Кратковременная память

Содержание

Что такое кратковременная память

Кратковременная память человека похожа на оперативную память компьютера – используется в текущей работе, и при выключении компьютера полностью стирается. Для компьютера вопрос увеличения оперативной памяти решается довольно просто. Мы добавляем новый чип. Для человека такой способ не подходит, однако есть приемы, приводящие к улучшению памяти и ее работоспособности.

Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через достаточно короткий промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. При достаточном количестве повторений объекты из кратковременной переходят в долговременную память.

Объем хранящейся информации в такой памяти достаточно ограничен. Исследования показывают, что он составляет, как правило, от 4 до 9 объектов, в среднем 5-7.

Это позволяет, например, сравнить цены в магазине или набрать номер телефона, один раз на него взглянув или услышав. Такой вид памяти довольно неустойчив.

оперативная память человека

Физиологический механизм памяти

Гипотеза Х. Хидена

Одной из распространенных химических теорий памяти является гипотеза Хидена о белковой природе памяти. Он пришел к выводу, что РНК клеток мозга связана с памятью, т.е. механизм памяти — это изменение структуры РНК.

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

Информация, лежащая в основе долговременной памяти, кодируется, записывается в структуре полинуклеотидной цепи молекулы (молекула РНК построена из одной полинуклеотидной цепи, две полинуклеотидные цепи образуют молекулу ДНК). Разная структура импульсных потенциалов, в которых закодирована определенная сенсорная информация в афферентных нервных проводниках, приводит к разной перестройке молекулы РНК, к специфическим для каждого сигнала перемещениям нуклеотидов в их цепи. Таким образом происходит фиксация каждого сигнала в виде специфического отпечатка в структуре молекулы РНК.

Исходя из гипотезы Хидена, можно предположить, что глиальные клетки включаются в метаболический цикл кодирования поступающих сигналов путем изменения нуклеотидного состава синтезирующих РНК. Весь набор вероятных перестановок и комбинаций нуклеотидных элементов обеспечивает возможность фиксировать в структуре молекулы РНК огромный объем информации: теоретически рассчитанный объем этой информации составляет 10 —1020 бит, что значительно перекрывает реальный объем человеческой памяти.

Процесс фиксации информации в нервной клетке находит отражение в синтезе белка, в молекулу которого вводится соответствующий следовой отпечаток изменений в молекуле РНК. При этом молекула белка становится чувствительной к специфическому узору импульсного потока, тем самым она как бы узнает тот афферентный сигнал, который закодирован в этом импульсном паттерне (схеме). В результате происходит освобождение медиатора в соответствующем синапсе, приводящее к передаче информации с одной нервной клетки на другую в системе нейронов, ответственных за фиксацию, хранение и воспроизведение информации.

Механизм кратковременной памяти

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

В кратковременной памяти участвуют структуры гиппокампа и лимбической системы мозга. Это связано с реализацией этими нервными образованиями функции различения новизны сигналов и считывания поступающей афферентной информации на входе бодрствующего мозга. Реализация феномена краткосрочной памяти практически не требует и реально не связана с существенными химическими и структурными изменениями в нейронах и синапсах, так как для соответствующих изменений в синтезе матричных (информационных) РНК требуется большее время.

Несмотря на различия гипотез и теорий о природе краткосрочной памяти, исходной их предпосылкой является возникновение непродолжительных обратимых изменений физико-химических свойств мембраны, а также динамики медиаторов в синапсах. Ионные токи через мембрану в сочетании с кратковременными метаболическими сдвигами во время активации синапсов могут привести к изменению эффективности синаптической передачи, длящейся несколько секунд.

Механизм долговременной памяти

Превращение краткосрочной памяти в долговременную (консолидация памяти) в общем виде обусловлено наступлением стойких изменений синаптической проводимости как результата повторного возбуждения нервных клеток. Консолидация памяти обусловлена химическими и структурными изменениями в соответствующих нервных образованиях. По данным современной нейрофизиологии и нейрохимии, в основе долговременной (долгосрочной) памяти лежат сложные химические процессы синтеза белковых молекул в клетках головного мозга.

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

Определенное значение в механизмах долгосрочной памяти имеют и изменения, наблюдающиеся в медиаторных механизмах, обеспечивающих процесс химической передачи возбуждения с одной нервной клетки на другую. В основе пластических химических изменений в синаптических структурах лежит взаимодействие медиаторов, например ацетилхолина с рецепторными белками постсинаптической мембраны и ионами (Na+, K+, Са2+). Динамика трансмембранных токов этих ионов делает мембрану более чувствительной к действию медиаторов. Установлено, что процесс обучения сопровождается повышением активности фермента холинэстеразы, разрушающей ацетилхолин, а вещества, подавляющие действие холинэстеразы, вызывают существенные нарушения памяти.

Возможной основой долговременной памяти являются некоторые пептиды гормональной природы, простые белковые вещества, специфический белок S-100. К таким пептидам, стимулирующим, например, условно-рефлекторный механизм обучения, относятся некоторые гормоны (АКТГ, соматотропный гормон, вазопрессин и др.).

Немного общей информации

Если образно, то это такой себе «сосуд», в котором временно хранятся данные, которые мы в любой момент легко можем достать и использовать, например, в решении какой-либо проблемы, составлении плана или при ответе на неожиданный вопрос. Такой себе мини компьютер, с объёмом в 4-9 запоминаемых объектов.

А знаете, для чего она нам ещё нужна? Чтобы читать книги и газеты, а точнее, чтобы понимать, о чём в них идёт речь. То есть помнить события из предыдущих страниц, героев и вообще, зачем вам это надо. В силу того, что мир пресыщен информацией, человек рискует утратить способность концентрироваться, но кратковременная память помогает мозгу определить, что для нас необходимо, а что совсем не пригодиться.

