Духовное воспитание

Содержание

Духовная деятельность

Духовная деятельность

Иногда действовать проще, чем говорить. А ведь, казалось бы, все должно быть наоборот

Для Неба значимы не успехи, которых вы достигаете, а усилия, которые вы прикладываете, ибо только усилия поддерживают вас на правильном пути, тогда как успехи часто ослабляют вашу бдительность. Даже если вам не удалось, даже если вы не получили никакого результата, это не имеет значения: вы, по крайней мере, работали.

Итак, не просите успехов, Небо даст их вам, когда сочтет нужным. А вам надо совершать усилия, потому что Небо не может делать их за вас. Так же как никто не может поесть за вас, так и Небо не может «поесть» за вас, то есть совершать усилия за вас; вы сами должны их делать. А успехи… Небо их дает, когда захочет и как захочет, в зависимости от того, что оно считает предпочтительным для вашей эволюции. Сколько святых, пророков, Посвященных покинули землю, не добившись успеха! Несмотря на их свет, их неподкупность, их чистоту, им не удалось утвердить среди людей торжество своего идеала; это доказывает, что успех не зависел от них.

Часто некоторые из вас мучаются: «Я молюсь, я медитирую, и несмотря на это, ничто не изменяется. Почему?». На самом деле происходят большие преобразования, но они настолько тонки, что вы не можете их увидеть. Итак, воспряньте духом. В Священном писании сказано, что Бог является истинным и справедливым. Все усилия, которые вы прилагаете, работая над своей внутренней материей, укрощая и одухотворяя ее, чтобы становиться все более и более благотворным для всего мира, все эти усилия регистрируются, и однажды вы увидите результаты. Когда? Это как раз то, что трудно узнать. Но пусть вас это не беспокоит. Вам надо только работать, оставляя Небу определять, когда, где и каким образом ваши усилия будут вознаграждены.

Впрочем, сами усилия уже несут в себе вознаграждение После каждого усилия, после каждого упражнения мысли жизнь приобретает другой цвет и другой вкус. И если Посвященные испытывают столько радости и счастья по малейшему поводу, то именно благодаря той духовной работе, которую они предварительно проделали. Если бы они не проделали эту работу, по воспитанию духовности, они были бы как те пресыщенные люди, у которых больше нет вкуса ни к чему. У этих людей есть все, они не испытывают ни в чем недостатка, но они утратили вкус жизни, потому что внутри у них нет никакой интенсивной деятельности.

Даже если нет никаких непосредственно видимых результатов, надо знать, что нет ничего более эффективного, чем духовная работа, чем воспитание духовности в себе. Если результаты заставляют себя ждать, это потому, что духовный, божественный мир менее доступен, чем мир материальный, но не надо бросать эту работу. Если вы бросаете эту работу, значит, у вас нет ни знаний, ни здравого суждения. Сколько нужно времени, чтобы вырастить салат?.. А чтобы вырастить дуб?.. Сколько времени существует салат? И сколько времени может жить дуб? Во внутренней жизни обнаруживаются точно такие же законы: если вам нужен салат, символически говоря, вы его быстро получите, но также быстро он и завянет. Тогда как если вы хотите вырастить дуб, вам нужно долго ждать, но он будет жить века.

Итак, работайте — и все! Никогда не назначайте дату осуществления ваших духовных устремлений. Если вы назначаете дату получения какого-либо внутреннего результата, победы над каким-то из ваших недостатков, вы будете только надрываться, и ваше развитие не будет гармоничным. Итак, вам надо работать над вашим совершенствованием, не назначая определенных дат, думая что перед вами вечность, и что рано или поздно вы добьётесь совершенства, которого вы желаете. вы должны думать только о красоте предпринятой вами работы и говорить себе: «Поскольку это так красиво, меня не заботит, сколько веков или тысячелетий мне понадобится, чтобы завершить эту работу».

Многие люди думают, что когда они приняли то или иное решение, то все будет происходить точно так, как они этого хотят, что все инстинкты покорно склонятся перед этими решениями, а мудрость и разум восторжествуют. Они и не подозревают, что могут проснуться другие силы и воспрепятствовать осуществлению их проектов. И когда они видят, что у них не получается то, что они надеялись получить, и в те сроки, на которые они, надеялись, они становятся язвительными и злыми, и изводят других своими несостоявшимися амбициями. Не надо устремляться в духовное воспитание, духовную жизнь, не зная ее законов, иначе результаты могут оказаться ещё хуже, чем, если бы оставались в заурядных заботах.

Впрочем, никогда не надо углубляться в духовную активность, будучи слишком уверенным в себе, так как этой уверенностью провоцируются другие силы, противостоящие реализации. Вы должны были это заметить. Вы решаете что-то сделать в какой-то определенный день; и вот этот день наступил, но у вас нет никакого желания это делать. Однако когда вы принимали решение, вы были искренни, вы были тверды в намерении исполнить задуманное. Следовательно, впредь не обещайте слишком твёрдо, не объявляйте о ваших планах всем, сохраняйте ваши желания в себе, тогда у вас будет меньше препятствий мешающих их осуществлению. Вот правило, которое очень важно знать.

Человек не должен углубляться в воспитание духовности, не обладая предварительно некоторыми понятиями, иначе он рискует столкнуться с очень неприятными сюрпризами. Человеческое существо можно сравнить с деревом. Да, как и у дерева, у него есть корни, ствол, ветви, на которых растут листья, цветы и плоды. Чем больше дерево растет, тем больше корни углубляются в землю; то есть, чем больше человеческое существо развивается, тем больше готовы проснуться в нем инстинктивные силы: чувственность, гнев, гордость…

Нужно знать человеческую природу и понимать, что механизм, включенный в одной части его существа, вызывает включение другого механизма в другой его части. Вы скажете: «Но тогда, если что-то может возбуждать и усиливать наши инстинктивные силы, не надо посвящать себя духовному воспитанию?» На самом деле есть способы управлять этими инстинктивными силами и достигать благодаря им наибольших внутренних результатов. Это и называют духовной алхимией. Да, как много надо знать, чтобы не сбиться с пути.

Даже когда вы одерживаете победу, не засыпайте, будьте еще более бдительными, потому что противоположная сторона — темные силы — может атаковать вас, и если вы допустите, чтобы она вами завладела, то вы можете потерять все преимущества, которые ранее приобрели. Это закон: поскольку все связано, то движение, возникшее в одной области, вызывает движение в противостоящей области. Вот почему когда Посвящённый занимается очень светлой работой для всего человечества, он, сам того не желая, пробуждает другую сторону — тьму. Но так как он знает это, он предпринимает меры предосторожности. Не надо отказываться от работы ради Света только из-за того, что одновременно пробуждаются враждебные, темные силы. Однако надо знать, как им не поддаться и продолжать духовную работу, воспитание своей духовности, вплоть до победы, и в то же время научиться использовать трудности как стимуляторы.

Но особенно никогда не забывайте, что в духовном воспитании себя не вам назначать сроки реализации. Иначе, когда человек видит, что его лучшие устремления не осуществляются, он думает, что потерпел поражение, озлобляется и от всего отказывается. Жаль, когда отказываются только из-за того, что успехи не пришли в назначенный срок. Надо продолжать работу в полноте, великолепии и в спокойствии, только так вы придете однажды к совершенству. Только так вы сможете себя воспитать духовно.

