Деструктивность: все значения явления

Содержание

История термина деструктивный

Термин определенно происходит от латинского слова destructivus — разрушительный и от глагола destruere — ломать, разрушать. Происходит присоединение приставки de, означающей отделение, устранение, отсутствие завершения действия и т. д., с корнем struere, значащим класть, накладывать, распространять, простирать. Так, благодаря образованию слова с помощью приставки оно получило иное значение.

В первую очередь слово деструктивный появилось во французском языке, потом перешло в английский и распространилось дальше.

Характеристика

Любое поведение имеет свои составляющие, влияет на каждую сферу человеческой жизни. Разрушительное не исключение. Оно состоит из следующих компонентов:

  • внешней активности (движений, высказываний, поступков);
  • внутренней активности (включает мотивацию, целеполагание, когнитивную обработку, эмоциональную реакцию).

Проявление внутренней активности всегда заметно снаружи. Деструктивные действия зависят от таких же мыслей.

Деструктивное поведение имеет следующие особенности:

  • отмечается негативной, отрицательной оценкой;
  • выходит за рамки социальных норм;
  • вред от него ощущается как самим человеком, так и окружающими;
  • является ответом в случае нестандартной ситуации;
  • возникает, когда человек не способен социально адаптироваться;
  • обладает собственными индивидуальными чертами.

Характеризуется:

  • отсутствием мотивации;
  • неадекватностью;
  • неспособностью приспособиться к обстоятельствам;
  • аутичностью;
  • отсутствием результативности.

Очень часто деструктивными поступками отличаются безответственные люди, не способные к самостоятельным решениям. Эти личности чаще склонны к аномальному поведению.

Проявления выражаются в игнорировании:

  1. Духовно-нравственных норм (общечеловеческих ценностей).
  2. Морально-этических норм (правил, незафиксированных в письменном виде).
  3. Правовых норм (законов).
  4. Организационно-профессиональных норм (инструкций).
  5. Индивидуальных норм (прав личности).

К характерным признакам относятся:

  • жестокость, враждебность по отношению к другим людям;
  • агрессивность;
  • стремление уничтожать материальные вещи, ценности;
  • стремление разрушать привычный уклад близких;
  • эмоциональная отрешённость;
  • опасность для себя и окружающих.

характеристики деструктивностиЧастое проявление агрессии — один из признаков девиантного повидения

О причинах разногласий

Спор — конфликт деструктивный. Конструктивный диалог может возникнуть только во время нормального социального взаимодействия. Толчком к противостоянию могут стать самые разные мотивы и причины:

  • экономические;
  • ценностные;
  • национально-этнические;
  • политические;
  • религиозные;
  • личностные;
  • другие.

Одна их сторон испытывает на себе несправедливые действия — это объект. Другая сторона — субъект — совершает поступки, вызывающие конфликтную ситуацию. Обычно причиной противостояния является субъект, совершающий разные действия в отношении «страдающей» стороны, выдающей в ответ неадекватную реакцию.

Характерные признаки

  • Жестокое и враждебное отношение к окружающим;
  • Агрессия в общении;
  • Тенденция к разрушению материальных вещей и ценностей;
  • Тенденция к разрушению уклада жизни близких людей;
  • Отчуждение от эмоций и чувств, что приводит к неспособности чувствовать что-либо;
  • Представление опасности для собственной жизни и жизни близких.

3

Использование в психологии

Чаще всего термин используется в психологии, определяя человека, его поведение и межсоциальные связи. О понятие деструктивный человек впервые заговорили такие метры психоанализа, как З. Фрейд, Шпильрейн, Э. Фромм.

Фрейд трактовал деструкцию, как агрессию, уничтожение, убийство, разрушение смерть и говорил об инстинкте деструктивности как одному из противоположных конструктивному. Он приравнивал этот инстинкт к инстинкту смерти, говоря, что он возможен в каждом живом существе, стремясь привести его к распаду, обратив живое в неживую материю. Существует и деструктивность, направленная вовне, стремление разрушать, сохранив собственную жизнь.

Фромм же понятию деструктивный уделял огромное значение и изучал его особенно подробно. Он пришел к выводу, что самой злокачественной формой деструкции является синдром распада.

Деструктивный – что это значит

Определим значение слова деструктивный. Термин образован от латинского слова destructivus, что означает «разрушительный». Что означает деструктивный?

