Девиантное поведение детей и подростков

Содержание
  1. Основные понятия
  2. Варианты и причины отклоняющегося поведения
  3. Варианты взглядов (подходов)
  4. Возможные виды и формы
  5. Причины
  6. Формы отклоняющегося поведения
  7. Понятие девиантного поведения
  8. Причины девиантного поведения
  9. Понятие
  10. Что это такое?
  11. Существующие проблемы
  12. Формы девиантного поведения
  13. Причины девиантного поведения
  14. Биологические факторы
  15. Психологические факторы
  16. Причины девиантного поведения
  17. Конкретные поведенческие нарушения
  18. Отличительные признаки
  19. Клинические проявления
  20. Контроль и коррекция
  21. Отклоняющееся поведение у детей
  22. Группы риска
  23. Медикаментозный подход
  24. Креативность, как позитивная форма девиации
  25. Последствия отклоняющегося поведения
  26. Теории отклонений в поведении
  27. Коротко о некоторых видах девиантного поведения
  28. Пример девиантного поведения:
  29. Коррекция девиантного поведения
  30. Психотерапия
  31. Девиантное поведение и социальный контроль
  32. Классификация по структуре девиантного поведения
  33. Аддиктивное поведение
  34. Делинквентное поведение
  35. Антиморальное поведение
  36. Самоубийство
  37. Методы коррекции
  38. Что делать с девиантом
  39. Профилактика
  40. Терапия девиантности
  41. Коррекция девиантного поведения
  42. Последствия
  43. Способы предотвращения нарушений
  44. Последствия девиантного поведения
  45. Виды и примеры девиантного поведения
  46. При делинквентном поведении
  47. Профилактика девиантного поведения
  48. При аддиктивном поведении
  49. Социальные нормы

Основные понятия

otklonenie-v-povedenii.jpg

Простыми словами, девиантное поведение — это устойчивое (постоянно повторяющееся) поведение, отклоняющееся от общепринятых общественных норм. Для данного явления существует и другое понятие — социальная девиация. Общество вынуждено реагировать на него определёнными санкциями: изоляцией, лечением, исправлением, наказанием.

Так как девиантное поведение является предметом изучения различных наук, каждая из них даёт ему своё, специфическое определение.

Социология

Социологи девиантным поведением называют любые социальные явления, представляющие угрозу жизни человека, обусловленные нарушением процесса усвоения норм и ценностей, саморазвития и самореализации в обществе.

Медицина

Для врачей девиантность — это пограничная нервно-психическая патология, которая приводит к отклонению от общепринятых норм межличностных взаимодействий. В то же время медики признают, что далеко не все случаи — результат расстройств личности и поведения. Нередко отклоняющееся поведение демонстрируют и психически здоровые люди.

Психология

В психологии это отклонение от социальных и нравственных норм, ошибочный шаблон решения конфликта, направленный против общества. Может измеряться количественно (что определяет степень запущенности проблемы) — через ущерб, нанесённый общественному благополучию, окружающим или себе.

Исходя из этих определений, несложно понять, кто такой девиант. Это человек, демонстрирующий черты отклоняющегося, недопустимого поведения и нуждающийся в помощи специалистов: психологов, психотерапевтов, неврологов.

Психология девиантного поведения — научная дисциплина, изучающая сущность, причины и проявления устойчивых неадекватных поступков. В данном направлении работают разные специалисты — клинические и возрастные психологи, педагоги, юристы и социологи. В настоящее время особое внимание уделяется методам профилактики и коррекции девиаций в подростковом и юношеском возрасте.

Девиантология — это наука, изучающая девиации и реакцию общества на них. Включает в себя работу в данном направлении, ведущуюся разными науками: психологией, психотерапией, криминалистикой, социологией.

Варианты и причины отклоняющегося поведения

Отклонения в поведении могут проявлять люди разных возрастов. Однако у детей и подростков заметить склонности к девиантному поведению проще. Как правило, такие личности вызывают беспокойство, могут быть «трудными детьми». И за ними должен осуществляться контроль, с ними необходимо проводить соответствующую работу, чтоб предотвратить окончательное формирование девиаций.

Существует немало форм (видов), мотивов и подходов в рамках темы девиантного поведения. На основе них базируются причины, провоцирующие развитие отклонений. Непосредственно от мотивов, которые влияют на формирование негативных черт и толкают на «запрещенные» поступки, зависит выбор метода работы (коррекции) с девиантом.

Варианты взглядов (подходов)

Социальный взгляд. Рассмотрение девиантного поведения представляет собой сочетание поступков и действий, которые могут быть опасными для общества.

Гендерный подход. Под девиациями понимаются разного рода нарушения ролевого поведения и установок у личности. К ним также в ряде случаев относят психосексуальные девиации.

парень дает девушке сигаретуПсихологический взгляд. Здесь отклонение от нормы понимается как конфликт внутри личности либо деградация личности. Также учитываются такие моменты как склонность к саморазрушению, сознательная блокировка личностного роста, отказ от саморазвития и самореализации.

Возрастной подход. Опирается на идею измененного поведения, не соответствующего возрасту человека. Оно может проявляться в поступках, увлечениях, выборе одежды и так далее.

Психиатрический взгляд. Любые формы психических отклонений могут быть восприняты как варианты девиантного поведения. Однако зачастую в рамках такого взгляда на проблему рассматривается состояние человека, которое еще не перешло в тяжелое психическое заболевание. В его основе могут лежать определенные особенности личности (начальные стадии психопатий), пограничные состояния психики.

Профессиональный подход. Отказ соответствовать прописанным правилам и нормам профессионального или корпоративного стиля.

Этнокультурный взгляд. Девиации рассматриваются в контексте традиций того или иного общества (сообщества, общины и прочее), с учетом национальных, расовых и иных особенностей.

Важно: рассматривая девиантное поведение среди молодежи, склонность к субкультурам, экстремальным увлечениям, пищевым пристрастиям и так далее также могут быть восприняты как система поступков, отклоняющихся от привычных стандартов.

Возможные виды и формы

Среди видов (типов) девиантного поведения выделяются следующие варианты:

  • мошенничестводеликвентное поведение; его основное отличие от общего понятия «девиантное поведение» заключается в том, что это сочетание поступков преступного характера, а также различные правонарушения (драки, мелкое воровство, мошенничество, проституция и так далее);
  • психопатологическое поведение (психические нарушения);
  • деструктивное поведение, характеризующееся негативными столкновениями интересов, конфликтами (в школе, семье, на работе);
  • патохарактерологическое поведение, базирующееся на психопатиях, искаженных ценностях, сверхценных идеях и увлечениях, а также здесь рассматриваются различные формы агрессии и саморазрушения;
  • аддиктивное (зависимое) поведение, подразумевает присутствие различных зависимостей как вариантов девиантного поведения (азартные и компьютерные игры, зависимости от психотропных веществ и ПАВ, фанатизм, секты и прочее).

