Культура и духовная жизнь общества

Кроссворд 

ПЕРЕЙТИ НА КОНКУРСНЫЙ КРОССВОРД!

С уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков

1. Культура и духовная жизнь общества.

Культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и

духовной жизни общества (технологический подход).

Культура – осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни

общества творческая деятельность (деятельностный подход).

Культура – практическая реализация общечеловеческих ценностей в

делах и отношениях людей (ценностный подход).

Культура – исторически обусловленный динамический комплекс

постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм,

принципов, способов и результатов активной творческой деятельности

людей (в широком смысле слова).

Культура – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой

создаются, распределяются и потребляются духовные ценности (в узком

смысле слова).

3. Культура и духовная жизнь общества.

Функции культуры:

А) адаптационная;

Б)накопление, хранение и передача культурных ценностей;

В) целеполагание и регулирование общественной жизни и

человеческой деятельности;

Г) социализация:

Д) коммуникативная.

Роль духовной культуры в жизни общества

2
Источник

Духовная культура многогранна и проявляется несколькими направлениями. В частности: религия, наука, искусство, мораль.

Рассмотрим ключевые задачи данного направления культуры:

  1. Формировать представление о мире у людей;
  2. Дифференцировать ценности присущие конкретному обществу;
  3. Информировать социум о событиях, передавать знания и обмениваться ими;
  4. Приучение человека к нормам и идеалам соц. группы, в которой он воспитывается.

В структуру духовной жизни общества включаются:

  • потребности – желание и нужда людей изучать и формировать ценности;
  • деятельность – процесс создания объектов культуры;
  • блага – результат действий, выраженный в образах, идеях или теориях;
  • связи между индивидами.

4. Культура и духовная жизнь общества.

Как вы понимаете слова:

«Народ, перестающий жить духовной жизнью,

теряет владения. Он не владеет землёй (земля не

кормит), не владеет собственной душой, не владеет и

телом».

Понятие духовной культуры общества 

Значимость духовной культуры для любого общества переоценить сложно. Чтобы понять — насколько важна духовная культура для любого общества, можно обратиться к функциям, которые она выполняет.

Духовная культура:

  • хранит культурный опыт людей;
  • служит для общества средством понимания и объяснения мира;
  • регулирует взаимодействие людей в обществе;
  • формирует ценности и идеалы в обществе;
  • задает модели поведения людей в обществе;
  • является средством воспитания и образования;
  • связывает общество в единое целое и позволяет людям понимать друг друга.

Духовная культура общества – это и нравственность в обществе, и научные открытия, и музыка, и живопись, и принципы воспитания детей, и мифология, и социальные идеалы, и религиозные взгляды общества, и философские учения, и многое другое. Этот список невозможно завершить, поскольку понятие духовной культуры общества многослойно и фундаментально. Она многообразна в своих проявлениях так же, как многообразна и духовная деятельность человека.

В связи с этим, духовная культура каждого конкретного общества (нация, этнос, историческая эпоха, субкультура, социальная группа и пр.) содержит в себе как абсолютные духовные ценности и формы, так и особенные. Абсолютные проявления (ценности, формы) духовной культуры понятные всем людям и разделяются, как правило, представителями любых сообществ. Например, сюда относятся такие ценности, как добро, вера, истина – они составляют основу духовности любого общества.

Тогда как особенные ее проявления характерны только для конкретного общества. Например, правила поведения, которые были приемлемыми для античного гражданина, мы можем считать сегодня весьма аморальными (так, древние греки полагали, что трудиться могут только рабы). С другой стороны, мораль трудовой деятельности претерпела со временем существенные изменения, например, по отношению к труду женщин. В период Средневековья и даже в Новое время привычный для нас карьерный рост женщин и их деловая занятость были невозможны в силу иного мировоззрения эпохи и моральных принципов того времени.

Духовная культура является тем маркером или кодом который рассказывает нам об особенностях той или иной культуры. Каждой эпохе, нации, народу, сообществу присуща своя мера духовности, которая раскрывает ценностное ядро, высшие основы жизнедеятельности людей данного общества. Каждое общество ценит и воспевает свои идеалы в поэзии, в науке, в архитектуре, в верованиях, в морали и т.д.

Духовная культура представлена в обществе на следующих уровнях:

  • идеальный уровень, где возникает содержание норм, ценностей, нравственных качеств и пр. (понятия, установки, убеждения, принципы);
  • институциональный уровень, который обеспечивает производство, хранение, передачу духовных ценностей (законы, учреждения, в частности, филармонии, ВУЗы, архивы).

Данные уровни образуют сферу духовной культуры и определяют то, что включает в себя сфера духовной культуры в каждом конкретном обществе.

Духовные ценности

Многообразие духовных ценностей легче представить, если разделить их на группы.

