«Иногда банан — это не просто банан». Психоанализ Зигмунда Фрейда в 10 простых вопросах и ответах

Содержание

Психоанализ кратко

В рамках психоанализа внимание уделяется бессознательным процессам психики и мотивам человека. При этом, в основе лежит конфликт между сознанием и ситуациями, вытесненными в бессознательное.

Главной причиной этого процесса является влияние социума. Человек, как биологический объект, желает получать удовольствие и избегает боли. Но на него действуют правила, установленные в обществе. Они фиксируются в сознании. При этом, желания подвергаются цензуре и, как неугодные, вытесняются в бессознательное. Это происходит со всеми желаниями человека, о которых он не позволяет думать в силу установок или запретов, сформулированных внешней средой.

Кратко о теории

Когда Зигмунд Фрейд занялся психоанализом и представил миру свое видение душевных проблем, общественность восприняла учение «в штыки». Новая теория противоречила всем канонам: религии, науке, философии, социальным устоям, культуре. Но, зародившись в конце 19 века, и поныне теория используется ведущими психиатрами мира.

Ученый посвятил свою жизнь тому, чтобы понять психику человека и определить составляющие, мотивирующие его действия. Основная идея теории – убеждение, что душевная природа не имеет перерывов, и из одного события рождается следующее.

Не всегда можно проследить цепочку последовательностей. Но то, что произошло в детстве, обязательно окажет свое влияние (хоть и неосознанно) в дальнейшей жизни. Теория Фрейда кратко интерпретируется так: каждый поступок, желание, мысль – это сознательное либо бессознательное намерение, «растущее» из прошлого.

Обратите внимание! Задача аналитика – разобраться в душевных переживаниях, найти скрытые связи событий и установить истинные причины поступков.

Предыстоия и автор теории психоанализа

Краткая предыстоия и автор теории психоанализа

Оосновоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд.

Учёный, чьи исследования во многом перенаправили развитие психиатрии, родился на территории нынешней Чехии в 1856 году, но политические волнения, происходившие в Европе в то время, заставили семью перебраться в Лейпциг, а затем в Вену.

О своём детстве Фрейд вспоминать не любил: жить пришлось в бедном квартале со скандальными соседями, где стремление к образованию, скорее, высмеивалось, чем поощрялось.

Любопытно, что позже именно детскими впечатлениями З. Фрейд объяснит в своей теории подсознательные поступки человека уже во взрослой жизни, но как его собственное детство сказалось на последующих поступках, психоаналитик так и не упомянул.

Согласно общественным устоям того времени, мальчик из еврейской семьи мог поступить не во все высшие учебные заведения, но медицина относилась к разрешённым образовательным направлениям.

Зигмунд её и выбрал, но чисто к прикладной терапевтической деятельности относился прохладно. Его больше интересовали исследования психологии, тайны сознания человека.

В то время в психиатрии было популярно лечение психических расстройств и отклонений с помощью гипноза, молодой студент им и увлёкся.

Затем некоторое время работал в лаборатории Жана Шарко — известнейшего тогда учёного, открывшего известный метод терапии психических отклонений с помощью сильно направленного контрастного душа.

Предыстоия возникновения и автор теории психоанализа

Позже Фрейд работал в лабораториях многих крупных европейских психологов (и вспоминал потом об их наставлениях с искренней благодарностью), но вскоре незавидное материальное положение и стремление к самостоятельности побудили его открыть собственный неврологический кабинет, где он и начал проверять на практике основы своей будущей теории психоанализа.

Суть её состояла в следующем. Если раньше психиатрическое исследование состояния больного основывалось на наблюдении за его поведением, поступками и реакцией на какие-то явления, то Фрейд стал базироваться на беседах с пациентами, исследовании мотивации их поступков и выявления различных ассоциаций, которые могли бы эти поступки вызывать.

При этом молодой учёный создавал максимально комфортные условия для опрашиваемого, так появилась знаменитая кушетка Фрейда, на которую он укладывал больных для достижения состояния расслабленности во время разговора.

Снам и ассоциациям учёный придавал очень большое значение, интересуясь их природой. Одно время это даже привело психолога к употреблению кокаина, но пагубную зависимость ему всё-таки удалось преодолеть.

Одной из первых известных его работ стала книга «Толкование снов», которая и стала основой его знаменитой теории.

к содержанию ↑

Как Фрейд представлял себе устройство психики?

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд не систематизировал свое учение о человеке. У него была собственная схема, но он предпочитал демонстрировать ее в действии, описывая случаи из практики.

Одна из лучших систематизаций теории Фрейда представлена в книге «Словарь по психоанализу» Жана Лапланша и Жана-Бертрана Понталиса. Они показали, что Фрейд пользовался двумя топиками (то есть схемами), под которыми и понимается учение об устройстве психики.

В первой топике речь шла о том, что у психики есть две основные инстанции: нижняя — бессознательное, верхняя — сознательное. Между ними существует инстанция цензуры, также бессознательная. Бессознательное имеет природу энергии, это резервуар напряжений (или влечений).

