Функции и способности человеческого сознания в психологии

Содержание

Сознание как результат синтеза психологических процессов

На поведение человека оказывают влияние различные механизмы психики: эмоции, пережитый опыт, волевое усилие, внимание к изменениям окружающего мира и, конечно, сознание. В психологии принято считать, что творческим итогом синтеза различных явных и скрытых процессов, протекающих в нашей психике, является именно сознание. Оно базируется на взаимодействии физических факторов и психологических процессов:

– с одной стороны, сознание отражает при помощи наших органов чувств окружающую нас объективную реальность, что называется перцепцией;

– с другой стороны, происходит самоорганизация психических процессов, приводящая к их упорядочению и структурированию на более высоком уровне, т.е аперцепция.

Различные психологические школы по-разному определяют сознание, отводя главенствующую роль тем или иным его особенностям и функциям.

Что такое сознание человека?

Сознание человека − это программа, энергоинформационная модель восприятия и воспроизведения предметной действительности. Иными словами, Сознание это система понимания и восприятия окружающего нас мира, это то, что формирует личность человека, его оценку окружающей реальности.

Такая энергоинформационная модель не может существовать сама по себе и существует она строго по алгоритмуХорошо развитое астральное тело, как и профессиональный сотрудник, может легко разобраться в описаниях мира, в котором живет тело и сознание. Так как же в сознании проявлен этот алгоритм?

Функцию эту выполняет ментальное тело – третье тонкое тело человека. Именно в ментальном теле и хранятся все эти многотомные описания Мира.

 Ментал – огромная библиотека знаний. Там находится вся информация, которую человек накопил за свою жизнь − прочитал, узнал, выучил, увидел, услышал. Все знать он не может, но его можно восполнить, обогатить, развить, расширить, если на это нет запретов.

Развивая свое сознание, можно:

  1.  Раскрыть в себе все таланты и способности;
  2.  Перепрограммировать базовые правила и принципы, на которых строится реальность человека;
  3.  Избавиться от «вшитых» при рождении программ, которые негативно влияют на развитие личности;
  4.  Убрать негативные чувства и эмоции (обиду, вину, зависть, месть…);
  5.  Увеличить пропускную способность знаний и изменить структуру их восприятия;
  6.  Получить измененную программу судьбы. Что такое судьба, смотрите здесь>>.

Как узнать свою судьбу, читайте вот здесь>>.

Понятие в психологии

Считается, что такой механизм присущ только людям, это высшая функция мозга. Она тесно связана с речью и мышлением. За все время существования науки специалисты не смогли точно сказать, что такое сознание определение в психологии встречается разное.

Структуралисты в лице В. Вундта полагали, что под этим словом скрывается структура из множества элементов. Их можно представить в виде периодической системы Менделеева. В итоге попытки специалиста создать некую модель сознания в психологии провалились.

Функционалисты в лице Джеймса полагали, что сознание – это биологическая потребность. С помощью такого механизма человек легче адаптируется, но он представляет лишь небольшую часть психики.

Важно! Фрейд выделял не только сознание, но и бессознательное, подсознательное – это три уровня психики. Они взаимодействуют друг с другом и влияют на поведение человека. По мнению психоаналитика, сознание – это проявление работы разума.

Уровни сознания в психологии – (вступление)

Сознание в психологии условно подразделим на уровни сознания и кратко обозначим психологические качества – это семь психологических уровней.

1. Мышление словами (инстинкты и приобретённые рефлексы).

2. Мышление фразами (эмоции, переживания).

3. Мышление образами (рассудок, логическая цепочка осознания).

4. Мышление понятиями и блок понятиями (психология сознания, культура).

5. Импульсивное мышление внутренним содержанием мысли (творчество, наука).

6. Мышление мгновениями времени (фазовое пространство, перво форма)

7. Огненное мышление (огненный монолог, всё во всём)

Видео конкретных примеров уровней сознания, исключая два высших

Каждый уровень сознания предлагаю подразделить по двум психологическим принципам – это внутренний и внешний уровень сознания. Внутреннее сознание усматривается звучанием чувств, внешнее сознание строит психологическую цепочку осознания. Разумеется, и тот и другой уровень имеют множество оттенков, правил, ветвей, но прежде я предлагаю найти точки соприкосновения и объединить эти уровни сознания в единый механизм для осознания.

Замечу, что уровни сознания не значит его деление, а только более быстрая или медленная скорость осознания, как классы в школе. Чтобы практически понять, что такое психология сознания и на каком уровне вы находитесь, предлагаю провести небольшой эксперимент.

Суть и значение

У термина «сознание» много значений. Феномен сознания изучают философия, социология, нейрофизиология. В психологии сознание — высший уровень психической саморегуляции. Из всех живых существ он есть только у человека. Сознание необходимо для нормального сосуществования людей. С его помощью можно создавать совокупности умственных и чувственных образов, регулировать поведение.

Сознание — сложный многофакторный инструмент. Если он повреждается или работает неправильно, человек теряет способность адекватно воспринимать действительность.

Определение сознания.

Определение сознания сталкивается с большим количеством трудностей, связанных с очень разными подходами к этой проблеме. Проблема сознания является одной из глобальнейших и сложнейших проблем в психологии

Основные подходы к проблеме.

“Сознание, – писал В. Вундт, – заключается лишь в том, что мы вообще находим в себе какие бы то ни было психические состояния”. Сознание психологически представляет собой, с этой точки зрения, как бы внутреннее свечение, которое бывает ярким или помраченным, или даже угасает совсем, как, например, при глубоком обмороке (Ледд). Поэтому оно может иметь только чисто формальные свойства; их и выражают так называемые психологические законы сознания: единства, непрерывности, узости и т.д.

По мнению У. Джеймса, сознание есть “хозяин психических функций”, то есть фактически сознание отождествляется с субъектом.

Сознание – это особое психическое пространство, “сцена” (К. Ясперс). Сознание может быть условием психологии, но не ее предметом (Наторп). Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, оно не поддается определению и выводимо только из самого себя. Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество – качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их презентированности (представленности) субъекту (Стаут). Качество это не раскрываемо, оно может только быть или не быть.

Общая черта всех выше приведенных взглядов – это акцент на психологической бескачественности сознания.

Несколько иная точка зрения у представителей французской социологической школы (Дюркгейм, Хальбвакс и др.). Психологическая бескачественность сознания здесь сохраняется, но сознание понимается как плоскость, на которую проецируются понятия, концепты, составляющие содержание общественного сознания. Этим сознание отождествляется со знанием: сознание – это “со-знание”, продукт общения знаний.

