Как лучше узнать ребёнка с помощью методики «Дом, дерево, человек»?

Содержание

Психологический тест человечки на дереве

Суть теста бесконечно проста.

Есть рисунок дерева. На нем человечки на разной высоте и в разных позах. Надо найти такого, которой вызывает стойкие ассоциации с собой любимым. В текущий момент времени, конечно. Далее следует интерпретация теста дерево с человечками.

Смотрим картинку. Думаем и выбираем. Где Вы на этом дереве?

derevo-chelovechki-test_1.jpg

Для контроля можно посмотреть и художественный аналог тест дерева с человечками. Здесь уже присутствует некоторая расшифровка характеров, эмоций, возраста и настроения. Если результат неизменен, читаем дальше.

derevo-chelovechki-test_2.jpg

Интерпретация рисунка «Мое дерево»

Определение наклонностей и особенностей характера человека

1. Человек, нарисовавший пальму или дерево экзотической породы, склонен к экстравагантности в своих поступках, рассуждениях, в манере одеваться. Он любит приключения, при которых получает массу новых впечатлений.

2. Того, кто нарисовал ель, отличают хорошие организаторские способности. Но в то же время, по характеру такой человек может быть эмоционально неуравновешен и испытывать чувство отверженности.

3. Люди, рисующие дуб, честны и прямолинейны, относятся к независимым натурам.

4. Человек, изобразивший березу, – ранимый, эмоциональный и чувствительный.

5. Плакучая ива говорит о неудовлетворенности жизненной ситуацией рисующего, сниженном настроении, поиске позитивных контактов, стремлении обрести твердую опору.

6. Нарисованная яблоня может выражать у женщины желание иметь ребенка, в некоторых других случаях подчеркивает инфантильность личности рисующего.

7. Дерево с пышной кроной рисуют обычно люди с развитой интуицией.

8. Человек, изобразивший дерево с голыми ветками, обладает чертами детской непосредственности.

9. Если изображается дерево с птицами на ветвях, под солнцем или луной, то это говорит о склонности человека обдумывать любые жизненные ситуации.

Расположение рисунка

1. Если нарисованное дерево находится в правой части листа, это значит, что человек имеет сильную потребность опереться на чей-то авторитет.

2. Расположение дерева в левой части листа указывает на привязанность к матери и прошлому.

3. Дерево, нарисованное строго по центру, говорит о потребности в систематизации своего жизненного опыта, а также указывает на что-то особенно значимое для этого человека.

4. Расположение дерева в верхней части листа указывает на желание избавиться от депрессивного состояния.

5. Расположение дерева в нижней части листа говорит о чувстве самобичевания и депрессивном состоянии.

6. Если человек повернул лист бумаги по горизонтали и при таком расположении листа нарисовал дерево, то это указывает на его рассудительность и независимый характер.

Некоторые особенности рисунка

1. Дополнительные объекты на рисунке говорят об эмоциональности и хорошем воображении человека.

2. Если вокруг дерева прорисован пейзаж, то это указывает на чувствительность и сентиментальность рисующего.

3. Нарисованные два дерева показывают на отношение рисующего к окружающему миру и его жизненную позицию.

4. Множество деревьев – нежелание подчиняться общепринятым нормам.

Размеры рисунка

1. Мелкое изображение дерева говорит о том, что человек не может проявить себя в жизни.

2. Изображение дерева больших размеров указывает на внутреннюю свободу человека.

Характерные детали рисунка

1. Наличие плодов на дереве показательно для людей, стремящихся к результативной деятельности и достижению цели.

2. Если вместо дерева человек рисует пень, то это говорит о его противоречивом характере.

3. Сломанное дерево – пережитое потрясение.

4. Недорисованная вершина дерева указывает на большие незавершенные планы.

5. Дерево, раздвоенное от ствола, рисуется обычно теми, у кого очень сильны родственные связи с сестрами и братьями и которые чаще всего разорваны или утрачены. Также такие деревья часто рисуют близнецы.

6. Ветка вместо дерева говорит об инфантильности человека.

7. Опущенные ветви – низкий жизненный тонус и нежелание прилагать какие-либо усилия для преодоления неблагоприятных жизненных ситуаций.

