Гештальтпсихология: основные понятия и идеи

Содержание

Что такое гештальт

Термин «гештальт» содержит в себе германские истоки происхождения (gestalt) и переводится как «форма, образ, фигура». Однако данная трактовка никоим образом не передает полностью всего смысла данного слова, а предоставляет лишь долю его значения.

Так как данный термин помимо перевода выше может иметь и другое значение, например, такое, как структура, персонаж и даже личность.

Возникновение данной фразы (этимология) отсылает нас к следующему глаголу «stellen» — устанавливать, ставить, демонстрировать. Оказывается «гештальт» не такое уж и простое слово, имеющее сложный и неоднозначный перевод.

Однако, следует отметить, что в немецком языке слова довольно емкие и выбрать их эквивалент достаточно трудно (здесь можно напомнить о тех сложностях, которые возникли при переводе работ З. Фрейда: соответствие британского Ego, немецкому «Ich»), именно по этой причине при переводе немецких текстов зачастую возникают проблемы.

представители гештальт-психологии

Что это такое?

Гештальт-терапия — это метод практической психологии, направленный на осознание и анализ пациентами всего невысказанного, подавленного и незавершенного в жизни, с целью избавления от проблем и гармонизации личности.

metody-i-tehnikiГештальт-подход основан на собственных теоретических тезисах, постулатах психоанализа, элементах психодрамы и биоэнергетики.

Основателем данного направления является немецкий ученый — Фриц Перлз, он использовал для его развития теорию психоанализа, которую постоянно дополнял собственными умозаключениями. Холистический подход (единство души и тела, чувств и эмоций) в гештальт-терапии появился благодаря трудам психологов Вертгеймера, Келера, Курта Гольдштейна. Развитие телесных ощущений позиционировал исследователь Райх, а элементы психодрамы ввел Якоб Морено.

Пройдя гештальт-терапию, человек начинает видеть, ощущать и понимать собственную личность не как набор отдельных черт характера, качеств, желаний, запретов и способностей, а целиком как единый организм, которым он может управлять. В процессе лечения терапевт помогает пациенту «извлечь» из подсознания «болезненные» воспоминания, образы, мысли, чувства и «поработать» над ними.

В итоге должен получиться гештальт (внутренний образ проблемы и преграды к выражению эмоций). Его пошаговый анализ позволяет людям выстраивать гармоничные отношения с собой, близкими людьми и окружающим миром так, чтобы получать при этом удовольствие и положительные эмоции.

Изменение привычного восприятия себя, своего поведения, возрождение искренности и умения радоваться, переосмысление поступков и взаимоотношений — вот что такое гештальт-терапия простым языком.

На своих консультациях или групповых тренингах гештальт-терапевты учат пациентов:

  • всегда опираться на свои желания и потребности, с учетом реальности и обстоятельств;
  • не подавлять своих чувств и не накапливать негатива;
  • выражать себя в общении, творчестве, деятельности.

Основные положения гештальт-подхода — это:

  • развитие внимательного отношения и быстрого отклика на любые собственные эмоции;
  • обогащение, увеличение и сохранение внутренней энергетики;
  • раскрепощенность проявления телесных реакций;
  • стремление у аутентичности (выстраиванию гармоничных отношений со своим организмом).

tsikl-terapiiЦикл действий в такой терапии

Гештальт-терапия наиболее эффективна для женщин (из-за их эмоциональности), мужчинам такое длительное внимание и тщательный разбор чувств может показаться преувеличением, они обычно руководствуются доводами разума и с легкостью игнорируют свои желания и потребности в угоду достижениям и успехам.

Кроме того, в обществе слишком эмоциональный мужчина считается слабым, поэтому говорить о своих проблемах многим представителям сильного пола непросто даже при встрече с психотерапевтом.

История школы гештальтпсихологии.

Гештальтпсихология возникла в кризисное время для психологии как попытка организовать ее по подобию с физическим электромагнитным полем. Гештальтисты допускают, что все компоненты окружающего мира подчиняются одновременному воздействию противоположных сил нашего сознания. С одной стороны – это сила, увязывающая отдельные частицы в единое целое. С другой – сдерживающее поле, не позволяющее представлению о мире сжаться в микроскопическую точку. Точка, уравновешивающая эти силы, есть гештальт.

Начало.

В конце XIX века австрийский исследователь Х. Эренфельс впервые ввел понятие гештальт качества и описал феномен транспозиции. Можно взять знакомую мелодию, сыграть ее в другой тональности, добавить новые инструменты. Каждая нота изменится, но мелодия по-прежнему останется узнаваемой. Это и объясняет идею общего, несводимого к сумме единичных компонентов.

Пройти тест на темперамент

Активное развитие гештальтпсихологии началась в 20-е годы XX столетия с публикации работ психологов М. Вертхаймера, В. Келера, К. Коффки. К. Левина. В Германии сложилась Берлинская школа гештальтпсихологии, позже начал выходить журнал о психологических исследованиях. В своих статьях ученые поднимали темы динамики личных потребностей, творческого мышления, аффектов, силы воли, памяти и когнитивной психологии. Были описаны основные типы конфликтов, ставшие впоследствии базой конфликтологии.

Тогда же были выделены определяющие организацию восприятия принципы:

  1. Близости. Распределенные рядом в пространстве и времени элементы воспринимаются единым целым.
  2. Сходства. Схожие элементы воспринимаются целостно, образовывая замкнутый круг.
  3. Непрерывности. Восприятие связывает элементы в непрерывную последовательность.
  4. Замкнутости. Сознание стремится завершить все незавершенное.
  5. Целостность. Восприятие идет по пути упрощения целого.
  6. Общей зоны. Повседневное восприятие формируется из прошлого и настоящего опыта.
  7. Фигуры-и-фона. Все, что в данный момент наделяется большим смыслом, воспринимается как яркая фигура на более размытом общем фоне изображения.

Все эти принципы объединяет закон равновесия: психика человека в любых обстоятельствах стремится к стабильности. Сама гештальт психология выводит на первый план одновременное осознание происходящего здесь-и-сейчас на эмоциональном, телесном, интеллектуальном уровнях.

Гештальт терапия Фредерика Перлза.

Исследования в Европе прекратились с приходом фашизма, поэтому все основные изыскания переместились в Америку.