Представляет интерес система взглядов Л. С. Выготского на сознание. Он пишет о том, что сознание – это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. “Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик” 20. “Сознание есть как бы контакт с самим со-бой” 21. Сознание есть со-знание, но лишь в том смысле, что индивиду-альное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится. Поэтому сознание не постулат и не условие психологии, а ее проблема – предмет конкретно-научного психологического исследования. При этом процесс интериоризации (то есть вращивания внешней деятельности во внутренюю) состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний “план сознания”; это процесс, в котором этот внутренний план формируется. Элементами сознания, его “клеточками”, по Выготскому, являются словесные значения.

20 Выготский Л. С. Методика рефлексологического и психологического исследования.// Проблемы современной психологии. – Л., 1926. С 187.

21 Там же. С. 197.

Взгляды на проблему сознания А. Н. Леонтьева во многом продолжают линию Выготского. Леонтьев считает, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия и состояния. Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам сознания становится также и деятельность, осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Порождаются внутренние действия и операции, протекающие в уме, в “плане сознания”. Сознание-образ становится также сознанием-реальностью, то есть преобразуется в модель, в которой можно мысленно действовать.

По мнению Б. Г. Ананьева, “как сознание психическая деятельность есть динамическое соотношение чувственных и логических знаний, их система, работающая как единое целое и определяющая каждое отдельное знание. Эта работающая система есть состояние бодрствования человека, или, другими словами, специфически человеческая характеристика бодрствования и есть сознание” 22. По Ананьеву, со-знание выступает как составная часть эффекта действия. Первоначальные факты сознания – это восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия. Постепенно начинают осознаваться не только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности. При этом все состояние бодрствования становится сплошным “потоком сознания”, переключаемого с одного вида деятельности на другой. “Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире” 23.

22 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. С. 173.

23 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. С. 175.

По мнению Л. М. Веккера, сознание в широком смысле охватывает высшие уровни интеграции когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов. В более узком смысле сознание представляет собой итог интеграции когнитивных и эмоциональных процессов24.

24 Веккер Л.М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. 3, Л.: ЛГУ, 1974-1981. С. 301.

Совершенно иной взгляд на сознание характерен для представителей восточных учений. Вот выдержка из работы основоположника интегральной йоги Шри Ауробиндо: “Ментальное сознание – диапазон чисто человеческий, он отнюдь не охватывает всех возможных диапазонов сознания, точно так же как человеческое зрение не может охватить все цветовые оттенки, а человеческих слух – все уровни звука, ибо есть множество звуков и цветов, которые находятся выше или ниже доступного человеку диапазона, которые человек не может видеть или слышать. Точно так же есть планы сознания выше и ниже человеческого плана; обыкновенный человек не имеет с ними контакта, и они кажутся ему лишенными сознания – супраментальный или глобально-ментальный и субментальный планы. …То, что мы называем “несознанием” – это просто иное сознание. …На самом деле, когда мы спим или когда нас оглушили, или когда мы находимся под влиянием наркотиков, или когда мы “мертвы”, или находимся в любом другом состоянии – в это время мы не более бессознательны, чем при глубокой внутренней сосредоточенности на какой-то мысли, когда мы не замечаем ни нашего физического “Я”, ни того, что нас окружает… По мере того как мы продвигаемся вперед и пробуждаемся к осознанию души в себе и в предметах, нам становится ясно, что сознание присутствует и в растениях, и в металле, и в атоме, и в электричестве – в любом предмете физической природы; мы обнаружим даже, что оно ни в каком отношении не является низшей или более ограниченной формой по сравнению с ментальной; наоборот, во многих “неживых” формах оно является более интенсивным, быстрым, живым, хотя и менее развитым в направлении к поверхности” 25.

25 Сатпрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. – Спб., 1992. С. 50.

По мнению ряда авторов (например, представителей трансперсональной психологии), возможен выход человека за пределы индивидуального сознания. См.: Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993.

Литература.

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.

2. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т.3, Л.: ЛГУ, 1974-1981.

3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.

5. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957.

6. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973.

7. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. – СПб., 1992.

Читайте также

Глава 1. Понятие о сознании и бессознательных психических явлениях

Глава 1. Понятие о сознании и бессознательных психических явленияхЧто такое cознание?Возвращение понятия сознания в современную науку о поведении человека делает необходимым для психофизиолога четко представлять себе, что же в каждом конкретном случае понимается под

42. Понятие и структура психологии класса

42. Понятие и структура психологии классаКлассы – большие организованные группы людей, имеющие ряд исторически сложившихся различий.Психология социального класса – форма духовного освоения классом условий его бытия.В качестве детерминантов психологии социального

46. Понятие и структура медицинской психологии

46. Понятие и структура медицинской психологииМедицинская психология – самостоятельный раздел медицинских знаний, включающий психологические проблемы, возникающие у больных людей. Истинное распознавание и правильное понимание болезни доступно только при условии

Представления о сознании в советской психологии

Представления о сознании в советской психологииСоветская психология устанавливала четкую зависимость между сознанием и деятельностью человека. Об этом много писали Леонтьев, Рубинштейн и другие авторы советского периода. Советскую психологию того времени можно было

Представление о сознании в западной психологии

Представление о сознании в западной психологииПсихологи, такие как З. Фрейд, К. Г. Юнг, С. Гроф и др., создали многоуровневую теорию сознания, которая, в отличие от советской марксистской психологии, была символическим отражением реальности мира. Фрейд, Юнг, а потом и Гроф

1. Понятие о предмете психологии

1. Понятие о предмете психологииЛюбая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как

1. Понятие социальной психологии и ее предмет

1. Понятие социальной психологии и ее предметСоциальная психология – это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристик

2. Понятие психологии труда. Сфера применения. Цели психологии труда

2. Понятие психологии труда. Сфера применения. Цели психологии трудаПод психологией труда понимаются:1) отрасль психологии, изучающая некоторые аспекты трудовой деятельности, адаптационные и интеграционные процессы каждого субъекта труда;2) психологические механизмы

43. Понятие психологии потребителя. Методы исследования психологии потребителя. Характер и назначение рекламы

43. Понятие психологии потребителя. Методы исследования психологии потребителя. Характер и назначение рекламыПсихология потребителя – отрасль психологии, изучающая особенности потребительского рынка, человека как потребителя, субъекта и объекта рекламы. Психология

