Как прокачать вербальное мышление: лучшие упражнения и игры для компании

Что это такое

Принято выделять два типа контактирования: через речь и мимику, позу тела, прикосновения и т.п. Вербально это означает передачу информации словесно. При этом подразумевается не только устный разговор, но и письменный – посредством текста в мессенджерах.

Также под этим понимают внутренний диалог, когда человек общается сам с собой. Для хорошего вербального общения индивид должен развивать мышление, увеличивать словарный запас, читать много книг.

Важно! При письме нужно следовать правилам русского языка, так как безграмотный текст вызывает неприятные эмоции.

В психологии

Считается, что эффективнее всего люди могут общаться посредством знаковой системы, т.е. языка. Именно с ее помощью человек может мыслить, т.е. облекать образы в слова.

Речь позволяет:

  1. Найти смысл явлений;
  2. Понять событие;
  3. Выразить чувства;
  4. Обозначить свою позицию и мировоззрение.

Личность, сознание и язык связаны и не могут существовать по отдельности. При неправильном использовании речи возникают проблемы. В психологии выделяют несколько функций вербального общения: взаимодействие индивидов, получение и передача информации, отображение накопленных знаний, выражение чувств.

Вербальность это возможность объединения по разному признаку. Например, люди одной национальности говорят на одном языке, это позволяет им собираться в одну группу.

Значение «Вербальный» в словарях

Вербальный

Психологический словарь

(от лат. verbalis – словесный) – термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Различают вербальный осмысленный материал (ряды существительных, прилагательных, глаголов, числительных, отрывки текстов, стихотворения и т.д.) и вербальный бессмысленный материал (слоги, бессмысленные слова и т.д.). Вербальному материалу противопоставляется невербальный осмысленный материал (геометрические фигуры, рисунки, фотографии. предметы и т.д.) и невербальный бессмысленный материал (необычные геометрические фигуры, чернильные пятна). В зависимости от используемого материала различают вербальное (словесное) и невербальное (например, жестовое) общение, вербальный (определяемый на основе решения вербальных задач) и невербальный интеллект (характеризуемый решением образных, конструктивных и др. невербальных задач).

Вербальный

Психологический словарь

В переводе с латинского языка означает слово, имеющий отношение, характеризующий, характерный, состоящий из или выраженный в словах. Хотя имеется определенная свобода в способе употребления терминов вербальный и устный, последний происходит из обозначения рта и не должен трактоваться как буквальный синоним. Однако при условии, что наиболее известные продукты человеческого рта – слова, трудно спорить, что здесь есть некоторая синонимичность в использовании. См. о других различиях устный.

Вербальный

Психологический словарь

– (от лат. verbalis – словесный) термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Различают: вербальное (словесное) и невербальное (например, жестовое) общение; вербальный (определяемый на основе решения текстовых задач) и невербальный (характеризуемый решением образных, конструктивных задач) интеллект.

Вербальный

Психологический словарь

– в психологии – термин для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Различаются: 1) вербальный осмысленный материал – ряды существительных, прилагательных, глаголов, числительных, отрывки текстов, стихотворения и пр.; 2) вербальный бессмысленный материал – группы из трех согласных, слоги, бессмысленные слова разной степени приближенности к реальному языку. Вербальному материалу противопоставляются: 1) невербальный осмысленный материал – геометрические фигуры, рисунки, фотографии, предметы и пр.; 2) невербальный бессмысленный материал – необычные геометрические фигуры, чернильные пятна. В зависимости от используемого материала различаются: вербальное (словесное) и невербальное общение (например жестовое); вербальный (определяемый на основе решения вербальных задач) и невербальный интеллект (характеризуемый решением образных, конструктивных и других невербальных задач); вербальная (словесная) и невербальная информация (например образная).

Вербальный

Философский словарь

[лат.verbalis] – устный, словесный; вербальная нота письменное сообщение (нота), делаемое дипломатическим представительством в третьем лице без подписи и приравниваемое к устному заявлению [12].

