Церковь в средние века

Содержание

Источники богатства и власти церкви

Церковь в средние века над людьми имела огромную власть. Народ был тёмным и невежественным. Солнечные затмения и землетрясения, частые неурожаи и массовые болезни — внушало им всё это суеверный ужас.

Ссылаясь на «священные книги», Церковь эти события объясняла так, как это ей было выгодно. Священники утверждали, что стихийные бедствия «ниспосланы людям богом» в наказание за их непослушание господам, власти.

Трудящиеся, изнывавшие под феодальным гнётом, хотели знать, всегда ли они будут мучиться. Церковь учила, что такой порядок якобы установлен богом, что простой народ должен подчиняться королям и феодалам. Она обещала покорным беднякам рай, а непокорным грозила адом. Христианская церковь использовала темноту и невежество народа для укрепления власти феодалов.

За церковной оградой люди могли найти приют во время войн и бедствий. Церковь использовала это, чтобы усилить своё влияние. В разных странах Европы люди говорили на разных языках, подчинялись различным королям и князьям, но во всех странах Западной Европы молились на одном, латинском языке одному богу. Церковь учила поэтому, что она выше самих королей. За поддержку, которую феодалы получали от церкви, они дарили ей обширные поместья с тысячами крепостных крестьян. Особенно большие владения захватили монастыри. Когда возникло христианство, в монахи шли люди, которые хотели избавиться от несправедливых порядков и вести простую и уединённую жизнь. Однако позднее монахи забыли о простоте и бедности. Монастырям стали принадлежать огромные земли; населявшие их крепостные крестьяне жестоко эксплуатировались.

Но не только трудом своих крепостных богатела церковь. Все трудящиеся должны были выплачивать ей десятину. Большой доход приносила церкви торговля «священными грамотами» — индульгенциями. Церковники внушали невежественным людям, что купившему индульгенцию бог простит все грехи. Римские папы составили даже специальный прейскурант — за какое преступление сколько надо платить, чтобы получить «отпущение грехов». Другим доходным для церкви делом была торговля «мощами святых». В церквах и монастырях продавались поддельные части тела различных «святых». При этом нередко оказывалось, что у одного и того же святого несколько носов, множество ушей, рук и ног.

Церковная знать — аббаты, епископы — мало чем отличалась от баронов и графов. Она жила в роскоши, пьянствовала, занималась войной, охотой и даже разбоем.

Как зарождалось духовенство в период Средневековья?

Духовенство — это что? Определение, церковная иерархия

В христианстве первыми духовными лидерами были апостолы, которые через таинство рукоположения передавали своим наследникам благодать, и этот процесс не прекращался на протяжении веков как в православии, так и в католицизме. Даже современные священники являются прямыми наследниками апостолов. Таким образом в Европе происходил процесс зарождения духовенства.

Структура сословия

В XVII столетии духовенство считалось вторым по значимости среди всей  сословий. Могущественнее были лишь феодалы. Роль церковнослужителей была очень серьезной. Православие считалось одной из основ самодержавия, поэтому русские цари нуждались в поддержке церкви. В связи с этим предоставляли множество привилегий и во многом шли на уступки.

К этому времени духовенство было разделено на черное и белое. Последнее составляли священники, которые не принимали монешеский обет. Иными словами он имел право не соблюдать целибат, мог жениться и заводить детей. Представители черного духовенства — монахи, этой возможности лишались. Подобное решение духовное лицо принимало самостоятельно и перед принятием сана окончательно утвердиться в своих намерениях. У каждой ветки имелись определенные права и обязанности. Белое духовенство по численности преобладало над черным. Также к концу XVII века сложилась строгая иерархическая лестница в сословии.

Для белого духовенства она выглядит так:

  • Патриарх
  • Митрополит
  • Архиерей/Епископ
  • Иерей/протоиерей
  • Диакон/протодиакон.

Для черного:

  • Патриарх
  • Митрополит
  • Епископ
  • Архимандрит/Игумен
  • Иеродиакон/Иеромонах

В итоге, и белое, и черное духовенство подчинялись Патриарху. Он имел неограниченные права.

Права белого и черного духовенства

Священники имели право:

  • жениться и заводить семьи;
  • иметь личный дом и хозяйство;
  • служить в определенной церкви. В XVII веке очень часто служение в определенной церкви переходило по наследству от отца к сыну.

Права монахов:

  • проживать и трудиться на территории монастыря;
  • пользоваться общим имуществом, землями монастыря и крепостными. При принятии монашеского сана духовные лица жили в братии и не имели личных материальных или земельных благ.

Обязанности

Белое духовенство было обязано проповедовать слово Божье, нести его в массы. Иначе говоря, проводить службы в храме, беседовать с прихожанами. Также в обязанности священников входило проведение священных таинств.

В обязанности черного духовенство входило показывать пример служения Богу, которое было бескорыстно и добровольно. Монахи обрекали себя на аскетичный образ жизни с лишениями и постоянными молитвами.

