Гуманистическая психология Основные положения. Основные положения гуманистической психологии

Основные черты

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии[2]:

  1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснён в результате научного изучения его частичных функций).
  2. Человеческое бытие развёртывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснён своими частичными функциями, в которых не принимается в расчёт межличностный опыт).
  3. Человек сознаёт себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
  4. Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
  5. Человек интенциален (человек обращён в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов.

Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определённых условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.

Что это такое

Как известно, развитие психологической науки началось с психоанализа. Основоположником психоанализа является выдающийся австрийский психолог, психиатр Зигмунд Фрейд. Теория психоанализа давала возможность применять действенный метод психоанализа при лечении психических расстройств. До психоанализа в интеллектуальных психологических кругах было много приверженцев бихевиоризма, изучающего поведенческие реакции человека. Гуманистическая психология появилась в середине XX века в США как новое направление психологии и теоретическая альтернатива психоанализу и бихевиоризму.

Группа ученых под руководством Абрахама Маслоу создала априори новую ветвь психологии. Маслоу выражал неодобрение существующим теориям за недалекое и токсичное мнение о человеке. Он считал, что психология в большей мере имела дело со слабыми местами человека, игнорируя сильные. Персонолог полагал, что необходимо изучать психологию радости, благополучия, психического здоровья, а не только неблагополучия, конфликтов, враждебности, стыда и других характеристик психологического нездоровья.

Абрахам МаслоуАбрахам Маслоу

Это направление было названо «третьей силой» в американской психологии. Оно противостояло как бихевиоризму, воспринимающего поведение человека подобно поведению стимул-реакции животных, так и психоанализу, критикуемого за преувеличение значения неосознанных человеческих влечений.

Таким образом, термин гуманистическая психология обозначает течение в современной психологии личности, ориентированное на изучение целостной неповторимой личности человека. Причем личность являет собой прямую возможность для самоактуализации, присущую только человеку.

Гуманистическая психология:

Изучает ценность и смысл личности человека в ее самых высоких проявлениях:

  1. Развитии.
  2. Самореализации.
  3. Психическом здоровье.
  4. Творчестве.
  5. Свободе.
  6. Любви.
  7. Ответственности.
  8. Автономии.
  9. Межличностном общении.

Базируется на следующих положениях:

  1. Целостность человеческой личности. Единство органического и психического, сознательного и подсознательного, эмоций и мышления.
  2. Уникальность личности.
  3. Жизнь протекает в контексте человеческих отношений.
  4. Присутствует самосознание.
  5. Наличие выбора, творит свой собственный опыт.
  6. Обладает свободой, независимостью для реализации свободы и активной волей.
  7. Самым важным источником информации для человека является субъективный переживаемый опыт.
  8. Самореализация – обязательная часть человеческой сущности.
  9. Всегда присутствует креативность.
  10. Присутствует актуализируемый потенциал.
  11. В жизни есть ценности, цель и смысл. Человек устремлен в будущее.
  12. Природа человека добра или нейтральна.

Имеет принципы:

  1. Целостности.
  2. Позитивности.
  3. Развития.
  4. Активности.
  5. Акцент на психическом здоровье.

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Что это за подход

В XX веке господствовали идеи бихевиоризма. Они рассматривали индивида с точки зрения зависимости от внешних стимулов. Специалисты направления полагали, что поведение человека мало чем отличается от поведения животных.

Гуманистический подход в психологии противопоставляется естественно-научному. В нем нет четких формулировок, он основывается на философских рассуждениях. Труды ученых эпохи Просвещения, восточные и религиозные системы, экзистенциальные работы философов позволили подойти к рассмотрению психики человека с иной стороны.

У направления нет единого основателя. К данному течению примкнул Маслоу, Роджерс и другие специалисты. В основе нового направления лежат убеждения, что человек обладает определенной степенью свободы от внешнего мира.

