Когнитивно-поведенческая терапия (CBT) – история возникновения

Содержание

Что такое когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)?

В процессе обучения психологи и психотерапевты изучают разные подходы к проведению психоанализа и дальнейшему лечению пациентов. В число этих подходов входит и когнитивно-поведенческая психотерапия. Что это такое? Когнитивно-поведенческая терапия — это психотерапевтический метод лечения ряда психологических заболеваний, с помощью которого психотерапевт помогает пациентам избавиться не только от самих проблем, но и от причин их возникновения. Данная методика направлена на выявление заложенных в подсознание отрицательных паттернов, то есть привычек и образов, оказывающих негативное влияние на психику.

❗️КПТ — это в психологии один из основных инструментов, позволяющих помочь пациенту отстраниться от травмирующих воспоминаний. Принцип работы этой методики заключается в том, что терапевт помогает изменить негативное мышление человека, направить его мыслительные процессы в позитивное, конструктивное русло.

КПТ психотерапия отличается от классического психоанализа тем, что не только помогает выявить негативные паттерны, но и успешно преодолеть их. Для того чтобы достичь этой цели когнитивно-поведенческий терапевт может задействовать разные инструменты: дневники, упражнения, ролевые игры, медитации и т. д.

Таким образом, когнитивно-бихевиоральная психотерапия представляет собой методику, позволяющую выявить и преодолеть деструктивные привычки и мысли, заменив их на конструктивные. Благодаря этому человек получает возможность изменить свою жизнь, руководствуясь объективным пониманием окружающего мира и самого себя.

Основная концепция этой методики заключается в том, что преодоление негативного мышления – это единственный путь к нормальному образу жизни. Например, если человек фокусирует своё внимание на автокатастрофах, их последствиях, статистике смертности ДТП, то он, скорее всего, будет избегать использования автомобильного транспорта. Естественно, это негативно отразится на качестве его жизни и отношении окружающих к человеку. Поэтому преодоление негативных мыслей и фокусировка на реализации своих жизненных целей необходимо для того, чтобы начать вести активный образ жизни, социализироваться, реализовать собственный потенциал.

Основы когнитивно-поведенческой терапии

Основы когнитивно-поведенческой терапии заключаются в том, что негативную реакцию у человека вызывает не само событие, а его трактовка сознанием. Например, три человека, увидев в прогнозе погоды жаркую солнечную неделю, могут реагировать совершенно по-разному. Один из них расстроится, заранее представляя духоту на работе и в транспорте, а второго эта новость обрадует, и он будет с нетерпением ждать вечерней поездки в парк на велосипеде. Третий и вовсе отнесётся нейтрально, понимая, что погода от его реакции не изменится, да и вообще не имеет решающего значения для его жизни.

Присмотревшись, можно заметить, что оценка события человеком зачастую носит автоматический и неосознанный характер. Узнав о чём-то, мы на основе собственного или чужого опыта рисуем в своей голове перспективу этого события. Логично предположить, что у каждого человека она будет своя. Приведём классическую схему, применяемую в когнитивно-поведенческой терапии:

Основы когнитивно-поведенческой терапии: схема ABC

Сначала происходит событие. Оно может быть глобальным или совершенно незначительным. Главное – оно вызвало эмоциональный отклик. Затем в сознании оформляется мысль. Ошибочно считать её самостоятельным элементом, так как она опирается на целую систему убеждений, правил и долженствований, сформированную у человека за всю его жизнь. И затем следует реакция. Она включает в себя следующее:

  • эмоция – стыд, обида, раздражение, гнев, и т.д.;
  • телесное проявление – повышенное потоотделение, учащённое сердцебиение, и т.д.;
  • поведение – агрессия, бегство, крик, и др.

Пример:

Вечером, зайдя в магазин после работы, Алексей столкнулся на кассе с неприветливой хамоватой продавщицей. Достаточно распространённая ситуация, но реагировать на неё можно по-разному. То есть, событие здесь одно – грубость представителя магазина. А дальнейшие сценарии уже могут отличаться:

  • мысль может быть такой: «да как она смеет?! Кто она такая, чтобы так со мной разговаривать?!». Какая эмоция будет доминировать в этом случае? Вероятно, гнев и злость. Телесной реакцией может оказаться краска, залившая лицо и учащение сердцебиения. А затем последует грубый ответ и устроенный скандал;
  • или же в ответ на хамство мысль будет другая: «Чёрт, опять на меня кричат, почему я выгляжу так, словно на мне можно срываться?.. И опять не сообразил вовремя, как ей ответить!». В таком случае и эмоции совершенно другие: стыд, обида, жалость к себе. Телесной реакцией могут быть напряжённые плечи, слёзы в глазах из-за ощущения себя неполноценным и неспособным дать сдачи, а затем следует паническое бегство и «проигрывание» этой ситуации в течение всего дня.
  • а в каких-то обстоятельствах Алексей просто подумает что-то вроде этого: «Хм, какая нервная женщина. Наверное, у неё совсем плохо в жизни. Глупо обижаться на такую». Ситуация вызовет небольшое раздражение, но не испортит весь день и не заставит сомневаться в себе. Андрей просто пожмёт плечами и пойдёт дальше по своим делам.

