Легкое когнитивное расстройство

Названия

 Название: Легкое когнитивное расстройство.

Легкое когнитивное расстройство Легкое когнитивное расстройство

Когнитивные нарушения – что это такое?

Высшие мозговые функции отвечают за взаимодействие, восприятие и познание окружающей действительности. Это важно знать, чтобы понять, что такое когнитивные нарушения. В функции входят память, гнозис (отвечает за ориентацию), праксис (действия для достижения какой-либо цели), речь и механизмы исполнения. Они предназначены для выполнения задач любой сложности. Действия могут быть как элементарными, так и комплексными высшей трудности.

На основании вышесказанного ответ на вопрос, когнитивные нарушения – что это, приобретает актуальное значение. Сбой даже одной функции приводит к потере способности адаптироваться и препятствует взаимодействию с окружающим миром. Например, больной не может вспомнить предмет, его назначение. В обращении с вещью ведет себя неадекватно. Он может приложить чрезмерные или ослабленные усилия. Это приводит к порче или невозможности взаимодействия с предметом.

Описание

 Легкое когнитивное расстройство. Незначительное снижение познавательных функций пациента по сравнению с более высоким преморбидным уровнем. Симптомы остаются объективно незаметными, но сами больные жалуются на забывчивость, трудности концентрации внимания, быструю утомляемость при умственной работе. Диагностика предполагает патопсихологическое и нейропсихологическое исследование интеллектуальной сферы, беседу с врачом-психиатром, осмотр невролога. Лечение направлено на устранение причины когнитивного расстройства, включает психокоррекционные занятия, медикаментозную терапию, соблюдение диеты и режима дня.

Несколько слов об интеллекте

Речь и интеллект можно выделить как когнитивные функции мозга. Ведь благодаря этому человек может произносить осмысленные звуки, которые перерастают в речь. Когнитивные функции мозга дают индивиду возможность вести монолог даже без речевого аппарата, только в мыслях проговаривая слова.

Используя символы, которые соответствуют звукам у человека, появляется и письменная речь. А то, насколько богат у человека словарный запас и может ли он строить более сложные фразы, связан с его интеллектом. Можно даже сказать, что это является объединенным когнитивным способностями человека, который опирается на такие функции человека как внимание, восприятие, память и представление.

Именно интеллект разделил людей и животных. Однако сам интеллект является общим понятием, для реализации которого необходимы целый ряд психических функции, такие как: способность планировать, предугадать разные события, беря на основу окружающую среду и набранный опыт.

Для того, чтобы определить интеллект у человека, нужно принять во внимание такие способности человека как: обучаемость, логическое мышление, умение анализировать разную информацию, а также сравнить и найти закономерность в разных явлениях.

А для характеризования интеллекта берется за основу широта и глубина мышления, логика, гибкость ума, критичность и доказательность своих умозаключений.

Одним из важных составляющих интеллекта является эрудиция. Многие ошибочно предполагают, что эрудиция и интеллект то же самое, но это далеко не так. Так как эрудит всего-навсего имеет большой запас знаний, однако без интеллекта человек никак не может орудовать этим »багажом», делать логические выводы и так далее.

Для того, чтобы измерять интеллект на сегодняшний день есть ряд тестов. Эти тесты созданы основываясь на доказанной закономерности, который говорит, что если человек может решить определенный вид задач, то он с успехом справится и с другими задачами.

Три стадии нарушений познания

Подобные нарушения принято классифицировать по степени тяжести последствий. Познавательные расстройства могут носить следующий характер:

  1. При легких нарушениях наблюдаются незначительные изменения, которые укладываются в пределах установленных норм для конкретной возрастной группы. Подобные расстройства не создают проблем для человека в повседневной жизни. При этом сами люди или окружающие могут замечать такие изменения.
  2. Для умеренных нарушений характерны изменения когнитивных функций, которые выходят за пределы существующих норм. Однако такие нарушения не сказываются на состоянии человека и не вызывают у него дезадаптации в повседневной жизни. Умеренные расстройства обычно проявляют себя в виде проблем, возникающих при выполнении сложных интеллектуальных задач.
  3. Наиболее опасным типом когнитивных расстройств личности является деменция, или слабоумие. Это состояние сопровождается существенными изменениями памяти и других функций головного мозга. Такие расстройства имеют ярко выраженный характер и оказывают непосредственное влияние на повседневную жизнь человека.

