Механизмы социализации личности — что это, виды

Механизмы социализации что такое

Социализация человека начинается с самого рождения и продолжается всю последующую жизнь. Для лучшего понимания вопроса необходимо внимательно изучить сущность этого явления. Также следует дать определение основных механизмов, которые принимают участие в этом процессе.

Социализация представляет собой процесс усвоения человеком определенных ценностей, норм и знаний, которые помогают ему функционировать в обществе в качестве полноправного члена.

Ее действия направлены на:

  • социальную адаптацию индивида (приспособление), чтобы он мог чувствовать себя, как «все»;
  • индивидуализацию (обособление) личности, чтобы она могла иметь и следовать собственному мнению;
  • адаптацию (приспособление) для поиска и определения места в жизни.

В процессе активной деятельности человек усваивает социальный опыт и превращает его в собственные достижения, затем воспроизводит его для развития следующих поколений. Весь процесс проходит при взаимодействии со своеобразными «помощниками», которые называются механизмы социализации.

Факторы социализации

А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли; макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам; микрофакторы – непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

§ 1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Происхождение механизма идентификации. Элементарную иденти­фикацию – уподобление – мы можем найти в любом сообществе стад­ных (стайных) животных. Во-первых, детеныши имитируют действия, формы поведения взрослых особей. Среди приматов мы наблюдаем особенное «обезьянничание» молодняка в их отношениях со взрослы­ми. Это обстоятельство дает основание говорить о бессознательной идентификации и имитационном обучении у животных.

82

Во-вторых, описанные зоопсихологами, биологами и этологами врожденные формы поведения выступают для всех особей одного вида как сигнальные и одновременно идентификационные стимулы. Именно поэтому мы наблюдаем в животном мире такие формы пове­ления одной особи по отношению к другой, которые мы антропо­морфно называем сопереживанием и соучастием.

В-третьих, в сообществах стадных (стайных) животных мы наблю­даем склонность к кооперации именно потому, что они объединены идентификационными отношениями. Тревога, защита, игры и др. происходят в соответствии с врожденными сигналами (позы, дейст­вия звуки), которые идентифицируют состояния животных. Так, сиг­нал опасности, издаваемый одним животным, включает автоматиче­ски физиологические механизмы (расширение кровеносных сосудов, выброс глюкозы в печень, усиление сердечной деятельности, мышеч­ная мобилизация и т.д.) не только у той особи, которая увидела эту опасность, но и у всех однородных особей, слышащих этот сигнал. Здесь происходит идентификация на биологическом, природном уров­не – и все стадо мобилизовано к бою или бегству.

Крик боли одного животного также задает идентификационное со­стояние остальным особям того же вида, но здесь поведение не столь однозначно. То же мы будем наблюдать при звуках, издаваемых жи­вотными в состоянии возбуждения и т.п.

Таким образом, налицо определенные биологические предпосылки процесса идентификации у человека.

Роль идентификации в период предыстории человеческого общест­ва была весьма значительной. Родовой индивид был погружен в поле родовой идентификации. Именно это было организующим началом «гармонии» рода. Родовое «Мы» определяло идентификационные от­ношения членов рода: идентификация формировала склонность к кооперации, а необходимость кооперироваться развивала идентифи­кацию, поднимая ее с биологического уровня на социальный.

Антропосоциогенез проходил под определяющим влиянием труда. Биологические стадные формы существования и биологические формы идентификации предков человека уступили место социальным отноше­ниям. Теперь идентификация протекала не только на уровне врожден­ных сигналов, но и на социальном уровне, прежде всего в труде. Родо­вой ребенок отождествлял свои действия с орудийными действиями взрослого, он пытался подражать не только самому действию, но и его результату. Таким образом, продукт труда стал идентифицироваться с неким образцом. Постепенно развивался и родовой учитель. Первона­чальная педагогика состояла в том, что учитель начал фиксировать ^имание на своих действиях, предлагая ученику делать то же самое.

На заре человечества родовой человек был склонен одушевлять все ^ое окружение и отождествлять с собой все предметы, которые он

83

 видел. Идентификация стала развиваться и как способность приписы­вать свои особенности, склонности и чувства другим. Природа одухо­творилась. Каждый предмет чувствовал, мыслил, становился опасным или дружественным. Надо было иметь его в виду постоянно, надо было угадать его желание.

