «Трех очерках» он полностью подготовил почву для этой идеи, поскольку ключевыми для нее также являются отношения матери и ребенка.

Мать — всегда первый объект, к которому ребенок испытывает влечение.

Ее восприятие ребенком меняется: вначале это только материнская грудь, но с течением времени формируется целостный образ.

Фрейд рисует весьма убедительную схему взросления мальчика. В детстве он испытывает влечение к матери и хочет, чтобы мать была все время с ним, принадлежала только ему. Но в возрасте одного-двух лет мальчик начинает испытывать ревность к отцу, который заявляет свои права на мать.

Примерно в этом же возрасте мальчик открывает, что у женщин нет пениса. Это открытие приводит его в ужас: если у кого-то нет пениса, значит, он тоже может его лишиться. Страх кастрации соединяется с ревностью к отцу и влечением к матери — и превращается в страх перед отцом.

Согласно теории Фрейда, при нормальном развитии ребенка эдипов комплекс должен перейти в стадию идентификации, когда ребенок в целом продолжает хотеть того же самого (жениться на матери), но теперь выражает это в виде желания вырасти и стать похожим на отца.

Кстати, Фрейд считал, что во время психоанализа пациент испытывает к врачу весь комплекс чувств, которые в детстве испытывал к отцу, — это может быть и влюбленность, и враждебность. Встретив психоаналитика, человек как бы вспоминает и переживает чувства из детства. Это явление Фрейд назвал переносом. У психоаналитика в ответ на перенос возникают встречные чувства к пациенту — это явление известно как контрперенос. В результате пациент и психоаналитик становятся небезразличны друг другу.

Психопатология

Различные психозы включают в себя нарушение автономных эго-функций (интеграция мышления, способность к абстрактному мышлению, отношение к реальности и тестирование реальности). При депрессиях с психотическими элементами также может быть нарушена функция самосохранения (иногда из-за подавляющего депрессивного аффекта). При расстройствах интеграции Я (часто приводящих к тому, что психиатры называют «несвязанные ассоциации», «перерыв в течении ассоциаций», «скачка идей», «повторение бессмысленных слов или фраз» и «ускользание мыслей») также нарушается развитие самостно-объектных репрезентаций. По этой причине клинически психотики также демонстрируют ограничения в эмоциональном тепле, сочувствии, доверии, идентичности, близости и / или стабильности в отношениях (из-за тревоги самостно-объектного слияния).

Пациенты с ненарушенными автономными эго-функциями, но имеющие проблемы с объектными отношениями часто диагностируются как «пограничные» (borderline). Для пограничных пациентов также характерны нарушения, связанные с контролем над импульсами, аффектами или фантазиями, но их способность тестировать реальность остается более или менее неповрежденной. Взрослые, не испытывающие чувство вины и стыда и демонстрирующие преступное поведение, как правило, диагностируются как психопаты, или, согласно DSM-IV-TR, как люди с антисоциальным расстройством личности.

Паника, фобии, конверсии, навязчивые идеи, компульсивные побуждения и депрессии (аналитики называют их «невротическими симптомами») не всегда вызваны нарушениями эго-функций. Наоборот, они вызываются интрапсихическими конфликтами. Как правило, эти конфликты связаны с сексуальными и враждебно-агрессивными желаниями, чувством вины и стыда, фактами реальной действительности. Конфликты могут быть и осознанными, и бессознательными, но в любом случае они формируют тревожность, депрессивный аффект и гнев. В конечном итоге различные элементы конфликта находятся под управлением защитных механизмов — по своей сути, защитные механизмы — это «выключающие» механизмы, благодаря которым человек не осознает данный элемент конфликта. «Вытеснение» — термин для обозначения механизма, который вытесняет определенные мысли из сознания. «Изоляция аффекта» — термин для обозначения механизма, который не позволяет чувству быть осознанным.

Невротические симптомы могут проявляться как отдельно, так и в сопровождении нарушений эго-функций, нарушений объектных отношений, нарушения силы Я. То есть обсессивно-компульсивные шизофреники или страдающие от панических атак пациенты с пограничным расстройством личности — далеко не редкость.

Процедура психоанализа

Традиционно при прохождении анализа анализанд лежит на кушетке, а аналитик сидит в кресле позади него. Отсутствие прямого контакта помогает расслабиться, речь становится более спонтанной и свободной. Это позволяет смотреть вглубь себя и соприкасаться со своими мыслями и чувствами. Но бывает и так, что анализанду комфортнее сидеть в кресле напротив аналитика.

