Духовно-нравственное воспитание школьников в рамках ФГОС

– .

–     « » (.7 « », . 9 « »),   , . ,  ,   ,       ,   ,     .

1.  
2.   
3. –
4.      
5.  
6.  
7.  , ,  –
8.      

  5  2008 . ..   «,   »,   , «    »   «   ».   : ;  ,   , , ,   ; ; ; ;  ;    ; ;  ; . « , — , — , . ,  , , ,     , ».

  ,    1990- .     ,     ,     . ,    , –   , , ,    .    ,   .

  ,     –   . , , , ,  —   .

,   –   ,  , ,  ,  ,  ,     .   ,   35% , 50% — , 15%  .       , ..    ,     .

   ,    .     ,     , . ,     , ,   , , , .

  2008 .  ,   – , —   , , .

       .     .     ,   ,    , ,     . – (, , , ),   , ( , , )    ,     .

  ,  .    ,     , ,  ,  , , , ,  —   ,  . , ,   ,   . « , — ..,  —   , , ». ,     –     .   ,   ,      .

   —   — .  , , ,   ,   , ,  ..    ,   .

-, – , ,   .     .   :    ,     ,    . «  , , — ..  , —    » .

    ,        «»   .     XXI .     1990- .

1. 

   : ? , , «»  – .   – – , ,  , .   , ..  ,  -, .

 — , ()  ,  ,   : , , , ,   . – , .

      , ,   .   ,     , – .   , . , , ,   , , , , , , . ( ,    )   .    ,   , .

  XVIII .  ,       . ,  — « ,  ».   . «      , — ..,  — » .     -, ,  , , .   , , «   »,  1783 .   .     ,   .

  .  XIX .   – . I  «   »   ,   .   ,   ,    .

1917 .,   ,   .   «» ,     .     , ,  ,  . ,  ,       — .         ( — ). , .

   —    .  —     .

          .

  , , , .    . ,  .    ,  ,    .   , , , , .

 ,   ,    ,   , .      . , ,   ,         , , .  ,     , , , .   ,   .

 ,   . .    —       .    . , , , , .

 ,  ,  ,  ,   — .

       — , , , ,     ,     .

,     — ,   .

    ,  , ,    , -,    . . ,   .   .

:

  •          – ,     ,   –  — » «;>
  • – , : , , ,  .;
  • ,  ;
  •     ,   ,  ;
  •    ,   ,   ,     ;
  • , ,   ;
  • ,    , ,     ,    .
  •     ;
  •  ,   ;
  • ;
  •   ;
  •   , ,         , , , ;
  •   ,   ;
  •     ,  .
  •     ;
  •     : , , , ,    ;
  •   ,

3. –

« ». . 9, . 6, , « ,   ()     ,   ,     , , , ()   , – ,   ». , – , .

–   – ,  , , , ,       .

 —   ,   ,   ,    .  , , , ,   ,    ,  .  , ,  .    — , .

, ,  ,  ,  .    , , . «    . .     , , , ,   .   ,    ,   , » .

  . «, — ..,  —  —   . ,   ,   . , , , .     » .

–  — ,   . , , ,   ,              . – ,   -, – .

  –  — , .          ,  , , ,  . .

1.  , ,    , ,   – .

2.   – ,   : , , , .

  ,     . , –   ,      ,   ,    ,    .

–     :

  • ;
  • – ;
  • ,   ;
  • ;
  • .

– –  .

–  . ,   ,  –  . , , – –    ,   , ,   « » .     .

 – , , -,   , , , , . , – , , , ,   « », «», « ».

–  —   ,       .     , . ,     ,     ,      .

  ,  -, , . , ,  ,     .

,    —   – .

4.     

  5  2008 .  .. : « ,    — ». ,    ,     , ,   .

    . « (-)»   « », «   » .     – .  XVIII .  : , , .   ..     . «   , — , —   ,    ,  , , ,   .   , , ,  » .

  , «,  » ..   «   ».   , , , . , « , ,   , ».

    :

1.

 — ,  . ,    —  .  — .    :

  •  ;
  •   ;
  •   ;
  • (, , ).

2.  

  .   ,      .    , , (, ,  ..),  ,   .  :

  •  ;
  •   ;
  • ;
  • ;
  • ;
  •  ;
  • .

3.

.   , , , . ,   . ,   ,   ,     .  :

  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  •  .

4.  

: , ,  , – . –   ,   .     .   , .  , ,  :

  •  ;
  • ;
  •  

5.

  .     ,     , , , , .    , ,    :

  •  ;
  •  ;
  • ;
  •    ;
  • ;

6.   

, , ,  ,   ,   . , :

  •  ;
  •  ;
  •  ;
  • ;

7.   

,   , , , . ,     ,  :

  • ;
  • ;
  • ;

8.

  .    .    –     .      ,      , :

  • ;
  •   ;
  •  ;
  • ;

  ,     . ,   ,  , , , , . , – , , ,    ,   . : « — »). ,      , ,   , ,  .

5. 

  – .  —  — ,   . ,   , ,     .

   , « », «», « », «»     .   , . ,       ,   , .

  .   « »,   , ,   ,        .      —   .     ,         . ,     ,  , ,   .   ,   ,   . «»   –   ,   –  –   , .   , . ,    ,      , , , , , . . «»,   ,  .., ..  ..,     . , , ,     , , , ,   . ,   ,     . , , ,  .     ()    .   , .       ,  ,   . ,   , .

   —  —    – .   .    , ,  , , , ,   .     – .