Влечения стремятся вырваться наружу и захватить власть, но цензура — ее природа довольно загадочна — ставит им преграду и заставляет влечения выходить наружу окольными путями.

Во второй топике психика состоит уже из трех уровней, которые определяются знаменитыми терминами «Оно», «Я» и «Сверх-Я» (их также называют «Ид», «Эго» и «Суперэго»). «Оно» — это бессознательное, и его природа все та же: вытесненные влечения. На верхнем уровне Фрейд расположил «Сверх-Я» — тоже скорее бессознательную, чем сознательную инстанцию. Она формируется под воздействием воспитания и представляет собой интериоризированные образы родителей — это не просто воспитание и система запретов, но и идентификация себя с родителями, а также формирование собственного идеала «Я».

Таким образом, во второй топике действуют уже две разнонаправленные инстанции — «Оно» и «Сверх-Я», а между ними находится не имеющая энергии прослойка «Я». Функция «Я» — управлять энергетическими потоками, реагировать на давление сверху и снизу. «Я» ничего не может, но при этом оно сознательно. В этой схеме «Я» еще более очевидно, чем раньше, представляется вторичным и производным относительно бессознательного.

Интересно, что трехчастная топика напоминает картину души, нарисованную Платоном: он описывал ее как колесницу с двумя конями, черным и белым, и возницей, который ими управляет. У Фрейда мы тоже видим два двигателя — условно черный и условно белый — и «Я» в качестве возницы (отметим, что Фрейд не давал «Оно» и «Сверх-Я» этической оценки).

Кстати, теория Фрейда об инстанциях психического аппарата — это первая в философии разработанная теория, согласно которой психика состоит из частей и не является чем-то цельным. До Фрейда господствовало представление о том, что душа едина (так считали, например, Платон и Декарт). Но с появлением понятия бессознательного говорить о частях стало легко. Эта идея получила развитие в современной аналитической философии сознания: например, философ Дэниел Деннет говорит, что у сознания нет никакого организующего центра и его части находятся в состоянии самоорганизации (Фрейд таких далеко идущих выводов не делал).

Из истории

Фрейд

Основателем психоанализа является Зигмунд Фрейд (1856-1939) — знаменитый австрийский психолог, психиатр и невролог. Практикуя в разных больницах, постепенно накапливал опыт, чтобы потом оформить его в одну чёткую и обоснованную теорию.

  1. Долгое время работал с пациентами, страдающими от невротических и истерических черт характера.
  2. Затем консультировал детей-афатиков (с нарушениями речи). Выявил, что их проблемы обусловлены не физиологией, а именно психическими реакциями.
  3. Проходил стажировку у знаменитого невролога Ж.-М. Шарко, изучая общий парез.

В результате обширной и разносторонней практики в 1895 году он написал книгу «Исследования истерии». Это первая теоретическая основа психоанализа. Именно в ней сформулирована мысль о том, что причинами большинства психических расстройств являются подавленные, скрытые в бессознательном воспоминания о психотравмирующих ситуациях из детства. Здесь же Фрейд высказал предположение, что все они так или иначе связаны с сексуальными влечениями.

В 1900 году вышла вторая крупная работа — «Толкование сновидений». В ней описано значение снов для психики человека. По его мнению, именно они раскрывают суть бессознательного, которое проявляется в виде символов. Их нужно только расшифровать. В этой же книге представлена подробная «топографическая модель психики», её структура и принцип работы. Согласно ей, социальные запреты и рамки воспитания вытесняют неприличные сексуальные влечения в область бессознательного. Данный процесс практически всегда заканчивается чувством повышенной тревожности и развитием психических расстройств.

zigmund-frejd.jpgЗигмунд Фрейд (1856-1939)

Психоанализ Фрейда (фрейдизм) в дальнейшем постоянно развивался, расширялся и критически переосмысливался. На его основе появлялись новые школы, течения и ответвления от классической теории. Чаще всего их возглавляли бывшие коллеги и ученики Фрейда. Например, А. Адлер и К. Г. Юнг. Хотя во многих вопросах они резко расходились во мнениях со своим учителем.

Юнг

Многие специалисты отмечают, что психоанализ Юнга — направление, кардинально отличающееся от фрейдизма. Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский психиатр и педагог, разработавший учение об архетипах. Это структурные элементы коллективного бессознательного (существуют архетипы младенца, девы, матери, возрождения, духа, трикстера и др.). С их помощью можно растолковать не только сны, но и мифы разных народов. Цель юнговского направления (как её определял сам психоаналитик) — индивидуация личности. Это процесс психического развития, когда в полной мере реализуются индивидуальные способности (таланты) и уникальные особенности человека.

Особую популярность получила юнговская концепция психологических типов. В основе классификации — психологическая установка (экстравертная или интровертная) и психические функции (мышление, чувства, ощущения, интуиция).

Неофрейдизм

Вторая, более поздняя волна возникновения новых психоаналитических течений, — неофрейдизм. Самые яркие представители — Э. Фромм, К. Хорни, Г. С. Салливан, Ж. Лакан и др. Они пытались найти общие точки соприкосновения психоанализа с общественными и гуманитарными науками.

