Деспотичный человек: значение, определение, признаки

Деспотизм

Я хочу представить себе, в каких новых формах в нашем мире будет развиваться деспотизм:

Я вижу неисчислимые толпы равных и похожих друг на друга людей, которые тратят свою жизнь в неустанных поисках маленьких и пошлых радостей, заполняющих их души. Каждый из них, взятый в отдельности, безразличен к судьбе всех прочих, его дети и наиболее близкие из друзей и составляют для него весь род людской. Что же касается других сограждан, то он находится рядом с ними, но не видит их; он задевает их, но не ощущает; он существует лишь сам по себе и только для себя. И если у него ещё сохраняется семья, то уже можно по крайней мере сказать, что отечества у него нет.

Над всеми этими толпами возвышается гигантская охранительная власть, обеспечивающая всех удовольствиями и следящая за судьбой каждого в толпе. Власть эта абсолютна, дотошна, справедлива, предусмотрительна и ласкова. Её можно было бы сравнить с родительским влиянием, если бы её задачей, подобно родительской, была подготовка человека к взрослой жизни. Между тем власть эта, напротив, стремится к тому, чтобы сохранить людей в их младенческом состоянии. Она желала бы, чтобы граждане получали удовольствия и чтобы не думали ни о чём другом. Она охотно работает для общего блага, но при этом желает быть единственным уполномоченным и арбитром. Она заботится о безопасности граждан, предусматривает и обеспечивает их потребности, облегчает им получение удовольствий, берёт на себя руководство их основными делами, управляет их промышленностью, регулирует права наследования и занимается дележом их наследства. Отчего бы ей совсем не лишить их беспокойной необходимости мыслить и жить на этом свете?

Именно таким образом эта власть делает всё менее полезным и редким обращение к свободе выбора, она постоянно сужает сферу действия человеческой воли, постепенно лишая каждого отдельного гражданина возможности пользоваться всеми своими способностями. Равенство полностью подготовило людей к подобному положению вещей: оно научило мириться с ним, а иногда даже воспринимать его как некое благо.

После того как все граждане поочередно пройдут через крепкие объятия правителя и он вылепит из них то, что ему необходимо, он простирает свои могучие длани на общество в целом. Он покрывает его сетью мелких, витиеватых, единообразных законов, которые мешают наиболее оригинальным умам и крепким душам вознестись над толпой. Он не сокрушает волю людей, но размягчает её, сгибает и направляет; он редко побуждает к действию, но постоянно сопротивляется тому, чтобы кто-то действовал по своей инициативе. Он ничего не разрушает, но препятствует рождению нового. Он не тиранит, но мешает, подавляет, нервирует, гасит, оглупляет и превращает в конце концов весь народ в стадо пугливых и трудолюбивых животных, пастырем которых выступает правительство.

Я всегда был уверен, что подобная форма рабства, тихая, размеренная и мирная, картину которой я только что изобразил, могла бы сочетаться, хоть это и трудно себе представить, с некоторыми внешними атрибутами свободы и что она вполне может установиться даже в тени народной власти.

Наших современников постоянно преследуют два враждующих между собой чувства. Они испытывают необходимость в том, чтобы ими руководили, и одновременно желание остаться свободными. Будучи не в состоянии побороть ни один из этих противоречивых инстинктов, граждане пытаются удовлетворить их оба сразу. Они хотели бы иметь власть единую, охранительную и всемогущую, но избранную ими самими. Они хотели бы сочетать централизацию с властью народа, это бы их как-то умиротворило. Находясь под опекой, они успокаивают себя тем, что опекунов своих они избрали сами. Демократия в Америке

Что такое деспотизм, кто такой деспот

Деспотизм (от греческого despotes — повелитель, господин) — форма правления. Впервые термин «деспотизм» употребил Аристотель в своем труде «Политика». Мыслитель сравнил такую форму с рабством. Правитель потакает только своим капризам, нарушает любые законы. Деспот у власти способен разрушить государство, создать геноцид. История мира не понаслышке знает, что такое легендарный деспотизм правителей:

  1. Чингисхан. Создал кровожадную армию, вместе с которой уничтожил сотни городов, миллионы человек. В 13 лет Чингисхан убил своего брата. Причина мести — украденная рыба.
  2. Калигула. С особой жестокостью убивал животных и людей ради забавы. Он не делал исключений даже для членов своей семьи.
  3. Гитлер. Хотел методом геноцида оставить единственную, высшую, по его словам, расу — арийскую.

Деспот

В Древнем Востоке деспотом называли любого верховного правителя в рабовладельческих монархиях. Это оригинальное значение термина. Позже деспотом стали называть любого самовластного человека, жаждущего признания и подчинения со стороны других людей.

Деспотичность — это особенность характера, акцентуация. Проявляется выраженной потребностью во власти. Такой человек не считается с мнениями и желаниями других людей, желает обрести полный контроль над чужими жизнями, не принимает возражений и неповиновения.

Деспотичный человек склонен к насилию. А тех людей, что входят в близкое окружение, он считает своей собственностью. Тиран не признает их права, свободы и личностные границы. Он диктует другим, как им жить и вести себя, что чувствовать. Может запретить радоваться или плакать.

Психологи отмечают, что все деспоты имеют схожие положительные и отрицательные качества. К положительным характеристикам относится:

  • способность выкрутиться из любой ситуации;
  • развитые ораторские способности;
  • умение адаптироваться, играть на публику.

Тираны могут сыграть любую эмоцию, заставить других людей поверить им, расположить к себе. Любую информацию они способны выразить простым и общедоступным языком.

Какими недостатками, кроме самой деспотичности, обладают тираны:

  • нарциссизм;
  • жестокость;
  • склонность к манипуляциям;
  • истеричность;
  • мнительность;
  • зависть;
  • ревность;
  • инфантилизм;
  • непоследовательность;
  • перепады настроения.

Деспот

Кто такой деспот простыми словами?

Мы постоянно пытаемся разобраться во многих терминах и словах. В наших статьях надеемся помочь другим, простыми словами, разобраться в этом сообща. Тема сегодняшней статьи — «Деспотизм». Итак, приступим.

Политологи называют «Деспотизмом» одну из наиболее неприемлемых форм управления. При ней вся власть сосредоточена в руках одной личности, которая не признаёт других законов — только лишь придуманные собственноручно. Но это в политике и истории. А сегодня мы будем говорить о семейном деспотизме. По аналогии с политикой его тоже можно смело назвать худшей формой семейных отношений.

Всё видно невооружённым глазом

Ничего хорошего при таком образе сосуществования не стоит ожидать. При этом нет никакой разницы, кто стоит во главе угла — женщина или мужчина. Попробуем более подробней разобраться с признаками, которые его характеризуют, отличительными чертами и факторами появления.

Есть такие люди, которые не хотят признавать чужую правоту, а своей цели добиваются только лишь с помощью угроз, давления, шантажа и насилия. Они не требуют доказательств и аргументов т.к. считают правыми только себя. Им всё равно кому доказывать и кого унижать. Среди потенциальных жертв могут быть все, кто угодно: родные и близкие, коллеги по работе, соседи и т.д. Согласитесь, что такой образ жизни сразу делает их непривлекательными в наших глазах.

Но больше всего страдают люди, которым он дорог и важен. Дело в том, что такие личности совершенно не замечают насколько они бывают жестокими. Ведь им приходится использовать все ухищрения, чтобы навязать окружающим свою волю. А для этого (по их мнению) хороши все свойства и методы — нет никаких моральных устоев и принципов. Особенно тяжко приходится иметь дела с начальниками-деспотами.

Fitstars RU

Некоторые психологи склонны рассматривать в теории, что у каждого из нас присутствует желание повелевать и властвовать. Просто оно проявляется у всех по-разному.

Как он проявляется?

