Духовные ценности. Список духовно-нравственных ценностей

Содержание

Отличие духовные потребности от материальных

Главное отличие духовных запросов от материальных представляется в том, что, на первый взгляд, они не становятся необходимыми. В них нет никакой личной корысти. Они не смогут накормить, укрыть от холода, обезопасить от врагов. Удовольствие от заполнения духовного мира — только моральное, имеющее преимущественно эстетический характер.

Другой отличающий момент заключается в мотивации, причинах, склоняющих личность к удовлетворению тех или иных потребностей. Материальные запросы возникают при непосредственной в них нужде. Это своего рода тактическая, сиюминутная, сторона жизни. Главной силой духовных наклонностей становится не конкретная выгода, а любопытство. Это свойство каждой животной натуры, человека в особенности, является ничем иным как попыткой заглянуть чуть дальше своего носа. Увидеть что-то новое в надежде, что оно окажется полезным в будущем.
При этом духовная деятельность, в отличие от материальной, по возможностям своим беспредельна. Её ограничивает только отсутствие свободного времени.

Теперь о средствах удовлетворения потребностей. Материальные запросы предметны и обусловлены находящейся в наличии ресурсной базой. Единственным средством пополнения духовного потенциала становится творчество.

Каким образом реализует себя творческая личность? Определяющими здесь становятся две функции, присущие человеческому сознанию. Одна из них связана с той или иной формой общения, другая с чувственным познанием мира.

Коммуникативная функция сознания разрешает субъекту получить необходимую духовную или практическую информацию из печатных, визуальных и аудиоисточников, в том числе в результате непосредственного общения с обладателем нужных данных.

Познавательная сторона творчества предусматривает не только получение каких-либо сведений, но также их селекцию, отбрасывание лишнего и усвоение того, что представляется необходимым сейчас.

Духовные потребности

В случае, если ваша мечта – заработать большую сумму денег, поинтересуйтесь у успешных и богатых людей, чувствуют ли они себя счастливо? Вероятно большая часть этих людей ответит, что они несчастны. И причина здесь не только в том, каким способом человек добыл необходимую сумму и как использует свои накопления.девушка мечтаетЕще с древних времен философы пытались найти истинный смысл счастья, утверждая, что оно находится ближе, чем, кажется. Природа наших истинных потребностей берет начало в духовном совершенствовании.Основная черта духовных потребностей в том, что они представляют собой высшую потребность отдельно взятого человека и имеют большое значение для основного числа людей. Степень развитости духовных потребностей — самое важное в личности человека.Каждый из нас стремится к самореализации, определению смысла и познанию мира. Эти желания можно отнести к духовным потребностям. Очень важно, чтобы ценности, необходимые человеку, были для него достижимы.

Литература[ | ]

  • Беляев И. А.
    Ограничение и компенсация способностей и потребностей целостного человеческого существа // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2009. — № 2 (96), февраль. — С. 24-30.
  • Беляев И. А.
    Способности и потребности как континуум системных свойств человеческой целостности // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2009. — № 1 (95), январь. — С. 9-13.
  • Беляев И. А.
    Целостность человека в аспекте взаимосвязи его способностей и потребностей : монография. ― Оренбург : ОГИМ, 2011. ― 360 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=18513947
  • Беляев И. А.
    Целостность человека в аспекте взаимосвязи его способностей и потребностей : опыт типологизации : автореф. дис. … докт. филос. наук : защищена 16.02.2012 : утв. 18.10.2012. — Челябинск, 2012. — 55 с.
  • Ильясов Ф. Н.
    Потребность в детях и репродуктивное поведение // Мониторинг общественного мнения. 2013. № 1. С. 168—177.
  • Ильясов Ф. Н.
    Соотношение структуры потребностей и структуры цен /

    Ильясов Ф. Н. Статусная теория цены (базовые подходы к формированию концептуальной модели). — М.: Институт социологии РАН, 1993.

  • Потребности / Г. Д. Гловели // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Потребность / Д. А. Леонтьев // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Фрейджер Р., Фейдимен Дж.
    Личность: теории, эксперименты, упражнения. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.- С. 487—494. — ISBN 5-93878-241-4
  • Щербатых Ю. В.
    Общая психология. — СПб.: Питер, 2008. — С. 171—177. — ISBN 978-5-388-00230-3

Описание

Описание, для чего нужно

При неудовлетворении духовных потребностей человек не умирает, его соматическое состояние здоровья не страдает, а в отдельных случаях это не влияет и на психическое здоровье, особенно если человек имеет различные врожденные либо приобретенные интеллектуальные отклонения.

При этом большинство людей все равно нуждается в удовлетворении духовных потребностей в той или иной мере. Какие потребности можно назвать духовными, что к ним относится?

Познавательная активность

Даже в каменном веке и ранее люди стремились к познанию окружающего мира, пытались понять, как работает то, что их окружает, как можно объяснить те или иные явления.

Их умозаключения приводили к появлению первых верований и суеверий, поскольку наиболее простой способ объяснить происхождение обыденных для нынешних людей, но совершенно необъяснимых для древних явлений (грозы, огня, дождя) , это связать их с деятельностью потусторонних сил, богов, духов, магии.

Именно благодаря стремлению к познавательной активности человечество находится на нынешней ступени развития и продолжает совершенствоваться.

Эта потребность имеет тесную связь с другими духовными нуждами и является ключом к достижению важных для большинства людей целей.