Деструктивный – это:

  • разрушающий процесс;
  • сбой в работе чего-либо;
  • разрушение, распад структур, связей, зависимостей.

Определение понятия зависит от контекста, словосочетания, в котором используется. Рассмотрим популярные случаи употребления термина, его определение во всех феноменах.

Деструктивные отношения

Деструктивные отношения – это токсичные, зависимые или созависимые, опасные отношения, в которых оба или один участник страдает. Насилие, ограничение свободы и развития, конфликты, унижения, тирания, тотальный контроль – малая часть того, что присутствует в этих отношениях. Они разрушают личности, жизни участников.

Признаки токсичных отношений:

  • игнорирование мнения, интересов, желаний, потребностей партнера;
  • пренебрежение партнером;
  • химические зависимости у одного или обоих участников;
  • ощущение ненужности, безразличия;
  • побои, унижения;
  • измены;
  • ощущение никчемности, неполноценности, заниженная самооценка;
  • манипуляции, в том числе ревностью, слезами, чувством вины;
  • хроническое нервное напряжение;
  • хроническое ощущение несчастности, ощущение роли жертвы.

Любовь, по определению Фромма, это активная заинтересованность в жизни, развитии субъекта любви. Только так выглядят здоровые отношения. Это союз двух самостоятельных людей, независимых материально, морально, физически. Каждый свободен, но при этом каждый хочет проводить время с другим, потому что вместе они могут добиться еще большего, обогащают друг друга.

Деструктивная критика и общение

Деструктивная критика – это злобные, язвительные, принижающие замечания, которые не способствуют развитию личности, демотивируют. Это критика личности, а не поступков или отдельных черт. Это навязывание своего мнения, попытки «заточить» кого-то под себя, заставить делать что-то так, как вам нужно. После токсичной критики не появляется желание попробовать еще раз, попробовать что-то новое. Появляется разочарование в себе, злость, ощущение, что вас облили помоями и растоптали, установка «я никчемный».

Токсичная критика приводит к конфликтам, войнам, ссорам. Деструктивное общение – это претензии, оскорбления, упреки. Как и некорректная критика, оно приводит к конфликтам.

Деструктивный конфликт

Конструктивный конфликт приводит к сближению людей, улучшает взаимопонимание, повышает продуктивность деятельности. Деструктивный конфликт не содержит пользы. Участники не пытаются понять друг друга, решить проблему.

Особенности конфликта:

  • уводит от решения проблемы;
  • занижает самооценку участников, вгоняет их в состояние стресса;
  • направлен на поиск различий, противоречий участников, а не поиск компромиссов, общего;
  • портит психологический климат в коллективе;
  • не способствует развитию участников, их отношений.

Такие конфликты опасны. Они вредят производству, отношениям, состоянию участников.

Признаки токсичного конфликтного поведения:

  • недоверие;
  • приказы;
  • обвинения;
  • пренебрежительное, снисходительное отношение;
  • отказ принимать другую точку зрения, убежденность в своей правоте;
  • навязывание своего мнения, принуждение;
  • критика других в сочетании с непринятием критики в свой адрес.

Деструктивный конфликт – это иррациональное противостояние двух личностей. Такие индивиды настроены резко негативно, они не пытаются взаимодействовать, искать компромисс. Они подавляют других, готовы идти по головам ради достижения личных целей. Разрушающий конфликт может быть урегулирован только третьей стороной (посредник, медиатор).

Деструктивные чувства и эмоции

Деструктивные эмоции, чувства – это неотработанная сила, которая разрушает индивида изнутри. Обида, ревность, тревога, грусть, тоска, любовь – любое чувство и эмоция может стать разрушающей, если не находит выхода. Но, конечно, чаще речь идет о негативных переживаниях, неудовлетворенности.

Деструктивные мысли и разговоры

Навязчивые мысли или бесполезные разговоры, которые мешают развитию личности. Например, фобии, воспоминания, проигрывание старых ситуаций с альтернативным концом, чрезмерное фантазирование, негативные рассуждения, причитания о том, как все в жизни плохо. Их нужно заменить продуктивными действиями, решением проблем в настоящем.