Психологи выделяют три основные составляющие деспотизма:

  • отсутствие сострадания к чужим чувствам и наплевательское отношение к мнению других;
  • непреодолимое желание держать под контролем поступки и действия других людей;
  • постоянное требования полного контроля и повиновения.

Деспоты способны разрушить созданные взаимоотношения, т.к. стремятся лишить своего оппонента всех прав полностью. В тот же момент позволяют себе абсолютно всё. Это особенно заметно в дружеских и любовных отношениях.

Семейный деспотизм является самой распространенной формой. Его легко понять при психологическом и физическом насилии над личностью. Когда 1 партнёр постоянно оказывает давление на второго, пытаясь подчинить себе его полностью. Хоть он и считает, что таким образом показывает свою любовь ко всем членам семьи, но это не так.

Нормальный, здравомыслящий и психически здоровый человек, никогда не будет унижать, оскорблять, а тем более бить другого. Зачем ему это? Чувствовать себя царём и хозяином жизни? Игнорируя чужие права, границы личного пространства, свободу и желания партнёра, трудно создать себе комфорт и уют.

На практике, все они очень обидчивые и крайне мстительные личности. Для того чтобы выглядеть лучше в собственных глазах, им просто необходимо быть властными. Наказывать всеми доступными способами «провинившихся». Подобным поведением он повышает себе самооценку и восстанавливает подорванное уважение. Но на самом деле получает страх, неуважение и враждебность от своих агрессивных деяний.

Как правило, деспот – это очень обидчивый и мстительный человек, который воспринимает своё поведение как способ восстановления справедливости. Своими действиями он пытается наказать провинившегося члена семьи, и это помогает ему выглядеть лучше в собственных глазах. Также подобное поведение позволяет ему повышать собственную самооценку и восстанавливать «подорванное» самоуважение.

Несмотря на желание подчинить своей воле всех и вся, в реальности они редко становятся лидерами. Ведь такое нарочитое поведение не может вызывать уважение к персоне. Вместо того, чтобы разруливать конфликты, он только создаёт новые. Это всё хорошо видно со стороны и вряд ли вышестоящее начальство одобрит назначение на руководящую должность.

Формируется на нашем подсознании

Деспот всегда стремится подчинить себе окружающих и заставить их действовать по своей указке. Несмотря на это, он совершенно не умеет быть лидером. За счет своей агрессивной позиции, он может заставить других подчиняться себе, но не может вызвать в них уважения. Кроме того, он не способен разрешать конфликтные ситуации, вместо этого сам постоянно провоцирует конфликты. Подобное поведение приводит к тому, что со временем деспот вызывает в окружающих только страх, враждебность и полное непонимание.

Характерные признаки 

Распознать со стороны такую особь весьма проблематично. Для этого с ним надо пообщаться и посмотреть на поступки, оценить слова и высказывания. Только после такого сближения можно делать выводы и постараться избегать с ним общения. Всё равно от этого ничего толкового не получится. Обращайте своё внимание на:

  1. Навязчивое желание держать под контролем всех тех, кто с ним близок. Коварство и хитрость на даёт ему раскрыться в разговорах с незнакомцами. натура полностью проявляет себя только в общении с близкими людьми. А для этого придётся немного потерпеть его выходки.
  2. Крайне мстителен. Не забудет любую мелочь. Постарается отомстить и наказать при любом удобном случае.
  3. Стремление унизить. Стоит насторожиться, когда мы видим, что все шутки носят злой характер и насмешки.
  4. Обладает сильным чутьём на слабохарактерных. Безошибочно определит потенциальную жертву, которая не в силах дать полноценный отпор давлению.
  5. Безумно ревнив. Из-за сильно развитого чувства собственника, требует полного повиновения и контроля. Ну а ревность часто беспричинна и бессмысленна.

Причины появления

Многие психотерапевты считают, что это не врождённая, а приобретённая особенность. Основные предпосылки заложены в детстве, но окончательно формируются на протяжении всей жизни. Самыми главными способствующими факторами считают;

  • неумение родителей соглашаться с мнением ребёнка;
  • возникающая конкуренция между братьями или сёстрами;
  • попытка внушить ребёнку, что он является самым лучшим и талантливым;
  • унижения, насилие в семье и в среде сверстников.

Мы часто замечаем, как единственный ребёнок в семье становится предметом обожания. Все его капризы и требования выполняются моментально. Стоит немного покричать, покапризничать, как сразу все кругом проявляют заботу и ласку. Со временем агрессивная манера поведения становится нормой и во взрослой жизни.

Заключение

В том случае, когда человек навязывают свою волю всем окружающим, а при этом сам творит всё что душе угодно — это деспотичная личность. И хотя такое поведение может являться следствием наличия душевных травм и личной закомплексованности, никому лучше не становится. Лучше всего будет убедить его пойти и принять помощь от квалифицированного специалиста.

Что это такое?

Станислав Ежи Лец верно подметил, что из раны, нанесенной деспоту, льется море чужой крови. Деспотизм – это такая деятельность, когда человек, уверовавший в свою неограниченную власть, не может даже поверить в то, что кто-то способен действовать вопреки его желаниям. От этого он начинает проявлять агрессию, которая выражается в физическом или психологическом насилии. Именно так говорится о деспотизме в психологии. Это приобретенное качество личности, что проявляется в стремлении заполучить неограниченную власть.

С другой стороны, термин «деспотизм» применяется в политологии. С точки зрения политических наук, деспотизмом называют форму правления, когда государственный аппарат находится в руках одного человека или группы лиц, и они имеют полное право распоряжаться судьбами своих подданных. Проще говоря, деспотизм – это неограниченная власть.

Тирания и деспотизм как формы правления

Содержание

Введение

. Понятие тирании. Тиран как образ правителя

. Понятие деспотизма. Деспотизм как форма государственного устройства

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Политический режим – это конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе, совокупность явных или скрытых структур, которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики конкретных деятелей, …используемые ими ресурсы и стратегии. В этом смысле, когда говорят о политическом режиме, то имеют в виду не нормативные, задаваемые, к примеру, идеальными целями того или иного класса, а реальные средства и методы осуществления публичной политики в конкретном обществе.

Такое понимание политического режима показывает, что он формируется и развивается под влиянием значительно более широкого круга факторов, нежели политическая система. Причем облик правящего режима зачастую определяется не только и даже не столько социальной структурой общества, его нравственно-этическими традициями и т.п., но и значительно более частными параметрами и обстоятельствами, а именно: межгрупповыми отношениями внутри правящей элиты, внутри- или внешнеполитической ситуацией, характером международной поддержки власти, личностными качествами политических деятелей и т.д.

Тип политического режима определяется уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов, структурой правящей элиты, механизмом ее формирования, состоянием свобод и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией (чиновничий аппарат), господствующим в обществе типом легитимности, развитостью общественно-политических традиций, доминирующим в обществе политическим сознанием и поведением.

В работе будут рассмотрены два формально сходных политических режима – тиранический и деспотический, при этом помимо их формального сходства будут выявлены их различия.

1. Понятие тирании. Тиран как образ правителя

Понятие тирании мы встречаем впервые у Платона и позже у Аристотеля, рассматривавшего эту форму правления как одну из ущербных форм государственного устройства. Тирания понималась как извращение монархии, а понятие тирана в древнегреческом представлении было равнозначно понятию «узурпатор», то есть правитель, не имеющий формальных прав на единоличную власть и захвативший власть откровенным насилием. Тирания – один из самых кратковременных видов государственного правления. Это и понятно: она держится главным образом на обмане и силе и быстро свергается другой силой либо переходит в другие виды – олигархию, демократию или аристократию. Аристотель приводит единственный известный ему случай, когда тирания продержалась целых сто лет (в Сикионе, городе на северном побережье Пелопоннеса, – с 670 по 570 г. до н.э.).

