Каковы характеристики дивергентного мышления. Конвергентное мышление

Содержание

Конвергенция – что это простыми словами

Когда две или более вещи имеют точки соприкосновения, происходит конвергенция , то есть слияние, сближение или концентрация.

Значение слов

Концепция используется по-разному в зависимости от контекста.

Например, в области технологии конвергенция известна, как возможность доступа к различным сервисам через одно и то же устройство или способность различных сетевых платформ позволять отправлять и получать похожие сигналы.

Статьи по теме: Что такое Товар, Мерч, Субсидии и Диверсификация

Противоположность — дивергенция или разделение.

Сравнение с дивергенцией

Слово дивергенция — это термин, который имеет несколько значений в зависимости от контекста. Например, постепенное разделение двух или более линий называется дивергенцией. Также дивергенция — это расхождение во мнениях.

Дивергент

Есть дивергенции, которые легче решить, чем другие, и есть люди, которые открыты к диалогу и желают достижения консенсуса, они смогут урегулировать разногласия с другими быстрее.

Есть и такие люди, которые не хотят этого делать, потому что они не могут сдать свои позиции, когда дело доходит до поиска решений.

И глядя на разногласия, надо сказать, что иногда они оказываются благоприятными, потому что разные мнения предлагают диалог, обмен идеями для достижения согласия. В этом случае естественно возникают вопросы, которые позволяют обогатить дискуссию и, наконец, синтезировать решение, содержащее в себе лучшее из противоположных взглядов.

Читайте также: Секреты заработка на разгадывании капчи в сервисе Рукапча

Несогласие или непонимание не всегда должно быть плохим и предрасполагать к ссорам, которые не заканчиваются поиском решений.

В некоторых ситуациях нельзя пойти на компромисс, но все же дивергенция имеет свой положительный аспект, и очень важно, чтобы он выделялся и ценился.

Другой актуальный вопрос, которого нельзя избежать, заключается в том, что перед различиями важно быть конструктивным, даже если соглашение не найдено, важно научиться уважать и терпимо относиться к тому, что у других людей есть свое мнение.

Основные виды мышления

К основным видам мыслительных процессов относят следующие:

  1. Наглядно-действенный. Суть в том, чтобы начать действовать, исходя из ситуации. Человек видит проблему, его задача – выбрать подходящий инструмент для ее решения;
  2. Наглядно-образный. Присущ артистам, начало берет у детей дошкольников, когда они воспринимают мир, как сочетание образов. Суть этого вида в том, чтобы глубже охарактеризовать некий предмет, ситуацию;
  3. Абстрактный. Его называют словесно-логическим мышлением, основывается оно на неком суждении, базируясь на существующих понятиях об объекте или явлении;
  4. Теоретический. Предмет познается применением на нем правил, законов, закономерностей. О людях с теоретическим направлением мышления нередко отзываются, как об «интеллектуальной экономии», поскольку именно благодаря им делаются новые открытия, или хотя бы приоткрываются завесы будущих открытий;
  5. Практический. В отличие от мыслительной базы теоретического направления, практическое означает действие над предметом. Хотя нередко основывается на теоретическом, которое следует доказать на примере практической операции;
  6. Аналитический. Аналитики по своей природе – планировщики. Они поэтапно решают некую задачу, основываясь на существующих фактах;
  7. Интуитивный. В отличие от предыдущего вида, интуиции чуждо планирование, нередко она поступает, как велит подсознание, получает положительные результаты;
  8. Творческий (продуктивный, репродуктивный). Вид мышления, нацеленный на получение новых знаний. При этом репродуктивное творческое течение мыслей основывается на известных фактах. Продуктивное – раскрывает творческий потенциал индивида. Это способствует ускоренному получению новых знаний для самостоятельного направления их в нужное русло.
Дивергентное мышление может предложить неожиданные идеи

Дивергентное мышление может предложить неожиданные идеи

Обратите внимание! Дивергенция – это в психологии составная часть творческого мышления, обеспечивающая индивиду продуктивные мыслительные процессы.

Расстройства содружественного движения глаз

Содружественное движение глаз обеспечивается центрами коры больших полушарий, среднего мозга, моста и мозжечка, а также проводящими путями. Поэтому, при поражениях ЦНС, глазодвигательные расстройства встречаются достаточно часто.

В случае одностороннего поражения моста, когда вовлечены парамедианная ретикулярная формация или ядро отводящего нерва, развивается горизонтальный парез взора, направленный в сторону поражения. Двустороннее поражение этих структур моста вызывает полный горизонтальный парез, при котором возможно движение глаз лишь в вертикальной плоскости. В случае менее тяжелого поражения, развивается неполный горизонтальный парез взора либо установочный горизонтальный нистагм, с направлением быстрой фазы в сторону поражения. Как правило, присутствуют и прочие неврологические симптомы. При поражениях коры больших полушарий или верхнего отрезка ствола головного мозга также может возникать горизонтальный парез взора, как правило, преходящий, без нарушения вестибулоокулярных рефлексов.

Известно, что центр управления вертикальными движениями глаз, находится в среднем мозге. Поражение крыши среднего мозга приводит к парезу взора вверх, изредка в сочетании с ослаблением реакции зрачка на свет и при сохранении реакции на аккомодацию и конвергенцию глаз с конвергирующим нистагмом при взгляде вверх. У молодых такое нарушение конвергенции, обычно вызвано пинеаломой и гидроцефалией, у пожилых людей – инсультом. Реже встречается парез взора вниз, он может возникнуть при двустороннем поражении центра среднего мозга в зоне красного ядра. Подобный парез может возникать остро, к примеру, при инсульте, но как правило, развивается постепенно, встречаясь в симптоматике болезни Паркинсона, надъядерного прогрессирующего паралича и прочих дегенеративных заболеваний ЦНС.