Важно! Наличие смысла и системы ценностей отличает людей от животных.

В отличие от психоанализа, взгляды гуманистических психологов более оптимистичны. Специалисты считали, что человек обладает способностью к развитию, творческим началом, активностью.

Экзистенциализм определяет постулат, что жизнь – это единый процесс становления и существования человека. Переживания на тему места в мире являются психологической реальностью.

Гуманистическое направление в психологии позволило сформировать новое течение в психотерапии. Появились человеко-центрированный подход, логотерапия. Многие техники остаются актуальными по сей день.


В педагогике гуманистический подход позволил изменить отношение к ученикам с авторитарного на партнерский

Новые взгляды позволили изменить психологию. Направление приобрело особую популярность в 80-х годах прошлого века. Оно востребовано в западных странах.

Общие сведения

Личность в гуманистической психологии — не только предмет исследования, но и особая ценность, к которой нужно относиться с вниманием и уважением. Самореализация, стремление к познанию, психическое здоровье, долг, личный выбор и ответственность за него — самые важные элементы полноценной личности в гуманистической психологии.

Гуманистическая психология считает неприемлемым отношение к предмету исследования, характерное для естественных наук, которое разделяли некоторые психологические школы. В таких науках изучаются объекты, лишенные разума и собственного видения мира, не способные образовывать связи с другими людьми и наполнять пространство и время собственным содержанием.

Человек же в силах оценивать каждую новую ситуацию, выбирать подходящую ей модель поведения — в общем, активно творить и преобразовывать собственную жизнь. Если исследователь не учитывает эти фундаментальные отличия человека от остальных живых организмов, то он существенно ограничивает себя и не может представить полную картину функционирования психики человека.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

девушкаТакая система взглядов предъявляет определенные требования к методам науки, которые должны быть в состоянии продемонстрировать уникальность людей. Наиболее адекватные методы гуманистической психологии по-разному определялись последователями этого направления. Кто-то, например, говорил о допустимости методов когнитивной психологии, кто-то предлагал разработать собственные способы познания. В целом эта проблема остается одним из уязвимых мест данной научной школы.

Рекомендуем: Что такое рефлексия?

Конечно, гуманистическая психология подвергалась и подвергается критике. В первую очередь вызывает вопросы субъективность направления, ведь, ставя во главу угла индивидуальный опыт и индивидуальное суждение личности о самой себе, трудно дать психическим процессам человека объективную оценку, а количественно измерить их и вовсе невозможно. Тем не менее как основа для крайне востребованного метода психотерапии гуманистическая психология по-прежнему сохраняет значимость.

Повышение оригинальности

Контрольные вопросы 1. Поясните сущность явления вязкого трения. Какова природа сил внутреннего трения жидкости? Вязкость или внутреннее трение – свойство текучих тел (жидкостей и газов) оказывать сопротивление перемещению одной их части относительно другой. Это явление определяет диссипацию (поглощение) энергии при деформации среды. При деформации сдвига вязкость называют сдвиговой. При деформации объема (всестороннее сжатие) проявляется объемная вязкость. В данном случае мы будем касаться только вопроса сдвиговой вязкости. Суть явления состоит в том, что движущиеся слои газа или жидкости увлекают соседние слои и, наоборот, неподвижные (или движущиеся с меньшей скоростью) тормозят более быстрые соседние слои. Таким образом, между любыми соседними слоями рассматриваемой среды действуют силы внутреннего трения (или силы вязкости). Механизм возникновения этих сил заключается в переносе импульса (количества движения) от одного слоя к другому.
2. Что такое коэффициент динамической вязкости? В каких единицах измеряется величина вязкости в системе СИ?

Коэффициентом динамической вязкости называется величина, численно равная силе внутреннего трения, с которой один слой увлекает или тормозит другой слой жидкости при условии, что площадь соприкосновения слоев и градиент скорости . В системе СИ за единицу динамической вязкости принимают — вязкость такой среды, в которой один слой увлекает или тормозит другой с силой в , если площадь соприкосновения слоев и градиент скорости .