Конечно, есть временные факторы, негативно влияющие на мышление, например, плохое самочувствие, усталость, физическое или эмоциональное перенапряжение, но обычно это реакции, типичные для человека. Именно таким образом он и привык реагировать на бытовые ситуации, происходящие ежедневно.

В первом случае раздражённый человек не держит злость в себе, срывается сначала на продавщице, а потом, вероятно, дома на членах семьи. Такая реакция однозначно не является здоровой. Впрочем, второй случай едва ли лучше – весь негатив оседает внутри, так как выхода наружу для него нет. Отсюда появление мышечных блоков, непогашенное эмоциональное напряжение и формирование негативного отношение к себе. Эти факторы и являются причинами возникновения тревожных расстройств, неврозов или панических атак.

Основы когнитивно-поведенческой терапии: СМЭР

История терапии

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), называемая также когнитивно- бихевиоральная терапия, зародилась в 50-60х годах двадцатого века. Основоположниками когнитивно-поведенческой терапии являются А. Бэк, А. Эллис и Д. Келли. Ученые изучали восприятие человеком различных ситуаций, его мыслительную деятельность и дальнейшее поведение. В этом и заключалось новшество – слияние принципов и методов когнитивной психологии с бихевиористскими. Бихевиоризм – направление в психологии, специализирующееся на изучении поведения человека и животных. Однако, открытие КПТ не означало, что подобные методы никогда не применялись в психологии. Некоторые психотерапевты использовали когнитивные возможности своих пациентов, разбавляя и дополняя таким образом поведенческую психотерапию.

Когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческое направление в психотерапии не случайно начало развиваться именно в США. В то время в США была популярна поведенческая психотерапия – позитивно настроенная концепция, считающая, что человек может создавать себя сам, а в Европе, напротив, господствовал пессимистичный в этом плане психоанализ. Направление когнитивно-бихевиоральной психотерапии было основано на том, что человек выбирает поведение, основываясь на собственных представлениях о действительности. Человек воспринимает себя и других людей исходя из собственного типа мышления, который, в свою очередь, получается посредством обучения. Таким образом, неверное, пессимистичное, негативное мышление, которому человек обучился, несет за собой неправильные и негативные представления о действительности, что приводит к неадекватному и разрушительному поведению.

ПРОГРАММА КУРСА

Состоит из 26 вебинаров, которые проходят по четвергам и воскресеньям в 19:00 — 20:30 МСК
Формат проведения вебинаров: сочетание лекций и практических упражнений.

Вебинар 1. Введение в курс

О курсе. Демонстрация. Когнитивная модель
17 сентября 2020, 19:00 — 20:30 МСК

Вебинар 2. Диалоги Сократа

Когнитивная модель (продолжение). Эксперимент. Диалоги Сократа
20 сентября 2020, 19:00 — 20:30 МСК

Что вы уже знаете? КПТ сегодня. Базовые положения. Принципы КПТ. Мифы о КПТ
24 сентября 2020, 19:00 — 20:30 МСК

Вебинар 4. Практическое занятие

27 сентября 2020, 19:00 — 20:30 МСК

Трилогия разума. Теории научения
1 октября 2020, 19:00 — 20:30 МСК

Вебинар 6. Доказательная база

Структура сессии. Начало сессии
4 октября 2020, 19:00 — 20:30 МСК

Вебинар 7. Структура сессии

Середина сессии. Завершение сессии
8 октября 2020, 19:00 — 20:30 МСК

Вебинар 8. Практическое занятие

11 октября 2020, 19:00 — 20:30 МСК

Вебинар 9. Терапевтические отношения

Характеристика отношений. Основные элементы
15 октября 2020, 19:00 — 20:30 МСК

Вебинар 10. Психотерапевтические цели

Требования к целям. Ошибки в постановке целей
18 октября 2020, 19:00 — 20:30 МСК

Вебинар 11. Психотерапевтические цели (продолжение)

Цели и ценности. Основные трудности
22 октября 2020, 19:00 — 20:30 МСК

Вебинар 12. Практическое занятие

25 октября 2020, 19:00 — 20:30 МСК

Вебинар 13. Мысли VS Эмоции

Список эмоций. Простейшая модель концептуализации
29 октября 2020, 19:00 — 20:30 МСК

Вебинар 14. Когнитивная концептуализация

Внешние ситуации-триггеры. Внутренние ситуации-триггеры. Смысл концептуализации
1 ноября 2020, 19:00 — 20:30 МСК

Вебинар 15. Автоматические мысли

Определение и характеристика. Виды автоматических мыслей
5 ноября 2020, 19:00 — 20:30 МСК