К девиантному поведению могут относиться гиперспособности (сверходаренность) детей, а также нарушения с эстетической стороны. Под неэстетическим поведением понимаются нарушения речи, взгляда, движений.

Любые формы девиантного поведения берут свое начало из видов нарушения. К числу самых распространенных девиаций, особенно ярко выраженных у подростков, относят: зависимость от алкоголя и наркотиков, курение, расторможенность сексуального поведения, суицидальные наклонности и попытки суицида, агрессия, бродяжничество, воровство, использование нецензурных выражений, увлечения, доходящие до крайностей. Для последней формы характерна зависимость от увлечения (или объекта), вычурность, одержимость, отсутствие интереса к другим делам и заботам.

Причины

Основными причинами (мотивами) считаются три момента.

Личностное или социальное основание. Под ним подразумеваются имеющиеся у индивида, склонного к девиантному поведению, деформации личности (личностного развития). Относятся сюда также нарушения воли, установок, неправильные ценности (нравственные, духовные).

женщина ругает дочьДевиантное поведение, возникающее на подобной основе, зачастую получает развитие ввиду неправильного воспитания, нарушенного внутрисемейного климата. Для детей и подростков, которые растут и развиваются в неполных семьях либо в окружении взрослых, демонстрирующих отклоняющее поведение, типичны попытки копировать поступки и действия родственников. Отсутствие в семье одного из родителей лишает ребенка возможности правильно формировать представление о взаимодействии с другим полом. Либо не дает возможности составить верное представление о том, какими должны быть семейные отношения.

Негативные методы воспитания, нарушенный семейный климат также способны подталкивать детей к мелким правонарушениям, зависимостям с целью «уйти» от реальности. В ряде случаев неправильный подход к ребенку может спровоцировать развитие нарушений пограничного характера. Люди с неврозами, депрессивными расстройствами, навязчивостями, страхами, которые пришли из детства, в большей степени склонны к саморазрушению и суицидальным попыткам. При этом такое поведение может проявиться непосредственно в подростковом возрасте, но восприняться как демонстративность и желание привлечь внимание.

Психологическое развитие. Оно может быть тесно связано с личностным развитием. Под психологическим уровнем понимается наличие выраженных акцентуаций и нарушений характера, которые могут привести к развитию психопатий или иных форм психических проблем.

Биологическое основание для девиантного поведения. Соматические (телесные, физиологические) заболевания, психосоматика, особенности проявления темперамента, врожденных свойств нервной системы оказывают влияние на формирование девиантного поведения. При деликвентном поведении фактором может быть выявленная минимальная мозговая дисфункция.

Формы отклоняющегося поведения

Все девиантное поведение можно разделить на четыре основных вида: инновацию, ритуализм, ретретизм и бунт.

Инновация. Такая форма поведения имеет место быть, когда индивиды, согласные с общественными ценностями, отрицают легальные и разрешенные обществом методы их осуществления. К этому виду девиаций можно отнести великих ученых и изобретателей, шантажистов.

Ритуализм. Индивиды ценности общества отрицают, но преувеличенно требуют методы и способы их реализации. Человек тщательно следит за четким выполнением требований, однако, первостепенная цель уже не имеет смысла.

Психическая нестабильность

Ретретизм. Индивидом отрицаются общественные ценности и стандарты, и он старается избежать и способов их реализации. Так появляются наркоманы, алкоголики – люди, старающиеся убежать от действительности.

Бунт. Индивид не просто отрицает ценности общества, но и старается на их место внедрить ценности новые. Сюда можно отнести революционеров.

Понятие девиантного поведения

Понятие девиантного поведения в психологической науке появилось благодаря усердной работе Эмиля Дюркгейма. Он стал основоположником теории о девиации в целом. Само понятие девиантного поведения вначале означало некоторое расхождение с общественным пониманием того, как следует себя вести в той или иной ситуации. Но постепенно понятие девиантного поведения сделалось приближенным к пониманию правонарушений и сознательному причинению вреда окружающим. Эту мысль дополнил и развил в своих работах последователь Эмиля Дюркгейма – Роберт Кинг Мертон. Ученый настаивал на том, что девиантное поведение во всех случаях продиктовано нежеланием развиваться, работать над собой и приносить пользу тем, кто находится рядом. Понятие девиантного поведения относится к числу тех, которые затрагивают сферу человеческих взаимоотношений.

Причины девиантного поведения

Изучением причин девиантного поведения занимались такие исследователи, как Е. С. Татаринова, Н. А. Мельникова, Т. И. Акатова, Н. В. Воробьева, О. Ю. Краев и другие. Обобщив исследования авторов, можно выделить следующие причины формирования девиантного поведения.

  1. Ошибки семейного воспитания, разрушающие стили семейного воспитания.
  2. Отрицательное влияние стихийно-группового общения («плохая компания»).
  3. Аномальное развитие личности, кризисные и сложные жизненные ситуации.
  4. Акцентуации характера (подробнее об этом можно прочитать в статьях «Акцентуации характера в психологии: нормы или патология», «Акцентуации характера в подростковом возрасте»).
  5. Психосоматические расстройства.
  6. Аномалии психофизического развития.
  7. Стиль жизни и факторы риска (внешние обстоятельства).

Среди негативных факторов можно обобщенно выделить две группы: общественные и частные факторы. К первым относится политическое, экономическое, социальное состояние страны, общий уровень нравственности. Под частными факторами подразумеваются личные мотивы, убеждения, цели. Отмечается, что личностные факторы являются основой отклоняющегося поведения, а внешние – направляющим элементом, то есть диктуют вариант девиации.

Если рассматривать отклоняющееся поведение с позиции клинической психологии, то можно выделить две группы факторов: биологические и социальные.

  • К первым относятся возрастные кризисы, а также врожденные и приобретенные поражения мозга.
  • Ко второй группе – специфика окружения, обучения и воспитания. Притом отмечена устойчивая связь между этими факторами, но до сих пор не определено, как именно они взаимосвязаны.

Понятие

Социальные и психологические науки под отклоняющимся поведением понимают асоциальные действия человека. Такие поступки не отвечают принятым в социуме нормам. Девиация проявляется в силу аномального формирования личности в процессе усвоения общественных норм и правил.

