Деонтология как учение о моральном долге

Содержание

Читайте также

Глава 1 Этика и деонтология сестринского процесса

Глава 1Этика и деонтология сестринского процессаДеятельность медицинской сестры направлена на облегчение состояния пациента, восстановление его здоровья. При этом каждый больной рассматривается не просто как определенный вариант проявления болезни, но и как

Глава 3 ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ПО РАБОТЕ С МЫШЦАМИ И УПРАЖНЕНИЙ

Глава 3ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ПО РАБОТЕ С МЫШЦАМИ И УПРАЖНЕНИЙВ зависимости от состояния здоровья, желания и склонности заниматься физическими упражнениями можно в любом состоянии и положении. Это могут быть постельные гимнастики, утренние гимнастики, специальные

Глава 4 ЭТИКА БОЛЬНЫХ И ВРАЧЕБНАЯ ЭТИКА

Глава 4ЭТИКА БОЛЬНЫХ И ВРАЧЕБНАЯ ЭТИКАИскусство врачевания требует жертв, но почему только от больных?Большинство из нас, так или иначе, что-то слышало о врачебной этике. Но что она собой представляет в деталях, знают далеко не все больные, да и не стремятся к этому. Ведь

«Сгореть» на работе. Как это?

«Сгореть» на работе. Как это?Вы – амбициозный, целеустремленный, трудолюбивый человек. Вы понимаете, что ничто в этой жизни не дается даром, все успехи зависят только от ваших собственных усилий. Ваш бизнес требует постоянного внимания, и управлять им совсем непросто.

Глава 30. Общие сведения о тренировочной работе.

Глава 30. Общие сведения о тренировочной работе. 32. Почему нельзя одновременно заниматься двумя видами гимнастики? Ответ. Во-первых, занимаясь цигуном, нужно выработать стереотип, включающий определенное время, содержание, место занятий; формирование и развитие этого

Глава 4. Общие сведения о тренировочной работе

Глава 4. Общие сведения о тренировочной работе32. Почему нельзя одновременно заниматься двумя видами гимнастики?Ответ. Во-первых, занимаясь цигуном, нужно выработать стереотип. Он включает определенное время, содержание и место занятий… Формирование и развитие этого

Глава 5 Укрепляем здоровье на работе

Глава 5Укрепляем здоровье на работеОрганизация работы в офисеВ наше время каждому хочется работать в офисе, а не ходить за плугом. Умственный труд кажется легче и привлекательнее, хорошо оплачивается и не вреден сам по себе, в отличие от многих производств. Но рабочее

Глава 2 Нарушения в работе основных систем организма

Глава 2 Нарушения в работе основных систем организмаБорис Васильевич разработал методики, как на начальном этапе распознать нарушения в работе внутренних органов и целых систем организма, а также как воздействовать на них, чтобы восстановить нормальную работу.

Глава 18 О мышечной работе и кислороде в крови

Глава 18 О мышечной работе и кислороде в кровиГоворя о тесной взаимосвязи нарушения гидрокинетической функции мышц с большинством известных заболеваний, расскажем и о кислородной емкости крови при различных видах физической деятельности:1) в режиме комфортных

Еда на работе

Еда на работеНа работе, как правило, контролировать свое питание сложнее всего. Иногда вообще не удается поесть. Главное в этом случае — контроль и большое желание питаться правильно.Если у Вас есть столовая, то попробуйте питаться там. Берите кипяток с лимоном, 2 вида

Этика йоги

Этика йогиВ обществе острый спрос на йогу. Потребность в новизне, в ослепительном чистом образе, в новой утопии. В 1917 г. огромный корабль России под названием «Империя» спустил паруса и, отказавшись от царя и Бога, налетел на скалу. Полегли мачты, отлетел капитанский

Глава 5 ЭТИКА ЙОГИ

Глава 5ЭТИКА ЙОГИЛюбит жизнь убивать да насиловать, но во всём заставляет винитьТех, кто волен казнить или миловать — неизбежную казнь отменить.Жаль разбойника бедного, кто ж его пожалеет, поймёт и простит?Убоявшийся имени Божьего как сухая трава шелестит.Светлана

Этика йоги II

Этика йоги II10 января 2002Обратимся к проблеме йогической духовности в контексте некоторых аспектов тибетского буддизма (см. «Тибет: сияние пустоты», Е.Н. Молодцова, Москва, «Алетейя», 2001).Известно, что главная заповедь первоначального учения Будды — сострадание ко всем

4.5. Коллеги по работе

4.5. Коллеги по работе— Мне обязательно надо поступить в колледж.— Ты никому ничем не обязан. Это же не Россия. Это ведь не Россия? Нет, это не Россия.«Гольф-клуб» (фильм)Регулярно проводя различные тренинги и мероприятия в городах бывшего Союза, наблюдаю одну и ту же

Все начинается с улыбки

Для установления контакта на первичном приеме необходимо создать у пациента ощущение комфорта и безопасности. Ваш внешний вид, тембр голоса и мимика играют здесь решающую роль. Как только пациент перешагнул порог вашего кабинета, скажите: «Добрый день!» и обязательно улыбнитесь. Если у человека нет острой боли и отсутствует нужда в сиюминутном вмешательстве, то постарайтесь провести первичный прием в перчатках, без использования инструмента, т.е. в форме консультации. Пока пациент располагается в кресле, вымойте руки и наденьте новые резиновые перчатки – так вы снизите возможную тревогу пациента по поводу чистоты и стерильности вашей работы.

Этимология

Термин происходит от греческого δέον, деон, «обязанность, долг» и λογία, логос, «слово». Впервые понятие «деонтологический» в его нынешнем понимании было употреблено Чарли Данбаром Броудом в его книге «Пять типов этической теории», опубликованной в 1930 году.[5]

Слово «деонтология» используется и в других языках, преимущественно восходящих к латинскому (французский, каталонский, итальянский, испанский), применительно к понятиям профессиональной этики и профессиональных стандартов, а также непосредственно в отношении понятия деонтологической этики.

