Кто такие пуритане? Нравы и идеология пуританства

Исторический экскурс

Для того чтобы понять кто такие пуритане, необходимо обратиться к истории Западной Европы XVI века. В это время духовная жизнь европейцев находилась под контролем Римско-католической церкви с папой во главе. Церковь обладала властью и сконцентрировала в своих руках огромные богатства, собирая с католиков церковный налог. Влияние церкви выходило далеко за религиозные рамки и распространялось на политическую жизнь средневековых государств.

Королей и их подданных часто тяготила монополия Римско-католической церкви, что привело к началу движения за реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Мыслители той эпохи обвиняли церковь в злоупотреблениях и в том, что она отошла от Священного Писания. Сторонники этого движения, или Реформации, получили название протестанты, а новое направление христианства — протестантизм.

Пуританизм - религиозные особенности анличанВ Англии процесс реформирования церкви произошёл сверху и связан с именем короля Генриха VIII, который перешёл от католичества к протестантству. Парламентом был издан акт, сделавший короля верховным главой церкви, оттеснив этим Римского папу с религиозной арены Англии. Таким образом, английские протестанты создали так называемую Англиканскую церковь с королём во главе.

Пуритане – английские панки 17 века

И пусть вас не пугает подзаголовок – практически так и было. Более того, «панки» эти были христианами-пуританами. Но сначала предыстория.

Первые британцы поселились в Америке за 35 лет до официального образования США. В 1585 году Британия снарядила первую партию переселенцев в область нынешней Вирджинии. 160 человек прибыли на место, но не смогли продержаться и года – болезни, голод и нападения индейцев почти полностью выкосили их ряды. Оставшиеся в живых вернулись домой на первом же попутном корабле.

Отцы-пилигримы общаются с индейцами - история возникновения США - American ButlerВторая попытка колонизации случилась в 1587 году. И снова более 100 человек были высажены на то же самое место под предводительством ветерана предыдущего рейса. Когда снова возникла проблема голода, предводитель колонии отправился за помощью в Англию, где задержался из-за войны. Когда он вернулся, ни одного человека на месте колонии не было, все пропали без вести. Единственное, что осталось от поселения – разрушенный деревянный забор с нацарапанными буквами «CRO». Скорее всего, с людьми что-то сделало жившее недалеко племя индейцев-Кроатонов. 

Ну и кто после такого поплывет в это чудное место? Конечно же панки.

В Лондоне не знали, что делать с общиной пуритан-браунистов (христиан, которые отрицают власть церкви над собой). Они всячески бунтовали, подрывали государственный строй и критиковали общественную жизнь. Да, так активно критиковали, что спасу от них не было. 

Как только община узнала о возможности обжить собственную территорию за океаном, где они будут сами себе хозяевами, только об этом и шла речь. Переселение сравнивали с божественной миссией, где путь – это испытание веры, а колонисты – странники-пилигримы.

В конце концов в 1620 году король Яков I дал разрешение на переселение колонистов на ту же территорию Вирджинии. Но как обычно и случается, что-то пошло не так. И, да, как бы оно ни прозвучало, своему прибытию в Америку пилигримы отчасти обязаны… Боярышнику.