При этом тирания не всегда являлась несправедливой формой правления. Например, в Италии в период Великой греческой колонизации известны случаи восстановления демократических порядков в полисах именно благодаря тиранам (самый первый и самый значительный из который Аристодем, успешный военачальник, обративший армию для свержения олигархического строя в Кумах в 524 г. до н.э.)

История свидетельствует, что тираны претендовали на царственность и провозглашались царями (даже передавали власть по наследству, как Писистрат в Афинах), но могли удовольствоваться и какой-либо полисной магистратурой или даже формально оставаться простыми гражданами своего полиса. Естественно, что тирану немыслимо было провозгласить себя именно тираном (понятие, носившее отрицательный смысл), стоит как минимум неполная и недостаточная легитимность его статута. И все же, если тиран может пренебречь присвоением себе общепризнанного и связанного с властью титула или должности, то этим удостоверяется, что он хотя бы частично и несовершенно, но вместим в тот универсум смыслов, в котором себя утверждает. Тиранию можно было в большей или меньшей степени принимать.

В античной традиции ее принятие очень редко когда было хорошим тоном. Многочисленные греческие полисы имели различное государственное устройство, в чем-то между собой резко отличающееся, но в любом случае полис в его основе оставался непреложной данностью, подвергать сомнению ее можно было лишь на уровне самодовлеющей или безответственной интеллектуальной игры. Но эту реальность как раз и ставила под вопрос, делала проблематичной тирания. Прежде всего, потому, что тиран, был ли он жестоким или милосердным властителем, заботился ли о подвластных ему людях или всячески угнетал и попирал их, в любом случае по своей тиранической сути не был гражданином, то есть полисным человеком. Тиран реально по характеру присвоенной им власти стоял вне полиса и над полисом. Ничего не меняла и ситуация, когда граждане сами, вполне добровольно вручали кому-либо тираническую власть над собой, делали одного из граждан тираном. Стремились ли они к этому или об этом не подозревали, но, вручая власть тирану или принимая тираническую власть, граждане приходили к отрицанию своей гражданственности и своего полиса. Они могли сколько угодно говорить о преимуществах тиранического правления и искренне предпочитать тиранию полисному строю, но позитивно, на уровне высших и устойчивых смыслов утвердить реальность тирана и тирании никто был не в состоянии. Утверждение тиранического строя в античном мире могло происходить лишь по логике самоубийства. Всецело неудовлетворенный собой человек, не приемлющий себя на самом глубоком уровне, способен преодолеть себя не иначе, как вместе с собственной жизнью. В главном такое же преодоление происходило и в случаях добровольного установления гражданами тиранического режима в своем полисе.

Поскольку же полис и полисность оставались непреодоленными, пребывающий вне полиса и не являющийся гражданином полиса тиран являл собой воплощенное противоречие. Получалось, что, с одной стороны, фигура тирана еще как возможна, а то и желательна, с другой же стороны, эта возможность и желательность никак не оформляемы приемлемым и не разрушительным смыслом. В чем же, между тем, состояла возможность появления фигуры тирана в культуре, выстроенной на полисных основаниях? Почему полис с какой-то неизбежностью выделял из себя угрожающую его существованию внеполисную фигуру?

Тиран и тирания возникали не просто как выражение кризиса и противоречивости, а скорее в качестве некоторого своего другого полиса и полисной жизни. В том смысле, что полис знает собственно полисный строй и организацию власти и в то же время выход в иное, их отрицающий. Но отрицается при этом полисный строй и организация власти вовсе не за счет исчезновения полиса, трансформирующегося в некоторую послеполисную реальность. С возникновением тирании полис и сохраняется, и отрицается. Точнее говоря, он становится отрицанием себя в пределах собственного сохранения полисом. По-своему этот момент отчетливо выражен у крупнейших теоретиков полиса, осмыслявших его с самых общих философских позиций. Скажем, и Платон, и Аристотель рассматривали тиранию в качестве извращенной формы государственного устройства. Но извращала она естественную и законную форму – царскую власть. Последняя в ее специфически греческой транскрипции – вполне полисная реальность. Когда она извращается, то тем самым извращается и полис. Но таковым он все же быть не перестает. «Заболевший полис в состоянии выздороветь», – считал Аристотель. Болезнь его может быть тяжелой и затяжной, но главное здесь заключается в том, что в результате болезни полис не перерождается в чисто деспотическое образование, каким греки видели, например, восточные деспотии. Он остается полисом, находящимся под властью тирана. Это как если бы свободные по природе люди попали в рабство. В отличие от природных рабов они все равно останутся свободными людьми в прискорбных обстоятельствах рабства.

Освещая ключевой вопрос темы тирании – откуда берутся тираны, в чем состоит логика их появления внутри полиса, проще всего отнести тиранов к существам хаотической природы, обуреваемым демоническими силами и энергиями и противопоставить их космическим и связанным с богами существам (это характерно и для Платона, и для Аристотеля). Взгляд древних греков, а затем и римлян на тиранов дает основание для подобного противопоставления. Согласно широко распространенной точке зрения, тиран – это человек страстной природы. Он всецело подчинен вожделениям своей низменной души. Эти вожделения подавляют разумное начало в душе, сводят его на нет. Обладая неограниченной властью в своем полисе, тиран стремится превратить граждан в рабов, служащих удовлетворению его вожделений. Однако попавшие под власть тирана граждане не просто низводятся до рабского состояния. Характеризуя тираническую власть, Платон говорит о ней как о «рабстве у рабов». Но этим он как раз и подтверждает абсолютную инаковость хаотически и демонически тиранического начала космическому и божественному началу гражданственности и полисное. До Геркулесовых столпов неприятия и отвержения тиранов и тирании доходил не только Платон. Но подобного рода неприятие и отвержение, будучи моментом утверждения идеального состояния полисной жизни, заведомо стремится к неосуществимому. Образ полиса никогда не будет соответствовать его чувственно воспринимаемому бытию. Последнее же не есть просто прискорбное несовершенство и ущербность. В нем собственно полисное и гражданственное начало подвергается самоограничению ввиду того, что люди, составляющие полис, движимы далеко не только собственно полисными (гражданственными) импульсами. В качестве свободно рожденных и полноправных членов общины они не всегда и не во всем граждане. Ведь гражданин – это тот, кто стремится к обожествлению через общение с другими гражданами, его божественность добывается не исключительно им самим, но и всенародным действием, по результатам она совместна. Для гражданина невозможно выйти из полиса и остаться божественным. С другой стороны, свою божественность он не привносит в полис, а обретает ее в нем. По словам Аристотеля, он «появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни в целях совершенного и самодовлеющего существования». Совершенство и самодовление – очевидным образом знаки божественности. Достижима она человеком потому, что «человек по природе своей есть существо политическое». Утверждение политической (полисной) природы человека не мешает, тем не менее, Аристотелю делать для людей исключения: «…тот, кто в силу своей природы, – продолжает он свою мысль, – а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек». Несколько ниже Аристотель назовет внеполисного человека «либо животным, либо божеством». У него крайности сходятся. Там, где мера человеческого в человеке нарушается, там равно возможны пребывание в одновременно недочеловеческом и сверхчеловеческом состоянии. Ясно, что первые из них – это рабы. А вот со вторыми все не так просто и однозначно.