Воспитание духовности важнейшая проблема всего человечества сегодня. Воспитание духовности становиться посмешищем, вместо того чтобы стать аксиомой. Воспитание духовности человеку так же необходимо как воздух и вода. Без воспитания духовности человек превращается в животное, происходит процесс инволюции. Уроки по воспитанию духовности необходимо внедрять в учебные заведения. Каждая семья должна сама воспитать в себе духовность не ожидая пока её заставит сама жизнь.

Актуальность и проблемы духовно – нравственного воспитания дошкольников.

Детство – важнейший период в жизни любого человека. Именно в ранние детские годы у людей закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно – ценностные ориентиры, идеалы, правила. В этот период душа ребенка наполняется осознанием, моральными качествами, закладывается фундамент характера и уникальных свойств будущей взрослой личности, приобретается начальный опыт поведения. Духовно – нравственное воспитание человека является приоритетом семьи, гражданского общества, страны в целом. Вот почему так важно правильно направлять в нужное русло развитие детей в самом раннем возрасте в семье и в детских дошкольных учреждениях. С подражанием, присущим всем детям, наблюдая и повторяя фразы, эмоции, высказывания, ребенок впитывает от родителей и воспитателя не только практический жизненный опыт, но и моральные качества, благородство, жизненные приоритеты.

Целью духовно – нравственного воспитания дошкольников является формирование высоконравственной личности, педагогическое содействие становлению ее гражданских качеств.

История России знает немало периодов, когда деградация личности, целого поколения, деморализация общества отражались на судьбе страны, приводили к социальным расколам и катаклизмам. В 1990 – е годы Россия пережила один из таких упадков. Каким вырастет следующее поколение и каковы будут его моральные устои, культура – зависит сегодня от качества воспитательной работы и формирования духовно – нравственного фундамента юных граждан страны.

Часто в воспитательном процессе, несмотря на все прилагаемые усилия педагогов, значительную роль играют различные внешние, общественные факторы. Среди проблем в сфере духовно – нравственного воспитания дошкольников сегодня выделяют такие как:

  • Нестабильная психоэмоциональная атмосфера в некоторых семьях,
  • Размытые нравственные ориентиры в обществе,
  • Отсутствие интереса к народным традициям, промыслам, рукоделию,
  • Агрессивное влияние средств массовой информации,
  • Доступ детей к смартфонам, планшетам и другим электронным устройствам, подменяющим интерес к книгам и истинные ценности межличностного общения.

Эти и другие факторы в комплексе оказывают негативное влияние на ход современного воспитательного процесса, порождая проблемы культурного и духовно – нравственного развития детей. Как следствие, несмотря на усилия вполне благополучных семей и профессиональных педагогов, в обществе возрастает детская преступность, увеличивается число подростковых абортов, появляются дети – сироты, брошенные несовершеннолетними матерями. А со временем проявляются и более масштабные проблемы безнравственного поколения. Задачами педагогов, соответственно, являются преодоление вышеуказанных отрицательных факторов, следование образовательным стандартам, ориентирование подрастающего поколения на базовые национальные ценности, соблюдение принципов духовно – нравственного воспитания.

Основы нравственного воспитания

Детская психология активно развивается именно в дошкольном возрасте, так как ребёнок до этого момента учится мыслить, пользоваться различными предметами и анализировать ситуации. Таким образом, он наклеивает на взрослого ярлык наставника и какое-то время ведёт за ним активное наблюдение, подражая его действиям. По этой причине психологи уверены, что в таком возрасте особенно важно родителям заниматься не только воспитанием ребёнка, но и собственным, стараться подавать максимально положительный пример.

Особенно интересной сферой для ребёнка является мир человеческих взаимоотношений. Ещё в младенчестве он не задумывался о важности этикета, о грубых и неуместных словах и действиях, но сейчас окружение требует от него определённой нормы поведения. Стремясь быть взрослым, дошкольник старается подстроиться и усвоить некоторые правила и законы общества.

Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра. А главными героями в ней оказываются родители, бабушки и дедушки, а также другие родственники, оказывающие частое влияние на малыша в семье. Но это не единственный источник примера человеческих взаимоотношений, ведь дети на сегодняшний день имеют доступ к интернету, телевидению, друзьям в детском саду и воспитателям. Их влияние может оказаться настолько же сильным, насколько и воздействие родителя, поэтому следить за этими сферами стоит особенно внимательно.

Формирование психологии дошкольника складывается из трёх составляющих:

  1. Моральное сознание.
  2. Моральные отношения.
  3. Гуманистические чувства.

Стоит разобраться в этом подробнее. Первый аспект включает себя воспитание, данное родителями. Дети учатся разбираться в отношениях. То есть на этом этапе дети получают важные критерии моральной оценки, на основе которых могут анализировать собственное поведение и поведение окружающих.

Они осознают, что некоторые действия могут быть недопустимыми, а в некоторых ситуациях следует повести себя не так, как хочется (элементарным примером может служить то, что ребёнка с детства учат здороваться со знакомыми). Этот этап максимально важен, ведь малыш осознаёт потребность следовать нормам морали, даже если нарушение связано с личной выгодой и существует вариант безнаказанности.

На основе моральной оценки у ребёнка развивается правильное отношение к окружающим. Он способен различать допустимые и недопустимые формы поведения и готов подстраиваться под эти критерии. То есть при развитии этой сферы малыш учится проявлять внимание к другим людям, интересоваться их жизнью, задавать вопросы и не высказывать всё, что приходит в голову.

девочка думает о морали

Последний этап — это гуманитарные чувства. Сочувствие, потребность помогать другим и умение чувствовать вину, если что-то выходит за пределы нормы морали, оказывает благоприятное влияние на развитие психологии малыша.

Особенностью духовно-нравственного развития личности является социальный способ закрепления некоторых элементарных норм поведения. Так, дошкольники могут их выражать таким образом: «Нельзя обманывать», «Нельзя драться», «Нельзя обзываться». Дети принимают эти правила как константы, но понимание этих норм должно включать объяснения, почему именно следует соблюдать эти правила.

Чем младше дети, тем больше они чувствуют потребность в выполнении нормы, ссылаясь на негативные последствия со стороны взрослых. Делать что-то следует только для того, чтобы не наказали родители. Это довольно действенная мотивация, но она имеет несколько значительных дыр, которые могут привести к отрицательному результату воспитания в будущем. Понимание своей безнаказанности для малыша будет означать полную свободу, все моральные нормы будут считаться необязательными.

Осознание настоящей ценности морали у ребёнка происходит ближе к семи годам, когда это воспринимается как основной фактор для регуляции взаимоотношений между людьми.

На мой взгляд, нравственное, эстетическое развитие, эрудиция, поведение, – это не только внешняя поведенческая сторона человека, это еще и его внутренние качества, чувства. Нравственность касается той стороны жизни, что открыта для общества (вести себя нравственно: верным, дисциплинированным…).

Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.

Значение слов «дух», «духовный»

Дух — ум, мышление, сознание, психические способности, внутреннее содержание, нравственная сила человека. «Что — дух человека? Совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей». (святитель Игнатий Брянчанинов). Животное может иметь предпочтения в еде, привязываться к людям, другим животным или жилищу, руководствуется в своём поведении инстинктами, но не может испытывать угрызений совести, трудиться, познавать мир и себя, творить и многое другое.

Духовность - определениеЧто такое духовная личность

Человек руководствуется нравственными принципами, способен на мыслительный процесс, религиозные чувства, способен поступать вопреки инстинктам. Всё это обусловлено тем, что у человека в отличие от животного кроме души есть дух.