В это же время Ф. Перлз и его жена Лора (доктор гештальтпсихологии), создали свою систему психотерапии. Со своими учениками и единомышленниками они разработали теоретические идеи и прикладное приложение принципиально нового подхода к терапии. Отталкиваясь от идей психологии восприятия, они расширили понятия гештальта и повлияли на развитие современной практической психологии. В 1951 году было издано первое руководство по самоисследованию с примерами из терапевтической практики «Практикум по гештальт-терапии». Этот набор техник для работы с текущими самоощущениями пациента и сегодня считается главным пособием в работе гештальттерапевтов.

Перлз считал, что наибольшим терапевтическим эффектом обладают групповые занятия. Для этого в 1970 году решил основать киббуц-общину, где можно было жить гештальтом 24/7. По задумке в киббуц-группе можно было находиться от нескольких дней до нескольких месяцев, совмещать психотерапию с работой, отдыхом. Но автор идеи умер, не реализовав свой замысел.

Позже базовая техника психотерапии стала основой для интегративной гештальт-терапии Иллариона Петцольда, которая больше значения уделяет здоровью, духовности человека, креативности, фантазии и творчеству. Другое направления терапии – социогештальт использует гештальт подход для внутреннего преобразования учреждений: школ, больниц, госучреждений. Большие организации рассматриваются как единый организм, который способен страдать от устаревших установок или недостаточного знания о самом себе.

В 50-60-х годах гештальтпсихология развивалась в США в рамках клинической терапии. В 70-е годы вернулась в Европу и нашла применение в индивидуальном, групповом и семейном консультировании, тренингах личностного роста, профессиональных семинарах, подготовке психотерапевтов педагогике.

Пройти тест на характер человека

Основные идеи

На сегодня направление активно развивается и представляет собой одну из крупнейших школ психологии в мире. В гештальтпсихологии предметами исследования являются само сознание и его целостность. Изначально сторонники нового направления изучали психику человека в конкретный момент времени.

Важно! Также представители школы рассматривают проблемы памяти, мышления, динамики личностных потребностей.

В ходе исследований удалось выявить законы гештальтпсихологии:

  1. Замыкания – если человек видит части знакомого образа, то сознание заполнит недостающие участки.
  2. Переноса – психика всегда реагирует только на соотношение раздражителей.
  3. Хорошей конфигурации – человек стремится к стабильности. Поэтому образу может придаваться простая и знакомая форма.
  4. Константности – даже при изменении сенсорного ряда образ стремится к постоянству.
  5. Фигуры и фона – в гештальтпсихологии это ключевое понятие. При нем человек одну часть изображения видит как фигуру, вторую – как фон. Это позволило породить множество картин с подвохом, к примеру, вазу Рубина и другие.
  6. Близости – если предметы расположены рядом, то мозг объединит их в группы.

Законы гештальта позволяют лучше понять, как действует психика человека. Особенно это важно для разбора функционирования восприятия. В гештальтпсихологии основной метод исследования – эксперимент. Например, К. Дункер предложил «рассуждения вслух».

Человек проговаривает свои мысли вслух при решении какой-либо задачи

Человек проговаривает свои мысли вслух при решении какой-либо задачи

Законы еще иногда называют принципами гештальтпсихологии. В своей жизни каждый человек сталкивается с ними в повседневных ситуациях. Иногда может возникать состояние незакрытого гештальта – стремление исправить негативную ситуацию. В итоге человек начинает постоянно воспроизводить один и тот же сценарий, даже не понимая этого.

Возникновение и развитие школы гештальтпсихологии на практике

фото 1520Гештальтпсихология — это попытка вывести психологические принципы на другой уровень понимания. Первым ученым, применившим гештальтпсихологию на практике, был К. Коффка. Его исследования были направлены на изучение детской психики. Пример: оказалось, что у детей цветовое восприятие — это набор нелогичных образов, приходящих из внешнего мира.

Большое значение имеет фон, в рамках которого являются эти образы. Открыв закон трансдукции — перехода от одной части к другой, минуя общее — ученый сделал заключение, что дети не осознают каждый цвет отдельно, а воспринимают их сочетание.

Ф. Перлз исследовал невротические отклонения у людей. Согласно его теории, нарушения в сознании происходят из-за склонности размышлять, фантазировать о происходящем, уходя от реальности. Этот принцип осознания действительности впоследствии ляжет в основу методов гештальттерапии. Тогда же были выведены законы здоровой личности:

  1. Пребывать в настоящем времени— не жить прошлым или будущим. Выводы делать на основании событий, происходящих в реальном времени.
  2. Взаимодействовать с вещами, которые есть сейчас. Фантазии уводят человека от реальности.
  3. Настоящая реальность —опыт человека.
  4. Не искать оправданий, объяснений. Учиться выражать чувства.
  5. Принимать болезненные ощущения, как способ избавиться от них.
  6. Поступать по-своему, а не как требует общество.
  7. Отслеживать реакции, нести за них ответственность.
  8. По возможности оставаться собой.

Практические занятия направлены на удовлетворение вышеописанных положений.

Понятия

Теория гештальттерапии заключается в таких понятиях:

  • Гештальты. Человек и среда объединяются в гештальт, или же в структурное целое, которое называется полем. Среда всегда воздействует на организм, а организм преобразует среду. Если попробовать применить это к межличностным взаимодействиям, то становится понятно, что хотя на человека сильно влияет поведение и реакция окружающих, однако если человек меняет своё поведение, то и окружающие его люди изменятся;
  • Целостность. Человек — единое социо-био-психологическое создание. Любые попытки поделить человека на составные части, к примеру, на тело, разум и душу, являются неестественными;
  • Фигура на фоне. Взаимодействие фона и фигуры — одно из ведущих понятий этого направления психологии. Поведением любого человека управляет принцип формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм управляется посредством саморегуляции. Она зависит от того, насколько человек осознаёт настоящее, а также от того, способен ли он находиться «здесь и сейчас». Возникающая потребность активно привлекает к себе внимание – подобно фигуре, которая появляется на фоне. Адекватное взаимодействие с объектом желаний приводит к удовлетворению потребности, вследствие чего гештальт благополучно завершается. А вот незавершённые гештальты приводят к невротическим расстройствам.