Все, что происходит в кабинете, остается в строжайшей тайне. Безопасность анализанда гарантируется Этическим психоаналитическим кодексом. Аналитик никогда не будет наводить о вас справки, звонить вашим родным или каким-либо иным образом вторгаться в вашу жизнь. Он интересуется вами только как Личностью со своим уникальным и особенным внутренним миром.

Теория психоаналитической транзакции Берна

Изучая теорию психоанализа Фрейд, Берн разработал собственную теорию, основанную на нескольких видах социальных игр. Под играми Берн понимал варианты взаимодействия, используемые индивидами в повседневном общении. Способ передачи информации он называл «транзакцией». Принимая на себя одну из социальных ролей, человек использует подходящий вид транзакции, позволяя собеседнику выбрать свой вариант взаимодействия.

Человек всегда пребывает в одном из 3 состояний: взрослый, ребенок или родитель. Динамика психики зависит от выбранного состояния, направляя поведение человека. В отличие от других психоаналитиков, Берн рассматривал личность в контексте истории жизни предков. Он полагал, что паттерн поведения наследуется или формируется под влиянием родителей

Психоанализ как направление психологии

Определение особенностей человеческой психики, предложенное Фрейдом, получило высокое распространение в психологии. На сегодняшний день, на этой теории построено множество современных методов психотерапевтической коррекции. Аналитический психоанализ Юнга и индивидуальный психоанализ Адлера – одни из основных «инструментов» выявления внутренних конфликтов, являющихся источниками патологического восприятия.

В основе теорий вышеупомянутых ученых, лежат исследования Зигмунда Фрейда. Главным различием этих методик является ограниченность важности сексуальных мотивов. Благодаря последователям Фрейда, бессознательная часть личности получила новые характеристики. По мнению Адлера, проявление властолюбия является компенсацией комплекса неполноценности.
Исследования Юнга, основывались на изучении коллективного бессознательного. По мнению ученого, бессознательная часть психики индивида основывается на наследственных факторах. По мнению же самого Фрейда, бессознательный уровень заполнен явлениями, что были вытолкнуты из сознательной части психики.

Метод интерпретации

Как уже было сказано ранее, интерпретация важнейший инструмент психоаналитика при работе с свободными ассоциациями и сновидениями. Ведь одно дело получить материал, и совсем другое его истолковать правильно. При интерпретации происходит рационализация полученного бессознательного материала и осознание вместе с клиентом истинных причин невротических симптомов, а также подлинного смысла стремлений клиента. Именно интерпретация может привести к терапевтическому результату, естественно лишь при условии правильного истолкования.

Что такое проекция и рационализация?

Понятия проекции и рационализации тоже связаны с гносеологией и теорией познания. И проекция, и рационализация свидетельствуют о том, что мы часто видим такие причины своих чувств и поступков, которые не имеют ничего общего с настоящими причинами.

В околопсихоаналитической речи под проекцией понимается склонность людей приписывать другим качества, которые есть у них самих. Но Фрейд понимал проекцию более широко и глубоко. С его точки зрения, проекция близка понятию нагрузки — это склонность человека видеть причины своих чувств во внешних объектах, в то время как мы сами нагружаем объекты собственными отношениями.

Например, человек проснулся отчего-то в дурном настроении, и ему кажется, что в этом виноваты жена, ребенок, собака. А в другой день он просыпается и у него все в порядке — и вот уже и жена любимая, и ребенок умница, и собака замечательная.

Другой пример: мы ощущаем враждебность к какому-то человеку по неизвестным нам, бессознательным причинам, но поскольку мы испытываем потребность как-то объяснить себе возникшее чувство, нам начинает казаться, что этот человек сам относится к нам неприязненно, а мы лишь отвечаем ему. Так мы бессознательно помещаем в окружающий мир причины наших чувств. (К слову, проекция — эффективный инструмент для понимания бреда при параноидной форме шизофрении. Это тот случай, когда первичным нарушением, по всей видимости, является патологический аффект, острое переживание страха или настороженности, вероятно, из-за биохимических нарушений в работе мозга. Однако человек должен как-то себе объяснить свое состояние: раз страх — значит, происходит что-то опасное. Так рождается бред преследования.)

Рационализация — это склонность человека объяснять свои поступки внутренней мотивацией, а не внешними причинами.

Допустим, человеку под гипнозом сделали отсроченное внушение, сказав: «Через пять минут после того, как ты проснешься, ты подпрыгнешь и хлопнешь в ладоши». Человек просыпается и через пять минут подпрыгивает, хлопает в ладоши и восклицает что-то вроде: «Вспомнил, куда положил ключи!» Человек подпрыгнул из-за внушения, но не знает об этом и поэтому чувствует необходимость объяснить себе свой поступок (причину человек придумывает, разумеется, бессознательно).