Глубинные убеждения. Определение и характеристика. Категории глубинных убеждений. Промежуточные убеждения. Определение и характеристика
Категории промежуточных убеждений
8 ноября 2020, 19:00 — 20:30 МСК

Вебинар 17. Практическое занятие

12 ноября 2020, 19:00 — 20:30 МСК

Вебинар 18. Диаграмма когнитивной концептуализации

События. Автоматические мысли. Значения автоматических мыслей. Убеждения. Компенсаторные стратегии
15 ноября 2020, 19:00 — 20:30 МСК

Вебинар 19. Работа с автоматическими мыслями

Выявление и оценка. Когнитивные искажения
19 ноября 2020, 19:00 — 20:30 МСК

Вебинар 20. Работа с автоматическими мыслями (продолжение)

Нюансы выявления автоматических мыслей. Реструктурирование автоматических мыслей
22 ноября 2020, 19:00 — 20:30 МСК

Выявление промежуточных убеждений. Выявление глубинных убеждений. Когнитивные карты
26 ноября 2020, 19:00 — 20:30 МСК

Вебинар 22. Практическое занятие

29 ноября 2020, 19:00 — 20:30 МСК

Вебинар 23. Промежуточные убеждения

Модификая промежуточных убеждений. Приемы и техники
3 декабря 2020, 19:00 — 20:30 МСК

Вебинар 24. Глубинные убеждения

Работа с глубинными убеждениями. Приемы и техники
6 декабря 2020, 19:00 — 20:30 МСК

Вебинар 25. План действий

Формулирование плана действий и его особенности. Оценка трудностей. Типичные проблемы и их решения
10 декабря 2020, 19:00 — 20:30 МСК

Вебинар 26. Практическое занятие

13 декабря 2020, 19:00 — 20:30 МСК

ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ ВЫ ПОЛУЧИТЕ

Представление о методе КПТ

Сориентируетесь в принципах применения метода

Усвоите основные приемы и техники

Улучшите свои навыки консультанта

Навыки применения КПТ в сфере ваших профессиональных интересов

Удостоверение о повышении квалификации или сертификат о прохождении курса

НАБОР ЗАКРЫТ

Стоимость:

30’000;₽*

* стоимость курса с выдачей сертификата в электронном виде

31’500 ₽ с выдачей удостоверения установленного образца

Варианты оплаты уточняйте у специалистов Приемной комиссии

Фотографии: <a href=’https://www.freepik.com/free-photos-vectors/background’>Background photo created by freepik – www.freepik.com</a>

Теория Фрейда

В конце 19 века Фрейд представил на обозрение общественности свой взгляд на психику человека, ее составляющие, причины образования психопатологии и принципы ее лечения – психоанализ. Главный упор в своей теории Фрейд делал на исследовании бессознательных психических процессов, представляя их основным источником, как психопатологии, так и ежедневных поведенческих актов.

История возникновения

Впервые акцент на поведенческих реакциях человека был сделан в работах Джона Уотсона — американского психолога, опубликовавшего статьи в духе бихевиоризма в начале ХХ века. В своих публикациях он призывал коллег уделить особенное внимание изучению поведения человека как ответной реакции на различные внешние раздражители.
В 1960-х годах Альберт Эллис — основоположник рационально-эмоциональной американской школы — обратился к исследованию человеческих представлений и умозаключений (когниций), считая их определяющим звеном в цепи «внешнее поведение — внешний раздражитель».

Само понятие когнитивной терапии было предложено Аароном Беком, коллегой Альберта Эллиса и его единомышленником.

Изучая сферу познания в той же поведенческой концепции, он сделал вывод о прямой зависимости эмоций и стиля поведения человека от образа его мыслей, который в свою очередь определяется наличием определенных стандартов мышления. Когнитивная концепция была реализована Беком на практике: уже в те годы он применял ее в рамках терапии пациентов, обращавшихся за помощью с жалобами на депрессию.

Методы поведенческой психотерапии

В отличие от других способов лечения в психиатрии и психологии, методы поведенческой психотерапии базируется на достаточно элементарных трансформациях поведенческих шаблонов. Речь идет об устранении нежелательных линий поведения, и научения индивида новому, более положительному шаблону. Как правило, такими шаблонами являются именно те социальные рамки, отсутствие которых – это причина нарушения в психике или даже поведении индивида.

Одной из таких методик является авверсивная терапия. В ее основе лежит применение на субъекте различных неприятных или даже травмирующих для него стимулов, которые сами по себе предотвращают опасное или нежелательное для него действие. В наше время авверсивная терапия признана весьма опасным способом лечения, поскольку в значительной степени затрагивает вопрос о сохранности психики пациента.

Исходя из этого, все чаще она применяется как «крайняя возможность» в том случае, когда другие методы бессильны при лечении, скажем, запущенных стадий зависимости от алкоголя или наркотика. Но даже в таких случаях метод редко применяется как отдельная техника психологического лечения, в обязательном порядке совмещаясь с другими методиками.