Родовой человек, будучи человеком природным и телесным, ста­новился существом социальным и духовным.

Идентификация отношения матери и младенца. Новорожденный ребенок современного человека сохранил этологические признаки ли­ца, которые обусловливают возникновение защищающих форм пове­дения у его матери. Кроме этого у младенца очень быстро вырабаты­вается пралингвистическая знаковая система (мимика, особенно улыб­ки, жесты, восклицания и т.д.).

Такие образования, значимые для общения, формируются на вро­жденной основе через присвоение ребенком идентифицирующегося поведения взрослого. Ребенок в первые недели уже способен подра­жать некоторым мимическим действиям, которые ему демонстрируют. При этом мать пристально всматривается в лицо своего дитяти, ста­раясь угадать возможности ребенка, идентифицируясь с ним, а затем как бы придвигает то, что есть пока нереализованная мимическая и душевная потенция, предлагая ему повторить возможные выразитель­ные движения и эмоционально поощряя его.

Присвоенные младенцем элементы пралингвистической знаковой системы умиляют не только мать, но и большинство взрослых. Это своеобразие младенческой мимики действует воодушевляюще на взрослых людей, особенно на женщин (и тем более на маму). Они тут же стремятся вознаградить малыша эмоционально и ждут ответной улыбки. Ребенка учат эмоционально выразительному отождествле­нию с другим человеком с первых недель его появления на свет.

В свою очередь, та элементарная знаковая система, которой ов­ладевает ребенок, стимулирует определенные реакции у матери. Очень часто мать начинает пользоваться детской мимикой и жеста­ми для общения с ребенком. На этом уровне они отождествляют средства общения и достигают определенной степени идентифика­ции. Ребенок сам начинает побуждать мать на улыбки и воспроизве­дение его жестов.

Улыбка младенца приводит мать в гармоническое состояние ра­дости от общения с ним, и она сторицей воздает ему за любовь. Здесь мы наблюдаем отношения развивающейся взаимной иденти­фикации, которая обеспечивает формирование у ребенка чувства доверия сначала к матери, а позднее и к человеку вообще.

Идентификационные отношения взрослого могут быть двух видов:

непосредственные и специально отработанные- предстающие в об­щении с детьми как техника воздействия с воспитательными целями.

84

Идентификационные отношения ребенка со взрослым и взрослого с ребенком способствуют эмоциональной причастности малыша к человеческому роду. Таким образом, реально механизм идентифика­ции на социальном уровне начинает прививаться через присвоение ребенком идентифицирующего поведения другого человека путем подражания.

Межличностная идентификация (онтогенез и бытие). В онтогенезе личности овладение идентификацией как способностью приписывать свои особенности, склонности и чувства другим (экстрариориза-ционная идентификация), как способностью приписывать себе осо­бенности, склонности и чувства других, а также переживать их как свои (интериоризационная идентификация), ведет к формированию механизмов социального поведения, к установлению отношений с другим человеком на положительных эмоциональных началах.

Развитие способности к идентификации определяет формирование социально значимых свойств личности, например, таких, как способ­ность к сопереживанию (сочувствию и сорадости) и активному нрав­ственному отношению к людям, к человечеству, к самому себе.

Идентификация в качестве техники общения ложится в основу де­мократического стиля воздействия взрослого (воспитателя, учителя) или группового лидера.

Установлено, что в условиях демонстрируемой идентификации по­вышаются настроение, самооценка и социальная активность ребенка:

он общается с группой на уровне рефлексии и сопереживания. Иден­тификация как стиль общения обеспечивается формированием пози­тивных идентификационных личностных качеств. При этом общение со сверстниками выступает как школа социальных отношений – ребе­нок практикуется в действиях, присвоенных им от взрослого.

В отношениях со взрослыми и сверстниками ребенок не только принимает на себя роль другого, но и идентифицируется с ним, усваи­вая тип его поведения, его чувств и мотивов или приписывая другому собственные мотивы.

Перенос собственных чувств и мотивов на другого – типичная форма экстрариоризационной идентификации. Она становится свой­ственной ребенку на ранних этапах онтогенеза.

