Механическая память — что это такое в психологии и чем характеризуется

Содержание
  1. Что это такое
  2. Виды запоминания
  3. Что такое память человека в психологии
  4. Введение
  5. Что такое словесно-логическая или вербальная память?
  6. Включение в активную умственную деятельность
  7. Классификация по типам и способам запоминания
  8. Спасение рядового Рассеянного
  9. Развиваем зрительную память
  10. Развиваем тактильную память
  11. Развиваем двигательную память
  12. Развиваем слуховую память
  13. Приемы для развития логической памяти
  14. Способ 9. Приучите малыша напрягать память
  15. Эмоциональное отношение к материалу
  16. Преимущества и недостатки
  17. Методы изучения
  18. Как развить долговременную память?
  19. Проведите вашему ребенку тест на развитие долговременной и кратковременной памяти
  20. Теория памяти
  21. Ассоциативная теория Аристотеля
  22. Гештальт-теории
  23. Теория бихевиоризма
  24. Смысловая теория памяти
  25. Скачать инфографику. Что такое память
  26. Ассоциацию можно образовать тремя основными способами.
  27. Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка
  28. Тест на развитие образной памяти у детей дошкольного возраста
  29. Развитие
  30. Теории памяти
  31. Биохимическая теория памяти
  32. Ассоциативная теория памяти
  33. Гештальт-теория памяти
  34. Диагностика
  35. Методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»
  36. Диагностика заболеваний
  37. Особый случай
  38. Список литературы
  39. Курсы Умназии по памяти
  40. Виды и симптомы нарушений
  41. Мнемотехники
  42. Интересно знать
  43. Типы памяти по способу восприятия

Что это такое

zauchivanie.jpeg

Механическая память — это способность запоминать и воспроизводить информацию такой, как она есть, без осмысления и включения в работу логических связей, то есть автоматически заучивать её посредством многократных повторов. Сокращённое название — МП. Не является показателем интеллекта. Основана на нейронных связях, формирующихся в рамках первой сигнальной системы (I с. с.).

Последовательное запоминание блоков информации происходит по принципу, который в психологии носит название «ассоциаций по смежности». Это значит, что слова фиксируются в памяти точно в таком виде, в каком человек их увидел, услышал или произнёс. Нельзя сказать, что при этом их смысл вообще не усваивается и полностью теряет своё значение, но он становится второстепенным.

Основной приём запоминания — многократное повторение. Оно заключается в максимально точном воспроизведении информации в виде образов, формирующихся в I с. с. Закрепление нужных нейронных связей в ней является результатом суммарного количества репетиций. Некоторые называют это зубрёжкой.

Пример. Запоминание и воспроизведение такой информации, как:

  • имена;
  • географические названия;
  • числа;
  • иностранные слова;
  • номера телефонов;
  • сложные термины;
  • стихотворения;
  • формулы.

В психологии это полная противоположность логической (смысловой) памяти.

Виды запоминания

В психологии классифицируют несколько видов запечатления информации. Например, различают произвольное и непроизвольное запоминание.

Непроизвольное запоминание, которое подразумевает усвоение бессознательно поставленной цели, представляет исходную форму. В памяти сохраняются объекты окружающей среды или просто факторы, влияющие на повседневную жизнь, содержание книг, прочтенных без учебной цели, смысл фильмов и тому подобное. И все это неосознанно. Тем не менее этот вид селективен: лучше сохраняется в голове то, что связано с увлечениями и деятельностью человека.

Произвольное запоминание отличается тем, что субъект устанавливает цель запомнить что-либо, и для этого применяет некоторые методы. Часто при обучении это достигается путем многократного повторения — заучивания.

Классификация основных видов памяти

В психологии также выделяют следующие виды преднамеренного запоминания:

  • механическое – зазубривание без осмысления;
  • ассоциативное – подборка ассоциаций для запоминания;
  • аналитическое – наиболее эффективный метод, поскольку подключается мышление, заучиваемый материал подвергается анализу, человек делает выводы, соглашается либо опровергает полученную информацию.

Заданная цель – запомнить – представляет большую значимость, обуславливая собой процессы памяти. Если предоставить другие равные факторы, влияющие на фиксирование информации в памяти, будет очевидно, что произвольное запоминание гораздо эффективней непроизвольного. Большинство из того, что происходит в жизни много раз, не запоминается, если нет задачи запомнить. И наряду с этим, при целенаправленном выполнении всех необходимых условий, заучивание протекает со сравнительно большим успехом и является довольно прочным. С младенчества формирование памяти ребенка движется по следующим направлениям:

  • логическая память постепенно дополняет и замещает механическое запоминание;
  • в результате осознанного активного применения различных методов и приемов, непринужденное запоминание переходит в опосредованное;
  • непроизвольное запоминание, которое преобладает в детстве, с возрастом становится произвольным.

Что такое память человека в психологии

память человекаТакое понятие, как память можно охарактеризовать, как запечатление или сохранение полученной информации, последующее распознавание увиденного (услышанного), и дальнейшее воспроизведение прошлого опыта.

Благодаря памяти человек имеет возможность скапливать опыт и умения, учиться и постоянно познавать новое, совершенствоваться.

Память состоит из постоянно протекающих мнемических процессов, которые заключаются в том, что мы видим и распознаем и вспоминаем предмет, который уже когда-либо видели и или трогали.

