Как развить зрительную память у взрослых и детей

Содержание
  1. Диагностика памяти ребёнка
  2. 1. Внимание и ещё раз внимание
  3. Для чего нужно тренировать память
  4. Игры на развитие памяти с картами
  5. Игра Запомни карты в ряду
  6. Игра  Запомни квадрат
  7. Усложнённый вариант игры Запомни квадрат
  8. Развитие памяти и внимания
  9. Как устроена память
  10. Что такое зрительная память и почему нужно ее развивать?
  11. Зрительная память (ЗП) что такое
  12.  Зрительная память у детей
  13. Виды
  14. Эйдетическая память
  15. Примеры кратковременной зрительной памяти
  16. Рекомендации по выполнению упражнений
  17. Метод художника
  18. Мастер собирать мозаики
  19. Особенности зрительной памяти
  20. Где находит применение
  21. Слуховая память
  22. Мнемонические приёмы запоминания
  23. Способы для запоминания последовательности действий
  24. Зрительная моторная память
  25. «Радужная путаница»
  26. Тренировка и развитие
  27. Упражнения для детей
  28. Повторить текст
  29. Запоминание имён
  30. Виды
  31. Упражнения для развития памяти
  32. Таблицы Шульте
  33. Метод Айвазовского
  34. Обратная перемотка
  35. Выстраивание ассоциаций
  36. Запоминание в режиме многозадачности
  37. Смена привычного пути
  38. Виды зрительной памяти
  39. Метод фотографирования
  40. Диагностика
  41. Диагностика ЗП у маленьких
  42. Диагностика ЗП у взрослых
  43. Приемы и упражнения для тренировки памяти
  44. 4 полезные привычки для памяти и внимания
  45. Сколько времени потребуется
  46. Разрушительная нехватка воды
  47. Развитие зрительной памяти онлайн
  48. Метод ассоциаций
  49. Можно ли развить способность, и какими способами

Диагностика памяти ребёнка

Подробности Категория: Психологам Дата публикации Автор: Vale Просмотров: 6696

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ
При поступлении ребенка в школу для успешности его обучения в младших классах необходимо знать, как минимум, следующие виды памяти и их показатели:

  1. Кратковременную зрительную и слуховую, включая их объем и способность удерживать информацию в соответствующих видах оперативной памяти. Без наличия хорошей кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, — учебная, трудовая, социальная и другая, не будет попадать в долговременную память и там надолго сохраняться.
  2. Опосредованную память, Которая характеризуется наличием и самостоятельным, инициативным использованием ребенком различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации.
  3. Важно также правильно и точно оценить динамические особенности процесса запоминания и припоминания, включая такие показатели, как динамичность заучивания и его продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного припоминания определенного набора единиц информации.

Память ребенка младшего школьного возраста, как и его внимание, должна оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Что же касается общих выводов о состоянии мнемических процессов у ребенка, то они имеют условное значение и только в общем характеризуют то, в какой степени развитой является его память.
Если большинство отдельных показателей, относящихся к частным видам памяти, сравнительно высоки, а остальные находятся на среднем уровне, то это не позволяет с достаточной уверенностью судить о том, что память ребенка хорошая или средняя. Те виды памяти, которые в данном случае не изучались, могут оказаться иными и как раз такими, которые важны в некоторых видах деятельности
     
Методика  Определение объема кратковременной зрительной памяти
Ребенку поочередно предлагают каждый из следующих двух рисунков После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку (рис. 1 А, Б)

Рис. 48. Стимульные изображения ломаных линий для методики определения объёма кратковременной и оперативной зрительной памяти.

Рис. 1

Трафаретные рамки для воспроизводства стимульных изображений в методике определения объёма кратковременной зрительной памяти с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.
Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не намного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона).
Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.
 Оценка оперативной зрительной памяти
Этот вид памяти характеризуется тем, насколько долго человек может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения. Время удержания информации в оперативной памяти служит ее основным показателем. В качестве дополнительной характеристики оперативной памяти можно использовать количество ошибок, допускаемых ребенком во время решения задачи (имеются в виду такие ошибки, которые связаны с несохранением в памяти нужной для решения задачи информации).
Оперативную зрительную память ребенка и ее показатели можно определить при помощи следующей процедуры. Ребенку последовательно, на 15 сек. каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников на рис. 2. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо нее предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника (рис. 3), среди которых находятся и те шесть треугольников, которые ребенок только что видел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольников.
Показателем развитости зрительной оперативной памяти является частное от деления времени решения задачи в мин на число ошибок, допущенных в процессе решения, плюс единица.

Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

Рис. 2

Часть 1. Психологическая диагностика

Рис. 3. Матрица для поиска (узнавания) экспонированных карточек с треугольниками в методике оценки оперативной зрительной памяти

Ошибками считаются неправильно указанные в матрице треугольники или те из них, которые ребенок не смог по какой-либо причине найти.
Практически для получения этого показателя поступают следующим образом. По всем четырем карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количество допущенных ошибок.
Затем определяют среднее время работы ребенка над заданием, которое в свою очередь получается путем деления общего суммарного времени работы ребенка над всеми четырьмя карточками на 4.
Момент окончания времени работы ребенка над поиском треугольников в общей матрице определяется экспериментатором при помощи вопроса к ребенку: «Ты уже все сделал, что мог?» Как только ребенок утвердительно ответит на данный вопрос и практически прекратит поиск треугольников в матрице, считается, что он завершил свою работу. Деление среднего времени работы ребенка над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет, наконец, получить искомый показатель.

Для того чтобы ускорить процесс добывания информации о том, правильно или неправильно ребенок отыскал в матрице нужные треугольники, рекомендуется воспользоваться их идентификацией по номерам, которые стоят в левом нижнем углу под каждым из треугольников в матрице на рис. 51. Так, например, первому набору из шести треугольников (номер набора обозначен римской цифрой, расположенной под ним на рис. 50) в матрице соответствуют треугольники со следующими номерами: 1, 3, 8, 12, 14, 16; второму набору — 2, 7,15, 18,19, 21; третьему набору – 4, 6,10,11,17, 24; четвертому набору – 5, 9,13, 20, 22, 23. 

