Менее 30 дней

Содержание

Зачем этот синдром нужен?

Представим себе мир, в котором ни одно животное не просто ничему не учится, а готово на любое препятствие отвечать лишь усилением стараний. Представил? Вот всех этих носорогов, методично прошибающих головой стоящие у них на дороге деревья; львов, пытающихся поймать и съесть собственную тень; зайцев, грызущих камни; волков с пастями, набитыми дикобразами?

Эволюция давала зеленый свет только тем особям, которые, сообразив, что каменный цветок не выходит, крокодил не ловится и нельзя объять баобаб, быстро прекращали заниматься ерундой.

Смирялись, так сказать, духом. Как в той притче о двух лягушках, упавших в крынки с молоком. Одна не бросала попыток выбраться и работала лапками, пока не сбила масло, не выбралась из кувшина и не упала замертво от усталости в ближайших лопухах. А вторая быстро смирилась, вспомнила, что она животное как-никак водоплавающее, и продолжала сидеть в молоке, спать в молоке, пить молоко. И неплохо себя чувствовала, пока не пришла хозяйка и с гневным возгласом не выбросила изрядно потолстевшее и счастливое земноводное в те же лопухи*.

Арден-хаус в Коннектикуте — это очень известный дом престарелых. Мировую известность он приобрел в середине 1970-х годов, когда там провели эксперимент, построенный на выводах Селигмана. Эксперимент проводился над обитателями второго этажа и четвертого: и там и там был примерно одинаковый контингент по половому и возрастному составу, а также по состоянию здоровья.

Не волнуйся, током никого не били. Обитателям второго этажа по регламенту представлялись все услуги первоклассного отеля-­санатория. Простыни менялись, номера убирались, таблетки раздавались, обеды разносились строго по часам, отдых сменялся прогулками, лекциями и физическими упражнениями по расписанию, номера-палаты были увешаны картинами и уставлены цветами, за которыми ухаживали санитарки. Старички были избавлены от всех хлопот и проб­лем — в общем, жили как в раю.

А вот обитателям четвертого этажа приходилось самим звонить по субботам с требованием поменять белье, самим записываться на процедуры, самим выбирать себе цветы в палату и ухаживать за растениями. А еще ползать туда-сюда целый день по коридору в разнообразных хлопотах: то нужно заказать обед, то не опоздать на физкультуру, которую опять перенесли, то вызвать ремонтника починить кран в умывальнике, то поймать сестру-хозяйку и договориться, чтобы пропылесосили наконец занавески…

При этом реальный уровень сервиса на всех этажах Арден-хауса был совершенно одинаковым, только на четвертом приходилось его добиваться.

Поэтому, когда пациентов четвертого этажа навещали родственники, то их ждало множество рассказов о том, как удалось раздобыть матрас поудобнее, победить жадную экономку и добиться, чтобы оливковое мыло опять заменили лавандовым, как удачно группа мисс Бетти отбила атаки группировки мистера Причетта, так что теперь на Рождество пригласят хороший джаз, а не этих ужасных виолончелистов, и как тут в целом неплохо, хотя такой бардак кругом…

А когда родственники навещали пациентов второго этажа, то те, умытые и нарядные, мирно лежали в шезлонгах и пусто смотрели выцветшими глазами в никуда.

Уровень довольства жизнью по опросам был намного выше у обитателей четвертого этажа. К тому же их состояние здоровья — как психического, так и физического — было значительно лучше. И жили они дольше. И еще один интересный момент: на четвертом этаже крайне редки были случаи отказа от таблеток и пищи, что было нормой для этажа второго. Потому что у обитателей второго это был чуть ли не единственный случай, когда они могли сами сделать хоть какой-то выбор.

Эксперимент в Арден-хаусе решительно изменил основы геронтологии — науки о старении. В большинстве домов престарелых в США, Европе и развитых странах иных регионов метод «сохранения контроля над жизнью» стал священной коровой. Все, что подопечный пансионата может решать и выбирать самостоятельно, нужно оставлять за ним: цвет стен, постельное белье, меню, расписание процедур и мероприятий.

И если пожилой человек может и хочет жить один, то не надо тащить его на веревке в самый замечательный дом престарелых, где не надо доить коров, гонять вилами волков и рубить дрова, а только надо кушать кашку и не плакать, когда меняют памперс. Отказ старика от самостоятельности без достаточных на то оснований может стать причиной очень быстрой смерти в связи с полной потерей интереса к жизни.

После геронтологов принцип переняли и физиотерапевты, занимающиеся реабилитацией тяжелобольных. В пособиях по сестринскому уходу стали умолять родственников тех, кто восстанавливался после тяжелой болезни, не пытаться делать вообще все за своих родных. Если человек может сам дотянуться до стакана с водой, то не нужно по часам поить его с ложечки; если он может без риска вставать, пусть и с болью, то не надо приносить ему судно; если он может приготовить завтрак, то не надо тащить ему поднос с едой.

Заботливый уход — это прекрасно, но излишне заботливый уход значительно увеличивает срок восстановления. После долгих наблюдений мировое медицинское сообщество готово это утверждать.

Добавиться в друзья можно вот тут

Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:

Определение синдрома в психологии

В психологии беспомощность – это феномен, который был описан З. Фрейдом, механизм его образования был изучен М. Селигманом. М. Селигман проводил эксперименты с участием животных, где для них создавались безвыходные условия. Уверившись в том, что попытки справиться с раздражающим фактором ни к чему не приводят, животные не пытались спастись, когда появлялась такая возможность.

Аналогичное исследование провел Ю. Куль. Он предлагал студентам сложные интеллектуальные задачи. Задания не имели решения, но участники эксперимента об этом не знали. После многократных безуспешных попыток справиться с заданиями студенты получали нелестный отзыв о своих способностях, что ранило самооценку участников эксперимента.