В детстве приписывание своих чувств и мотивов другому человеку или предмету проявляется очень ярко. Из непосредственных наблюде­ний детей в специально созданных ситуациях видно, сколь велика го­товность ребенка переносить свой эмоциональный опыт на другого человека или неодушевленный предмет. Поэтому ребенок легко иден­тифицируется с куклой или с другой любимой игрушкой: кукле он приписывает то или иное состояние, которое известно самому малы­шу (экстрариоризационная идентификация), затем ребенок интерио-ризируется с этим состоянием куклы и действует в игре от имени кук-

85

 лы и от своего имени. Не только сюжет, но и переживания идентифи­кационных состояний захватывают ребенка и придают игре особую| значимость.

Развитие способности к идентификации дает ребенку возможность различать и распознавать эмоции и чувства другого, а позднее соот-j носить их с эталонным нормативным поведением.

Идентификация как феномен социогенеза личности, как механизм, определяющий бытие личности, имеет двойное воздействие на разви­вающегося индивида. С одной стороны, идентификация обеспечивает присвоение многообразных психических действий, формирует спо­собность к установлению положительных взаимоотношений с людь­ми, ведет к развитию социально значимых личностных качеств. С другой стороны, идентификация может привести к растворению ин­дивида в другом человеке, выхолащиванию индивидуального.

В условиях разумного воспитания социальное развитие человека идет в направлении формирования личностных качеств, обеспечи­вающих успешное существование индивида в группе и группы в целом.

Идентификация обеспечивает усвоение конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе.

Первое рождение личности обусловлено присвоением структуры самосознания, как уже об этом говорилось ранее, свойственной лю­бому социализированному человеческому индивиду в любой челове­ческой культуре независимо от уровня развития производственных отношений (сказанное относится к самой структуре, но не к содержа­нию, ее наполняющему). Присвоение структуры самосознания осуще­ствляется через механизм идентификации. В онтогенезе личности про­исходит идентификация с именем, со специальными образцами, раз­вивающими притязания на признание, с полом, с образом «Я» в про­шлом, настоящем и будущем, наконец, с теми общественными ценно­стями, которые обеспечивают бытие личности в социальном про­странстве и дают ей возможность присвоить общественные нормати­вы прав и обязанностей.

Второе рождение личности связано с формированием мировоззре­ния, с построением связной системы личностных смыслов. Активная воля, организованная мировоззрением в социальном проявлении ин­дивида, оценивается как самостоятельность. Здесь механизм иденти­фикации действует на эмоциональном и когнитивном уровнях. Разви­тая личность ориентируется на идеологию, мировоззрение и прогно­зирует себя в будущее, формируя идеальный образ своей жизненной позиции, эмоционально и рационально идентифицируется с ним и стремится соответствовать этому образу.

Идентификация в искусстве. В филогенезе человеческого рода, в мифологическом сознании людей доклассового общества предметы и явления природы, боги, герои, демоны, духи и пр. были наделены

86

теми же свойствами и способностями, что и человек. Только так, через идентификацию с неизвестным, родовой человек мог проникнуть во внутренние свойства этого неизвестного. Отождествление другого с собой давало возможность хоть как-то понять этого другого.

Вытеснение из себя этих свойств и возложение их на другого по­зволяли лучше разобраться не только в этом другом, но и в себе са­мом. Антропоморфизм- форма идентификации, позволяющая свое­образно познавать мир.

На современном уровне развития человеческого познания антропо­морфизм уже не может представлять собой действенную силу освоения мира. Для этого мир нашей планеты достаточно изучен. Но первона­чальные «наивные» формы идентификации нужны человечеству.

Во-первых, развитие человека в детстве базируется на тех меха­низмах, которые существовали в начальный период развития челове­ческого рода.

Во-вторых, специфика искусства требует от автора переживания своей тождественности с другим, приписывания своих особенностей, свойств, чувств другим и способности отождествляться с особенно­стями, свойствами и чувствами других.

Процесс идентификации – неотъемлемая черта художественного творчества. Для примера обратимся к поэзии Уолта Уитмена. Как пи­шет К. Чуковский, «слово «идентичность» (identity одинаковость, тождество) – любимое слово Уолта Уитмена. Куда ни взглянет, он видит родственную близость вещей, все они сделаны из одного мате­риала. И дошло до того, что какую вещь не увидит, про всякую гово­рит: это – я!»6. В этом его восклицании живое чувство своей идентично­сти с миром, и ощущение это он делает своим поэтическим приемом.