1. Внимание и ещё раз внимание

Есть люди, наблюдательные от природы. Оказавшись в незнакомом месте, они запоминают всё, что видят, и потом с лёгкостью воспроизводят по памяти. Этого можно добиться и произвольно. Каждый день, гуляя по одному и тому же маршруту, можно запоминать все попадающиеся на пути объекты: дома, заборы, деревья, трансформаторные будки, а потом, что называется, добравшись до конечного пункта, восстановить в памяти весь маршрут.

А вот если в течение недели менять маршрут, то спектр объектов для запоминания расширится ещё больше, а значит, тренировка станет более интенсивной. При этом желательно не просто запоминать цвет или этажность дома, но и сколько окон по ширине этажа, или сколько подъездов, или какие качели есть на игровой площадке перед домом. “Прокручивая” в памяти всю ленту в обратном порядке и вспоминая все эти детали, можно добиться феноменальной зрительной памяти, а попутно стать очень наблюдательным, что, в свою очередь, создаст готовность для освоения других занятий: например, наблюдательность поможет стать хорошим криминалистом, экспертом или психологом.

Для чего нужно тренировать память

Память человека неразрывно связана с мозгом и мыслительными процессами. Чем больше информации мы удерживаем в памяти, тем больше активности у мозга, которому приходится эту информацию обрабатывать. Так мозг обучается и становится более развитым.

Однако уровень интеллекта не фиксируется раз и навсегда в одной точке. Ученые из института Макса Планка в Берлине выяснили, что мозг достигает пика активности в возрасте 16–25 лет, после чего когнитивные функции постепенно снижаются. Но это не значит, что нельзя вернуть мозгу былую силу. Как раз для этого необходимо тренировать мозг и память.

Наш мозг обладает нейропластичностью – способностью адаптироваться к новым условиям и изменяться. И делать это он может в любом возрасте. А лучше всего мозг формирует новые нейронные связи, когда узнает что-то новое и запоминает эту информацию. Также исследования показывают, что регулярные тренировки памяти увеличивают показатели интеллекта у взрослых людей и способны улучшить память пожилых людей и вернуть ее к показателям среднего возраста.

Игры на развитие памяти с картами

Игра Запомни карты в ряду

  1. Возьмите две колоды карт. Можно разные.
  2. Разложите одну  колоду карт  картинками  вверх. Как угодно, вперемешку, лишь бы карты были видны все сразу.
  3. Положите любые  3 карты  из другой  колоды над разложенными картами.игры с картами для тренировки памяти
  4. Запомните карты и их расположение в течении нескольких секунд и переверните их картинками вниз.                                                                                                                                                            игры с картами для тренировки памяти2
  5. Теперь по памяти найдите в другой колоде карты, какие выбрали и положите под каждой из трех  карт соответствующую ей пару.игры с картами для тренировки памяти3
  6. Переверните верхний ряд и проверьте совпадения.
  7. Наверняка 3 карты вы сможете легко запомнить. Это только разминка! Ведь в колоде минимум 36 карт.

Теперь увеличивайте число карт  с каждой игрой и доводите количество пар до момента, когда начнете ошибаться.

На этом уровне  и тренируйтесь, пока не перестанете ошибаться.

Далее повышаем свою эффективность.

Сокращайте время, за которое запоминаете карты.

hewlettИ лучше всего — Все результаты записывайте в таблицу «успеваемости». Почему?

Билл Хьюлетт, один из основателей компании эйч-пи (Хьюлет-Паккард), говорил так: «Нельзя управлять тем, что невозможно измерить, … но всего, что измеримо, можно достичь».

Постепенно  увеличивайте количество карт. Пока сможете.

Теперь усложним игру:

Игра  Запомни квадрат

  • Для начала возьмите 8 пар карт из одной колоды.  Точно такие-же карты возьмите из другой.
  • Положите их квадратом 4×4 карты, чтобы в одном вертикальном или горизонтальном ряду не было одинаковых. У вас получится 2 квадрата по 16 карт. Один прикройте чем-нибудь, газетой например.
  • Запомните расположение карт и переверните их картинками вниз.Откройте любую карту.
  • Вспомните, где ее пара и откройте ее тоже.
  • Если угадали — карты оставьте открытыми.
  • Если нет- переверните обе обратно.

Играйте до тех пор, пока все карты не будут открыты.

Усложнённый вариант игры Запомни квадрат

Перемешайте все карты одного квадрата.

  • Восстановите их расположение-
  • Сравните получившийся результат с квадратом, накрытым газетой.
  • Радуйтесь, если все получилось!

Или продолжите тренировки, если есть ошибки. —

В этой игре можно вместо второго квадрата использовать фотоаппарат из мобильного телефона, для сравнения результата.

Или просто записать расположение карт в таблицу на бумаге.

Есть много подобных тренажеров для памяти онлайн. Вы их найдете. Тренировки будут с виду, подобны этим, но на экране компьютера.

И все же живьем тренироваться, лучше, как лучше общаться с друзьями не по скайпу, а сидя у костра!

эмоции

Ээмоооциии другиииееее!!!!!

Развитие памяти и внимания

Чтобы информация запоминалась проще и быстрее, нужна тренировка памяти. Для этого ученые и психологи создали многочисленные тесты и упражнения.

Улучшают память с помощью разных мнемотехник. Например, банальное подчеркивание в тетради важных дат и обведение в рамочку формулы концентрирует мозг на этом выделении и помогает лучше на нем сфокусироваться.

Развитие внимания – это пункт, без которого нельзя обойтись. На внимании основан успех запоминания большого объема информации.

Как устроена память

Знаете ли вы, что само слово «память» вводит нас в заблуждение. Оно создает впечатление, будто мы говорим о чем-то едином, об одном ментальном навыке. Но за последние пятьдесят лет ученые выяснили, что существует несколько разных процессов запоминания. К примеру, у нас есть краткосрочная и долговременная память.

фото на телефон

Все знают, что краткосрочная память используется тогда, когда вам нужно удержать в сознании какую-то мысль в течение примерно минуты (например, телефонный номер, по которому вы собираетесь позвонить). При этом очень важно не думать о чем-то еще — иначе вы сразу забудете номер. Это утверждение справедливо как для молодых, так и для пожилых людей, но для последних его актуальность все же немного выше. Краткосрочная память участвует в различных процессах, например, служит для отслеживания изменений в числе при сложении или вычитании.

