Как развивать адаптивность

Содержание

Что это такое?

Данная патология характеризуется возникновением определенного комплекса реакций на травмирующее событие, стресс, трудности социального плана.
У людей с расстройствами адаптации снижаются приспособительные возможности психики, т.е. они никак не могут «войти» в новые жизненные обстоятельства или им требуется более продолжительное время для освоения возникших изменений (6 мес-1год).


Ситуация с расстройством адаптации может разрешиться полным
выздоровлением, то есть формированием нормального уровня реагирования на новизну и разнообразие жизни или патология может стать хронической и перейти в тяжелое психическое заболевание.

Виды установок

Нет такого человека, который не имел бы в подсознании модели поведения. Психологи условно делят психологические установки на четыре типа:

  1. Я хороший и ты хороший. Это самая эффективная установка, благодаря которой человек понимает, что чаще всего причиной каких-то неблаговидных поступков окружающих людей является недомыслие, а не спланированное желание напакостить. Если человек имеет такую установку, то он адекватно оценивает себя и ждет того же от других. Они не тратят время на выискивание недостатков в себе или окружающих, а сотрудничают конструктивно.
  2. Я хороший, а ты плохой. Такая установка характерна для тех, кто может самоутвердиться только за счет окружающих. Эти люди в собственных проблемах обвиняют окружающих, пытаются выместить раздражение из-за того, что не получается задуманного. Человек с такой установкой способен возвыситься в собственных глазах только после того как унизит других людей.
  3. Я плохой, а ты хороший. Чаще всего установку можно обнаружить у тех людей, которые имеют низкую самооценку или страдают комплексом неполноценности. Они стремятся отдалиться от людей, не входят в близкий контакт или, наоборот, выбирают сильную личность и “присасываются” к ней. Для людей с такой установкой характерна хроническая депрессия.
  4. Я плохой и ты плохой. Самая патовая установка. Из-за подобных мыслей человек перестает радоваться жизни, интересоваться людьми, его постоянными спутниками становятся безнадежность и тоска. Таких людей отличает легкая раздражительность, непредсказуемость и склонность к депрессиям в тяжелой форме. Они не видят выхода из ситуации, а потому не могут изменить свое мировоззрение.

Конечно, в чистом виде установки встречаются редко, но случается и такое. Как правило, у человека в голове смесь из всех установок, но есть одна, которая занимает доминантную позицию.

По этой причине важно работать над собой и постоянно совершенствоваться.

Проявления и обучение

Социальная адаптация – это явление, которое можно наблюдать, отслеживая эволюцию взаимодействия человека и окружающих его особей. Чтобы оценить способности к адаптации, необходимо наблюдать активную деятельность особи. Социальный аспект рассматриваемого явления предполагает способность учиться, работать, создавать отношения с другими людьми и корректировать линию поведения, учитывая ожидания и требования иных участников социума.

Любой организм во время своего существования адаптируется к внешним условиям. Этот процесс беспрерывен и протекает с момента начала существования до биологической смерти. Один из аспектов программы адаптации – научение. Внутри него выделяют три подвида: реактивное, оперантное, когнитивное.

Факторы адаптации

Фактор — это сила, побуждающая человека действовать. Причем эти действия не обязательно могут быть осознанными. Факторы вызывают ответную реакцию не только на уровне разумного или бессознательного поведения, но и на уровне физиологических процессов.

Адаптированность как конечный продукт процесса приспособления возникает только в том случае, если факторы действуют длительно. В противном случае речь необходимо вести только о кратковременной реакции без приспособления.

По отношению к человеку как социобиологической системе факторы делятся на 2 части — внутренние и внешние. К внутренним относятся:

  • генетически обусловленные особенности;
  • наличие патологий внутренних органов;
  • гендерные характеристики.

К внутренним факторам можно отнести и воздействие пищи. Рацион люди формируют исходя из собственных предпочтений и возможностей. Длительный прием однотипной пищи оказывает влияние на адаптивные возможности организма.

К внешним факторам относятся;

  • климат (погода как кратковременное явление к адаптивным факторам не относится);
  • природные условия проживания (рельеф, почвы, дефицит или избыток микроэлементов, водоемы);
  • уровень антропогенной трансформации среды;
  • размеры населенного пункта постоянного проживания (мегаполис, небольшой город, село);
  • этнические и культурные особенности социальной среды;
  • психологическая обстановка в семье и ближайшем окружении человека.