При поражении в среднем мозге нередко возникновение нарушения параллельности зрительных осей и в вертикальной плоскости (т.н. вертикальное косоглазие). Данное нарушение конвергенции, на первый взгляд, очень похоже на паралич блокового нерва, но различия все же существуют. Кроме того, обычно присутствуют и иные центральные глазодвигательные нарушения, а также очаговые неврологические проявления.

Нарушение конвергенции глаз у детей

Межъядерная офтальмоплегия – это центральное частное нарушение конвергенции глаз, вызванное поражением в медиальном продольном пучке, соединяющем глазодвигательные ядра моста со средним мозгом. Такое поражение ведет к парезу прямой медиальной мышцы на стороне патологии, полному либо частичному нарушению конвергенции этого глаза, с нистагмом другого, при попытке взглянуть в сторону. Состояние межъядерной офтальмоплегии может быть одно- и двусторонним и не сопровождаться иной неврологической симптоматикой.

Рассеянный склероз – одна из частых причин остро возникающей двусторонней межъядерной офтальмоплегии, особенно у молодых женщин. Односторонняя офтальмоплегия, возникающая у пожилых, как правило обусловлена лакунарным инфарктом и зачастую проявляется на фоне васкулита (к примеру, при СКВ), сахарного диабета, аневризм сосудов мозга и других заболеваний.

При центральных поражениях нередко избирательно нарушаются или быстрые, или медленные движения глаз. При нарушении саккад возникает дисметрия глаз, когда при переходе взгляда с объекта на объект, глаза либо до него «не доходят», либо «перескакивают» его. В тяжелых случаях наблюдается разной степени выраженности опсоклонус: от коротких саккад происходящих в горизонтальной плоскости (миоклонус) до постоянно происходящих хаотичных саккад. Такие нарушения конвергенции могут возникать вследствие поражения мозжечка или ствола мозга. Возникновение опсоклонуса характерно для нейробластомы у детей, а также паранеопластических синдромах, к примеру, в случае овсяноклеточного рака легкого, у взрослых.

Нарушения саккад происходит при многих дегенеративных патологиях ЦНС: при болезни Вильсона, прогрессирующем надъядерном параличе и спиноцеребеллярных дегенерациях.

Врожденная глазодвигательная апраксия сопровождается неспособностью больного направить глаза в заданную сторону. Поэтому, в течение первых двух лет жизни, у него вырабатываются саккадические компенсаторные движения головы. Подобное нарушение конвергенции глаз может быть и приобретенным при возникновении поражений в области больших полушарий или ствола мозга, что приводит к невозможности саккад либо возникновению замедленных и гипометрических саккад.

Вследствие некоторых патологий ЦНС плавность в медленных следящих движениях глаз теряется, они становятся прерывистыми. Подобное состояние, не всегда является признаком заболевания, эти нарушения конвергенции нередки при усталости, снижении внимания либо приеме определенных лекарственных средств. Однако, когда нарушение медленных следящих движений имеет место лишь на одном глазу, это может говорить о поражение ствола мозга, теменно-затылочной коры больших полушарий или мозжечка.
Нарушение вергентных движений глаз может быть и психогенным. При этом, от органического поражения отличить его бывает непросто. Конвергенция глаз может быть нарушена после инсульта, демиелинизирующих заболеваний, черепно-мозговой травмы. Пациенты отмечают двоение в глазах, когда рассматривают близкие объекты. Движения глаз при этом, сохранны, исключение составляет конвергенция глаз. При существовании этого нарушения долгое время в сочетании с затруднениями чтения, то можно предположить врожденную недостаточность конвергенции глаз, не связанной с поражением нервов.

Конвергенция глаз у некоторых пациентов может сохраняться даже глядя вдаль. Это может говорить о наличии спазма конвергенции, сочетающимся со спазмом аккомодации, а также сужением зрачков. При спазме аккомодации возникает нечеткость зрения, он имеет, как органическую природу, к примеру, при нейросифилисе, энцефалите, или черепно-мозговой травме, так и психогенную – при эмоциональных перегрузках.

Нарушения дивергенции встречаются реже. Одно из их проявлений – это внезапно возникшее сходящееся косоглазие и диплопия, при сохранности движений глаз. В случае остро возникшего нарушения, после перенесенной болезни, прогноз является благоприятным и лечения не потребуется.

К другим причинам относятся демиелинизирующие заболевания, энцефалит, нейросифилис, травма.

Теория дивергентного мышления

То, насколько успешно и эффективно человек справляется с решением различных жизненных задач, напрямую зависит от особенностей его мышления. Американский психолог Джой Гилфорд (1897-1987) разделил человеческое мышление на два вида – конвергентное и дивергентное.

Конвергентным называется тип мышления, направленный на решение задач с помощью четкого алгоритма действий. Дивергентное мышление предполагает многовариантность действий в процессе поиска решения задачи. Конечно же, такой тип является более эффективным. Джой Гилфорд в 60-е годы ХХ века написал книгу «Природа человеческого интеллекта». В ней он изложил, что представляет собой дивергентное и конвергентное мышление и описал их характеристики. В ходе своих исследований Дж. Гилфорд выделил 120 особенностей интеллекта и 15 способов их определения.

Два типа мышления и их особенности

Если спросить, какое мышление является высшей формой мыслительного процесса, большинство людей, не задумываясь, назовут логическое. И действительно, четкое, последовательное, подчиненное строгим законам, это мышление было поставлено на пьедестал еще в эпоху античности. Долгое время к нему относились с огромным почтением и уделяли много внимания развитию у детей навыков логики. Да и сейчас в школе делают упор именно на нее.

Но к середине XX века стало окончательно ясно, что в решении сложных, неоднозначных творческих задач логика бывает бессильна. Причина этого в ее однонаправленности и четкой последовательности алгоритмов. Поэтому Дж. Гилфорд определил оба типа логического мышления – дедукцию и индукцию – как конвергентное (направленное в одну сторону) мышление. Но эти сложные задачи с легкостью решали творческие люди, которые нередко терялись, когда им требовалось выполнить элементарные задания на логику. В чем же здесь дело?