79. ПОНЯТИЕ «ИНТЕЛЛЕКТ» В ПСИХОЛОГИИ

79. ПОНЯТИЕ «ИНТЕЛЛЕКТ» В ПСИХОЛОГИИОчень долго существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них интеллект – черта сугубо наследственная, человек рождается либо умным, либо глупым. В соответствии со второй точкой зрения интеллект связан со

89. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

89. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИЛичность – социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующие в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль. Понятие «личность» несколько уже, чем понятие «человек». Новорожденный ребенок

1. Понятие психологии труда

1. Понятие психологии трудаПонятие «труд» рассматривается несколькими научными дисциплинами. Такие, как, например, физиология труда, организационная психология, социология труда, экономика, менеджмент и т. д., рассматривают трудовую деятельность лишь как общий объект,

1. Понятие психологии потребителя

1. Понятие психологии потребителяПсихология потребителя– отрасль психологии, изучающая особенности потребительского рынка, человека как потребителя, субъекта и объекта рекламы. Психология потребителя изучает не только вкусовые пристрастия покупателя, динамику

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯВоспитание составляет важную функцию любого общества. В обществе воспитание нового человека как личности, обладающей своим мировоззрением, высокими нравственными качествами, убежденностью, общественной активностью, творческим

Блок 1. Сознание. Вступление.

Ну причем здесь сознание, скажете вы, если ты, парень, пишешь книги по переговорам, проводишь тренинги по переговорам, то зачем углубляться в такие дебри, ведь это совсем другая тема, к тому же очень сложная, да на этой «информационной прогулке» можно вообще заблудиться, потеряться и оказаться перед таинственным. И тем не менее, мой уважаемый попутчик, с которым сейчас мы в одном вагоне, несущем нас по полям жизни, немного прикоснусь к самой таинственной и невероятно интересной теме: СОЗНАНИЕ ПЕРЕГОВОРЩИКА.

Сразу поставим жирный восклицательный знак! Единой фундаментальной теории, объясняющей сознание, на текущий момент времени просто нет и поэтому моя робкая попытка немного рассказать о качестве СОЗНАНИЯ ПЕРЕГОВОРЩИКА всего лишь горячее желание поделиться с Вами, внимательными и заинтересованными читателями.

Статья “Сознание и квантовый мир”

Мнение философов

Не только в психологии рассматривается природа индивида. Мыслители с давних времен пытались разгадывать сущность людей. В дуализме считалось, что сознание – это дух, и оно бессмертно, дополняет материю (тело).

Дж. Беркли считал сознание первичным, а все объекты материального мира не существующими вне восприятия. У Ф. Энгельса было немного иное мнение: сознание присуще только людям, и оно отражает окружающий мир.

В философии тоже нет единого мнения о значении термина

В философии тоже нет единого мнения о значении термина

В религии подобные понятия рассматриваются с разных точек зрения. В буддизме считается, что сознание – это весь окружающий мир, в индуизме под этим понимают существование некой сущности, которая наблюдает за действиями всех людей.

Свойства сознания.

С. Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания:

* построение отношений;

* познание;

* переживание.

Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо только переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента. Однако степень выраженности каждого из этих компонентов весьма различна. Поэтому каждый акт сознания можно рассматривать как точку в системе координат этих трех важнейших психологических категорий. См.: Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957.

При анализе механизмов сознания важно преодоление так называемой мозговой метафоры. Сознание является продуктом и результатом деятельности систем, к которым относится и индивид, и общество, а не только мозг. Важнейшим свойством таких систем является возможность создания недостающих им функциональных органов, своего рода новообразований, которые в принципе невозможно редуцировать к тем или иным компонентам исходной системы. Сознание должно выступать в качестве “суперпозиции функциональных органов”.

Свойства сознания как функционального органа:

* реактивность;

* чувствительность;

* диалогизм;

* полифоничность;

* спонтанность развития;

* рефлексивность.

Функции сознания.

К основным функциям сознания относятся следующие:

* отражательная;

* порождающая (творческая, или креативная);

* регулятивно-оценочная;

* рефлексивная;

* духовная;

Литература.

1. Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972.

2. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957.

Индивидуальное и общественное сознание

3
Источник

Существует две основные формы сознания – индивидуальное и общественное. Индивидуальное – представляет собой часть психической деятельности отдельно взятого индивида, это духовный мир личности, с ее собственными мыслями, идеями, установками, чувствами, переживаниями, взглядами на окружающий мир. У каждой личности свое собственное уникальное индивидуальное сознание, которое формируется в процессе взаимодействия индивида с окружающим его миром и социумом.

Коллективное, или как его еще называют общественное сознание, представляет собой совокупность всей мыслительной деятельности людей: их идеи, ценности, взгляды, убеждения, верования, традиции, интересы, нравы.Коллективное сознание существует как у небольших групп людей (например, кружков по интересам), так и у целых народов, наций, всех вместе взятых жителей планеты Земля.

Общественное сознание людей принято подразделять на научное, обыденное, политическое, экономическое, религиозное. Оно оказывает воздействие на каждого индивида, проживающего в данном обществе, и в тоже время, каждая отдельная личность вносит свой собственный вклад в развитие общественного сознания.

Гештальт-психология

Сознание – результат сложных преобразований по законам гештальта. Сложный момент: неясно, Психоанализ, психоаналитический подходкак человек может, по выражению К. Левина, «встать над полем» и иногда действовать даже вопреки ситуации, в которой он находится. Ведь если содержание сознания является однозначным результатом вычислений или иных преобразований физических раздражителей, то какая-либо самостоятельная активность сознания невозможна.

Определение сознания различными направлениями в психологии

В настоящее время психология представлена множеством научных школ, причём единый подход к предмету изучения чрезвычайно затруднён отсутствием общего базового понятийного аппарата. Сознание человека каждым из направлений определяется в свете собственного исследовательского метода.

Структурализм определяет сознание как многокомпонентное понятие, которое состоит из простейших базовых элементов психики. Составив условную «периодическую таблицу элементов», можно будет составить точную карту сознания любого человека.

Функционализм рассматривает сознание как важную функцию, присущую обитателям сложной структурированной среды, которой является современное человеческое общество. Неотъемлемой частью сознания является личностный, сознательно переживаемый и осмысляемый опыт.
Что такое сознание с точки зрения психологии?
Гештальт-психология полагает сознание итогом, суммой преобразования физических раздражителей по законам гештальта.

Бихевиоризм считает сознание внутренними реакциями и поведенческими особенностями человека, сформированными его привычками и окружающей социальной средой.