Проще всего понять, что же представляет собой гештальтпсихология, ознакомившись с 9 заповедями аутентичной личности:

  1. Живите теперь. Будьте в настоящем;
  2. Живите здесь. Взаимодействуйте с теми вещами, которые есть на самом деле;
  3. Никогда не фантазируйте о своей жизни. Ваш опыт всегда является реальностью;
  4. Перестаньте слишком много размышлять. Пробуйте и наблюдайте;
  5. Выражайте испытываемые чувства, а не занимайтесь манипулированием. Перестаньте рассуждать, объяснять и искать оправданий;
  6. Примите боль и проблемы наравне с удовольствием;
  7. Поступайте так, как вы считаете нужным, а не как «должны» кому-то. Не создавайте кумиров;
  8. Несите ответственность за все реакции;
  9. Всегда оставайтесь собой.

Основные понятия

Человек, попавший на сеанс гештальт-терапии впервые и никогда ранее не сталкивавшийся с ней, может находиться в состоянии шока от применяемых методов и роли самого специалиста во всём этом действии. Поэтому желательно заранее подготовиться к такой встрече и хотя бы схематично понять, как работает данное направление, его основы.

geshtalt-terapiya-1.jpg

Гештальт-терапия — чемпион терминов и ключевых понятий по сравнению с другими направлениями. Многих это отпугивает. На самом деле все эти заумные определения можно легко объяснить простым языком, вникнуть в их суть, что поможет понять смысл самого метода.

Цикл контакта

Цикл контакта – это фундаментальное понятие гештальт-терапии, разработанное Полом Гудманом. Согласно ему, каждое действие человека можно разложить на 4 основные фазы:

  1. Форконтакт (преконтакт).
  2. Контактирование.
  3. Полный контакт.
  4. Постконтакт (отступление).

В совокупности они и составляют цикл контакта.

Фаза 1. Преконтакт (id)

На данном этапе человек воспринимает собственное тело как некий фон. На нём возникает фигура (данность, id опыта), которая представляет собой физическое влечение (голод, жажда, сон) или средовый стимул (стремление к общению, любви, моральное удовлетворение). Появившаяся потребность осознаётся через чувства и ощущения. Происходит встреча со своим желанием («то, что я хочу»).

Происходит контакт фона и фигуры.

Фаза 2. Контактирование (ego)

Осознав свою потребность, человек начинает искать способы её удовлетворения во внешней среде. Первый вопрос — возможно это вообще или нет. Второй — насколько полным оно будет. Если такой возможности нет, происходит возвращение на исходную точку (преконтакт). Здесь идёт в расход всё: фигура, способности и энергия собственного тела. Сама личность в данной фазе называется самостью. Она максимально приближена и к фону, и к данности. Она их оценивает, рассматривает, анализирует, а затем соотносит с окружением и пытается извлечь из него максимум пользы для себя. Реализуется ego-функция произвольно и осмысленно.

Согласно гештальт-психологии, здоровый (психически и физически) человек будет искать способ удовлетворения своего желания до тех пор, пока не найдёт его. Если он махнёт рукой, так ничего и не подобрав, происходит прерывание контакта (понятие объясняется ниже), и тогда ничего не останется, как идти на приём к психотерапевту для восстановления цикла.

Происходит контакт фона, фигуры и внешней среды.

Фаза 3. Полный контакт

Происходит удовлетворение потребности.

Фаза 4. Постконтакт

Удовлетворённая самость не видит больше смысла в активных действиях. Она насыщена и постепенно угасает. Происходит выход из контакта и завершение не только фазы, но и всего цикла.

Пример:

  1. Преконтакт: молодая девушка хочет отношений.
  2. Контактирование: поиск объекта, отвечающего её запросам. Она регистрируется на сайтах знакомств, регулярно посещает клубы и рестораны либо знакомиться конкретно с кем-то.
  3. Полный контакт: находится молодой человек, завязываются отношения.
  4. Постконтакт: когда «химия» любви заканчивается, отношения либо разрываются, либо молодые люди оформляют брак.

Согласно гештальт-терапии, вся жизнь человека представляет собой непрерывный поток из таких вот циклов контакта. Если они являются полными, психика и тело здоровы и не требуют вмешательства врачей и психологов.

Наглядно увидеть весь цикл контакта можно по схеме:

Схема полного цикла контакта при гештальт-терапии

Прерывание контакта

Проблемы начинаются, когда фазы оказываются не пройденными до конца по каким-то причинам. Причём произойти это может на любом этапе.

Примеры проблемных ситуаций на разных фазах цикла контакта:

  1. Преконтакт: молодая девушка хочет отношений, но не с молодым человеком, а с девушкой или женатым мужчиной.
  2. Контактирование: поиск отношений не увенчивается успехом.
  3. Полный контакт: только завязавшись, отношения терпят крах из-за несовместимости характеров или быта.
  4. Постконтакт: один в паре полностью пресыщается отношениями и уходит из них, в то время как вторая самость остаётся не удовлетворённой.

В связи с этим вводится ещё одно базовое понятие — прерывание контакта, когда цикл не доводится до конца и блокируется на одной из фаз. Виной этому несколько процессов, для каждого из которого есть свои термины.

Конфлюэнция (слияние)

Личность не устанавливает границ между собой и внешней средой. Это приводит к тому, что она не может осознать собственные чувства, ощущения, желания, потребности. Такое часто встречается у подростков, когда они стремятся быть такими, как все, и не выделяться из толпы. Это происходит в паре, когда один полностью растворяется в другом в ущерб своим интересам.

Конфлюэнция — бич современного общества, когда происходит демонстрация в соцсетях, что «я не хуже других». Из-за отсутствия удовлетворения самости выхода из контакта не происходит — цикл прерывается.

Интроекция

Состояние, похожее на конфлюэнцию, но более конкретизированное. Личность не просто стирает границы, а начинает воспринимать нечто внешнее, чужеродное ему как что-то родное, своё. Происходит подмена потребностей, желаний, чувств. Причём это касается не обобщений, как в выше описанном механизме (я ем то, что все едят; я ношу ту одежду, которую носят все; я езжу отдыхать туда, куда ездят все), а какого-то определённого момента. Например, во время акта оккупации со стороны личность может сама занять место агрессора. На самом же деле такая социальная роль чужда человеку, самость остаётся неудовлетворённой и опять происходит прерывание цикла.

Интроекция — понятие, заимствованное гештальт-терапией из психоанализа. Его автор — Фрейд. Многие психологи считают, что оно лежит в основе Стокгольмского синдрома.