–    .   ,     , :

1. ;
2.  ;
3. ;
4.   ;
5. ;
6.   ;
7.   ;
8. .

  .   .   , . , «»   : « », «», «», «», « », « ».     .

  .     ,   , , , – . , , , , , ?   , ,   .    , , ,  :

  • ;
  •    ;
  • , , ;
  • ;
  • ;
  • ;
  •  ;
  •  –     ;
  •   .

    , . , , , , . – .   ,  ,  ,  .

 . ()   :

1.  ;
2.   ( );
3.   (   );
4.  ;
5.   .

.       .       (, ,  ..),   , , , .     ,      . .

.   : , , , ,  .., —     , ,   .  —   ,     ,  .

. : , , , , , – , -,  ..  —   , – .  —   – ,         . ,   .        ,    : , ,  ,  ..

    –   .   .

.     .   – .   ,     .    . ,   . ,   «»   « ».   ,    , (  , ,  ..),    , ,   .  – .   –     ,    . – .

.       . .  – ,    – (, , , ), , .  – – .

  ,   , . ,     (statement on values).  —  — ,   .   ,       ,  .  , ,     .

6. 

–   .   ,    , — . ,     ,         ,     .     –   ,  ,   .   ,       .

, ,     –  .   , , ,     ,  , – , , . –   .   , , , , , , .  , ,  ,     , ,   ,   .           .

 — .     ,   ,   .             ,  —  .     , , , , ,   .

    .       . , :

  •     ;
  •   ;
  •   .

, ,       ,   .       , ,    — .   ,   –  . , , , , ,   .

  –  ,  —   , ,   —    . ,     -, , ,    — .  —   . , — .   ,   , , .

, , — .    —   ,   . ,        , , , . .     ,     .

  ,     ,   ,   . . ,   .         , . :

  • ;
  •     ;
  •   ;
  •   ;
  •   – .

    .      ,      .   – , , -, , -,   ,  , –   .     ,   , , ,   , , , .   « —  — », ,   -.

    .      .         .   –   .

 — ,   ,   – .       : ,   .     .  — ,   ,     .   , ,       . – ,      .     «  » .

  –   . ,   ,    .  , ,   «,    — » (..).

7.  , ,  –

,  , .     : ?   ? ?     – .     .

      .  —   . –   ,   .   ,    – .

( ) —  ,       . ,       : « — », « — ». , , , « — ». .   , , ,     .     .  – -,  ,  , .

.     .   ,   « — » – ,   .

  ,   .   .

  , : , ,  ., —   : , , ,  . — ,  .     : , -,  ., —   ,   – .

, ,   ,       .   ,      ,    . ,     .

,     –    .     , , , . , , , ,  – – . ,      .  ,       .

  1990- .     (-),   ,     : « » (« »), « », « », « »  .    ,         ,     ,   ( — ),  ,   ( , ), , ,   .

  , ,   .    .         . , ,     –  ,      , , , , .

 , ,   – ().   .   , , 60  ,     ,   .

 , , , .     .     .   – , , , ,    ,   .  : , – , , – , , –  .    : , – , , , , , ,   .   —   ,     , , .

, –       ,     . «    ». .18,  .3.  , «   ,   –  ».         .       ,  , , , , .

8.     

  « », . 7, .4.2., , «     ,   , , –   ». ,   ,     , ,   .   « » ,   «,  -»,   –   .         ,   .

  :

  • () – , () , , –   ;
  • () – , : , , ,   , ,  ;
  • () – , ,   , , ,  ;
  • () , , ,     ;
  • () , , ,   ,    ,    ;
  •  ,         ;
  •       : , , –   , , , ;
  •       ,  ;
  •   , ,    ;
  • , , , -, –     ;
  •      ,   ,   , , , , , , ;
  • –    , –

  1990- .       –  .    –   ,      .       .         ,    .

  1980- — 1990-   ,   , ,   ,         .

     .   «   ».         .       .   ,     ,   , , –     ,     .

    « ».   (1992 .)         : «       ,  …».   1996 .  «»  «» . ,   2007 .,  – ,   .     .   – .

  . -,     ,       .

-,     . , ,   .  ,      — ,     .

-, , , ,            . – , « »  « »   1990- .    ,    ,   ,  , . ,  ,   . ,   ,   .

      ,   ,      ,    ,   .  — , .

      ()   .   . ()   , , ,   .   .  —   .

 —     .      — , , , , , .   ,   , , , . ,        .

    – , ,  ,     ,   ,     .

 —  —     : , , , , —   ,   .     ,    , , , ,   .

– . , ,   , .     , – , , ,   . ,  ,   ,   .

Что такое нравственное воспитание?

Ребенок, когда рождается, не имеет никакого понятия о морали или нравственности, духовно он еще не состоялся. Не зная, что можно поступить плохо или хорошо он просто берет и делает то, что приходит ему в голову. Задача такого воспитания заключается в том, что ребенок должен понять рамки, ограничивающие личность в обществе и научиться определять, что делать можно и что есть хорошо.

Понятие: Что такое духовно-нравственное воспитаниеЧто такое духовно-нравственное воспитание и что входит в это понятие

Правильное воспитание от родителей подразумевает формирование у ребенка морали, нравственного поведения, которое будет помогать принимать решения в повседневной жизни.

Например, перевести ли бабушку через дорогу, украсть ли в магазине, можно ли обозвать женщину или переспать с мужчиной. При этом кроме обязанности вести себя согласно правилам, ребенок должен понять и свои права. Например, что он никто не имеет права его обижать или обзывать, что он имеет право на защиту, на собственную веру, уважение к своей национальности, свои пути развития и так далее.