3. Какие силы действуют на тело, движущееся в жидкости?

На тело, погруженное в жидкость и остающееся в равновесии на плаву действуют две силы: сила тяжести и равная ей выталкивающая сила (и равная весу жидкости, вытесненной погруженным объёмом тела) . На тело, погруженное в жидкость и тонущее действуют три силы: сила тяжести, неравная ей (меньше) выталкивающая сила (равная весу жидкости, вытесненной погруженным объёмом тела) , а также сила трения при движении, в значительной степени зависящая от скорости погружения и вязкости жидкости. На тело, погруженное в жидкость и лежащее плотно на дне, действуют три силы: сила тяжести, неравная ей выталкивающая сила, и сила реакции со стороны дна. В данном случае выталкивающая сила уменьшается на величину, равную весу жидкости, занимаемому той частью объёма тела, под которой нет воды

4. Дайте определение ламинарного и турбулентного течения жидкости.

Турбулентным называется такое течение жидкости, при котором её частицы совершают неустановившееся и неупорядоченные движения по сложным траекториям, приводящим к перемешиванию слоёв. Ламинарное – это упорядоченное течение жидкости, при котором траектории движения соседних частиц мало отличаются друг от друга.

5. Запишите формулу Стокса и укажите условия ее применимости.

Для тел сферической формы модуль силы вязкого трения определяется формулой Стокса (1) где r – радиус шарика; V – скорость его движения относительно жидкости. Важно отметить, что формула (1) справедлива только в случае ламинарного течения жидкости относительно шарика (скорость движения шарика должна быть небольшой), а жидкость по всем направлениям простирается безгранично, т.е. размеры сосуда, в котором находится жидкость, должны быть много больше по сравнению с размерами шарика.

6. Определите величину силы трения, действующей на стальной шарик диаметром 3 мм, падающий со скоростью 0,75 м/с в жидкости с коэффициентом вязкости 1,5 Па.с. F=6*3.14*1.5*0.003*0.75=0.063

7. Почему шарик в начале движения ускоряется, а затем движется равномерно? Что такое градиент скорости? В начале движения шарика движение будет ускоренным за счет ускорения свободного падения. С ростом скорости растет и сила сопротивления, а ускорение шарика уменьшается. Наступает такой момент, когда действующие на шарик силы уравновесятся, ускорение станет равным нулю, а движение шарика — равномерным на участке L. Градиент скорости – это изменение скорости двух слоёв жидкости dV на расстоянии между слоями dX.

8. Запишите рабочую формулу, объясните условия её применения и причину начала измерения времени не от поверхности жидкости.

Верхняя метка помещена на несколько сантиметров ниже верхнего уровня жидкости для выполнения условия равномерного движения шарика в жидкости. 9. Перечислить основные источники погрешностей измерений, проводимых в данной работе.

Общие понятия гуманизма

«Гуманизм» в переводе с латинского обозначает «человечность». И как направление гуманистический подход в философии возник в эпоху Возрождения. Он позиционировался под названием «ренессансный гуманизм». Это мировоззрение, главной идеей которого является утверждение, что человек — ценность превыше всех земных благ, и исходя из этого постулата, необходимо выстраивать отношение к нему.

В общем виде гуманизм – это мировоззрение подразумевающее ценность личности человека, его право на свободу, счастливое существование, полноценное развитие и возможность проявления своих способностей. Как система ценностных ориентаций сегодня он оформился в виде совокупности идей и ценностей, утверждающих универсальное значение человеческого бытия как в целом, так и в частности (для отдельной личности).

До появления понятия «гуманистический подход к личности» сформировалось понятие «гуманность», в котором отражается такая важная черта личности, как готовность и стремление помогать другим людям, проявлять уважение, заботу, соучастие. Без гуманности, в принципе, невозможно существование рода человеческого.