Эрих Фромм (1900-1980) — немецкий социолог, социальный психолог, философ, представитель Франкфуртской школы. Является основоположником неофрейдизма и фрейдомарксизма. Связал психоанализ Фрейда с марксизмом и этикой.

Карен Хорни (1885-1952) — американский психолог, ключевая фигура неофрейдизма. Перенесла акцент с сексуальных влечений как основных мотиваторов человеческого поведения на воздействие окружающей социальной среды. Свои взгляды и идеи изложила в книге «Новые пути в психоанализе».

В России

В России данное направление стало невероятно популярным в 1920-х гг. Иван Дмитриевич Ермаков (1875-1942) — русский психиатр и психолог, попутно был художником и литературоведом. Считается пионером фрейдизма в СССР. Основал Государственный психоаналитический институт, перевёл на русский язык работы Фрейда и Юнга. Начиная с 1930-х гг. психоанализ подвергся гонениям и был предан забвению вплоть до 1990-х гг.

Современный психоанализ насчитывает более 20 школ и течений. Их теория и подходы к лечению расстройств различаются настолько кардинально, что найти у них один исток крайне затруднительно.

Область применения и гарантии

Кратко о психоанализе Зигмунда Фрейда и области применения теории можно сказать следующее: профессор упоминал о том, что психоанализ в классическом его понимании не рассчитан на людей старше 50 лет. Объяснял он это тем, что люди постарше уже утратили гибкость душевных переживаний, на которые и направлено действие терапии.

Не рекомендуется устраивать сеансы психоанализа в отношении близких людей. Фрейд писал, что чувствует растерянность в вопросе о родственниках и говорил о том, что не верит в индивидуальное воздействие на их подсознание. Также некоторые пациенты перед началом работы просят устранить какое-нибудь один определенный симптом, однако врач не может нести ответственности за избирательную силу анализа.

Задеть можно то, что «не нужно», как минимум ассоциативным методом. Обычно психоанализ – это очень длительный процесс, который может затянуться на годы. Фрейд отмечал, что дает возможность каждому своему пациенту сказать «стоп» и оборвать лечение в любое время. Однако непродолжительное лечение может создать эффект незаконченной операции, что в будущем может только усугубить ситуацию. Подробнее область применения метода описана в работах Зигмунда Фрейда.

Эффективность и результаты психоанализа

Опыт многих людей, прошедших психоанализ, показывает, что результатом психоанализа как метода и как практики являются перемены в жизни, которые люди оценивают как положительные.

Психоанализ — это позитивный ресурс для изменений, и большинство людей, которые им воспользовались, уже в процессе психоанализа отмечают, что их взаимоотношения с другими становятся более стабильными и эмоционально наполненными. Они лучше находят выход из различных жизненных ситуаций и внутренних конфликтов. Становятся более успешными в материальном и в социальном плане.

Затраты времени и денег, а также непростые переживания, связанные с прохождением анализа, как правило, всегда окупаются.

Завершившие анализ говорят, что психоанализ помог им избавиться от мучительных переживаний, и они чувствуют себя более уверенными в жизни и счастливыми.

Э. Фромм и его концепция «экзистенциальной дихотомии»

Немецкий философ, психоаналитик Э. Фромм, последователь учения Фрейда, привнес в психоанализ понятия экзистенциализма, а также марксизма. Он сформулировал свою концепцию в книге «Душа человека». Понятие «экзистенциализм» можно определить как философию выживания, которая стоит на двойственности человеческой сущности. Дихотомия – это раздвоенность, постепенное деление на две сущности, внутренняя связь которых более ощутима, чем внешняя. Примером может служить человек, который по сути своей является биологическим существом, но наличие у него разума выводит его из этого круга, делает в природном мире чужаком, разделяет его и природу.

Философия экзистенциализма и психоанализа – это, по определению Фромма, гуманистический психоанализ, призванный изучать личность человека с точки зрения взаимоотношений его и общества, а именно отношение человека к себе, окружающим его людям и обществу.

Огромное значение Фромм придавал любви. Он утверждал, что возникновение чувства, его развитие меняют человека, делают его лучше, открывают в нем скрытые глубины, качества, способные его облагородить, поднять на небывалую высоту. В нем проявляется ответственность за другого, чувство привязанности к любимому, к целому миру. Это ведет человека от пагубного эгоизма к гуманистическим чувствам и альтруизму.

Второй этап

На основании пересмотра концепции в философии психоанализа Зигмунда Фрейда бессознательное получило некоторые уточнения. Дальнейшее его изучение привело к тому, что к инстинктивным позывам были добавлены еще два – смерть и жизнь. Именно в это период была описана структура психики, а также концепция конфликта между бессознательным и сознательным как принцип человеческого существования.

современная западная философия психоанализ

Компоненты психики

Человеческая психика состоит из Сознательного и Бессознательного. Они не равнозначны: Бессознательное пытается подавить сознание и заставить индивида следовать своим первичным влечениям: Эросу и Танатосу. Эрос вызывает сексуальное желание, Танатос – потребность в смерти, собственной и чужой. Если первичные влечения сливаются, человек становится маньяком. Он не способен руководствоваться принципами реальности и видит мир искаженным, созданным для удовлетворения его желаний. Потребность достижения гармонии между компонентами психики заставляет его совершать убийства и преступления сексуального характера.

