Характер человека: что это в психологии, черты и их проявление

Содержание

Черты характера человека: список

Многие учёные-психологи разделяют все черты характера на 4 основные группы:

  • Отношение к окружающим;
  • Отношение к себе;
  • Отношение к материальным ценностям;
  • Отношение к труду.

Внутри каждой группы можно выделить множество качеств.

Например, список черт группы «отношение к окружающим»:

  • сострадание;
  • доброжелательность;

доброжелательность

  • уважение;
  • надёжность;
  • гибкость;
  • вежливость;
  • умение прощать;
  • щедрость;
  • благодарность;
  • гостеприимство;
  • справедливость;
  • кротость;
  • послушание;
  • лояльность;
  • убедительность;

убедительность

  • искренность;
  • толерантность;
  • правдивость.

Черты характера: список группы «отношение к себе»:

  • Осторожность;
  • Довольство (понимание того, что истинное счастье не зависит от материальных условий);
  • Творчество;
  • Решительность;
  • Целеустремленность;

Целеустремленность

  • Смелость;
  • Внимательность;
  • Выносливость;
  • Вера;
  • Честь;
  • Инициатива;
  • Самоконтроль.

«Отношение к материальным ценностям» можно характеризовать по следующим качествам:

  • Бережливость;
  • Организованность;
  • Щедрость;
  • Мудрость.

«Отношение к труду» демонстрируют качества характера:

  • Трудолюбие;
  • Энтузиазм;
  • Инициативность;
  • Пунктуальность;
  • Ответственность;
  • Предприимчивость.

Предприимчивость

Психологи имеют также классификацию черт характера по волевому, эмоциональному и интеллектуальному признаку. Свойства личности выступают в сочетаниях. Например, доброжелательность, щедрость и гостеприимство, как правило, свойственны одной и той же личности. Характеризуя человека, окружающие выделяют ведущие черты или комплекс признаков. Говоря: «Он добрый и искренний парень» или «Она ленива и неорганизованна», люди подчёркивают главное. Это не значит, что ленивая девушка не может быть доброй и честной. Просто данные черты не преобладают в её поведении.

. .

, . , , , .

, , , , .

. , . . , , . , .

( ), , , , .

(, , ), (, , , ), , .

. , , .

, . , .

, . , .

, .

, , , , .

1. .. . . 3 : , 1998.

2. .. – . .:, 2000.

3. .. // . 1998.- 10..56.

4. ., . / . . .: , 1998.

5. . . // . . 2000. – 6 (48). . 46-51.

6. .. . .- .: , 1993.

7. .., ., . : . . .: Ĕ, 1994.

8. .. : -.: , 2000.

9. . – . .: , 2000.

10. .., .. . .: . , 2000.

11. http://karnauh.ru/test1

12. http://konfep.narod.ru/odin.htm

1 1

1. (16 .) 2.- (16 .) 3. (16 .) 4. (16 .) 5. (24 .) 6. (24 .)

( , ), .

, , . , , , (, 1, 3 6). , , .

. . , , . . .

, , . , , . .

-, – . . ( ) .

2

-.

. “” “” , ” ” ( ) . ( + =100%).
[ (), (). “” . , , , , . , ( ). – 50% 50%, , 1%. (, 49% 51%).

1:
). , . , . . .
). , , . , . , .

2:
). , , . . , .
). , , . .

3:
). . , , . , .
). . . , .

4:
). , , . , . . , , .
). , . , . .

:

:1. E- ( ); I – ( ).
2. S- (,); N – (, ).
3. T – (, ); F- (, ).
4. J- (, ); P- (, ).

, – ENTP (), :

: (70:30) ; : (45:55); : (90:10); : (40:60).

:
. – (50:50), , . , “”.

N
1 ESTP
2 ESFP
3 ISTP
4 ISFP
5 ESTJ
6 ESFJ
7 ISTJ
8 ISFJ
9 ENTP
10 ENTJ
11 INTJ
12 INTP
13 ENFP
14 ENFJ
15 INFJ
16 INFP

: , . , .


(
AssociationforPsychologicalType)

:

1. ESTP

:
. , , . , . , . . – . , . . . . -, . . , . , .
:
, , . , . : , . , . . , -. , , . , . .

2. – ESFP
:
. . , , . , . , . . , , . , , . . , . , . . , .
:
, . – . , , . . : , . , . , , . , . .

3. –ISTP :
. , . , , . , . . , . , , , ? . , . . , , . , , . , – . . . , . , , .
:
, . , . , . , , . : , . – , , – . . , , .

4. –ISFP
:
, . , , , . , . , – . . , . , , . . . , . , . . , , . .
:
, , . . . , . , . : , , . . , . , , . , . . , , .

5. –ETSJ
:
. . : . . . : . . . . . . . . , . . . .
:
. . , . . . , , , . , ? . , . , . . , . – . , . . , . , . , . , , .

6.ESFJ
:
, , . , . , . . . , . , . , . . . , . , , . , -. , , . , , .
:
, . ? , . . , , ., , . . , , . . , .

7. – ISTJ
:
. . , . , , . . . , , , – , . , , , . . , , . . , .
:
, . , . . , . . , , . , . . . , – , .

8. –ISFJ
:
. , , . . . . . , . , . . . , , . . , . , . . . , – . .
:
. , . , , , . “” “”. . , . . , . , – , . .

9. – ENTP
:
. , , . , . . , , , . , . , . , . , . . , .
:
. . : , . , . , . . . , . – , , – , . , , . , .

10. –ENTJ
:
, , . , . , , . , , . . , . , . . , . . , . . , . , . , . .
:
, , . , . , . , . , . , , . , , , , ” ” . , . . , . .

11.INTJ
:
, . . , , . , . , , , , . , . , , . , . , , , . , . , . . , .
:
. , , . , , . , . . , , . . . , , .

12. – INTP
:
, . , , . , . . , . , , . . , . , . . , .
:
, . . . , , . .- . . , ; , ” “. , , . . , . – .

13.ENFP
:
. . . , . . . . , . – , , . , , . , . , , . , . , .
:
– . , . . , . , . . . . , . , . , , , .

14. –ENFJ
:
, . : . , . , , , . , . . , . , . .
:
. . , , , , . , , . . , . , , ( , , ). . . . .

15. INFJ
:
. , – . . , . . . , : . . . . , , . . . , . , . .
:
. , . , . , . , . . , , . , . , .

16. (INFP)
:
, . , . . . , . . , .: . , , . , . , . . . . , , . , .
:
, . , . . , . – . , . , . . “” . , . . , , .

Суть и понятие

В психологии под термином «личность» понимается человек, который обладает совокупностью психологических характеристик, которые оказывают непосредственное влияние на поступки и их значимость в обществе. Каждая личность индивидуальна, поэтому всегда отличается от другой.

Также существуют и другие научные определения личности. Например, его роли в обществе, опыта и знаний. Это человек, несущий полную ответственность за свою жизнь, контролирующий свой выбор и обладающий чувством ответственности за совершенные поступки.

Таким образом, личность — это совокупность привычек, которые вырабатывались годами, и предпочтений человека, его эмоциональный настрой и жизненный тонус, социокультурный опыт и накопленные на протяжении долгих лет жизни знания. Это уникальный набор черт и особенностей человека на психологическом и физиологическом уровнях. Также это человеческий архетип, определяющий повседневное поведение и связь между обществом и природным миром. Кроме того, личность идентифицируется в аспекте проявления «поведенческих масок», созданных под разные жизненные ситуации и группы общественного взаимодействия.