1. (. . )

, , , .

, . , .

. . , . . . 100 , , , , , , .

, . , , , – – .

– , , – : , , , , .

– – . ( ) – .

XXVII . : , . . , . : ” , . ; , , , ; , – “*.

* ()

, , .

, – , .

, – , .

, . – , .

– , . , . . . , – , , – .

, , – , . . . , , – , .

, – . . . , , . , – . . , – , .

, – . . . , .

, , . , . – , , 7 1977 . 42, , 20 , , , , , , – .

, , . , , .

1978 . – — , 140 , , .

, .

. . : ” , , , … – .. “.

– . , , . , ” ” , , . , .

” “, , . , , ( 3) . IV , – .

, , , , .

– , , , , , . – , , , .

– , , XXVII .

. . VII (1920) , . . , , , 1990 ., .

: ( ) , , , – , , , . , , ( ), . . .

, – . – ” , “.

. – , , , , , , .

, , , .

. , , . , , , . , , . , , , , , , .

. , ” – ” – , . , , ( ) , . .

. , , , : ” . . , , , , ? , . , – . , , ?”*.

* ()

. XIX , , XX , , , , , . , , , , .

. , . , , .

, , . , .

, 10-15 , , .

, , , – . , , . , . , , . 50% . “” (, 1981) , , .

, , . , , , – .

, , “” , , .

– , . – , , , , , , , . .

. . , , . : ” ,- , , – , ; , , “.

, . , , , , .

, .

. , . . , , , , , , , . , – . , , , , , .

, ( ) , , , , , , . , . (. 460 – . 370 . . .) “” – .

, , . ” “*.

* ()

. . , , , , , , . . . : ” , . , – ; ; , , , , , , “.

” “, , , , – , , , . , ” , “.

, ” ” . , , . . , , . .

. , , , , .

, , , ” “. , . , I (, 1969) : ” “.

– . . . , – , , , – .

, , , . , , . , , -: , .

. “”, , . , , , – . ” ” . , ” ” .

, , .

“” . , , . , , , .

, , – , , , , , .

( ). , , , , , , . . . , . , , , .

– , , . .

, , . , , ” ” , , .

– . . : ” , , , – . , – . , , , , , “. , . . .

, , . . – , , , .

, . , , . – . . , . . , . . , . . , . . . , “” “” , XIX – . . , . . , . . , . . , . . , . . , . . .

, , – . . , – , ” “, . ” ” *.

* ()

, , , , , . , , , , . . : ” , , , , “.

, .

, , , . – – – . . . : ” , -… “” , , “.

, . . , 3. . , . . , . . , . . , . . , . . , . . , . . , . . , . . .

, , (. . , . . , . . , . . , . . , . . , . . , . ” , . . , . . , . . .). – , .

, 1969 . , , – . . , . . , . . , . . ., . – , , , , – , .

.

, 1977 . , (1969). , 1977 . ” “, .

(, ) , 1982 . . . . . , , , . ” – “, .

, ” ( ) , “, (1984).

, , , , , , ( ) . , , , , .

, , – , – . , , – .

. , , , . , – . , . , .

, , ” ” (1971)*.

* ()

, , .

, , .

, . , ” ” , : ” , , , “.

, ” ” . – . “” .

– – , . , 100 . . , , . : ” … , , , , , , , , , “.

, , . , . – , , , .

, , – ; .

( . philanthropia – ) , – , , . , . .

“, ” (1834) , . . , .

, “” , . ” ” , , , , . , , , . , , . , – .

, 140 , ” ” . . , , ” , . , , , , “*. , , , – .

* ()

, .

, , . – , , 1942 . .

– , , , , . 1913 ., . . , , , , .

. . .

, , , . – : ” ” (1948), ” “, ” ” (1949), “- ” (1964, 1975), ” ” (1969) .

” “, , ” “:

” , . . . , . . , , , , . ; . , , “.

” “, , , , . “” , . , , . , ” “, . : , ” “. , , , , , . . “” . , “”, .

. (1967) “”, , , , . , , . , , .

” ” , .

1947 . . 23 , 20, , , . , “” . “” , , , , , .

, . : – . 1942 . : ” . . , ( .- . .) , , – , , , “.

, .

, “” XX . : ” , , “.

1949 . . ” , – , , – , , , “.

: . 34 ” ” , , , .

, – , , , , ( ). , . , , , , . :

, , , . . , , , . .

, , , , . .

, – , , , .

, , . , .

, , , .

, , , , , , , .

. , . , , , , . , , , . , , , ” “. : ” ” . ? , , , ?

, , . , , Hauiero : , , . – , , . . , , , , , 20 , .

. , 500 , . , , , , “” , . “”, 10% . -, , , .

– , – , . , , , , , . . , “” , ” “, , , . , . “”, , , , , .

, , , , ” “. , . (1967), . , , (, -), – . , ( – ), ? , . , . , . .

( ), ( , – ).

, , , , . , : ( , , ).

, .

, . ” “, (, , , ), . , , , , , , – , , , . , , , , , .

, , , , , -, ( ), , , .

, ( ), , .

, , , ( ), .

, (, , ). , ” ” .

, , – (). , . -, , “-” (). . (, ” “), , , “” .

. (1939) .

, , , , . , : , . “”, “”, ( ), .

– , , .

. ” ” , , “” “” . .

, .

; . ?

. . . XIX , . . , – .

1941-1945 . , , , . , , , , , , .

, – 72% .

– , , . , , , . , . , , , , . – , . – . . , . , , , . – ?

– , , ( ) . – , , , , . . .

: , . , , , – , ; – , .

, , , , “… , , , , , , , , , , , …” – .

, , .

, , , . , , , , , .

, . , 1941-1945 . – , .

. , , , , .

, – , – . , , – , , , , . , , .

. . . , , . , , , . – , , ( , , , – .).

, .

, (, , .) , , , – , , .

, , – , . , , , , – , , , . , . – , “”, , () , – . , , , , , .