Познавательная активность - понятие

Как удовлетворить эту потребность?

Каждому человеку важно найти свой путь к познанию и определить, какие сферы ему наиболее интересны.

Кому-то подойдет чтение книг и статей, кому-то , просмотр обучающих роликов, посещение секций, кружков, курсов.

Чтобы информация была должным образом усвоена и принесла пользу, важно регулярно использовать ее для достижения практических целей, совершенствовать навыки.

Самосовершенствование

Эта потребность тесно связана с предыдущей, но не во всех аспектах, поскольку самосовершенствование включает в себя не только развитие, связанное с увеличением объема знаний и количества навыков, но и интеллектуальное (нельзя оценивать ум человека лишь по объему знаний в памяти, есть и другие критерии), физическое, моральное.

Под моральным развитием подразумевается совершенствование своих взглядов на окружающий мир: человек в процессе существования сталкивается с моральными задачами и, решая их, растет духовно, увеличивает силу воли, становится мудрее и доброжелательнее.

Под высоким интеллектом можно подразумевать ряд различных вещей, таких как:

  • Самосовершенствование человека
  • умение быстро и правильно принимать решения,
  • способность быстро находить в памяти ответы на нужные вопросы,
  • высокая способность к запоминанию информации,
  • значительная развитость разных видов мышления,
  • умение длительно концентрироваться и быть продуктивным в течение этого времени.

И, разумеется, наличие багажа знаний, умений и навыков. Поэтому, говоря об интеллектуальном самосовершенствовании, есть смысл подразумевать нацеленность на развитие всех этих способностей или их части.

Люди, регулярно занимающиеся различной физической активностью, в среднем более здоровы (за исключением профессиональных спортсменов) и живут дольше.

Также физическая активность благоприятно влияет на психическое здоровье человека.

Как удовлетворить эту потребность? Могут помочь удовлетворить нужду в моральном самосовершенствовании качественные книги, фильмы, сериалы, игры.

Также важно смело идти навстречу трудностям, чтобы получить моральный опыт.

Чтобы стать сильнее и умнее, важно регулярно уделять время для саморазвития: тренироваться, изучать научные публикации, применять навыки, связанные с активным использованием мышления, на практике и так далее.

Реализация в трудовой деятельности

Реализация в трудовой деятельности - значение

Большинство людей стремятся добиться большего в деятельности, которой занимаются.

Этой деятельностью может быть как работа, так и хобби.

Не у всех есть возможность зарабатывать деньги, выполняя ту работу, которая вызывает теплые чувства, поэтому значительная часть людей вынуждена трудиться в сферах, которые им не слишком нравятся.

В таких случаях потребность реализоваться через работу способна снизиться, и человек может попытаться компенсировать это за счет хобби.

Реализация важна в плане удовлетворения не только духовных, но и социальных потребностей: если тебя ценят на рабочем месте, у тебя появятся друзья, чувство общности, безопасности.

В процессе достижения трудовых целей человек самосовершенствуется, получает новые навыки и знания, начинает ощущать собственную значимость, лучше понимает, чего хочет от жизни.

Как удовлетворить эту потребность? Уделяйте работе столько времени и сил, сколько можете, но при этом следите, чтобы Ваше психическое и физическое здоровье не страдали.

Старайтесь больше узнать о сфере, в которой работаете, повышайте собственную компетентность, общайтесь с опытными коллегами, развивайте когнитивные способности.

Удовлетворение эстетических чувств

Удовлетворение эстетических чувств - примеры

Стремление находиться в красивых интерьерах, любоваться красотой окружающего мира и общаться с привлекательными с точки зрения общества людьми крайне развито у человека.

Также эстетические чувства и желание нравиться окружающим толкают людей на коррекцию собственной внешности при помощи косметики, украшений, одежды, физической активности и даже пластических операций.

У человека, длительное время находящегося в однообразной обстановке, лишенной привлекательных с его точки зрения элементов, увеличивается вероятность развития депрессии.

Как удовлетворить эту потребность? Наслаждайтесь художественным контентом , фильмами, картинами, посещайте музеи, выставки, изучайте искусство.

Чаще гуляйте на свежем воздухе и в процессе прогулок присматривайтесь к разным элементам природного мира. Держите свой дом и свое тело в чистоте и порядке.

Потребность отыскать смысл жизни

Философские вопросы часто терзают людей, особенно тех, которые находятся в кризисных периодах. Время от времени каждый может испытывать потребность переосмыслить собственную жизнь и найти новые цели.

Потребность отыскать смысл жизни - в чем выражается?

Это важный процесс, и, если человек не найдет ответы, устраивающие его, у него могут возникать внутренние конфликты, психические заболевания.

Как удовлетворить эту потребность?

Важно уметь прислушиваться к себе, анализировать жизненную ситуацию, задавать правильные вопросы в процессе рассуждений.

Также стоит помнить, что смысл жизни не обязан быть глобальным, любые цели важны и значимы.

Виды

Выделяют виды духовных потребностей с учетом желания человека обладать плодами духовного производства, к примеру, стремление приобщаться к достижениям науки, культуры, искусства. Основные личные потребности:

  1. Стремление к безопасности.
  2. Необходимость в общении.
  3. Тяга к самовыражению (в научной, творческой, спортивной, политической сфере деятельности).
  4. Необходимость в самоутверждении (получение признания и власти, достижение стороннего уважения и самоуважения).
  5. Нравственные устои.
  6. Эстетические ценности.
  7. Необходимость в труде.
  8. Необходимость укреплять здоровье.
  9. Тяга к научно-познавательной деятельности.

