Методика Равена: суть метода интеллектуального анализа

Содержание

Теория перцепции форм и теория неогенеза

Согласно этой теории испытуемые должны рассматривать задание как единое целое, но состоящее из ряда разнообразных элементов. То есть каждый тестируемый должен изначально оценить задание-матрицу глобально, а уже затем проанализировать его и выделить принцип. Потом из выделенных элементов матрицы формируется целостный образ. В результате должна быть обнаружена недостающая деталь.

Вторая теория, разработанная Спирменом, позволяет более углубленно и детально оценить результаты данного исследования.

Комплекс этих методик и образует тест Равена, который, в свою очередь, отлично согласуется со множеством других подобных методик, например, тестом Векслера и других.

Матрицы Равена могут быть применены для определения интеллектуального развития людей практически любого возраста. При проведении исследований не имеют значения ни социокультурный фон, ни языковой состав, ни степень речевого развития.

Процедура проведения

В России была модифицирована процедура предъявления Цветных матриц по сравнению со Стандартными, и, соответственно, разработана иная система дифференцированной оценки выполнения заданий. Поэтому далее рассматриваются две системы предъявления и оценки результативности выполнения тестовых заданий, описываемые Н.Семаго и М.Семаго.

Модифицированный вариант проведения и регистрации результатов целесообразно использовать для разграничения различных форм умственной отсталости, определения уровня актуального развития, выявления особенностей формирования познавательной деятельности ребенка, что, по сути, повышает дифференциально-диагностическую ценность методики.

Модификация основана на учёте умения ребёнка использовать различные виды помощи (уточнение, стимулирующая помощь, организующая помощь, обучающая помощь) для решения интеллектуальных задач.

Модифицированный вариант проведения и регистрации результатов (Т.В.Розановой для выявления уровня развития познавательной сферы, а также вариант Т.В.Егоровой, апробированный на детях с задержкой психического развития) используется только для цветных прогрессивных матриц.

Опыт применения модифицированного варианта проведения и регистрации результатов по отношению к детям дошкольного возраста показал, что с одной стороны, акцентирование внимания ребёнка на ошибочности его решения ведёт к снижению позитивного настроя ребёнка на процесс обследования, а с другой стороны позволяет развивать рефлексивные процессы. Поэтому, модифицированный вариант не рекомендуется использовать в работе с детьми, отличающимися повышенной тревожностью, низким уровнем самооценки и притязаний, сниженной мотивацией достижения успеха.

Независимо от выбранного варианта проведения методики, результаты, ответы испытуемого желательно протоколировать в специальном бланке.

Использование Цветных матриц Равена предполагает только индивидуальную работу с испытуемыми. В отличие от Стандартных чёрно-белых матриц, работа испытуемого с Цветными матрицами не ограничивается определённым временем. В отдельных случаях можно прекратить выполнение испытуемым теста, если ошибочно выполняются 5 следующих друг за другом заданий.

Стандартный вариант

Время выполнения каждой матрицы в отдельности и всех матриц в целом не регистрируется.

Необходимо привлечь внимание ребенка к первой матрице (А1) и, указав на верхнюю часть фигуры, обратить внимание на то, что из нее «вырезан» кусочек.

Инструкция 1А

«Посмотри (указывается верхняя фигура), видишь, из этой картинки вырезан кусочек».

Для детей дошкольного возраста или, по мнению психолога, с интеллектуальной недостаточностью и трудностями понимания инструкции, объяснение способа дальнейшей работы может иметь более выраженный, «наглядный характер».

Например, можно сказать: «Коврик с дыркой», «Узор, который разрезали» и т. п.

Затем следует показать, что вырезанные кусочки находятся внизу, что все они имеют подходящую форму, но только один из них «по-настоящему» подходит (фрагменты, приведенные внизу матрицы, показываются по очереди в следующей последовательности: 1, 2, 3, 6). При этом диагност объясняет, почему эти фрагменты не подходят «по-настоящему».

Далее ребенку сообщается, что только один из этих фрагментов подходит, и сейчас ему нужно будет показать, какой именно кусочек подойдет лучше всего.

