Как заставить себя учиться

Содержание

Традиционные способы начать учиться

Обозначьте мотивацию. Не нужно думать, что просто обязаны учиться, подумайте, чем конкретно вам это выгодно. Примеры хорошей мотивации для учёбы: закончить учебный семестр, получить диплом, найти высокооплачиваемую работу в перспективе, построить карьеру, выиграть грант на обучение за границей и т.п.

Совет! Обратите внимание, что долгосрочная мотивация не всегда имеет решающее значение, иногда сиюминутные радости способны поощрить сделать больше. Пообещайте себе купить любимое пирожное, например.

Обустройте место для учёбы. Казалось бы, какая разница, где учиться? Можно и в кровати с планшетом валяться, листая электронную книгу. Но учёные-физиологи убедительно доказывают, что эта поза совершенно не предназначена для обучения, поскольку мозг воспринимает её как подходящую для сна и отдыха, а не для работы. Вот уж на самом деле, «под лежачий камень вода не течёт»!

Уютное рабочее место настраивает на учебу

Уютное рабочее место настраивает на учебу

Желательно, чтобы рабочее место для учёбы было в хорошо освещённой части комнаты, при этом компьютер или ноутбук лучше отключить, а телефон и планшет отложить в сторону, если они не являются источниками информации. Приобретите красивые и удобные канцелярские принадлежности и конспектируйте по максимуму. Учёные доказали, что когда человек пишет, он запоминает информацию.

Совет! Если для занятий вам необходим интернет, установите специальные расширения, блокирующие социальные сети, а перед началом работы попросите близких установить пароль, который вы знать не будете.

Обучайтесь играя! Придумывайте красочные сравнения, используйте мнемонические приёмы, так называемые «помощники памяти». Студенты-историки, например, часто запоминают судьбу многострадальных жён Генриха VIII по поговорке: «Развёлся – казнил – умерла, развёлся – казнил — пережила».

Составляйте яркие конспекты в схемах, используйте разные цвета для выделения значимых тезисов в учебном материале, напрягайте воображение для построения ассоциативного ряда.

Некоторые психологи рекомендуют представлять, будто изученный материал помещается в ящик комода. Чтобы вспомнить материал, потом нужно вообразить себе этот комод и открыть ящик в своём воображении.

Совет! Для того чтобы настроиться на обучение, некоторым необходима музыка. Включите специальные записи с шумом дождя, шелестом листвы и другими звуками природы, можете попробовать и привычную музыку. Но если поймаете себя на том, что начали подпевать или подтанцовывать — выключайте.

Отдыхайте достаточное количество времени. Усталость мешает человеку сосредоточиться, поэтому для эффективной учёбы важно спать положенное количество времени.

Выделите время, которое вы сможете ежедневно посвящать учёбе, и регулярно им пользуйтесь по назначению. Возьмите за правило, ложась в кровать засыпать, а не висеть бесконечно в интернете или за смс-перепиской с друзьями. Распоряжайтесь своим свободным временем разумно, отдыхайте и работайте в меру, составьте свой режим дня, которому будете следовать.

Совет! Живете согласно режиму, отдыхайте, меняя виды деятельности. Отключайте телефон на ночь.

Проблемы с самомотивацией

Вредные привычки и лень – частые победители в повседневной жизни, разрушающие личность. Всегда легко ругать внешние факторы и сложно решить вопрос с самодисциплиной. Результатами нередко становятся одна бессонная ночь в подготовке к экзамену и низкая оценка, потому как заставить себя учиться раньше, чем за сутки до рокового часа, очень непросто.

Практически каждый школьник прекрасно понимает, что гораздо проще учить каждый день понемногу, чем за один день попытаться усвоить месячный курс. Но сила воли и самомотивация не всегда являются сильными чертами характера. Подавляющее большинство людей привыкло, что мотивация к учебе исходит от кого-то постороннего, ограничиваясь обязательствами, принятыми обществом. Самостоятельно принять решение взять в руки учебник и расширить кругозор редко кто может. Все дело заключается в том, что человеку гораздо проще заниматься тем, что приносит ему удовольствие. Недаром счастьем зовут ситуацию, когда у человека получается свое хобби превратить в работу.

Интересно. Решить проблему с самомотивацией к обучению можно, внушив себе, что область изучения вызывает интерес.

Нужно ли заставлять себя учиться?

Пожалуй, один из самых неэффективных методов – это действительно пытаться себя заставить учиться. Вспомните, сколько подобных стремлений было отправлено в корзину? Думаю, немало. И даже если это будет делать кто-то иной, например, родители, преподы, гуру, знакомые, порицающие глаза животинки из мема и тому подобнее, то толк от этого будет крайне малым.

Суть в психологии. О чем человеку приятнее думать, о плохом или о хорошем? Чаще всего, о втором. Это означает, что если вас заставили зазубрить, например, какие-либо даты или факты, то, с немалой вероятностью, в последующем вы даже не захотите это обсуждать, кроме как в стиле “это был ужас! эти знания словно отпечатались!”.