Фото корабля Мэйфлауэр (Mayflower) в Плимуте, Массачусетс - American Butler

Терминология и идентификация

Вопрос об определении термина[en] «пуританство» является крайне дискуссионным. В отличие от других протестантских движений XVI—XVII веков (лютеранство, кальвинизм) пуританство не получило ни институционального развития, ни чёткого доктринального определения. В качестве самоназвания представители пуританского движения обозначали себя «благочестивыми» (англ. godly) и «исповедниками» (англ. professors). «Пуританами», наряду с «precisians» и «лицемерами» (англ. hypocrites) их называли оппоненты[2]. Впервые использование слова «пуритане» в качестве оскорбительного обозначения фиксируется около 1564 года по отношению к нонконформистскому духовенству, отказывающемуся носить предписанные литургические облачения (см. Спор об облачениях[en]), в частности белые стихари. Вероятно, первым данное слово начал употреблять Николас Сандерс[en]. Другим возможным кандидатом является католический эмигрант Томас Степлтон[en], критиковавший английских протестантов в 1565 году[3]. Для них и других католических полемистов того времени пуритане стояли в одном ряду с раннехристианскими перфекционистскими ересями[4]. Вскоре слово «пуритане» вошло в повседневную речь, и распространилось не только на противников официальной церковной иерархии, но и на тех, чьи представления о благочестии отличались от общепринятых. Согласно современному английскому историку Патрику Коллинсону[en], такое расширительное понимание слова cложилось в начале XVII века[5].

На базовом уровне, современная историография понимает под пуританством разновидность протестантизма, разделяющая основные идеи Мартина Лютера, хотя и с определёнными нюансами в интерпретации. Как и Лютер, основное внимание пуритане уделяли проблеме личного спасения и оправдания через веру. Вместе с основоположниками Реформации пуритане отрицали католическую обрядность и считали Папу римского Антихристом, предсказанным в Откровении Иоанна Богослова[6]. Во-вторых, пуританство тяготело к реформатскому, то есть связанному с именами Кальвина, Буцера, Буллингера и других, богословию, считая лютеранские церкви слишком «папистскими» по своей литургии и организации. Вместо этого пуритане стремились к простоте церковной жизни, опасались иконопочитания и ритуалов. Одновременно с этим, пуритане разделяли взгляды реформатских богословов на безусловное предопределение, избрание и свободу воли[7]. Сложно определить взаимосвязь между пуританами и Церковью Англии. Начавшись как движение за углубление реформации и против средневековых и католических рудиментов в государственной церкви, к началу 1590-х движение не смогло достичь своей цели, но обрело определённость, в том смысле, что его члены могли опознавать друг в друге «праведников». В начале XVII века они пришли к некоторому согласию с Церковью и приобрели в ней влияние, выделяясь своим подчёркнутым благочестием. Такие видные представители, как Ричард Гринхэм[en], Ричард Роджерс[en], Уильям Перкинс и Ричард Сиббс имели репутацию «врачевателей душ», убеждая верующих в гарантированности их спасения. В отличие от континентальных кальвинистов, они придерживались строгого соблюдения субботнего покоя (празднование воскресенья как христианской субботы) и ведения благочестивого образа жизни в целом, включая чтение душеспасительной литературы и пение псалмов[8].

С течением времени пуританизм разделился на многочисленные течения. Ещё при Елизавете I и Якове I некоторые из них порвали с государственной церковью и сформировали сепаратистскую церковную структуру. Самая известная из таких групп, «Отцы-пилигримы» из Скруби[en] (конгрегация Скруби[en]), основали Плимутскую колонию в 1620 году. Во время Английской революции в 1640-х годах под влиянием политических лидеров пуритан (графа Уорика, Джона Пима и Оливера Кромвеля) политическая фрагментация движения ускорилась. Основными течениями, к которым примкнули тысячи прихожан, стали пресвитериане и конгрегационалисты. Также имели влияние сикеры[en], квакеры, и магглтониане[en]. Нет единого подхода к вопросу о принадлежности этих сект к пуританству. Если, например, баптисты воспринимались пресвитерианами и конгрегационалистами как в достаточной степени благочестивые, то мнение о квакерах и рантерах[en] было существенно худшим. Границы «ортодоксального» пуританства понимались различно разными людьми, и для Кромвеля они включали даже лидера квакеров Джорджа Фокса. В целом, для пуритан более характерно нахождение вне официальной приходской системы, как во время Революции, так и после Реставрации[9].

Пуританство имело весьма незначительное распространение в Ирландии и Уэльсе. В Новом Свете они не добились успеха на островах Карибского моря и в Виргинии, однако в Новой Англии их успех был несомненен. Идейное влияние английских пуритан отмечается в Нидерландах, Венгрии и Трансильвании[10].