Основанием для понятия девиации является социальная норма, являющаяся мерой допустимых поступков человека, которые обеспечивают сохранение общественной системы. Существуют следующие варианты отклонений от норм социума:

  • позитивные — способствуют преодолению устаревших стандартов, что приводит к качественным изменениям в обществе;
  • негативные — дезорганизуют и разрушают социальную систему.

Классификация девиантного поведения основывается на различных мотивах и подходах к девиации. Негативные отклонения от общественных стандартов являются результатом неспособности личности адаптироваться к социуму. От мотивов, влияющих на формирование отклоняющихся поступков, зависит выбор стратегии коррекционной работы.

Что это такое?

В большинстве подходов понятие девиантного поведения связано с отклоняющимся, либо же, асоциальным поведением того или иного индивида.

otklonyayuscheesya-povedenie

Подчеркивается, что данное поведение представляет собой поступки (системного или единичного характера), которые идут в разрез с принятыми в обществе нормами, причем, вне зависимости, закреплены ли они (нормы) юридически или существуют как традиции, обычаи конкретной социальной среды.

Человек проявляет себя именно так в силу неадекватного личностного формирования в процессе социализации и освоения нравственных норм, устоев и правил. Собственное поведение таким человеком (с точки зрения стандартов общественной морали) контролируется в весьма незначительной степени.

Педагогика и психология, будучи науками о человеке, особенностях его воспитания и развития, сосредотачивают свое внимание на общих характерных признаках девиантного поведения:

  • аномалия поведения активизируется при необходимости выполнять принятые в обществе (важные и значимые) социальные стандарты морали;
  • наличие ущерба, который «распространяется» достаточно широко: начиная от собственной личности (аутоагрессия), окружающих людей (групп людей), и заканчивая материальными предметами (объектами);
  • низкая социальная адаптация и самореализация (десоциализация) индивида, нарушающего нормы.

Можно с уверенностью утверждать, что девиация и социальная дезадаптация/изоляция – равноценные понятия, поскольку человек не может успешно существовать в определенной (нормальной, обыденной) социальной среде. Т.е., у него имеются отклонения с точки зрения среднестатистического поведения, характерного для большинства людей как представителей социума.

suitsidalnoe-povedenie-vid-deviantnogo-povedeniya

Поэтому для людей с девиацией, особенно для подростков (именно этот возраст необычайно подвержен отклонениям в поведении), характерны специфичные свойства:

  • аффективное и импульсивное реагирование;
  • значительные по величине (заряженные) неадекватные реакции;
  • недифференцированная направленность реакций на события (не различают специфику ситуаций);
  • поведенческие реакции можно назвать стойко повторяющимися, длительными и многократными;
  • высокий уровень готовности к асоциальному поведению.

Существующие проблемы

Проблема девиации в том, что многие не понимают её масштабов. Кто из нас хоть раз не совершал то, что осудило бы общество? Психологи утверждают, что у каждого человека есть свои «скелеты в шкафу», но они тщательно охраняются от чужих глаз во избежание осуждения. Вопрос лишь в том, насколько они опасны. Кто-то регулярно крадёт клубнику с дачного участка соседа, или курит в подъезде, или включает на всю громкость музыку после 23.00 в многоквартирном доме. А кто-то избивает жену, крадёт миллионы с общественных счетов, распространяет наркотики. Всё это — примеры из жизни, но почувствуйте сами, насколько они разные по своим последствиям.

Вторая проблема общества, связанная с девиантами, — это несимметричный контроль за ними. Мы часто слышим о нарушениях социальных и моральных норм известными людьми. Но они обычно остаются ненаказуемыми. Хотя при совершении такого же поступка простым человеком одним лишь осуждением дело не ограничивается.

Происхождение названия. Термин «девиантный» восходит к латинскому слову «deviatio», которое переводится как «отклонение».

Формы девиантного поведения

Типология девиантного поведения разработана известным американским социологом Робертом Мертоном. Он предложил классификацию, которая основывается на противоречиях между целями и всеми возможными методами их достижения. Каждый индивидуум сам решает, какие средства выбрать для получения провозглашённых обществом целей (успеха, славы, богатства). Правда, не все средства являются дозволительными или приемлемыми. Если существует некая несогласованность в стремлениях индивида и выбранных им методах добиться желаемого результата, такое поведение является девиантным. Однако само общество ставит людей в такие обстоятельства, когда не все могут честно и быстро разбогатеть.

Типы девиации:

  • инновация — соглашение с целями общества, но использование запрещённых, но действенных методов их достижения (шантажисты, преступники, учёные);
  • ритуализм — отбрасывание целей из-за невозможности их достижения и использование средств, не выходящих за рамки дозволенного (политики, бюрократы);
  • ретреатизм — бегство от реальности, отказ от социально одобренных целей и отречение от законных методов (бомжи, алкоголики);
  • бунт — отказ от принятых социумом целей и способов их достижения, замена устоявшихся правил на новые (революционеры).

По мнению Мертона, единственным видом недевиантного поведения считается конформное. Индивидуум соглашается с целями, установленными в социальной среде, выбирает правильные методы их достижения. Девиация не подразумевает исключительно негативное отношение индивида к принятым в социуме правилам поведения. Преступник и карьерист стремятся к одинаковой и одобряемой обществом заветной цели — к материальному благополучию. Правда, каждый выбирает свой способ его достижения.

Причины девиантного поведения

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить пять основных факторов, обусловливающих девиантное поведение.

Биологические факторы

Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физических или анатомических особенностей организма человека, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:

– генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения приобретаются, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и инфекционные соматические заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияние наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;

– психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим. аллергическим, токсическим заболеваниям;

– физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений в коллективе, особенно у детей в среде сверстников.

Психологические факторы

Психологические факторы включают в себя наличие у ребенка психопатии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции. Люди с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров. Люди с акцентуированнными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. Например, у подростка наблюдается два направления развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.

Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей человека, сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких людей характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.

Эгоцентрическая позиция с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.

Причины девиантного поведения

Необходимо разобраться, что является толчком, способствующим проявлению девиантных действий. Проблемы в отношениях между родителями и детьми становятся причинами отклоняющегося поведения. Подобные признаки присущи детям, воспитывающимся в неполных семьях. Порой заботы и контроля одного родителя мало. Не все семьи становятся неполноценными по собственной воле. Смерть одного из родителей, разводы – повод взрослым задуматься о психическом здоровье детей. Различные проблемы становятся причинами, вызывающими девиантное поведение, примеры этому известны родителям:

  1. Разнообразные страхи и комплексы ребенка, о которых он стесняется рассказать взрослым.
  2. Отсутствие контроля со стороны родителей, понимание собственной безнаказанности за любые действия.
  3. Агрессия, раздраженность, негативное восприятие окружающего мира.
  4. Психические отклонения, с которыми сложно справиться самостоятельно.