Похожие слова в словарях

Вербальный Договор Юридический словарь
(лат. verba – слово) В римском праве устный (словесный) контракт, заключение которого происходило посредством произнесения контрагентами определенных слов. При этом, как правило, предусматривались сложная процедура, строгий формализм, которые должны были гарантировать высокую степень правовой защиты.
Вербальный Интеллект Психологический словарь
1. Способность к языку. 2. Интеллект, оцениваемый тестами, которые полагаются на способность к оперированию вербальным материалом. Значение 2, конечно, представляет собой теоретический вывод из значения 1, основанный на предпосылке, что имеется глубокая связь между интеллектом и различными лингвистическими навыками. См. статьи интеллект и тест выполнения.
Вербальный Проективный Тест Психологический словарь
[Блейхер В.М., Боков С.Н., 1990]. Патопсихологическая методика, родственная тематическому апперцептивному тесту (см.). В качестве стимульного материала используются эмоционально насыщенные и неопределенные по содержанию и в сюжетном отношении фразы. При интерпретации получены данные, свидетельствующие об особой чувствительности методики к эмоциональным нарушениям, позволяющие диагностировать их характер и степень выраженности. Методика апробирована при сравнительном изучении неврозов и неврозоподобной шизофрении [Блейхер В.М., Боков С.Н., 1990].
Вербальный Проективный Тест Психологическая энциклопедия
[Блейхер В.М., Боков С.Н., 1990]. Патопсихологическая методика, родственная тематическому апперцептивному тесту (см.). В качестве стимульного материала используются эмоционально насыщенные и неопределенные по содержанию и в сюжетном отношении фразы. При интерпретации получены данные, свидетельствующие об особой чувствительности методики к эмоциональным нарушениям, позволяющие диагностировать их характер и степень выраженности. Методика апробирована при сравнительном изучении неврозов и неврозоподобной шизофрении [Блейхер В.М., Боков С.Н., 1990].
Вербальный Тест Психологический словарь
Вообще – любой тест, который, в конечном счете, некоторым образом связан со знанием языка, вербальными умениями и т.д. Вербальные тесты могут быть специфически вербальными, такими как словарный тест, или они могут быть косвенно вербальными, как ранние тесты IQ, где при факторном анализе батареи тестов выделялась только вербальная шкала. Противопоставляется тесту выполнения.
Вербальный Тест Психологическая энциклопедия
Вообще – любой тест, который, в конечном счете, некоторым образом связан со знаниемязыка, вербальными умениями и т.д. Вербальные тесты могут быть специфически вербальными, такими как словарный тест, или они могут быть косвенно вербальными, как ранние тесты IQ, где при факторном анализе батареи тестов выделялась только вербальная шкала. Противопоставляется тесту выполнения.
Вербальный Фактор Психологический словарь
Фактор, обнаруженный во многих исследованиях результатов тестов интеллекта или других тестов способностей, который проявляется как кластер умений, по-видимому, представляющих владение языком и вербальным материалом.

Необходимость общения

Общество сформировалось именно благодаря взаимопониманию членов первобытной стаи, ведь только с помощью коммуникации люди могли взаимодействовать, кооперироваться и находить общие решения для сложных задач, которые организовывала им эволюция.

Человеческий организм с точки зрения природы — структура слабая, не приспособленная ни к конкурентной борьбе с хищниками за кусок мяса, ни к выживанию в тяжелых погодных условиях. У нас отсутствуют когти, нет крепких челюстей и острых клыков, в мороз мы замерзаем без одежды, так как не обладаем густым подшерстком.
Эволюция дала нам важнейшие инструменты для развития: противопоставленный большой палец, помогающий держать орудия труда, развивающийся мозг, способный к высшей нервной деятельности, изобретению нового и умение действовать сообща.

Групповые действия возможны только в том случае, если члены стаи смогут договориться о взаимодействии, и для этого человечество было вынуждено изобрести язык и освоить вербальное общение.

Карты памяти

Схемы, составленные вручную или с помощью специального приложения, — это замечательная штука, которая тренирует аналитическое мышление и помогает решению самых разных задач.

Правила общения

Вербальные виды общения подразумевают под собой соблюдение некоторых правил. Вносите ясность в разговор. Нужно, чтобы собеседник как можно лучше понял вас, что вы сказали ему и чего хотите. Но это не всегда получается. Многие не могут сразу же четко и ясно сформировать предложение, в котором будет заключена основная мысль. Такое вербальное общение является неприятным для собеседника.