В более поздних исследованиях было доказано наличие связи между заученной беспомощностью и развитием злокачественных образований, а также с депрессией.

Таким образом, в психологии выученная беспомощность – это нарушение способности человека справляться с возникшими трудностями или отказ от активности в результате нескольких неудачных попыток в аналогичных ситуациях.

Синдром выученной беспомощности возникает, когда в ситуации одновременно присутствуют 3 психологических составляющих:

  • Субъективное мнение человека о том, что самостоятельно он не сможет справиться с заданием;
  • Ощущение того, что человек беспомощный, а ситуация выходит из-под контроля;
  • Объяснение неуспеха своими личностными качествами: глупостью, отсутствием необходимых навыков, неповоротливостью.

Если ситуация все же благополучно разрешается, человек объясняет это удачным стечением обстоятельств, сторонней помощью, а не собственными стараниями.

Беспомощный человек

Беспомощный человек

Найдите психолога
в Вашем городе

Проверенные специалисты с
высшим психологическим
образованием

Найти психолога

Читайте также

Бессилие

БессилиеВсем людям, имеющим вредные привычки, свойственно одно и то же переживание — чувство бессилия. Если внутри всех нас действует врожденная позитивная целительная сила, то почему алкоголь столь могуществен, а алкоголизм так трудно победить?Неспособность

Заученная беспомощность

Заученная беспомощностьЭто явление случайно открыли американцы Д. Овеймайер и М. Селигмен в ходе традиционных исследований научения, которые ведутся на животных. Исследователи хотели научить собаку избегать опасности — удара током. Избежать её молено было только в

Беспомощность

БеспомощностьХоджи Викофф указывает (см. «Половые роли и семья»), что семья — это полигон для обучения ребенка игре в спасение, то есть беспомощности. Ребенку навязывают роль Жертвы, а роли Спасителя и Преследователя он усваивает на примере родителей.Из ребенка делают

Учитесь переносить бессилие

Учитесь переносить бессилиеВажнее всего принять следующий факт: ответственность за ребенка (и не в последнюю очередь – ответственность за подростка) требует от нас умения переносить свое бессилие. Конечно, порой возникают ситуации, когда вы чувствуете себя неуверенно,

11.4. Выученная беспомощность

11.4. Выученная беспомощностьФеномен выученной беспомощности связан с пассивным, неадаптивным поведением человека. Выученная беспомощность – это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации, т. е. независимости результата от

10.3. Выученная беспомощность

10.3. Выученная беспомощностьФеномен выученной беспомощности связан с пассивным, неадаптивным поведением человека. Выученная беспомощность — это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации, т. е. независимости результата от

Бессилие

БессилиеХеллингер (обращаясь к одной из участниц): О чем идет речь?Участница: Речь идет о женщине. У ее двадцативосьмилетнего сына псориаз суставов и кожный псориаз. И ее сестра в 30 лет очень сильно заболела псориазом и с тех пор больна. Но основной проблемой для женщины

Манипулирование конфликтом и бессилие

Манипулирование конфликтом и бессилиеОнкология, зависимости и проблемы со здоровьем – такая же часть реальности, как голод и нищета, жестокость и страдания, терроризм и фанатизм. Многие из этих бед – по сути, следствие того, что люди испытывают хроническое

Бессилие позитивного мышления

Бессилие позитивного мышленияВ рамках описываемой модели поведения люди часто прибегают к стратегии укрепления силы воли через позитивное мышление, громкие заявления и твердые решения. Некоторые теории утверждают, что надо «запрограммировать» мозг на позитивный

Сила и бессилие ума-эго

Сила и бессилие ума-эгоУм-эго всегда хочет быть сильным и править. Само желание быть сильным подразумевает под собой существование внутри бессилия. Одновременно в уме-эго живёт страх быть сильным, который говорит: «Будешь сильным, придётся доказывать это, ты готов?» Так

Как усваивают беспомощность

Как усваивают беспомощностьНаблюдая за поведением животных в заданных условиях, психологи ввели такое понятие, как «усвоенная беспомощность». Животные были поставлены в неблагоприятные условия. Более того, все возможные варианты побега от тяжелой жизни заканчивались

Выученная беспомощность

Выученная беспомощностьВ предыдущих главах мы уже говорили о преимуществах осознанности: как она помогает снимать стресс, выходить за рамки парадигмы, принимать мудрые решения. Ее недостаток состоит в том, что, помогая понять содержимое нашего сознания, осознанность

Бессилие:

  1. Чем бессилие отличается от беспомощности?
  2. Понимаю ли я, что последствия семейной дисфункциональности, упомянутые в Первом шаге, являются чертами выживания из Списка Характеристик ВДА?
  3. Перечислите три последствия взросления в дисфункциональной, алкогольной или имеющей другие зависимости семье. (Подсказка: любые из 14 характерных черт)
  4. Какой была моя роль при взрослении в дисфункциональной семье: потерянный ребенок, герой, козел отпущения или спасатель? Другая?
  5. Со сколькими типичными характеристиками взрослого ребенка из Списка (Проблема) я себя отождествляю?
  6. Что означает «не говори, не доверяй, не чувствуй»?
  7. Бессилен ли я перед последствиями взросления в дисфункциональной семье или в семье с зависимостями?
  8. Злоупотребляю ли я едой, сексом, наркотиками, алкоголем, работой, азартными играми или страдаю какой-либо другой формой зависимого поведения? Бессилен ли я перед этими занятиями? (Приведите пример бессилия).
  9. Считаю ли я, что я могу изменить моих родителей или значимых людей, предпринимая правильные действия, говоря правильные вещи или став идеальным?
  10. Считаю ли я, что стал причиной родительской дисфункции или зависимости и обладаю силой изменить или контролировать это?
  11. Вел ли я себя как жертва и проявлял беспомощность, когда на самом деле я манипулировал другими, чтобы получить то, что я считал необходимым? Спасали ли меня? (Приведите примеры)
  12. Руководила ли мною компульсия или одержимость другим человеком, которая подчиняла меня и заставляла отрицать мои собственные потребности или заботу о себе? (Если да, то опишите, как вы отрицали свои потребности).

