Формы насилия над детьми

Содержание

Детские эмоциональные травмы

Молодая женщина, 32 года жаловалась на потерю аппетита. Сидя дома с маленьким ребенком (1,5 года), она могла целый день ничего не есть. Выглядела достаточно худой. Медик по образованию, она понимала, что отсутствие аппетита — небезопасный симптом и к чему он может привести, поэтому обратилась к психологу.

Мы исследовали негативные переживания женщины и истории, их вызвавшие. Постепенно, раскручивая пленку назад, вспоминая институт, школу, мы, наконец, пришли к событиям раннего детства. Женщина вспомнила неприятную историю, которая произошла у нее с воспитательницей в садике. Мы проработали ее и поставили в ней точку. Неожиданно женщина говорит:

— Я вспомнила еще одну историю, но уже с другой воспитательницей.

И именно эта история, глубоко спрятанная и не сразу вытянутая из памяти, оказалась решающей. Той самой, которую мы искали, чтобы найти истоки сегодняшнего состояния клиентки. Девочка не хотела кушать (довольно распространенная история в садиках). Воспитательница насильно стала кормить девочку, а помогала ей в этом ее дочь – она держала девочку…

Такие забытые истории насилия из детства встречаются в работе психолога постоянно. Мужчина, 50 лет вспомнил, как в возрасте 5 лет он лежал в больнице по поводу операции. Очень боялся уколов. Однажды четверо мужчин держали его, чтобы сделать укол. Мальчик яростно сопротивлялся. Я попросила мужчину описать чувство, которое испытывал тогда он. БЕССИЛИЕ. Ситуацию описал как несправедливую. На протяжении всей своей жизни — в школе, институте, на работе — он каждый раз реагировал именно так — яростно и неадекватно, когда чувствовал несправедливость.

А вот история еще одной маленькой детской травмы. Клиентка вспомнила, что когда ей было около 3-4 лет, каждый вечер мама демонстрировала папе трусики девочки и комментировала их чистоту. ЧУВСТВО СТЫДА, которое клиентка тогда испытывала, она смогла осознать и выразить только будучи взрослой, работая с психологом. Но несла она его с собой всю жизнь.

КАК РАЗВИТЬ СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ В 2 РАЗА

Бесплатный мастер-класс от рекордсмена Книги рекордов Украины и России. Только сегодня книга «Ставь цели» в подарок!

Еще история. Девочка 10 лет не хочет идти с папой в гости. Папа грубо настаивает (хотя всегда это хороший и любящий папа): “Я сказал — ты пойдешь”. Девочка, в конце концов, соглашается и …вспоминая эту историю, будучи взрослой, женщина НЕНАВИДИТ себя за эту слабость, за то, что не смогла справиться с ситуацией и отстоять свою позицию.

Понятие насилия над детьми

Насилие над детьми – это целенаправленное причинение вреда физическому или психическому здоровью, вызванное действиями взрослых, которые совершаются против воли несовершеннолетнего. Это причинение вреда опасно, прежде всего, своими далеко идущими последствиями, среди которых:

  • Нанесение малышу физических и моральных травм;
  • Формирование у ребенка фобий и других психических расстройств;
  • Побеги детей из дома, школ-интернатов и детских домов;
  • Агрессивное поведение подростков и школьников по отношению к сверстникам и младшим товарищам (в этом случае жестокие тинейджеры всего лишь копируют взрослых).

К сведению. Статистика утверждает, что каждый третий ребенок в России хоть раз выступал жертвой произвола взрослых. Это довольно большая цифра, внушающая серьезные опасения.

Типы насилия в семье

В общем оно обычно делится на три типа:

  • Физическое. Чаще всего встречается со стороны отца семейства – он может причинять телесные повреждения жене и детям. Бывают вспышки агрессии и со стороны матери или уже взрослых детей.
  • Сексуальное насилие – любые принудительные действия сексуального характера.
  • Психологическое насилие – моральное давление на родственников. Как раз этот, третий тип, будет рассмотрен более подробно в данной статье.

Психологическое (моральное) насилие приводит к серьёзным эмоциональным травмам и психическим расстройствам – к депрессии, суицидальным мыслям, тревожности, паническим атакам, стрессу и так далее. Обычно такой вид насилия характерен личностям, которые желают самоутвердиться за счёт других, им приносит удовольствие процесс унижения более слабых людей. Также часто такие люди страдают психическими заболеваниями – например, расстройством личности, шизофренией, паранойей и так далее.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Мы никогда бы не позволили учителю, воспитателю или тренеру ударить нашего ребенка или сексуально его домогаться. При этом мы терпимо относимся к запугиванию детей и крикам на них, и это происходит по трём главным причинам:

  • Физическое и сексуальное насилие оставляет явные следы на теле человека и поэтому может быть задокументировано. Запрет на него прописан в законодательстве любой развитой страны — в отношении и ребёнка, и взрослого. Закон серьёзно относится к физическому насилию, считая это преступлением, и точно так же поступают родители. Статьи же об эмоциональном насилии нет ни в одном официальном документе. Кроме того, его часто называют «мотивацией». Мол, я сейчас не срываю гнев на детях и не оскорбляю их, а мотивирую их не стоять на месте;
  • Продолжение предыдущего пункта. Запугивание бывает трудно обнаружить и распознать. Его часто ошибочно принимают за строгость, высокие требования со стороны педагога и даже за его неравнодушие — считается, что учитель настолько «горит» своим делом и «болеет душой» за результат, что не может сдержать собственные эмоции. Многие родители даже поощряют подобную учительскую «страсть к совершенству», безоговорочно считая, что учитель знает, что для детей лучше;
  • До недавнего времени психиатрические и психологические исследования строились в основном на интервьюировании, что не обеспечивало твёрдых доказательств причинения серьезного вреда детям.

КАК И ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ

Современные исследования по неврологии подтверждают, что эмоциональное насилие наносит мозгу ребёнка серьёзный вред, который теперь фиксируется с помощью компьютерной томографии. Так же, как и физические повреждения, эмоциональные издевательства оставляют свои следы. Только в отличие от синяков, которые обязательно пройдут, и сломанных костей, которые срастутся, «шрамы» в мозгу человека могут не заживать всю жизнь.

Большинство неврологических исследований изучает влияние эмоционального насилия внутри возрастных групп. Например, проявление травли или издевательства внутри детских коллективов, классов или на игровых площадках. Или же отношения взрослых между собой на рабочем месте. Однако уровень и характер насилия между людьми напрямую зависит от мощности «дисбаланса сил» участников контакта. Но наибольший дисбаланс существует как раз в отношениях «взрослый-ребенок», и особенно в паре «учитель-ученик». Взрослый, находящийся в опекающей роли, имеет огромную власть над ребёнком, ведь он контролирует не только его настоящее, но и будущее. Мы часто учим детей рассказывать учителю, если с ним происходит что-либо неприятное. Но мы точно также должны проинструктировать их, что делать, если эмоциональная агрессия исходит от самого учителя или тренера.

 

Но всё не так просто. Когда ребенок рассказывает о некорректном поведении учителя, родитель попадает в довольно сложную ситуацию. С одной стороны, он хочет прекратить издевательства, а с другой — прекрасно понимает, что учитель или тренер по-прежнему имеет власть над их ребенком.

Жалоба или высказанное недовольство могут сделать ребенка ещё более уязвимой мишенью.

Если мы хотим открыто говорить о запугивании или любых других формах эмоционального давления со стороны взрослых, стоит придумать действующие механизмы реального контроля этого аспекта их деятельности.

Когда родители и педагоги осознают уровень повреждений мозгу ребенка, наносимый регулярным запугиванием, им уже не будет казаться крайностью введение юридической ответственности не только за физическое, но и за эмоциональное насилие.

МИФЫ ЗАПУГИВАНИЯ

Тем не менее, этого не произойдет, пока мы продолжаем верить, что насилие играет полезную роль в образовании. В этом контексте целесообразно рассмотреть популярные мифы об использовании запугивания детей (а именно подростков) как полезного педагогического инструмента в системе школьного образования. Хотя в представленном виде она сформулированы доктором Дженифер Фрейзер, американской писательницей и исследователем психологии обучения, эти мифы оказываются вполне живучи и на отечественной педагогической почве:

Миф № 1. Подростки — это почти взрослые. Они должны учиться «держать удар».