Личность является относительно устойчивой системой поведения индивида, стержень которой — самооценка, созданная на основе оценочных суждений других людей и оценивании человеком своего окружения.

Полезно почитатьУ понятия личность не существует строгих границ или рамок: в быту под ней понимают, например, характер всего человека в целом

С термином «личность» неразрывно связаны ещё два психологических понятия — индивид и индивидуальность. Под первым понимается отдельно взятый человек, обладающий совокупностью качеств, как врождённого, так и приобретённого характера. Индивидуальность же — система особенностей и эксклюзивных черт, по которым можно отличить одного человека от другого. Именно от неё, внутренней неповторимости, зависит личностная уникальность и склад человеческой психики.

Несмотря на схожесть определений, их нельзя отождествлять или приравнивать друг к другу, ведь и тот, и другой термин описывает отдельные аспекты жизни человека. В то же время и чрезмерно отдалять понятия друг от друга тоже было бы неправильно. Ведь каждый из людей многогранен, его невозможно рассматривать исключительно с одной стороны, словно видимую сторону Луны.

Структура личности

Структура личности

разные уровни личности

Для лучшего понимания термина стоит рассмотреть ее структуру.

Структуру личности можно понимать как взаимодействие ее составных частей (характер, стремления, воля, способности, эмоции). Эти части (компоненты) характеризуют человека, их можно назвать ее чертами. Для структурирования этих определяющих личность черт выделяют следующие уровни:

  • низший,
  • второй,
  • третий,
  • высший.

Низший уровень – это психические особенности человека определенные половой принадлежностью, возрастом, врожденными качествами.

Второй уровень подразумевает индивидуальные особенности, зависящие от врожденных качеств и их развития (память, мышление, способности, восприятие окружающего мира).

Третий уровень формируется в течение жизни и связан с социализацией. Он определяет индивидуальный опыт (знания, полученные в течение жизни, привычки, навыки).

Высший уровень отражает мировоззрение, склонности, убеждения, особенности характера, так называемую направленность личности. Высший уровень наиболее зависит от социальной среды, в которой происходит становление личности. Сильное влияние на формирование этого уровня оказывает воспитание. Эта структура дает обобщенное представление о личности. Каждый человек многогранен и различия между людьми на каждом уровне рассмотренной выше структуры обусловлены индивидуальным опытом, убеждениями, характером, знаниями. Эта многогранность и индивидуальность часто становится причиной, по которой сложно понять оппонента, избежать конфликтных ситуаций.

Для лучшего понимания окружающих и самого себя необходимо иметь представления о характеристиках личности, обладать осознанностью и наблюдательностью.

Развитие характера

Изначально персональные свойства складываются исходя из семейных ценностей, вероисповедания и национальности. Это очевидная вещь, ни для кого не являющаяся секретом. Другой вопрос: что делать взрослому, особенность которого уже сложилась, но проявляемые черты не удовлетворяют внутренние принципы? Начать усиленную работу над собой. Для начала следует заняться самоанализом и выявить, какое качество больше всего мешает в жизни. Это довольно важный пункт. Например, ленивый человек не хочет заниматься саморазвитием, спортом или даже работать. Но если копнуть глубже, может выясниться, что им руководят опасения перед трудностями.

что такое характер человека

Постановка цели

В борьбе с негативными характеристиками отлично помогает сила воли. Она есть у каждого, просто нужно задать ей правильное направление, а для этого – определить конкретное намерение с выгодным результатом. Выбрать можно любое дело, требующее регулярных усилий. Это может быть небольшое стремление. Допустим, прочтение книги. Или более глобальное – изучение иностранного языка.

Планирование действий

Теперь составляем план. Помните, что отступать от него нельзя. Раз уж вы решили справиться с задачей, нужно доводить это до конца. Задайте себе цель учить по 15 новых слов в день или читать по 3 главы.

Записываем итоги

Этот момент важен потому, что перед глазами всегда будут маячить достижения, что придаст стимул действовать дальше. Можно оформить таблицу и ежедневно фиксировать собственные успехи. Интересен еще один метод: выберите на карте два любых города. И при выполнении плана ставьте пунктик по направлению из одного в другой. А при поражении, возвращайтесь на точку назад.

характер человека это

Персональная консультация

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Онлайн консультация

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Что характеризует человека как личность

Само слово «личность» имело негативный оттенок, так как еще с давних времен оно означало маску, под которой скрывается истинное лицо человека.

Обычно, слово «личина» применяли для характеристики социального образа человека, и чаще всего его применяли для оскорбления.

Но прошло много времени, и теперь слово «личность» широко используется как в бытовом обиходе обычных граждан, так и в учебной литературе.

Проявления личности могут носить как постоянный, так и временный характер: в один момент человек может проявить силу воли, а в другой ситуации он может просто промолчать.

Эта тема изучается в школе в 6 классе, на уроке обществознания, а уже в 8 классе эту тему раскрывают полностью.

Черты людей, характеризующие их темперамент

Типы людей

Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.

  • Сангвиник – сильная и уравновешенная личность, легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
  • Меланхолик – слабая и малоподвижная личность. Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
  • Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
  • Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.

3

Взаимоотношения характера и темперамента

Темперамент и характер личности образуют ее структуру. Характер — это качественные свойства, а темперамент — это совокупность свойств, влияющих на поведение индивида. Как проявляется темперамент, зависит от особенностей нервной системы. Он является врожденным параметром, который практически не изменяется на протяжении всей жизни, в то время как индивидуальные черты формируются и изменяются в любой возрастной период.

Предпосылкой характера является темперамент. Они очень тесно переплетены в структуре личности, но отличны друг от друга по своим качественным особенностям. Если можно найти и обособить людей с одинаковым темпераментом, то каждый из них будет разительно отличаться от другого по своему характеру. Сила эмоций, отношение к людям, впечатлительность и другие качества определяют психическую несхожесть индивидов.

Врожденный фундамент темперамента способствует формированию личности, как неотъемлемой части социума. Благодаря ему обуславливается динамичность протекания как поведенческих, так психических процессов. Темперамент не определяет убежденность взглядов и интересов, но провоцирует поведенческие реакции, темп и интенсивность психических процессов. В соответствии с учетом взаимосвязи характера и темперамента выделяют четыре психотипа личности, которые наиболее полно описаны в трудах А. Г. Маклакова:

  1. 1. Холерики — обладают импульсивным, быстрым и порывистым нравом. Эти личности отличаются неуравновешенными чертами, подвержены частым эмоциональным вспышкам. Нервные процессы находятся в состоянии повышенной возбудимости, из-за чего человек часто устает. Холерики составляют основную группу риска лиц, переживающих стрессовые ситуации и состояния панических атак.
  2. 2. Меланхолики — страдают от постоянной апатии и излишней ранимости. Даже малейшие препятствия вызывают панику и острые переживания. Часто характеризуются как личности с заниженной самооценкой и нереализованными планами. Очень внушаемы, апатичны, безвольны и необщительны.
  3. 3. Флегматики — устойчивы в своих стремлениях и начинаниях. Инициативны, успешны, активны и невозмутимы. Свои эмоции скрывают, их трудно вывести из равновесия или спровоцировать на конфликт. Неспешные действия в работе или общении, компенсируются прилежанием и верностью. Непоколебимы в своих взглядах, умеют выслушать, но принимают чужие советы в исключительных случаях.
  4. 4. Сангвиники — активные личности, с живым и подвижным складом ума, которые не любят скрытность и медлительность. Быстрое реагирование даже в самых экстремальных условиях делает их лидерами в любой социальной группе. Неудачи и потери воспринимают, как должное и начинают действовать еще активнее. Добиваются поставленных целей, но трудолюбием отличаются только тогда, когда работа доставляет им истинную радость.
Меланхолик: особенности темперамента, его плюсы и минусы

