Гиперактивность — что это в психологии

Содержание

Гиперактивность у детей — что это

Гиперактивность у детей  — это сверх повышенная активность, склонность моментально отвлекаться, не умение концентрироваться на каком-то одном занятии длительное время. Все это сопровождается нервным возбужденным состоянием.

Часто такие детки шокируют своим поведением, раздражают, приводят в ужас взрослых, занимающихся воспитанием, от них стонут и отчаянно ругают учителя, воспитатели, часто и любящие родители от такого поведения дитяти далеко не в восторге. Ведь он, этот обормот, ничего не запоминает, сколько не повторяй! Он крутится, он подрывает дисциплину в группе! Юла, вечный двигатель, живчик, шустрик — и это не самые серьезные высказывания в его адрес.

Конечно большинство деток шебутные, но когда это переходит все границы.. Как же определить, по каких признакам, что у вашего ребенка гиперактивность?

Что это такое

Первые упоминания термина в научной литературе появились в середине XIX века. Ученый Хоффман описывал так непоседливых детей. В начале XX века отдельно выделяли категорию малышей с повышенным уровнем активности. В 1947 году педиатры попытались составить описание гиперактивности у ребёнка школьного возраста.

К сведению. Интерес к проблеме начал возрастать в конце 80-х годов прошлого века. С каждым годом отмечается увеличение детей с проблемами концентрации внимания и регулирования поведения.

В современной медицине нет однозначного мнения о том, что такое гиперактивность это болезнь или нет. Часть врачей считает, что под этим термином скрывается нарушение работы головного мозга. Другие специалисты – приверженцы другой мысли: гиперактивность – проблема неправильного воспитания.

В МКБ-10 гиперактивность включена в группу поведенческих расстройств. Ее сложно диагностировать. Психиатры полагают, что возрастающее количество больных связано с тем, что детей стали лучше осматривать и разбирать их поведение детально.

Что такое СДВГ?

СДВГ является неврологическим заболеванием, которое проявляется невнимательностью, импульсивностью и гиперактивностью. Симптомы СДВГ имеет тенденцию уменьшаться по мере взросления. Человек, как правило, становится менее гиперактивным с течением времени, однако у него все еще могут наблюдаться трудности с концентрацией внимания, он может быть импульсивным и идти на риск.

В результате взрослому с СДВГ трудно учиться, работать и ладить с окружающими. Взрослые с СДВГ также склонны к тревоге, депрессии и низкой самооценке.

Что такое гиперактивность

При гиперактивном синдроме процессы возбуждения в нервной системе существенно превосходят торможение. Он часто бывает у детей дошкольного и младшего школьного возраста, реже – у подростков. Гиперактивность иногда сочетается с синдромом дефицита внимания (СДВ). Психологи объединяют эти два понятия, пользуясь аббревиатурой СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Синдром имеет несколько разновидностей:

  1. Сочетание дефицита внимания с повышенной активностью встречается чаще.
  2. Гиперактивность, не сочетающаяся с дефицитом внимания. Это бывает проявлением заболеваний центральной нервной системы или своеобразной чертой характера.
  3. Синдром дефицита внимания. Чаще он бывает у девочек и характеризуется патологическим «выпадением из реальности» и излишней мечтательностью.

Каждый ли возбудимый ребенок болен?

В 80-х годах прошлого столетия это состояние у детей получило отдельное название – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В классификации нервных и психических болезней оно было отнесено к гиперкинетическим расстройствам. Основной поведенческий признак синдрома – неспособность к концентрации, самоконтролю.

Рекомендуем посмотреть! В данном видео-обзоре советы родителям гиперактивных детей дает детский психолог:

Далеко не каждый малыш, ведущий себя как проказник, относится к категории гиперкинетиков. У некоторых непослушность, упрямство, повышенная подвижность  с бьющей через край энергией следствие характера. С такими детьми нужно просто правильно учиться вести себя, а не постоянно их одергивать, это может вызвать негативную ответную реакцию.

Откуда берется гиперактивность

Сегодня гиперактивных детей становится гораздо больше, чем еще несколько десятков лет назад. Причин этому много: экология, неврозы и беспокойство родителей, наследственность, слабое здоровье и т.д. А еще стремление родителей напичкать ребенка как можно бóльшим объемом знаний и умений за короткий срок.

Более того, слово «гиперактивный» успело стать ярлыком, который спешат навесить на любого мало-мальски подвижного ребенка. Вообще гиперактивность — это диагноз. И поставить его может только невролог на основании специального обследования! Виды и степени гиперактивности бывают разные.

Другая крайность — не замечать гиперактивность. «И я таким был в детстве, — очень часто слышу такую фразу, особенно от пап. — Как вы там это называете — гиперактивным. Крутился и вертелся, как жучок. Живчиком был, в общем. И ничего, нормальным вырос».

Да, конечно, нормальным. Кто же спорит-то? Но ведь это не мешает нам учесть эту «живость» ребенка и создать все условия для его лучшего развития. Верно?

Гиперактивность с медицинской точки зрения

Под данным термином понимается не только чрезмерная подвижность, невнимательность и капризность малыша, как думают многие матери. Это, главным образом, особое состояние нервной системы и коры головного мозга, когда его клетки слишком активно образуют нервные импульсы.

7-priznakov-giperaktivnosti-kak-raspoznat-problemu

Эти процессы не дают малышу сидеть на месте, мешают сосредотачивать внимание, переключаться с истерик, успокаиваться, а также засыпать.