Деструктивный характер

Деструктивный характер – это наличие таких качеств, которые препятствуют самореализации, развитию личности, ее взаимодействию с социумом. К этой категории относится угрюмость, необщительность, замкнутость, стеснительность, боязнь общения, упрямство, эгоцентризм, прочее.

Деструктивная личность

Что значит деструктивная личность? Это человек, активность которого направлена на разрушение социальных норм, институтов, законов. Вместе с этим активность направлена на создание своей, альтернативной идентичности, отличной от тех моделей, которые личность пытается разрушить. Такая личность не может жить вне социума, потому что только во взаимодействии с другими людьми она находит способы самоутверждения, самоактуализации, самопрезентации.

Личностная деструкция бывает спонтанной и постоянной. Первая зависит от условий, проявляется в конкретных обстоятельствах. Вторая заметна всегда, во всем. В обоих случаях у человека присутствует деструктивная установка на самоутверждение при помощи агрессии, разрушения социальных объектов. Выраженность деструктивности личности колеблется от пассивных фраз типа «ненавижу этот мир, презираю все его устои, нормы» до активных асоциальных действий. Такой человек отрицает общепринятые ценности и нормы, ограничивает жизнь рамками своего мировоззрения. Это приводит к сужению мышления и сознания.

Деструктивный человек – это агрессивный тип, который бежит от свободы. При помощи разрушения он пытается преодолеть свою неполноценность, которую ощущает из-за неспособности раскрыть потенциал для самореализации. Деструктивными действиями (морально, физически) он подавляет потенциал других людей. Такой человек не может адекватно оценивать свои поступки, враждебно относится к миру.

Деструктивное влияние

«Не дружи с этой компанией, они на тебя плохо влияют», – говорят иногда родители своим детям. Влияние плохой компании – пример деструктивного влияния. Кроме этого часто говорят о негативном влиянии других культур на культуру России, влиянии социальных сетей на умы молодежи. Разрушительное влияние – это такое воздействие со стороны групп, отдельных людей, систем, культур, прочего, которое разрушает ценности, устои личности. Чаще всего речь идет об информационном влиянии, пропаганде разрушительных явлений, например, девиаций, асоциального поведения, гомосексуализма, экстремизма, подобного.

Деструктивная деятельность

Это разрушительные поступки и действия, например, насилие, массовые убийства, войны, терроризм, разрушение природного, культурного наследия. Подобные акты заметны во всех странах, что говорит об общечеловеческой склонности к разрушающей деятельности. Притом она развивается, обрастает новыми рисками прямо пропорционально техническому, информационному прогрессу. При помощи интернета человеку проще влиять на социум, а обществу проще влиять на человека. Безработица, нестабильная социально-экономическая, политическая атмосфера в стране – факторы, усиливающие склонность к разрушающей деятельности.

Из-за разрушительных установок у человека искажается восприятие, способность оценивать себя и ситуации, возникают эмоциональные нарушения

Из-за разрушительных установок у человека искажается восприятие, способность оценивать себя и ситуации, возникают эмоциональные нарушения.

Основные теории, объясняющие феномен

Деструктивное поведение характеризуется наличием девиаций, или отклонений, которые подразделяются по следующим критериям: нарушаемая норма, цели и мотивация совершения поступка, полученный результат. С точки зрения Фрейда, самый важный критерий деструктивности – это результат, который может привести к снятию внутреннего напряжения за счет катарсиса, не подразумевающего разрушения.

Известный специалист в области психологии Э. Берн говорит о том, что деструктивная деятельность в зависимости от состояния психики может быть направлена внутрь или вовне:

  • Внешними формами проявления деструктивности считаются психическое или физическое уничтожение человека, нарушение социальных правил или устоев (экстремизм, терроризм), преднамеренное уничтожение природы, разрушение общемировых памятников, достояний искусства и литературы.
  • Внутренние формы деструктивности – это суицидальные наклонности, пагубные пристрастия, нехимические зависимости патологического характера.

Исследованиями феномена деструктивности также занимался Э. Фромм, он считал, что деструктивный — это прежде всего агрессивный человек. Агрессия может быть доброкачественной, то есть служащей естественным инструментом жизни, или злокачественной, неадаптивной, несущей социальный и биологический вред.