студия новостного канала

Вот почему рекомендуется исключить просмотр новостей и социальных сетей. Материал, указанный там, совершенно не помогает человеку развиваться, а только лишь перегружает его и прибавляет работы мозгу, отчего сил и энергии на выполнение своих обязанностей не хватает. Вследствие чего возникает стресс, потом различные заболевания и даже депрессия.

Наиболее распространённые причины возникновения проблем:

  • Нарушение кровообращения в головном мозге
  • Сахарный диабет
  • Заболевания щитовидной железы
  • Альцгеймер и прочие заболевания мозга

Помимо указанных причин, наиболее часто ухудшение возникает вследствие неосознанной попытки человека забыть какую-то травматическую ситуацию, выступая как механизм защиты психики от ненормальных событий. Только, в таком случае, забывается не только то, что ранит и тревожит, но и, в общем, вся информация, никак не связанная с этой ситуацией. О том, какими бывают эти механизмы, вы сможете знать из этой статьи.

Прогноз и профилактика

Учитывая разную степень тяжести первичного заболевания у каждого пациента, а также органические и психогенные причины гипермнезии, однозначных прогнозов на выздоровление быть не может.

При незначительных психических расстройствах полное выздоровление происходит намного чаще, в отличие от случаев поражения мозга опухолевыми образованиями, гидроцефалии и необратимых дегенеративных процессах в мозговой коре.

Избежать вероятности гипермнезии по возможности можно. Для этого неприемлем приём наркотических средств, алкогольные интоксикации, случайные либо умышленные передозировки психотропными средствами.

При первых тревожных симптомах психического расстройства стоит незамедлительно обратиться к психотерапевту за помощью. А периодические обследования мозга с помощью МРТ помогут максимально своевременно обнаружить проблему.

Явление гипермнезии не имеет ничего общего с гениальной сверхпамятью. В силу огромной психологической нагрузки подобное состояние крайне болезненно и требует безотлагательного лечения.

Развитие кратковременной памяти

Развитие кратковременной памяти даёт нам ряд преимуществ:

  • Помогает быстро оценивать ситуацию, отвечать без подготовки, импровизировать, говорить и одновременно набрасывать план мыслей, которые хотел бы озвучить.
  • Позволяет связно воспринимать материал (помнить только что прочитанное и связывать его с текущей информацией).
  • Улучшает навыки чтения и понимания прочитанного.
  • Помогает лучше воспринимать речь на слух.
  • Улучшает математические способности.

Список можно продолжать. Как итог, улучшение уровня кратковременной памяти улучшает и качество нашей жизни.

Диагностика

Кратковременная потеря памяти хороша тем, что дифференциальная диагностика для неё практически не требуется. Она легко отличима от длительных форм амнезии своей непродолжительностью. Если в течение 24 часов человек всё-таки вспоминает, что с ним случилось, не требуется каких-то отдельных лабораторных исследований, анализов или тестов, чтобы поставить данный диагноз.

Другое дело, если нужно выяснить причину данного явления. Кто-то точно знает, что подобное с ним случается после чрезмерного употребления алкоголя. Другие привыкли так просыпаться. Третьи наверняка связывают это с недавней травмой головы. Но далеко не все могут назвать провоцирующий фактор. И вот тут уже используются диагностические методики. Для выявления органических поражений назначаются УЗИ, МРТ, ЭКГ и другие исследования. Определить психоэмоциональную составляющую позволяют тесты.

Материнская плата

Центральной частью ПК является материнская плата (Рис. 1).

Рис. 1. Материнские платы различных годов выпуска (слева – более ранняя, справа – современная) () (


)

Она находится в системном блоке. На ней располагается центральный процессор (ЦП), контроллеры (например, управления памяти, управления внешними устройствами). Материнская плата – это сложная многослойная печатная плата, на которой устанавливаются основные компоненты персонального компьютера либо сервера начального уровня.

К ней подсоединяется такие модули компьютера, как центральный процессор, контроллер оперативной памяти (ОЗУ и ПЗУ), контроллеры базовых элементов ввода-вывода (BIOS). Материнская плата непосредственно определяет и координирует работу таких различных по своей сути и функциональности комплектующих, как процессор, оперативная память, платы расширения и различные накопители данных.

Также в материнскую плату встроен генератор тактовой частоты, который синхронизирует работу всех устройств компьютера (Рис. 2).

Рис. 2. Микросхема тактового генератора, установленного в ноутбуке (Источник)

Такт – это промежуток времени между двумя импульсами генератора тактовой частоты. Для выполнения одной элементарной операции необходимы несколько тактов. Тактовая частота первых ПК составляла 4,77 МГц. Современные компьютеры имеют частоту 2,5 ГГц. Важная характеристика материнской платы – это ее производительность. Она определяется тактовой частотой и разрядностью данных, передаваемых одновременно по общей шине. По общей шине передаются управляемые сигналы от процессора к другим устройствам компьютера. Архитектура, производительность материнских плат постоянно совершенствуется. Увеличивается количество портов.

Порт – это многоразрядный вход и выход, через который подключаются другие устройства компьютера. Эти порты выводятся на заднюю, переднюю либо боковую панель системного блока. Наиболее известные порты – это LPT-порт (параллельный), COM-порт (последовательный). Через эти порты подключаются принтеры, мыши, клавиатуры и т. д., но со временем появился USB-порт (Universal Serial Bus), к которому стали подключать все эти устройства.

Рис. 3. Различные порты компьютера ()

Примеры кратковременной памяти

  • Чтобы понять длинное предложение в разговоре, мы должны помнить начало предложения, чтобы затем понять его конец. Кратковременная память помогает нам ненадолго запомнить начало предложения. После того, как мы поняли информацию, и нам больше не требуется хранить в памяти начало предложения, мы забываем конкретные слова.
  • Когда мы читаем, наша кратковременная память действует так же, как и в предыдущем примере. Мы должны сохранить в памяти начало фразы, чтобы понять её смысл. Длинное и сложное предложение будет гораздо труднее понять, чем короткое и простое. Так, при обучении очень важно иметь хорошую кратковременную память, так как это связано с правильным пониманием чтения, которое имеет решающее значение для академической успеваемости.
  • Когда кто-то диктует нам номер телефона, на протяжении времени, которое проходит с момента восприятия информации на слух до записи номера, работает наша кратковременная память.
  • Как правило, процессы создания долгосрочных воспоминаний требуют предварительной работы кратковременной памяти. Поэтому, когда мы пытаемся выучить материал учебника, запомнить пароль или несколько строк стихотворения, работает наша кратковременная память.

