Лекция № 15. Личность (часть 1)

Содержание

VI.

68.

, ” “. . . , , , . ,.. , ,, , , , , , . , , , , . , . , , , , , , , , , , . , , , .

: , , , . , , , . , .

: , . .

( .. )

, , ;

( )

, , ,

.- ( , )

(,, , , ); (, )

( , )

,

, ..; ,

( )

69.

– , , . , , , , .

:

( ) , , , , – );

, – .

:

  1. , (, , ..), , , ( , ,-, -, ..);
  2. , – , , – . ;
  3. , , ,, , , , , ,, . , () ;
  4. , – , , , , ..

, , ,.. , , .

() – , – () .

(-) (, ), . , , , , , , . .

, , . .

.

:, , , , , . , , .

70.

, , , .

, , , ( ), .

, . , .

“”,””. “” . , , : (“” -), ,.. , , , , . (“”), , , , , , . (“”), , , ,, , . (“-“), , ,, , , .

.. , . , . , ,. :

  1. “” (, , (/) );
  2. “” (, , / );
  3. “” (, , / );
  4. “”(, , / ).

71.

: ,, , , , , .

.

, , , , , , , , ,, , . : – , , , , , , , . , , (” “). , , .

,, /, , , , . , , , , . . , . , , , .. , , , . ” “, .. , , .

,, /, , , ( , ); , , , . , , , , , , . , . .

/, , “”, “”, , ” “, (, , ..) . ( ). , . , , , , , , , , , . , /, .

72.

, , .

, , , , . , – (, , , , ..).

.

, , . , .

, ( ).

.

, . , .

, , , , “” . “” , , , .

, , , , , , , , , , . , , – . , , , , . ,, , , , .

. , , , , , , , . , , , .

.

, , . “”, – .

73.

( : , ,).

( ) , , , , , , .

( ) , , , , .

, , , .

.

.

, , , , , , . : ” “, -, , . , (” “). : 1) , 2) , 3) .

, , ,, , . : , , , , . , : 1) , , 2) , 3) .

, : , , , , , . , , : (,) (,), (- , ).

74.

, .

, ; , , , . , , , , , , ; ,, .

, ,, ,, . , , .

,, , , (” “), ,, (, , , ..).

, , , , , , , , , , , , .

, , , , , , ” “.

, , , , , , , , , .

, ” “, , , , , .

75.

, , . , . , , , : 1) (, , ); 2) ( , , , , , ..); 3) ( , , , , , . .); 4) : , , , ,, .

? . , , , , , , . , . ,, , ; , . , . , . , , , .

, , . . , . , ( , , ,, , ), – . , .

76.

., 20-50% (), . , . , , , , . ( ), , .

, , . 12 , , , . , , ; , , .

(50-80%). , . .

:

() , ,, , , , , , , , , ;

, , , ,, , . , ;

( );

() , , , , , ;

: , , , , ,, , . ;

, , ,, “”, , ( ). , . ;

“” , , , ” “, , , ;

“” , , ;

() , , ,, , , , ;

() , , , , ;

(,) , , , , , , , . , ;

() , , , , , , .

77. .

, “” – . , . : , , , . , , , . , , 30% , .

, . . : , . , . , ” “, , ; “” , ( ) .

(. “”) , . . , , , , , , , .

. , ,” ” . , , , , . , – , , . , , , , , , , , , . , . ,, , .

() , , ,” “, , , , .. , .

78.

. (AT) – (1884-1970). AT – , , – , , , , , , , , .

AT , , . AT 2-4 . , 1-2 , . : 10 . (, ), 5 . (, ) 10 , .

.

: ” “, ” “, ” “, ” “, ” “. , . , , . , , : , , , … … . , : “. . . . “. AT , .

, .. , , . , , , , ” ,, “, ” “, “, “, ” “, ” “, ” ” .. :” “. .

AT, ,, , , , , . 10-15- -, “”: , , , , . : , . , . , AT, , , , ,, .

79.

, , ,. , , ” “. () , , (, ), . , . , , , (. 6).

. 6.

: I , : -, ” “, “”. . II “”, “”, , .III , , , ” ” ” “, ” “. IV , . , , .

: 1) I () , , ; 2) II ” ” I ,.. I (,), II ( );3) IV , , I . , 16 .

80.

, -, , .

. , , -, , . : “,…”, ” …”, ” ,…”, ” …” ,, .

. : ” , “, ” “, ” “, ” …”,” …” . , , , . , .

. , . , , . , . : “, ,, “, ” , …”, ” “, ” …” ..

, , . , . , , () , , .. . , , , , , , .

. , , (, ), , . , , . , , . , , .

, , , , , .

81.

. – . – (. 7).

. 7.

, , , .

?

: , , , , , , , , ,, , , ,, , , ,, , ,, , , .

: , ,, , , , , ,, , , , , , , , ,, , .

: ,, , ,, ,, , ,, , , , , , , , , (” “), , , – .

: ,, , ,, , ,, , , , , , ,, , ,, , , , .

: , , , , ,, , , , ,, , , , , , “” , ,, .

82. ( )

” “ . . , , .

, “”, . , ” “, , , .

, , ( ) , . , .

, . , . , , . , . . , , , , , , , . , ,, ” , “.

, , . , . . . ( – , , , ). , , . , . . ” . , . “. , , , . , , , . , . : ” , . . , “.

83. ( )

, . , .

