Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

Основателем методики считается Тамара Дембо. В 1962 году тест имел одно направление – изучение счастья. В 1970 году психологом Сусанной Рубинштейн был создан сложный механизм, при помощи которого исследуется самооценка и уровень притязаний по многим направлениям. Методику объединили и назвали ее по имени двух женщин.

Направления исследования:

  • состояние здоровья;
  • умственные показатели;
  • описание характера;
  • счастье.

Виды самооценки

В психологии, в зависимости от того, насколько правильно оценивает себя человек, можно выделить 2 основных вида самооценки: адекватная, неадекватная.

Адекватной считается мнения человека о себе , совпадающее с действительностью. В ином случае, когда самооценка резко расходится с мнением окружающих – она неадекватная. При этом самомнение может быть завышенным или заниженным.

При заниженной оценке развивается неуверенность в себе, которая проявляется во всей деятельности человеке.

Противоположность – завышенная самооценка. В этом случае человек считает себя идеальным или близким к этому.

Еще один критерий — стабильность самооценки. Она может быть стабильной или поддаваться влиянию внешних факторов (плавающая). В первом случае мнение человека о себе остается неизменным в любых ситуациях. При плавающей оценке себя – она меняется в зависимости от успехов и поражений, от мнения окружающих, а именно от одобрения или осуждения.

Что такое самооценка человека?

Мы часто слышим такое понятие, как «самооценка». Его используют не только профессиональные психологи, преподаватели или врачи, об этой личностной характеристике мы можем услышать и в бытовом общении. Что же это такое? Самооценкой называют представления человека о собственной важности и ценности для окружающих, а также это оценка своих недостатков и положительных качеств, эмоций, чувств самим человеком.

методика дембо рубинштейн самооценка

Тест Дембо-Рубинштейн: инструкция и задание

Методика проста для применения. Необходимо провести на листе бумаги четыре вертикальные черты. Названия линий: «Здоровье», «Умственные способности», «Характер», «Счастье». К данному списку можно добавить дополнительные шкалы: «Оптимистические качества», «Степень удовлетворенности собой» и пр.

Параметры каждой шкалы:

  • высота – 100 миллиметров;
  • 1 балл равен 1 миллиметру линии;
  • посередине каждой шкалы стоит точка;
  • на концах каждой шкалы есть горизонтальные черточки (верхняя черта – наиболее высокая оценка по исследуемому параметру, нижняя черта – самая низкая).

Испытуемому необходимо:

  1. Горизонтальной чертой «–» отметить свой текущий уровень.
  2. Кружочком «о» – то место, где бы он хотел находиться между этими двумя чертами (состояние удовлетворенности).
  3. Крестиком «х» – то место, где он может оказаться в случае реальной оценки собственных возможностей.

Важная информация! Тест выполняется до того, как будут читаться результаты. Невыполнение условия повышает риск ошибочной расшифровки.

12 минут – максимальное время на выполнение теста.

Область применения

Методики Дембо-Рубинштейн и А. М. Прихожан активно используются как для индивидуального тестирования, так и для группового:

  1. В образовательных учреждениях.
  2. В кабинете психолога.
  3. При профориентации или профессиональной переподготовке.
  4. Для определения качеств сотрудника при принятии на работу.
  5. При изучении себя и самоанализе.
  6. При желании человека что-то изменить в своей жизни.

Причин прибегнуть к данным методикам на самом деле – огромное множество. Ведь познать себя – это правильно рассчитать свои силы, умения и навыки, когда вы находитесь в социуму:

  1. Область применения методикиУчитесь в школе или вузе.
  2. Работаете в любом коллективе.
  3. Посещаете секции и кружки.
  4. Встречаетесь с друзьями и знакомыми.

Методика поможет переоценить себя и, возможно, скорректировать свое отношение к себе самому. А это напрямую скажется и на поведении, и на отношении к окружающим людям.

Научиться адекватно оценивать себя — это не просто, поэтому при тестировании необходимо прибегнуть к помощи профессионального психолога.

к содержанию ↑

Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)

По Айзенку предлагается ряд утверждений, описывающих состояния. Используя лист самооценки, человек проставляет 2 балла, если ему часто присуще подобное, 1 балл — редко и 0 баллов, если указанного состояния у него не бывает. Для примера, это следующие строки с утверждениями:

  • не ощущаю уверенности в себе;
  • зачастую краснею из-за мелочей;
  • беспокойно сплю.

Всего дается 4 группы по 10 фраз с кратким описанием состояний.

Оценка и интерпретация баллов

По окончании прохождения теста результаты обрабатываются их подсчетом.