Истинную гиперактивность может увидеть или заподозрить только невропатолог, поэтому не пытайтесь самостоятельно ставить своему малышу такие диагнозы.

И еще немаловажно, что  гиперакивным малыш может быть не только в таком сложном возрасте, как 3-4 года, но и с самого младенчества.

Чем раньше вы распознаете у ребенка такие особенности нервной системы и начнете предпринимать меры, тем  меньше трудностей у вас возникнет в будущем.

Как проявляется?

С проявлениями гиперактивности родители могут столкнуться уже с первых дней жизни ребенка. Дети плохо, беспокойно спят, много плачут, во время бодрствования очень подвижны, возбуждены; чувствительны ко всем внешним раздражителям – свету или шуму. Именно гиперактивные дети часто «выпрыгивают» из колясок на глазах матери, выламывают прутья кроваток, опрокидывают на себя чайник с кипятком. В 4–5 лет ребенок не способен сосредоточиться на одном занятии, его внимание рассеяно: например, ему не хватает терпения дослушать до конца сказку или играть в «тихие» игры, требующие концентрации внимания. Ребенок не может ни минуты спокойно сидеть на стуле, ерзает, шумит.

Родители не случайно говорят, что к их детям «словно прикрепили моторчик», и те готовы бегать и прыгать сутками. Но полагать, что это всего лишь следствие большого запаса энергии у ребенка, неправильно. Это разрядка, которая необходима ребенку из-за особенностей его организма. К тому же гиперактивность часто сопровождается беспокойными движениями, вычурностью моторики и чрезмерной вспыльчивостью ребенка.

Все-таки это характер

Этот опыт похода к специалисту и долгого разговора с ней помог мне сделать следующие выводы, которые, возможно, пригодятся другим мамам и папам, воспитывающим ну очень активного ребенка. Не паникуйте раньше времени и не ставьте диагноз ребенку сами. Лучше понаблюдайте за ним. На улице и дома он просто ураган, сметающий все на своем пути, а в гостях настоящий ангел?

То, что он может менять модель поведения в зависимости от окружения, говорит скорее о его характере, а не о заболевании. Если после долгих мучений у вас все-таки получается всяческими уловками занять делом своего активного ребенка и задержать его внимание на этом занятии, то его активность – не болезнь, а особенность характера, которая не сможет помешать ему нормально развиваться и быть полноценным членом общества.

Со временем педагогическими приемами поведение можно выправить. Однако если ребенку поставлен диагноз СДВГ, коррекцией поведения здесь не обойтись. Гиперактивность является именно болезнью, и без помощи специалиста ребенок просто будет не в состоянии нормально жить, учиться и существовать в социуме.

Отличие гиперактивности от активности

Синдром гиперактивности отличается от активного состояния тем, что поведение малыша создает проблемы для родителей, окружающих и него самого.

Необходимо обращаться к педиатру, неврологу или детскому психологу в следующих случаях: двигательная расторможенность и отсутствие внимания проявляются постоянно, поведение затрудняет общение с людьми, успеваемость в школе низкая. Также нужна консультация врача, если ребенок проявляет агрессивность по отношению к окружающим.

двигательная расторможенность у гиперактивных детей присутствует постоянно

Синдром гиперактивности у детей

Предположить наличие такого диагноза у ребенка можно уже в самом раннем возрасте. Уже в первые месяцы ребенок плохо спит. У него избыточно бурная реакция на шум, яркий свет. Он бурно реагирует на гигиенические процедуры и слишком перевозбуждается во время самых простых игр. Отмечается незначительное отставание от нормы психомоторных навыков.

Определить наличие болезни можно в возрасте трех лет. Психологи отмечают этот возраст как первый переломный. Капризными и требовательными становятся все малыши. У детей с гиперактивностью отмечается задержка развития речи, движения отличаются суетливостью и хаотичностью.

Синдром сопровождается физиологическими нарушениями. У крохи часто возникают головные боли, отмечается повышенная усталость, диагностируется энурез и нервные тики.

В дошкольные годы малыши с синдром медленнее сверстников усваивают новый материал, что объясняется недостаточной способностью к концентрации внимания. Такое положение сохраняется и после поступления в школу. Отставание в усвоении знаний вызвано не низкими умственными задатками, а отсутствием возможность сконцентрировать внимание и полноценно запомнить весь новый материал.

Возникающие проблемы провоцируют у ребенка повышенную обидчивость и агрессивность. Он становится тревожным и плаксивым, развиваются фобии. По мере взросления у ребенка с СДВГ снижается самооценка, возникают комплексы. При отсутствии терапии они могут сохраниться на всю жизнь.

Причины детской гиперактивности

Детская гиперактивность формируется по причине незрелости коры головного мозга, что приводит к возникновению трудностей у ребенка, связанных с распознаванием внешних сигналов. В результате, ребенок становится суетливым, дерганым, невнимательным и беспокойным, а также возможно неконтролируемые приступы повышенной раздражительности.