В его теории значение слова «деструктивный» близко к «неконструктивный», оно характеризует индивидов, не имеющих потенциала для самореализации. Фромм говорит о том, что деструктивный человек бежит от свободы, пытаясь с помощью разрушительного начала преодолеть собственную неполноценность, подвергая физическим или моральным воздействиям более талантливых людей.

В психологии деструктивного поведения особое место занимает концепция, разработанная Н. Фарбероу. Он говорит о том, что деструктивная личность не способна критически оценить последствия своих поступков, искаженно и нередко враждебно воспринимает действительность.

Рекомендуем: Мортидо: значение понятия

Самооценка у такого человека нередко сильно завышена, отчего планка собственной значимости мешает правильно выстраивать коммуникации с людьми. Фарбероу смог обосновать не только деструктивную тягу некоторых индивидов к злоупотреблению различными психотропными веществами, но и разработал целую систему предотвращения суицидов, которая до сих пор с успехом используется в США.

Человеческая деструктивность по Э. Фромму

Феномен человеческой деструктивности изучали такие психологи как А. Адлер, К.Г. Юнг, С. Шпильрейн, З. Фрейд, В. Райх и другие. В наше время наибольшую популярность и признание заслужила теория немецкого психолога, социолога, философа Э. Фромма, изложенная в его труде «Анатомия человеческой деструктивности» (1973г.).


Во второй половине прошлого века Э. Фромм отметил факт: чем менее развито общество, тем реже случаются в нем войны. Действительно, по мере исторического развития цивилизации, деструктивные тенденции в обществе все больше возрастают, хотя логично было бы предположить обратный процесс.

Человеку не нужно воевать, чтобы выжить, цивилизация предоставляет все блага, есть понимание того, что любой конфликт можно решить мирным путем, однако войны и оружие становятся все более и более изощренными и жестокими.

В цивилизованном обществе потребности человека относительно легко удовлетворить, не нужно никого убивать, чтобы выжить. Но человек, живущий в комфорте и достатке, все равно склонен к разрушению и саморазрушению.

Такую тенденцию Э. Фромм объяснял существованием двух видов деструктивности:

  1. Доброкачественная. Является оборонительной, служит психологической защитой и обеспечивает выживание в случае возникновения угрозы жизни. Как только угроза или опасность исчезают, стремление разрушать тоже пропадает.
  2. Злокачественная. Является необоснованной, не служит цели выживания и самозащиты. Деструктивное поведение, отличающееся особой, бессмысленной жестокостью, по мнению Э. Фромма, свойственная только людям.

Именно потому, что человеческая деструктивность злокачественна, человек способен не просто мучить и убивать себе подобных, но делать это без биологических и материальных причин, испытывая при этом удовольствие.


Получается, что человечество как вид бесчеловечно. Один человек, глядя на другого, скорее увидит в нем врага, а не друга, сородича, собрата, «своего» (какими люди являются друг для друга на самом деле), если он другой национальности, расы, по-другому одет, говорит, ведет себя и так далее.

Чужой человек воспринимает не как человек даже, а как другой биологический вид. Если люди не разовьют в себе «чувство родства», процесс самоуничтожения не остановится и человечество исчезнет без следа.

Деструктивность как одно из качеств человека

Многие говорят о деструктивности, как об одном из качеств личности человека. Каким же будет деструктивный человек? Насколько его влияние отрицательно? Современные психологи приходят к мысли, что основой этого качества является неспособность личности создать определенную базу, которая будет основой для дальнейшего результативного развития. Направлена она может быть, как уже говорилось выше, внутрь и вовне.

Большинство негативных качеств личности, таких, например, как зависть, жадность, хитрость цинизм, относят к деструктивны. Именно они, так или иначе, приводят со временем к разрушению личности. Для такого человека свойственен определенный стиль жизни. Он стремится получить все моментально. То есть основное значение имеет только результат. Из-за этого эффективность близка к нулю.

Деструктивный человек знает, что действует во вред себе, он далеко не глуп. Но при этом не прилагает никаких усилий, чтобы изменить ситуацию. Скорее он даже получает удовлетворение от своей деструктивности.

Конструктивный же человек, наоборот, ратует за развитие и постепенное совершенствование.