Рассмотрим классификацию духовных ценностей:

  • Мировоззренческие (связанные с понятиями жизни и смерти – время, судьба, прошлое, соотношением человека и природы). Данная группа отражает понимание человеком своего места в мире;
  • Нравственные (Связанные с категориями добра и зла – долг, ответственность, верность, честь, любовь, дружба). Иными словами, они отражают способность человека соотносить свои желания и потребности других людей;
  • Эстетические (Красота, высокие ценности);
  • Религиозные (Любовь, вера, смирение).

8. Образование и наука

Право на образование.

1. Согласно российскому законодательству, каждый гражданин РФ обязан получить

образование:

а) среднее специальное;

б) основное общее;

в) полное среднее;

г) начальное профессиональное.

2. Реализацию права ребенка на образование призваны обеспечить:

а) школьные педагоги;

б) сотрудники правоохранительных органов;

в) родители или лица их заменяющие (законные представители);

г) органы опеки и попечительства.

3. Установите соответствие между ступенью образования и классами. К каждой

позиции первого столбца подберите позицию второго столбца.

СТУПЕНЬ

КЛАССЫ

а) начальное

А) 5 – 9

б) основное общее

Б) 1 – 4

в) среднее полное

В) 6 – 9

Г) 10 – 11

9. Образование и наука

4. Найдите в предлагаемом перечне виды общеобразовательных школ. Выпишите

цифры в порядке их возрастания (например, а, в, д…).

а) школы с углублённым изучением отдельных предметов;

б) курсы повышения квалификации;

в) профессиональные колледжи;

г) гимназии с гуманитарным уклоном;

д) художественные школы.

5. Общеобразовательное учреждение может осуществлять свою деятельность только

при наличии:

а) попечительского совета;

б) программы развития;

в) лицензии;

г) научного руководителя.

Взаимодействие материальной и духовной культуры

Материальный мир представляет собой осязаемые вещи и предметы, создателем которых является человечество. По сути это результат физической деятельности. Так что же объединяет вещи с нематериальным миром?

В основании любого материального решения лежит идея, которая является продуктом духовного мира. Если не появилась необходимость создания материальных вещей, то и идея бы была бесполезной.

Как правильно развивать свою духовность? Обратимся к сферам ее применения. Они разнообразны по составу. Получая новые знания в сферах духовности, люди обогащают свой внутренний мир, тем самым развивая в себе уровень культурных ценностей.

Работа над собой, проведение самоанализа помогают людям правильно развивать свой внутренний мир. Новая информация, полученная из нескольких источников, поможет преодолеть себя на пути к становлению личности.

11. Образование и наука

Наука – исторически сложившаяся форма человеческой

деятельности, направленная на познание и преобразование

объективной действительности.

3 аспекта:

это особая система, совокупность знаний о природе,

обществе, человеке;

это особый вид деятельности, система научных

исследований, направленных на получение новых знаний;

это система специфических организаций и учреждений.

Наука как социальная сила оказывает воздействие на

процесс развития общества.

Типы культуры:

  • народная

Чаще всего автор продуктов данной культуры неизвестен. Это могут быть литературные произведения устного творчества, которые передаются из поколения в поколение, например, сказки, мифы, песни.

Народная культура отражает особенности жизни общества, действующие в нем нормы, характерные ценности.

  • элитарная

Произведения создаются отдельной группой населения, как правило, самой образованной для привилегированных слоев. Это такие виды искусства, доступ к которым имеет меньшинство. Это может быть, к примеру, классическая музыка и литература.

  • массовая

Появилась в 20 веке как отражение потребности больших групп населения в досуге. Продукты массовой культуры характеризуются простотой форм, понятностью для большинства людей независимо от возраста, образования и профессии.

Формирование духовной культуры личности в современном обществе происходит под влиянием разных факторов. Особую роль в этом процессе играют средства массовой информации, интернет, телевидение, газеты, которые оказывают сильное влияние на мировоззрение людей, навязывают ценности.

12. Образование и наука

Что исследуется? – Предмет науки – та сторона объекта, на изучение которой

направлены конкретные исследования в данной области научных знаний.

Как исследуется? – Методы исследования.

13.

По предмету:

– естественно – технические: изучают законы природы и способы её

освоения и преобразования;

– общественные: изучают общественные явления и законы их развития, в

т.ч. социально – экономические и самого человека как существа

социального (гуманитарные науки).

Уровни познания:

– эмпирический, т.е. накопленный фактический материал – итоги

наблюдений и экспериментов;

– теоретический, т.е обобщение эмпирического материала в теориях,

законах и принципах.

15. Черты науки.

Универсальность – сообщает знания, истинные для всего универсума при которых они добыты

человеком.

Фрагментарность – изучает не бытие в целом, а различные фрагменты; сама же делиться на научные

дисциплины.

Общезначимость – получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки – однозначный,

фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.

Обезличенность – ни индивидуальные особенности учёного, ни его национальность или место

проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

Систематичность – наука имеет определённую структуру, а не является бессвязным набором частей.