Когнитивные расстройства

Причины

 Легкое расстройство познавательных процессов является не отдельной нозологической формой, а своеобразным состоянием, занимающим промежуточное положение между нормальным интеллектуальным развитием и деменцией. По происхождению оно гетерогенно (полиэтиологично), причинами развития могут стать разнообразные патологические процессы в центральной нервной системе:
 • Нейродегенеративные заболевания. Расстройство формируется при сенильной деменции альцгеймеровского типа, болезни Паркинсона, хорее Гентингтона, деменции с тельцами Леви, прогрессирующем надъядерном параличе. Когнитивное снижение предшествует появлению основных симптомов.
 • Сосудистые патологии головного мозга. ЛКР диагностируется у пациентов с инфарктом мозга, мультиинфарктным состоянием, хронической церебральной ишемией, геморрагическим и сочетанным сосудистым поражением мозга. Симптомы когнитивного нарушения обнаруживаются при болезни и в периоде последствий.
 • Дисметаболические энцефалопатии. Из-за нарушения метаболизма, недостаточности внутренних органов возникают расстройства в функционировании ЦНС. ЛКР определяется при гипоксической, печеночной, почечной, гипогликемической, дистиреоидной энцефалопатии, дефиците витаминов группы B и белков, отравлениях.
 • Демиелинизирующие болезни. Расстройство выявляется на ранней стадии прогрессивного паралича, рассеянного склероза, прогрессирующей мультифокальной лейкоэнцефалопатии. Нарастает в соответствии с динамикой основной болезни.
 • Нейроинфекции. Недостаточность когнитивной сферы определяется на начальных этапах ВИЧ-ассоциированной энцефалопатии, болезни Крейтцфельдта-Якоба. При острых и подострых менингоэнцефалитах ЛКР разворачивается как последствие инфекционного процесса.
 • Черепно-мозговые травмы. Легкое познавательное нарушение может быть временным или относительно стойким в отдаленном периоде травматического повреждения. Симптоматика определяется характером травмы (глубиной, диффузностью или локальностью поражения).
 • Опухоли мозга. Расстройство возникает в начале болезни. Клиническая картина определяется локализацией новообразования.

Деменция

Тяжелый вид когнитивных нарушений – это деменция. Такой вид характерен наличием сложных проблем в профессиональной и социальной сфере и даже в банальном самообслуживании. Ему постоянно необходима посторонняя помощь. У человека появляется дезориентация во времени, он не помнит многие жизненные события. Ситуация может осложнится появлением навязчивых идей, тревожности, бредом и галлюцинациями. Самое тяжелое проявление – полное отсутствие психомоторных навыков, недержание мочи, потеря речи.

Лезет в душу

В группах и чатах, объединяющих переболевших пациентов, многие жалуются на то, что после коронавируса мир буквально перестал быть прежним: люди месяцами страдают от депрессии, бессонницы и тревожности. Недавнее итальянское исследование, в которое включены результаты оценки психического состояния 265 мужчин и 137 женщин, подтвердило, что COVID-19 буквально расшатывает психику. Примерно 56% пациентов имеют минимум одно психическое расстройство, которого не было до болезни.

Чаще всего переболевшие жаловались на постоянную тревожность — 42% опрошенных. Бессонницей страдают 40% пациентов, депрессией — 31%. Симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) обнаружены у 28% опрошенных, обсессивно-компульсивного расстройства — у 20%.

Один пациент пожаловался на ночные панические атаки, которые появились спустя три недели после окончания лечения.

«Я часами сидел на балконе, пытаясь вдохнуть свежий воздух. Это было ужасно. Паника причиняет мне больше страданий, чем COVID-19», – цитируют пациента авторы исследования.

Врачи считают, что проблемы с психикой у переболевших коронавирусом могут быть связаны с воспалительным процессом, который напрямую влияет на нейромедиаторы в головном мозге, отвечающие за мотивацию, беспокойство и возбуждение. Но при этом не исключают и психологические факторы, в том числе травмирующие воспоминания о пережитом и жесткую социальную изоляцию во время лечения.

Лечение нарушений

Обязательно лечение основного заболевания!

Для лечения деменции применяют донепезил, галантамин, ривастигмин, мемантин (абикса, мема), ницерголин. Дозировки, длительность приема и схемы подбираются индивидуально.