3. Сожмите кулаки.

Как правило, когда мы злимся или попадаем в стрессовую ситуацию, то инстинктивно сжимаем кулаки. В это трудно поверить, но если сжать кулаки в момент, когда вам надо что-либо запомнить – это помогает.

Некоторые люди даже рассказывают, что когда им предстоит запомнить важную информацию, то они сжимают кулак правой руки, а когда следует вспомнить – левой. Причём удерживать кулак в таком положении надо 45 секунд.

Объясняется этот феномен тем, что сжатие кулака активизирует участки мозга, ответственные за память.

Как улучшить кратковременную память

Как улучшить кратковременную память? Для этого разработаны различные упражнения. Для чего нам нужна объемная рабочая память? Для того, чтобы более успешно решать свои профессиональные и бытовые задачи. В целом, краткосрочной или рабочей ячейкой своих воспоминаний человек пользуется постоянно: когда варит борщ, делает уборку в квартире, разрабатывает чертеж сложной детали.

Конечно, если в процессе рабочего дня вы пользуетесь большим объемом информации, находящимся под рукой, тем быстрее вы выполняете свои задания. Естественно, если зарплата зависит от количества выполненных заданий, каждый сотрудник будет стремиться выполнять работу быстрее. Большое количество знаний, хранящееся в оперативной ячейке, улучшит выполнение работы, ускорит ее.

Поэтому даже взрослые люди заинтересованы увеличивать количество своих оперативных знаний.

Оперативный резервуар знаний помогает нам отсекать ненужную, отвлекающую информацию, фокусировать внимание на выполнении одного дела. Это повышает производительность труда.

У взрослых людей

Тренировать способность запоминания взрослым людям можно, не потратив на это лишнего времени. К примеру, достаточно во время длительной поездки в троллейбусе, закрыв глаза, стараться вспомнить, какого цвета шапка у соседа.

Читать книги, учить стихи, изучать иностранные языки, разгадывать ребусы – все это укрепляет способность запоминать новую информацию. При этом включается не только слуховая память, но и визуальная. Это еще больше усиливает эффект. Ведь известно, что зрительный нерв гораздо толще слухового. Значит в процессе образного мышления принимает участие большее число нейронов.

Существует специальный тренинг, позволяющий натренировать оперативную память. В процессе тренировки человеку предлагается следить за рядом образов, определяя, какой появился раньше. Улучшение наступит, если ежедневно заниматься по 25 минут.

У детей (школьников, дошкольников) и подростков

Ребенку с большим запасом знаний легко учиться и понимать взрослых. Он меньше подвержен стрессам, у него хорошие оценки и довольные родители.

Как развить у ребенка объемный запас текущих воспоминаний? Все дело в развивающих игрушках и играх. Купите ему современное чудо – конструктор ЛЕГО. Собирая все новые и новые модели машин, самолетов, звездопланов, ребенок учится запоминать текущий творческий процесс и развивает свои ручки.

Легкая гимнастика с простыми движениями рук и ног, наклоны и приседания включают работу мозга. Упражнения физические и логические улучшают мышление малыша.

Если с возрастом у мальчика наблюдается ухудшение оперативного запоминания, это следует лечить. Сбоя в учебе можно избежать, если вовремя обратиться к врачу. Часто у мальчиков встречается повышенное внутричерепное давление в возрасте 13-16 лет, по причине слишком быстрого роста.

Препараты остановят обострение. Подросток быстро восстанавливается, если хорошо питается, достаточное время спит. Он еще успеет натренировать свои способности.  Дальнейших расстройств можно избежать, если вести правильный образ жизни: не курить, не пробовать спиртных напитков и читать. Обычное чтение укрепляет образное мышление и увеличивает объем воспоминаний.

Восстановление памяти у школьника происходит постепенно, если он учит уроки, придерживается правильного режима дня и питания.

Можно ли развить кратковременную память?

Доказано, что, регулярно получая определённые нагрузки, мозг перестраивается с целью достижения максимальной эффективности. Так, во время выполнения задач n-назад увеличивается объём кратковременной памяти и способность концентрироваться. Кроме того, при этом отмечается увеличение показателей подвижного интеллекта, т.е. способность анализировать, логически мыслить и, независимо от имеющегося опыта, решать новые задачи. Показатель подвижного интеллекта является определяющим в вопросе обучаемости, он является важной частью показателя уровня интеллектуального развития человека.

Учёные доказали, что мозг способен восстанавливать утерянные вследствие повреждения связи и изменять свою структуру под воздействием различных факторов, как внешних, так и внутренних. Это явление получило название нейропластичность. В мозге происходят непрерывные процессы как разрушения, так и рождения новых связей между нейронами. Благодаря нейропластичности мы способны обучаться, развивать память, даже восстанавливать функции мозга при его поражении. Доказано, что пластичность мозга не теряется с возрастом. Тренировку мозга часто сравнивают с тренировкой мышц, и не случайно.

Виды

Человек получает информацию об окружающем мире с помощью сенсорных ощущений. В этом процессе задействованы органы чувств, ведь человек видит (зрение), слышит (слух), осязает (пальцы), чувствует запах (обоняние), ест (вкус).

В зависимости от того, какой именно орган в большей степени принимает участие в получении информации, зависит вид памяти:

  • зрительная;
  • слуховая;
  • осязательная;
  • обонятельная;
  • вкусовая.