Инструкция 1Б

«Необходимо подобрать такой кусочек из этих (рукой проводится вдоль всех фрагментов, находящихся внизу матрицы), который подходит к рисунку. Только один из кусочков правильный, подходящий. Покажи, какой».

Для детей более старшего возраста слово «кусочек» можно заменить словом «фрагмент» или «элемент рисунка».

Если ребенок показывает на неправильный фрагмент, то объяснение продолжается до тех пор, пока суть выполнения задания не будет понята ребенком. Таким образом, на матрице A1 происходит обучение. Часто такого обучения не требуется, а бывает достаточно лишь спросить ребенка, какой кусочек (фрагмент) будет единственно подходящим.

Далее ребенку показывается следующая матрица (А2) и просят найти подходящий кусочек. В случае неправильного ответа возвращаются к обучению на матрице Аь При работе с матрицей А2 диагност лишь кратко повторяет задание: «Найди подходящий кусочек», показывая на пустое место в верхней части матрицы. Если и при этом матрица А2 выполняется неверно, то ребенку, не давая отрицательной оценки, предлагается выполнить матрицы А3, А4, А5. Если ребенок не в состоянии сделать первые пять заданий серии А, результаты признаются недостоверными и работа прекращается, даже если очевидно, что причиной невыполнения является выраженная негативная реакция. В случае успешного выполнения предлагаемых заданий работа продолжается, но ребенку не сообщают о тех ошибках, которые он сделал.

По завершении серии А дается следующая инструкция: «Здесь уже другой рисунок, но все равно нужно найти такой недостающий кусочек (часть), чтобы правильно завершить картинку (рукой обводятся все фрагменты, находящиеся внизу матрицы). Какой из них подходит ?»

При работе с остальными заданиями серий АЬ и В диагност не повторяет каждый раз инструкции, но может стимулировать ребенка одобрением его работы.

Модифицированный вариант

Ребенку указывается доступными для него коммуникативными средствами на отсутствие кусочка в «коврике», изображенном в верхней части каждой матрицы, и предлагается подыскать подходящий «кусочек» среди шести, расположенных в нижней части той же страницы тестовой тетради. В данной модификации также предполагается, что первое задание в серии А используется как обучающее.

Если ребенок совершает ошибку в задании А1, диагност рассматривает с ним возможные решения и выясняет, почему фрагмент 4 – правильный. Остальные 35 заданий применяются для тестирования, то есть без обучающей помощи. В случае ошибочного ответа на каждую из следующих матриц специалист даёт дополнительную инструкцию в виде стимулирующей помощи: «Нет, неправильно, подумай еще». То же самое говорится испытуемому, если и вторая попытка также оказалась неуспешной. Если и третья попытка не дает правильного решения, внимание ребенка может быть привлечено к наглядным условиям задачи (к фигурам, частям и их взаимному расположению, к направлению линий и т. п.), но развернутого обучения не проводится.

История и создатель

История и создатель матриц

Вопросом оценки интеллекта психологи были озадачены уже долгое время.

Было предложено много разных методик и способов, в том числе знаменитый и самый популярный тест Айзенка.

В 1963 году была разработана методика Равена, которая является конкурентоспособным аналогом знаменитого теста. Дж. Равен и Л. Пенроуз предложили свой способ на основе оценки фактора интеллекта “g”.

Авторы стремились к однозначной оценке результатов, простоте в выполнении и точности в оценке. Также при создании этой методики активно использовались последние достижения психологии и медицины в области изучения интеллекта.

Равен стремился выделить генетические факторы и факторы окружающей среды, участвующие в формировании интеллекта на основе этой методики.

к содержанию ↑

Суть методики

Испытуемым  выдается по одному стандартному экземпляру тетради, в которой находятся задания, а также один бланк с ответами. Время на выполнение задания строго фиксировано и составляет 35 минут.

Посмотреть тест можно только после того, как будет выдана инструкция по его прохождению, которая озвучивается специалистом.

Специалист выдает матрицы, в которых испытуемые ищут определенный элемент. Процесс происходит следующим образом:

До 5 задания тестируемый может обратиться за подсказкой к экспериментатору. Затем выполняет оставшуюся часть заданий самостоятельно. Экспериментатор обязан сообщить участникам, что выполнять задание нужно как можно скорее и как можно более четко. При необходимости первое задание может быть выполнено даже совместно с экспериментатором. Отсчет времени начинается с момента выполнения пятого задания.