фото 821

В чем суть действия методики на практике?

Основным отличием методики психоанализа от иных вариантов лечения душевных проблем на момент ее появления было то, что данный способ позволял бороться не с психологическими недугами или эмоциональными проблемами, а с причинами их возникновения. То есть методика устраняла не следствие, а причину. Проводя аналогию с любым физическим заболеванием, можно сказать, что психоанализ человека лечит патологию, а не просто снижает интенсивность симптомов.

Суть действия методики на практике гораздо проще, чем это может показаться при ознакомлении с ее теорией. Все проводимое лечение можно представить в виде лестницы в многоэтажном доме. Каждое из теоретических положений – это лестничный пролет, который следует преодолеть пациенту психотерапевта. Площадки на этажах – моменты осознания достигнутых результатов пациентом. Иногда это образное строение бывает сложным, и в виде многоэтажного дома предстает не весь курс, а только прохождение одного из его этапов.

На практике психоанализ – это постепенное приведение человека к осознанию того, что от него прячет мозг. То есть к выявлению бессознательных мотивов, процессов, которые и являются истинными «двигателями» в жизни, а заодно и становятся причиной различных проблем и сложностей.

Человек на приеме у психотерапевта

Однако освобождение или же выявление бессознательно протекающих процессов, определение истинных причин эмоциональных проблем и мотивов поведения и тяги к чему-либо вовсе не являются финальной целью, завершением практического курса. Этот момент особенно выделял, подчеркивал автор психоанализа, акцентируя внимание на том, что высвобождение потаенных желаний, признание пациентом их наличия – это лишь часть терапии, но не ее результат.

Результатом является излечение человека или же избавление его от каких-либо страстей, порицаемых обществом наклонностей или иных эмоциональных проблем, которые и стали причиной визита в кабинет доктора.

Достигается данная цель полным осознанием скрытого. После того как человек понимает и признает свое бессознательное «я», начинается процесс его осмысления, включающий в себя и поиск вариантов коррекции истинных движущих мотивов. Этот финальный этап терапии может длиться в разы дольше, чем преодоление всех положений на пути к нему.

Зачем Фрейду понадобился Танатос и как он объясняет влечение к смерти?

В следующей важной теоретической работе — книге «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) — Фрейду пришлось пересмотреть часть положений своей теории.

Необходимость реформировать теорию появилась в связи с последствиями Первой мировой войны. Военные неврозы, возникавшие у ветеранов боевых действий, было невозможно объяснить через нарушения организации либидо, которыми объясняли обычные неврозы.

Мысли Фрейда получили новый стимул, когда он увидел игру полуторагодовалого ребенка: тот бросал катушку, за нитку привязанную к руке. Когда катушка исчезала из поля зрения ребенка, он кричал: «Там!», а притянув катушку к себе, констатировал: «Здесь». Фрейд увидел в этой игре тренировку общего умения лишаться и привыкать к отсутствию объекта, а в катушке — символ сокровища, от матери до собственной жизни.

С помощью этой аналогии Фрейд объяснил происхождение военных неврозов у людей, вернувшихся с Первой мировой: по его мнению, у них была недостаточно натренирована способность переживать боль. Эти люди не были морально готовы к перенесенным ужасам и к смерти на войне.

В этой же теории Фрейд добавляет к списку влечений еще одно — влечение к покою. Его Фрейд связывал с влечением к смерти, или Танатосом. Как и либидо (или Эрос), Танатос может быть направлен на себя или вовне — это нирвана и агрессия соответственно. Танатос, направленный на себя, неразрывно связан с Эросом, направленным на себя (или любовью к себе), а Танатос, направленный вовне, связан с Эросом, направленным вовне (с любовью к внешнему объекту). По сути, учение о Танатосе стало продолжением идеи нарциссизма, под которым Фрейд понимал любовь к себе (работу либидо, направленного на Я-объект).

Идея нарциссизма вообще соприкасается с важнейшими философскими учениями, недаром Фрейд употребляет для нее также выражение «принцип нирваны» с отсылкой к буддизму. Очень важное для человека на протяжении всей взрослой жизни умение — положительно относиться к бытию, ценить его само по себе. К сожалению, очень часто это умение человек обретает лишь в зрелом возрасте, когда и бытия-то осталось немного, а иногда вовсе не обретает его.

Что входит в основу

Сознание — что это в психологии

Кратко психоанализ можно представить, как метод исследования психологических процессов, находящихся за гранью сознания. Теория учитывает взаимосвязь всех гипотез о функциях и строении психического аппарата и рассматривает их в целом.

В основе современного психоанализа лежат такие направления:

  • Теория, дающая определения поведению и развитию индивида;
  • Исследования мотивов через свободные ассоциации, толкование сновидений. Это позволяет извлечь наружу скрытые предпосылки, приведшие к расстройству психики;
  • Методика лечения, включающая:
  1. анализ переноса и сопротивления;
  2. толкование источника конфликтов (интерпретацию);
  3. проработку, как заключительный этап, приводящую к перестройке психики.