Хотя это почти верно в физическом плане, в отношении развития головного мозга всё обстоит как раз обратным образом. Мозг подростков находится в стадии роста и развития, что не делает его менее восприимчивым к эмоциональным угрозам. Если вы не позволяли учителю или воспитателю кричать или ругаться на вашего малыша, вы не должны позволить им делать это и в отношении подростка.

И те, и другие подвергаются значительному риску развития посттравматического расстройства в связи с текущей стадией развития их мозга.

Миф № 2. Запугивание — это такая форма заботы, направленной на то, чтобы сделать детей сильнее.

На самом деле запугивание вызывает стрессовую реакцию, которая способствует выработке в организме кортизола. Этот гормон непосредственно связан с депрессиями и психическими заболеваниями, и так уже слишком масштабно наблюдаемых в подростковой среде. Запугивание может оставить неизгладимый след именно потому, что влияет на гормональную сферу человека и снижает рост новых нейронных связей в мозге. Ничто из этого не делает ребенка сильнее, умнее или спортивнее. Зато наносит ему постоянный, необратимый физический вред.

Миф № 3. Эмоциональное насилие не так серьезно, как физическое или сексуальное.

Как было сказано выше, запугивание оставляет в мозге человека неврологические повреждения, которые можно увидеть с помощью МРТ.

Исследователей удивило, насколько эти повреждения схожи с теми, что были зафиксированы у детей, подвергшимся физическому или сексуальному насилию в раннем детстве.

Родители, одобряющие так называемую учительскую «строгость» ради победы и достижений, сопровождаемую криком и ругательствами, должны быть в курсе, что это сопоставимо с попустительством сексуального или физического насилия. Магнитно-резонансная томография показывает, что отклик мозга на эмоциональное давление идентичен его реакции на боль от удара или ожога.

Миф № 4. Издевательства — это просто часть взросления.

Неврологи доказали, что благоприятная, комфортная среда позволяет подросткам значительно эффективней развиваться и наращивать свой образовательный потенциал. В то время как в интоксицированном обществе, где страдания и стресс приобретают устойчивый характер, нередко отмечается интеллектуальный регресс. Эффект запугивания не прекращается, когда ученики покидают школу. Изменения мозга являются долгосрочными, а эмоциональные шрамы остаются на всю жизнь.

Неврологи бьют тревогу и даже говорят об «эпидемии издевательств». Дети усваивают насилие как реально действующий способ для достижения лучших результатов и движения вперед, которым они будут пользоваться впредь в своей будущей, уже взрослой жизни. И тут родители должны задать себе непростой вопрос: откуда это берется, ведь никто не учит педагогов таким вещам в профессиональных учебных заведениях,

Миф № 5. Ученики и спортсмены лучше реализуют свой потенциал в стрессовом режиме.

Клетки мозга, сформированные в раннем возрасте и используемые в подростковом, образуют новые соединения, что и ведет разноплановому развитию человека. Те же, что не используются, постепенно отмирают. Так устроен человеческий мозг.

Таким образом, в подростковом периоде детский интеллект либо развивается, либо плавно идёт к разрушению. Выработка кортизола как реакция на стресс повреждает мозговые структуры, влияющие на обучение, память, концентрацию и принятие решений. При таких условиях ни один учитель или тренер не сможет добиться от ребенка каких-либо выдающихся достижений. Зато совершенно точно нанесёт ему серьёзную и продолжительную травму.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Родители, учителя, школьная администрация и законодатели должны объединиться, чтобы гарантировать защиту детей от всех видов жестокого обращения, в том числе от эмоционального насилия или издевательств со стороны взрослых. Не имеет никакого смысла защищать наших детей от двух видов жестокого обращения, физического и сексуального, оставляя нетронутым третий, не менее разрушительный.

Есть надежда, что в мире неравнодушных учителей и тренеров, желающих лучшего для своих воспитанников, информированная дискуссия, обоснованная психологическими и неврологическими исследованиями, всё же приведет к устранению запугивания и давления как одного из продуктивных подходов в образовании детей.

91b1b90c684fd8e5c2ec1b7418ca380f_XL.jpg

Психологическое насилие
 

Психологическое насилие, несмотря на схожесть с эмоциональным, выделяется в отдельную категорию. Психологическое насилие – это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит развитие его потенциальных способностей.

Отравляющая педагогика: эмоциональное насилие над детьми

К психологическому насилию относят, например, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку. Из-за душевного насилия тормозится интеллектуальное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационные способности. Он становится легко ранимым, снижается способность к самоуважению. Ребенок развивается социально беспомощным, легко попадает в конфликтные ситуации и с большой долей вероятности будет отвергаться ровесниками.

Английский психолог Алиса Миллер в 1980 г. в книге «Для твоего собственного блага» сформулировала так называемую «отравляющую педагогику» – комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности:

  • Родители – хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка. Они определяют, что хорошо и что плохо.
  • Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся – виноват он.
  • Родители всегда должны быть защищены.
  • Детское самоутверждение в жизни создает угрозу автократичному родителю.
  • Ребенка надо сломить, и чем раньше – тем лучше.

Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, не замечает этого и не может разоблачить родителей.

Методы, которыми добиваются послушания, разнообразны:

  • психологические ловушки,
  • обман,
  • двуличность,
  • увертки,
  • отговорки,
  • манипуляции,
  • тактика устрашения,
  • отвержение любви,
  • изоляция,
  • недоверие,
  • унижение,
  • опозоривание – вплоть до истязания,
  • обессмысливание и обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье («У тебя руки не из того места растут – лучше ничего не трогай!»; «Все равно ничего хорошего не получится!»).

Основываясь на этих «правилах», «отравляющая педагогика» формирует у детей следующие деструктивные установки, представления и мифы:

– любовь – это обязанность;

– родители заслуживают уважения по определению – просто потому, что они родители;

– дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети;

– высокая самооценка вредна, а низкая – делает людей альтруистами;

– нежность (сильная любовь) вредна;

– удовлетворять детские желания неправильно. Суровость, грубость и холодность – хорошая подготовка к жизни;

– лучше притворяться благодарным, чем открыто выражать неблагодарность;

– то, как ты себя ведешь, важнее того, что ты на самом деле собой представляешь;

– родители не переживут, если их обидят;

– родители не могут говорить глупости или быть виноватыми;

– родители всегда правы, они не могут ошибаться.

Добросовестное следование правилам «отравляющей педагогики» формирует зависимую личность с низкой социальной толерантностью, ригидную, с «убитой душой», которая, вырастая, сама становится «душегубом». Родители совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка, при этом его калеча.

Законы межпоколенной передачи неумолимы, и все повторяется опять, но уже в новом поколении.

А. Миллер среди родительских мотивов выделяет следующие:

– бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому они сами когда-то подвергались;

– потребность дать выход подавленным чувствам;

– потребность обладать живым объектом для манипулирования, иметь его в собственном распоряжении;

– самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения (переноса) родительских педагогических принципов на своего ребенка;

– страх проявлений, которые у них самих когда-то были подавлены, проявлений, которые они видят в собственных детях, тех, что должны быть уничтожены в самом зародыше;

– желание взять реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.

Очевидно, что если присутствует хотя бы один из перечисленных мотивов, то шанс изменить родительский паттерн поведения достаточно невысок.

Однако все это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам, естественности педагогических воздействий, т. е. зависимости от педагогических принципов.опубликовано econet.ru

Из книги И. Малкиной-Пых “Экстремальные ситуации”

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

Суть и причины

фото 1268

Для несовершеннолетнего человека первым социальным институтом считается семья. Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности среди родственников. Однако случаются ситуации, когда малыш перестаёт ощущать безопасность и начинает бояться домочадцев и домашней обстановки в целом.