Долгосрочная память отвечает за все, что понадобится нам более чем через минуту, даже если в этом промежутке вы отвлекались на что-то другое. Долгосрочная память делится на процедурную и декларативную.

  1. Процедурная память касается действий, к примеру, езды на велосипеде или игры на фортепиано. Если однажды вы научились это делать, впоследствии ваше тело будет просто повторять нужные движения — и управляется это процедурной памятью.
  2. Декларативная память, в свою очередь, участвует в осознанном вызове информации, к примеру, когда вам нужно восстановить список покупок. Этот вид памяти может быть либо вербальным (словесным), либо визуальным (зрительным) и подразделяется на семантическую и эпизодическую память.
  • Семантическая память относится к значению концептов (в частности, к именам людей). Допусти, знание о том, что же такое велосипед, относится этому виду памяти.
  • Эпизодическая память — к событиям. Например, знание о том, когда вы в последний раз отправились на велосипедную прогулку, взывает к вашей эпизодической памяти. Частью эпизодической памяти является автобиографическая — она касается различных событий и жизненных переживаний.

Структура долговременной памяти

Наконец, мы добрались до проспективной памяти — она относится к вещам, которые вы собираетесь сделать: позвонить в автосервис, или купить букет цветов и навестить свою тетушку, или почистить лоток кота.

Что такое зрительная память и почему нужно ее развивать?

Психологи считают, что природой в человека заложена «дружба» с каким-то одним видом памяти.

Например, кому-то проще всего воспринимать информацию на слух, кому-то достаточно один раз посмотреть на рисунок, чтобы запомнить все, что на нем расположено, а кто-то и вовсе запоминает носом, то есть – безошибочно узнает и воссоздает унюханные один раз запахи.

Чаще всего у людей срабатывает комбинированная память, но все равно какой-то из анализаторов (зрение, слух, нюх, эмоция и т.д.) преобладает над другими.

Не так давно калифорнийские ученые провели эксперимент: группа людей, каждый из которых длительное время работал с ноутбуком Apple, должны были воспроизвести логотип этой известной компании.

Вот только не надо фыркать сейчас: «Что может быть проще?! Надкушенное яблоко!».

Ответ, конечно, правильный.

А вы помните слева или справа надкушен плод? А есть ли сверху листик? А если есть, то в какую сторону он наклонен?

То-то же!

Подопытные тоже были в глубоком замешательстве.

И лишь один из сотни справился с поставленной задачей.

Остальным же, явно пригодились бы советы, как развить зрительную память.

«Память — это то, что заменяет мне вид из окна.»
Молчание ягнят

Ученые были в шоке и поставили диагноз: визуальный склероз у современного общества.

В принципе, если вы не блудите по улицам собственного города, не пытаетесь ворваться в соседний подъезд, считая, что именно здесь находится ваша квартира, и не спрашиваете у своего мужа, с которым прожили не один день: «Мужик, ты кто?», то особых проблем для беспокойства нет.

Однако есть те, кому обязательно нужно улучшать свою зрительную память:

  • Дети. Ведь вы же не хотите создать своему чаду проблемы во взрослой жизни из-за того, что он даже людей плохо различает.
  • Полицейские, художники, военные – в общем, все те специалисты, которым без зрительной памяти в своей профессии никак.
  • Люди, желающие совершенствоваться ежедневно, и не собирающиеся мириться со своими недостатками.

Зрительная память (ЗП) что такое

Подобный вид памяти ещё именуют визуальной. Определение слова «визуальный» звучит так – наблюдаемый зрительно. Следовательно, зрительная память это запоминание всего того, что человек видит глазами. Такое осознание окружающего мира имеет преимущество перед слуховым, осязательным, обонятельным или вкусовым восприятиями.

 Зрительная память у детей

Ещё в дошкольном возрасте малыши активно непроизвольно запоминают слова, предметы, понятия, изображения, поэтому в период «ребенок-почемучка» особенно благоприятно использовать специальные игры , предназначенные для тренировки зрительной памяти у детей. Это станет хорошей подготовкой ребёнка к школе, поможет воспринимать сложную и объёмную информацию. Произвольная память требует усилий и проявления внимания и воли для запоминания, это касается и произвольной зрительной памяти. Общие рекомендации для хорошего запоминания таковы:

  • Что интересно, ярко, эмоционально подано – то и запоминается лучше.
  • Начало и конец – самые запоминающиеся моменты.
  • Что просто и понятно объясняют, то и запомнится лучше.
  • Если, помимо зрительной, были задействованы другие виды памяти (тактильная, слуховая, моторная и т.д.), то запоминание будет эффективнее. Наиболее распространены как раз смешанные типы памяти, особенно зрительно-двигательная или, как её еще называют, зрительно-моторная память.

Виды

Существует много способов классификации, но все они являются частью единого врожденного механизма запоминания. Достигается это разными способами – при помощи прикосновения, рассматривания, пробы на вкус, ощущения запаха, слуховым восприятием и так далее. В результате познания мира у человека развивается образное мышление, впоследствии позволяющее ему обрабатывать и генерировать абстрактную информацию, то есть полученную как производное приобретенных ранее знаний.

Зрительную память можно разделить на следующие виды:

  1. Супер кратковременная, или иконическая. Она позволяет получить мгновенную информацию, которая «стирается», если оказывается сразу не использованной. Ее длительность не превышает одной секунды.
  2. Кратковременная. Ее продолжительность до 30 секунд.
  3. Долговременная. Именно она помогает нам сохранять прекрасные воспоминания из детства, самые поразившие нас события, лица, места и ощущения. Она длится очень долго, но с возрастом и при наличии ряда заболеваний начинает «изнашиваться». Часть воспоминаний стирается, а другие бледнеют и не вспоминаются столь ярко и с таким обилием подробностей, как раньше.

Эйдетическая память

Память в психологии – это способность человека запоминать, хранить, воспроизводить, а также забывать события, явления, контакты, знания, полученные на собственном опыте индивида.

В отдельную группу выделяется так называемая эйдетическая память. Такой вид восприятия можно назвать фотографическим, потому что индивид, обладающий этой способностью, имеет способность длительное время удерживать яркое и четкое изображение увиденного, а также успешно воспроизводить его в виде рисунка или словесного описания.