” ” .

, , , .

: “, , . , , , . , , , , , , – , . , , . . . , , . , , , – , . , , – , , “.

, , , , , , , , . , , , , , , -, . – , . , -, , , , – , .

. , – . 1924 ., , 3. . , – , , .

, , , : , . , , ” “, : , , , ? , , . . . , , . . , , .

– , , , – , , . , , , , , .

, , , . , , , , , . , . , .

. . , , , . , , , , – . , . . , . ” , – . . , – : , , , , , . , “” , “.

, , , , , . , , . . , , , : (), , , , , . .

, . , , .

, . , , , , , , , , , .

– . , – , , .

.

, – .

– (). .

, , . , – , , .

“”. . . : “, , , , , , . , , , . , , , , , “. , , , ” ” ( , , ).

, . – , , , – , , . , , , .

, . . . , , , , : ” – . , . “. : , , , .

, . , , . “” .

, , , . , . , , , , , .

– , .

, , . – . . , , , . : , . . , . , , , , .

. .

, , , , . , , – .

. . , , , – , , . , , , , . . . , .

. , , . , . , , . . , , , , . , , .

, , . , .

, , -, “” “”, – ” “. . , , , – .

, , , , “” . , , , .

. , , . – , . , , ” ” .

, , , , , . , , , .

, , – , , . , , , , .

, , , – , , , , – .

, , , , , , . – . , .

– . . , .

, , . , , , .

, ( ) , , .

, , , , . . . ” ” ( ), 1837 1839 . “” . . , , . , , , – , .

, , , , . , , – .

, , . , . – , .

. – . , , , . , ( ), , , , , , .

, , , ” ” , . , , , , , , – .

” “, ( ) , , . ., , , .

, . , , , , .

, ( ), ” “, . . . , , .

– . , . 1941 -1945 ., , , , , , .

, “”, , , – .

. ” ” , , , , , . , . .

– . – . : ” , : , , , ‘, , , , “. , , ” , , “.

, , .

, , , – . , , – , , .

– , , . , : , ” – ” – ” ” – , , .

, , , , – , . .

: , , .

, , , , . , , , – . . . , , , , , , . – , , . , .

” ” – . . . (1970), , , : ” , “.

. , , , , , , , , . ( ) – , . . . 1898 . : ” , , , , , , “. “” , , – .

, . , , , , .

, – , , , , , , . , .

– . , . , , . , , , – .

, , , . .

, “” .

, , . , . , , , .

” “, ” “, ” “, ” “, ” ” , , , . , , , , – , , .

. , , . , , , , . . , . , , , , . , : , , – , , . , .

, , , , .

. , , , .

, , – . , 9 – 12 , – 4 – 5 .

: , , , . , , , , , . . , , . – , , , , , , , , , , ” “, , , , . , , , , , . , , . “” – , , , – , , – . , , , . , ( ” “), .

(, ) , , . , , , , , “” . . . , , – .

. . “” , , . : , . : ” ?” , “” – , , . , “” , , , .

(1985 .) , , XXVII , , , , , . . . , . , , . : – , , .

, – , , – , , .

. – , .

, , . , , , , , .

, , , . , , .

– . – – , , , – .

, . , , , , , , , , , , .

, , , .

, – . , , – . , , , , .

, – , , , . . ” , – (1985 .) . . , – . , , , , ; ; . : “*.

* ()

– , , , , . , , , , , , , – , . , , .

, , , , .

, , , .

– .

– . . . , , , , . , . . , , .

, , . , , , .

, , , . , , – . : ; , – , , , . , . , , , , , , .

, , , , ( , – , . .). – .

, – . , , , .

, , , – – . , , , , . , – , , , . , , , , – , .

. , .

, – , , . . , , , – . , , , , , . . ( ), , . , , , , , , ( ), , , . .

, , , , . , . , () . . , . . – . , , , , – , . , , , , . “” , , , .

“”, . , .

, , , .

, : – ” ” .

. ” “, XIV , :

” , , , , . , – . , : , “.

: ” , “, . , , . – ” – “. , , .

, ” ” . , , , , , , , , .

, . . – , . . . . 1920 . . : ” . , , , , , – , , , , !”

. , , , – , .

. : -, , , , . – , . , , , , , . . , , , (, , ).

, , , , , ( ) .

, , , . , .

, – , , , . , , , , , , , , . , , , , . ( ) , ; . , , – . , , , , , , , . , .

. . , ” ” , , , , , , : .

, . , , . . , . . , . . , – . -, . , . , . , . , . , . , . , . .

, : ” “, . ” “, . “”, . ” “, . ” ” ” ” . , “” ” ” – . ,

, , – . , , – , , . , . , . , . .

” “, . 1925 . . : ” … ; – , – , – . – ( ). , , – , – , … , , “” ( ) “.

, . . “” , , .

, , ( ), , “” – , , , . , , . , : . , , , , , . ( ) , : , .

, . . . , . . . ” – , – – 11 1985 . . . , – “*. 1986-1990 2000 : ” – , , , “**. , , .

* ()

** ()

– .

, , , .

, . , , . , , , ( ) ( ). . : , , , .

, . , , . : , , .

, , , : , – , . . .

, . , – , , , , . , , , , .

. , . . . , . . . , . . . . . : .

, – , . , “” , , “” , .

, . , .

, , . , , -, , .

, , .

, . , , , . , , , ” ” , , .

, , , . .

, . , , . – . . , . . , . . , . . , . . , . . , . . , . . , . . , . . , . . , . . .

.

, , , , – .

, – . . , , . – , , . , .

Определения, значения слова в других словарях:

Новейший философский словарь

ДЕОНТОЛОГИЯ (греч deon – долгжное и logos – учение, слово) – концепция, раздел этической теории, в котором рассматриваются вопросы, связанные с понятием долга Термин и концепция Д введен и разработан Вентамом Вопрос об исходной роли долга в этической теории до сих пор не…

Психологическая энциклопедия

Аполлон считался врачом богов.