Подобное, еще, как минимум, плохо тем, что вы лишаете себя эффекта синергии. Например, взять такую науку, как История. Если подходить к ее изучению, как к фактологии (перечисление фактов без какой-либо привязке к реальности), то от нее будет крайне мало пользы. Ну, знаете вы, что кто-то когда-то в каком-то “лохматом” году сделал какое-то действие, и что дальше? Вряд ли, вы это примените где-то, кроме как в досужих разговорах.

А вот если подходить к изучению Истории с точки зрения ее реального влияния, то толк может быть немалым (кроме того, это будет, банально, более интересным). Например, знаете ли вы, что знания истории могут и активно применяются в инвестициях, даже несмотря на то, что во многом последние связаны с математикой?

Допустим, если вы знаете из Истории что обычно происходит при дефолте и что этому предшествовало, то любые финансовые инструменты вы будете рассматривать не только как соотношение доходности и риска, но и в привязке к происходящим событиям. Грубо говоря, какой толк о того, что сумма денег увеличилась на 20%, если их реальная стоимость обесценилась на 50%?

Справедливости ради, стоит отметить, что существуют около экстремальные техники, позволяющие учиться в сложных стрессовых ситуациях, но будете ли вы их применять, например, для того, чтобы научиться стирать носки или рисовать масляными красками? Это вряд ли.

Суммируя вышесказанное, заставлять себя учиться это терять массу преимуществ от того, что вы изучили. Лучше применять более позитивные методы.

Как заставить себя учиться

Заставлять себя учиться не является правильным решением в вопросе обучение, так как в этом случае вам будет гораздо тяжелее все даваться и весь процесс может стать просто невыносимым и не пойдет на пользу вашему развитию. Оптимальным решением является перестать представлять обучение как что-то нудное и бесконечно скучное и кардинально поменять свой взгляд на весь процесс на положительный. Для этого нужно найти в нем, что-то  интересное для себя и четко обозначить мотивацию необходимости получения и освоения знаний.

 
Как начать учиться
 

1. Подумайте о своих друзьях и знакомых-эрудитах

Ну разве хочется вам снова хватать ртом воздух, когда друг Василий начнет вещать об устройстве Солнечной системе?

А как не задохнуться от зависти, когда подруга рассказывает, что выходит замуж за белозубого американца только потому, что за пару месяцев осилила разговорный английский? А ведь учеба ей в школе не особо-то и давалась!

Основы положительного отношения к учебе

Чтобы подросток получал хорошие оценки, он должен положительно относиться к процессу получения знаний. Поэтому нужно изменять эмоциональный настрой. Уроки и домашнее задание не должны вызывать неприязнь и вводить в депрессию, поэтому надо проводить с ребенком психологическую работу.

Внимание! Подростки нуждаются в любви и внимании, поэтому родители обязаны постоянно помогать им в преодолении разных сложностей и препятствий.

Необходимо хвалить малыша, улучшать его силу воли, а также рассказывать о преимуществах получения положительных оценок.

Определить, зачем это нужно

Проще идти на какие-то жертвы, когда понятно зачем. Главных целей может быть много: поступление в престижный вуз, работа за границей, достойная зарплата, возможность заниматься любимым делом. Если хочешь быть востребованным юристом понадобится выучить все нюансы кодексов, исторические судебные прецеденты разных стран, варианты защиты.

ученик и книгиДля работы за границей нужно хорошо знать английский. А стоматологу, чтобы получать восторженные отзывы, понадобится изучить название всех костей, расположение нервов, а заодно следить за новинками в сфере протезирования и анестезии. Для спасения невиновного из СИЗО и создания идеальных виниров не поможет купленный диплом: по-настоящему хороший специалист должен разбираться в своём деле.

А если речь идёт о предметах в школе, которые, как кажется, совершенно не нужны? Например, зачем врачу геометрия, или веб-дизайнеру — математика? Во-первых, не стоит быть абсолютно уверенным, что все планы осуществятся. Кто-то, мечтая стать врачом, через время обнаруживает себя в сфере бизнеса, и наоборот. У жизни своё чувство юмора и здоровая доля предусмотрительности поможет не совсем уж забрасывать «ненужные» предметы.

Во-вторых, интеллект можно сравнить с мышцами — чтобы он хорошо работал, ему необходимы тренировки. Поэтому просчитывая очередной десяток ненужных логарифмов можно подумать о том, что это хорошее упражнение для мозга. А умение долго и терпеливо делать то, что не очень нравится однозначно пригодится в будущем.

Подготовка к работе

Самая распространенная ошибка современных школьников кроется в том, что, придя домой после уроков, они садятся за компьютер «буквально на пару минут». В итоге процесс общения с «электронным другом» растягивается на долгие часы, а выполнение домашнего задания откладывается на потом. Куда лучше приступить к решению задач сразу после обеда, чтобы потом со спокойной душой усесться за компьютер.