Меланхолик: особенности темперамента, его плюсы и минусы

Социально-психологические качества личности

Свойства и качества личности в социально-психологическом плане в обществознании не имеют единого четкого определения. В научных работах психологов встречается несколько различных суждений на эту тему. Вот основные из них:

  1. Если трактовать термин «личность» как синоним слова «человек», то под качествами подразумевают характеристики. Если личность – составной элемент качеств, то черты человека определяются социальными свойствами.
  2. Иногда в понятие «социально-психологические черты» вкладывают противопоставление базовых и вторичных свойств (в ракурсе различий личностных и общепсихологических).
  3. Структуру индивидуума воспринимают как набор черт и свойств. Либо, наоборот, как конкретную систему, состоящую не из качеств, а других элементов.

Исходя из этого списка, понятно, что однозначно определить социально-психологические свойства личности сложно. Потому что, во-первых, нет конкретного перечня таких качеств и критериев их выделения. Во-вторых, имеются противоречия в соотношении способностей и свойств. Все эти аспекты требуют пристального внимания. Их суть еще долго будет изучаться социологами и психологами.

Про акцентуацию характера

Это крайняя версия клинической нормы, когда конкретные качества человека выражены более ярко. Это порождает выборочную уязвимость к одним психогенным раздражителям и воздействиям и поразительную устойчивость к другим. Такое определение выглядит довольно сложным для восприятия. Но на самом деле все просто. Само слово обозначает сильно выраженный акцент на определенном свойстве. То есть, одни характеристики у индивида развиты превосходно, но это вызывает некую ущемленность по отношению к другим. Все это приводит к дисгармонии личности. Причиной акцентуации может стать наследственность, воспитание ребенка. К последнему фактору относятся:

  • излишняя опека;
  • потворство;
  • эмоциональное отвержение;
  • условия «культа болезни»;
  • жестокость или противоречие.

В любом случае об этом принято говорить, как о негативном явлении, так как оно связано с проблемными свойствами.

характер что это

Индивидуальные черты характера

kakie-kachestva-harakterizuyut-lichnost4Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.

Разновидности характера:

  • циклоидный – переменчивость настроения;
  • гипертимная акцентуация заключается в высокой активности, недоведении дел до конца;
  • астенический – капризные и депрессивные личные качества;
  • сенситивный – робкая личность;
  • истероидный – задатки лидерства и тщеславия;
  • дистимный – сосредоточенная на негативной стороне текущих событий.

Индивидуальность в психологии

В этом плане понятие связано с термином «индивид» — представитель сообщества людей. В таком понимании психологов различия между людьми состоят в физиологических и психических особенностях. В числе первых: рост, цвет волос, глаз. В ряду вторых – набор способностей, тип темперамента, уровень эмоциональности.
Формирование индивидуальности всегда проходит у всех по-разному. Человек обосабливается в личностном плане, проходит процесс самоопределения. В итоге ощущает себя неповторимым и уникальным.

Индивидуальная личность всегда самобытна, занимает активную общественную и творческую позицию, проявляет себя в большом количестве жизненных ипостасей. Часто это проходит в процессе социализации. Сначала человек усваивает принятые в обществе нормы и правила поведения, а затем формирует индивидуальную трактовку разноплановых схем поведения и общения.

Характерным отражением понятия индивидуальность стали такие эпитеты, как творчество, неповторимость, яркость, талант. Что же касается личности, тут чаще всего употребляют такие слова, как сила духа, энергичность, целеустремленность, независимость.

Нередко психологи отождествляют понятие индивидуальности с личностью. Это касается вариантов трактовки, которые берутся в широком смысле и имеются в виду все отличительные особенности, характерные только для конкретно взятого человека. Но чаще ученые относят индивидуальность к личностным свойствам.

Рефлексия в психологии — что это?

Основные психологические характеристики личности

Общее представление о партнере по общению складывается из базисных психологических характеристик его личности.

Интересы и склонности

Интересы и склонности

Среди всех психологических характеристик специалисты при составлении портрета личности в первую очередь выделяют интересы и склонности индивида. Именно под влиянием интересов человека формируется его отношение к действительности. Склонности индивида составляют основу направленности и мировоззрения личности, которыми объясняются те или иные поведенческие реакции.

Интерес, являясь источником любознательности, направляет наше внимание на определенные вещи. Склонности подталкивают человека к определенным видам деятельности. Стремясь узнать что-то новое, человек движим интересом. Когда же он начинает произвольную практическую деятельность, в основе которой лежит творчество, его действия определяются склонностями.

Существуют разные подходы к классификации интересов:

  1. Интерес индивида может быть пассивным или активным. При пассивном интересе человеку необходим наставник, который будет направлять и корректировать его действия: рекомендовать научно-популярную литературу, подсказывать способы выполнения деятельности. При активном же интересе человек самостоятельно занимается той или иной деятельностью, читает соответствующую литературу, пробует разные техники работы. В процессе активного интереса формируется индивидуальный стиль деятельности личности.
  2. По направленности интересы классифицируют на духовные, социальные, политические, экономические.
  3. По количеству людей, проявляющих заинтересованность, интересы можно разделить на индивидуальные, общественные и групповые.

В основе возникновения интересов и склонностей человека лежат его потребности.

Если человек стремится удовлетворять только физиологические потребности, жизнь ему кажется неинтересной, монотонной. Глубокий интерес к определенному виду деятельности и устойчивые склонности наполняют жизнь человека смыслом, стимулируют его саморазвитие.

Человек может обладать широкими интересами, иметь склонности к разным видам деятельности – в этом случае говорят о широкой эрудиции и разнонаправленном развитии. Также у человека может быть ярко выраженный интерес к какой-то одной сфере деятельности – в этом случае говорят о глубоком устойчивом интересе личности. Если при этом интересы и склонности человека подчиняются его жизненной цели, не мешают добросовестно работать, их наличие расценивается как положительная социально-психологическая характеристика.

Образцом сказанного выше может служить хобби. Если занятие любимым делом не мешает работе и не вытесняет из жизни человека общение с друзьями, то оно, несомненно, характеризует индивида с положительной стороны.

Можно встретить людей, у которых интересы и увлечения быстро меняются. Такие люди увлекающиеся, но не увлеченные. Их привлекает что-то новое, яркое, необычное. К примеру, они могут записаться на секцию исторического фехтования, но бросить тренировки после получения первой травмы. Их склонности обусловлены природной впечатлительностью. Попробовав себя в новом виде деятельности, они теряют интерес к ней. В их психологическом портрете непременно найдут место такие качества, как непостоянство и импульсивность. Достичь успеха в каком-нибудь виде деятельности им очень трудно.