Оптимизм и пессимизм

После этого Селигман поставил вопрос: если можно сформировать беспомощность, можно ли, наоборот, сделать человека оптимистичным? Дело в том, что мы сталкиваемся с самыми разными событиями, условно — с хорошими и плохими. Для оптимиста хорошие события закономерны и более или менее контролируемы им самим, а плохие — случайны. Для пессимиста, наоборот, плохие события закономерны, а хорошие — случайны и не зависят от его собственных усилий. Выученная беспомощность — это в некотором смысле выученный пессимизм. Одна из книг Селигмана называлась «Выученный оптимизм». Он подчеркивал, что это оборотная сторона выученной беспомощности.

Примеры выученной беспомощности

Одним из распространённых примеров проявления выученной беспомощности является неуспешность человека в профессиональной деятельности, когда, несмотря на достаточный опыт работы и способности к данной деятельности, человек как будто «топчется на одном месте», хотя, казалось бы, давно мог бы сделать карьеру, больше зарабатывать.

Еще одним примером выученной беспомощности может быть ситуация физического насилия, угрозы, психического стресса, сексуального насилия, когда женщины, как правило, принимают ее без какого-либо сопротивления такому насилию и чувствуют, что насилие является частью их жизни.

bus_idea_002.jpgМиниспикерское – вопросы?

Вот список вопросов для составления миниспикерского:

  • Что для меня значат чувства?
  • Какую роль они играют?
  • Что для меня значит прожить или не прожить чувства?
  • Зачем мне важно научиться жить в своих чувствах?

bus_idea_001.jpg

Примеры приобретенной беспомощности

Пример первый: ученик забрасывает учить математику, потому что раньше у него что-то не получалось. Он не поднимает руку, застенчив и избегает любой активности, связанной с этим предметом. Проблема усугубляется тем, что ребенок не умеет рефлексировать, то есть не понимает, что предыдущие неудачи могли быть связаны с методом обучения, учителем или конкретно взятой темой. В дальнейшем беспомощность может распространиться и на остальные предметы.

Пример второй: слоненка привязывают цепью к дереву на некоторое время. Несколько раз он пытается освободиться, но безуспешно. В конце концов, он покоряется своей судьбе и прекращает сопротивляться. Этот ранний жизненный опыт оставляет слона беспомощным на всю жизнь.

Пример третий: работник пытается повлиять на коллег и начальника, чтобы компания стала работать эффективнее. Он вносит предложения, рисует графики повышения продуктивности, пытается объяснить всем, почему так будет лучше. Однако компания государственная и ее начальство совершенно не заинтересовано в том, чтобы что-то менять. В итоге человек настолько разочаровывается в своих попытках и самом себе, что покоряется судьбе и становится частью системы.

Что любопытно, приобретенная беспомощность может касаться и целой страны. Предвыборные обещания, нарушенные несколько раз, приводят к общему разочарованию. Граждане прекращают попытки изменить что-то к лучшему, начинает торжествовать мнение, что ничего не поменяется, как «воровали, так и будут воровать» и т.п.

Выученная беспомощность и дети с ОВЗ

В последние годы в России значительное внимание уделяется проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Как недостаток внимания, так и гиперопека, характерная для семей, воспитывающих детей-инвалидов, способствует формированию у них зависимости, безответственности и, в конечном счете, психологической беспомощности перед жизненными трудностями.

И, как показывает практика, дети-инвалиды часто используют беспомощность как средство манипуляции, прежде всего своими родителями, сами не понимая, насколько данное поведение ухудшает их  психическое здоровье, а закрепляясь, превращает их в зависимых и пассивных.

Вельгельм РайхВельгельм Райх

Согласно мнению австрийского и американского психолога, одного из основоположников американской школы психоанализа Вильгельма Райха, беспомощность формируется у человека в случае, если был закрыт путь к нормальной жизнедеятельности. А ведь многим детям ОВЗ социум закрывает путь к нормальной жизнедеятельности. Как итог — формируется беспомощность и проникнутая чувством вины зависимость от родителей и социальных льгот общества. Переживание беспомощности связано со многими эмоциями — страхом, застенчивостью, страданиями, ненавистью, злостью, виной, тревогой и прочим.

Эрик ЭриксонЭрик Эриксон

Психолог в сфере психологии развития и психоаналитик Эрик Хомбургер Эриксон известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности. Он считает, что большинство этих негативных эмоций приводят к появлению острого ощущения неудачи, поражения и восприятию себя как беспомощного. Психологическая беспомощность становится причиной неспособности к адаптации, к нарушению основных правил социума, действующих в тех или иных условиях (на работе, в школе, в семье, в государственном учреждении, в любом объединении). И преодолеть их очень сложно.

Феномен психологической беспомощности у детей-инвалидов, как и обычных детей, проявляется в форме депрессии, апатии, «ухода в болезнь», внешней агрессии.

Эрих ФроммЭрих Фромм

По мнению  философа и социального психолога Эриха Фромма, люди, имеющие склонность навлекать на себя болезни, на самом деле хотят быть слабыми и бессильными, избегая таким образом личной свободы и персональной ответственности. Беспомощные находятся на иждивении не только у тех, кто может предоставить им знания или помощь, но и вообще у людей, способных их поддержать.

Проблема любви у беспомощных людей сводится к проблеме быть любимым, а не любить самому.

В итоге можно прийти к выводу, что без изменения системы отношений личности, без формирования активной жизненной позиции, самостоятельности, ответственности, индивидуальности невозможно преодолеть выученную беспомощность, затрудняющую адаптацию детей-инвалидов.