Обобщая можно сказать, что родители должны духовно передать ребенку свои социальные, национальные ориентиры, объяснить его место в обществе как гражданина, личности, жителя Земли, сына, матери и так далее.

Ценности духовно-нравственного воспитания - переченьБазовые ценности духовно-нравственного воспитания –

6.1. –

6.1.1.

– 2100 ( ) , , – 2100.

– 2100. , 2100, – -, , -, , , , , , , , , , , , , .

, -. – , , , , , . , , . , , , , , .

: , , , , , – , (. , . , . , . , . , . , . , . .). , , . ,

(. ). .

1990- . – , . , . , , :

, – , (. , . ).

, , , , . ( ).

, .

, , , . , , , . , . , , , (. ).

, , , , , . .. , , , , , [11, . 250]. , : , . – .

, . , . ; , , , , , (. ). – . , 2100.

– , , [18], , .

.

. , , , , , ( ) , (.. ).

, , ; , , , , , ; , , , – , (. ).

6.1.2. – , 2100.

, , . , , , , , . – , .

– 2100, , .. .

, , , , [17, . 131].

(, );

“” , , (.. ). , , -, -, , , , , .., , . (. ), , .

:

, , , , , , , ;

. , , [19];

, , , , , ;

, . , , , () .

, – .

.

, , .

, , . ( , , ), , , , ( 2100).

, , , , , , , .

. , 2100, , – :

1) (, , );

2) ( , , , , , );

3) ( , , () , ).

.

, , .

, , , , , , , , , . (. ), : , , : , .. () , . , , .

, , (.. ).

, , , . , , ; (). : : , . – , ( ), , . , , , .

( ) [24], , , , .

:

, ;

– , ;

, , , ;

;

;

, , ;

, , , ;

, , , , ;

( ) .

, () , : , , ., .

, : , , , , . . , . . . , , , .

.

() . , .

6.1.3. – 2100 , , , , , .

. , .

: . , . , , , , , (), , , , , , , , , , , , .

, , , . , . . 1998 .. 2100: : , , ; ; , , . , , . , , . , , , .

, , , . 1990- ., .

, ( ), , , : [19, . 19] .

, (.. ). – 2100.

. , : , , , .

, , , , . .

. , . , , , .

, , .

, . , , , , , , . , , . , , , . , , .

, , , . , , . , , .

, . , , , .

. . -, , . , : , , . , , . . : . , , .

, . , . , , , . , .

. , . , , , . .

, , , , , . , , – , , . . , .

, , , , . .

, , , .

, . , , , . , , ( ) , , , . , , . , (). , , , . , , . , , . , .

, , .

, , . , , , . , . , , . , , .

, , . , , .

. . , , , . , , . 2100: , . ( , ), , , .

. , , , , , .

, – 2100 , .

.

2100.

– 6.1.4. 2100

.

, , , , ( ..) , ( , , ). , . , . ; , (, ) .

, , , , .

.. , .

( , .), ( , , ) . , , () . .. , , , , , , , .

, , , , .

, . (. ).

, , , , … (. . … ) . , , , … , , . ,

[12, . 14].

, , , , ( ), , (). , ( , , ), , , (. ). , .

. , , , , , . , .

, ( !) . , , () , .. [17].

.. . , , .

1. . , , , , , , , (.. ;

.. ). , . , . , .. , , , . . . , , , , . , . , , , , . .

, , , , , , .. , , .. , . ; , , , .

2. . , , , , , (.. ) , , . , , ( ). : … , , , , , , , … ( . . ., 1988, . 30).

3. . , , .

, .. , , , .

, , , . .. , , , .

, , , , , . . , , , , , . , , , , . , – . , .

4. . (.. ) , . – , , , , , , , , , , . , , . . , , . .

5. . A.H. :

, , . , …

[3, . 641]. .

6. . . , . , , , , , , .

7. . ( , ..) . , o , :

, , … , .

Что в многонациональном социуме становится воспитательным идеалом

Определяя значение воспитательной деятельности для того, чтобы личность развивалась в жизни общества, глава Российской Федерации подчеркивает, что духовное единение людей и моральные ценности, которые их объединяют, становятся такими же важными факторами для развития общества, как стабильность в политике и экономике. Любое общество пользуется возможностью ставить перед собой и плодотворно решать задачи любого масштаба только тогда, когда оно само обладает общепризнанной системой нравственного характера, направленной на уважение ко всем языкам на своей территории, сохранение самобытности существующих в обществе культур и культурных ценностей.

То же касается сохранения памяти о деяниях предков на всех этапах истории отечества. Такое богатство становится для всех национальностей в отдельности и общества в целом надежным фундаментом единства, суверенитета государства, а также обладает способностью крепко объединить каждую семью, каждую социальную группу в повседневных делах, укрепить политические и экономические взаимоотношения народов.

Образованию и духовно-нравственному воспитанию, в том числе и молодого поколения, глава Российской Федерации отводит основополагающую роль, поскольку без этого никакое единение общества в стране не представляется возможным. Многочисленные внутренние и внешние распри настойчиво требуют укрепления солидарности в нашем социуме, увеличения справедливости и доверия людей к государственным органам. Только от этого зависит то, как мы будем жить в России сейчас и потом.

Формирование духовного мира индивида начинается уже с рождения маленького человечка. Сначала ответственность за это берут на себя семья и улица, изобилующая различными неформальными сообществами. Затем их роль переходит к учреждениям:

  • дошкольным;
  • школьным;
  • дополнительного образования;
  • искусства;
  • армии;
  • трудовым коллективам.