Насилие представляет собой силовое или психологическое воздействие негативного содержания. Подвержены этому влиянию слабые люди или дети. Но насильственные действия могут проявляться в бездействии. Если со стороны взрослых отсутствуют защитные действия, касающиеся безопасности ребёнка, это можно расценивать как косвенную угрозу.

Причины насильственного отношения:

  1. Сложившееся поведение взрослых по опыту воспитания прошлого ребёнка.
  2. Низкий социальный уровень развития семьи. Нестабильное экономическое положение, социальные факторы, безработица.
  3. Неудовлетворённость жизни взрослых. Низкая самооценка.
  4. Психологические заболевания родителей.
  5. Нежеланный ребёнок.
  6. Детские страхи родителей, сформировавшие их стиль воспитания.
  7. Достижение власти над ребёнком любыми способами. Принципиальное отношение.

Необходимо понимать, что психологическое воздействие в семье возникает из-за проблем с психикой родителей. Из-за этого работать над исправлением ситуации требуется начинать со взрослых и их детских проблем, неразрешённых конфликтов, страхов.

Психологическое насилие в семье над ребенком

Психологическое насилие над ребенкомКогда речь заходит о насилии, то в представлении возникает, какое –либо физическое действие или жестокое обращение. Но все чаще в семьях встречается именно психологический террор. Насилие всегда несет для ребенка стрессовую ситуацию и как следствие психотравму.

Для родителей же — это всего привычное воспитания. Эмоциональное давление наносит не меньшую травму, чем сексуальное принуждение. Зачастую справиться с этой проблемой без помощи психолога или психотерапевта не удается, при условии прохождения лечения и тренингов вместе с родителями.

К психологическому насилию относят вполне привычное для многих поведение — крики, оскорбления, угрозы, запугивание или тотальный контроль. Этот вид самый спорный в области диагностики.

Зачастую сами родители наносят травму ребенку по причине неблагоприятной обстановке в семье. У родителей может быть сформирован образ « желаемого» ребенка, отсюда завышенные требования – это тоже относится к психологическому насилию. В дальнейшем – это перерастает в заниженную самооценку и постоянное чувство вины.

По статистике чаще — это происходит в неполных или неблагополучных семьях. В будущем такие дети редко достигают успеха, вследствие комплексов, замкнутости и неспособности к рациональному мышлению. Возникают проблемы и при построении отношений — отсутствие доверия к окружающим и сдержанность в эмоциях.

Виды насилия над детьми в семье

Насилие над детьми в семье — недозволенное обращение взрослых членов семьи с ребёнком, которое наносит вред его здоровью, развитию и психике. Насилие над детьми может выражаться в отсутствии заботы о ребёнке, а также в физическом, эмоциональном и сексуальном воздействии на детей со стороны взрослых.

Физическое насилие

Физическое насилие над детьми — применение в отношении несовершеннолетних грубых и опасных методов воспитания: побоев, пыток и других. Характерными чертами такого насилия является наличие на лице и теле ребёнка патологических повреждений:

  • синяков;
  • царапин;
  • ожогов;
  • гематом;
  • переломов.
Отец избивает ребёнка

Избиение ребёнка — самое распространённое проявление физического насилия

В России, по данным на 1997 год, ежегодно около 2 млн детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями, 10 % этих детей умирают от побоев, а 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством. По состоянию на 2012 год, МВД ежегодно фиксирует более 600 тыс. правонарушений в отношении несовершеннолетних, из них 400 тыс. составляют правонарушения, совершённые родителями в отношении собственных детей.

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие в семье заключается в развратных действиях взрослых по отношению к несовершеннолетнему. К таким действиям относятся:

  • сексуальный контакт с ребёнком;
  • демонстрация ребёнку гениталий;
  • прикасание к интимным местам ребёнка с целью получения сексуального удовлетворения;
  • показ несовершеннолетнему порнофильмов.

Эмоциональное насилие

Эмоциональное насилие — однократное или регулярное негативное воздействие родителей на психику ребёнка. К средствам эмоционального насилия относятся:

  • крики;
  • угрозы;
  • оскорбления;
  • унижение и высмеивание;
  • враждебное отношение.

В какой-то степени такие методы воспитания присутствуют в каждой семье. Эмоциональным насилием они становятся в таких ситуациях:

  • когда наносят фактический вред здоровью ребёнка;
  • когда мешают развитию достоинства детей;
  • когда формируют у ребёнка патологические черты характера и страх перед родителями.
Отец запугивает ребёнка

Запугивание приводит к формированию у ребёнка страха, а значит является формой насилия

Отсутствие заботы

Отсутствие заботы — также один из видов насилия над детьми в семье. Согласно законодательству РФ, родители несут ответственность за содержание, воспитание, обучение, защиту прав и интересов несовершеннолетних детей. Родители нарушают закон в следующих ситуациях:

  • если не могут предоставить ребёнку нормальные условия для проживания;
  • если у детей нет полноценных продуктов питания, необходимой обуви и одежды, атрибутов для обучения, лекарственных средств;
  • если за поведением ребёнка не осуществляется должный контроль, что приводит к правонарушениям;
  • если ребёнку не прививаются элементарные правила нормального поведения.

Признаки «заброшенных» детей:

  • непосещение ребёнком детского садика или школы;
  • неряшливый внешний вид: грязная одежда, рваная обувь и другие;
  • попрошайничество на улице;
  • задержка физического и психологического развития.

Домашнее насилие над детьми

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы
Перегримова Е.Д. 1

1Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» (МБОУ «СОШ» № 14

Басырова И.Н. 1

1Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» (МБОУ «СОШ» № 14

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Введение

Листая ленту в популярной соцсети, я наткнулась на статью девушки, которая писала о проблеме в своей семье. Дело в том, что ее права очень часто ущемляют и ее родители прибегают к телесным наказаниям. Главным посылом девушки была фраза: «Не нужно воспринимать это как должное». Меня очень затронули и воодушевили ее слова, поэтому я решила написать данную работу.

Мне кажется, что в нашей стране эта тема является достаточно актуальной. Так, например, по данным МВД, примерно две тысячи детей в России ежегодно гибнут от насилия в семье. По статистике, в России примерно один миллион детей и подростков живут на улице. При этом, 90% беспризорных детей имеют родителей, к которым они могли бы вернуться.

Цель моей работы: разобраться, почему родители угнетают своих детей в физическом и моральном смыслах.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Ознакомиться с нормативно-правовыми актами, защищающие права детей;

2. Изучить проведенные научные исследования, касающиеся домашнего насилия;

3. Сравнить взаимоотношения в семье в разных странах;

4. Понять, какие права есть у ребенка в семье;

5. Разработать памятку идеального воспитания ребенка для родителей без причинения ему вреда.

Объект исследования: домашнее насилие.

Предмет исследования: взаимоотношения родителей и детей, научные исследования и методики воспитания детей.

Методы исследования: разработка методических материалов для родителей по взаимоотношению и воспитанию детей, изучение литры и использование материалов интернета, сравнивание взаимоотношений родителей и детей в других странах.

Гипотеза: проблема домашнего насилия является всеобъемлющей, и ее решение зависит от большего круга лиц, а не заключается в рамках одной семьи, однако соблюдение и применение в воспитании детей установленных методик, может привести к воспитанию более уравновешенного и целеустремлённого будущего поколения.

Насилие, его формы, причины, последствия.

На обсуждение проблемы насилия над детьми до недавнего времени было своего рода табу. Закрытой была тема внутрисемейных конфликтов, считалось неприличным вмешиваться в семейные отношения. Отдельные случаи, которые все же становились достоянием средств массовой информации, трактовались как действия уголовников и маньяков. Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации. Исключением не является и семья, не смотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития ребенка.

Различают несколько видов насилия:

1. Физическое насилие над ребёнком – преднамеренное нанесение взрослым ребёнку побоев, травм, повреждений, увечий;

2. Эмоциональное насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) на ребенка;

3. Отсутствие заботы — это пренебрежение основными потребностями ребёнка со стороны родителя или другого человека, несущего ответственность за ребёнка.