Он же, в свою очередь, перестает воспринимать эту информацию, начинает отвлекаться и «пропускать мимо ушей» сказанное. Поэтому нужно постоянно повышать качество общения вербальным способом. Нужно стремиться к идеальной беседе. Вот некоторые рекомендации, которые помогут вам стать хорошим собеседником:

  • Учитесь говорить правильно и как можно меньше, но при этом, не изменяя смысла доводимой информации. Говорите четко, ясно. Главная мысль обязана быть правильно сформулирована.
  • Следите за разговором собеседника. А главное – внимательно слушайте его. Не стоит делать вид, что вы не слушаете человека. В таком случае у него отпадет интерес к такому общению и ни к чему выдающемуся это не приведет. Поддерживайте его по-разному и не уходите от разговора, не отвлекайтесь. Это является важным для нас.
  • Умейте понять в полной степени то, что вам сказали. Не только умение правильно слушать, но и правильно слышать. Поймите, что не все мы можем ясно и коротко выразить необходимую мысль, сразу начать с главного. Не всегда люди умеют правильно общаться, начинают это делать издалека, а иногда и пропускают необходимую мысль. Вот ее-то и нужно уловить. Помогите такому человеку самому понять сказанное им, помогите ему разобраться в его же словах. Это важно для разговора.
  • Перестраивайте сказанное собеседником у себя в голове под себя. То есть, пытайтесь воспринять эти слова лично для себя.

Функции речи

Основными функциями речи являются:

  • конструктивная, заключающаяся в формировании мыслей;
  • коммуникативная, подразумевающая обмен информацией;
  • эмотивная, проявляющаяся в отношении говорящего к предмету речи, а также в непосредственной эмоциональной реакции на ситуацию;
  • воздействие на собеседника.

В подготовке речи происходит формирование и формулирование мысли. Речь невозможно отделить от нее, поэтому по характеру речи можно сделать выводы об особенностях мышления и поведения человека. А используемые вербальные средства общения передают не только содержание речи, но и различные эмоции. Они делают речь стилистически окрашенной и социально дифференцированной.

Освоение нового

Определите для себя новый навык — то, что вы еще не умеете. Например, освоить скорочтение или незнакомый язык. Распишите, какие ресурсы вам понадобятся для его освоения, с какой периодичностью и в каких условиях вы будете это делать, по какому плану? В случае со скорочтением, например, очень помогут одноименные курсы и тренажеры от Викиум. Пройдя их, вы сможете «проглатывать» книги, глубоко осознавая их содержание (это можно будет сделать даже в магазине, не отходя от стеллажа!), более оперативно и продуктивно готовить учебные и рабочие презентации, отчеты, доклады, а также высвободить огромное количество времени для себя.

Все расписали? А теперь приступайте к реализации!

Язык и речь

Вербальное общениеК вербальному средству общения относится речь.
Речь — это способ общения с помощью различных языковых конструкций, построенных по правилам применяемого языка и с помощью инструментария в виде слов.
Речь появилась постепенно с эволюционированием наших дальних предков — древних людей, когда одних звукоподражаний и скупых жестов для четкой координации действий племени стало недостаточно.
С течением времени язык как вербальное средство человеческого общения приобретает все большую сложность за счет необходимости описывать огромное количество возникающих событий и понятий. Древние языки не обладали таким синтаксисом, как современные: мы используем многочлены и сложноподчиненные конструкции для выражения и описания огромных массивов разнообразных данных.

Не зря одним из первых вопросов, который задают маме о ее ребенке, становится: «Сколько месяцев ему было, когда он заговорил?». Первые слова — важная веха, ведь именно неспособность заговорить в течение определенного периода служит одним из поводов обратиться к врачам для выяснения, нет ли задержек в развитии ребенка, так как речь — один из главных показателей правильной работы мозга.

Ученые и вербальное мышление

Если для гуманитариев вербальное мышление – это необходимость, то возникает вопрос — нужно ли развивать такое мышление любителям точных наук? Многие знают такого гениального профессора, как Альберт Эйнштейн. До 6 лет он практически не разговаривал и, соответственно, не обладал вербальным мышлением. Несмотря на все это, он был гением.

А что, если посмотреть на эту проблему с другой стороны? Люди, которые видели, как маленький 6-летний мальчишка совсем не разговаривал, считали его просто глупым ребенком. Коммуникационные навыки очень важны в современном обществе. Человек, не умеющий выражать свои мысли, вряд ли сможет добиться успеха в профессиональной сфере. Вербально-логическое мышление очень необходимо, ведь оно помогает находить решения в трудных жизненных ситуациях.