интеллект

После выполнения все данные будут зафиксированы в бланке ответов.

Среднестатические показатели баллов по сериям

Таблица №2

Сумма правильных ответов Серия А Серия B Серия C Серия D Серия E IQ
15 8 4 2 1 0 62
16 8 4 3 1 0 65
17 8 5 3 1 0 65
18 8 5 3 2 0 66
19 8 6 3 2 0 67
20 8 6 4 2 0 69
21 8 6 4 2 1 70
22 9 6 4 2 1 71
23 9 7 4 2 1 72
24 9 7 4 3 1 73
25 10 7 4 3 1 75
26 10 7 5 3 1 76
27 10 7 5 4 1 77
28 10 7 6 4 1 79
29 10 7 6 5 1 80
30 10 7 6 5 2 82
31 10 7 7 5 2 83
32 10 8 7 5 2 84
33 11 8 7 5 2 86
34 11 8 7 6 2 87
35 11 8 7 7 2 88
36 11 8 8 7 2 90
37 11 9 8 7 2 91
38 11 9 8 8 2 92
39 11 10 8 8 3 94
40 11 10 8 8 3 95
41 11 10 9 8 3 96
42 11 10 9 9 3 98
43 12 10 9 9 3 99
44 12 10 9 9 4 100
45 12 10 9 9 5 102
46 12 10 10 9 5 104
47 12 10 10 9 6 106
48 12 11 10 9 6 108
49 12 11 10 10 6 110
50 12 11 10 10 7 112
51 12 11 11 10 7 114
52 12 11 11 10 8 116
53 12 11 11 11 8 118
54 12 12 11 11 8 120
55 12 12 11 11 9 122
56 12 12 12 11 9 124
57 12 12 12 11 10 126
58 12 12 12 12 10 128
59 12 12 12 12 11 130
60 12 12 12 12 12 140

Для оценки достоверности теста берется разница между полученными баллами по отдельной шкалы и контрольными — средне статическими подсчитанные по этой шкале при тестировании группы здоровых людей. Эта разница дает возможность надежно оценить конечный результат – она называется отклонение. Отклонение обозначается -2, -1, 0, 1, 2 и т.д. Если отклонение по шкале больше двух баллов то показатели по этой шкале считаются не достоверными. Отклонение может превышать два балла только при прохождении последних шкал. Отклонения полученные в начале испытания говорят о рассеянности внимания и восприятия или о недостатке интеллектуальных способностей

Инструкция к проведению

Инструкция к проведению тестирования

Испытуемому предлагается 60 разных рисунков.

Они могут быть как геометрическими, так и наглядными цветными для детей и пожилых.

Каждый рисунок представляет собой прямоугольник, заполненный определенным рисунком.

В нижнем углу имеется пустое место. НИже рисунка располагается шесть возможных вариантов заполнения этого пустого места. Все они подходят по форме пустого места, однако отличаются по содержанию.

Путем логического мышления нужно найти аналогию в рисунках и выбрать подходящий. Все рисунки объединяются в группы по сложности, всего имеется пять групп рисунков.

Оптимальным временем для прохождения является двадцать минут. Советуется не раздумывать над одним рисунком слишком долго, а переходить к следующему при неудаче.

Для детей и пожилых предложены цветные матрицы, которые имеют меньшее количество рисунков. Всего представлено 36 рисунков, по три группы. Они имеют более простые логические решения.

Для этих категорий лиц необходимо четко давать инструкции, опираясь на возраст и состояние испытуемого. Для маленьких детей нужно подробно объяснить, что перед ними есть &quot,коврик&quot, с &quot,дырочкой&quot,, в эту дырочку нужно подобрать такой кусочек, какой бы лучше всего подошел к коврику.

Инструкция к проведению для детей

Для более старших детей можно использовать такие интерпретации как &quot,фрагмент&quot, или &quot,элемент&quot,.

Для пожилых такое объяснение не требуется.

Однако у них приобретает большое значение оценка времени прохождения, то есть скорость логического анализа.