Имеется много ошибочных представлений, когда люди испытывают насилие, и не считают это насилием, потому, что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев люди склонны относить к насилию лишь незначительную часть случаев, которые наносят ущерб здоровью человека.

Существуют несколько основных подходов к объяснению причин жестокого обращения с детьми:

медико-психологический (психиатрический) подход рассматривает жестокое обращение с ребенком, исходя из личностных особенностей и семейной истории родителей.

социологические объяснения принимают во внимание, прежде всего, влияние социальных факторов не жестокое обращение с ребенком.

ситуационные объяснения придают значение при объяснении случаев жестокого обращения сочетанию определенных обстоятельств в микросреде. (Особенностям поведения ребенка, несоответствию ребенка ожиданиям родителей, нарушению отношений в семье).

Дети и подростки, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых – младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защищать.

Исследования данной проблемы

Люди издавна стали задумываться о данной проблеме и проводили ряд исследований.

Например, иранский исследователь Мухаммадхани в своем исследовании приходит к выводу, что существует непосредственная связь между общим состоянием здоровья родителей, уровня их жизни и экономического благосостояния и проявления насилия над детьми. Также это исследование показало, что на уровень насилия влияют также ряд других факторов, таких как уровень образования родителей, их подверженность стрессам, пристрастие к алкоголю и наркотикам, а также профессии родителей.

В 2005 Питер Людвиг Бергер, австрийский лютеранский теолог и социолог, провел исследование, в котором анализирует проблему соотношения низкого уровня доходов родителей и физического насилия над детьми, в котором основной акцент делается на неполных семьях. Он пришел к выводу, что это является одной из основных причин проявления агрессии и насилия над детьми.

Как видно из анализа идей высказанных вышеупомянутыми исследователями, семейное насилие сложное явление, зависящее от многих факторов, и каждый исследователь затрагивает лишь некоторые из них.

Домашнее насилие в других странах

Вопрос домашнего насилия был активизирован в Европе около столетия назад – уже тогда шли дебаты и даже писали научные работы относительно эффективности использования ветвей лозы в воспитании и обучении детей. Каждый из видов насилия предусматривает наказание от административного до тюремного заключения. Самые суровые наказания – в Северной Европе. Например, в Швеции криминализированы все формы домашнего насилия. Можно оказаться за решеткой даже за грубую эмоциональную ссору, во время которой высказывались угрозы. Похожие по жесткости законы и в Норвегии и Финляндии. Именно для предотвращения жестокого обращения в семье на севере не принято занавешивать окна. Так же строго запрещается оставлять детей дома одних (в отдельных случаях – до 12-летнего возраста). Соседи будут считать гражданским долгом, заявить о таких случаях в полицию. Во Франции парламент время от времени вносит поправки в законы, касающиеся домашнего насилия. Строгость наказания определяется возрастом ребенка. Если жертве менее 15 лет, в зависимости от последствий можно получить от 5 до 20 лет тюрьмы. Если ребенок старше 15 лет, то наказание может определяться от 3 до 15 лет. В Британии запрещены телесные наказания детей, которые вызывают раны или травмы. Вместе с тем, детей поощряют рассказывать о любых формах насилия в семье, с ними работают психологи, родителей приглашают на профилактические беседы.

На Украине, принятый 6 декабря Верховной Радой законопроект “О предотвращении и противодействии домашнему насилию” предполагает ужесточение наказания для обидчиков. Относительно насилия над детьми, значительную роль в этом вопросе возлагают на работников сферы образования. В случае выявления фактов домашнего насилия, они должны сообщить об этом в службу по делам детей и нацполицию.

Права ребенка и их защита

В РФ права детей и их защита отражены и закреплены во многих законодательных источниках разного уровня, таких как Конвенция ООН “О правах ребенка”, Конституция РФ, Кодексы страны, а также в некоторых Федеральных законах. Наиболее обширно личные права ребенка в семье и обществе РФ обозначены в Семейном кодексе и в Федеральном Законе 124 “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”.

Ребенок в семье имеет собственные права, которые он должен знать и не переходить за рамки дозволенного.

1. Право жить и воспитываться в семье.

2. Право на общение с родственниками.

3. Право на получение фамилии, имени, отчества.

4. Право на выражение собственного мнения

5. Право на собственные доходы и средства существования

6. Право на защиту

Исходя из этого, можно сделать вывод о том что, права ребенка защищаются нормативно-правовыми актами:

• Конституция РФ

• Семейный кодекс

• Гражданский кодекс

• Конвенция о правах ребенка

• Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей.

Выявление проблемы, путем общения с носителем другого языка

Изучая проблему домашнего насилия в других странах, я задумалась о правдивости фактов, которые прочитала. Я решила лично пообщаться с детьми из других стран и задать им несколько вопросов по этой теме. Мне было интересно, знают ли они свои права, обсуждается ли тема насилия у них в школах и семьях и как они выходят из конфликтных ситуаций в своей семье. Я задала им 4 вопроса:

1) Как в вашей стране относятся к телесным наказаниям в адрес ребенка?

2) Является ли домашнее насилие наказуемо?

3) Знаете ли вы свои права в семье?

4) Обсуждается ли у вас тема домашнего насилия?

Я опросила 4 человек (двух девушек их Нидерландов и 2 молодых людей из Германии и Франции)

На 1 вопрос школьницы ответили одинаково, они написали, что телесные наказания в адрес ребенка не приветствуются у них в стране. На 2 вопрос обе девушки из Нидерландов ответили, что домашнее насилие в их стране строго наказуемо, ребенка могут отправить в приют или в другую семью. На 3 вопрос девушки ответили по-разному, одна сказала, что она не знает своих прав и она никогда не задумывалась об этом, а другая ответила совсем наоборот. Она четко расписала какие у нее есть права, более того девушка рассказала как она и семьи ее друзей справляются с конфликтными ситуациями. Когда у них происходит разлад, они просто расходятся по комнатам, не говоря друг другу ничего, через некоторое время, когда гнев ушел, они садятся за стол и обсуждают проблему мирно и спокойно. Так же они одинаково ответили на 4 вопрос, связанный с обсуждением данной проблемы в обществе. Они объяснили мне, что практически во всех школах есть несколько психологов, которые беседуют со школьниками и помогают им в трудной ситуации.

На 1 вопрос молодые люди ответили по-разному. Юноша из Германии написал, что не знает, как другие люди относятся к этому, потому что на тему домашнего насилия существует своего рода табу. Второй молодой человек из Франции ответил, что в некоторых семьях существует данный вид наказаний, сам же он относится к ним отрицательно. На следующий вопрос они единогласно ответили: «да, домашнее насилие в нашей стране наказуемо и государство борется с этим». На 3 вопрос молодой человек из Франции ответил, что он знает свои права и более того, у них подробно рассказывается об этом на лекциях. Юноша из Германии ответил на данный вопрос так: «я знаю какие у меня есть права. Так же в моей семье мы не можем причинять вред друг другу или использовать грубые слова». На 4 вопрос юноши ответили одинаково: «В обществе (в школе, с друзьями) эта тема не обсуждается вообще»

Исходя из опроса, мы можем сделать вывод о том, что в данных странах (Нидерланды, Франция, Германия) практически не используются телесные наказания для детей. Взрослые с ранних лет своего ребенка, относятся к нему как к взрослому и решают конфликты мирно и спокойно.

Создание идеальной методики воспитания, путем объединения различных эффективных методик

Для того чтобы подобрать методику воспитания ребенка, мне пришлось изучить уже известные методики. Больше всего мне понравились следующие:

• Методика Сесиль Лупан

• Методика воспитания Бориса и Елены Никитиных

Сесиль Лупан – педагог, мать двоих детей. Основным предложением Сесиль Лупан является отказ от ежедневного расписания. Педагог утверждает, что это ограничивает деятельность ребенка, а значит и негативно влияет на заинтересованность малыша в учебе. Вместо распорядка дня Сесиль предлагает составлять расписание на неделю, в котором будет указано все то, что вы бы хотели успеть за неделю, неважно в какой день конкретно.