Духовная сторона личности — это сама сущность человека, то что он представляет собой на самом деле, если снять с него одежду, забыть о его социальном статусе и финансовом состоянии. Чтобы яснее понять, нужно представить себе, что случилась катастрофа, человек внезапно лишился всего имущества, работы, родных и друзей. Тогда он остаётся лишь с тем, чем сам наполнен, а это как раз зависит от самовоспитания и воспитания, полученного им в детстве от родителей и педагогов.

3. –

– – , . , , , , . . (2, . 16.) , , . , (2, . 25). , , – , . . : , , , .. . . , , , , (5, . 3-4). : , (5. . 371).

. , . , – . . , – : , , (4. . 4). , . , . : (7, . 39).

4. – .

, – . . . : , . , – . , , . , , . II: , , (1, .54).

. , , -, , , , , . , . , , , .

, , – . . – – , – , , , ..

, , , , . . , , . ׸ . . : , , , , , , (7. . 39).

, . – , . , (. . ), – . , , , , , [] , , . , , ?, – . . (3. . 4.) , .

II . : , . : , , (1). . . : – , , (8. . 127) . . , , . 5 . – . , , , ( ) . , .

. , , , . , , ! . . . – , (8, . 142). , , , .

Что это такое

Разговоры об очередном «кризисе духовности», о бездуховности каждого нового поколения ведутся испокон веков. Поколения сменяют друг друга, объекты критики занимают места критиков.

Роль семьи в духовном воспитании детей

Общий уровень духовности и нравственности человеческого сообщества по сравнению с веками рабства, мрачным средневековьем, периодом зарождения фашизма в Европе и сталинских репрессий не снижается. Основная заслуга в этом по-прежнему принадлежит семье.

Родители любят своих детей безусловной искренней любовью. Они хотят видеть их хорошими людьми и интуитивно выбирают правильное направление духовного развития.

Все лучшее, чем живет душа отца или матери, они стараются передать детям. В традиционной патриархальной семье отец был примером трудолюбия и верности долгу. Мать находилась рядом с детьми всегда.

Забота о духовном и физическом здоровье наследников была ее главной и единственной миссией.

Особую роль в традиционной семье играли бабушки и дедушки, вступавшие в тот возраст, когда появлялась возможность «подумать о душе», и не только собственной.

Сегодня для решения задач духовного воспитания в семье взрослым людям не хватает желания, умения и времени.

Находить это время, видеть возможности совместного духовного совершенствования в ежедневной жизни, выбирать ту совместную деятельность, которая особенно полезна для духовного здоровья детей, отказываться от ненужной, глупой и суетной деятельности в пользу и нравственной – основной показатель родительской зрелости и родительского мастерства.

Нравственность — что это?

Понятие «нравственность» часто используют как синоним морали, этики или духовности. Между этими понятиями действительно много общего. Но тут есть нюанс: понимание того, что такое нравственность и духовность может быть разным даже у жителей соседних домов, например, в зависимости от религиозных предпочтений. Поэтому мы будем опираться на светское понимание нравственного воспитания детей, принятое в нашем обществе.

Итак, нравственность — это набор внутренних правил и ценностей, которые определяют поведение человека и основаны на идеях справедливости, доброты, сострадания, ответственности и заботы по отношению к людям и природе.

духовное нравственное воспитание

Воспитание нравственных чувств начинается практически с самого рождения. Ребёнок учится у родителей, как надо себя вести. Но почему бы нам не жить только для себя? Зачем нам нужно считаться с другими людьми и окружающим миром? Давайте остановимся на этом чуть подробнее.

С чего начинается воспитание и развитие современного общества

По поводу формирования личности создано несколько теоретических разработок. В психологии применяются все, поскольку единого способа решения не найдено. Рассмотрим подробно эти подходы в плане осознания начала процесса развития каждого члена социума.

  1.  Психоаналитическая теория считает развитие адаптацией биологической сути людей к обществу. Индивидуум вырабатывает механизмы защиты и согласовывает методы удовлетворения потребностей.
  2.  Учение о чертах личности предполагает их формирование при жизни. Они преобразуются по законам, не зависящим от биологии напрямую.
  3. Теория общественного научения — выработка способов взаимодействия с другими людьми. В процессе формируется и развивается личность.
  4. Существуют также гуманистические, феноменологические теории, описывающие образование «Я».

Итак, сначала человеческое сознание начинает формироваться в том или ином окружении. Социальная среда как первоначальное условие направления развития. Интегративная концепция развития рассматривает интегрированную личность в целом, применяя различные учения и подходы. Учитывается как системное совершенствование, так и взаимозависимое, внимание уделяется каждой стороне человеческого «Я». Представителем подобной концепции является теория Э. Эриксона, американского психолога. Он предполагал, что формирование и развитие личности проходит стадии, предопределенные генетически. Эти этапы отражают всю жизнь человека.

Их чередование отмечается переменами во внутреннем мире и отношениях с окружением. Каждая стадия приносит что-нибудь новое, свойственное именно ей. Причем для этого в прошлом должны сформироваться предпосылки, сложиться определенное поведение и психология. Так происходит становление личности, в ходе чего появляются не только хорошие, но и плохие качества. В отображении Э. Эриксона выделены лишь две линии, по которым проходит формирование и развитие личности. Первая — норма, вторая — аномалия. В строго таком виде они практически не существуют, но включают все промежуточные вариации.

Эриксон указал 8 неизбежных для каждого жизненных кризисов

Учитывая все возможные критические моменты, нравственное развитие и воспитание личности проходит 8 возрастных стадий, соответствующих им.

  1.  Доверия или недоверия на 1 году существования.
  2. Возраст до 3 лет характеризуется приобретением автономии против сомнений и стеснений.
  3. Возникновение инициативы, уравновешивающей вину (до 6 лет).
  4. Трудолюбие, возникающее, как преодоление чувства неполноценности (до 12 лет).
  5.  Самоопределение против не интересности личности (до 18 лет).
  6. Общительность с элементами интимности вместо изолированности (до 20 лет).
  7. От 30 до 60 лет человек старается не «погружаться в себя», а заниматься воспитанием поколений и заботой.

После 60 лет человек должен прийти не к отчаянию, а к удовлетворенности.

  • Ребенок общается со взрослыми. Если его окружает любовь, появляется доверие. А при игнорировании просьб, пренебрежении возникает недоверие, как черта. Далее образуются предпосылки стремления к обществу или отстранения от него.
  • До 3 лет формируется уверенность в себе и самостоятельность. Будучи еще зависимым от взрослых, ребенок закладывает в себе неуверенность, сомнение в способностях, если характер общения с родителями не располагает к норме.
  • Стадии 3 и 4 — появление любознательности, заинтересованности и активности (от 3 до 11 лет). Возникают любовь к деятельности и навыки общения. При аномальном ходе событий духовное саморазвитие приходит к пассивности, безразличию к окружающим, чувству неполноценности.
  • На пятой стадии (до 20 лет) личность определяется согласно ориентирам. Негативное духовное саморазвитие может проявиться в виде путаницы ролей, как половых, так и общественных. Познание себя происходит в ущерб созданию отношений с окружающим миром.
  • В период от 20 до 45 лет реализуется личная жизнь. В случае неудачи приходит изоляция от других людей, непредсказуемость, возникает неразборчивость в отношениях.
  • Стадия № 7 посвящена творческой жизни зрелого человека. Аномальная линия проявляется в виде эгоизма, отсутствия производительности в труде, может сопровождаться болезнями,
  • После 60 лет человек взвешивает и оценивает прожитую жизнь, что может реализоваться либо удовлетворением, либо осознанием бессмысленности пройденного пути.