Такой тип восприятия не свойственен всем людям. В значительной степени он присущ детям, подросткам и людям с художественным типом личности – поэтам, писателям, художникам, музыкантам, актерам. Такими уникальными способностями обладал американский президент Рональд Рейган, который всю свою жизнь до прихода в политику был артистом. Для запоминания обширного текста ему достаточно было всего лишь посмотреть на него.

Память

Примеры кратковременной зрительной памяти

  • Кратковременная зрительная память делает возможным чтение книг или заметок. Она позволяет нам сохранять вербальную информацию, которую мы воспринимаем через зрение (прочитанные слова), с начала до конца предложения, чтобы мы могли уловить весь его смысл. Без этой когнитивной способности чтение было бы почти невозможным, что крайне негативно бы отразилось на результатах академической успеваемости.
  • Когда мы управляем автомобилем, кратковременная зрительная память помогает нам удерживать в памяти информацию о знаках и светофорах, которые мы проезжаем, или иметь представление о расположении других автомобилей в тот момент, когда мы не смотрим в зеркала. Поэтому КЗП имеет важное значение для безопасности вождения.
  • В большинстве видов трудовой деятельности также постоянно используется кратковременная зрительная память. Если, например, нам нужно прочитать или написать отчёт, необходимо умение удерживать в памяти слова, чтобы полностью понять смысл текста. Чем больше визуальный компонент работы (архитектор, дизайнер, художник …), тем больше используется эта способность.
  • Если мы встречаем человека, наша кратковременная зрительная память сохраняет его лицо. Это нормально, что мы можем потратить несколько секунд на то, чтобы распознать лицо человека, которого давно не видели. Если вы вспомните кто это уже через несколько секунд после того, как увидели, это происходит благодаря тому, что ваша КЗП удержала в памяти лицо данного человека достаточно долго, чтобы получить доступ к долговременной памяти, и таким образом узнать его.

Рекомендации по выполнению упражнений

мама-показывает-мальчику-картинки

  1. Учитывайте возрастные особенности детей. Вносите в занятия элемент игры. Так упражнения будут восприниматься с большим энтузиазмом и дадут больший эффект. К каждому упражнению я составила небольшую интересную предысторию. Вы можете придумать что-то свое.
  2. Очень важный момент! Перед тем как ребенок приступит к выполнению задания, напомните ему, что нужно закрыть глазки и вызвать мысленный образ того, что он только что видел. Это очень важно! Именно этому мы и пытаемся научиться.
  3. Для выполнения упражнений потребуются карточки, которые нужно менять время от времени. Примеры карточек я привела в статье. Сделать их вполне реально самостоятельно, можно нарисовать или распечатать картинки на принтере.
  4. Для того, чтобы от упражнений была польза, необходимо заниматься ежедневно, хотя бы по 15 – 20 минут.

Ну и теперь позвольте представить вам эти волшебные упражнения!

Метод художника

Этот метод уже давно практикуют художники, иллюстраторы и графические дизайнеры. Но чтобы сделать подобное упражнение, необязательно обладать особым талантом.

Если не умеете рисовать, то увиденное можно передать схематически.

  • Примерно 5–10 минут пристально смотрите на комнату, ландшафт, цветок, листик или любой другой предмет.
  • Закройте глаза на несколько мгновений.
  • Возьмите чистый лист бумаги и попробуйте нарисовать увиденное, вспоминая детали, цвета, формы, фактуры.

p0U2DMq

Постепенно уменьшайте время на запоминание. При регулярных упражнениях вы значительно улучшите свою способность запоминать и держать увиденные образы в голове.

4

Мастер собирать мозаики

У нас есть кратковременная рабочая память, грифельная доска сознания, на которой мы можем в каждый данный момент поместить какую-либо картину. И, кстати, она имеет ограниченную емкость, где хранятся присутствующие на переднем плане сознания образы. Но есть и другие виды памяти.

В левом полушарии гиппокамп формирует фактические и лингвистические знания; в правом — упорядочивает «кирпичики» жизненной истории по времени и темам. Вся эта работа делает эффективнее «поисковую систему» памяти. Гиппокамп можно сравнить с тем, кто собирает мозаики: он соединяет отдельные фрагменты образов и ощущений имплицитных воспоминаний в полноценные «картинки» фактической и автобиографической памяти.

книги

Если вдруг гиппокамп повредится, например при инсульте, нарушится и память. Дэниел Сигел в своей книге рассказал такую историю: «Однажды на ужине у друзей я встретил человека с такой проблемой. Он вежливо сообщил мне, что у него было несколько двусторонних гиппокамповых инсультов, и просил не обижаться, если я на секунду отойду налить себе воды, а он потом меня не вспомнит. И действительно, я вернулся со стаканом в руках, и мы снова представились друг другу».

Как и некоторые виды снотворного, алкоголь печально известен тем, что временно отключает наш гиппокамп. Однако состояние отключки, вызванное алкоголем, не то же самое, что временная потеря сознания: человек находится в сознании (хотя и недееспособен), но не кодирует происходящее в эксплицитной форме. Люди, испытывающие такие провалы в памяти, могут не помнить, как они попали домой или как встретили чело- века, с которым по утру проснулись в одной постели.

Гиппокамп также отключается в состоянии гнева, и люди, страдающие приступами неконтролируемой ярости, не обязательно лгут, когда утверждают, что не помнят сказанного или сделанного ими в этом измененном состоянии сознания.

Особенности зрительной памяти

Зрительная память – это особый вид запоминания информации, который связан с внешним восприятием мира (внешняя красота). В его основе лежат исключительно зрительные образы: пейзажи, лица людей, определенные предметы, схемы, чертежи и пр.

Зрительная память, как и память в целом, нуждается в постоянных тренировках. Регулярное выполнение упражнений позволит улавливать новую информацию на лету, вспоминать ее в нужный момент.

Нередко образы, запомненные человеком с помощью зрительной функции, остаются в его подсознании в качестве определенных ассоциаций, фантазийных продуктов, воспоминаний.

Где находит применение

Самый первый кандидат из списка, кому может пригодиться ЗП, – это человек, связанный с изобразительным искусством. Художники и скульпторы могут по памяти нарисовать портрет или изваять его из глины.