Это обусловлено тем, что авверсивная терапия несет больше «подавляющий характер», по сути блокируя определенный отрицательный шаблон поведения, но вместе с блокировкой всегда должно следовать замещение блокированного шаблона поведения на новый положительный.

Нередко можно услышать также о «жетонной» системе поведенческой терапии. Она в гораздо больше степени основывается на выработке пациентом определенной привычки, банальном его воспитании. Смысл жетонной системы в том, что индивид, совершая определенное положительное действие в рамках прививаемого ему требуемого шаблона, получает символическое «вознаграждение».

Как правило, вознаграждением могут быть жетоны, балы, другие образные единицы. Пациент может их накапливать, чтобы в дальнейшем выменять на какие-либо нужные ему или просто приятные вещи. Такая методика во многом напоминает выработку привычки или даже рефлекса, и весьма часто применяется в рамках перевоспитания в местах лишения свободы, тюрьмах.

Конечно, существует множество других методов, которые отличаются между собой своей эффективностью в определенных условиях, сложностью, требованиями к пациенту и даже уровнем опасности для него. К ним можно отнести обучение самоконтролю, методику самоподкрепления, система штрафования, воспитание самооценки и чувства собственной важности.

перейти наверх

Преимущества методики

Основным преимуществом когнитивно-поведенческой психотерапии можно считать видимый результат, отражающийся на всех сферах жизни пациента. Специалист выясняет, какие именно установки и мысли негативно влияют на чувства, эмоции и поведение человека, помогает критически воспринять их и проанализировать, а затем научиться заменять негативные стереотипы на позитивные.

На основе выработанных навыков у пациента создается новое мышление, которое корректирует ответную реакцию на конкретные ситуации и восприятие самим пациентом их, меняет поведение. Когнитивно-поведенческая терапия помогает избавиться от многих проблем, причиняющих дискомфорт и страдания самому человеку и его близким людям. Например, таким способом можно справиться с алкогольной и наркотической зависимостью, некоторыми фобиями, страхами, расстаться со стеснительностью и нерешительностью. Длительность курса чаще всего не очень длинная – около 3-4 месяцев. Иногда может потребоваться значительно больше времени, но в каждом конкретном случае этот вопрос решается в индивидуальном порядке.

Когнитивно-поведенческая терапия позволяет справиться с тревогами и страхами человека

Важно лишь помнить, что когнитивно-поведенческая терапия оказывает положительный эффект только в том случае, когда пациент сам решил измениться и готов довериться и работать со специалистом. В других ситуациях, а также в особенно тяжёлых психических заболеваниях, например, при шизофрении, эта методика не применяется.

Когда нельзя использовать КПТ?

Не рекомендуется применять когнитивно-поведенческую терапию, если у человека психические отклонения. Такую проблему необходимо лечить медикаментозно и под наблюдением специалистов.

Когнитивно-поведенческая терапия: обучение

Однозначно психологи и психотерапевты не могут сказать, в каком возрасте можно начинать применять когнитивно-поведенческую терапию. Все зависит от конкретной ситуации и методов, которые подбирает врач. Нередко сеансы проводятся в детском и подростковом возрасте.

Сколько длится когнитивно-поведенческая терапия?

Количество встреч и их частота зависят от нескольких факторов: желания клиента активно участвовать в психотерапии, того, насколько сложна проблема, в каких обстоятельствах и условиях находится человек. В среднем курс составляет от 5 до 10 сессий, а оптимальная частота – 1-2 раза в неделю. Как правило, 3-4 месяцев достаточно для того, чтобы скорректировать образ мышления и получить результат, однако в ряде случаев терапия может длиться больше полугода.

Вторая волна

Позже была предпринята попытка учесть ограничения классического бихевиоризма через акцент на мышлении в основе психических расстройств. Дезадаптивные мысли, которые приводят к дезадаптивным эмоциям и, в итоге, ведут к нарушениям — вот ядро концепции, предложенной параллельно несколькими авторами, например, Альбертом Эллисом и Аароном Беком.

Основной метод когнитивно-поведенческой терапии второй волны заключался в том, чтобы обнаруживать свои дезадаптивные мысли и искать рациональные основания — исследовать доказательства и факты в отношении собственных убеждений, мыслить рационально и реалистично.

когнитивно-поведенческая терапия

Логичность и простота такого подхода оказались очень привлекательны, а техничность подхода позволили когнитивно-поведенческой терапии быстро занять ведущие позиции среди других практик.

Однако и здесь представления о том, как работает человеческое сознание и мышление формировались на основе общения с пациентами, до научно обоснованного понимания было еще далеко и представители второй волны КПТ не знали, как заполнить этот пробел понимания.

Преимущества когнитивно-бихевиоральной психотерапии

Бихевиоральная когнитивная психотерапия, упражнения которой доказано меняют нейромедиаторный фон центральной нервной системы, является не в последнюю очередь из-за этого одной из самых распространенных в современном мире.

