Эйдетика – методика по развитии памяти и мышления

Содержание
  1. Что это такое
  2. Описание феномена
  3. Исследование феномена
  4. Список запусков к Луне в XX веке
  5. Диагностика
  6. Методика №1. Запоминание слов, логически не связанных между собой
  7. Методика №2. Запоминание текста со смысловой связью
  8. Как развить фотографическую память?
  9. Насколько надежна эйдетическая память?
  10. Развитие
  11. Битва у Ага Чаири
  12. Примеры эйдетической памяти
  13. Рекомендации
  14. Стрессоустойчивость
  15. Здоровый образ жизни
  16. Мотивация
  17. Инструментарий для фотографической памяти
  18. Зрительная прорисовка
  19. Мысленная прорисовка
  20. Запоминание точной информации
  21. Мнемоника
  22. Цепная реакция
  23. Акровербальная техника
  24. Изображение дня
  25. Эйдетика для детей
  26. Как развивать у ребенка
  27. Книжки
  28. Игры и упражнения
  29. Онлайн ресурсы для развития эйдетической памяти у детей
  30. Как учить стихи
  31. Запоминание точной информации
  32. Аутисты с фотографической памятью
  33. Что такое фотографическая память?
  34. Проявления
  35. Ведущая психическая деятельность
  36. Качество памяти
  37. Герои попкультуры
  38. Текущие события
  39. Развитие эйдентической памяти в быту
  40. Завершение
  41. Как эффективнее запоминать образы?
  42. 29 декабря
  43. Возможности эйдетизма
  44. Известные люди с эйдетической памятью
  45. Эйдетическая память. Задействуй свой потенциал!
  46. Тренируем воспроизведение информации
  47. История исследований[ | ]
  48. Виктор Урбанчич[ | ]
  49. Марбургская психологическая школа[ | ]
  50. Советская психология[ | ]

Что это такое

fotograficheskaya-pamyat.jpg

Эйдетическая память — это тип памяти, который позволяет удерживать зрительный образ и потом воспроизводить его в мельчайших деталях. При этом подключаются и другие сенсорные модальности: вслед за визуализацией тянутся тактильные, вкусовые, слуховые, обонятельные и двигательные воспоминания. Ещё одна особенность — длительное сохранение и произвольное воссоздание всего этого в нужные моменты. Может пройти много лет после события, но человек при желании способен так же ярко переживать его снова и снова.

Фотографическая память отличается прежде всего детализацией зрительных образов. Все люди наверняка помнят кадр из фильма «Титаник», где главные герои стоят на корме корабля, широко разведя руки. Но мало кто с ходу ответит, были ли на Розе в этот момент украшения, сколько и какие именно, что за узор был на её платке, были ли заплетены её волосы в причёску и множество других мелочей. Эйдетик же, даже если пересматривал киноленту много лет назад, без труда расскажет о них. Ещё и добавит о том, какого цвета было небо и за какие цепи держались молодые люди, чтобы не упасть.

Зрительный эйдетизм может быть врождённым (явным), и тогда человек, обладающий им, становится настоящим феноменом для всех окружающих. Также его можно развивать на протяжении всей жизни и добиться немалых результатов. Возможно, не таких впечатляющих, как у прирождённых гениев, но достаточных для успешного запоминания больших объёмов визуальной информации.

Происхождение слова. Термин «эйдетический» восходит к древнегреческому слову «εἶδος», что переводится как «образ, внешность». Это отражает его основную сущность — способность запоминать и воспроизводить именно зрительные объекты.

Описание феномена

В психологии есть понятие, как фотографическая память (или эйдетическая память) – что означает способность человека запоминать информацию посредством визуальных образов, не осмысливая ее.

Информация остается в сознании как «картинка», при возникновении ассоциаций или осознанном желании вспомнить, она оживает.

В чем разница между обычной и фотографической памятью?

  • Обычная память действует по принципу «наполнения» свободных ресурсов, поэтому события нашей жизни мы помним с каждым годом хуже, т.к со временем сознание наполняется новыми впечатлениями и старые вытесняются. Также, специфика обычной памяти в том, что она фиксирует значимые события, или эмоционально окрашенные.
  • Эйдетическая память – фиксирует образ и, соответственно, он не смешивается с новыми событиями. Образ не зависит от настроения или ассоциаций-когда вы пытаетесь что-то вспомнить, вы видите перед собой образ целиком и можете воспроизвести в памяти даже мелочи.

Исследование феномена

Первым в психологии о понятии «эйдетизм» рассказал ученый из Сербии В. Урбанчич, а в 20-х г. прошлого столетия Э.Йеншем проведены первые экспериментальные исследования. Им была разработана классификация по степени выраженности феномена. Затем, эйдетика изучалась российскими и зарубежными психологами – М. П. Кононовой, м, С. Л. Рубинштейном, В. А. Артёмовым, А.Р. Лурией. В частности, А. Р. Лурия и совместно работающие с ним ученые, доказал, что образы из памяти могут быть сильнее реальных образов восприятия, а иногда даже влиять на физиологию человека и менять его состояние.

Список запусков к Луне в XX веке

Полная Луна

Список запусков к Луне в XX веке включает в себя запуски космических аппаратов с целью исследования Луны и окололунного пространства, а также запуски, которые ставили другие цели, но совершали пролёты Луны.