, , , . : 1) , , . , , , , “” ; 2) . , . , . . , , , , ; 3) , . , . , . ” “ ( , ), : 1) ; 2) ; 3) . , , . , , ., , , , . , , , . : ” : ” , : , – , , , , “.

84. ” “

, , . 60- . ” “.. : , . :

  1. , , , , ..
  2. . , , , . , , . , ,, . , , . , , , . , , , . . , , . , , .-, , , ,, , , , , , , . “” “”, “”, , .

85.

, , , . , . , , .

, : -, , ; , , , . -, (.. ). -, , . , – . , , , , (, ). , . , . . , .

. , : 1) ; 2) ; 3) ; 4) “” – , .

, , , . – ( .), , , . , , , .

, : , “”, “”; , , ; , ; , ; . , : , , . , . . , , , . – , .

:

  1. “” , ” , ” “”;
  2. “” , ” , ” “”, ;
  3. “” , ” , ” ” “,
  4. “” , “” ” “.

, , , . . , , , , : 1) , 2) , 3) (), 4) , 5) , 6), 7) .

86.

, . . ( , ) : (), – – ( ).

. , , . . . , : , , , , , .

. : I “”, II “” (. genus “”), III “”, IV- “”, V “”, VI “” (.libertas “”), VII “”(. dignitas “”). .

. , , , , .., ; , , , .

. , “” “” ( “” ) “”. , , , . , , , .

. , , , , , . , , – .

. , , . , – ., , .

. , , , , , , , , , .

. , . . , (,), , , , ,, , .

. , . , , ” “. . .

87.
( )

, , , . , , , . , . “” , .

, . ( , , ), , , , . , , .

, : , . , () . , , , . , , “”.

:

  1. , , ;
  2. , ;
  3. , ;
  4. .

, . , , .

, , , , , , .

Что такое личность?

Понятие личности в психологии трактуется так: это устойчивая совокупность привычек, предпочтений, которые выработаны в течение всей жизни, социальный и культурный опыт индивида, приобретенные им знания. Даже повседневное поведение человека может характеризовать его как отдельную личность. Индивид всегда занимает свое положение в обществе, выполняет отведенную ему роль. Под ней в психологии понимают социальную функцию человека (например, роль матери как личности – это воспитание ребенка, роль предпринимателя – управление компанией и принятие решений, и прочее).

. .

, , . , , – .

. . . . , .

. . , , . . . , , , , . . . , , .

. . . . , . . , .

. . () , (, , , , , , , ..). () , , . .

. . . , . , , , , , , .. , , , .

. . . . , , .

, , . , . . , , , . . , .

. . . .

, .

1. , , , .. , ( , , , ) .
2. , , . , .
3. . , . , . .
4. , . , .

. , . . , .

, . , , , . .

, , , , , , . , .

, , , .

, , , , . . , .

( ): , , , , – .

, , – . , . . , – – : , – , , – (), , , .

, , , . , , . , . . , : , , , , , , , .

Что такое личность?

Психология личности дает ей определение, как сформировавшейся и являющейся относительно устойчивой системой поведения для каждого отдельно взятого индивидуума. Выстраивается такая система, прежде всего, в рамках определения степени вовлеченности в социальную среду. Основа, стержень формирования личности – это самооценка, которую выстраивает индивид, сравнивая себя с другими людьми и оценивая их.

Процессом формирования личности, а также всем, что с этим взаимосвязано, люди интересовались с самых давних времен. Мало кто знает, что изначально, термином «личность» обозначалась обыкновенная маска актера, которую тот надевал во время представления.

Объединяя многие черты и качества под термином «личность», получаем определенный набор характеристик человека, отвечающих за его мышление, поведение, согласованность и последовательность проявления определенных чувств, эмоций и т.п.

В любом случае личность проявляется в качестве исполнителя определенных функций для определенного члена общества – социальной роли. Такая роль предусматривает четко проработанную программу последовательных действий человека при проявлении тех или иных обстоятельств.

Доказано, что личность формируется, приобретается индивидом в процессе его сосуществования в обществе, развития, выполнения тех или иных действий в системе общественных взаимоотношений.

.. (

. . , , , .

, , . , , , , . , -, , , , . . . , , , . . . , . . , , . , . . , . . , , , , . . , .

, . . . . . , .

– , , , . . . , . , . , , .

, ( – , , , , , .. , , ), , , . . , .. , . .

. . . , (, ) () . , .

, . . , .

() , . , , . (, , ) , .

() () , . , . .

. , .

, , .

, , , , .

, , , , .

:

1) :

, ,

2) :

  • ()

. , . . . , , . , , ( ).

2-3- , , .

, , , .

, , .

. , . 1970. , .

, . . , . , , , . . , . , , .

, . (, , , ..) , .

4 :

1)
2)
3)
4)

.. ( )

. . , , . . , , . . , , .

, , , , ; , .

?

-, . . . , , , , – -, , . , . . .

. . . . , . . . : (, !) , , : () .

, , . . , . . , . , – , . .

. . , , , . , .

, … . , (, ) , .. . , . – . , . , , . . . ?

. , . , . . , , () . () . , – . , , , . .

, -, . . .

, -, .. , , , -, , . , . . , . , , . … .

. . :

  • ( );
  • , (-);
  • , -.

. . . , . , .

, , . , , . : , , .

– , . . , , .

