Долговременная память: что представляет собой и как её улучшить

Содержание
  1. Какой метод тренировки лучший для развития кратковременной памяти?
  2. Принцип работы и область применения долговременной памяти
  3. История вкратце
  4. Виды памяти
  5. Как формируются и возвращаются воспоминания
  6. Основные типы памяти: статическая и динамическая память
  7. Почему теряются важные воспоминания?
  8. “Узнавание”
  9. Что влияет на эффективность запоминания?
  10. Виды памяти: что мы запоминаем
  11. Образная память
  12. Моторная или двигательная память
  13. Эмоциональная память
  14. Словесно-логическая память
  15. Синхронная и асинхронная память
  16. Что собой представляет долговременная память?
  17. Немного о генетике
  18. Мастер собирать мозаики
  19. Блок № 3. Структура памяти. Рабочая память.
  20. 3.1. Визуальная – пространственная матрица.
  21. 3.2. Фонологическая петля.
  22. 3.3. Эпизодический буфер.
  23. 3.4. Центральный исполнитель.
  24. Заказать услугу”Переговоры – Персональная тренировка”
  25. ЗАКАЗАТЬ обучение
  26. Процедурная память
  27. Как проверить свою память
  28. Способы тренировки долговременной памяти
  29. 10 упражнений для развития памяти
  30. Память человека: новейшие исследования
  31. Почему не запоминаются сны
  32. Забывчивость необходима
  33. При запоминании пространства в мозгу создаётся его карта
  34. Депрессия стирает воспоминания
  35. Возня с внуками помогает бабушкам сохранить память
  36. Тренировка памяти и внимания
  37. Что вредит памяти
  38. Как память связана с органами чувств
  39. Развитие у детей
  40. Семантическая память
  41. Характеристики
  42. Нарушения памяти
  43. Эпизодическая память
  44. DDR2
  45. Медитация
  46. Как развить долговременную память?
  47. Примеры долговременной памяти
  48. Теории памяти
  49. Биохимическая теория памяти
  50. Ассоциативная теория памяти
  51. Гештальт-теория памяти
  52. Диагностика
  53. Методика №1. Запоминание слов, логически не связанных между собой
  54. Методика №2. Запоминание текста со смысловой связью
  55. DDR4

Какой метод тренировки лучший для развития кратковременной памяти?

Кратковременная — это аналог оперативной компьютерной памяти. Она помогает в быстрой «утилизации» полученной информации. Цель этапа – усвоение максимального объема информации. Для этой цели эффективными приемами служат:

  • группировка объектов;
  • символизация.

Способ группировки часто используется в качестве маркетингового приема в сфере продаж и дает хороший результат. Повторяющиеся числа или последовательный ряд цифр легко воспринимается и превращается в личный багаж знания, иногда помимо желания человека.  Разбивка телефонного номера на удобные цифровые группы стала нормой жизни.

Мнемотехника — прием быстрого запоминания большого объема информации, логически не связанной между собой. Метод основан на создании символов, ассоциативного ряда. В основе лежит зрительный способ эффективного восприятия окружающего мира для человека. Для метода характерно использование всех иных каналов чувств: осязания, обоняния, вкуса, звука.

Визуализация служит эффективным способом для увеличения объема восприятия информации в единицу времени. Использование презентаций, повышение наглядности материала в виде графиков, диаграмм, рисунков широко применяется в деловой практике.

Эффективные приемы овладения большим объемом информации разработаны в специальных областях: военной сфере, научных исследованиях. Методы НЛП (нейролингвистического программирования) позволяют управлять процессом запоминания на уровне подсознания.

Цель развития краткосрочной памяти – в создании фундамента для долговременной, которая решает основную задачу – формирует личный опыт человека. С помощью каких упражнений и для чего необходимо развивать эту способность?

Принцип работы и область применения долговременной памяти

Чтобы понимать, как можно натренировать долговременную память, надо до конца разобраться, что это такое и где она применяется, особенно при изучении иностранных языков.

Долговременная память помогает накапливать и хранить информацию продолжительное время. Это могут быть события из прошлого, изученный материал на лекции, бытовые процессы. Данные, которые хранятся в долговременной памяти, могут использоваться нами либо регулярно, либо по запросу. Этот тип памяти собирает и хранит всю информацию за всю нашу сознательную жизнь.

Давайте разберем два примера. Каждое утро вы просыпаетесь и идете чистить зубы. Вы ведь помните, как чистить зубы и где найти зубную щетку в ванной, верно? А все потому, что информация о процессе чистки зубов запрашивается из нашей памяти регулярно. Не стоит путать процесс автоматизма с долговременной памятью. Эти процессы связаны между собой, но являются немного разными событиями: найти щетку и зубную пасту в ванной – долговременная память, почистить зубы – почти всегда процесс автоматический, который связан с выгрузкой информации о действии из долговременной памяти.

Второй пример. Вы ведь не каждый день используете информацию о том, где на карте находится Африка. Но если вас вдруг попросят показать на карте Африку через 10 лет после окончания школы, вы, наверняка, ее покажете. Это и есть выгрузка информации из долговременной памяти по запросу.

Что такое память в образном выражении? Давайте представим библиотеку. Библиотека – это наша память, книжные стеллажи – место для хранения информации в долговременной памяти, библиотекарь – проводник между нашим мышлением и памятью.

Когда вы работаете с новой информацией, вы отдаете ее библиотекарю. Дальше он решает, что с этой информацией делать. Сначала библиотекарь собирает всю информацию рядом с собой, допустим в неких папках. Эти папки копятся на его столе. Если вы используете информацию часто, папки с информацией отправляются на книжные полки, откуда вы сможете их достать в любое время. Поскольку процесс запоминания информации происходит постоянно, папки на столе у библиотекаря копятся, он не успевает убирать их на стеллажи. С каждым днем их становится все больше и больше. И вот библиотекарь убирает часть папок в подсобку, другую часть за своим рабочим местом, и т.д.

В итоге получается, что вся нужная информация хранится на полках, где ее можно легко отыскать. А всё, что вы считали ненужным, необходимо искать в разбросанных по всей библиотеке папках. Поиск разбросанных папок – процесс вспоминания забытой информации.

А еще библиотекарь сам иногда решает, какая информация вам нужна, а какая не нужна. Поэтому некоторые особо важные папки тоже оказываются на стеллажах, даже помимо вашей воли.

Считается, что у долговременной памяти нет объема. Научных доказательств этому я пока не видел. Если у вас вдруг есть информация по этому поводу из научных и уважаемых источников, огромная просьба поделиться. Судя по всем книгам, которые читал я, у долговременной памяти объем есть, но измеряется он немного другими цифрами и значениями, нежели мы привыкли это делать. Давайте опять обратимся к нашей визуализации.

Здание библиотеки имеет ограниченный объем. Мы не можем расширить это здание. Но мы можем поставить больше стеллажей и писать на обоих сторонах бумаги. Этим мы увеличиваем пространство для хранения информации внутри здания, но при этом ее поиск и использование немного затрудняется, ведь на это будет уходить больше времени. При тренировке долговременной памяти мы ее не расширяем, а всего лишь оптимизируем процесс поиска нужной нам информации.

Кстати, стоит упомянуть тот факт, что наша психология имеет огромное влияние на долговременную память. Об этом писал Алан Бэддели в своих работах. Настоятельно рекомендую почитать его книгу «Ваша память. Руководство по тренировке и развитию». Причем психология колоссально влияет именно на долговременную память, на кратковременную и рабочую влияние практически нулевое.

Что подразумевается под психологическим влиянием? Это не только внутреннее состояние, но и внешнее. То есть на память влияет ваше самочувствие, настрой, род деятельности, круг общения и т.д. В качестве доказательства, вспомните себя в стрессовых ситуациях, например, когда вы ожидаете значимое для вас событие. Ваше мышление в таких ситуациях подвергается нагрузке, всё ваше сознание сосредоточено именно на значимом событии. Из-за этого информацию из долговременной памяти труднее достать. Если визуально, то представьте, что ваш библиотекарь приболел. Он стал медленнее передвигаться, ему тяжелее сосредоточиться.