Конкретные поведенческие нарушения

Эмоциональное напряжение выливается в девиантное поведение подростков, которое может развиваться по нескольким сценариям.

  1. Гиперкинетическое расстройство. Подросток становится чрезмерно активным, что в сочетании с безрассудностью и импульсивностью приводит к невозможности сконцентрироваться на одном деле. В итоге он часто получает дисциплинарные взыскания, которые только увеличивают дистанцию во взаимоотношениях со взрослыми и понижают самооценку.
  2. Расстройство поведения во взаимоотношениях с семьей. Подросток может нормально вести себя в школе, с друзьями или посторонними людьми, но при этом дома проявлять агрессию и грубость. Антисоциальное поведение может ограничиваться словесным непослушанием, но может быть и более деструктивным. В последнем случае возможно воровство у родителей, жестокое отношение к ним, намеренный разгром и даже поджог дома.
  3. Отсутствие социализации. Если ребенок чувствует себя одиноким, потому что не может найти общий язык со сверстниками, он может выражать свои переживания по поводу изоляции и непопулярности путем разрушительных действий. Такие действия могут проявляться как непослушанием или мелким хулиганством, так и вспышками неконтролируемой ярости и жестокими нападениями с насилием. При этом со взрослыми нет доверительных отношений, поэтому на все попытки пресечения антисоциальных действий чаще всего демонстрируется несогласие.
  4. Социализированное расстройство. Асоциальное и агрессивное поведение может проявляться и у общительных детей, обладающих авторитетом среди друзей. При этом они могут состоять как в компании подростков с выраженными девиациями, так и в абсолютно нормальной группе.

Девиантное поведение в семье

Внешние проявления расстройств сочетаются с внутренней депрессией, самообвинением, тревогой и переживаниями. В результате этого ребенок не может получать удовольствие от игр и занятий, теряет к ним интерес и страдает от страхов и чувства безнадежности. Запущенные формы приходится лечить в специальных школах для детей с девиантным поведением.

Отличительные признаки

Есть несколько признаков девиантного поведения, которые отличают отклонения от нормы. В первую очередь, для девиации характерны действия, не отвечающие официально установленным и общепринятым нормам. Во-вторых, на неправильное поведение обычно возникает негативный отклик окружающих, в частности, осуждение.

Девиантным поведением называют действия, несущие ущерб как самому индивиду, так и другим членам общества. Обычно они многократно повторяются и отвечают характеру личности.

Очень часто девиация соотносится с возрастом проявляющего ее индивида. Однако такой термин не используется по отношению к детям, не достигшим 5 лет.

Клинические проявления

При изучении дромоманов, ученые выделили несколько симптомов, характерных для таких пациентов:

  • Предопределение. Сами пациенты утверждают, что побегу предшествует особое психическое состояние, когда нервное возбуждение и лихорадка охватывают всецело. Они лихорадочно собираются, предвкушая эйфорию, которая наступит после того, как они покинут порог дома и ни что не сможет их остановить.
  • Внезапность действий. Желание уйти из дома или отправиться в путешествие возникает резко, без предварительного составления плана действий. Больной может проснуться ночью с твердым решением отправиться в путешествие, встать, одеться и уйти. Для дромоманов это вполне нормальное поведение.

Синдром бродяжничества

  • Безответственность. В большинстве случаев такие люди не думают о предстоящих последствиях. Они ни кого не предупреждают о своем уходе, не останавливают их семейные обязанности или дети. Работа также в такие моменты уходит на задний план. Родитель, склонный к данной патологии, бросит своего ребенка, не задумываясь о том, что это может быть для малыша смертельно опасно.
  • Тревожность и стресс. Сами пациенты утверждают, что часто желание сбежать движет ими, когда в семье или на работе есть некоторое напряжение или проблемы. В такие моменты они хотят одного – сменить обстановку. Когда приступ стихает, они возвращаются к нормальной жизни, как ни в чем не бывало.
  • Физиологические изменения. Ученые долгие годы изучали данное заболевание и пришли к выводу, что у людей со склонностью к дромомани диагностируется повышенная активность головного мозга в височных частях.

Контроль и коррекция

В зависимости от мотивов, по которым у человека имеется склонность к девиантному поведению, подбираются методы исправления состояния. Наряду с социальным или психотерапевтическим (психологическим) воздействием может использоваться медикаментозная терапия с акцентом на психическое либо физиологическое состояние. При наличии угрозы вовне или внутрь себя люди, для которых характерно девиантное поведение, могут быть изолированы. В качестве изоляции используются соответствующие учреждения (тюрьмы, колонии, психиатрические больницы), а также закрытые учебные заведения для трудных детей и подростков.

визит к психологуВ ряде тех моментов, когда девиантное поведение обусловлено биологической составляющей (проблемы со здоровьем), могут быть оправданы дыхательные гимнастики, варианты релаксаций, йога. Для разных форм зависимостей часто применяются программы «12 шагов», основанные на групповой анонимной работе.

Отклоняющееся поведение у детей

Личность человека начинает формироваться с детства, с самого рождения его окружают моральные и ценностные нормы поведения. Наиболее часто девиации начинают проявлять в школьном возрасте, ведь именно там ребенок больше всего подвержен воздействию других людей.

Учителя, профессионалы, способны заметить зарождающиеся отклонения у ребенка и заявить о необходимости проведения профилактики.

В самом начале развития девиации больше всего ей подвержен сам ребенок, а не его окружение. Ребенка необходимо уметь занять чем-то интересным, давать возможность развиваться правильно (читать познавательные книжки и смотреть фильмы).

Группы риска

Девиантное поведение детей и подростков встречается наиболее часто. Физическое и личностное развитие в совокупности с не всегда благоприятными условиями воспитания и несформировавшимся социальным окружением может повлечь за собой отклонения. В основном это характерно для тех, кто находится в сложных жизненных ситуациях, но девиация может возникнуть и без очевидных внешних причин.

Дети и подростки в группе риска

Девиантное поведение подростков часто вытекает из понимания своих физических характеристик, складываемого из собственного восприятия и мнений окружающих. В итоге вывод о своей социальной ценности делается на основе самооценки.

Подросток может ощущать свое превосходство и уверенность в силе и мужественности, если он рослый и хорошо сложен. В таком случае он, как правило, не задумывается о борьбе за уважение окружающих, поэтому держится более естественно и не вынужден привлекать к себе внимание проявлением девиантного поведения.