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины – семейная пара педагогов, воспитавшая семерых детей. Но воспитывали они их по особенной системе, которую сами и разработали. В основе нее лежат наблюдения за детьми.

Объединяя эти методики, можно создать памятку, которая поможет будущим родителям правильно и грамотно воспитать своего ребенка, без увечий ему.

Данная памятка включает в себя основные воспитательные моменты, применяя которые родители могут избежать дальнейших конфликтов и недопониманий со своими детьми. (см. Приложение)

Заключение

Домашнее насилие в семье – многогранная проблема.

Дети подвергаются насилию там, где они должны чувствовать себя наиболее защищенными, то есть в семье. Жертвы семейного насилия – одна из наиболее многочисленных и уязвимых групп. Проблема домашнего насилия над детьми волнует все мировое сообщество, но до недавнего времени оставалась закрытой в нашей стране. Эта тема замалчивалась и отвергалась обществом, что порождало множество заблуждений и неверных представлений. Статистика фиксирует положительную динамику этого страшного явления. Насилие всегда наносит непоправимый вред ребёнку, проявляющийся в виде различных заболеваний, нарушениях психического развития ребёнка, социальной дезадаптации. Многие дети длительное время живут в ситуации домашнего насилия, что приводит к непоправимым психологическим последствиям. Между тем, на сегодняшний день в России отсутствует всеобъемлющая общественная дискуссия о домашнем насилии. Современное российское общество и социальные институты не в полной мере способны обеспечивать безопасность внутри семьи всем ее членам.

Для решения проблемы необходимо более детально и всеобъемлюще рассмотреть на законодательном уровне возможности защиты прав детей, а так же давать право детям, находящимся в трудной жизненной ситуации проходить психологическую реабилитацию и выявлять проблему в первом ее проявлении.

Источники

Гражданский кодекс РФ

Семейный кодекс РФ

https://studfiles.net/preview/407486/page:5/

http://mama.neolove.ru/early_childhood_education/method_cecil_lupan/teorija_i_suschnost_metodiki_sesil_lupan.html

http://mama.neolove.ru/early_childhood_education/method_cecil_lupan/teorija_i_suschnost_metodiki_sesil_lupan.html

https://www.syl.ru/article/170702/new_prava-rebenka-v-seme-zaschita-prav-rebenka-v-seme

https://www.ukrinform.ru/rubric-world/2360764-prestuplenie-i-nakazanie-pocemu-v-evrope-semejnoe-nasilie-pod-tabu.html

Воспитание – это та основа, которую будет использовать малыш в дальнейшей жизни. И многие родители хотят видеть своего маленького сына или дочь успешным, воспитанным человеком. А для того чтобы это сделать, согласно методике Никитиных, мамам и папам следует отказаться от двух моделей поведения со своими детьми:

Чрезмерная организованность. Многие родители хотят дать своему малышу по максимуму знаний, заинтересовать его тем, что интересно им, не оставляя ни минуты свободного времени на то, что интересно маленькому человеку. В таких семьях родители слишком опекают детей. Они диктуют, что им делать, решают, чем те будут заниматься, что оденут на прогулку, а в дальнейшем, куда буду поступать, с кем общаться и создавать семьи.

Полная заброшенность. Это абсолютная противоположность предыдущему случаю. Родители практически не участвуют в жизни детей. Они не интересуются, чем те увлекаются, о чем мечтают. Ведь на первом месте для них физиологические потребности. Если сын или дочь сыты, здоровы и одеты – они счастливы и больше ни в чем не нуждаются.

 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Подготовила:

Перегримова Елизавета

МБОУ «СОШ №14»

ученица 10 «А» класса

Для создания этой памятки мне пришлось посмотреть большое количество материала, изучить различные методики воспитания детей, которые помогают родителям построить отличные отношения со своим чадом.

В основе памятки лежат 2 методики воспитания:

– методика Сесиль Лупан

– методика воспитания Никитиных

Не зацикливайтесь на обучении

Кроме познавательной деятельности день ребенка должен быть полон обычного общения с вами, играми и другой занимательной деятельностью. Самое важно для вас должно быть не умственное развитие малыша, а его отношение к вам.

Планируйте занятия

Ребенок не должен сидеть и ждать, пока вы подготовитесь к тому или иному уроку, поэтому каждое занятие должно быть составлено так, чтобы его можно было провести в любом месте и в любое время.

Самое главное, чтобы ребенку был интересен урок. Как только вы чувствуете, что этот интерес угасает – прекращайте занятие и заменяйте его на что-то другое.

Способствуйте любопытству малыша

Очень часто нам надоедает отвечать на бесконечные детские «почему?» и «зачем?». Однако ни в коем случае нельзя игнорировать такие вопросы. Наоборот, любопытство ребенка, его любознательность и стремление разобраться в строении мира, должно быть для вас настоящей радостью.

Воспитывайте ребенка толерантным и терпимым человеком

Он должен считаться с мнением других людей и уважать его.

Ребенок – это личность, поэтому с раннего возраста ему предоставляется право заниматься тем, что вызывает интерес

Никаких принуждений и уговоров. Все делается с удовольствием и желанием, но под контролем взрослых.

То, что окружает ребенка, должно стимулировать его к усовершенствованию способностей и познанию чего-то нового.

Начать следует с дома, в котором он живет. На стенах должны быть полезные плакаты – географическая карта, арифметическая таблица и прочее. Если малыш проявляет интерес к измерительным приборам или литературе – не стоит пресекать это. Все находится в свободном доступе.

Просмотров работы: 79

1. Закрытость

Беда выросших детей с насилием в семейной истории. Человек замыкается в себе, избегает общения, чтобы не показывать истинного состояния, настоящих чувств. Кому-то такие люди кажутся высокомерными, непробиваемыми, недосягаемыми – да какими угодно, только не общительными и не позитивными. Это закономерная защитная реакция.

Причины домашнего насилия: «монстры» внутри нас

Человеку, обладающему знаниями по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, не составляет никакого труда распознать насильника, какой бы кажущейся внешней благопристойностью тот ни обладал. Склонностью к насилию над детьми и женщинами обладают не все, а лишь носители анального вектора и только в определенных состояниях.

Со стороны они могут выглядеть вполне достойными членами общества, образованными и начитанными. Они медлительны и тщательны в любом деле, обладают аналитическим складом ума, что делает их прекрасными специалистами. От природы это самые верные и заботливые мужья и прекрасные отцы. Однако детские психологические травмы и обиды на фоне недостаточной социальной реализации и накопленных сексуальных фрустраций могут стать причиной педофилии и домашнего насилия в семье.

домашнее насилие над детьми в семье

Мамочка, пожалуйста, не надо!

Я понимаю, что в каждой семье периодически бывают проблемы. Мы пока не умеем понимать друг друга, сглаживать конфликты и прощать. Поначалу я так и думала: покричите, похлопаете дверями и успокоитесь.

А потом это стало невыносимо. От крика твоего ребенка у меня сжимается все внутри. Моя дочка тоже начинает переживать. Между нашей спальней и твоей ванной комнатой очень тонкая стена. А судя по крикам Алисы и грохоту, ты периодически закрываешь ее в ванной.

Истерический визг, переходящий в сильную истерику с криками: «Мамочка, пожалуйста, не надо!» — врывается к нам в спальню. Мне кажется, что девочка вот-вот вынесет дверь. От ужаса даже я не знаю куда деться. А как защититься ей от матери, которая в разы сильнее и выше? Куда ей бежать и к кому обратиться за помощью?

Я пытаюсь обезопасить уши своего ребенка, но она все равно слышит. Ходила стучать тебе в дверь, но ты, естественно, и не собираешься открывать. Это может продолжаться долго и часто. Иногда ты делаешь это молча, а иногда кричишь. Остается только маленькая надежда, что ты хотя бы ее не лупишь.

Я не могу знать, конечно, что делает Алиса, но не думаю, что это нельзя решить без подобного домашнего воспитания. Причины любого непослушания ребенка лежат в неправильном отношении к нему со стороны взрослых! Просто он пока не знает, как правильно об этом сказать и можно ли вообще об этом говорить.

причины насилия дети

Времени не хватает?