Смысловая основа происходящего с людьми в греческом мире изменяется с возникновением и оформлением полиса. Теперь исходно и заведомо внеполисных людей не существует, по своей природе и своим возможностям все они полисны в том отношении, что хотя некоторые из них и способны возвыситься над полисом, но из него им еще нужно выйти, так или иначе себя ему противопоставить. Причем такой выход будет утвердительным и происходящим от смысла лишь тогда, когда вышедший из полиса вполне внятно оформлен, представляет собой некоторую состоявшуюся и признанную форму. Таковой вроде бы не может быть по определению там, где полис и гражданственность образуют собой тотальность человеческой реальности. На самом же деле именно полис признавал, пускай и не на уровне специальных деклараций, наличие в своем составе людей всецело полисными людьми, то есть гражданами не являющимися. Тогда, например, когда граждане выбирали из своей среды законодателя (номофета) или же примирителя (эсимнета), призванного стать третейским судьей в распре между полисными партиями. В обоих случаях вольно или невольно предполагалось, что одному гражданину полиса под силу то, что непосильно общению граждан. Реально ведь самим фактом своего избрания номофет и эсимнет выводились из целого полиса и хотя бы на время ставились над ним. Свои законы или примиряющие решения они полису диктовали. И речи не шло о постатейном обсуждении законов, устанавливаемых номофетом в народном собрании или другом полисном органе. Точно так же обстояло дело и с решениями эсимнета. Они принимались уже в силу того, что он наделялся чрезвычайными и в данном аспекте неограниченными полномочиями. Величайшему и самому знаменитому среди греческих номофетов Солону афинский демос был даже готов предоставить ничем не ограниченную и, следовательно, тираническую власть. Очевидно, что за такой готовностью стояло безусловное признание сверх- и надполисности своего великого законодателя. Отказ Солона античными авторами преподносится как мудрое самоограничение Солона. Однако безупречной логики, надо сказать, в нем не было, хотя бы ввиду того, что тому, кто создавал законы родному полису, пристало и применять их в повседневности. Уклонившись от предлагавшейся ему тиранической власти, Солон поступил все же не вполне последовательно. По свидетельству Геродота, он «дал афинянам по их желанию законы и затем на десять лет уехал из страны. Отплыл Солон якобы с целью повидать свет, а на самом деле для того, чтобы его не вынудили изменить законы. Ведь сами афиняне, связанные торжественными клятвами, десять лет хранить данные Солоном законы, не могли их изменить».

Случай, когда несостоявшийся тиран сам превращает себя в изгнанника, – это редчайшее исключение, а не правило. Правилом скорее была следующая логика: «Если, избрав меня номофетом или эсимнетом, вы признаете меня существом, возвышающимся над полисом, то мне остается действовать в соответствии с вашим признанием и стать тираном». Устанавливая свою власть, тиран, с одной стороны, придавал ситуации большую последовательность и законченность, с другой же стороны, тиранией порождались новые острые противоречия. Они неизбежны уже потому, что стоящий над полисом тиран не мог действовать ему во благо. Блага могли доставаться людям, образовавшим полис, но при этом они переставали быть гражданами в качестве благодетельствуемых. Казалось бы, в таком исходе нет ничего страшного. И в самом деле, что плохого в том, что невместимый в полис и стоящий над ним человек с явными чертами божественности преобразует его вместе с гражданами в некоторую внеполисную реальность. Главное, чтобы происходящее свершалось к общему благу. Никакой иной, внеполисной, реальности между тем при тираническом правлении нигде и никогда не возникало. Тиран тиранил именно полис, и никакое другое образование. Причиной тому, в частности, было то, что путь тирана оставался путем индивидуального самоутверждения и самовозрастания, который не увлекал и не мог увлечь за собой весь полис или значительную часть его граждан. Одно дело, когда номофет Солон устанавливал законы для своих афинян, и совсем другое дело – попытка номофета властвовать над ними, оставаясь вне полиса. Законы – это божественная реальность, но рассчитаны они на осуществление божественности самими законопослушными гражданами. Номофет же, который сам повседневно властвует, этим не просто исполняет законы. К тому же он лишает граждан их гражданственности, проявляющейся в самостоятельном следовании законам. Поэтому номофету последовательней было бы или отказаться от создания законов или же вслед за этим самому стать тираном, являя в себе высший закон, и лишив в результате граждан самого драгоценного их достояния – свободы. Какие бы блага им ни приносило тираническое правление, заведомо среди них не будет блага, отсутствие которого способно обесценить все прочие, лишить человека вкуса к ним. Но это в случае, если в тирана превратился номофет или эсимнет, взявший на себя за граждан решать каждодневно то, что ранее они решали самостоятельно.

Можно, однако, представить себе и тиранию другого рода. Например, произрастающую из временных чрезвычайных и неограниченных полномочий должностного лица-полководца. Предположим, что он явно самый доблестный, героический и божественный из сограждан. Но и тогда его неограниченные полномочия ставят под вопрос самое главное для полиса – свободу его граждан. Безграничная доблесть и божественность одного все равно будут препятствием для божественности остальных, добываемой через взаимную соотнесенность общения тех, кому в обращенности на себя она недоступна. В том и состоит камень преткновения для тирании, что она неполноту и ущербность полисной жизни в принципе неспособна вывести к новым горизонтам. И здесь не имеет решающего значения то, является ли тиран человеком, принимающим в расчет всеобщее благо или вполне равнодушным к нему. Ведь он не просто лишает граждан свободы, превращая их в рабов. С этим еще можно было бы примириться. Ситуация усугубляется тем, что недавние граждане-рабы соотносятся со своим новоявленным божеством-тираном таким образом, когда его божественность не есть благодать или некоторое ее подобие, освящающее людей и обоживающее человека. В своем высшем единственно достойном и как-то приемлемом варианте тиран – это герой, стремящийся по-прежнему к вершине самообожествления. Однако в лице состоявшегося в своей довершенности полиса ему противостоит другая обожествляющая себя реальность. По сути, перед нами соотнесенность индивидуальных усилий героя и коллективных устремлений людей «золотой середины». Последних нередко захватывало героическое в герое, и они делали его своим властителем-тираном. Но также непременно рано или поздно открывалось, что тирану в свое самообожествление серединных людей не забрать. Они остаются внеположенными ему, в то же время теряя добытую ранее божественность полисно-гражданственной жизни. К чему в лучшем случае может приобщить герой-тиран подвластных ему недавних граждан? К своим героическим подвигам. Тем самым для многих он открывает перспективу, реально осуществимую лишь очень немногими. Основная же масса полисных людей зависает в своей серединности. По существу, герой-тиран оставляет подвластных ему людей ни с чем. А это и значит, что они если и не превращаются прямо в рабов, то приобретают черты рабского состояния. Но раб существует вовсе не потому, что в нем есть бытие и жизнь. Их источник для него не в нем самом, а в богах или божественных существах. Они животворят раба, не давая низвергнуться ему в окончательное ничтожество. Никого в отличие от них тиран не животворит, вынуждая недавних граждан жить ресурсами прежней полисной и гражданственной жизни. Эти ресурсы хотя и не всегда позволяют сразу же или в ближайшем будущем свергнуть тиранию, все же способны создавать внутренний упор тираническим поползновениям. В результате тиран имеет дело не с рабами, а с людьми, у которых непрерывно отнимают их свободу, но она при этом в них держится, пока тирания до конца не иссякает. Все, чего тиран способен добиться от подвластных ему людей, касается таких реалий, как страх, зависть, лесть, может быть, даже и восхищение. Но и оно будет не более, чем признанием успехов тирана, его способностей добиться их. Что остается за пределами его возможностей, так это установление таких естественных для рабов отношений с господином как существом, причастным сакральной реальности. Ни поклонение, ни благоговение, ни какое-либо подобие культа не для тирана. Тому, кто не способен животворить, не приходилось ожидать и ответного дара самоотречения. Тиранию попавшие под ее власть претерпевают и пережидают, в крайнем случае, борются с ней. Никаких же внутренних связей, позитивно преобразующих полисный мир, между тираном и подвластными ему людьми не устанавливается.

тиран деспотизм государство политический

2. Понятие деспотизма. Деспотизм как форма государственного устройства

Если понятие тирании относится к античности, то научное обоснование деспотизма как формы правления можно найти в эпоху Просвещения – у Монтескье. Понятие также заимствовано у Аристотеля, но оно у него применяется к неэллинским государствам, где власть государя схожа с властью хозяина над рабами. В понимании Аристотеля деспотиями являются государства Древнего Востока (Индия, Ассирия, Вавилон, Древний Египет, Персия).