Вы когда-нибудь замечали, что некоторый род деятельности дается вам намного легче, чем другой. Например, вы очень быстро и хорошо запоминаете информацию по языкознанию, но при этом очень плохо запоминается информация по географии. Так вот это и есть психологическое влияние, когда ваше мышление подвержено роду деятельности. Сюда же можно отнести мотивацию. Ведь куда легче запомнить ту информацию, которая нам интересна.

Представьте, что у вас работает библиотекарь, который хорошо разбирается в теме кулинарии и очень быстро ищет папки с информацией по этой теме. В то же время он плохо разбирается в строительстве, поэтому ему надо больше времени и усилий для поиска этой информации.

Психологическое влияние не связано с вашим типом мышления. Не думайте, что одна наука вам под силу, а другая нет. Совсем не так! Ваша память подстраивается под мышление, которое в свою очередь подстроено под тип деятельности. Если вы поменяете род деятельности, то цепочка выстроится в обратном порядке: мышление «завяжется» под новый вид деятельности, а долговременная память подстроится под новое мышление.

История вкратце

Первые компьютеры имели значительно отличающуюся от сегодняшней архитектуру и, соответственно, иначе работали с оперативной памятью. Большинство людей, имеющих понятие об истории информационных технологий, наверное, знают, что первоначально в запоминающих устройствах подобного рода использовались вакуумные электронные лампы — схожие с используемыми в старых ЭЛТ телевизорах и мониторах. Однако затем пришла эпоха транзисторов, разработанных лабораторией Bell Labs.

s13279817.jpg

Транзисторы стали главной составляющей всех современных типов памяти, взявшей начало с простейших транзисторных ключей — электрических схем, позволяющих хранить 1 бит информации. Ключи в дальнейшем развились до элементов называемых триггерами, которые могли объединяться в регистры, именно они чаще всего используются сегодня в качестве ячеек постоянных запоминающих устройств. Следующим усовершенствованием стало объединение транзистора и конденсатора, что позволило разработать более компактную динамическую память.

Виды памяти

Процесс сохранения знаний связан с тем, какой тип запоминания при этом задействован. Человек обладает кратковременной и долговременной памятью.

Кратковременная память в психологии – это разновидность памяти, которая ограничена:

  • во времени хранения информации (при этом она теряется через определенное время или из-за наплыва другой информации);
  • в количестве запоминаемых символов (элементов).

Главное, чем долговременная память отличается от кратковременной, – это длительность хранения информации. Это может быть несколько минут, а может – долгие годы.

Инфографика 2

Если у человека долговременная память, значит, у него события, факты, имена и цифры находятся в надежном хранилище, к которому при случае можно обратиться и вынуть необходимую информацию.

Обычно это данные, которые:

  • важны для конкретного человека;
  • связаны с сильными эмоциями (как положительными, так и отрицательными).

Второе отличие – разница в объеме. В среднем кратковременная память имеет объем, рассчитываемый по числу Миллера (от 5 до 9 символов). Это среднестатистический показатель. Что касается объема долговременной памяти, то его даже примерно невозможно вычислить.

Объем памяти у разных людей отличается. Специалисты считают, что причина этого – наследственность. Есть даже мнение о том, что некоторые люди обладают генетической памятью: у них на генетическом уровне сохранились знания о предках, о которых им никто не рассказывал. Этот вид психического процесса оказывает влияние на характер, поведение человека и определяет его судьбу.

По мнению ученых, такие знания хранятся в мозге всю жизнь и, возможно, являются основой долговременной памяти.

Мозг состоит из более 10 миллиардов нейронов, и все они имеют связи друг с другом (синапсы). Каждый из них – носитель определенной информации. Сложно представить, сколько всего может помнить индивид. Но на самом деле человек достает из анналов памяти лишь то, что ему нужно в конкретный момент, а остальным багажом знаний практически не пользуется.

С возрастом способность к запоминанию снижается, это связано с тем, что к старости в мозгу нарушаются связи между нейронами. Поэтому неудивительно, что старые люди часто не способны узнавать знакомых, которых они не видели долгое время.

Как формируются и возвращаются воспоминания

Воспоминание — это механизм, заставляющий впечатления, полученные в настоящем, влиять на нас в будущем. Для мозга новый опыт означает спонтанную активность нейронов. Когда с нами что-то происходит, кластеры нейронов включаются в действие, передавая дальше электрические импульсы. Работа гена и выработка протеина создают новые синапсы, стимулируют рост новых нейронов.

горы зимой

А вот процесс забывания похож на то, как снег ложится на предметы, укрывая их собой, от чего они становятся белыми-белыми — да такими, что уже не различишь, где что было.

Импульс, провоцирующий извлечение воспоминания — внутреннего (мысли или чувства) или внешнего события, вызывает у мозга ассоциацию со случаем из прошлого. Мозг работает как своего рода прогнозирующее устройство: он постоянно готовится к будущему на основании прошлого. Воспоминания обусловливают наше восприятие настоящего за счет «фильтра», через который мы смотрим и автоматически предполагаем, что произойдет дальше.

У механизма извлечения воспоминаний имеется важное свойство. Его удалось тщательно изучить только в последние двадцать пять лет: когда мы достаем из внутреннего хранилища закодированное воспоминание, оно не обязательно распознается как нечто из прошлого.

Возьмем, к примеру, катание на велосипеде. Вы садитесь на велосипед и просто едете, а в мозге срабатывают кластеры нейронов, позволяющие крутить педали, держать равновесие и тормозить. Это один тип воспоминания: событие в прошлом (попытки научиться кататься на велосипеде) повлияли на ваше поведение в настоящем (вы на нем катаетесь), но вы не ощущаете сегодняшнюю велопрогулку как воспоминание о том дне, когда у вас впервые получилось это сделать.

велосипед

Если же попросить вас припомнить самое первое катание на велосипеде, вы задумаетесь, просканируете хранилище памяти, и, допустим, у вас возникнет образ папы или старшей сестры, которые бежали за вами, вы вспомните страх и боль от первого падения или восторг от того, что вам удалось-таки добраться до ближайшего поворота. И вы будете точно знать, что вспоминаете что-то из прошлого.

Два типа обработки воспоминаний тесно связаны в нашей повседневной жизни. Те, что помогают нам крутить педали, называются имплицитными воспоминаниями, а способность вспомнить день, когда мы научились кататься, — эксплицитными воспоминаниями.

Основные типы памяти: статическая и динамическая память

Говоря о классификации памяти, прежде всего её делят на два типа: статическая память (Static RAM) и динамическая память (Dynamic RAM). Как было сказано выше, в статической памяти используются определённым образом выстроенные транзисторы, образующие триггеры — ячейки памяти. Одна ячейка памяти хранит 1 бит информации. Наиболее современные SRAM ячейки состоят из шести КМОП транзисторов и представляют собой самый быстрый тип памяти в мире.

В противоположность, динамическая память объединяет транзистор и конденсатор для сведения к минимуму размеров ячейки. Недостатком такого устройства является необходимость периодически подзаряжать конденсатор, что обуславливает задержки доступа к памяти (это именно то, что мы называем таймингами).

s75064226.jpg

Хотя DRAM и обладает явным преимуществом в компактности относительно SRAM, её скорость не может и близко сравниться со скоростью, обеспечиваемой SRAM. Именно поэтому сверхбыстрая память (например, кэш центрального процессора) всегда конструируется из SRAM ячеек. Но из-за больших габаритов SRAM является более дорогим типом и не может быть использована повсеместно.

DRAM же максимально компактна и используется в большинстве мест, где более важен объем, чем мгновенный доступ.

Почему теряются важные воспоминания?