Прежде чем браться за выполнение уроков, следует основательно подготовить свое рабочее место. Необходимо убрать со стола все посторонние предметы, которые могут отвлечь школьника от основного дела. Для захватывающих книг и занимательных журналов лучше подыскать более подходящее место. Чтобы добиться в комнате полной тишины, рекомендуется закрыть дверь, выключить телефон, телевизор, компьютер и устранить прочие раздражающие факторы. Тогда сосредоточиться на уроках будет намного проще. Как показывает практика, даже трехминутный разговор по телефону приводит к рассеиванию внимания на полчаса.

Важно отметить, что выбор рабочего места оказывает огромное влияние на эффективность процесса. Каждый школьник должен постараться найти свой уголок. Если одни дети привыкли выполнять уроки за письменным столом, то другие предпочитают пойти в школьную библиотеку или же уютно расположиться на любимом диване. В целом же не существует универсального рецепта выбора подходящего места – главное, чтобы школьнику было комфортно и его ничто не отвлекало. Как бы это ни было удивительно, но даже смена пейзажа за окном может положительным образом отразиться на результате работы.

к содержанию ↑

Проблемы учебной мотивации в психологии

Мотивационная сфера обязательно включает осознание потребности и цели, определенные благодаря мотивам. Наиболее значима для умственного развития человека интеллектуальная потребность, заставляющая искать и изучать новое.

Основные проблемы учебной мотивации в психологии

В случае некомпетентности педагогов или других наставников, выражающейся в незнании материала, неумении его преподносить или нежелании заинтересовывать подопечных, подавлении личности учеников и принуждении к выполнению однообразных заданий, озвученная потребность становится менее значимой для обучаемых.

Здоровый ребенок всегда активно интересуется миром. Поэтому отсутствие стремления к познанию, указывает на наличие проблемы, мешающей проявляться природной любознательности.

Тормозящими факторами могут быть:

  1. Психическое напряжение из-за конфликта с близкими, одноклассниками, педагогами, буллинга.

    Постоянное ожидание стычки, высмеивания, физического насилия снижает способность усваивать новую информацию и убивает интерес к ней.

  2. Утрата интереса к предмету, которому ранее уделялось много внимания и сил. Например, почему-то ребенок перестал интересоваться насекомыми, хотя несколько лет подряд с упоением штудировал тематические энциклопедии и стремился к расширению коллекции бабочек. Тут требуется обязательно выяснить, не стало ли причиной проблемы нелестное высказывание важного для ребенка человека по поводу энтомологии. Если это не так, то, скорее всего, маленький человек перерос свое увлечение и ищет более подходящую для себя нишу.

Каковы проблемы учебной мотивации в психологии?

Перегруженность информацией. Иногда это причина возникает из-за неконтролируемого круглосуточного доступа к девайсам, а иногда в связи с неоправданной вовлеченностью в процесс обучения всему и вся.Трудности в процессе обучения из-за внешнего фактора. Например, из-за случайного участия в уличном конфликте — ребенок стал свидетелем сильного ДТП, он стал менее внимательным на уроках. Во время прохождения сложной темы, не усвоил нужный материал, а в дальнейшем пропуск повлиял на последующее восприятие информации.к содержанию ↑

Искусство тайм-менеджмента.

«Большинство людей путает неумение распоряжаться временем с судьбой» Кин Хаббард

тайм менеджмент в обученииКак часто мы себе делаем «отмазку» – у меня нет времени на учебу, я кручусь «как белка в колесе» весь день. К сожалению вы не правы, вы просто не умеете им распоряжаться.

Тайм менеджмент– это технология упорядочивания времени, направленная на повышение эффективности его использования. Подразумевает под собой совокупность действий по тренировки осознанного контроля над количеством времени затрачиваемый на определенные виды деятельности и посредством которого можно существенно увеличить свою продуктивность и результативность.

Тайм- менеджмент включает себя широкий спектр деятельности: – постановка целей; – планирование и распределение времени; – делегирование задач и управление ресурсами; – анализ затрат времени; – фиксация времени; – приоритеты; – составление списков задач; – многое другое.

Основные принципы Тайм-менеджмента:
1. Главная идея тайм-менеджмента – тратить время на главное в жизни.
2. Измеряйте время событиями.
3. Узнайте, на что вы тратите время.
4. Расставьте жизненные приоритеты.
5. Поставьте перед собой цели.
6. Планируйте свое время ежедневно.
7. Приведите дела в порядок.
8. Занимайтесь любимым интересным делом.
9. Черпайте силы в мотиваторах.
10. Используйте современные техники тайм-менеджмента.

Техник управления временем множество, прочитайте о них в сети Интернет и выберите для себя предпочтительную технику.

Внешняя и внутренняя мотивация

Мотивация условно подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя мотивация абсолютно не зависит от собственных желаний и стремлений ребенка. И даже лежит за пределами образовательного процесса. Такой вид мотивации зачастую неустойчив. Отрицательная мотивация также является способом избежания каких-либо неудач.

Как мотивировать школьника на учебу - толковые советы детского психолога

Дети стремятся избегать чего-то плохого, что влечет за собой негативные последствия. Внешняя положительная мотивация может быть связана с получением какого-то приза за выполнение того или иного действия.