Асклепий (Эскулап), сын Аполлона – бог врачебного искусства.

Гигиея – дочь Асклепия – богиня здоровья (отсюда наша гигиена); её изображали цветущей девушкой с чашей, из которой пила змея.

Панакея – всеисцеляющая, другая дочь Асклепия; отсюда слово панацея, т.е. лекарство от всех болезней, которые искали средневековые алхимики.

Этика(греч. ethika, от ethos обычай, нрав, характер) – философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.

Медицинскую этику надо рассматривать как специфическое проявление общей этики.

Медицинская этика– это учение о роли нравственных начал в деятельности медицинских работников, об их высокогуманном отношении к человеку как необходимом условии успешного лечения. Предметом исследования медицинской этики является психоэмоциональная сторона деятельности врача, медицинской сестры, лаборанта, младшего медицинского персонала. Кроме того, в круг вопросов медицинской этики входят и те, от успешного решения которых зависят жизнь и здоровье не только ныне живущих, но и будущих поколений.

Медицинская этика имеет присущие только ей особенности. Она рассматривает:

Ø отношение к человеку с нарушенным состоянием здоровья;

Ø изучает особенности развития и зависимости морального поведения медицинского работника от условий его практической деятельности;

Ø определяет нормы поведения медицинского работника в быту, его культуры, физическую и моральную чистоплотность.

Профессиональная этика – это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека.

Деонтология (от греч. слова deon – должное и logos – учение; дословный перевод – учение о должном) – та часть этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом.

Медицинская деонтология – это комплекс этических норм, принципов, которым руководствуется медработник, совокупность соответствующих профессиональных, морально-этических и правовых принципов и правил, составляющих понятие «долг медицинского работника». (учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного)

Основные задачи медицинской деонтологии:

Ø изучение принципов поведения медицинского персонала, направленных на максимальное повышение эффективности лечения;

Ø исключение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности;

Ø изучение системы взаимоотношений, которые устанавливаются между медперсоналом и больным;

Ø устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы.

Аспектами медицинской деонтологии являются:

Ø взаимоотношения медицинских работников с больными;

Ø взаимоотношения медицинских работников с родственниками больного;

Ø взаимоотношения медицинских работников между собой.

Главными целями профессиональной деятельности медработников являются: уход за пациентами, облегчение их страданий, восстановление и укрепление их здоровья, предупреждение болезней. Для реализации указанных целей при выполнении своих функциональных обязанностей медицинская сестра должна знать и соблюдать следующие основные такие этические принципы, как гуманность и милосердие.

Аспекты медицинской этики:

Ø информирование пациента о его правах;

Ø информирование пациента о состоянии его здоровья;

Ø гуманное отношение к пациенту;

Ø уважение человеческого достоинства пациента;

Ø недопущение морального и физического ущерба пациенту (не навреди);

Ø уважение права пациента на проведение медицинского вмешательства или отказа от него;

Ø уважение автономии пациента;

Ø уважение права пациента на качественную и своевременную медицинскую помощь;

Ø проявление бережного отношения к умирающему больному (дистрибутивная справедливость);

Ø хранение профессиональной тайны;

Ø поддержание на высоком уровне своей профессиональной компетентности;

Ø защиту пациента от некомпетентного медицинского вмешательства;

Ø поддержание уважения к своей профессии;

Ø уважительное отношение к своим коллегам;

Ø участие в медико-санитарном просвещении населения.

Деонтология (от греч. – учение о должном) – раздел этики, который рассматривает проблемы долга, сферу надлежащего (того, что должно быть), все формы моральных требований и их соотношение. Термин «деонтология» как учение о надлежащем поведении, поступках, образе деятельности ввел английский юрист, социолог и философ Иеремия Бентам в 1834 г. Изначально это понятие носило довольно узкий смысл – обязанность верующего перед Богом, религией, религиозной общиной. Впоследствии оно употреблялось для обозначения теории нравственности в целом. Постепенно понятие «деонтология» стало употребляться в несколько другом смысле – в качестве термина, определяющего надлежащее поведение, поступки и действия отдельной личности или специалиста.

С формированием деонтологии этика по морали дружелюбного поведения стала моралью нормы, поскольку норма фиксирует необходимое, обязательное в определенных максимумах, правилах.

Деонтология рассматривает деятельность, преимущественно профессиональную, с точки зрения надлежащего, обязанности и, конечно, нормы, что фиксирует должное, необходимое поведение.

Учение о должном является ядром каждой профессиональной этической системы. Понятие «деонтология» значительно более узкое понятие, чем «профессиональная этика». Если этика раскрывает суть профессионального долга, то деонтология выявляет специфику его реализации в конкретных видах взаимоотношений. Именно в деонтологии ярко выражено соотношение моральных и профессиональных компонентов в поведении и действиях специалистов.

Общественная полезность и характер деятельности профессиональных юристов, в том числе сотрудников правоохранительных органов, важность сферы их деятельности (цель, средства и конечный результат), безусловно, предполагают специфически профессиональные нравственные требования. В этом отношении особенность профессиональной морали юристов является результатом специфического преломления общих принципов и норм морали в их служебной деятельности и неслужебном поведении и выражается в следующих чертах:

1. Ни в какой другой области жизни нормы поведения, морали не являются в максимальной степени обязательными и определенными.

2. Моральные нормы юриста, как и сотрудника правоохранительной системы, юридически оформлены, подкреплены законом, установлены государством.

3. Нормы и принципы профессиональной этики сотрудника ОВД и юриста носят повелительный характер и требуют исполнительности, обязательности выполнения.

4. Действия профессиональных юристов и сотрудников ОВД при всей их строгости должны быть справедливыми, не унижающими человеческое достоинство.

5. Отношения профессиональных юристов и сотрудников правоохранительной системы с гражданами требуют индивидуального подхода, внутренней культуры и такта.

6. При применении права юристам и сотрудникам ОВД необходимо ко всему подходить с точки зрения закона, отрешившись от своих личных симпатий и антипатий.