Способности и одаренность

Способность – это биологическая предрасположенность человека к науке, спорту или искусству.

Способности как психологическая характеристика личности определяют успешность выполнения человеком тех или иных действий. Примером способности, оказывающей влияние на психологическую характеристику человека, является наблюдательность. Как правило, этим свойством обладают учителя, писатели, водители.

Практически в каждом виде профессиональной деятельности для успешного выполнения своих должностных обязанностей человеку нужны такие способности, как:

  • зрительная память;
  • пространственное мышление и воображение;
  • концентрация внимания.

При составлении психологической характеристики специалисты опираются на следующие виды способностей:

  1. Интеллектуальные способности. Они обеспечивают быстрое восприятие информации, ее обработку, сохранение в памяти на длительный срок, а также возможность человека применить имеющиеся теоретические знания на практике.
  2. Математические способности. Ими объясняется склонность человека к точным наукам. Высокое развитие математических способностей часто сопряжено с хорошим логическим мышлением. Эти свойства ума необходимы для бухгалтеров, программистов, физиков, математиков и экономистов.
  3. Технические способности. Данная группа способностей нужна людям, занимающимся конструированием, разработкой инновационных механизмов.
  4. Творческие способности. Этот вид способностей базируется на свойственном человеку воображении и умении проявлять фантазию.
  5. Коммуникативные способности. С их помощью человек легко находит общий язык с представителями любых социальных групп, проявляет эмпатию, располагает к себе. Коммуникативные способности в профессиональной деятельности используют журналисты, психологи, политики, педагоги.
  6. Физические способности. Данная группа способностей обеспечивает человеку спортивные успехи.
  7. Литературные способности. Ими объясняется писательский талант, поэтические навыки людей.
  8. Музыкальные способности. К ним относят чувство ритма, гармонический и мелодический слух, способность самостоятельно сочинять оригинальные мелодии.

Способности развиваются в процессе освоения человеком практических видов деятельности. Основой развития способностей являются задатки. Если природа наградила человека многими задатками, то говорят об одаренности, которая позволяет ему быть успешным в различных сферах науки и искусства.

Синонимичным понятием для одаренности выступает талант, которым обусловлена способность человека решать задачи нестандартным способом. Талант не является биологической особенностью человека. Он вырастает из интереса личности к определенной деятельности и проявляется в процессе выполнения этой деятельности.

Однако без специально организованного систематического обучения одаренный от природы человек не сможет стать успешным. В процессе учения совокупность природных задатков определяет прочность усвоения знаний, быстрое формирование умений и навыков.

Между одаренностью и мастерством человека в той или иной деятельности нельзя ставить знак равенства, так как одаренность представляет собой высокий уровень развития природных задатков, а мастерство – это результат сознательного труда, в основе которого лежит совокупность теоретических знаний, индивидуальных умений и навыков человека.

Темпы развития способностей зависят от наличия одаренности, но определяющим в этом процессе является обучение. Если человек становится мастером своего дела, это означает, что для него открывается новый уровень развития способностей.

Важно понимать, что отсутствие природных задатков на пути к мастерству в конкретном виде деятельности может успешно компенсироваться такими психологическими характеристиками человека, как: целеустремленность, усидчивость, трудолюбие, ответственность. Эти черты личности создают предпосылки для овладения практически любым видом деятельности при условии стойкого интереса к ней.

Таким образом, успех в каком-то виде деятельности может объясняться самыми разными способностями человека. Недостаток одних способностей компенсируется высоким развитием других. Это означает, что путь к мечте открыт для каждого. Если человек готов к трудностям в процессе восхождения на гору, в конце пути его непременно ждет успех.

Каждый человек обладает способностями. Нет смысла сравнивать собственные достижения с достижениями других людей. Для развития общества нужны разные таланты, которые не могут принадлежать одному человеку. При выборе жизненного пути и профессии стоит прислушаться к себе. Ведь работа, в полной мере отвечающая интересам и склонностям личности, приносит ей не только материальное вознаграждение, но и удовольствие.

Темперамент

темперамент

Темперамент – это врожденная психологическая характеристика личности. Классическими образцами темперамента являются:

  • Сангвиник. Это жизнерадостный человек, чувства которого быстро сменяют одно другое, так как они поверхностны. Основными чертами его психологической характеристики являются: оптимистичность, беззаботность, инициативность, разнонаправленность интересов. Он суетлив, его движения быстрые и точные. Нервная система сангвиника слишком подвижна.
  • Холерик. Главными психологическими характеристиками такого человека являются: взрывной нрав, вспыльчивость, возбудимость, агрессивность. Он ярко реагирует на события. Его движения и речь резкие, порывистые, темп работы высокий. Холерику не хватает баланса между процессами возбуждения и торможения в нервной системе.
  • Флегматик. Это медлительный человек, которому не свойственно демонстрировать свои переживания. Его движения плавные, походка размеренная. Основные черты его психологической характеристики – это спокойствие, рассудительность, уравновешенность. Нервная система флегматика малоподвижна.
  • Меланхолик. Такой человек отличается впечатлительность, ранимостью и обидчивостью. Свои переживания меланхолик держит в себе. Очень часто меланхолики демонстрируют высокое развитие творческих способностей.

«Чистые» образцы темперамента в повседневной жизни встречаются редко. Чаще всего доминирующий тип темперамента дополняется некоторыми чертами другого. Например: флегматик с меланхолической доминантой, холерик с сангвинической доминантой. Психологическая характеристика человека в этом случае будет зависеть от ситуации и обстоятельств.

Итак, темперамент – это совокупность психологических характеристик личности, определяющая общую подвижность человека, скорость возникновения у него чувств и их выраженность, особенности проявления его эмоциональных переживаний. Каждому человеку нужно научиться подчинять себе свой темперамент – тогда на передний план будут выступать положительные черты его личности.

Характер

Характер – это психологический стержень личности, который формируется с раннего детства и до юности. В структуру этой психологической характеристики попадают познавательные процессы, эмоциональность, сила воли, индивидуальный стиль деятельности, ценностные ориентации. Черты характера определяют отношение человека к работе. Они проявляются в мотивах его деятельности, в способах, которые он выбирает для решения поставленных задач.

Психологическая характеристика личности складывается на основе следующих черт характера:

  1. Общие черты характера. Они образуют психологический тип индивида. К ним относятся: последовательность, активность, принципиальность, честность, дисциплинированность, мужество.
  2. Черты характера, отражающие самоотношение и самовосприятие индивида. Это: скромность, чувство собственного достоинства, застенчивость, обидчивость, эгоизм и эгоцентризм.
  3. Черты характера, отражающие отношение индивида к другим людям. В эту группу входят: общительность, чуткость, открытость, вежливость, готовность прийти на помощь.
  4. Черты характера, отражающие отношение индивида к работе. Среди них: трудолюбие, настойчивость, инициативность, аккуратность, добросовестность, ответственность.

Характерологические особенности составляют основу мировоззрения человека.

Знание особенностей характера человека позволяет прогнозировать его реакции. Систематическая работа над собой позволяет человеку формировать свой характер, вырабатывать в себе положительные качества и устранять отрицательные.

Как и в какой среде формируется личность

Личность формируется в процессе взаимодействия с другими людьми: родителями, семьей, друзьями, учителями, коллегами по работе и прочими. Процесс формирования личности долгий и сложный, невозможен без социализации. Социализация – это освоение индивидом ценностей, правил поведения и норм, принятых обществом.