Как правило, хронологическую границу существования пуританского движения в Англии устанавливают в конце XVII века и в 1730-х годах для Северной Америки[10].

Эрол Халз – Кто такие пуритане – Их жизнь и учение

Эрол Халз. — Минск : Позитив-центр, 2012. — 208 с.

ISBN 978-985-6983-13-2

Перевод с английского осуществлен по изданию:

Who are the Puritans… and what does they teach?

by Erroll Hulse

Evangelical Press,

Faverdale North Industrial Estate, Darlington, DL3 0PH, England

First published 2000

Эрол Халз – Кто такие пуритане – Их жизнь и учение – Содержание

Предисловие

Введение: роль и значение пуритан

Часть 1 История пуритан

I. Предшественники пуританизма

II. Период духовного братства (1558—1603)

III. Расцвет пуританизма (1603—1662)

Часть 2 Жизнь пуритан

Предшественники пуритан

Первая волна

Вторая волна

Третья волна

Другие известные пуритане

Часть 3 Наследие пуритан

1. Пуританские вероисповедания и оправдание

2. Учение пуритан о всевластии Бога и ответственности человека

3. Возрождение традиции чтить день Господний

4. Брак и семья

5. Духовные переживания в библейском понимании

6. Учение об уверенности в спасении

7. Радужное будущее церкви

8. Право на веру и путь к вере

9. Главенство проповеди

10. Экспозиционная проповедь

11. Реальность греха

Приложение 1 Были ли пуритане узколобыми фанатиками?

Приложение 2 Какая связь существует между баптистами и пуританами?

Приложение 3 Реформация в Шотландии

Эрол Халз – Кто такие пуритане – Их жизнь и учение – Фундаментализм и пуритане

Слава Богу, церковь Иисуса Христа на земле включает в себя не одну деноминацию. Евангельское движение, известное как фундаментализм, — это только часть тела Христова. Фундаментализм набрал силу в 20–30-х годах ХХ века. Фундаменталисты объединились, чтобы сообща бороться против модернистского богословия. Лидеры этого движения составили список основных библейских истин, чтобы сохранить в неизменности те положения христианского вероучения, которые отвергали либеральные богословы.

Фундаментализм был особенно популярен в США и распространился по другим странам. Пуритане согласились бы со страстным желанием фундаменталистов отстаивать и провозглашать основные истины, такие как достоверность и непогрешимость Писания, триединство Бога и божественность Христа. К сожалению, фундаментализм добавил к этим истинам премилленианистский взгляд на пророчества, а в некоторых случаях и диспенсационализм, приверженцы которого считают, что история человечества состоит из отдельных особых периодов. Библейское обоснование у этого учения очень шаткое, хотя его приверженцы утверждают обратное. Пуритане занимали в основном постмилленианистскую позицию. Лишь небольшое число придерживалось премилленианизма.

Однако вопросы эсхатологии не были поводом для раздоров. Пуритане умели не придавать большого значения второстепенным вещам. Второе пришествие Христа, грядущего судить мир, конец света, всеобщее физическое воскресение мертвых, вечная жизнь на небесах и вечные мучения в аду — вот главные истины, от которых мы не можем отказаться. При этом невозможно обрисовать в мельчайших деталях будущие события. Можно представить лишь общую схему. Единство евангельских верующих весьма драгоценно, и нам не следует разрушать его, споря о том, что не является основным.

Фундаменталисты также запрещают употребление алкогольных напитков, игру в карты, курение табака, танцы и посещение театров. Все это приводит к бесконечным раздорам и разделениям. Например, Библия учит умеренности в употреблении алкоголя, а не полному отказу от него. Вино используется при совершении Вечери Господней. Некоторые фундаменталисты даже пытаются по-иному толковать значение слова «вино», чтобы поддержать свое учение о полном воздержании от спиртного.