Однако чаще всего половое созревание приводит к быстрому, но неравномерному росту скелета, вызывая неуклюжесть и худобу. Если мальчик при этом еще и низкорослый или отстает в физическом развитии, он воспринимает себя как неполноценного члена общества. Отношение к этому может быть пассивным, но чаще возникает желание компенсировать свои недостатки и изменить впечатление о себе. К сожалению, достигается это проявлением мятежности и мнимой храбрости пойти против социальных устоев. Если же половое развитие задерживается, напротив, возникает медлительность, несобранность и неуверенность.

При этом затруднения вызывает необходимость играть несколько социальных ролей. Подросток по-разному проявляет себя в различных сферах жизни. Он может чувствовать себя уверенно среди друзей и обладать в компании определенным авторитетом, но в то же время быть совершенно несостоятельным при общении с противоположным полом.

Возраст, в котором проявляется девиантное поведение детей, зависит от пола. Настроение мальчиков становится неустойчивым в 11-13 лет, а девочек – в 13-15 лет. Одновременно с этим проявляется упрямство, особенно в ответ на непонимание взрослыми стремления к самостоятельности. В итоге ребенок попеременно испытывает приступы самоуверенности и сомнений в собственных силах, желание быть в коллективе и стремление к одиночеству, становится то бесцеремонным, то стеснительным.

Медикаментозный подход

Использование лекарственных средств при девиантном поведении оправдано в случаях наличия нарушений психического и физического характеров. При соматических заболеваниях нужна постоянная терапия медикаментами, которые подбираются, исходя из состояния больного. Некоторые лекарства применяются в рамках снятия «синдрома отмены» при коррекции зависимого поведения.

Если на фоне нарушений фигурируют пограничные состояния психики, то может назначаться курсовой прием соответствующих препаратов (седативные средства, транквилизаторы, антидепрессанты, психостимуляторы и прочее). Такие лекарства помогают снизить тревогу и беспокойство, сгладить проявления акцентуаций или психопатий, избавить от ряда иных симптомов. Обязательной медикаментозная терапия является при серьезных психических отклонениях.

Креативность, как позитивная форма девиации

Человек не в состоянии постоянно соблюдать все нормы и правила. Гармоничное развитие личности предполагает активную деятельность, творческую направленность. По мнению В.А. Петровского если его «могут притягивать опасность, неопределенность успеха, неизведанное», то индивид сочетает в себе творческий потенциал, а его поведение можно назвать идеальным. Его действия считаются надситуативной активностью.

Прогресс в науке и культуре постоянно обязывает творческого индивида действовать за рамками клишированного поведения. Его стремления к новым впечатлениям и переживаниям называют поисковой активностью. Это не свойственно обычному рядовому человеку. Ему интересны скорее гарантии стабильности, безопасности. Ему не нужна новизна в чувствах. Он соблюдает все нормы и правила, тем и живет.

Девианты не могут жить в состоянии покоя и стабильности, им всегда нужна острота ощущений и что-то новое. Их поисковая активность в результате носит саморазрушающий характер. В нормальном творчестве удовольствие приносит сам процесс. Получение отрицательного результата говорит исследователю, что нужно искать другие пути. У девианта только одна цель – получение удовольствия от самого результата.

Основой креативности служит дивергентное мышление – способность решать задачи различными способами, постоянный поиск альтернативных решений. Креативное мышление удивительное гибкое. Там, где обычные люди находят одно или два решения, креативные найдут бесконечное множество. Они не привыкли довольствоваться одним решением. Могут легко переходить от одного аспекта проблемы к другому. Такие люди всегда предлагают оригинальные и неожиданные решения, всегда могут смотреть на проблему «под разными углами». Если девианта удается поставить «на путь истинный», то он нередко обнаруживает потенциал к высокому личностному росту и творческое начало.

Таблица сравнения личностей

Последствия отклоняющегося поведения

Массовый характер приобретает девиантное поведение в психологии, это настоящий бич современной жизни. Его последствия могут быть самыми непредсказуемыми, от простого осуждения обществом до лишения жизни. Все зависит от типа девиантного поведения, от способности и готовности человека вернуться к нормальной жизни. Самыми частыми следствиями отклоняющегося поведения можно назвать нарушение личности человека и проблемы со здоровьем. От этого страдают родные человека, выбравшего такой стиль жизни, а также друзья и коллеги.

Теории отклонений в поведении

Вероятность девиации возникает при ослаблении нормативного контроля в социуме. К неадекватному поведению склонны люди, чьи действия и поступки игнорировались либо оставались безнаказанными. Провокаторами становятся насилие и аморальность. Человек начинает отклоняться и отделяться от общества, когда хочет преодолеть неуверенность в себе, уйти от жизненных проблем либо достичь чего-то нового, как в случае научного, художественного или технического творчества.

С одной стороны, девиация влечет за собой расслоение общества, с другой — перестраивает его на новый лад. Каждое поколение меняет стереотипы, а провокаторами всегда становятся девианты, не желающие покоряться существующим нормам.

Таким образом, девиация — понятие вредоносное, но в то же время положительное. В социуме всегда найдется человек, который захочет отличиться, выделиться. И не всегда это стремление является недостатком.

Коротко о некоторых видах девиантного поведения

Деликвентное поведение. Это противоправное поведение, угрожающее безопасности обществу. Индивид, подверженный этому типу поведния будет деликвентом, а действия, совершаемые им деликтами. В сущности деликвентное поведение направлено против государственных норм и правил, выраженных в законодательных актах.

В психологии деликвентное поведение трактуется как любой противоправное действие, нарушающие общественные устои и порядок и вовсе не обязательно влечет за собой уголовную ответственность и не обязательно является преступлением. Почему одни люди легко соблюдают закон, а другие нет?

Также вспоминаются данные о половых различия при совершении преступления – женщины чаще убивают детей, воруют в магазинах, занимаются проституцией, мужчины чаще крадут, грабят, причиняют телесные повреждения, убивают, угоняют автомобили, совершают сексуальное насилие. Наличием психопатологий совершение противоправного действия или преступления вряд ли можно объяснить. Хотя, этот вопрос открыт для обсуждения.

Зависимое поведение (аддиктивное). Является серьезной социальной проблемой уже многие годы. Из-за него может быть утрачена полностью или частично работоспособность, ухудшается финансовое и социальное положение, проблемы в семье, личных отношениях, сексе, провоцирует совершение преступлений. Самыми часто встречающими объектами зависимости являются психоактивные вещества, в том числе алкоголь, пища, игры, секс, интернет, покупки, религия, религиозные секты.