Социализация начинается с раннего детства, когда родители учат детей на своем примере, воспитывают их. Читая сказку, мама объясняет малышу какие герои плохие, что такое добро и зло, как нужно поступать хорошему человеку. Постепенно, у ребенка складываются основные нормы нравственности, морали, понятие, что такое хорошо и что такое плохо.

4(Источник)

Социализация продолжается с поступлением в школу. Там, на ребенка оказывают влияние учителя, одноклассники, школьная администрация. Постепенно, круг общения у человека расширяется, он налаживает контакт с большим количеством людей. Социализация продолжается в течение всей жизни, то есть, формирование личности процесс непрерывный.

Это означает, что личность меняется с течением времени, изменяется характер или отдельные качества, появляются новые физические и интеллектуальные особенности. Благодаря знаниям характеристик личности в каждом возрасте, была создана целая наука – Возрастная психология. Это не значит, что в определенном возрасте люди становятся одинаковыми, но у них проявляются общие черты, качества, характерные для данного возраста.

Пример. Можно заметить, что у подростков в переходном возрасте проявляются общие черты характера: вспыльчивость, упрямость, подверженность влиянию сверстников. У стариков проявляются другие особенности: медлительность, постоянное беспокойство за свое самочувствие.

Индивид и личность: различия

Человек рождается индивидом, статус личности уже утверждается в процессе развития. Разграничение определение индивида и личности поможет дать оценку функционирования персоны.

Итак, чем отличается индивид от личности?

  • Взаимодействие с социумом. Индивидом человек остаётся от рождения и до смерти, а личностью он формируется только во взаимодействии либо противодействии с социумом.
  • Признание. Права у всех людей равные, то есть каждый человек изначально имеет свою индивидуальность. Однако, личность имеет некие социальные преимущества: признание, власть, авторитет.
  • Достаточность. Индивидом рождаются, а личностью становятся.
  • Осознанность. Путь к приобретению статуса личности является осознанным действием индивида.
  • Количество. Личностей в мире насчитывается десятки миллионов, а индивидов – примерно семь миллиардов.

Человек, который отстранён от социума, очень быстро теряет свои личностные черты – начинает плохо понимать других людей вплоть до забывания языка. При этом развитие генетического кода проходит по природе независимо от жизненных перемен человека. Стать личностью, человек может, даже имея ограниченные способности.

Определение индивидуальности

Основные черты характера

Характер у людей

Основные черты характера человека – это преобладающие устойчивые, врожденные или приобретенные качества, которые постоянно проявляются в поведении индивидуального лица. Узнав, какие признаки соответствуют определенному человеку можно составить психологический портрет, отношение и мнение о нём, а также присвоить тип темперамента (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик).

Черты в характере

Классифицировать какие свойственные индивидуальные качества, чтобы определить положительные и отрицательные черты характера и сделать общие выводы. Это поможет, например при устройстве на работу в выборе должности, а иногда и в выборе спутника жизни, определив критерии, какие ценишь.

Теория Кречмера

Личность и характер человека в психологии этот немецкий ученый подразделил на три основные группы. К каждой из них он отнес людей с различными физиологическими данными:

  1. Астеники. Такие люди обладают худощавым телосложением, тонкими ногами и руками, а также довольно слабой мускулатурой. Такому индивиду соответствует в кречмеровской психологии личность и характер человека шизотимического типа. Это люди, которым присуще упрямство и плохая адаптация к изменяющемуся окружению, а также замкнутость.
  2. Атлетики. Эти люди обладают достаточно крепким мускулистым телом и иксотимическим типом характера. Такой индивид выделяется своим спокойствием, практичностью, властностью, сдержанностью.
  3. Пикники. Фигуры у таких людей достаточно плотные и в большинстве случаев отличаются лишним весом. Пикников можно отличить по большой голове, короткой шее и мелким чертам лица. В их характере выделяется общительность, быстрая адаптация к изменяющимся условиям и эмоциональность.

Перечень положительных качеств личности человека на букву А, Б, В: описание, прилагательные, слова

Буква А:

  • Авторитетный – внушающий уважение, отличающийся от других представительностью, величием, статусом.
  • Аристократичный – человек, обладающий массой изысканных и культурных качеств, которые как бы возвышают его над остальными людьми.
  • Артистичный – человек, обладающий необычайными творческими способностями.
  • Ангельский – человек, все качества которого настолько позитивны и положительны, что его можно сравнить только с ангелом.
  • Активный – человек, не любящий сидеть на одном месте, всегда находящийся в гуще событий.
  • Аккуратный – человек, отличающийся особыми положительными качествами, старательный и чистоплотный.
  • Аппетитный – человек, достаточно упитанный, но не полный, который вызывает умиление и симпатию, а также сексуальное желание.
  • Атлетичный – человек с красивой и подтянутой фигурой, имеющий спортивную «закалку».
  • Атипичный – человек, который не похож на всех остальных, он необычный, неординарный
  • Авангардный – человек с оригинальным стилем мышления, необычной внешностью.

Буква Б:

  • Безупречный – идеальный, обладающий качествами, которые отличают человека от других
  • Бескорыстный – очень добрый человек, способный помогать другим, ничего не требуя взамен
  • Броский – человек, имеющий приятную и яркую внешность, которая привлекает и выделяет его из толпы
  • Беспечный – человек, мысли которого беззаботны
  • Бесподобный – человек, не похожий не на одного другого
  • Будоражащий – человек, который заставляет думать о себе, волнующий мысли и тело
  • Бесценный – человек, имеющий огромную ценность, которая настолько высока, что ее невозможно определить
  • Благодатный – человек, который приносит радость и счастье
  • Благополучный – человек, обладающий исключительными способностями, очень добрыми и положительными
  • Блаженный – очень счастливый человек
  • Блестящий – человек, поступки и дела которого, очень хороши и всегда на уровень отличаются от остальных
  • Бойкий – человек с ярким и буйным характером
  • Блистательный – человек, который постоянно отличается чем-то: характером, хорошими делами, внешностью
  • Бодрый – очень активный, подвижный человек, который всегда находится в центре событий
  • Божественный – человек, дела, внешность или поступки которого, сравниваются с Богом
  • Бывалый – человек, обладающий опытом и «багажом» определенных знаний

Буква В:

  • Вежливый – воспитанный и добрый человек, умеющий правильно говорить и хорошо поступать с окружающими
  • Великий – человек, поступки и дела которого, заслуживают уважения.
  • Веселый – позитивный человек, человек с чувством юмора
  • Великодушный – очень добрый человек, который умеет прощать
  • Внимательный – человек, который трепетно относится к людям и важным жизненным событиям
  • Вдохновенный – человек, которого пронизывает вдохновение, он очень чувственный
  • Верный – человек, преданный кому-либо или чему-либо
  • Воздушный – человек, с которым легко общаться, он никогда не напрягает
  • Вездесущий – человек, который все знает и старается везде побывать
  • Видный – человек, которого нельзя не заметить или не отметить его способности
  • Великолепный – тот, кто обладает особыми способностями, несравнимыми с другими
  • Возбуждающий – человек, который волнует и вызывает сексуальные фантазии
  • Волшебный – тот, чьи заслуги настолько хороши, что кажутся нереальными
  • Впечатляющий – дела или внешность такого человека, оставляют впечатления
  • Воспламеняющий – человек, внешность или поступки которого, оставляют теплые и позитивные впечатления
  • Вольный – человек со свободными мыслями или поведением
  • Всемогущая – человек, которому все по плечу

Какие качества характеризуют личность
Положительные качества человека

Влияние социума на личность

Личность и социальная среда неразрывно связаны меду собой. От того в какой среде формируется личность, зависит ее будущее. Видя перед собой плохие примеры, безответственное поведение, ребенок воспринимает это как образец. Через некоторое время он может начать вести себя так же, как его друзья, близкие ему люди. Он может начать пить, курить, воровать, сам не зная, что такое поведение результат сформировавшихся взглядов на мир, плохого влияния ближнего окружения.