Луна является естественным спутником Земли и самым заметным астрономическим объектом на ночном небе, а потому была и остаётся постоянным объектом исследований учёных разных эпох и стран. Однако к 1957 году она была слабо изучена. Например, к началу космической эры 59 % видимой стороны Луны была плохо картирована, а 41 % поверхности вообще не был доступен для изучения с Земли. С появлением ракетно-космических технологий возникла возможность непосредственного исследования Луны и окололунного пространства. Лидеры космической гонки XX века при первой возможности стали производить запуски космических аппаратов в рамках своих программ исследования Луны. Соревнование США и СССР за право присвоить различные приоритеты в исследования Луны получило название «Лунная гонка» и часто рассматривается как самостоятельная часть истории космонавтики. Старт Лунной гонке был положен серией неудачных попыток обеих стран запустить автоматическую межпланетную станцию к Луне в 1958 году. В последующие годы Советскому Союзу удалось добиться ряда успехов в области автоматических аппаратов, а Соединённые Штаты Америки стали единоличными лидерами в пилотируемой программе. Окончание Лунной гонки приходится на советскую АМС «Луна-24», которая в 1976 году успешно доставила лунный грунт на Землю.

Статья года в номинации «Списки. Объекты/События»

Хорошая статья

Диагностика

Чтобы выяснить, насколько хорошо развита долгосрочная память у человека, проводятся различные тестовые методики.

Методика №1. Запоминание слов, логически не связанных между собой

Суть. Испытуемым даются 2 списка слов (детям 6-12 лет будет достаточно одного), логически не связанных между собой. Каждое из них пронумеровано.

Рекомендуемый материал:

Можно ли развить эйдетическую память

Варианты задания:

  1. Списки можно зачитать вслух (не позволяя испытуемым их записывать). Если слова зачитываются, это нужно сделать 2-3 раза для взрослых и 4-5 раз — для детей 6-12 лет.
  2. Их можно записать на доске.
  3. Их можно раздать на отдельных листочках каждому испытуемому.

Задание:

  1. Внимательно прослушать/прочитать списки слов и попытаться их запомнить.
  2. После многократного прослушивания/прочтения постараться воспроизвести на бумаге. Желательно в том же порядке.
  3. Далее нужно отвлечься на какую-нибудь другую деятельность.
  4. Через полчаса списки прочитываются/прослушиваются ещё один раз и снова воспроизводятся.
  5. То же самое проделывается ещё дважды — на следующий день и через неделю. Слова при этом снова прочитываются/прослушиваются, но только один раз.

Результаты всех 4 тестирований высчитываются по следующей формуле:

С (коэффициент ДВП) = В (количество правильно воспроизведённых слов) : А (общее количество слов) х 100.

Далее находится среднее арифметическое всех 4 тестирований и на основании получившегося результата делаются выводы:

Можно ли развить эйдетическую память

Методика №2. Запоминание текста со смысловой связью

Суть методики почти такая же. Только текст не читается вслух, а раздаётся каждому испытуемому

При этом обращается внимание на то, что в нём жирным шрифтом выделены главные мысли, которые и нужно потом воспроизвести. То есть запоминать сами предложения и весь текст не обязательно

Данная методика проводится для диагностики ДВП у подростков (13-17 лет) и взрослых.

Карточка с текстом:

Можно ли развить эйдетическую память

Воспроизвести главные мысли текста нужно сразу после прочтения, потом через полчаса, на следующий день и через неделю. Результаты всех 4 тестирований высчитываются по формуле:

С (коэффициент ДВП) = В (количество правильно воспроизведённых мыслей) : А (общее количество выделений в тексте) х 100.

Далее находится среднее арифметическое всех 4 тестирований и на основании получившегося результата делаются выводы по таблице, приведённой выше.

При серьёзных нарушениях долговременной памяти проводятся лабораторные методы диагностики (ЭЭГ, КТ, МРТ, УЗИ).

Как развить фотографическую память?

Прежде чем мы углубимся в фотографическую память и методы памяти, давайте коснемся некоторых вещей …

Что такое фотографическая память и почему вокруг нее возникают споры?

Споры вокруг фотографической памяти в значительной степени возникают из-за неправильного определения и этого понятия.

Википедия вполне ясно дает определения фотографической памяти или эйдетизма.

Обычно с эйдетической памятью рождаются, и способность встречается очень редко. И нет проверенных способов ее развить.

Так что, если вы хотите, превратить вашу память в цифровой фотоаппарат, это будет проблематично. Но развить память, в том числе и зрительную естественно возможно.

Насколько надежна эйдетическая память?

Человеческая память избирательна — какие-то события мы переиначиваем, трансформируем, просто забываем. У обладателей эйдетической памяти благодаря тому, что образы они сохраняют наиболее ярко, эти процессы происходят не так заметно, но от личной интерпретации фотопамять и воспроизведение увиденного также не освобождены

, да и какие-то детали могут уйти из необыкновенного эйдетического «хранилища данных». Однако качественное различие налицо, поэтому некоторые специалисты противопоставляют так называемую эмоциональную память (при которой главными становятся именно чувства, эмоции, которые вызвали те или иные явления) и эйдетическую.

Развитие

развитие эйдетической памяти

Фотографическая память бывает врожденной и приобретенной. В первом случае это обусловлено аномалиями развития головного мозга. Во втором случае это связано с целенаправленной работой. Эйдетика – так называется наука о развитии эйдетической памяти. Психологи выделяют несколько подходов к развитию эйдетической памяти.

По методу Айвазовского:

  1. Выберите предмет, вещь или объект. Живое или неживое, главное – не абстрактное.
  2. В течение пары минут внимательно изучайте объект, вникайте в каждую мелочь, наблюдайте за ним.
  3. Закройте глаза, постарайтесь абстрагироваться от внешнего мира, шумов. Представьте перед собой этот образ. Повторите те подробности, которые вы заметили, мысленно нарисуйте их перед собой.
  4. Откройте глаза и сравните реальный объект и тот, что вы воспроизвели. Есть существенные отличия?
  5. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не сможете максимально точно визуализировать объект.
  6. Постепенно усложняйте себе задачу, например, сокращайте время на изучение объекта.

Нейробика (аэробика для мозга):

  1. Регулярно меняйте маршрут до привычного места. Например, до работы или кафе, в котором регулярно обедаете. Старайтесь внимательно изучать маршруты и запоминать их.
  2. Делайте привычные вещи левой рукой (если вы левша – правой). Например, попробуйте держать в левой руке зубную щетку, ложку, ручку.
  3. Смотрите телевизор без звука. Старайтесь по общей атмосфере, обстановке, жестам и движениям понять, о чем идет речь.