Основная цель аналитика – избавление психики исследуемого от скрытых механизмов, породивших конфликтные ситуации. Это позволяет перенаправить пациента на реализацию позитивных желаний и помочь ему адаптироваться в обществе.


Что скрыто за гранью сознания

Дополнительная информация. В ходе психодинамического подхода специалист старается добиться от пациента осознания существования бессознательных конфликтов, благодаря чему повлиять на поведение и персональные отношения.

Первый этап

В начале своей практики, собирая и анализируя экспериментальные данные, Фрейд делает удивительные выводы о наличии в психике людей ранее не известных образований, имеющих определенную структуру и характеристики. На основании сделанных выводов он описывает их как сознание, подсознание и бессознательное.

Несмотря на то что западная философская школа делала акцент на сознании, философия психоанализа Фрейда все внимание уделяла бессознательному. Она определяет его как часть психики, куда выталкиваются неосознанные человеком желания, находящиеся за пределами разума и вневременного пространства.

Теоретические основы психоанализа по Фрейду

Душевная жизнь человека представлена 3-мя уровнями, расположенными вертикально относительно друг друга. Изучение этих областей составляет основу психоанализа.

Уровни человеческой психики

Область Определения
Бессознательное Данная область психики находится за пределами сознания и основана на инстинктах. За «ширмой» могут прятаться чувства, переживания, мысли запретного характера, а также вытесненные воспоминания.
Эта часть души неподвластна времени. Иногда события из детства могут проникнуть в сознание, придав старым воспоминаниям новые краски.
Предсознание Определяется, как память, лежащая на поверхности бессознательной области. Поэтому является доступной и легко извлекается наружу. На таком «складе» хранится информация о недавних событиях. Здесь же находятся приятные воспоминания, любимые мелодии, профессиональные навыки и т.п.
Сознание Эта область вмещает в себя то, что человек чувствует, переживает, осознает в конкретный момент своей жизни. Данный участок психики постоянно обновляется. Предыдущие элементы сознания не испаряются – одни оседают в предсознании, другие (наиболее неприятные) уходят в глубокое забытье и хранятся в бессознательном до определенного момента

Если описать кратко Фрейда теорию, то личность – это айсберг, в основании которого лежат инстинкты, побуждения, психическая энергия. Верхушку венчает ясное сознание, под ней прослойкой располагается предсознательная масса.

Уровни психики человека

Уровни психики человека

Из всех 3-х областей основную роль в психике индивида играет именно бессознательная часть. Человека к достижению целей направляют инстинкты:

  • основной – жизненная энергия (или либидо), зиждется на сексуальной природе;
  • инстинкт смерти – агрессивная составляющая.

Количество живой энергии, ее появление, распределение, перемещение оказывают влияние на особенности поведения, мышления, переживания, а также приводят к психическим расстройствам. Инстинкт смерти включает механизмы защиты.

Неудовлетворенные желания и явление сублимации

Разделение психики на сознательную и бессознательную составляющие приводит к внутрипсихологическим конфликтам. Сознание вытесняет дурные желания и влечения. Но они не исчезают, а прячутся в «закромах» бессознательной области.

Обратите внимание! Из-за неудовлетворенности возникают напряжения, с которыми и должен справиться психоаналитик.

Способы решения внутренних конфликтов

Составляющая Особенности
Сновидения Они отражают скрытые нереализованные желания. Когда один и тот же сон повторяется многократно, это свидетельствует о конкретной потребности. Если желание не воплотить, оно становится помехой на пути самовыражения
Сублимация Осознанное перенаправление жизненной энергии с сексуальной темы на социальные, творческие, интеллектуальные цели. Это определенная форма защиты психики от внутренних конфликтов. Сублимированную энергию можно назвать двигателем цивилизации
Компенсация Чтобы неудовлетворенные желания не приводили к тревожному состоянию, их нейтрализуют. Если энергия не может найти выход, она перенаправляется на преодоление препятствий. Благодаря напористости и работоспособности, личность достигает успеха
Защита В психике существуют механизмы, начинающие включаться на фоне возникших напряжений. Они подавляют, искажают или отвергают ситуацию, провоцирующую конфликт

Последняя составляющая в преодолении внутреннего душевного напряжения мешает исследовать бессознательную область. Чтобы справиться с подобной трудностью, психология Фрейда предлагает метод анализа, помогающий пациенту осознать причину неудовлетворенности и справиться с конфликтом.