В течение первой половины XX века в США проводились масштабные исследования психологии творчества. К 60-м годам был накоплен большой материал, который позволил сделать вывод о том, что творческим людям присущ особый тип мышления. Он не имеет никакого отношения к логике и опирается больше на образ, чем на слово. Именно это мышление Дж. Гилфорд и назвал дивергентным – разнонаправленным.

Конвергентное или логическое мышление ориентировано на поиски одного единственно верного или оптимального решения. Оно может использовать множество посылок, фактов, аргументов, но итогом всегда будет только один ответ. А если единственно верного решения не находится? Тогда логика утверждает, что задача нерешаемая.

В отличие от конвергентного мышления, дивергентное «идет вширь», в разные стороны от ключевой проблемы и предлагает многочисленные варианты решений, часто находящиеся в весьма далеких от основной сферах. Проанализировав все эти варианты, а если нужно, скомбинировав их, человек может получить действительно оригинальный, а то и гениальный результат.

Если конвергентное мышление ведет человека по наиболее короткой, надежной, проверенной дороге, то дивергентное открывает новые, неизведанные пути. И именно на них можно найти что-то интересное, необычное и уникальное.

Что такое креативность?

Мы создатели музыки,
И мы мыслители снов.
Мы двигатели и потрясатели
Мира, в котором живем.
(О’Шонесси)

Креативность — это способность генерировать идеи или распознавать возможности, которые могут оказаться полезными в решении проблем, в общении с другими людьми, или просто занимательными для себя и других. Чтобы быть креативным, не обязательно уметь рисовать или писать музыку. Креативность возможна не только в художественной деятельности, но и в естествознании, предпринимательстве, политике, спорте или другой профессиональной деятельности, а также в обычных повседневных делах, таких как приготовление пищи, воспитание детей, обустройство комнаты и, наконец, в человеческих взаимоотношениях. Каждый день мы используем конвергентное и дивергентное мышление, чтобы достигать поставленных целей или находить выход из затруднительных ситуаций.

Шаблонное мышление?

Начать стоит с детальной трактовки каждого термина по отдельности, и первым в списке у нас будет стоять конвергентный тип мышления. Что же это такое и какими характеристиками он обладает? Конвергентное мышление — это в психологии часто встречающийся термин, который обозначает линейный подход к решению проблем, выполнение конкретных действий поэтапно, соблюдение шаблонности. Данный термин основывается на латинском слове convergere, что в переводе звучит как «сходиться». То есть доводы человека, который мыслит конвергентно, сходятся на едином конкретном решении той или иной проблемы. Причем пришел он к этому решению по протоптанной дорожке, то есть основываясь на правилах и опыте.

Что такое конвергентное мышление?

«Конвергентное мышление связано с анализом, оценкой и принятием решений. Это процесс, в ходе которого мы берем множество идей, оцениваем, анализируем все “за” и “против” и, наконец, принимаем решение», — говорит Мэннинг.

Некоторые из таких идей отбрасываются, потому что они требуют слишком больших денежных затрат, времени и ресурсов, или потому что они слишком необычны. То есть, по сути, конвергентное мышление — это процесс рационального отбора идей с целью отыскать наилучшее решение.

Взгляните на упражнение, демонстрирующее разницу между двумя типами мышления, которое Энн Мэннинг проводит со своими студентами:

Сходящийся против дивергентного мышления

Индивидуальность

Корреляты индивидуальности дивергентного мышления и конвергентного мышления были изучены. Результаты указывают, что две черты индивидуальности, как находили, были значительно связаны с дивергентным мышлением. Эти черты, а именно, Открытость и Экстраверсия, как находили, облегчили производство дивергентного мышления. Открытость оценивает интеллектуальное любопытство, воображение, артистические интересы, либеральные отношения и оригинальность.

Факт, что Открытость, как находили, была самым сильным коррелятом индивидуальности дивергентного мышления, не удивителен, поскольку предыдущие исследования предложили, чтобы Открытость интерпретировалась как полномочие креативности. Хотя Открытость осмысляет индивидуальные различия в аспектах кроме креативности, высокая корреляция между Открытостью и дивергентным мышлением показательна из двух различных способов измерить те же самые аспекты креативности. Открытость – самосообщение о предпочтении размышления «вне коробки”. Тесты на дивергентное мышление представляют основанную на работе меру такого.

Никакие эффекты индивидуальности на конвергентное мышление не были найдены, предположив, что черты индивидуальности Большой Пятерки – лучший предсказатель дивергентного мышления, чем конвергентное мышление или что все типы людей участвуют в конвергентном мышлении независимо от их индивидуальности.

Мозговая деятельность

Изменения в мозговой деятельности были изучены в предметах и во время конвергентного мышления и во время дивергентного мышления. Чтобы сделать это, исследователи изучили Электроэнцефалографию (ЭЭГ) образцы предметов во время задач дивергентного мышления и конвергентного мышления. Различные образцы изменения для параметров ЭЭГ были найдены во время каждого типа взглядов. При сравнении с контрольной группой, которая покоилась, и конвергентное мышление и дивергентное мышление произвели значительный desynchronization Альфы 1,2 ритма. Между тем конвергентное мышление вызвало увеличения Теты 1 группа, которая была более хвостовой и правосторонней. С другой стороны, дивергентное мышление продемонстрировало уменьшения амплитуды в хвостовых областях коры в Тете 1 и 2 группы. Значительное увеличение амплитуды и последовательности указывает на близкие повторения между обоими полушариями в мозге.