Интерпретация результатов теста Равена

Конечный результат рассчитывается по формуле — IQ = Число правильных ответов/60 * 100

Полученный результат находим в таблице и делаем соответствующие выводы:

Таблица №3

Полученный результат Степень Итог
95% и больше 1 степень Особо высокорaзвитый интеллект испытуемого
75-94% 2 степень Незаурядный интеллект испытуемого
25-74% 3 степень Средний интеллект испытуемого
6-24% 4 степень Интеллект испытуемого ниже среднего
5% и меньше 5 степень Дефектная интеллектуальная способность испытуемого

Так же результат можно обработать с поправкой на возраст для этого нужно воспользоваться формулой:

IQ=IQ(п)/%*100

Где IQ(п) — результат полученный в таблице №2
% — берем в таблице №4

Таблица №4

Возраст 14-30 35 40 45 50 55 60
% 100 97 93 88 82 76 70

Полученный IQ с учетом возраста сопоставляем с таблицей №5 где указаны возможные уровни интеллектуальных способностей

Таблица №5

IQ испытуемого Уровень интеллекта испытуемого
Свыше 140 Незаурядный, выдающийся интеллект
121-140 Высокий уровень интеллекта
111-120 Интеллект выше среднего
91-110 Средний уровень интеллекта
81-90 Интеллект ниже среднего
71-80 Низкий уровень интеллекта
51-70 Лёгкая степень слабоумия
21-50 Средняя степень слабоумия
0-20 Тяжёлая степень слабоумия

При оценки результатов теста Равена необходимо учитывать что низкие показатели считаются всегда меньше надежней чем высокие.

Комплектация

Что в коробке

  1. СD с программами тестирования и обработки результатов
  2. Набор карточек с цветными и стандартными матрицами
  3. Руководство пользователя

Интерпретация результатов

Основываясь на психологической интерпретации каждой серии заданий можно выявить те характеристики мышления, которые наиболее и наименее развиты у испытуемого.

Психологическая характеристика заданий теста по сериям

Серия А

Испытуемый должен дополнить недостающую часть изображения. Считается, что при работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы:

  • дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними;
  • идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами.

Серия АЬ

Представляет собой промежуточный вариант, также построенный по принципу прогрессивности. Только здесь степень сложности, а также количество заданий на определение дополнения до целостности объектов и учета изменяющихся признаков возрастают, по сравнению с заданиями серии А. Процесс решения заданий этой серии заключается в анализе фигур основного изображения и последующей сборке недостающей фигуры (аналитико-синтетическая мыслительная деятельность).

Серия В

Помимо уже описанных типов заданий включает в себя задания по нахождению аналогии между двумя парами фигур. Испытуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов.

Общий количественный показатель правильности выполнения матриц необходимо сравнить с имеющимися нормативными данными. Ниже представлены различные нормативы, с которыми могут сопоставляться индивидуальные результаты.

При исследовании детей 4,5-11 лет (исследования 1983-1997 годов) г.Москвы и Московской области с помощью Цветных прогрессивных матриц Равена были получены следующие данные.

Усредненные возрастные нормативы выполнения Цветных прогрессивных матриц (г.Москва и Московская обл.)

Возраст ребёнка Среднее значение
(баллы)
Разброс (в баллах)
4,5 – 5,5 лет 14 8-22
5,5 – 6 лет 17 12-24
6 – 6,5 лет 18 13-27
6,5 – 7 лет 20 14-29
7 – 7,5 лет 22 15-30
7,5 – 8 лет 23 16-31
8 – 8,5 лет 24 17-32
8,5 – 9 лет 26 18-34
9 – 10 лет 29 20-35
10 – 11 лет 32 21-35

Использование Цветных матриц Равена в практике диагностической работы с детьми дошкольного возраста позволило рассчитать нормативные показатели для выборки детей г.Ижевска и Удмуртской республики (исследования 2007-2009г.).

Усредненные возрастные нормативы выполнения Цветных прогрессивных матриц (г.Ижевск и УР)

5 лет 6 лет 7 лет
Минимум 5,5 8 17,5
Максимум 36 36 36
X (среднее) 21,1 24,5 24,8
Стандартное отклонение 5,5 4,9 4,8
Диапазон средних значений 10,1-26,7 19,6-29,5 20-29,7
N (выборка) 125 90 18

Можно отметить некоторый рост средних значений относительно более ранних исследований, а также незначительную разницу в нормативных показателях детей 6 и 7 лет. Вероятно, Цветные матрицы Равена обладают наибольшей диагностической ценностью именно до этого возраста.