Эйдетика помогает не только в развитии фотографической памяти, но и в укреплении памяти как таковой. А также при помощи тренировок можно предотвратить появление болезни Альцгеймера, старческого слабоумия и подобных патологий.

Интересно! Врожденный эйдетизм часто связан с аутизмом, шизофренией, эпилепсией, умственной отсталостью и другими психическими отклонениями.

Битва у Ага Чаири

Эпизод битвы у Ага Чаири

Битва у Ага Чаири (тур. Ağaçayırı Muharebesi) — сражение между армией Османской империи под командованием Хадыма Али-паши и армией Мамлюкского султаната под командованием эмира Озбея (Озбека), состоявшееся 16/17 августа 1488 года между Тарсом и Аданой во время первой османо-мамлюкской войны. года мамлюкская армия на пути к Адане попала в ловушку и была расстреляна авангардом мамлюкской армии. Из-за разразившегося шторма армия мамлюков прошла в низменность Чукурова, в то время как османская армия была занята восстановлением разрушенных укреплений городов. Встав лагерем у Ага Чаири мамлюки отдыхали два или три дня. Как только османская армия подошла, мамлюки атаковали её, не дав османским солдатам отдохнуть. Сначала перевес склонялся на сторону османов, но гибель нескольких командиров на их правом фланге привела к его смешению и бегству. Ночью Али-паша отступил в Эрегли. Это было третье крупное поражение османов в османо-мамлюкской войне, следствием которого была временная потеря османами части Киликии.

Примеры эйдетической памяти

Фотографическая память, или эйдетическое восприятие, – это способность человека запоминать и воспроизводить информацию (картинки, звуки, движения и так далее) с высокой точностью.

Фотографическая память

Фотографическая память

Эйдетик изначально запоминает основной рисунок события: кафе, столик, скатерть, посуду, еду и напитки, людей, очередность событий. Через некоторое время, воссоздав подробности картинки, он вспомнит детальный внешний вид спутницы, текст беседы, запах и вкус еды, неожиданный звук, свои чувства, различные побочные события. Причем в его представлении отложатся мелкие детали, на которые обычный человек не обратит внимания: количество пуговиц на рубажке официанта, цвет полосочки на тарелке, расположение строчек в меню. Прирожденный эйдетик запоминает детали непринужденно, без особых усилий.

Человек, специально развивающий у себя зрительную память, целеустремленно фиксирует в памяти все детали окружающих объектов и неоднократно повторяет воспринятое. Люди с врожденной способностью к эйдетизму имеют безграничный объем памяти, легко и непринужденно воспроизводят нужный объект в любое время. Их память способна точно и длительно сохранять пережитые события: эйдетик без проблем в 50 лет вспомнит подробный внешний вид и детали встречи с человеком, которая произошла с ним в возрасте 18 лет и длилась несколько минут.

Рекомендации

Прежде чем перейти непосредственно к методам, хочу предложить рассмотреть рекомендации, которые помогут достичь большего эффекта во время тренировок. Ведь, как вы понимаете, абсолютно во всем необходим комплексный подход. Итак, приступим:

Стрессоустойчивость

Дело в том, что стресс негативно влияет не только на здоровье человека, но и на его умственные способности. Работа мозга нарушается, происходят изменения в его клетках, разрушаются нейроны. В общем, ничего хорошего. Но невозможно вот так взять и исключить неурядицы и проблемы из жизни. Да и поменять к ним отношение не всегда выходит.

Так что же делать? Сбрасывать накопившуюся негативную энергию, позволять себе отдыхать. Разговаривать с близкими людьми и просить в случае необходимости помощь и поддержку. В конце тяжелого рабочего дня обязательно уделять время своим внутренним переживаниям. То есть, пытаться осознать, что происходит в чувственной сфере и какие мысли тревожат, не дают расслабиться. Разбираться с последствиями стресса сразу и по факту, не доводя себя до нервного срыва, накапливая и игнорируя напряжение.

Кстати, отлично для этих целей подходит йога и медитации, дыхательные техники. Тут вы найдёте подробную информацию для новичков, если не знаете, с чего начать практику.

Здоровый образ жизни

Думаю, вы в курсе, к каким негативным последствиям приводит любая форма зависимости. Особенно, если она химическая. В таком случае могут возникать провалы в памяти. Так что ни о каком её развитии и укреплении даже не может быть и речи, пока есть проблемы с алкоголем или наркотиками. Кстати, злоупотребление кофеином также влияет на мнемотехнические способности.

Обзаведитесь полезными привычками. Спорт, прогулки на свежем воздухе, изучение иностранных языков и чтение книг не только сделают вас здоровее, но и счастливее. А это поможет быстрей и качественней запоминать любую информацию, без особых усилий.

И это не просто обычный призыв вести здоровый образ жизни. Физические нагрузки усиливают кровообращение, соответственно, процесс насыщения кислородом клеток мозга более качественный и эффективный. А умственные помогают формировать нейропластичность, особенно, если возникают какие-то необычные задачи для решения. Нейропластичность – это способность наших полушарий «встраивать» в нейронные связи новые знания. Благодаря чему появляются ценности, убеждения, стиль поведения и вообще, опыт.
Кстати, здесь вы найдёте материал о том, как завязать с алкоголем, а тут – с курением.

Мотивация

Не стоит приступать к выполнению упражнений, если у вас возникает масса сопротивления. Вы в таком случае просто потеряете время. Да и силы, потому что энергия будет уходить на попытки преодолеть сопротивление, а не на познание чего-то нового и интересного.