Законы для деспотического правления очень просты, по мнению Монтескье, «человек, которому все его пять чувств постоянно говорят, что он – всё, а прочие люди – ничто, естественным образом поручает все государственные дела своим помощникам». Чтобы между ними не возникли разногласия и государю не пришлось бы снова вмешиваться в правление, лучше поручить все дела одному человеку (Монтескье называет его восточным понятием «визирь»). «После этого государю придется только удивляться, до чего же это простое дело – управление государством. Назначение визиря, следовательно, составляет основной закон деспотии».

Честь не может быть принципом деспотического государства: там все люди равны и потому не могут возвышаться друг над другом; там все люди рабы, а рабы не могут превозноситься ни над чем. Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх. В добродетели оно не нуждается, а честь была бы для него опасна. Суть деспотизма Монтескье выражает в одном предложении: когда дикари Луизианы хотят достать плод с дерева, они срубают дерево под корень и срывают плод. Вряд ли можно найти лучший образ, чтобы показать примитивность, ущербность и расточительность этого типа власти. Деспотизм, главный принцип которого страх, можно охарактеризовать следующими чертами: минимум законов; простота политического управления и его единообразие; уподобление политической и гражданской власти домашней. При деспотизме сила государства измеряется не искусством политического управления, а войском, возникает необходимость согласовывать безопасность государства (для чего необходимо сильное войско) и безопасность государя (с возможной угрозой для него со стороны того же самого войска). Большую роль играет религия, обеспечивающая дополнительные источники преданности государю со стороны подданных, а также их единство. При деспотизме отсутствуют гражданские законы о земельной собственности, у государя появляется возможность объявить себя собственником всей земли. Что касается личности, то она не имеет ценности, ее собственность не обеспечена, а это, в свою очередь, приводит к застою в промышленности и торговле и как следствие распространению бедности и нищеты. У личности нет права на защиту, человека можно лишить всех прав без суда и следствия. Естественным при деспотическом правлении является расхищение государственной казны. Несправедливое государство должно иметь в своем распоряжении массу чиновников-казнокрадов, по отношению к которым необходимы конфискации, недопустимые в умеренных правлениях, где они являются посягательством на собственность. Свой непревзойденный анализ деспотизма Монтескье подытоживает известной формулой: «Все люди равны в республиканских государствах, они равны ив деспотических государствах: в первом случае потому, что они – всё, во втором потому, что все они – ничто». Деспотизм, таким образом, это всеобщее бесправие перед единоличной верховной властью.

Общая закономерность, открытая Монтескье: разложение каждого правления почти всегда начинается с разложения его принципов.

Разложение демократии начинается тогда, когда утрачивается дух равенства или, напротив, когда он доводится до крайности и пропадает всякое представление о необходимости подчинения. Свои выводы Монтескье сделал, еще раз проанализировав опыт древнегреческих республик, о которых еще со времен Платона и Аристотеля было известно, что они переживали периоды как умеренной, так и крайней демократии.

Аристократии разлагаются, когда власть знати становится произвольной. В этом случае ее можно уподобить деспотии со многими деспотами. Испорченность достигает высшей степени, когда власть знати становится наследственной, утрачивающей всякую умеренность. В государстве складываются как бы два класса, и для каждого – свой строй.

Монархии разлагаются при отмене сословных прерогатив и привилегий городов, при отношении государя к сановникам, занимающим высшие должности, как к рабам, лишенным чести. И напротив, она разлагается тогда, когда бесчестный человек украшается почестями.

Что касается деспотии, то она разлагается не вдруг и не вследствие каких-нибудь особенных обстоятельств, а постоянно вследствие присущего ей внутреннего порока.

Каждый раз, когда две власти соединяются в одних руках, свободе грозит опасность. Если совмещать законодательную и исполнительную власти, то свободы не будет, а облеченное ими лицо получит возможность издавать тиранические законы, а потом самому тиранически исполнять их. Не будет свободы и в том случае, если судебную власть не отделить от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судьи будут законодателями. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судьи получат возможность стать угнетателями. В результате и в государстве не будет свободы, и у гражданина не будет «душевного спокойствия, основанного на убеждении в своей безопасности», которое дает политическая свобода.

При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью, причем, как правило, они не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Жесткое подавление применяется весьма широко. Психологические основы деспотии также своеобразны: страх пронизывает все поры в государстве. Деспотия держится на страхе. Характеризуя деспотию, Монтескье пишет о том, что все должны чувствовать ежеминутно вечно поднятую длань государя. «Если государь хотя бы на мгновение опусти угрожающую руку, если он не может без промедления уничтожить лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как страх – единственное начало этого образа правления – исчез, и у народа нет более защитника».

Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима и т. д. Формально одним из признаков деспотизма Монтескье называл «огромность завоеваний», но это не обязательно так: в существовавшей в XVI-XVIII вв. Речи Посполитой, довольно значительном по территории государству, формой устройства была не самодержавная монархия, а дворянская анархия.

Заключение

В качестве выводов сопоставим тиранию и деспотизм.

Деспотический режим (despotia – в переводе с греч. неограниченная власть). Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Для многих государств азиатского способа производства с их общественной, государственной собственностью, принуждением к труду, жесткой регламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными, имперскими тенденциями деспотический режим становился типичной формой осуществления власти. В деспотическом государстве доминируют карательная, жесткая налоговая политика по отношению к народу.

Тиранический режим – также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие тирании имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов, с помощью которых тиран осуществляет захватническую или государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жесткой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранические режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.

Тирания как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластие обрушиваются прежде всего на высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится их создать.

Список использованной литературы

1.Аристотель Политика. – М, 2003. – 634 с.

.Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции XVIII в. М.: 2003 – 400 с.

.Гаджиев К. С. Введение в политологию. М.: Логос, 2007 – 326 с.

.Монтескье Ш. О духе законов (переизд.). М.: 2003 – 400 с.

.Политология. /под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 2008 – 288 с.

.Пугачёв В.П., Соловьёв А. И. Введение в политологию. М.: Аспект-Пресс, 2007 – 400 с.

Иерархия древневосточного общества

Говоря об обществе Древнего Востока, мы не можем обойти вниманием такое социальное явление, как рабов. Чаще всего это было так называемое домашнее рабство, когда невольник был собственностью огромной семьи. Кроме того, рабы трудились в храмовых комплексах, на строительстве, на полях. Кто же становился рабом?

В принципе, рабом мог стать любой человек. Чаще всего эту социальную прослойку пополняли военнопленные. Но бывало и так, что рабом мог стать свободный человек. Это долговое рабство. Чем больше и сильнее становилась община, тем большие масштабы приобретало долговое рабство. Если говорить о рабстве в целом, то в Египте и в Китае на рубеже 2-3 веков даже создавались рынки, на которых продавали только невольников на любой вкус. Раба мог позволить себе купить даже пастух, садовник или ремесленник средней руки. Это тоже входит в особенности деспотии. Все это указывает на огромные масштабы работорговли.

6. Деспотический политический режим

Деспотический режим (греч. despoteia – неограниченная власть) характерен для абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Но по­скольку фактически деспот один управлять не может, он вынуж­ден перепоручать некоторые управленческие дела другому ли­цу, пользующемуся у него особым доверием (в России это были Малюта Скуратов, Меншиков, Аракчеев). На Востоке это лицо называли визирем. За собой деспот непременно оставлял кара­тельную и налоговую функции.

Воля деспота произвольна и иной раз проявляется не только как самовластие, но и как самодурство. Главное в деспотиче­ском государстве – повиновение, исполнение воли правителя. Но есть сила, способная противостоять воле деспота, это – ре­лигия, она является обязательной и для государя.