Определение синдрома в психологии

Мартин Селингман

Синдром выученной беспомощности открыл Мартин Селингман в 1966 году. Это была случайность. Ученый планировал повторить эксперимент, связанный с условными рефлексами у собак. В отличие от Павлова, он использовал не еду, а удары током. Свет он заменил звуком. Цель исследования – вызывать страх каждый раз, когда будет звучать сигнал. В опытах участвовали 2 группы собак:

  1. Животные первой группы могли избежать ударов током при нажатии на рычаг.
  2. Второй группе приходилось терпеть наказание.

По мнению Селингмана, собаки должны были убежать из свободного вольера при первом же сигнале. Но к его удивлению все произошло по-другому:

  1. Животные, которые были в первой группе, не останавливались до тех пор, пока не находили рычаг.
  2. Собаки второй группы испытывали сильнейший стресс, впадали в депрессию, смирялись со своим положением. Даже в обычных вольерах они не пытались выйти на свободу, несмотря на то, что выход всегда оставался открытым.

Виды приобретенной беспомощности

Все состояния можно разделить на ситуативные и личные.
1. Ситуативные. Они возникают у человека время от времени, когда он попадает в новое для себя окружение, или сталкивается с ситуацией, в которой совершенно не имеет опыта. Также они проявляются в определенных сферах жизни, в которых человек заучил эту разрушительную модель поведения. Например, успешный политик или бизнесмен может оказаться совершенно неприспособленным к жизни в вопросах приготовления пищи, уборки дома или других хозяйственных делах, с которыми он не сталкивался ранее.
2. Личные. Такая беспомощность проявляется одновременно в нескольких жизненных сферах, и формируется при наличии возможности переложить всю ответственность на близких. В детстве это родители, а во взрослом возрасте супруг.

Такое разделение на 2 вида является условным.

С помощью этого психологического теста узнайте как на вас повлияло воспитание родителями в детстве и это отразилось во взрослом возрасте.

Признаки

Пассивность

Такой человек практически никогда не берёт на себя ответственность за какие-либо действия и не проявляет инициативу, желая, к примеру, достичь изменений.

Он пассивен, инертен и склонен плыть по течению. Порой кажется, что ему всё равно не только на то, что происходит в мире, но и в его собственной жизни.

Если поручить ему работу – он справится со своими обязанности, и весьма неплохо. Но сам никогда не предложит свои услуги, несмотря на понимание, что достаточно компетентен в определённом вопросе.

Естественно, при такой пассивной жизненной позиции лидерами люди с синдромом выученной беспомощности не становятся. Они попросту неспособны вести за собой и принимать решения.

Терпеливость

Несмотря на дискомфорт, будет оставаться в прежних условиях, проявляя, так называемую, устойчивость к фрустрации.

И если в некоторых моментах она помогает достигать желаемого и успеха в принципе, то в случае с представителями данного феномена наоборот, лишает радости и удовлетворённости.

Так как чрезмерна и неоправданна. Если изъясниться метафорой, то это словно держать палец над огнём и ждать, что он сам по себе потухнет и станет не так больно. Вместо того чтобы отдёрнуть руку, сохранив целостность кожных покровов как только возникли неприятные ощущения.

Поэтому слишком терпеливые личности ни когда не отстаивают свои права. Что уж говорить, если они вовсе не заявляют о дискомфорте, принимая решение выдерживать его до тех пор, пока есть силы. Или пока живы.

Конформность

То есть склонность прислушиваться к мнению большинства, отказываясь от своей позиции, ценностей и желаний. Конформный человек считает, что интересы окружающих важнее его, отчего с лёгкостью идёт на жертвы даже ради малознакомых людей.

Он никогда не позволит себе вступить в спор, поэтому сдастся до начала конфликта, даже если по отношению к нему проявили агрессию. Терпеть, молчать – единственно существующий в его восприятии тип реагирования в подобных ситуациях.

Прокрастинация

Прокрастинация – это склонность откладывать важные дела на самый последний момент. Человек тревожится, волнуется и обдумывает детали предстоящей работы, но к активным действиям не приступает.

Девушка плачет

Присуща больше студентам, которые обычно готовятся к сессии и экзаменам непосредственно ночью, накануне, вместо того чтобы постепенно изучать необходимый материал в течение лекционного периода.

Психология человека с синдромом беспомощности такова, что он может понимать, какие именно шаги следует предпринять, чтобы, наконец, избавиться от страданий и изменить свою жизнь к лучшему, но откладывает активную деятельность на неопределённый срок.

То есть, он может обдумывать всё буквально каждый день, мучатся бессонницей на фоне размышлений, но оставаться на прежнем месте.

Низкая самооценка

Естественно, личность, которая игнорирует собственные потребности, считая, что мнение окружающих людей на первом месте, обладает сниженной самооценкой.

Ведь как можно испытывать к себе уважение, если каждый раз жертвовать своими интересами во благо неизвестно чего и кого? Сдерживая раздражение и разочарование на фоне неудовлетворённости?

В таком случае возникают только мысли о собственной ничтожности и слабоволии, а они формируют не самые приятные чувства и ощущения.

Отрицание:

  1. Вынужден ли я был полагаться на применяющего насилие или пренебрежительно ко мне относившегося родителя в получении еды и крова?
  2. Игнорировал ли я мои чувства стыда, страха или заброшенности, чтобы выжить в период детства?
  3. Следил ли я за настроением или чувствами моих родителей, чтобы определить как мне следует себя чувствовать? Был ли я только тогда счастлив, когда были счастливы мои родители или грустил, когда они были грустными? (Приведите примеры).
  4. Честен ли я по поводу того, как обращались со мною мои родители, когда я рос? Боялся ли я одного из родителей или обоих?
  5. Дрался ли я со своими братьями или сестрами? Обижал ли я их? Защищал ли я их?
  6. Считаю ли я, что я близок со своими братьями или сестрами, но редко говорю с ними или навещаю их?
  7. Боюсь ли я говорить о своем прошлом, потому что мои братья и сестры поставят под сомнения или попытаются оспорить мои воспоминания?
  8. Преуменьшаю ли я тяжесть поведения моих родителей, говоря «Это было в прошлом. Что сделано, то сделано». Или «Я не оглядываюсь назад. Это не приносит ничего хорошего».