Оценка результатов выполнения Цветных прогрессивных матриц при модифицированном предъявлении (по Т.В.Розановой) Анализ распределения индивидуальных данных для учащихся 1—2 классов позволил определить четыре уровня успешности решения матричных задач.

Уровни успешности решения заданий «Цветные матрицы Равена»

Уровень успешности Баллы  % правильно решённых заданий
I уровень 17 баллов и менее менее 50%
II уровень 17,5 – 22,5 балла 50-64,9%
III уровень 22,75 – 27,9 балла 65 – 79,9%
IV уровень 28 и более баллов 80 – 100%

ля хорошо успевающих учеников 1-2 классов в 90% случаев отмечается III и IV уровни успешности. I и II уровень успешности решения матричных заданий встречаются у детей с отклонениями в развитии различного генеза. Сумма баллов, равная 13 и менее баллов, была отмечена только у детей с тотальным недоразвитием (умственной отсталостью).

По данным Л.И.Переслени, Т.В.Розановой, Дж.Равена нормативные показатели детей предшкольного возраста при оценке готовности к школьному обучению примерно совпадают с показателями детей первого года обучения. Вероятно, этот факт также свидетельствует в пользу применения для оценки невербальных способностей в младшем школьном возрасте уже не Цветных, а Чёрно-белых матриц Равена.

Нормативы выполнения Цветных матриц Равена детьми с нормальным и отклоняющимся развитием

Возраст Категория
испытуемых
Кол-во баллов
6 лет Норма 26-35
ЗПР 13-25
УО 0-12
7 лет Норма 27-35
ЗПР 16-26
УО 0-15
8 лет Норма 29-35
ЗПР 19-28
УО 0-18
9 лет Норма 30-35
ЗПР 20-29
УО 0-19

Но не менее информативным, чем количественная оценка, а, порой, более важным для построения прогноза является качественный анализ самого процесса выполнения заданий. Такой анализ может быть осуществлен, разумеется, только в том случае, если задания выполняются под наблюдением диагноста во время индивидуальной работы с ребенком.

Направления качественного анализа выполнения

Проведение любой стандартизированной методики, в том числе прогрессивных матриц Дж. Равена, может дать достаточно информации, помимо стандартной оценки. То есть, даже просто наблюдая за тем, как ребенок выполняет этот тест, можно почерпнуть для себя крайне важные сведения о специфике различных характеристик деятельности ребенка, а также его индивидуально- психологических и эмоциональных особенностях.

Детские психологи в процессе наблюдения за поведением ребёнка в ходе диагностического обследования оценивают характеристики речи, экспрессивность, упорство и настойчивость в преодолении трудностей, отношение к разному типу диагностических задач, психодинамические характеристики деятельности ребёнка и т.п.

Рассмотрим основные качественные показатели выполнения Цветных прогрессивных матриц.

Качественные показатели

Оценка работоспособности
  • Быстрота утомления
  • Наступление пресыщения при работе с однотипным материалом
  • Влияние на работоспособность ребёнка позитивной и негативной оценки
  • Тип мотивации, обеспечивающий высокую работоспособность (учебная, игровая, соревновательная)
Характер деятельности
  • Способность к целенаправленной деятельности
  • Импульсивность в решениях
  • Стратегия поиска (хаотическая, стратегия проб и ошибок)
  • Способность к произвольной регуляции интеллектуальной деятельности
  • Речевое опосредование различных этапов выполнения матричных заданий
Темп деятельности и его изменения
  • Типичный темп работы
  • Изменение темпа работы в зависимости от врабатываемости или утомления
  • Изменение темпа работы в зависимости от сложности заданий
  • Соотношение темпа работы и её продуктивности (правильности)
Обучаемость
  • Этот показатель хорошо выявляется при модифицированной процедуре предъявления прогрессивных матриц, когда у ребенка имеется, по крайней мере, две дополни­тельные попытки выполнения заданий.
  • В то же время можно организовать спе­циальную процедуру оценки степени обучаемости ребенка и возможности пе­реноса сформированного навыка на аналогичные задания. В ситуации, когда строгая количественная оценка не является для психолога определяющей в выполнении данной методики, а более важен качественный анализ деятельности ребенка, это удобно сделать на матрицах серии В (матрицах В8 – В12).
  • При выполнении матрицы В8 ребенку дается развернутое обучение с анализом рисунка матрицы и подробным разбором характера подбора недостающего фрагмента. Поскольку логика заданий В9 – В12 в целом аналогична заданию В8, можно оценить возможность переноса сформированного анализа на решение заданий В9 – В12.
Эмоционально-личностные характеристики
  • Заинтересованность в результате и успехе
  • Попытки сравнения себя с другими детьми
  • Отношение к своим достижениям (успеху и ошибкам)
  • Уверенность в себе
  • Отношение к заданию и эмоциональные реакции в начале и в конце выполнения матриц