Иногда личность может попасть под дурное влияние социальной среды помимо своего желания. Школьник начинает курить, боясь насмешек его одноклассников, которые уже давно пристрастились к сигаретам. Подросток решается на воровство, из-за навязчивых уговоров друзей раздобыть легкие деньги. Работник обманывает начальство, после долгих уговоров своего коллеги.

Так же проявляется положительное влияние среды на развитие личности. Видя перед собой примеры успешных, счастливых и уважаемых людей ребенок стремится им подражать, копировать их поведение. Поэтому, в школе большое время отводиться изучению биографий народных героев, патриотов, выдающихся личностей. Хороший пример становится вдохновением к труду, творческой деятельности, проявлению активности в обществе.

5(Источник)

Разные структуры общества обладают различной степенью влияния на личность.

  1. Родители и близкие родственники оказывают самое сильное воздействие, воспитывая ребенка с младенчества.
  2. Вторыми по степени влияния являются школьные учителя.
  3. За ними следуют друзья, знакомые, коллеги.
  4. Не малую роль играют СМИ (средства массовой информации: интернет, телевидение, печатные издания).

Кроме того, на личность воздействует социально-культурная среда, характерная для государства, местности в которой она проживает. Так в России, США, Индии, Израиле – условия для становления личности существенно отличаются. Благодаря этому, отдельным народам, населению разных стран присущи свои отличительные черты характера, индивидуальные особенности.

Специальные профессиональные качества

Каждое из этих свойств рассматривается в соответствии с профессиональной значимостью. К примеру, человеку, не способному различать цвета (дальтонизм), противопоказано вождение. Ведущим экономистом не возьмут человека, с низким показателем числовой способности.

Также необходимо перечислить такие качества личности, без которых овладение профессиями в принципе будет невозможно:

  1. Свойства индивидуально –типологического характера (выносливость, физическая сила, лабильность нервной системы) – проще говоря, стрессоустойчивость.
  2. Аналитические свойства, позволяющие со временем приобретать уникальные способности. Пример: «технический слух» – умение без приборов, только в опоре на опыт понять причину неисправности механизма.
  3. Внимательность – впрямую зависит от заинтересованности и желания человека иметь актуальную информацию о действительности, адекватно ее оценивать.
  4. Психомоторика – особые свойства и восприятие человека, которыми он руководствуется при выборе направления действий для осуществления поставленных целей. К ней же относят скорость анализа и умение быстро анализировать ситуацию и принимать решения. Как показывает практика, это умение хорошо тренируется..
  5. Мнемические качества. Связаны с памятью. Профессиональная память тоже свободно тренируется.
  6. Особенности имажинитивные – способность к воображению и сложным мыслительным процессам
  7. Волевые качества – не для каждой профессии они обязательны, но они всегда необходимые для преодоления сложностей в процессе работы.

Список положительных черт характера человека

Вот одни из них:

К положительным качествам личности можно отнести еще кротость, задушевность, заботливость, доверчивость, выдержанность, вежливость, благородность, аккуратность и др.

Сколько людей, столько и характеров, и предугадать поведение человека в определенной ситуации невозможно, даже хорошо его зная. В течение жизни можно культивировать в себе положительные черты и стараться приуменьшать силу отрицательных, однако такое под силу немногим.

Только те, кто готов расти духовно, способны менять себя и свою жизнь в лучшую сторону.

А. Отношение к коллективу, к сверстникам. Преобладание коллективистической или эгоистической направленности личности. Участие в общественной работе и ее мотивация. Проявления организаторских способностей (инициативен или пассивен; организатор или исполнитель). Отношение к людям. Коммуникативные черты характера: положительные черты (гуманность, доброта, терпимость, справедливость, проявления дружбы и товарищества, честность и искренность в отношении к людям и к своим обязанностям и др.); отрицательные черты (жестокость, завистливость, нетерпимость, равнодушие, черствость, грубость и др.).

Отношения со старшими детьми, подростками и юношами в микрорайоне и в других сферах внешкольного общения. Отношения с мальчиками и девочками.

Б. Отношение к труду.Участие в различных видах труда (общественно-полезный, производительный, бытовой труд в семье). Мотивы участия в труде. Трудолюбие, добросовестность, аккуратность (или противоположные им качества). Трудовые навыки и умения.

Специальные способности к различным видам профессиональной деятельности (техника, строительство, искусство и др.).

В. Отношение к учебной деятельности.Любит ли учиться? Каковы мотивы учения? Уровень развития познавательных интересов. Отношение к успехам и неудачам в учебной работе. Настойчивость в преодолении трудностей.

Г. Отношение к самому себе, к близким людям, к учителям.Самооценка и уровень притязаний школьника. Уверенность или неуверенность в себе. На чем строит свое самоуважение: на интеллекте, на организаторских способностях, на специальных способностях к науке, спорту, искусству, технике и др.; на повышенной взрослости; на физической силе и др.? Самокритичность и требовательность к себе. Отношения с родителями: уважение и любовь, признание их влияния или равнодушие, отчужденность? Отношение к учителям и воспитателям, их авторитетность для ученика.

V. Положение ученика в системе межличностных отношений в классном коллективе.

Социометрический статус ученика. Входит ли в группировки. Его положение в группировке: лидер – ведомый. На каких интересах и какой деятельности строится групповая общность? Отношение группировки, в которую входит ученик, к классному коллективу.

VI. Эмоциональные и волевые черты личности.

Темперамент ученика (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). К какому из них близок его темперамент? Какие эмоции преобладают: радость, гнев, страх, печаль? Особенности эмоциональных состояний (настроения, аффекты и др.). Умение владеть своими эмоциями. Развитие высших чувств (нравственных, интеллектуальных, эстетических).

Волевые черты: целеустремленность и самостоятельность. Активность и инициативность. Устойчивость поведения или внушаемость, склонность поддаваться влиянию других. Дисциплинированность и степень ее сознательности. Выдержка и самообладание. Сила воли. Недостатки воли (упрямство, нерешительность, негативизм, лживость, неумение доводить дело до конца и др.).

VII. Учебная деятельность и умственное развитие ученика.

Учебная успеваемость. Способности к различным учебным предметам.

Особенности внимания: устойчивость и отвлекаемость; легкость переключения с одной деятельности на другую; способность распределять свое внимание. Наблюдательность. Особенности памяти. Тип памяти. Объем оперативной памяти. Владение приемами осмысленного запоминания и воспроизведения.

Особенности воображения. Бедность или богатство образов, их оригинальность, эмоциональность. Реалистичность или фантастичность работы воображения. Уровень развития пространственного воображения. Его проявления на уроках геометрии, черчения и др. Работа воображения при восприятии искусства, чтении художественной литературы.