Для улучшения когнитивных функций применяют лекарственные препараты разных фармакологических групп, обладающих нейропротекторными свойствами – глицин, церебролизин, семакс, сомазина, цераксон, ноотропил, пирацетам, прамистар, мемоплант, сермион, кавинтон, мексидол, милдронат, солкосерил, кортексин. Обязательно лечение гиперхолестеринемии. Это способствует снижению риска развития когнитивных дисфункций. Это соблюдение диеты с пониженным содержанием холестерина – овощи, фрукты, морепродукты, нежирные молочные продукты; витамины группы В; статины – липримар, аторвастатин, симватин, торвакард. Исключить курение, злоупотребление алкоголем.

Когнитивные нарушения у детей

В последнее время прослежена связь когнитивных нарушений в детском возрасте с недостаточным поступлением в организм ребенка витаминов и микроэлементов. Недостаток в рационе современного ребенка сырых, термически необработанных, нерафинированных продуктов приводит к дефициту этих важных для здоровья веществ.

От насыщенности организма витамином С, витаминами группы В зависят функции памяти, интенсивности мышления, четкости , концентрации внимания, обучаемости и др.

Эти проблемы встречаются почти у 20% детей и подростков. Частыми являются трудности при письме и чтении, гиперактивность с недостатком внимания, эмоциональная неустойчивость, нарушения поведенческих реакций.

Причинами могут быть и перенесенные ранее заболевания, такие как гипоксия мозга, родовые травмы, внутриутробные инфекции, а также некоторые нарушения обмена веществ, дегенеративные заболевания психики. Как можно более раннее выявление патологии способствует эффективной профилактике инвалидности у таких детей.

Диагностика когнитивных нарушений

Диагностика когнитивных нарушений проводится с помощью простых тестов. Например, «Мини-Ког», суть которого в том, чтобы запомнить три слова, сказанные врачом, нарисовать циферблат, где стрелки будут указывать точное время, а затем назвать пресловутые три слова. Если пациент не сможет нарисовать циферблат или не вспомнит хотя бы одно слово, необходимо обращаться к специалисту, поскольку нарушение начало развитие.

Другое задание – Монреальская шкала когнитивной оценки, подразумевает ответить на ряд вопросов. Желательно делать это в спокойной обстановке, чтобы человек не нервничал и не чувствовал себя некомфортно. Вопросы следующего характера:

  1. Индивиду показывают картинку с животными и просят назвать каждого;
  2. Назвать ему цифры вразброс, чтобы он повторил, а затем назвал их в обратном порядке;
  3. За минуту нужно назвать максимальное количество слов на одну букву алфавита (например, П);
  4. Задать несколько простых арифметических задачек, например, сколько будет 100-3;
  5. Найти общее между двумя мало похожими предметами, например, это могут быть часы и линейка.

В дальнейшем диагностика проводится в медицинских учреждениях в более серьезной атмосфере и с инструментарием.

Особенности психосоциального сопровождения детей

Особый инте­рес вызвало совместное выступление Инны Вашките, ассистента кафедры психотерапии Харьковской медицинской академии последипломного медицинского образования, руководителя медицинской службы Центра психосоциальной реабилитации детей и подростков Фельдман Экопарк,и Татьяны Алиевой, ассистента кафедры психотерапии Харьковской медицинской академии последипломного образования, руководителя психологической службы Центра психосоциальной реабилитации детей и подростков Фельдман Экопарк. В настоящее время для медико-психологической реабилитации детей с психотравмой активно начали применять анималотерапию — вид терапии, использующий животных или их образы для оказания психотерапевтической помощи. Она бывает двух видов: ненаправленная (взаимодействие с животными без конкретной терапевтической цели) и направленная (целенаправленное использование животных по специально разработанным терапевтическим программам) анималотерапия.

Основными видами вмешательства с помощью животных являются:

  • деятельность при содействии животных — интеграция животных в работу для создания мотивации, обучения; нерегулярное взаимодействие без соблюдения определенного набора критериев или целей;
  • анималотерапия — целенаправленная интервенция, где животное, которое соответствует определенным критериям, является неотъемлемой частью терапии;
  • анималотерапия в консультировании — включение животных в качестве терапевтических агентов в процессе психологического консультирования;
  • обучение с помощью животных — использование животных для конкретных образовательных целей.

Перед проведением анималотерапии обязательно необходимо выявить мишени психологического вмешательства, в частности определить физическое состояние пациента и его семьи, психический статус и идентифицировать проблему.