Последствия приобретенной беспомощности

Если человек переживает влияние приобретенной беспомощности длительное время, то могут возникнуть серьезные проблемы с его психикой и здоровьем.

Физическое здоровье

Исследования показывают, что пессимистические объяснения негативных событий связаны с плохим физическим здоровьем (Buchanan, 1995; Kamen-Siegel, Roding, Seligman, & Dwyer, 1991). Утверждается, что приобретенная беспомощность приводит к пессимистическому объяснительному стилю, который косвенно влияет на здоровье, препятствуя его укреплению, повышая уровень депрессии и стресса, и увеличивая социальную изоляцию (Bennet, & Elliot, 1997).

Пояснительный стиль

Когда человек чувствует себя подавленным или полагает, что не может изменить свое физическое здоровье, оно неизбежно ухудшается. Например, он решил записаться на плавание. Однако прошлый опыт может подсказать ему, что «ничего не работает» и «я всегда буду толстым, потому что наследственность такая». Может негативно повлиять и избыток информации о питании и физических упражнениях – он будет себя чувствовать подавленным и откажется от попыток.

Депрессия

В 1974 году Мартин Селигман предположил, что депрессия может быть вызвана приобретенной беспомощностью.

То, что человек избегает ситуаций, в которых может проявить свою некомпетентность, отнюдь не означает, что это никак не влияет на его психику. Вы можете сколько угодно говорить себе, что вам не нужно худеть, но в глубине души знать, что уже пытались и ничего не получилось. Это становится причиной скрытой депрессии.

Низкая мотивация

У многих людей мотивация снижается обратно пропорционально количеству попыток. С каждым новым провалом у них возникает все меньше заинтересованности и желания. Появляется мысль: «Что ни делай, ничего не изменишь». Затем она распространяется на любую ситуацию и задачу.

Признаки

Заподозрить наличие синдрома можно по речи человека. На это укажут фразы, которые индивид употребляет чаще других:

  • «Это семейное».
  • «Я родился неудачником, под несчастливой звездой».
  • «Не могу…» или «не хочу…» (последнее – попытка убедить себя и других в том, что недостижимое на самом деле не было желанным).
  • «У меня никогда не получается».
  • «Я всегда проигрываю».
  • «Со мной всегда что-то случается».
  • «У меня все равно ничего не получится», «да, как всегда, облажаюсь».

Люди с синдромом выученной беспомощности верят в злой рок, несчастливую судьбу, плохой гороскоп, проклятие и прочие внешние факторы, на которые человек не может повлиять. А если им что-то удается, то они видят в этом заслугу других людей, случайность, удачу. Мышление таких людей запрограммировано на неудачи. Они становятся жертвами зависимых отношений, мошенников.

Приобретенная беспомощность у детей

Зачастую приобретенная беспомощность начинается в детстве. Когда родители не реагируют должным образом на потребность ребенка в помощи, он начинает считать, что не сможет изменить свою ситуацию. Если это происходит регулярно, то состояние приобретенной беспомощности может сохраняться и во взрослом возрасте.

Например, у детей с длительной историей жестокого обращения и пренебрежения может развиться приобретенная беспомощность и чувство бессилия. Некоторые характеристики приобретенной беспомощности у детей включают:

  • низкую самооценку;
  • низкую мотивацию;
  • низкие ожидания успеха;
  • меньшую настойчивость;
  • человек не просит о помощи;
  • приписывает отсутствие успеха отсутствию возможности;
  • приписывает успех не зависящим от него факторам, таким как удача.

В детстве приобретенная беспомощность зачастую возникает в школе. Если ребенок усердно учится, чтобы хорошо успевать в школе, но в конечном счете получает плохие оценки, он может чувствовать себя беспомощным и безнадежным.

В исследовании 2004 года изучалось влияние приобретенной беспомощности на сдачу тестов студентами. Каждый ученик проходил один из двух тестов. Первый начинался с очень трудных вопросов, а второй с более легких. Студенты, сдавшие первый тест, казались разочарованными, сомневались в своих способностях и пропускали простые вопросы. Авторы предполагают, что приобретенная беспомощность повлияла на их результаты тестов. Те, кто прошел второй тест, не испытали этих эффектов.

Дети могут избегать приобретенной беспомощности с помощью создания устойчивости. Среди многих факторов, которые могут способствовать устойчивости, — позитивная привязанность к родителям и воспитателям, юмор и независимость.

Чувства – проживание – схема

Добавляя материал об опыте проживания чувств, старайтесь опираться на следующую схему:

  • Определение чувства
  • Хочу ли я проживать это чувство или не хочу и объяснить почему?
  • Как я убегаю или глушу его?
  • Всегда ли я признаюсь в нем себе или другим людям?

После составления своего рассказа о личном опыте переживания чувств, присылайте его на нашу почту – [email protected]

После размещения поста, Вам будет прислана ссылка на него.

Спонсоры проекта

Мы благодарим всех наших благотворителей и помощников!

Если Вы ищете надежную строительную компанию –

жмите сюда

– Эти ребята профессионально выполняют все виды ремонта квартир, офисов, загородных домов, дач, а также ландшафтные работы и благоустройство.

Друзья проекта

Многие люди отвлекаются от повседневной суеты и находят успокоение в различных увлечениях и хобби.

Одним из популярных хобби – является коллекционирование.