Успешное поколение гипотезы во время выполнения дивергентного мышления, кажется, вызывает положительные эмоции, которые, частично, могут произойти из-за увеличения сложности и критериев качества работы креативного мышления, Психо предать полусферическую последовательность земле. Наконец, полученное господство правильного полушария и ‘познавательной оси’, сцепление левого затылочного – право, лобное по контрасту вправо затылочный – оставило лобную ‘ось’, характеризующую аналитические взгляды, может reflect образец ЭЭГ не сознающей умственной обработки во время успешного дивергентного мышления.

Интеллектуальная способность

Ряд стандартных проверок умственных способностей использовался, чтобы измерить и конвергентное мышление и способности к дивергентному мышлению подростков. Результаты указывают, что у предметов, кто классифицировал настолько же высоко на дивергентном мышлении, были значительно более высокая беглость слова и чтение очков, чем предметы, кто классифицировал как низко на дивергентном мышлении. Кроме того, те, кто был высок в дивергентном мышлении также, продемонстрировали более высокое беспокойство и очки проникновения. Таким образом те предметы, кто высок в дивергентном мышлении, могут быть характеризованы как наличие их перцепционных зрелых процессов и становиться соответственно управляемыми нетрадиционным способом.

С другой стороны предметы в высокой группе конвергентного мышления иллюстрировали средние числа более высокого уровня в течение предыдущего учебного года, меньшей трудности с домашней работой и также указали, что их родители нажали их к послешкольному образованию. Они были единственными значительными отношениями относительно мер по конвергентному мышлению. Это предполагает, что эти познавательные размеры независимы от друг друга. Будущие расследования этой темы должны сосредоточиться больше на познавательных и бесконечных аспектах развития индивидуальности среди расходящихся и сходящихся мыслителей, а не их структурах отношения.

Творческая способность

Творческая способность была измерена в исследовании, используя сходящиеся задачи, которые требуют единственного правильного ответа и расходящихся задач, который требует производства многих различных ответов переменной правильности. Два типа сходящихся используемых задач были, первое, являющееся отдаленные задачи партнеров, которые дали подчиненные три слова и спросили, с каким словом предыдущие три слова связаны. Второй тип задачи конвергентного мышления был проблемами понимания, которые дали предметам некоторые контекстные факты и затем спросили их интерпретация требования вопроса.

Для отдаленных задач партнеров сходящиеся мыслители правильно решили больше пяти отдаленных проблем партнеров, тогда сделал тех, которые используют дивергентное мышление. Это было продемонстрировано, чтобы существенно отличаться односторонней АНОВОЙ. Кроме того, отвечая на проблемы понимания, участники, использующие конвергентное мышление, решили больше проблем понимания, чем сделал контрольную группу, однако, не было никакой значительной разницы между предметами, используя конвергентное мышление или дивергентное мышление.

Для задач дивергентного мышления, хотя вместе все расходящиеся задачи продемонстрировали корреляцию, они не были значительными, когда исследовано между условиями.

Настроение

С увеличивающимися доказательствами, предполагающими, что эмоции могут затронуть основные познавательные процессы, недавние подходы также исследовали противоположное, что познавательные процессы могут также затронуть настроение. Исследование указывает, что подготовка к задаче креативного мышления вызывает колебание настроения в зависимости от того, какое размышление используется для задачи.

Результаты демонстрируют, что выполнение задачи, требующей креативного мышления, действительно имеет эффект на настроение. Это оказывает значительную поддержку для идеи, что настроение и познание не только связаны, но также и что это отношение взаимное. Кроме того, дивергентное мышление и конвергентное мышление влияют на настроение противоположными способами. Дивергентное мышление привело к более положительному настроению, тогда как конвергентное мышление имело противоположный эффект, приводя к более отрицательному настроению.

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление (от лат. соnvergere — сходиться) использует предварительно усвоенные алгоритмы решения определенной задачи. Предполагает точное следование инструкции или последовательности действий по решению задачи.

Конвергентное мышление – это линейное мышление, логическое мышление, предполагающее одно единственно правильное решение задачи.

Обычно ассоциируется с тестами IQ и свойственно классическому типу преподавания.

Люди с конвергентным мышлением, считают, что существует только единственно правильное решение. Они пытаются использовать имеющиеся знания и логические рассуждения, чтобы найти это решение.

Не секрет, что почти все наше обучение направлено на формирование конвергентного мышления. И как результат этого обучения – поиск единственно правильного ответа по типу экзамена ЕГЭ. Экзамен построен на знании фактов, но факты – это еще не все.

Такой вопрос – впадает ли Волга в Каспийское море ? Ответ вроде бы очевиден.

Но миллионы лет назад она впадала в Азовское, а не Каспийское море. А сейчас она скорее впадает в реку Кама и уже далее в Каспийское море. Но кого это интересует ? Хотя это такая интересная тема для развития кругозора и мышления в том числе. Но нам нужна только галочка в нужном ответе (единственно верном). А начнешь рассуждать – не сдашь экзамен.

Вот так со временем развивается наиболее значительный недостаток человеческого интеллекта – цепляться за собственные убеждения и игнорировать все что им противоречит.

Человек ищет в поступающей информации именно ту, которая подтверждает правильность его выводов и игнорирует ту, которая их опровергает

Не замечали ? Попробуйте обратить на это внимание

Небольшое отступление в сторону:
Ведь вы уверены в том, что гипотеза — человек произошел от обезьяны, принадлежит Ч. Дарвину.
Однако Дарвин никогда не утверждал, что человек эволюционировал от обезьяны: он говорил, что у обезьяны и человека есть общий предок. Но миллионы людей до сих пор повторяют то, о чем услышали, но не изучили более внимательно, хотя бы прочитав его «Происхождение видов».

Хороший пример, конвергентного мышления: человек зашел в комнату, увидел юридический справочник и принял «единственно верное решение»: хозяин – юрист.

Ну а кто же еще ?  Вот примерно так мы судим и о многом другом.

Диагностика дивергентного мышления

Обычно у человека больше развито какое-то одно направление мышления, отличающееся определенным набором характеристик.