Введение

Психология – это наука о психике человека, изучающая закономерности психических явлений.

Все психические явления условно делятся на три группы: психические свойства, психические состояния и психические процессы [2; 3; 5]. Данные группы психических явлений отличаются друг от друга, в первую очередь, своей длительностью и устойчивостью в психической жизни человека. Психические процессы функционируют непосредственно в данный текущий момент времени, психические свойства являются наиболее устойчивыми психологическими характеристиками человека, а психические состояния кратковременны и занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами.

Все психические процессы, в свою очередь, могут быть разделены на познавательные, эмоциональные и волевые [2; 3]. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят восприятие, память, мышление, внимание и др. Функционирование познавательных психических процессов позволяет человеку получать сведения об окружающем его мире и оперировать ими в своем сознании. Эмоциональные психические процессы связаны с потребностями человека: информация, поступающая от познавательных психических процессов, в зависимости от соответствия или несоответствия его потребностям и желаниям, становится значимой или не значимой для человека, вызывая такие психические процессы, как аффекты, чувства, эмоции и т.п. Они определяют отношение человека к отдельным явлениям окружающей действительности. В условиях необходимости принятия решений, преодоления трудностей выступают волевые психические процессы, связанные с сознательной регуляцией человеком своего поведения.

Данная контрольная работа посвящена изучению одного из познавательных психических процессов человека – изучению памяти.

Что такое словесно-логическая или вербальная память?

Главный компонент вербальной памяти – это мысли, мыслительные процессы, понимание изучаемых явлений, анализ суждений, способность делать умозаключения, работать с чужими высказываниями и услышанными от кого-то мыслями. Как уже понятно из названия данный вид памяти состоит из двух слагаемых – логической и словесной.

Логическая слагаемая, в отличие от механической, при помощи которой человек запоминает только внешние данные объекта/текста, направлена на познание смысла изучаемого предмета или темы. Логическая память всегда предполагает мыслительную работу, при которой материал не просто механически заучивается, а предварительно анализируется, разбивается на логические фрагменты, из которых потом отделяются важные и второстепенные, строятся взаимосвязи между всеми фрагментами, и таким образом познается суть всего объема, подлежащего запоминанию.

Результатом любой мыслительной деятельности человека становится словесная формулировка умозаключений (передать мысли без языка невозможно) – она же словесная слагаемая вербальной памяти. Эта составляющая не всегда будет точной копией исходного материала, она скорее будет отражать только его смысл. То есть человек может своими словами объяснить суть вопроса, без зазубривания книжного ответа. На специальной познавательном ресурсе «АйКлуб» каждый желающий может потестировать и потренировать все существующие виды памяти. Материалы сайта разработаны на основе научных теорий специалистами в области психологии и преподавания, а представлены в игровой форме, особенно интересной детской аудитории.

Вербальная память, формируется на трех других видах – двигательной, образной и эмоциональной, но при этом является основной, и только от нее будет зависеть степень развитости смежных видов памяти. Она играет ведущую роль в усвоении любых знаний.

Степень развитости словесно-логической памяти – лакмусовая бумажка эрудированности человека, уровня его обучения, качества знаний. Обучение любого школьника обеспечивается словесно-логической памятью, поэтому ее возможности необходимо использовать как можно полнее, а значит важно всестороннее развитие словесно-логической памяти. Чем больше она применяется в жизни, тем успешнее становится деятельность человека. Отличная память, конечно, не сможет заменить гениальный ум, однако она станет ему надежной помощницей при решении задач любой сложности. Развитая память во много раз сокращает время выполнения любой умственной операции.

Включение в активную умственную деятельность

Чем активнее умственно прорабатывается материал, прикладываются усилия для того, чтобы придать ему осмысленную структуру, тем он запоминается лучше. Большую роль здесь играет применение мыслительных операций, в частности, сравнение материала с другим, ранее усвоенным. Установление при этом сходства, а особенно отличий, играют для памяти роль своеобразных опорных пунктов. Поэтому запоминания следует начинать с выявления ярких различий между объектами или явлениями. Помимо сравнения, активная умственная деятельность предусматривает также другие мыслительные операции: классификацию, систематизацию и т.п.

Классификация по типам и способам запоминания

Каждый человек обладает разными способами обработки данных, которые одинаково важны. В классификации видов запоминания выделяют 4 подтипа:

  1. Фото 1912Сенсорная — считывает информацию, воздействующую на системы органов чувств. Данные, попадая в память, остаются доступными сознанию, но изменить их нельзя. Сенсорная картина мира кажется цельной, но состоит из фрагментов — взаимодействующих частей мозга. В создании воспоминаний участвуют передние ядра таламуса, эмоциональные центры лимбической системы и гиппокампа. Объекты сенсорного восприятия — изображения, звуки, тактильные контакты, запахи. Чтобы восстановить целостную картину воспоминания, достаточно активировать один тип восприятия и мозг дополнит остальные части сам.
  2. Эйдетическая — длительная память, в которой образы хранятся в мельчайших подробностях. Люди, у которых развит этот вид запоминания, могут воспроизводить любые данные, с которыми они сталкивались в течение жизни. Запоминание происходит механически, без дополнительных усилий.
  3. Социальная — запоминание социальных связей. С помощью этого вида обработки информации человек поддерживает отношения с другими людьми: запоминает имена, данные о характере, деятельности, социальном положении. Размер социальной памяти имеет пределы: индивид способен контактировать с ограниченным количеством людей.
  4. Топографическая — запоминание пространства. Этот вид запоминания необходим для обработки данных о жилье, окрестностях, местах отдыха, путешествиях. Человек обрабатывает данные, создавая в воображении карты: графики дорог и метрические свойства. Определяя свое место, он сверяется с внутренней картой. Вначале человек формирует карты-пути, а после дополняет их образами. Топографическое запоминание долговременно, объем и скорость зависят от работы гиппокампа.