Всюду человек черпает для себя что-то новое, как негативное, так и позитивное, делая выводы из происходящего, и занимает ту или иную жизненную позицию. В том чтобы она стала соответствующей государственной и общественной политике, обе эти структуры ― семейная и общественная ― играют свою роль.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

Важным фактором, который обеспечивает как социальную, так и культурную модернизацию современного российского общества, считается наша школа. И это правильно, поскольку именно в школьные годы ребенок получает опыт гражданской деятельности, знакомится с российским и мировым культурным достоянием, совершенствуется духовно.

О необходимости активизации системы общенациональных ценностей и приоритетов через образовательную систему говорится в ФГОС второго поколения, который нацелен на духовно-нравственное развитие и воспитание детей в период школьного обучения и становление их гражданской идентичности. В данном документе описаны главные положения школьного воспитательного процесса и указано на необходимость включения в основную образовательную программу подпрограммы духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

В работе над созданием подобной подпрограммы рекомендуется пользоваться Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников. Содержание этого документа согласуется с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании».

Главная цель концепции — раскрыть принципы и пути воспитания высоконравственной личности путем формирования у нее основных ценностей, духовных ориентиров и убеждений. Согласно концепции, деятельность школы должна быть направлена на формирование сознательного гражданина и воспитание патриота.

В концепции освещаются такие вопросы:

  • модель школьника — выпускника;
  • задачи, условия и результаты школьного воспитания;
  • структурные компоненты  и основное содержание программы воспитания и социализации школьников;
  • перечень и раскрытие сути основных общенациональных ценностей.

В концепции детально раскрыто:

  • содержание всех ключевых задач воспитательного процесса;
  • направления воспитательной деятельности;
  • система организации воспитания;
  • формы и методы духовно-нравственного развития школьников.

Указывается на необходимость осуществления воспитательного процесса через целостный комплекс мер, который должен реализовываться и на уроках, и во время внеурочных мероприятий, и за счет вовлечения детей во внешкольную деятельность. Такую работу школа не может и не должна проводить самостоятельно, педагогам следует поддерживать тесную взаимосвязь с семьей и общественными организациями.

Работа школы по духовно-нравственному воспитанию

Духовно-нравственное развитие личности по ФГОС обозначает «педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности» школьника, при котором будет развиваться его способность встраиваться во всевозможные системы социальных отношений с опорой на сформированные моральные нормы и нравственные идеалы. Рассмотрим пути реализации духовно-нравственного воспитания школьников в рамках ФГОС. 

Цели и тактические задачи воспитания гражданственной личности

Целью политики государства согласно новой концепции становится создание централизованного многонационального государства, объединенного:

  • общей властной организацией, имеющей вертикальную и горизонтальную систему подотчетности и контроля;
  • совместными территориями, разделенными только по национальному, религиозному и федеральному принципам;
  • экономическим и военным потенциалом для развития и защиты отечества.

Как вспомогательные задачи выступают:

  1. Идентичность на национальных уровнях. Ее достижение помогает бесконфликтному существованию различных народов и личностей, их патриотизму; появлению гордости не только за малую родину, где родился и вырос гражданин, но и за всю страну; готовности служить ей, занимая общественно важную позицию.
  2. Формирование общества из нравственных и деятельных граждан, способных организовываться на всех уровнях — от муниципального до федерального. Только так это общество отстоит свои права и проведет интересы не только посредством исполнительной власти, но и через общественный контроль исполнения законов. Сознательный гражданин — вот что становится идеалом по-настоящему гражданского общества.
  3. Воспитание и развитие согласия граждан на уровне этносов. В многонациональной России это необходимое условие мирного взаимоотношения различных национальностей, культур, народов. Оно обеспечивает всеобщее согласие граждан, а также развитие и стабильность для каждого народа и гражданина.
  4. Развитие социализации общества через усвоение каждым его гражданином во время трудовой деятельности наилучших образцов социального опыта, выработанных поколениями, и желание воспроизводить и улучшать этот опыт через воспитание и образование потомков.

фото 103

Из этого следует, что высшей целью воспитания и развития личности в обществе становится достижение определенного воспитательного образца, устраивающего все нации, основанного на всеобщих ценностях, включающих в себя:

  • моральные ценности каждой нации;
  • нравственные и религиозные традиции социума на уровне каждой из существующих национальных групп;
  • духовно-нравственный потенциал отдельной личности, способствующий социализации общества.

Урочная деятельность

При традиционном подходе к процессу школьного обучения перед учителем всегда ставилась задача реализовывать в ходе урока не только образовательную и развивающую цели, но и достигать воспитательного эффекта. Этот же принцип озвучен и в концепции. Он предусматривает решение воспитательных задач в процессе преподавания школьных учебных предметов, относящихся как к основному, так и вариативному компоненту учебного плана. 

Большой потенциал для осуществления духовно-нравственного развития имеют школьные дисциплины гуманитарной и эстетической направленности. Но, в принципе, воспитательные цели могут быть реализованы на материале любого учебного предмета. В ходе уроков можно использовать такие формы работы:

  • изучение лучших образцов художественной культуры, предметов искусства;
  • ознакомление с героическими историческими событиями своего государства;
  • просмотр и последующее обсуждение фрагментов художественных и документальных фильмов;
  • проведение сюжетно-ролевых или деловых игр;
  • организация дискуссионной формы общения;
  • создание проблемных ситуаций;
  • решение практических задач.

Каждый предмет имеет свои способы и особенности реализации воспитательного аспекта.