Это качество личности, которое представляет собой способность к осознанному сопереживанию к другому человеку. В современном обществе гуманизм – это общественный идеал, а человек – наивысшая цель социального развития, в процессе которого должны быть созданы условия полной реализации всех его потенциальных возможностей для достижения гармонии в социальной, экономической, духовной сфере и наивысшего расцвета личности.

гуманистический подход

Основатель и представители

Одним из основателей данного направления является американский психолог Абрахам Харольд Маслоу, также известный, как разработчик иерархической модели мотивации, на вершине пирамиды которой находятся эстетические потребности, а в основании лежат физиологические.

Основатель и известные представители

Наряду с А. Маслоу основателем данного направления выступает американский психолог К. Роджерс.

Гуманистическая психология, с его позиции, была верным подходом, потому как каждый человек обладает стремлением к самосовершенствованию.

Человек самостоятельно определяет для себя ценности и смысл своей жизни, а также определяет перспективы развития и личностного роста.

Представителем гуманистической психологии является и немецкий психоаналитик Эрих Фромм.

Гуманистический психоанализ Э. Фромма, в отличие от подхода З. Фрейда, в качестве ключевой проблемы в психологии рассматривал не инстинктивные потребности человека, а его связь с внешним миром.

Логотерапия Франкла

Логотерапия, созданная Франклом, основывается на главном положении – движущие силы развития личности заключаются в стремлении обрести жизненный смысл. Слово «логос» в переводе с греческого языка значит «смысл». Главная задача логотерапии – помочь человеку найти «нечто такое», что может сделать его жизнь наполненной этим содержанием. Это особый смысл, который может осуществить только этот человек, и никто другой.

Человек существует в трех плоскостях – это тело (соматика), душа и дух. Первые два измерения тесно связаны между собой. Как подчеркивал Франкл, вместе они образуют то, что ученые называют «психосоматикой». Третье измерение – духовное. Именно на нем фокусируется созданная Франклом психотерапия. Здесь находятся понятия любви, совести, эстетики. Духовность – это одна из главных отличительных черт, которая отделяет человека от царства животных.

Следующей исключительно человеческой чертой Франкл считал свободу выбора. Франкл подчеркивал, что свобода выбора проявляется человеком каждую секунду – ведь он является существом, которое принимает решения. Свобода проявляется независимо от окружения, внешних обстоятельств, собственной наследственности и инстинктов. Находясь в концлагере, ученый вскоре обнаружил: многие люди, попадая в эти условия, утрачивают способность мыслить независимо. К примеру, когда фашисты приказывали «Лежать!» и направляли на узников оружия, большинство сразу же повиновалось этому приказу. Но были и те, кто как бы «зависал» на несколько мгновений, лишь после этого выполняя приказ. Виктор Франкл задавал вопрос этим людям: что они делают в течение этих нескольких секунд? Он узнал, что эти свободные люди спрашивают самих себя, хотят ли они упасть или продолжать стоять. И их выбор был упасть, так как они ценили свободу и собственную жизнь.

Следующим фактором, который свойственен человеку, является чувство ответственности. Человек не только имеет свободу выбора – он должен знать, для чего она ему необходима. Ответственность перед собой, Богом или совестью – это обязанности, которые человек должен выполнить. Как и другие движущие силы развития личности, ответственность принадлежит к духовному измерению. Логотерапия помогает человеку понять, что только он ответственен за свой жизненный выбор.