Механизм действия кратковременной зрительной памяти – это запоминание на короткое время вербальной информации, того, что человек увидел (буквы, цвета, размеры предметов, цифры, лицо человека). Какой-то период он может увиденное представлять в виде картинки. Таким образом, запоминается значение каждого прочитанного слова. Это помогает понять суть предложения. При отсутствии такой когнитивной способности человек совсем не смог бы читать и понимать прочитанное, а это влияет на успешность обучения наукам и полученные оценки.

Кратковременная слуховая память состоит в запоминании на короткий срок услышанных звуков, голосов, мелодий, обонятельная помогает распознать запахи (это качество важно в некоторых профессиях, например, парфюмера), вкусовая – вкусы различных блюд, а осязательная – тактильные ощущения (при прикосновении к предметам).

Мужчина и память

Между всеми этими видами кратковременной памяти есть взаимосвязь, они все работают на протяжении человеческой жизни и помогают воспринимать окружающий мир.

Виды

В зависимости от того, как именно происходит кодировка в кратковременной памяти, последняя делится на несколько видов.

Аудиальная / слуховая

Запоминание происходит через органы слуха. Тут важен один момент: мало просто услышать нужную информацию, желательно самому проговорить её вслух или про себя. Иначе образ (фраза, слово) через 30 секунд исчезнет.

Визуальная / зрительная

Запоминание происходит через органы зрения. Чтобы перевести картинку из кратковременной памяти в долгосрочную, можно воспользоваться фонологическим кодированием (несколько раз проговорить про себя или вслух, что на ней изображено) или методом ассоциаций.

Тактильная / кинестетическая

Запоминание происходит через прикосновение. Таким видом памяти обладают немногие люди. Им нужно подержать вещь в руках, чтобы зафиксировать и сохранить информацию о ней.

Человек с кратковременной аудиопамятью будет лучше воспроизводить информацию из лекций. Те, у кого она визуальная, для удержания материала должны увидеть его на доске в виде каких-то схем или ключевых моментов. Кинестетикам нужны практические занятия — лабораторные работы, эксперименты.

По длительности хранения информации кратковременную память делят также на мгновенную (через 15-20 секунд образ стирается) и оперативную, рабочую (сохранение материала в течение 30 секунд, пока принимается решение, нужен он для дальнейшего воспроизведения или нет).

4. Используйте необычные шрифты.

Наукой доказано, что для того, чтобы прочитать что-либо, написанное сложным шрифтом, нужна большая концентрация, чем для считывания информации, напечатанной привычным шрифтом.

Итак, нужен какой-то хитрый и вычурный шрифт! Ведь чем выше концентрация – тем больше мы запоминаем. Поэтому не поленитесь поменять шрифт на компьютере, когда копируете что-то и вставляете в Word документ. Кто его знает – вдруг именно это и поможет вам запомнить выделенное?

Характеристики

  • Объём

Как уже было сказано, оптимальный объём кратковременной памяти взрослого человека — 7 элементов. Допускается незначительное отклонение ± 2 элемента. При этом нужно понимать, что в данном случае плюс гораздо лучше минуса. Если этот параметр составляет цифру менее 5, диагностируются нарушения КВП, выясняется их причина, даются рекомендации по устранению (если это возможно), назначается лечение.

  • Фильтрация

Краткосрочная память показывает умение человека отсеивать ненужную информацию, которой полон окружающий мир. Если во время лекции отвлекаться на такие моменты, как цвет новой блузки у подруги, разговор сидящих сзади, музыку с улицы из открытого окна, учебный материал не будет усвоен, так как хранилища будут заполнены совершенно другими образами.

  • Перевод в долгосрочную

От краткосрочной памяти напрямую зависит объём и точность долгосрочной. Если плохо закодировать и сохранить информацию в КВП, она и в ДВП останется такой же деформированной, причём носитель этого понимать не будет. Этим объясняются постоянные споры на тему: «Я точно помню, что это было именно так» — «Нет, всё происходило по-другому». Одно и то же событие люди помнят по-разному и именно свой вариант считают достоверным.

5. Рисуйте… каракули.

Ваш ребёнок постоянно на уроках рисует какие-то каракули на полях тетрадей, и вы его ругаете за то, что отвлекается? Зря, потому что многочисленные исследования показывают, что рисование, наоборот, помогает сосредоточиться, выработать новые концепции и запомнить полученную информацию.

Итак, берите чистый лист бумаги и начинайте рисовать… каракули. Очень даже возможно, что это поможет вам придумать новую идею на базе полученной информации. Ну а самое главное – вы усовершенствуете способность к запоминанию.

Долговременная память

После обработки данных в рабочей и кратковременной памяти, вся нужная информация отправляется на хранение в долговременную память. Этот вид памяти имеет особую ценность для вашей жизни, потому что именно этот вид памяти отвечает за все ваши действия и мысли: почистить зубы, сделать кофе, добраться до работы и т.д.

Кажется, что может быть проще, чем почистить зубы или сделать кофе. Но ведь это тоже воспоминания, благодаря которым вы знаете, где лежит зубная щетка, чайная ложка, кружка и т.д. Только благодаря вашим воспоминаниям большинство бытовых действий вы можете делать на автомате.

Процесс фильтрации информации для попадания в долговременную память очень строг. Несмотря на почти безграничный объем долговременной памяти, мозг не может себе позволить хранить там что угодно, иначе вы бы вошли с ума от переизбытка запоминаемой информации.

Например. Несколько лет вы работаете на одной должности. По этой работе вы все досконально знаете и львиную долю задач выполняете на автомате. И тут вы увольняетесь и переходите на другую работу. Через несколько лет вы достигли совершенства в выполнении своих задач на второй работе. И тут вдруг вы увольняетесь со второй работы и переходите обратно на первую. Как думаете, через сколько времени вы сможете выполнять задачи с той же быстротой, что и до увольнения?