Как связана успеваемость с вербальными способностями

Мышление, основанное на образах и ассоциативном ряде, имеет свои достоинства. Люди с этим типом мышления имеют гибкий ум, способный в течение нескольких минут переключить внимание с одной задачи на другую. Также эта категория людей проявляет богатую фантазию и высокий уровень эмоциональности. Таких людей часто называют лириками, из-за отсутствия возможной объективной оценки окружающего мира. Для лириков, мир — окружающий человека, необычайно интересен и волнующий.

Говоря об этом, следует упомянуть о том, что лирики и логики извечные противоположности друг друга. Для того чтобы определить к какой категории людей относится конкретный человек, используются специальные тесты. Во время тестирования выявляется уровень эрудиции, а также способность выявить общие признаки в написании конкретных слов. Обычно в данных тестах имеются определенные подвохи в написании конкретных слов. Если найти определенный вариант шифра, то в дальнейшем справиться с подобными тестами не составит труда.

Разбирая вопрос о том, что такое вербальные способности, нужно обратить внимание на тот факт, что каждую секунду человек пребывает в потоке различных мыслей. Мысли, не дающие покоя, препятствуют достижению эффекта и получению результата. Мыслительный процесс может вызвать серьезную усталость по окончании трудового дня. Это означает, что умение отбросить второстепенные задачи и сосредоточиться на выполнении главного задания, является одним из проявлений наличия вербальных способностей.

Вербальные способности — это свойства мышления, которые отражают, насколько выражено у человека словесно-логическое мышление

Самореклама

Придумайте короткую аудиорекламу себя самого — секунд на 45. Запишите на диктофон. Слушайте, учите наизусть, проговаривайте перед зеркалом и, конечно, применяйте эту самопрезентацию в жизни!

Иногда не иногда!

— Дорогой, ты иногда поступаешь так умно! — Ага, значит, иногда я поступаю так глупо, да?

Думаю, что вы сталкивались с чем-то подобным в своей жизни, причем тут не важен пол: такой ответ можно услышать и от девушки, и от парня, но правильный ли сделан вывод?

Для того чтобы сказать однозначно, так, чтобы результат был общий для всех подобных ситуаций, чтобы не нужно было каждый раз подбирать фактические аргументы, что бывает сложно, мы приведем рассуждения в безэмоциональный формальный вид. Сделать это не так просто, и в процессе преобразования у нас получится довольно сильно отличающиеся по форме предложения:

— Дорогой, некоторые твои поступки умны. — Ага, следовательно, некоторые мои поступки не являются умными.

Надеюсь, вы уже натренировали свой глаз и легко поняли, какого типа эти суждения: они оба частные

, но первое

утвердительное , а второе

отрицательное . Тут есть некоторая тонкость при анализе: можно исходное суждение видоизменить так, что получится частноутвердительное суждение:

«Ага, следовательно, некоторые мои поступки являются не умными».

Для работы по логическому квадрату нам важно, чтобы у двух сравниваемых суждений были бы одинаковые части. Так, в первом суждении у нас в отношении находятся «твои поступки» и «умны», потому во втором должны быть они же, а не «твои поступки» и «не умны». Может меняться связка с «являются» на «не являются» — это показывает смену типа суждения, но не меняет содержания, сути. Именно поэтому нам нужно получить суждение: «Некоторые мои поступки не являются умными».

Что же мы можем сказать про эти суждения?

Если мы вспомним логический квадрат, то выясним, что частные

суждения находятся в отношении

субконтрарности , то есть могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными. При этом нужно помнить, что может так быть, что только одно из этих двух суждений истинное. Это приводит к тому, что если мы имеем одно истинное частное суждение — утвердительное, как в нашем примере, — то мы не можем однозначно сказать, является ли субконтрарное — частноотрицательное суждение — истинным или ложным.

«Некоторые автомобили загрязняют атмосферу».

Можем ли мы из этого сделать вывод, что некоторые автомобили не загрязняют?

Или вот:

«Некоторые гомеопатические препараты не содержат активного компонента».

Можно ли из этого сделать вывод, что в некоторых гомеопатических препаратах всё-таки есть действующее вещество? (Спойлер: нет, не должно быть, иначе они не гомеопатические).