Сочетание таких качеств, как легкость, гибкость, скорость мышления, и ряда прочих элементов в психологии – это дивергентность. Ее можно диагностировать с раннего возраста.

Дивергентное мышление выявляют с детского возраста

Дивергентное мышление выявляют с детского возраста

Конвергенция и дивергенция

В творческом процессе больше задействуется дивергентное мышление, так как творчество базируется на предположении или выяснении (создании) абсолютно нового.

Дивергентное или творческое мышление основано на нахождении нескольких возможных решений одной предложенной задачи. Притом решение может абсолютно отличаться от предполагаемого развития и нести результат, непохожий на все остальные.

Пример: если человечку сказать, что на кухне перегорела лампочка, то человек с линейным типом мышления предложит заменить лампочку на другую, а с дивергентным, предоставит другие варианты: романтический ужин при свечах, ночь страха с фонариками, минута откровения в темноте и т.п.

Людей с конвергентными способностями чаще нанимают в качестве исполнителей, так как они с точностью способны исполнять обязанности. Творческие же люди придумывают идею, а другие воплощают идею в жизнь.

Дивергентные способности:

  1. Креативность — способность находить оригинальные решения.
  2. Беглость — большое количество идей или решений, возникающих в рамках определенного времени.
  3. Гибкость – способность к быстрому переключению между различными задачами.
  4. Последовательность принятия решения (выбор наиболее подходящего шага на конкретном этапе).
  5. Образность – способность к ассоциативному и образному мышлению.

Тест «Прищепка»

Модификация теста Джоя Гилфорда на способность к дивергентному мышлению:

Засеките 3 минуты. За это время придумайте любые возможные способы применения прищепок. Лучше, если вы будете их кратко записывать (или хотя бы отмечать придуманное количество). Затем нужно посчитать, сколько идей у вас получилось, и проверить:

  • Меньше 10 – низкий уровень;
  • От 10 до 12 – средний;
  • От 12 до 20 – уровень выше среднего, хорошие способности к творчеству;
  • Выше 20 – высокий уровень.

На упражнениях по типу данного теста можно развивать креативность. Возьмите любое слово или словосочетание (НАДЕЖДА, ВЕРА В ЛУЧШЕЕ БУДУЩЕЕ) и составьте из букв этих слов другие слова, имеющие одну смысловую ценность. Также засекайте время.

Попробуйте придумать к предмету из вашей комнаты необычные применения или совместите несколько вещей в одну, которой можно дать несуществующее название. С каждым разом вы будете выдавать все больше и больше идей. Некоторые будут вам казаться нелепыми, но из нелепых идей вырастают результаты на миллионы долларов.

Например: Гэри Дал – 39-летний житель Калифорнии, придумал каменных питомцев (это были обыкновенные камни с пляжа). Он написал инструкцию к их использованию, и начал продавать как домашних животных, а через год стал долларовым миллионером. В общей сложности Дал заработал более 56 миллионов долларов, продавая камни.

Посмотрите этот ролик про дивергентное мышление от Кена Робинсона.

Как проверить, какой вид преобладает?

развилка двух дорог

Каждый из нас успешно использует вышеперечисленные типы, причём, постоянно и даже в повседневной жизни. Ну, к примеру, когда вы собираетесь ехать на работу, вы привычно подходите к входной двери, достаёте ключ от квартиры, выходите на улицу или в подъезд и замыкаете дверь. Чёткий алгоритм позволяет даже расслабиться сознанию и делать все действия, как говорится, «на автомате».

Но происходит сбой в программе, когда ключей на привычном месте не оказывается. И тут подключается дивергенция, начиная подбрасывать самые интересные идеи о местоположении необходимого предмета.

И, несмотря на сбалансированность, всё равно у каждого человека существует большая предрасположенность либо к конвергентности, либо к дивергентности, это как с типом темперамента. И определить предрасположенность можно с помощью нескольких способов:

  • Попробуйте написать список из 10 пунктов, ответив, к примеру, на вопрос: «Где и для чего можно использовать тонкую ветку?». А после посмотрите на все ваши варианты, и если среди них будет указано обычное применение веток, допустим, для распалки костра, то вы конвергент, а если ваши идеи отличаются оригинальностью, то психология ваших решений имеет дивергентное начало.
  • Также попробуйте пройти тест на уровень айкью, он соответствует схеме и определённым чётким схемам, поэтому гениальным людям сложно дать однозначный верный ответ. Это тестирование поможет не только определить вашу предрасположенность, но и успокоит, в случае сложностей.

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, заключающийся в поиске множества решений одной и той же задачи. В отличии от линейного конвергентного, этот тип мышления иногда называют параллельным.

Дивергентные способности проявляются в умении выдвигать большое количество интересных и необычных идей, в отказе от стереотипов.  Хороший пример дивергентного мышления — мозговые штурмы.

Характеристики дивергентного мышления:
1. Беглость восприятия (способность генерации множества идей).
2. Гибкость (способность переходить с одной точки зрения на другую).
3. Оригинальность (способность выдвигать нетривиальные идеи).

Впервые в науку понятие “дивергентное мышление” ввел Дж. Гилфорд (1967).

гилфорд

Джой Пол Гилфорд (1897—1987), — американский психолог. Известен как создатель модели структуры интеллекта. Занимался исследованиями интеллекта в части памяти, мышления, внимания, творчества и темперамента.

Он указал на принципиальное различие между двумя мыслительными операциями: конвергенцией и дивергенцией. Дивергентное мышление – это «тип мышления, ищущий в различных направлениях».

Именно оно рождает множество оригинальных идей и предполагает, что на один вопрос может быть несколько ответов. А ведь именно это является условием самовыражения личности.

Добавлю, что дивергентность рассматривается в психологии как базовая черта личности, обеспечивающая самостоятельность мышления и последующих действий.