Защитные механизмы

Психологическая тактика личности направлена на сглаживание аффективных неприятных состояний. Механизмы защиты удерживают конфликты на бессознательном уровне, не допуская их на вершину «айсберга». Компенсацию и сублимацию можно считать составляющими защитной тактики. Кроме них, психика пользуется и другими механизмами:

  • проекция помогает переложить ответственность на других людей, приписывая им свои проблемы;
  • замещение использует перенаправление агрессии на иной объект, более безответный и приемлемый на текущий момент;
  • регрессия возвращает к модели поведения, свойственной раннему периоду, менее тревожному;
  • отрицание – это игнорирование угрозы жизнедеятельности;
  • подавление блокирует сознание или вытесняет из него тревожные моменты;
  • рационализация – почти творческий процесс, позволяющий создать легенду, оправдывающую настоящие мотивы собственного поведения и возникших неудач;
  • реактивная формация подменяет факторы, спровоцировавшие напряженность, на противоположные.
Защитный механизм психики

Защитный механизм психики

Не каждый индивид способен полностью противостоять конфликтам. Бывает сложно сдерживать защитные механизмы, из-за чего возникает риск развития невротической тревоги, импульсы которой способны захлестнуть сознание.

Сублимация по Фрейду

Отец психоанализа считал, что этот механизм психологической защиты способствовал появлению многих произведений искусства. Как уже было сказано выше, сублимация относится к разряду зрелых психологических защит.

В чем же заключается понятие сублимации? Психоаналитическая теория Фрейда трактует его следующим образом. Иногда не одобряемые обществом импульсы человек сознательно превращает во что-то такое, что человечество считает прекрасным. То есть некоторая энергия либидо, которая не может найти выход в том состоянии, в каком она существует, направляется самим человеком в иное русло. К примеру, мужчина, страстно желающий чужую жену, но не разрешающий себе никаких поползновений в ее сторону, может начать писать прекрасные стихи от этой любовной тоски.

Фрейд полагал, что наше общество может считаться развитым и зрелым лишь потому, что в нем присутствует сублимация как механизм психологической защиты. Сам ученый уделил большое внимание концепции влияния культуры на социум, а также развитию последнего. Но не оставил без внимания и развитие личности.

Механизмы психологической защиты

Основатель психоанализа утверждал, что психика человека, настроенная на удовольствие и проявление агрессии, создает защиту. Это оформляет поведение в приемлемые для общества рамки.

  • Отрицание. Человек на бессознательном уровне отрицает очевидные факты. Например, вред наркотических веществ или разрушительность отношений.
  • Вытеснение помогает избавиться от неприемлемых стимулов. На их место помещаются стимулы, угодные для общества или нравственных установок самого человека. Благовоспитанность, сформированная у ребенка строгими родителями, может ограничивать его в потребности вести себя более раскрепощенно.
  • Проекция появляется, когда человек не может смириться со своими истинными побуждениями, чувствами и желаниями. Он переносит их на тех, кто ими не обладает. Отсюда появляются истории про поступки людей, которых они не совершали.
  • Идентификация обратное явление проекции. В данном случае, человек приписывает себе чужие, но желанные для него, качества. Человек наделяет себя, например, смелостью, не характерной ему.
  • Рационализация. Человек находит для своих действий разумное объяснение. Но, при этом, в основе его поступков лежат причины, болезненно отзывающиеся в его сознании.
  • Включение. Травмирующие стимулы обесцениваются за счет их внесения в систему более сильных стимулов. Например, проблемы в семье становятся менее значимыми на фоне глобальных проблем экономики страны и уровня жизни.
  • Замещение. Один объект воздействия замещается другим, более слабым. Например, человек выплескивает свой гнев на членов семьи вместо начальника, разозлившего его. При этом, начальник выступает фигурой, более сильной по влиянию.
  • Изоляция. Травмирующие стимулы вытесняются в бессознательное. За счет их влияния могут наблюдаться расстройства: деперсонализация и расщепленность личности.
  • Регрессия. При защите наблюдается возврат к предыдущим стадиям развития. Человека возвращается к поведению, которым он пользовался, например, в подростковом периоде.
  • Реактивное образование. Побуждения человека преобразуются в противоположные явления, близкие к тем, что одобряется социальной средой. Например, добрый человек может вести себя озлобленно.
  • Сублимация. Энергия от непозволительных проявлений направляется в другие сферы жизни. Например, потребность в адреналине оценивается обществом неоправданно бессмысленной. Поэтому человек выбирает профессию, связанную с риском. При этом, другие люди будут одобрять такой выбор.

Что такое проекция и рационализация?

Понятия проекции и рационализации тоже связаны с гносеологией и теорией познания. И проекция, и рационализация свидетельствуют о том, что мы часто видим такие причины своих чувств и поступков, которые не имеют ничего общего с настоящими причинами.

В околопсихоаналитической речи под проекцией понимается склонность людей приписывать другим качества, которые есть у них самих. Но Фрейд понимал проекцию более широко и глубоко. С его точки зрения, проекция близка понятию нагрузки — это склонность человека видеть причины своих чувств во внешних объектах, в то время как мы сами нагружаем объекты собственными отношениями.

Например, человек проснулся отчего-то в дурном настроении, и ему кажется, что в этом виноваты жена, ребенок, собака. А в другой день он просыпается и у него все в порядке — и вот уже и жена любимая, и ребенок умница, и собака замечательная.