Проекция

Понятие, по своей сути полностью противоположное двум предыдущим. Не происходит контакта самости и внешней среды (прерывание на 2-3 фазах). При этом человек ошибочно думает, что всё хорошо, что он налаживает межличностные связи и вбирает в себя извне что-то новое, нужное и полезное. На самом деле истоки всех идей, мыслей, взглядов — исключительно он сам. Это чревато тем, что в кульминационный момент он уходит от ответственности, обвиняя в совершённом других («это он меня заставил», «я сделал как все»).

Профлексия (ретрофлексия)

Похожа на проекцию. Но здесь человек не занимается самообманом, что он якобы контактирует с внешней средой и у него всё хорошо в межличностных и прочих отношениях. Пытаясь удовлетворить собственные желания и потребности, он ищет решение всех проблем внутри себя. При этом ему кажется, что он постоянно самосовершенствуется, развивается, пытается что-то изменить в себе. Однако со стороны это выглядит как аутизм, затворничество, закрытость и даже самоистязание.

Эготизм

Состояние, максимально похожее на профлексию, но в более болезненной форме. В процессе изменения самого себя человек начинает слишком завышать свои способности и возможности. Так как в большинстве ситуаций он обходится без сторонней помощи, он искренне думает, что на голову выше всех остальных. Рождается нарциссизм чистой воды. Самость считает, что она сама может удовлетворить все свои потребности.

Дефлексия

Данное состояние называется ещё потерей функции эго. Человек переносит свои переживания в промежуточную зону, которая не касается ни его внутреннего мира, ни окружающей среды. Это сфера умственных процессов, куда самость сбегает и начинает впадать в абстрактные рассуждения, жить неосуществимыми мечтаниями и фантазиями.

Разграничение данных процессов схематично дано в таблице:

Процессы фазы прерывания контакта при гештальт-терапии

Цель гештальт-терапии — помочь человеку осознать тот процесс, который мешает ему закончить цикл контакта, и избавиться от него. Для этого применяются различные методы и приёмы. Однако сразу следует отметить, что в 90% случаев 1 и даже 2 сеансами дело не ограничивается. Курс лечения может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет, пока человек освободится от всех этих патологических реакций и не научится все циклы доводить до конца.

Перенос и контрперенос

В гештальт-терапии большое внимание уделяется взаимоотношениям специалиста и пациента. Они обязаны тесно контактировать между собой, доверять друг другу, а в определённые моменты (по классическому образцу) даже вступать в конфликт.

Перенос — те чувства, которые пациент испытывает по отношению к гештальт-терапевту. Но это не симпатия или антипатия, как при работе с обычными психологами или психотерапевтами. В процессе сеанса специалист подводит человека к тому, чтобы тот перенёс на него свои переживания, которые его тревожат и являются для него проблемой на данный момент. Это позволяет ему приблизиться к его внутреннему миру.

Контрперенос — обратная реакция психотерапевта на пациента. Если в процессе сеанса были нечаянно затронуты те проблемы, которые актуальны для самого специалиста (он же тоже человек), это позволяет ему лучше понять те механизмы, которые движут его клиентом.

В редких случаях они могут меняться местами.

Выделяют 6 типов взаимодействия психотерапевта и пациента:

  1. Перенос пациента на гештальт-терапевта.
  2. Контрперенос гештальт-терапевта в ответ на перенос.
  3. Перенос терапевта только на определённую группу пациентов.
  4. Контрперенос пациента в ответ на перенос.
  5. Актуализации клиента, затрагивающие личность самого терапевта.
  6. Актуализации терапевта к пациенту.

Особенное значение перенос и контрперенос приобретают в «работе в двойке» (в паре, когда проводятся индивидуальные сеансы без привлечения третьих лиц). Наглядно проследить все эти взаимоотношения можно по схеме:

6 способов взаимодействия терапевта и клиента при гештальт-терапии

В гештальт-терапии используется огромное количество других терминов и понятий, но выше рассмотренные считаются базой, отражающей суть данного направления.

Методы и учения гештальт-терапии

Ролевые игры — это основные терапевтические методы. Эти приемы способствуют определению решения проблемы, выхода из тупикового обстоятельства. Действенный метод, обеспечивающий освобождение от отрицательных чувств, выявления решения насущной задачи, был найден Ф. Перлзом. Он получил название «пустой стул». Индивид должен представить конкретного человека, сидящего на нем. Виртуальному партнеру легче открыть претензии, позволяющие избавиться от психологического груза.

Часто используемая методика — интерпретация сновидений. Что это такое в гельштат-психологии? Предполагается, что эта техника обеспечивает определение характерных особенностей человека, возобновление в памяти обстоятельств из прошлого, приведших к травмированию психики. Индивид на протяжении 2-х недель ведет дневник, в котором фиксирует сны. Затем выбирается наиболее яркое сновидение, которое разыгрывается в присутствии психолога. Цель этого приема — воссоединение с ранее пережитыми ситуациями, ранее не признаваемыми человеком.

Хорошо известный, часто применяемый метод, относящийся к гештальт-психологи и терапии, — битье подушек, приводящее к ослаблению скрываемого гнева. Человек ассоциирует подушку с объектом, провоцирующим в нем агрессивные чувства, бьет ее, избавляясь от злости.

Следующая гештальт-техника помогает усилить сознательность.

Человек произносит предложение, четко определяющее его текущие действия, например:

  1. Я понимаю, что нахожусь в этом помещении, сидя в кресле.
  2. Я понимаю, что мне сейчас грустно.

Такой терапевтический подход способствует дифференциации индивидом внутренних чувств от субъективных интерпретаций. Этот простой, но при этом эффективный, распространенный в специализированных кругах метод помогает составить представление об осознании человеком самого себя.

Что такое гештальт-психология, кем и для чего может использоваться методика?

Примеры гештальт-психологии

Найти примеры гештальт-психологии в нашей повседневной жизни очень просто. В 1912 году Вертгеймер открыл «феномен фи». Что это такое?

У вас когда-нибудь был флипбук (книжка с картинками) с анимированными рисунками, когда вы перелистывали страницы маленькой книги пальцами?

Каждый рисунок — это отдельный рисунок, но когда мы переворачиваем их в быстрой последовательности, у нас возникает иллюзия, что объект движется. Это пример фи-феномена, который стал основой для кинофильмов.