Незавершённость – хотя научное знание безгранично растёт, оно не может достичь абсолютной истины,

после познания которой уже нечего будет исследовать.

Преемственность – новые знания определённым образом и по строгим правилам соотносятся со

старыми знаниями.

Критичность -готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие,

результаты.

Достоверность – научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным

сформулированным правилам.

Внеморальность – научные истины нейтральны в морально – этическом плане, а нравственные оценки

могут относится либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его применению.

Рациональность – получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование

теорий и их положений.

Чувственность – научные результаты требуют проверки с использованием восприятия и только после

этого признаются достоверными.

Искусство и его функции 
Особенности современного искусства

6
Источник

Определение слова «искусство» предполагает отражение действительности посредством образов. Оно не стремиться к точности и достоверности информации и носит субъективный характер.

К базовым функциям искусства относятся:

  • преобразовательная – изменяет общество и природу благодаря действиям;
  • художественная – отражение мира;
  • воспитательная функция искусства нацелена на формирование у молодого поколения чувств и стимуляцию эмоций;
  • рекреационная – организация отдыха и досуга людей.

Современное определение термина «искусство» связано с указанными функциями и многообразием видов и форм.

Виды искусства представляют собой сложившиеся в рамках истории, формы проявления деятельности людей. К ним относятся:

  • литература;
  • музыка и танец;
  • живопись;
  • архитектура;
  • театр, цирк и кино.

Эстрада как вид искусства представляет собой зрелищное сценическое выступление артистов.

К особенностям современного искусства относятся:

  1. Появление новых художественных форм, например, графика, в том числе и компьютерная, радио, искусство и тому подобное.
  2. Смешение жанров, например, в кинофильмах и музыке. В качестве частного примера можно привести фильм «Мстители», в котором есть элементы приключений, комедии, детектива.
  3. Отход от принятых ранее канонов[1] и импровизация[2].

Виды современного искусства отвечают на запросы молодого поколения – они быстрые, яркие, наполненные смыслом.

Словарь

1. Канон – неизменная традиционная совокупность норм и правил.

2. Импровизация – вид искусства, который создается непосредственно перед зрителем; неожиданное творение.

18. Мораль.

Структура морали включает:

– нравственные взгляды, традиции, идеалы, категории;

– принципы морали;

– нормы морали.

19. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

«Обеспечение

духовно-нравственного развития и

воспитания личности гражданина России является

ключевой задачей современной государственной

политики Российской Федерации …Оно определяется

в соответствии с базовыми национальными

ценностями, которые производны от национальной

жизни России во всей ее исторической и культурной

полноте, этническом многообразии…» Базовые

национальные ценности- это основные моральные

ценности, приоритетные нравственные установки,

существующие в культурных, семейных, социальноисторических,

религиозных

традициях

многонационального народа Российской Федерации,

передаваемые от поколения к поколению и

обеспечивающие успешное развитие страны в

современных условиях.

20. Базовые национальные ценности

-патриотизм- любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение

Отечеству;

-социальная солидарность- свобода личная и национальная, доверие к людям,

институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие,

честь, достоинство;

-гражданственность- служение Отечеству, правовое государство, гражданское

общество, закон и правопорядок,

поликультурный мир, свобода совести

вероисповедания;

-семья- любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о

старших и младших, забота о продолжении рода;

-труд и творчество- уважение к труду, творчество и созидание,

целеустремленность и настойчивость;

-наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

-традиционные российские религии- представления о вере, духовности,

религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения,

толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

23. Религия.

Религия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в

сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов

поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в

организации (церковь, религиозную общину).

Другие определения религии:

одна из форм общественного сознания; совокупность духовных

представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и

существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения;

организованное поклонение высшим силам;

духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому

себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей

по отношению к обыденному существованию реальности;

это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей

на основе веры в существование сверхъестественной сферы.

27. Основные функции религии:

Мировоззренческая – религия наполняет жизнь верующих неким особым

значением и смыслом.

Коммуникативная – общение верующих между собой, общение с богами,

ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как

идеальные посредники в общении между людьми. Общение в обрядовой

деятельности.

Компенсаторная (утешительная, психотерапевтическая) – связана с

мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в

возможности религии возмещать, компенсировать человеку его

зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять

ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач,

обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

Регулятивная- осознание индивидом содержания определённых

ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в

каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой

поведения людей.

28. Основные функции религии:

Интегративная

– позволяет людям осознавать себя как единую

религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями,

даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в

которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

Политическая – лидеры различных общностей и государств используют

религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения

людей по религиозной принадлежности в политических целях.

Культурная – религия воздействует на распространение культуры

(письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

Дезинтегрирующая – религия может быть использована для разъединения

людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и

вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы

31.

Благодарю за внимание!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...