Также уделите внимание обстановке, в которой решили заниматься. Если есть раздражители, подумайте о том, как устранить их. Потому что концентрироваться в момент, когда звонит телефон или вокруг громко разговаривают коллеги, дерутся дети и прочее – смогут только гуру, практикующие медитации не один год. Обычный же человек после ряда неудачных попыток просто остановится.

Так что организуйте процесс таким образом, чтобы вам ничего не мешало.

Помимо прочего важно определить, для чего именно вы решили развивать этот тип памяти. Когда у вас будет мотивация, тогда вас не остановить. Даже если длительный период совсем не будет результатов. Разобраться с темой мотивации вам поможет эта статья.

Инструментарий для фотографической памяти

глаз-фотоаппарат

Как мы уже поняли, начинать тренировать образную память можно с детсадовской скамьи, чтобы в школьном возрасте «фотографировать» мудрёные физико-математические формулы да тексты на иностранных языках. Делать это можно несколькими способами.

Зрительная прорисовка

Этот метод хорош для запоминания цифровых и буквенных обозначений – как раз для высшей математики, что начинается уже с начальной школы! Его изюминка состоит в том, что к контурам любого символа добавляются детали и одним движением мозговой извилины с маленькой долей фантазии сухой знак превращается в предмет.

Вот попробуйте, какие «рога и копыта» у вас получатся из цифр от 0 до 9.

  • У меня нолик – это зеркало.
  • Из единицы вышла ёлка.
  • Из двойки – всеми любимый лебедь.
  • Тройка превращается в змею.
  • Четвёрка стала парусником.
  • Пятёрка – морским коньком.
  • Из шестёрки я сделала весёлого кита.
  • Семёрка – это бумеранг.
  • Восьмёрка похожа на снеговика.
  • А девятка – это воздушный шарик.

А можно представить цифры так, как на картинке.

дорисованные-цифры

Рисуя такие заколдованные цифры и буквы, дети потом их видят в окружающих предметах.

Мысленная прорисовка

Она служит для запоминания томов Пушкина и ему подобных любителей писать многостраничные поэмы, которые потом дети в школьном возрасте учат. Заключается этот метод в предварительном погружении в атмосферу стиха. Возьмём, для примера, того же Александра Сергеевича и представим дуб, русалку, ходящего по ювелирному украшению кота, богатырей и создадим ассоциативный ряд.

картинка-лукоморье

Запоминание точной информации

Этот метод развития эйдетической памяти разделён на приёмы.

Мнемоника

Такая специальная техника, что даёт возможность запоминать незапоминающееся через изменение вида информации. Яркий пример мнемоники – возможность выучить цвета радуги через всем известную поговорку: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

цвета-радуги

Или ещё можно с нашей школьной скамьи вспомнить про Ивана, Родившего Девчонку, Велевшего Тащить Пелёнку, – это была подсказка для тех, кому не давались названия и порядок падежей.

Цепная реакция

Это построение ассоциативных цепочек, когда из одного образа выплывает другой, помогая воспроизвести правильную последовательность.

Вот, например, родителям задание: запомните 12 слов

Огурец-лодка-комар-конверт-трубочка-гусеница-книга-рис-фонтан-машина-фара-медведь.

Для этого придётся составить свой видеофильм. Вот я разрезаю огурец, сделав из него лодку, в которую попадает комар. Комар прячется в конверт, который уносится ветром, на пути сворачиваясь трубочкой в виде гусеницы. Она приземляется в книгу, на страницах там много слов «рис». Рисинки высыпаются из книги, как фонтан и попадают в проезжающую машину, разбивая ей фары. Один осколок от фары очень похож на медведя. Вот такой у меня фильм:

запоминание-картинок

Акровербальная техника

Такие приёмы, которые преобразуют материал в интересные стишки и песенки, позволяющие легче запоминать. Акровербальные преобразования особенно популярны при изучении детьми в школьном возрасте иностранных языков, когда не даются для запоминания чужестранные слова. Для других случаев есть тоже такие приёмчики хорошие. Ну вот, например, с детьми дошкольного возраста учим дни недели:

стишок-про-дни-недели

или вот зашифрованное:

стишок-про-дятла-и-дни-недели

Для школьного возраста тоже есть запоминалочки. Вот для географии:

запоминалка-про-океаны

и для английского пример:

запоминалка-английских-слов

Изображение дня

Блё де Жекс — французский голубой сыр из коровьего молока

Блё де Жекс — французский голубой сыр из коровьего молока

Эйдетика для детей

эйдетика для развития ребенка

Эйдетикой называют определенную методику, благодаря которой маленький ребенок сможет легко запомнить большой объем информации. Эйдетика для детей – это программа, направленная на правильное развитие мышления и логики ребенка. По прохождению данной программы детьми, развивается их творческий потенциал.

Logotip.jpg

Развивая эйдетические способности у ребенка, можно быть уверенным в том, что он будет значительно отличаться от своих друзей, памятью и нестандартным мышлением.

Главная цель метода – это развитие как зрительной, так и тактильной памяти, образного мышления, слухового и зрительного внимания и воображения. Методика стимулирует и улучшает речь, способствует быстрому запоминанию образов, инициативности ребенка.

Как развивать у ребенка

Методика обучения направленная на развитие эйдетической памяти нацелена на образное мышление детей. Эйдетика способствует правильному развитию ребенка. После прохождения занятий малышами в их, казалось бы, маленьком возрасте, результаты остаются на всю жизнь.

Книжки

Чтение – основной тренажер для тренировки мозга. Детской литературы для развития эйдетической памяти огромное количество. Книги послужат отличным помощником родителям в развитии своего чада.

  • Тренируем память и интеллект методом Шерлока Холмса

развитие эйдетической памяти у ребенка

  • Развиваю внимание, память, речь. Для детей 2-3 лет

детское развитие памяти

  • Развиваем логику, мышление, память. Игры, ребусы, тренажёры

Упражнения для развития эйдетической памяти у ребенка

Игры и упражнения

Эйдетика легко воспринимается детской аудиторией, так как методика основана на легких играх и упражнениях. Чтобы развить способности малыша можно самостоятельно заниматься с ним по 15 минут в день, упражнения подходят для детей с 3 лет.