Фото 1913Также выделяют кратковременную и долговременную память. Если нужно запомнить краткий объем информации объемом до десяти слов, он сохраняется в кратковременной памяти. Он легко воспроизводится, но быстро забывается. Когда требуется сохранять данные продолжительное время, задействуется долговременную память.

Для перевода информации в категорию долгохранимой требуется волевое усилие. Данные нужно повторить минимум 3 раза, используя разные виды вспомогательных материалов: текст, изображения, звуки. Разные виды памяти в психологии одинаково важны, но именно долговременная позволяет в любой момент воспроизвести воспоминание.

Спасение рядового Рассеянного

Средства, которые помогут ребенку запоминать больше и помнить дольше, называются мнемоническими приемами. Вот некоторые из них. Группировка. Практически любой материал можно разделить на части. Если малыш получил задание подсчитать и запомнить, сколько всего в доме стульев, нужно условно “разбить” дом на отдельные зоны и сперва пересчитать стулья в каждой из них. В кухне их будет, скажем, 5, в спальне — 2, а в гостиной — 4. В дальнейшем этот способ пригодится, чтобы научить ребенка пересказывать истории. Делим текст на смысловые отрывки и обсуждаем с малышом каждый по очереди — нагрузка на память снижается пропорционально тому, на сколько кусков был разбит текст.

Наша память часто нуждается в помощи извне, например, в визуальных подсказках.

Ассоциация. Любая новая информация связывается в памяти с уже известной — так устроена наша психика. Чтобы ускорить этот процесс, задавайте ребенку вопросы вроде: “Что напоминает это слово? На кого похожа эта тетя?” Известны случаи, когда люди запоминали имена, связывая их с цветами (например, Александр Петрович — фиолетовый, а Людмила Георгиевна — зеленая). Цифры обычно “соединяют” с памятными датами, номерами квартир или превращают в простое арифметическое действие. Скажем, требуется запомнить номер домофона 246: считаем, сколько будет 2 плюс 4, и узнаем третью цифру. Некоторые ассоциации могут показаться вам дикими, но главное, чтобы метод работал.

Схематизация. Наша память часто нуждается в помощи извне, например, в визуальных подсказках. Чтобы ребенок запомнил домашний адрес, нарисуйте для него карту местности — с улицей, детской площадкой, магазином, киоском мороженого и прочими интересными малышу объектами.

Достраивание. Разрозненную информацию (допустим, список “продуктов” во время игры в магазин) легче запомнить, если придумать связки между словами или просто сочинить небольшую историю, в которой бы упоминались все предметы и факты. Классическое “А” — это “аист”, “Б” — это “банан” — тоже достраивание.

Развиваем зрительную память

Для этого подойдет игра “в наперстки” — только честная, конечно. Вам понадобятся 3-4 спичечных коробка. На глазах у ребенка спрячьте в одном из них пуговицу. Задача чада — показать, где она находится. Когда малыш натренируется, процесс можно усложнить: например, спрятать сразу несколько предметов, перетасовать коробки или выждать несколько минут, прежде чем задать вопрос. Годится и игра в “пропажу”. Положите на стол несколько разных предметов, дайте малышу пару минут, чтобы все изучить, а затем попросите его отвернуться. Пока он не видит, заберите что-нибудь одно, после чего спросите у детки, чего именно недостает. Возможные варианты игры: предметы меняются местами, и наследнику необходимо восстановить первоначальный порядок, а можно, наоборот, добавить какую-нибудь вещь к первоначальному набору — пусть ищет лишнее.

И птичка вылетает
У некоторых дошкольников развит особый вид зрительной памяти — эйдетическая память (иногда ее называют фотографической). Одаренные фотографической памятью счастливчики с первого взгляда запоминают картинку, а затем легко описывают все увиденное вплоть до мелочей. Вопреки распространенному мнению, ни о гениальности, ни о безумии эйдетическая память не свидетельствует — это просто возрастная особенность. Если же сей “талант” упорно сохраняется и в школьные годы, следите за ребенком особенно внимательно: вместо того, чтобы усердно учиться, он может вовсю использовать свои “сверхспособности”. Ведь если можно просто “фотографировать” целые страницы текста, зачем ломать голову и разбираться, что к чему? Вот и получается, что знания вроде бы имеются, но как связаны между собой различные факты — ребенок понятия не имеет.