Если у вашего ребенка самооценка гораздо выше средней, то тип мотивации, которая ему подходит – престижная. Она заставляет детей не только быть лучшими в успеваемости, но и может выработать лидерские качества. Такая мотивация особенно часто встречается в начальных классах. Но необходимо следить за тем, чтобы это не меняло моральные качества личности. Иначе ребенок может через некоторое время начать пренебрежительно относиться к окружающим, презирать тех, кто по каким-то критериям хуже. Позже начинает возникать агрессия, жестокость, желание устранить конкурентов любым способом для достижения цели.

Не следует путать такой вид мотивации с мотивацией достижения какого-либо успеха. Это заключается не в том, чтобы сделать что-то лучше всех или быстрее всех, а в том, чтобы завершить действие с необходимым для себя результатом. Такая черта имеет большое значение, ее следует сохранить и развить.

Организация процесса

Прежде всего, стоит отметить, что выполнять домашнее задание желательно в одно и то же время. Хотя молодой мозг очень быстро усваивает новую информацию, ему все же необходима систематичность и закономерность. Он должен на подсознательном уровне чувствовать, когда нужно отдыхать, а когда – работать. Поэтому наличие режима является одним из гарантов успеха в учебе. Установив определенное время для работы, побудить себя к ее выполнению будет гораздо проще. Ежедневные действия начнут совершаться «на автопилоте», а это уже серьезный прогресс.

Приступая к выполнению уроков, рекомендуется руководствоваться принципом «от простого – к сложному». Начинать работу следует с заданий, которые вызывают меньше трудностей и вопросов. Ведь чтобы включиться в процесс, мозгу нужна некоторая разминка. Закончив с простыми заданиями, можно переходить к более сложным, предварительно сделав пятиминутный перерыв. Важно иметь в виду, что после каждого отдыха настроить себя на работу будет все проблематичней. Поэтому не стоит посвящать небольшие «паузы» компьютерным играм и просмотру телевизионных передач, оторваться от которых удается с большим трудом. Куда лучше послушать спокойную музыку или сделать разминку. Элементы веселой зарядки для детей нашли свое отражение в видеоматериале.

Если объем домашней работы очень большой, необходимо разбить его на несколько мелких частей. После выполнения каждой следует устраивать 5-10-минутные перерывы. Подобный подход к работе поможет рационально расходовать время и станет дополнительным мотиватором для скорейшего решения очередной задачи. Столкнувшись с определенными сложностями в процессе выполнения уроков, не стоит зацикливаться на них. Вместо того чтобы бесцельно сидеть над непонятным заданием, лучше переключиться на другой пункт работы. Это поможет немного отвлечься и упорядочить мысли. Вероятнее всего, впоследствии решение придет в голову само собой.

к содержанию ↑

Откуда берётся мотивация?

Мотивы напрямую связаны с потребностями человека, которые имеют определённую очерёдность. Это хорошо иллюстрирует «пирамида Маслоу», названная в честь её создателя-психолога.

maslou.jpg На нижнем уровне располагаются физиологические потребности, на верши­не — самореализация

Пока не удовлетворены потребности низшего уровня, сложно перейти на следующий. Какой изголодавшийся человек предпочтёт чтение книги вкусному обеду? Или будет предаваться рассуждениям о смысле жизни, не имея тёплого и безопасного жилища? Саморазвитие и удовлетворение познавательных потребностей — это своего рода «психологическая роскошь». И, кстати, чем выше уровень потребностей, побуждающих человека трудиться, тем продуктивнее идёт его работа.

Причины нежелания ходить на учебу

Разобраться в причинах нежелания посещать занятия очень важно. Как и в вопросе любой болезни, главное – поставить диагноз, чтобы знать, как лечить.

Для каждого возраста есть свои проблемы – 11-летние школьники в своем мировоззрении значительно отличаются от 16-летних старшеклассников. Среди возможных причин:

  • Личная неприязнь к учителю. Если материал подается человеком, вызывающим негативные эмоции, любая, даже самая несложная информация будет подсознательно блокироваться.
  • Пропуск важной части материала по болезни или по другим причинам, после которого сложно догнать одноклассников.
  • Конфликт в коллективе, возможное психологическое давление со стороны учеников, насмешки.
  • Неуверенность в себе из-за неудовлетворенности своим внешним видом.
  • Неправильный режим семьи, из-за которого ребенку невероятно трудно дается раннее пробуждение.
  • Зависимость от видеоигр, сериалов, социальных сетей, поглотившая сознание ребенка.
Насмешки одноклассников

Насмешки одноклассников

Как заставить себя учиться если все лень

Так же по пунктам постараемся решить эти проблемы.

как заставить себя учиться если все леньВы же не столь ленивы?