Упражнения:

  • Легкое и забавное упражнение, которое способствует развитию визуальной памяти малышей – это игра с картинками. Для этого нужно отобрать как можно больше картинок с изображением животных, птиц, домов и игрушек. Ребенок должен вытащить несколько любых картинок, и глядя на них составить рассказ того, что он видит.
  • Еще одно полезное занятие. Перед прогулкой можно попросить малыша, рассказать, что ему нужно для этого надеть. И с каждым разом следить за тем, чтобы он мог перечислить предметы одежды в той последовательности, в которой он будет их надевать. Перечислять предметы, он должен, не видя их, то есть визуально.
  • Малыша можно легко научить знанию цифр. Для этого нужно, чтобы каждая цифра у него с чем-то ассоциировалась, например, с цветом или предметом. В дальнейшем, когда он будет озвучивать цифры, ему просто будет каждую визуально представлять с тем предметом, который он сам и выдумал

Онлайн ресурсы для развития эйдетической памяти у детей

сайт викиум для развития эйдетической памяти у детей и подростков

Можно не только самостоятельно заниматься со своим чадом, но и обратиться к онлайн упражнениям и играм, которые направлены на развитие памяти и внимания ребенка. Самыми распространенными онлайн тренажерами для развития интеллектуальных способностей у ребенка являются викиум и iqclub.ru.

Компания «Викиум» занимается разработкой тренажеров для мозга, при помощи которых у детей значительно улучшается память и концентрация внимания.

Курсы Викиум позволяют развивать детям и подросткам:

  • Память
  • Интеллект
  • Внимание
  • Мышление

Курсы работают онлайн, существует бесплатная платформа для занятий детьми. По прохождению вводного тестирования, и регистрации на сайте ребенок получает персональную программу занятий. По мере обучения, можно воспользоваться и платными услугами сервиса.

iqclub для тренажер для развития эйдетической памяти детей

Программа iqclub рассчитана на развитие интеллектуальных способностей у детей.

Курсы предлагают следующие упражнения:

  • По чтению
  • На запоминание
  • Развитие мышления
  • Тренировка внимания
  • Благодаря курсам ребенок может быстро научиться считать

Программа Клуба представляет собой качественное и гармоничное обучение. Занятия проводятся интересно, весело и просто. Благодаря тому, что курсы проводятся в игровой форме, детям легко их воспринимать.

Общие отзывы пользователей о ресурсах положительные. Родителям нравится, что их детям действительно помогает прохождение курсов в развитии логических способностей и мышления.

Как учить стихи

Детям трудно дается запоминание стихотворений. Предотвратить этот тяжелый процесс учения поможет эйдетика. Благодаря методике ребенок будет легче запоминать стих. Метод запоминания стихотворений основан на запоминании не самих слов, а образов, с которыми ребенок их ассоциирует.

В психологии называют данное явление визуальной составляющей стихотворения. Строки стихотворения превращаются для ребенка в визуальный фильм. Любое действие в таком фильме в мыслях ребенка будет ассоциироваться с определенным словом из произведения.

Запоминание точной информации

Известно, что если информация понятна и осмысленна ее проще запомнить. Для детей важно осмысленное владение материалом, а не зубрежка. Поэтому нужно объяснять информацию, а не рассказывать. Так будет легче ее запомнить.

Аутисты с фотографической памятью

Вы когда-нибудь видели фильм «Человек дождя», где главные роли играют Дастин Хоффман (Dustin Hoffman) и Том Круз (Tom Cruise)? Если пока ещё нет, то мы рекомендуем вам его посмотреть. Он поистине невероятный! И кроме того, он прекрасно иллюстрирует феномен эйдетической памяти.

Персонаж, которого играет Дастин Хоффман, был создан по образу Кима Пика (Kim Peek). Это 53-летний мужчина, которому диагностировали расстройство аутистического спектра. Ким Пик запомнил каждую страницу из 9000 прочитанных книг.

Пик говорит, что у него уходит от 9 до 12 секунд, чтобы прочитать страницу, и утверждает, что каждый из его глаз читает страницу независимо от другого.

Другой любопытный случай был выявлен у Стивена Уилтшира (Stephen Wiltshire), который всего за десять минут может запечатлеть в памяти каждую деталь окружающей среды, даже в местах с большим количеством визуальных стимулов, таких как Пикадилли в Лондоне. Затем он рисует всё увиденное с большим количеством деталей исключительно на основе своей памяти.

Стивену был поставлен диагноз аутизм в возрасте трёх лет, и с этого момента он начал демонстрировать свой природный талант к живописи. Изначально его привлекали изображения животных и автобусов, но позже его интерес переключился на здания и более сложные объекты. На его сайте вы можете увидеть рисунки, сделанные им в разные периоды жизни. Они поистине впечатляют!

Что такое фотографическая память?

Эйдетизм – способность человеческого мозга сохранять и воспроизводить ранее запечатлённые образы, предметы, явления и обстоятельства с точными деталями. Его ещё принято называть феноменальной памятью. Слово эйдетизм имеет греческие корни — «эйдос» значит образ, облик, внешний вид. До сих пор эйдетизм в психологии – реальный необъяснимый феномен отдельно взятых людей, иногда он сопровождается высокими вычислительными способностями – выше, чем у современных компьютеров последнего поколения.

Проявления

Можно ли развить эйдетическую память

Психологи сравнивают память у разных людей с отпечатками пальцев, утверждая, что у каждого она формируется и развивается совершенно по разному. Связано это с их индивидуальными особенностями.

Ведущая психическая деятельность

В первую очередь личностные проявления памяти определяются характером ведущей психической деятельности, о котором уже было сказано выше.