Функции, роль и формы проявления

Индивидуальность является очень спорным понятием в психологии. Это связано с тем, что все направления и теории до сих пор рассматриваются. Поэтому подробного, общепринятого определения данного понятия до сих пор нет.

Для того чтобы понять, насколько индивидуальность необходима для жизни человека, проще всего привести примеры. Допустим, человек попадает на конкурс, где оценивается умение чтецов. Первый участник является немым, второй сочиняет прекрасные стихи и читает их на протяжении многих лет.

Третий конкурсант знает исключительно школьную программу и те литературные произведения, которые он изучал много лет назад. В этом случае невозможно оценить всех трех участников конкурса одинаково. В этом случае играет большую роль индивидуальность каждого конкурсанта.

Например, первый участник, который является немым, обладает своей биологической и физиологической индивидуальностью, соответственно, ему сложно принимать участие в таком конкурсе.

То же самое касается и третьего участника, который проходил только школьную программу. Очевидно, что победителем станет тот конкурсант, который на протяжении долгого времени занимался написанием стихов и прекрасно умеет их читать. Это также является индивидуальностью.

Индивидуальность в психологии. Что это такое, как сохранить, примеры, признаки, черты, структура, предпосылки, виды, формы проявления

Таким образом, индивидуальность крайне важна при формировании личности. От этого зависит то, кем человек станет, кем будет работать, в какой социальной среде он будет находиться.

Основные характеристики

В психологии под характеристиками личности понимаются те психические явления, благодаря котрорым индивид проявляет себя в общении с окружающими и повседневной деятельности. Выделяют следующие основные характеристики личности:

  • способности,
  • воля,
  • темперамент,
  • характер,
  • эмоции,
  • мотивация.

Способности

Когда речь заходит об успехах и достижениях человека (например, учеба в школе), то критерием оценки этого успеха принято считать способности.

Способности можно назвать свойствами души, объединяющими все психические процессы и состояния человека. Также под ними понимается совокупность все навыков индивида, благодаря которым им успешно выполняются те или иные действия. Проще говоря, способности – это и умение что-либо делать отлично, например, рисовать, и испытывать сильные чувства, например, любовь или сострадание.

Способности делят на:

  • сложные и простейшие,
  • практические и теоретические,
  • учебные и творческие,
  • общие и специальные,
  • коммуникативные и предметно-деятельные.

Сложные и простейшие способности

К простейшим относят врожденные способности, основанные на деятельности органов чувств, элементарная двигательная активность. Например, способность различать цвета, звуки, ходить, сидеть и так далее.

Под сложными способностями понимаются умения связанные с человеческой культурой (написание картин, способность решать непростые задачи по физике и тому подобное). Это не врожденные способности они социально обусловлены.

Как стать сильным человеком?

Люди, которые твердо решили изменить свою жизнь, должны знать, как стать психологически сильным человеком? Используя несколько простых советов, можно прийти к успеху:

  1. Никакой жалости к себе (нужно научиться отвечать за свои поступки, а не «плакаться в жилетку» о несправедливости).
  2. Научиться любить, ценить и уважать свою жизнь (нельзя кому-то позволить ею распоряжаться и управлять).
  3. Переосмыслить жизнь и наполнить ее позитивом, при этом избавиться от того, что не устраивает.
  4. Полюбить себя и не пытаться понравиться всем (всегда найдется тот, кому что-то придется не по вкусу).
  5. Начать меняться своими силами, не ждать помощи от окружающих.

Мотивационно-потребностная сфера как основа личности

Потребности – побудительная сила деятельности личности.

  • Потребность – нужда организма в определенных условиях, без которых жизнь невозможна.
  • Мотив – опредмеченная потребность.
  • Совокупность мотивов, направленных на цель – мотивация.

Потребность в познании мира – самая важная для личности. Она высвобождает человека из плена страхов, непонимания и суеверий, позволяет быть творцом жизни.

Не менее значимы для личности и другие духовные потребности:

  • в эстетическом наслаждении;
  • в труде;
  • в общественной деятельности;
  • в общении.

Развитие потребностей (от низших к высшим) – условие развития личности.

.. (-)

, . . , , . , , -, – . , , .. , , , .

-, , . , , , , , , . ( ) , (, , ).

-, , , , .. . , , . , , . .

, , , . , . . : , , , . , . . , : . , , , . ; .

: , , . : ( – ), (, ) (). , , , : , , .

, , . . :

1) , , , , :
2) , ;
3) :

  • , , ? , , , ( – );
  • ? , , ;
  • , . .

, . . , , . , , , . , , , .

. , , , . , , , . . , , , , .

, .. , , .

, , . , , , , , .

, , , .. , , , . . . .

, , , . : , , .

, – , , . , . , .

, , , . , , . , , , . , . , . , , .

, . , – , , . , , . , . , . , , . , .

, . , , . , , , , .

, . , .

, . , . , , , , . , , .

. , , . , , .

, , , , . , .

, , . , , . , .

Становление личности

Становление человеческой натуры происходит при строго определенных условиях. Требования общества зачастую определяют модель поведения человека. И то, что на самом деле выступает в качестве естественных характеристик сущности человека, на самом деле представлено закреплением общественных требований к поведению. Ниже будет рассмотрено, какие этапы проходит человек в процессе становления. Основная движущая сила – это внутренние противоречия, которые возникают между потребностями, которые постоянно растут, и возможностью их удовлетворения. Сущность, формирующаяся в нормальных условиях, постоянно растет и развивает свои возможности, при этом формируя новые потребности. Основная проблема личности рассматривается в психологии и философии и включает в себя ее определение как таковой.