Развиваем тактильную память

Отличную службу здесь сослужат жмурки — ведь каждого пойманного следует ощупать, опознать (вспомнить) и назвать по имени. Можно развлекаться и с игрушками. Ребенку дают “Волшебный мешочек”, в котором сложены разные машинки с пупсиками, задача — определить предмет на ощупь и назвать его. Для детей постарше — усложненный вариант: ребенок зажмуривается, а вы поочередно вкладываете ему в ладонь разные предметы. Дошкольнику нужно не только понять, что это такое, но и, открыв глаза, перечислить игрушки в той же последовательности.

Развиваем двигательную память

К вашим услугам все, что связано с движением: пусть малыш танцует, играет в подвижные и спортивные игры, занимается физкультурой, на худой конец хотя бы делает зарядку. С совсем маленькими можно играть в “Робота”. Вы “программируете” ребенка — встаете у него за спиной, поднимаете его руку, ногу, опускаете их и т.д. Затем малыш сам старается повторить те же движения.

Развиваем слуховую память

Играем в “Пары”. Для этого подбираем 10 пар слов, связанных друг с другом по смыслу, например “кошка-мышка”, “хлеб-масло” и т.д., и трижды зачитываем их малышу. Через некоторое время (чем старше ребенок — тем больше перерыв) вы называете только первые слова из каждой пары, а наследник должен вспомнить вторые.

Игра в рифмы — тоже отличный способ тренировать слуховую память. Ну и конечно же, тут не обойтись без пения.

Мальчишки и девчонки
Установлено, что у мальчиков и девочек память развивается по-разному. Как ни странно, лет до десяти барышни опережают пацанов в том, что касается рационального мышления и словесно-смысловой памяти. Они лучше запоминают цифры и решают логические задачи, да и по развитию речи часто обгоняют сверстников противоположного пола. Мальчики же больше склонны к интуитивным, иррациональным решениям, у них лучше развита образная память. Со временем способности тех и других уравниваются, а потом на детей начинают влиять ожидания окружающих — и девочки вдруг заявляют, что “математика — это бр-р-р-р-р!”.

Приемы для развития логической памяти

Психологи провели массу исследований и пришли к выводу, что логическая память легко поддается тренировке.

Главное запомнить несколько правил:

1. взаимосвязь. Изучая какую-то новую информацию, старайтесь задать себе вопрос, как она связана с предметом в целом? Как поможет перейти в новый этап, и чем важна как отдельная часть? Отвечая себе на этот вопрос и видя связь, Вы сможете сложить весь пазл в себя голове и легко запомнить новый материал. Не зря детям с малых лет дают складывать пазлы: пазлы развивают память и внимание;

2. анализирование. На этом этапе важно понять что вы изучаете и зачем. В поисках ответа на эти вопросы, часто человек делает наброски, чертежи, ищет метафоры. Это помогает механическую память перевести в логическую, концептуальную;

3. осознание. Это сложный, но интересный этап. Не всегда сразу он дается, поэтому многие предметы нам непостижимы и мы их забрасываем. Но если постараться познать суть, тогда получится не просто зазубрить, а запомнить. Для этого больше вникните в историю предмета, в людей связанных с ним, с эмоциями которые он у Вас вызывает;

4. повторение. Но не стоит это путать с обычным повтором фраз с учебника. Здесь важно повторять своими словами. Пересказывать нужно в той форме как Вы поняли. Именно благодаря тому, что Вы подбираете свои собственные выражения и формулировки, материал откладывается в логической памяти, и не выйдет с головы через пару часов;

5. ассоциации. Чем больше находить связей с жизнью, знакомым предметом или ситуацией, тем легче пропустить через себя и запомнить. Часто по этой причине мы не можем вспомнить имя или номер, но помним с чем это связано и что значит, ведь запомнили благодаря ассоциациям;

6. внимание к мелочам дает осознание общей картины. Поэтому не пренебрегайте маленькими деталями, они помогут развивать логическую память.

В повторении особенную роль играет повтор в первые дни после выучивания, так как процентность забывания в эти дни выше. В первый день повторить 2-3 раза, на следующий 2 раза, через день – раз, и так раз в несколько дней переведут постепенно информацию в долгосрочную, логическую память.

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Также интересно: Как улучшить память — простые рекомендации восточной медицины​

Нужные книги: что почитать детям от 10 до 13 лет​

Эмоциональное отношение к материалу

При положительном эмоциональном отношении к заучиваемому материалу, человек запоминает больше информации; при отрицательном — почти вдвое меньше; при безразличном — меньше. Итак, материал, который вызывает эмоциональный отклик, запоминается лучше, чем нейтральный, однако слишком сильные переживания вытесняют материал из сознания и вызывают его забывание. На этот факт в свое время обратил внимание З. Фрейд, который показал, что человек склонен вытеснять в бессознательное сферу неприятные впечатления. Активизируются они в сновидениях, описках и оговорках.

Преимущества и недостатки

К плюсам механической памяти можно отнести следующее:

  1. При правильной методике заучивания, материал быстро отложится в голове.
  2. После повторения заученного на ночь или рано утром материал лучше усвоится.
  3. Не нужно выдумывать объяснение определённым элементам, потому что все необходимые термины были зазубрены.

К минусам механической памяти относится:

  1. Маленький срок хранения важной информации.
  2. Материал забывается практически полностью.

Плюсы смысловой памяти:

  1. Долгосрочное запоминание.
  2. Лёгкое усвоение, за счёт понимания данных.
  3. Интерес к изучению дополнительных материалов.