Среди причин ухудшения данного вида памяти выделяют:

  • Поражения головного мозга. Они могут быть вызваны перенесенным инсультом, черепно-мозговой травмой, онкологическими заболеваниями. Также фактором ухудшения функций мозга иногда становятся инфекционные болезни — менингит и энцефалит.
  • Заболевания других органов и систем. Сюда относятся проблемы с обменом веществ, болезни сердечно-сосудистой системы, почек, печени.
  • Факторы внешней среды. Перегрузки — проблема № 1 сегодня. Они не всегда возникают из-за большого количества работы. Чаще они объясняются большим количеством проходящей через нас за день информации, в том числе в социальных сетях, мессенджерах, на баннерах и мониторах с рекламными вставками. Также среди факторов внешней среды выделяют недостаток сна и стрессовые состояния. Ученые доказали, что при длительном нервном напряжении блокируются процессы, связанные с памятью. Еще один подпункт — употребление в пищу вредных продуктов (энергетиков, продукции с красителями в составе).
  • Недостаток витаминов. Речь идет о нехватке витаминов группы B, которые защищают организм от стресса, участвуют в кислородном обмене, поддерживают работу центральной нервной системы.
  • Интоксикации. Сюда относится курение, употребление алкоголя, наркотиков, воздействие на организм тяжелых металлов. Сигареты приводят к нарушениям в процессах обучения и запоминания, наркотические вещества — к необратимым изменениям в головном мозге. Поражение тяжелыми металлами может произойти не только на производстве, но и через продукты питания.
  • Злоупотребление лекарствами. У многих групп препаратов ухудшение памяти выступает в качестве побочного эффекта.
  • Возрастные изменения. С ними можно справиться только при помощи профилактических мер при условии, что пациент будет дополнительно наблюдаться у специалистов.

“Узнавание”

Неврологи называют систему “узнавания” первой ступенью смысловой обработки. “Узнавание” предполагает “облегченное изучение” или “поиск старых путей”. Может произойти полное и быстрое осознание или же может быть выявлено сходство новой информации с полученной ранее. Если, например, маленький ребенок впервые увидел рыбу, то потом он будет узнавать другие виды рыб, хотя выглядят они по-другому. Эта первая ступень воспроизведения в памяти сходных данных и ситуаций была очень важна для наших предков, которым приходилось встречаться с опасными животными и различать ядовитые и съедобные растения. Этот же вид памяти работает у грудных детей и малышей до года, когда они учатся, подражая взрослым, намного лучше, чем когда тому же самому их пытаются научить на словах. Своим примером родители утверждают манеру поведения, которую дети неосознанно копируют, – так происходит воспитание, и об этом стоит помнить, когда речь идет о манерах, поведении, чтении или спортивных интересах. Реклама работает на тех же самых принципах, делая ставку на раздражители, которые воспринимаются человеком подсознательно.

Что влияет на эффективность запоминания?

Эффективность запоминания зависит как от объективных, так и от субъективных факторов. Объективные отражают особенности материала, который Вы хотите запомнить:

  • наглядность информации;
  • её количество и структурированность;
  • осмысленность;
  • степень известности.

Субъективные особенности отражают специфические особенности самого человека, запоминающего информацию. Они включают:

  • ведущий тип памяти (используя его, Вы добьётесь наибольшей эффективности);
  • установки;
  • мотивированность;
  • активность;
  • функциональное состояние;
  • степень знакомства с материалом.

Виды памяти: что мы запоминаем

Действия

В своей жизни мы сталкиваемся с необходимостью запоминать очень разнообразную информацию, поступающую к нам в головной мозг через разные каналы и различными способами. В зависимости от того, какие психические процессы задействованы, различают и виды памяти.

Образная память

Самый большой объем информации в нашей памяти хранится в виде чувственных образов. Можно сказать, что на нашу память работают все органы чувств:

  • зрительные рецепторы поставляют визуальные образы, в том числе и информацию в виде печатного текста;
  • слуховые – звуки, в том числе музыки и человеческой речи;
  • осязательные – тактильные ощущения;
  • обонятельные – запахи;
  • вкусовые – разнообразные вкусы.

Образы в мозгу начинают накапливаться буквально с рождения. Этот вид памяти не только самое большое хранилище информации, она может отличаться и буквально феноменальной точностью. Известна так называемая эйдетическая память – фотографически точное, детальное запоминание образов. Наиболее изучены случаи такого запоминания в области зрительного. Эйдетики встречаются крайне редко и обычно имеют какие-то отклонения в психике, например:

  • аутизм;
  • шизофрению;
  • склонность к суициду.

Моторная или двигательная память

Это очень древний вид запоминания, возникший на заре эволюции. Но память на движения и сейчас играет огромную роль, причем не только в спортивной деятельности. Вот мы идем к столу, берем кружку, наливаем в нее чай, записываем что-то в блокноте, разговариваем – все это движения, и они невозможны без моторной памяти. Что уж говорить о значении двигательных навыков в труде или спорте. Без моторной памяти невозможно:

  • обучение детей письму;
  • овладение навыками вязания, вышивки, рисования;
  • даже обучение малышей ходьбе требует активности двигательной памяти.

Эмоциональная память

Память на чувства менее заметна в повседневной жизни людей и кажется менее значимой. Но это не так. Эмоциями пропитана вся наша жизнь, и без них она бы утратила свой смысл, да и привлекательность тоже. Лучше всего, конечно, запоминаются яркие эмоционально окрашенные события. Но мы способны помнить не только горечь обиды или фейерверк первой любви, но и нежность общения с матерью, радость от встречи с друзьями или от полученной в школе пятерки.

Эмоциональная память имеет ярко выраженный ассоциативный характер, то есть воспоминания активизируется в процессе установления связи – ассоциации с каким-то явлением или событием. Нередко достаточно какой-то незначительной детали, чтобы на нас вновь хлынул водопад чувств, которые мы переживали когда-то. Правда, чувства-воспоминания никогда не достигают той силы и энергии, которая была присуща им впервые.

Эмоциональная память важна еще и потому, что лучше всего запоминается и дольше хранится эмоционально окрашенная информация, связанная с яркими чувствами.

Словесно-логическая память

Этот вид памяти считается исключительно человеческим. Любители домашних питомцев могут возразить, что животные, например, собаки и кошки тоже могут хорошо запоминать слова. Да, это так. Но слова для них просто сочетания звуков, связанных с тем или иным зрительным, слуховым, обонятельным образом. У человека же словесно-логическая память носит смысловой, осознанный характер.

То есть мы запоминаем слова и их сочетания не как звуковые образы, а как некие смыслы. И ярким примером такого смыслового запоминания может служить рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». В нем человек запомнил фамилию по смыслу, а потом долго вспоминал эту «лошадиную» фамилию. А она оказалась Овсов. То есть сработало именно ассоциативно-смысловое запоминание.

Кстати, лучше работает словесно-логическая память, когда нужно запомнить не отдельно взятые слова, а их осмысленные конструкции – предложения, объединенные в текст, имеющий более развернутый смысл. Словесно-логическая память не только самый молодой вид, но и требующий осознанного, целенаправленного развития, то есть связанная с приемами запоминания и произвольной психической деятельностью.

Синхронная и асинхронная память

DRAM может быть классифицирована по функциональности. Все знают, что неотъемлемой частью многих электронных устройств является тактовый генератор, генерирующий специальные импульсы, организующие и синхронизирующие работу основных компонентов.

Синхронная память (SDRAM) может принимать или отправлять данные только в момент начала или окончания тактового импульса (мы еще вернёмся к этому далее). К асинхронной же памяти доступ можно получить в любой момент работы системы, и это является весьма значительным преимуществом.

Что собой представляет долговременная память?

Данный вид памяти считается более надёжным хранилищем различной информации. В большинстве случаев она хранит сведения, имеющие для человека личный смысл или нашедшие в его душе эмоциональный отклик. Объём запомненного материала и время его хранения могут быть совершенно разными у всех людей.

Немного о генетике

Психология выделяет ещё один вид памяти, который принято относить к долговременной, — генетическая память. Она призвана хранить информацию о наших предках на подсознательном уровне. Учёные считают, что именно генетическая память определяет поведение человека, его характер и даже судьбу.