Степень выраженности различная – иногда внешние признаки отсутствуют, порой возможны биологическая и психологическая зависимости, серьезные нарушения социальной адаптации или даже изоляции, а также признаки психопатологий. Все виды аддикций могут сочетаться друг с другом или переходить из одной формы в другую. Аддикция как процесс циклична.

Суицидальное поведение. Суицид – это самоубийство, т.е. осознанное лишение себя жизни. Является ли суицидальное поведение патологическим? Вряд ли. В наши дни этот вид поведения не рассматривается как признак психического заболевания. Обычно это поведение психически здорового человека. Разумеется, есть и другие точки зрения.

Суицидальное поведение – это действия человека, направленные на самоубийство или на представление самоубийства. В его структуре выделяют непосредственно суицидальные действия и суицидальные проявления (мысли, чувства, высказывания или намеки). Выделяют истинный суицид – когда человек целенаправленно лишает себя жизни, но этому предшествует депрессивные состояния, подавленное настроение. Окружающие часто даже не догадываются о происходящем. Демонстративный суицид – не связан с истинным желанием уйти из жизни, направлен на привлечение внимания к себе, смерть наступает только случайно. Скрытый суицид – занятия экстремальными видами спорта, желание служить в «горячих» точках, иная деятельность, связанная с постоянным риском для жизни. Суицидальное поведение больше распространено среди подростков и взрослых. У детей это проявляется редко.

Агрессия не является отдельной формой девиантного поведения. Но она тесно связывается с различными формами девиаций за счет деструктивности (разрушительности), которая в свою очередь является признаком девиантного поведения. И все формы девиантного поведения – деликвентного, зависимого или суицидального обязательно несут в себе агрессию, направленную либо на себя, либо на окружение.

Пример девиантного поведения:

Андрей Г., 21 год. С 10 лет воспитывается в детском доме. Отец умер в тюрьме, когда Андрею было 12 лет, был осужден за грабеж. Мать лишена родительских прав, ведет асоциальный образ жизни, страдает от алкоголизма. Андрей характеризуется как слабохарактерный и ведомый подросток. Легко поддается чужому влиянию, курит сигареты с 11 лет, сформировалась зависимость от табакокуреия через 4 года (по мнению наблюдающего психиатра). Алкоголь употребляет эпизодически. Неоднократно замечен в употреблении так называемого «спайса» и курения марихуаны. К воспитательным беседам относится спокойно, с насмешкой. Говорил откровенно не один раз, что хочет сесть в тюрьму, считая, что это поднимет его авторитет среди сверстников. В состоянии алкогольного опьянения совершил кражу велосипеда. Который впоследствии продал. Не проявлял никакого интереса к учебе, часто прогуливал школу. Легко ввязывается в драки с посторонними при малейшем затрагивании его интересов.

С трудом окончил 9 классов. В ПТУ был отправлен практически насильно. Физически развит хорошо, некоторое время увлекался паркуром, неоднократно показывал свои достижения перед другими воспитанниками детского дома, прыгал с крыши гаражи с попутным «сальто», постоянно стремился к риску, забирался на высокие ограждения или крыши и оттуда прыгал. У Андрея были неоднократные переломы.

Среди сверстников особенным уважением или авторитетом не пользовался, но они его и не отвергали. Покинув детский дом в 18 лет уже через полгода был осужден за распространение и продажу наркотических веществ. Через 1,5 года был выпущен на свободу. Но буквально еще через полгода осужден вновь, на этот раз за разбойное нападение в группе лиц. Никакого сожаления к сделанному не испытывает. Считает, что очередное заключение только добавит остроты жизни, как он признался, так как на свободе жить ему скучно. Интересы молодого человека заужены, ценность собственной жизни внешне отрицается. Профилактические меры, в том числе психотерапия,  никакого положительного воздействия не оказали.

Здесь наблюдается зависимость от табакокурения, есть признаки деликвентного поведения. Интерес к жизни практически отсутствует, склонность к неоправданному риску жизнью и здоровьем. Необходима комплексная терапия.

Коррекция девиантного поведения

Лечение девиаций должно быть комплексным: сеансы психотерапии, смена обстановки дома.

Психотерапия

На первой встрече, чтобы точнее определить состояние ребенка, психолог задает несколько вопросов:

  • Каким ребенок видит и ощущает себя?
  • Каким он хотел бы быть?
  • Каким его видят другие люди?
  • Какой он на самом деле?
  • Какой вред ему приносит девиация?

После этого составляется индивидуальный план коррекции, выбираются пути коррекции. Ведется работа над самооценкой, самосознанием, самоидентификацией ребенка. Отклонения возникают из-за неопределенности человека в жизни, недовольства собой, обществом. Необходимо помочь подростку найти свое место в мире, понять самого себя, найти продуктивное увлечение.

Психотерапия для лечения девиаций

Психотерапия для лечения девиаций.

Методы коррекции девиантного поведения в подростковом и детском возрасте:

  • убеждение;
  • стимулирование;
  • внушение;
  • требование;
  • научение;
  • создание дилемм;
  • создание воспитывающих ситуаций.

Нужно предотвращать нежелательные поступки, поощрять желаемые. Необходимо направить энергию подростка в нужное русло, полезное дело. Для детей характерна активность, тяга к познанию, жажда самостоятельности, стремление объединяться со сверстниками. Нужно работать с учетом этих особенностей.

В большинстве случаев необходима семейная психотерапия. На что направлены эти сеансы:

  • Выявление психологического климата в семье, стиля семейного воспитания.
  • Определение связи девиаций подростка и семейных проблем.
  • Выявление скрытых потребностей, претензий каждого члена семьи.
  • Разработка плана коррекции семейных отношений.

Детские, подростковые девиации всегда выходят из неблагополучия семьи. Конфликты родителей, насилие в отношении ребенка или друг друга, занятость родителей, равнодушие или эмоциональная холодность, удушающая забота, многое другое толкает ребенка на протест, оппозицию. Что такое девиантное поведение у детей? Это попытки выйти из-под опеки родителей или попытки обратить на себя внимание, заявить о своих потребностях и интересах.

Девиантное поведение и социальный контроль

Девиантное поведение, как говорит Википедия, поддается социальному контролю. Социальный контроль – это набор санкций, нормативов, правил. Проще говоря, это законы, по которым мы все живем. С точки зрения социологии, это лучший вариант борьбы с отклонениями от нормы. Но с точки зрения психологии, это неэффективный метод. Нужно не запрещать, а менять побуждения, установки людей. Нужно предоставлять больше возможностей для самореализации человека, а не ужимать его свободу новыми законами.

Классификация по структуре девиантного поведения

По структуре девиации принято подразделять на антиморальные, аддиктивные, делинквентные, суицидальные.