За так называемое выполнение задач «на автомате» отвечает долговременная память, которая подсказывает вашему мозгу, что необходимо делать, в то время пока вы заняты обдумыванием насущных дел по приезду домой. Пошаговая инструкция, что и когда делать находится в вашей долговременной памяти, потому что вы этой информацией пользуетесь постоянно.

Ваша память всегда находится под постоянной нагрузкой. Даже когда вам кажется, что память не задействована, на самом деле ваш мозг собирает оттуда информацию. Например, когда вы гуляете, слушая при этом музыку, ваша память «скармливает» вашему мозгу воспоминания для анализа. Чтобы лучше понять этот процесс, вспомните свою последнюю прогулку. Наверняка вы гуляете, слушаете музыку и анализируете воспоминания. При этом вы частично запоминаете окружающую вас обстановку: звуки, знаки, цвета и т.д. Т.е. даже в расслабленном состоянии ваша долговременная память оперирует воспоминаниями.

Как же происходит процесс «вспоминания»? Давайте попробуем разобраться в процессах без научных слов. Представьте огромную дорожную развязку со множеством поворотов. Дорожное полотно – это синапсы, а автомобили – нейроны. Когда ваш мозг пытается что-то вспомнить, он отправляет один автомобиль (=нейрон) по дорожному полотну (=синапсу) из точки А в точку Б, чтобы этот автомобиль привез ему определенный предмет (=воспоминание).

Схема работы памяти при вспоминании информации

А теперь представьте, что автомобиль отправился по дороге за воспоминанием, но внезапно забрел в тупик из-за дорожных работ. Поскольку автомобиль не может проехать по дороге, он не привезет вам из точки Б воспоминание. Получается, чтобы найти в памяти какое-либо воспоминание, автомобилю (=нейрону) необходим прямой проезд по дороге (=синапсу) из точки А в точку Б, иначе нужную информацию вы не вспомните. Так происходит процесс вспоминания и забывания информации.

Схема работы памяти при забывании информации

Однако, у нас ведь огромная дорожная развязка со множеством поворотов. А это значит, что наш автомобиль, застрявший в тупике, может поехать другой дорогой. Итак, он разворачивается, объезжает ремонтируемый участок дороги и всё-таки доезжает до точки Б, где находится наше воспоминание. Таким образом вы можете представить процесс, когда вы долгое время пытаетесь вспомнить информацию и у вас это всё-таки получается.

Схема работы памяти при вспоминании информации на протяжении долгого времени

А теперь представьте, что до точки Б существует только одна дорога, которая сейчас находится в ремонте. Вы отправляете по этой дороге автомобиль, но он не может добраться из-за отсутствия дорожного полотна. Для помощи вашему автомобилю, на ремонт дороги вы отправляете рабочих. Они ремонтируют единственную дорогу до точки Б и ваш автомобиль до нее в итоге добирается.

Схема работы памяти при вспоминании информации с помощью подсказок

Иногда для вспоминания какой-либо информации нашей памяти нужна дополнительная информация. Например, вы не можете вспомнить какую-либо часть разговора с человеком, а другой человек, который стоял рядом с вами начинает вам подсказывать. Так вот эти подсказки и есть те рабочие, которые чинят нужное вам дорожное полотно. С помощью дополнительных воспоминаний и подсказок вы сможете вспомнить то, что по вашей версии забыто навсегда.

А теперь представьте, что от точки А до точки Б курсируют не только автомобили, но и самолеты. Самолету нет дела до вашего дорожного полотна, к тому же, он двигается намного быстрее автомобиля. Ваш мозг понимает, что некоторыми воспоминаниями вы пользуетесь постоянно, поэтому нет смысла создавать пробки на дорогах огромным количеством автомобилей и будет лучше отправить за воспоминаниями самолет. Так можно описать ваши действия, которые вы делаете «на автомате».

Интересные факты о долговременной памяти.

1. Долговременная память не имеет ограничений по объему.

Хотя некоторые ученые всё же утверждают, что некоторые необъятные ограничения есть. Если перевести объем памяти в компьютерные меры измерения, то она имеет объем в 20 терабайт (не могу подтвердить эту информацию). Но поверьте, даже этого объема более чем достаточно для изучения нескольких десятков языков. Так что переживать не о чем.

2. Память хранит абсолютно все произошедшие события на протяжении всей жизни.

Вспомните пример с автомобилями. Человек может вспомнить практически все моменты своей сознательной жизни, если дать толчок воспоминаниям (=отправить рабочих строить дорогу).

3. Забывчивость не является плохим качеством.

Не путайте слова «забывчивость» и «рассеянность». Эти два слова имеют разные значения.

Порой общество очень негативно относится к забывчивым людям. Иногда человек может забывать простые вещи, но помнить очень сложные. Например, человек может забыть, что пообещал вам перезвонить, но при этом он вспомнит важную для вас дату. Память у разных людей работает по-разному. Благодаря забывчивости, мозг может освобождаться от ненужной информации для восприятия новой, хотя не всегда это является плюсом.

Излишняя забывчивость – это запрограммированное свойство памяти. Т.е. если вы всегда что-то забываете, значит именно на такую работу вы когда-то запрограммировали свой мозг.

4. Во время сна долговременная память отключается.

Пока мы спим наш мозг находится в состоянии минимальной нагрузки. Он не отключается полностью. Все сны, которые мы видим, попадают в кратковременную память и то не полностью. Именно поэтому после пробуждения человеку трудно вспомнить весь сон целиком, а воспоминания о сне быстро забываются.

Таковы основные принципы работы памяти человека. И это лишь самая поверхностная информация, нюансов очень много, их все в статье не перечислить. Если тема будет интересная читателям, я продолжу рассказывать о памяти и поделюсь наработками: как и какой вид памяти можно тренировать и улучшать.