Кроме указанных характеристик деятельности следует обратить внимание на наличие и характер, типичность ошибок, допускаемых ребёнком при выполнении тестовых заданий. Из всех 36 заданий 28 направлены на выявление сформированности операции дополнения до целого (определенное число заданий на установление тождества, выявление принципа центральной и осевой симметрии), а 8 заданий (А11, А12, АЬ12, В8-В12) способствуют установлению сформированности мыслительных операций (установление отношений по принципу решения простых и сложных наглядных аналогий).

Ниже приведена классификация ошибок по тесту Цветных прогрессивных матриц Равена, предложенная Н.Семаго.

Поскольку в каждой серии имеются задания, различные по своей направленности, то и ошибки могут, соответственно, оцениваться в зависимости от того, какую когнитивную операцию необходимо осуществить ребенку для подбора недостающего фрагмента.

Ошибки при выполнении заданий можно классифицировать в соответствии с типом предлагаемого задания:

  1. Трудности подбора идентичного элемента по подобию. Этот тип ошибок является наиболее грубым и, как правило, характеризует невозможность осуществления ребенком данного типа задания в целом. Тем не менее даже при неудачном решении матриц А2 и А3 (при том что матрица А1 является обучающей) имеет смысл продолжить серию А до матриц А9 А10, чтобы быть уверенным в отрицательном результате. Исключение составляют те случаи, когда ребенок выражает таким образом свой негативизм, поскольку задания цветных матриц доступны даже детям со снижением остроты зрения.
  2. Трудности, возникающие при необходимости учета двух изменяющихся признаков, характеризуют, как правило, проблемы, связанные с невозможностью распределения внимания. Однако данная гипотеза требует проверки посредством применения дополнительных методик.
  3. Трудности дополнения до целого, которые могут возникать при проблемах целостного (гештальтного) восприятия, и являются косвенными показателями фрагментарности зрительного восприятия.
  4. Трудности собственно логического характера, то есть нахождения аналогий между двумя парами фигур.
  5. Специфические ошибки, характерные для детей с определенными особенностями межфункциональной организации мозговых систем (косвенно отражаемые в профиле латеральных предпочтений). Это так называемые «повороты на 90° и 180°», то есть подбор элементов, перевернутых на 90° и 180° по отношению к правильному выбору.
  6. В ситуации установления отношений по принципу решения простых и сложных наглядных аналогий (серия В) дети часто выбирают фигуру-двойника нижнего левого элемента матрицы, то есть просто дублируют один из элементов матрицы. Это свойственно, в основном, детям, которые «честно» подходят к работе, но в силу недостаточной сформированности логических операций совершают подобные ошибки.
  7. Неспецифические ошибки (ошибки невнимания, импульсивности, хаотичные импульсивные выборы), которые могут как свидетельствовать о незрелости регуляторных функций, так и являться результатом утомления или пресыщения.
  8. При импульсивном характере деятельности или при сильном утомлении ошибки часто бывают совершенно случайными, когда анализ матрицы ребенком не проводится, и он выбирает первый попавшийся фрагмент (в том числе может попасть и правильный).
  9. Иногда детям бывает достаточно трудно дополнить до целого фигуры, несимметричные по форме (такие, как АЬ6, В5).