  1. Вообще с этой проблемой поможет бороться только здравый смысл, если он у Вас присутствует. Если так тянет сходить в клуб или бар, то хотя бы выбирайте дни, когда следующий день у Вас будет свободен от учебы. Самый верный вариант – это суббота, ибо воскресенье точно выходной день. Но опять же не забывайте, что Вам кучу всего нужно сделать – лабораторные, курсовые работы, да еще и к защите подготовиться. Самый лучший совет – объявить пьянству бой, но вряд ли многие последуют этому совету.
  2. Тут можно читать пункт 1. Потому что разницы особой нет, время убивается столь же бездумно. И опять же, самый лучший и радикальный способ – избавиться от онлайн-игр. Удалить их с ПК и постараться забыть.
  3. А вот этот случай интереснее предыдущих. Но и бороться тоже проще, чем с клубной жизнью или онлайн-играми. Люди, которые любят подкалывать других, как правило совсем не злые и не хотят кого-то унизить, сами к подколам относятся положительно, главное, чтобы они были смешными, а не просто унижающими. К тому же они не глупы, глупый человек просто не способен постоянно придумывать подколы. Самый простой вариант – подойти и нормально попросить, в 90% случаев сработает. Еще есть вариант, если Вас подкалывают из-за вашей одежды или фигуры, то можно посвятить выходные смене гардероба, а потом прийти в ВУЗ с абсолютно новым внешним видом. Особенно эффектно будет в том случае, если Вы придёте в одежде, подчеркивающей все Ваши достоинства и подойдете к человеку, который доводил Вас подколами с вопросом «Ну что, еще шутки будут?». Хотя это и не всегда возможно, но очень эффектно и эффективно.
  4. Тут просто нужно пораскинуть мозгом и понять, что эта влюбленность, как и все прошлые, скоро пройдёт, а высшее образование нужно получить, оно никуда от Вас не денется.
  5. Что касается работы, тут стоит разобраться с вопросом о том, действительно ли Вам необходима работа или Вы просто хотите доказать родителям, что взрослые и самостоятельные? Если работа необходима и Вы нашли хорошее место работы, то задумайтесь о переводе на заочную форму обучения, тогда будет проще совмещать, очная же учёба и работа даже на пол-ставки плохо совмещаются в большинстве случаев. Кроме того, важно, какую работу Вы нашли, если это работа по специальности или близко к ней, то за такую работу нужно держаться всеми силами, если же это работа где-то в фастфуде, работа промоутером или еще какая-то подобная бесполезная для дальнейшей жизни работа, то сильно подумайте, а действительно ли она Вам нужна? В конце-концов, в университете можно зарабатывать совсем неплохо и без отрывать от учебы, подробнее по ссылке.

Итак, как начать регулярно посвящать себя учебе:

1. Определите количество времени на занятие и график обучения на неделю или месяц, которое вы будете тратить на обучение. На занятие необходимо отводить не менее 30 минут, а лучше около часа, меньшее время не продуктивно и не имеет смысла.

Если можете заниматься ежедневно от 30 минут – то это очень хорошо, но обычно личные дела не позволяют этого. Составляйте краткосрочные планы на неделю, в соответствии с вашими делами, но не менее 3-x занятий в неделю.

2. Подробно ознакомьтесь с учебной программой и графиком занятий (если есть таковые). Теперь составьте себе календарный план с привязкой к дисциплинам которые будете изучать. И главное – придерживайтесь плана и учеба войдет в привычку, а также вы поймете преимущества планирования и дисциплины в любой сфере вашей жизни.

3. Ведите конспект. Даже в обязательном порядке, если вы обучаетесь в системе дистанционного обучения. Записывайте выжимки из лекции, кратко основные понятий и определения, а также ваши выводы из материала. Вот увидите, это может войти в привычку и позволяет надолго запоминать информацию.

4. Найдите профессионалов или сокурсников. Общайтесь, обменивайтесь мнением, и вы сможете значительно ускорить свое обучение. Теперь главное не бросить это дело на полпути.

Составьте расписание

Можете это сделать при помощи мобильных приложений или повесить огромный плакат на стену. У меня дома для этого висит меловая доска в прихожей и повсюду расклеены цветные стикеры. Цель одна — заставлять себя хотя бы через день получать новую порцию профессиональной информации и применять ее на практике.

На каждый пункт надо тратить последовательно не менее 30 минут. Не бросайтесь после изучения каждой фичи копипастить контрольный кусок кода. Занимайтесь саморазвитием не менее часа в день или минимум по 2 часа каждые два дня.

Такие временные отметки и вносите в календарь. Составляйте расписание на следующую неделю, в идеале — тезисно расписывая темы для освоения или желаемый результат. Каждую неделю подводите итоги: возможно, вам надо изменить соотношение теории и практики, умерить энтузиазм в интересах эффективности или уделять учебе больше времени.

Послесловие

Если интерес к содержанию обучения никак не приходит, подумайте о правильности выбранного пути. Может быть, это не отвечает вашим способностям, склонностям, интересам. Обучение в университете становится в тягость при неверном профессиональном самоопределении. А в школе дети не хотят учиться из-за несостоявшегося самоопределения или наоборот при четком понимании дальнейшего пути (прекращают хорошо учиться по одним предметам и акцентируют внимание на других). Обратите внимание на эту проблему.

Заставить себя учиться нельзя. Можно только захотеть учиться. Но для этого нужно понимать ценность самообразования и образования, значимость интеллектуального развития, видеть перспективы обучения. И не просто перспективы, а удовлетворяющие личность перспективы.