У. Уитмен стремится довести свое со-радование, со-страдание, со­чувствие до полного слияния с другой личностью, тем самым расши­ряя пространство и время. Он обращается к еще не родившимся, к далеким потомкам, которые будут жить в будущем и которые уйдут, как и он, но не в небытие, а в новые грядущие поколения. Поэтическая идентификация учит человека жить не только «между башмаками и шляпой», а быть поистине целостным человеком.

Оглавление

Понравилась статья? Поделись ею с друзьями и поддержи автора!

Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации

Группы и этапы социализации

В зависимости от роли человека в обществе процесс его социализации можно условно разделить на три группы: обучение, трудовая деятельность и после трудовая (пенсионный возраст). Каждой из групп присущи свои особенности, так например, обучение в одно и то же время является подготовительным и основным периодом социализации, поскольку именно он создает необходимую базу взглядов, ценностей и моральных принципов, необходимых для понимания своей функции и преодоления неуверенности. Именно поэтому дотрудовая или обучающая социализация называется первичной.

Период трудовой деятельности, выступает в качестве получения практических навыков вторичной социализации, а также их непосредственного применения для достижения различных целей. При этом, несмотря на большой возрастной диапазон, при трудовой деятельности, даже если по факту она отсутствует, происходит вспомогательная социализация личности, которая моделирует базовые нормы и модели поведения человека, переданные в процессе обучения, в зависимости от внешних условий конкретного общества, окружения, вида деятельности и личностных качеств человека и окружающих людей, имеющих на него определенное влияние.

После трудовая социализация это период подведения итогов. Она является заключительным этапом, когда устоявшиеся нормы и принципы поведения уже не поддаются изменению, в силу снижения активности мозговой деятельности, которая в целом ведет к торможению процессов обучаемости.

Стоит сказать, что каждый возрастной этап социализации сопровождается переоценкой полученных в предшествующий период знаний и навыков, среди которых некоторые могут отойти на второй план или полностью отторгнуты.

Для того чтобы понять процесс социализации, а также избежать возможных ошибок, необходимо понять механизмы социализации и факторы оказывающие на нее влияние.

ГЛАВА III. ЧЕЛОВЕК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Человек как объект социализации. Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, яв­ляется объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями муж­чины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно уча­ствовать в социальной и экономической жизни (профессио­нальная социализация), был законопослушным гражданином (по­литическая социализация) и т.д.

Следует иметь в виду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Особенности и функции тех или иных групп и организаций обусловливают спе­цифический и неидентичный характер этих требований. Содержа­ние же требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются.

Эмиль Дюркгейм, рассматривая процесс социализации, пола­гал, что активное начало в нем принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации. «Общество, – писал он, -может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности». Поэтому оно стремится сформировать человека «по своему образцу», т.е. утверждая при­оритет общества в процессе социализации человека, Э. Дюркгейм рассматривал последнего как объекта социализирующих воздей­ствий общества.

Взгляды Э. Дюркгейма во многом стали основанием разрабо­танной Талкоттом Парсонсом развернутой социологической тео­рии функционирования общества, описывающей в том числе и процессы интеграции человека в социальную систему.

Т. Парсонс определял социализацию как «интернализацию куль­туры общества, в котором ребенок родился», как «освоение рекви­зита ориентации для удовлетворительного функционирования в роли». Универсальная задача социализации – сформировать у всту­пающих в общество «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отношению к системе. Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». В результате этого следование общепринятым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью.

Теории Э. Дюркгейма и Т. Парсонса оказали и продолжают оказывать большое влияние на многих исследователей социали­зации. До сего времени многие из них рассматривают человека лишь как объект социализации, а ее саму как субъект-объектный процесс (где субъектом выступает общество или его составляю­щие). В концентрированном виде этот подход представлен в ти­пичном определении социализации, данном в Международном словаре педагогических терминов (Г. Терри Пейдж, Дж. Б. Томас, Алан Р. Маршалл, 1987): «Социализация – это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и общест­вом и развития удовлетворительных связей с другими людьми».