Вот пример риторического приема, когда вы говорите оппоненту:

«А вот тут вы правы!»

Это может быть воспринято им (или теми, кто наблюдает за вашим спором) эмоционально: как будто в других местах беседы он был неправ и только тут вы готовы с ним, так уж и быть, согласиться. С точки зрения логики, как мы обсуждали выше, тут нет ни ошибки, ни указания на то, что оппонент был неправ в остальных местах. Что вы ему и объясните, когда он возмутится и выразит несогласие, показав себя не с лучшей стороны.

Так иногда можно использовать ошибки, которые люди допускают в формальной логике из-за эмоций, себе на пользу.

Особенности вербального общения

Вербальный способ общения характерен исключительно для человеческой культуры. Только люди могут выражать свои мысли с помощью слов. Именно это и является главной отличительной чертой такой взаимосвязи. Кроме нее, можно выделить:

  1. многообразие стилей (деловой, разговорный, научный, художественный и другие);
  2. исключительность (словами можно описать любую знаковую систему);
  3. способность рассказать о человеке (культура, уровень знаний, воспитание, характер);
  4. закрепление выражений, фраз за определенными культурами, социальными группами (фашизм, коммунизм, нигилизм, демократия);
  5. необходимость для реализации в жизни (отсутствие вербальных навыков общения может стать непреодолимым препятствием в личном и профессиональном росте).

Формы и стили

Процесс передачи информации принимает формы, идентичные стилям, используемым в литературном жанре:

  • публицистическая – спокойное и грамотное донесение информации без эмоциональной окраски и оценки;
  • научная – допускает использование терминологии, свойственной излагаемой тематике;
  • официальная – «сухая» передача сведений;
  • художественная – «вкусная» информационная передача с эмоциональной окраской, способствующей формированию ярких образов;
  • разговорная – наиболее типичная форма с большим количеством подтипов.

Не все индивиды в равной степени владеют перечисленными стилями. Около 87% человек используют в жизни 1-2 формы общения.

b2ap3_medium_20201221-074739.png

Уроки логики

Собрав широкий спектр теоретических материалов, а также изучив и адаптировав опыт обучения прикладным формам логического мышления, мы приготовили ряд уроков для полноценного овладения данным навыком.

Урок 1. Логический анализ языка

Первый урок нашего курса мы посвятим сложной, но очень важной теме – логическому анализу языка. Сразу стоит оговориться, что эта тема многим может показаться абстрактной, нагруженной терминологией, неприменимой на практике. Не пугайтесь! Логический анализ языка – это основа любой логической системы и правильного рассуждения. Те термины, которые мы здесь узнаем, станут нашим логическим алфавитом, без знания которого просто нельзя пойти дальше, но постепенно мы научимся пользоваться им с лёгкостью.

Урок 2. Понятие в логике

Логическое понятие — это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках. Понятия бывают разных видов: конкретные и абстрактные, единичные и общие, собирательные и несобирательные, безотносительные и соотносительные, положительные и отрицательные, и другие. В рамках логического мышления важно уметь отличать эти виды понятий, а также производить новые понятия и определения, находить отношения между понятиями и совершать специальные действия над ними: обобщение, ограничение и деление. Всему этому вы научитесь в данном уроке.

Урок 3. Определение в логике

В первых двух уроках мы говорили о том, что задача логики – помочь нам перейти от интуитивного употребления языка, сопровождаемого ошибками и разногласиями, к более упорядоченному его использованию, лишённому двусмысленности. Умение правильно обращаться с понятиями представляет собой один из необходимых для этого навыков. Другой не менее важный навык – умение правильно давать определения. В этом уроке мы расскажем, как этому научиться и как избежать самых распространённых ошибок.

Урок 4. Логическое суждение

Логическое суждение — это форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо об окружающем мире, предметах, явлениях, а также отношениях и связях между ними. Суждения в логике состоят из субъекта (о чем идет речь в суждении), предиката (что говорится о субъекте), связки (что соединяет субъект и предикат) и квантора (объема субъекта). Суждения могут быть различных видов: простые и сложные, категорические, общие, частные, единичные. Также отличаются и формы связок между субъектом и предикатом: равнозначность, пересечение, подчинение и совместимость. Кроме того, в рамках составных (сложных) суждений могут быть свои связки, которые определяют ещё шесть видов сложных суждений. Умение логически мыслить предполагает способность правильно строить различные виды суждений, понимать их структурные элементы, признаки, отношения между суждениями, а также проверять является суждение истинным или ложным.