Рекомендую дополнительно прочитать статью «Как перестать лениться и начать действовать».

Игра в ассоциации

Если предмет дается особенно тяжело, а изучаемый материал кажется беспросветно унылым, нужно постараться систематизировать и запоминать его с помощью некоторых ассоциативных приемов.

  • Работая над записями, основные правила или формулы, лучше выделять крупным шрифтом и ярким цветом – с помощью цветных ручек или маркера. Можно использовать наклейки, рисунки – все то, что потом станет сигналом в памяти.
  • Запоминать материал легче при помощи ассоциаций, которые могут быть даже смешными. Главное, чтобы в памяти они были связаны с изучаемым предметом. Таким образом, можно учить словарные слова, формулы, географические названия и пр.

Конспекты и записи необходимо организовывать правильно
Конспекты и записи необходимо организовывать правильно

Упражнения

Установки

Посмотрите на упражнения, развивающие интерес к учебе и повышающие концентрацию внимания. Попробуйте их на практике.

  • Представьте, что вы – предмет, который не вызывает пока у вас интереса. Расскажите от первого лица об этом предмете. Ищите преимущества, говорите о них. Потом снова станьте собой и расскажите от своего лица о преимуществах предмета.
  • Повысьте концентрацию внимания. Для этого запишите на листе названия нескольких цветов и закрасьте другими оттенками. Например, слово «желтый» – черным, «красный» – синим и т. д. Ваша задача – по порядку назвать безошибочно оттенки, а не прочитать слова.
  • Второе упражнение на развитие концентрации: ведите линию на листе и думайте только о ней, как только отвлекаетесь – отступайте вверх. Относитесь к этому как к игре – каждый раз старайтесь улучшить свой результат.

Отсутствие взаимопонимания между студентами и преподавателями

К сожалению, отношения между студентами и преподавателями чаще всего формальные, ведь лектор проводит занятия один семестр, принимает экзамен и всё. А студент понимает, что ему безразлично, будет или нет сдан экзамен тем или иным студентом. Поэтому преподаватель должен быть во многом весьма харизматической личностью и не просто увлечь своим предметом, но расположить к себе студентов, вызвать у них потребность освоить свой курс. Он должен быть готов отвечать на любые вопросы студентов, показывая не только свою эрудицию, но и наставничество.

Мотивационный компонент

Правильная мотивация обучающихся выгодна каждой стороне, прямо или косвенно принимающей участие в образовательном процессе.

  1. Педагогу проще работать с аудиторией из заинтересованных в знаниях учениках.

    Они не отвлекаются от процесса по пустякам или делают это лишь в случае необходимости получить небольшую полезную и заслуженную разрядку.

  2. Учеников одолевает здоровая «жадность» к новым знаниям, поэтому большие объемы и сложность задач лишь подзадоривают, а не лишают сил.
  3. Родители могут быть спокойны за детей: увлеченного чем-то человека сложнее пригласить удрать с урока или лекций, втянуть в дурную компанию, подначить на антисоциальный поступок. К тому же когда человек заинтересован в обучении, нет необходимости его тщательно контролировать, по сто раз на день напоминать о необходимости выполнения домашних обязанностей.

Мотивационный компонент обучения

Что дает здоровая и разумная мотивация непосредственно учащимся?

  • упрощает концентрацию в течение длительного времени;
  • заинтересованность в познании облегчает усвоение нового;
  • возвращение к процессу обучения после перерывов на отдых проходит быстрее, без необходимости тратить много внутренних сил на принуждение себя к выполнению сложных задач;
  • будит любознательность и заставляет смотреть на задачи под разными ракурсами;
  • способствует сохранению нужного тонуса до конца обучающего процесса и не позволят сворачивать с пути при возникновении трудностей;
  • позволяет более уверенно смотреть в будущее и выбирать актуальную профессию.

к содержанию ↑

Изучать жизнь успешных людей

Умный человек учится на ошибках других, а мудрый — на успехах. Поэтому полезно будет больше узнать о людях, которые добились успеха путём усердного труда, особенно если речь идёт о ком-то, кто работал в этой же сфере.

Во-первых, это покажет, что успеха достичь реально, такие примеры вдохновляют на подвиги. Во-вторых, подметить что-то для себя в том, как человек организовывал себя или какие методики исследований использовал.

Работа в команде

Коллектив в учебном заведении оказывает огромное влияние на отношение к учебе и желание к получению знаний. Нередко, мальчики не стремятся хорошо учиться, потому что это выглядит не круто. Из боязни стать «ботаником» многие остаются пожизненными троечниками, не хотят выделяться.

  • Одному справиться с ленью и отсутствием стимула к обучению бывает очень трудно. Попробуйте привлечь своих друзей. Например, заключите с ними пари, на то, у кого будут лучше оценки в конце года.
  • Придумайте, что должен будет сделать проигравший. Не забывайте поддерживать друзей в стремлении выиграть. Дух соревнования позволит не только улучшить успеваемость, но и будет дополнительным поводом провести время с пользой.