Общее в разных концепциях

Все концепции (не только Э. Эриксона) выделяют значение учебы и труда в периоды, когда начинается духовно-нравственное развитие личности. Позиция наших отечественных ученых отличается тем, что взрослеющий человек должен формировать познавательные навыки, а не качества, связанные с будущей деятельностью. То есть — активность, инициативность либо это будет пассивность, нежелание работать, комплекс неполноценности при негативном развитии событий.

изображение цветка с лепестками

Условие развития в зрелом возрасте по мнению Э. Эриксона — приобретение новых общественных ролей. При этом аномальная линия событий представлена в виде патологий, хотя могла быть описана другими формами.

Значение слов «нравственность», «нравственный»

Нравственность — внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, совокупность норм и правил поведения, прежде всего в обществе, некий барьер, не позволяющий совершать всё, что вздумается. Безнравственный человек — не имеющий никаких сдерживающих факторов, спокойно идущий на любой бесчестный поступок. Человек с высоким уровнем нравственности предъявляет самые высокие требования к своему поведению.

Низкий уровень нравственности предполагает то, что человек игнорирует нормы поведения, если они идут в разрез с его интересами.

Понятие нравственностиЧто такое нравственность

Принципы воспитания

Воспитание духовности, нравственности всегда должно осуществляться с соблюдением педагогических принципов:

  • Гуманность – воспитание, через положительное отношение к природе, людям, самому себе, через сострадание и сочувствие;
  • Естественнонаучный принцип – учет понимания законов развития личности;
  • Культурологический принцип – воспитание в культуре, с учетом традиций народа;
  • Государственный принцип – воспитание с соблюдением законодательством страны проживания.

Воспитание маленького человека возможно исключительно совместными усилиями семьи и детского воспитательного учреждения.

Усвоение дошкольником норм, требований морали, образцов действий происходит всегда на основе подражания. А чаще всего дети подражают родителям. Поэтому так важно помочь осознать их важность при воспитании своего ребенка; помочь понять то, что только они ответственны за развитие своего ребенка, как нравственно развитой личности.

Направления развития

Утверждение о том, что для успеха перед человеком должна ставиться определённая цель, не является чем-то новым для современного человека. Так и нравственное развитие дошкольника имеет конкретные цели вырастить из ребёнка духовно здорового, творческого, самостоятельного, дружелюбного, инициативного и высоконравственного человека.

Духовное развитие личности должно осуществляться профессиональными педагогами и родителями. Оно включает в себя необходимые для всесторонне образованного человека качества, разделённые на четыре категории:

  • Семейные;
  • Творческие;
  • Социальные;
  • Религиозные.

Для роста качеств в каждом направлении с малышом следует заниматься посредством промежуточных и ненавязчивых занятий.

Значение понятий «духовно-нравственное воспитание» и «духовно-нравственное развитие»

  1. Духовно-нравственное воспитание — освоение системы общечеловеческих и национальных культурных, духовных и нравственных ценностей.
  2. Духовно-нравственное развитие — формирование и последовательное укрепление способности человека оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе и окружающему миру.

5. –

: -, . : (, ), , , , , . -, . -, . , – , , , – . , , , . , . . ( , , , , , , , , ) , . . , , . , , . , . – . ., , . , , . , . , , , . , , -, . . , , , , , , . , , , , , . , , . . , , . , , . . , . , , , , , . , , . . , , . , . . : . , , . , . , , . . , , . . , , . . , , , , , , .. . , . , , , , , , . , , , , . , , . – , . , .

, :  (, , , );-; ( , , ..); ; ; ; (.. ). : . . ” “. ..
(). (, , ). , ” “, “” (.. -). harisma ” , “, (1994) ” , “. , , “”, , , , – (). , , . , , : . , “” , , . , ” “, , . , .. , – . ” ” ” ” , , , . .. “” :

1. , – , .

2. , – “” “”, .

3. , “”, “” , .

4. , , ( ).

5. , ” “, .

6. – , .

7. , , , , , . , , , .

, , . . , , “” , , , , , , . :

– ;- ;- , , – , ;

– – .

. – . , . (, , ). , : ” “, ” ” .. , . , “”, . . , – : , , , . , ” “, , , “” , . . , , .

– . , , – , , . , .

. , . , , – . . , ( , , , , ..). , , , , , – , . , , . – , – , – . , , , , – . – . , , . : , , , .. , , , .
.. , , , ; ; , . , . , . , , . , , . , , . , , – – , , , . – – , , . , , . – , , . – , .
– – , . – , : :

1. ( ,, ). , , . , – , .

– , , . – . , . – , , . , . – , .

: , – . – , , , .

2. . – , , , . , , , . – :

1. , , , , .

2. – . , , – , , , .

3. , , .

– :

– ;

– , , ;

– ;

– , , ;

– ;

– .

, – . , :

– , , , , ;

– ;

– , ;

– ;

– ( );

– , , , . – .

– , , , , .. , , : , , , , .. ( , , – ) , – . , , , , , – . – . , , .

– Ȼ : , , . . , , . , , , , , , .
, , . : – . , , – . . , , ( ), , . – – . – . – -, -. -. , , , , :

, , – ;
, , , , . , – , , . , , , . , , , , . :

. , * , , . , . -, , . , . – , . : .
.
, : , . , , . – , , , . .
– , . .. .. , , , , ; . XIX . . , , . — . : . , -, , , , . -. , – .. , , , , . , . , , : , . , . . -.
, , , , . : . . . , . . , … , , , . , . . , , -. , , , .
, , – – – . – ,
(, , , , , );
(, , , -);
( , , );
( -, , , ).

– – , :

– ( );
– ( — , – , , );
( – ).

. . , , . . . , , . , . , , . ( , , ) , . – . , , . 14- – , , . , . . .. 1918 . . ( ) , , .

. , 1862 . . , , , . , , , , , , , . , : , . ? ? , , , . , ? , . , ? , . . , . . . (, , . , , ?!) . , . , . , , . 14- : , . , , , . , , , , . , . , , , . . , : – , .
? .
, . . 2005-2006 . , , :
– , , .
, .
, . , .. , , , . , , ( ) ( ), . , , ( , ; , ). . .
. , . . , . , , .

8. –

, , , , , , . , , – . , : , , . , , , . , . , , , . , . , , , , . , , , . , , , , – – . . , , , . : ( , , – , ); , – , ( ) .

: , ; – ; , ; – , ; ; – , .

8.1. –

10 , . 1990-92 . . . , – , , , , , . , , , .

15 , , , . , , , . , . , , , . , .

2004 , : , : , . . – . . . . , , – , . -., .

, , . , , . ?

-, -. . , , . . . , , , , , , .

, . , , , – . , . , , , .

. , , 12-16 . , . , , , -, – , , , . , , , , .

– , ? , – ; , , , , ; , , , , , , .

– ? ; – ; – – .

, – , . . .

, . . , , , .

, , . .. : ? : . . , . .

, , , .

, – – – . , : . , , – , , , , , , . .

, , , , , . , . , – , , , . : , , , , , .

, , – . . , . , , – , , , – . , , , , , , . , , . . , . , , , . , , .

, . ? , , , , . , , , . , , .. – .

9. –

, . , , , , . . , , , . , , , , . – . , , , , .