Краткий перечень профессий, где многое значит хорошая ЗП, следующий:

  • Военнослужащие: разведчики, сапёры, минёры, снайперы – есть необходимость запоминать местность, расположение предметов и примечать любое изменение в обстановке;
  • Полицейские, детективы, охранники – нужна обязательная память на лица для распознавания и идентификации личности;
  • Водители автотранспорта – должны запоминать маршрут и дорожную картину в целом;
  • Лесничие, егеря и охотники – обязаны уметь ориентироваться в лесу, различать животных одной породы, отличать деревья одно от другого.

Кстати. Опытный кондуктор, пользуясь визуальной памятью, знает, кому продавал билет, а кому – нет.

Кондуктор и пассажир

Кондуктор и пассажир

Слуховая память

Слуховой памятью называют способность к запоминанию и точному воспроизведению звуков, будь то музыка, речь или какие-то другие звуки. Особенно она важна для музыкантов, но активно её задействуем все мы. Слуховую память легко выявить у ребёнка: если ему легко даётся материал, рассказанный учителем (и дома параграф уже можно не читать, так как он и так все помнит), значит, ребёнок – аудиал.

Мнемонические приёмы запоминания

Мнемоника — это специальная наука о памяти, возникла около двух тысячелетий назад. В основе лежит система учёного Симонида, он предложил располагать знания в памяти специальным образом, строя специальные комнаты и дома. Этой схемой пользовались и другие деятели — Цицерон, Квинтилиант.

Мнемоника призвана помочь в процессе запоминания, облегчить его, ищет способы быстрого и успешного запоминания больших объёмов знаний, главный приём — использование ассоциативного мышления. Известно, что если цифры номера телефона или имя нового знакомого связать мысленно ассоциациями — образом другого человека, знакомыми датами, то запоминание происходит значительно быстрее.

Известен также метод образного группирования. Этот способ предполагает разделение информации на смысловые части и рисование мысленных картин под каждую часть текста, что упрощает воспроизведение информации. Этот приём помогает ученикам воспроизводить информацию. Часто, находясь в эмоциональном состоянии, можно забыть нужную информацию, наличие картин — образов, помогает восстановить информацию.

Вхождение в текст — это ещё один метод, упрощающий запоминание, позволяет увеличить возможности памяти. Суть метода в привязке информации к ощущениям, кроме образного группирования необходимо добавить эмоции, представить себя в роли путешественника или учёного, изобретающего что-то, всё по ситуации, чем больше будет эмоций, тем больше зацепок для создания «крючков» к запоминанию. Мысленно создаём фильм с картинами и живыми ощущениями.

Ключевые слова — важно записывать ключевые слова после работы над информацией, они позволят воспроизвести в последствии картину событий вместе с другими методами.

мнемонические приемы запоминания фотография

Способы для запоминания последовательности действий

  • Способ карманов ( мысленно распределить действия, покупки по карманам, сортируя по группам, чем чётче картинка, тем вероятнее запоминание);
  • Матричное запоминание (представляет мысленную группировку предметов, действий по ячейкам, причём расставляя их в пространстве, на одной поверхности не более пяти, можно использовать комнату, мебель);
  • Запоминание по цепочке (мысленно расставляете объекты, людей в нужной последовательности на какой-то улице, например, наделяя необходимыми свойствами для лучшего запоминания);
  • Приём ассоциаций (подходит при необходимости заполнить большое количество информации, цифровые ряды, в данном случае необходимо выучить ряд ассоциаций и мысленно связывать его с нужными словами);
  • Табличное запоминание (мысленное составление таблицы с занесением необходимых данных, последовательных действий).

Для работы с большими текстами рекомендуют использовать запоминание по сюжету, что позволяет быстрее усвоить информацию. Необходимо прочувствовать все происшествия, окунуться в атмосферу, описанную в тексте, стать героем романа. После составления сюжета, стоит пересказать информацию, «озвучить киноленту».

Пересказ оказывает сильное воздействие на активизацию работы головного мозга, улучшение процессов запоминания. Это очень сильный помощник в развитии памяти.

Алгоритм запоминания:

  1. Внутренняя установка на запоминание (даём себе внутреннюю задачу, объём, требуемый уровень знаний);
  2. Вхождение в текст (настраиваемся на эмоциональное восприятие);
  3. Группирование информации (распределяем информацию, создаём образы);
  4. Запоминание, сканирование, пересказ.

Что касается запоминания цифр, то существуют 2 основных метода:

  • Ассоциативный (цифры укрупняются и ищутся подобия — знакомые даты для запоминания);
  • Использования кодировки, матрицы (фигуры, цвета, слова — существуют различные кодировки, помогающие запомнить цифры).

В последнее время учёные ищут новые подходы к вопросу развития памяти, способов запоминания. Рассмотрим подробнее такие теории.

Зрительная моторная память

  • Моторная (двигательная память) – способность сохранения и воспроизведения основных и специальных двигательных функций, как собственных, так и увиденных. Этот вид памяти является основой для развития ходьбы, письма, бытовых навыков, ручного труда, творческих видов деятельности, выполнения спортивных упражнений
  • Плохая двигательная память обычно выражена «неуклюжестью» и отсутствием четких, скоординированных движений
  • Развитие такого вида памяти происходит на основе наблюдений и многократных повторений движений. Допускаемые в упражнениях ошибки формируют отработку движений и устойчивое запоминание

Развитие зрительной памяти — основной элемент обучения навыками чтения и письма

«Радужная путаница»

красивая-радуга-в-небе

В нашей земной радуге ровно 7 цветов. И расположены они в определенном порядке (здесь можно вспомнить правильный порядок и рассказать про «каждый охотник желает знать…») А на планете «Путаница» радуга выглядит по-другому. Там в ней все цвета перепутались. И каждый день они меняются местами. Жителям этой веселой планеты приходится каждый раз запоминать новый порядок цветов в радуге.

Потребуются карточки всех цветов радуги: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. В произвольном порядке разложите их на столе и прикройте листом бумаги.

цветные-карточки

План действий:

  1. Покажите ребенку карточки и предложите внимательно посмотреть и запомнить, в каком порядке они лежат.
  2. Через 15 секунд закройте их листом бумаги.
  3. Попросите ребенка вспомнить, в каком порядке карточки были разложены на столе.

Если это упражнение вызовет затруднение, то можно начать с четырех цветных карточек, а потом увеличивать их количество.