Круг общения должен помогать учебе
Круг общения должен помогать учебе

4 Подай пример

Даже если ты преуспеваешь в профессии, всегда найдутся курсы и короткие программы повышения квалификации, которые помогут освежить знания и улучшить навыки. Найди для себя короткую программу и пройди ее, чтобы показать на своем примере, что учеба — не только обязанность школьника, но и любого, кто хочет преуспевать в жизни. 

Займись изучением языков или пройди профессиональную переподготовку. Это может послужить не только мотиватором для ребенка, но и хорошим стимулом для твоей карьеры! Пусть подросток видит, как ты тратишь время, изучая что-то новое и полезное, занимайся при нем вечерами, читай книги, делай конспекты. Так ты дашь понять, что учеба — неотъемлемая часть жизни любого человека.

  • Как получить второе высшее и можно ли это сделать бесплатно

Требование учебы на «отлично» — пережиток советского прошлого. Старшекласснику не нужны самые высокие оценки по всем предметам, ему нужны знания, чтобы сдать ОГЭ и ЕГЭ, увлечения, любимые занятия, хобби, чтобы выбрать правильный жизненный путь. Оценка — это не показатель знаний, не стоит портить отношения завышенными требованиями и ожиданиями.

Ольга Романив

Эксперт

семейный психолог, сваха, писатель, основатель и руководитель Клуба знакомств «Классика отношений»

Нескучные конспекты

Ещё один лайфхак, который поможет захотеть учиться — нескучные конспекты. Записывая лекции делать зарисовки по темам, выделять запоминающиеся мысли, фразочки лектора. Есть даже книги о том, как разнообразить и сделать интересными конспекты.

Это полезно по двум причинам:

  • маркер в рукеяркие образы лучше запоминаются;
  • такие записи интереснее и легче вести и перечитывать потом.

Учите лекции!

Одна из основных форм учебного процесса в колледжах и высших учебных заведениях — лекции, это наиболее удобные и доступные способы преподавания. Во всех вузах страны лекциям отведена половина всего учебного времени. Задача любого преподавателя — доступно, быстро и систематизировано, в нужной последовательности донести до студента информацию по его предмету, в это же время главная задача обучающегося — запомнить и усвоить материал. Грамотно составленные лекции помогают как преподавать, так и быстро и систематизировано впитывать новые знания.

Как быстро запомнить лекцию?

Удовольствие от процесса обучения

В любом, даже самом скучном занятии, нужно учиться искать положительные стороны. Изменив отношение к учебе, можно побороть свою лень. Вот несколько примеров:

  • Если вы не хотите писать сочинение, пригласите друга. Подберите вместе необходимую литературу или поищите информацию в интернете. Обсудите свои взгляды на литературное произведение. В процессе разговора наверняка у вас возникнут идеи для работы.
  • Вы не хотите выступать с докладом перед другими студентами. Выберите эффектный наряд и представьте себя участником конференции. Желание достойно выглядеть будет лучшим стимулом для хорошей подготовки.
  • Не хотите читать скучное литературное произведение – в наши дни это не проблема. Найдите аудиоверсию, надевайте наушники и отправляйтесь на прогулку.

Важно найти позитивные моменты обучения
Важно найти позитивные моменты обучения

Комфортные условия

Легко возненавидеть учёбу, когда торопливо пишешь огрызком ручки в тетради с тусклой желтовато-серой бумагой. Поэтому ещё одна деталь, которая играет важную роль в мотивации — условия для занятий. Это значит подобрать такие канцтовары, чтобы их хотелось брать в руки, чтобы они радовали глаз и были удобными. То же касается рабочего места: удобный стол и стул, хорошее освещение и всё необходимое под рукой.

То же касается и одежды. Дома, в школе и универе она должна быть прежде всего удобной: никакого сдавливающего ремня, чрезмерно узкой юбки или постоянно сползающих штанов — ничего, что будет мешать и отвлекать.

И последнее — иногда чтобы захотеть, нужно просто начать. Учёба приносит пользу, а учиться лучше с удовольствием, чем без него.

Евгения, г. Обнинск

Правильное настроение

Душевное состояние человека играет немаловажную роль в успешной учебе. Человек должен быть готов, как физически, так и морально к тому, что ему придется немного поработать. Для этого нужно правильно настроить свой организм. Несколько факторов, которые помогут создать правильное настроение для учебы:

  • музыка, которая вдохновляет вас на совершение каких-либо поступков;
  • активные двигательные движения, бег или просто прыжки на месте помогут «завести» организм и создать «боевой дух»;
  • в голове придумайте речь, которая вдохновит вас на то, чтобы сесть учиться;
  • постарайтесь не скучать на своем рабочем месте, а быть сосредоточенным только на учебе.

Такие, детские на первый взгляд, советы помогут действительно настроиться на учебу, и время пройдет с пользой. Поэтому, правильный психологический настрой еще никто не отменял.