Для деспотии характерно жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают сво­ей суровостью, причем они, как правило, не соответствуют со­деянному, а определяются произвольно. Главной санкцией, применяемой наиболее часто, является смертная казнь. При этом власть стремится к ее наглядности, с тем чтобы посеять в пароде страх и обеспечить его повиновение.

Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием подданных, отсутствием даже элементарных прав и свобод. Речь может идти лишь об удовлетворении физиологических потребностей, да и то не в полной мере.

Библиография[править | править код]

Восточная деспотия

ДЕСПОТИЯ

Деспотизм

Появление и особенности древней восточной цивилизации

Восточная деспотия как типичная форма правления древневосточных государств

Государства-деспотии

Государственный строй древневосточных государств Восточная деспотия

Ирригационная теория

Азиатский способ производства

Ранние государства древних майя — Дмитрий Беляев

Я – полубог

Считается, что деспотизм заключается в проявлении неблагоприятных особенностей эго. В итоге это может привести к потере рационального контроля над своим поведением, и все действия станут подчиняться исключительно аффективной сфере.

Деспотичное поведение не может остановиться само по себе. Чем меньше деспоту будет оказано сопротивления, тем больше он будет считать себя полубогом и станет требовать невозможного, как само собой разумеющегося.

Не бывает людей, которые хотя бы раз не превращались в деспотов, чтобы добиться у окружения желаемого, но если это становится устойчивой линией поведения, то человеку определенно необходима консультация специалиста. Ведь главными признаками психических отклонений считается неконтролируемое насилие, неадекватные требования и оценка действительности.

Причины деспотизма

Почему человек становится деспотом, который не умеет строить нормальные и комфортные взаимоотношения с окружающими? Причинами являются:

  1. Деспотичное поведение родителей человека, который постоянно воспитывался в рамках «слушайся», «твое мнение самое последнее», «подчиняйся». Человек просто усваивает подобные модели поведения, которые потом сам и демонстрирует.
  2. Желание отомстить окружающим за свои обиды. Если человек чем-то обижен на окружающих, тогда он может желать им только вреда.
  3. Завышенная самооценка, которая формируется тоже родителями. Человек с самого детства усваивает мысль о своей уникальности, возвышенности, величии по сравнению с другими людьми. Если человек считает себя повелителем, тогда он будет вести себя соответствующим образом.

Причины деспотизма

Деспотические наклонности возникают на фоне эгоизма и эгоцентризма. Эти черты похожи между собой, но имеют одно отличие. Эгоцентрик не видит чувств и потребностей других людей, не замечает их страданий. Эгоист видит потребности других людей, но он готов пренебречь ими ради своих целей. Многие эгоисты готовы идти по головам людей ради собственного благополучия.

Однако деспотизм имеет еще более глубокие корни:

  • детские психотравмы;
  • комплексы;
  • воспитание в условиях авторитаризма или вседозволенности;
  • комплекс неполноценности;
  • низкая самооценка;
  • страхи;
  • неуверенность в себе;
  • обиды;
  • мания величия;
  • неудовлетворенные потребности;
  • недостаток самоуважения;
  • неудовлетворенная потребность в самореализации.

Некоторые психологи причиной называют психологическую травму, связанную с женщинами. Травмирующими могут быть отношения с матерью, любимой девушкой или любой другой женщиной.

Склонность к деспотизму может передаваться по наследству. Но виной тому не генетические аномалии, а условия воспитания. Если, будучи в утробе матери, или с самого рождения ребенок подвергался тирании, его волю и самостоятельность подавляли, а потребности не удовлетворяли, то он вырастет жертвой или тираном. А если же ребенка с детства боготворили, воспитывали как кумира семьи, то он непременно вырастет эгоцентриком и тираном.

Причины деспотичного поведения

Какой это – деспотичный человек? У психологов не вызывает сомнения то, что тиранами люди не рождаются, как и не становятся ими внезапно в позднем возрасте. Задатки деспотичного поведения формируются у человека в детстве ввиду развития одного из приведенных факторов:

воспитание в семье, где мнение ребенка не играло роли;родительское внушение ребенку, что он исключительный и его положение значительно выше, чем у прочих;наличие в семье нескольких детей, вынужденных бороться за внимание взрослых (возможно, за лучшую одежду, игрушки и др.) ;частые унижения ребенка родными или сверстниками ввиду его физических или моральных особенностей.

Насильственные действия отца против матери в присутствии детей или родителей в отношении одного ребенка в присутствии другого иногда порождает подсознательное желание у свидетеля экзекуции примкнуть к сильной стороне, чтобы тоже «не попасться под руку». Со временем это повторяющееся ощущение ложной защищенности также может стать причиной сознательного перенимания ребенком роли обидчика.

Нетипичные формы деспотии в семейной жизни

Даже в семье с четким разделением на сильную мужскую половину и слабую женскую в роли агрессора и деспота может выступать супруга. За неимением возможности использовать против мужчины физическую силу женщины часто пускают в ход свое главное оружие – словесное унижение партнера. Если муж не поддается на провокации или отвечает тем же, на смену оскорблениям приходят шантаж или прямые угрозы.

Начиная с трехлетнего возраста возрастает потребность проявить свои лидерские качества и у детей. Самые острые периоды потребности в самоутверждении и общем признании его значимости приходятся у ребенка на 3-5 и 13-15 лет, что находит отражение и в его поведении, и в повышении требований к поступкам окружающих.

Деспотичный человек: значение, определение, признаки

Как общаться с деспотом

Деспотизм опасен. Стоит рассмотреть ситуацию тирании в семье:

  1. Дети не могут удовлетворять естественную потребность в активности.
  2. Жена боится заступиться за них.
  3. Супруга и дети постоянно подвергаются необоснованным нападкам.
  4. Со временем все члены семьи оказываются уничтоженными как личности.

Общаться с таким человеком нужно осторожно. Как бы прискорбно это ни звучало, необходимо молчать и уходить. Если были акты насилия, жестокости, — сообщать в полицию. Деспот не понимает логики. Ответ у него на все будет грубым и коротким.

Однако и жить по принципу «это мы виноваты, а папа всегда прав» тоже неверно. Необходимо признать проблему, назвать вещи своими именами, объединиться с детьми и другими членами семьи. А дальше или уходить, или терпеть, но не потакать.

Чтобы не усугубить ситуацию, если человек деспотичен, рекомендуется:

  • избегать критики, особенно публичной;
  • сдерживать эмоции;
  • не обвинять тирана и не указывать на его недостатки, ошибки;
  • избегать обобщений типа «ты нам всю жизнь испортил»;
  • не выдвигать ответные требования, упреки, угрозы.

Бессмысленно взывать к совести или осуждать, кричать, доказывать его неправоту. Не рекомендуется реагировать ответной агрессией. Все это только раззадорит тирана. Но и ждать, что он изменится или начнет иначе реагировать, не стоит. Пока тиран сам не захочет меняться, его никто не изменит. Только он сам и помощь психотерапевта.

Деспот

Агрессор и его жертва

В детстве все события и людские поступки воспринимаются человеком с точки зрения полярных значений «плохо» или «хорошо». Столкнувшись с психотравмирующей ситуацией, ребенок всегда отождествляет свою личность с одной из сторон, принимая на себя роль «жертвы» или «мучителя», и в будущем уже придерживается этого состояния, распознаваемого психикой как «комфортное».

Вырастая, «жертва» будет стремиться соединиться со своей недостающей частью личности – более уверенной, властной, умеющей дать отпор. Таким образом, видя перед собой пример того, кем ей самой хотелось бы быть, она будет переживать в себе иллюзию «перерабатывания» неприятного, пережитого в детстве события, но фактически не отклоняться от своей роли.