Человек как субъект социализации. Человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и, что важнее, субъектом социализации, усваи­вающим социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе.

В основу рассмотрения человека как субъекта социализации легли концепции американских ученых Ч.X. Кули, У.И. Томаса и Ф. Знанецкого, Дж. Г. Мида.

Чарльз Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что индивидуальное Я приобретает социальное каче­ство в коммуникациях, в межличностном общении внутри первич­ной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов.

Уильям Томас и Флориан Знанецкий выдвинули положение о том, что социальные явления и процессы необходимо рассматри­вать как результат сознательной деятельности людей, что, изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации, т.е. рассматривать их как субъектов социальной жизни.

Джордж Герберт Мид, разрабатывая направление, получившее название символического интеракционизма, центральным поня­тием социальной психологии считал «межиндивидуальное взаи­модействие». Совокупность процессов взаимодействия, по Миду, конституирует (условно – формирует) общество и социального индивида. С одной стороны, богатство и своеобразие имеющихся у того или иного индивидуального Я реакций и способов действий зависят от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых Я участвует. А с другой – социальный индивид является источником движения и развития общества.

Идеи Ч.X. Кули, У.И. Томаса, Ф. Знанецкого и Дж.Г. Мида оказали мощное влияние на изучение человека как субъекта со­циализации, на разработку концепций социализации в русле субъ­ект-субъектного подхода. Авторы десятитомной Международной энциклопедии по вопросам воспитания (1985) констатируют, что «последние исследования характеризуют социализацию как систему коммуникационного взаимодействия общества и индивида».

Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свои субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).

В определенной мере условно мной были выделены три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе или эта­пе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи достижение определенного уровня физического и сексуального развития.

На каждом возрастном этапе человеку необходимо: достичь оп­ределенной степени познания телесного канона, свойственного той культуре, в которой он живет; усвоить элементы этикета, символи­ки, кинесического языка (жесты, позы, мимика, пантомимика), свя­занные с телом и полоролевым поведением; развить и (или) реали­зовать физические и сексуальные задатки; вести здоровый образ жизни, адекватный полу и возрасту (гигиена, режим, питание, спо­собы сохранения здоровья и оздоровления организма, физического саморазвития, управления своим психофизическим состоянием); перестраивать самоотношение к жизни, стиль жизни в соответствии с половозрастными и индивидуальными возможностями.

Все это имеет некоторые объективные и нормативные разли­чия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женст­венности в различных этносах, регионах, возрастных и социаль­ных группах и т. д.).

Социально-культурные задачи познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые – специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории. Эти задачи объективно определяются обществом в целом, а также этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением человека.

Специфические социально-культурные задачи встают перед человеком на каждом возрастном этапе в процессе участия в жиз­ни общества. От человека в соответствии с его возрастными воз­можностями ждут приобщенности к определенному уровню об­щественной культуры, владения некоторой суммой знаний, уме­ний, навыков, определенного уровня сформированности ценно­стей. На каждом возрастном этапе перед человеком стоят задачи, связанные с его участием в семейной жизни, в производственно-экономической деятельности и т.д.

Задачи социально-культурного ряда имеют как бы два слоя. С одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в верба­лизованной форме институтами общества и государства. С дру­гой – задачи, воспринимаемые им из социальной практики, нра­вов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. Причем эти два слоя не совпадают между собой и в большей или меньшей степени противоречат друг другу. Кро­ме того, и тот и другой слой может не осознаваться человеком или осознаваться частично, а нередко в той или иной мере иска­женно.

Социально-психологические задачи это становление самосоз­нания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.

Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения и меры самопринятия. Так, например, перед подро­стком стоит задача познания тех компонентов своегоЯ, которые связаны с осознанием своего сходства с другими людьми и отли­чия от них, а перед юношей – тех, от которых зависят мировоз­зрение, определение своего места в мире и т.п.