Равнодушие к таким семьям со стороны опеки люди, которые работают внутри системы, объясняют элементарной нехваткой кадров: «Ещё три года назад на весь наш район (в него входит два городских и семь сельских поселений) в органе опеки работал один человек, служебной машины у него не было. Естественно, проведать все семьи было просто невозможно. Сегодня здесь работают три человека. Однако втроём тоже охватить район сложно. Поэтому и получается, что часто они просто созваниваются с семьями, в которых уверены, по телефону», – рассказал директор одного из детдомов.

В итоге бездействие опеки и ПДН в сочетании с нашим безразличием приводит к тому, что никто не замечает страданий детей. Ведь ни соседи, ни приёмная мама девятилетнего таштагольца не пытались остановить издевательства над ним. Однако практика показывает, что, даже если мы и звоним во все колокола, меры всё равно принимают не всегда. «После смерти сына внучку воспитывает сноха. Женщина беспробудно пьёт, часто бросает ребёнка с друзьями-алкоголиками и уходит. Несколько раз заставал девочку с синяками. Мы с женой хотим забрать внучку, а в опеке говорят: «У вас вся деревня пьёт, не будем же мы у всех детей забирать», – рассказывает житель Яшкинского района. Мужчина боится, что если сегодня опека ему не поможет, то завтра с его внучкой случится беда.

Семейная пара жестоко расправилась с двумя приемными детьми.

Причины агрессии родителей

У детского насилия в семье бывают разные причины. Обычно представители старшего поколения становятся агрессивными, потому что:

  • Ребенок изначально был ненужным и нежеланным в семье;
  • Взрослые страдают от фрустрации, вызванной материальными трудностями или эмоциональными проблемами;
  • Родители не могут смириться с какими-либо физическими или психическими особенностями ребенка (бьют его за то, что он «не такой, как все»);
  • Отец или мать крепко выпивает и, находясь в этом состоянии, совершает противоправные действия по отношению к собственным детям.

Последний вариант наиболее опасен, так как в этом случае ребенок рискует не только пострадать от побоев и унижения, но и пристраститься к спиртному по примеру старших.

Чаще всего демонстрируют агрессивное поведение родители, злоупотребляющие алкоголем

Чаще всего демонстрируют агрессивное поведение родители, злоупотребляющие алкоголем

Различные заболевания как следствие жестокого обращения

Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер: например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки.

Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблю-даться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология,язва желудка, при сексуальном насилии – необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.

Признаки психологического насилия над ребенком

Психологическое насилие в семье над ребенком_

К формам этой проблемы психологи относят:

  • Унижение (грубые слова, прилюдное высмеивание) ;
  • Изолирование (ребенок наказан и не должен выходить определенное время из комнаты или запрет на общение с друзьями) ;
  • Игнорирование (мама, таким образом, наказала сына и не разговаривает с ним);
  • Терроризирование (угрозы, запугивания);
  • Отталкивание (родители явно демонстрируют, что он им неприятен, прогоняют, «эмоциональная холодность»).

Последствия насилия над ребенком в целях воспитания

Я даже не надеюсь, что когда-нибудь именно ты прочитаешь эту статью. И вряд ли задумаешься, что ты сама можешь быть причиной ваших ссор. Даже не надеюсь, что именно ты захочешь все изменить. Но, может, ее прочитают такие же мамы, как ты. Которые ищут пути выхода из этого домашнего кошмара. А, как говорится, ищущий найдет!

Я успела заметить, что Алиса является обладателем зрительного и звукового векторов. Ты и не представляешь, что это значит! Тебе и не ведомо, какой потенциал заложен в ней и сколько у нее возможностей в жизни… Если они не будут сломаны там, в ванной, за закрытой на ключ дверью.

Атрибуты

Форма косвенного насилия, которая не направлена конкретно на человека, однако происходит рядом с ним, на его глазах или «за стенкой», когда человек слышит и понимает, что кому-то рядом больно, страшно и плохо, ощущая при этом свое бессилие и невозможность повлиять и изменить ситуацию к лучшему.

Как это выглядит в плоскости отношений «родитель — ребенок»

Представим семью, в которой есть старший и младший ребенок. Тот, что постарше, в чем-то провинился (прогулял школу, не предупредил, что опоздает или сделал другую провинность). И вот его наказывают – больно и жестоко, бьют, кричат, ругают и обесценивают. Да, родители в гневе и не видят другого способа решения проблемы. Все это происходит на глазах у младшего ребенка, он не совсем понимает, что именно случилось, знает лишь, что были нарушены какие-то родительские правила и наказание не заставило себя ждать. Малышу страшно и больно, он старается защитить старшего, но бесполезно, его отталкивают и говорят «не лезь».

Бывает и так, что на глазах ребенка родитель бьет или оскорбляет другого, и снова малыш бессилен в попытке что-то изменить, ему страшно и он чувствует себя виноватым, фантазируя и укрепляясь в мысли, что все это из-за него и в дальнейшем ему нужно приложить максимум усилий, дабы подобное не повторилось.

К атрибутам так же относятся осуждающие обсуждения третьих лиц, вербальное преследование и разговоры о том, что бы вы сделали с «Люськой из соседнего дома, будь вы на месте ее родителей» или о том, как бы вы «надрали уши Стасику, попадись он вам в следующий раз».

Ваш ребенок может и не присутствовать при этом диалоге, однако, как часто бывает, он находится за стенкой и все слышит, он может быть не согласен с вами, но не смеет перечить, дабы не вызвать гнев, или ему страшно, вдруг он уже сделал нечто подобное и теперь не хочет получить страшное наказание напрямую. Он боится прояснять этот вопрос и при помощи своих фантазий сам себя наказывает, усиливает эффект, пугает себя еще больше и загоняет во внутренний конфликт гнева, страха и беспомощности.

К чему это приводит в будущем

Формируется невротический комплекс, в основе которого лежит подавленный гнев и чувство вины, а значит во взрослом возрасте такие люди будут чувствовать себя «без вины виноватыми», испытывать постоянное чувство тревожности и незавершенности какого-то важного дела; это будут либо борцы за справедливость, яростно бросающиеся на защиту слабых, решающие чужие проблемы даже в ущерб себе, либо агрессоры, стремящиеся контролировать все и всех вокруг, дабы больше не испытывать ужас от бессилия, когда ты не можешь ничего изменить, а вынужден смотреть, как другому больно, и ждать, когда все закончится.

Такие люди считают себя ответственными за отношения других, думают, что все плохое случается из-за них, и стремятся избегать близких отношений, дабы не испытывать боли.

Что такое психологическое насилие

Психологическое насилие еще называют эмоциональным. Этот термин обозначает периодическое или постоянное оскорбление ребенка какими-нибудь неприятными словами, унижение его человеческого достоинства, высказывание угроз. Нередко у родителей сформирован желаемый образ детей. Для его достижения мамы и папы предъявляют своим чадам такие требования, которые они выполнить не в состоянии из-за возрастных возможностей. Это тоже относится к психологическому насилию.

Негативное отношение к ребенку имеет очень серьезные последствия. Он перестает испытывать радость. Его начинают мучить собственные переживания. Ребенок замыкается в себе, теряет доверие к окружающим людям. В дальнейшем все это приводит к проблемам в построении отношений. Еще одно негативное последствие – это заниженная самооценка. Например, ребенка в школе сверстники могут называть страшным, глупым. С такими мыслями о себе он и растет в дальнейшем.

Формы психологического насилия над детьми

Признаки насилия над детьми

Есть несколько признаков насилия детей. Психолог может сделать вывод о том, что школьника (дошкольника) обижают дома, если он:

  • Часто приходит в школу или детский сад с синяками, следами побоев на лице (теле) и упорно отказывается отвечать на вопрос, кто это сделал;
  • Сам проявляет агрессию и насилие по отношению к младшим товарищам (животным) и считает такое поведение нормой;
  • Отличается замкнутостью и угрюмостью, ни с кем не дружит и никогда не приглашает одноклассников к себе домой;
  • Воспитывается в пьющей семье и часто пропускает школу без объяснения причин и медицинских справок.