Когнитивная психология определяет сознание как логический процесс познания, в противовес эмоциональному восприятию. Информация либо перерабатывается самостоятельно, либо маркируется и в дальнейшем воспринимается в соответствии с установленным маркером.

Свойства

Сознание обладает несколькими фундаментальными свойствами: категоричность – она отражает окружающий мир при помощи знаний и общественной позиции, осознание своей деятельности, концептуальная модель личности и построение контактов реальности. Кроме этого, сознание человека помогает проанализировать взаимосвязи конкретных ситуаций.

формы мышления в психологии

Сознание человека это в психологии? Сознание и мозг кратко! Свойства сознания личности!

Сознание — это феномен, которым человечество уже интересовалось на заре своей истории. Это явление, которому посвящены десятки тысяч трудов в философии, психологии, антропологии, нейронауках, когнитивных науках, физике, биологии, кибернетике и множестве других. Сознание охватывает субъективное восприятие действительности и выстраивание сложной информационной архитектуры мира. Возникает субъективный опыт.

Одно из определений сознания, представленное ниже — это очередная попытка охватить наиболее заметные участки данного процесса вместе с пониманием того, что, конечно, весь феномен как целое пока остается в «темноте».

Сознание человека

Это активный процесс создания и преобразования концептуально – образной когнитивной модели мира в результате отражения условно объективной реальности и порождения виртуальной реальности (мысленного плана) с последующим непосредственным и опосредованным трансформирующим воздействием на классический материальный мир.

Самосознание

4
Источник

Осознание индивидом самого себя, своих мыслей, внешности, характера, поступков, личностных качеств, называют самосознанием. Способность к самосознанию отличает людей от животных, позволяет им оценивать свои личностные качества и на основе этих оценок менять свой характер и привычки.

Самосознание личности начинается с восприятия ребенком собственной внешности, некоторых физических данных и особенностей. Постепенно, в процессе самосознания, у индивида формируется целая система представлений о себе, своем внутреннем мире, собственном месте в социуме. Жизненный опыт, эмоциональные и душевные переживания накладывают свой отпечаток на каждую личность, проживающую в социуме. У каждого индивида собственный, неповторимый опыт жизни, поэтому в мире нет людей с одинаковым характером, системой ценностей, мировосприятием.

Так как развитие самосознания происходит в результате взаимодействия индивида с окружающими его людьми, его представления о себе во многом зависят от общественного мнения, независимо то того, объективное оно или нет.

Пример 1. Маша Смирнова – девочка 14 лет – считает себя неинтересной личностью с непривлекательной внешностью. Такое представление о себе сформировалось у Маши под воздействием насмешек ее одноклассниц. Однако сверстницы Маши критиковали ее внешний вид и поведение неискренне, просто они завидовали красоте своей одноклассницы, в которую были влюблены несколько мальчиков из их класса.

Пример 2. Таня Михальчук считает себя очень талантливой и способной личностью, так как родители постоянно хвалят ее, восхищаются ее творческими и учебными достижениями. Учителя знают, что Таня обладает весьма средними способностями, но благодаря уверенности в своих силах и усердию, она достигает неплохих результатов в учебе.

Можно заметить, что в первом случае самооценка личности явно занижена, а во втором завышена. Разберемся, что такое самооценка, ведь она очень тесно связана с человеческим самосознанием.

Психоанализ

Сознание – пространство, которое порождается бессознательным и из которого вытесняются элементы, конфликтующие с главенствующим в сознании содержанием.

Бихевиоризм

Сознание – это внутреннее поведение. Внутреннее поведение отличается от внешнего лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление – это речь минус звук).

С другой стороны, в связи с тем, что никаких ясных критериев наличия психики и сознания не существует, бихевиористы отказались всерьез отказались этот предмет, как не соответствующий принципам научного познания.

Где носкам место?

С другой стороны, иной резервный механизм, не настолько темный и недоступный, как бессознательное, у человеческого сознания тоже имеется. Этот механизм в психологии иногда ассоциируется с понятием «характер», а работает он так. Когда субъект сопоставляет входящую информацию со своей картиной мира, он первым делом хочет получить ответ на вопрос: «Что мне делать в текущей ситуации?» И если конкретного опыта сознанию не хватает, начинается поиск ответа на вопрос: «А что люди вообще делают в таких ситуациях?» Вопрос этот фактически адресуется в детство, к родительскому воспитанию. Мама с папой дают детям набор поведенческих шаблонов (паттернов) на тему «что такое хорошо и что такое плохо», но воспитание у всех разное, и паттерны для одного и того же случая у разных людей могут существенно отличаться. Например, паттерн мужа гласит, что носки можно бросить посреди комнаты, а паттерн жены — что грязное белье следует немедленно нести в стиральную машину. У этого конфликта возможны два исхода.

В одном случае жена обратится к мужу с просьбой не разбрасывать носки, и тот, возможно, согласится с супругой. При этом сознание двух людей оценит ситуацию «здесь и сейчас», и компромисс станет результатом быстрой адаптации. В другом случае, если муж «упрется», жена, скорее всего, примется гневно упрекать его словами вроде: «Это свинство! Так никто не делает!». «Никто не делает» или «делают все» — это и есть «запасной аэродром» сознания, его резервная система. Такая система играет важную адаптационную роль — она позволяет не передавать задачу внесознательному (там над ней контроля не будет совсем), а оставить ее в сознании. К сожалению, в этот момент до некоторой степени выключается наиболее выгодный адаптационный режим — анализ непосредственной реальности.

Функции

Уровень развития компонентов сознания влияет на степень выраженности его функций.

Все люди обладают разными способностями, поскольку особенности памяти, воли и внимания у них отличаются.