Причин формирования синдрома дефицита внимания и гиперактивности может быть огромное количество, но среди основных и самых распространенных выделяют следующие:

  • Наследственная предрасположенность. Если в семье у кого-либо из родственников в детстве наблюдался СДВГ, то с большой долей вероятности ребенок будет иметь предрасположенность к этому заболеванию.
  • Осложнения в период беременности и родов, родовые травмы. Вредные привычки, неправильное питание, злоупотребление алкоголем, принятие сильных лекарственных средств в период беременности могут привести к развитию различных заболеваний у еще нерожденного малыша. Сложные роды, недоношенность, кесарево сечение, асфиксия у новорожденного также могут привести к образованию СДВГ.
  • Ушибы, травмы в области головы, тяжелые заболевания, перенесенные в младенчестве и раннем детстве. В случае, если ребенок перенес тяжелое заболевание, особенно инфекционной направленности, получал травмы головы или серьезные ушибы, то СДВГ запросто может стать последствие случившегося.
  • Социальный фактор. Не последнюю роль в возникновении дефицита внимания играют и условия, в которых проживает ребенок. Неблагополучная обстановка в семье способна оказать пагубное влияние на развитии малыша и усугубить ситуацию еще больше.

Вторичная гиперактивность

Его ребенок может получить уже после рождения в результате инфекционных поражений ЦНС (например, после перенесенного гриппа), а также — в результате травм головного мозга.

Также учеными было доказано, что гиперактивность может вызывать… аллергия на химические пищевые добавки (красители, консерванты, ароматизаторы), которыми изобилуют современные технологически обработанные продукты. Причем аллергию вызывают довольно скромные, далекие от токсичности дозы. В связи с этим можно предположить, что воздействие пищевых аллергенов замедляет рост головного мозга.

Как отличить гиперактивность от темпераментного характера

Главные черты холерического характера такие:

  • свойство легко выплескивать эмоции и также легко успокаиваться;
  • неустойчивость;
  • наличие своего мнения;
  • наличие инициативы;
  • наличие лидерских качеств;
  • развитость моторики.

У детей с СДВГ этих качеств может и не быть. Они не умеют успокаиваться и контролировать эмоции. Вместо инициативности и лидерских качеств у них часто занижена самооценка. Ребенок с СДВГ не может длительное время сидеть на одном месте, учиться и доводить все начатое до конца. Он не в состоянии самостоятельно сделать домашнее задание.

Обратите внимание! СДВГ – это заболевание, которое не лечится. Взрослые приспосабливаются к нему, однако у них проявляются забывчивость, смена настроения.

Признаки гиперактивности у ребенка

Для того чтобы понять, можно ли назвать ребенка гиперактивным, необходимо, прежде всего, разобраться с основными симптомами синдрома дефицита внимания. Особое внимание следует уделить периодичности проявления симптомов СДВГ. Говорить о присутствии признаков синдрома можно только в том случае, если они наблюдаются у ребенка непрерывно в течение шести месяцев.

Специалисты утверждают, что говорить о возможности постановки диагноза СДВГ у ребенка можно только в тех случаях, когда он:

  • Не может проявлять усидчивость более десяти минут. Любая увлеченность занятием пропадает при любом отвлекающем факторе.
  • Находится во взвинченном состоянии, постоянно двигается, дергается и не может усидеть на месте.
  • Не отличается застенчивостью и покладистостью.
  • Задает много вопросов, но не всегда способен дождаться ответов на них.
  • Требует всеобщей сосредоточенности на своей персоне во время игр.
  • Глотает окончания слов в процессе разговора, перескакивает с одного действия на другое, запросто бросив начатое.
  • Видит кошмары, часто просыпается посреди ночи из-за недержания мочи.
  • Постоянно ругается со сверстниками, испытывает сложности в знакомствах с новыми людьми, не может играть спокойно в коллективе и часто мешает игре других детей.
  • Испытывает сложности с усвоением школьной программы. В данном случае проблема тесно связана с невозможностью мозга обрабатывать большие объемы поступающей информации.
  • Проявляет признаки рассеянности и замкнутости, теряет личные вещи, игрушки и школьные принадлежности.
  • Имеет проблемы с мелкой моторикой, испытывает трудности с завязыванием шнурков и застегиванием пуговиц.
  • Практически не реагирует на замечания и критику взрослых.
  • Часто ощущает головные боли, легкие головокружения и приступы тошноты.

Важно

Помните, что поставить диагноз СДВГ может только врач, причем только в том случае, если у ребенка длительное время проявляется не менее 8 симптомов из вышеперечисленных.

Гиперактивность: симптомы

Синдром гиперактивности характеризуется следующими отклонениями в поведении:

  • Быстрый переход от одного незавершенного дела к другому, мгновенное отвлечение на посторонние стимулы, абсолютная неусидчивость;
  • Беспокойные хаотичные или повторяющиеся движения в стопах и кистях;
  • Постоянное нарушение дисциплины в ситуациях, требующих соблюдения правил, несоблюдение очередности во время игр, экскурсий, посещения поликлиники;
  • Прерывание собеседника в общении, невозможность дослушать до конца предложение или вопрос;
  • Хроническое нарушение аппетита и сна, постоянные кишечные расстройства;
  • Регулярная потеря личных вещей, неспособность контроля их местонахождения;
  • Частое вмешательство в действия посторонних, в общение незнакомых людей, в игры детей, порой достаточно агрессивное;
  • Задержка в речевом развитии, затруднения с формулировкой предложений, сложности с ответами на четко сформулированные вопросы;
  • Раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная неустойчивость.

Наличие этих симптомов гиперактивности, наблюдающееся не менее полугода – серьезный повод обратиться к специалистам.

Постоянное нарушение дисциплины - один из симптомов гиперактивности

Основное лечение

Начинать лечение можно только после окончательной постановки диагноза. Однако с этим возникают сложности, т.к. болезнь можно перепутать с другими нарушениями в работе организма. Еще больше проблем врач испытывает от невозможности выявить болезнь с помощью классических методов диагностики. Приходится обходиться обычным опросом, а также проведением теста МОХО, который позволяет подробнее изучить симптомы больного с помощью компьютерной программы.