Тренировка и развитие

С двух до пяти лет у ребёнка благодатный период для совершенствования механической памяти. В этот промежуток времени необходимо читать ему хорошие детские стихотворения, учить их вместе.

Важно! Улучшить механическую память можно, осваивая иностранные языки, заучивая наизусть стихотворные тексты. Нужно запоминать формулы и научные термины, исторические даты и статистические данные, списки продуктов, телефоны и адреса, географические названия, числа, имена и отчества

Учёные доказали, что человек забывает больше всего информации в первые 2 часа после зубрёжки. Если учить перед сном, гораздо меньше материала будет стираться из памяти, так как во время ночного отдыха он переходит из кратковременной в долговременную память и потом легче воспроизводится.

Механическая память, по мнению специалистов, – это основа успешной учёбы.

Можно ли развить эйдетическую память

Интерес к учёбе

Упражнения для детей

  1. Каскад. Взрослый читает список слов. Если ребёнок легко повторяет, перечень увеличивается ещё на одно.
  2. Родитель медленно озвучивает 10 слов. Дети рисуют их пальцем на столе, потом вспоминают.
  3. Ребёнок внимательно рассматривает окружающую обстановку, затем отворачивается и перечисляет предметы.
  4. Взрослый на листе бумаги рисует несложную композицию из фигур или узор. Дети одну минуту смотрят, потом по памяти воспроизводят в тетрадях.
  5. На поверхность стола выставляется несколько разных предметов или картинок. Ребёнок внимательно смотрит, затем отворачивается. Взрослый меняет что-то в положении или совсем перепутывает. Задача детей – расставить всё по местам.
  6. Воспитатель читает слова, предлагая детям иллюстрировать их с помощью поз, звуков или жестов, далее ребята пытаются вспомнить список.

Повторить текст

Взрослому человеку увеличить объём механической памяти поможет работа с запоминанием текста. Для начала можно выбрать небольшой отрывок и попытаться пересказать его. Со временем необходимо повторить отрывок целиком, потом взять 2 текста, увеличивая количество знаков.

Запоминание имён

Объём кратковременной памяти человека сильно связан с возможностями механической. Имя только что представленного человека забывается, поскольку в процессе общения старая информация в кратковременной памяти замещается новой. Чтобы запомнить имя знакомого, нужно громко и отчётливо его произнести, подумать, чем оно похоже на своего обладателя.

Развивать механическую память можно более эффективно, если следовать нехитрым правилам:

  • Не брать слишком большой объём информации сразу, учить по частям;
  • Повторять материал через одинаковые промежутки времени;
  • Использовать мнемотехнику;
  • После часа работы отдыхать 15 минут;
  • Разнообразить материал.

Виды

fotograficheskaya-pamyat.jpg

Согласно общепринятой классификации, в психологии выделяют следующие виды зрительной памяти.

  1. По продолжительности сохранения и закрепления материала она может быть и кратковременной (момент фиксации картинки), и долговременной (её запоминание на длительный срок).
  2. По целеполаганию: непроизвольная, произвольная.
  3. По способу запоминания: логическая, механическая.

Дополнительно к общей классификации среди зрительной памяти выделяют:

  • сенсорную — феномен, который был открыт не так давно: запоминание картинки происходит в тот момент, когда человек моргает;
  • эйдетическая — комбинация визуальных образов (они в основе), слуховых, вкусовых, тактильных;
  • пространственная — хорошая ориентация на местности, когда до мельчайших подробностей запоминаются все особенности маршрута.

Что касается характера психической активности, преобладающей в деятельности, некоторые психологи выделяют такие смешанные подтипы памяти, как зрительно-двигательная, зрительно-эмоциональная и зрительно-смысловая. Такая классификация ещё раз подчёркивает тот факт, что визуализация участвует при любой фиксации и воспроизведении материала.

Упражнения для развития памяти

Таблицы Шульте

Таблицы, разработанные немецким психиатром Вальтером Шульте, содержат случайно расположенные объекты. Упражнения позволяют улучшить не только зрительную память, но и периферическое зрение, которое важно для скорочтения. Таблицы могут иметь разные размеры — начать можно с 2×2. В течение 5 минут смотрите на таблицу и далее постарайтесь воспроизвести содержимое ячеек.

Тренироваться можно на специальном сайте или же скачать мобильное приложение.

Метод Айвазовского

Этот метод художник использовал для того, чтобы быть более внимательным к окружающему миру и воспроизводить значимые детали на своих картинах. Техника проста: выберите любой пейзаж, интерьер, посмотрите на него в течение 5 минут и воспроизведите на бумаге. Постепенно уменьшайте временной промежуток.

Обратная перемотка

Ежедневно прокручивайте перед сном ваш день и вспоминайте не только последовательность событий, но и воспроизводите ощущения, которые были у вас в тот или иной момент. Постарайтесь с точностью вспомнить диалоги или же проговорить новую информацию.

Еще один способ перемотки — считать наоборот, при этом выбирать только четные или нечетные числа. Или же называть числа, которые делятся на три.

Выстраивание ассоциаций

Напишите рандомно любые слова и разделите их на три столбца. Ваша задача — запомнить их в течение минуты и далее выписать их на чистый лист. Задача заключается не в зазубривании, а в выстраивании ассоциаций и взаимосвязей между словами, которые на первый взгляд могут показаться не связанными между собой.

Запоминание в режиме многозадачности

На самом деле, человек не может выполнять одновременно несколько задач, но он способен быстро переключать внимание с одного предмета на другой. Выберите стихотворение, которое будете учить, и попросите друзей в течение двух минут задавать вам самые разные вопросы и задачи. Например, описать любимую детскую сладость или же решить пример. Эта тренировка благодаря постоянному сопротивлению позволит усилить ваше внимание, направленное на заучивание стихотворения. В первый раз может не получиться, однако со временем вы будете запоминать все больше и больше.

Смена привычного пути

Измените привычный маршрут и попробуйте пойти новой дорогой. Далее вспомните все, что встретилось вам на пути, в том числе лица людей, лавочки, фонари и так далее.

Виды зрительной памяти

Как гласит китайская пословица: «Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать». Зрительное запоминание можно классифицировать по следующим параметрам:

  • длительность сохранения и закрепления образа;
  • постановка цели;
  • способ запоминания.