Мы предлагаем Вам познакомиться с филателией – коллекционированием почтовых марок.

Более подробную информацию о знаках почтовой оплаты, а также подобрать и купить почтовые марки

можно по ссылке

.

В чем проявляется синдром

Его выдают такие качества, как:
• замкнутость;
• пессимистичность;
• робость;
• неуверенность в себе и низкая самооценка;
• отсутствие внутренней мотивации;
• неверие в свои силы.
На этом фоне появляется раздражительность, апатия, а иногда и состояние депрессии. Нерешенные проблемы и нереализованность в жизни угнетают все больше и больше. Человек впадает в ступор и проявляет агрессию по отношению к себе или окружающим.

Выученная беспомощность отражается дефицитом в 3 направлениях: когнитивном, эмоциональном, мотивационном

Человек может демонстрировать суету и активность, которая не приносит пользы. Например, при острой нехватке денег, вместо поиска новой работы с достойной оплатой, он затевает генеральную уборку. Выполнение действительно важных задач откладывает на потом, и не приступает к нему годами.

Как правильно ставить цели и всегда их достигать можно узнать здесь.

признаки и приодоление выученной беспомощности

Как преодолеть синдром

Справиться с выученной беспомощностью вполне реально. Довольно эффективным методом психотерапии выступает когнитивно-поведенческое направление.

Специалист в этом случае работает над сменой негативного типа мышления, пессимистичного мировосприятия, корректирует самооценку, направляет личность на повышение уверенности в себе, развитие волевых качеств.

В рамках терапии человека учат адекватно воспринимать собственные возможности, способности, личностный потенциал, то, насколько он может преодолевать трудности, используя свои внутренние ресурсы.

Симптомы выученной беспомощности

Симптомы выученной беспомощности

Опыт наблюдения за беспомощными людьми показал, что в их речи часто появляются фразы о несостоятельности, нежелании меняться и что-либо делать в целом. И это не единственный признак выученной беспомощности:

  1. Низкая самооценка, неуверенность в себе.
  2. Застенчивость.
  3. Тревожность, агрессия, суетливость.
  4. Пессимизм, пассивность, мешающая меняться.
  5. Замедленные реакции, равнодушие к тому, что происходит вокруг.
  6. Нелюбовь к творчеству.
  7. Наличие стереотипов поведения и мышления.
  8. Нежелание выполнять ту или иную работу при появлении первых же трудностей.
  9. Чрезмерная усталость, утомляемость, апатия.
  10. Прокрастинация или откладывание важных дел на «потом».

Упражнения Первого Шага.


Эти упражнения включают в себя создание диаграммы вашей родительской семьи, обзор 14 характерных черт взрослого ребенка и выписывание семейных посланий. Также введение в наставничество в ВДА и утверждения-аффирмации.

Яркие примеры влияния синдрома выученной беспомощности из повседневной жизни

Как синдром выученной беспомощности влияет на повседневную жизнь людей? Рассмотрим этот вопрос на типичных примерах!

Пример №1. Константин и его учеба в школе

До пятого класса Костя был примерным учеником и послушным мальчиком, которого учителя ставили другим ученикам в пример. Он обожал учиться, с упоением слушал учителя и с огромным удовольствием делал все домашние задания.

В пятом же классе ситуация изменилась самым кардинальным образом. Раньше Константин обожал математику, сейчас же у него возникли проблемы с геометрией. Он несколько раз просил учителя повторить некоторые ключевые моменты, которые он не понял с первого раза. Математик же не только не захотел тратить время на повторение уже рассказанного материала, но и сказал Косте, что геометрия – это предмет, который могут понять только дети с развитым интеллектом.

Услышав это, мальчик сделал вывод, что он недостаточно умен для геометрии, поэтому ему нет никакого смысла вникать в этот предмет и стараться что-либо выучить, ведь учитель четко ему объяснил, что его умственных способностей не хватит для того чтобы получить хорошую оценку. Постепенно Костя утратил интерес не только к геометрии, но и к другим предметам. Он связался с плохой компанией и начал систематически прогуливать уроки.

Пример №2. Татьяна и её супружеская жизнь

Татьяна с детства мечтала выйти замуж за прекрасного принца. Мама девочки постоянно твердила ей, что она дурнушка и глупышка, поэтому того мужчину, который обратит на неё хоть малейшее внимание, ей следует холить, лелеять и боготворить.

В девятнадцать лет Таня познакомилась с Сергеем, за которого через год и вышла замуж. Через два года после свадьбы она узнала, что у супруга есть любовница. Татьяна поговорила со своим мужем и потребовала, чтобы он прекратил ей изменять. Мужчина пообещал исправиться, но через пару дней обманутая жена случайно услышала его разговор с любовницей, которой он признавался в любви.

Татьяна поняла, что муж продолжает ей изменять, а все его слова – это наглая и циничная ложь. Вместо того чтобы собрать свои вещи и подать на развод, женщина продолжает жить вместе с предателем, так как искренне верит, что с ней больше никто не захочет создать семью. Несчастная женщина не только утратила смысл жизни, но и набрала десяток лишних килограмм, так как свою проблему она предпочитает не решать, а «гасить» при помощи высококалорийной пищи.

Пример №3. Денис и его новая должность

Денис долго искал подходящую работу. Когда удача наконец-то улыбнулась ему и работодатель решил заключить с парнем контракт, Денис был на седьмом небе от счастья. Он поставил перед собой несколько целей и начал делать все возможное, чтобы доказать начальнику, что он достоин того, чтобы занимать отданную ему должность!

Неудачные переговоры с клиентом расстроили мужчину, но не заставили его отказаться от поставленных целей. Конфликт с коллегой и неприятный разговор с очередным клиентом заставили Дениса посмотреть на себя совершенно другими глазами. Он начал сомневаться в своих силах. Как бы парень ни старался исправить ситуацию, у него ничего не получалось.