Когда врач сможет точно сказать, что у больного СДВГ, следует сразу начинать лечение. Оно включает несколько способов воздействия на болезнь, каждый из которых по-своему эффективен. Стоит учитывать, что вылечиться полностью не удастся никому. Но правильный подход к терапии позволит устранить большинство симптомов.

Медикаментозная терапия

Принять точное решение, как лечить дефицит внимания у взрослых в каждом конкретном случае, может только врач. Самостоятельно назначать лекарства категорически запрещено, как и корректировать выписанную специалистом дозировку.

Таблетки

Основным способом терапии становятся психостимуляторы: «Аддерал», «Декседрин» или «Риталин». Они запрещены во многих странах, что связано с массой побочных эффектов. Поэтому их заменяют на таблетки «Атомоксетин» или подобные.

Дополнительно пациенту выписывают другие препараты:

  • «Бупропион»;
  • «Дизпрамин»;
  • «Клонидин»;
  • «Нортриптилин».

Точные назначения зависят от симптомов болезни и индивидуальных особенностей пациента. В некоторых случаях можно обходиться вообще без лекарств.

Психотерапия

Применение метода психотерапии может оказать положительный эффект практически в 100% случаев. Профессионалы помогут решить многие проблемы, а также настроить мышление так, чтобы трудностей в дальнейшей жизни стало меньше.

Первой составляющей являются личная и семейная психотерапии. Они помогают разобраться в себе и своих отношениях. Специалист научит, как правильно справляться со сложностями, возникающими при СДВГ, и поспособствует развитию позитивного взгляда на жизнь, что очень важно при такой болезни.

Когнитивно-поведенческая психотерапия становится второй составляющей. Она помогает устранять все негативное в жизни человека. Главной целью метода становится практическое воздействие на повседневность больного для исключения всех факторов, провоцирующих проявления синдрома дефицита внимания.

Народные средства

Лечение синдрома дефицита внимания у взрослых можно производить с помощью народных средств. Они успокаивают организм, нормализуют работу мозга, а также способствуют более продуктивной деятельности. Для этого отлично подойдут привычные успокоительные на травяной основе («Валериана», «Персен»). Также можно приготовить лекарство самостоятельно по следующим рецептам:

  1. Хмельные шишки. Варить 2 шишки в 300 мл воды примерно 2 минуты, затем выдержать в закрытой емкости 5 минут и процедить. Принимать по ложке трижды в день.
  2. Зверобой. Одну ложку измельченной травы залить 300 мл воды, прокипятить в течение 5 минут, дать настояться 10 минут, а потом процедить. Выпивать по две ложки три раза в день.
  3. Лаванда. Залить 150 мл кипятка одну ложку лаванды, оставить на 10 минут, процедить. Принимать по ложке утром и вечером.

Также можно готовить травяные сборы из нескольких трав, делать ванночки с морской солью или принимать Гинкго Билоба. Из необычных вариантов стоит рассмотреть размещение мешочка с сухим корнем валерианы возле кровати.

Упражнения

Особым методом борьбы с СДВГ являются упражнения. Их регулярное выполнение помогает избавляться от большинства симптомов болезни, а также приводить в норму общее состояние организма. Лечение СДВГ у взрослых упражнения осуществляют за счет повышение дофамина, серотонина и других важных гормонов.

Выбирать какие-либо специальные тренировки нет необходимости. Достаточно выполнять простые физические упражнения каждый день. Можно начать с утренней зарядки или пробежки на свежем воздухе. Вечерами рекомендуется просто гулять. Если есть желание, то будет полезно серьезно заняться любым видом спорта, посвящая ему много времени.

Примерно 6% людей страдают от СДВГ. Только треть из них получают необходимое лечение и пытаются побороть симптомы.

Как проводится диагностика

Сложно поставить точный диагноз при первом же обращении к профессионалу. Для того чтобы выяснить вердикт наверняка, необходимо наблюдение, которое может длиться до 6 месяцев. Обследование проводят три специалиста: психолог, психиатр, невролог.

Многих родителей зачастую пугает визит к психиатру. Однако в этом нет ничего страшного, ведь хороший врач сможет точно оценить состояние ребёнка и выбрать правильную схему лечения. Обследование обязательно должно состоять из:

  • Беседы с ребёнком;
  • Наблюдений за действиями маленького пациента;
  • Заполнения анкеты родителями;
  • Нейропсихологического тестирования.

На основании полученной информации специалисты делают точные выводы о состоянии ребёнка. Иногда дело может быть вовсе не в гиперактивности, а в других заболеваниях, поэтому в некоторых случаях может понадобиться исследование крови, прохождение ЭЭГ, ЭХО КГ, МРТ мозга.

ЭЭГ

Старшим детям предлагают пройти психологическое тестирование, которое определяет способности к логическому развитию. После проведения полного исследования специалист диагностирует отсутствие либо наличие патологии и, если необходимо, разрабатывает соответствующее лечение.

Чтобы вовремя выявить болезнь, потребуется проконсультироваться с офтальмологом, эндокринологом, логопедом, отоларингологом. Прежде чем начинать лечение гиперактивности у детей дошкольного возраста и ребят постарше, необходимо дождаться постановки точного индивидуального диагноза. Не нужно делать поспешных выводов.

Школьные преподаватели часто жалуются на чрезмерно активных учеников. Им тяжело усидеть на месте, они склонны нарушать дисциплину в классе. При этом синдром может никак не влиять на память и моторику.