Основные функции сознания:

  1. Познавательная. В процессе всей своей жизни человек познает окружающую его действительность. Это выражается в приобретении знаний о природе, о мире, об обществе, о самом себе. Познавательная функция начинает проявляться с первых дней появления ребенка на свет по мере развития его интеллекта и получения элементарных представлений о мире. В течение всей жизни этот процесс продолжается. Получение образования, усвоение моральных и ценностных норм в семье, саморазвитие — все это приводит к постоянному познанию действительности.
    Чем более индивид склонен к познавательной деятельности, тем выше уровень его развития.
  2. Конструктивная. Человек способен самостоятельно представлять какие-либо объекты, используя имеющиеся знания и собственное воображение. Он может прогнозировать развитие событий, создавать несуществующие ранее предметы. Именно благодаря этой функции стал возможен научный прогресс. Люди не останавливались на восприятии тех образов и явлений, которые уже существовали на данный момент. Они всегда стремились к новым достижениям и создавали самостоятельно предметы, которых раньше не было.
    Воображение является мощным стимулом активности. Когда-то люди считали, что невозможно подняться в небо или попасть в космос. Но конструктивная способность сознания лиц, занимающихся изучением данных вопросов, позволила изменить существующие представления и достичь поставленных целей.
  3. Регулятивная. Это способность к самоконтролю, к самодисциплине. Если бы мы не умели контролировать свои эмоции, свои желания и поведение, то жизни в обществе представляла бы собой сплошной хаос. Человек способен управлять своим поведением и даже своими мыслями. Это позволяет ему при взаимодействии в обществе действовать в соответствии с существующими правилами и нормами.
    Лица с нарушенными регулятивными функциями, как правило, отличаются девиантным поведением.
  4. Прогностическая. Люди стремятся предвидеть свое будущее, насколько это возможно. Они всегда строят планы, ориентируясь на собственные представления, желания, жизненный опыт. Невозможно спрогнозировать всю свою жизнь, поскольку в ней часто происходят незапланированные, непредсказуемые события. Но отдельные моменты до определенного предела предвидеть можно.

Самосознание выполняет следующие функции:

  1. Регулятивная. Человек контролирует и организует свое поведение, руководствуясь внутренними установками и представлениями о себе. Регулятивная функция позволяет выстроить не только взаимоотношения с самим собой, но и с окружающими.
  2. Самосовершенствования. Каждый из нас имеет определенный потенциал, который может быть реализован в полной мере или только в некоторой части. Степень стремления к самосовершенствованию и развитию напрямую определяется целеустремленностью личности, ее заинтересованностью в самом процессе развития. Личности, стремящиеся к самореализации, к расширению своего жизненного пространства, всегда стараются совершенствовать себя.
  3. Экзистенциальная. Любой человек, независимо от уровня его развития, задумывается периодически о смысле жизни. Это могут быть размышления о существовании мира в целом или же мысли о собственном предназначении.
    Экзистенциальная функция мотивирует на достижение новых целей, оправдывающих существование и дающих стимул к дальнейшей жизни.
  4. Интегративная. Способность эффективно совмещать собственные индивидуальные установки с общественными нормами. Личные ценности формируются во многом под влиянием общечеловеческих ценностей (усвоенных из традиций, культуры, истории), что позволяет установить гармонию между социализацией и индивидуализацией. Человек чувствует свою причастность к обществу, в котором он живет, но при этом не отказывается от собственных черт.
  5. Защитная. Осознавая собственное «Я», индивид всегда стремится защитить его от внешнего вмешательства. Он не позволяет мнениям и установкам других членов общества пошатнуть его представления о самом себе, изменить его восприятие собственной личности.

Управление сознанием.

Наше внутреннее «Я» точно так же нуждается в «чистке», как тело или жилище. Среди ученых даже есть такое выражение: «желудок умнее мозга – его может стошнить». Речь идет о том, что желудок способен радикальным способом избавиться от лишнего или того, что он неспособен переварить. Но весь информационный мусор, который попадает в нашу голову, остается в ней навсегда.

Как только начинаешь фильтровать просмотр телевизора, новости в интернете, бессмысленные разговоры, противоречивые слухи, очищение сознания происходит само собой. Но как быть с тем, что уже накопилось? Для этого есть три детокс-техники очистки мозга.

Техника 1. Профилактика.

Процесс ментальной уборки начинается с простых правил информационной профилактики:

  1. Если рассказываете о чем-то, постарайтесь передать то, что видели лично. Свои впечатления, слухи или мнение по этому поводу лучше оставить при себе. Это поможет не засорять информационное поле и не отдаляться от реальности.
  2. Если пересказываете чужие рассказы, перепроверяйте информацию. Те, что наполнены негативными эмоциями или нелесными оценками лучше не пересказывать совсем. Это поможет не нагнетать панику и сохранить собственное спокойствие.
  3. Если спорите о чем-то, то аргументируйте свои доводы фактами, а не эмоциями или авторитетом. Это поможет не тратить энергию на спор ради спора.

Техника 2. Расслабляющая пятница.

Речь пойдет не о традиционных пятничных способах расслабления после тяжелой трудовой недели. Эта техника поможет взять больше контроля над своей жизнью, выполнять важные, но не срочные дела, которые периодически всплывают в памяти и мешают сконцентрироваться.

  • В понедельник положите на стол чистый лист бумаги и ручку.
  • На протяжении недели записывайте все дела, которые периодически всплывают в памяти.
  • В пятницу вечером возьмите список и разбейте дела по категориям так, чтобы в них было проще ориентироваться. Например, в одном списке могут быть самые трудозатратные: генеральная уборка, поездка в супермаркет. Их можно разбить на несколько дополнительных пунктов, чтобы было проще выполнять. В другом списке могут быть дела, которые можно сделать поздно вечером: оформить альбом с фотографиями, поискать в интернете новую книгу.
  • В субботу утром возьмите в руки готовый список и выполняйте все, что в нем записано. Если что-то не успели, но хотите сделать «когда-нибудь», перенесите дела в отдельный список и закрепите на видном месте.

Техника 3. Практикуем осознанность.

Осознанность – это часть буддийской медитативной практики. В западной культуре она используется как терапевтический метод для того, чтобы научиться наблюдать за собой без критики и лишней жалости, избавляться от стресса и непродуктивных моделей мышления.

Осознанность можно практиковать на разных уровнях:

  • Эмоциональном. Отслеживать негативные, осуждающие, оценочные мысли о самом себе и других.
  • Ментальном. Научиться договариваться с собой перед началом нового дела, рассматривать проблемы как новые возможности.
  • Телесном. Заниматься спортом, больше гулять, высыпаться, наслаждаться красотой природы и произведений искусства.
  • Интуитивном. Учиться действовать без постоянных подсказок, опираться на свои ощущения и интуицию.
  • Ритуальном. Погружаться в полную тишину, чтобы попрактиковать медитацию, глубокое дыхание, благодарность, помолиться или просто поразмышлять.

Выводы:

  • Сознание – это то, что отличает человека от животных. Но единого определения, что это такое, пока не существует.
  • Единственное, в чем уверены ученые: сознания вне мозга не существует.
  • Практика осознанности помогает поддержать гигиену сознания и пережить трудные времена, полные стресса.