Из всех этих особенностей складывается во всей полноте профессиональная этика сотрудников правоохранительной системы, его нравственная культура в целом. Профессиональная этика – это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.

Для формирования врача необходимо: 1. врачебные знания 2. умения 3. особый медицинский характер, стиль мышления и поведения, морально-этический потенциал.

Качества врача: 1) гуманизм – любовь к людям; 2) высокая нравственная культура; 3) эйпатия – умение сопереживать психологическому состоянию другого; 4) интеллигентность, образованность; 5) милосердие; 6) долг, честь совесть; 7) чувство врачебного такта.

Этика – наука о сущности закона возникновения и исторического развития морали.

Врачебная этика – теоретическая основа морали, часть общей этики, которая изучает общественные обязанности врача, специфическую сущность, закономерности развития и формирования врачебной морали, отношение врача к общим принципам морали и общества. Выполняет регулирующую роль в обществе, тесно взаимодействует с политическими и правовыми формами управления.

Особенности врачебной этики:

1) рассматривает отношение врача к человеку с нарушенным состоянием здоровья или риском возникновения нарушений

2) изучает особенности развития, зависимость врачебной морали от условий практической деятельности врача

3) охватывает не только вопросы, касающиеся отношений врач-больной, но и определяет норму поведения врача в быту, его высокую культуру, физическую и моральную чистоплотность.

Медицинская деонтология – учение о должном образе общения, поведения; комплекс этических правил, норм и принципов, которыми руководствуется врач; морально-нравственный компонент деятельности врача; совокупность соответствующих профессиональных, морально-этических и правовых принципов и правил, состовляющих понятие врачебного долга. Регламентируется директивами и должностными инструкциями. Такт ничем не регламентируется, он отражает уровень внутренней культуры врача.

Основные разделы врачебной этики и медицинской деонтологии:

1) врач-общество, врач-государство, врач-право, врач-закон

2) врач-больной

Основные модели взаимоотношений врач-больной:

А. патернисткая – врач полностью берет на себя ответственность за лечение и его исход.

Б. теоретическая – вера больного в своего врача

В. автономная – врач сообщает больному о состоянии, возможных методах лечения, врач и больной за одно.

Зависимость жизни больного от врача – врач может сделать ошибку, выделяют ошибки медицинских работников; несчастные случаи; профессиональные преступления, наказуемые в уголовном порядке.

Медицинские ошибки бывают: диагностические, прогностические, лечебные, деонтологические (ятрогении – результат неосторожных слов врача и медицинского персонала).

3) врач-врач

4) врач-микросоциальная среда больного

5) врач и его отношение к самому себе.

Современные проблемы этики и деонтологии:

1) коллегиальность в работе врача;

2) безнадежно больные люди (эвтаназия – предложена Беконом в 16 веке: активная – всюду запрещена

И пассивная – отказ врачей от продления жизни).

3) продление жизни больных новорожденных

4) проблема аборта

5) успехи современной биомедицины (генная инженерия)

6) проблема трансплантации человеческих органов.

греч.: deon (deontos) должное + logos – слово, учение) 1) учение о долге, составляющее рездел этики; 2) мед.: совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполненинии своих профессиональных обязанностей.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДЕОНТОЛОГИЯ

наука или учение о должном. Термин впервые употреблен Бентамом в качестве синонима научной этики в целом («Деонтология, или Наука о морали». Deontology or The Science of morality, v. 1-2, 1834), однако впоследствии он приобрел более узкое и специальное значение, точнее отвечающее его этимологии. В современной философии деонтология обычно трактуется как этика долга, отличная от этики добра, или акстлогии. Основанием для такого разграничения является наличие в морали двух формально и функционально разных способов декларирования нравственной позиции-в виде императивов, выражающих долженствование или запрет, и в виде оценок, выражающих одобрение или осуждение. Признание долга и добра специфическими и вместе с тем равноправными понятиями приводит к представлению о деонтологии и аксиологии как о двух относительно самостоятельных разделах этики, каждый из которых имеет собственную проблематику. Нередко, однако, деонтология выступает и в качестве особой концепции, отстаивающей логический приоритет, «первичность» долга перед добром и тем самым отрицающей самостоятельный статус аксиологии. Так, Кант (которого принято считать основоположником этого подхода) утверждал, что само понятие добра производно от понятия долга: «добром» мы называем именно то, чего требует долг; попытка же определить добро помимо долга даст нам лишь эмпирическое представление о предмете удовольствия, но не понятие о моральном добре самом по себе. Сходную позицию занимает и современный деонтологический интуитивизм (У. Росс, W. Ross; Ч. Брод, Ch. Brod; и др.), противостоящий аксиологическому интуитивизму. Еще один тезис этической деонтологии состоит в отрицании необходимости учитывать мотивы, цели и последствия того или иного поступка для квалификации его вообще как морального: нравственная специфика поступка определяется исключительно побудительным импульсом, «энергией» долга, а не тем, ради чего он совершается. Этим утверждением деонтология противополагает себя телеологической И консеквенциальной этике- гедонизму, утилитаризму и др.

Все эти теоретические коллизии обусловлены, гл. о., несовпадением философских, метафизических посылок, на которых основываются указанные концепции. В реальном же нравственном сознании формальные различия суждений добра и долга не заслоняют их смыслового единства и не служат препятствием для адекватной, равноценной взаимозамены этих понятий в соответствующих контекстах.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Критика

Карл Маркс дал собственную оценку всей теории Бентама и её автору, назвав его «гением буржуазной глупости»[10]. По его мнению, Бентам проповедовал идеологию буржуазного либерализма, отрицая необходимость государственной регламентации частной предпринимательской и торговой деятельности в буржуазно-капиталистическом обществе. Свою роль в этом могла сыграть та известность, которую приобрели концепции Бентама в государственных и научных кругах стран Западной Европы накануне революционных событий середины и конца XIX века. Не мог быть оставлен без внимания и тот успех, который ещё при жизни имел Бентам в США, где штат Луизиана принял в 1830 году кодекс законов, выработанный по его сочинениям. И, пожалуй, наибольшую тревогу должен был вызвать у Маркса тот факт, что незадолго до Июльской революции во Франции учение Бентама распространилось между французскими коммунистами.