Характерные группы признаков

Еще один способ, которым врач оценивает и классифицирует симптомы, — группировать их по категориям. Исследования выявили, как симптомы нарушения когнитивной функции, вызванного СДВГ, проявляются в шести группах. К ним относятся:

· Активация;

· Сосредоточенность;

· Усилие;

· Эмоции;

· Память;

· Действие.

Например, инициация и организация задач, подпадающие под «активацию», а трудности с выполнением задач или поддержание усилий подпадают под «усилие». Недостаточное усилие регулирует эмоциональное возбуждение — человек с СДВГ не может успокоить свои мысли, чтобы заснуть, когда это нужно.

Двигательная гиперактивность

Олю привела ко мне на консультацию мама. Девочка села на стульчик и постоянно дрыгала ножками, пока выполняла мои задания. А еще иногда вставала и обегала вокруг стола, а потом снова садилась. Мама, глядя на это, сказала: «Вот она так всегда. Сидит, сидит, а потом начинает бегать, прыгать и кувыркаться!» «А в садике как?» — спросила я. «Конечно, они ей говорят сесть и сидеть спокойно! Ведь таких детей много».

Но девочка не сможет просто сесть и сидеть! У нее так устроена нервная система. Ей нужна постоянная перезагрузка в виде какой-либо активности. Поэтому сейчас ей нужно разрешить побегать, попрыгать, обежать вокруг стола и снова сесть на место. И тогда девочка снова сосредоточится и будет внимательно выполнять все указания.

Гиперактивный ребенок: что делать?

Гиперактивность у ребенка – стресс для всей семьи. Бывает, что такой ребенок беспрестанно конфликтует со сверстниками, с трудом адаптируется в школе, плохо учится сам и мешает другим. Самое печальное в том, что такие дети редко находят друзей. Но паниковать рано. В большинстве случаев синдром сочетается с нормальным интеллектуальным развитием. Так что таких ребят учить можно, если знать, как это делать.

1. Обратите внимание на себя.

Взрослым нужно научиться взаимодействовать именно со своим ребенком, ведь никаких норм или среднестатистических показателей не существует. Для начала принять диагноз и его особенности. Принятие поможет сохранять терпение, проявлять толерантность и эмпатию в моменты, когда сын или дочь игнорирует просьбы, неожиданно начинает шуметь, постоянно теряет вещи.

Пройти тест на эмпатию

2. Разработайте особый режим дня

Ребенку нужно продлить «дошкольный образ жизни» до 10-11 лет. Нельзя отдавать его во все секции, чтобы «погасить» чрезмерную активность. Да, ему хочется постоянно двигаться, но при утомлении моторная активность только повышается. Это особенность психики. Нельзя оставлять его самого после уроков, загружать рутинными заданиями, требовать аккуратного оформления работ.

3. Замедлите ритм обучения

Деятельный ребенок быстро соображает и двигается, но быстро выдыхается. Усилия родителей должны быть обращены на то, чтобы сделать обучение как можно более плавным и ритмичным. Например, каждые три-пять минут делать паузы под названием «время подумать». Это поможет сосредоточиться на занятиях хотя бы эти пять минут, а потом посидеть спокойно. Такую ритмичность надо находить в любых действиях.

4. Будьте осторожны в высказываниях

Чтобы оставаться внимательными и чуткими родителям нужно постоянно держать себя в руках. Разумеется, это сложно. Но это не сравнится с теми сложностями, с которыми сталкиваются дети с СДВГ. Сострадание поможет доносить свое мнение без лишней критики. Нужно внушить ребенку, что он – это не синдром, не чужое мнение, не его особенности. Но делать это без оценок или упреков. Какой есть, и так хорошо.

5. Практикуйте новые техники обучения

Если поставлен диагноз гиперактивность, у детей лечение проводится лекарственными препаратами и поведенческой терапией. Лекарства назначает врач, но искать новые методики коррекции поведения могут родители. Например, уже есть проверенный и опробованный на волонтерах тренажер для развития внимательности. А корректировать поведение активных детей специально подобранной музыкой умеют музыкальные психотерапевты.

Психологи и педагоги весьма оптимистично высказываются о будущем детей с СДВГ. Если родители проявят терпение, подберут бодрых, внимательных и понимающих учителей, то основные симптомы сглаживаются к подростковому возрасту.

Выводы:

  • СДВГ – это неврологически-поведенческое расстройство развития, но гиперактивность может быть не синдромом, а проявлением характера.
  • По мере взросления синдром сам по себе не проходит.
  • При правильном обучении диагноз не мешает успешно адаптироваться в обществе, создать семью, построить карьеру. Часто в этом помогает спорт.

Пройти тест на темперамент

Другие статьи подобранные для вас:

Что такое безысходность и почему это сложная тема, усложненная отчаянием и бессилием. Как взаимодействуют эти чувства и как выбраться из этого состояния

Что такое предвзятое отношение – это результат эволюции, воспитания или навязанного мнения? 3 шага для тех, кто хочет избежать ловушки предвзятости.

Что такое эрудиция и почему это продукт памяти, а не ума? Эрудированность, интеллект, живой ум, широкий кругозор – в чем различия?

Что такое проницательность профессиональная и житейская? 5 способов развить свои способности и стать проницательным человеком.

Что такое благотворительность и чем она отличается от спонсорства? Признаки фонда-однодневки и лжеволонтеров, даже если у них есть свой сайт.