Виды деструктивного поведения

Деструктивное поведение в психологии это стремление к совершению действий, направленных на повреждение чего-либо. Эти действия могут иметь разный характер. Один из самых распространенных видов такого поведения – это деструктивный разговор (стремление всеми способами обидеть, унизить, морально уничтожить собеседника). Специалисты выделяют несколько групп деструктивных тенденций:

  • Разрушение себя самого;
  • Моральное уничтожение других людей;
  • Разрушение окружающего мира;
  • Полное пренебрежение социальными нормами и установками.

Интенсивность стремления к разрушению не зависит от возраста. Эта тенденция одинаково часто встречается у молодежи и людей старшего возраста. Мужчины более склонны к такому поведению, по сравнению с представительницами слабого пола. Негативное отношение к окружающему миру часто развивается под влиянием стресса или экзистенциального кризиса, профессионального выгорания. Тяга к деструкции может быть вызвана потерей работы, смертью близкого родственника или другой серьезной психологической травмой. Холерики более склонны к разрушительному поведению, направленному вовне. Меланхолики чаще демонстрируют тенденцию к автодеструкции.

Общаться с человеком, открыто демонстрирующим желание морально уничтожать окружающих и склонному к конфликтам, сложно. По возможности, лучше свести общение к минимуму. Если это невозможно (например, деструктивной личностью является непосредственный руководитель), нужно использовать различные методы психологической защиты от проявляемой агрессии.

Вандализм и алкоголизм молодежи – типичное проявление опасных наклонностей к разрушению

Вандализм и алкоголизм молодежи – типичное проявление опасных наклонностей к разрушению

Внимание! Крайней формой деструкции является убийство, крайней формой автодеструкции (саморазрушения) – суицид. Известно, что разрушительное поведение молодежи и подростков часто связано с тем, что они смотрят по телевидению и видят в компьютерных играх. Особую опасность для молодых умов представляет японская видеопродукция, так как для японской культуры характерно подсознательное стремление к деструкции.

Роли в общении: Взрослый, Родитель, Ребенок

Кто имеет уши слышать, да слышит!
Ев. от Мтф 11:15

Конструктивный диалог в паре – это залог долгих и крепких отношений в семье. Ее мир и согласие. Умеем ли мы выстраивать общение так, чтобы слышать друг друга? От чего зависит “слышимость” в паре? Неужели только от слуховых анализаторов?

Практика показывает, что для того, чтобы быть услышанным и слышать другого, одних ушей не достаточно. Нужна их пара, как бы смешно это ни звучало. В диалоге участвуют двое. Поэтому одной пары ушей не хватит. Нужно два любящих сердца, две пары ушей, две головы и чуточку самоиронии. Ирония и смех – это едва ли не единственная конструктивная психологическая защита от жизненного негатива. Самоирония пригодится для преодоления своего Эго, которое не желает сдавать бастионы и самоотверженно защищает неприступную крепость собственной значимости и непогрешимости. А на самом деле, всего лишь ведет затянувшуюся войну с родительским непринятием и с не правильно сформировавшимися гендерными стереотипами.

Конструктивный диалог – это всегда приглашение к размышлению. Это миролюбивая беседа двух участников легкого и ненавязчивого обмена мыслями. Это поиск точек соприкосновения и единения. Не доказывание собственного взгляда, а нахождение тех точек, которые объединят этот взгляд и позволят создать общий образ видения данной проблемы.

Первое и главное для конструктивной коммуникации, это понимание, для чего ведется беседа, с какой целью. Если целью является – найти общее в высказываемых мыслях, то диалог будет позитивным и конструктивным. А если важно отстоять свою точку зрения, то разговор превратится в спор.

Подумайте и ответьте себе на вопрос: Вам важны эти отношения или правота своего взгляда? От этого будет зависеть, сохраните ли Вы позитивный конструктивный стиль общения или перманентно будете находиться в конфликтно-доказывающей позиции.

Здесь на помощь приходит транзактный анализ, где нам предлагается посмотреть, с каких позиций ведется диалог. Для этого используются роли: Взрослый, Родитель, Ребенок. И коммуникации (транзакции) между этими ролями.

Позиция Взрослого означает ответственность и реалистичный взгляд на содержание данного общения. Взрослый придерживается ассертивного (уверенного) поведения, где он берет ответственность за свои слова и поступки, а также поддерживает оппонента, помогает ему справиться с данной проблемой и со своей ролью в коммуникативном процессе. Эта позиция самая бесконфликтная.