Аддиктивное поведение

Его основу составляет стремление избавиться от психологического дискомфорта с помощью таких средств, как игромания, алкоголь, трудоголизм, переедание. Аддиктивная девиантность – это зависимость, подчиненность мыслей и действий определенному объекту. При данной разновидности отклоняющегося поведения человек не способен к самоконтролю поступков и увлечений.

Аддиктивное поведение

Аддиктивное поведение

Делинквентное поведение

Такая модель реагирования таит в себе угрозу для жизни и здоровья людей. Так называются преступления, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Антиморальное поведение

Это девиантная разновидность нарушения нравственных и моральных устоев общества. Рамки морали очень индивидуальны: для одного человека ненормативная лексика недопустима, так как он считает ее антиморальной, для другого это привычный стиль общения.

Самоубийство

Суицидальное поведение – это форма мышления, при которой человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, предпочитает прекратить попытки справиться с ней, сведя счеты с жизнью. Попытка самоубийства относится к факторам риска – после нее подросток будет состоять на учете у клинического психолога и психиатра.

Методы коррекции

Каковы бы ни были причины девиантного поведения, его нужно корректировать, не допуская осложнений. Воздействие на личность с отклонениями в образе жизни должно быть оказано со стороны нескольких социальных институтов.

В первую очередь, это санкции общества, которые могут заключаться в виде медицинского вмешательства и социальной поддержки. Частным случаем медицинского вмешательства является психологическая помощь.

Психологическая помощь

Для успешной коррекции девиантного поведения немаловажным условием является добровольное принятие пациентом помощи. Для этого вся работа должна проходить конфиденциально, психолог должен выражать свое уважение к личности и ее праву на индивидуальность. Только тогда можно надеяться на зарождение взаимного доверия и пробуждение в человеке ответственности за свою жизнь.

Что делать с девиантом

Девиантность относится к самым стойким поведенческим проявлениям разумного общества. Проблема девиантов актуальна всегда. Корректируя поведение таких личностей, психологи разрабатывают целые комплексы различных мероприятий.

Профилактика

Специалисты различают три вида профилактических работ по раннему выявлению и устранению девиантного поведения:

  1. Первичная. Ориентирована на возраст детей и подростков. Ее целями становится воспитание у подрастающей личности таких качеств характера, как воля, усидчивость, целеустремленность, стрессоустойчивость.
  2. Вторичная. Работа с детьми, подростками, проживающими в неблагоприятной среде, с социально сложными условиями. Целью вторичной профилактики девиантности является изменение негативных условий жизни подрастающего поколения.
  3. Поздняя. Такая профилактика направляется на решение узкопрофильных задач в коррекции девиантного поведения в рамках предупреждения рецидивов и негативных последствий уже сформированных девиантов. Работа ведется с помощью приближенных к девиантам лиц, обладающих стойким социальным поведением.

Терапия девиантности

Коррекцией запущенных форм девиантных проявлений (игровая зависимость, алкоголизм, наркомания, клептомания) занимаются медики (психиатры и психотерапевты). Корректировка осуществляется одновременно с медицинским лечением в амбулаторных условиях.

Психотерапевтическая работа может проводиться как с одной личностью, так и в условиях коллективной группы.

Эффективными становятся тренинги по саморазвитию, умению управлять собой, занятия, направленные на борьбу с фобиями, низкой самооценкой и иными негативными установками. При работе с девиантом особое, очень важное условие занимает вспомогательная консультация с близкими человека. Поддержка со стороны родных, друзей помогает в работе психотерапевта и улучшает жизнь девиантной личности.

Коррекция девиантного поведения

Только позитивные действия могут помочь изменить и предупредить отклоняющееся поведение у подростков. К таким формам коррекции можно отнести:

  1. Создание благоприятного фона для повседневной жизни.
  2. Информационная наполненность – лекции, беседы, уроки, объясняющие как определить границу между девиантным и правильным поведением.
  3. Терапия «противоположностью» – поступки, на которые в обычной жизни человек никогда не решился бы, например, прыжок с парашютом или выражение себя в творчестве.
  4. Развитие способов самовыражения, не выходящих за рамки морали общества.

Последствия

Девиантное поведение может перерастать в делинкветное. Оно характеризуется совершением проступков, не достигающих уровня криминала, но причиняющих неудобство окружающим. В их числе хулиганство, вымогательство, вандализм, мелкое воровство и мошенничество.

Вандализм - пример делинквентного поведения

Чаще всего это обусловлено недостатками воспитания, но могут наблюдаться и серьезные нарушения характера с психопатией. Такие дети часто убегают из дома вследствие желания развлечься, изменить обстановку или выразить протест.

Ряду подростков свойственно аддиктивное девиантное поведение, что значит злоупотребление алкоголем и прием наркотиков. Они делают это из любопытства, желания выглядеть взрослыми, испытать новые ощущения или стать «своими» в компании. Но самым разрушительным является суицидальное поведение. Любое из проявлений нуждается в правильной коррекции, и не только в отношении детей и подростков, но и в равной степени для взрослых.

Способы предотвращения нарушений

Выявление девиации возможно на любом этапе ее формирования. Неадекватное поведение замечают близкие люди и посторонние. Главная задача — своевременно отреагировать на проблему, скорректировать поведение человека в нужное русло. Отрицательная девиация, в отличие от положительной, всегда несет угрозу социуму. Принимать меры нужно обязательно. Действия следующие:

  • корректирование отклонений;
  • Консультация психологавыяснение причины неадекватного поведения;
  • внедрение новых ценностей;
  • наказание;
  • создание условий, где невозможен бунт.

При патологических отклонениях наряду с психологическими методами используются медицинские:

  • осмотр специалиста;
  • психотерапевтическое, медикаментозное лечение;
  • проведение разъяснительной работы.

Девиация устраняется наказанием либо пониманием. Когда призыв к морально-этическим нормам не действует, приступают к кардинальным методам. Трудных подростков отправляют в специальные исправительные учреждения, взрослых девиантов — в тюрьму либо медицинские заведения. Положительная девиация действует человечеству во благо и не требует коррекции.

Последствия девиантного поведения

Что такое девиация и девиантное поведение? Девиация – это отклонение от нормы. Отклоняющееся поведение – это комплекс поступков, мыслей, установок, действий человека, противоречащих общепринятому образу жизни, мысли. Девиант не понимает, не принимает общество, а общество не понимает, не принимает его. Человек оказывает десоциализированным, дезадаптированным. Ему сложно найти работу, завести семью, друзей. Из-за девиаций человек может попасть в тюрьму или умереть.