Что такое бритва Оккама? Как принцип бритвы Оккама работает в бизнесе, программировании, психотерапии и личной жизни?

Что такое презрение? Почему выражение презрения может быть маскировкой нелюбви к себе? 3 упражнения, чтобы повысить самооценку.

Что такое эффект плацебо и как он работает? Как, на кого и насколько сильно он действует? Четыре случая, когда не стоит надеяться на самовнушение.

Что такое нирвана и доступна ли она западному человеку? Советы для тех, кто хочет достичь счастья и избавиться от страданий.

Что такое уважение и какие его виды бывают? Как распознать неуважение и что с этим делать? Чем важно самоуважение и внимание к ценностям другого?

Диагностика синдрома дефицита внимания

Диагностика синдрома дефицита внимания

СДВГ – это заболевание, неврологическое нарушение. Его нужно лечить, но сначала правильно диагностировать.

Как определить и диагностировать СДВГ? Диагноз СДВГ ставится в том случае, если три ключевых симптома (невнимательность, гиперактивность, импульсивность) или хотя бы один из них проявляются постоянно на протяжении минимум полугода в разных ситуациях и при разных условиях, а также мешают социализации, адаптации, жизни человека.

Для того чтобы поставить диагноз, нужно внимательно наблюдать за ребенком. Лучше доверить это психологу, психиатру или неврологу. Только он может точно определить сдвиги, смещение в развитии, поведении ребенка, подростка или взрослого.

Диагноз ставится на основе наблюдения за ребенком и общения с его ближайшим окружением. Специалист собирает полный анамнез всей семьи. Кроме этого, проводится дифференцированная диагностика, то есть психолог отделяет СДВГ от схожих патологий и состояний.

Многие люди интересуются: «Как понять, что у тебя заболевание СДВГ?». Самостоятельно это заподозрить непросто, особенно в случае с детьми. У взрослых к тревожным признакам относятся: рассеянность внимания, забывчивость, нервозность и повышенная возбудимость. Если вы подозреваете у себя синдром, то стоит обратиться к детским воспоминаниям. Возможно, определенные трудности были всегда, но вы не придавали этому значения.

Интересно! Некоторые родители начинают подозревать у себя СДВГ, когда такой диагноз ставят их ребенку. И иногда эти подозрения подтверждаются.

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога

1. Во-первых, не стоит пренебрегать помощью квалифицированного невропатолога, психолога и психиатра. Отправляйтесь на консультацию к специалисту и заручитесь его поддержкой.giperaktivnost-rebenka-simptomy
2. Распорядок дня ребенка должен быть четко организован. Не стоит его менять, это даст толчок развитию необходимых рефлексов (например, ложиться спать в определенное время или после прочитанной сказки, вставать с первым звонком будильника). giperaktivnost-u-detej-shkolnogo-vozrasta-lechenie 3. В доме не должно присутствовать раздражителей, обстановка должна быть спокойной и доброжелательной. 
4. Не нужно ограничивать активность ребенка, это даст возможность выходу скопившейся энергии.
5. «Проблемное» чадо не нужно принуждать к нудным занятиям и долгому сидению на одном месте. giperaktivnyj-rebenok-simptomy

Гиперактивным деткам необходимы награды и поощрения, огромная любовь родителей и одобрение начинаний. Без помощи специалистов возможно формирование психопатического типа личности. Ранняя диагностика заболевания, должная терапия, любовь родных и грамотное воспитание – залог повышения качества жизни гиперактивного ребенка.

Видео:

Когда проявляется

Проявляться синдром гиперактивности способен еще с младенческого возраста, но наиболее ярко признаки нарушений развития обнаруживают себя в 4-6 лет. Родителям не рекомендуется самостоятельно решать, насколько поведение малыша отличается от нормы – только визит к специалисту способен с точностью определить тревожную патологию.

Рекомендации врачей

Любой ребёнок, которого приводят за помощью к врачу, является личностью, потому нет каких-то определенных правил корректировки поведения. Надо учитывать все особенности характера и условий, которые окружают малыша. Но существуют положения, от которых надо отталкиваться при лечении и воспитании:

  1. Контроль времени. Малыши с этим заболеванием часто не в состоянии сами контролировать время. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы они укладывались в нормативы, выполняя задания. Последние нужно записать на бумаге и повесить над письменным столом. Необходимо своевременно замечать и поправлять ребёнка при чрезмерном переключении внимания. Спокойно возвращать к выполняемой задаче.
  2. Особенности запретов. Нехватка внимания и повышенная активность выражается в абсолютном отрицании детьми любых запретов. Здесь есть одно правило: отсутствие во фразах слов «нельзя» и «нет». Вместо этого, надо построить фразу так, чтобы в ней подразумевалось действие, а не запрет. То есть, вместо фразы: «Не прыгай на кресле», можно сказать: «Давай прыгать вместе», и поставить малыша на пол, после, постепенно утешая, переключить его на другой вид занятий.
  3. Конкретика выполнения. Особенность прохождения патологии не дает возможности детям соблюдать логическое мышление. Чтобы облегчить понимание, не стоит перегружать предложения, из которых вы формируете задание.
  4. Последовательность выполнения заданий. Заболевание провоцирует у маленьких пациентов рассеянность. Нужно не забывать, что несколько заданий, которые вы даете одновременно, просто не воспринимаются детьми. Воспитателям надо самим следить за динамикой процесса и поручением очередных заданий.

Игры для таких дошкольников обязаны отвечать нескольким главным правилам.