Некоторые специалисты считают, что данный вид запоминания ограничен возрастом до 2-3 лет. Однако другие исследователи полагают, что генетическая память хранит информацию в течение всей жизни человека. Более того, такой «след запоминания», пусть и подсознательный, является первоосновой понятия «долговременная память», которая заключается в длительном хранении ценной информации.

Мастер собирать мозаики

У нас есть кратковременная рабочая память, грифельная доска сознания, на которой мы можем в каждый данный момент поместить какую-либо картину. И, кстати, она имеет ограниченную емкость, где хранятся присутствующие на переднем плане сознания образы. Но есть и другие виды памяти.

В левом полушарии гиппокамп формирует фактические и лингвистические знания; в правом — упорядочивает «кирпичики» жизненной истории по времени и темам. Вся эта работа делает эффективнее «поисковую систему» памяти. Гиппокамп можно сравнить с тем, кто собирает мозаики: он соединяет отдельные фрагменты образов и ощущений имплицитных воспоминаний в полноценные «картинки» фактической и автобиографической памяти.

книги

Если вдруг гиппокамп повредится, например при инсульте, нарушится и память. Дэниел Сигел в своей книге рассказал такую историю: «Однажды на ужине у друзей я встретил человека с такой проблемой. Он вежливо сообщил мне, что у него было несколько двусторонних гиппокамповых инсультов, и просил не обижаться, если я на секунду отойду налить себе воды, а он потом меня не вспомнит. И действительно, я вернулся со стаканом в руках, и мы снова представились друг другу».

Как и некоторые виды снотворного, алкоголь печально известен тем, что временно отключает наш гиппокамп. Однако состояние отключки, вызванное алкоголем, не то же самое, что временная потеря сознания: человек находится в сознании (хотя и недееспособен), но не кодирует происходящее в эксплицитной форме. Люди, испытывающие такие провалы в памяти, могут не помнить, как они попали домой или как встретили чело- века, с которым по утру проснулись в одной постели.

Гиппокамп также отключается в состоянии гнева, и люди, страдающие приступами неконтролируемой ярости, не обязательно лгут, когда утверждают, что не помнят сказанного или сделанного ими в этом измененном состоянии сознания.

Блок № 3. Структура памяти. Рабочая память.

Структура памяти в психологии. Долговременная память человека это.

Длительность ее составляет 30 сек. Это блок, в котором находится информационный пласт, необходимый для осуществления какой–либо деятельности субъектом. Находится под контролем сознания. Внутренний монолог, который ведет человек постоянно в состоянии бодрствования, соотносится с данным блоком. В рабочей памяти находится информация, которая поступает как из сенсорного регистра, так и долговременной памяти. Данный блок ограничен по своей емкости. Другие познавательные процессы, такие как мышление, представление, речь, восприятие непосредственно связаны с рабочей памятью. Новая информация, поступающая из распознавателя, вытесняет предыдущую информацию. Рабочая память аккумулирует информацию для дальнейшей ее передачи в блок долговременной памяти. Данный блок включает в себя четыре секции:

3.1. Визуальная – пространственная матрица.

Здесь располагается стимульная информации, поступившая по различным сенсорным каналам.

3.2. Фонологическая петля.

Здесь «оседают» все разномодальные сенсорные стимулы, возможные к вербализации.

3.3. Эпизодический буфер.

Здесь располагается распознанная ранее информацию, локализованная по событийно во времени. Данный буфер позволяет субъекту ощущать, чувствовать, переживать «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС».

3.4. Центральный исполнитель.

Объединяет работу предыдущих трех секций, происходит интеграция всей поступившей информации, которая обрабатывается в соавторстве с мышлением, представлением и порождает ответ данного блока.

Заказать услугу”Переговоры – Персональная тренировка”

Услуга "Переговоры - Персональная тренировка". Тренер - Якимов Владислав.ЗАКАЗАТЬ обучение

Процедурная память

Процедурная память отвечает за выученные двигательные процессы в целом. Эти механические, или моторные, навыки появляются у маленьких детей, в то время как они учатся ездить на велосипеде, и у взрослых, когда они осваивают технику вождения автомобиля. Если мы однажды освоили двигательный процесс с осознанным контролем над действием, мы всегда сможем выполнять их автоматически и нам больше не придется осознанно контролировать детали этого действия. При этом чем больше мы упражняемся, тем лучше мы будем выполнять это действие.

Как проверить свою память

Психологи используют разные техники для проверки памяти. Некоторые из них можно провести самостоятельно дома.

  1. Тест на словесную память. Попросите кого-нибудь зачитать вам 15 слов (только не связанных друг с другом слов: «куст, птица, шляпа» и так далее). Повторите их: люди до 45 лет запоминают обычно около 7-9 слов. Затем прослушайте этот список еще четыре раза. Норма: воспроизвести 12–15 слов. Займитесь своими делами и через 15 минут повторите слова (но уже только по памяти). Большинство людей среднего возраста не могут воспроизвести более 10 слов.
  2. Тест на зрительную память. Срисуйте эту сложную диаграмму, а через 20 попробуйте нарисовать ее по памяти. Чем больше деталей вы вспомните, тем лучше у вас развита память.

тест на проверку памяти

Способы тренировки долговременной памяти

Долговременная память работает не так, как кратковременная и рабочая. Существует очень много методов ее тренировки. Поэтому я решил пойти немного по другому пути. Я напишу несколько способов тренировки памяти и расскажу, как происходит этот процесс по данному методу. Ведь помимо рядового способа запоминания информации (заучивания), есть еще и запоминание с помощью различных органов чувств. Например, всем известно, что визуальное восприятие способствует лучшему запоминанию. Точно так же с запахами. Бывало ли у вас такое, что вы чувствуете знакомый вам запах и вспоминаете некоторые события или людей? А ведь вы даже не пытались запомнить это, мозг сам сделал за вас всю работу.

На каком-то ресурсе я прочитал об одном способе тренировки памяти, где предлагается учить стих. Причем его нужно не просто выучить, а еще и повторять по определенной модели. То есть вы учите стих, повторяете его каждые два часа в течение суток, затем в течение недели повторяете каждый день, потом в течение месяца повторяете раз в неделю и т.д. Я убежден, что такой способ тренировки памяти сработает не в ту сторону.

Давайте вернемся в нашу библиотеку. Вы учите стих, т.е. отдаете своему библиотекарю новую папку с информацией. Затем каждые два часа этот стих повторяете, т.е. каждые два часа вы просите своего библиотекаря принести вам эту папку с информацией. Через какое-то время вы запрашиваете эту папку каждый день, а библиотекарь за ней постоянно бегает по вашему запросу. К чему приведет такая модель тренировки? Вы просто запомните этот стих на продолжительное время, т.е. пока ваш библиотекарь будет помнить где эта папка находится. Но новая папка – это ведь не тренировка памяти, а наоборот, заполнение библиотечных стеллажей новой информацией. То есть по сути вы просто занимаете этим стихом то место, которое можно было бы заполнить нужной и полезной информацией.

Поэтому тренировка памяти может быть только в том случае, когда вы учите вашего библиотекаря искать нужные папки с информацией, но при этом саму библиотеку информацией не занимаете. Именно поэтому метод тренировки памяти, описанный выше, не только не подходит, а может пагубно повлиять на поиск разбросанного в памяти материала.

А теперь давайте поговорим о таких способах тренировки памяти, при которых вы не запоминаете тонну ненужной информации, а просто оптимизируете процесс ее поиска. Все примеры я буду подводить к изучению иностранных языков, потому что именно изучение иностранных языков привело вас на мой блог. Но прежде научитесь работать с графической информацией. Графика – самый лучший способ тренировки памяти. Все предложенные мною методы будут прямо или косвенно завязаны на визуальном запоминании информации.