Бихевиоральное направление в теории личности

Бихевиоризм Уотсона

Это учение стало продолжением развития философской школы периода 16 века, получившей название «Британский Эмпиризм». Суть этого направления заключается в том, что все люди получают знания и идеи эмпирически – посредством органов чувств, а также в результате полученного жизненного опыта. Изначально, человеческий разум представляет собой чистую доску, на которую постепенно наносятся те или иные отпечатки.Сторонники этого течения также полагают, что наблюдение позволяет сформировать более прочную основу для знаний, чем мышление.

Основные положения теории Скиннера

Профессор Гарвардского университета разработал теорию оперантного научения, а все теории он считал психологически умозрительными. То есть – основанными на предположении. Скинер полагал, что человеческий организм представляет собой, так называемый, «черный ящик», внутри которого находятся эмоции, мотивы, влечения и т.п. Все это объективно измерить невозможно.

Научные подходы в психологии личности человека

В психологической науке существуют разные подходы к изучению мужчин и женщин.

Поиск личностных отличий

Поиск личностных отличий

Глубинная или психодинамическая теория личности

Эта концепция изучения психических особенностей субъекта основывается на теории бессознательного З. Фрейда. Автор убежден, что движущей силой развития являются инстинкты жизни и смерти. В структуре индивидуальности З. Фрейд выделяет 3 категории: Оно (стремление к наслаждению), Я (сознательный компонент, принимающий решения) и Сверх-Я (моральный компонент). Если Я не может уравновесить желания Оно и Сверх-Я, возникает внутренний конфликт.

Последователями этого подхода стали А. Адлер и К. Юнг. Они в качестве движущих сил развития видели желание гражданина стать лучше в глазах окружающих и жизненные силы организма.

Феноменологическая теория личности

В феноменологическом подходе главный акцент делается на самостоятельность индивида в моменты принятия значимых решений. Сторонники этой теоретической концепции полагали, что каждый сам несет ответственность за свое настроение и за результат своих действий, потому что он обладает мышлением. В качестве стимула к развитию авторы этого подхода предлагали рассматривать потребность участников общественных отношений к самоактуализации, самовыражению и самосовершенствованию.

Диспозициональная теория личности – теория черт

Диспозиционная теория формирования индивидуальности основывается на работах Г. Айзенка, Г. Олпорта и Р. Кеттэлла. Эти ученые утверждали, что от природы люди наделены определенным набором диспозиций – индивидуальных особенностей. Эти индивидуально-типологические черты определяют стиль общения, особенности реагирования людей на те или иные ситуации. Авторы составили описание различных вариантов сочетания диспозиций, в результате чего получился список типов личности.

Внимание! Согласно этой концепции, диспозиции не зависят от опыта индивида и не подлежат кардинальным изменениям. Они постоянны, целенаправленно корректировать их очень сложно.

Поведенческие теории личности

Объектом изучения в этом подходе явился жизненный опыт человека как показатель его социального развития. Разработчики этой теории были уверены в том, что становление индивидуальности не может происходить в отрыве от окружающей действительности и без взаимодействия с другими людьми. Изучая личность, исследователи производят оценку ее коммуникативных навыков, поведенческих реакций, особенностей участия в совместной деятельности.

Разное поведение

Разное поведение

Согласно философии этого подхода, человек является субъектом общественной жизни. Понятие личности как субъекта отношений в психологию ввел С.Л. Рубинштейн. Первоначальная поведенческая концепция становления персоны в дальнейшем разделилась на 2 школы:

  • Бихевиористская школа, основоположниками которой стали Дж. Уотсон и Б. Скинер. Главной мыслью в концепции этого направления стало то, что внешняя среда применительно к поведению является определяющим фактором.
  • Установочная школа, которую основали А. Бандура и Дж. Роттер. Эти ученые доказывали, что поведение человека объясняется его внутренними мотивами и установками. То, как человек общается, зависит от его восприятия ситуации и мотивов вступления в контакт с собеседником.

Когнитивные теории личности

Данное направление изучения персональной структуры основывается на объяснении действий и поступков человека с позиции познания. Многие исследователи уверены, что познавательный интерес определяет активность индивида, ведь занятие по интересам и профессию люди выбирают, руководствуясь своими предпочтениями и симпатиями к тому или иному виду деятельности.

Познавая мир, человек создает уникальные конструкты. В них отражаются интересы и склонности личности. Как правило, индивидуальными конструктами объясняется избирательность человека в общении: он легче сходится с тем партнером, чьи модели-конструкты схожи с его собственными.

Хорошие отношения с окружающими

Хорошие отношения с окружающими

Психология личности сформировалась как самостоятельная отрасль психологической науки, объектом изучения которой стали этапы становления личностных структур и особенности взаимодействия человека с окружающей средой. Сегодня теоретические положения этой науки интересны не только профессиональным психологам, но и представителям других профессий. Это обусловлено тем, что человеку нужно уметь выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, независимо от того, в какой сфере экономической деятельности он трудится. Поэтому знание основ психологии личности будет полезным каждому для оптимизации социальных контактов и познания себя.

Качества личности

Под качествами личности в психологии понимается уникальный набор черт и характеристик, которые присущи человеку. Они сугубо персональные по своей природе и выражают стороны характера, поведенческие модели в социуме или окружающем мире.