Когнитивная психотерапия расстройств личности, обсессивно-компульсионных расстройств, депрессии, гипомании, иных расстройств аффективного и невротического кругов, и даже психотического уровня вне обострений — список постоянно расширяется по мере получения всё новых проверенных данных по клинической эффективности метода.

Но не только как инструмент лечения применяется когнитивная психотерапия: упражнения на уверенность применяются для индивидуальной и групповой работы над личностным ростом, в тренингах по сплоченности.

По сути, когнитивная психотерапия — это «гигиена» мышления, которая путем кропотливой работы деликатно и без насилия вычищает из разума дезадаптивные схемы поведения, заменяя их адаптивными, гармоничными моделями внутри- и межличностного развития, а также учит предотвращать закрепление патологических когниций в дальнейшей жизни.

Психотерапевт, психиатр

врач высшей категории

опыт работы более 15 лет

  • Суггестивная терапия
  • Реконструктивно-личностная психотерапия
  • Рациональная психотерапия
  • Индивидуальная психотерапия
Ашмейба Нино Анатольевна

Психотерапевт, психиатр

опыт работы более 15 лет

  • Индивидуальная психотерапия
  • Семейная психотерапия
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия
  • Реконструктивно-личностная психотерапия
Фастовец Елена Владимировна

Психиатр, психотерапевт

опыт работы более 20 лет

  • Эриксоновский гипноз
  • Нейролингвистическое программирование
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия
  • Холотропное дыхание
Абакумова Елена Викторовна

Психотерапевт, психиатр

опыт работы более 12 лет

  • Эриксоновский гипноз
  • Краткосрочная психотерапия
  • Арт-терапия
  • Психосинтез
Краилина Ирина Сергеевна

Психотерапевт, психиатр

опыт работы более 15 лет

  • Индивидуальная психотерапия
  • Семейная психотерапия
  • Нейролингвистическое программирование
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия
Крылатых Виктория Юрьевна

Психотерапевт, психиатр

опыт работы более 15 лет

  • Телесная психотерапия
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия
  • Детско-родительские отношения
  • Арт-терапия
Жерехов Алексей Борисович

Психотерапевт, психиатр

врач первой категории

опыт работы более 10 лет

  • Индивидуальная психотерапия
  • Групповая психотерапия
  • Детско-родительские отношения
  • Арт-терапия
Мамаева Юлия Владимировна

Если вы затрудняетесь в выборе психотерапевта, позвоните нам или заполните заявку. Мы поможем найти специалиста, с которым вам будет комфортно.

Заполнить заявку

Сферы применения

Когнитивный подход можно применять всем людям, которые чувствуют себя несчастными, неуспешными, непривлекательными, неуверенными в себе и пр.

Приступ самоистязания может случиться с каждым. Когнитивная терапия в этом случае может выявить модель мышления, которая послужила пусковой кнопкой для создания плохого настроения, заменив ее на здоровую.

Также этот подход применяют для лечения следующих расстройств психики:

  • депрессии;
  • склонности к суициду;
  • панических атак, тревожности, мнительности;
  • различного рода зависимостей, в том числе и алкогольной;
  • Сферы применения в лечениисоциофобии (страха общения с людьми);
  • беспричинных страхов;
  • пищевых нарушений (анорексии, булимии);
  • синдрома дефицита внимания и гиперактивности;
  • маниакально-депрессивного психоза;
  • антисоциальной модели поведения (ложь, клептомания, садизм).

Когнитивная терапия может убрать трудности в отношениях с родными и близкими, а также научить устанавливать и поддерживать новые связи, в том числе и с противоположным полом.

Что изучает наука когнитивистика? Ответ узнайте прямо сейчас.

к содержанию ↑

Отличия от классического психоаналитического подхода

Несмотря на схожую структуру психоаналитической и когнитивной методик, у обоих направлений есть некоторые различия. В отличие от психоаналитики, когнитивная терапия ставит перед собой целью анализ и коррекцию психопатологических нарушений здесь и сейчас, в то время, как психоаналитика ищет корень проблемы в детских и юношеских воспоминаниях. Когнитивная психотерапия использует подход к точечному исследованию и воздействию на пациента, только в момент тренинга. Когнитивная психотерапия расстройств личности включает в себя сложный комплекс аналитических и психотерапевтических воздействий специалиста на пациента, что позволяет в краткие сроки провести коррекцию психопатологических нарушений у больного.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)

Представляет собой смесь двух видов терапии: поведенческой и когнитивной, которая была разработана психотерапевтом Аароном Беком в 1960-х годах. Цель когнитивной терапии — изменить образ мыслей, в то время как поведенческая терапия уделяет внимание действиям. Когнитивно-поведенческая терапия рассматривает связь между тем, как именно люди думают, и тем, как мысли влияют на их действия; это терапия, направленная на изменение как мыслей, так и поведения.