Например. Для изучения новых слов необходимо каждое из них снабдить картинкой, которая ассоциативно подходит к этому слову. Когда вы будете вспоминать только что выученное слово, ваш мозг сначала будет искать связанную с этим словом информацию, т.е. картинку. Также очень помогают образные картинки, когда к слову вы придумываете не картинку как таковую, а какое-нибудь предложение:

creak [kri:k] произносится как «крик» — переводится как «скрип»
Ассоциативное предложение по этому слову «Я всКРИКнула от скрипа двери».

Этот способ называется мнемотехникой. Я считаю его сложным, поскольку людям с бедным воображением тяжело придумывать ассоциации к новым словам. А вы представьте, что таких слов у вас тысяча. Придумать к каждому из них ассоциацию может занять как час, так и месяц. Все зависит от воображения и настроя.

Переходим к методам.

1. ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ.

Я считаю, что для тренировки любого вида памяти вполне достаточно игральных карт. Ведь там есть как цифры, так и картинки. Причем цифры всегда сопровождаются картинками.

Раскладывайте карты на столе тыльной стороной наружу, т.е. чтобы вы не видели изображение на карте. Можете разложить как десять карт, так и всю колоду. Переворачивайте по одной карте, смотрите, что там изображено и попытайтесь запомнить. Затем переверните карту обратно тыльной стороной к вам. Ваша задача – запомнить порядок расположения карт.

Вот так необходимо работать с игральными картами для тренировки долговременной памяти

Здесь важно установить лимит на переворачивания. Например, каждую карту вы можете перевернуть только 2 раза. Если за это количество переворачиваний вы запомнили не все лежащие на столе карты, мешайте колоду и раскладывайте на столе новую партию карт. Этот способ хорош тем, что ваш мозг не только запоминает нужную информацию, но и пытается использовать рядом идущую как ниточку для запоминания.

Чтобы вы понимали, о чем я говорю, давайте объясню вам этот процесс на примере. Вы идете по улице и учите дорожные знаки. Сначала вы будете пытаться запомнить только знак, а через какое-то время ваш мозг начнет использовать окружающую обстановку для лучшего запоминания этих знаков. Таким образом в будущем вы сможете вспоминать названия знаков, используя для этого воспоминания об окружающей обстановке.

Также обратите внимание, при такой тренировке вы не запоминаете лишнюю информацию, как при заучивании стихов. Вам лишь необходимо запомнить рисунки на картах, которых всего 36 или 54. А поскольку их очень немного, ваш мозг справится с этой информацией без особого труда.

2. ЦИФРЫ С НАЗВАНИЯМИ.

Напишите несколько любых цифр и под каждой из них любое слово. Пусть это будет слово, которое вам необходимо выучить на английском языке. Ваша задача воспроизвести все цифры и все слова под ними.

Вот так необходимо работать с цифрами и словами для тренировки долговременной памяти

Где-то я уже читал о таком способе тренировки. Там говорилось, что необходимо воспроизводить цифры именно в том порядке, в котором вы их учили. Я же рекомендую не запоминать порядок цифр. Сейчас объясню почему.

Как я уже писал, за моментальное накопление информации отвечает рабочая память. Запоминая порядок цифр, вы также тренируете и рабочую память. Но ваша задача же совсем в другом, вам необходимо тренировать долговременную память. Такая путаница приведет к тому, что ваш мозг не будет понимать какой процесс приоритетнее. А приоритетным процессом для него, скорее всего, будет запоминание именно порядка, потому что информация попадает сначала туда.

Поэтому я рекомендую не обращать внимание на порядок цифр и сосредоточиться на расположении слов под своими цифрами. Помимо того, что вы тренируете долговременную память, ваш мозг также занят процессом упрощения задачи – он ищет пути для более легкого запоминания слов. В итоге ваши цифры будут служить ему ниточками к словам, которые необходимо запомнить.

Кстати, запоминание списка продуктов для покупки относится к этому же способу. В таких списках обычно пишут название продукта и количество. Будучи в магазине, вам и в голову не придет вспоминать порядок расположения в нем продуктов, вы будете вспоминать лишь то, что вам необходимо купить в хаотичном порядке.

Если задача кажется вам сложной, замените цифры любыми картинками. В этом случае неважно, имеет ли картинка отношение к изучаемому слову или нет. Это может быть любая понравившаяся вам картинка, включая фотографию.Это задание среднее по сложности, потому что ниточками служат не картинки, а цифры. Человеческий мозг устроен таким образом, что ему необходимо читать как буквы, так и цифры. Да-да, цифры он тоже читает, для мозга цифры не являются графикой.

Доказательство у вас прямо перед носом, достаточно вспомнить спидометр на автомобиле. Существует очень мало автомобилей, где используются цифровые спидометры, т.е. только цифры на панели. Почти все они аналоговые, т.е. графический круг с цифрами, по которому ходит стрелка.

В то время, когда вы едете по дороге, вам нужно лишь взглянуть на стрелку аналогового спидометра, чтобы определить свою скорость. Это обусловлено тем, что ваш мозг запоминает расположение стрелки, рядом стоящие цифры для него лишь подсказки. Если же ваш спидометр цифровой, т.е. показывает только меняющиеся цифры вашей скорости, вашему мозгу необходимо время для чтения этих цифр. На это он тратит некоторые усилия, а главное драгоценное внимание. Вы на несколько миллисекунд отвлекаетесь от дороги для чтения цифр. Это то же самое, что вы бы несколько раз в минуту читали за рулем одно простое предложение. Вы же не читаете книгу за рулем, верно?

По этой причине цифровые спидометры не очень прижились у автопроизводителей. Это помимо того, что аналоговые спидометры усиливают положительное влияние дизайна экстерьера авто.

Еще больше способов вы сможете найти в сети, их там огромное количество. Не вижу смысла перечислять их в этой статье. Самое главное, чтобы вы поняли и до конца разобрались с процессом запоминания. Если вы будете иметь представление, как работает долговременная память и как ее правильно тренировать, задания для тренировки вы сможете придумать сами.

Также советую доверять не каждому источнику. Далеко не в каждом из них пишут эффективные задания. В некоторых источниках понятия рабочая и долговременная память вовсе перепутаны, соответственно приведенные способы тренировки этих видов памяти там тоже неверные.

Нравится статья? Подпишитесь на мои уведомления о новых статьях

Рейтинг статьи: 5 из 5 (всего оценок: 1)

Понравилась статья? Расскажи друзьям:

10 упражнений для развития памяти

Чтобы натренировать память, попробуйте ежедневно выполнять эти упражнения.

1. Решать арифметические примеры

Когда вы выполняете арифметические вычисления, вы заставляете мозг работать и анализировать ситуации быстрее. Также можно ввести арифметические подсчеты в бытовую жизнь. Например, считать в уме чаевые в кафе или выгоду, которую можно получить от специального предложения в магазине.

2. Учить стихи

Попробуйте каждый день заучивать небольшое стихотворение или его фрагмент. Когда учите стихотворение, старайтесь проговаривать его вслух. Так вы задействуете свой артикуляционный аппарат, что способствует лучшему запоминанию. Со временем вам понадобится меньшее количество повторений, чтобы выучить один стих. 

3. Описывать предметы

Выберите любой предмет, который есть поблизости – вазу, статуэтку, книгу с интересной обложкой. Лучше выбирать предметы, у которых больше деталей. Смотрите на предмет внимательно полминуты и запоминайте все детали. После этого отвернитесь от предмета и опишите его во всех подробностях.

4. Разгадывать кроссворды

Кроссворды эффективно тренируют мозг и память. Также подойдут и другие игры со словами, например, скрабл. 

5. Запоминать фигуры («Спички»)

Для этого упражнения вам понадобится десять спичек. Сначала возьмите пять спичек и бросьте их на стол. В течение нескольких секунд запоминайте их расположение, потом отвернитесь и попробуйте сделать такую же картину из других пяти спичек.