Какие проблемы существуют?

На данный момент нравственное развитие в обществе сильно подорвано. Концепция, пропагандируемая правительством, имеет положительный характер, однако она не работает в современных реалиях.

Задачи духовно-нравственного воспитания - перечислениеЗадачи духовно-нравственного воспитания в семье и школе

Причин этому много:

  • Отсутствие достаточного внимания детям.
  • Большое количество агрессии и экстремизма в различных источниках информации.
  • Недостаток культуры вокруг ребенка, типичное поведение и разговоры далеки от моральных идеалов, духовно окружение бедно.
  • Отсутствие авторитетных положительных примеров.
  • Пропаганда секса, курения, алкоголизма и прочих негативных факторов.
  • Недостаточное физическое воспитание (спорт).
  • Уровень нравственности постоянно падает, как и уровень развития населения.
  • Стойкие стереотипы, в том числе, что хороший человек всегда несчастливый.

Приоритеты нравственности и их составляющиеПриоритеты нравственности – совесть и патриотизм

Бороться с окружением и запрещать определенные вещи можно, однако полностью  и навсегда убрать их все равно не получиться. Лучше смириться с негативными факторами и брать ситуацию в свои руки, духовно и материально влиять на ребенка.

Совет: Оградить ребенка невозможно, так как он вырастет и все равно все узнает. Лучше, если сразу готовить его к реальной жизни, однако наполнять советы некой моральной ориентацией – сообщать базовые ценности в нужной ситуации.

Например, если пятилетний ребенок подбегает и задает вопрос «Мам, а секс это хорошо?» стоит спокойно ответить «Да, хорошо, когда ты занимаешься им с единственным любимым человеком, как мы с папой». Если ребенок в том же возрасте спросил, что значит слово из трех букв, не стоит на него кричать или запрещать это говорить, нужно сказать что это злое заклинание, которое делает человека несчастным и злым. Нравственное развитие должно быть уверенным и мягким, а не жестоким.

Воспитание нравственности в семьеВоспитание в семье нравственных качеств

Если ребенок достаточно усвоит мысль, что ругань делает человека несчастным, на улице ему это уже не покажется таким крутым признаком взросления и развития. Не стоит прятать от ребенка все дурное, нужно просто правильно ориентировать его в мире. Подобная концепция воспитания не требует рассказывать ему то, что знать в этом возрасте не положено, делайте это только тогда, когда ребенок непосредственно сталкивается с этим в жизни.

8. .

, . , -, , . , . , -, , , , , , , , , , . .

.. : ;

[10, . 240]. .. : , , . . , …

, , , , , , . ( (1996 .) // . ., 1997, . 382). , , , .. , ( ) .

9. . , , (.. ). , . . , , , . , , .

.

.. , : … ,

[4, . 126]. , .. , , , , , , , , . , . [10, . 237, 240, 231]. , , – , , .

10. . , , . , , (.. ). , . – , , [17].

1. , .. – / .. . ., 1998.

2. , .. – / .. . ., 2003.

3. , .. – / .. . .; , 1996.

4. , .. / .. . ., 1961.

5. , .. : / .. . . : – , 2003.

6. , .. : / .. . . : – , 2004.

7. , .. : / .. . . : – , 2005.

8. , .. . : [] / .. . . : , 2008.

9. , .. . : [] / .. . . : , 2009.

10. , .. / .. . ., 1926.

11. , .. / .. ; . .. . . : , 1991. 480 .

12. , .. – / .. , .. , .. . . : , 2009.

13. , .. : XXI / .. // . . 6. ., 1996.

14. , .. (1996 .) / .. // . ., 1997.

15. , .. / .. // . . .-. . . , , . www.muh.ru/arch/konf_mZhedrin.

htm?user.

16. , .. : : [] / .. . : – , 2002.

17. , .. // .. . . . :

, 2001. . 343388.

18. , .. . / .. . . : , 1985.

19. , .. / .. . . : , 2002. 381 .

20. , .. / .. . . : – , 2006.

21. 2100 // 2100. . . . . :

, 2003.

22. , .. / .. . ., 1979. . 227.

23. . . :

, 2009.

24. , .. . : . . / .. . . :

; , 2002. 88 .

25. .

26. , .. : – : . / .. . . : . .-. ; , 2004.

27. , .. / .. // – .

. . . 1 (17) .

2010. . 152162.

28. , .. – / .. // –

. . . .-. . (., 22 2009 .). . : , 2009. . 2739.

6.2. –

2100

– 2100 ( ) – 2100 ( .. , .. , .. , .. , .. ), , , , .

. , .. , , . , , , .

, (. 162), .

?

. 2100 , , , , , .

(), . , , , . , , .

?

. .

, , , , ( , , /, ) ( , ) , , , , , .

?

, . , , () . , , , , .

. , 10 (, , , , , ..). , .

?

, ( , , ) (- ) ( , ) ( ) ( ) Ѩ ( ) ?

, ( , , ) , , , , , ( , ) , (- ) :

, , , .

( , , ) ( ) (, , ) .

( , ) ( ) ( ) , .

( ) (, ) , , ( ) Ѩ ( ) () : ?! ?

, . , , , . , , . , , , , , , .

, . . , . , , , , , .., .. , , .

( ) , . .

, ?

, . (, .) – . , , – , . , , , , ( , , : , , , ).

. . , . , , . 40 , , . , , , . .

, , , . . ; , , .

6.2.2. ?

(, ) . , : , , (), , , , .. , , , (, , / ), , (, , ..).