Основы

Основные положения:

  • человеческое поведение, познание окружающего мира и опыт определены внутренними влечениями;
  • они иррациональны и бессознательны;
  • попытки их осознания вызывают психологическое сопротивление, которое проявляется в виде защитных механизмов;
  • индивидуальные особенности поведения и личности зависят от событий, произошедших в раннем детстве, на разных этапах психосексуального развития;
  • осознанное восприятие окружающего мира и материал бессознательного (вытесненного) вступают между собой в конфликт;
  • он приводит к различным психоэмоциональным расстройствам: неврозам, депрессиям, невротическим чертам характера, фобиям;
  • от области бессознательного можно освободиться, если осознать его (но сделать это можно только с помощью профессионала).

Это основные идеи психоанализа, на которых строится работа с пациентом.

Современный психоанализ

Развитие классического психоанализа привело к тому, что многие идеи Зигмунда Фрейда подверглись жесткой критике. Даже те сторонники, которые изначально разделяли его постулаты, со временем переосмыслили взаимосвязи и культуру человека, выдвинув собственные учения.

Дополнительная информация! Австрийский врач Альфред Адлер, пересмотрев парадигмы Фрейда о бессознательном и сознании, влечениях индивида, причинах конфликтов, создал учение, которое получило название «индивидуальная психология».

Среди основных работ медика можно выделить:

  • практику и теорию индивидуальной психологии;
  • исследования органической неполноценности.

Адлер поддерживал мысль о том, что бессознательное и сознание – не антагонистические части личности. А индивида можно охарактеризовать не при помощи анализа внутренних противоречий, а руководствуясь жизненным стилем человека, который сформировался в процессе преодоления трудностей в детском возрасте.

Современный психоанализ

Современный психоанализ

Справка! Адлер считал, что каждый человек обладает чувством неполноценности, компенсация которого выражается в стремлении личности получить власть и превосходство над остальными.

Эрик Фромм считал, что при помощи классического психоанализа можно улучшить знания о человеке, но невозможно понять, как индивиду жить и действовать. Немецко-американский психоаналитик критиковал Фрейда за его поверхностное понимание сексуальности, сведенное к биологическим основам.

Дополнительная информация! Фромм старался углубить фрейдовские представления о личности и направить их в экзистенциальную плоскость.

Психоаналитик считал, что человек – единственное в мире существо, которое представляет проблему для самого себя. Главной задачей любой личности является разрешение этой ситуации.

Современный психоанализ до сих пор провоцирует множество дискуссий и споров, которые ведутся вокруг парадигм Фрейда. Благодаря философским размышлениям психоаналитиков, а также комбинациям структурализма, герменевтики, персонализма, экзистенциализма, в психологии появились новые направления, такие как:

  1. Структурный психоанализ. Направлен на изучение желаний клиента посредством анализа трех уровней психики человека, а также структуры языка и речи.
  2. Психоаналитическая герменевтика. Согласно этому направлению, действие психоанализа начинается в момент выхода клиента и аналитика за рамки терапевтических отношений.
  3. Экзистенциальный психоанализ представители помогают человеку не только осмыслить сновидения, но и исследовать мысли в период бодрствования.

Современный психоанализ это настоящий микс различных направлений в психологии. Его развитие продолжается до сих пор, так как человеческая психика уникальна и интересна. Различные подходы помогают посмотреть на нее под разным углом.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

Психоаналитическая терапия – это и метод исследования, и метод лечения. Она проводится в определенных стандартных условиях, получивших название «психоаналитической ситуации». Пациента просят лечь на кушетку, отвернуться от психотерапевта и подробно и честно рассказывать ему обо всех мыслях, образах и чувствах, которые приходят в голову. Психоаналитик выслушивает пациента, не критикуя и не высказывая собственных суждений. Соответственно принципу психического детерминизма, каждый элемент мышления или поведения наблюдается и оценивается в контексте рассказываемого. Личность самого психоаналитика, его ценности и суждения полностью исключаются из терапевтического взаимодействия. Такая организация психоаналитической ситуации создает условия, при которых мысли и образы пациента могут всплывать из очень глубоких слоев психики. Они возникают вследствие постоянного внутреннего динамического давления влечений, которые порождают бессознательные фантазии (сны, свободные ассоциации и т.п.). В результате то, что ранее вытеснялось, вербализуется и может быть изучено. Поскольку психоаналитическая ситуация не осложнена влиянием обычных межличностных отношений, взаимодействие трех компонентов психики – Я, Оно и Сверх-Я – изучается более объективно; это дает возможность показать пациенту, что именно в его поведении определяется бессознательными желаниями, конфликтами и фантазиями, а что – более зрелыми способами реагирования.