Задачей реабилитации является социальное сопровождение семьи — возможность участия в юннатских программах, включающих проведение конкурсных творческих соревнований, волонтерскую деятельность, научную деятельность на базе работы с животными, проведение закрытых групп у родителей по типу обратной связи. Смысл этой деятельности заключается в совместном времяпровождении детей и родителей, в их общей активности.

Наиболее распространенным видом анималотерапии является канистерапия — метод социализации, реабилитации и адаптации лиц с особыми потребностями при помощи собак. Основной вид коммуникации с собаками — игровая деятельность. Взаимодействие с собакой благоприятно влияет на психическое состояние ребенка, позволяет преодолевать страхи и посредством животного контактировать с окружающим миром.

Мишенями психокоррекционного воздействия выступают не только ребенок, но и вся семья, а также близкие друзья и родственники. Алгоритм работы с семьей включает:

  • первую фазу — достижение безопасности пациента, снижение симптомов и повышение собственной компетентности;
  • вторую фазу — реадаптацию семьи;
  • третью фазу — закрепление достижений.

В первую фазу основной целью является развитие навыков регулирования эмоций, повышение толерантности во взаимодействии, внимательности, межличностной эффективности, когнитивной реконструкции, изменении в поведении, обучение навыкам релаксации. Важно развитие взаимопонимания и установление межличностных связей, работа над эмоциональной стабилизацией. Психообразовательная программа для семей должна включать предоставление информации о типах реакции организма на психотравмирующее событие, формирование навыков саморегуляции, пути решения конфликтных и стрессогенных ситуаций. Во вторую фазу вырабатывается адаптивная модель поведения и формируется новая стратегия взаимодействия как внутри семьи, так и с социумом. На данном этапе важными компонентами являются формирование чувства собственного достоинства и работа с тревогой. В третью фазу необходимо помочь пациенту применить новые навыки и выработать адаптивное понимание себя и своего опыта с помощью применения конструктивных шаблонов поведения в семье.

См. также

  • Интеллект
  • Расстройство интеллекта
  • Умственная отсталость
  • Рассеянность внимания
  • Деменция
  • Когнитивистика
  • Нейролептический дефицитарный синдром

Диагностика когнитивных нарушений

Выявление расстройства когнитивных функций – непростая задача. Необходим осмотр невропатолога (новорожденных, грудных детей) для исследования рефлексов и мышечного тонуса, беседа с педагогами.

Чтобы обнаружить тяжелые нарушения формирования головного мозга, следует провести основательную диагностику при помощи методов:

  1. Эхоэнцефалографии или нейросонографии у новорожденных.
  2. Электроэнцефалографии.
  3. РЭГ.
  4. Ультразвукового исследования сосудов – допплерографии.
  5. Миометрии.

Рекомендации

Рекомендуется консультация психиатра, нейропсихологическое тестирование.

Причины нарушений

Причины возникновения когнитивных нарушений условно подразделяются на две категории: органические и функциональные.

Последняя характеризуется тем, что у человека нет какого-либо прямого поражения головного мозга. К такому состоянию могут привести стрессовые ситуации, переутомления, негативные эмоции. Оно может наблюдаться у людей всех возрастов и при этом не несет особой опасности. Обычно симптомы уходят самостоятельно, после того, как причина их появления устраняется. Изредка, существует необходимость в применении легкой медикаментозной терапии.

2282440.jpg

Когнитивные искажения

Когнитивное искажение – это иррациональное мышление человека, систематические ошибки суждений. Возникают из-за стойких убеждений и веры индивида во что-либо, упрямства и неумения уступить и признать ошибку. Этим охотно пользуются маркетологи и экстрасенсы:

  • Человеку свойственно подражать окружающим, такова его природа. Если большинство покупает некий товар или верит в то, что черная кошка несет беды, индивид с когнитивным искажением примет эти факты на веру.
  • Также срабатывает эффект «якоря» – ассоциации, связанной с некоторым явлением.
  • Эффект ореола, когда некое мнение начинает поочередно охватывать всех вокруг, например, одобрительный отзыв о ком-то телевизионной звезды, к которому прислушаются десятки, сотни людей.

Как он это делает?

Механизм воздействия коронавируса на мозг и нервную систему человека до сих пор остается предметом тщательного исследования специалистов во всем мире. Еще в апреле ученый-вирусолог Российской академии наук Феликс Ершов заявил о том, что как и вирусы гриппа и герпеса, SARS-Cov-2 может приводить к отмиранию целых участков мозга. Нейрофизиологи из Великобритании считают, что вирус использует обонятельные рецепторы в слизистой оболочке носа в качестве «ворот», через которые он попадает в мозг и распространяется в нервной системе.