Духовное удовлетворение взаимосвязано с тягой к познанию. Люди во все века стремятся к знанию, освоению новых навыков и умений. Эстетические потребности выражаются в стремлении созерцать прекрасное, наслаждаться произведениями искусства и создавать их. В этой связи выделяют направления развития личности:

  • Расширение художественного кругозора.
  • Развитие эстетического вкуса.
  • Развитие творческих способностей.
  • Стремление украшать жилище, другие объекты быта, вносить красоту в труд и окружающую действительность.

В рамках удовлетворения эстетических нужд индивид познает окружающий мир, находит гармонию в природных пейзажах, замечает положительные качества характера в других людях, глубоко воспринимает произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства. Совершенствование межличностных отношений происходит как отражение душевной потребности по принципу постоянного духовного развития.

общение в коллективе

Индивид вырабатывает коммуникативные навыки, учится находить компромиссы, позитивно воспринимать других людей, невзирая на их недостатки и маргинальные поведенческие модели. Стремление к общению граничит с самопознанием. Индивиды общаются между собой, проявляя эмоции, чувства, расширяя кругозор, повышая интеллектуальный уровень, формируя, тренируя волевые качества.

Потребность в дружбе, любви к другому индивиду относится к духовным потребностям, которые отражают стремление человека проявлять участие, сопереживать, сочувствовать, оказывать поддержку и внимание. В процессе общения происходит обмен идеями, поиск решений и ответов на вопросы, создаются совместные произведения искусства и творчества.

Процесс духовного потребления неразрывно связан с удовлетворением потребностей, к примеру, созерцание произведений искусства относят к творческой деятельности, которая ассоциируется с духовным развитием личности. В процессе созерцания индивид становится участником творчества, духовно обогащается, совершенствует свою личность. Для удовлетворения нужд личность утверждает себя в творчестве.

Осознание творческого созидания приносит моральное удовольствие. Развитие интеллектуальных способностей ассоциируется с осознанием собственного творческого потенциала, восприятием культуры как фактора повышения социального статуса и качества жизни. Потребности человека удовлетворяются в процессе его творческой, познавательной, созидательной деятельности.

Желание удовлетворить нужды ассоциируется с личностным ростом. Происходит беспрерывное самосовершенствование личности. Отсутствие необходимости удовлетворять духовные нужды приводит к застою и последующему распаду личности. Для полноценного формирования и развития личности важно в процессе воспитания приобщать ее к культуре и морально-нравственным ценностям, культивируемым в обществе.

Если духовные потребности не направляются наставниками в процессе воспитания, индивид относится к их удовлетворению, опираясь на собственные взгляды, вкусы, мировоззрение, что обуславливает усиление влияния на процесс со стороны социума и уклада жизни, принятого в обществе. Особенности духовных потребностей формируются под влиянием рекламы, прочитанных книг, элементов массовой культуры (кинофильмы, телепередачи, информация в СМИ) в зависимости от того, чем руководствуется индивид при отборе источников новых сведений.

девушка в библиотеке

Потребность в безопасности

В списке нужд особое место занимает потребность в своей безопасности, чтобы составить представление о роли этой потребности в рамках существования индивида, нужно вспомнить о приоритетных интересах личности, которые включают сохранение здоровья и жизни. Человек обладает предвидением исходов ситуаций, способен оценивать последствия своих действий.

Безопасность индивида и его близких можно отнести к базовым критериям существования. Безопасность разделяется на такие виды, как физическая и духовно-социальная. Уровень безопасности зависит от образа жизни, мировоззрения индивида, который бывает склонен к вредным привычкам или напротив стремится к сохранению здоровья посредством правильного питания, занятий спортом и других способствующих достижению цели мер.

На уровень безопасности влияет порядок, установленный в обществе, в частности, правовая защита и реализация правовых программ государственными, юридическими, силовыми структурами. На уровень безопасности благоприятно влияет объединение групп людей в сообщество. Жизнеспособность сообщества и управление им возможно в случае, если его члены ориентированы на приоритетность интересов большинства и второстепенные позиции индивидуальных интересов и потребностей.

Необходимость в познании

Познавательная деятельность направлена на получение достоверных сведений об интересующих предметах, объектах внешнего пространства. Процесс познания в современном обществе ограничивается наличием свободного времени и соответствующих ресурсов (доступность информации).

С познанием человеком окружающего мира происходит научно-техническая эволюция, совершенствование индивида и среды его обитания. Познавая окружающую действительность, личность сама определяет виды информации и формы ее получения (лекции, курсы, литература, интернет ресурсы).

Как формируются духовные потребности человека: идеальные условия

На формирование влияет несколько факторов:

  • Воспитание. Именно в семье ребенок впервые получает определенные представления о личных и общественных ценностях, нормах.
  • Социализация. Социум оказывает огромное влияние на становление личности, возникновение у нее различных желаний и установок.
  • Психическое и физическое состояние. Стремления больного индивида заметно отличаются от целей здорового. Кроме того, есть люди, которые в силу особенностей развития интеллекта не имеют нужды в постижении сферы идеалов.
  • Образование. В образовательных учреждениях люди проводят значительную часть своей жизни, поэтому их сила воздействия также велика.
  • Трудовая деятельность и коллеги. На взрослого человека по большей части влияет коллектив, в котором он работает, а также само дело, которому он посвящает огромный отрезок времени каждодневно.