Поощрения за успехи

Школьника обязательно нужно хвалить за его успехи. Можно даже спросить ребенка о его мечтах и попросить самостоятельно ответить на вопрос: как мотивировать себя на учебу. Как взрослых к труду мотивирует повышение зарплаты, так и детей стимулируют материальные или духовные ценности к усердию. Родители, знающие интересы своего сына, легко уговорят его подтянуть предмет в обмен на посещение концерта любимой группы или посильную помощь в решении волнующего его вопроса.

Интересно. Можно выстраивать долговременные перспективы перед учащимся. Например, при успешном окончании определенного периода обучения школьника поощряют летним отдыхом на его вкус или долгожданным приобретением. Это самый простой, но одновременно эффективный способ повысить успеваемость.

Мотивация студентов Гарварда в памятке из 15-ти пунктов:

1. Если ты сейчас уснешь, то тебе, конечно, приснится твоя мечта, но если же ты сейчас выучишься, то воплотишь свою мечту в жизнь.

2. Когда ты думаешь, что уже слишком поздно, на самом деле пора.

3. Мука учения всего лишь временна. Мука незнания – невежество – вечна.

4. Учёба – это не время. Учёба – это усилия.

5. Жизнь – это не только учёба, но если ты не можешь пройти даже через эту ее часть, как ты будешь знать, на что способен?

6. Наслаждайся возможностью постоянного роста.

7. Учись делать всё раньше, учись прилагать усилия, учись пожинать результаты.

8. Не все могут преуспеть во всем. Но успех приходит только с самосовершенствованием и решительностью.

9. Время никогда не стоит, но если ты ничего не делаешь – проносится с огромной скоростью.

10. Лидеры есть во всём. Каждый достоин стать лидером в своей области.

11. Люди, которые вкладывают что-то в будущее – реалисты.

12. Твой успех прямо пропорционален твоей скорости восприятия, нахождения и обработки информации.

13. Сегодня никогда не повторится.

14. Даже сейчас твои конкуренты листают умные книги.

15. Нет труда – нет прибыли.

Повторение

Один из хороших способов того, как быстро выучить лекцию наизусть, а главное, качественно, — это повторить ее. Пересказ прочитанного материала поможет свежим знаниям закрепиться. Закройте книгу или тетрадь и постарайтесь от начала до конца пересказать все, что запомнили. После этого откройте лекцию и отыщите те моменты, которые вы не вспомнили или на которых запнулись. Прочитайте их вслух несколько раз для усвоения. А также выделите для себя нужные термины и, если таковые имеются, даты.

Пересказ поможет вам не только закрепить знания, но и оценить то, сколько вы выучили, почувствовать себя уверенней и избавиться от слов-паразитов и заиканий. Повторяйте материал так, как рассказывали бы его на лекции — представьте, что это ваша маленькая репетиция.

Как запомнить лекцию?

Комментарий психолога:

(Комментарий психолога к этой статье пока отсутствует.)

12. Постарайтесь не замотивировать себя до смерти на учебу

Не пытайтесь выучить три тома «Большой советской энциклопедии» за один присест – ставьте реальные задачи, но неукоснительно их выполняйте.

Автор: dnevnyk-uspeha.com

Учеба — залог будущего

Как бы пафосно это ни звучало, но хорошее образование – это основа жизни любого человека. Уже со школьных лет каждым шагом ученик строит свое будущее. Конечно, нельзя отталкиваться только от оценок. Иногда гораздо важнее общее развитие – логики, мышления, кругозора, эстетического восприятия и пр.

Все это не появится от просмотра телевизора и компьютерных игр. Старайтесь больше читать, развивать свои увлечения и применять их к учебе.

  • Если вы не можете обходиться без компьютера, уделяйте время изучению языков программирования, компьютерной графики, дизайна.
  • Если нравится спорт – обратите внимание на строение организма, его правильное развитие, режимы питания и пр.

Основа успешного будущего – это умение принимать каждый новый вид информации и использовать его в своей жизни.


Превратите свои увлечения в путь достижения успеха

Сложная работа? Не беда!

Часто выполнять поставленную задачу не хочется только из-за того, что её объем очень большой. Взять, например, дипломный проект. Как перестать лениться учиться и выполнить поставленную задачу в срок?

Всё предельно просто. Нужно разделить одно большое задание на много маленьких. В этом случае дипломный проект – отличный пример, так как он состоит из нескольких разделов, которые, в свою очередь, составляются из подразделов и так далее. И вот так, начав с малого, по крупицам, эту непосильную на первый взгляд задачу вы выполните.

как перестать лениться и начать жить

Нелишним также будет обозначить сроки на выполнение небольших объемов.

Постановка целей

Почему сложно учиться самостоятельно? Существенные трудности возникают в первую очередь у людей, которые не имеют конкретной цели. Далеко не всегда речь идет о карьерном росте, но также о социальной жизни, творчестве, увлечениях. Цель обязательна, чтобы знать, куда следует двигаться дальше.

Порой человеку приходится себя заставлять выполнять некоторые действия. Если же достижение результата сулит реальные выгоды и преимущества перед окружающими, дело идет гораздо быстрее. Достаточно лишь втянуться в процесс обучения и шаг за шагом двигаться к конкретной цели.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...