Личностным качествам присуща динамичность и устойчивость. Они оказывают влияние на все аспекты человеческой жизнедеятельности, будь то выбор одежды для выхода «в свет» или карьерные предпочтения и амбиции в профессиональной деятельности.

Личностные черты классифицируются на несколько видов, например:

Социально-психологические. Базовые и вторичные свойства, набор черт и особенностей в структуре индивидуума.

Волевые. К примеру, целеустремлённость, самостоятельность, решительность, выдержка.

Нравственные. Эти свойства корректируются жизнью под влиянием совокупности факторов: положение в семье; влияние образовательного учреждения или дворовой компании; отношения в обществе; индивидуальный жизненный опыт и т.п. Каждый из аспектов работает по конкретным нравственным правилам. Они формируют отношение личности к себе и своему окружению. Исходя из заложенных во внутренний мир ценностей, нравственные качества классифицируются на гуманистические, националистические, расовые, религиозно-фанатические.

Профессиональные, например:

вербальность — языковые навыки, отменное налаживание связей между словами и понятиями
любовь и владение числами — способность выполнять стандартные арифметические действия с максимальной точностью и оперативностью
корректировка цифр, трёхмерное понимание предметов
детализация объектов и графики
моторная координация по движению конечностей и глаз, согласование по сигналам
ловкость и цветовое восприятие
общий интеллект — предрасположенность к обучению, возможность делать правильные выводы из поставленных задач

Черты и свойства личности

. .

. . , .

. , . ( , , , . .). . (, , ..).

, . , , . . .

. . :

  • ( );
  • ( , );
  • ( , ).

, – , , , . , , , , .

, , , . .

Методы исследования

Психологи выделяют несколько эффективных методов изучения личности:

Фото 1685

  1. Наблюдение — старый способ получения информации о поведении, привычках индивида. Оно может быть бытовым или научным. При бытовом наблюдении исследователь получает общую информацию. При научном наблюдении ученые анализируют полученные данные.
  2. Беседа — исследователь проводит углубленный разговор с обследуемым, чтобы он сам рассказал о переживаниях, эмоциях, мыслях.
  3. Опрос — исследователь составляет список вопросов, на которые субъект должен ответить. Они могут быть одномерными или многомерными.
  4. Эксперимент — практическая методика, позволяющая получить информацию о поведении, реакциях. Для этого исследователь вмешивается в привычную жизнь испытуемого, создает определенные условия для возникновения реакций.

Отдельная группа исследований — проективные методы. Испытуемый должен описывать изменения своего состояния при взаимодействии с различными раздражителями.

Виды типов личности по Юнгу

Известный психолог К. Г. Юнг разработал одну из наиболее точных классификаций личности человека, которой до сих пор пользуется большинство психологов и психиатров. Его подход подразумевает оценивание индивидуума по 8 признакам, которые расположены парами с противоположным смыслом. Например, одним из пунктов классификации является определение экстраверсии или интроверсии человека. Еще 6 критериев сочетаются следующим образом: иррациональность и рациональность, этика и логика, интуиция и сенсорика. Определяя психологическую структуру конкретной личности, специалисты выясняют приближенность человека к одному из параметров пары, а после этого оставляют полную картину психики индивидуума.

Иррациональность и рациональность

Иррационалы воспринимают реальность только по факту, не задумываясь о прошлом или будущем. Они быстро адаптируются к изменениям окружающей среды и принимают решения, опираясь на текущие факты, но не на опыт. Такие люди умеют выкручиваться из неожиданных затруднительных положений, активируя мозговую деятельность и быстро находя верное решение.

Такие типы личности, как рационалы, представляют собой людей, опирающихся на твердые жизненные принципы, опыт, успехи и падения других людей. Подобное поведение обуславливает медленность адаптации рационалов к изменившимся условиям. Однако в стабильной среде они способны быстро принять решение и выдать ответ на ситуацию, так как не анализируют события непрерывно, а задействуют готовый шаблон реакции. Рационалы могут развить скорость мышления с помощью специальных игр BrainApps.

Логика и этика

Один из вариантов личности современного человека – этик. Индивидуумы этого типа придерживаются установленных догм и моральных принципов. Они склонны к экспрессии в повседневной речи, приукрашивая действительность.

Логики оценивают ситуацию объективно, ориентируясь на факты. Каждый случай они оценивают отдельно, а не выбирают типичное для всех вариантов решение. Этика у логиков развита недостаточно, из-за чего люди данных типов плохо взаимодействуют между собой.

Сенсорика и интуиция

Интуитивное восприятие реальности является достаточно слабым. Такие личности предрасположены к рассеянности и неопределенности. Они постоянно витают в прошлом, строят предположения о будущем, но на настоящее их не хватает. Повысить способности к полноценному восприятию окружающей действительности помогут специальные статьи в блоге BraonApps, а совершенствование внимания достигается прохождением простых и интересных игр.

Люди типа сенсорики воспринимают реальность в настоящем, поэтому живут ощущениями. Они четко воспринимают самих себя, глубже проникаются окружающим миром. Их чувствительность направлена не только на ментальные материи, но и на физиологические потребности.

Личность в зарубежной психологии

В зарубежной психологии бытуют два традиционных подхода к исследованию проблемы личности — номотетический и идеографический.
Главный критерий их разграничения — избранная приверженцем той или иной позиции методология. Номотетический подход предполагает изучение и описание универсальных законов и закономерностей функционирования личности. Методология естественнонаучная, базируется на опытной проверяемости, фиксации результатов наблюдения, точных расчетах, экспериментах.