Роль Родителя обусловлена поучительными манерами в процессе коммуникации, желанием быть выше и ощущением, что этот человек лучше знает, как правильно для другого. Родитель не учитывает эмоциональное состояние собеседника, его потребности и желания. С точки зрения транзактного анализа эта позиция всегда порождает конфликт.

Положение Ребенка как роли в коммуникации означает проявление интенции “Я хочу”. Ребенок как роль в коммуникативном процессе однозначно конфликтной не является. Например, женщина в роли Ребенка может уладить ссору. Мужчина же в такой роли примет безответственное положение, что обязательно спровоцирует нагнетание нежелательного напряжения, так как гендерная роль Мужчины предполагает взятие ответственности на себя, а это роль Взрослого. Значит, мужчина, находясь в позиции Ребенка, слагает с себя полномочия ответственности в диалоге.

См. также

  • Самоповреждение
  • Суицид

Профилактика

Чтобы повлиять на состояние, необходимо приложить немало усилий. При сильном расстройстве лучше обратиться к психологу.

Развитие эмпатии и способности сострадать

Умея сострадать, сочувствовать другим, человек становится менее агрессивен. Он вызывает меньше страха у окружающих, что способствует общению и проявлению ответных чувств.

Избавление от страха

Страхи бывают истинными и ложными. К истинным относятся обстоятельства, реально угрожающие жизни, здоровью. Ложные являются страхами, испытываемыми человеком относительно самого себя. Например, ему кажется, что он смешной, неполноценный, несовершенный. Этого не следует бояться. Главное, адекватно воспринимать себя, в этом случае окружающим не удастся нанести оскорбление или унижение.

Избавление от агрессии

Индивид может нанести вред своему здоровью, если не сможет вовремя разрядиться. Необходимо найти безопасный способ для эмоциональной разрядки.

Кто-то может начать заниматься музыкой, другой выберет спорт и увлечётся бегом, плаванием, третий с удовольствием будет колотить по боксёрской груше. Важно, чтобы любое из выбранных занятий способствовало эмоциональной разгрузке.

Повышение самооценки

Если получится в своих собственных глазах добиться полноценности и самодостаточности, отпадёт необходимость в доказательствах и самоутверждении за счёт окружающих. Поможет личностный рост — каждый день стремиться стать лучше себя вчерашнего.

Как перестать завидовать другим людям

Деструктивное поведение человека

Один из самых опасных типов психологических расстройств подростков и взрослых – это деструктивный характер. Он может проявляться постоянно или периодически, в виде неожиданных вспышек гнева и агрессии. Наиболее опасны такие вспышки, если человек находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В состоянии аффекта такая личность теряет человеческий образ и может нанести серьезный вред окружающим, особенно тем, кто слабее. Мужчины, имеющие склонность к разрушению, часто унижают ни в чем не повинных жен и детей, превращая их в жертв домашнего насилия. В этом случае лучший способ спастись от домашнего тирана и получить свободу – обратиться в кризисный центр помощи жертвам домашнего насилия.

Деструктивные изменения личности как следствие аутодеструктивной деятельности человека

Все люди делятся на созидателей и разрушителей

Деструктивное поведение подростков

Деструктивное поведение несовершеннолетних подростков всегда вызывает большую тревогу. Если оно явное, предостеречь молодого человека от страшных поступков несложно, для этого достаточно родительской заботы и визита к грамотному психологу. Однако чаще всего молодые люди всеми способами скрывают от взрослых свое патологическое влечение к разрушению или саморазрушению.

Деструкция собственной жизни характерна для многих современных молодежных субкультур, например, готов. Чаще всего подростки занимаются вандализмом. Известны случаи, когда 13-14 летние школьники ломают инвентарь на детских площадках, намеренно устраивают пожары и погромы на кладбищах. Все это – типичные признаки развивающейся страсти к разрушению. С возрастом эти отклонения могут усилиться и привести к процессу деградации личности. Некоторые подростки намеренно наносят себе увечья и травмы, считая это признаком смелости. Еще одно характерное проявление негативного отношения к себе и миру – увлечение экстремальными хобби и видами спорта, связанными с большим риском для жизни. Пример – движение «зацеперов».