К минусам смысловой памяти можно отнести:

  1. Затрата времени на изучение данных.

Смысловое изучение основывается на понимании, процессах деятельности мышления. Для детей со слаборазвитой памятью этот метод является очень полезным, потому что пути развития лежат в развитии навыков умения обобщать материал, выделять в нём главные особенности.

Механическое запоминание получило своё название за счёт учащённого повторения трудно усвояемого материала. Этот процесс напоминает работу какого-либо механического устройства.

Именно поэтому наименование памяти стало – механическая. Психологи предполагают, что этот вид изучения произошёл из-за школьных программ обучения.

Методы изучения

Фото 1914Для изучения способности человека запоминать и обрабатывать информацию используют:

  1. Сбор информации — изучение биографии испытуемого, наблюдение, проведение экспериментов и тестов, изучение результатов деятельности.
  2. Аналитическую биохимию. Проводится на основе результатов клинических исследований.
  3. Электрофизиологию. Активность мозга фиксируется с помощью магнитно-резонансной томографии.
  4. Фармакологию. Исследуется влияние на мозговую активность различных стимулирующих препаратов.
  5. Клиническую психофизиологию. За поведением испытуемого наблюдают в условиях клинической лаборатории.

При необходимости исследовать можно не только человеческую память. Ученые проводят эксперименты на млекопитающих, растениях и даже микроорганизмах.

Как развить долговременную память?

Память человека достаточно субъективна, поскольку после каждого последующего воспроизведения информации, воспоминания искажаются.

Задача родителей – развивать и тренировать долговременную память ребенка. Для этого нужно:

  • Научить свое чадо умению сравнивать объекты запоминания, находить в них сходства и отличия (для тренировок подойдут детские журналы с красочными картинками, таблицами, в которых предлагается найти либо одинаковые предметы, либо отыскать в них едва заметные отличия);

  • Практиковать пересказ ребенком любой полученной им информации – просмотренного мультфильма, прочитанного рассказа, пережитого впечатления (тренирует память, развивает речь, позволяет правильно составлять предложения);
  • Заучивать стихотворения, скороговорки, разгадывать кроссворды;
  • Постепенно переходить на запоминание прозы (здесь можно предложить одно интересное упражнение). Например, в журнале прочитать небольшой отрывок текста, вырезать этот фрагмент. Затем разрезать его на кусочки, дать ребенку одну часть и предложить по ней восстановить весь сюжет.

Проведите вашему ребенку тест на развитие долговременной и кратковременной памяти

Вам понадобится дидактический материал, стимулирующий память. Подготовьте 10-15 карточек, на которых изображены предметы, ранее изученных ребенком. Это может быть изображение транспорта, цветов, строений, кухонной утвари и прочее.

Разложите карточки перед ребенком и попросите запомнить их (время для запоминания 30-40 секунд). После чего соберите карточки и попросите назвать предметы, которые запомнились вашему ребенку.

Если ребенок назвал семь и более карточек – отличный результат работы кратковременной памяти.

Спустя 7-10 минут разложите перед ребенком карточки, которые он не назвал сразу (время для запоминания 30-40 секунд). Предоставьте ребенку возможность заниматься своими делами, а спустя час, попросите назвать предметы на карточках, которые ему запомнились. Это позволит оценить работу долговременной памяти. Шесть и более названых карточек говорят о высокой оценке долговременной памяти.

Карточки для развития памяти ребенка

Теория памяти

Еще с давних времен человечество задавалось вопросом, что такое память человека и непосредственно психологическими связями между запоминанием и воспроизведением информации. Объясняя эти механизмы, появилось множество теорий и объяснений, которые разнятся и характеризуются некоторыми принципами, к примеру:

  • Ассоциативная теория Аристотеля;
  • Гештальт-теория;
  • Теория бихевиоризма;
  • Смысловая теория памяти.

Только рассмотрев каждую теорию в отдельности, можно определить особенности.

Ассоциативная теория Аристотеля

Предполагает, что все запоминание состоит в создании связи – ассоциаций. При этом существуют некоторые виды ассоциаций:

  • Ассоциация по смежности, которая заключается в том, что воспроизводя образы, память человека воспроизводит и эмоции, которые были пережиты в те моменты, как отрицательные, так и положительные.
  • Ассоциация по сходству, которая обеспечивается воспроизведением образов и всех признаков, которые с ним схожи. К примеру, увидев фотографию человека, сразу возникают представления о нем самом (характере, тембре голоса и прочее).
  • Ассоциация по контрасту заключается в процессах представления, которые основаны на контрасте, на противоположных образу признаках.

Гештальт-теории

Спустя время, одна теория сменялась другой, и вот настало время гештальт-теории, суть которой была совершенно противоположной. Теория обуславливалась не частичными ассоциативными элементами, а полноценной целостной организацией процессов – гештальтом. Направление изучения подобной теории стало носить название гештальтология, основным постулатом которой являются наличие целого, совокупность всех механизмов, систем и функций памяти, которые образуют представление и восприятие.