  • 1 группа фраз по состояниям проверяет тревожность;
  • с 11 по 20 вопрос — фрустрация (состояние, проявляемое при неудаче, тщетном ожидании и т. д.);
  • 3 группа — агрессивность;
  • 4 — ригидность (твердость, неспособность меняться или реагировать под ситуации).

Далее методика диагностики самооценки заключается в отнесении подсчитанных балов по каждой категории фраз к малому, среднему и значительному проявлению тревожности (либо агрессивности, а также ригидности и фрустрации). Так по 1 категории значение от 0 до 7 баллов трактуется, как малая тревожность, до 14 баллов — средняя, а от 15 до 20 получает чрезмерно тревожный человек.

Описание состояний (Айзенк)

По результатам теста самооценка психических состояний может показать норму по всем категориям или отклонение от нее. Далее, к примеру, при повышенной ригидности дается рекомендация не менять место работы или личную жизнь. А человек с агрессией оценивается, как имеющий трудности в общении.

Что такое? Для чего?

Самооценка. Дембо-Рубинштейн

Данная методика активно используется в целях установления личностных проблем и способов их решения. Тест представляет собой четыре основные шкалы. После того, как испытуемый ответит на все вопросы, с ним проводится беседа с подробным выяснением причин именно таких ответов. Одним из параметров может стать самооценка. Дембо и Рубинштейн в своем методе преследовали цель определить уровень счастья. Однако он оказался достаточно универсальным.

Работу по этому методу проводят в школах с детьми, на приемах у психологов, а иногда и с заключенными для выяснения мотивов и причин совершения преступления. К сожалению, этот метод может не каждому подойти по причине своей очевидности. Однако чаще всего он работает.

Методика Дембо — Рубинштейн может быть весьма полезна во многих случаях. Ее очевидное преимущество заключается именно в универсальности. Дело в том, что помимо четырех основных шкал исследователь, как и исследуемый, может добавить любую шкалу оценки. Это как раз и расширяет диапазон применения метода.

Как считать результат?

методика дембо-рубинштейн

Далее необходимо подвести итоги. Тест Дембо — Рубинштейн отличается своей простотой в подсчете количества баллов. Как уже было обозначено, высота каждой шкалы равна ста миллиметрам. На основании этого и производится подсчет баллов.

Отметка на расстоянии семидесяти миллиметров от нулевой точки будет равна семидесяти баллам. Таким же способом происходит измерение каждого параметра. Затем точно так же измеряют уровень отметок о желаемом уровне.

По этим показателям можно делать выводы.

Исследование самооценки: оценка и интерпретация результатов

Рассматриваемая методика выявляет уровень самооценки, а также уровень притязаний человека любого возраста (ребенка-школьника, взрослого).

Уровень самооценки по шкале измеряется от знака «о» до знака «–». Показатель притязаний личности – количество баллов от «о» до «x».

Нестандартная ситуация возникает, когда уровень притязаний ниже, чем оценка личности (расстояние от «x» до «–»). В данном случае баллы записываются со знаком минус. Заключительный этап всех измерений – подсчет количества баллов.

Важно! При подсчете суммарного балла шкала, описывающая состояние здоровья, не учитывается. Она рассматривается в качестве тренировочной шкалы, помогает человеку разобраться, каким образом проходить тестирование. В случае необходимости информация анализируется отдельно.

Высота самооценки

Интерпретация самооценки по этой методике:

  • Результат находится в диапазоне от 50 до 74 баллов. Можно говорить о нормальном уровне самооценки у испытуемого. Психологи считают, что человек себя реально оценивает.
  • Число находится в диапазоне от 75 до 100 баллов – завышенная самооценка. У подростка или взрослого человека имеются отклонения, связанные с формированием личности. Необходима беседа с психологом. Перечень возможных проблем: отсутствие самокритики, повышенные требования к людям.
  • Количество баллов ниже 50, показатель свидетельствует о заниженной самооценке. Проводимые исследования свидетельствуют о наличии следующих проблем: неготовность для получения нового опыта, боязнь развития в профессиональной сфере, отсутствие веры в собственную мечту. Бывают ситуации, когда человек сам навязывает себе низкий уровень самооценки для того, чтобы иметь возможность не принимать ответственных решений. Необходима работа психолога.