Пример. В одну группу обучения вождению попали кинестетик, визуал и аудил. Тема занятия — «Как справиться с неуправляемым заносом на дороге». Чтобы усвоить (запомнить) материал, который объясняет преподаватель:

  • кинестетик должен сам сесть за руль (хотя бы в учебном тренажёре) и собственноручно повторить алгоритм действий в данной ситуации;
  • визуалу достаточно наглядного материала: плаката или видеоролика, запись материала также будет весьма кстати;
  • аудил может ничего не записывать и даже не смотреть на доску — он запоминает материал с помощью органов слуха.

Зная свой ведущий тип психической деятельности, человек может в несколько раз улучшить и ускорить процесс запоминания. Кинестетику для этого нужно всё потрогать, визуалу — увидеть, аудилу — услышать.

Качество памяти

В зависимости от степени развития психических функций, у каждого человека память будет различаться своим качеством. Всем известно, что она бывает феноменальной, прекрасной, посредственной и даже плохой.

Она считается хорошей, если характеризуется такими параметрами, как:

  • высокая скорость запоминания;
  • длительное хранение информации;
  • точное воспроизведение до мельчайших подробностей;
  • готовность воссоздания синаптических и нейронных связей для быстрого воспроизведения.

Все эти параметры могут по-разному сочетаться друг с другом, что также приводит либо к хорошему качеству памяти, либо к проблемам с ней. Например:

  • максимально удачное сочетание — высокая скорость запоминания + медленное забывание;
  • посредственный тандем — невысокая скорость запоминания + медленное забывание;
  • частично удачная комбинация — высокая скорость запоминания + быстрое забывание;
  • самая низкая продуктивность у пары — невысокая скорость запоминания + быстрое забывание.

К личностным проявлениям часто относят объём памяти. С одной стороны, она, действительно, не одинакова у разных людей. Кто-то из 20 продиктованных слов может запомнить только 5, а другие безошибочно воспроизведут все. Однако психологи утверждают, что этот параметр у всех одинаков. Просто кто-то умеет пользоваться максимумом предоставленного объёма, регулярно тренируя и развивая память. Другие же не считают нужным тратить на это время, и в результате потом жалуются на то, что она у них плохая.

Герои попкультуры

Телевизионные персонажи с эйдетического памятью, включая специального агента Фокса Малдера из телесериала «Совершенно секретно», злодей Бейн с комикса Бэтмен, детектив Адриан Монк из телесериала Монк, доктор Спенсер Рейд из сериала «Мыслить как преступник», доктор Сэм Бекетт с Квантовый скачок, доктор Лекси Грей из сериала «Анатомия Грей», доктор Шелдон Купер из «Теории большого взрыва», Шоун Спенсер из сериала “Psych” (“Провидец”), Оливия Данэм из сериала «Грань», Майк Росс из сериала «Костюмы », Мика Беринг с« пакгаузов, 13 », Моззи из сериала” Белый воротничок “, Олив Дойл с диснеевского” Ферма М.У.Р.А.Х. “, Седьмая-из-Девяти с« Звездный путь: Вояджер », Сюзан Иванова из сериала« Вавилон-5 », Брик Гек из сериала” Середняки “и Чарли Эндрюс с фильма« Герои ».

В шведском сериале «Millennium» (Девушка с татуировкой дракона) Стига фон Ларсона, героиня-хакер Лизбет Саландер имела эйдетического память. В фильме «Умница Уилл Гантинґ», где снимался Мэтт Дэймон, главный герой Уилл Гантинґ имел и чрезвычайное IQ и эйдетического память.

Значительная часть истории юмористического фэнтези «Малые боги» Терри Пратчетта базируется на гипермнезии, эйдетической памяти новичка Брутхы. Он помнил каждое мгновение своей жизни в идеальных деталях, даже точное положение и хронометраж шагов индивида. Он не умел читать, но он мог воспроизвести совершенные репродукции виденных документов из своей памяти, потому что он помнил вид и размеры букв. Когда он стал свидетелем сомнительных событий и получил приказ забыть ей — не смог понять приказа, поскольку не имел понятия о «процесс забывания». Когда его спросили, что прежде он помнит, — он ответил: «Яркий свет, а потом меня кто-то ударил».

Текущие события

Роберт Левандовский
  • Нападающий испанской «Барселоны» Лионель Месси стал лучшим бомбардиром в истории футбола по голам за один клуб (644 мяча).
  • Произошло великое соединение: расстояние между Юпитером и Сатурном на небесной сфере составило 6 угловых минут — это самое близкое соединение с 1623 года.
  • Женская сборная Норвегии 8-й раз в истории стала чемпионом Европы по гандболу.
  • Роберт Левандовский (на фото) и Люси Бронз стали лучшими футболистами 2020 года по версии ФИФА.
  • Китайская миссия «Чанъэ-5» доставила на Землю пробы лунного грунта.
  • Произошло полное солнечное затмение, которое лучше всего было видно в юго-восточной части Тихого океана, Чили, Аргентине, на юге Атлантического океана.

В этот день

Развитие эйдентической памяти в быту

Как и любая другая память, эйдентическая память любит, чтобы наш мозг был спокоен. Отсутствие стрессов, депрессий и тревог – отличный залог для качественных и эффективных тренировок.

Тренировки должны проводиться на регулярной основе. В этом может помочь сервис BrainApps, так как в личном кабинете вы отслеживаете прогресс тренировок, а также можете получить рекомендации по тому, на что обратить внимание при самосовершенствовании личности.

Спорт, рациональное питание и умеренные физические нагрузки ежедневно – залог бодрости мозга и его активной работы. Отказ от вредных привычек имеет также положительное влияние на развитие эйдентической памяти у обычного человека.