Пройти тест на интуицию

Другие статьи подобранные для вас:

Что такое безысходность и почему это сложная тема, усложненная отчаянием и бессилием. Как взаимодействуют эти чувства и как выбраться из этого состояния

Что такое предвзятое отношение – это результат эволюции, воспитания или навязанного мнения? 3 шага для тех, кто хочет избежать ловушки предвзятости.

Что такое эрудиция и почему это продукт памяти, а не ума? Эрудированность, интеллект, живой ум, широкий кругозор – в чем различия?

Что такое проницательность профессиональная и житейская? 5 способов развить свои способности и стать проницательным человеком.

Что такое благотворительность и чем она отличается от спонсорства? Признаки фонда-однодневки и лжеволонтеров, даже если у них есть свой сайт.

Что такое бритва Оккама? Как принцип бритвы Оккама работает в бизнесе, программировании, психотерапии и личной жизни?

Что такое презрение? Почему выражение презрения может быть маскировкой нелюбви к себе? 3 упражнения, чтобы повысить самооценку.

Что такое эффект плацебо и как он работает? Как, на кого и насколько сильно он действует? Четыре случая, когда не стоит надеяться на самовнушение.

Что такое нирвана и доступна ли она западному человеку? Советы для тех, кто хочет достичь счастья и избавиться от страданий.

Что такое уважение и какие его виды бывают? Как распознать неуважение и что с этим делать? Чем важно самоуважение и внимание к ценностям другого?

Сознание человека это в психологии? Сознание и мозг кратко! Свойства сознания личности!

Константин Владимирович Анохин (3 октября 1957 – наст. вр.) выделяет следующие экспериментально определяемые маркеры функционирования мозга, связанные с появлением сознания:

1 При сознательном восприятии человеком сенсорной информации соответствующие им топографические участки коры головного мозга, затылочной доли, например, начинают на порядок более активнее работать, что означает наличие предварительной некоторой активности, например, зрительной коры при предъявлении в экспериментах подпорогового стимула, который субъектом не осознается.

2При осознании некоторого стимула, например, визуального – буквы алфавита, включаются в работу дополнительно те участки мозга, которые были не активны при предъявлении подпорогового раздражителя. Разряжаются нейроны префронтальной коры, которая связана с мыслительными, творческими процессами.

3Осознание кратковременного стимула происходит не сразу, а по истечению некоторого латентного периода, равного 200-300мс. В этот период нейроны разряжаются, мозг активно работает, а осознания нет.

4В момент осознания электрическая активность мозга становится интенсивной. Возникают гамма-ритмы с частотой 40-100 колебаний потенциалов в минуту.

5Происходит синхронизация работы большого количества областей мозга, передние отделы коры потенцируют сенсорные задние участки по типу обратной связи. Этот процесс возникает после нескольких сотен миллисекунд после предъявления стимула.

6Не все области мозга связаны с сознанием. Кора головного мозга и подкорковые ядра таламуса, объединённые в одну интегрирующую систему напрямую связаны с сознанием. И небольшие повреждения в ядрах таламуса приводят человека в глубокую кому. В то время как мозжечок, количество нейронов в котором превышает количество нейронов в коре, а архитектура, строение по своей сложности не уступает коре и подкорковым ядрам, не связан с сознанием.

7При рассечении мозолистого тела во время оперативного вмешательства и разделении полушарий головного мозга на две части, кора и подкорковые ядра также оказываются разделенными, что приводит к возникновению двух сознаний у человека, «живущих» в своем полушарии.

8В коре головного мозга нет выраженной топографически локализации сознания. Сознание рассредоточено по всей коре.

9В коре головного мозга не все нейроны связаны с сознанием. В экспериментах с бинокулярной конкуренцией человеку показывают разделенный пополам экран, на каждой половинке которого представлены разные картинки для правого и левого глаза. Субъект может фокусироваться только на одном изображении. При этом одна группа нейронов разряжается, когда человек осознает картинку, а другая группа нейронов разряжается независимо от того, воспринял человек изображение или нет. Активность нейрона не является обязательным критерием наличия сознания.

10Для сознания не нужен язык и способность двигаться. Так у пациентов, переживших инсульт при поражении левого полушария, связанного с языком, речь какое – то время может отсутствовать, а сознание при этом никуда не исчезает. Пациенты, потерявшие способность двигаться практически полностью сохраняют сознание. Пациенты сохраняют способность думать и воспринимать. Так известная автобиографическая книга Жана-Доминика Боби (23 апреля 1952 – 9 марта 1997), опубликованная в 1997 году «Скафандр и бабочка» и экранизированная затем в 2007 году наглядное тому подтверждение.

11Память не есть сознание, что подтверждается обширной клинической мировой практикой, когда пациенты в результате заболеваний и последующих оперативных вмешательствах теряли память и после 30 секунд не могли вспомнить, что с ними происходило до этого, тем не менее сохраняли сознание, свои способности думать, представлять, мечтать, переживать и пр.

12Сознание не связано с восприятием сенсорной информации. Если у детей после 6 лет возникает слепота, то не нарушается воображение, сны сохраняют визуальные образы. Непосредственно во сне отключены все сенсорные системы, вместе с тем присутствуют насыщенные воспоминания.

13При исследовании пациентов, находящихся в коме, преимущественно в связи с травмами мозга, врачи долго не могли понять, сохраняется ли сознание у таких людей. Поскольку такой ответ позволял бы принять решение о дальнейшей судьбе, отключать пациента от систем жизнеобеспечения или нет. Применялись разные психологические, психофизиологические тесты, надежность которых была не высокой. При исследовании в функциональном магнитно-резонансном томографе пациентки в Кембридже http://science.sciencemag.org/content/313/5792/1402/tab-pdf обнаружили, что когда к ней обращались с просьбой представить, что она играет в теннис, учитывая, что к тому времени она длительное время уже пребывала в коме, то у нее активировались те участки премоторной коры, которые непосредственно отвечают за выполнение этой задачи у здоровых людей. При обращении к ней с просьбой представить, как она в своем доме передвигается по комнатам, то активировались области гиппокампа, отвечающие за пространственное ориентирование.

Статья “Когнитивная модель мира”

Примерное развитие

В процессе эволюции менялись не только физические характеристики живых существ. Психика тоже претерпевала ряд качественных изменений. Их можно представить в виде краткой схемы:

  1. Животные и предки людей – индивидуальности у сознания нет, оно достаточно примитивно. В это же время появляется общественное сознание, т.е. одна идея и цель для всех. Именно оно стало толчком для дальнейшего развития.
  2. Стадное – в группе нужен вожак, который ведет за собой остальных. Появляется иерархия. Каждый чувствовал себя защищенным.
  3. Начинает определяться состояние разумного человека. Оно позволяет наблюдать за разными явлениями и делать выводы.
  4. Совершенствуются высшие психические функции: речь, память, мышление, внимание, восприятие.