Уровень развития наглядно-образного и абстрактного, словесно-логического мышления. К какому типу познания и личности тяготеет: к мыслительному, художественному, среднему? Развитие учебных, интеллектуальных умений: анализировать, выделять главное, планировать, обобщать. Развитие репродуктивного мышления и «сообразительности» (творческого мышления). Развитие качеств ума.

Умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.

VIII. Выводы.

Ближайшие и перспективные учебно-воспитательные задачи. Предполагаемые пути их решения.

План самоанализа внеклассного мероприятия

Класс _____________________ Тема _____

Дата _____________________

1. Дайте педагогическое обоснование теме занятия.

2. Каковы были цели и задачи проведенного мероприятия?

3. Как была организована подготовка учащихся к этому мероприятию? Какова степень их участия?

4. Раскройте содержание и методику проведения внеклассного занятия.

5. Какова воспитательная и познавательная ценность подобранного материала?

6. На формирование каких личностных качеств учащихся направлено это занятие?

8. Проанализируйте приемы и методы, использованные на занятии, их соответствие возрастным особенностям учащихся и уровню развития детей данного класса.

9. Были ли учтены индивидуальные особенности учащихся в ходе подготовки и проведения занятия?

10. Проанализируйте особенности личности педагога: убежденность, эмоциональность, контакт с детьми, знание детей, педагогический такт.

11. Какова педагогическая ценность данного мероприятия?

Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи? Если не удалось, то какие задачи и почему?

Приложение 6

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Кафедра общей и прикладной психологии

по педагогической практике студентки 4 курса

специальности «___________________»

контрольная работа

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Наряду с понятиями “человек”, “личность” в науке нередко употребляются термины “индивид”, “индивидуальность”. Их отличие от понятия “личность” состоит в следующем.

Если понятие “человек” включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие “индивид” характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие “индивид” входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.

Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.

Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности.

Социальные установки – убеждения и отношения людей.

Аддиктивные формы поведения личности и их профилактика

Поведение аддиктов в межличностных отношениях характеризует ряд основных общих особенностей:Сниженная переносимость трудностей обуславливается наличием гедонистической установки (стремлением к немедленному получению удовольствия…

Взаимосвязь склонности к аддитивному поведению с характерологическими особенностями и невротическими чертами личности

Невроз — в клинике: собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина таких расстройств характеризуется астеническими…

Делинквентное поведение

У антисоциальной личности имеются следующие характерные черты:1. Он или она говорит только очень широкими обобщениями. “Говорят…”, “Все считают…”, “Каждый знает…” и тому подобные выражения употребляются постоянно, особенно при передаче слухов…

Исследование межличностных отношений в группе

Команду можно определить, как группу людей, имеющих высокую квалификацию в определенной области и максимально преданных общей цели деятельности, для достижения которой они действуют сообща, взаимно согласовывая работу…

Невротическое развитие личности

2.1 Описание методаОпросник «Невротические черты личности» (НЧЛ) содержит 119 пунктов – утверждений. Эти утверждения образуют 9 шкал (7 основных – личностных шкал и 2 контрольные шкалы)…

Основные черты личности руководителя

Психологическая структура личности

“Структура-совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы…”…

творческий личность студент самовыражениеВажнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества и видит в нем главную цель и основной смысл своей жизни …

Психологические особенности творческой личности

В психологической литературе существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку…

Психология розыскной деятельности

Под психологическими особенностями личности или личностными особенностями мы понимаем относительно стабильную совокупность индивидуальных качеств, определяющих типичные формы реагирования и адаптивные механизмы поведения…

Творческое мышление

Способностью к творческому мышлению, в какой – то мере обладает, каждый человек. Но, тем не менее, не каждого человека можно назвать творческой личностью.Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие…

Темперамент и характер

Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте…

Характер

Какие же индивидуально-своеобразные психические свойства человека называются свойствами или чертами характера? В качестве примера возьмем некоторые проявления характера двенадцатилетней ученицы Тоси М…

Характер личности

Человеческая личность, характер – явления не только очень сложные, но и исключительно подвижные, динамичные. Характерными следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Порой…

Этнопсихологические особенности личности

В психологии изучение личности чаще всего сводится к анализу взаимосвязей между отдельными, изолированными личностными конструктами и культурными переменными…

Человеческие чувства

Стойкое отношение людей к реальным или воображаемым объектам возникают и формируются на основе культурно-исторического уровня. Меняются лишь способы их проявления, исходя от исторических эпох. Чувства людей индивидуальны.

Завершение

В завершение хочу рекомендовать пройти тест, который позволит определить наличие волевых качеств у вас.

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Берегите себя и будьте счастливы!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Воздействие личности на общества

Роль личности в развитии общества тоже высока. Рассмотрим на пример, как личность влияет на общество:

  1. А. В. Суворов – известный российский полководец, пользовался большим уважением среди солдат. Ему удалось выиграть множество битв, в которых армия противника в несколько раз превосходила русскую. Суворова солдаты настолько любили и уважали, что шли без страха в любой бой, под его руководством. Так, благодаря личным качествам военного деятеля, Россией были одержаны победы во многих войнах.
  2. Известный изобретатель Генри Форд создал конвейерное производство автомобилей, благодаря которому машина стала доступным средством передвижения для многих жителей Америки.
  3. Николай Коперник первым отверг идею о неподвижности Земли, предположив, что она вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Его труды привели, впоследствии, к множеству разных открытий.

Таким образом, влияние личности на общество и общества на личность взаимосвязаны.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете о том, что такое психотипические и индивидуально-психологические особенности личности.

Мотивации личности

Мотивы и побуждения, способствующие активации действий, формируются из потребностей людей. Стимулирующие качества личности бывают осознанными и неосознанными.

Они проявляются в виде:

  • стремления к успеху;
  • избегания неприятностей;
  • получения власти и др.

Нравственные качества личности

Нравственность – это свод добровольно принятых для себя правил человека, которые имеет определяющее значение в поведении человека и его отношения к себе и окружающим.

Ее формирует влияние многих составляющих:

  • семейные ценности;
  • индивидуальный опыт;
  • влияние школы;
  • социума.

В рамках определения существует дифференциация на такие подвиды, как:

  • расовая;
  • религиозная;
  • гуманистическая.

Роль нравственных позиций важна для любых общественных групп. Существует мнение, что у расистов, фанатиков и прочих отсутствуют моральные устои и нравственные качества. Это суждение ошибочно и ненаучно. Также согласно исследованиям, такие общественные группы имеют генетические корни и не всегда могут контролироваться человеком.

Можно ли изменить свой характер?

Многие люди считают, что черты личности – это то, что дано нам раз и навсегда. Однако это не так. Характер человека не является какой-то жесткой системой. Он всего лишь определяет склонность индивида поступать тем или другим образом. Человек способен начать действовать в различных ситуациях совершенно в другом стиле. Что необходимо сделать для этого? Изменить свои привычки, совокупностью которых и является характер. Сделать это можно, например, копируя поведение других людей. Этот способ является наиболее естественным и простым.