движущие силы развития личности

Плюсы гуманистической педагогики

  • Развитие личности. Когда в ребенке признают личность, он признает ее и сам в себе. Он отзывается на любовь взрослого, доверяет ему и учится у него хорошему. Он учится уважать себя и других, находить в любом человеке положительные стороны, адекватно воспринимать окружающий мир. Если ребенок с детства чувствует себя любимым и значимым, его личность развивается стабильно и гармонично.
  • Формирование ответственности. С ранних лет ребенок чувствует, что он в ответе за свои слова, свой выбор и свои действия. Он знает, что словом можно подбодрить грустного товарища, успокоить плачущего малыша или призвать к ответственности хулигана. Ребенок, воспитанный по гуманистической системой, не нанесет умышленной обиды другу, не выбросит надоевшее домашнее животное и не выбросит мусор посреди улицы.
  • Более высокая мотивация. Дети в общеобразовательной школе зачастую не хотят учиться потому, что информация для них – неинтересна. Если же образование учитывает интересы ребенка и идёт от его личности, то мотивация ребенка к обучению повышается: об интересном хочется узнавать больше и больше.
  • Высокий уровень развития коммуникативных умений. Ребенок, обучающийся под влиянием гуманистической педагогики, умеет конструктивно высказывать своё мнение и правильно формулировать мысли. Кроме того, он умеет грамотно выстраивать диалог, доказывать свою точку зрения и договариваться.
  • Широта и гибкость мышления. Человек, которому с детства разрешают иметь свою точку зрения, а не принимать навязываемую, с детства мыслит более широко, чем его сверстники, воспитывающиеся в других условиях. Кроме того, на спектр его взглядов положительно влияет и то, что учителя и другие педагоги ориентируются не на шаблонные требования к знаниям и умениям, а на интересы самого ребенка.

nedostatki-gumanisticheskoj-psihologii_3.jpg

Сильные стороны

Не все психологи поддерживали новые взгляды. Многие относились к ним скептично из-за недостаточной доказательной базы. Со временем удалось выделить ряд преимуществ новой школы.

Гуманистическое направление влияет на все сферы жизни

Гуманистическое направление влияет на все сферы жизни

Основное преимущество – это признание за человеком возможности управлять своей психикой. Приверженцы этого направления также уверены, что на индивида влияет окружающая среда. Представители школы смогли побороть множество стереотипов о психотерапии.

Например, миф о том, что у психолога ограниченный набор методов воздействия. С помощью гуманистического подхода человек может снять нервозность, улучшить свою жизнь.

История становления и развития науки

Как самостоятельное направление, гуманистическая психология выделилась только к началу 60-х годов 20 века. В то время активно развивался бихевиоризм, которому эта школа начала противостоять.

Главное описание, методики, задачи гуманистической психологии раскрыл в своих трудах Абрахам Маслоу. Существует несколько культовых событий в истории развития этого научного направления:

Фото 1648

  1. 1943 год — Маслоу сделал описание разработанной иерархии, которое описал в статье «Теория человеческой мотивации».
  2. 1951 год — была опубликована работа психолога Карла Роджерса — «Клиент-центрированная терапия».
  3. 1961 год — с этого времени начинает выпускаться журнал для последователей гуманистической психологии.
  4. 1971 год — американская ассоциация гуманистической психологии начинает входить в АПА.

Философской основой гуманистической психологии является экзистенциализм.

Литература

  • Мэй Р., и др. Экзистенциальная психология /Перевод с английского Л. Я. Дворко. — Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. — 160 с. — (Серия «Psychologia Vera») ISBN 966-7172-10-4 ISBN 5-88230-164-5
  • Шеховцова Л. Ф. Мировоззренческие основания гуманистической и трансперсональной психологий // Шеховцова Л. Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии. — СПб.: Общество православных психологов Санкт-Петербурга, 2009. — С. 24-32[3]. — 168 с. — 250 экз. — ISBN 5-85991-021-5 (4).

Предмет изучения

Базовый предмет изучения

Базовыми предметами, изучением которых занимается гуманистическая психология, являются следующие:

  • уникальность и неповторимость каждой отдельно взятой личности, которая находится в постоянном процессе самосозидания, осознает свое жизненное призвание,
  • осознание личностного достоинства,
  • потребности человека в социуме,
  • поиск и определение смысла жизни,
  • потребности в защите и надежности,
  • зрелые личности, достигшие вершин самосовершенствования.