6. Запоминать предметы или слова

Положите на стол десять разных предметов, перечислите их вслух в течение минуты, а потом накройте чем-нибудь. После этого попытайтесь назвать все предметы, которые лежат на столе. Чтобы повысить сложность упражнения, можно увеличить количество предметов. Также упражнение можно выполнять с помощью списка слов. Запишите на листе слова, переверните лист и повторите написанное. 

7. Выполнять действия вслепую 

Попробуйте походить по квартире с закрытыми глазами или сделать привычное действие вслепую. Это улучшит память и повысит навыки пространственного ориентирования.

8. Рассказывать истории

Попробуйте придумывать рассказ о том, как прошел ваш день. Сторителлинг помогает лучше запоминать важные события и интересные детали, а также связывать эмоции с воспоминаниями.

9. Делать мысленные экскурсии

Представьте себе путь на работу или мысленно прогуляйтесь по квартире. Во время таких «прогулок» обращайте внимание на детали и рассматривайте отдельные объекты. Это упражнение тренирует концентрацию внимания, ведь в ходе прогулки вы затрачиваете достаточно много времени, чтобы детально изучить объекты.

10. Строить дворцы памяти

Представьте хорошо знакомое вам пространство, например, свою комнату. Потом выберите там предметы или места, которые будут вашими «крючками», и привяжите к ним нужные ассоциации. Чем более абсурдными они будут, тем лучше запомнятся. Когда освоите метод на знакомом месте, сможете строить такие дворцы из любого пространства.

shutterstock_541649293.jpg.700x467_q95.jpg

Shutterstock / Gohengs

Память человека: новейшие исследования

Ученые постоянно проводят эксперименты, позволяющие узнать новые факты о функционировании человеческой памяти.

Почему не запоминаются сны

Ученые австралийского университета Монаша выяснили, почему содержание снов так быстро выветривается из памяти. Как оказалось, это связано с малой активностью гиппокампа — части головного мозга, отвечающей за передачу сведений из кратковременной памяти в долгосрочную.

Во время сна эта область работает автономно и не передает сведения в долговременную память. Лучший способ запомнить содержание сна — сразу же записать его после пробуждения, пока информация сохраняется в кратковременной памяти.

Именно так, согласно популярной легенде, поступил химик Менделеев, которому приснилась периодическая система элементов.

Забывчивость необходима

Нейробиологи и психологи из Канады подтвердили, что для эффективной работы с информацией важно не только запоминать ее, но и забывать. Выяснилось, что данное свойство памяти позволяет оптимизировать принятие решений, отбрасывая лишние детали и фокусируясь на главном.

Таким образом, содержание событий, бесед и прочитанных страниц «конспектируется» в мозгу. Ранее же считалось, что человек не может что-то запомнить дословно из-за отказа механизмов хранения информации.

Настоящий интеллектуал запоминает не всё подряд, но лишь то, что имеет действительную ценность и позволяет ориентироваться в быстро меняющемся мире.

При запоминании пространства в мозгу создаётся его карта

Пониманию механизмов памяти способствуют исследования над животными. Во Фрайбургском университете в Германии был проведён эксперимент над лабораторной мышью.

Исследователи модифицировали гены грызуна так, чтобы его нервные клетки во время работы светились. После этого мышь была помещена в виртуальную реальность посредством пенопластового мяча на воздушной подушке и нескольких мониторов.

Изучение мышью компьютерных лабиринтов стимулировалось соевым молоком, капли которого давались животному при прохождении определенных участков.

Пока грызун путешествовал по новому для себя пространству, исследователи с помощью микроскопа наблюдали за его гиппокампом, в котором зажигались и потухали определённые нейроны.

Выяснилось, что каждый задействованный нейрон отвечал за конкретную точку пространства, а в мозгу мыши создавалась своего рода копия виртуального лабиринта.

Депрессия стирает воспоминания

Ученые из немецкого Рурского университета создали вычислительную модель, которая прояснила влияние депрессии на когнитивные способности человека.

Они смоделировали процессы, происходящие в мозгу, и установили, что депрессия мешает формированию связей между нейронами. При этом большое значение имеет продолжительность данного расстройства.

Люди, долгое время страдающие депрессией, плохо запоминают происходящие с ними в настоящее время события, а также постепенно утрачивают старые воспоминания.

Возня с внуками помогает бабушкам сохранить память

Присматривающие за внуками пожилые люди сохраняют качества краткосрочной и долговременной памяти дольше, чем их сверстники, не занимающиеся с малышами. Это выяснили австралийские исследователи, которые сравнили способности 200 бабушек, у части которых были внуки, а у других нет.

Выяснилось, что пожилые женщины, которые раз в неделю возятся с внуками, лучше запоминают новые сведения и демонстрируют более логичное мышлению. Более частое общение с подрастающим поколением не столь эффективно, поскольку бабушки испытывают слишком большие нагрузки.

Новейшие исследования показали сложность устройства памяти у людей и животных и связь механизмов запоминания со многими факторами.

Тренировка памяти и внимания

Умение концентрироваться и удерживать внимание очень важно для развития памяти. Ведь именно так воспоминания переносятся из краткосрочной памяти в долгосрочную. 

Начать стоит с того, чтобы максимально концентрировать внимание на одном виде деятельности. Когда работаете над какой-либо задачей, не отвлекайтесь на другие дела или соцсети. 

Также можно выполнять упражнения, которые помогут развить как внимание, так и память. Для этого хорошо подходят упражнения для скорочтения. Например, таблицы Шульте. Их суть – последовательно находить числа за как можно меньшее количество времени. Когда вы ищете числа в таблице, зрение сразу фиксирует несколько ячеек. Таким образом вы запоминаете место нахождения не только нужной ячейки, но и ячеек с другими числами. Таблицы тренируют периферийное зрение, внимание и наблюдательность.

Также подойдет тест Струпа. Он хорошо тренирует как зрительную память, так и внимательность. Его суть заключается в том, чтобы назвать вслух цвет слов как можно быстрее. Главная ошибка – соблазн прочитать само слово, а не цвет, которым оно написано. Если вы ошибаетесь, надо назвать цвет еще раз. 

Что вредит памяти

Разумеется, память по естественным причинам ухудшается с возрастом, однако сохранить способность запоминать нужную информацию вполне возможно, если соблюдать определённые правила и избегать рисков.

Памяти вредит рассеянность. Если мы усилием воли не концентрируем внимание на необходимых сведениях, они не задерживаются в голове.

Страдают от забывчивости те, кто не высыпается. Исследования показали, что если бодрствовать в течение 36 часов, то способность к воспроизведению информации снижается на 40%. 

Гиппокамп, имеющий ключевое значение для откладывания сведений в долговременной памяти, хуже работает из-за стрессов. Адренокортикотропный гормон и кортизол, выплеском которых организм реагирует на неприятную ситуацию, препятствуют консолидации воспоминаний.

Если стрессовая ситуация продолжается долгое время, то ткани гиппокампа деградируют (у детей, переживших жестокое обращение, ухудшение структуры составило 12%).

Неправильная диета

Неправильное питание не идет на пользу мозгу и памяти

Вредит работе мозга неправильная диета:

  • алкоголь;
  • фаст-фуд;
  • избыток сахара, фруктозы и подсластителей;
  • мучное, жареное и жирное;
  • красное мясо, колбасы и сосиски;
  • сильно соленая еда.

Таким образом, несоблюдение норм здорового образа жизни и слишком бурная реакция на происходящее подрывают память.

Как память связана с органами чувств

По словам ученого Майкла Мерцениха, «один из наиболее важных выводов, сделанный на основе результатов недавно проведенного исследования, — то, что органы чувств (слух, зрение и другие) тесно связаны с памятью и когнитивными способностями. Из-за этой взаимозависимости слабость одного часто означает, или даже становится причиной, слабости другого.