Другой пример: мы ощущаем враждебность к какому-то человеку по неизвестным нам, бессознательным причинам, но поскольку мы испытываем потребность как-то объяснить себе возникшее чувство, нам начинает казаться, что этот человек сам относится к нам неприязненно, а мы лишь отвечаем ему. Так мы бессознательно помещаем в окружающий мир причины наших чувств. (К слову, проекция — эффективный инструмент для понимания бреда при параноидной форме шизофрении. Это тот случай, когда первичным нарушением, по всей видимости, является патологический аффект, острое переживание страха или настороженности, вероятно, из-за биохимических нарушений в работе мозга. Однако человек должен как-то себе объяснить свое состояние: раз страх — значит, происходит что-то опасное. Так рождается бред преследования.)

Рационализация — это склонность человека объяснять свои поступки внутренней мотивацией, а не внешними причинами.

Допустим, человеку под гипнозом сделали отсроченное внушение, сказав: «Через пять минут после того, как ты проснешься, ты подпрыгнешь и хлопнешь в ладоши». Человек просыпается и через пять минут подпрыгивает, хлопает в ладоши и восклицает что-то вроде: «Вспомнил, куда положил ключи!» Человек подпрыгнул из-за внушения, но не знает об этом и поэтому чувствует необходимость объяснить себе свой поступок (причину человек придумывает, разумеется, бессознательно).

Психосексуальные стадии развития личности

Фрейд был убежден, что истоки невротических расстройств надо искать в детских переживаниях пациентов. Таким образом, он стал первым теоретиком, указавшим на важность исследования детства для понимания природы психики.
По его мнению, базовые черты личности человека формируются почти полностью к пятому году жизни.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

З. Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития: оральная стадия (0-1,5 года), анальная стадия (1,5-3 года), фаллическая стадия (3-6 лет), латентная стадия (6-12 лет), генитальная стадия (12-18 лет).
Для каждой из этих стадий характерна своя эрогенная зона, свои новообразования и свои особенности.

Подведение итогов

Теория психоанализа Фрейда кратко и понятно была изложена в данной статье. Подводя итог, можно сказать, что данный метод является одной из попыток понять, те особенности человеческой психики, что ранее были непостижимы. В современном мире, термин «психоанализ» используется в следующих сферах:

  1. В качестве названия научной дисциплины.
  2. Собирательное название комплекса мероприятий, посвященных исследованиям работы психики.
  3. Как метод лечения невротических расстройств.

Многие современные ученые часто подвергают критике теорию Зигмунда Фрейда. Однако на сегодняшний день, те понятия, что были введены в обращение этим ученым, являются своеобразной базой науки психологии.

Продолжительность психоанализа

Продолжительность психоанализа определяется задачами, которые вы перед собой поставите. Он может длиться несколько недель или месяцев, а может — и несколько лет. Психика — сложный и тонкий инструмент, требующий внимательного изучения и обращения.

Если вам нужно разобраться в какой-то конкретной ситуации, которая вызывает у вас затруднения, то 3-5 сессий может быть достаточно.

Но если вы хотите личностных изменений, изменений в отношениях  и в жизни в целом, то нужно понимать, что быстро научиться играть на инструменте своей души никак не получится. Потребуется систематическая работа, как правило, 2 сессии в неделю по 45-50 мин в определенное фиксированное время.

Но вы всегда должны знать, что длительность анализа вы определяете самостоятельно и всегда сможете обсудить с вашим аналитиком  дату завершения анализа.

Читайте также: «Правила психоаналитической терапии»

© Снежана Белкина, психолог-психоаналитик

методы психоанализа

Роль культуры

Для Зигмунда Фрейда, философия была способом анализа влияния культуры на человека. По его мнению, культура — внешний цензор личности, определяющий нормы и границы допустимого. Процесс развития культуры напрямую связан с чувством удовлетворения. Эволюция культуры отдаляет человека от природы, удовлетворения первобытных влечений, и делает его несчастным.

Ограничение природных желаний вызывает чувство вины. Фрейд был убежден, что культура подавляет естественные желания человека к агрессии и разрушению. Его коллега и последователь Карл Юнг в начале своей деятельности был солидарен с Фрейдом, но позднее изменил свое мнение. Юнг более подробно рассмотрел влияние либидо на человека и его стремление к творчеству. На основе учения Фрейда Юнг создал собственную теорию об архетипах – образах, формирующихся в коллективном бессознательном, и влияющих на восприятие людей.

Показания к началу применения

Психоанализ в психологии это наиболее «медицинская» его часть, метод лечения некоторых заболеваний и коррекции имеющихся личностных проблем.

Его рекомендуют применять в таких ситуациях:

  • тревожные состояния,
  • навязчивые слова, действия, мысли,
  • панические атаки,
  • неврозы различного проявления и происхождения,
  • различные зависимости,
  • фобии,
  • депрессивные состояния,
  • психосоматические заболевания,
  • конфликтность, частые стрессы,

    Психоанализ в психологии. Что это такое, определение, представители, основные идеи, преимущества, недостатки, методы

  • семейные проблемы,
  • личные и сексуальные проблемы.