Подобная схема позволяет понять, что развитие сознания в ходе эволюции нельзя посчитать простым процессом.

Методы психологии сознания (рекомендация)

Это самый простой метод единения двух принципов – внешнего и внутреннего принципов психологии сознания. Написано много различной литературы, практик, призывающих и рассказывающих о психологии развития сознания, но то, что кажется важным, не всегда таковым является. Не надо усложнять, мы и так живём в очень сложном мире, который постоянно задаёт всё новые сложные вопросы и так до бесконечности.

Повторюсь: психология сознания кратко – первое прочтение, просмотр любой информации беглое, без попытки понять и дать характеристику, как наблюдать за облаками, плывущими в небе. Второе, после некоторой паузы, вдумчивое прочтение или просмотр. В первом случае – это психологическое освоение, во втором случае – это сознание в психологическом режиме.

При таком методе освоения, рано или поздно, Рассудок (внешний принцип) передаёт полномочия чувство знанию (внутреннему принципу), и это основная цель нашего эксперимента на данный момент времени. А что же дальше? Включайтесь прямо сейчас, не откладывая на завтра, и этот вопрос исчезнет сам по себе.

Следует отметить ещё одну важную деталь. Вначале я классифицировал семь уровней сознания только для того, что при любом практическом действии психологии сознания задействованы в той или иной степени все уровни. Человек по структуре своего строения захватывает сразу не только психологию сознания человеческого, но и все уровни сознания в психологии животного, растительного и минерального царств. Ошибка многих учений заключается в том, что прежде они делят сознание на части и пытаются развивать психологию этих частей.

Сознание в психологии – это бесконечная непрерывная субстанция осознания, и разделить её на части, даже виртуально, просто невозможно, как невозможно разделить воду, например, но можно изменить, как целое, свойства сознания методом информационного форматирования или психологического воздействия.

Видео примеры работы внутреннего принципа сознания человека

Пример из жизни

Ещё в седьмом классе довелось учиться у одного прекрасного учителя физики. Чем он запомнился? Обычно, когда он рассказывал на уроке новую тему, меня не покидало ощущение, что я уже это когда-то читал, слышал, изучал или знал. Разумеется, я точно знал, что я не мог эту тему знать, читать, тем более, изучать. Уже позже, когда этот учитель уехал, и прошло немало времени, я понял, почему так происходило.

На самом деле всё просто, учитель на предыдущем уроке рассказывал и о следующей теме так бегло, что мы не фиксировали рассудком, как нечто важное, но на следующем уроке эта информация появлялась, как внутренний источник осознания. Я и сейчас понимаю, как много этот самый учитель зафиксировал психологических маячков в нашем сознании, они до сих пор ещё иногда проявляются в сознании и помогают в жизни. 

Уважаемые читатели, считаю, что вы увидели в статье то, что искали. Ясно одно, что тема не кончается одной статьей, а подлежит анализу, обсуждению и разбору. Не забывайте оставлять комментарии, а также делитесь ссылкой в социальных сетях, и мы обсудим все вопросы, связанные с уровнями сознания и его развитием, как у себя, так и у своих близких. Обсудим и другие практические методы развития сознания и не на основе уже существующих практик, а на основе психологии современных реалий жизни. Начинаем прямо сейчас.

До скорых встреч.

Приглашаю в гости

Истина времени (развитие мысли)

Когнитивная психология

Сознание объясняется логикой процесса познания. Когда-то сознание самостоятельно включается в процесс переработки информации, когда-то оно лишь маркирует, т. е. специальным образом выделяет какую-то часть перерабатываемой информации. В предлагаемых ими конкретных схемах когнитивных процессов сознания, как правило, просто не фигурирует.

Свойства сознания

Вообще, следует понимать, что хотя сознание возникает в нашем мире только у реальных живых мыслящих субъектов, его относят к сфере идеального, поскольку образы, ощущения и смыслы нельзя рассматривать как материальные объекты.

Религиозное сознание

Религиозное сознание является неотъемлемой частью религиозного сознания, и которое предполагает наличие веры в Высшие силы.

Более подробно об особенностях такого сознания расскажет эта статья.

Творческий кризис

От творческого кризиса не застрахован никто. Причин такого кризиса может быть много, поэтому мы рассмотрим основные из них и расскажем, как избавиться от творческого застоя и апатии.

Классификация психических явлений

В этой статье мы расскажем о видах психических явлений, их классификации и о роли этих явлений в познавательной деятельности, формировании мировоззрения и т.д.

Познавательные психические процессы

Познавательные психические процессы играют первостепенную роль в жизнедеятельности человека.

Мы расскажем о видах психических процессов, их развитии и возможных нарушениях.

Проблемы и их анализ

Изучение феномена сопряжено с рядом проблем. Это затрудняет и само исследование, и классификацию результатов. У психологов-исследователей есть несколько теорий, позволяющих объяснить значение сознания.

Система взглядов Выготского рассматривает сознание как инструмент самопознания. Оно не возникает спонтанно, не является обязательным врожденным компонентом. Только нахождение в социуме дает толчок к появлению познавательного интереса, стремлению изучать себя, свою деятельность. Ключом к его пробуждению является речь. Задача психологов — исследование познавательного процесса и его составляющих.

Леонтьев опирался на идеи Выготского, но дополнил их результатами своих наблюдений. Он определил сознание как сформированную картину мира, в которую человек включает себя, окружающих и предметы, свои действия и состояния. Вначале человек только изучает мир, формируя свое представление о нем. На более поздних этапах развития — взаимодействует с ним, стремится повлиять на собственные действия и действия других людей.

Ананьев рассматривает сознание как необходимую часть действия. Вначале ребенок изучает мир с помощью собственных действий. Они не являются направленными: он просто выполняет действие и наблюдает, к какому результату оно приведет. По мере развития ребенок учится контролировать деятельность, планировать результат. Высшей точкой развития является навык переключения между разными видами деятельности.

Рубинштейн, изучая сознание, выделяет отдельные свойства в его структуре: переживание, познание, построение отношений. Каждый акт работы сознания включает минимум один компонент, но чаще он объединяет все свойства. Выражены они неравномерно. Для каждого акта взаимодействия с миром сознание выстраивает новые координаты и соотношение свойств.