После очередной неудачи Денис настолько разочаровался в себе и своих способностях, что перестал уделять должное внимание выполнению трудовых обязанностей. Начальник вызвал его к себе в кабинет и предупредил, что человек, который занимает такую ответственную должность, обязан вести себя соответствующим образом.

Денис осознал, что он больше не сможет решать рабочие вопросы. Он попросил начальника перевести его на менее ответственную должность. Освободившееся время мужчина проводит возле телевизора, держа в руках очередную бутылку пива. О поставленных когда-то целях Денис сейчас и не вспоминает, ведь он точно знает, что его жизнь зависит от чего угодно, но только не от него самого.

Узнаете современную Россию?

Герт ХофстедеГерт Хофстеде

Нидерландский социолог Герт Хофстеде впервые ввел термин «дистанция власти». Речь идет о том, насколько высоко мы ставим над собой каждого представителя власти, насколько мы склонны подчиняться власти и обожествлять ее.

Так вот, по показателю «дистанция власти» Россию опережают только страны с актуальными монархическими принципами управления. Основные участники любых наших взаимоотношений до сих пор — царь и раб. И проявляется это от семьи и школы до Думы, правительства и администрации президента…

Именно выученная беспомощность не позволяет нам открывать нужные двери, оставляет за нами шлейф не сделанных попыток, нерешенных проблем и мечту, к которой мы даже не дерзнули приблизиться.

По показателю «дистанция власти» Россию опережают только страны с актуальными монархическими принципами управления. Основные участники любых наших взаимоотношений до сих пор — царь и раб.

 С чего начать?

Жизненная история каждого из нас уникальна, поэтому, прежде чем испытать определенную методику, следует прислушаться к себе и позаботится о своей безопасности, возможно обратившись за поддержкой и помощью к профессионалу.

Но, главное помнить: преодолевая трудности, мы обретаем силу.

Все в наших руках! Давайте делать выбор в пользу воли и ответственности, а не пассивности и беспомощности!

Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/vyuchennaya-bespomoshhnost-i-sposoby-raboty-s-nej/.

Как побороть синдром приобретенной беспомощности?

Антиподом выученной беспомощности является выученная жизнестойкость. Человек способен выучиться и тому, и другому. Поэтому хорошая новость заключается в том, что от выученной беспомощности можно отучиться, а жизнестойкости научиться.

С проблемой эффективно борется когнитивно-поведенческая терапия. Программа, разработанная на ее основе, позволяет перекодировать негативные убеждения человека и задать ему принципиально новую установку на успех. Селигман предлагает начать с «выученного» оптимизма. Специфика беспомощности в том, что, столкнувшись с неприятностью и потерпев поражение, человек уверен, что в будущем так будет происходить всегда. Задача психотерапевта – разорвать этот порочный круг. Ведь, если человек ищет проблему, он обязательно ее найдет. Но, если ищет решение, найдет и его.

Психотерапевтическая методика состоит из этапов:

  • Определение негативных установок;
  • Перекодировка беспомощности на жизнестойкость;
  • Повышение самооценки и уверенности в собственных силах;
  • Формирование адекватной Я-концепции и знакомство с ней;
  • Получение контроля над жизнью с учетом использования новых качеств личности;
  • Прививание навыков использования потенциала личности на практике.

Психологи дают несколько советов тем, кто борется с синдромом выученной беспомощности самостоятельно.

Не бездействуйте

Делайте хоть что-нибудь для улучшения своего текущего положения. Двигайтесь маленькими шагами, дабы не терять чувство комфорта. Допускается, что ваша деятельность не будет иметь непосредственного отношения к проблеме. Ваша задача – избегать пассивности. Сделайте уборку в доме, займитесь полезным делом, прогуляйтесь на свежем воздухе, пообщайтесь с людьми, которые вас поддерживают. В процессе движения энергия для решения проблемы появится сама.

Формируйте новое самовосприятие

Концентрация на негативе только подкрепляет беспомощность. Поэтому важно сместить фокус на позитив. Вспоминайте ситуации, в которых были собой довольны и выходили из ситуации победителем. Эти события непременно есть, и концентрироваться необходимо именно на них.

Читайте также: Побороть страх жизни и позволить себе быть счастливым

Ведите дневник достижений

Когда успехи фиксируются на бумаге, проще увидеть их значительность и не забывать о них. Ведя дневник, вы удивитесь, как много хорошего в себе раньше пропускали мимо. Структурирование целей, ведение дневника успехов, формирование новых убеждений станет напоминанием о том, что вы действительно являетесь творцом своей жизни и ваша деятельность важна.

Переосмыслить отношение к жизни помогает методика рефрейминга, который предложил Селигман:

  1. Вспомните о неприятной ситуации, которую не можете отпустить.
  2. Зафиксируйте свое восприятие произошедшего на бумаге.
  3. Запишите, как реагировали и воспринимали ситуацию.
  4. Взгляните на произошедшее, как собственный адвокат. Ваша задача – с высоты прожитого опыта отыскать факты, ставящие под сомнение восприятие вами ситуации как негативной. Тогда вина, которая вас мучает, существенно уменьшится.
  5. Подумайте, как еще можно было бы прореагировать на ситуацию, особенно с альтернативной точки зрения.
  6. Прочувствуйте, что испытываете, проделав все предыдущие пункты. После пересмотра проблемы и отношения к ней, дискомфорт снижается.

Анализируя таким способом неприятные ситуации своей жизни, вы обнаружите их схожесть и систематическое повторение. При смене декораций ваши реакции на проблемы имеют одинаковый характер. Что с этим делать? Менять к ним отношение, поскольку вы выбрали его сами. Контролировать выбор только осознанно. А затем наконец-то встать с муравейника и идти по своим делам.