8. Если ветви дерева направлены вверх, то это указывает на оптимистический настрой и энтузиазм, иногда на стремление автора рисунка к власти.

9. Ветви, идущие в разные стороны, означают поиск в расширении контактов и самоутверждение себя.

10. Если ствол изображается без ветвей, это говорит о трудностях в установлении контактов.

11. Обозначение места, на котором стоит дерево, характерно для людей, которые нуждаются в утверждении себя и укреплении своего места в жизни.

Изображение листвы

Листья символизируют способность к установлению контактов с окружающим миром, а также говорят о психологической защищенности человека в этих контактах.

1. Если листва дерева изображена широким веером, то это говорит о хорошем взаимодействии человека с окружающими и о его контактности.

2. Если нарисованная листва скудная и чахлая – контакт с внешним миром очень слабый.

1. Листья острой формы означают стремление человека защищаться от опасности.

2. Листва, изображенная схематично, похожая на пустой круг говорит о непроявленной агрессивности.

3. Нарисованные падающие или опавшие листья указывают на разочарование в жизни, чувство одиночества.

4. Листва, направленная вверх, – стремление к лидерству и наличие цели.

5. Листья в большом количестве, тщательно прорисованные, указывают на педантичность, но в то же время на чувствительность и эстетическую потребность человека.

6. Круги в листве – чувство разочарования, одиночества, желание обрести покой.

7. Листва дерева, прорисованная кривыми линиями, означает открытое принятие окружающего мира и восприимчивость.

8. Листва в виде узора – обаяние, приветливость, женственность, доброжелательность.

9. Листва-сетка выказывает желание уйти от неприятностей и проблем.

Ствол дерева

1. Ствол, оторванный от земли, – недостаток контакта с внешним миром.

2. Ствол, расширяющийся книзу, – поиск устойчивого и стабильного положения в окружающем мире.

3. Ствол, сужающийся книзу, – изоляция и стремление укрепить свое Я.

4. Прорисованная кора на стволе указывает на осторожность и потребность в защите.

5. Ствол, нарисованный из одной линии, означает нежелание реально смотреть на вещи.

6. Ствол, не связанный с ветвями, – попытка убежать от реальности в мечты.

7. Ствол, связанный с ветвями и листвой, говорит о желании сохранить свой внутренний мир и хорошем интеллекте.

8. Если дерево изображается таким образом, что высота ствола больше величины кроны, можно говорить о преобладании у человека интереса к конкретным вещам, его умении жить в настоящем моменте.

9. Если размер кроны доминирует по отношению к размеру ствола – у автора рисунка хороший самоконтроль.

10. Ствол с наклоном влево рисует человек, пасующий перед агрессией.

11. Ствол с наклоном вправо означает, что человек ищет поддержки.

12. Ствол, как бы вырастающий из круга, изображает человек, чувствующий себя защищенным только в своем окружении.

13. Изображение на стволе дупла говорит о перенесенном заболевании или операции, а также о сексуальных переживаниях и травмах. Если дупло с птицами, то это указывает на потребность в защите и уюте.

Корни

Корни дерева указывают на среду, из которой вышел человек, и свидетельствуют о его любознательности, импульсивности.

1. Нарисованные корни меньше ствола – желание увидеть то, что интересует, или спрятанное.

2. Корни, равные по величине размеру ствола, – более сильное любопытство, чем просто увидеть интересующее.

3. Очень длинные корни говорят о чрезмерном любопытстве.

Штриховка

Штриховка дерева имеет большое значение при интерпретации рисунка. Она может быть ярче или бледнее, иметь различную форму. Исходя из этого и множества других признаков, можно делать определенные выводы о психологическом состоянии человека.

1. Затемнение листвы, ствола, корней является признаком тревожного состояния.

2. Однородная, не слишком интенсивная штриховка говорит о повышенной чувствительности.

3. Горизонтальные штрихи свидетельствуют о женственности, слабости, развитом воображении.

4. Вертикальные штрихи – признак настойчивости и решительности.

ВАЖНО!

Если вы применяете тест «Мое дерево» к себе самому, вы можете выявить психологические проблемы, эмоциональное состояние и жизненные ресурсы, которые даже не осознаете. Пусть полученное знание придаст вам силы и послужит толчком к осуществлению изменений в себе и своей жизни.