Пуританизм — это противоядие против вредных и ненужных разделений, происходящих вследствие того, что люди добавляют к Писанию собственные законы и правила. Мирское христианство — это наш враг. Лекарство от него сокрыто в сердце. Можно соблюдать множество всевозможных правил, но оставаться мирским верующим и при этом обладать мертвящим духом фарисейской самоправедности. Для пуритан было важно состояние души человека. Когда душа находится в союзе с Христом, тогда все мысли, слова и дела человека подчиняются Божьему Слову. Устанавливая правила для себя, человек не будет устанавливать их для других. Пуритане включили в Вестминстерское вероисповедание главу о христианской свободе и свободе совести. Они призывали к свободе, которая сочетается с самообладанием и дисциплиной.

Пуританские вероисповедания — пресвитерианское, конгрегационалистское и баптистское — ничего не говорят о том, о чем молчит Писание. Например, в Библии ничего не сказано о курении. Однако в ней есть стихи, призывающие нас заботиться о своем теле, являющемся храмом Святого Духа. Освобождение от вредных привычек достигается благодаря свободе, даруемой нам Христом. Эта свобода приходит к нам через внутреннее убеждение, исходящее от Святого Духа.

Осенне-майский цветок – корабль Мэйфлауэр

Судно Mayflower (в дословном переводе «майский цветок», но на деле это название боярышника), на котором плыли пилигримы, также вошло в историю. Как минимум, потому что не развалилось: изначально планировалось отправить из Англии в Америку два корабля, но второй заскрипел еще на причале. Из-за этого на берег пришлось сойти дальним предкам Барака Обамы – в Америку они попадут еще не скоро.

Дальнее плавание осенью было абсолютно безбашенным поступком и неоправданным риском. Но общине настолько не терпелось, что отплывать было решено немедленно. 102 человека, включая беременных женщин и детей, отправились покорять Новый свет. Время в пути – 2 месяца.

Судно подошло не к тому берегу, к которому должно было. Пилигримы решили сойти на сушу в области нынешнего штата Массачусетс, намного севернее Вирджинии – это место было уже за пределами британских владений. Историки до сих пор не знают, было это случайностью или пилигримы нарочно хотели выйти из-под влияния Англии. 

Так или иначе, радость от этого была недолгой – на суше виднелись только дикие леса, звери и не особо приветливые к белым людям народы.

Отцы-пилигримы - основатели США - фото актёра в костюме пуританина - American Butler

Кто такие пуритане?

Полностью процесс отделения Англиканской церкви от Римско-католической был закончен при дочери Генриха VIII Елизавете I. Она провозгласила Англиканскую церковь государственной с королевой во главе. Кроме этого, были утверждены нормы богослужения и закрепилась иерархическая структура церкви, где епископов назначала королева. Но этим оказались недовольны представители нового течения внутри протестантской церкви — пуритане.

Пуритане — это английские протестанты, которые выступали за углубление Реформации и очищение Англиканской церкви от остатков католицизма. Недаром, пуританин в переводе с латинского означает «чистый». Они были недовольны излишне богатым убранством протестантской церкви и одеяниями священнослужителей, помпезностью процессий, обрядами, оставшимися от католичества и самим иерархическим устройством церкви. Пуритане обратились к Елизавете I c рядом требований по очищению Англиканской церкви от наслоений католицизма. Они просили:

  • Англиканская церковь: особенности веры и как она появиласьупростить церковное богослужение;
  • убрать излишнюю роскошь из церкви;
  • заменить епископов выборными старейшинами.

Требования шли вразрез с интересами королевской власти и были отвергнуты. Елизовета I пыталась не допустить углубления раскола общества на религиозной почве, так как часть её подданных оставались католиками. Это привело к ещё большим противоречиям внутри самого движения пуритан и усилению сепаратистских настроений в нём.

Что такое пуританство и его идеология?

Пуританство, прежде всего, религиозное движение реформ. Вся их деятельность была направлена на серьёзные изменения церковной жизни Англии. Пуритане внутри своего течения были неоднородны, но их объединяла общая идеология, которая включала в себя следующие черты:

  • Центральная роль Библии и библейских заповедей;
  • Вера в провидение (промысел Божий);
  • Аскетизм (самоограничение во имя достижения духовных целей);
  • Строгость нравов;
  • Осуждение расточительности и роскоши;
  • Патриархальные представления о семье и браке.