Нравится статья? Подпишитесь на мои уведомления о новых статьях

Рейтинг статьи: 3.9 из 5 (всего оценок: 5)

Понравилась статья? Расскажи друзьям:

4. Поддерживать режим здорового сна

Единственный раз, когда наш разум отдыхает, это когда мы спим. Что ж, было бы технически неверно говорить, что ум отдыхает, когда мы спим. Даже тогда мозг выполняет разные процессы, например, дыхание. Но когда мы спим, это единственное состояние, когда наш мозг не может активно поглощать и обрабатывать информацию.

Исследования показали, что адекватный сон улучшает различные функции мозга. То же самое верно для нашей памяти. Усталый мозг ужасен при хранении и обработке информации. Вот почему, если вы хотите улучшить свою кратковременную память, тогда у вас должен быть здоровый режим сна.

Развитие у детей

Ребенок-дошкольник запоминает всю поступающую к нему информацию механически, он не прилагает к этому никаких усилий. В этом отличие его от подростков и взрослых людей. В детском возрасте ребенок не применяет приемы запоминания, которые помогают увеличить объем памяти. По тому, как быстро малыш усваивает стихи или точно пересказывает услышанную сказку, судят об объеме памяти, подаренному природой.

Проходит время, ребенок растет и готовится пойти в школу. А в школе благодаря учителям уже начинается формирование навыков обучения. Развитие базовых функций психики ребенка дошкольного возраста влияет на дальнейшие успехи его в учебе.

В течение всей жизни человека долговременная и кратковременная память взаимодействуют между собой, и характер этих манипуляций определяет способность к:

  • запоминанию информации;
  • закреплению знаний;
  • воспроизведению того, что запомнилось.

Если ребенок плохо запоминает, то такие нарушения психической функции приводят к тому, что он не запоминает рассказ преподавателя, плохо осваивает школьные предметы и отстает в учебе.

Мальчик забыл

Таким образом, далеко не всегда слабые ученики плохо учатся из-за лени или слабой мотивации. Часть из них просто не в состоянии понять предмет, потому что у них проблемы с запоминанием.

Виды памяти: как мы запоминаем

Конспектирование

Обилие поступающей в мозг информации требует ее сортировки, и не все, что мы получаем по сенсорным каналам, запоминается само по себе. Бывает, что для запоминания требуется приложить усилия. В зависимости от степени активности психической деятельности память делится на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память

Мечта каждого школьника и студента, чтобы знания запоминались сами по себе безо всяких усилий. Действительно, очень много информации так и запоминается – непроизвольно, то есть без волевых усилий. Но чтобы включился механизм непроизвольной памяти, необходимо важное условие. Запоминается непроизвольно то, что привлекло наше непроизвольное внимание:

  • яркая, сильная и необычная информация (громкие звуки, сильные вспышки, фантастические картины);
  • жизненно важная информация (ситуации связанные с угрозой для жизни и здоровья самого человека и его близких, важные, ключевые события в жизни и т. д.);
  • данные, связанные с интересами, увлечениями и потребностями человека;
  • эмоционально окрашенная информация;
  • то, что непосредственно связано с профессиональной или включается в трудовую, творческую деятельность.

Другая информация сама собой не сохраняется, разве что умный студент сможет увлечь себя и заинтересоваться учебным материалом. Тогда для его запоминания придется приложить минимум усилий.

Произвольная память

Любое обучение, будь то школьные занятия или овладение профессиональной деятельностью, содержит не только яркую, увлекательную информацию, но и просто нужную. Она необходима, хоть и не слишком интересна, и ее следует запомнить. Для этого-то и служит произвольная память.

Это не только и даже не столько простое убеждение себя, что «вот это надо обязательно сохранить у себя в голове». Произвольная память — это прежде всего специальные приемы запоминания. Их еще называют приемами мнемотехники по имени древнегреческой музы памяти Мнемозины.

Первые приемы мнемотехники были и разработаны в Древней Греции, но они и сейчас эффективно используются, а также создано много новых методик, облегчающих запоминание сложной информации. К сожалению, большинство людей с ними мало знакомо и используют просто многократное повторение информации. Это, конечно, самый простой, но и наименее эффективный прием запоминания. В нем теряется до 60 % информации, а усилий и времени он требует много.

Вы познакомились с основными видами памяти, которые изучает психология и которые имеют принципиальное значение в жизни человека, в овладении знаниями и профессиональными умениями. Но в различных областях науки можно встретиться еще и с другими видами этого психического процесса. Например, есть генетическая, автобиографическая, реконструктивная, репродуктивная, эпизодическая и другие виды памяти.

Дополнительно

Внимательность. Трудно что-либо запомнить, если не уделить этому достаточного внимания. Поэтому когда пытаетесь что-то запомнить, не отвлекайтесь при этом на что-то еще.

Регулярное применение. Память человека подобна его мускулам – если ею не пользоваться, она атрофируется. Если вы привыкли не полагаться на свою память и не пытаться пользоваться ею в полной мере, скорее всего, она ответит вам взаимностью и вы не сможете на нее рассчитывать, даже когда вам это будет очень нужно.

Небольшой фильм про память.

Простые способы улучшения памяти

Чтобы качественнее запоминать информацию, нужно тренировать память:

  1. Постараться развивать способность к запоминанию путем заострения внимания на действиях, вещах, так, чтобы события, происходящие в настоящее время, сохранялись в долговременной памяти.
  2. Проговаривать свои действия и мысли вслух, особенно важную информацию.
  3. Ежедневные физические нагрузки способствуют улучшению кровообращения, развитию не только мышечной массы, но и развитию умственных способностей.

7. Следите за осанкой.

Согласно исследованиям, осанка очень существенно влияет на память человека. Дело в том, что, когда мы сидим с опущенными глазами и сгорбленной спиной, то все наши воспоминания носят исключительно негативный характер.

Попробуйте провести подобный эксперимент сами, и будете удивлены, как сутулость сказывается на нашем настроении. А потом сделайте всё наоборот: сядьте прямо, расправьте плечи, поднимите подбородок… Правда, о негативе совершенно не хочется даже вспоминать?

Ещё один приятный бонус правильной осанки состоит в том, что она улучшает кровообращение на 40%.