  1. Первое из которых подразумевает организацию спокойной фазы, когда требуется произвести переосмысление игрового процесса, а после небольшого перерыва — продолжить игру. Главное, перед завершением игрового процесса воспользоваться моментом физической усталости и попробовать переключить маленького пациента на конструктивную работу, но в спокойном тоне.
  2. Второе правило заключается в том, что игровое время должно служить естественной физиологической и эмоциональной разгрузкой. Для этого ребёнку требуется соответствующее пространство. Игровой процесс обязан ненавязчиво направлять его в конструктивное русло.

Старшим детям полезны спортивные занятия. Надо лишь правильно выбрать конкретный вид спорта. Некоторым больше подойдут командные игры, другим — индивидуальные. В любом случае нужно решить проблему чрезмерного возбуждения, перенаправляя энергию в конструктивное русло.

Сопутствующие заболевания

Согласно статье 2017 года, существует несколько состояний, которые могут быть у взрослых с СДВГ.

Биполярное расстройство

Биполярное расстройство — это состояние, которое заставляет людей быть беспокойными, разговорчивыми и отвлекающимися. При данном состоянии также могут быть периоды депрессивных и маниакальных настроений. От 9,5% до 21,2% пациентов с биполярным расстройством также имеют СДВГ, и от 5,1% до 47,1% взрослых с СДВГ имеют биполярное расстройство.

Исследователи предполагают, что наличие СДВГ или биполярного расстройства в возрасте до 18 лет увеличивает вероятность того, что у со временем у них разовьется другое состояние.

Депрессия

Депрессия — это еще одно состояние, которое обычно сосуществует с СДВГ. Некоторые исследования показали, что от 18,6% до 53,3% взрослых с СДВГ также страдают депрессией. Люди, страдающие как СДВГ, так и депрессией, сами сообщают, что их качество жизни ниже, чем у тех, кто имеет только депрессию.

Тревожное расстройство

Взрослые с СДВГ также чаще страдают тревожностью, чем те, у кого ее нет. 50% взрослых с СДВГ имеют тревожное расстройство.

Взрослые с СДВГ, которые имеют социальную фобию, такую как страх при встрече или разговоре с людьми, встречаются чаще, чем взрослые с СДВГ, которые испытывают паническое расстройство.

Употребление психоактивных веществ

Согласно статье 2017 года, употребление алкоголя, никотина, каннабиса и кокаина является одним из наиболее распространенных сосуществующих состояний с СДВГ у взрослых. Некоторые исследователи предполагают, что употребление психоактивных веществ в два раза чаще встречается у людей с СДВГ, чем у тех, у кого этого состояния нет. Наиболее распространенным типом употребления психоактивных веществ среди взрослых с СДВГ является употребление сигарет. Люди с СДВГ, как правило, имеют более сильную зависимость от никотина, чем те, у которых нет СДВГ.

Расстройство личности

В том же исследовании 2017 года сообщается, что более 50% взрослых с СДВГ имеют расстройства личности и что 25% взрослых с СДВГ имеют два или более расстройств личности.

Условия для гиперактивного ребенка в школе

Как справиться с гиперактивным ребенком в школе?

1. Сажать такого малыша на первую парту, меньше отвлекающих факторов.

2. Нагрузку увеличивать постепенно.

3. Если нужно вытереть доску или переставить предмет, просить именно гиперактивного ребенка, ему жизненно необходима смена активности.

4. Чаще устраивать физкультурные пятиминутки.

5. Если не успел что-то доделать на уроке, давать ему персональное домашнее задание.

6.Не сажать на одну парту двух гиперактивных, это будет похлеще приличной дымовухи, принесенной в класс.

7. Не создавать таким детям цейтнот времени.

Но, естественно, это только подпорки, основные усилия в деле коррекции детского поведения выпадут на долю родителей.

Рекомендации психологов

Родителям гиперактивного ребенка психологи дают следующие советы:

  • Относитесь к проявлениям гиперактивности ребенка не как к недостаткам, а как к особенностям его характера.
  • Будьте готовы, что Ваши просьбы такой малыш услышит не с первого раза, запаситесь терпением и повторяйте их несколько раз.
  • Не кричите на непосед. Ваша возбужденность плохо скажется на карапузе, он потеряет контроль над своими эмоциями. Лучше прижмите малыша к себе, ласково его погладьте, потом тихим голосом спросите, что у него произошло. Повторяющиеся фразы успокаивают, расслабляют непоседу.
  • Музыка помогает настроить кроху на спокойный позитивный лад. Чаще включайте классические музыкальные произведения или запишите его в музыкальную школу.
  • Постарайтесь не давать живчику сразу много игрушек. Пусть малыш учится концентрировать свое внимание на единичном предмете.
  • У гиперактивного ребенка должен быть свой собственный уютный уголок, в котором он обуздает негативные эмоции и придет в себя. Подойдет для этого своя комната со стенами нейтрального цвета. В ней должны находиться любимые вещи, игрушки, помогающие ему снять лишнюю нервозность.
  • Внимательно следите за поведением чада. При первых признаках нарастающей агрессии переключайте его внимание на другую деятельность. Истеричные приступы проще купировать на начальной стадии.

Когда обратиться к врачу

Необходимо обратиться к врачу, если имеются какие-либо симптомы СДВГ, мешающие повседневной деятельности. Врачи могут диагностировать и управлять симптомами СДВГ, чтобы человек мог продолжать свою повседневную деятельность.