Самоопределение личности предполагает нахождение ею опре­деленной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятель­ности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни. Так, в младшем школьном возрасте ребенку необходимо найти индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в новой социальной ситуации – ситуации поступления в школу. Он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить в связи с этим уже имеющиеся у него системы отно­шений. В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск позиции среди сверстников своего пола, что дополняется в ранней юности определением своей позиции в отношениях со сверстниками противоположного пола.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. — М.: Смысл, – 462 с.
  2. Пугачева Н.Б. Теория и практика политической социализации личности. Ижевск: ИТСА, 2000. – 241 с.
  3. Политическая психология. Хрестоматия. – М.: Аспект Пресс, 2007.    –448 с.
  4. Самсонова Т.Н. Проблемы политической социализации в современной России (hptt://www.prof.msu.ru/publ/book3/sams.html).
  5. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности – СПб: Смысл, 2004. – 416 с.

Фамилия автора: З.А. Абдуллина, Л.М. Ким

Подходы к механизмам социализации в социологии

Механизмы социализации на протяжении многих лет исследуются различными социально-психологическими направлениями:

  • феноменологическим;
  • гуманистическим;
  • когнитивным;
  • бихевиоральным;
  • диспозициональным.

В традиционной психологии, социологии и педагогике все эти направления не пересекаются, но исследования подходов к изучению механизмов социализации взаимосвязаны между собой.

Л.С. Выготский считал, что основами социализации являются становление интеллекта и овладение языком. Ж. Пиаже продвигал мысль о том, что для адаптации личности в среде нужно развивать мыслительные способности. Но для интеграции человека в единое общество было недостаточно только этих навыков.

Л.С. Выготский

Л.С. Выготский

Важно! Чтобы стать частью группы, требовалось подражать ее нормам, обычаям, стереотипам.

К этой мысли впервые пришел Г. Тарда. Благодаря ему, роль подражания укоренилась в понимании социализации. Позже французским социологом были выделены еще 2 механизма, к которым можно отнести:

  1. Приспособление. Борьба между людьми и их идеями приводит к постепенной адаптации и компромиссу.
  2. Противопоставление. Внутренний конфликт человека со своими негативными установками, стереотипами и нормами. Результатом противопоставления является презентация личности с новой моделью поведения.

Ч. Кули считал, что главные механизмы социализации любой личности зависят от малой группы, в которой индивиды связаны между собой неформальным союзом. При этом в обществе присутствует не только подражание, но и обратная связь – одобрение.

Агенты социализации

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Механизмы социализации

  • Идентификация — определение и отождествление человеком самого себя как члена определенной социальной группы, отличающейся от остальных. Например, женщины и мужчины, взрослые и дети и т.д.
  • Копирование или подражание — повторение уведенных моделей поведения, сознательного и несознательного характера. Сюда относятся жесты, мимика, манера общения и т. д.
  • Впечатление и внушение — выражается в рефлекторном использовании опыта и переживаний других людей, находящихся в близком кругу общения.
  • Социальное облегчение — влияние поведения одного члена общества, на деятельность другого, что способствует облегчению социализации. Например, родители помогают ребенку завести детей.
  • Понимание противоречий — осознание индивидом причины и следствия возникновения стрессов и конфликтных ситуаций, с последующим поиском компромисса.

Этапы социализации личности

Социализация личности развивается по трем основным фазам:

  1. Сначала человек осваивает социальные ценности и нормы. В результате этого процесса личность учится соответствовать обществу, в котором находится.
  2. Человек стремится к собственной персонализации, развитию способностей, а также пытается воздействовать на окружающих людей.
  3. На заключительной фазе осуществляется интеграция каждой личности в определенный социальный круг, в котором происходит раскрытие собственных возможностей и свойств.
Процесс социализации личности

Процесс социализации личности

Благополучный исход возможен только в случае последовательного протекания каждой фазы. В сам процесс включены 2 основных этапа социализации личности. Их можно условно подразделить на несколько частей в зависимости от возраста человека.