Характеристика психологической методики «Дом, дерево, человек

Каждый человек — отдельная определённая личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем больше становится кто сам собою, тем глубже и яснее проступают его самобытные черты.

Проективный тест для получения характеристик личности «Дом, дерево, человек» был предложен в конце 40-х годов ХХ века американским нейропсихологом Дж. Буком. Первоначально он использовался для исследования пределов работоспособности индивида на производстве, а также для определения особенностей его взаимоотношений с коллективом, что на тот момент было наиболее важным. Однако со временем последователи Бука адаптировали эту методику для детей, а также несколько упростили процедуру проведения диагностики. Целями исследования является оценка:

  • личностных качеств испытуемого;
  • уровня умственного развития;
  • социализации в кругу сверстников (особенно важно для малышей, которые поступают в детский сад).

Что касается возраста испытуемых, то впервые тест можно проводить с ребёнком после достижения им 3–4 лет, когда у малыша уже будут сформированы элементарные представления о правилах изображения объектов.

Тест “Дерево с человечками”

Тест “Дерево с человечками”

Автор этого теста — известный британский психолог Пип Уилсон (Pip Wilson). Он был создан для школьников с целью проверить, как они освоились в школе за первые три года. Однако позже выяснилось, что он актуален и для взрослых. Тест помогает человеку определить его настоящее и желаемое эмоциональное состояние и даже в какой-то степени осознать свое положение в обществе.

interpretaciya-testa-derevo-s-chelovechkami_3.jpg

Инструкция дается в следующей форме:

«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков.

В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

Расшифровка результатов теста:

Если вы выбрали позицию № 1, 3, 6 или 7, то это характеризует вас как целеустремленного человека, который не боится никаких препятствий и преград.

Если ваш выбор пал на один из следующих номеров: 2, 11, 12, 18 или 19, то вы общительный человек, который всегда окажет любую поддержку друзьям.

Выбор человечка под номером 4 определяет вас как человека с устойчивой жизненной позицией и желающего добиться всевозможных успехов без преодоления трудностей.

Номер 5 — вы часто бываете утомлены, слабы, у вас небольшой запас жизненных сил.

Выбор пал на человечка под номером 9 — вы веселый человек, любящий развлечения.

Номер 13 или 21 — вы замкнуты, часто подвержены внутренним тревогам и избегаете частого общения с людьми.

Номер 8 — вы любите уходить в себя, размышлять о чем-то своем и погружаться в собственный мир.

Если вы выбрали номера 10 или 15 — у вас нормальная адаптация к жизни, вы находитесь в комфортном состоянии.

Номер 14 — вы падаете в эмоциональную пропасть, скорее всего, подвержены внутреннему кризису.

Позицию номер 20 обычно выбирают люди с завышенной самооценкой. Вы прирожденный лидер и хотите, чтобы люди прислушивались именно к вам и ни к кому другому.

Выбор пал на человечка № 16? Вы ощущаете себя уставшим от необходимости поддерживать кого-то, но, возможно, вы увидели на этой картинке, что номер 17 вас обнимает — в таком случае вы склонны расценивать себя как человека, окруженного вниманием.

infourok.ru

Правильное проведение проективного рисуночного теста

Расстроенный мальчикРебёнок не должен испытывать ни физического, ни морального неудобства в процессе работы над тестом

Работа может проводиться и в группе, и индивидуально. Единственный нюанс состоит в том, что если приём реализуется в коллективе, то в объединении не должно быть более 4 человек. К слову, многие психологи отстаивают свою позицию относительно того, что наиболее подходящая форма работы всё же индивидуальная, так как в этом случае у экспериментатора появляется возможность задать какие-то наводящие вопросы.