Если вы нарисовали круг на листе бумаги, затем стерли половину круга и смотрите на него снова, ваш ум все равно будет пытаться увидеть круг в целом. Это пример преемственности.

Если вы когда-либо присматривались к масляной или акриловой пейзажной живописи, вы могли заметить, что картина состоит из различных мазков кисти, которые, кажется, не имеют смысла сами по себе. Однако, если вы отойдете от картины, увидите мазки кисти как траву, деревья и твердую почву.

Это пример сходства. Мы воспринимаем мазки как сходные с природой образы.

Когда вы заходите в ресторан и в холле находится группа людей, вы можете предположить, что все эти люди пришли вместе, потому что в пространственном отношении люди стоят очень близко друг к другу. Это пример близости.

Понятие инсайта по Кёлеру

Эксперименты с шимпанзе позволили Вольфгангу Кёлеру понять, что поставленная перед животным задача решается либо методом проб и ошибок, либо благодаря внезапному осознанию. На основании своих экспериментов В. Кёлер сделал следующий вывод: предметы, которые находятся в поле восприятия животного и которые никак не связаны между собой, в процессе решения той или иной задачи начинают соединяться в некоторую единую структуру, видение которой помогает разрешить проблемную ситуацию. Такое структурирование происходит мгновенно, другими словами наступает инсайт, что означает осознание.

Для доказательства того, что решение определенных задач человеком происходит подобным образом, то есть благодаря явлению инсайта, В. Кёлер провел ряд любопытных экспериментов по изучению мыслительного процесса детей. Он ставил перед детьми задачу, сходную с той, которая ставилась перед обезьянами. Например, им предлагалось достать игрушку, которая находилась высоко на шкафу. Сначала в поле их восприятия находился только шкаф и игрушка. Далее, они обращали внимание на лестницу, стул, ящик и другие предметы, и понимали, что их можно использовать для того, чтобы достать игрушку. Таким образом был сформирован гештальт и появилась возможность решить задачу.

В. Кёлер считал, что изначальное понимание общей картины, спустя некоторое время, сменяется более детальной дифференциацией и на основании этого уже формируется новый, более адекватный для конкретной ситуации гештальт.

Таким образом, В. Кёлер определял инсайт как решение задачи на основе улавливания логических связей между стимулами или событиями [4].

Какие проблемы решает

В основе гештальтпсихологии лежит стремление помочь человеку познать себя, разобраться со своими запросами и научиться опираться на собственные силы.

После терапии клиент начинает лучше понимать свои психологические и физические потребности. Он осознает, кем является и как ему нужно достигать целей. У него меняются отношения с людьми. Пациент чувствует их настроение, потребности и желания. Особенно важно это для работы, которая требует большого количества социальных контактов.

Учимся жить здесь и сейчас

Научитесь наслаждаться текущим моментом и ваша жизнь значительно улучшится. Этого можно достичь благодаря многим упражнениям. К примеру, попытайтесь испытать чувство переживания именно в данный момент времени. На самом деле это очень трудно сделать. Но главное – акцент вашего внимания на окружающем мире.

Для этого следует сосредоточиться на основных органах чувств: осознавайте цвета, запахи, звуки. При этом не забывайте описывать все ваши ощущения, начиная со слов: «Я здесь и осознаю что….»

Упражнения созданы для того, чтобы одновременно осознавать самого себя и окружающий мир. Во время их выполнения старайтесь проводить анализ своих действий и цель их использования.

Незавершенный гештальт

Ф. Перлз, основатель этого направления терапии, выделил первостепенную причину внутреннего чувства жизненной неудовлетворенности (т. е. отсутствия чувства счастья). Согласно его убеждению, фактор, вызывающий невроз, кроется в незавершенном гештальте. Для его завершения важно достичь безразличного подхода к нему. Чем более негативно настроен человек относительно проблемной ситуации, тем труднее достичь завершения гештальта.

Незавершенный гештальт — что это в психологии? Речь идет о не достигнутой цели. Она вызывает повторение определенных жизненных ситуаций, связывает человек с конкретными людьми. Другими словами, это:

  • желания, не воплотившиеся в реальность;
  • планы, дела, не достигшие завершения;
  • неожиданное, болезненное разрушение личных отношений.

Любой жизненный момент, регулярно появляющийся в памяти, приносящий выразительные отрицательные переживания, является неполным гештальтом.

Есть две причины для избавления от него:

  1. Ситуация провоцирует появление сильного внутреннего напряжения, беспокойства, дискомфорта, формирует неудовлетворенность собственной жизнью, занижение самооценки.
  2. Ситуация представляет собой существенное препятствие в достижении дальнейших целей. Человек чувствует себя неуверенно в отношении собственных способностей.

Такие индивидуумы часто неспособны налаживать отношения с другими людьми. Причина заключается в их изматывании постоянными «путешествиями» в прошлое, сожалениями, жизненной неудовлетворенностью. Здесь важную роль играют сознательные целенаправленные действия, цель которых заключается в завершении гештальта. Психология рекомендует воплощение в реальность наиболее нелепой, абсурдной мечты, не требующей существенных временных и физических затрат. Например, человек может научиться готовить экзотическую еду, танцевать сальсу, плавать определенным способом. Доказано, что после проведения такой терапии завершатся оставшиеся, более важные гештальты.

Фигура-основа

Принцип «фигура-основа» относится к способности человека визуально разделять объекты на разных уровнях фокусировки. Мы знаем, какие элементы расположены на переднем плане, а какие — на заднем.

Применение в дизайне пользовательского интерфейса:

Существует несколько методов различения планов фокусировки: вы можете использовать полупрозрачное наложение, тени или размытие элементов на заднем плане.

Гештальт должен быть завершен!

Гештальт-терапия считает накопление незакрытых гештальтов одной из главных причин формирования неврозов. В числе прочего она занимается «починкой» механизмов контакта и устранении невротических препятствий к ним. В процессе гештальт-терапии мы заново переживаем прерванный гештальт, получая возможность закончить его, т е. избавиться от причин возникновения невроза.

Мой первый опыт работы в гештальт-группе так и остался самым ярким. Наверное, это отзвуки ошеломляющего ощущения «Работает!».

Обозначив проблему (необъяснимую физиологически тошноту), после рассказа придуманной мной сказки, я услышала первый звоночек – нежелание идти на работу и попытка скрыть это от переживавшей за меня бабушки. Потом был «пустой стул» – я вела диалог с воображаемой бабушкой. Началось все с внешнего «не могу рано вставать» и закончилось обвинениями в плохом отношении бабушки к моей маме. Высказать все это в действительности пожилому больному человеку я бы не смогла, а здесь выговорилась.