Обращу ваше внимание на такой важный момент.
Если рассмотреть полный цикл продуктивного мыслительного процесса, то он включает:
1. формулирование проблемы,
2. формулирование мыслительной задачи,
3. поиск решения и его обоснование.

И вот что важно: этап формулирования проблемы рассматривается как наиболее важный в творческом процессе мышления.

Замечу: в бизнесе наиболее важным является способность руководителя найти и сформулировать проблему. Этой способности как раз и не хватает, и об этом часто упоминается.
Вся система образования (от ВУЗа до МBА) строится на обучении решать проблемы, но в меньшей мере – выявлять их.

Аналогично, при чтении. Если у человека возникают вопросы – он ищет ответы на них, в книгах и других источниках. Если вопросов нет – то и искать незачем, что собственно и происходит.

Так что обратите на это внимание: вопросы, проблемы (кто не любит это слово – пусть будет задачи) способствуют вашему развитию, поиску решений, самостоятельному поиску. И дивергентное мышление будет только в помощь таким поискам.

*****
Но как увязать дивергентное мышление, предполагающее множество ответов на один вопрос и нашу современную школу – школу «правильного ответа» и «точного решения».

Вы уже понимаете, что такая одномерность мышления (только конвергентное) вряд ли способствует адекватному пониманию ситуации, восприятию других людей и событий.

В то же время дивергентное мышление развивает исследовательский интерес и способность оценивать, сравнивать, анализировать и классифицировать, строить гипотезы.

Наша система взглядов задает для нас рамки, и мы воспринимаем мир через эти рамки. Но мы должны быть готовы к признанию того, что наша точка зрения лишь одна из многих, и мы можем ее пересмотреть по мере поступления новой информации.

Можно предполагать, что должен быть переход к формированию дивергентного мышления. Об этом мы будем говорить в следующих статьях блога.

А пока я бы не хотел, чтобы у вас сложилось неверное представление, что конвергентное мышление это плохо.
Конечно нет, иначе любое действие мы бы подвергали сомнению и анализу.

Важны оба мыслительных процесса. Конвергентное мышлении дает нам возможность использовать имеющиеся знания для изучения новых концепций и не отказываться сразу от всего нового, что не соответствует нашим текущим знаниям и убеждениям.

В процедуре мозгового штурма есть два этапа: этап конвергентного мышления – задающего рамки проведения этого мероприятия, и есть этап дивергентного мышления, когда идет генерация идей.

Хороший пример синергии двух видов мышления: композитор, сочиняя произведение, сначала использует дивергентное мышление – сочиняя оригинальную мелодию. Но затем он начинают использовать конвергентное мышление, которое позволяет ему оформить музыкальный фрагмент в соответствии с правилами гармонии.

*****

Пример с определением профессии юриста, приведенный выше, когда рассматривалось конвергентное мышление можно видоизменить для случая дивергентного мышления.

Человек входит в ту же комнату и смотрит по сторонам. Что он замечает: картины на стенах, цвет ковра, на полке юридическую литературу, семейную фотографию и кошку, спящую в уголке и тд. Это параллельное мышление (дивергентное). Если бы ему необходимо было определить профессию хозяина комнаты, то, скорее всего он бы определил, что хозяин –юрист. Но этот вывод он сделал бы по нескольким признакам, сопоставив множество факторов. Ведь не факт, что хозяин — юрист.

Еще пример:

Вы подошли к своей квартире и не можете найти ключей. Действует конвергентное мышление – достаете ключи – открываете – входите. Но если ключи потеряны. Конвергенция не поможет, процедура нарушена.

Вы начинаете перебирать варианты: забыли ключи в машине, можно вызвать слесаря или специальную службу, можно дождаться другого члена семьи, у которого есть ключи. Можно было бы задействовать и стратегическое мышление, но чуть раньше – оставив запасной комплект ключей у рядом живущих родственников. Вот примерно так работает дивергентное мышление в простой житейской ситуации.

Оба типа мышления одинаково важны. Ни один не лучше и не хуже другого. Важно уметь применять в соответствующих ситуациях оба этих метода мышления.

Резюмируя сказанное, сведем результаты в таблицу: таблица

*****

Надеюсь, что общее представление о типах мыслительных процессов вы получили.

Вы узнали, что использование одного типа мышления – ограничивает наши возможности, делает нас упертыми в своей правоте. Хотя мы же понимаем, что наши знания всегда будут неполными, а следовательно возможны и другие мнения, основанный на новой, пока неизвестной нам информации.

Действовать по принципу «если есть А, то значит будет B» не всегда верный путь, возможно и C и D и тд. Логика важна, но мир слишком многообразен, чтобы существовали только однозначные решения.

Безусловно, развития требует и логическое, а не только творческое мышление. Об этом в следующих статьях на блоге.

Пишите, какие возникли вопросы, мнения, пожелания. Всегда буду рад вашим комментариям.

С уважением, Медведев Николай.

Диагностика нарушения конвергенции глаз

При возникновении центральных глазодвигательных нарушений, жалобы пациента часто неопределенны, поэтому мало помогают при диагностике. Основными симптомами нарушения конвергенции выступают: диплопия, нечеткость зрения, затруднения при взгляде в сторону, невозможность чтения («сливающиеся» слова), при одном из направлений взгляда нечеткость зрения, затруднение при переводе взгляда на объекты вблизи, кажущиеся колебания неподвижных предметов (осциллопсия).

При подозрении на патологию ЦНС необходимо оценить неврологический статус. Затем исследовать глазодвигательные функции: проверка объема движений глаз в любых направлениях, фиксации взгляда, саккад, медленных следящих движений, конвергенции глаз, выявление косоглазия с помощью теста с прикрыванием глаза. После оценивают глазодвигательные рефлексы: выполняют пробу кукольных глаз, проверяют симптом Белла (глаз поворачивается кверху при попытке его закрыть).