– . , , , . , , , , , , . – , . 2004 . . , , . , . , – , , . . . – , , . , . ? , , , , . , . , , , . , , , , , . – , . . , . , . – . , . , . – . , . , , .

, , , , , . . , . . , . , . , , . , . , , ! . , , , , . , – , – . , , . , . , , – . , , . , . , , – , . , , .

– . , – – ; – , – , – , – .. – , , , .

, . , , . . , . 3 – . . . , . . , , . . , , , .

, . , , . , . – . , , (, , , ), .

, , . – .

, , . , , . .

, 200 , 10000 . . , , , , – . , . – , , , . , , , , , . .

, . , . Ÿ , , , , , , .

. , – (, , , ..). , , , . : , , , , , .

, – . , , , . -, , , . – . 2004 .: , – , – , . – , , , , , , .

, . , – – ; – , – , – , – .. – , , , .

1. II, . . \\ . 1 .,2005 .

2. . . . , , 2004.

3. . . . ., Academia, 2006.

4. . . . . – : . 2005.

5. . . . , 2006

6. . . . , 2003

7. . . . . – : . 2005.

8. .. . .. 1997.

9. . . . . . 2004

10. ., , ., 2003\\

Сказка как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников

Первые художественные произведения, с которыми знакомится ребенок – это народные сказки. Именно в них, в форме, понятной детскому мышлению, раскрывается мир чувств, образов, взаимоотношений. Сказка является источником воспитания любви к Родине, сострадания и справедливости. Невозможно представить детство без народных сказок. «Колобок», «Теремок», «Репка» — эти произведения в первые годы жизни ребенок не только слышит от родителей и воспитателей. В виде героев сказок выпускаются игрушки, настольные дидактические материалы, сюжеты сказок используются в театральных постановках в ДОУ, на основе сказок создаются мультипликационные фильмы. Сказочный мир, добрый и волшебный, наполнен яркими образами, смелыми героями, дружелюбными животными. Сказка, как одно из средств духовно – нравственного воспитания, формирует у ребенка психологию успеха, закладывает моральные и духовные ценности, желание подражать смелым и справедливым героям, прививает любовь к родному дому, отчизне, создает представление о семейных и коллективных ценностях, о дружбе и любви.

 Знакомство детей со сказкой в садике может быть выражено в форме:

  • Рассказывания (свободный пересказ),
  • Выразительного чтения (с интонацией и мимикой),
  • Беседы по сказке (анализ поступков персонажей),
  • Иллюстрированной постановкой (пальчиковый или аппликационный мини – театр).

В младшей и средней группе дети с большим удовольствием учатся ролевым играм, инсценированию, наряжаясь в костюмы и изображая процесс вытягивания репки или заселения импровизированного теремка. Когда такие занятия и игры сопровождаются смехом и весельем, когда воспитатель буквально опускается на уровень малышей, ползая на коленях и играя вместе, а не диктуя строгим голосом, тогда в атмосфере детской раскрепощенности и непринужденности, на фоне положительных эмоций у детей формируется живое образное представление о роли сказочных героев, смысле их поступков. Закрепить восприятие сказочных образов, мотивы поведения героев и смысловой посыл сказки помогает совместная беседа по сказке:

  • Кто из героев сказки вам больше понравился?
  • Кто совершил хороший поступок, а кто плохой?
  • Какое действие персонажа вам больше понравилось?
  • Кого можно поругать, а кого простить?

Запоминая сюжеты русских народных сказок, воспринимая яркие образы персонажей и анализируя действия героев, дошкольники учатся выражать свои мысли, свое отношение, проецировать поступки, учатся быть добрыми и отзывчивыми.

УчМаг

Средства воспитания духовности

Духовно-нравственное воспитание проводится при помощи определенных методов, средств. Средства объединяются в несколько групп:

Произведения искусства: литература, музыка, живопись. Эта группа средств придает эмоциональную окраску всем моральным явлениям. Все дети очень эмоционально, доверчиво воспринимают сказки, стихи, рассматривают иллюстрации.

Природа. Она дает возможность проявить эмоциональные гуманные чувства. Побуждает желание заботиться от тех, кто слабее их, способствует формированию уверенности. Действие природы многогранно: при правильной организации она станет одним из лучших средств воспитания чувств, норм.

Деятельность: игра, труд, творчество, учение. Каждый вид деятельности обладает своими особенностями и помогает закрепить нормы и правила на практике.

Общение. Этому средству отводится особое место. Общение можно считать видом деятельности. Психологи выделяют его в отдельную категорию. Посредством общения возможно осуществление корректировки представлений о нормах морали, межличностных отношений.

Окружающее пространство, атмосфера и социум. Эти понятия схожи. Пространство, в котором проживает и воспитывается ребенок всегда накладывает свой отпечаток. Когда атмосфера пропитана любовью, доброжелательностью, уважением, то среда становится одним из влиятельных положительных средств. В агрессивной и безнравственной среде формирование высоко духовной личности очень затруднено.Основные средства нравственного воспитания

Подбор средств зависит от задачи, возраста, уровня общего, интеллектуального развития.

Духовное воспитание

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .

Смотреть что такое “Духовное воспитание” в других словарях:

Они разрешают все: и совершение обрядов, и духовное воспитание — декларировавшееся отношение советских властей к религии подтверждалось в публичных заявлениях некоторыми людьми в других странах, причем если в странах социалистического лагеря это могло делаться из соображений личной безопасности, то в… … Мир Лема – словарь и путеводитель

Воспитание духовное — воспитание души, духовной культуры. По своей сущности оно отражает направленную деятельность всех институтов социума по воспитанию человека определенной культуры. Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ префекта ЮВАО г. Москвы от 27.12.2007 N 2764 ОБ ОКРУЖНОЙ… … Официальная терминология

Воспитание — – целенаправленный и организованный процесс формирования личности; целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Воспитание — (ст. слав. – воспарить, возвысить) – это процесс возрастания человека и достижения им большего совершенства по отношению к самому себе и живущим поколениям. Изначально «воспитание» и означало возвышение человека над телесными и земными… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

воспитание — Аристократическое, благородное, благочестивое (устар.), бережное, всестороннее, гармоническое (устар.), гармоничное, демократическое, доброе (устар.), дурное, духовное, европейское, жесткое, жестокое, заботливое, зверское (разг.), идиллическое,… … Словарь эпитетов

ВОСПИТАНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ — процесс формирования человеческой личности, способной к активному и творческому усвоению ценностей христ. жизни. Традиция В. х. представляет собой конкретное воплощение в нравственной жизни человека принципов христ. практической морали. В… … Православная энциклопедия

Воспитание — Содержание 1 Общие механизмы научения и воспитания 1.1 Млекопитающие … Википедия

Воспитание детей — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Воспитание — процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной… … Большая советская энциклопедия

воспитание — я; ср. 1. Процесс систематического, целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях обучения, привития навыков поведения в обществе, формирования характера и его отдельных черт. Семейное, домашнее, школьное в.… … Энциклопедический словарь

Старшеклассники
Друзья-старшеклассники

Нравственность старшеклассников — одна из самых актуальных тем сегодня. Почему она требует особого внимания? По причинам, всем нам знакомым:

  • утрата духовно-нравственных идеалов и ценностей в обществе
  • проблематичность самоопределения и самореализации молодого человека.