Цель психоаналитической терапии – замена объективным разумным суждением стереотипных, автоматизированных способов реагирования на тревогу и страхи. Важнейшая часть терапии связана с интерпретацией реакций пациента на самого психотерапевта. Во время лечения восприятие больным психоаналитика и предъявляемых им требований часто становится неадекватным и нереалистичным. Этот феномен известен как «перенос», или «трансфер». Он представляет собой бессознательное восстановление пациентом новой версии забытых детских воспоминаний и вытесненных бессознательных фантазий. Пациент переносит на психоаналитика свои неосознаваемые детские желания. Перенос понимается как форма памяти, в которой повторение в действии замещает воспоминание прошлого и в которой реальность настоящего неправильно интерпретируется в терминах забытого прошлого. В этом отношении перенос – повторение в миниатюре невротического процесса.

Что такое принцип удовольствия и принцип реальности и при чем здесь фантазия?

Согласно принципу удовольствия любое желание должно быть удовлетворено немедленно. Соблюдению этого принципа служит фантазия. С точки зрения Фрейда, фантазия — это бессознательный механизм, который запускается влечением. Ни в коем случае не следует полагать, что человек сам решает, о чем ему фантазировать. Фантазия, как и влечения, вещь физиологически обусловленная и принудительная.

Принцип реальности связан с тем, что со временем ребенок осознает возможность удовлетворять желания не только фантазийно, но и реально. Однако для этого ему надо преодолеть некие трудности, а значит, пожертвовать немедленным удовлетворением желания. Так ребенок постепенно учится действовать в реальности.

У взрослых принцип реальности вытесняет принцип удовольствия. Как следствие, принцип удовольствия уходит в фантазии, влечения стимулируют фантазийные способы их удовлетворения, а сознательное «Я», полностью проникнутое принципом реальности, использует фантазмы в качестве материала для выбора целей.

Пример: допустим, человек испытывает голод. Эта потребность зарождается на физиологическом уровне, однако затем фантазия начинает перебирать возможные способы удовлетворения голода: пойти в дорогой ресторан, в простое кафе, в буфет, домой, сварить суп, сделать бутерброд.

С точки зрения фантазии, подчеркивает Фрейд, все варианты равнозначны, потому что у нее нет представления о препятствиях. Учет препятствий — дело принципа реальности. Принцип реальности должен отсеять те варианты, которые покажутся неприемлемыми (например, пойти в дорогой ресторан или сделать вредный бутерброд). Уже на сознательном уровне «Я» может некоторое время колебаться между несколькими приемлемыми вариантами, но затем оно принимает решение и переводит его на уровень программы действий.

Практика

Общая схема лечения

Анализант вербализует (проговаривает) мысли на основе свободных ассоциаций, возникающих у него в голове, а также фантазии и сны.

Далее психоаналитик на основании этого материала находит бессознательные конфликты, которые являются причинами всех проблем анализанта.

В конце концов он интерпретирует их, чтобы найти путь для решения проблем.

Примеры из частной практики Фрейда

В своих работах Фрейд подробно описывал не только теорию психоанализа, но и те клинические случаи, с которыми сталкивался сам. Всего их 43, но наиболее известны 5 из них. Они демонстрируют, как психиатры должны выстраивать свои сеансы в зависимости от того, с каким диагнозом они имеют дело.

Работы Фрейда по психоанализу

Психоаналитический подход эффективен при таких диагнозах, как:

  • тревожная и конверсивная истерия;
  • обсессивно-компульсивный невроз;
  • психоневротическая депрессия;
  • невротические черты характера;
  • фобии;
  • психосоматика.

Противопоказаниями являются различные формы ши­зофрении и маниакально-депрессивного психоза. Психоаналитический подход в лечении импуль­сивного невроза, перверсии, зависимостей и девиантного поведения решается в индивидуальном порядке.

Методы психоанализа

Свободные ассоциации

Является основным правилом психоанализа. Проективный метод, заключающийся в том, что анализанту предлагается свободно говорить всё, что приходит в голову. При этом он может высказывать даже то, что кажется ему абсурдным и непристойным. Задача психоаналитика — увидеть в этом потоке мыслей, вычленить и проанализировать бессознательное, связать с детством и снами пациента.