Для работы испытуемый получает лист бумаги А4 и твёрдо-мягкий карандаш, чтобы в дальнейшем можно было оценить силу давления на лист. Алгоритм проведения диагностики таков:

  1. Экспериментатор на своё усмотрение определяет, какая модель проведения более продуктивна. Первая: ребёнок выдаётся согнутый в виде гармошки трижды лист (обычно это используется с детьми помладше). Каждый объект в этом случае будет изображаться на отдельных разворотах. Вторая модель: позволить испытуемому расположить все три иллюстрации на ровной бумаге (в этом случае для интерпретации появляется несколько новых и важных аспектов — удалённость конкретного объекта, нажим и так далее).
  2. Затем взрослый рекомендует: «Нарисуй дом, дерево и человека такими, как ты хочешь».
  3. В процессе выполнения задания организатор теста должен фиксировать все замечания, состояния и другие внешние проявления испытуемого. Особенно важным такое наблюдение будет для психолога на тот случай, если у испытуемого обнаружатся отклонения.
  4. После завершения работы над рисунком проводится индивидуальная беседа. Взрослый может попросить ребёнка объяснить, кого он нарисовал, а также узнать, в хорошем ли персонаж настроении, что влияет на его самочувствие и чем изображённый персонаж нравится испытуемому больше всего.

Время проведения теста ограничено лишь формально — 20–30 минут. Обычно дети справляются с поставленной задачей быстрее.

Рисующая девочкаДля объективного анализа экспериментатор должен внимательно наблюдать за всеми проявлениями ребёнка в процессе рисования

где применяется, её интерпретация профессионалами

Разработчиком теста “Дерево с человечками” является психолог Д.Лампен. Методика была адаптирована для русскоязычного пространства благодаря усилиям Л.Пономаренко.

С помощью этого теста специалистам по психологии достаточно просто выявить уровень адаптации ребёнка к школьным условиям в начальных классах и дать такому процессу адекватную оценку, а также спрогнозировать, насколько успешно будет осуществлён переход из 3-4 классов в 5 класс.

Область применения методики “Дерево с человечками”

interpretaciya-testa-derevo-s-chelovechkami_4.jpg Широкие возможности применения теста “Дерево с человечками” объясняются тем, что:

  1. Это графический тест и, выполняя его, дети рисуют и погружаются в образное мышление, которое в период 6-9 лет у них развито намного лучше, чем абстрактное, связанное со словами. Детям легче отождествить себя с каким-либо человечком, чем пытаться вникнуть в замысловатые вопросы психологического теста.
  2. Методика обладает высокой точностью и легко интерпретируется, что позволяет определить существующие и потенциальные проблемы ребёнка.

Содержание теста

Психолог, проводящий тест, раздаёт ученикам листы, на которых изображено дерево с человечками, расположенными на нём и под ним, отдельно или в группе. Фигурки человечков обязательно должны быть не пронумерованы, это критически важное условие достоверности полученных результатов.

Опытные психологи рекомендуют своим коллегам не предлагать детям перед началом теста подписывать листы именами и фамилиями, потому что выбор, который может сделать ученик, с большой долей вероятности будет продиктован стремлением либо угодить взрослым, либо скрыть действительное положение дел. Отсюда несложно сделать вывод: требование подписывать тест перед началом его выполнения, скорее всего, повлияет на результаты в худшую сторону.

Инструктаж перед началом выполнения теста

Специалист по методике говорит учащимся, чтобы они внимательно рассмотрели дерево, изображённое на листе, и человечков, которые расположены на нём и под ним. Затем каждый ученик разукрашивает фломастером красного цвета того человечка, который больше всего похож на него и который отражает его настроение и положение. После выполнения этого задания психолог предлагает взять фломастер зелёного цвета и раскрасить одного человечка на дереве. Это должен быть человечек, на месте которого желает находиться ребёнок, на кого он хотел бы быть похожим.

Что же делать в ситуации, когда учащийся желает разукрасить не одного человечка, а двух или нескольких? Специалисты в подобном случае настоятельно рекомендуют не ограничивать волю ребёнка

и, в то же время, попросить его отметить, на кого из человечков он похож в первую очередь, на кого во вторую очередь и т.д. Эта информация о порядке выбора человечков при интерпретации методики может оказаться очень полезной и информативной.

Интерпретация результатов методики

Толкование результатов теста “Дерево с человечками” необходимо делать исходя из следующих факторов:

  1. Каких человечков выбирает ребёнок, какое положение фигурок показывает его реальное и желаемое положение в будущем.
  2. Существуют ли различия между реальным и желаемым положением, насколько выбранные человечки далеки друг от друга.