Каждый из этих факторов имеет свою степень воздействия на человека. Однако при формировании адаптивных возможностей большое значение имеют лимитирующие факторы. Это те условия среды, которые оказывают на человека наиболее сильное воздействие, определяя степень его приспособленности.

Психологическая, психофизиологическая адаптация

Психологическая адаптация — это обширное явление, которое касается внутренних психических процессов, социальной активности, познавательной и профессиональной деятельности личности.

Этот процесс носит двусторонний характер. С одной стороны, изменения внешней среды оказывают влияние на сознание человека, а с другой стороны, каждая личность с ее психологическими особенностями вносит свой вклад в устройство общества.

Существует три вида:

  1. Психологическая, психофизиологическая адаптация личности
  2. Внутренняя. Под влиянием внешних обстоятельств происходит перестройка внутренней системы ценностей, структуры личности. Это глобальная и полная адаптация, при которой формируются новые индивидуальные черты, происходит отказ от потерявших актуальность старых привычек и убеждений.
  3. Внешняя. Это такое приспособление, при котором происходит изменение внешних поведенческих реакций. Внутренняя структура личности остается неизменной, ценностные установки и взгляды сохраняются.
  4. Смешанная. Смешение двух предыдущих видов. Индивид частично меняет свою внутренние установки и частично подстраиваются под среду при помощи изменения поведения.

Психофизиологическая адаптация — это проявление физиологических реакций организма, напрямую связанных с происходящими в психике процессами во время приспособления к новым условиям.

Например, при наличии проблем с привыканием к новой ситуации могут наблюдаться нарушения сна, беспокойство, раздражительность, навязчивые состояния и т.д.

к содержанию ↑

Адаптационный синдром

Понятие «адаптационный синдром» предложил физиолог Ганс Селье. В середине тридцатых годов прошлого века он изучал влияние различных факторов на животных. Общий адаптационный синдром в теории Селье рассматривается как процесс включения специальных защит, которые помогают приспособиться к внешним факторам. Исследования Селье адаптационного синдрома позволили выделить несколько стадий его развития.

Стадия тревоги

Она связана с усилением защитных свойств организма. В этот период возникают первоначальные реакции, которые помогают справиться с угрозой. Это стадия также носит название «аварийной». Этап задействует все психические и физические механизмы организма.

Стадия сопротивления

Если стрессовый фактор велик или действует на протяжении длительного времени, то на ступает эта стадия. Возникает устойчивая психическая адаптация. Ресурсы расходуется оптимально, организм готов выживать и бороться за жизнь.

Стадия истощения

Если показатель стресса не проходит, то наступает момент, когда с ним уже трудно справиться. Уже исчерпаны все физиологические и психологические ресурсы. На этой этапе происходят дезадаптивные нарушения, если стрессовый фактор не устранить, то организм теряет последние силы.

Связь психики и физиологии

Теория общего адаптационного синдрома Г. Селье тесно связывает соматические и психические состояния. Психика может отреагировать на нервные потрясения соматическими симптомами. При стрессе задействуются все системы организма — от сердечно-сосудистой — до желудочно-кишечной. Стресс провоцирует ухудшение работы самого больного органа, он ослабляет иммунитет и повышает риск патологий.

Общий адаптационный синдром в работах канадского физиолога послужил основой для исследований многих ученых. Специалисты стали рассматривать связь между заболеваниями сердца и стресса.

Видео: Лекция Юрия Стрельченко по теме «общий адаптационный синдром»

Обучение: какое бывает?

Классический пример адаптации – научение посредством проб и ошибок. Он распространен и в человеческом обществе, и у животных. Объект, впервые встречая препятствие, пытается справиться с ним. Неэффективные действия отбрасываются, рано или поздно выявляется оптимальный вариант решения.

Формирование реакции – это в некоторой степени дрессировка. Такая адаптация предполагает награду за адекватную реакцию. Вознаграждение может быть физическим, эмоциональным. Некоторые психологи твердо убеждены, что детская адаптация наиболее эффективна именно таким путем. Едва малыш обучается произносить звуки, окружающие приходят в восторг от его лепета. Особенно ярко выражено это у матери, которой кажется, что чадо зовет именно ее.