Толкование сновидений

Анализанту предлагается на протяжении нескольких сеансов рассказывать все свои сны в мельчайших деталях. Именно в них скрыто бессознательное. В своей работе «Толкование сновидений» Фрейд объяснил значения многих символов из снов, которые используются в психоанализе до сих пор. Большинство из них связано с потаёнными сексуальными желаниями.

Интерпретация

Центральный этап любого сеанса психоанализа. Психоаналитик расшифровывает пациенту символы из свободных ассоциаций и снов и объясняет суть внутреннего конфликта. Анализант в свою очередь должен принять и понять данное толкование. Только так он может начать расшатывать систему застойных патологических, навязчивых переживаний, сложившуюся на основе противоречий бессознательного и сознательного.

Сопротивление

Защитный механизм психики, препятствующий проникновению в бессознательное. Это сила, поддерживающая болезненное состояние. Она мешает пациенту говорить всё, что у него в голове. Часто это воспитание или социальные стереотипы.

seans-psihoanaliza.jpg

Перенос

Другое название — трансфер. Бессознательное перемещение ранее пережитых чувств на совершенно другого человека (не того, на кого они были направлены раньше). В том числе — на психоаналитика.

Проработка

Последний этап с анализантом, когда происходит перестройка психики. Основная задача — изменить привычное поведение и устоявшиеся отношения через освобождение от патогенных шаблонов.

Это основные техники, используемые психоаналитиком в работе с разными психическими расстройствами.

Психоанализ литературы

Психоанализ в XX веке широко применялся при анализе литературного творчества, понимаемого как проявление неосознанных влечений автора. Ему близки методы патографического анализа литературы и психиатрического литературоведения.

Ассоциации и школы

  • Международная психоаналитическая ассоциация
  • Международная лакановская ассоциация
  • Школа лакановского психоанализа
  • Международная ассоциация аналитической психологии (IAAP)

Что такое архетипы

Коллективное бессознательное составляет архетипы – универсальные базовые врожденные структуры, они являются причиной переживаний событий из древней истории зарождения человечества, которые могут являться человеку в сновидениях и быть причиной волнений и психических расстройств, именно они являются той средой, из которой формируется духовная жизнь человека и вся культура человечества.

Определения большинства архитипов стало нарицательным и вошло в обыденную жизнь людей, как поговорки, например:

  • Маска — лицо человека, которое он «натягивает» при любых контактах с посторонними, а также на официальных встречах;
  • Тень — второе лицо человека, которое состоит из вытесненных в подсознание порочных черт характера или неприемлемых качеств.

Большое значение для человека, по определению Юнга, имеет архетип «Мое истинное Я» или «Самость», которое представляет собой синтез всех архетипов. Постижением этого своего «Я» человек должен заниматься на протяжении всей жизни. Первые результаты этого развития, по мнению Юнга, появляются не ранее среднего возраста.

В это время человек уже обладает достаточным жизненным опытом. Еще для этого необходимы обязательный высокий уровень развития интеллекта, настойчивая работа над собой. Только достигнув заветной вершины, личность может реализоваться в полной мере, понять «непостижимое», закрытое простым смертным. Познают его единицы, большинству этого не дано.

философия 20 века психоанализ

Виды

Классический фрейдизм

Основная концепция в двух словах: любые психические расстройства — результат конфликта бессознательного (сформированного под влиянием психосексуального развития) и сознательного (продиктованного воспитанием и социальными нормами).

Юнгианский психоанализ

Другое название — аналитическая (комплексная) психология. Цель — осмыслить и интегрировать глубинные силы и мотивации человеческого поведения через феноменологию не только сновидений (как у Фрейда), но ещё и фольклора и мифологии. Ключевое понятие — коллективное бессознательное.

Статистический

Авторская методика Ольги Перцевой, построенная на квадрате (психоматрице) Пифагора. Позволяет составить цифровой портрет личности, не осложнённый шаблонами общества, навязанными моделями мышления и поведения. Одно из направлений в нумерологии.

Экзистенциальный

Подведение итогов

Теория психоанализа Фрейда кратко и понятно была изложена в данной статье. Подводя итог, можно сказать, что данный метод является одной из попыток понять, те особенности человеческой психики, что ранее были непостижимы. В современном мире, термин «психоанализ» используется в следующих сферах:

  1. В качестве названия научной дисциплины.
  2. Собирательное название комплекса мероприятий, посвященных исследованиям работы психики.
  3. Как метод лечения невротических расстройств.

Многие современные ученые часто подвергают критике теорию Зигмунда Фрейда. Однако на сегодняшний день, те понятия, что были введены в обращение этим ученым, являются своеобразной базой науки психологии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...