В свою очередь и «мучитель» не сможет жить без проекции своих превалирующих возможностей. Ему необходимо получать постоянные подтверждения своей силы, безнаказанности, умения контролировать и подавлять. При этом «жертве» отведена роль отнюдь не второго плана, ведь в ее способности страдать, выказывать великодушие, прощать агрессор находит недостающие элементы своей собственной, ущербной личности.

Деспотичный человек: значение, определение, признаки

Черты деспотизма

В социуме с нарушенным восприятием насилия и границ личности деспотизм может восприниматься как проявление характера, и за это человека даже будут уважать. Первым и самым характерным признаком деспотизма является применение насилия как нормы поведения и единственного возможного способа регулировки отношений. Деспоты не умеют спрашивать, договариваться или находить компромиссы. При несоответствии поведения партнера желаниям деспота может быть применено разного рода насилие. Хотя вначале деспот, демонстрируя свое недовольство, может дать другому возможность исправить свою оплошность, но если этого не происходит немедленно, его тут же ждет наказание. Стоит также отметить, что зачастую деспоты выдвигают весьма странные требования, при которых недовольство может быть вызвано тем, что окружающие считают нормой.

Древневосточная деспотия

Самая яркая форма деспотии – это правление фараонов в Древнем Египте. Если остальные деспоты строили в свою честь сравнительно незначительные сооружения, то фараоны заставляли воздвигать массивные храмы и строить им усыпальницы в виде пирамид.

По своей форме деспотия представляется теократической монархией, где слово единоличного правителя – это буквально сорванная фраза с губ Бога. Само собой, для управления государством требовался мощный и разветвленный административный аппарат.

Социальные прослойки ощущались очень сильно, и корреляция между бедными и богатыми явно прослеживалась. Например, в Индии общество делилось на касты. Представительница низшей не могла выйти замуж за человека, который относится к высшему рангу. Чтобы сдерживать людей, использовалась армия, она подавляла восстания и устанавливала порядки в неспокойных провинциях.

Итог

Деспотизм – частое явление в узком кругу людей, где человек, ведомый страхами и комплексами, пытается взять власть и сделать окружающих зависимыми от себя. При этом в кругу чужих людей деспот нередко становится самым тихим, слабым и беспомощным.

Газлайтинг

Часто можно наблюдать такой тип поведения, как газлайтинг. Это когда деспот убеждает свою жертву, что ей все померещилось, а любая грубость – не что иное, как нестабильное психическое состояние самого потерпевшего. Деспот никогда не признает своей вины, даже наоборот, его жертва будет обвиняться в манипулятивных истериках, хотя на деле это будут слезы, вызванные болью и унижением.

Для деспота унижать и оскорблять других – это норма. И если кто-то попытается прояснить отношения, его могут обвинить в отсутствии чувства юмора, а чтобы у жертвы развеялись все сомнения, постепенно ее круг общения сужается. Деспоты всегда пытаются полностью уничтожить самооценку другого человека, так они получают больше рычагов для манипуляции.

Можно ли избавиться от деспотичности

Сама по себе склонность к тирании не исчезнет. И чем меньше деспот получает отпора со стороны, тем сильнее будет укореняться его вера в собственное превосходство и непогрешимость.

Исправить деспотический характер можно при помощи психотерапии и медицинского лечения. План коррекции зависит от выраженности патологии. В ходе психотерапии необходимо определить корень проблемы, проработать психотравму, выработать корректные способы самоутверждения.

Деспоты строят отношения с людьми, которым свойственно мышление жертвы. Их отношения носят зависимый характер. В психологии это называется треугольником Карпмана. Таким образом, сеансы психотерапии показаны всем участникам отношений. Без изменения мышления жертва найдет нового тирана или вернет отношения в прежнее русло.

Источник

Муж-тиран

Деспотичный человек, что означает – властный, самовлюбленный, — это большое горе для семьи, особенно если супругой выбирается тактика «лучше худой мир, чем добрая ссора». Конечно, встречная агрессия тоже не выход – тогда семейная жизнь превращается в открытую борьбу на звание «кто сильнее», но и согласие с зависимым положением не станет для женщины облегчением.

Мужская тирания в семье сначала проявляет себя в мелочах на фоне благожелательной и в целом благополучной обстановки. Супруг снимает с жены большую часть ответственности, показывает себя как друг и советчик, и только потом обнаруживается, что делалось это с единственной целью – лишить женщину ее независимости и свободы волеизъявления.

Но и достигнув своей цели, деспотичный человек по определению не может остановиться. Он будет находить все новые причины быть недовольным, и женщине придется либо смириться с вечной участью «повинной головы», либо полностью устранить тирана из своей жизни. К сожалению, исправить мужа-деспота или как-то поколебать его в уверенность в собственной правоте не представляется возможным.

Деспотичный человек: значение, определение, признаки

Как создавался деспотизм?

Нормальных логистических систем по поставке воды и других продуктов пропитания в древнем мире не существовало. А вся жизнь общества заключалась в самовоспроизведении и земледелии, богатые жители могли посвятить себя развивающейся науке.

Общины, как правило, находились ближе к источникам воды. Они контактировали с другими формированиями, однако это происходило не всегда гладко. Чтобы упростить отношения между общинами и вводился один человек, слово которого была законом для всех.

Как действует деспот?

Деспоты обычно действуют очень тонко. Механизм влияния на человека примерно такой: на первых порах деспот будет безобидным шушпанчиком, готовым на все. Он будет дарить море внимания и комплиментов. Со временем человек привыкает к восхищению в свой адрес, и тут деспот начинает действовать, а именно — критиковать. После первой критики человек делает все возможное, чтобы исправиться. Но потом критики становиться намного больше, пропорционально ей возрастает желание жертвы исправить ситуацию. В итоге обнаруживается идея, при помощи которой можно легко управлять сознанием другого человека. Также, еще важно отметить, что все достижения деспот присвоит себе, а неудачи взвалит на партнера, и бесполезно взывать к адекватному восприятию реальности.

Кто такой мужчина тиран

Надо сказать, что для нашего общества тирания и агрессия в семье – это очень сложная и тяжелая проблема.

Очень многие семьи страдают от враждебности мужей, от их постоянных придирок, невежества, гнева, озлобленности, физического и морального насилия.

Проблема усложняется существованием мифа о том, что эта проблема может исчезнуть сама собой. Но это совсем не так.

Об этом читайте в статье:

«Мифология супружеской жизни или что нам врут о семье»

Если коротко, то

Домашний тиран – это человек, стремящийся к постоянному контролю и власти над близкими и проявляющий в их отношении чрезвычайную, чаще всего немотивированную агрессию

Как правило, тиранический тип характера мужчины формируются уже в детстве.

Когда родители своим отношением развивают у ребенка невроз или как минимум устойчивые невротические черты личности.

Казалось бы, взял и ушел от такого человека!

Но, обратной стороной тирании практически всегда выступает подчинение и мощная зависимость жены и детей от своего властителя мужа-отца. Эта зависимость вяжет по рукам и ногам, и освободиться от нее не так-то просто.

Жертва тирана практически всегда зависит от него и физически, и эмоционально, и материально и финансово. Самое главное, муж тиран не оставляет вам возможности для выбора, либо полностью контролирует его.

Отношения с таким человеком наполнены ожиданием постоянной встряски: если что-то не получается и идет не так как надо, то вы мгновенно получаете взрыв гнева и агрессии.

У близких человека-тирана очень сильно занижена самооценка (это, кстати, одна из базовых причин того, что от тирана трудно уйти и противостоять ему).

Близка к теме статья:

Женщина жертва деспотичного мужчины

Бывают …

Два типа домашних тиранов

1-й тип – это классический агрессор, нацеленный на подавление окружающих с помощью скандалов и криков. Он может использовать как эмоциональное, так и физическое насилие, умело их чередуя и совмещая.

2 – й тип – это респектабельный агрессор. Этот тип агрессоров слывет заботливым и примерным семьянином. В его семье практически никогда не услышишь криков и тем более не увидишь рукоприкладства.