, , , . ( ) ( ), , , .

?

, . , , . , , , , , .

, , . , – , – ..

( ). , , , – . .

, , .. , , , .

.

( )?

(, ) : .

(). . , . , , , , , , , . / . , . , . .

, , , (). : , , ; , ; . . , . , ( , , ..). .

, ?

, , , . , .

, , , , , : .

, , , , . , , , , ( ). , .

, . , , , .

, (, , , ..), , ,

– . :

1) , , , , .. , , , . , , , , , . , , . , , , . , – (), , , .

2) . , , , . . , , .

?

, , .

1) , . . ( ) – , , . , .

2) , , , , , , .. .

3) , ( , ..).

.

?

, , . , . . .

1) ().

, , , , . : , . , , , , , , , , . , , . , :

, , . .

2) .

, , , – , . , , , , , ..

, – , . , , .

?

– . , .

( , ) ( ).

– ().

( ; ; ..).

, ..

( , ..).

– ( , , , ..).

( , , ). .

().

( ) , , , , .

( ) , , , , .

, .

( ).

, , ():

( : ?, ?, ?, ?, ..)* ();

, , ;

, , . ();

– ( , ..) : , “” .. ( );

( ) : , , ();

;

, ();

( .. ), , ().

() :

?; ..

( ).

:

, ;

* .. , . .

(, ) ;

, , .

(- ) ( ).

– ().

, 34 . , , , , , , .

; , , , .

– .

, .

():

, , ..;

, , ;

, . , , , , .

( ).

, , , ():

: ?, , , ?, , , ?, ?, , ?, .. ();

, , , ;

: , , .. ();

– ( , ..) : , , .. ( );

– , , ;

();

, , ;

, , , , ();

() :

?, ..

( ).

(, ..).

.

, .

, , – , , .

.

– : , ..

( , ) ( ).

: , , , ().

, , , ..

( .. ) , .

, , , , .

().

, .

.

, .

.

.

( ).

():

– : , ..

();

, ();

– .. ( );

– , , ;

, , ;

.

( ).

:

, , , ;

, , , , ( , , , ..);

;

– ;

, ( , );

( ) ( ).

( ) ( ).

, ().

:

– 130301.65 , 2012 2 1. …

6 1, 2010 . 2, – 21003, . . 5-9 4, …

, 2 14 2013 . . /../ – …

1- 1-79 01 01 2012 2 1-79 01 01 ,…

18 . _ . . _ . . _ _2013 . 2013 . 2013. 8 ( ) 2013-2014.. -: I …

( ) , 5 : – 35, 1 6 . 5 6- …

10.01.03 (, ) (, ) (), 16 2011 . 1365 …

. .. . .. _ _201_ . – () 030201 2011 …

: , 2005, , 590027070X, 9785900270708, , 2005 : 18th July 2009 : http://bit.ly/1gX2uWr , Book 1, , 1933,, 371 .. ., -, 1924,, 267 .. , , , ,…

. .. . .. _ _201_ . – () -: – ( ) _ ( …

. . . – 4 1988 1926 6 . (). . . . (). ( ). ….

.. _ 2011 . – (..06.2; ..00 19.00.00. – …

XX .. .. 3 19452000 2004 94(4+7)654(075.8) 63.3(0)673 72 …

: , _.. _ .. 2008 . 2008 . 1 : 110301 , 110304 …

2009 . .. 2009 …

_ .. _ 2013 . -/ : .01.07.00, 1-25 01 08, 1-25 01 08-03, 1-19 01 01-06, 1-19 01 01-04. 1-19 01 01-02, 1-31 03 04, 1-40 01 02-02, 1-40 01 02-05, 1-23 01 02-01, 1-26 02 03, 1-26 02 02, 1-25 01 03, .01.08.00, .09.01.00, 1-24 01 02, .02.05.00, 1-21 06 01-02, .01.04.00, 1-25 01 04, .01.03.00,…

() .. 2010 . 080200 () …

, , , _.. _2013 . 030600.62 …

– : 2- , ..: , 2012.. , , , . …

. , . , 10 2018 , — . , , . , , . , : , , , , – . , , …

С чего начинается воспитание и развитие современного общества

Воспитание и развитие социально активного человека в российских дошкольниках и школьниках будет наиболее эффективным для реализации планов президента, поскольку только в детском возрасте личность беспрепятственно впитывает в себя основные требования, предъявляемые ему обществом.

Суть в том, что воспитательный процесс в дошкольных и школьных учреждениях более  систематизирован и последователен, чем где-либо и когда-либо еще. Максимальное развитие духовных и нравственных качеств в подрастающем человеке здесь обеспечено самим укладом организованной образовательно-воспитательной жизни.

Дошкольник и школьник в рамках своих учреждений исключительно зависимы от окружающей среды, и уже поэтому не могут с ней не считаться. Хотя бы потому, что здесь они проводят основное время своей жизни, большее, чем в семейном кругу, на улице или где-либо еще.

Согласно концепции духовно-нравственного развития, принятой общеобразовательной системой в современной России, принцип работы дошкольного и школьного образования должен состоять в регулярной и системной модернизации социокультурного развития индивидуальности школьников.

Кратко этот процесс излагается так: только в сфере дошкольного и школьного образования будет централизованно и разумно сосредоточено воздействие на духовную, интеллектуальную, культурную и гражданскую жизнь огромных масс учеников. В конечном итоге оно и будет своеобразным индикатором эффективности образовательной системы.