Согласно гуманистической психологии, конфликт между отдельной личностью и обществом отсутствует. Напротив, личность способна ощутить полноту жизни только путем ее признания социумом.

Похожие работы

  • Основные направление западной психологии: бихевиоризм
  • Основные направления современной западной психологии
  • Основные направления современной западной психологии
  • Бихевиоризм
  • Основные направления современной западной психологии (ВЗФЭИ)
  • Контрольная работа по Психологии Вариант 4
  • Основные направления современной западной психологии
  • Гуманистическая психология
  • Бихевиоризм как направление в психологии
  • Контрольная работа по Психологии и педагогике Вариант 4
  • Основные направления современной западной психологии (Вариант № 5)
  • Гуманистическая психология
  • Основные направления современной западной психологии
  • Основные направления современной западной психологии
  • Основные направления современной западной психологии
  • Основные направления современной западной психологии
  • Основные направления современной западной психологии

Принцип становления

Один из наиболее важных принципов гуманистической психологии заключается в том, что человек постоянно находится в процессе своего становления. Например, студент выпускного курса университета будет отличаться от хихикающего модного первокурсника. По прошествии еще нескольких лет молодой специалист своего дела тоже будет отличаться от выпускника. Он сможет освоить новые жизненные пути, имеющие отношение к его карьере или, к примеру, семейной жизни.

Те люди, которые сознательно отказываются от своего становления, фактически отказываются от личностного роста. Они отрицают тот факт, что в них заложены возможности полноценного бытия. Согласно гуманистической психологии, большой ошибкой является отказ от возможностей сделать каждый миг своей жизни максимально насыщенным. Для психолога данного направления подобный взгляд является не чем иным, как извращением того, чем потенциально мог бы быть человек. Жизнь – непреложная ценность, и поэтому человек должен наполнять каждый миг существования смыслом.

Практическое применение гуманистической психологии

Основной областью практического приложения Гуманистической психологии выступает психотерапевтическая практика, в которой зародились и были развиты многие из идей, образующих сегодня теоретический фундамент Гуманистической психологии. В трудах А. Маслоу, С. Джурарда, Ф. Бэррона, К. Роджерса разработаны представления о психологически здоровой, полноценно функционирующей личности. Не директивная психотерапия К. Роджерса и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем.

Другой важной областью практического приложения Гуманистической психологии является гуманистическая педагогика, которая основана на принципах не директивного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности. Третьей областью практического приложения Гуманистическая психология является социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого стал К. Роджерс. Успехи Гуманистической психологии в этих прикладных областях во многом определили социальную платформу Гуманистической психологии, которая основана на идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (А. Маслоу).

Минусы

Кроме положительных сторон, выделяют и отрицательные:

  • Чрезмерная субъективность. Полагаются только на собственную оценку своего опыта.
  • Не существует точного способа оценки исследуемых свойств личности.
  • Отрицание порочности природы человека.
  • Крайний индивидуализм.
  • Пренебрежение рациональным познанием.

Итог

Гуманистическая педагогика способна творить чудеса: дети, которых любят, слушают и понимают, развиваются гармоничными и творческими личностями. Они способны конструктивно разговаривать, отстаивать своё мнение, а также уважают любого человека, вне зависимости от его личностных особенностей.

Личность в гуманистической психологии

Личность в данном направлении психологии рассматривается как целостная система, которую невозможно делить на фрагменты и рассматривать их в качестве отдельного предмета для изучения.

Другими словами, целое не есть сумма отдельных составляющих частей. Так же, как единый, рассматривается жизненный цикл и приобретаемый в его процессе человеком опыт.

Как рассматривается личность в гуманистической психологии?