Пуритане в период марии Тюдор - исторические фактыИзначально, пуританство было чисто английским движением, причём движением меньшинства. Несмотря на приобретённую значимость и широкое представительство в Английском парламенте, численно пуритане уступали остальным. Но это не помешало им принять активное участие в Английской революции XVII века, известной также как Английская гражданская война. Дело в том, что пуританская идеология со своим отказом от роскоши и излишеств, оказалась близка зарождавшемуся слою буржуазии в противовес феодальной аристократии. Но пуританский образ жизни не пришёлся по вкусу англичанам. В конечном счёте монархия была восстановлена, что ознаменовало крах пуританства в Аглии.

Носители пуританской идеологии, подвергаясь гонениям, стали переселяться в Новую Англию (северо-восток США) и континентальную Европу, где создавали церковные общины. Этим пуритане определили религиозную жизнь Америки на столетия вперёд, заложив основы морали, этики и культурных традиций. Кроме этого, современные пресвитерианские, конгрегационалистские и баптистские церкви строятся на принципах пуританства.

Возникнув как локальное религиозно-политическое движение, пуританство прожило короткую, но очень яркую жизнь. Идеологические и нравственные основы, заложенные пуританами, дошли и до наших дней. Конечно, истинное значение слова давно забыто, но сохранилось ощущение пуританского духа, как чего-то строгого, сурового и чистого.

Место в обществе

Пуритане обладали дисциплинированностью, страстным стремлением к почитанию Бога и желанием духовного возрождения[28].

Пуритане отличались религиозным фанатизмом, храбростью, упорством, уверенностью в своей исключительности и «избранности», аскетизмом и расчётливостью в экономических вопросах[29]. Тот, кто страдает, побеждает (vinci qui patitur) — был их девиз.[30]

Пуританство, пуританизм, пуританская мораль — образ жизни, для которого характерны крайняя строгость нравов, целомудрие и аскетическое ограничение потребностей, расчётливость и бережливость, трудолюбие и целеустремлённость; например, игрушки считались бесполезными, а дети с малолетства помогали взрослым в работе.

Плимутская колония или земля свободы

Именно 21 ноября 1620 года считается официальной датой образования США. В этот день пилигримы сошли на берег и образовали Плимутскую колонию. А так как подчиняться им больше было некому, они создали прообраз Декларации независимости – Мэйфлауэрское соглашение. Первым губернатором был выбран дьякон Джон Карвер, а колонизаторы названы отцами-пилигримами. 

Фото города Плимут в штате Массачусетс - Plymouth colony - American ButlerСамоуправление цвело буйным цветом несмотря на жуткие проблемы с адаптацией. Гиб привезенный скот, агрокультуры не росли, индейцы пугали, неизвестные болезни губили людей. Как минимум половина погибла в первый год. Но колонизаторы были настроены решительно. 

Спустя некоторое время они договорились о мире на 40 лет с близлежащими племенами индейцев. Тем тоже это было выгодно – постоянные сражения и инфекции, которые приехали с колонизаторами из Европы, были серьезным ударом по племенам. В обмен на соблюдение дистанции и некоторые лекарства, коренные жители научили пилигримов возделывать землю, охотиться и использовать природные материалы. 

Завершающим этапом переселения в Америку считается знаменитый обед в честь Дня благодарения. Случилось это в ноябре 1621 года: в благодарность за помощь новые американцы пригласили индейцев, чтобы разделить с ними плоды первого урожая. После этого к берегам Америки шло все больше английских судов – люди ехали туда, где царят демократия и свобода, не обращая внимания на трудности.

Как история развивалась дальше, все мы знаем. А если не знаем, то читаем на сайте American Butler. Мы не только просвещаем, но и помогаем увидеть Америку своими глазами: экскурсии, впечатления и досуг, туры, даже переезд в США – мы беремся за организацию любой задачи.