Урок 5. Законы логики

Перед тем как перейти к последней третьей форме мышления (умозаключению), важно понять, какие существуют логические законы, или, другими словами, объективно существующие правила построения логического мышления. Их предназначение, с одной стороны, в помощи построения умозаключений и аргументации, а с другой – в предупреждении ошибок и нарушений логичности, связанных с рассуждениями. данном уроке будут рассмотрены следующие законы формальной логики: закон тождества, закон исключённого третьего, закон противоречия, закон достаточного основания, а также законы де Моргана, законы дедуктивных умозаключений, закон Клавия и законы деления. Изучив примеры и выполнив специальные упражнения, вы научитесь целенаправленно использовать каждый из этих законов.

Урок 6. Умозаключение

Умозаключение — это третья форма мышления, в которой из одного, двух или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением или выводом. Умозаключения делятся на три вида: дедуктивные, индуктивные и умозаключения по аналогии. При дедуктивном умозаключении (дедукции) из общего правила делается вывод для частного случая. Индукция — это умозаключения, в которых из нескольких частных случаев выводится общее правило. В умозаключениях по аналогии на основе сходства предметов в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках. На этом занятии вы познакомитесь со всеми видами и подвидами умозаключений, научитесь строить разнообразные причинно-следственные связи.

Урок 7. Силлогизмы

Этот урок будет посвящён многопосылочным умозаключениям. Так же как и в случае однопосылочных умозаключений, вся необходимая информация в скрытом виде будет присутствовать уже в посылках. Однако, поскольку посылок теперь будет много, то способы её извлечения становятся более сложными, а потому и добытая в заключении информация не будет казаться тривиальной. Кроме того, нужно отметить, что существует много разных видов многопосылочных умозаключений. Мы с вами сосредоточимся только на силлогизмах. Они отличаются тем, что и в посылках и в заключении имеют категорические атрибутивные высказывания и на основании наличия или отсутствия каких-то свойств у объектов позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии у них других свойств.

Урок 8. Типы рассуждений

В предыдущих уроках мы поговорили о разных логических операциях, которые составляют важную часть любого рассуждения. Среди них были операции над понятиями, определения, суждения и умозаключения. Значит, на данный момент должно быть ясно, из каких компонентов рассуждения состоят. Однако мы ещё нигде не касались вопросов о том, каким образом может быть организовано рассуждение в целом и какими в принципе бывают типы рассуждений. Это и станет темой последнего урока. Начнём с того, что рассуждения делятся на дедуктивные и правдоподобные. Все виды умозаключений, рассмотренные в предыдущих уроках: умозаключения по логическому квадрату, обращения, силлогизмы, энтимемы, сориты, – представляют собой именно дедуктивные рассуждения. Их отличительный признак состоит в том, что посылки и заключения в них связаны отношением строгого логического следования, в то время как в случае правдоподобных рассуждений подобная связь отсутствует. Сначала поговорим подробнее о дедуктивных рассуждениях.

Играйте и выигрывайте

Разгадывайте кроссворды, играйте в лингвистические игры с друзьями, например, в Alias («Скажи иначе»). Еще одна интересная забава такова. Участники пишут на листочках по одному не очень длинному слову (4-5 букв), а затем перемешивают и вытаскивают случайную карточку. Далее все по очереди составляют расшифровки этих буквосочетаний. Например, МОЗГ можно расписать как «Маг оживил задушенного героя» или «Марк обожает занимать гривны». Если вы хотите усложнить игру, задайте всем фразам определенную тему.

Характеристики голоса

Интонация, громкость, тембр, ритм голоса могут служить примером сочетания двух типов общения. Одно и то же предложение зазвучит абсолютно по-разному, если чередовать перечисленные методы. От этого зависит и смысл, и оказываемый эффект на слушателя. В речи также могут присутствовать паузы, смех, вздох, которые окрашивают ее дополнительными красками.