КПТ базируется на убеждении, что мысли человека сильно влияют на то, как он себя чувствует и как он себя ведет. Таким образом, депрессия или тревожность возникают потому, что мыслительные процессы «недостаточно адаптируемы» (неэффективны) или негативны.

Основная цель когнитивно-поведенческой терапии — помочь пациенту выявить негативные или бесполезные мысли и заменить их более позитивными или полезными.

Многие следуют привычным моделям мышления, например всегда размышляют пессимистично, поэтому чувствуют себя плохо и действуют неэффективно. Терапия помогает им признать это и предлагает способы научиться в некоторых ситуациях мыслить более оптимистично.

Представьте, что вы увидели на улице знакомого, но он не замечает вас. Если вы привыкли к бесполезной модели мышления, то можете подумать: «Он меня игнорирует! Я ему не нравлюсь! У меня так мало друзей! Я мало кому нравлюсь. Я такой несимпатичный. Пойду-ка я лучше домой. Я собирался встретиться с друзьями за кофе, но сделаю им одолжение и избавлю от своего общества, скорее всего, они пригласили меня из жалости».

Когнитивно-поведенческая терапия поможет вам выявить следующие «ошибки мышления» (искаженные или безосновательные суждения) в этой ситуации.

«Он меня игнорирует!» (Вы высказываете предположение. Возможно, существует другое объяснение, например человек не увидел вас или на что-то отвлекся.)

«Я ему не нравлюсь!» (Снова предположение, а также пример «чтения мыслей». Но вы не можете читать мысли и доподлинно знать, что не нравитесь ему.)

«У меня так мало друзей!» (Вы распространяете один случай на другие.)

«Я мало кому нравлюсь». (Снова предположение и «чтение мыслей» — откуда вам это знать?)

«Я такой несимпатичный». (Вы навешиваете отрицательные ярлыки и мыслите по принципу «все или ничего», так как предполагаете, что или симпатичный, или нет, вместо того чтобы принять, что кому-то в каких-то ситуациях вы симпатичны, но не всем и не всегда.)

«Пойду-ка я лучше домой. Я собирался встретиться с друзьями за кофе, но сделаю им одолжение и избавлю от своего общества». (Эти мысли влияют на ваше поведение.)

«Скорее всего, они пригласили меня из жалости». (Снова предположения и «чтение мыслей».)

Психотерапевт, проводящий когнитивно-поведенческую терапию, поможет клиенту исправить подобные ошибки мышления, например предложив поискать доказательства своих предположений или найти им альтернативные объяснения.

Таким образом, терапия уделяет внимание тому, что происходит здесь и сейчас, а не возможным причинам проблем, которые могут лежать в прошлом. Конечно, многие негативные модели мышления формируются в детстве, поэтому прошлое нельзя игнорировать, но эта терапия имеет целью решение сегодняшних проблем, а не понимание клиента, почему он такой, какой есть.

Недостаточно адаптируемое мышление отличается тем, что мысли негативны. Люди попадают в порочный круг мыслей, имеющих конкретные качества:

  • искажены и не соответствуют реальности;
  • оказывают отрицательное воздействие, так как пациент чувствует себя плохо;
  • кажутся разумными и правдоподобными, поэтому пациент не сомневается в них;
  • появляются непроизвольно, поэтому их трудно контролировать.

Недостаточно адаптируемые мысли часто отражают низкую самооценку, содержат самокритику и самобичевание, а также демонстрируют отрицательную интерпретацию событий и заниженные ожидания от будущего. Таким образом, роль когнитивно-поведенческой терапии заключается в том, чтобы поставить эти мысли под сомнение.

Один из способов добиться этого — попросить пациента вести дневник, записывая туда мысли, возникающие в ответ на определенные события, и затем принести дневник на сессию, чтобы терапевт поставил их под сомнение. (В итоге пациент научится делать это сам.) В предыдущем примере, возможно, вы ответили бы на вопросы следующим образом.

На всё это требуется время, но квалифицированные специалисты по поведенческой терапии должны изменить то, как человек реагирует и думает, чтобы он чувствовал и вел себя более позитивным образом.

Базовые принципы терапии

Если вы хотите избавиться от отрицательных установок, следует запомнить и понять некоторые правила, на которых основывается КПТ. Самое главное – это то, что ваши отрицательные чувства в первую очередь вызваны именно вашей оценкой того, что происходит вокруг, а также самого себя и всех окружающих. Значение произошедшей ситуации не стоит преувеличивать, нужно смотреть внутрь себя, в стремлении понять движущие вами процессы. Оценка действительности обычно субъективна, поэтому в большинстве ситуаций можно кардинально переменить отношение с отрицательного на положительное.

Важно осознать эту субъективность даже тогда, когда вы уверены в правдивости и правильности ваших умозаключений. Это частое явление несоответствия внутренних установок с действительностью нарушает ваше спокойствие, так что лучше постараться избавиться от них.