Достаточно только обратиться к нашим специалистам через чат-окно.

См. также

  • Переселение пуритан в Северную Америку
    1. Spraggon J. Puritan Iconoclasm During the English Civil War. — Boydell Press. — 2003. — С. 98. — 318 с.
    2. Bremer, 2009, p. 2.
    3. Durston, Eales, 1996, p. 2.
    4. Collinson, 2008, p. 19.
    5. Coffey, Lim, 2008, p. 1.
    6. Coffey, Lim, 2008, p. 2.
    7. Coffey, Lim, 2008, pp. 2—3.
    8. Coffey, Lim, 2008, pp. 3—4.
    9. Coffey, Lim, 2008, pp. 5—6.
    10. 1 2 Coffey, Lim, 2008, p. 6.
    11. Gunther, 2014, pp. 4—6.
    12. Gunther, 2014, pp. 6—7.
    13. Harkins R. Elizabethan Puritanism and the Politics of Memory in Post-Marian England // The Historical Journal. — 2014. — Vol. 57, no. 4. — P. 899—919. — doi:10.1017/S0018246X14000417.
    14. Durston, Eales, 1996, p. 4.
    15. Bremer, 2009, pp. 9—10.
    16. Spurr, 1998, pp. 55—57.
    17. Webster, 2008, p. 49.
    18. Bremer, 2009, pp. 10—11.
    19. Spurr, 1998, pp. 59—62.
    20. Bremer, 2009, p. 12.
    21. Durston, Eales, 1996, p. 4—5.
    22. Webster, 2008, p. 50.
    23. Spurr, 1998, pp. 80—81.
    24. Webster, 2008, pp. 50—51.
    25. Spurr, 1998, pp. 81—84.
    26. Ю. В. Емельянов. США — империя зла. — М.: Яуза-пресс, 2010. — с. 18—20.
    27. Spurr, 1998, pp. 84—86.
    28. Джеймс И. Пакер, Кто такие пуритане и почему они нам нужны, Reformed. Дата обращения 15 августа 2017.
    29. Пуритане (неопр.). bse.sci-lib.com. Дата обращения: 15 августа 2017.
    30. Sam Hughey. Character of an Old English Puritan, John Geree | The Reformed Reader (неопр.). www.reformedreader.org. Дата обращения: 15 августа 2017.

    Литература

    • Bremer F. J. Puritanism: A Very Short Introduction. — Oxford University Press, 2009. — 122 p. — ISBN 978-0-19-533455-5.
    • Coffey J., Lim P. Introduction // The Cambridge Companion to Puritanism. — Cambridge University Press, 2008. — P. 1—18. — ISBN 978-0-521-86088-8.
    • Collinson P. Antipuritanism // The Cambridge Companion to Puritanism. — Cambridge University Press, 2008. — P. 19—33. — ISBN 978-0-521-86088-8.
    • Durston Ch., Eales J. Introduction: The Puritan Ethos, 1560-1700 // The Culture of English Puritanism, 1560—1700. — Macmillan Education, 1996. — P. 1—31. — ISBN 978-1-349-24437-9.
    • Gunther K. Reformation Unbound. Protestant Visions of Reform in England, 1525–1590. — Cambridge University Press, 2014. — 284 p. — ISBN 978-1-107-07448-4.
    • Spurr J. English Puritanism, 1603—1689. — Palgrave Macmillan, 1998. — 245 p. — ISBN 978-0-333-60189-1.
    • Webster T. Early Stuart Puritanism // The Cambridge Companion to Puritanism. — Cambridge University Press, 2008. — P. 48—66. — ISBN 978-0-521-86088-8.
    • Пуритане // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    • Ерохин В. Н. Становление англиканской церкви в XVI – первые десятилетия XVII вв. в освещении современной британской историографии. — Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. — 326 с. — ISBN 978–5–89988–635–8.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...