Деонтология

— это не застывший свод правил и установок.

Особенности деонтологии в СССР

Особенности идеологии социума времен СССР пропорционально влияли на деонтологию того времени. Она выступала в качестве прикладной науки, одной из категорий этики и базиса некоторых категорий частных научных дисциплин.

Данный термин упоминается исключительно в связи с Бентамом и его взглядами до 90-х годов во всех учебниках по деонтологии в области медицины и нескольких работах на юридическую тематику. Данное определение активно критиковалась людьми, принадлежащими к школе марксизма-ленинизма.

Специалисты юридического института в Харькове В. М. Горшенев и И. В. Бендик отмечали то, что основная доля негатива в адрес деонтологии как прикладной науки направлена к Бентаму из уст К. Маркса. В. Горшенев настоял на проведении уроков на тему юридической деонтологии.

На данный момент вводная дисциплина является немаловажной частью обучения юристов во всей Украине.

Данное явление поспособствовало ограничению улучшения знаний в российской литературе о деонтологии как специальной категории, на долгое время завоевавшей популярность во всем мире. Идеология стала важнейшим фактором и проблемой, сущность которой заключалась в понимании деятелей науки самого термина через «очки», запрещающие все, что связывается с самой концепцией учения Бентама.

Медсестра и пациент

Профессия медсестры зародилась из женского стремления помочь больному или раненому человеку. В ее основе лежит принцип заботы о каждом пациенте, в независимости от его социального статуса, национальности или вероисповедания. Этот принцип в работе следует ставить превыше всего.

Медицинская сестра призвана ухаживать за пациентами, облегчать страдания или предотвращает их, а также помогать реабилитировать здоровье. Согласно этическому кодексу медсестер, им следует уважать права каждого человека на физическое и психическое здоровье, соблюдать принципы гуманности, качественно выполнять свою работу и соблюдать моральные принципы в отношениях с пациентами и коллегами.

Уважать человеческое достоинство пациента – необходимое условие работы в этой профессии. Согласно этике, медсестра не имеет права проявлять к больным высокомерие, пренебрежение или грубость, а также не должна навязывать им свою точку зрения по какому-либо вопросу. Она должна информировать пациента о его правах, состоянии здоровья, диагнозе и методе лечения.

Причинять боль пациенту допустимо только в одном случае – если это проводится в его интересах. Угрозы, касательно жизни человека недопустимы. Разглашение конфиденциальной информации о пациенте запрещена.

фото 488

Компоненты формирования врача

Считается, что для формирования врача необходимы 3 основных компонента:
1) врачебные знания,
2) врачебные умения — овладение практическими навыками, медицинской диагностической техникой, клиническим мышлением,
3) морально-этический, деонтологический потенциал — высокие моральные качества, гуманизм, сострадание, чувство долга.

Почему деонтология не всегда соблюдается?

Главная причина этого непосредственным образом связана с синдромом профессионального выгорания, который часто наблюдается у многих врачей. От этого не застрахован работник ни одной специальности, которому приходится регулярно взаимодействовать с людьми. У медицинских работников это состояние протекает наиболее быстро и достигает максимальной выраженности. Причина этого состоит в том, что врачам приходится не только постоянно общаться с разными людьми, но и испытывать определенное напряжение, ведь им приходится порой принимать непростые решения, которые могут повлиять на жизнь человека.

Еще нужно сказать о том, что в медицинскую сферу часто приходят люди, которые по своим качествам не подходят этой профессии. В данном случае речь идет вовсе не о количестве знаний, которыми обладает конкретный человек. Гораздо важнее умение общаться с людьми и желание это делать. Чтобы быть хорошим врачом, он должен беспокоиться за судьбу своих пациентов. Если человек будет лишён этого качества, то о соблюдении деонтологии и речи не может идти.

Бывают ситуации, когда нарушение принципов деонтологии происходит не по вине врача, хотя чаще всего обвинения падают именно на него. Иногда встречаются такие пациенты, которые ведут себя столь вызывающе, что врачу не хватает сил их вытерпеть.

Доверие между врачом и пациентом

Основой взаимоотношений больного и врача является прежде всего доверие. Доверие может быть к медицине вообще, но главным рычагом успешного лечения является доверие больного к
врачу.
Доверие к данному врачу создается не только уровнем знаний врача. По выражению академика Б.Е. Вотчала, знающий врач и хороший врач — не синонимы. Крайне важно умение подойти к
больному. Внимание к больному является основой психотерапевтического воздействия, необходимого в лечении каждого пациента.
Чрезвычайно ответственный момент для установления контакта с больным — расспрос больного.

Как улучшить соблюдение этики и деонтологии?

Деонтология и этика в медицинеОдной из причин частого нарушения принципов деонтологии является денежный вопрос. Как показывает статистика, в странах, где медработники получают довольно высокую зарплату, принципы деонтологии в основном соблюдаются. Объясняется это тем, что в таких лечебных учреждениях гораздо медленнее развивается синдром профессионального выгорания, поскольку зарубежные специалисты обычно не сильно пекутся о деньгах, так как за свою работу они получают достаточно для нормального существования средств.

Еще один важный момент — администрация лечебного учреждения должна контролировать, как соблюдаются принципы деонтологии его работниками. Понятно, что она сама должна подавать пример служащим и придерживаться этих норм. Иначе сотрудники будут очень часто и довольно грубо нарушать правила деонтологии. Администрация лечебного учреждения должна предъявлять к каждому работнику одинаковые требования, иначе это также может стать причиной внутреннего конфликта в коллективе, что впоследствии и может привести к нарушению принципов деонтологии.