Также очень важно для вас понимать, что все это – неправильное мышление, неадекватные установки – можно изменить. Типичное мышление, выработанное вами, можно подвергнуть коррекции в случае небольших проблем, а в случае серьезных – полностью исправить.

Обучение новому мышлению проводится с психотерапевтом на сеансах и самостоятельных занятиях, что в последствии обеспечивает умение пациента адекватно реагировать на возникающие события.

5. Помогает улучшить самооценку и уверенность

Даже если вы вообще не страдаете какими-либо серьезными психическими проблемами, CBT может помочь вам заменить деструктивные, негативные мысли, которые приводят к низкой самооценке, позитивными утверждениями и ожиданиями. Это может помочь открыть новые способы справиться со стрессом, улучшить отношения и повысить мотивацию пробовать новые вещи. Сайт «Инструменты психологии» предоставляет большие ресурсы для самостоятельного использования рабочих листов СВТ для развития навыков позитивного общения, здоровых отношений и полезных методов снижения стресса. (9)

Cognitive-Behavioral-Therapy-Benefits-Techniques-1.jpg

Преимущества КПТ

Когнитивно-поведенческий подход в психологической терапии имеет ряд преимуществ:

  • Эффективность терапевтической работы, доказанная на примерах различных расстройств. Например, по данным исследования применения методов когнитивной терапии в лечении мигрени, эффективность составила 68%.
  • Относительная краткосрочность терапии. Работа в когнитивно-поведенческом подходе длится 10-20 сессий.
  • Фундамент в виде научной базы. Подход основан на конкретных научных представлениях различных наук: когнитивной психологии, психофизиологии, нейробиологии и пр.
  • Понятная структура терапии. План терапии обсуждается с клиентом, работа ведется по нему и остается понятной для клиента.
  • Терапия преследует конкретные цели. Цели и задачи терапии обсуждаются психологом и клиентом в начале терапии, работа направлена на наиболее интересующие сферы жизни человека в настоящий момент.
  • Психолог становится партнером для клиента, в терапии исходит из его интересов, учитывая его мнение.
  • Отсутствие иррацональных компонентов. Терапия основывается на конкретно существующих проблемах, суждениях, не затрагивая мировоззрение и религиозную сферу.
  • Данная парадигма одной из немногих признана на уровне страховых компаний за рубежом (то есть расходы на психотерапию в ряде случаев покрываются медицинской страховкой).

Цены на услуги

50–55 минут длится психотерапевтический сеанс.
Первичный прием психотерапевта 5 000 руб.
Сеанс индивидуальной психотерапии

по абонементу на 10 сеансов

6 000 руб.
5 400 руб.

Другие психотерапевтические методики

  • Личностное психологическое консультирование
  • Реконструктивно-личностная психотерапия
  • Рациональная психотерапия
  • Суггестивная терапия

При каких диагнозах показана когнитивно-поведенческая терапия

КПТ является терапией выбора при многих психических расстройствах.
К ним относят тревожные расстройства, шизофрению, некоторые разновидности депрессии, расстройства приёма пищи, зависимости, обсессивно-компульсивное расстройство, фобии, расстройства сна, асоциальное поведение и др.
Кроме того, когнитивно-поведенческая терапия может быть применена при лечении хронических соматических или психосоматических заболеваний, таких как гипертония, астма.

Лечение с помощью когнитивно-поведенческой терапии (CBT)

Существует множество подходов и техник, вытекающих из теоретических разработок когнитивно-поведенческой терапии (CBT). Психотерапевт направления когнитивно-поведенческой терапии (CBT) предложит определить мысли-паразиты и изменить их направленность при помощи так называемых Сократовских вопросов: кто сказал, что все плохо?; с чего вы взяли, что так будет вечно? и т.д. Множество других когнитивных техник позволяют изменить негативное течение мыслей. Но одного только изменения образа мышления не достаточно для облегчения душевного страдания или налаживания отношений. Требуется определенная когнитивно-поведенческая терапия (аутотреннинг, медитативные техники, тренинги общения и т.д.), применение которой приводит пациента как к изменению негативного мышления на более оптимистичное, так и к приобретению более адаптивных паттернов поведения.

Психотерапия Аарона Бека

Аарон Бек – американский психотерапевт, который обследовал и наблюдал людей, страдающих от невротической депрессии, и сделал выводы, что депрессия и различные неврозы развиваются у таких людей:

  • имеющих негативный взгляд на всё происходящее в настоящем, даже если оно способно принести положительные эмоции;
  • имеющих чувство бессилия что-то изменить и безнадёжности, когда при воображении будущего человек рисует только негативные события;
  • страдающих от низкой самооценки и снижения чувства собственного достоинства.

Аарон Бек в своей терапии использовал самые разные методы. Все они были направлены на определение конкретной проблемы как со стороны специалиста, так и со стороны пациента, а затем искалось решение этих проблем без коррекции конкретных качеств человека.