Наличие хотя бы одного из этих признаков – повод поднять тревогу.

Перекладывание личной ответственности

Также относится к токсичной форме психологического насилия. И идет по формуле «мне плохо – и это ты виноват, и пока я тебя обвиняю, я могу не нести ответственность за себя, свои решения, действия и бездействие».

Когда взрослый человек не справляется с чем-то, чувствует себя не в порядке или жертвой, он хочет, чтобы кто-то решал за него. И да, это уже не взрослые реакции, а психотическая регрессия на уровень ребенка. Вот только этот внутренний Ребенок не добрый, а агрессивный, озлобленный и не видящий здоровых вариантов выбора и решений. И тогда уже все равно, кто твой оппонент, ровесник или твой реальный ребенок, хочется лишь одного – сделать другого виноватым в своих бедах, ведь это возможность снова и снова откладывать действия, принятие важных решений и избегать личной ответственности.

Как это выглядит в плоскости отношений «родитель — ребенок»

Когда мама начинает рассказывать ребенку о том, как ей сложно далось решение родить его (читай оставить в живых), как она мучилась на протяжении всей беременности, какими сложными были роды и как ей было больно.

Когда звучит рассказ о том, каким родитель был счастливым до рождения ребенка, и как все изменилось с его появлением – набрался лишний вес, произошли гормональные изменения, волосы стали хуже и кожа уже не та.

Когда родитель в порыве гнева начинает высказывать ребенку, что, «если бы не ты, и не твой отец/мать, я бы добился больших успехов, поступил бы в вуз, имел бы хорошую работу, была бы актрисой, балериной и т.д., а теперь вот сижу тут на кухне и жарю вам котлеты, а вы не благодарные…»

Или так: «ты такой же, как и твой отец, злой и жестокий»; «ты такая же дура, как твоя мать…»

Страшно? Мне очень. Потому что насилие всегда страшно. И стоит признать, что когда маленького человека без его на то доброй воли заставляют брать ответственность за жизни, здоровье, отношения взрослых людей, над ним совершают насилие.

Токсичность этой формы взаимоотношений в том, что на психологическом уровне подкрепляются запреты «не будь, не живи, не принадлежи» — запреты эти болезненные и разрушающие, и ребенок, для того чтобы выжить, начинает искать особые условия, дающие ему право на существование.

К чему это приводит в будущем

Такие люди должны быть совершенными, радовать других, быть сильными – и тогда им можно жить, но не для себя, а для того, чтобы оправдывать надежды или «защищать доброе имя отца». Для того, чтобы вместо мамы и папы стать успешным, достичь высот – и не имеет значение, хочешь ты этого или нет, ведь ты должен рассчитаться за те неудобства и мучения, которые выдержал твой родитель.

Сколько детей выросло и достигло успеха не благодаря поддержке, а вопреки? Сколько взрослых до сих пор считает себя ответственными за развод родителей или за то, что родитель не может о себе заботиться?

Увы, подобные формы взаимоотношений между детьми и родителями все еще существуют, так как считаются нормой. Ведь пока родитель не научится брать ответственность за себя, он не признает, что был не прав, и не сможет дать ребенку искреннее разрешение ЖИТЬ, без особых условий, и не нести ответственность там, где начинается поле ответственности другого.

Последствия психологического насилия

Стоп насилиюДля жертвы эмоционального насилия характерно постоянное уединение или избегание людей. Выражена тревожность или наоборот склонность к агрессии и депрессиям. У ребенка резко падает успеваемость в школе, сон становится тревожным, возможны даже попытки суицида и злоупотребление запрещенными веществами.

style=”display:block”
data-ad-client=”ca-pub-2971630162946731″
data-ad-slot=”9213322149″
data-ad-format=”auto”
data-full-width-responsive=”true”>

Возникают проблемы со здоровьем, вплоть до онкологических заболеваний. Для подростков типичны плохие компании, только там они находят понимание и «родственные души». Иногда ребенок самостоятельно находит выход и переключается на увлекательное хобби, либо заменяет материнскую любовь бабушкиной лаской и заботой.

Как доказать факт психологического издевательства

Однако, всё же есть несколько вариантов, которые помогут аргументировать жалобу. Вот некоторые из них:

  1. Заключение врача. Психолог может определить, что у членов семьи появились определённые психологические проблемы – страхи, обиды, низкая самооценка и так далее – и всё это как следствие плохого обращения со стороны родственника. Особенно такой способ актуален для детей. Так школьный психолог может сразу определить есть ли психологическое насилие детей в семье или все хорошо.
  2. Зафиксированный момент насилия. Можно записать на аудиозапись систематические агрессивные нападки супруга/родителя. Самый лучший вариант – если будет доказательство в видео формате – оно будет более конкретным.
  3. Свидетели. Если ваши соседи, друзья, знакомые не раз становились свидетелями сцен психологического насилия –  они смогут помочь вам привлечь обидчика к ответственности.
  4. Иногда агрессоры сами признаются в том, что эмоционально угнетают своих близких. Обычно такое случается, когда человек болен, осознаёт свою вину и пытается исправиться.

Итак, если вы собрали хоть немного доказательств, самое время обращаться в полицию, чтобы получить защиту от психологического насилия. Для этого нужно заполнить заявление, в котором следует указать информацию о себе и об агрессоре, описать ситуацию и приложить доказательства. После регистрации заявления ваше дело будет рассмотрено, и обидчика привлекут к ответственности.

Также жертвы психологического насилия имеют право подать иск в суд на возмещение морального ущерба. Исковое заявление можно подать самостоятельно, а можно обратиться за помощью к юристу. Однако важно знать, что такие дела редко доходят до суда, поэтому судебной практики в этой области было не так много.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Признаки эмоционального насилия над ребенком

– замкнутость в себе, задумчивость, нежелание делиться впечатлениями и мыслями,   агрессивность;

– неуверенность в своих поступках;

– некоммуникабельность, неумение общаться со сверстниками;

– недоверие к окружающим, к близким в том числе;

– не умение проявлять чувства к другим людям, равнодушие, отсутствие эмпатии;

– неоправданная капризность, с целью привлечь к себе внимание;

– нарушение сна, аппетита;

– надуманные страхи;

– частые болезни.

Как только родители заметят данные симптомы, следует срочно провести «чистку» в воспитательном процессе и сделать соответствующие выводы.

7. Неумение отказать кому бы то ни было

Люди, пережившие насилие, будучи детьми или подростками, становятся ведомыми. У них все занимают деньги, но никогда ничего не отдают. Их используют, так как человеку психологически сложно сказать: «Нет!». В раннем возрасте за отказ от абсолютного послушания могло последовать жестокое наказание. Ассоциации не уходят долгие годы.

Не избалованные общением в детстве, взрослые боятся потерять расположенных к ним людей: «Откажу – потеряю друга».

Любите своих детей

Любите своих детейБольшинство родителей, даже не догадываются, какой эмоциональный дисбаланс рождают в ребенке. При частых конфликтах в семье, возможен интеллектуальный спад или торможение в развитие. Любите их просто за то, что они есть, выслушайте, если возникает желание поговорить.

Родительское тепло и уважение стимулирует уверенность в себе. Здоровый климат в семье, залог для гармоничного развития маленькой личности. Дом- это защита и безопасность для каждого человека.

Мы рассказали про психологическое насилие в семье над ребенком. Рекомендуем обязательно прочитать статью «Как научить ребенка слушаться родителей». Растет непослушный ребенок, что делать? Чем он прогневил папу и маму? Как научить ребенка слушаться? Чтобы дети вели себя «так, как положено» взрослым доводится прилагать много усилий, вовремя контролировать их поведение, делать замечания и даже применять наказания. Воспитывая детей, родителям не хочется чересчур напрягаться и расходовать много сил на успокоение постоянно проказничающих малышей. Подробности в статье.