Идеографический подход ярко представлен в гуманистической теории личности, он подчёркивает удивительную монолитность ее противоречивой натуры, неповторимый колорит. Основной метод — подробное изучение имманентной, стержневой личностной составляющей, выраженной в типологических чертах, в конце концов, теоретическое обобщение результатов наблюдений и их интерпретация.

Характер Человека: Определение, Свойства и Виды

ЛИЧНОСТЬ. Психологический словарь

Структура личности — целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.

В широком, традиционном смысле личность — индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В данном понимании в структуру личности входят и все психические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма — вплоть до особенностей обмена веществ. Обыденное понимание значения феномена личности объясняет его устойчивую популярность и в обществе, и во всей мировой литературе.

В узком смысле личность — это определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в совместной деятельности и общении. Особое значение пониманию личности придавал Алексей Николаевич Леонтьев. Согласно его концепции, личность — качественно новое образование. Личность формируется благодаря жизни в обществе и поэтому личностью может быть только человек, достигающий определенного возраста. Ведь только со временем и в ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми — в общественные отношения, и эти отношения становятся личностнообразующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают, прежде всего, как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.

Суженное понимание личности позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни. В данном случае человек как объект общественной жизни приобретает новообразования (новые качества), которые отсутствуют, если рассматривать человека в изоляции от общества. И чтобы лучше понимать эти новые качества личности, необходимо их рассматривать с точки зрения общественных задач и интересов общества.

Как нам известно, каждый человек, как член общества, есть самоактивный субъект, деятельность которого определяется, прежде всего, собственными потребностями и мотивами. С другой стороны, общество должно заботиться о воспроизведении своих членов, способных поддерживать устойчивость этого общества и его развитие. Поэтому главный путь действительного воспитания настоящего члена общества, настоящей личности — воспитание его мотивов. Таким образом, человек становится личностью в той мере, в которой система его мотивов оказывается соответствующей требованиям общества. И с этого момента каждая личность начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей.

. .

. . (.. , .. , .. ).

-, . . , – .

. . . , , . … . , . . , . , , , .

-, , , . , , , .

-, , – , , , , … , : .

-, , – .

, . , , .

, . . , , . .

, . . . . , (). , , , , . , .

-, . . , , . , -, , () .

, , , , , , . , . , . ?

( . ). , . , , . , – ( ), -.

:

  • , ;
  • , ( );
  • .

3- , .

. . , . . . , .

, , . . , .

. . ( , ), .

. . -. , – .

, . . , -, , , -, – .

. . .

. . , , .

.

– , . . , .

I. , :

  • ().

. :

  • ( )
  • (, , , ,  ..)

III. – :

  • ,
  • , – .

, – .

, .. , , .

, , . , .

, . , . , ; ; – . (, , ) , , -, , . , – – .

– ( , , , , .), .

. ( , ). , . , . . (, ).

, -, (, , , .). – , . -, , : , . , . (, ). , , -, , , .., . .

, , – . – , . , , , . , . . – .

. . , .

. . , , . , (.., , , ). , , ( , , , ?).

, . : , , , ( . . , , ).

. . , ( ), : .

, : – ? . . , , , , , . , (, , , ), , .

. . :

, , , . , , . , .

( ) , . . . – . , , , . , , – : , , , . ( , , .)

. . , : 1) ; 2) , , . , . .

, . . . . , . , .. , . , , ( , . . )?

, , . ( ) , . . , , , .

. . (1986) , , , . , – . , . . . , , .

Развитие личности

Изучая этот аспект жизни индивида, можно выделить несколько направлений для исследования:

  • Сам процесс, механизм формирования личностной структуры.
  • Результаты этого становления.
  • Способы и методы влияния социума на человека, его воспитание.
  • Саморазвитие.

Разделы ПЛ

  • патопсихология (изучение болезненных состояний);
  • дефектопсихология (касается отклонений в работе психики: нарушения речи, потеря слуха, зрения, задержка умственного развития);
  • возрастная;
  • дифференциальная (изучающая различия между разными группами людей).

психология личности кратко

Сложности понимания человека как личности

Сложность четкого представления и описания феномена личности состоит в неоднозначности теории. Можно выделить следующие проблемные позиции:

  • Нередко личность отождествляется с индивидом.
  • Иногда личностью называют часть внутреннего мира или особенности психической структуры.
  • Личность расценивает как некий компонент, включающий в себя и что-то данное от рождения, и какой-то недостижимый идеал, и совокупность общественных отношений.
  • Сколько существует наук, изучающих человека, и исследователей, задающихся этим вопросом, столько и существует определений термина «личность».

Личность характеризуется системой ее сознательных отношений. В последнее время стало популярно говорить не только о влиянии социального и биологического фактора, но и о роли ситуации как сдерживающего элемента личности.

Отрасли социальной психологии

Любая социальная деятельность подразумевает разные стили общения. В зависимости от эмоциональной составляющей отношений внутри социума, меняется не только характер и содержательная часть общения, но и влияние на саму личность, и деятельность социальной группы. Для примера, общение с друзьями происходит на доверительном уровне, а вот с начальством общение строится исключительно на решение деловых и производственных вопросов и не всегда сопровождается доверием или эмоциональной зависимостью.