Подведем итоги. Важно понять, что человек гораздо больше неосознанно передает своему оппоненту невербальными средствами, более 70% информации. Принимающий субъект же должен правильно интерпретировать во избежание недопониманий и ссор. Воспринимающий тоже больше оценивает посылаемые говорящим сигналы, эмоционально воспринимает их, но трактует все же не всегда верно.

Кроме того, человек говорит вербально всего 80% из того, что изначально задумывал передавать. Оппонент внимательно слушает, различая всего 60%, а затем забывая еще около десяти процентов информации. Потому очень важно учитывать невербальные знаки, чтобы помнить хотя бы предназначение, смысл послания адресата, который вам так хотели донести.

Развитие компонентов общения

На качество вербального общения напрямую влияют его основные компоненты:

  • речь;
  • письмо.

Развивать их можно регулярно. Грамотная речь требует обширного словарного запаса. Пополнять его рекомендуется следующими способами:

  • чтение книг;
  • прослушивание речей ораторов;
  • общение с интеллектуально развитыми людьми.

Грамотное письмо невозможно без знаний правил пунктуации. Их усвоению способствует чтение и практика – написание текстов. Причем делать это лучше ручкой на листе бумаги, а не путем набора слов на компьютере.

Вербальное общение – это многокомпонентный процесс, складывающийся из умений ярко говорить, слышать и слушать. Каждое из них поддается развитию и совершенствованию в течение всей жизни.

Книги и учебники по логике

На данной странице мы подобрали полезные книги и учебники, которые помогут вам углубить свои знания в логике и логическом мышлении:

  • «Прикладная логика».
    Николай Николаевич Непейвода;
  • «Учебник логики».
    Георгий Иванович Челпанов;
  • «Логика: конспект лекций».
    Дмитрий Шадрин;
  • «Логика. Учебный курс» (учебно-методический комплекс).
    Дмитрий Алексеевич Гусев;
  • «Логика для юристов» (сборник задач).
    А.Д. Гетманова;
  • «Логика. Учебник для юридических вузов».
    В.И. Кириллов, А.А.Старченко
  • «Логика. Учебник для средней школы».
    Виноградов С.Н., Кузьмин А.Ф.
  • «Логика. Учебник для гуманитарных факультетов».
    А.А.Ивин
  • «Логика».
    Иванов Е.А.
  • И другие.

Инакомыслие

Раз в день выбирайте 5-6 предметов из окружающей вас обстановки и называйте их иначе. Дверь станет «открывалкой», чайник — «кипятильником», хлеб — «выпеченкой» и пр.

Метод кластеризации

Эта техника идеально подходит для решения многих проблем и планирования. Берем волнующую нас тему — допустим, вложение денег. Вписываем это слово в рамочку в центре листа. Затем открываем поток сознания — выписываем чувства, мысли и словесные ассоциации, связанные со словом «конфликт». Далее каждое слово обводим и стрелочками обозначаем связи между всеми словоформами. Посмотрев на результат, вы увидите, что четко организовали собственные мысли.

Важность развития вербально логического мышления у детей

Развивать вербально логическое мышление у дошкольников нужно потому, что скоро дети приступят к учебе. С первых дней они будут изучать предметы, основанные на логике, и неподготовленным детям придется очень трудно.

Неразвитое вербально логическое мышление мешает усваивать знания, приводит к неумению выразить свои мысли, препятствует установлению нормальных контактов с учителями и другими детьми. Именно поэтому так сложна адаптация в нашем обществе глухонемых. Они ходят в специальные школы, их обучают по специальным методикам, у них даже есть свой язык.

Для того чтобы помочь ребенку, можно:

  • попросить его пересказывать мультфильмы;
  • сочинять вместе с ним сказки;
  • решать вместе с ним простые задачки на логику;
  • разгадывать загадки;
  • попросить его объяснить значение пословиц и поговорок.

Тренировка внутреннего голоса

Это упражнение помогает управлять речью. Возьмите любимый афоризм и произносите про себя с разной скоростью, громкостью, смысловыми акцентами. Теперь представьте, как та же фраза звучит в исполнении вашего лучшего друга; Николая Баскова; президента при его новогоднем обращении; иностранной поп-дивы, пытающейся говорить на русском. Далее попробуйте прочувствовать, как данная мысль воспроизводится у вас в груди, в правом локте, в левой пятке. Теперь мысленно «напишите» ее мелом на грифельной доске; краской на кирпичной стене; «вышейте» на полотенце…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...