Сегодня взрослые зачастую равнодушны к тому поколению, которое идёт им на смену. Смена ценностей сегодня происходит далеко не в лучшую сторону, дезориентируя детей, только открывающих для себя многогранность мира. Вполне нормальным считается гражданский брак, а не семья. Негативное окружение и медиабезграмотность уводит старшеклассников от понимания истинных ценностей. Учитывая эти проблемы, в старших классах нужно уделить особое внимание привитию настоящих ценностей, таких как:

  • нравственность и духовность
  • интеллектуальное развитие
  • ценность семьи
  • здоровый образ жизни.

Воспитывать гармоничную личность старшеклассников можно с помощью различных направлений работы:

  1. Организация волонтёрской и благотворительной деятельности.
  2. Обсуждение вопросов веры и смысла жизни.
  3. Семейное воспитание.
  4. Отношения между разными полами.
  5. Воспитание здорового образа жизни.
  6. Любовь к родине.
  7. Эстетическое воспитание — любовь к прекрасному.
  8. Бесконфликтное общение.
  9. Правильное отношение к труду.
  10. Финансовая грамотность.

Актуальны следующие формы работы: благотворительные акции, выставки, конкурсы, киносеансы, диспуты, круглые столы, экскурсии, беседы и многое другое.

«Совет. При организации воспитательного процесса нужно учитывать возраст и интересы старшеклассников».

Советы и рекомендации родителям

В сознании современного представителя европейской культуры понятие духовности настолько глубоко связано с религией, что, желая оставаться свободным светским человеком с мышлением, независимым от церковных догм, он теряет полноту и радость духовной жизни.

В чем заключается духовное воспитание детей в семье

Пустоту и неуверенность очень хорошо видят дети и подростки. Очень важно не оставлять их без духовной поддержки даже в том случае, если вы не чувствуете себя в силах говорить о христианстве и посещать церковь.

В духовном общении с детьми важнее всего честность и искренность. Поговорите с ними открыто и объясните, что в вопросах духовной жизни не являетесь авторитетом.

На подростка такое доверие может произвести настолько серьезное впечатление, что он захочет самостоятельно разобраться в вопросе. А затем помочь родителям.

Помимо чтения классических произведений, написанных людьми не церковными, но по-настоящему духовно зрелыми, посещения концертов классической музыки, в семейном духовном воспитании может помочь и «модернизированное язычество», экология, которую некоторые считают настоящей религией третьего тысячелетия.

Совместные путешествия, походы, участие в экологических акциях, просто прогулки на природе – все, что позволит вашим детям полюбить «матушку-землю», научиться заботиться о ее благополучии и процветании, сделает вашу жизнь богаче, духовнее и нравственнее.

Хорошие условия для духовного развития создает и избавление от дурных привычек, сознательный выбор здорового образа жизни.

Еще несколько интересных мыслей на тему духовного воспитания детей в этом видео:

Если, прочитав эту статью, вы поняли, что не услышали ничего нового, значит, с духовным воспитанием в вашей семье все хорошо.

Если ваши дети охотно проводят с вами время, предпочитают ваше общество обществу чужих людей, они понимают и поддерживают вас, несмотря на разногласия, в их глазах вы видите любовь и радость иметь именно таких родителей, значит, семья успешно движется по пути духовного развития.

Вмешиваться в жизнь вашей души и давать вам советы никто из посторонних не имеет права.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В современной школьной педагогике практикуется комплексное воздействие на сознание воспитуемого по нескольким направлениям, каждое из которых отражает ту или иную сторону жизни человека. В их основе лежит отношение к следующим институтам:

  • религии;
  • семье;
  • творчеству;
  • обществу;
  • государству.

Религиозное воспитание формирует в ребенке систему взглядов, связанных с богом, с божественным происхождением всего сущего, задающего человеку самую высокую планку духовно-нравственного поведения. Осуществляется оно посредством:

  • ближайшего окружения, верующего в бога, — членов семьи;
  • школьных педагогов;
  • священнослужителей;
  • религиозных организаций;
  • средств массовой информации;
  • религиозной литературы.

Воспитание прививается на уроках, лекциях, семинарах, религиозных праздниках (в церкви), экскурсиях паломнического характера. Форм воздействия множество. Все они отражают сакральные догмы религиозной конфессии, к которой близок ребенок, и вырабатывают в нем определенные взгляды и стиль поведения в жизни.

Семейное воспитание становится для ребенка одним из основных. Оно в идеале:

  • поддерживает физическое, духовное и моральное здоровье ребенка;
  • обеспечивает ему экономическую и моральную свободу для реализации всех имеющихся возможностей;
  • дает ребенку постигать мир в его разнообразии;
  • формирует эстетическую позицию, чувство прекрасного;
  • создает атмосферу любви, домашнего тепла и уюта, способствующую максимальной самореализации личности;
  • прививает маленькому человеку свои нравственные ценности, культуру, подает пример нравственного отношения близких людей друг к другу: заботы, сострадания и милосердия:
  • задает первые нравственные основы полового воспитания, отношения к другим людям;
  • привлекает к семейным традициям;
  • возбуждает внимание к родословной, цементируя единство поколений;
  • воспитывает в ребенке гражданина, патриота своего Отечества;
  • поддерживает гармоничность в развитии личности подрастающего человека.

Творческое воспитание развивает эстетическую и познавательную сторону детского сознания. На современного школьника, его язык и культуру оказывают влияние культуры других народов. С экранов телевизоров на детей выплескиваются чужие мультфильмы, детективы, ужастики. Их герои становятся героями наших детей, вытесняя наши добрые мультики, наши сказки, наших нравственных героев.

фото 113

Единственное, что еще прочно сохраняет свое место в сознании детей, —фольклор. Первые примеры устного народного творчества ребенок получает еще в семье. Школа всемерно развивает эту традицию и использует ее в качестве средства:

  • психологического воздействия на учащихся;
  • изучения их эмоционально мира;
  • формирования духовности и высоких нравственных качеств;
  • развития эстетических взглядов;
  • для выработки метафорического мышления с помощью образов русских сказок;
  • увеличения лексикона детей за счет эмоционально-экспрессивных слов.

Социальное и патриотическое воспитание — во многом схожие направления. Истинный патриот и настоящий гражданин — близкие понятия. Оба включают в себя гуманность идеалов, уважение к другим людям независимо от их национальности, а также к закону и власти.

Духовно-нравственное воспитание патриота и гражданина в школе вырабатывает в учениках:

  • привязанность к родным местам;
  • уважение к своему языку;
  • соблюдение интересов общества и государства;
  • стремление к защите Отечества и верности ему в самые трудные минуты.

6 способов нравственного воспитания

Так как же организовать нравственное воспитание в семье? Есть несколько способов, которые помогут вам в этом.

  1. Личный пример

Дети часто ориентируются не на нравоучения, а на поступки родителей. Если у взрослых слова расходятся с делом, например, родители запрещают драться, но сами бьют детей, ребёнок будет считать правильным именно такое поведение. Поэтому важно самим демонстрировать поведение, которое вы ждёте от своих детей.

2. Положительное подкрепление

Замечайте то поведение, которое вы хотите видеть чаще, хвалите и благодарите ребёнка за него. [1] Если ваш сын первый раз сам помог младшему брату, не стоит раздражённо бросать что-то типа: «Ну наконец-то, давно пора». Выделите положительные стороны: «Я заметил, что ты помог брату переодеться после прогулки, я очень рад, что ты сам вспомнил об этом, взрослеешь».  Одобрение взрослых поможет ребёнку увидеть, что он поступает правильно.