Завершение

Напоследок хочу рекомендовать тренажер для мозга Викиум. Что это такое, вы узнаете, нажав на эту ссылку. Скажу лишь, что благодаря онлайн-тренажерам, которые находятся на этом сайте, вы не только с пользой проведёте время, но и получите удовольствие от процесса. Викиум помогает создать программу тренировок, которая подходит под требования и пожелания каждого участника индивидуально. Так что успехов вам и интересного времяпрепровождения, развития!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Как эффективнее запоминать образы?

Следует уметь абстрагироваться и не отвлекаться на разнообразные факторы. Для лучшего запоминания образов вы можете использовать ассоциации. Если требуется запомнить большой объем образной информации, можно ее повторять, то есть смотреть снова и снова на запоминаемый объект, это способствует лучшему запоминанию. Наблюдательность и внимательность к деталям поможет вам стать обладателем отменной памяти и развить личностные способности.

29 декабря

HMS Warrior
  • 1610 — следователи по делу Кровавой Графини застали её пытающей жертв в Чахтицком замке.
  • 1845 — США присоединили Республику Техас.
  • 1857 — Вторая опиумная война: английские и французские военные заняли Кантон.
  • 1860 — в Блэквелле спущен на воду HMS Warrior — первый в мире цельнометаллический броненосец (на илл.).
  • 1923 — Владимир Зворыкин обратился за получением патента на иконоскоп.
  • 1930 — Мухаммад Икбал выступил с инициативой создания мусульманского государства на северо-западе Британской Индии.
  • 1993 — вступила в силу Конвенция о биологическом разнообразии (КБР).
  • 1996 — длившаяся 36 лет гражданская война в Гватемале закончилась примирением сторон.

Возможности эйдетизма

Фотографическая память дает множество возможностей для человека – стоит вспомнить людей, обладавших этим талантом:

  • Максим Горький – обладал навыком скорочтения и запоминал прочитанные книги на долгие годы;
  • Алексей Толстой – прежде чем написал свои книги, «видел» их содержание и текст образно;
  • Лев Вершинин – со студенческих лет знал наизусть текст Советской Исторической Энциклопедии;
  • Рональд Рейган – с одного взгляда мог запомнить целиком какой-либо текст.

Развитая эйдетическая память открывает перед человеком новые возможности – успехи в учебе, профессии, хобби напрямую зависят от того, насколько быстро и качественно вы запоминаете новую информацию.

Однако, в своем стремлении развить фотографическую память и стать эффективнее, умнее и лучше не забывайте, что важно не навредить себе. Чрезмерное увлечение эйдетизмом в конечном итоге может грозить «затмеванием» внутренними образами реальности.

Известные люди с эйдетической памятью

Т. Рузвельт

История знает немало примеров людей с врожденной или приобретенной эйдетической памятью. Вот лишь некоторые из них:

  1. Т. Рузвельт. Каждый день тренировал память и читал по три книги.
  2. Н. Тесла. С детства отличался феноменальной памятью.
  3. Иоанн Павел II. Знал 21 язык и 100 диалектов.
  4. Ким Пик. Простой, но в тоже время необычный житель Америки. Ким читал параллельно две страницы и тут же запоминал прочитанное.
  5. Фердинанд Маркос. Он запоминал, воспроизводил или пересказывал текст любой сложности и объема.
  6. Юлий Цезарь. Обладал отличной памятью на лица, знал всех солдат.
  7. Мэрил Хеннер. Еще одна обычная, но уникальная жительница Америки, которая детально помнила все свое детство.
  8. Мэри Элизабет Боузер. Легендарная разведчица, которая запоминала и в точности передавала всю выведанную информацию.

Эйдетическая память. Задействуй свой потенциал!

Эйдетическая память (с древнегреческого «эйдос» переводится как «образ») выражается в сохранении предельно ярких, красочных, детализированных образов предметов после того, как они перестали быть видимыми (слышимыми, осязаемыми). Эйдетик не воспроизводит образ предмета в памяти, а как бы продолжает его видеть. Продолжительность такого видения составляет примерно минуту, в редких случаях – до десяти минут. Учёные считают, что такое восприятие данных и объектов многократно увеличивает человеческие возможности, многие техники развития памяти задействуют приёмы эйдетики.

Эйдический образ

В некоторой степени эйдетическая память схожа с галлюцинациями, однако, если галлюцинирующий человек убеждён в реальности видимых образов, то эйдетик осознаёт нереальность образа. И возникновение, и затухание его спонтанно. Возможно, поэтому эйдетизм встречается далеко не у всех людей, ведь вызвать эйдетический образ усилием воли невозможно. Следовательно, эйдетическая память находится где-то между представлением и ощущением.

Чаще всего это явление встречается у детей, с возрастом уменьшается, и лишь немногие взрослые отмечают у себя такую способность.

Исследования эйдетической памяти у детей проводились в Европе в 1-й половине 20 в. В России её механизмы исследовал Л.С. Выготский. Было установлено, что это явление чаще отмечалось в тех классах, где на уроках в большей степени применялись наглядные пособия, велось преподавание Богословия, дети были более дружны. Там, где детей учили аналитике, делали из них «маленьких взрослых», случаев эйдетизма практически не было. Некоторые исследователи увязывали это явление с невысоким интеллектом.

Эйдическая память

Вспомним, как страдающий аутизмом главный герой фильма Б.Левинсона «Человек дождя» помнил наизусть все цифры телефонного справочника и комбинации карт в казино. У этого героя есть реальный прототип!

Как развить и сохранить свою память? Специалисты рекомендуют мнемотехнику и эйдотехнику, известные ещё в Древней Греции.

Для начала следует уяснить, что развитие памяти человека напрямую связано с вниманием. Внимательный ли вы человек? Замечаете ли мелочи? Для развития эйдетической памяти стоит использовать упражнения на запоминание образа или картинки. Начните с «фотографирования» простых картинок. Годятся и математические формулы – смотрите на них в течение минуты, а затем постарайтесь воспроизвести. Картинки и формулы со временем усложняйте.