Чтобы охватить весь спектр проблем, социальная психология разделена на отрасли, которые исследуют определенные проблемы и феномены конкретной социальной среды:

— социальная психология труда. Изучает проблемы социально-психологического плана внутри коллектива, их влияние на трудовую деятельность, совместимость личностей внутри группы, особенности общения и влияние психологического климата коллектива на работоспособность личности.

— социальная психология управления. Изучает проблемы, связанные с управлением деятельностью социальной группы. Также рассматривает социальную роль и позиции личности в системе управления отношений, совместимость группы и эффективность управления ею, причины конфликтов и подобное.

— экономическая психология. Изучает проблемы, связанные с хозяйственной жизнью общества. Основными предметами изучения являются проблемы и факторы, влияющие на эффективность хозяйственной деятельности, воздействие рекламы на потребителя и так далее.

— политическая психология. В основе этой отрасли лежит изучение всех психологических компонентов, влияющих на общественно-политическую жизнь социума, как это влияет на сознание и поведение всех участников политического процесса, и формирование интересов в общественно-политическом плане.

— психология этноса. Главным предметом изучения являются особенностиопределенной национальной группы. Проблемы в отношениях на международном и межнациональном уровне, влияние стереотипов и национальных ценностей на общение, природа возникновения конфликтных ситуаций между народами и этническими группами.

Помимо этих отраслей, социальная психология занимается исследованиями взаимодействия личности и социума в научной, культурной, образовательной среде. Занимается проблемами религии и права, семьи и других социальных взаимоотношений.

..

. . . , .. , , , .

. . . . :

  • (, , );
  • ;
  • , , (, , ).

, , . , , , . , , , .

.. , , , , .

. . . :

  1. – (, );
  2. ( , , );
  3. (, , );
  4. (, , , ).

:

  • , , ;
  • , ;
  • , (, , , );
  • ;
  • , : , , , .

1. (- ), . . . , , , , , , . , . . . , , , . . . – :

1. :

2.
3.
4. :

2. , , , , , , . . . , . , , . -.

3. , , , , , , . . . , . , , . , , . .

, – .

:

1.
2. –
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. :

4. , , (: , , ), . , , . , , , . , , , .

, . . , . , , ; ; ; . , , . – , 1- 3- ; , 3, 4 2- .

. .

– (, )

, , , , , ,

(, )

, ,

,

, , , , , , ,

,

,

-, –

Ссылки

Учебники по психологии личности

  • Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ
  • Холл К., Линдсей Д. Теории личности
  • Старовойтенко Е.Б., Психология личности в парадигме жизненных отношений
  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии
  • Щербатых Ю.В. Общая психология. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии

Теории личности

  • Фрейд З. Введение в психоанализ лекции 1-14.
  • Юнг К.Г. Проблема души современного человека
  • Берн Э. Игры, в которые играют люди
  • Фромм Э. Искусство любить
  • Маслоу А. Основные допущения о природе человека
  • Эриксон Э. Восемь возрастов жизни человека
  • Роджерс К. Полноценно функционирующий человек
  • Франкл В. Основные понятия логотерапии
  • Лэнгле А. Психотерапия — научный метод или духовная практика?
  • Мэй Р. Открытие бытия
  • Уколова Е. М. Идея личности в учении Виктора Франкла. Дисс. канд. психологич. наук. – М.: 2020.


Статьи по психологии личности

  • Петровский В.А. Общая персонология: «наука личности»

Научно-популярные ресурсы по психологии личности

  • Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных
  • Библиотека по психологии и саморазвитию
  • Статьи по популярной психологии
  • Статьи по психологии. Психология отношений
  • всего от athene’s (Новое в неврологии, квантовой психологии -фильм)[1]
  • Статьи по психологии

Структура

Структура состоит из ряда элементов – способностей личности, среди которых можно выделить следующие:

  • Самосознание. То есть она отдает себе отчет в любых действиях, считает источником своей жизни только себя. Самосознание направлено на сознание собственного я, и рядом с этим понятием стоит самосовершенствование, которое также играет важную роль в формировании человеческой сущности.
  • Направленность характеризует ее особенности характера, цели, направления для их достижения. Направленность является важнейшим элементом и характеризует социальное и духовное развитие. Направленность представляет собой ведущий элемент в структуре, а также позволяет при этом получать представление о личности в целом.
  • Темперамент и характер. Данные качества формируются под воздействием общественного мнения, а также передаются генетически. Под темпераментом понимаются определенные свойства психики, которые выступают в качестве фундамента для формирования. Такие качества одинаково проявляются в любой деятельности человека, поскольку являются базовыми.
  • Психические процессы и состояния. Могут передаваться генетически, но, как правило, формируются на протяжении жизни.
  • Способности личности, а также ее задатки должны развиваться непрерывно, именно благодаря их развитию поддерживается рост. Способности любой личности являются приобретенными и формируются в зависимости от ряда факторов.
  • Психический опыт. Этот фрагмент также является очень важным при формировании сущности.

Так, структура является достаточно обширной, уникальной, каждое звено должно быть реализовано в полной мере. Понятие личности является достаточно обширным и разносторонним, оно характеризуется такими факторами, как темперамент, поведение, способности, психическое здоровье. Проблема личности заключается в основных моментах ее формирования, которые связаны с поведением, развитием, навыками и способностями. Человеческая натура является разносторонне развитой и особенной, и основная задача – создать максимально комфортные условия для дальнейшего развития.