Однако если ребёнок делает что-то, что вам не нравится, не оскорбляйте его и не навешивайте ярлыки «оболтус, безалаберный, вырастешь преступником», не отказывайте ребёнку в любви (такого плохого мальчика я не буду любить). Лучше концентрируйтесь на эмоциях: «Мне кажется, Лена расстроилась, что ты толкнул её. Никому не нравится, когда его толкают, и мне не нравится, думаю, что тебе тоже было бы неприятно». И не ждите мгновенных извинений и раскаяния. Для того чтобы желаемое поведение закрепилось и перешло в личные убеждения, необходимо время.

3. Взаимодействие с эмоциями

В основе нравственности лежит отзывчивость и способность понимать, что чувствуют другие, поэтому важно не запрещать ребёнку испытывать эмоции, а, наоборот, интересоваться тем, что чувствует ребёнок и рассказывать о себе. «Почему ты расстроился? Что ты чувствуешь? Я очень испугалась, когда ты задержался после школы, а твой телефон не отвечал». Это поможет детям развить эмпатию и научиться понимать себя и других.

4. Книги и фильмы

То, что ребёнок смотрит и читает, существенно влияет на его развитие. Хорошие мультфильмы могут уменьшать асоциальное поведение и улучшать результаты обучения в школе. Поэтому важно внимательно относиться к тому, чем увлечены ваши дети. Полезной традицией может стать совместный просмотр фильмов и чтение (причём читать можно даже с подростками). Это не только сблизит вас, но и даст возможность обсудить прочитанное, сделать акцент на тех качествах, которые вы хотите видеть в своих детях. Например: «Помнишь, в мультфильме Флип взял в магазине леденец без спроса и не заплатил? Как думаешь, почему он его взял? … И мне кажется, что он ему очень понравился. Как теперь Флипу исправить ситуацию? … Да, согласен, а в будущем он мог бы попросить маму или папу купить леденец».

5. Примеры других людей

Школьники могут копировать не только поступки родителей, но и поведение посторонних. Например, если дети наблюдают агрессивное поведение, то и сами ведут себя агрессивно. Эту закономерность хорошо демонстрирует эксперимент с куклой Бобо. Поэтому чаще знакомьте детей с биографиями людей, чьи качества вам кажутся достойными, делайте акцент на этих качествах, обсуждайте их с ребёнком. Важно именно разговаривать со школьником, а не поучать или читать нотации.

6. Программа нравственного воспитания детей 

Конечно, чем раньше вы начнёте закладывать основы нравственности, тем проще будет даваться процесс нравственного воспитания детей в дальнейшем. Но при этом никогда не поздно помочь ребёнку изменить своё поведение на более конструктивное.

Курс модификации поведения 7Sps – это программа нравственного воспитания подростков. Занятия проходят дистанционно, дети занимаются самостоятельно, а психологи оказывают поддержку и отвечают на вопросы по телефону, электронной почте или в онлайн-чате — способ общения школьник сможет выбрать сам.

Также программа модификации поведения станет отличным подспорьем, если у вас есть возможность уделить время развитию нравственности у своих детей, но вы не знаете, с чего начать и как научить главному. Через 2-6 недель вы заметите, как меняются убеждения вашего школьника, и, как следствие, его поступки.

Занятия полностью анонимны, поэтому ни у вас, ни у вашего ребёнка не будет необходимости объяснять учителям и одноклассникам, почему вы решили обратиться за помощью.

И помните, хотя духовно-нравственное воспитание личности возможно в любом возрасте, не стоит пускать этот процесс на самотёк и ждать, когда подросший ребёнок разберётся сам. Помогите ребенку сформировать нравственные ценности уже сейчас.

Источники:

  1. Л. Обухова, «Возрастная психология».

Самообразование педагога по нравственному воспитанию

Самообразование является обязательной составляющей профессиональной деятельности воспитателя. Педагог самостоятельно выбирает тему, изучая которую, он расширяет свои психолого-педагогические знания, знакомится с новейшими методическими разработками, совершенствует умения работы с детьми.

План самообразования воспитателя:

  1. Актуальная тема.
  2. Цели и задачи.
  3. Прогнозируемые результаты для педагога и воспитанников.
  4. Перспективный план.
  5. Способ и срок предоставления результата.
  6. Список методической литературы.

Сроки для реализации плана по самообразованию определяются воспитателем: перспективный план практической части рассчитан на 1 учебный год, на весь период обучения в ДОУ или для старших дошкольников (старшая и подготовительная группа).

Актуальные темы самообразования по духовно-нравственному развитию:

  • «Нравственное воспитание детей посредством сказки»,
  • «Ознакомление детей с традициями русского народа»,
  • «Духовно-нравственное воспитание через взаимодействие воспитателя, детей и их родителей»,
  • «Игра и её виды в духовно-нравственном развитии дошкольников»,
  • «Духовное краеведение в работе с дошкольниками»,
  • «Проектная деятельность в рамках нравственного воспитания»,
  • «Формы работы с родителями: мастер-класс, семинар, консультация»,
  • «Создание музея родного края в ДОУ как форма нравственного воспитания».
Дети и родители, сидя за столиками, мастерят поделки

Формы взаимодействия с родителями — актуальная тема для саморазвития педагога в направлении духовно-нравственного воспитания

Изучение Священных писаний

человек читает книгу

При рассмотрении вопросов, с чего следует начать духовное саморазвитие, а также как оно будет происходить, необходимо не только осознать цель этого процесса. Нужно выбрать направления, в числе которых отмечено вероисповедание, выбор религии. Также необходимо создать соответствующее окружение, и заняться рекомендуемой духовной практикой. Ориентируют на это Священные писания. Изучая их, не следует забывать о развитии в физиологической сфере.

Направления работы классного руководителя

Классный руководитель

Классный руководитель — человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду.

Задачи работы классного руководителя:

  • развитие духовности, патриотизма и трудолюбия учеников
  • развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности
  • проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы
  • исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей
  • обучение внимательно относиться к здоровью как залогу истинной нравственности
  • взаимодействие школы и родителей с помощью совместных событий, индивидуальной работы, родительских собраний.

Функции классного руководителя при организации целостной программы духовно-нравственного воспитания школьников заключаются в:

  • создании духовно-нравственной среды воспитывающего характера
  • стимулировании здорового образа жизни
  • совместном творчестве воспитанников, предусматривающего многообразные формы работы
  • коррекции индивидуальные путей морального становления каждого отдельного ученика
  • стимулировании самопознания и самовоспитания воспитанника.

Большое значение в воспитательном процессе имеют дифференцированный и индивидуальный подходы.

Роль музыки в духовно – нравственном воспитании дошкольников

Музыка является одним из важнейших средств наполнения и развития детской души. В духовно – нравственном воспитании ей принадлежит особая роль, она не только развивает разум, но и учит чувствовать, переживать, прививает вкус и воспитывает благородство души. Через музыку дети знакомятся с творчеством композиторов и познают шедевры мирового искусства. В ДОУ дошкольники знакомятся с музыкой посредством таких форм, как:

  • Слушание
  • Пение
  • Игра на детских музыкальных инструментах
  • Музыкально – ритмические движения
  • Театрализация
  • Музыкальные подвижные игры и другое.

Песня раскрывает красоту души русского народа, традиционные народные образы и идеалы, духовный опыт многих поколений. Песенный жанр учит ребенка эмоциональной отзывчивости, творческому самовыражению, вводит в духовную жизнь. Танец является одним из инструментов художественного и нравственного развития. Движения в народных танцах демонстрируют широту души, дружбу, смелость, удаль, жизнерадостность, чувство собственного достоинства. Выражая свои эмоции в танце, дошкольник учится контролировать свои движения, делать их гармоничными. Обстановка праздников, утренников в садике помогает ребенку выплеснуть свою энергию, свои мысли и эмоции, полюбить детский сад, свой уголок Родины.