Каждая отдельная личность воспринимается, как уникальная.

Именно поэтому различные статистические данные не имеют никакого смысла, поскольку судить о поведении человека можно только лишь исходя из его субъективного опыта.

В качестве истинной реальности в таком случае выступают личные переживания человека.

Человек рассматривается в качестве активного существа, стремящегося к саморазвитию. Руководствуется при этом он своими собственными целями и принципами, которые позволяют ему оставаться в определенной мере независимым от внешних факторов.

Развитие науки в настоящее время

Фото 1681Пик популярности этого направления приходится на период с 1960 по 1970 год. В то время сторонники бихевиоризма, фрейдизма были ослаблены возникшими расхождениями собственных убеждений. Возросшая популярность не смогла укрепить это направление, как отдельную и постоянную психологическую школу.

Благодаря этому направлению укрепились такие ветви психологии, как гуманистическая педагогика, психотерапия.

Гуманистическая психология является направлением психологии, которое занимается изучением личности. Ее представители утверждают, что у любого человека есть огромный потенциал, который он может реализовать в течение жизни, быть счастливым.

Глоссарий. Основные понятия гуманистической психологии

Бытийная мотивация — мотивация высшего уровня, в которой преобладает потребность в самоактуализации.

В-любовь — любовь без собственничества, характерная для самоактуализировавшегося человека.

Вершинные переживания — мистические состояния сознания, характерные для многих, но не для всех самоактуализирующихся людей.

Даоская наука — альтернатива, выдвинутая Маслоу традиционному научному методу, подчеркивающая ценности и субъективность (вместо объективности).

Движение за человеческий потенциал — социальное движение, направленное на стимуляцию полноценного развития индивидов, находящее отражение в центрах роста и трансформации общественных институтов.

Десакрализация — утрата чувства священного, или духовного.

Дефицитарная мотивация — мотивация на низших уровнях развития.

D-любовь — эгоистичная любовь, характерная для несамоактуализировавшегося человека.

Иерархия потребностей — упорядоченная последовательность мотивов, начиная с основных физических потребностей и вплоть до мотивов наиболее развитых че­ловеческих существ.

Инстинктоид — слабоинстинктивные мотивы, характерные для людей.

Компетентность во времени — шкала Опросника личностной ориентации для из­мерения озабоченности человека настоящим, а не прошлым или будущим.

Комплекс Ионы — отказ от полноценного развития своего потенциала в силу убеждения, что все равно не удастся совершить ничего важного.

Метамотивированный — мотивированный потребностями, находящимися на вер­шине иерархии.

Направленность на себя — шкала Опросника личностной ориентации для изме­рения тенденции человека к получению поддержки не от других людей, а от себя.

Опросник личностной ориентации — самый популярный инструмент для измере­ния самоактуализации.

Опытное знание — то, что мы знаем благодаря личному переживанию.

Основная потребность — фундаментальная дефицитарная потребность.

Преобладающий — самый могущественный в настоящее время; обозначает потреб­ность, которая, если не удовлетворяется, оказывается самой могущественной в данный конкретный момент.

Самоактуализация — полноценная реализация потенциала человека.

Третья сила — термин Маслоу для обозначения его теории, подчеркивающий ее противоположность психоанализу и бихевиоризму.

Центрированный на методе — научный подход, ставящий процедуру над содержанием.

Центрированный на проблеме — научный подход, ставящий предмет изучения над процедурой.

Центры развития — места, где люди собираются для полноценного развития свое­го потенциала (например, Исален).

Эупсихея — утопическое общество, в котором равно удовлетворяются индивиду­альные и социальные потребности и где общество поддерживает индивидуальное развитие.

Плюсы и минусы

Гуманистическая концепция в психологии встречает как своих последователей, отмечающих ее сильные стороны, так и подвергается критике со стороны специалистов различных школ.