Характеры людей в психологии: описание, виды, черты личности, особенности

Если рядом нет такого человека, характер которого стал бы хорошим примером для изменения своих черт, следует поискать нужные типажи в литературных произведениях или фильмах. Наконец, можно придумать себе идеального героя. После этого понадобится как можно чаще представлять поведение этого человека в сложившейся ситуации, раздумывая, что бы он сказал или сделал для решения возникших проблем.

Как мы видим, на вопрос о том, можно ли изменить характер человека, в психологии можно найти утвердительный ответ.

Методология, характеризующая индивидуума

Существует методика, объясняющая, как характеризовать человека. По ней необходим анализ поведения индивидуума и обобщение полученных данных.

Какие качества характеризуют личность

Она включает в себя следующие стадии анализа:

  • I. Определение собственного мнения человека относительно себя самого. Проявляющиеся при этом черты характера по отношению к себе, а именно скромность, или уверенность, или неуверенность, умение рассчитывать собственные силы, самокритичность, или решительность и смелость, или самообладание и настойчивость, или безволие и вялость.
  • II. Определение отношения анализируемого субъекта к окружающим его людям. Если присутствуют, такие качества, как честность и справедливость, общительность и вежливость, тактичность или грубость, презрение и т. д., то нужно выяснить, в какой степени.
  • III. Определение занимаемого положения индивидуума в социуме и мнения других сотрудников о нем.
  • IV. Определение психологических особенностей, в частности особенностей памяти, мышления и внимания.
  • V. Определение интересующих субъекта областей, а именно трудовая, или учебная, или спортивная, или творческая сфера.
  • VI. Определение эмоциональной восприимчивости к той или иной ситуации. Это может быть быстрое реагирование в ходе решения проблем или, наоборот, отсутствие какой-либо реакции.
  • VII. Определение степени ответственности. К примеру, серьезно относится к выполнению работы и делает ее хорошо, проявляя при этом инициативу или нет.

Таким образом, необходимо анализировать субъект, исходя из требуемых целей характеристики.

Какой он, наш собеседник?

Как узнать характер человека? В психологии предлагается несколько приемов, использование которых позволит выяснить основные черты личности собеседника.

Характеры людей в психологии: описание, виды, черты личности, особенности

Это поможет найти подход и выстроить с ним правильные отношения еще до того, как можно будет хорошо узнать его.

Как определить характер человека? В психологии рекомендуется делать это по следующим параметрам:

  1. Внешность. В психологии характер по лицу человека рекомендуется определять по глазам собеседника. Необходимо обратить внимание на их расположение относительно переносицы, а также цвет. Люди с темными глазами, как правило, обладают взрывным и вспыльчивым характером. Они умны, чувствительны, остроумны и довольно избирательны в выборе друзей. Светлые глаза выдают человека романтичного, сентиментального и чувствительного. Насыщенные цвета радужки указывают на человека надменного и высокомерного. Маленькие глаза принадлежат, как правило, людям угрюмым, молчаливым и замкнутым. А вот большеглазые чувственны и мужественны, из-за чего чаще всего становятся лидерами. Если веки у собеседника несколько припухшие, то он, скорее всего, склонен к бурному времяпрепровождению.
  2. Поведение. Именно конкретные действия в той или иной ситуации являются ключом к разгадке характера человека. Если индивид активен, то он, скорее всего, сангвиник или холерик. Первые из них быстро увлекаются делом, но так же внезапно могут потерять к нему интерес. Холерики же рассеяны, импульсивны и несдержанны. Скрытные собеседники могут быть флегматиками или меланхоликами. Первые из них непременно станут обдумывать каждое свое действие, проявляя при этом крайнюю медлительность. Для меланхоликов неудивительны частые депрессии, во время которых они наслаждаются жалостью к себе. Замкнутый человек, как правило, интроверт. Он непременно предпочтет уединенность и одиночество. Противоположностью таких людей являются экстраверты, предпочитающие большие и веселые компании.
  3. Внешний вид и фигура. Полные и невысокие люди в большинстве своем разговорчивы и общительны. С ними легко вести беседу. Люди среднего и высокого роста с хорошо сложенной фигурой стремятся занять лидирующие позиции, напористые и целеустремленные. Люди с хрупким астеническим телосложением замкнуты и малообщительны, но при этом амбициозны и любят властвовать над окружающими.
  4. Почерк. У энергичных людей при написании все буквы стремятся вверх. При этом почерк у них прямой. Если индивид амбициозен, то заглавные буквы он делает непропорционально большими. Если же они в написанном тексте лишь немного выше строчных, то о таком человеке можно сказать, что он непритязателен и скромен.

Автор: Людмила Фролова

Источник: fb.ru

Какими бывают качества личности

Качества личности выражают особенности психических процессов, состояний и свойств индивида, его черты характера, особенности темперамента, специфику поведения, взаимодействия с другими людьми, окружающей средой, самим собой, то есть все индивидуально-психологические особенности личности. Кроме того, личные качества человека включают имеющиеся у него знания, умения и навыки.

Существует немало классификаций качеств личности и еще больше типологий личности, основанных на этих классификациях. Психологов всегда интересовала загадка человеческой личности и они старались разложить ее “по полочкам”.

Какие качества характеризуют личностьНо зачем обычному человеку (не профессиональному психологу) знать о том, какие бывают личностные качества? Дело в том, что знания порождают самосознание, повышают осознанность. Человек, знающий какие существуют качества личности, может определить их у себя, а после обозначить пути и направления работы над собой.

Также, зная о качествах личности, можно больше понять об окружающих людях, научиться правильно выстраивать и сохранять отношения.

Первый этап отношений любого рода предполагает узнавание друг друга, что по сути и является прояснением личностных качеств. При первой встрече двух людей (будь-то собеседование при приеме на работу или первое свидание мужчины и женщины), всегда есть потребность узнать, что за человек перед тобой. Неспроста в резюме требуется указывать не только свой опыт работы и основные данные, но и перечислять личные качества, знания, умения и навыки.

Итак, если свои личные качества нужно знать для того, чтобы понимать как дальше развивать свою личность, то знание личностных особенностей другого человека, важно постольку, поскольку оно позволяет определить совместимость с ним и предположить, какого рода отношения могут сложиться. Положительные качества личности обычно поддерживаются, подкрепляются и развиваются, а отрицательные люди стараются исправить, изменить или искоренить

Положительные качества личности обычно поддерживаются, подкрепляются и развиваются, а отрицательные люди стараются исправить, изменить или искоренить.

Но разделение качеств личности на положительные и отрицательные условное! Оно основано на общепринятых правилах и нормах морали и нравственности. Нужно понимать, что такую тонкую материю, как личность человека, на самом деле, невозможно разложить на “черное” и “белое”.

Качества личности, которые принято называть отрицательными, не абсолютно, а относительно отрицательные, точно так же, как и положительные качества.  К примеру, в ситуации, когда требуется постоять за себя, агрессивность (которую принято считать отрицательной чертой) становится нужной и просто необходимой.

Проблематика и смысл

Прежде всего вчитаемся в тему «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Проблема данной тематики — вот что нам необходимо выявить.

«Основной проблемой данной темы является развитие человека и его становление в обществе».

Также вы можете выразить данную мысль другими словами или же добавить что-то еще, однако выраженная проблема должна быть приближена к примеру. Самое главное, чтобы при работе с данной темой вы сами полностью понимали ее смысл.

Следующая наша задача — раскрытием смысла и теоретическое обоснование слов Асмолова: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...