Первыми музыкальными произведениями русской музыкальной коллекции на занятиях в детском саду могут быть

  • «Марш». С.С. Прокофьев
  • «Зимнее утро». П. И. Чайковский
  • «Во поле березка стояла». Народная песня
  • «Вальс». Д.Б. Кабалевский
  • «Плясовая». Русская народная
  • «Итальянская полька». С. В. Рахманинов и другие.

В арсенале музыкального работника всегда есть методическая подборка музыки, тематических занятий для разных возрастных групп. Познавая музыкальное наследие своего народа, ребенок впитывает эталоны морали, гармонии и красоты, ценный духовный опыт поколений.

УчМаг

Игра в жизни дошкольника

Игра – главный спутник дошкольного возраста, источник эмоций. Она обладает действительно неограниченной воспитательной силой и всегда является частью воспитания духовности маленького человека.

В дошкольном возрасте игра становится деятельностью, в которой формируется личность, обогащается внутреннее ее содержание. В игровой деятельности радость движения, сочетаясь с нравственным обогащением, учит гармонии. Только в игре дети осваивают роли, развивают навыки межличностного общения, учатся выражать эмоции.

?

Результатом игр становится первоначальный несложный банк нравственных представлений. Дети начинают учиться соотносить свои нравственные знания со своими поступками. Они учатся соблюдать усвоенные нормы и правила, делать несложный, но уже самостоятельный моральный выбор.

Главное значение игры связано с воображением: у маленького человека появляется потребность преобразования действительности, способность созидания. Игра соединяет реальные и вымышленные явления, появляются новые свойства знакомых предметов. Взяв роль, ребенок примеряет на себе профессию, особенности личности: он входит в ее образ, вживается, проникает в чувства, настроения, обогащая, углубляя собственную личность.

Игра решает разные нравственные задачи: может стать средством преодоления страха, коррекции самооценки; может дать тонизирующий эффект, стать основой развития главных нравственных чувств.

Игра, в которую ребенок охотно включается, способствует получению важнейшего опыта – опыта чувств. Она становится личным достоянием, которое может всегда применять в реальной жизни.

Формы духовно-нравственного воспитания

Учительница с учениками

Организовывая процесс воспитания духовно-нравственных качеств учеников, педагог может использовать самые разнообразные формы работы:

  • экскурсии
  • спектакли
  • игры
  • выпуск стенгазет
  • создание проектов
  • просветительская работа и много другое.

Хороший педагогический эффект даёт использование проблемных ситуаций, когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию.

При воспитании нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода. Его можно использовать, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек зрения. Изучение литературы — одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного.

Моделирование ситуаций — ещё она форма воспитания нравственности. Ученики включаются в обсуждение, делятся личным опытом, переживают, осознают ценности.

Учитель может быть инициатором тематических классных часов и концептуальных мероприятий патриотического, эстетического, духовного (религиозного), фольклорного характера.

Ученики на уроке с учебниками

Оформление уголка по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ

Одним из средств духовно – нравственного воспитания дошкольников является тематическое оформление предметно – пространственной среды. Важную роль играет уголок наглядной информации. Это не только инструмент нравственного воспитания детей, но и своеобразный диалог между воспитателем и родителями. Наглядные тематические уголки могут быть как в интерьере ДОУ, так и отдельно в группе, с учетом возрастных категорий. Наглядный материал рекомендуется обновлять как можно чаще, это подогревает интерес дошкольников и родителей.

Варианты уголков:

  • Патриотический коллаж «Москва – столица нашей Родины»
  • Выставка рисунков и поделок «Мои любимые сказки»
  • Конкурс макетов «Архитектура родного города»
  • Фотовыставка «Моя семья»
  • Мини – музей «Русская изба»
  • Выставка рисунков «Природа родного края»
  • Конкурс аппликаций «Дом, в котором я живу»
  • Поделки «Подарок для мамы»
  • Фотоколлаж «Моя родословная» (генеалогическое дерево)
  • Материалы по истории родного края
  • Выставка рукоделия мам «Своими руками»
  • Конкурс семейных газет «Мама, папа, я – спортивная семья» и тому подобное.

Большой эмоциональный отклик при просмотре тематического уголка у воспитанников получают поделки и рисунки, выполненные своими руками, с помощью родителей. Дети искренне радуются, увидев свои работы на выставке, с гордостью демонстрируют родителям и друг другу. Оформление тематического уголка в контексте духовно – нравственного воспитания является неотъемлемой частью педагогического процесса в ДОУ.

В педагогическом процессе, несмотря на значительную роль ДОУ, основы духовно – нравственного воспитания детей закладываются в семье. Семья является первоисточником формирования личности и определяет поведенческие стереотипы. От родителей ребенок перенимает не только практический жизненный опыт, но и моральные ценности, любовь к искусству, культуре, Родине, традициям. Воспитателей и родителей объединяет стремление обеспечить дошкольнику гармоничное духовное и нравственное развитие.  И только в тесном сотрудничестве, в непрерывном взаимодействии эта цель может быть достигнута.

Если вам пригодилась информация на сайте, просьба поделиться ею в социальных сетях:

Художественное слово при воспитании нравственности

Одним из самых действенных средств является художественное слово. Читая или слушая, ребенок знакомиться с жизнью, трудом, природой. Через художественную литературу он познает примеры общения между людьми, их радости, неудачи. Художественные произведения воздействуют на сознание, поступки. У него появляется желание становится лучше, быть похожим на героев произведений, сделать что-то очень хорошее.

Литература позволяет восполнить недостаток общения, расширить кругозор, разнообразить нравственный опыт. Появляется эмоциональное отношение к происходящим событиям, явлениям, людям. Произведения литературы содержат оценку событий или персонажей. Они задевают душу ребенка, рождают сопереживание и сочувствие.

Девочка прижалась к березе

Педагогическая культура родителей

Педагоги считают, что многих проблем воспитания можно было бы избежать, если бы все родители обладали хотя бы небольшими знаниями в области педагогики. Когда родители обладают педагогической культурой, они способствуют формированию духовной и нравственной личности ребёнка, создавая в семье благоприятный нравственный климат. Такие родители являют собой положительный моральный пример, который и будет образцом для ребёнка.

Итоги

Результатом выполнения всех этих задач и достижения целей духовно-нравственного воспитания должны стать личные качества, которые помогут ребёнку жить трудится в современном обществе. Полноценный член общества обладает волей, целеустремлённостью настойчивостью, самоконтролем, самостоятельностью. Он трудолюбив, способен объективно оценивать свои действия, намерения, мысли, преодолевать любые трудные обстоятельства и принимать трезвые решения. Такой человек осознаёт свою обязанность руководствоваться во всех своих поступках совестью.

Задачи духовно-нравственного воспитанияЦель и задачи духовно-нравственного воспитания

Способы выполнения этих задач остаются на усмотрение людей, осуществляющих воспитательный процесс и зависят напрямую от их собственного мировоззрения, религиозных убеждений и духовно-нравственного уровня.

Успех в достижении поставленных целей во многом зависит от того, насколько уважительные и доверительные отношения выстроены между ребёнком и воспитателем или родителями.

Оставить комментарий

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...