Наблюдение – еще один путь обучения. Социальная человеческая активность во многом организована именно таким образом – особь наблюдает за тем, как ведут себя окружающие. Подражая им, человек учится. Особенность в том, что понимание значения действий и их последовательностей не предполагается.

Признаки социальной дезадаптации

Внимание! Несмотря на комплексную работу институтов социализации, не всегда социальная адаптированность является закономерным результатом процесса взросления.  Иногда ребенок, став взрослым, с точки зрения педагогики, остается социально неадаптированным.

Признаками неуспешного прохождения программы социализации и адаптации являются:

  • Человек обладает слабыми знаниями законов функционирования рынка и социально-экономической сферы;
  • Индивид не может определиться с выбором профессии, долго оставаясь безработным, несмотря на наличие профессионального образования;
  • Человек встает на противозаконный путь, выступает в качестве лица, организующего преступления, отбывает срок в местах лишения свободы.

Внимание! Инвалидов и людей пожилого возраста нельзя считать социально неадаптированными. В свое время они были успешными в социальной среде. Инвалидам не доступно выполнение некоторых функций, но это не значит, что они не могут пройти курс реабилитации.

Как развивать адаптивность

Откажитесь от привычных поведенческих паттернов

Начните выполнять привычные вещи по-новому. Можно начать с бытовых ситуаций: приготовление завтрака, дорога до работы, физические упражнения в спортзале, алгоритм уборки. Задайте себе вопрос: как это можно сделать иначе?

Рискуйте

Иногда риск может быть оправданным. Безусловно, не стоит подвергать себя серьезной опасности и намеренно лишать себя дома, семьи, работы и так далее. Например, попробуйте увеличить объем поставленной задачи и уменьшить срок ее выполнения. На первый взгляд, это покажется маловозможным. Но в такой стрессовой ситуации вы начнете думать иначе и будете искать новые способы решения.

Окружайте себя прогрессивными людьми

Писатель Генри Клауд в своей книге «Сила других. Окружение определяет нас» подробно объясняет, как даже малознакомые люди могут влиять на наши взгляды. Поэтому чем больше вы общаетесь с людьми с открытыми взглядами, тем сильнее расширяется ваша картина мира.

Постоянно осваивайте новые навыки

Человеческий мозг обладает уникальной особенностью — гибкостью. Она, в свою очередь, обеспечивается благодаря постоянному развитию, так образуются новые поведенческие паттерны.

Реже пользуйтесь навигатором

Если вам нужно найти новый адрес, постарайтесь ориентироваться в новом месте без навигатора, который указывает вам путь. Запомните фотографию этого места, вход, ориентируйтесь по названиям улиц и номерам домов. Так вы развиваете пространственное мышление.

Разрабатывайте поведенческие алгоритмы

Продумывайте несколько сценариев развития событий и план действий. Безусловно, в реальной ситуации вы можете действовать совсем иначе, однако таким способом вы приучаете свой мозг думать вариативно.

Итог

Человек вынужден адаптироваться всегда на различных уровнях своей жизни. Сначала человек адаптируется физиологически, привыкая к контролю за своим телом, потом к окружающей природе. Социальная адаптация начинается в тот момент, когда родители приступают к воспитанию ребенка.  При этом осуществляется психологическая адаптация, когда человек вырабатывает такие черты характера, которые помогут ему чувствовать себя гармонично в существующих условиях.

Адаптация не всегда предполагает исключительно эффективное и успешное, приемлемое поведение. Адаптироваться можно путем формирования болезни или плохого поведения, что также помогает более быстро достигать поставленных целей в имеющихся условиях.

Убеждение

Воздействие на сознание

Метод психологического воздействия, который направлен на снятие страха у человека. Убеждение помогает устранить препятствия на пути к мышлению человека. Цель психологической установки — воздействовать на личность путем обращения к внутренним взглядам и удовлетворить свои потребности через других людей.

Реализуется убеждение посредством разговора с человеком. Тот, кому нужно изменить чьи-то взгляды, как правило, начинает разговор первым и приводит логичные доводы во время беседы. Убеждение лучше всего работает во время споров, дискуссий или обсуждений.

Типы расстройств и методы их устранения

Фото 6Нарушения проще заметить по неспособности индивида к адаптации в группе. Психология и психиатрия, как смежные области, используют одинаковые диагностические критерии, представленные в Международной классификации болезней:

  • снижение внимания и концентрации;
  • потеря возможности заниматься привычными делами;
  • навязчивые мысли, чрезмерная озабоченность ситуацией;
  • потеря интереса к работе и хобби;
  • отказ от социальных контактов.