Text.ru - 100.00%

style=”display:block”
data-ad-client=”ca-pub-2971630162946731″
data-ad-slot=”9213322149″
data-ad-format=”auto”
data-full-width-responsive=”true”>

Невмешательство и попустительство

Косвенное разрешение на насилие по отношению к ребенку и/или разрешение на девиантное разрушающее поведение. Порой мы разрешаем себе оставаться в стороне и не вмешиваться в конфликты, которые не имеют к нам прямого отношения. И, с одной стороны, таким образом мы даем возможность сторонам решить вопросы самостоятельно – это верное решение, но, с другой, важно четко понимать для себя, когда стоит отойти в сторону, а когда следует вмешаться и выступить мудрым судьей.

Когда двое детей мутузят друг друга из-за лопатки, мы можем дать им время разобраться самим и отстоять личные границы. Однако, если со стороны одного в конфликт вмешивается взрослый, мы не можем оставаться в стороне и оставлять своего ребенка без поддержки и защиты.

Когда детский конфликт переходит грани нормы и поведения, когда один ребенок издевается над другим, когда вашего ребенка травят в школе или делают изгоем класса – вы не можете ждать, пока само пройдет, и не вмешиваться, не помогать ребенку выйти из этой ситуации и сохранить себя.

Когда учитель вступает с ребенком в конфликт или ребенок жалуется вам на предвзятое отношение со стороны педагога, вы не можете говорить, что учитель всегда прав и отказывать ребенку в помощи, не проясняя, что случилось.

Когда вам сообщают, что ваш ребенок сделал какой-то проступок, вы не можете наказывать ребенка без прояснения ситуации со всех сторон.

Когда с ребенком происходит что-то, а вы остаетесь в стороне или отталкиваете его по принципу: «раз к тебе так относятся, значит есть за что», – своим невмешательством вы даете право на насилие по отношению к вашему ребенку, а значит в будущем он столкнется с тем, что будет провоцировать подобное отношение к себе, признав себя вечной жертвой. Или же начнет проявлять агрессию по отношению к более слабым, тем самым пытаясь выровнять свою жизненную позицию и получить эмоциональную сатисфакцию.

Попустительство — это когда ребенку можно все, когда родитель не препятствует саморазрушающему поведению ребенка, когда закрывает глаза на употребление алкоголя, наркотиков, нарушение социальных норм, частые конфликты или другие негативные проявления на психологическом и эмоциональном уровне.

Порой очень хочется сложить руки и снять с себя ответственность, сказать «я тут не при чем и это не мои проблемы». Однако важно помнить, что, закрывая глаза на подобное, вы даете ребенку право применять насилие по отношению к самому себе, а значит разрушать себя, свою систему при вашем тихом согласии.

Реабилитация

Устранение насилия всегда требует комплексной работы психолога с родителями и детьми. Наиболее эффективными методами являются:

  • психотерапия;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • тренинги.

Взаимодействуя с ребенком, нужно сначала добиться расположения и доверия с его стороны. Для этого нельзя акцентировать внимание на ситуации, то есть говорить «Не бойся», «Не переживай». Главный метод работы с ребенком – консультационная беседа. Но проводить ее может только квалифицированный специалист.

Насилие – всегда стрессовая ситуация для ребенка, влекущая за собой психотравму. Соответственно, работа должна быть направлена на устранение психотравмы и посттравматического стрессового расстройства, если оно наблюдается. Лучший метод – психотерапия.

«Цунами» насилия: порочный круг

И покатилась волна внутрисемейного насилия, как результат массовых фрустраций. В таких условиях успело вырасти целое поколение детей, с тех пор несущих в себе колоссальные психотравмы с детства. Сегодня они уже давно выросли и сами становятся родителями, будучи неспособными построить психологически здоровые отношения в своей семье.

Однако помимо объективных предпосылок к формированию коллективных и личных фрустраций, есть еще и индивидуальная ответственность каждого родителя и просто взрослого человека по отношению к детям, к собственным психологическим состояниям. Идя на поводу у собственных нехваток, обид, несостоятельности, настроения, ложных установок, мы наносим непоправимый ущерб уже собственным детям, ломая их жизнь и будущее.

Что делать, куда обращаться и существует ли решение этой проблемы на уровне целого общества?

8. Склонность к самокопанию и самоедству

Домашнее насилие необязательно выражается только в избиениях и скандалах, дети могут быть постоянно в чем-то «сами виноваты». Те, кто пережил подобное, винят себя не только в своих бедах, но и в бедах других людей. Поэтому бесконечно ищут в себе недостатки, в любом своём проявлении, поведении. Проигрывают в памяти прошедшие события, как было бы, если бы…

К чему приводит наша психологическая безграмотность

Незнание психической природы собственных детей приводит к тому, что иногда мы сами становимся «творцами», создающими из ниспосланных нам чудесных младенцев несчастных и порой опасных для самих себя и окружающих, нереализованных в своих желаниях взрослых людей.

Как это удается? Необязательно бить ребенка. Достаточно не слушать его, обрывать на полуслове – ведь нам некогда. Припугнуть ноющего малыша, что оставите на улице. В целях стимуляции стремления быть лучше всех вербально унижать его достоинство.

Мы не задумываемся о последствиях своего поведения в отношении детей – своих и чужих.

Любое жестокое обращение с ребенком блокирует его возможности, тормозит развитие его способностей, заложенных от природы. В итоге общество получает личность, неспособную реализовать свои желания и выполнить возложенные на нее задачи в жизни.

Последствия физических наказаний

Дошкольник или дошкольник, которого часто наказывают физически, перестает понимать разумные доводы. С таким ребенком невозможно договориться, он понимает только силу и считает авторитетом только тех, кто может ударить. Именно из-за этих последствий специалисты по детской психологии категорически запрещают использовать в качестве наказания ремень.


Физические наказания приносят душевные страдания

Дети, которых часто бьют, обычно вырастают или жестокими (и потом сами бьют своих чад) или запуганными, легко поддающимися чужому влиянию из-за боязни расправы. Оба варианта развития являются отклонениями от нормы. Также постоянные физические наказания могут привести к периодическим всплескам немотивированной агрессии в домашней обстановке, школе, детском саду. Этот психологический фактор нельзя упускать из вида.

Ни в коем случае нельзя проявлять равнодушие, если находящийся рядом ребенок или подросток страдает от произвола со стороны взрослых. Надо делать все возможное, чтобы ситуация больше не повторилась. В этом случае необходимо серьезно поговорить с его родителями (родственниками), объяснив недопустимость насилия и возможные риски, которые вытекают из такого поведения. Если разговор не увенчался успехом, долг неравнодушного гражданина – обращаться в органы опеки. Представители власти посетят неблагополучную семью и объяснят родителям, какие права имеет их ребенок.

Что делать тем, кто не успел?

Знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана помогают осмысливать жизнь заново, принимая ответственность на себя и делая все возможное для того, чтобы понять и осознать происходящее в полной мере. Когда человек осознает себя в отношениях с другими, понимает причинно-следственные связи происходящего, у него появляется шанс исправить ситуацию.

Какие бы ошибки ни совершали, мы должны приложить все усилия, чтобы наши дети как можно меньше отвечали за них перед жизнью. Это возможно только со знанием системно-векторной психологии. Однажды дети последуют вашему примеру. А пока пусть ваш результат будет примером.

На бесплатный онлайн-тренинг регистрируйтесь по ссылке

.

Автор публикации: Оксана Шевченко, социальный работник
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

12. Боязнь прикосновений (гаптофобия)

Человек становится уязвимым при сокращении расстояния между ним и другим человеком. Не говоря уже об объятиях, поцелуях или сексуальных отношениях. Боязнь физических контактов развивается из-за побоев и других жестокостей в раннем возрасте.

14. Саморазрушение

Результатом постоянного стресса, внутренних переживаний, злости на себя становится аутоагрессия. Токсичная атмосфера в семье приводит к селф-харму – нанесению физического вреда самого себе в виде порезов, царапин, отказа от еды, воды, необходимого лечения. Явление разрушительное и в психологическом, и в физическом планах.

15. Хроническая депрессия и суицид

Подавление чувств доводит человека до хронической депрессии, иногда в тяжёлой форме. Как следствие, мысли о суициде частые гости в голове человека, пережившего насилие.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...