Знание

Знания, которые мы получаем, помогают нам раскрыть истинный смысл жизни, позволяют разуму находиться в гармонии с логикой, верой и чувствами. Также нам дано познать основы природы.

Человек не только познает мир, но и пытается понять смысл своего существования. Знания – важный компонент сознания, без них не представляется развитие человека.

Человек, стремящийся к истине, всегда будет стараться накопить в себе как можно больше знаний. Наверное, все слышали фразу «Знания – сила», это так и есть, но не каждый задумывается о том, как эту силу обрести.

Полезные знания – это информация, прошедшая сквозь время. Это своего рода инструкция, которую мы применяем к своей жизни.

Пирамида потребностей

В общем потребности людей часто представляют в виде пирамиды. Физиологические лежат в ее основании, а на вершине — духовные потребности человека. К ним относятся: самовыражение (в спорте, религии, науке, искусстве и другое), общение (права, обязанности и прочее), самоутверждение (признание, уважение, власть и другое).

В этой статье подробно рассмотрим этот тип человеческих нужд.

Как эти ценности выражаются в работе?

Как духовные ценности выражаются в работе? Как духовные ценности выражаются в работе?

Специалист Специалист будет честно говорить о своих ошибках невзирая на возможный выговор.
Священнослужитель Священнослужитель выполнит свои обязанности качественно, даже если за ним не наблюдают.
Руководитель Руководитель будет искать способы доставки товара, которые не принесут клиентам лишних расходов.
Продавец Продавец будет активно служить людям, а не прятаться за бюрократическими правилами.
Менеджер Менеджер будет стараться сохранить природную среду и предохранить её от загрязнения отходами.

Основные признаки духовных потребностей

Краткий список характерных особенностей духовных запросов включает:

  • возникают в сознании;
  • обладают относительным характером надобности, выбором способов для воспроизводства;
  • степень удовлетворения потребностей обусловлена наличием свободного времени, объемом накопленных богатств духа, желанием и возможностями человека участвовать в их реализации;
  • взаимосвязь субъекта и объекта построена на бескорыстности;
  • процесс реализации духовных нужд неограничен.

Базовые потребности людей
Базовые потребности людей
Духовная пища объективна по содержанию. Объяснить ее сущность помогают обстоятельства жизни людей и потребность познания внешней среды. Чем развитее цивилизация, тем заметнее действует закон «возвышения запросов», важнее для большинства индивидов обретение духовно-культурных ценностей. Одновременно необходимость в духовном развитии субъективна, предстает отражением внутреннего мира людей, социальной и личной сущности.

Предлагаем ознакомиться Сонник кормить малыша грудью и нет молока

Основные признаки духовных потребностей

Многие мыслители пытались определить границы, которые обозначают разницу между материальными и духовными потребностями. Однако характерной чертой духовных стремлений, как ни странно, является безграничность. То есть их невозможно удовлетворить раз и навсегда. У духовности нет пределов роста, а естественным препятствием этому может выступать только фактические объемы уже накопленных человеческим родом духовных богатств и, собственно, желания личности их потреблять и производить.

К отличительным чертам духовных потребностей следует относить:

  1. Своим возникновением обязаны сознательной деятельности личности.
  2. Обладают большой степенью свободы и многообразностью способов своего выражения.
  3. Требуют свободного от удовлетворения естественных потребностей времени.
  4. Отличаются бескорыстностью.
  5. Не имеют границ в своих проявлениях и вариациях.

Еще одной немаловажной чертой, отличающие духовные ценности, является тот момент, что они не могут исчезнуть в процессе их потребления личностью, а становятся ее неотъемлемой частью, обогащая и преобразуя человека. Они обладают пропорциональной зависимостью от уровня воспитания и культуры индивида, то есть, чем выше и острее восприятие человеком продуктов культуры, тем больше его духовные потребности.

Духовность — не просто сознательность

Обобщая вышесказанное, отметим, что духовность — это не просто сознательность, это функция деятельной сущности индивида. Человек, накапливая знания о внешнем мире и самом себе, обогащает внутренней энергией свое сознание, а энергия стремится к выражению в духе, так происходит самопознание.

Это стремление к тому, чтобы приобрести и обогатить духовность, освоить внутренний духовный мир человека, и называют духовными потребностями. Арсенал духовности очень многообразен. Это литература в жизни человека, искусство, знание о людях, обществе и мире. А также музыка, философия, художественное творчество. Сюда же добавим и роль религии в жизни человека.

Приобщение к духовной культуре, так называемое духовное потребление — это процесс удовлетворения духовных потребностей.

Важнейшей духовной потребностью является стремление к познанию, включая внешнее и самопознание. Это отмечали философы различных эпох. Аристотель писал, что все мы от природы стремимся к знанию. Мишель де Монтель, французский мыслитель, живший в шестнадцатом веке, утверждал, что стремление к знанию — самое естественное из всех других. Эстетическая потребность также является очень важной духовной потребностью. Ее составляющие: стремление видеть гармонию в людях и природе, осваивать мир по законам красоты. Сюда же относятся литература в жизни человека, живопись, музыка, поэзия, стремление к улучшению человеческих взаимоотношений. Другая духовная потребность — в общении. Сюда включаются дружба, любовь, товарищество, внимание друг к другу, психологическая и моральная поддержка, сопереживание, сочувствие, совместное творчество и обмен идеями.