Аарон Бек — выдающийся американский психотерапевт, создатель когнитивной психотерапии

При когнитивно-поведенческой психотерапии Бека расстройств личности и других проблем пациент и врач сотрудничают в экспериментальной проверке негативных суждений и стереотипов больного, а сам сеанс представляет собой серию вопросов и ответов на них. Каждый из вопросов направлен на продвижение пациента выяснить и осознать проблему, найти пути ее решения. Также человек начинает понимать, куда ведут его деструктивное поведение и мысленные посылы, вместе с врачом или самостоятельно собирает необходимую информацию и проверяет её на практике. Одним словом, когнитивно-поведенческая психотерапия по Аарону Беку – это тренировка или структурированное обучение, позволяющее вовремя обнаружить негативные мысли, найти все «за» и «против», изменить шаблон поведения на тот, который даст положительные результаты.

Преимущества когнитивно-поведенческой терапии

В пользу когнитивно-поведенческой терапии говорит, прежде всего, её высокая эффективность, уже неоднократно подтвержденная клиническими исследованиями.

Преимуществом этого вида лечения является развитие самосознания пациента, который после терапии достигает самоконтроля над своими поведением.

Этот потенциал остается в пациенте также после окончания терапии, и позволяет ему предотвращать рецидивы его расстройства.

Дополнительным преимуществом терапии является улучшение качества жизни больного. Он получает стимул к деятельности и более высокой самооценке.

Четвертая группа: минимизация сопротивления

Техники из этой группы направлены на то, чтобы повысить эффективность процесса лечения.

  1. Целенаправленное повторение. На личной практике нужно упорно и многократно повторять позитивные установки. Например, когда человек переоценивает собственные мысли во время сеансов, то ему нужно эффективно закрепить это упражнение. Проблема уже не будет казаться настолько глобальной, как считал раньше пациент.
  2. Выявить скрытые мотивы деструктивного поведения. Если человек длительное время продолжает поступать нелогично и мыслить негативно, то задача специалиста – выявить скрытые мотивы.

Почему человек продолжает себя так вести? Ему комфортно жить в «коробке негатива»? Что за этим стоит? Поиск вторичной выгоды – сложная задача для психотерапевта.

Когнитивно-поведенческая терапия

Обучение

Повышать эффективность своих ресурсов важно в любой профессии. Особенно если это касается практикующих психологов, психиатров и психотерапевтов, профиль которых – когнитивно-поведенческая терапия. Обучение даст возможность расширить знания о базовых принципах ведения этой терапии. Кроме этого обучение позволит на практике отработать инструменты диагностики.

“Когнитивно-поведенческая терапия в Москве” – специальные курсы повышения квалификации. Этот предмет является обязательным при подготовке европейских специалистов. Данная программа адаптирована в России. Поэтому кроме теории можно на практике закрепить полученные знания. Обучение происходит на платной основе.

Существует когнитивно-поведенческая ассоциация. Она была создана в 1999 году на базе клиники неврозов им. И. П. Павлова. Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии не государственная, но объединила более 1000 специалистов по всей России и за рубежом. Ее основатели – Д. В. Ковпак, Ю. Р. Палкин, А. В. Курпатов, А. Г. Каменюкин и Г. Г. Аверьянов.

Вступая в ассоциацию, участники могут публиковать в личном профиле на сайте авторские статьи, предлагать темы для обсуждения, комментировать другие работы специалистов, вести свой блог. Самое главное преимущество – быть в контакте с практикующими специалистами КПТ. Также участники ассоциации бесплатно принимают участие в специальных мероприятиях, которые проводит ассоциация. Может участвовать в различных профессиональных конференциях, форумах, акциях, семинарах.

Чтобы вступить в ассоциацию когнитивно-поведенческой терапии, участник должен:

  • иметь высшее медицинское или психологическое образование (копии дипломов – представить);
  • знать и практиковаться в области психологии, психотерапии, психиатрии, социальной работы в сфере психического здоровья человека;
  • добровольно внести членский взнос.

Обязательно нужно заполнить анкету на сайте.

Что происходит во время сеанса?

Важно выбрать специалиста. У него должно быть разрешение на ведение деятельности и диплом, который подтверждает его квалификацию.

Затем между пациентом и психотерапевтом заключается договор. В нем прописываются ключевые моменты, подробности прохождения сеанса, их продолжительность, число и условия встреч.

Обязательно в договоре должны четко прописываться основы когнитивно-поведенческой терапии, то есть цель, а при возможности – желаемый результат.

Когнитивно-поведенческий подход

Курсы терапии бывают двух видов:

  • краткосрочный – 15 сеансов (продолжительность – 1 час);
  • длительный – более 40 сеансов (по 1 часу).

После знакомства с пациентом и диагностики его проблемы врач должен составить индивидуальный график проведения сеансов. Важно указать сроки проведения встреч.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...