Продолжительность работы с образом для запоминания может быть кратковременной или длительной. Кратковременная – подразумевает только факт фиксации, а длительная – закрепление картинки в памяти на долгий срок.

Целевая постановка бывает двух видов:

  • преднамеренная – когда для достижения поставленной цели запомнить что-либо используются специальные методы;
  • непреднамеренная – конкретной цели запомнить нет, а фиксация образов происходит без дополнительных усилий.

Доказано. Запомнить, как выглядит картинка сложной формулы (её визуальный вид целиком), легче, чем уложить в памяти её подробное написание.

Отдельные виды ЗП

Отдельные виды ЗП

Метод фотографирования

  1. Возьмите несколько мелких предметов (подойдут также картинки, слова и предложения).
  2. Разложите их на столе.
  3. Затем, внимательно посмотрите на них несколько минут (например, 1–3 минуты, потом время уменьшайте).
  4.  Отвернитесь или накройте предметы тканью, и попытайтесь назвать все увиденные предметы.

Kr9SSRQ

Чтобы усложнить упражнение, перечисляйте не только сами предметы, но и их особенности и отличия (например, по цвету, форме).

7

Диагностика

Чтобы узнать, хорошая у вас или плохая зрительная память, проводится специальная диагностика в виде теста. Испытуемому предъявляются несколько картинок, которые он должен запомнить и потом описать. Количество иллюстраций и их сложность зависит от возраста.

Диагностика ЗП у маленьких

Тест для старших дошкольников и начальной школы «10 картинок».

Задача: оценить уровень развития ЗП у ребёнка 6-9 лет.

Оборудование: 10 иллюстраций. Они могут быть оформлены в виде книжки-блокнота или все 10 размещаться на одном листе.

Иллюстрации:

  1. Гриб.
  2. Флажок.
  3. Бабочка.
  4. Мяч.
  5. Снежинка.
  6. Зонтик.
  7. Рыбка.
  8. Цветок.
  9. Солнышко.
  10. Машина.

kartinki-dlya-testa-zp.jpegОдин из вариантов иллюстраций для проверки зрительной памяти у детей

Инструкция:

  1. Поставить перед ребёнком задачу — запомнить как можно больше картинок.
  2. Показать иллюстрации. Если они размещены на одном листе, дать секунд 15 на их изучение. Если в виде книжки — 25.
  3. Убрать картинки из его поля зрения.
  4. Попросить назвать то, что на них было изображено. Малышей можно попросить нарисовать по памяти.

Оценивание результатов:

  • высокий уровень развития ЗП — 8-10 картинок;
  • средний — 4-7;
  • низкий — 3 и меньше.

Диагностика ЗП у взрослых

Тест для подростков и взрослых «Двухсерийные иллюстрации».

Задача: исследование зрительной памяти, оценка её уровня у людей старше 13 лет.

Оборудование: две серии иллюстраций. Каждая включает 30 картинок с различными предметами (не сюжетные). Они должны быть соединены скрепками по типу перекидного календаря или блокнота.

Серии иллюстраций для теста зрительной памяти у взрослых

Инструкция:

  1. Поставить задачу — запомнить как можно больше иллюстраций.
  2. Перелистывать блокнот, задерживаясь на каждой картинке не более 2 секунд.
  3. Когда картинки первой серии закончатся, через 10 секунд попросить испытуемого назвать те предметы, которые он смог запомнить. Ответы фиксируются. Последовательность не имеет значения, главное — количество воспроизведённой информации.
  4. Иллюстрации второй серии демонстрируются точно так же, но на следующий день.

Проверка и оценивание результатов: высчитывается среднее количество запомнившихся картинок за 2 дня, и определяется уровень развития ЗП:

  • хорошая зрительная память — 18-30 картинок;
  • средняя — 11-17 картинок;
  • плохая — меньше 10.

Для того, чтобы узнать уровень развития ЗП у самого себя, можно пройти многочисленные онлайн-тестирования. Если у ребёнка — желательно обратиться к психологу. При не слишком хороших результатах нужно задаться целью максимально развить зрительную память.

Приемы и упражнения для тренировки памяти

Первое и самое главное, что нужно знать, чтобы память была хорошей — тренируйте ее. Исследования продемонстрировали, что гиппокамп, ответственный за пространственную память, увеличен у водителей такси. Это значит, что чем чаще вы занимаетесь деятельностью, которая задействует память, тем лучше вы ее прокачиваете.

А также вот еще несколько приемов, которые помогут вам развивать память, улучшать способность вспоминать и запоминать все, что нужно.

Книга Память не изменяет
1. Безумствуйте!

Некоторые вещи лучше всего запоминаются при помощи безумных ассоциаций. Представьте, что вы собираетесь отвести своего сына на футбольный матч на Бетховен-стрит. Чтобы не забыть эту информацию, вообразите себе Бетховена, сидящего за роялем, наигрывающего сонату и одновременно удерживающего у себя на голове футбольный мяч, а рядом — своего сына, с восхищением наблюдающего
за этим.

2. Создавайте хорошее настроение

Как показало исследование, проведенное профессором Ричардом Риддеринкхофом из университета Амстердама, позитивное настроение тоже способствует запоминанию. Если вы хорошо себя чувствуете, то и информация усваивается лучше. Как этого добиться? Кто-то вспоминает самые счастливые моменты своей жизни, кто-то ставит свою любимую музыку, а кто-то обещает себе награду (обязательно полезную!) за выполненное задание

3. Карандаш в помощь

И еще один лайфхак: не можете что-то вспомните — нарисуйте это. Если вы не помните этого сейчас, это не значит, что не помните совсем. Майкл Микалко уверен: рисунок и схематическое изображение полезны для извлечения из памяти информации, которая иначе могла быть не использована. Например, помните ли вы количество окон в вашем доме? Схематическое изображение дома позволяет увидеть и сосчитать окна.

А еще рисунки или схематическое изображение проблемы хорошо стимулируют творческое мышление, поскольку помогают заметить некоторые особенности, которые могут быть пропущены.

4. Упражнение «пирамида цифр»

Анхельс Наварро в книге «Память не изменяет» рекомендует попробовать это упражнение одним из первых. Оно несложное, но эффективное.