Потребности — движущая сила и основа человеческого поведения, его цель и побуждение. Ценности — это объекты внешнего мира, служащие удовлетворению человеческих потребностей. Духовное потребление — это процесс, при котором происходит удовлетворение духовных потребностей, развитие личности. Важнейшими из них являются потребность в познании, в общении, а также эстетическая.

Духовные ценности, в отличие от материальных, в процессе потребления не исчезают, а остаются частью духовного мира, обогащают его. Осмысление, восприятие их субъективно, это связано с уникальным индивидуальным опытом конкретного человека. Духовное потребление поэтому зачастую является творческим процессом, результатом которого являются изменение личностных качеств человека, развитие личности.

Формирование духовных ценностей, их выбор для потребления определяется во многом уровнем культуры индивида, его образованием. Это довольно длительный процесс. Чем выше общекультурный и образовательный уровень, тем выше духовные потребности человека, требования к качеству духовных ценностей.

Духовные потребности – это нужная часть жизни человека, наровне с потребностями физическими. Удовлетворение духовных потребностей – это самореализация, творческая активность, применение своих свойств и получение удовлетворения от этого.

Разные классификации потребностей

Наличие множества разных запросов объясняется сложностью человеческой природы, многообразием социальных и природных условий, в которых существуют люди.

Сложно выделить устойчивые группы, по которым классифицируются потребности, однако это не останавливает исследователей. Разные авторы предлагают свои основания и мотивы классификации. Например, К. Обуховский, польский психолог, отметил, что в настоящее время их насчитывается 120.

Что мы знаем о духовных потребностях и способностях?

Дело в том, что духовные способности приводят к появлению духовных потребностей. Ребенок проявляет различный спектр эмоций: от радости и удовольствия до гнева и страха. С годами духовная оболочка все больше утончается, проходит этап совершенствования и постепенно расширяется, в старости он достигает своей высоты. Духовные потребности диктует духовная жизнь каждой личности, которая делает осознанный выбор, в каком направлении развиваться. Безусловно, влияние внешних факторов играет особую роль, после того как удовлетворяются материальные нужды, человек задумывается о более сложных и тонких аспектах , которые называются самопознанием.

На протяжении долгих лет своего существования человечеству удалось определить, какие духовные потребности являются основными. Это высшая система ценностей, которую признает большинство людей. К ним можно отнести так называемые категории счастья, дружбы и любви, взаимоотношения с родными и близкими, наличие верных друзей. Этот ряд смело можно дополнить психическим здоровьем человека и возможностью самовыражаться, наслаждаться красотой природы, продуктами искусства и просто вести активную жизнь. К духовным потребностям также можно смело отнести уверенность в себе и такое ключевое качество, как внутренняя независимость от каких-либо противоречий.  Можно смело говорить о трансцендентности, то есть выходе за границы своего повседневного сознания и совершенствовании. Расширяя границы своего сознания, мы развиваемся духовно.

Виды и уровни ценностей

Психолог и социолог С. В. Капиканов делит ценности на две группы: социально-деструктивные и социально-конструктивные. К первым автор относит деньги, известность, комфорт, телесное наслаждение. Ко вторым – семью, любовь, веру, родину. Первая группа ценностей превращает людей в вещи, разрушает отношения, учит воспринимать других как средство достижения цели или как препятствие. Вторая группа учит взаимопомощи, поддержке и сплочению.

Но стоит упомянуть об относительности отдельных ценностей. Не все люди готовы идти по головам других ради личного успеха. А другие ради семьи готовы пойти даже на обман и мошенничество. Любую ценность нужно оценивать исключительно в системе ценностей отдельного человека.

Это далеко не единственная классификация. Обобщенно можно выделить следующие критерии и виды ценностей:

  • по объекту: материальные, духовные (моральные);
  • по содержанию и предмету: социально-политические, экономические, моральные;
  • по субъекту: общественные, классовые, групповые;
  • по цели: эгоистичные, альтруистичные;
  • по уровню обобщенности: конкретные, абстрактные;
  • по способу проявления: стойкие, ситуативные;
  • по роли в человеческой деятельности: терминальные (цель), инструментальные (способ);
  • по содержанию деятельности: познавательные, предметно-преобразующие;
  • по принадлежности: личностные, групповые, коллективные, общественные, национальные, общечеловеческие;
  • по отношению группы и общества: позитивные, негативные.

Моральные и духовные ценности человека

Существует еще немало классификаций ценностей, но в широком смысле их можно поделить на две группы: материальные и моральные (духовные). Формируются ценности в ходе специально организованного (семья, школа) и случайного (улица, СМИ, друзья) воспитания.

Любовь

Любовь – это самая высшая духовная ценность, которую только можно себе вообразить. Без нее не представляется человеческое существование.

Многие по ошибке считают, что если у них нет любимого человека, то и нет любви. Однако любовь – это мы сами, наша сущность. Любить можно птицу, поющую за окном, новый день, весенний ветер, улыбку близкого человека…

Любовь бывает разной – духовной, физической, материальной, дружеской и т. д. Любовь помогает человеку становиться лучше, облагораживает его.