Просто вместо семейных ссор и скандалов отношения в таких семьях пронизаны колкими шуточками, сарказмом, насмешками, брошенными вскользь критическими замечаниями.

Критика такого тирана почти незаметна, а его враждебность и недовольство выражаются жестами, интонацией и взглядом.

В таких семьях доминирует эмоциональное насилие, основанное на унижениях и контроле

Объединяет эти типы то, что в качестве ключевых инструментов воздействия на окружающих они используют вину и страх.

При этом муж тиран старается измотать и ослабить женщину эмоционально, он все обставляет так, что бы она всегда оставалась ему должной и виноватой перед ним.

Как деспот втирается в доверие

Тиран завоевывает своих жертв и делает их зависимыми в 3 этапа.

На первом этапе он окружает свою будущую жену заботой и любовью. Именно поэтому многие женщины в начале отношений с таким человеком не могут разглядеть его деспотическую сущность.

Как правило, тиран берет на себя все заботы по материальному и финансовому обеспечению семьи. Жене остается лишь вести домашнее хозяйство, почитая своего суженного за великолепного добытчика и хозяйственного человека.

Таким образом, муж, пока еще не проявивший свою деспотическую сущность, ставит жену в полную финансовую и материальную зависимость.

На втором этапе деспот начинает потихоньку изолировать жену от ее привычного окружения, всеми силами старается оградить ее от родных, друзей и знакомых, часто манипулируя ими и провоцируя скандалы и ссоры.

Кроме того, он начинает всеми способами занижать самооценку жены, обесценивая ее в ее собственных глазах.

То суп недосоленный, то котлеты недожаренные, то в постели от нее мало толку, то она плохо выглядит, то располнела, то слишком похудела, и выйти в свет с ней очень стыдно.

Здесь пока нет агрессии, пока это только лишь легкое недовольство и критика.

Причем все это происходит постепенно.

Так, что женщина даже не замечает, как прочно усвоила установку: «Я никому не нужна, идти мне некуда, придется всегда быть рядом с этим человеком».

Кроме заниженной самооценки на этом этапе у жертвы формируется мощное чувство вины, причем даже за то, к чему она не имеет никакого отношения.

На третьем этапе, для того, чтобы окончательно подавить уже оказавшуюся в зависимости жену, тиран начинает проявлять в ее отношении физическую и моральную агрессию. Здесь главным инструментом воздействия становится страх.

На этом этапе жизнь жены и детей домашнего тирана превращается в постоянные попытки угадать его настроение и подстроиться под него. Они хронически тревожатся и боятся того, что вот-вот что-то пойдет не так, и они получать очередную вспышку агрессии и насилия.

Есть еще один вариант втирания деспота в доверие, но о нем я расскажу в следующей статье. А сейчас…

Психология тирана

Согласно большинству подходов к исследованию психологии власти и подчинения, мужчина тиран (да и женщина тоже) формируются в детстве.

Как правило, тиранами были его родители или один из них. Агрессия в семье, домашнее насилие и унижения сформировали у него низкую самооценку и для того, чтобы ее компенсировать, будучи взрослым, он тиранит других.

Психология тирана – это результат очень сильного невроза и психологического нездоровья.

Тираном руководит мощный комплекс власти, призванный компенсировать его внутреннюю слабость и неуверенность в себе.

Будучи слабым внутри, он утверждается за счет других путем применения насилия, контроля и враждебности. Окружающие для него – это объекты для самоутверждения, подавляя других, он защищает себя.

Есть другой вариант формирования психологии тирана.

В его детстве все было по-другому: вполне благополучная семья, добрые и спокойные отношения. Но родители всячески угождали своему ребенку, внушали ему, что он самый лучший. Так сформировался самовлюбленный человек с раздутым Эго.

Теперь мир вертится вокруг него, все ему должны и обязаны делать то, что он скажет. И все, что не вписывается в его эгоцентричную картину мира, вызывает у него агрессию и гнев.

Очень часто оказывается, что тиран — это инфантильный мужчина, стремящийся проецировать ответственность за свою жизнь и вину за свои проблемы и жизненные трудности на окружающих людей.

Важно знать, что у любого тирана внутри клокочет конфликт между желаемым и действительным.

Он никогда не бывает удовлетворенным своей жизнью, он вечно недоволен, а его радость кратковременна и в основном связана с реализацией комплекса власти.

Естественно, что у такого человека очень чувствительное самолюбие. Поэтому любая критика выводит его из себя.

Как правило, тиран воспитывался в проблемной семье с применением негативного стиля воспитания.

Подробнее с психологией тирана можно познакомиться, прочитав работы Эриха Фромма и Карен Хорни.

Очевидно, что отношения с домашним тираном очень опасны, это очень серьезный риск. Поэтому ни в коем случае нельзя смиряться с физическим и психологическим насилием.

Так что в одной из следующих статей поговорим о способах решения этой проблемы.

Теперь вернусь к закону Парето, с которого начал эту статью.

Я обращаюсь к тиранам и деспотам мира сего: Помните, что 80% вашей жизни уходит на бессознательную реализацию инстинкта власти, на отыгрывание на окружающих ваших комплексов и психологических проблем.

Как думаете, вы когда-нибудь обретете счастье, или хотя бы простое удовлетворение от жизни? А ваши близкие?

Не питайтесь иллюзиями!

Этого не произойдет, если вы не решитесь на изменения, не достигните необходимого уровня самопонимания, не начнете работать над собой и не научитесь жить в согласии с собой и окружающими.

И только тогда вам удастся сделать семью счастливее и самому стать счастливым человеком.

На этом все.

Берегите себя!

До встречи в следующей публикации!

Золотая клетка для деспота

Деспотия это не неприкосновенность. Монарх жил как в золотой клетке, так как был связан множеством ограничений. Например, его жизнь была четко регламентирована дворцовым этикетом, условностями и предрассудками. Часто это все делалось для того, чтобы обезопасить священного монарха. Однако иногда правитель мог быть даже убит просто потому, что, по мнению астролога, срок его жизни на земле истек. Не стоит объяснять, почему при дворах всегда был маг-предсказатель. Любой правитель был заинтересован в том, чтобы астролог максимально продлевал срок его жизни. В результате этого именно астрологи играли роль “серых кардиналов”, поскольку от них зависела, как ни парадоксально, жизнь полубожественного правителя.

Как помочь деспоту и нужно ли это делать?

Деспотичный человек не потому относится с пренебрежением к желаниям других людей, что они ему кажутся незначительными, а потому, что он боится растерять свою собственную значимость в глазах других людей. На приеме у психолога, где вопрос деспотизма одного из супругов поднимается во имя спасения брака, специалист всегда сначала выясняет области нереализации собственных возможностей агрессора и работает затем в этих направлениях.

В чем состоит психологическая терапия с человеком, чьи тиранические наклонности поставили семейную жизнь под угрозу:

устранения комплекса неполноценности;концентрация на развитии истинных достоинств с постепенным избавлением от ложных;нахождение опорных точек для самоутверждения за счет имеющихся способностей и талантов;формирование уважительного отношения к окружающим.

Ключевым моментом терапии является момент, когда деспотичная личность обретает способность признавать свою неправоту. На самом деле, этот факт считается одним из самых важных, поскольку тиран всегда считает себя правым, а свое мнение – беспрекословно-истинным. Когда человек признает, что в некоторых ситуациях мнение окружающих может казаться более ценным, чем его собственное, с ним можно вести диалог и находить компромиссы.

К сожалению, далеко не во всех случаях обращения к специалисту возможно превращение домашнего деспота в человека со здоровым отношением к межличностным коммуникациям. Если чуда не произошло, единственным выходом для подавляемого супруга из психотравмирующих отношений будет расставание с агрессором.

Автор: Ульяна Орехова

Источник: fb.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...