. . ()

. , . , . ., 1909 . . , .

. . . , 1949.

, . . , . , , , .

, – , , , , . , , , . , .

. . , : . () , , , . .

. . , . . , () . , , .

. . , . , ( ), . , .

. . . , .

Воля

Воля – это то, что позволяет индивиду управлять своими действиями и психикой. Это осознанный контроль над своим поведением, осознанное влияние на окружающую действительность.

Признаками воли можно назвать следующие факторы:

принятие обдуманных решений,достижение поставленных целей, преодоление трудностей на пути к ним,самоограничение, когда для достижения цели индивид лишает себя чего-то, что может казаться ему привлекательным,четкий план действий,отсутствие эмоционального удовлетворения от решения поставленной задачи,моральное удовлетворение, связанное с достижением и преодолением себя.

Воля главный помощник человека в достижении поставленных целей, то качество, которое помогает ему развиваться и расти как личность. Именно воля помогает человеку преодолевать жизненные трудности, даже тогда когда кажется, что цель не достижима.

. . (-)

-, – , . , . , , , . () , , , , , .

, . . . , , , , , . :

  • ,
  • .

, . , , , .

. .

. . , , , .

, , .

, , . .

, , () .

, . , . . .

. , . ( ) . , . . .

() . . , , () ..

. ( ) , . .

. , , , . . , , , .

. , .

, . .

, . , .

, . , , .

, . .

, . . , , .. , . .

:   . 2. ..

Послесловие

Несмотря на то, что большинство ученых придерживаются мнения о том, что личностями становятся, а не рождаются, вопрос о том, все ли люди – личности, продолжает собирать вокруг себя споры и неоднозначные мнения.

  • Спорными являются вопросы о том, можно ли ребенка считать личностью, хотя гуманистическая педагогика утверждает, что, несомненно, можно и нужно.
  • Таким же спорным предстает понимание психически больного человека или преступника как личности.
  • Не выглядят ли словосочетания «асоциальная личность» или «деградированная личность» нелепо?

В итоге каждый сам выбирает, к какой стороне в этих вопросах относится он. На мой взгляд, к каждому человеку (особенно актуально для детей раннего возраста при воспитании) можно относиться как к потенциальной личности, то есть давать несколько очков фору. Однако это возможно до тех пор, пока человек не докажет обратное.

Нравственные качества

Нравственностью именуется система внутренних ценностей человека, обуславливающих его поведенческое реагирование, отношение к социальному окружению, близким лицам и собственной персоне.

Система внутренних норм человека вырабатывается вследствие воздействия множества факторов: семейных взаимоотношений, личного опыта, школьной среды, общественных взаимоотношений.

Нравственность бывает расовой, гуманистической, религиозно-фанатической, националистической, что обусловлено ценностями, которые были основой формирования внутренних правил человека.

Нравственное формирование личности малыша определяется его восприятием моральных норм, знанием таких норм, привычками поведенческих реакций, внутренней позицией крохи.

Для развития малыша как социального создания первостепенным значением обладает именно знание норм поведения. Дошкольный возраст крохи характеризуется усвоением социальных постулатов поведения посредством взаимодействия с окружением (близкими лицами, ровесниками, воспитателями).

Усвоение норм, прежде всего, предполагает постепенное понимание и осмысление малышом их роли, а также вырабатывание поведенческих привычек посредством взаимодействия с социумом. В привычке отображается эмоционально ощущаемая стимулирующая сила – ребенку приходится действовать, нарушая обычное поведение, что порождает у крохи чувство дискомфорта. Помимо того усвоение норм предполагает впитывание малышом определенного эмоционального отношения к нормам.

Важные качества личности, такие как тактичность, корректность, уважительность, осторожное отношение к наследию, природе – это базис, на котором выстраивается благополучное сосуществование человека в социуме.

Среди первостепенных нравственных качеств выделяют такие:

– человеколюбие (бескорыстная помощь людям, доброта);

– верность (данная черта имеет две направленности: на себя, то есть следование собственным принципам, идеалам, и во вне, что подразумевает верность Отчизне);

– уважение;

– бескорыстие (поступки без личной выгоды);

– духовность (характеристика, включающая нравственные стороны и религиозность, что возвеличивает дух человека).

Влияет ли внутренний мир человека на индивидуальные характеристики?

Какие качества характеризуют личность

Какие качества характеризуют личность, а именно ее внутреннее содержание, представлено в следующей классификации:

  1. Разносторонний анализ ситуации и неконфликтное восприятие поступающей информации.
  2. Присущая филантропия.
  3. Непредвзятость мышления.
  4. Преобладающее позитивное восприятие.
  5. Мудрость в рассуждениях.

Идеальный собеседник

Когда хочется с кем-то поговорить, излить душу, доверить свои сокровенные секреты, приходится искать человека, который смог бы стать хорошим партнером по части разговоров. Какой он – идеальный собеседник? Тот, кто сможет выслушать, не перебивая и не зевая во время монолога своего оппонента. Тот, кто после излитой товарищем души где надо – посочувствует, где надо – подбодрит, где надо – даст хороший совет. Тот, кто не расскажет об услышанном ни одной живой душе, ведь это беседа только двоих, третьего не дано. Наконец, это тот, кто поддержит разговор и направит его в нужное русло, давая возможность своему собеседнику выговориться, услышать нужные слова и успокоить свою душу.

Идеальный собеседник

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...