Базовые потребности

Остановимся на классификации базовых потребностей, довольно обобщенной и распространенной. Базовые потребности — это такие нужды, которые присущи всем людям. К ним относятся: материальные, биологические, духовные и социальные. Важно то, что они выстраиваются в иерархическом порядке. Для того чтобы появились духовные и интеллектуальные потребности, необходимо, чтобы функционировали физиологические системы в нашем организме, то есть удовлетворялись материальные и биологические. Но далеко не все авторы абсолютизируют эту зависимость.

Определенно, последовательность удовлетворения нужд существует, но нельзя думать, что она абсолютно одинакова для всех индивидов. Известны случаи, когда необходимость в духовном развитии и творчестве оказывалась доминирующей не после того, как были удовлетворены другие потребности (биологические, признания, безопасности и пр.), а тогда, когда даже основные требования в жилье, пище и безопасности не были еще удовлетворены.

Любая из вышеперечисленных потребностей имеет направленность на тот или иной предмет, побуждает нас к тому, чтобы завладеть им.

Биологические нужды требуют обладания жизненными ресурсами, материальные — материальными средствами, необходимыми для удовлетворения всех потребностей, социальные — формами связи и общения с другими людьми. Духовные запросы человека требуют овладения духовностью.

Что же такое духовность? Сознательность и духовность являются однопорядковыми понятиями. Однако духовной является не любая сознательность. Например, рабочий, производящий некоторые операции на конвейере завода, делает их сознательно, со знанием дела. Вместе с тем, эти действия бездуховны, технологичны. Алкоголик сознательно выбирает спиртные напитки и закуску. Тем не менее при употреблении спиртных напитков он не видит разумной границы, его порабощение страстью не позволяет подняться выше, он впадает в состояние животного. Основная причина подобного падения — бездуховность.

Возможности удовлетворения духовных потребностей

Реализовать духовные качества помогут:

  1. Отдых на природе, путешествия. Наслаждаться красотой окружающего мира и восхищаться его многогранностью – нехитрый способ оставаться в гармонии с собой.
  2. Приобщение к искусству. Архитектура, музыка, художественная самодеятельность – существует множество путей для выражения духовных потребностей, их удовлетворения посредством культуры. Достаточно выбрать направление по душе, посещать выставки, музеи, театры. Хорошими примерами послужат чтение книг, прослушивание музыки великих композиторов.
  3. Поиск гармонии с собой. Психологи рекомендуют уделять по 10 минут в день на спокойную прогулку в безлюдном парке или медитацию. Важные ответы на интересующие вопросы даст внутреннее «Я». Остается только прислушаться.
  4. Уход за домашним питомцем. Активное взаимодействие человека с пушистым зверьком снижает напряжение, возвращает улыбку и помогает расслабиться. Защищая и оберегая слабых существ, личность становится сильнее.
  5. Занятия творчеством. Будь то неуклюжие поделки или произведения талантливого мастера, результаты творческих работ удовлетворяют духовный голод, осчастливливают личность.
Поиск душевной гармонии через единение с природой

Поиск душевной гармонии через единение с природой

Духовные потребности требуют трепетного внимания и долгой подготовки. Однако методом проб и ошибок, обучаясь и обжигаясь, человек способен найти оптимальные пути реализации. Результат приведет к устойчивой гармонии и пониманию того, что время и силы потрачены не напрасно.

Свобода

Свобода – это очень многозначное понятие, однако его можно охарактеризовать. Человек всегда может почувствовать, когда он свободен, а когда нет. Если он поступает исходя из своих принципов, желаний и несет ответственность за результат своих действий – он свободен.

То есть отвечает за свои поступки и сам решает, как ему поступать. Это означает свободную волю и отсутствие принуждения со стороны.

Общие духовные потребности

Общие духовные потребности

Духовность – это источник силы, содержащий страдания ко всему живому на земле. Она лежит в основе нашего благополучия и обогащает все аспекты нашей жизни: физические, умственные, эмоциональные и общечеловеческие.

Духовные потребности всех людей включают в себя такие характеристики:

  • Предназначение: кто я такой? Почему это со мной происходит?
  • Цель: когда я чувствую себя счастливым?
  • Общение: с кем и как я могу быть открытым и честным?
  • Принадлежность: кто заботится обо мне?
  • Надежда: я имею надежду?
  • Оценка: какие у меня принципы?
  • Творчество: чувствую ли я себя свободным, чтобы сформировать свой собственный путь?
  • Отношения: как я вижу себя сейчас в отношениях с самим собой, другими с Богом?
  • Прощение: разве я прощен и прощаю?

Когда духовные потребности не удовлетворены и духовные ценности заблокированы – возникают душевные расстройства.

Депрессия

Симптомы душевного расстройства включают в себя:

  • Страх потери, боль, горе.
  • Абстиненция, апатия, тревога, изоляция.
  • Стыд, смятение, обида, чувство вины.
  • Депрессия, неверие, одиночество, гнев.
  • Конфликт, бессилие, безнадежность, сожаление.