Лечение болезней глаз - отзывы и цена в МГК

В медицинском центре «Московская Глазная Клиника» все желающие могут пройти обследование на самой современной диагностической аппаратуре, а по результатам – получить консультацию высококлассного специалиста. Мы открыты семь дней в неделю и работаем ежедневно с 9 ч до 21 ч. Наши специалисты помогут выявить причину снижения зрения, и проведут грамотное лечение выявленных патологий. Опытные врачи, детальная диагностика и обследование, а также большой профессиональный опыт наших специалистов позволяют обеспечить максимально благоприятный результат для пациента.

Лечением различных нарушений конвергенции в Клинике занимается доктор медицинских наук, профессор, офтальмохирург Чернышева Светлана Гавриловна, являющаяся старшим консультантом по проблемам диагностики и лечения всех видов косоглазия, диплопии, сложной коррекции зрения у детей и взрослых. Огромный практический опыт (27 лет практики в лечении косоглазия МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца) обеспечивает гарантированный результат!

Уточнить стоимость той или иной процедуры, записаться на прием в “Московскую Глазную Клинику” Вы можете по многоканальному телефону 8 (800) 777-38-81 (ежедневно с 9:00 до 21:00, бесплатно для мобильных и регионов РФ) или воспользовавшись формой онлайн-записи.

МГКЛ

Телекоммуникации

В телевизионных коммуникациях конвергенция обозначает возможность объединения некоторых ранее различных услуг в единое целое. Это происходит вследствие появления сходства в структуре сетей связи или же использовании аппаратного оборудования.

Конвергентными устройствами принято считать такие приборы, которые могут выполнять несколько функций. Чем более тот или иной аппарат высокотехнологичным, тем больше его можно считать конвергентным.

картинка Конвергенция – что это

Характеристики дивергентного мышления

Человек, у которого развиты способности к дивергентному мышлению, старается найти не один, единственно верный путь решения, а множество путей решения одной и той же задачи. Такой человек свободен от стереотипов, поэтому может придумать немало интересных и нестандартных идей. Таким образом, дивергентным можно назвать мышление, работающее в разных направлениях, или параллельно. Подмечено, что такая особенность чаще всего встречается у творческих людей.

Дивергентный тип характеризуется следующими особенностями:

  • быстрота восприятия (человек способен выдавать много идей за короткий промежуток времени);
  • образность (умение оперировать образами);
  • гибкость (человек легко может переходить от одной точки зрения к другой);
  • чувствительность (человек тонко чувствует и замечает малейшие нюансы, видит необычное в обычном);
  • оригинальность и креативность (склонность к созданию нестандартных идей).

Креативность и отсутствие стандартов

Сейчас вы поймете, что дивергентное и конвергентное мышление — это полярные понятия. Они принципиально отличаются друг от друга и иногда даже являются взаимоисключающими. Итак, дивергентное мышление — это методика решения проблем, при которой человек рассматривает множество вариантов, не останавливаясь на чем-то одном. Приходит он к своим многочисленным решениям не по каким-либо шаблонам, а опираясь лишь на собственную интуицию и предчувствие, что нужно сделать так и так, а вот так не получится. Сам термин происходит также от латинского слова divergere, что переводится как «расходиться». То есть относительно одной задачи или проблемы пути ее решения расходятся, причем иногда невероятно широко. Некоторые психологи называют такой тип мышления веерообразным, так как из одной точки выходит множество «лучей», которые направлены в различные стороны.

3129113.jpg

Тренировка в области творчества

Развить в себе дивергентные навыки может каждый, даже если этот человек уже не молод и всю жизнь делал все по шаблонам. Стоит лишь захотеть и заняться этим

Конечно же, дети учатся этому гораздо быстрее, поэтому важно тренировать у них данные навыки. Итак, задачи для дивергентного мышления — это всевозможные творческие «поручения»

Начнем с простого: изложения. Попросите ребенка написать пересказ того или иного текста, причем содержание не важно — пускай основывается на собственных впечатлениях. Так вы сможете оценить, насколько богато он может раскрыть тему, о которой слышал всего пару раз. Какие еще есть конкретные упражнения?

  • Для начала выбираем букву, например «т», и придумываем как можно быстрее десять слов, которые с нее начинаются. Затем выбираем букву «а» и пишем слова, в которых она стоит на третьем месте. Затем можете выбрать еще одну любую букву и подобрать ряд слов, где она будет располагаться в самом конце.
  • Выбираем слово, например «лето», и подбираем к нему десять других слов, которые будут его характеризовать.

Такие задачки можно придумывать на ходу, и они могут быть не гуманитарными или техническими, а просто бытовыми. К примеру, представьте, что в комнате перегорела лампочка. Найдите десять различных путей для решения проблемы со светом.

Формирование конвергентного и дивергентного мышления методическая разработка по теме

Развитие дивергентного мышления

Развивать же дивергентный тип мышления можно и даже нужно. Чтобы это выполнить, рекомендуется использовать не сложные методы:

  1. Поиск новых решений. Для этого нужно при каждой возможности стараться искать другие варианты по выполнению задачи.
  2. Подбор нестандартных вариантов. Чтобы это осуществить, следует отойти от стереотипов, посмотреть с непривычного, нового ракурса. Это позволит придумать то, к чему бы другой человек не пришел.
  3. Рассуждать. Мысли о ситуации позволяют провести анализ, сформулировать самые неожиданные выводы. Наиболее ценной является возможность связать теорию с практикой, действительным оптом.
  4. Придумывать вопросы. Новое решение будет тогда актуальным, ценным, когда придет после появления конкретного вопроса. При этом можно затрагивать разные стороны относительно исследуемого объекта, искать ответы, опираясь на них.
  5. Использовать «мозговой штурм». Он подойдет при работе коллектива, активирует общую деятельность.
Финансовая грамотность

6. Вести дневник. Идеи за день рекомендуется записывать. В свободное время их можно обдувать, выделить наиболее интересные и принять к действию.