Методы психоанализа

  • Метод свободных ассоциаций. Пациент повествует о событиях своей жизни, высказывая все, что приходит ему в голову в текущий момент. При этом, он должен в своем рассказе добраться до проблемы, не зависимости от того, какое сопротивление оказывает на это его мозг. Фрейд считал, что все ассоциации важны – в них может быть спрятан ключ проблемы.
  • Объяснение сопротивления. Клиент не только рассказывает все, что приходит ему на ум, но и дает оценку сопротивления. При этом, всплывают новые факты, способные повлиять на ситуацию.
  • Анализ сновидений. По мнению Фрейда, сновидения несут важную информацию о жизни человека и его проблемах. Через образы, являющиеся во сне, могут открываться важные стороны внутреннего конфликта.
  • Эмоциональное преувеличение. В ходе терапии, когда клиент понимает причины и недостатки своих действий, его намерения на изменение ситуации оцениваются, как положительная тенденция и получают одобрение от терапевта.
  • Интерпретация. В ходе терапии неясные моменты должны быть разъяснены до понятных и очевидных фактов.

Значение теорий доктора Фрейда для психологической науки

Такими смелыми и интересными были основные теории Фрейда, предложенные им в начале прошлого века. Однако они не теряют своей актуальности и поныне.

Именно благодаря доктору Фрейду исследователи души человеческой стали, наконец, уделять должное внимание переживаниям, которые человек испытал в детстве. Именно благодаря Фрейду сегодня мы знаем о существовании бессознательного и понимаем, насколько оно значимо для нашей психологии. И именно благодаря этому ученому нам открылись механизмы психологических защит, которые помогают справляться с трудностями повседневной жизни.

теория фрейда психология

Однако и сейчас психоанализ постоянно критикуется самими психологами и людьми, никак не связанными с этой наукой. Затрагивается как само учение, так и личность его основателя. Однако какой бы неоднозначной не казалась теория Фрейда, психология без нее вряд ли была бы психологией.

Толкование сновидений

толкование сновидений в психоанализе

В основе работы со сновидениями лежит идея, что они, даже в большей степени чем свободные ассоциации, являются источником подсознательного материала. Чем более травматична информация, тем лучше она защищена и зашифрована и, соответственно, тем больше ее значение для клиента. Иногда сновидения вполне очевидно сообщают нам о наших устремлениях, обычно это происходит в тех случаях, когда желаемое не является запретным с точки зрения морали и идеалов. В большинстве же случаев содержимое сновидения приходится интерпретировать, потому что оно выражает наши тайные устремления в символической форме. Задача интерпретации сновидений весьма сложна и требует от психолога немалого опыта и интуиции, ведь некоторые символы могут иметь для пациента особое значение, другие же, несмотря на их кажущуюся значимость нет. По этой причине даже общепринятые значения часто требуют тщательной проверки через работу с клиентом.

Эдипов комплекс и Комплекс Электры

Концепция философии Фрейда включает глубокий анализ сексуальных желаний человека. Ученый полагал, что они формируются в детстве и проявляются как Эдипов Комплекс или Комплекс Электры.

В основу описания комплексов, легли на наблюдения Фрейда за детско-родительскими отношениями и способами проявления привязанностей у мальчиков и девочек. Он установил, что мальчики гораздо больше внимания уделяют матери, стремятся обнять или поцеловать ее, требуют постоянного внимания. Если мать предпочитает больше времени проводить со своим мужем, а не сыном, мальчик начинает ревновать. Бессознательно он испытывает к матери сексуальную тягу и воспринимает отца, как соперника. Девочки демонстрируют привязанность к отцу и показывают негативную реакцию на его отношение к матери.

В чем заключаются основные этапы практического применения методики?

Применяемый на практике психоанализ Фрейда включает в себя следующие этапы:

  • накопление информации;
  • время «свободных ассоциаций», рассказов о фантазиях, сновидениях, в некоторых случаях – о страхах, навязчивых идеях;
  • период интерпретации, то есть обозначения наличия внутренних конфликтов и их характеристик;
  • понимание и анализ наличия психологического сопротивления, а также переноса собственных желаний или же дистанционирования от них, подавления;
  • проработка и закрепление – финальная часть терапии, включающая в себя коррекцию психики.

Эти этапы во время проведения практической терапии применяет каждый институт психологии. И психоанализа по иным этапам быть не может. Обусловлено это вовсе не тем, что современные психотерапевты являются последователями доктора Фрейда, а тем, что без соблюдения подобной очередности действий анализ, а соответственно и терапия, попросту неосуществимы.

Разве можно без накопления материала и сбора информации определить, в чем кроется проблема обратившегося за помощью человека? Разумеется, нет. Даже правильно интерпретировать фантазии или же растолковать сны пациента, предугадать его реакции на внешние раздражители без накопленной информации не представляется возможным.

Рассказы о снах и фантазиях тоже важны. Сны – поток бессознательных ассоциаций, желаний, эмоций, отношения к чему-либо. То есть сны – подсознание в чистом виде, не задавленное мозгом. Именно сновидения дают бесценную информацию о том, что сознание человека так тщательно прячет. Фантазии же – это фактически указатель на то, чего человек на самом деле хочет. Таким образом, очевидно, что избежать начальных этапов терапии не удастся. Определить проблему без детального всестороннего предварительного анализа невозможно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...