Виды и примеры девиантного поведения

Поведение, причиняющее вред конкретно личности человека, его психическому и физическому здоровью. Такой вид девиации особо популярен среди подростков и может быть выражен в форме мазохизма, самоубийств.

Виды девиантного поведения (2)

Поведение, причиняющее вред социальной группе. Самым популярным видом данной формы отклоняющегося поведения являются всем известные алко- и наркозависимости.

Поведение, причиняющее вред всему обществу в целом. Самый опасный вид девиации, к которому относятся преступления (делинквентное поведение), хулиганство, ограбление, убийство, применение насилия.

Виды девиантного поведения was last modified: 20 апреля, 2019 by Елена Погодаева

При делинквентном поведении

Конкретные психологические методы зависят от характеристики девиантного поведения. Если оно выражается в противоправных и антиобщественных действиях (делинквентное поведение), потребуется общественное наказание. Как для подростков, так и для взрослых оно может заключаться в виде порицания или в более существенных проявлениях, например, в ограничении каких-либо прав (на выбор профессии, прием на работу, усыновление детей) или даже в заключении в тюрьму или исправительную колонию. Психотерапия при этом может проводиться прямо в местах лишения свободы.

Профилактика девиантного поведения

Она выстраивается на уровне социальной политики государства. Должна проводиться начиная с раннего детства во всех сферах организации профилактики – социальном, правовом, психологическом, педагогическом.

Формы психопрофилактической работы:

  • Воздействие на общество и социальную среду в целом. Объект работы – семья, класс (или иная социальная группа), отдельный индивид. Воздействие на формирование негативного мнения о девиантном поведении. Использование социальной рекламы как способа воздействия. Положительное влияние медийных средств информации, выбор грамотной политики средств массовой информации.
  • Информирование. Чтение специальной литературы, проведение лекций, бесед. Информация должна быть дифференцирована по полу, возрасту и иным характеристикам. Отказ от преобладания запугивающей информации.
  • Обучение навыкам успешной коммуникации через тренинги и коллективные занятия.
  • Организация замещающих вариантов деятельности девиантному поведению. Сюда включают воспитание устойчивых интересов к социально одобряемым формам деятельности. А также положительно влияющих на самооценку и развитие личности (спорт, искусство, познание).
  • Забота о своем здоровье, как стиль поведения и жизненная позиция. Человек должен осознавать значимость своего здоровья, нести за это ответственность и стремиться к гармонии с окружающим миром и самим собой.
  • Личностный рост. Это тренирует невосприимчивость к негативным воздействия и улучшает адаптационные возможности индивида.
  • Уменьшение негативных последствий от уже возникших девиаций, недопущение рецидива.

Разумеется, профилактика должна быть комплексной, последовательной, дифференцированной и своевременной.

При аддиктивном поведении

При аддиктивном поведении, связанном с употреблением наркотических веществ и алкоголя, мероприятия проводятся на государственном уровне. В ряде стран за все действия, связанные с наркотиками, в частности, за их хранение, предусмотрены суровые наказания. И если в Америке осужденному грозит от 5 до 40 лет лишения свободы, то в Китае и Сингапуре дело может окончиться смертной казнью. В некоторых государствах дополнительно введен “сухой закон”.

Однако у репрессивной политики есть существенный недостаток – запрет зачастую стимулирует интерес. Именно поэтому в Австралии и Нидерландах легализована часть наркотических веществ. Эти государства поддерживают либеральную политику снижения вреда, так как предполагается, что запрет не может остановить наркоманов. Более того, разработаны программы, которые помимо информирования о заболеваниях, которые могут быть спровоцированы наркотическими веществами, предполагают обучение безопасным способам их употребления. Они были созданы для предотвращения эпидемии ВИЧ-инфекций, связанных с инъекционным введением веществ. К тому же считается, что если употребление наркотиков перестанет считаться криминальным и ненормальным, в течение 10 лет люди сами захотят избавиться от пагубной привычки.

Независимо от отношения государства к наркотикам, людям, нуждающимся в реабилитации, необходимо оказывать социально-психологическую поддержку. Социальная составляющая заключается в правовой и юридической защите, помощи в трудоустройстве и решении жилищной проблемы.

Форма психологической помощи зависит от степени вовлеченности человека в пагубную привычку. Если зависимость находится на начальном уровне, проводят консультирование, индивидуальную и групповую психотерапию. Если она приобретает характер физической, к этим мероприятиям добавляется проведение детоксикации и поддержание трезвости. Последний этап очень длительный, должен продолжаться 1-2 года, в течение которых часто принимаются антидепрессанты.

Физическая зависимость будет уменьшаться по мере ее замещения привязанностью к чему-либо иному, при адекватном лечении сопутствующих расстройств, поддержке воздержания (иногда с помощью заменителей наркотиков), стимулировании личностного роста. Поддержать положительные изменения можно, если пациент будет посещать группы самопомощи, центры реабилитации, трудовые лагеря. Некоторым на нелегком пути избавления от пагубных привычек помогает воцерковление.

Таким образом, чем сильнее зависимость, тем важнее будет оказание медицинской помощи и тем важнее уметь снимать абстинентный синдром, проводить противорецидивную терапию, лечить сопутствующие расстройства. Также нужно проводить психологическую работу с членами семьи пациента, так как они часто находятся в состоянии созависимости (поглощенности и эмоциональной привязанности к проблемам близкого).

Социальные нормы


Общесоциальные нормы

Существование любой социальной системы обязательно в себя включает наличие различных норм регулирующего и упорядочивающего действия. Освоение этих норм приобретается путем социализации.

Социальные нормы собой представляют эталонные образцы и схемы поведения, модели, которые распространены в обществе и одобрены большинством его представителей. Они возникли на ранней стадии развитие общества, когда появилась необходимость в обеспечении эффективной совместной деятельности.

На сегодняшний день существуют нормы, касающиеся, как профессиональной этики, так и уголовного законодательства.

Типы норм:

  • общесоциальные — которые действуют в обществе (законы, обычаи, этикет, традиции) и групповые — те, которые ограничиваются рамками определенной социальной группы, например, подростковой средой;
  • официально закрепленные, в частности законы, и неформальные, например, этикет и мораль;
  • нормы — правила, которые диктуют, как должен поступать человек в той или иной ситуации (их нарушение ведет за собой уголовное преследование) и нормы – ожидания, например, пользование столовыми приборами, чистка ротовой полости, поступление в университет после окончания школы.

Нужно знать, что главной характеристикой норм является их относительность и изменчивость. То, что в конкретном случае может считаться нормой, в другом — таковой не является. Например, убийства на войне и преступление с целью ограбления.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...