Рабочая деятельность человека

Что такое деструкция личности в карьерной сфере? В процессе рабочей деятельности отмечается трансформация индивидуальных особенностей человека. Профессия, с одной стороны, способствует развитию и формированию личности. С другой же, рабочий процесс разрушительно действует на человека в физическом и психологическом смысле. Таким образом, можно отметить, что трансформация личности происходит в направлениях, противоположных друг другу. В сфере управления карьерным развитием наиболее эффективными инструментами являются те, которые способствуют осознанному усилению первой тенденции при сведении к минимуму второй. Профессиональные деструкции представляют собой постепенно накопившиеся негативные изменения личности и способов деятельности. Это явление возникает в результате выполнения монотонной однотипной работы в течение продолжительного периода. В итоге формируются нежелательные трудовые качества. Они способствуют развитию и усилению психологических кризисов и напряжения. Вот что такое деструкция в карьерной сфере.

Признаки деструктивного человека (деструктора)

Разрушительный характер человека может быть не исправлен в детстве или подростковом возрасте, поэтому он пронесёт его через всю свою жизнь. Как узнать, что перед вами такой тип людей?

Маска

Скрытые и явные угрозы

Деструктивным личностям важно знать, что они лучше других, и весь мир им обязан. Чтобы поддерживать это амплуа и самолюбие, не позволяет другим высказывать своё мнение. А также пресекает любое непослушание и критику. Собеседник может услышать приказной тон или угрозу.

Триангуляция

Человек завлекает в спор сторонних людей, мнение которых якобы совпадает с его, а не оппонента. Делает отсылки на то, что его коллеги, друзья, учёные тоже на его стороне. Таким образом, давит на жертву, чтобы она сломалась и приняла позицию собеседника.

Проверка границ

Такие люди любят проверять, где находятся чужие границы. И каждый раз пытаются их разломать, пока остаются безнаказанными. Поэтому, если жертва вернулась к обидчику, то это даёт повод последнему дальше её изнурять своим исследованием рамок.

Пляж

Жестокий сарказм

Унижение других – любимое дело нарциссов (кто это?) с деструктивным характером. Сарказм (что это такое?) в этом очень помогает, поскольку можно вовремя перевести всё в невинную шутку. А если человек обиделся, то это его «проблема», что такой чувствительный.

Газлайтинг

Если слышите на свое замечание по поводу поведения обсуждаемого персонажа фразу: «Такого не было!», «Что с твоей памятью?!», «Тебе показалось», то знайте, что это манипуляция. Собеседник пытается разрушить уверенность в реальности и пошатнуть убеждённость в своей правоте.

Социально-деструктивное поведение

Социально деструктивное поведение связано с социальной дезадаптацией – отсутствием понимания правил, по которым существует и функционирует человеческое общество. Человек, который демонстрирует деструктивное и асоциальное поведение, не в состоянии найти себя в обществе. Тем самым разрушительный характер его поведения только усиливается. Социально-деструктивные паттерны его поведения могут выражаться следующим образом:

  1. Социальная и личностная дискредитация. Подрыв репутации или авторитета личности. Склонность к критике, осуждению. Открытое оскорбительно-непочтительное поведение.
  2. Конкуренция. Деструктивное поведение может быть вызвано опасением за свои позиции в коллективе, что приводит человека к попыткам самоутверждения через других членов этого коллектива.
  3. Уход от искреннего общения. Личность, демонстрирующая разрушительные паттерны поведения, избегает открытого общения. Вряд ли он сможет адекватно ответить на прямой вопрос «зачем ты ведёшь себя таким образом?»

Читать статью: Деструктивные отношения — как наладить межличностные отношения в семье?

Примечания

  1. Ярошевский М. Г. История психологии. — М., 1985.
  2. Афанасьев В. С., Гилинский Я. И. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. -СПб., 1995.
  3. Куликов В. Б., Злоказов К. В. Деструктивное поведение: теоретико-методологический аспект // Психопедагогика в правоохранительных органах/ -2006
  4. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. — Москва-Екатеринбург, 2000.
  5. Злоказов К. В. Деструктивное поведение в различных контекстах его проявления // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». — 2016

Деструктивные формы поведения

Аномальное поведение может принимать различные формы в контексте взаимоотношения с социумом и адаптации к нему:

  1. Радикальная адаптация
    (попытка изменить, неустраивающий человека мир).
  2. Гиперадаптация
    (постановка недостижимых целей).
  3. Конформистская адаптация
    (подстройка под общепринятые нормы, с которыми индивид не согласен).
  4. Девиантная адаптация
    (

    мотивированное деструктивное поведение, выход за рамки нормы).