Духовные способности и потребности

Духовные способности, которыми обладает человек, приводят к появлению духовных потребностей. В ребенке уже в первые годы жизни можно наблюдать их проблески — гнев, страх, удовольствие. В молодом и зрелом возрасте, если условия благоприятны, духовное развитие утончается, расширяется, совершенствуется, а в период старости — останавливается на достигнутой высоте и через некоторое время, по мере того как слабеет организм, все более ослабевает. Духовные потребности человека создает его духовная жизнь, соответствующая состоянию, развитию, влиянию внешней среды и материального организма. Прежде других возникают самые простые, самые грубые, отвечающие в первую очередь желанию удовлетворить самые сильные материальные нужды, а позже появляются более сложные и тонкие.

Откройте душу

Большинство людей находится в своем вакууме недолго. После того как раны после прошлого падения подлечены, возникает естественное желание снова пуститься в полет. Для того чтобы уберечь себя от моральных ранений, нужно научиться органично сочетать мир эмоций и чистый разум.

В школе нас этому не учат. На данные темы есть книги, но открывает их только тот, кто сам осознал в этом потребность, ощутил, что полная жизнь подразумевает удовлетворение идеальных потребностей. Удовольствие нужно учиться получать как от вкусной пищи, так и от душевной беседы, как от удобного дивана, так и от интересной книги. Банальное потребительство в конце концов надоедает, появляется желание прикоснуться к чему-то божественному.

Кроме того, сам человек может стать ближе к Всевышнему в процессе творения. Создавая интересные проекты, произведения искусства, организовывая мероприятия, делая мир вокруг себя лучше, мы сами расцветаем на глазах, пожиная благодатные плоды собственной деятельности. Нужно лишь открыть свое сердце и душу, ступая навстречу всему новому.

Духовные потребности – это необходимая часть жизни человека, наряду с потребностями физическими. Удовлетворение духовных потребностей – это самореализация, творческая активность, использование своих способностей и получение удовлетворения от этого.

Для того, чтобы лучше понять сам термин, обратимся к разработкам известного ученого А.Г. Здравомыслова, который выделил три важных аспекта:

  • духовные потребности – это стремление приобщиться к науке, искусству, культуре;
  • реализация духовных потребностей ведет к гармоничному развитию личности;
  • духовные потребности отражают социально-классовые отношения.

Духовные потребности личности – это внутренняя тяга к творчеству, к прекрасному, к общению. Это та часть жизни человека, в которой он углубляется в собственные ощущения, анализ прекрасного.

Материальные и духовные потребности: отличия

Чтобы отличить духовные потребности от материальных, достаточно просто определить, присущи ли конкретной потребности такие черты:

  • духовная потребность всегда возникает в сознании, душе, она не идет от тела;
  • по сравнению с физиологическими и материальными, духовные потребности не выглядят необходимыми;
  • материальные потребности всегда имеют ограниченные спектр средств для реализации, а духовные рамок практически не имеют;
  • удовлетворение духовных потребностей всегда требует свободного времени;
  • духовные потребности бескорыстны, они имеют своей целью только эстетическое, моральное удовольствие и никакой личной выгоды;
  • удовольствие от духовных потребностей можно получать неограниченно много.

Духовные потребности показывают ту сторону человеческого существа, которая является творческой, для которой самореализация превыше выгоды.

Духовные потребности и их виды

Существует довольно подробная классификация духовных потребностей. К ним относятся такие варианты:

  • потребность в труде, работе;
  • потребности эстетические – созерцать прекрасное;
  • потребности нравственные – быть честным, уважаемым;
  • потребность в общении, социуме;
  • потребности научно-познавательные – открывать новое;
  • потребности в крепком здоровье;
  • потребности патриотические (например, воинский долг).

Чем лучше человек реализуется в этих сферах, тем выше его удовольствие от самого процесса и выше уровень моральных устоев и духовности.

Духовные потребности человека вместе с запросами материального характера становятся, по сути, двумя сторонами одной и той же медали. Как существа, принадлежащие к животному миру, люди до конца своих дней остаются заложниками физиологии, которая требует от общества постоянного восполнения материальных ресурсов, необходимых для жизни. Человечеству нужна пища, кров, спасающий от невзгод погоды. Много чего нужно, чтобы жизнь стала безопасной и сытной. В том числе то, о чём, по невежеству, человек пока не догадывается.Но существует ещё и эстетическая сторона. Как показала человеческая практика, начиная с Адама и Евы, удовлетворение только биологических потребностей для индивида из племени homo sapiens не достаточно. Почему? Для человека, обладающего разум, нужна ещё идеологическая обусловленность своих поступков. Людям нужны определенные жизненные ориентиры, дающие более объёмно и рационально обозначить и, по возможности, усвоить блага, гарантирующие оптимальный комфорт.

Духовность становится этим посредником. По крайней мере, самым важным из всех достижимых. Она наполняет сознание индивида теми ориентирами, которые предоставляют возможность жить лучше. Дают в руки каждому тот самый метафорический дарвиновский сучок, с помощью которого можно дотянутся до недоступного прежде. Наполняя интеллект новыми знаниями, чувственными образами и применяя всё это на практике, человек совершенствует свои возможности, понимает их меру и тем самым всё лучше познаёт окружающее и себя.

Почему духовные потребности тяжелее удовлетворить

Духовные потребности создаются самим человеком, их сложно удовлетворить, поскольку нужно предварительно реализовать остальные нужды. Например, для получения знаний надо отыскать источники (литературу, веб-сайт), выучить и законспектировать материал. Дополнительной преградой становится поиск занятий по душе. Дело должно приносить не материальную, а духовную радость.