Уровень притязаний

Расшифровка:

  1. Диапазон от 75 до 89 баллов – нормальный уровень притязаний. Данные говорят о том, что человек адекватно оценивает свои способности.
  2. Диапазон от 90 до 100 баллов – высокая степень притязаний. У испытуемого полностью отсутствует самокритика. Такой человек обычно уверен, что он наделен редкими выдающимися способностями.
  3. Менее 60 баллов – низкий уровень притязаний. В данном случае человек не может нормально развиваться. Наблюдается полное отсутствие стремлений для достижения целей. Испытуемому кажется, что любая идея обречена на провал.

Как проводится исследование?

Человеку или группе людей выдаются листы со шкалами и обозначениями либо 4-х, либо 7-ми критериев. В течение 10-12 минут предлагается поставить определенные значки на трех уровнях:

  • я – сегодня – ставим черточку;
  • я – идеальный – ставим нолик;
  • я – достаточный – ставим крестик.

После чего измеряются отрезки между данными параметрами, которые и расскажут вам о том, какая у вас самооценка и что надо делать, чтобы изменить ее. Чем больше отрезок – тем ниже самооценка.

Методика Дембо-Рубинштейна: бланк ответов.

к содержанию ↑

Литература

Энциклопедия психодиагностики. Диагностика детей под редакцией Д.Я. Райгородского, Бахрах-М, Самара, 2007

Источник — «http://wiki.myword.ru/index.php/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B8_%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%B1%D0%BE-%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%88%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%BD._%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D0%BD»

Стимульный материал:

Слова, обозначающие отдельные качества личности : аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринужденность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, принципиальность, высокомерие, радушие, развязность рассудочность, решительность, сдержанность, стыдливость, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм .

ИНСТРУКЦИЯ

1 этап: «Выберите из предложенного списка слов 20 качеств, которые на Ваш взгляд должны быть присущи идеальному человеку. Проставьте рядом с выбранными качествами галочки (во 2 колонке)»

2 этап: «Из выбранных 20 слов выберите наиболее неприятное для Вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке «идеал») цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее…»

3 этап: «Из этих же 20 слов выберите качество, наименее характерное для Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке «Реальное Я» цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее…»

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИКИ САМООЦЕНКИ

1. Найти значения d, d 2 , S d 2

где d – разность номеров рангов. Внести в таблицу:

1.    

2.    

3.    

4.    

5.    

6.    

7.    

8.    

9.    

10.    

11.    

12.    

13.    

14.    

15.    

16.    

17.    

18.    

19.    

20.    

d

d 2

S d 2 =

2 . По формуле Роджерса подсчитать коэффициент корреляции рангов:

r =1 – (6 S d 2 /(n 3 -n)) ,

где d – разность номеров рангов, n – число рассматриваемых свойств (20)

Нормативы :

Если r стремится к +1, то это указывает на завышенную самооценку;

Если r стремится к -1, то это указывает на заниженную самооценку;

При -0,5 < r< +0 ,5 – самооценка нормальная

Бланк МСЛ

Идеал

Качества

Реальное Я

Аккуратность

Беспечность

Вдумчивость

Вспыльчивость

Гордость

Гру­бость

Доброта

Жадность

Жизнерадостность

Завистливость

Зас­тенчивость

Злопамятность

Искренность

Капризность

Легковерие

Мечтательность

Нежность

Непринужденность

Нерешительность

Несдержанность

Обидчивость

Осторожность

Педантичность

Подозрительность

Принципиальность

Высокомерие

Радушие

Развязность

Рассудочность

Решительность

Сдержанность

Стыдливость

Терпе­ливость

Трудолюбие

Трусость

Увлекаемость

Упорство

Уступчивость

Упрямство

Черствость

Честность

Чуткость

Эгоизм

1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало
говорить или делать что-то?

а) очень часто — 1 балл;

б) иногда — 3 балла.

2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:

а) постараетесь победить его в остроумии — 5 баллов;

б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора — 1 балл.

3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:

а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда — 5 баллов;

б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств — 1 балл;

в) в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить — 3 балла.

4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:

а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то
оригинальное — 3 балла;

б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его — 4 балла;

в) обидитесь, но не подадите вида — 1 балл.

5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?

а) да — 1 балл;

б) нет — 5 баллов;

в) не знаю — 3 балла.

6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите:

а) духи, которые нравятся вам — 5 баллов;

б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга,
хотя вам лично они не нравятся — 3 балла;

в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче.

7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в
которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?

а) да — 1 балл;

б) нет — 5 баллов;

в) не знаю — 3 балла.

8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?

а) да — 1 балл;

б) нет — 5 баллов;

в) иногда — 3 балла.

9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?

а) да — 5 баллов;

б) нет — 1 балл;

в) не знаю — 3 балла.