В свою очередь доктор медицинских наук, психотерапевт Михаил Голубев уверен, что кратковременные психические нарушения при коронавирусе, такие как делирий, вызывает тяжелая интоксикация организма:

«Так бывает не только при COVID-19, но и при любом другом тяжелом инфекционном заболевании. Неслучайно, например, говорят, что «он ходит, как чумной». Сильная интоксикация часто сопровождается угнетением сознания, бредовыми переживания и галлюцинациями», – считает эксперт.

Однако шведские биологи и неврологи из Гетеборгского университета (Göteborgs Universitet) выяснили, что SARS-Cov-2 воздействует на мозг и нервную систему совсем не так, как другие вирусы. Исследователи изучили образцы спинномозговой жидкости пациентов с COVID-19, у которых наблюдалось нарушение когнитивных функций и проблемы с психикой, и выявили заметное повышение воспалительных маркеров, которые свидетельствуют об активации иммунных клеток головного мозга. Но при этом ученые не обнаружили маркеров, характерных для вирусного поражения центральной нервной системы.

«В целом мы видим необычную картину с выраженным воспалением, а иногда и повреждением нервных клеток, но без привлечения клеток иммунной системы из кровотока», – сообщили ученые. Они отметили также, что механизм поражения нервной системы при коронавируса очень отличается от воздействия других патогенов. А значит, вопросов пока больше, чем ответов.

Что такое деменция

Деменция- это выраженные когнитивные нарушения, которые еще называются слабоумием. О деменции и о том, что это такое вообще, часто можно слышать от родственников людей, больных деменцией, потому как сами они не относятся критически к изменениям своих способностей, а порой, и не способны оценить.

Люди в деменции совершают необдуманные мало связанные с общественными представлениями поступки. Вот пример: старческое слабоумие. Оставленные дома без присмотра других людей может легко забыть зажечь включенную газовую конфорку или забыть про заженную, чистить обувь зубной щеткой, вытирать пол занавеской и прочие чудачества.

Поэтому картину заболевания часто получается уточнить после беседы с родными и знакомыми пациента, которые с криком души рассказывают о том, как стал себя вести их близкий человек, “вырисовывая” во всех красках картину деменции. Конечно, для близких людей изменение родного человека это трагедия.

Деменция приводит к изменению личности, вплоть до далекого отстранения от привычной жизни и когда-то родных людей.

Лечение когнитивных нарушений, и, в частности- деменции, задача важная и одновременно сложная. Читайте об этом дальше в статье.

Ссылки

  • Слободин Т. А., Горева А. В. Когнитивный резерв: причины снижения и защитные механизмы//Международный неврологический журнал. — 2012. — № 3(49). — С. 161—165.
  • Любов Е. Б. Ранние признаки деменции: дорого вовремя время. — М.: ОООИ «Новые возможности», 2011.
  • Беккер Р. А., Быков Ю. В. О роли нейроэндокринных нарушений в патогенезе когнитивной дисфункции при депрессивных состояниях // Consilium Medicum. — 2016. — № 4. — С. 57—61.

Симптомы

Симптоматика когнитивных нарушений отличается разнообразием и включает в себя многочисленные признаки отклонений в работе определенных функций головного мозга.

Интенсивность проявлений зависит от степени их поражения и наличия сопутствующих заболеваний. Первые симптомы могут напоминать специфические черты характера человека, но с течением времени они будут становиться ярко выраженными неврологическими отклонениями.

Симптомами когнитивных нарушений являются следующие факторы:

  • Симптомы и признакибред (ложные умозаключения, имеющие устойчивый характер);
  • нарушения пищевого поведения;
  • зрительные или слуховые галлюцинации;
  • уменьшение активности мыслительного процесса;
  • дневная сонливость в сочетании с ночной активностью;
  • признаки апатии;
  • ухудшение памяти;
  • двигательная активность, не имеющая цели;
  • нарушение ориентации в месте, где человек находится впервые;
  • снижение концентрации внимания;
  • утрата чувства тактичности;
  • чрезмерная раздражительность и агрессивность.