Очень важно, чтобы высший руководящий состав время от времени напоминал медработникам о существовании подобных норм. Это можно сделать путем проведения специальных тренингов, на которых работники будут совместно решать определенные ситуационные задачи. И желательно, чтобы подобные семинары проводились под руководством опытного психолога, который хорошо знаком с особенностями работы лечебных учреждений.

Мифы о медицинской этике

Хотя современные технологии все глубже проникаю в медицину, она по-прежнему совмещает в себе науку и искусство. Эта двойственность, а также непосредственная связь со здоровьем и жизнью человека, создает почву для различных мифов.

В медицине есть темы, которые будоражат умы, вызывают горячие дискуссии и иногда трактуются неверно (трансплантация органов). Почки, сердце, легкие и другие органы пересаживают от уже умерших людей. Непосвященный в это человек, если увидит процесс извлечения органа, воспримет все так, что необходимый материал извлекают из все еще живого человека.

Или эвтаназия. Доктора либо прекращают продлевать жизнь пациента, либо применяют специальные меры для безболезненного ухода из жизни. В некоторых цивилизованных эта процедура добровольна, в большинстве стран мира – запрещена. Много споров вызывает эта тема. А споры порождают слухи. Мифы о «врачах-убийцах» тревожат людей.

А ведь есть еще СПИД и другие опасные заболевания. Большинство людей недостаточно информировано об этом, а медицинское сообщество не способно сойтись на одном мнении о том, каких правил придерживаться. Пока здравоохранение не вынесет и не закрепит окончательный вердикт об этих «скользких» темах, массовое сознание будет продолжать подпитывать ложные слухи.

Ссылки

  • [vpn.int.ru/index.php?name=Biography&op=page&pid=33 Бентам, Иеремия — Биография. Библиография. Философские взгляды]

См. также

  • Деонтическая логика – одна из возможностей формализации разного рода “норм”

По закону врачебная тайна включает в себя 3 вида сведений:

1) о болезнях, 2) об интимной жизни, 3) о семейной жизни больного, которые стали известны врачам или другим медицинским работникам в связи с исполнением ими профессиональных обязанностей и не подлежат разглашению не только посторонним лицам, но и знакомым, родным и близким.

Врач не должен распространяться о болезнях своих пациентов, доверивших ему как врачу интимные стороны своей жизни.
Анамнез рекомендуется’ собирать в отдельной комнате при отсутствии посторонних лиц. На обходах, осмотрах, консилиумах в общих палатах не рекомендуется проводить какие-либо обсуждения,
обмен мнениями, которые должны выноситься в другое помещение.
Распространение сведений о больных посторонним лицам, вынесение их за пределы лечебного учреждения могут повлечь за собой нежелательные последствия в личном, деловом,
общественном плане.
Однако принцип соблюдения врачебной тайны не должен возводиться в абсолют. В отдельных конкретных условиях закон устанавливает обязанность медицинских работников извещать
поликлиники, санитарные организации о заразных болезнях, угрожающих здоровью окружающих.
Врач также обязан давать всю требуемую информацию о больном судебно-следственным органам.
Сохранение врачебной тайны иногда может нанести вред самому больному, когда ему необходима помощь родных и близких.
Своевременное информирование их о его болезни может существенно помочь врачам в лечении.

Отрывок, характеризующий Деонтология

У дома губернатора Алпатыч нашел большое количество народа, казаков и дорожный экипаж, принадлежавший губернатору. На крыльце Яков Алпатыч встретил двух господ дворян, из которых одного он знал. Знакомый ему дворянин, бывший исправник, говорил с жаром.

– Ведь это не шутки шутить, – говорил он. – Хорошо, кто один. Одна голова и бедна – так одна, а то ведь тринадцать человек семьи, да все имущество… Довели, что пропадать всем, что ж это за начальство после этого?.. Эх, перевешал бы разбойников…

– Да ну, будет, – говорил другой.

– А мне что за дело, пускай слышит! Что ж, мы не собаки, – сказал бывший исправник и, оглянувшись, увидал Алпатыча.

– А, Яков Алпатыч, ты зачем?

– По приказанию его сиятельства, к господину губернатору, – отвечал Алпатыч, гордо поднимая голову и закладывая руку за пазуху, что он делал всегда, когда упоминал о князе… – Изволили приказать осведомиться о положении дел, – сказал он.

– Да вот и узнавай, – прокричал помещик, – довели, что ни подвод, ничего!.. Вот она, слышишь? – сказал он, указывая на ту сторону, откуда слышались выстрелы.

– Довели, что погибать всем… разбойники! – опять проговорил он и сошел с крыльца.

Алпатыч покачал головой и пошел на лестницу. В приемной были купцы, женщины, чиновники, молча переглядывавшиеся между собой. Дверь кабинета отворилась, все встали с мест и подвинулись вперед. Из двери выбежал чиновник, поговорил что то с купцом, кликнул за собой толстого чиновника с крестом на шее и скрылся опять в дверь, видимо, избегая всех обращенных к нему взглядов и вопросов. Алпатыч продвинулся вперед и при следующем выходе чиновника, заложив руку зазастегнутый сюртук, обратился к чиновнику, подавая ему два письма.

– Господину барону Ашу от генерала аншефа князя Болконского, – провозгласил он так торжественно и значительно, что чиновник обратился к нему и взял его письмо. Через несколько минут губернатор принял Алпатыча и поспешно сказал ему:

– Доложи князю и княжне, что мне ничего не известно было: я поступал по высшим приказаниям – вот…

Он дал бумагу Алпатычу.

– А впрочем, так как князь нездоров, мой совет им ехать в Москву. Я сам сейчас еду. Доложи… – Но губернатор не договорил: в дверь вбежал запыленный и запотелый офицер и начал что то говорить по французски. На лице губернатора изобразился ужас.