От духовных запросов зависит вид жизнедеятельности людей. Материальные нужды не остановят развитие сильных духовных натур. Примитив, грубость, мнимая многозадачность вытесняются более изысканными и тонкими вещами. Данный принцип является базой человеческого прогресса. О душе нужно помнить и постоянно стремиться к достижению новых высот.

Примеры удовлетворения

К примерам удовлетворения духовных потребностей можно отнести любые ситуации, когда человек стремится к познанию, саморазвитию ради достижения удовольствия и гармонии, а не ради прямой выгоды.

  1. Примеры удовлетворения из жизни
  2. Пример 1. Сергей работает сварщиком, и его полностью устраивает заработок. При этом в свободное от работы время он с интересом изучает точные науки и планирует поступать в университет, чтобы больше узнать о сфере, которая его интересует, и получить возможность реализоваться в деятельности, которая ему больше нравится.
  3. Пример 2. Светлана — воспитатель в детском саду, которая крайне увлечена сферой своей деятельности. Она активно изучает возрастную психологию и педагогику, много времени уделяет написанию планов занятий и делает все возможное, чтобы дети были счастливы, довольны и активно развивались.

Несмотря на то, что духовные потребности не выглядят как что-то крайне необходимое, они помогают человеку сохранять психическое равновесие, активно развиваться и чувствовать себя счастливее, спокойнее, значимее.

О духовных потребностях человека в этом видео:

Наша интересная группа Вконтакте:

Роль искусства

Действительно, приобщаясь к творчеству и произведениям выдающихся авторов, человечество не только решает вопрос с удовлетворением духовных потребностей, но и справляется с другими жизненными задачами.

Коммуникативная сторона художественной сферы раскрывается в литературе. Она позволяет проассоциировать себя и своих знакомых с определенными персонажами, буквально прожить их жизнь, оценить поступки и сформировать свою систему ценностей, идеалов. Она также порождает определенные идеи, которые часто становятся для человека определяющими.

Познавательная функция помогает обрести новые знания и умения, которые в дальнейшем можно применить на практике, что послужит достижению глобальных целей. При этом у индивида, который растет и развивается в благотворных условиях, раскрывается потенциал, расширяется кругозор.

В каждом из нас есть что-то особенное

Потребность в самореализации относится идеальным потребностям. Люди, не имеющие возможности достигнуть чего-то, утверждают, что если бы получили желаемое, оказались бы на пике блаженства. Когда определенная вещь находится в зоне нашего воображения, всё действительно так. Но, став обыденностью, приобретение утратит новизну.

Когда шаг за шагом достигаешь своих целей, понимаешь, что, в сущности, не пункты переправы важны, а сам маршрут. Большинство людей идут на работу с более-менее хорошей заработной платой. Ну и что, если работенка не из приятных? Можно ведь некоторое время пережить. Только рано или поздно терпению приходит конец.

Классификация по Д. МакКлелланду

Американский психолог Дэвид МакКлеллад предложил свою классификацию социальных потребностей на основе типологии личности и мотивации:

  • Власть. Люди тяготеют к влиянию на других и возможности контролировать их действия. Существует два подтипа таких личностей: те, кто желает власти ради самой власти, и те, кто стремится к власти ради решения проблем других людей.
  • Успех. Эта потребность может быть удовлетворена лишь в том случае, когда начатое дело успешно доведено до конца. Она заставляет индивида брать на себя инициативу и риски. Однако в случае неудачи, человек будет избегать повторения негативного опыта.
  • Причастность. Такие люди стремятся наладить дружеские отношения со всеми и стараются избегать конфликтов.

потребность во власти

Развитие

Как известно, природа переменчива, и все живое всегда находится в движении. Все меняется: наши взгляды, вкусы, интересы, старое новым и т. д.

Развитие – это эволюция, движение. Изменения происходят закономерно, и как бы кто не старался оставаться на месте – это никому не под силу.

Развитие – это тоже духовная ценность, многие принимают развитие за какие-то жизненные перемены, материальный рост, однако духовное развитие – это эволюция личностных качеств, совершенствование своего внутреннего мира.

Главная цель развития – это осознать свою природу, открыть себя. Вы никогда не сможете потерять плоды духовной работы, чего не скажешь о материальных накопленных вещах.

Классификация по Э. Фромму

Немецким социологом Эрихом Фроммом была предложения иная классификация социальных потребностей:

  • связи (желание индивида быть частью какой-либо социальной общности, группы);
  • привязанности (дружба, любовь, желание делиться теплыми чувствами и получать их взамен);
  • самоутверждение (желание ощутить себя значимым для других);
  • самосознание (желание выделится на фоне других, ощутить собственную индивидуальность);
  • ориентир (индивиду необходим некий эталон для сравнения и оценки своих действий, в качестве которого может выступать религия, культура, национальные традиции).

Красота

Красота – самая загадочная духовная ценность, каждый человек понимает ее по-своему. Если сделать опрос среди людей, то результаты будут разными.

Для кого-то красота – это птица, которая клюет семечки из руки человека, для кого-то – это роскошный английский сад… Поэтому можно сказать, что красота – это то, что нас окружает. Она есть во взаимоотношениях людей, в нас, в других, в природе.

Именно красота вдохновляет на то, чтобы творить – она побуждает музыкантов, писателей создавать настоящие шедевры, которые не теряют своей уникальности через века… Это очень тонкая субстанция, и понять ее может только тонко чувствующий человек.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...