К тому же в школьном возрасте и сам ребенок, в силу повышенной эмоциональной чувствительности к внешним воздействиям, воспринимает правила наиболее четко, быстро и остро. В более старшем возрасте этот процесс уже заторможен, а поэтому менее эффективен.

По убеждению Л. С. Выготского, при переходе от младшего возраста к более старшему потребности перестраиваются быстро. В то время как духовные ценности остаются относительно стабильными. И если они с каким-то изъяном, исправить их потом становится очень тяжело, а иногда невозможно.

фото 104

В этом смысле представляется важной позиция президента Путина, касающаяся прав ребенка в России. Президент заявил, что подрастающее поколение в стране будет воспитываться в духе не только защиты интересов и прав детей, но и привития им патриотических чувств, моральных, нравственных и духовных ценностей.

Он подчеркнул, что в современной России этим жизненно важным проблемам государство уделяет большое внимание. Так, происходит совершенствование образовательного законодательства, усиливается институт уполномоченных по правам ребенка, контролируются все неправомерные действия, совершенные по отношению к подрастающему поколению граждан страны.

Главной задачей государства его глава считает привитие молодым людям, растущим в России, еще с детства ее исконных ценностей, являющихся основополагающими в их будущей взрослой деятельности.

Внеурочная деятельность

Планирование формирования основных культурных ценностей должно включать проведение внеурочных воспитательных мероприятий, например:

  • общешкольные или семейные праздники;
  • коллективные творческие дела;
  • интерактивные квесты;
  • интеллектуальные викторины;
  • конкурсы;
  • диспуты;
  • ток-шоу.

Данное направление включает также организацию работы различных форм дополнительного образования:

  • кружков;
  • клубов по интересам;
  • секций.

Главной педагогической единицей внеурочной деятельности считается культурная практика. Это понятие подразумевает организацию культурного события при активном участии школьников, что обеспечивает расширение детского опыта конструктивного творческого взаимодействия в культуре.

Что происходит в школе?

Большую часть нравственного воспитания после достижения ребенком школьного возраста берут на себя преподаватели и окружение. Со временем он проводит там все больше и больше времени, ездит на экскурсии, участвует в школьной жизни и так далее. Это и будет формировать его личность. На этом фоне родителям стоит внимательно отнестись к личности классного руководителя, детскому окружению, сразу определить насколько оно нравственное и исходить уже из полученной информации.

Школьное воспитание православной культурыШкольное воспитание осуществляется на основе базовой программы

Совет: Старайтесь как можно чаще спрашивать как дела у ребенка в школе. Нравственное воспитание должно основываться на детской реальности.

Даже если он поделился с родителями сведениями о том, что его обижают сверстники, бежать в школу и ругаться с родителями детей нельзя, это приведет к худшим последствиям. Необходимо решить проблему руками самого ребенка. Например, если у него отбирают деньги – отдать в секцию карате или бокса. Там научат не столько борьбе, сколько уверенности в себе, ребенок сможет побороть страх окружения и сформировать человеколюбивые нравственные ценности. Если от него вовремя не избавиться, а в детском возрасте это наименее болезненно, впоследствии человек может стать замкнутым или некоммуникабельным.

Воспитание патриотизма у детейВоспитание патриотизма – задача всех уровней воспитателей

Базовые ценности должны делать личность более открытой, а не агрессивной или нетерпимой. При этом обязательно нужно научить ребенка отстаивать и защищать свою нравственность.

Главные национальные ценности народов России

Министерство среднего образования Российской Федерации согласно утвержденным стандартам, опираясь на национальные и культурные традиции этносов, населяющих Россию, относит к базовым нравственным ценностям следующие:

  • огромную территорию страны;
  • ее самые большие в мире природные ресурсы;
  • гражданскую общность;
  • семейные ценности;
  • труд;
  • свободу религиозных воззрений;
  • достижения науки и искусства;
  • приверженность общечеловеческим ценностям.

Все это воспитывается в личности и воспроизводится в социуме через:

  • привитие любви к родине и служение ей на семейном и государственном уровне;
  • социальную солидарность, выражающуюся в доверии ко всем людям, милосердии, справедливости, личном достоинстве;
  • гражданскую ответственность, активно поддерживающую правовые отношения в обществе, законопослушность, терпимость к другим народам и религиям;
  • любовь к семье, уважение к близким, стремление к продолжению рода, заботу о детях и родителях;
  • настойчивое стремление к честному труду, творческому отношению к делу, личную целеустремленность;
  • приверженность к научным знаниям, способствующую стремлению к истине;
  • понятие обо всех традиционных религиях, существующих в России, уважение и терпимость к их приверженцам;
  • стремление к красоте, гармонии и развитию своего духовного мира посредством литературы и всех видов искусств;
  • любовь к природе, поддержание ее чистоты, воспитание экологического сознания;
  • стремление к миру во всем мире, к международному сотрудничеству.

На этих ценностях и должен выстраиваться процесс воспитания гражданственной личности в дошкольных и школьных учреждениях современной Российской Федерации.

Внешкольная деятельность

Воспитательный процесс духовно-нравственного развития школьников в рамках ФГОС должен включать организацию для них социальной практики. Смысл таких мероприятий заключается в том, что дети привлекаются к решению важных социальных и общественных задач. Это будет способствовать формированию у них активной гражданской позиции и социальных компетентностей, получению опыта конструктивного гражданского поведения. Например, дети могут участвовать в реализации социальных проектов «Сохраним малые реки», «Чистота моих улиц» и т.д.