– Иди, – сказал он, кивнув головой Алпатычу, и стал что то спрашивать у офицера. Жадные, испуганные, беспомощные взгляды обратились на Алпатыча, когда он вышел из кабинета губернатора. Невольно прислушиваясь теперь к близким и все усиливавшимся выстрелам, Алпатыч поспешил на постоялый двор. Бумага, которую дал губернатор Алпатычу, была следующая:

«Уверяю вас, что городу Смоленску не предстоит еще ни малейшей опасности, и невероятно, чтобы оный ею угрожаем был. Я с одной, а князь Багратион с другой стороны идем на соединение перед Смоленском, которое совершится 22 го числа, и обе армии совокупными силами станут оборонять соотечественников своих вверенной вам губернии, пока усилия их удалят от них врагов отечества или пока не истребится в храбрых их рядах до последнего воина. Вы видите из сего, что вы имеете совершенное право успокоить жителей Смоленска, ибо кто защищаем двумя столь храбрыми войсками, тот может быть уверен в победе их». (Предписание Барклая де Толли смоленскому гражданскому губернатору, барону Ашу, 1812 года.)

Народ беспокойно сновал по улицам.

Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот домов и ехали по улицам. В соседнем доме Ферапонтова стояли повозки и, прощаясь, выли и приговаривали бабы. Дворняжка собака, лая, вертелась перед заложенными лошадьми.

Алпатыч более поспешным шагом, чем он ходил обыкновенно, вошел во двор и прямо пошел под сарай к своим лошадям и повозке. Кучер спал; он разбудил его, велел закладывать и вошел в сени. В хозяйской горнице слышался детский плач, надрывающиеся рыдания женщины и гневный, хриплый крик Ферапонтова. Кухарка, как испуганная курица, встрепыхалась в сенях, как только вошел Алпатыч.

– До смерти убил – хозяйку бил!.. Так бил, так волочил!..

– За что? – спросил Алпатыч.

– Ехать просилась. Дело женское! Увези ты, говорит, меня, не погуби ты меня с малыми детьми; народ, говорит, весь уехал, что, говорит, мы то? Как зачал бить. Так бил, так волочил!

Алпатыч как бы одобрительно кивнул головой на эти слова и, не желая более ничего знать, подошел к противоположной – хозяйской двери горницы, в которой оставались его покупки.

– Злодей ты, губитель, – прокричала в это время худая, бледная женщина с ребенком на руках и с сорванным с головы платком, вырываясь из дверей и сбегая по лестнице на двор. Ферапонтов вышел за ней и, увидав Алпатыча, оправил жилет, волосы, зевнул и вошел в горницу за Алпатычем.

– Аль уж ехать хочешь? – спросил он.

Не отвечая на вопрос и не оглядываясь на хозяина, перебирая свои покупки, Алпатыч спросил, сколько за постой следовало хозяину.

– Сочтем! Что ж, у губернатора был? – спросил Ферапонтов. – Какое решение вышло?

Алпатыч отвечал, что губернатор ничего решительно не сказал ему.

– По нашему делу разве увеземся? – сказал Ферапонтов. – Дай до Дорогобужа по семи рублей за подводу. И я говорю: креста на них нет! – сказал он.

– Селиванов, тот угодил в четверг, продал муку в армию по девяти рублей за куль. Что же, чай пить будете? – прибавил он. Пока закладывали лошадей, Алпатыч с Ферапонтовым напились чаю и разговорились о цене хлебов, об урожае и благоприятной погоде для уборки.

– Однако затихать стала, – сказал Ферапонтов, выпив три чашки чая и поднимаясь, – должно, наша взяла. Сказано, не пустят. Значит, сила… А намесь, сказывали, Матвей Иваныч Платов их в реку Марину загнал, тысяч осьмнадцать, что ли, в один день потопил.

Алпатыч собрал свои покупки, передал их вошедшему кучеру, расчелся с хозяином. В воротах прозвучал звук колес, копыт и бубенчиков выезжавшей кибиточки.

Было уже далеко за полдень; половина улицы была в тени, другая была ярко освещена солнцем. Алпатыч взглянул в окно и пошел к двери. Вдруг послышался странный звук дальнего свиста и удара, и вслед за тем раздался сливающийся гул пушечной пальбы, от которой задрожали стекла.

Алпатыч вышел на улицу; по улице пробежали два человека к мосту. С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышными за городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу, из ста тридцати орудий. Народ первое время не понимал значения этого бомбардирования.

Звуки падавших гранат и ядер возбуждали сначала только любопытство. Жена Ферапонтова, не перестававшая до этого выть под сараем, умолкла и с ребенком на руках вышла к воротам, молча приглядываясь к народу и прислушиваясь к звукам.

К воротам вышли кухарка и лавочник. Все с веселым любопытством старались увидать проносившиеся над их головами снаряды. Из за угла вышло несколько человек людей, оживленно разговаривая.

– То то сила! – говорил один. – И крышку и потолок так в щепки и разбило.

– Как свинья и землю то взрыло, – сказал другой. – Вот так важно, вот так подбодрил! – смеясь, сказал он. – Спасибо, отскочил, а то бы она тебя смазала.

Народ обратился к этим людям. Они приостановились и рассказывали, как подле самих их ядра попали в дом. Между тем другие снаряды, то с быстрым, мрачным свистом – ядра, то с приятным посвистыванием – гранаты, не переставали перелетать через головы народа; но ни один снаряд не падал близко, все переносило. Алпатыч садился в кибиточку. Хозяин стоял в воротах.

– Чего не видала! – крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали.

– Вот чуда то, – приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку.

Опять, но очень близко этот раз, засвистело что то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что то и застлало дымом улицу.

– Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке.

В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки:

– Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!..

Врачебные ошибки

В обобщенном виде врачебные ошибки принято делить
— на диагностические — нераспознавание или ошибочное распознавание болезни;
— лечебно-тактические — неправильный выбор тактики лечения (неправильное определение показаний к операции, лучевой терапии и т. п.);
— лечебно-технические — применение несоответствующих медикаментов, неправильное использование диагностических средств, медицинской техники и пр.;
— организационные — нарушения организации транспортировки больных, оформления документации и пр.;
— деонтологические — нарушение принципов медицинской деонтологии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...