Прошло несколько сеансов, было принято решение сменить работу, тошнота больше не приходила. Если бы до участия в группе кто-то сказал, что плохое самочувствие связано с подавлением негатива в сторону бабушки, я бы его самого послала даже не к психологу, а сразу к психиатру.

Особо ценным оказалось то, что грамотный гештальт-терапевт в процессе не дает никаких советов и ни к чему не подталкивает. Его роль заключается в провокации, вызове реакций, а проигрыш ситуаций «здесь и сейчас», позволяет иначе взглянуть на себя, свои ощущения и переживания. Гештальт завершен, да здравствует гештальт!

Источник — журнал «Будь здорова»

Принцип «Здесь и сейчас»

Основная идея психологического направления – сделать клиента целостным. В начале терапии он чувствует себя раздвоенным. Ему не нравится то, кем он стал, но и измениться у него нет сил.

Задача гештальтпсихологии – показать человеку, какой он есть, и помочь принять это

Задача гештальтпсихологии – показать человеку, какой он есть, и помочь принять это

Основа терапии – это столкновение со своими страхами, неприятными чертами личности, комплексами. Такие испытания дают почву для качественных перемен. В процессе развития индивиду приходится сталкиваться с болезненными переживаниями. От них нельзя убежать, так как они все равно будут сопровождать его всю жизнь.

Понятие «гештальт» в психологии означает нечто целостное. Поэтому нельзя взять и отказаться от части своей личности, даже если это плохие черты характера. Человек не должен считать себя плохим только на основе того, что у него неидеальный характер.

Проживание конкретного момента здесь и сейчас вызывает ощущение новизны. Оно дает общие представления об ощущениях, мыслях, чувствах. Этот материал позволяет перерождаться и меняться внутренне.

Почему гештальтпсихология не выдержала испытание временем?

Эффект ЗейгарникСкорее всего, главная проблема в том, что физические и психические явления рассматривались параллельно, не вникая в причинно-следственную связь. Гештальтпсихология претендовала на самостоятельную теорию в психологии, но базировалась на исследованиях образов восприятия. Если нужно было объяснить явления, которые нельзя представить в данной категории, возникали трудности.

В гештальтпсихологии нельзя разделять действие и образ, они выступают в виде уникального образа, некой универсальной сущности. В итоге метод исследования, основанный на феноменологической концепции, стал препятствием реальному научному изучению «образа» и «действия».

Еще одна ошибка – разрыв понятий «анализ» и «синтез». Самые отчаянные гештальтисты отрицали существование ощущений, также они были ярыми противниками ассоциативной психологии. В то же время гештальтпсихология оставила яркий след в развитии современной психологии.

Она привлекла внимание ученых к изучению памяти, перцепции, восприятия, творческого мышления, изучение личности, ее поведения и мотивации.

Современные приверженцы гештальтпсихологии убеждены, что сегодня также нужно изучать опыт сознания. Однако, они согласны, что сознание труднее исследовать, в отличие от поведения человека.

Гештальтпсихология доказывает, что анализ личности имеет дело не с отдельными элементами, а с целыми образами психики. В отличие от своего главного конкурента – бихевиоризма, нынешняя гештальтпсихология многое сохранила от первоначальной теории. Благодаря этому ее первоначальные принципы и интерес к сознательному опыту личности не растворились во времени и пространстве.

Как и почему контакт прерывается

почему контакт прерывается

Прерывание контакта — серьезная проблема. Для наглядности вспомните приведенный выше пример о девушке. Допустим, она хочет отношений, но с несвободным мужчиной или даже с женщиной (преконтакт). На стадии контактирования у нее ничего не получается. Этап полного контакта также заканчивается ничем, поскольку отношения рушатся. В постконтакте один из партнеров полностью разрывает взаимодействие. Потребность девушки в семье при этом остается неудовлетворенной.

Интроекция и проекция в гештальт-терапии

Чтобы повысить осведомленности, специалисты обучают людей работать с 2-мя первостепенными защитными приемами — проекцией и интроекцией. Что это такое в психологии гештальт?

Проекция

Это психическая особенность, характеризующая состояние, когда человек приписывает как живым, так и неодушевленным предметам качества, типичные для его собственного внутреннего мира. Люди от природы имеют тенденции предвосхищать явления, основываясь на собственном отрицательном опыте. В разговоре индивида это состояние проявляется частым, неуместным применением местоимений «они», «ты». Человек неспособен признать собственный гнев или враждебность, он жалуется на окружающих, переносит на них свои эмоции: «я им не нравлюсь», «ты меня не ценишь».

Состояние, характеризующееся переносом эмоций, свойств человека, которыми он обладает или хочет обладать, на других людей, называется зеркальной проекцией. Часто такое состояния не позволяет личности выявить собственные ценные качества, таланты. Человек приписывает их окружающим, а себя считает себя недостойным.

Состояние, при котором человек проецирует на других эмоции, качества, которые не желает признавать в себе самом, называется проекцией катарсиса.

Отдельный тип — дополнительная проекция. Это состояние, при котором человек присваивает другим людям отсутствующие в них качества, определенным способом оправдывающие его собственные нехорошие свойства.

Механизм, посредством которого индивид впитывает принципы, идеи окружающих без конструктивной оценки, размышления, называется интроекцией. Этот механизм ожжет сформироваться уже в детстве. В качестве примера можно привести следующие установки: «надо уважать старшего», «опаздывать плохо», «нельзя причинять человеку боль».

В процессе развития ребенок усваивает бихевиоральные модели, представления о других людях, убеждения, способы взаимодействия с окружающими. Он воспринимает их без осознания ответственности, переносит их в собственную жизнь, получает «feedback».

Позиция здорового взрослого человека заключается в четком видении мира, осознание собственных проекций, наличии ответственности, сопереживания к окружающим. В рамках терапии психолог помогает человеку повысить осознанность, обрести ответственность за произошедшие жизненные события.

Что же изучает гештальтпсихология

Предмет гештальтпсихологии – это изучение деятельности мозга человека объективными научными методами. Это достаточно необычный подход, суть которого в сочетании вещей, считающихся совершенно различными. Направление сочетает духовную и физиологическую составляющие личности, точнее, просто не разделяет их.