Связь сознания и подсознания

Развитие психологии и нейрофизиологии позволило понять, что психика человека – очень сложное образование. В психологии принято выделять бессознательный, сознательный и подсознательный уровни.

Все эти части активно взаимодействуют друг с другом. Бессознание – это высшая нервная деятельность мозга, которая не требует активного участия носителя. Сознательность это в психологии управляемые и подотчётные явления и процессы.

Простой пример – человек понимает, какое место он занимает в жизни

Простой пример – человек понимает, какое место он занимает в жизни

Сознание и подсознание всегда взаимодействуют, эти два процесса являются одними из самых важных в психике. Когда человек учится водить машину, то сначала он осознанно управляет ей и вспоминает последовательность действий, со временем он все делает машинально.

Такое возможно благодаря тому, что навык перешел в подсознание и не требует контроля. Подобное свойство очень важно для психотерапии. Благодаря нему, удается скорректировать многие модели поведения.

Зеркало для героя

Итак, важнейшее эволюционное преимущество человека — умение постоянно приводить свою внутреннюю картину мира в соответствие с реальностью и таким образом прогнозировать будущие события и адаптироваться к ним. Но как оценить правильность адаптации? Для этого у нас есть устройство обратной связи — система эмоционального реагирования, благодаря которой нам что-то приятно и что-то неприятно. Если нам хорошо, то ничего менять не надо. Если нам плохо, мы переживаем, а значит, есть стимул менять адаптивную модель. Люди с ослабленной обратной связью — это шизоиды, у которых мыслей полно, но они более чем странные.

Этим людям совершенно все равно, как приложить собственные разнообразные мысли к реальности, им это не очень интересно, так как отсутствует положительная обратная связь. Есть, напротив, люди истероидного склада, у которых могучая обратная связь. Они постоянно находятся под воздействием эмоций, только адаптивной модели подолгу не меняют. Поступают в вуз и не учатся. Начинают бизнес — и разваливают его своим бездействием. Истероидов можно сравнить со сломанными часами, которые лишь два раза в сутки показывают точное время. Ну а шизоиды — это часы, у которых стрелки беспорядочно вращаются в разные стороны.

«Положение психологии оказалось под вопросом»

— Человек — это главным образом его мозг? Равен ли человек мозгу?

— В такой грамматической форме — в третьем лице — утверждение очевидно ложно эмпирически: помимо мозга у человека есть сердце-печень-легкие, половая сфера и много еще чего. Если «человек» имелся в виду не в антропологическом, а в каком-то трансцендентальном смысле, то эта идея лучше выражается в первом грамматическом лице: «Я и есть мой мозг?»

В таком виде вопрос вызывает некоторое философское напряжение, поскольку мозг априори представляется как своего рода электрохимический автомат, а «я» — это вроде бы как чуткий читатель Шекспира и Германа Гессе и вдобавок субъект свободной воли. И узревший опасность такой редукции начинает ощущать себя трансцендентальным дауншифтером, вынужденным из-за науки отказаться от более высокого философского статуса.

На самом деле, если поразмыслить, и «я» — не такой уж бином Ньютона, как сказал бы булгаковский Коровьев, и роль мозга в этом уравнении не стоит ни недооценивать, ни переоценивать.

Кант, как известно, считал, что есть трансцендентальное «Я» как предзаданное единство апперцепции, и есть эмпирическое «я» как носитель «внутреннего чувства». Последним должна заниматься психология, которая, по мнению нашего кенигсбергского соотечественника, никогда не станет наукой в собственном смысле слова. Почему? Потому что — внимание! — ко внутреннему созерцанию не применима математика, а только она делает науку наукой в собственном смысле слова. Скажете, старик был немного наивен и не смог предвидеть некоторых развитий? Да, казалось бы, когнитивная психология, обильно использующая математическое и компьютерное моделирование, как показали авторы одной свежей статьи, захватила практически все журнальное пространство, изначально отведенное под междисциплинарную «когнитивную науку». Но парадоксальным образом ее собственное положение оказалось под вопросом, поскольку в связи с недавними прорывами в технологиях сканирования живого мозга в реальном времени ее место на троне серьезно стала оспаривать когнитивная (т. е. вычислительная) нейронаука, на стороне которой — описание не только самих когнитивных алгоритмов, но и их биологических реализаций. Если эта тенденция сохранится, то в недалеком будущем нейронаука поглотит психологию, и Кант виртуально восторжествует. Я не утверждаю, что это хорошо, но пока такова объективная тенденция.

Да, итак, два «я» по Канту. Но скажите, когда вы жалуетесь, например: «Я не помещаюсь в этом кресле» — вы какое из них имеете в виду? Правильно, никакое. Так же, как и когда говорите: «В детстве я перенес скарлатину». Ничего трансцендентального в этом факте нет, да и внутреннее ваше созерцание здесь не при чем. В этих случаях «я» относится к вашему телу, в других может относиться к какой-либо социальной роли («Я не имею права подписи»), в иных — к вашей памяти («Помню, я еще молодушкой была»). В самом начале разговора у нас была мысль, что философы часто путают слова, выполняющие в языке принципиально разные функции. Некоторые из них обозначают вполне определенные сущности или признаки, другие, как переменные, пробегают по неопределенному множеству возможных значений, третьи выполняют некую формальную функцию. Так, слово «это» заменяет имя любого предмета, если оно уже было упомянуто, или предмет обозначен посредством указания. Аналогично, слово «я» заменяет выражение «тот, кто произносит данное высказывание». Недаром в письменной речи оно иногда заменяется эвфемизмом «автор этих строк».

Местоимение «я» — это просто грамматический прием, сокращающий объем высказываний и, кстати, не во всех языках присутствующий в таком виде. Всевозможные фихтеанские упражнения вокруг этого технического термина могут быть любопытны и забавны, но в любом случае совершенно бессмысленны.

Поэтому его предметное значение исключительно контекстуально. Когда вы говорите о тех ваших свойствах (например, относящихся к чувственному восприятию), которые обеспечиваются собственно деятельностью мозга, то в этом контексте ваше «я» обозначает ваш мозг. Например: «Я не различаю светло-синий и голубой цвета». Но если вы говорите: «Я беру интервью у Игоря Михайлова», то вы отсылаете к своей функциональной роли в социальном целом, поскольку ваш мозг сам по себе никогда не научится брать интервью и потребности такой у него не возникнет.

Продолжение следует

Матвей Антропов

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...