В качестве средств диагностики используют тесты, интервью, психометрические исследования. По результатам больному назначают лечение. Чаще используют психотерапевтические методы и лекарственные препараты:

  1. Анксиолитики — Феназепам и его аналоги. Они снижают тревожность, нормализуют сон и пищеварение. Могут вызывать привыкание, поэтому используются осторожно, в малых дозах. При появлении побочных эффектов назначение препарата отменяют.
  2. Антидепрессанты — Флуоксетин, Пароксетин, Сертралин. Нормализуют выработку гормонов, регулируют работу нервной системы. Препарат подбирается индивидуально. При приеме лекарственного средства больной должен вести дневник наблюдений, отмечать изменения своего эмоционального состояния.

Профессиональные психотерапевтические методы лечения — гипнотерапия, аутогенные тренировки, когнитивные упражнения.

Чтобы самостоятельно повысить способности к привыканию, необходимо выбирать методики, которые повышают стрессоустойчивость и активируют компенсаторные возможности организма. Больше всего для этого подходит аутотренинг, медитация, занятия йогой. Упражнения, снимающие мышечную напряженность, влияют на жизнедеятельность, эмоциональное состояние, снижают риск развития дезадаптации.

Кто несет ответственность за процесс

В современное время для процесса адаптации нанимается специальный человек, наставник или психолог. Ответственность лежит не только на нем, но и на окружающих людях. Дружелюбное отношение к новичку позволит ему быстрее освоиться, когда как угрозы и запугивание могут вынудить его уйти. Кроме того, немалое зависит от самого человека, от которого требуется приложить силы к адаптации, излишнее упрямство с его стороны может навредить, и работодатель попросту наймет другого кандидата.

Адаптация – биологический или психологический процесс привыкания человека к некоторым условиям сфер жизни. Она начинается с первых минут рождения человека, продолжается практически на протяжении всего его существования. Приходится приспосабливаться к погодным изменениям, социальным, рабочим и т. д. Иногда требуется помощь со стороны, будь то психологическая или близких людей.

Формы трудовой адаптации

Процесс трудовой адаптации включает в себя семь форм. Их изучение дает возможность более глубоко вникнуть в суть самого понятия адаптации. С характеристикой каждой формы мы подробнее ознакомимся ниже:

  1. Социальная адаптация – здесь рассматривается процесс приспособления новичка к незнакомому ему коллективу, где ему придется трудиться. Во время вживания в эту новую для него среду он проходит несколько этапов: внедрение, усвоение норм поведения, принятие ценностей, активное участие субъекта в жизни этой среды.
  2. Производственная адаптация – процесс активного вживания работника в новый для него рабочий коллектив и усвоение им всех норм и правил, действующих в этой производственной сфере.
  3. Профессиональная адаптация – новичок занимается освоением дополнительных знаний, получением новых навыков, а также начинает вырабатывать необходимые профессиональные качества и позитивное отношение к своему делу.
  4. Психофизиологическая адаптация – приспособление к новым условиям труда с его физическими и психическими нагрузками.
  5. Социально-психологическая адаптация – в одно и то же время работник не только осваивает новые для него условия труда, но и приспосабливается к трудовому коллективу.
  6. Организационная адаптация – эта форма предполагает ознакомление сотрудника с особенностями организации менеджмента на предприятии и со своей собственной ролью в нем.
  7. Экономическая адаптация – сюда входит понимание того, какое материальное вознаграждение получает сотрудник за свой труд по той или иной специальности, как заработная плата связана с организацией труда на производстве.

Коллективное оружие


0 Азиатские муравьи вида Polyrhachis bihamata для отпугивания хищников отрастили острые крючки на головах: стоит зверю дотронуться до насекомого, как тот прокалывает его кожу. Муравьи живут в бревнах деревьев сообща и, если беда угрожает всей колонии, сцепляются крючками друг с другом, образуя единую массу, которая одним своим видом отпугивает зверей. Обычно хищники избегают подцепить одновременно тысячу вооруженных крючками муравьев, а схватить их поодиночке им не удается.