О причинах и симптомах когнитивных нарушений вы можете узнать из видео:

к содержанию ↑

Симптомы

Симптомы недуга очень разнообразные. Во многом они будут определяться серьезностью патологического процесса и его расположением в головном мозге. При когнитивных нарушениях, чаще всего, повреждается не одна функция, а сразу несколько:

2282437.jpg

Заболеваемость (на 100 000 человек)

Мужчины Женщины
Возраст,
лет
0-1 1-3 3-14 14-25 25-40 40-60 60 + 0-1 1-3 3-14 14-25 25-40 40-60 60 +
Кол-во
заболевших
10 100 215 210 210 256 214 10 100 205 188 188 210 214

Коррекция ошибок мышления

Чтобы не поддаваться на чужие уловки, необходимо отстраняться от метального шума, позволив себе проанализировать ситуацию самостоятельно.

Иногда очень важно изолироваться от социального шума

Иногда очень важно изолироваться от социального шума

Для того чтобы чужое мнение не беспокоило человека, чтобы избежать социального давления, эмоциональных причин, следует обратиться к специалисту. Сначала он выявит наличие данных недугов, их уровень. Затем проработает их и научит адекватному восприятию информации. Психолог подберет наиболее удобные по времени и действиям варианты тренировки когнитивных функций и при необходимости пропишет лекарственные препараты, например, всем знакомый глицин.

Препараты

Лечение детей с когнитивными нарушениями необходимо проводить в комплексе, включающем медикаментозные и немедикаментозные методы терапии. Из лекарственных препаратов, в большинстве случаев, используются ноотропные средства. Они повышают функции метаболизма и межнейронную передачу в ЦНС, что хорошо сказывается на интеллектуальной деятельности, памяти, речи, внимании и способности к обучению. К подобным средствам относятся «Энцефабол», «Пирацетам», «Пирацетам», «Инстенон».

Положительный эффект приобретается и во время занятий с психотерапевтом, а также с помощью тренировок памяти, к примеру, заучивания наизусть песен и стихов.

Профилактика

Чтение, арифметические задачки в уме, а не с калькулятором – все это ежедневные тренировки памяти. Кроме этого, нужно заниматься мелкой моторикой: это вязание, игра на музыкальном инструменте, оригами. Помогают иностранные языки, которые хорошо тренируют мозг, так же, как и стихи наизусть. Привычные многим кроссворды, шашки, судоку и прочие интеллектуальные игры на логику – это большой шаг в отсрочивании когнитивных расстройств. Важно разгонять кровь по телу, где прием сжатия и разгибания пальцев по принципу школьной разминки «мы писали, наши пальчики устали» тоже считается упражнением из области мелкой моторики.

Изменения в работе мозга ребенка, взрослого и людей подросткового и пожилого возраста отрицательно отражаются на всех сферах жизни индивида. Страдает повседневная жизнь, социальная, учебная и профессиональная деятельность. Если индивид замечает за собой излишнюю рассеянность, не будет лишним проверить свои умственные способности.

Заболеваемость (на 100 000 человек)

Мужчины Женщины
Возраст,
лет
0-1 1-3 3-14 14-25 25-40 40-60 60 0-1 1-3 3-14 14-25 25-40 40-60 60
Кол-во
заболевших
10 100 215 210 210 256 214 10 100 205 188 188 210 214

Прогноз

 При эффективном этиотропном лечении прогноз ЛКР у большинства пациентов благоприятный: процесс снижения познавательных способностей приостанавливается, возникшие нарушения редуцируются (при регредиентном течении основной патологии).

Профилактика когнитивных нарушений

Чтобы избежать такого рода патологий, необходимо родителям позаботиться в раннем возрасте о развитии своих детей. Существует ряд действенных методик, развивающего характера. Они укрепляют мозговые механизмы и нервную систему в целом. Такие упражнения полезно делать в любом возрасте. Нарушение когнитивных процессов можно предотвратить, если выполнять следующие действия:

  1. Принимать препараты, обеспечивающие организм всеми необходимыми веществами и витаминами (например, антиоксиданты).
  2. Вести жизнь по правильному распорядку (питание, физические нагрузки, сон).
  3. Ввести в практику ряд специальных упражнений игрового характера, обеспечивающих когнитивную стимуляцию (тренинги по развитию внимания, памяти, логического мышления).
  4. Очень полезно изучение иностранного языка или освоение музыкального инструмента.

Профилактика

 Основная профилактика сводится к предупреждению сосудистых и атрофических процессов в головном мозге. Важно поддерживать физическую активность, отказаться от курения и употребления алкоголя, скорректировать питание, сократив поступление жирной, копченой и соленой пищи, ввести в рацион достаточное количество овощей, фруктов, круп, растительных масел.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...