мальчик Например, известно, что пациенты, страдающие болезнью Альцгеймера, постепенно теряют память. А одним из проявлений этой болезни бывает то, что они начинают меньше есть. Оказалось, что, поскольку среди симптомов этого заболевания есть и расстройство зрения, больные (помимо прочих причин) просто не видят еду…

Другой пример касается нормальных возрастных изменений познавательной деятельности. Старея, человек становится все более забывчивым и рассеянным. Объясняется это во многом тем, что мозг уже не так хорошо, как прежде, обрабатывает сенсорные сигналы. В результате мы утрачиваем способность сохранять новые зрительные образы своего опыта в таком же четком виде, как раньше, и впоследствии у нас возникают проблемы с их использованием и восстановлением».

Кстати, любопытно, что воздействие синего света усиливает реакцию на эмоциональные раздражители гипоталамуса и миндалины, то есть участков мозга, ответственных за организацию внимания и памяти. Так что смотреть на все оттенки синего полезно.

Развитие у детей

Ребенок-дошкольник запоминает всю поступающую к нему информацию механически, он не прилагает к этому никаких усилий. В этом отличие его от подростков и взрослых людей. В детском возрасте ребенок не применяет приемы запоминания, которые помогают увеличить объем памяти. По тому, как быстро малыш усваивает стихи или точно пересказывает услышанную сказку, судят об объеме памяти, подаренному природой.

Проходит время, ребенок растет и готовится пойти в школу. А в школе благодаря учителям уже начинается формирование навыков обучения. Развитие базовых функций психики ребенка дошкольного возраста влияет на дальнейшие успехи его в учебе.

В течение всей жизни человека долговременная и кратковременная память взаимодействуют между собой, и характер этих манипуляций определяет способность к:

  • запоминанию информации;
  • закреплению знаний;
  • воспроизведению того, что запомнилось.

Если ребенок плохо запоминает, то такие нарушения психической функции приводят к тому, что он не запоминает рассказ преподавателя, плохо осваивает школьные предметы и отстает в учебе.

Мальчик забыл

Таким образом, далеко не всегда слабые ученики плохо учатся из-за лени или слабой мотивации. Часть из них просто не в состоянии понять предмет, потому что у них проблемы с запоминанием.

Семантическая память

Семантическая память, то есть память на определенные факты, отвечает за школьные знания, жизненный опыт и общие связи. Память на факты работает в тесном взаимодействии с эпизодической памятью. Слова или географические названия лучше сохраняются в памяти, если они связаны с автобиографическими событиями, хотя могут вспоминаться как совершенно самостоятельная информация. Кто, например, во время своей первой поездки в Италию запомнил, что Рим это столица Италии, будет помнить этот факт долгое время, даже без упоминаний о своей поездке.

Характеристики

Основные характеристики долговременной памяти лучше рассмотреть на фоне её сравнения с кратковременной.

Сравнение долговременной и кратковременной памяти человека

Отдельно стоит обратить внимание на тот факт, что объём долговременной памяти человека предположительно составляет 1 млн Гб информации. До недавнего времени учёные не могли назвать точную цифру и высказывали гипотезу о том, что предел данной характеристики определить невозможно. Однако в век компьютеризации головной мозг стали нередко сравнивать с процессорами. Исследования в этой области и позволили предположить, что хранилище ДВП похоже на жёсткий диск, куда может вместиться тот самый 1 млн Гб. Цифра приблизительная и ещё требующая научных обоснований.

Нарушения памяти

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

1. В основе нарушений памяти могут лежать самые разные факторы, порождающие различные виды расстройств, большинство из которых относятся к ряду амнезий.

Амнезия — это нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить раннее приобретенные знания.

Так, одним из наиболее исследованных расстройств непроизвольной памяти является нарушение памяти на текущие события при сохранении относительно хорошей памяти на события прошлого. Это называется фиксационной амнезией. Такие больные могут правильно называть события из своего детства, прошлой жизни, но не могут вспомнить, обедали ли они сегодня.

Расстройства памяти бывают не только на текущие события, но и на прошедшие. Больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, смещают хронологию событий, т.е. они дезориентированы во времени и пространстве. У таких больных нарушения памяти часто носят прогрессирующий характер: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, стираются в памяти события последних лет и отчасти давно прошедшего времени. Это явление называется прогрессирующей амнезией.  

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

Зигмунд Фрейд, австрийский психоаналитик и психиатр, однажды заметил очень интересное явление, которое назвал амнезией детства.
Амнезия детства — это феномен психики, который состоит в том, что взрослый человек не помнит события первых 3-4 лет жизни.

В ходе своих исследований Фрейд обнаружил, что его пациенты не способны вспомнить события первых 3-5 лет своей жизни. Он полагал, что это результат подавления сексуальных и агрессивных ощущений, испытываемых маленьким ребенком в отношении своих родителей. Но это не объясняет то, что происходит полное забывание первых лет жизни, а не частичное (связанное с сексуальными или агрессивными ощущениями). При этом, если воспоминание очень яркое, эмоционально окрашенное, то оно может сохранится в памяти до более позднего периода жизни.

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

Более вероятной причиной данного процесса является огромное различие между опытом кодирования информации у маленьких детей и организацией воспоминаний у взрослых. У взрослых воспоминания выстроены по категориям и схемам (он – такой-то человек, это такая-то ситуация), а маленькие дети кодируют свои переживания не приукрашивая их, не связывая со смежными событиями. После того как ребенок начинает усваивать связи между событиями и делить события по категориям, ранние переживания теряются.

2. Гипомнезия — это ослабления памяти, возникающие с возрастом или как следствие какого-либо заболевания головного мозгового (атеросклероза мозговых сосудов, травм, опухолей, интоксикаций и т.д.).

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

Дефицит памяти в таком случае распространяется преимущественно на текущие события в настоящем, а также на информацию справочного характера (даты, имена, лица и тд.). Так, например, на первой стадии гипомнезии пациенту при прочтении книги необходимо постоянно возвращаться на предыдущую страницу, чтобы восстанавливать в памяти ход повествования. В дальнейшем больной испытывает сложности при вспоминании событий и данных из прошлого опыта.

Чаще всего гипомнезия возникает в результате органического поражения мозга различного характера – при травмах, сосудистой патологии, а также при острой или хронической интоксикации. Кроме того, гипомнезия может наблюдаться и у здоровых людей как следствие переутомления или сильных переживаний.

3. Гипермнезия — это аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями.

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

Как правило, носит врожденный характер. Гипермнезия заключается в особенности запоминать информацию в большем (чем в норме) объеме и на более длительный срок. Часто встречается при маниакальных состояниях и начальных стадиях алкогольного и наркотического опьянения.

4. Парамнезия — этоложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

При данных заболеваниях впервые виденное, испытанное или рассказанное воспринимается человеком как нечто знакомое, происходившее с ним до этого прежде. При развитии этой патологии человек не может достоверно вспомнить те или иные события из прошлой жизни. Могут появляться ложные предположения, которые фиксируются вместо истинных событий.

Эпизодическая память

Эпизодическая память хранит автобиографические воспоминания, поэтому часто называется автобиографической памятью. В ней хранятся субъективные события, которые связаны с местом, временем и определенными фактами – они всегда сопровождаются относящимися к ним положительными или отрицательными личными эмоциями. Осознанным воспоминаниям необходим язык, поэтому эпизодическая память не развивается у детей до третьего или четвертого года жизни (эти годы называют “инфантильной амнезией”, так как большинство людей не могут их вспомнить). В этот период мозг располагает наибольшей плотностью синапсов. По принципу “используй или потеряешь” нервные соединения сохраняются или снова сокращаются. Неврологи предполагают, что дети начинают выстраивать осознанную, эпизодическую память только после того, как они освоили большой словарный запас. Таким образом, эпизодическая  память зависит от семантической памяти и от интеллекта и опирается на них. Эпизодическая память требует высшей степени сознания. Она полностью созревает только после формирования в мозге большого количества нейронных соединений в возрасте 20 лет. При координации движения мускулатуры лица, языка, дыхания и голоса активируется процедурная память.