Упражнение на развитие памяти

5. Упражнение «Сочини историю»

Прочитайте следующий список слов. Придумайте историю, где все эти слова будут фигурировать. Когда почувствуете, что запомнили все до одного слова, запишите их на листе бумаги. Не забудьте себя проверить.
Упражнение на развитие памяти

6. Упражнение «Точки-линии»

Это задачка посложнее. Запоминайте в течение 1 минуты расположение точек и линий в первых четырех строках. Затем, не глядя на них, добавьте недостающие линии в нижних четырех строчках.

Упражнение на развитие памяти

7. Упражнение «В зоопарке»

Запоминайте группу животных, изображенных на картинке, в течение одной минуты. Дальше пока не подглядывайте

Упражнение на развитие памяти

Теперь, не заглядывая на рисунок, запишите названия животных в алфавитном порядке.

4 полезные привычки для памяти и внимания

  1. Наладь режим сна. Старайся спать около 8 часов, при этом ложиться стоит в одно и то же время. Так же полезен короткий дневной сон — даже 15 — 20 минут хватит, чтобы восстановиться и быть активной.
  2. Бывай на свежем воздухе. Недостаток кислорода снижает мозговую активность, сосредоточенность.
  3. Не допускай зажимов в позвоночнике. Регулярно делай легкие упражнения для спины, шеи. Зажимы нарушают кровообращение, что вредит работе мозга.
  4. Ешь продукты для хорошей памяти. Откажись от жирной пищи, кофеина. В списке полезных продуктов: морская капуста, морепродукты, печень трески, шпинат, молочные продукты, орехи, имбирь, гречка, крупы и хлеб из цельного зерна, яйца.
Юлия Шепелева

Об авторе

Редактор рубрик «Здоровье», «Фитнес», «Диеты», «Отношения»

Сколько времени потребуется

Если знать, как правильно тренировать зрительную память, и регулярно проводить занятия, то добиться результата сможет каждый. На это может потребоваться от пары недель до нескольких месяцев. Все зависит от целей и личных способностей.

Разрушительная нехватка воды

Любопытный факт. Оказывается, даже незначительное обезвоживание может крайне негативно повлиять на структуры мозга, ответственные за внимание, психомоторные и регулирующие функции, а также мышление, память и восприятие.

освежающий напиток

Нехватка воды, как уже было доказано, замедляет реакцию рабочей памяти, снижает внимание и концентрацию и повышает усталость и тревожность у взрослых людей.

И самое плохое, что, как подтверждают некоторые исследования на крысах, когнитивные нарушения, возникающие вследствие обезвоживания, скорее всего, необратимы, поскольку ущерб наносится мозгу на клеточном уровне. По мере старения риск обезвоживания неуклонно растет: об этом тоже не стоит забывать.

Развитие зрительной памяти онлайн

Игры на развитие зрительно-пространственной памяти (например, «Путь ниндзя») оттачивают способность запоминать расположение объектов (закрашенные клетки на поле) и требуют эффективной работы гиппокампа. Это прекрасная тренировка для мозга.

Развитие зрительной памяти онлайн – один из эффективных способов тренировки. это удобно: достаточно иметь хотя бы смартфон с Интернетом, что на сегодняшний день – уже не проблема. Тренировки на тренажерах для мозга онлайн – это доступный и увлекательный способ развивать не только зрительную память, но и другие её виды, а также внимание, восприятие и мышление. Возможность наблюдать динамику своих успехов, ощутимые перемены к лучшему, наглядная статистика, участие в турнирах, соревновательный дух превратят рутинные занятия в ежедневную увлекательную игру, очень полезную и результативную.

Метод ассоциаций

Благодаря ассоциациям можно легко и быстро запомнить нужную информацию.

Для этого вам следует научиться «прикреплять» к увиденному некие образы и явления, относящиеся к вашей жизни.

Например, чтобы запомнить дорогу, сравните ее с лентой или змеей. А чтобы легко воспроизвести номера телефонов/пин-кодов, «привяжите» к ним дату дня рождения (своего, близких, друзей), год окончания университета или возраст вашего ребенка.

T4KAcLT

10

Можно ли развить способность, и какими способами

Образная память играет роль в развитии интеллекта, она же позволяет избегать опасностей. То есть относится к экзистенциальным способностям. Изучение образной памяти показало, что она хорошо поддается развитию в довольно сжатые сроки. Самый короткий путь к формированию стойкой способности — с головой погрузиться в сферу, где тот или иной вид способности превалирует. Играть на музыкальном инструменте, рисовать, научиться готовить, пробовать разную пищу и ее сочетания, трогать предметы и затем воспроизводить их особенности в психической области и тому подобное. Есть и другой не менее эффективный, но несколько более рутинный путь — специальные упражнения.

Записывать около 10-20 слов

Они никак не должны быть связаны друг с другом. Подбираются случайно, первое, что придет в голову. Желательно, чтобы писал ассистент, потому как возможно образование некоторых связей в мозгу и человек еще при написании запомнит часть слов, чего быть не должно. Затем лист со случайными словами убирают. Нужно воспроизвести как можно больше запомненных слов. Можно использовать не только существительные, но и глаголы, прилагательные для усложнения задачи. Использование мнемотехнических приемов, ассоциаций возможно. Но если цель — развитие фотографической памяти, противопоказано. Нужно четко представить лист со словами или доску.

Прослушать мелодию

Затем пропеть ее или сыграть на инструменте, соблюдая ритмические особенности. Незаменимый способ развития слуховой формы считаются музыкальные диктанты. В более простых случаях можно запоминать разговоры людей, тембр голоса, затем воспроизводить фрагменты мысленно.

Посещать магазины цветов, парфюмерии

Умение отличать отдельные запахи требует некоторого навыка.

Вкусовая и тактильная развиваются опытным путем. Специальных упражнений нет. Требуется приобретать опыт путем ощупывания предметов, дегустации блюд, пищи, фиксации вкусовых особенностей. Опытная методика, желательно с погружением считается основной.

На развитие образной памяти требуется несколько недель. Однако предела совершенству нет. Процесс продолжается всю жизнь при необходимости. Высокого уровня при систематических занятиях 30-60 минут в день можно достигнуть в течение месяца, плюс-минус. Зависит от особенностей высшей нервной деятельности конкретного носителя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...