0

Континентальный тип адаптивности

Зона обитания аридного типа

Для населения данной зоны, характерны следующие признаки: плоская грудная клетка, склонность к полноте, в скелете ниже нормы содержание веществ минерального происхождения.

Распространен грудной тип телосложения, который отличается слабой развитостью мышц, сутулостью, впадиной на зоне живота. Также получил распространение брюшной тип, отличительными чертами которого являются: грудная клетка конической формы, выпуклый живот, обычная (волнистая) или сутулая спина.

В зоне тайги признаки схожи, но отличительной чертой является миниатюрность телосложения.

Благосклонность

Мода как прием убеждения

Как правило, этим способом активно пользуются продавцы. Они рассказывают о положительных качествах товара, внешних достоинствах и прочих моментах, которые повлияют на отношение покупателя к продукту.

Сотрудник магазина использует еще и технику подражания, чтобы завоевать расположение покупателя. В итоге это приносит положительные плоды. Если первое впечатление о сотруднике осталось хорошее, то большая вероятность того, что покупатель уйдет не с пустыми руками.

Проявление благосклонности позволяет добиться успеха в том случае, если инициатор обладает высокими коммуникативными качествами и умеет ими пользоваться.

Нюансы вопроса

Адаптация тем успешнее, чем в большей степени соответствуют друг другу ценности, нормы, актуальные для человека и коллектива. Это позволяет индивидууму быстрее принять и лучше понять, усвоить особенности новой для него среды.

Как говорят ученые, чтобы начать работать в меру своих сил и возможностей, необходимо потратить не менее 8 недель на привыкание к новым условиям. Для работников среднего звена необходимо 20 недель, а для руководства – от 26 недель и больше. Выбирая длительность периода адаптации в рамках предприятия, следует осознавать, что четверть года – достаточно продолжительный промежуток времени. Если за этот срок никакой отдачи от принятого на работу человека нет, вряд ли он подходит предприятию.

В то же время нужно помнить, что четверть года – период, для многих недостаточный, чтобы успешно социализироваться. Это заключается в сложности усвоения ценностей и правил поведения, принятых на предприятии. Следовательно, человеку сложно стать полноправным участников коллектива. Основная задача руководителя – различать адаптацию и испытание и осознавать, что процесс привыкания не может происходить мгновенно. Он состоит из последовательных этапов и растягивается на продолжительное время.

Между прочим, актуальность адаптации на рабочем месте хорошо доказывают статистические сведения. Как выявили исследователи, до 80 % работников, увольняющихся в первое полугодие после трудоустройства, принимают такое решение в первые 14 суток с момента вступления в должность.

адаптация после

Просьба

Как влиять на поведение человека? Попросить его о чем-то. Главное, делать это ненавязчиво и спокойно, хотя все зависит от того, какие отношения сложились между людьми. Добиться своего помогает ласковость голоса, улыбка, спокойный тон разговора, открытость и искренность.

Если вы не хотите выполнять чью-то просьбу, то научитесь спокойно говорить “нет”. Тогда не возникнет конфликтных ситуаций, и отношения не испортятся.

Самопродвижение

Такой тип влияния позволяет показать себя с лучшей стороны. Если у человека есть чувство собственной значимости, то он незамедлительно воспользуется способом. Личность открыто демонстрирует профессионализм и квалификацию по какому-то вопросу. Техника используется при важных переговорах, презентациях, публичных выступлениях и собеседованиях. Ее целью является выполнение собственных задач путем демонстрации преимуществ по отношению к другим кандидатам.

Особенности адаптационного периода

Социальная адаптация детей в период начала посещения образовательного учреждения обычно предполагает ухудшение аппетита. Психологи объясняют это нетипичным, непривычным вкусом пищи, новым режимом питания. Стресс приводит к нарушению работы рецепторов, ответственных за восприятие вкуса. Если аппетит приходит в норму, можно уверенно говорить об успешном привыкании к новому месту.

Иногда родители отмечают, что в детском возрасте адаптация сопровождается временным ухудшением словарного запаса. Психологи объясняют это склонностью человека использовать максимально простые вербальные конструкции в сложной стрессовой ситуации, когда необходимо привыкнуть к новой среде. В некоторой степени это защитный механизм. Паниковать не стоит: если адаптация протекает нормально, со временем словарный запас снова увеличивается, а функциональность речи полностью восстанавливается.