Для владения языком, включая его многослойную грамматику, человек использует семантическую память. Кроме того, она нужна ему, чтобы извлекать из памяти имеющиеся фактические знания. Система “узнавания” дает возможность воспроизводить в памяти ранее полученную информацию, в том числе визуальные образы. Эпизодическая память позволяет вспомнить эмоции, которые человек испытывал в различные моменты в прошлом. Благодаря эмоциональной оценке и интересу события врезаются в память особенно сильно и точно.

DDR2

Стандарт DDR быстро обрёл широкую поддержку и в скором времени был усовершенствован для соответствия требованиям высокопроизводительных систем. Улучшения коснулись пропускной способности, оптимизации тактовых частот и питания. Это привело к значительному улучшению производительности. DDR2 память использовалась в сочетании с Pentium 4 Prescott, Intel Core и AMD Athlon 64.

s51154043.jpg

Популярными стали скорости от DDR2-400 до DDR2-1066 (как и ранее, реальные частоты в названии удваивали).

Медитация

Еще одним методом улучшения функций долговременной памяти является медитация. Она позволяет одновременно расслабиться и сконцентрироваться. Благодаря ей не только совершенствуются внимание, наблюдательность и запоминание, но и снижается уровень стресса, укрепляется иммунитет, проходят депрессивные состояния, значительно уменьшается риск развития заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Помощником по части медитации является приложение Nimbus Mind. В нем можно найти множество программ расслабления, музыку, звуки природы. Это прекрасная инвестиция в здоровый сон и расслабление.

Как развить долговременную память?

Память, как одна из когнитивных функций мозга, благодаря его свойству пластичности, развивается и тренируется. Существует немало рекомендаций, подсказывающих, как развить долговременную память, и ниже мы рассмотрим некоторые из них:

  • Учитывайте, что лучше всего запоминаются начало и конец материала («эффект края», выявленный Эббингаузом).
  • Повторяйте материал правильно: сначала – через несколько часов после запоминания, а потом – ещё раз, через несколько дней. Это даёт наилучший результат.
  • Объёмную информацию делите на части, блоки. Структурируйте её. Это заметно расширит ёмкость памяти.
  • Используйте при запоминании мнемонические приёмы.
  • Если есть возможность, не оставайтесь сторонним наблюдателем: активное участие при работе с информацией даёт возможность лучше понять и запомнить материал, подключив, к тому же, эмоциональную составляющую.
  • Тренируйтесь используя тренажеры памяти

Успехов Вам в развитии своих возможностей!

Примеры долговременной памяти

За примерами долговременной памяти далеко ходить не надо. Информация о том, как открыть дверь, хранится в долговременной имплицитной памяти. Навык вождения автомобиля – также пример долгосрочного запоминания. Человек заключил договоренность с другом и помнит ее даже через неделю – этот пример тоже имеет широкое распространение.

Важно! Без способности надолго запомнить информацию человеческая жизнь была бы попросту невозможной.

Теории памяти

Биохимическая теория памяти

Авторы этой теории выдвинули гипотезу о двухступенчатом характере запоминания. На первой ступени, по их мнению, в мозгу происходит кратковременная (порядка нескольких секунд) реакция, которая вызывает физиологические изменения. Эти изменения имеют обратимый характер и являются механизмом кратковременного запоминания.

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

На второй ступени — собственно биохимической — происходит образование новых белковых веществ (протеинов). Под влиянием раздражителя в нервных клетках происходят химические изменения. Клетки РНК и ДНК изменяются из-за химической реакции, которая лежит в основе процессов памяти.
Таким образом, ДНК является носителем генетической памяти, а РНК — носитель индивидуальной памяти.
Эта стадия приводит к необратимым изменениям в нервных клетках и считается механизмом долговременной памяти.

Ассоциативная теория памяти

Суть ассоциативной теории состоит в том, что наш мозг перед запоминанием информации ее классифицирует, чтобы стало возможно создать ассоциативные связи. Если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи с необходимостью вызывает в сознании представление всех ее элементов.

Гештальт-теория памяти

Исходным понятием является не ассоциация предметов или явлений, а их изначальная, целостная организация — гештальт. Процессы памяти определяются формированием гештальта.

Исследуя память, сторонники данной теории исходили из того, что при запоминании и при воспроизведении материал, с которым мы имеем дело, выступает в виде целостной структуры, а не сложившегося на ассоциативной основе случайного набора элементов.

Память. Общая характеристика. Виды, процессы и механизмы

Яркой представительницей данного направления была Б. В. Зейгарник, которая открыла эффект памяти, названный в ее честь.

Некоторое, актуальное в данный момент времени, состояние создает у человека определенную установку на запоминание и воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании некоторые целостные структуры, на базе которых, в свою очередь, запоминается или воспроизводится материал. Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений.

Диагностика

Чтобы выяснить, насколько хорошо развита долгосрочная память у человека, проводятся различные тестовые методики.

Методика №1. Запоминание слов, логически не связанных между собой

Суть. Испытуемым даются 2 списка слов (детям 6-12 лет будет достаточно одного), логически не связанных между собой. Каждое из них пронумеровано.

Рекомендуемый материал:

Списки слов для проверки памяти

Варианты задания:

  1. Списки можно зачитать вслух (не позволяя испытуемым их записывать). Если слова зачитываются, это нужно сделать 2-3 раза для взрослых и 4-5 раз — для детей 6-12 лет.
  2. Их можно записать на доске.
  3. Их можно раздать на отдельных листочках каждому испытуемому.

Задание:

  1. Внимательно прослушать/прочитать списки слов и попытаться их запомнить.
  2. После многократного прослушивания/прочтения постараться воспроизвести на бумаге. Желательно в том же порядке.
  3. Далее нужно отвлечься на какую-нибудь другую деятельность.
  4. Через полчаса списки прочитываются/прослушиваются ещё один раз и снова воспроизводятся.
  5. То же самое проделывается ещё дважды — на следующий день и через неделю. Слова при этом снова прочитываются/прослушиваются, но только один раз.

Результаты всех 4 тестирований высчитываются по следующей формуле:

С (коэффициент ДВП) = В (количество правильно воспроизведённых слов) : А (общее количество слов) х 100.

Далее находится среднее арифметическое всех 4 тестирований и на основании получившегося результата делаются выводы:

Подсчёт уровня ДВП после теста

Методика №2. Запоминание текста со смысловой связью

Суть методики почти такая же. Только текст не читается вслух, а раздаётся каждому испытуемому. При этом обращается внимание на то, что в нём жирным шрифтом выделены главные мысли, которые и нужно потом воспроизвести. То есть запоминать сами предложения и весь текст не обязательно.

Данная методика проводится для диагностики ДВП у подростков (13-17 лет) и взрослых.

Карточка с текстом:

Карточка для теста на запоминание текста со смысловой связью

Воспроизвести главные мысли текста нужно сразу после прочтения, потом через полчаса, на следующий день и через неделю. Результаты всех 4 тестирований высчитываются по формуле:

С (коэффициент ДВП) = В (количество правильно воспроизведённых мыслей) : А (общее количество выделений в тексте) х 100.

Далее находится среднее арифметическое всех 4 тестирований и на основании получившегося результата делаются выводы по таблице, приведённой выше.

При серьёзных нарушениях долговременной памяти проводятся лабораторные методы диагностики (ЭЭГ, КТ, МРТ, УЗИ).

DDR4

Стала логическим продолжением DDR3: тактовые частоты были еще более повышены, а напряжение питания вновь уменьшилось. Главным отличием от DDR3 стало удвоение количества банков памяти с 8 до 16. Эти и некоторые другие усовершенствования позволили увеличить производительность по сравнению с предыдущим поколением примерно на 50%. Максимальная эффективная (удвоенная) частота на этот раз достигла 3600 МГц.

13040620.jpg

Поддержка памяти DDR4 (стандарт опубликован в 2014 году) стартовала с выходом в свет процессоров Intel Haswell. На 2016 год данный тип памяти только начинает догонять по популярности DDR3 (убедиться в этом можно, заглянув в любой электронный каталог, например, e-Katalog http://ek.ua).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...