Теория бихевиоризма

Теория бихевиоризма, которая пришла на смену «гештальтам», во многом была схожа с ранее представленной теорией ассоциаций, лишь с одним значительным отличием – по теории бихевиоризма процесс запоминания должен был постоянно подкрепляться каким-либо стимулом, для качественного дальнейшего воспроизведения.14

Смысловая теория памяти

Начало ХХ века в психологии ознаменовалось появлением новой смысловой теории памяти, смысл которой заключался в том, что все процессы и сопутствующие реакции, протекают прямопропорционально наличию или отсутствию смысловой связи, которая их объединяет. Так, доказательству подлежала теория о том, что процессы памяти неразрывно зависят от процессов мышления. Таким образом,  память, как осмысленная деятельность человека, зависит от поставленной задачи. Также было доказано, что действия, в отличие от мыслей, намного лучше запоминаются.

Недавними исследования доказали, что все процессы памяти связаны с биохимическими реакциями и модификациями РНК.

Помимо этого, в последнее время ученые стараются доказать и изучить определенные области мозга, отвечающие за сохранение и воспроизведение информации, а также характеризующие процессы забывания. Но об этом в других статьях.

Скачать инфографику. Что такое память

инфогр

Данная статья входит в цикл статей о памяти.

Часть первая [Вы только что прочитали её выше] Что такое память. Теории памяти

Часть вторая. Физиология памяти

Часть третья. Продукты полезные для работы мозга и памяти

Нравится? Поделитесь материалом

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Ассоциацию можно образовать тремя основными способами.

С выделением основы ассоциации. Один образ в ассоциации выбирается центральным и мысленно представляется более крупным; другие образы ассоциации соединяются с разными частями этого центрального образа (запоминание на разные части образа).

С сохранением последовательности образов в ассоциации. Входящие в ассоциацию образы соединяются последовательно парами по определенной системе. Например, слева направо или сверху вниз, как мы обычно пишем. При этом все образы группируются вблизи первого образа так, чтобы была видна вся ассоциация целиком и одновременно.

Произвольно. Все образы ассоциации примерно равны между собой и соединяются произвольно, без определенной системы.

Главное при образовании ассоциативной связи представлять мысленно все образы ассоциации одновременно.

Примеры образования ассоциативной связи
Представьте свечку. Проткните ее карандашом. В карандаш вставьте спицу. К спице привяжите веревочку. На веревочку привяжите гирьку. На гирьку посадите бабочку. Следите, чтобы все образы располагались кучно вокруг первого образа (свеча). После создания парных взаимосвязей постарайтесь увидеть всю ассоциацию целиком.

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.

Тест на развитие образной памяти у детей дошкольного возраста

Подготовьте для проведения теста 6 карточек с изображениями, а также лист (поле), разделенный на 18 клеток, равных размеру карточек. Каждой карточке с изображением соответствует три поля, но изображения могут отличаться между собой:

  • 100% копия карточки с изображением;
  • изображение с одной отличительной деталью;
  • изображение, схожее лишь цветом или предназначением.

Суть состоит в том, что взрослый показывает оригинальную карту, а ребенок должен отыскать идентичную на карте (поле) из 18 клеток. За каждый правильный ответ (идентичная картинка) ребенку зачисляется три балла. За ответ, где изображение отличается одной деталью – 2 балла. За ответ, где изображение, схожее лишь цветом или предназначением – 1 балл. Другое — 0 баллов.

До 15 Б – низкий уровень образной памяти. От 15 Б до 20 Б – средний уровень. От 20 Б – высокий уровень.

Развитие

razvitie-pamyati.jpeg

Хорошая механическая память может быть врождённой (так как связана с I с. с.) и приобретённой. Первая обусловлена высокой гибкостью нервной системы. При такой способности выучить материал получается уже после 1-2 повторений. Часто это обнаруживается у полиглотов.

Однако не нужно расстраиваться, если вы не являетесь обладателем такого феномена. Во-первых, информацию всегда можно заучить через многократное её повторение. Это укрепляет изначально слабые нервные связи, так как прокладываются необходимые сигнальные пути между участками полушарий, отвечающими за фиксацию и воспроизведение данного материала.

Во-вторых, всегда можно развить механическую память, сделать так, чтобы её объём увеличился. Психологи предлагают использовать для этого следующие приёмы:

  • активное изучение иностранных языков;
  • заучивание стихов наизусть, постепенно увеличивая их объёмы: от четверостиший к поэмам;
  • запоминание математических формул и сложных научных терминов;
  • постепенное устранение списков: учите наизусть продукты, которые нужно купить, номера телефонов и адреса, имена и отчества людей;
  • методика ночного запоминания: прочитать нужную информацию перед сном и повторить её сразу после пробуждения наутро.

Несмотря на то, что механическая память по многим показателям проигрывает логической, она является базой успешного процесса обучения. Поэтому нужно следить за её полноценным развитием с раннего детского возраста.

Рекомендуем: Образная память и её развитие

Вам также может быть интересно:

Теории памяти

Биохимическая теория памяти

Авторы этой теории выдвинули гипотезу о двухступенчатом характере запоминания. На первой ступени, по их мнению, в мозгу происходит кратковременная (порядка нескольких секунд) реакция, которая вызывает физиологические изменения. Эти изменения имеют обратимый характер и являются механизмом кратковременного запоминания.