  5. Социально-психологическая дезадаптация
    (открытое отрицание необходимости в адаптации к социуму, приложение усилий, чтобы этого избежать).

Также деструктивное поведение может выражаться в виде следующих симптомах:

  • агрессивное поведение по отношению к людям;
  • враждебность при общении;
  • склонность к разрушению вещей;
  • желание расстроить уклад жизни близких;
  • отсутствие возможности испытывать эмоции;
  • угроза чужой и собственной жизни.

Профилактика деструктивного поведения

Работа по предотвращению деструктивного поведения должна начинаться с семьи и школьного образования. Именно в этом возрасте детям необходимо закладывать те идеалы, которые станут для них проводниками в мире взрослых людей.

Важно! Основная сложность, с которой сталкиваются родители и педагоги, заключается в том, что дети с деструктивными паттернами считают своё поведение нормой.

Психологи, работающие с детьми, дают несколько советов, которые помогут вырастить полноценную личность, вписывающуюся в социальные рамки:

  1. Поймите своего ребёнка. Первое, что необходимо сделать родителю и педагогу, это понять, почему ребёнок действует именно так, почему он демонстрирует деструктивное поведение.
  2. Создайте баланс на уровне надо-могу-хочу. Чтобы привить ребёнку полезные привычки (от чтения книг, до ежедневных походов в школу), необходимо соблюсти пропорцию между необходимостью, возможностью и желанием ребёнка это делать. Учитывая эти параметры, и объяснив ему, зачем нужно делать так, а не иначе, можно добиться того, что ребёнок выйдет из автоматического следования нормам и приобретёт мотивацию к их выполнению.
  3. Активируйте личностные ресурсы подростка. Помогите ребёнку реализовывать себя в разных направлениях деятельности. Экспериментируйте, добивайтесь того, чтобы он нашёл себе занятие по душе. Это благоприятно скажется на процессах его социальной адаптации.
  4. Решайте задачу взросления. Инфантильное расстройство личности часто становится фактором риска для появления аутодеструктивного поведения. Помогайте ребёнку постепенно становиться взрослым. Создайте ему условия для безболезненного перехода в мир ответственности и самостоятельного принятия решений.
  5. Проявляйте меньше агрессии. Старайтесь терпимее относится к промахам своего ребёнка. Вместо того, чтобы ругать его, объясните где он ошибся, и покажите на личном примере, как надо было сделать.
  6. Использовать телесно-ориентированный подход. Психологи советуют научиться работать со своим телом, понимать его, дифференцировать эмоции и их локализацию в организме. Это поможет ребёнку в процессе самоидентификации, научит его понимать себя и других.

Чувство долга – конструктивное или деструктивное чувство для личности?

Полезные статьи:

Как избавиться от самобичевания и самоедства

Как избавиться от мнительности, тревожности и негативных мыслей

Как начать жить, а не существовать — практические советы

Что значит инфантильный человек

Как защитить личные границы

Как изменить себя и свою жизнь за 21 день

Типы и отличия конфликтов

Психологи различают два типа споров:

  • конструктивный;
  • деструктивный конфликт.

При конструктивном подходе обязательно найдется выход из ситуации, который удовлетворит обе стороны. Благодаря творческому подходу к решению задачи улучшаются взаимопонимание и личностные отношения между людьми.

Деструктивный – это конфликт, который не приводит к решению изначальной проблемы. Неумение и нежелание выслушивать оппонента, анализировать его доводы, установка на конфронтацию — все это приводит к разрушению отношений.

Характерной особенностью постсоветской культуры является привычка «сбрасывать» свою неудовлетворенность на ближайшее окружение. Возникновение «конфликтной цепочки» может начаться утром в транспорте или на улице, продолжиться на работе и закончиться дома в семье. Мелкие придирки, крики и обвинения приводят к соответствующей реакции: близкие люди чувствуют себя несчастными, нервными. Одна болезненная ситуация перетекает в другую, эмоции «взрываются» подобно вулкану, разрыв отношений неминуем… А всего лишь нужно было отстраниться от негатива и не тащить «мусор» с собой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...