Подсчет результатов

В бланке ответов имеется сводная таблица, которая включает разделение ответов по номерам вопросов и по группам: A, B, C, D и E. Напротив каждого вопроса ставится 1 балл, если ответ правильный, и ноль баллов если нет. В конце сумма баллов подсчитывается.

Результат представляет собой коэффициент интеллекта испытуемого. Для его интерпретации каждую группу сравнивают со средними по ней результатами.

При этом разница между средним значением стандарта и полученным результатом также оценивается от нуля до двух. Если по одной серии различаются показатели более чем в два, то такие данные не считаются надежными, необходимо переделать тест.

Результаты интерпретируют по полученной сумме баллов, переводя их в проценты или в коэффициент айкью. В зависимости от процентов выполнения выделяют следующие категории:

  • Как осуществляется подсчет результатов?
  • 95 процентов и выше — особо развитые интеллектуальные способности, одаренность;
  • 75-95 процентов — средний показатель интеллекта, но незаурядный;
  • 25-74 — средний нормальный уровень способностей, самый распространенный вариант;
  • 5-24- интеллектуальные способности ниже среде-оптимального уровня;
  • менее 5 процентов — недостаточные интеллектуальные способности (низкие).

Матрица Равена: тест.

У детей при работе с цветными наглядными матрицами выделяют определенные уровни успешности прохождения:

  • 1-й уровень соответствует 17 баллам и меньше, что говорит о половине выполненных заданий;
  • 2-й уровень соответствует 17-22 баллам, пройдено от 50 до 65 процентов заданий;
  • 3-й уровень 22-27 баллов, выполнено от 65 до 80 процентов;
  • 4-й уровень более 27 баллов, что говорит о прохождении более 80 процентов вопросов.

Выделяют различные возрастные нормы для детей: в 6 лет нормой считается 26-35 баллов, в 7 лет- 27-35 баллов, в 8 лет 29-35 баллов, а в 9 лет — 30-35 баллов.

Критическое различие нижней границы невелико, большое значение имеет если ребенок набрал баллов ниже нормы.

к содержанию ↑

Стимульный материал

Бланк ответов (стандартный вариант)

Бланк ответов (модифицированный вариант)

Карточки

Преимущества и недостатки методики

Каковы преимущества и недостатки методики?

Методика предназначена для оценки интеллектуальных способностей личности и имеет ряд преимуществ и недостатков.

К плюсам данного способа относят:

  1. Простоту исследования.
  2. Однозначность результатов.
  3. Возможность использования в нескольких категориях лиц.
  4. Максимальную оценку логического мышления.
  5. Сопоставление со средними значениями по группам.
  6. Внимание ко времени прохождения и результативности.

Этот способ можно использовать как для скрининга мыслительных способностей, так и для определения успешности проводимой психологической терапии и обучения.

К недостаткам способа относят:

  1. Невозможность оценить индивидуальные особенности мышления.
  2. Не учитываются творческие пути решения задачи.
  3. Для лиц с высоким уровнем интеллекта недостаточно разработаны матрицы.
  4. Трудность в воспроизведении методики у лиц с ограничением интеллектуальных возможностей.
  5. Невозможность использования для разграничения органической патологии нервной системы и временной задержки развития у детей.
  6. Не учитывает в полной мере особенности мышления пожилых.

Основные преимущества и недостатки методики

Этот метод нельзя использовать для оценки глубоких изменений в интеллекте личности, поскольку он не дает точной оценки расстройств мышления на этом уровне.

Также имеются сложности в интерпретации относительно среднего нормального уровня и перевода значения в показатели айкью.

Этот тест не позволяет провести полную аналогию с другими методиками оценки умственных способностей. Стимульный материал методики недостаточно адаптирован для этой категории лиц.

Методика Равена эффективно используется для анализа интеллектуальных возможностей личности. В процессе ее проведения ключевую роль играет оценка построения логических взаимосвязей, а также способность к обобщению.

Метод успешно используют для проведения скрининга интеллектуальных особенностей личности.

Об областях применения абстрактного мышления человеком читайте здесь.

Общий психологический практикум. Прогрессивные матрицы Равена — лекция:

Наша интересная группа Вконтакте:

См. также

Прогрессивные матрицы Равена

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...