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

На второй ступени — собственно биохимической — происходит образование новых белковых веществ (протеинов). Под влиянием раздражителя в нервных клетках происходят химические изменения. Клетки РНК и ДНК изменяются из-за химической реакции, которая лежит в основе процессов памяти.
Таким образом, ДНК является носителем генетической памяти, а РНК — носитель индивидуальной памяти.
Эта стадия приводит к необратимым изменениям в нервных клетках и считается механизмом долговременной памяти.

Ассоциативная теория памяти

Суть ассоциативной теории состоит в том, что наш мозг перед запоминанием информации ее классифицирует, чтобы стало возможно создать ассоциативные связи. Если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи с необходимостью вызывает в сознании представление всех ее элементов.

Гештальт-теория памяти

Исходным понятием является не ассоциация предметов или явлений, а их изначальная, целостная организация — гештальт. Процессы памяти определяются формированием гештальта.

Исследуя память, сторонники данной теории исходили из того, что при запоминании и при воспроизведении материал, с которым мы имеем дело, выступает в виде целостной структуры, а не сложившегося на ассоциативной основе случайного набора элементов.

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

Яркой представительницей данного направления была Б. В. Зейгарник, которая открыла эффект памяти, названный в ее честь.

Некоторое, актуальное в данный момент времени, состояние создает у человека определенную установку на запоминание и воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании некоторые целостные структуры, на базе которых, в свою очередь, запоминается или воспроизводится материал. Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений.

Диагностика

Методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»

В начальной школе и в подростковом возрасте психологом проводится тест, какая память преобладает у ребёнка — механическая или логическая. Это необходимо для выстраивания правильной методики обучения с учётом индивидуальных особенностей.

Цель: выяснение уровня развития и соотношения ЛП и МП у учеников начальной школы.

Возраст: 7-10 лет (для подростков подбираются другие словесные пары).

Оборудование: листы бумаги на каждого ученика, секундомер (часы), ряды и пары слов.

Слова для определения коэффициента логической и механической памяти

Инструкция:

  1. Постановка задачи перед ребёнком: запомнить пары слов, которые ему зачитают.
  2. Прочтение первого словесного ряда с 5-секундным интервалом между каждой парой.
  3. Десятисекундный перерыв.
  4. Прочтение первых слов каждой пары с интервалом в 10-15 секунд. Ребёнок в это время записывает вторые слова пар.
  5. Тот же алгоритм — со вторым рядом.

По результатам составляется таблица:

Итоговая таблица теста определения объёма механической и логической памяти

Диагностика заболеваний

Гипомнезия — нарушение механической памяти, когда логическая продолжает работать, а вот элементарные вещи не фиксируются. Даже взрослый человек может просидеть над текстом небольшого объёма часа 3 и совершенно ничего не запомнить. Она бывает временной, если причина — хроническая усталость или сильный стресс. Всё гораздо хуже, когда она носит хронический характер и свидетельствует о необратимых процессах в гипокампе. Такое состояние требует неотложного лечения и правильной дифференциальной диагностики, включающей в себя:

  • тестирование (метод 10 слов, пиктограммы, работа с текстом);
  • ЭЭГ, КТ, МРТ, ЭКГ;
  • анализы крови и мочи (для выявления заболеваний, спровоцировавших гипомнезию).

Задача дифференциальной диагностики — не спутать гипомнезию с прочими заболеваниями, так как её клиническая картина похожа на симптомы, сопровождающие неврозы и депрессию.

Особый случай

Серьёзные нарушения диагностируются у детей с ЗПР. С помощью словесных проб Лурии у них были выявлены следующие особенности:

  • МП хуже, чем у обычных школьников, но лучше, чем у олигофренов;
  • общее количество попыток заучивания близко к норме;
  • возникает мощная интерференция (и ретроактивная, и проактивная), что приводит к торможению нейронных связей;
  • ребёнок запоминает первый блок информации, но при заучивании следующего стирается первый;
  • на результаты сильно влияет наличие помех (отвлекающие факторы).

Психологи утверждают, что у детей с ЗПР успешность механического запоминания напрямую зависит от организации процесса заучивания.

Список литературы

  1. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология: Пособие для врачей. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2000. – 416 с.
  2. Клиническая психология: Учебник. 3-е изд. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2007. – 960 с. (Серия «Национальная медицинская библиотека»).
  3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с. – (Серия «Учебник нового века»).
  4. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л.Соловьева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 575 с.
  5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с. – (Серия «Мастера психологии»).
  7. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – 688 с.

Курсы Умназии по памяти

На нашем сайте ваш ребёнок сможет не только заниматься на тренажере или участвовать в олимпиадах, но и прокачать такой важный навык, как «ПАМЯТЬ». Программа состоит из четырех курсов: 1. «Как быстро и хорошо учить стихи»; 2. «Как запоминать иностранные слова, имена и лица»; 3. «Как быстро и правильно запоминать информацию»; 4. «Практическая мнемотехника».

Выбирайте наиболее интересный или прокачайте все виды памяти! (при покупке набора из 2-х или 4-х курсов вас будет ждать приятный подарок)

Хотите легко и быстро выучить три стихотворения?

Мы предлагаем авторский подход к развитию памяти!