Этапы социализации личности

Этап Разделение по возрасту Краткая характеристика
Первичная социализация Детство (от рождения до 9 лет) На этом этапе социализации на 70% формируется личность человека, а также закладывается «фундамент» социализации. В этом возрасте естественным образом протекает понимание собственного «Я» у малыша. Ребенок использует любые средства, которые, вероятно, помогут узнать мир лучше.
Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) Ребенок сталкивается с наибольшим числом физиологических изменений. Происходит половое созревание, а также продолжается становление личности. В этом возрасте дети относятся ко всему более ответственно (пытаются возложить на себя как можно больше дел).
Молодость (от 16 до 18 лет) Самый опасный и напряженный период. Теперь каждый индивид может сознательно без чьей-либо помощи решить, к какой группе людей следует примкнуть для дальнейшего пребывания и какую форму поведения выбрать.
Вторичная социализация Зрелость – I стадия
(от 18 до 30 лет)
Становление социализации и основные инстинкты перенаправляются на любовь к себе и работу. Формирование первого представления о собственной персоне у девушек и юношей осуществляется через труд, дружбу и интимные отношения. Неправильное освоение этого периода или неверное восприятие себя может обернуться психологическими проблемами в старшем возрасте: с противоположным полом, построением семьи.
Зрелость –II стадия (от 31 до 50 лет) Этот этап связан с активной самореализацией личности через работу, семью, детей. Человек старается передать свой жизненный и профессиональный опыт другим людям.
Старость (от 51 года и старше) Происходит постепенное угасание физических возможностей. Человек полностью осознает собственное «Я» и принимает свой жизненный уклад.

Как видно из таблицы, именно в юном возрасте происходит активное становление социализации личности.

Уровни социализации

В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д.

Социально-психологические механизмы социализации

Современные социологи пришли к выводу, что процесс социализации личности протекает при помощи 5 основных механизмов.

Традиционный

Действие традиционного механизма социализации личности направлено на бессознательное усвоение человеком общественных стереотипов, мнений и норм поведения, которые исходят из ближайшего окружения:

  • друзей;
  • знакомых;
  • семьи.

Приобретение новых взглядов происходит за счет отсутствия критического мышления, а также посредством запечатления. В качестве примера эффективности этого механизма можно рассмотреть следующую ситуацию: человек прекрасно знает, как «нужно» поступить, чтобы решить сложившиеся проблемы, но его метод противоречит взглядам семьи. Поэтому традиционный «крючок» будет тормозить процесс.

Осуждение личности группой

Осуждение личности группой

Институционный

Реализация институционного механизма социализации осуществляется при помощи различных организаций. Вспомогательные учреждения могут быть двух видов:

  1. Специализированные. Они созданы для реализации функций социализации. К этому виду можно отнести любые образовательные организации: школы, лицеи, институты, колледжи, академии, культурно-просветительные компании.
  2. Неспециализированные. Они попутно с основной деятельностью выполняют функции социализации. Например, это армия.

Благодаря институционному механизму, индивид усваивает полезный социальный опыт общения, а также включается в жизнедеятельность общества и его культуру.

Стилизованный

Его действие осуществляется только в рамках конкретной субкультуры. При выходе из нее изменится и влияние стилизованного механизма.

Дополнительная информация. Субкультура представляет собой свод ценностей, правил поведения и норм, которые характерны для определенной группы лиц.

Именно совокупность взглядов определяет стиль жизни и мышление этой категории людей.

Межличностный

Функционирование межличностного механизма социализации осуществляется во время взаимодействия индивида со значимыми для него людьми. Важными личностями для человека могут быть:

  • родственники: родители, брат, сестра;
  • друзья и знакомые;
  • коллеги.

Несмотря на то, что значимые люди могут быть членами определенной группы, их действие на индивида способно идти в разрез нормам и правилам субкультуры.

Межличностный механизм можно рассматривать, как процесс идентификации, при котором индивид усваивает поведенческие и психологические аспекты, присущие его биологическому полу.

Рефлексивный

Действие рефлексивного механизма социализации происходит посредством индивидуальных переживаний и внутреннего диалога, в котором индивид пытается оценить ценности и поведение общества.

Внутренний диалог

Внутренний диалог

Важно! Только после тщательного осознания и анализа полученной информации человек принимает решение следовать или опровергнуть устои, сложившиеся в семье, рабочем коллективе или другой группе людей.

Благодаря этому механизму, происходят формирование и изменение личности. Ведь только осознав окружающую действительность, человек может действовать, чтобы найти себя и свое место в жизни.

Психологические механизмы социализации

Вопросы, связанные с социализацией, активно изучались Н. Смелзером, Дж. Клаузеном, Э. Эриксоном, З. Фрейдом, Л.С. Выготским и другими великими психологами. Обобщая все имеющиеся данные, можно выделить 5 универсальных психологических механизмов, которые обязательно нужно учитывать при воспитании индивида.