Психологические рекомендации

Чтобы помочь гиперактивному ребёнку, воспользуйтесь такими советами психолога:

  1. Устанавливайте телесный контакт при каждом обращении к крохе. Можно взять его за руку, приобнять, тронуть за плечо.
  2. Определите правила поведения, которые ребёнок должен обязательно соблюдать. За каждым нарушением должно следовать адекватное наказание.
  3. Соблюдайте ежедневный режим дня.
  4. Разбивайте сложные большие задачи на несколько мелких.
  5. Не раздражайтесь в присутствии непоседы. Отрицательные эмоции только усугубят ситуацию.
  6. При первых признаках агрессии переключите внимание ребенка на другой вид деятельности.

И не забывайте отдыхать сами, ведь от вашего состояния зависит спокойствие и адекватность ребёнка.

Игры с гиперактивными детьми

Даже при настольных и спокойных играх гиперактивность ребенка 5-ти лет заметна. Он постоянно обращает на себя внимание взрослых беспорядочными и бесцельными телодвижениями. Родителям нужно больше времени проводить с малышом, общаться с ним. Очень полезны совместные игры.

Эффективно чередование спокойных настольных игр — лото, собирание пазлов, шашки, с подвижными играми — бадминтон, футбол. Много возможностей для помощи ребенку с гиперактивностью дает лето.

В этот период нужно стремиться обеспечить малышу загородный отдых, длительные походы, научить плаванию. Во время прогулок больше разговаривать с ребенком, рассказывать ему о растениях, птицах, явлениях природы.

Питание

Родителям нужно внести коррективы в питание. Поставленный специалистами диагноз подразумевает необходимость соблюдения времени приема пищи. Рацион должен быть сбалансированным, количество белков, жиров и углеводов — соответствовать возрастной норме.

Желательно исключить жареные, острые и копченые блюда, газированные напитки. Меньше есть сладкого, особенно шоколада, увеличить количество потребляемых овощей и фруктов.

Все наладится!

Этих деток невозможно вылечить в течении короткого промежутка времени. Гиперактивность может исчезнуть через несколько лет и ребенок научится контролировать свое поведение, а вот строение мозга вряд ли можно изменить. Потому, дефицит внимания и импульсивность могут сопровождать человека в течении всей жизни.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ “Об авторских и смежных правах – “Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.”

Жить дальше: рекомендации и советы

Заболевание, которое невозможно устранить хирургическим путем, нередко шокирует пациентов. Так, наиболее частыми причинами гиперактивности у взрослых является генетическая предрасположенность или наличие смежного заболевания, повышающего риск возникновения расстройства, как, например, синдром Туретта или депрессия. Тем не менее жизнь не стоит на месте и неумолимо движется вперед. Специалисты в области клинической психологии предоставляют ряд советов, которые помогут не опустить руки и снизить проявление симптомов.

  1. Планирование дня. Распределение дел помогает сосредоточиться на их выполнении. Перечень необходимых обязанностей может выглядеть бессмысленным занятием, но он помогает узнать, что следует ожидать в настоящее время. Например, человеку нужно создать проект, но только с помощью структурированных шагов ему удастся выполнить задачу максимально эффектно.
  2. Объективное вознаграждение. Основными источниками лечения являются мотивация и похвала. Пациенту рекомендуется настроиться на позитивное поведение и вознаградить себя покупками, любимыми занятиями, которые не навредят его здоровью. Например, это может быть поход в кинотеатр или прогулка по любимому парку. Даже за выполнение одного из пунктов в ежедневнике важно не забыть сказать самому себе простое «молодец».
  3. Упражнения. Физические нагрузки — эффективный способ снизить уровень гиперактивности в течение дня. Уделяя занятиям как минимум по полчаса в день, человек не только сможет использовать лишнюю энергию, но и повысить тонус, подкачать мышцы и нормализовать качества сна. Спорт подразумевает умеренную активность и потому, во время выполнения упражнений не следует превышать собственные физические возможности.Гиперактивность у взрослых: признаки синдрома и лечение
  4. Рацион питания. Следует избавиться от кофеина и других возбудителей нервной системы. Некоторые продукты питания также оказывают похожий эффект, тонизируя сознание и повышая энергичность. Рекомендуется составить сбалансированное, здоровое меню. Специалисты советуют обзавестись тетрадью, где человек будет записывать основные продукты, которые съел в течение дня.
  5. Расслабление перед сном. Нередко люди с гиперактивностью страдают бессонницей, поскольку не могут успокоиться. Шумные вечеринки, компьютерные игры или просмотр боевика негативно сказываются на отдыхе. Пациентам рекомендуется придерживаться рутины за несколько часов до сна, а также ложиться и вставать в одно время.

В современном мире гиперактивность не приговор для любого человека. Следуя советам специалистов в области клинической психологии, правильно установив диагноз и придерживаясь курса лечения, с расстройством можно жить и избавиться от него в будущем.

Источник: fb.ru

Рекомендации

Ребенок или взрослый с диагнозом сталкиваются с ежедневными проблемами, которые влияют практически на все сферы его жизни. Но упорство в поиске правильных лекарств и дозировки, время для терапии, которая сосредоточена на эффективных методах поведенческого преодоления, станет ключом к успешному лечению этого состояния.

Полезное видео о воспитании гиперактивных детей

Автор

Окончила Казанский государственный медицинский институт. Прошла специализации по иглорефлексотерапии, детской и взрослой неврологии, практику по педиатрии. Стаж работы в медицине – 29 лет. Разбирается в вопросах беременности и родов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...