В этой науке физиологическая деятельность головного мозга и психические проявления рассматриваются в качестве единого целого. Одно явление порождает другое. Вместе они составляют бесконечную цепь из причин и следствий. В этой цепи каждое следствие одновременно является причиной или наоборот.

Основные идеи гештальтпсихологии, отличающие ее от других направлений в изучении человеческой личности, заключаются именно во взятом за основу представлении целостности физиологии и духовности. Физиологические и психические процессы неразрывны, их соединяют изоморфические связи.

Можно утверждать, что суть данного научного направления близка к смыслу пословицы, гласящей о здоровом духе в не страдающем от заболеваний или слабостей теле, только вместо тела следует рассматривать мозг.

Когда обращаться к специалисту

Гештальтпсихология кратко и понятно доступна не каждому обывателю. Дело – не в обилие информации. Во время учебы специалист изучает не только теорию, но и много практикуется.

Важно! Успешность терапии зависит от того, насколько сам человек осознает желание пойти к специалисту.

В гештальтпсихологии основное положение – это понимание того, что каждый может попросить помощи. Это нормальное явление, которое свойственно зрелой личности. Поэтому к специалисту нужно обращаться в моменты нужды. Например, при конфликтах с родственниками, внутренних кризисах, эмоциональном выгорании.

Семейные пары с помощью гештальтпсихолога улучшают свои отношения

Семейные пары с помощью гештальтпсихолога улучшают свои отношения

Иногда у человека на фоне эмоциональных проблем развиваются нарушения организма. Такое явление называют психосоматикой, при нем не будет выявлено причин со стороны физиологии.

В ходе гештальттерапии человек составляет о себе предельно честную характеристику. Она сможет заставить его измениться и найти душевную гармонию. Подобный процесс небыстрый и требует много сил, он приносит неприятные чувства.

В результате у человека формируется гештальт сознание, т.е. целостная психика. Специалист не вправе настаивать на том, чтобы клиент принимал какую-то определенную помощь. Например, он не скажет ультимативно, как нужно действовать.

Гештальтпсихология – это кратко направление психологии, которое учит клиента жить сегодняшним моментом и переставать откладывать все на потом.

Гештальт–упражнения

Гештальт-терапия представляет собой общие те­рапевтические принципы, способствующие помочь «самому себе» научиться разбираться в таинственных лабиринтах своей души и распознавать источники причин внутреннего противоречия.

Приведенные ниже упражнения нацелены: на одновременное осознание самого себя и бытия другого. В общем, призывают нас вступить за грань возможного. Выполняя упражнения, старайтесь анализировать, что вы делаете, для чего и как вы это делает. Основная задача этих упражнений – выработать умение находить собственные оценки.

Упражнение – «Присутствие»

Цель: фокусировка на ощущении присутствия.

  • Закройте глаза
  • Сконцентрируйтесь на телесных ощущениях. При необходимости произведите коррекцию позы
  • Будьте естественными каждое мгновение
  • Откройте глаза, расслабьте их, оставаясь застывшими телом и мыслями
  • Позвольте расслабиться телу
  • Сконцентрируйтесь на чувстве «существования» (почувствуйте «Я здесь»)

После концентрации в течение некоторого времени на ощу­щении Я, расслабившись при этом и с умолкнувшим рас­судком, внесите свое дыхание в осознание и переведите внимание с «Я» к «здесь», и мысленно повторяйте «Я — здесь» одновременно с вдохом, паузой, выдохом.

Упражнение — Ощущение «Ты»

Цель упражнения: суметь испытать состояние присутствие «в другом человеке», то есть суметь прочувствовать состояние «Ты» в замен — состоянию «Эго». Упражнение выполняется в паре.

  • Расположитесь лицом друг к другу
  • Закройте глаза, примите максимально удобные позы.
  • Дождитесь состояния полного умиротворения.
  • Откройте глаза
  • Начните вести бессловесный диалог с партнером
  • Забудьте о себе, сфокусируйтесь только на смотрящем на вас человеке.

З. Упражнение «Я/Ты»

Упражнение выполняется также в паре, необходимо сесть друг напротив друга.

  1. Сконцентрируйтесь;
  2. Глаза должны быть открытыми;
  3. Поддерживайте мысленное молчание, физическую релаксацию;
  4. Сконцентрируйтесь на обоих ощущениях «Я» и «Ты»;
  5. Попробуйте ощутить «космическую глубину», бесконечность.

Цель упражнения — достичь состояния: «Я» — «ТЫ» — «Бесконечность».

Гештальт картинки

Гештальт рисунками называют картинки перевертыши (иллюзии). Глядя на них нужно ответить, что вы видите и какие эмоции вызывает изображение. Такие материалы не рекомендованы к просмотру дошкольникам, так как они могут привести к различным психическим расстройствам. Ниже представлены известные «обманы зрения». А что на них разглядели именно вы?

Вклад

Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами.

Константы восприятия

Константность размера

Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врождённым. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так, в 1961 году, Колин Тернбулл отвёз пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.

Константность формы

Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости

Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового объекта и фона.

Кто может извлечь выгоду из гештальт-психологии и терапии?

Гештальт-терапия имеет широкий спектр применения. Он намного шире, чем в случае других психологических областей. Используется индивидуальная, групповая, семейная терапия, работа с детьми, проводятся семинары и т. д. Этот вид психотерапии применяется как в частных, так и в государственных медицинских учреждениях, используется в центрах личностного роста.

Кому полезна гештальт-психология, для кого целесообразно проведение терапии? Эта область психологии подходит для людей, желающих достичь повышения самооценки, усилить ответственности, самосовершенствоваться. Сегодня возможно проведение персональных и дистанционных консультаций, тренингов. Терапия нацелена ​​на улучшение состояния людей, страдающих депрессией, различными фобиями, повышенным беспокойством, заниженной самооценкой.

Гештальт-терапия подходит для работы с людьми, независимо от возрастной категории, страдающими тяжелыми психологическими расстройствами. Этот метод наиболее эффективен при лечении клиентов с фобиями, депрессивными состояниями, нарушением внутренних границ, склонностью к перфекционизму.