Плюсы:

  1. Отведение человеку огромной роли в самоуправлении собственным психическим здоровьем.
  2. Учет внешних факторов в формировании личности человека, а не сосредоточенность на внутренних качествах.
  3. Реально оказываемое влияние на терапию, а также сферы здравоохранения и образования.
  4. Рассматривание в качестве объекта изучения здорового человека, а не суждение о психически здоровой личности по наблюдаемым отклонениям в поведении других.

Главные плюсы и минусы

Минусы:

  1. Рассматривание общения двух людей, как равных, что в реальности часто не находит подтверждения.
  2. Так как в качестве объектов исследования берутся здоровые люди с удовлетворенными основными потребностями, данная теория плохо подходит для объяснения поведения людей с нарушениями психики, а также находящимися в плохих социальных условиях.
  3. Слишком большая ответственность человека за собственные поступки.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете об особенностях гуманистической психологии.

Автор статьи

Приветствую! Меня зовут Анастасия и я хорошо разбираюсь в психологии семьи, возрастной психологии, клинической психологии и психосоматике.

Методы

Для изучения личности психологами используются методики самоотчетов, что позволяет опираться на опыт человека, полученный в его жизни, а также опросники — например, опросник «Чувства. Реакции. Убеждения.», разработанный Д. Картрайтом, а также опросник самоактуализации Э. Шострома.

Количество методик работы с людьми превышает несколько десятков. Сюда относятся следующие:

  • арт-терапия — осознание собственного «Я» посредством музыки, изображений, а также в движениях;
  • визуализация — осознание собственных стремлений, желаний, а также истинных целей путем их визуализации;
  • аутотренинг по И. Шульцу — путем погружения в себя и диалога со своим глубинным «Я»;
  • восточные техники — медитации, йога и другие практики.

Также существует и множество других методик, нацеленных на осознание человеком самого себя.

к содержанию ↑

Спортивное воспитание и гуманизм

В настоящее время гуманистический подход в обучении спортсмена исключает процесс подготовки и тренировки, когда спортсмен выступает в роли механического субъекта, достигающего результата, поставленного перед ним.

Исследования показали, что часто спортсмены, достигая физического совершенства, наносят серьезный вред психике и своему здоровью. Бывает, что применяются неадекватные нагрузки. Это работает как для юных, так и для зрелых спортсменов. В результате такой подход приводит к психологическим срывам. Но при этом исследования показывают, что возможности становления личности спортсмена, ее нравственных, духовных установок, формирование мотивации — безграничны. Подход, направленный на его развитие, может быть осуществлен в полной мере, если изменить ценностные установки как у спортсмена, так и у тренера. Такая установка должна стать более гуманной.

Становление у спортсмена гуманистических качеств – это процесс достаточно сложный и длительный. Он должен быть систематическим и требует от тренера (воспитателя, преподавателя) овладения технологиями воздействия высокой тонкости. Этот подход ориентирован на гуманистическую установку — развитие личности, ее психического, физического здоровья средствами спорта и физической культуры.

Управление и гуманизм

Сегодня различные организации стремятся постоянно повышать уровень культуры своего персонала. В Японии, например, любое предприятие (фирма) является для своих сотрудников не просто местом зарабатывания средств для проживания, но и местом, которое объединяет отдельно взятых коллег в коллектив. Для него играют важную роль дух сотрудничества и взаимозависимость.

Организация – это продолжение семьи. Гуманистический подход к управлению рассматривается как процесс, создающий реальность, которая дает возможность людям видеть события, понимать их, действовать соответственно ситуации, придавая смысл и значимость собственному поведению. На самом деле правила – это средства, а основное действие происходит в момент выбора.

Каждый аспект организации нагружен символическим смыслом и помогает создавать реальность. Гуманистический подход делает акцент на человеке, а не на организации. Для осуществления этого очень важно умение интегрироваться в существующую ценностную систему и меняться в новых условиях деятельности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...