7. Применять метод спонтанных записей. Это полезно, когда тяжело определить, как поступить. Суть заключается в сосредоточении на конкретной проблеме и записи появляющихся мыслей. Позже их можно просмотреть, систематизировать, прийти к приемлемому варианту.

Таким образом, разные типы мыслительной деятельности имеют большое значение в жизни человека. По этой причине, при желании быть успешным, следует обращать внимание на каждый из них, постоянно развивая.

Вернемся в школу

Еще одно место, в котором развивают конвергентный тип мышления, — школа. Все задачи, будь они математические, физические или даже биологические, заранее предполагают правильный ответ (нередко найти его можно в конце учебника). Что же тогда оценивается? Оценивается то, насколько шаблонно вы приходите к этому ответу и насколько быстро вам дается решение по заданной учителем схеме. Ведь часто бывали случаи, когда преподаватель отказывался ставить пятерку ученику, который решил задачу по иной формуле и ответ вышел верным, но преподаватель этому не обучал. С одной стороны, конвергентное мышление учит нас порядку, правилам, линейности, но, с другой стороны, это теория, которая на практике оказывается совершенно бесполезной.

Формирование конвергентного и дивергентного мышления методическая разработка по теме

Конвергенция + дивергенция: сила в единстве

Оба вида мышления имеют большое значение для процесса познания мира и достижения целей. Чтобы мыслить эффективно, нужно стремится в равной степени владеть дивергентными и конвергентными приемами, которые дополняют друг друга.

Бывает так, что сначала человек генерирует множество идей в разных направлениях, затем отбирает понравившуюся и оттачивает ее с помощью заданной последовательности действий.

Планирование ради творчества — это возможно!

Вам может показаться, что планирование и творчество — два взаимоисключающих понятия. Но, оценив все плюсы и минусы дивергентного и конвергентного мышления, вы поймете, что они прекрасно уживаются вместе.

Вы всегда сможете найти время и место для обоих подходов, и самые эффективные менеджеры проектов понимают, когда и как ими можно воспользоваться. Следуйте нашим рекомендациям, и вы сможете успешно выполнять проекты и при этом действовать гибко и радоваться переменам и новым идеям.

Хотите испытать решение для управления проектами и совместной работы, поддерживающее и дивергентное, и конвергентное мышление? Подпишитесь на 14-дневную бесплатную пробную версию Wrike!

Критерии оценки

Дивергентное и конвергентное мышление настолько разные, что для определения наличия у человека второго существуют определенные тесты. А вот чтобы понять, на каком уровне развития находится ваше дивергентное мышление, нет никаких критериев или заданий. Есть лишь некоторые общие признаки:

  • Ваш ум работает бегло — за короткий промежуток времени вы можете придумать много всего, и каждая мысль будет интересной.
  • Нестандартный подход к решению задач. Проявляется во всем, начиная от домашнего хозяйства, заканчивая работой.
  • Вы видите необычное в мелких деталях. Вам кажется, что многое в этом мире противоречиво. При этом вы легко можете переключиться с одной мысли на другую, а потом еще и сопоставить выводы о совершенно различных понятиях.
  • Образность. Вы мыслите символами, образами. Для описания конкретных предметов и явлений чаще всего используете впечатления, а не конкретные термины или данные.

3129120.jpg

Практикуйте дивергентное мышление

Дивергентное мышление развивает, в том числе, и регулярная практика обращения к нему. Для эффективной умственной работы важно понимание и принятие психологического факта, что идея и суждение имеют разную природу. Идея изначально зарождается как слабое и хрупкое предположение, которое в самом начале ее появления легко уничтожить «на корню» с помощью категоричного суждения.

Вот почему важно развести во времени генерирование идей (работу нашего дивергентного мышления) и суждение относительно их жизнеспособности (работу конвергентного мышления). Именно этим соображением руководствовался американский инженер Алан Осборн, когда предложил использовать для решения неординарных задач свою знаменитую технику «мозгового штурма».

Представьте, что вы одновременно открываете кран с горячей водой и кран с теплой водой. Вы знаете, что в этом случае вы получите теплую воду, а вовсе не одновременно текущие из крана две струи – горячую и холодную. Точно также взамен двух потоков горячих идей и холодной трезвой критики вы получаете поток еле теплых идеи и чуть прохладной критики.

На этапе генерирования идей, постарайтесь не переходить к их оценке до тех пор, пока не признаете, что в процессе поиска вы исчерпали все свои умственные возможности. Вероятность появления нужного решения увеличивается с количество предложенных решений. Другими словами, чем больше удастся придумать решений, тем лучше. Наш мозг страшно ленив по своей природе, поэтому он радостно ухватывает первую же альтернативу как наилучшую. Не позволяйте своему мозгу так вас обманывать.

Поиск и генерирование решений только с виду кажутся творческой работой и интересным занятием. На самом же деле, это тяжелый труд, где подходящий вариант появляется лишь после того, как предложено не менее двух десятков идей. Специалисты по мозговому штурму еще более категоричны, они считают, что первые десять идей, как правило, не несут в себе никакого полезного потенциала.

В реальной жизни, конвергентное и дивергентное мышление, как правило, связаны друг с другом неразрывно.

Так, для принятия решения вам понадобится сделать три основных шага:

  • Шаг 1 – вооружиться знаниями, необходимыми для решения задачи;
  • Шаг 2 – генерировать несколько решений, затем сравнить их и выбрать оптимальное для данной ситуации;
  • Шаг 3 – подобрать правильные способы реализации выбранного решения.

Легко увидеть, что первый шаг предполагает в основном работу памяти, направленной на воспроизведение нужных знаний, второй – задействует дивергентное мышление, а третий – опирается на процесс конвергентного мышления.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...