10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:

а) голубой — 1 балл;

б) желтый — 3 балла;

в) красный — 5 баллов.

Подсчет баллов

50—38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль…

37—24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

23—10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас муча-сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом… Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

azps.ru/tests/3/test12.html

Дополнительные приемы к методике Дембо-Рубинштейн

К дополнительному приему относится анализ поведения людей во время тестирования.

Признаки неустойчивой самооценки:

  • множество зачеркиваний (смена поставленной черты на более низкую и наоборот);
  • слишком медленное выполнение задания.

Признаки, указывающие на завышенное мнение о себе:

  • желание привлечь внимание окружающих во время выполнения задания;
  • слишком быстрое его выполнение (человек боится задуматься и по-настоящему оценить свой уровень, признать несостоятельность в каких-либо сферах).

Еще один дополнительный способ – индивидуальная беседа после окончания тестирования. Человека просят пояснить, каких людей он считает счастливыми, назвать причины собственных неудач. Таким же образом обсуждаются все остальные шкалы.

Пройди тест – пойми, кто ты

Протестировать себя по методике на выявление самооценки Дембо-Рубинштейн не трудно. А эффект от результата теста огромен. Вы увидите себя как бы со стороны и начнете совершенствоваться.

Помните, что неверная самооценка может очень сильно навредить в будущем.

Еще Сократ сказал, что «Я знаю, что я ничего не знаю» — было ли это низкой самооценкой или показателем ума? Ведь чем умнее человек, тем он чувствует себя более незнающим. Четкий ответ на этот вопрос дала бы методика Дембо-Рубинштейн. Жаль, Сократ жил задолго до ее появления.

Еще раз о методике самооценки по Дембо-Рубинштейн:

Наша интересная группа Вконтакте:

Цель проведения теста среди младших школьников

Проведение такой работы по методике Дембо — Рубинштейн для младших школьников для определения уровня самооценки может быть крайне важно для ребенка. Выявление слишком высокой или низкой самооценки на ранних этапах может помочь дальнейшему гармоничному развитию личности.

шкала самооценки дембо-рубинштейн

Чрезмерное угнетение ребенка в семье, конфликты со сверстниками, проблемы с преподавателями играют очень важную роль в становлении самооценки человека, особенно маленького. Вот почему так важно увидеть эту проблему как можно раньше и постараться нейтрализовать раздражающий фактор. Методика Дембо — Рубинштейн помогает выявить проблемы на ранних стадиях.

Метода оценки личности по принципу «Лесенка»

Сам тест «Лесенка» предусматривает в самом начале то, что малышу дают листок, с нарисованной лестницей и объясняют какая из ступеней соответствует тем или иным качествам. Далее стоит смотреть, на какую из них поставит сам себя ребенок на схематическом рисунке – в любом случае оптимальным показателем есть то, что он ставит себя на верхние. Если же это будут нижние ступеньки – самооценка в этом случае занижена, неадекватна, характеризирует неуверенность в себе и собственных силах.

Такая расстановка может говорить о нарушениях в личностной структуре ребенка, при суровом отношении со стороны родителей и воспитании, так сказать тоталитарным режимом в семье. Также не уверены в собственных силах, имеют заниженную самооценку дети, которыми родители не занимаются вообще.

тест

Когда она начинает формироваться?

Самооценка не может формироваться без наличия еще одного личностного свойства — самосознания. Оно возникает в детском возрасте, приблизительно до 3-х лет, когда ребенок осознает свою автономность от матери, идентифицирует себя с определенным полом и начинает проявлять себя как личность (т. наз. «семизвездие кризиса» этого возраста). Когда ребенок подрастает, у него появляется возможность на элементарном уровне оценивать себя и анализировать отношение окружающих к себе. В этом возрасте мы можем говорить о зачатках самооценки, так как она формируется продолжительное время и пребывает в динамике всю жизнь.

Применение методики в работе с детьми

дембо-рубинштейн для младших школьников

При работе с детьми наглядно объясняют и разбирают суть работы. Разбирается сущность задания на тренировочной шкале здоровья. После чего дети приступают к работе самостоятельно, а руководитель только объясняет непонятные моменты и следит за правильностью хода работы.

После того, как дети позиционируют себя на всех семи шкалах, им предлагают ввести собственные параметры. На другом бланке или на оборотной стороне того же дети должны сами нарисовать и отметить свое положение на шкале, параметр которой задали самостоятельно.

В работе с детьми, в отличие от работы со взрослыми и подростками, от них не требуют отметить желаемый уровень, а лишь только тот, на котором, по их мнению, они находятся в данный момент.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...