Импринтинг

Слово «импринтинг» произошло от слова imprint, что в переводе означает «оставить след», «зафиксировать». Запечатление представляет собой фиксацию человека на важных для него вещах. Происходит это на подсознательном и рецепторном уровнях.

Важно! Импринтинг характерен преимущественно для младенческого возраста. Не исключено запечатление каких-либо ощущений или образов на более поздних этапах жизни.

Для импринтинга не требуется много времени. Для фиксации достаточно нескольких секунд. Например, мать сразу же привыкает к своему новорожденному ребенку и начинает ощущать с ним связь и близость. Также для этого явления характерна необратимость. Все созданные образы и ощущения сохраняются на всю оставшуюся жизнь.

Подражание

Подражание, как психологический механизм социализации, представляет собой малоосознанное или неосознанное следование личности или целой группы людей какому-то определенному образцу или эталону путем заимствования и воспроизведения поведения или черт характера других индивидов.

Дополнительная информация. Г. Тардом была разработана теоретическая концепция этого явления. Она заключается в том, что подражание необходимо для существования и развития общества. Благодаря этому механизму, появляются групповые ценности и нормы.

Подражание сына отцу

Подражание сына отцу

Идентификация

Идентификация с латинского языка Identificare переводится как «установить совпадение», «отожествлять». Объединяет в себе все социальные и психологические установки, которые есть в человеке. Благодаря этому механизму, индивид начинает неосознанно отождествлять себя с другими людьми или образами.

Идентификация может быть 2-х видов:

  1. Адекватная. При которой человек ощущает комфорт во время реальной принадлежности к какой-либо группе или образу. Например, «Я-мать», «Я-психолог», «Я-студент».
  2. Неадекватная. При этой идентификации индивид сталкивается с серьезным конфликтом во время самоопределения. Например, « Я стесняюсь своих родителей», «Я недовольна своим общественным статусом», «Мне не нравится моя социальная роль».

Идентификация неразрывно связана с усвоением индивида стереотипов, взглядов и норм общественной среды, в которой он живет. Именно по «лекалам» других людей у человека формируется собственное «Я».

Рефлексия

Рефлексия представляет собой своеобразный внутренний диалог, благодаря которому человек начинает осознавать свои индивидуальные особенности, их проявление во внешнем мире, а также реакцию на это других людей.

Важно! Благодаря этому механизму, личность может корректировать свой образ, чтобы стать более или менее привлекательной.

Как бы хорошо человек ни разобрался в себе, собственный образ будет все равно искажен. Только другие индивиды могут служить «зеркалом», через которое личность будет смотреть на свое «Я» наиболее адекватно.

Экзистенциальный нажим

Речевая культура – мощная движущая сила, которая оказывает значительное влияние на ориентацию и самосознание личности. В процессе общения с близкими людьми человек овладевает языком, а также усваивает нормы поведения.

Важно! Это явление называется экзистенциальным нажимом.

Активизируется оно одновременно с рефлексией. Благодаря этим двум механизмам, осуществляется культурный и поведенческий обмены в группе.

Мама учит ребенка говорить

Мама учит ребенка говорить

Механизмы социализации играют важную роль в жизни каждого человека. Их нельзя относить на «задворки» становления личности. Благодаря им, человек развивается и познает окружающий мир.

Виды социализации

Поскольку социализация это процесс, сопровождающий нас всю жизнь, то вполне понятно, что в различные периоды она принимает ту или иную форму, иными словами социализация имеет несколько видов:

  • Полная социализация личности — полное соответствие индивида выбранной социальной группе, а также результативное выполнение заданных функций.
  • Неполная или частичная социализация личности — соответствие полученных навыков и умений необходимых для принадлежности к выбранной социальной группе.
  • Односторонняя социализация индивида — когда человек получил полный объем знаний и умений только в одной из сфер своей жизни, например в карьере, или только в семейных отношениях.
  • Десоциализация — отказ от выработанных навыков, ролей и моделей поведения
  • Ресоциализация — получение новых понятий, норм и правил поведения взамен отторгнутых старых, необходимое для достижения поставленных целей.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...