Разумеется, интерпретация методики разработана не только в результате её практического применения, но и при сопоставлении данных, полученных во время проведения теста, и данных, полученных при наблюдении за поведением детей. Кроме того, важная информация, помогающая верно истолковать результаты методики, была предоставлена в разговорах с педагогами и родителями, а также во время бесед с учащимися.

Для того чтобы специалистам было удобнее и проще делать свою работу, каждому человечку присваивается определённый номер.

Отдельно следует сказать, что дети, выполняющие задание из методики, зачастую ошибочно трактуют положение фигурки с номером 16, считая, что он не несёт на себе человечка с номером 17, а находится в его объятиях и получает от него поддержку.

Теперь рассмотрим интерпретацию теста, которая поддерживается большинством психологов, по каждому человечку:

  • interpretaciya-testa-derevo-s-chelovechkami_5.jpgпозиции один, три, шесть, семь показывают чёткую и характерную установку, направленную на преодоление трудностей;
  • позиции два, одиннадцать, двенадцать, восемнадцать, девятнадцать интерпретируются как коммуникабельность и способность давать и получать поддержку;
  • позиция четыре характеризует ребёнка, которого устраивает существующее положение и которому нужна стабильность и устойчивость, при этом ему хотелось бы добиться больших успехов, но не прикладывая к их достижению значительных усилий;
  • позиция пять раскрывает перед специалистом мир быстро утомляющегося ученика, страдающего от застенчивости и общей слабости;
  • позиция девять рассказывает о ребёнке с ярко выраженной мотивацией на развлечения и отдых;
  • позиции тринадцать и двадцать один демонстрируют нам выбор тревожного, отстранённого и замкнутого учащегося;
  • позиция восемь выбирается ребёнком, не интересующимся процессом учёбы и отстранённым от него, а также погружённым в себя;
  • позиции десять и пятнадцать показывают, что ученик чувствует себя комфортно и проблем с адаптацией к школьным условиям у него нет;
  • позиция четырнадцать, разукрашенная фломастером красного цвета, с помощью которого ребёнок выделяет своё реальное положение, должна насторожить психологов, занимающихся интерпретацией результатов теста, так как маленький член общества явно находится в кризисном состоянии и оценивает свою ситуацию, как падение в пропасть;
  • позиция двадцать чаще всего выбирается учениками, стремящимися к лидерству или с чрезмерно завышенной самооценкой.

Другие варианты применения методики “Дерево с человечками”

С помощью этого теста можно диагностировать не только проблемы адаптации к школьной жизни, но и трудности, возникающие у ребёнка при взаимодействии с социумом. Психолог предлагает маленькому члену общества найти на предложенном дереве себя, а также близких ему людей, например, мать, отца, брата или сестру, затем исходя из результатов теста, можно определить трудности, существующие в семье тестируемого ребёнка. Методика иногда используется для выявления учителей и воспитателей, жестоко обращающихся с детьми и унижающими их. Для этого нужно попросить ребёнка обозначить на дереве себя и его педагога, а затем верно интерпретировать полученные результаты.

psiho.guru

Область применения методики «Дерево с человечками»

derevo-chelovechki-test_9.jpg Широкие возможности применения теста «Дерево с человечками» объясняются тем, что:

  1. Это графический тест и, выполняя его, дети рисуют и погружаются в образное мышление, которое в период 6-9 лет у них развито намного лучше, чем абстрактное, связанное со словами. Детям легче отождествить себя с каким-либо человечком, чем пытаться вникнуть в замысловатые вопросы психологического теста.
  2. Методика обладает высокой точностью и легко интерпретируется, что позволяет определить существующие и потенциальные проблемы ребёнка.

Психолог, проводящий тест, раздаёт ученикам листы, на которых изображено дерево с человечками, расположенными на нём и под ним, отдельно или в группе. Фигурки человечков обязательно должны быть не пронумерованы, это критически важное условие достоверности полученных результатов.

derevo-chelovechki-test_10.jpgОпытные психологи рекомендуют своим коллегам не предлагать детям перед началом теста подписывать листы именами и фамилиями, потому что выбор, который может сделать ученик, с большой долей вероятности будет продиктован стремлением либо угодить взрослым, либо скрыть действительное положение дел. Отсюда несложно сделать вывод: требование подписывать тест перед началом его выполнения, скорее всего, повлияет на результаты в худшую сторону.