Диагностика

Проверка кратковременной памяти может проводиться по нескольким направлениям:

  • измерение объёма;
  • определение длительности сохранения информации;
  • исследование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения.

Для каждого из этих направлений существует своя методика определения.

Объём:

  • классический тест по методу Джекобса;
  • измерение индекса КВП по методу Мучника и Смирнова;
  • частичное воспроизведение, метод Сперлинга;
  • перекодирование информации по методу Вучетича и Зинченко;
  • определение отсутствующего звена по методу Бушке;
  • подпороговое накопление энергии стимульного раздражителя по методу Вергилеса и Зинченко.

Длительность определяется по методу угадывания Хинрикса.

Процесс запоминания:

  • удержанные члены ряда по методу Эббингауза;
  • уравнивание в заучивании, метод Вурдвортса;
  • удачные ответы и парные ассоциации, разработка Мюллера и Пильцеккера;
  • антиципации, предвосхищающее воспроизведение ряда;
  • мысленный лабиринт Персона;
  • пиктограммы, метод Выготского;
  • двойная стимуляция, разработка Лурии и Леонтьева.

Процесс сохранения определяется с помощью метода Эббингауза.

Для изучения процесса воспроизведения используются методы:

  • последовательного воспроизведения;
  • заданного эталона;
  • реконструкции;
  • сбережения.

В рамках каждой из упомянутых методик проводится валеологическая оценка кратковременной памяти, то есть учёт физиологических факторов: возраста, пола, наличия хронических заболеваний, самочувствия на момент проведения теста. Для получения более точных данных исследования организуются несколько раз.

Самая знаменитая методика определения объёма КВП — тест Джекобса.

Есть 4 набора цифр, в каждом из которых — 7 рядов, начиная с 4-х элементов и заканчивая 10-ю. Они выглядят так:

Наборы цифр для проведения проверки КВП с помощью теста Джекобса

Тестирующий читает каждую цифру с интервалом в 1 секунду, после каждого ряда делает паузу в 2-3 секунды и разрешает испытуемым записать то, что они запомнили. Между наборами даётся отдых длительностью в 5-6 минут.

По окончании теста объём КВП высчитывается по формуле: ПК (объём кратковременной памяти) = А (максимальная длина ряда, которая была воспроизведена без ошибок для каждого набора) + С (количество рядов, которые были правильно воспроизведёны и превышают значение А) : 4 (количество наборов).

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

Уровень запоминания по результатам теста Джекобса

6. Практика ассоциации памяти

Ассоциация памяти – это техника, которую практикуют даже специалисты по памяти. Идея заключается в том, чтобы создать какую-то связь между различной информацией, чтобы запоминание одной части информации также напоминало вам о другой.

Если вы хотите запомнить чье-то имя, вы связываете его в своей памяти с другим человеком, которого вы знаете, у которого такое же (или похожее) имя.

Высокое качество работы мозга

Любая женщина, которая решила развивать память и внимание, безусловно, хочет добиться лучших результатов. Для того, чтобы хорошо тренироваться, спортсмену нужны соответствующие критерии (местоположение, оборудование). То же самое касается развития мышления — мозгу нужны определенные критерии для плодотворной работы. Соблюдение правил обещает высокий уровень запоминания.

  • Обеспечить кислород для мозга.

Кровь циркулирует через мозг в полном объеме 400 раз и передает кислород клеткам. Чтобы наш суперкомпьютер работал хорошо, следует проводить на свежем воздухе не менее 24 часов в неделю. Если прогулка невозможна, необходимо часто проветривать помещение.

  • Осуществи свою мечту.

Возможно, Наполеон мог отправиться на три часа в день, но теперь для взрослого человека лучше выделять 7-8 часов в день, чтобы остаться в Царстве Морфея.

  • Курение.

Действительно, табак приносит краткосрочный эффект внимания. Однако память у курильщиков со временем ухудшается, и это факт.

  • Откажись от алкоголя.

Этиловый спирт сначала расширяет кровеносные сосуды, а затем заставляет их сужаться — мозг начинает страдать от недостатка кислорода. Всем известно, что так происходит опьянение. Однако речь идет не только о вечеринках, где рекой течет пиво или вино — бокал вина за ужином также снижает память.

  • Остерегайтесь лекарств.

Временные провалы в памяти могут вызывать седативные препараты на основе диазепама, лоразепама, лоразепама, а также некоторые обезболивающие, противовоспалительные и аллергические препараты.

7. Читайте, пишите, говорите и слушайте

Большая часть информации, которую получает наш мозг, находится в той или иной форме языка. Сообщения, лекции, разговоры и многие другие повседневные аспекты нашей жизни используют язык.

Когда мы читаем, пишем, говорим или слушаем, мы обрабатываем полученную информацию. Чем больше мы занимаемся этой деятельностью, тем быстрее наш мозг начинает ее обрабатывать.

Короче говоря, когда вы активно проводите время за чтением, письмом или общением с другими, вы лучше понимаете и запоминаете информацию. Так что именно вы можете сделать? Начните читать больше , напишите журнал и постарайтесь больше общаться с другими .

Как тренировать память онлайн?

Современные технологии предлагают множество вариантов тренировки памяти через интернет. Это могут быть полезные сайты с текстовыми заданиями, специальными изображениями. Чаще встречаются сайты с тренажерами для общего развития мозга и памяти, в том числе. Дополнительно предлагают специфические игры для интеллектуального развития.

Преимущества тренировки памяти в онлайн-режиме:

  • Дополнительный интерес к процессу из-за набора очков, зарабатывания звездочек и так далее;
  • Прогрессирующее усложнений заданий, их разнообразие;
  • Возможность соревнований с другими онлайн-пользователями;
  • Возможность отслеживания своих достижений и наглядная демонстрация улучшения памяти;
  • Проведение интересных занятий в общественном транспорте, на работе, в отпуске, дома – достаточно наличия интернета и переносного устройства, например, телефона.