Этот терапевтический подход также успешно используется для устранения психосоматических заболеваний, таких как расстройства ЖКТ, мигрени, спинные и шейные мышечные спазмы. Гештальт-терапевты также работают с парами, состоящими в браке в целях разрешения семейных психологических конфликтов. Они могут помочь облегчить проявления ряда психических расстройств, тяжелых эмоциональных нарушений.

ВАЖНО! Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Теория и практика в подготовке

Чтобы работать в направлении гештальтпсихологии недостаточно читать тематические книги. Для начала нужно пройти специальное обучение. Курсы доступны лицам с психиатрическим и психологическим образованием. Они займут около трех лет. За это время студенты прослушивают несколько модулей и практикуются под контролем опытных специалистов. Есть и более короткие варианты, но они не дают полных знаний о школе.

Сознание — что это в психологии

Важно понимать принципы гештальта, знать, как их применять, и в чем особенности терапии. Помимо прослушивания теоретического курса, нужна практика, которую должен курировать опытный специалист.

Важно! Начинающий гештальтпсихолог изучает не только литературу, но и проходит личную терапию – это позволяет ему избавиться от своих проблем.

После успешного окончания курса человек получает сертификат, который дает ему право работать по специальности.

Литература

  • Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974.
  • Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. ­- М.: Прометей, 1994.
  • Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987.
  • Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления // Психология мышления. — М., 1965. С. 21—85.
  • Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. — М., 1965. С. 86—234.
  • Arnheim R. Visual thinking. Berkeley and Los Angeles: California UP, 1967.
  • Koffka K. Principles of Gestalt psychology. N.Y., 1935.
  • Kohler W. Gestalt psychology. N. Y., 1947 (revised ed.).
  • Джеймс Р. Льюис. Энциклопедия сновидений. — C. 151.

Кому рекомендуется

Гештальттерапия имеет более широкий диапазон применения, чем любая другая психологическая школа. Это индивидуальная и групповая терапия, семинары, работа с детьми и семьями. Эта психотерапия практикуется в обычных больницах, в частных клиниках, а также в центрах личностного роста, терапевтических группах и т.п.

Гештальтпсихология наиболее полезна для клиентов, открытых работе над самосознанием, а также для тех людей, которые желают научиться быть ответственными. Такая психотерапия отлично подходит для клиентов, страдающих от повышенной тревожности, депрессии и заниженной самооценки.

Гештальттерапия работает с клиентами любых возрастов и с самыми разными психологическими проблемами. Она традиционно считается наиболее эффективным подходом для чрезмерно социализированных, тревожных и лиц с нарушенными границами. Особенно это относится к перфекционистам, а также к клиентам с депрессиями и фобиями, то есть к тем людям, чьё ограниченное функционирование возникло в результате «внутренних ограничений».

Кроме того, гештальттерапия успешно используется при лечении широкого круга «психосоматических расстройств», в том числе язвенного колита, мигрени, спазмов спины и шеи. Гештальттерапевты также работают с лицами, испытывающими сложности взаимодействия с авторитетными фигурами, с парами, с широким диапазоном интрапсихических конфликтов. В психиатрии известно немало случаев, когда гештальттерапия эффективно помогала психопатам и больным с тяжёлыми нарушениями характера.

Ещё полвека назад Фридерик Перлз предрекал, что, начиная с 1970-х гг, гештальтпсихология выделится в отдельное течение, а в дальнейшем станет могущественной психотерапевтической силой. Его пророчество полностью исполнилось. Сегодня, наверное, нет таких людей, которые хоть что-либо не знали бы об этом психологическом направлении. С помощью гештальттерапии клиент получает возможность осознанно выбирать своё поведение, использовать разные аспекты личности, делать жизнь наполненной, избавляться от психосоматической либо невротической симптоматики. Эта личность умеет противостоять манипуляциям окружающих и сама обходится без манипулирования. Иначе говоря, человек учится крепко стоять на ногах.

Курт Коффка

Еще одним представителем гештальтпсихологии является Курт Коффка. Он был немецко-американским психологом, который вел свою научную деятельность вместе с Вертхеймером.

Гештальтпсихология кратко и понятно: основные принципы и положения

Он посвятил достаточное время тому, чтобы понять, как устроено восприятие и из чего оно формируется. В процессе своей научной деятельности он установил, что появляющийся на свет ребенок еще не имеет сформированных гештальтов. К примеру, маленький ребенок может и не узнать даже близкого человека, если тот изменит некоторые детали своей внешности. Однако в процессе жизнедеятельности у любого человека происходит формирование гештальтов. Со временем ребенок уже становится способным узнать маму или бабушку, даже если они сменят цвет волос, стрижку или любой другой элемент внешности, отличающий их от других, посторонних женщин.

Гештальт-терапия

В 1940-х годах супруги Фредерик и Лаура Перлз, основываясь на достижениях гештальтпсихологии, а также под влиянием других идей, в частности теорий Зигмунда Фрейда и Карен Хорни, основали новое направление психотерапии — гештальт-терапию.

Подобно гештальтпсихологии, сфокусированной на идее целостности, гештальт-терапия базируется на идее о способности человеческого организма как единства всех функций и психики к саморегуляции и приспособлению к окружающей среде.

Представители ранней школы гештальтпсихологии в своей теории рассматривали фигуру и фон отдельно. В гештальт-терапии эта идея используется для того, чтобы помочь человеку лучше осознать свою суть, понять самого себя.

  • Гештальт терапия помогает людям рассмотреть и осознать свое «я» на фоне неразрешенных ситуаций и эмоций.

Можно ли работать самостоятельно

книга Техники гештальт-терапии на каждый день. Рискните быть живым

Идеальный вариант — проведение гештальт-терапии в кабинете психотерапевта. Но при желании можно попытаться работать самостоятельно. В книге «Техники гештальт-терапии на каждый день. Рискните быть живым» Я. Старак, Т. Кей и Дж. Олдхейм предлагают выполнять ряд простых упражнений. Каждый день новое.

Допустим, вы начинаете с понедельника. План действий выглядит так:

  1. Разделите всех, кто вас окружает, на полезных и вредных людей.
  2. Во вторник подумайте, есть ли польза во вредных отношениях.
  3. В среду задумайтесь о ценности таких отношений в вашей жизни.
  4. В четверг представьте последствия разрыва вредных отношений.
  5. В пятницу займитесь критикой человека, который портит вашу жизнь.
  6. В субботу придумайте, как вы накажете человека, о котором говорилось в предыдущем пункте.

В воскресенье сделайте выходной.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...