В раздел воспитательного плана, касающегося внешкольной деятельности, можно включить следующие мероприятия:

  • трудовые и экологические десанты;
  • экскурсии;
  • благотворительные или гражданские акции;
  • военно-патриотические мероприятия.

Дополнительные мероприятия

Кроме школы и разговоров родителей, духовно воспитать ребенка помогут различные поездки и мероприятия. Социально активная жизнь делает человека уверенным в себе, помогает четко ориентироваться в мире, формировать правильные ценности, добиваться естественного развития. Кроме этого любая поездка подразумевает дополнительные знания о мире вокруг.

Внеклассные занятия в нравственном воспитанииВнеклассные занятия должны быть разноплановыми

  • Родители могут возить ребенка или поощрять его вылазки, формирующие базовые ценности:
  • В местные музеи, особенно краеведческие;
  • Галереи, выставки, инсталляции, национальные достопримечательности;
  • Драматический театр, оперу, балет, кукольный или театр теней;
  • Прогулки к памятникам, поездки в парк;
  • Поездки, связанные со спортом, например, в веревочный парк;
  • Посещение футбола, тенниса, прочих соревнований или кружков;
  • Тематические лагеря, школьный вариант;
  • Нравственное мероприятие к празднику, например, подарить цветы ветеранам, помочь прибраться на территории, облагородить лес, посадить дерево и так далее.

Посещение театра с родителямиПосещение театра – одна из форм нравственного воспитания

При этом важно чтобы родители не только отправляли детей в такие классные поездки или поручали их бабушке. Важно, чтобы они также организовывали такое нравственное воспитание и получали удовольствие от таких поездок или дел. Детей во многом воспитывают не слова или поездки, их личность определяет пример старших, духовно он имеет подавляющее влияние на возможности развития ребенка. На него дети не только равняются и стремятся быть похожим в самом маленьком возрасте, именно положительный пример они попытаются превзойти по достижению взрослого возраста.

Оставить комментарий

Семейное воспитание

Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье и школа не заменяет, а усиливает этот процесс. Поэтому необходимо, соблюдая принцип преемственности и сотрудничества, устанавливать тесные взаимосвязи между семьей и школой. Для этого рекомендуется:

  • проводить семейные праздники;
  • использовать систему творческих домашних заданий, при выполнении которых ребенку будет необходима помощь родителей;
  • приобщать родителей к участию во внеурочных школьных мероприятиях;
  • включать родителей в органы управления образовательным заведением.

Также следует уделять внимание изучению уровня воспитательного потенциала семей школьников и содействовать духовно-нравственному и гражданскому воспитанию родителей. Для этого можно организовывать тематические лекции, диспуты и семинары для родителей, использовать нестандартные формы проведения родительских собраний.

Изучение культурологических основ традиционных российских религий

Эта структурная часть воспитательной программы направлена на социализацию школьников путем приобщения к историческим и культурологическим основам российских религий. Дети должны знать о культурных и религиозных традициях не только своего народа, но и иметь представление о многообразии мировых религий. Важно сформировать у них толерантное отношение к представителям любой нации или религиозного сообщества. 

Такая работа может проводиться:

  • в ходе преподавания предметов гуманитарного цикла;
  • путем включения в учебный план факультативов или курсов на религиозную тематику;
  • путем организации работы религиоведческих кружков.

Также рекомендуется устанавливать связи с религиозными обществами, которые будут проводить просветительские мероприятия, организовывать работу воскресных школ. 

Создание программы духовно-нравственного воспитания школьников в рамках ФГОС обеспечивает планомерность и структурированность всему процессу. Традиционно, в этом документе нужно конкретизировать такие основные моменты, как:

  • цели и ценностные установки;
  • задачи;
  • содержание;
  • условия реализации;
  • формы воспитания и социализации детей;
  • способы взаимодействия с семьями учеников, учреждениями дополнительного образования, религиозными и общественными организациями;
  • развитие ученического самоуправления;
  • участие детей в работе творческих и спортивных клубов, детско-юношеских объединений и движений;
  • планируемые результаты.

Один из разделов программы должен включать теоретические положения и методические рекомендации по созданию уклада школьной жизни, который подразумевает формирование целостного образовательного пространства и целостной среды духовно-нравственного развития школьников.

Для осуществления комплексного подхода к воспитательному процессу рекомендуется содержательную часть программы представить в виде подпрограмм, направленных на формирование базовых национальных ценностей (патриотизм, труд и творчество и т.д.). При этом можно сделать акцент на каком-либо одном или нескольких направлениях духовно-нравственного воспитания, не забывая о формировании на базовом уровне всех остальных ценностей.

Еще один раздел должен быть посвящен оцениванию личностных результатов ребенка в процессе духовно-нравственного развития. Это можно осуществлять путем анкетирования или проведения диагностических исследований.

Также хорошей формой демонстрации достижений ученика в овладении определенными духовными ценностями является использование технологии портфолио. Это позволяет сделать воспитательный процесс наглядным, открытым и объективным, дает возможность быстро выявлять недостатки и вносить необходимые корректировки и педагогами, и родителями.

Важность воспитательной работы направленной на духовно-нравственное воспитание школьников в рамках ФГОС трудно переоценить. Если школа не будет справляться с возложенными на нее в этой области задачами, то ребенок окажется под влиянием семьи с ее ограниченным воспитательным потенциалом, неформальных молодежных групп и открытого информационного пространства.

Такой подход грозит формированием «путаной» идентичности и моральной несостоятельности. ФГОС и Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников придают вопросу формирования гражданина и патриота первостепенную важность.

Об авторе-составителе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Комментировать Разместить на своем сайте

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте?

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...