Если вы выбираете онлайн-тренировки для того чтоб не просто получить ответ на вопрос как улучшить память, но и уивдеть реальные результаты через непродолжительный период времени, рекомендуется проходить упражнения или игры ежедневно. Не рекомендуется проходить тренировки раз в неделю или реже, но большими блоками. Кроме того, лучше выбирать те тренажеры, которые будут казаться более сложными, чем вы привыкли, и отказаться от игр, которые можно пройти без особых усилий. То же самое касается подбора соперников, если тренировка носит соревновательный характер.

Тест на развитие образной памяти у детей дошкольного возраста

Подготовьте для проведения теста 6 карточек с изображениями, а также лист (поле), разделенный на 18 клеток, равных размеру карточек. Каждой карточке с изображением соответствует три поля, но изображения могут отличаться между собой:

  • 100% копия карточки с изображением;
  • изображение с одной отличительной деталью;
  • изображение, схожее лишь цветом или предназначением.

Суть состоит в том, что взрослый показывает оригинальную карту, а ребенок должен отыскать идентичную на карте (поле) из 18 клеток. За каждый правильный ответ (идентичная картинка) ребенку зачисляется три балла. За ответ, где изображение отличается одной деталью – 2 балла. За ответ, где изображение, схожее лишь цветом или предназначением – 1 балл. Другое — 0 баллов.

До 15 Б – низкий уровень образной памяти. От 15 Б до 20 Б – средний уровень. От 20 Б – высокий уровень.

Особенности слуховой памяти

Многим людям гораздо легче запомнить информацию на слух, нежели при зрительном контакте. Так, при разучивании стихотворения некоторым детям необходимо, чтобы родители сначала несколько раз прочитали им его. Слуховая память – это способность человека запоминать и усваивать, сохранять и впоследствии воспроизводить звуковую информацию.

Каждый человек в той или иной степени обладает слуховой памятью. Кто-то с легкостью дословно воспроизведет мельком услышанную им информацию. Кому-то же это дается труднее. Но даже если, внимательно прослушав лекцию, вы из нее ничего не запомнили, не стоит думать, что данный вид памяти вам совершенно не свойственен. Возможно, ваш мозг просто не хочет воспринимать информацию, которая вам не интересна, ведь в разговоре с товарищем практически каждый запомнит, о чем именно он вам рассказывал.

развитие памяти

Методы лечения

Для того, чтобы быстрей восстановить данную функцию, необходимо при первых же признаках обратиться к невропатологу, который, после проведенного обследования, назначит адекватное лечение. Если же причины кроются в травмах, отравлениях, то терапия проводится на основе устранения причин, вызвавших данное состояние.

Кратковременная память неплохо лечится при помощи медикаментозной терапии или психотерапии.

На сегодняшний день для восстановления данной функции широко используется гипноз, который позволяет восстановить утерянные факты.

Медикаментозное лечение

Среди медикаментозных препаратов, от которых улучшается кратковременная память, выделяют:

aminalon-e1493387276250.jpg

Принципы питания

Большое значения для улучшения памяти играет правильно сбалансированное питание, которое должно включать в себя богатое содержание витаминов группы Е, В, ненасыщенных жиров, глюкозы. Данные элементы помогают восстановить утратившиеся мнемонические функции, они содержатся в:

  • орехах;
  • яйцах;
  • цельном зерне;
  • жирных сортах рыбы;
  • меде.

Простые способы улучшения памяти

К наиболее простому и быстрому способу улучшения относится физическая активность, которая играет важную роль не только для запоминания информации, но и для ее извлечения путем стимулирования притока крови к головному мозгу.

zhvachka-e1493387438691.jpgУсиленное кровообращение и повышенный пульс, которые формируются из-за физической нагрузки, не только приводят к укреплению мышц, но и улучшают психические функции, интеллектуальные способности, обостряют внимание.

Не менее простым способом является жевание жевательной резинки, которое из-за активной работы челюстями улучшает запоминание информации. Ученые предполагают, что во время жевания происходит увеличение числа сердцебиений, повышается кровоток, усиливается выделение инсулина, стимулирующего функционирование зон головного мозга, отвечающих за запоминание и сохранение информации.

Профилактические мероприятия

Для того, чтобы не возникали проблемы с сохранением информации, необходимо правильно относится к своему здоровью. Важно контролировать вес, не допускать высокого давления, так как у людей с ожирением, повышенным давлением ухудшается состояние головного мозга. Кроме того, важно следить за рационально составленным питанием, необходимо ежедневно гулять на свежем воздухе. Также, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

dyhatelnaya-gimnastika-e1493387561990.jpg

Временная потеря памяти нуждается в немедленном лечении у невропатолога, только при соблюдении правильного образа жизни, полноценного питания и всех его рекомендаций можно избавится от данной проблемы.

Свойства памяти

Свойства памяти

На свойства памяти оказывают влияние такие параметры, как:

  • возраст;
  • регулярность мозговой деятельности, сопровождающейся использованием памяти;
  • генетически обусловленные особенности конкретного индивида;
  • патологические процессы, оказывающие прямое или косвенное влияние на работу мозга.

В соответствии с функциональной значимостью, выделяют следующие свойства памяти:

  • точность (характеризует соответствие полученной информации воспроизведенной);
  • объем (характеризует количество данных, которые мозг способен зафиксировать);
  • скорость запоминания (позволяет оценить эффективность обработки и фиксации информации);
  • скорость воспроизведения (говорит о способности мозга к воссозданию когда-то фиксированной информации);
  • скорость забывания (характеризует процесс потери когда-то полученных данных).

Благодаря этим свойствам памяти можно оценить как степень ее развития, так и выраженность ее нарушений. Хорошая память характеризуется, как правило, высокими показателями точности, объема и скорости запоминания, в отличие от плохой, когда наряду с высокой скоростью забывания может наблюдаться выраженное ухудшение процессов обработки и фиксации материала.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...