Посмотреть курс

Виды и симптомы нарушений

Нарушения памяти проявляются неспособностью человека запомнить новую информацию или воспроизвести старую. Впервые явление амнезии в отечественной психиатрии описал психиатр С. Корсаков. Он рассматривал его как следствие злоупотребления алкоголем. Долгое время амнезия носила название «корсаковский синдром». В современной психиатрии и психологии нарушения памяти разделены на 3 группы:

  1. Гипомнезия — снижение функций памяти, связанное с возрастом или заболеваниями мозга.
  2. Гипермнезия — нарушение способности стирать воспоминания. Встречается редко, обычно проявляется в раннем возрасте или после сильного эмоционального потрясения.
  3. Парамнезия — замена настоящих воспоминаний ложными, смещение образов из прошлого и настоящего.

Также есть отдельный вид амнезии — детская. Так называют потерю воспоминаний из раннего детства. Обычно люди не помнят, что происходило с ними до 4–5 лет. Это связано с особенностями развития психики: воспоминания блокируются в подсознании, и вспомнить их самостоятельно человек не может. Вернуть их можно под гипнозом или во время глубокой медитации.

Мнемотехники

Мнемотехники — специально разработанные приемы и способы, облегчающие запоминание определенных типов информации.

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

Приемы и методы запоминания:

1. Буквенный код — образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
2. Ассоциации  — метод, подразумевающий нахождение ярких ассоциаций к запоминаемой информации.
3. Рифмы — создание рифм или небольших стихотворений, в которые включен материал для запоминания.
4. Созвучие — запоминание терминов или иностранных слов с помощью уже знакомых созвучных слов.
5. Метод римской комнаты — это присвоение объектам, которые мы хотим запомнить, отдельные места в хорошо знакомой нам комнате.

Если вы интересуетесь развитием памяти, изучением иностранных языков, то я вам советую просмотреть данное видео. В этом ролике вам расскажут, как применять метод римской комнаты на практике. Если видео оказалось полезным, то смело подписывайтесь на этот канал и развивайте память!

Качество запоминания зависит от многих факторов:

1. отношения личности к деятельности, которая связана с запоминанием;
2. эмоционального настроя;
3. степени активности умственной работы;
4. установки;
5. степени завершенности деятельности;
6. распределения информации для запоминания;
7. повторения в определенные промежутки времени;
8. сочетания повторения и воспроизведения и др.

Интересно знать

Каждый человек способен сохранить в памяти ту или иную информацию, но способности к запоминанию у всех разные.

Американский психолог Карл Эмир Сишор утверждал, что люди используют свою память лишь на десять процентов. И такая болезнь, как гипермнезия, является тому примером. Больные гипермнезией способны помнить в мельчайших подробностях очень многие вещи, однако запоминание в данном случае происходит неосознанно. И зачастую в состоянии аффекта.

запоминание информации
Смотреть галерею

Типы памяти по способу восприятия

  • Зрительная
  • Слуховая
  • Двигательная
  • Обонятельная
  • Вкусовая
  • Тактильная
  • Образная

Довольно долгое время процесс запоминания рассматривался как одинаковый нейропсихофизический процесс, проходящий у всех людей аналогичным образом. Впоследствии было доказано, что работа памяти у каждого отдельного человека индивидуальна и зависит от наиболее частых форм тех реакций, которые он использует в жизни. Вследствие этого стали различать типы памяти.

Например, зрительный тип, если человек при воспроизведении чаще всего пользуется зрительными реакциями. Аналогично и с реакциями слуховыми или двигательными. И также выделили смешанные типы: зрительно-слуховой, двигательно-зрительной и т. д.

Например, люди, заучивая какое-либо стихотворение, пользуются разными способами. Многим проще читать страницу со стихом молча, так как усвоение этого человека происходит при помощи глаз и далее при воспроизведении представляет, на какой из страниц что было написано. Другие люди для того чтобы выучить наизусть предпочитают читать вслух и при дальнейшем воспроизведении выученного, человеку будет казаться, что он слышит внутренний голос, который произносит стих. Интересен тот факт, что люди со зрительной доминантой прищуривают глаза при прочтении, а со слуховой как бы прислушиваются.

Двигательный тип в психологии характеризуется через запоминание с помощью кинестетических и мускульных ощущений. Человек такого типа при заучивании стихотворения обязательно попытается самостоятельно записать его или проговорить. При забывании он будет применять речедвигательные реакции, что можно будет легко увидеть при движении губ такого человека. Такие люди часто употребляют фразы «вертится на языке» или жестикулируют пальцами при попытке вспомнить слово.

Обонятельная — образная или модальная память, характеризующаяся запоминанием с помощью обонятельных анализаторов. У животных обонятельная развита гораздо лучше, чем у человека.

Вкусовой тип характеризуется работой вкусовых анализаторов и отвечает за наши вкусовые пристрастия.

Тактильный тип помогает нам определить предмет без зрительного контакта с ним. Такая память особенно развита у незрячих людей.

Образная память — это целостное восприятие на основе других типов (зрительной, слуховой и т. д.) с помощью нашей сенсорной системы. Исследования учёных показали, что образная память в большей степени развита у детей и подростков, а также у людей творческих профессий.

Использование одного типа памяти встречается очень редко, обычно человек использует два типа, один из которых будет доминантным. Сознательное использование всех типов благотворно влияет на заучивание и воспроизведение.

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...