Весьма эффективно эйдетическая память тренируется парными карточками. Для начала подготовьте четыре пары карточек, перемешайте и разложите лицевой стороной вверх. Изучайте общую картину в течении некоторого времени, стараясь запомнить увиденное, после чего карточки переверните.

Развитие памяти человека
Открывая их по одной, старайтесь вспомнить, где лежит пара для данной карточки. Количество ваших попыток должно со временем уменьшаться.

Многие методы запоминания выстроены на ассоциациях, то есть то, что следует запомнить, привязывается, или соотносится с уже известным.

Средневековые студенты, например, не имея возможности покупать книги ввиду их дороговизны, воображали предметные города — математики, физики, химии, и прогуливались по ним в своём воображении.

И напоследок. У разных людей могут преобладать разные виды памяти – зрительный, слуховой, двигательный. Работая над усовершенствованием памяти, стоит задействовать те, которые развиты у вас в меньшей степени.

Тренируем воспроизведение информации

Однако эйдетическая память — это не только запоминание, но и воспроизведение того, что вы запомнили. Следовательно, надо научиться вызывать в памяти не только то,

что произошло час назад или накануне, но и «дела давно минувших дней».

Одно из упражнений — уцепитесь за какое-нибудь яркое событие и старайтесь раскрутить цепочку: что было до этого, что во время, что после

. Старайтесь вспомнить детали, восстановить картинку и последовательность событий так, как будто вы снова оказались именно там. Чем дальше вы будете продолжать тренировки, тем менее значительной для вас может быть «исходная» точка.

Попробуйте для себя различные мнемотехники (например, представленные нами мнемотехники по запоминанию цифр), — перешедшие на тот же автоматический уровень, они помогут вам надолго закрепить ту или иную информацию.

Также весьма полезными окажутся общее развитие памяти

(не только зрительной), а также общая тренировка мозговой деятельности — нейробика, изучение языков, решение логических задачек и даже кроссвордов: не давайте мозгу простаивать, и он покажет вам, на что вы способны.

История исследований[ | ]

Виктор Урбанчич[ | ]

Считается, что одним из первых описал феномен эйдетизма сербский учёный В. Урбанчич в 1907 году.

Марбургская психологическая школа[ | ]

Теория, предметом которой была эйдетическая способность — особый вид образной памяти человека, — разрабатывалась на протяжении 1920—1940-х гг. в Германии, в марбургской психологической школе Э. Йенша. Э. Йеншем совместно с учениками были проведены фундаментальные исследования эйдетизма[1]. После 1933 года в гитлеровской Германии Э. Йеншем и его единомышленниками стала развиваться «интеграционная типология» («Integrationstypologie») — идеологизированная концепция, объединяющая эйдетику и национал-социалистические идеи и лозунги.

Советская психология[ | ]

В СССР большое внимание эйдетике уделял Л. С. Выготский[2][3]. Также в СССР в 1920—1930-е гг. вопросами эйдетики занимались В. А. Артёмов, П. П. Блонский, Н. Ф. Добрынин, П. Л. Загоровский, М. П. Кононова[4], С. В. Кравков, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, И. В. Страхов, Б. М. Теплов, Г. С. Фейман, Л. М. Шварц, Ф. Н. Шемякин, Н. Д. Шрейдер, П. О. Эфрусси и другие. Помимо научных статей следует также отметить статьи об эйдетизме во втором и третьем изданиях Большой Советской Энциклопедии, в Философском энциклопедическом словаре и в психологических словарях.

Самые первые упоминания эйдетики встречаются в «Педологии» П. П. Блонского и «Очерках психологии» С. В. Кравкова, изданных в 1925 году. В этих работах прежде всего обращается внимание на большое теоретическое и практическое значение эйдетизма как особого, ранее не изучавшегося вида памяти. Первой советской работой, содержащей серьёзный теоретический анализ эйдетических идей, следует считать вышедшие в 1927 г. «Психологические очерки» П. П. Блонского. В этой книге содержится большое количество конкретной и точной информации: перечисляются основные проблемы и понятия эйдетики, приводятся результаты экспериментов, выдержки из протоколов, указываются и оцениваются первоисточники и т. д.

В 1933 г. вышел в свет 63‑й том Большой Советской Энциклопедии, где содержалась обширная статья А. Р. Лурия «Эйдетизм». Относительная редкость яркого проявления эйдетизма и подавления проявлений соответствующих природных способностей в зрелом возрасте связана с несколькими причинами, описанными, в частности, академиком АПН СССР А. Р. Лурия в его «Маленькой книжке о большой памяти»[5].

Следует сказать, что оценка эйдетики в СССР всегда зависела не столько от собственно научных факторов, сколько от идеологической обстановки в стране. В этом плане чётко выделяются два этапа. В 1920‑е — начале 1930-х годов требование критического отношения ко всей зарубежной психологии ещё не заслоняло и не заменяло собой полностью этапов изучения и усвоения. До превращения в нацистскую науку эйдетика воспринималась и оценивалась в советской психологии точно так же, как и другие современные зарубежные теории: фактология признавалась, а теоретические построения критиковались за несоответствие марксизму. При этом среди советских психологов существовал довольно широкий спектр мнений в оценках эйдетики[6] — от заинтересованности, признания и согласия по многим вопросам в сочетании с обязательными критическими оценками (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, П. Л. Загоровский, А. Р. Лурия, И. В. Страхов и другие) — до почти полного отрицания. Так, Л. М. Шварц в 1930 году писал: «В нашей психологической и педологической литературе учение Йенша не встретило должной критической оценки. Многие положения марбургской школы, воспринятые на веру нашими авторами, неприемлемы и открывают возможность проникновения через них явно идеалистических моментов в психологию».

Однако затем в силу ряда обстоятельств (вырождение эйдетики в Германии в «интеграционную типологию», запрет в СССР в 1936 году педологии, Великая Отечественная война) эйдетические исследования в СССР были полностью свёрнуты.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...