Другие варианты применения методики “Дерево с человечками”

С помощью этого теста можно диагностировать не только проблемы адаптации к школьной жизни, но и трудности, возникающие у ребёнка при взаимодействии с социумом. Психолог предлагает маленькому члену общества найти на предложенном дереве себя, а также близких ему людей, например, мать, отца, брата или сестру, затем исходя из результатов теста, можно определить трудности, существующие в семье тестируемого ребёнка. Методика иногда используется для выявления учителей и воспитателей, жестоко обращающихся с детьми и унижающими их. Для этого нужно попросить ребёнка обозначить на дереве себя и его педагога, а затем верно интерпретировать полученные результаты.

Инструктаж перед началом выполнения теста

Специалист по методике говорит учащимся, чтобы они внимательно рассмотрели дерево, изображённое на листе, и человечков, которые расположены на нём и под ним. Затем каждый ученик разукрашивает фломастером красного цвета того человечка, который больше всего похож на него и который отражает его настроение и положение. После выполнения этого задания психолог предлагает взять фломастер зелёного цвета и раскрасить одного человечка на дереве. Это должен быть человечек, на месте которого желает находиться ребёнок, на кого он хотел бы быть похожим.

Что же делать в ситуации, когда учащийся желает разукрасить не одного человечка, а двух или нескольких? Специалисты в подобном случае настоятельно рекомендуют не ограничивать волю ребёнка и, в то же время, попросить его отметить, на кого из человечков он похож в первую очередь, на кого во вторую очередь и т.д. Эта информация о порядке выбора человечков при интерпретации методики может оказаться очень полезной и информативной.

Тест (1, 2, 3, 4 класс) по теме: Методика «Дерево» Л.П. Пономаренко

Посетите мой «Блог практикующего психолога» – stotestov.ru . Там вы найдете ещё много интересных и полезных методик для психологической диагностики.

ТЕСТ «ДЕРЕВО» (АВТОР Д. ЛАМПЕН, В АДАПТАЦИИ Л.П. ПОНОМАРЕНКО)

Методика «Дерево» Л.П. Пономаренко может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.

Содержание методики:

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (ЭТО ВАЖНО! ФИУГРЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БЕЗ НУМЕРАЦИИ).

Не рекомендуется предлагать учащимся сразу подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор (когда берешь у ребёнка лист с выполненным заданием, скажи ему: «подпиши»). По этой же причине (может повлиять на выбор ребенка) не рекомендуется давать стимульный материал (лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков) с подписанными номерами фигур.

Инструкция дается в следующей форме:

«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков или самостоятельно обозначают одним цветом две позиции.

В этом случае не следует ограничивать их выбор.

Если вы заметили такое во время проведения методики (или когда ребёнок сдавал вам свой лист с деревом), попросите ответить кого первого, а кого второго из двух/трех (и такое бывает!) человечков ребенок закрасил.

Соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

Интерпретация результатов:

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

Человечки с подписями

№ позиции фигурки

Характеристика

1, 3, 6, 7

характеризует установку на преодоление препятствий

2, 11, 12, 18, 19

общительность, дружескую поддержку

4

устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

5

утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

9

мотивация на развлечения

13, 21

отстраненность, замкнутость, тревожность

8

отстраненность от учебного процесса, уход в себя

10, 15

комфортное состояние, нормальная адаптация

14

кризисное состояние, «падение в пропасть»

20

часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

Здесь можете взять диагностический бланк с человечками без подписей. (http://www.stotestov.ru/product/дерево-тест-лампен)
Или скачать компьютерную версию теста «Дерево с человечками». (http://www.stotestov.ru/product/komp-test-derevo/)

Источник методики в печати: Л.П. Пономаренко. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. — Одесса: Астра-Принт, 1999.

Посетите мой «Блог практикующего психолога» – stotestov.ru . Там вы найдете ещё много интересных и полезных методик для психологической диагностики.

nsportal.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...