Юлия Стойко

Журналист интернет-портала “Колесо Жизни”

Что представляет собой

Если рассматривать проявления синдрома выученной беспомощности у животных, то это будет:

  • Заторможенность реакций;
  • Ослабление мотивации достижений;
  • Трудности к обучению новому;
  • Выпадение и ломкость волос (шерсти, перьев);
  • Нарушения артериального давления;
  • Нарушения функции желудочно-кишечного тракта и др.

Не будет новостью, что и у человека будут наблюдаться подобные симптомы, хоть и в измененном виде. Страх совершить ошибку, получить наказание и доказательство того, что твои усилия ничего не стоят, являются двигателем того, что люди не стремятся у чему-то новому, у них нет мотивации и желания что-то решать, брать ответственность, они испытывают чувство бессилия и вины за то, что они такие никчемные. Вина и нерешенные проблемы служат причиной появления психосоматических заболеваний, неврозов, депрессии.

У таких людей действуют следующие установки:

  • Это смогут сделать другие, а не я.
  • Все мои успехи благодаря другим, а неудачи – из-за меня.
  • Лучше все равно не будет.
  • Смысл что-то делать, если все равно не получится.

Как преодолеть синдром выученной беспомощности

В первую очередь нужно рассмотреть и признать наличие синдрома выученной беспомощности. Многим удается это сделать только с помощью психолога или наставника. Первоначально изучив теорию, необходимо вести работу в следующих направлениях:
• повышать самооценку. Как поднять самооценку можно почитать здесь;
• прорабатывать детские комплексы;
• выстраивать жизненные планы и искать свои истинные (а не навязанные) цели;
• проработать последствия пережитых потрясений, если именно они стали причиной ситуативной беспомощности;
• повышать уровень личной ответственности за свою жизнь и ее качество.

Если вы понимаете, что вам проще ничего не предпринимать, а быть сторонним наблюдателя даже в тех вопросах, которые вас напрямую касаются, поздравляем! Вы стали жертвой синдрома выученной беспомощности или просто пребываете в состоянии прокрастинации, с которым также стоит работать.

Как вылечить выученную беспомощность у ребенка?

Основным способом преодоления выученной беспомощности у дошкольников является формирование оптимистичного жизненного настроя, желания заниматься различными видами деятельности. Для детей важно получение разнообразного жизненного опыта, в том числе опыта преодоления неудач и успешного поведения.

Как мотивировать детей на успех? Как учить преодолевать трудности? Одна из главных ошибок, которую делают взрослые — это сравнение детей друг с другом и демонстрация личного опыта.

Взрослые используют такие выражения как: «посмотри, Саша уже умеет делать это упражнение», «я тоже не умел прыгать, а потом научился» и подобные. В итоге дети начинали чувствовать себя не успешными, у них развивался пессимистичный настрой. Ребенок начинает сравнивать себя с тем, кто уже что-то умеет, и ему кажется, что он никогда не научится делать все так же хорошо.

Поэтому при занятиях с ребенком, например, физической культурной, стоит соблюдать принцип: «Нет неправильных движений. Главное — делать!»

Тем самым удается избежать неравного сравнения. Можно сравнивать ребенка только с ним самим, каким был в прошлом.

Американский психолог  Кэрол Двек выявила, что дети, которые имели признаки выученной беспомощности, объясняли свои успехи наличием способностей, а не затраченными усилиями. Дети отказывались от заданий, если присутствовали раздражающие факторы (например, экспериментатор, при котором они постоянно терпели провал), даже если ранее они с лёгкостью справлялись с этими задачами (в присутствии экспериментатора, при котором они постоянно добивались успеха).

Поскольку выученную беспомощность гораздо легче предупредить, чем лечить, при занятиях с ребенком надо показывать ему возможности контроля над внешней средой, предоставлять синхронную и разнообразную обратную связь: разную в ответ на разные его действия.

Что касается детей с ограниченными возможностями здоровья, им в этом вопросе могут помочь профессионалы. Крайне полезны будут занятия адаптивной физкультурой и арт-терапия с опытными педагогами. Такие занятия помогают детям-инвалидам по-настоящему жить, узнавать себя, «выбраться из запертой клетки» в социум. На занятиях происходит формирование личности, познание себя и своего окружения, радости движения и творчества. Ребенок начинает чувствовать себя частичкой целой системы, начинает понимать, что он не один такой, что есть дети, находящиеся в похожем положении, учиться взаимодействовать с ними, дружить, работать в команде, ощущать вкус победы или поражения.

Если сложно вылечить сейчас всех взрослых, «зараженных» выученной беспомощностью (а таких очень много), то стоит помочь хотя бы детям. И, может быть, следующее поколение россиян наконец-то будет способно на реальный прорыв.

Андрей Андреев,
юрист общественной организации «Вектор»
автора проекта «Помочь не таким как все» 

Поделиться:

Яндекс.ДзенНаш канал на Яндекс.Дзен

Средство номер два: маленькими шагами

Психологические установки: «у меня ничего не выйдет», «я неудачник», «мои попытки ничего не поменяют» — формируются из частных случаев. Мы в жизни, как в детской игре, выбираем точки (случаи) и соединяем их линией. Так формируется убеждение о себе. Человек со временем все больше обращает внимание на опыт, который и дальше подтверждает это убеждение. Но негативное мнение о себе можно изменить, например, этим занимается нарративная терапия. С помощью нее человек учится формировать новое представление о себе, он учится видеть ситуации, в которых он является ценным, его действия важны, и в них он может влиять на исход событий.

Выученная беспомощность: эксперимент

Важно уметь находить случаи в своей жизни, когда все получалось. Следует ставить перед собой маленькие достижимые цели, например, навести порядок в комнате. И когда цель выполнена – обязательно отметить ее. Чем больше внимание уделять своим достижениям, тем больше энергии выделяется на новые свершения.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...