Еще одно проявление адаптации – ослабление активности, стремления познавать, снижение любопытства. Заторможенное состояние сменяется нормальной активностью к концу периода привыкания. Кроме того, первый месяц посещения нового учреждения обычно сопровождается ухудшением состояния иммунной системы. Многие подвержены простудам. Причины болезни психологические, гораздо реже – физиологические. Под влиянием стрессовой нагрузки защита организма слабеет, понижается способность сопротивляться агрессивным факторам. Как только удается добиться эмоциональной стабильности, склонность болеть проходит.

Польза и вред

Не стоит отправить ребенка в образовательное учреждение слишком рано. Даже если чадо может нормально перенести адаптацию, слишком скорое отлучение от матери не приносит ничего хорошего. Ученые выяснили, что посещение детского сада в двухлетнем возрасте гарантированно становится причиной сильного стресса, влияющего на физиологию, психику малыша. Такая практика может привести к невротическим реакциям, ведь возраст еще слишком мал, чтобы расставание с матерью прошло безболезненно. Следовательно, малыш медленно развивается, качество получаемых навыков также становится ниже.

Ребенок не может адекватно контактировать с родителями и доверять им, поскольку связь нарушилась слишком рано, не окрепнув. С годами проблемы лишь усугубляются, а малыши сталкиваются с проблемами взаимодействия со сверстниками. К четырехлетнему возрасту дети формируют группы для игр, а до этого момента предпочтительно играть в одиночестве. Оказавшись в условиях коллектива слишком рано, ребенок не может адекватно развиваться. Нередко это отрицательно сказывается на речевых функциях.

Принуждение

Способы манипулирования

Влияние, оказанное этим способом, заставляет людей работать или что-то делать в угоду инициатору. Для принуждения используется лишение свободы, шантаж или угрозы. Самой грубой формой принуждения считается физическое насилие или ограничение свободы.

Кроме физического давления, может быть оказано еще и моральное. Инициатор высказывает критику в грубой форме, унижает или оскорбляет человека.

Принуждение воспринимается жертвой как лишение жизненных потребностей и психологическое давление. Причем неважно предупреждает инициатор или угрожает жизни жертвы всерьез. Для человека, который подвергается подобной тактике, это по меньшей мере неприятно, и вынуждает на несвойственные ему действия.

Покровительственная окраска

Покровительственная окраска очень важна для видов животных, не имеющих эффективных средств защиты от хищников. Благодаря ей животные становятся менее заметными на местности. Например, самки птиц, высиживающие яйца, почти не отличимы от фона местности. Яйца птиц также окрашены под цвет местности. Покровительственную окраску имеют донные рыбы, большинство насекомых и многие другие виды животных. На севере чаще встречается белая или светлая окраска, помогающая маскироваться на снегу (полярные медведи, полярные совы, песцы, детеныши ластоногих — бельки и др.). У ряда животных появилась окраска, образованная чередованием светлых и темных полос или пятен, делающая их менее заметными в кустарниках и густых зарослях (тигры, молодые кабаны, зебры, пятнистые олени и др.). Некоторые животные способны очень быстро менять окраску в зависимости от условий (хамелеоны, осьминоги, камбала и др.).

Опасности и адаптация

В ряде случаев врачи рекомендуют воздержаться от раннего посещения образовательного учреждения. Не следует отдавать ребенка в такое место слишком рано, если ребенок рожден недоношенным, слишком маленьким или очень тяжелым, если малыш сильно болел вскоре после рождения. К факторам риска, в силу которых адаптация осложняется, относится искусственное кормление и пассивное курение, материальное положение социальной ячейки.

Когда ребенок начинает посещать учреждение, первая сложность, с которой приходится сталкиваться и ему, и его родителям, – необходимость подстроиться под режим. Перестройка дается непросто. Чтобы облегчить процесс, стоит заранее ознакомиться с тем, как выбранное учреждение работает, и начать практиковать подходящий режим заранее, задолго до первого посещения. Психологи и педиатры рекомендуют установить ребенку распорядок дня по часам и тщательно следовать расписанию.

детская адаптация

Особенного внимания заслуживает ночной сон. Недосып приводит к невротическим нарушениям, делающим адаптацию продолжительной и болезненной. Минимизировать это можно, если каждый вечер ложиться в одинаковое время, а пробуждаться в хорошем настроении.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...