Каким было духовенство в Европе?

Общество в те времена делилось на три группы:

  • рыцари-феодалы – те люди, которые сражались;
  • крестьяне – те, которые работали;
  • духовенство – те, которые молились.

Духовенство — это что? Определение, церковная иерархия

На то время духовенство – это единственное образованное сословие. При монастырях были библиотеки, где монахи хранили книги и переписывали их, именно там сосредотачивалась наука до появления университетов. Бароны и графы писать не умели, поэтому пользовались печатями, о крестьянах даже не стоит вести речь. Иными словами, духовенство – это определение служителей религиозного культа, это люди, которые способны быть посредниками между Богом и простым народом и занимаются проведением религиозных обрядов. В православной церкви духовенство разделяют на «белое» и «черное».

Христианская церковь в раннее Средневековье план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

История Средних веков. 6 класс. Урок 3. «Христианская церковь в раннее Средневековье».

Этап проверки домашнего задания

Первый вариант 1-ого и 3-его рядов пишут тест. Остальные работают устно.

  1. Великое переселение народов – это … ? Какие государства были образованы варварами? Где? (Великое переселение народов – это условное название перемещений племен с востока на запад и вторжения варварских племен на территорию Римской империи во II-VII вв; королевства остготов (Италия), вестготов (Испания), вандалов (Северная Африка), франков (Галлия), англов и саксов (Британия))
  2. Какие перемены произошли у франков в их обществе и управлении после завоевания Галлии? (Хлодвиг – главный правитель, принимающий решения самостоятельно, военные смотры раз в год, дружина – постоянная военная сила, назначение графов, издание Салической правды, раздача земель в награду за службу)
  3. Объясните смысл военной реформы Карла Мартелла? К каким изменениям она привела? (Введение конного войска и жалование конным воинам участков земли с живущими на них зависимыми крестьянами; социальное неравенство)
  4. Почему во Франкском государстве к власти пришла новая династия? (Наследники Хлодвига постоянно конфликтовали, были безвольными, неспособными к решению государственных дел, а знать была более предприимчивая)

Этап актуализации знаний.

Когда и кем в Римской империи был издан указ о свободе христианского вероисповедания? (В течение II века христианство распространилось практически по всей Римской империи, во II веке появилась обширная апологетическая литература, а также послания и сочинения авторитетных христианских авторов. Важнейшими событиями христианства в IV веке стали созванный римским императором Константином Великим Первый Никейский собор (325), установивший основные догматы христианской веры, и Фессалоникийский эдикт (380), утвердивший никейское христианство в качестве государственной религии Римской империи)

Этап изучения нового материала.

Хлодвиг и христианская церковь

Хлодвиг и знатные франки были язычниками, но вскоре они приняли христианскую веру, в результате образовался союз Хлодвига и христианской церкви. Почему Хлодвиг принимает такое решение? Был ли их союз взаимно выгоден? Почему?

Союз Хлодвига и христианской церкви выгоден
для короля франков для церкви
  1. Вера в единого Бога сплачивала людей
  2. Церковь могла направить людей на борьбу с врагами
  3. Церковь могла примирить людей с новыми податями (налогами)
  4. Церковь укрепляла авторитет правителей, так как уверяла, что власть короля угодна Богу
  5. Руководители церкви, как грамотные люди, помогали королям составлять указы и послания
  1. Короли охраняли богатства и привилегии церкви
  2. Короли щедро дарили церкви земли и ценные вещи
  3. Руководители церкви стали ближайшими советниками короля

Проблемное задание: Сохранилось предание о том, что во время обряда принятия христианства Хлодвигом священник сказал: «Твое крещение – наша победа». Объясните смысл этих слов. Как вы считаете, был ли прав служитель церкви?

Таким образом, к концу Средневековья христианская церковь стала могущественной и разветвленной организацией, оказывавшей существенное влияние на жизнь человека в Средние века. В связи с усилением роли христианской церкви все население можно было поделить на мирян – людей верующих, но не порывающих с житейскими делами, и духовенство – особый слой населения, которое руководило духовной жизнью людей. Духовенство делилось на белое и черное.

Церковная организация

Церковь имела строгую иерархию. Церковные служащие разрабатывали важнейшие положения вероучения – догматы, проводили собрания высшего духовенства христианской церкви для решения важнейших вопросов – церковный собор. Церковь собирала со всех верующих в свою пользу особый налог – церковную десятину.

Папа являлся главой всей церкви. Архиепископы и епископы управляли церковными делами в областях. Аббаты были руководителями монастырей. Священники вели богослужение в храмах и произносили проповеди. Монахи посвящали всю свою жизнь служению Богу. Дьяконы были помощниками священника.

Папа римский (являлся главой всей церкви)
Архиепископы и епископы (управляли церковными делами в областях)
Белое духовенство Черное духовенство
Священники (вели богослужение в храмах и произносили проповеди) Аббаты (были руководителями монастырей)
Дьяконы (были помощниками священника) Монахи (посвящали всю свою жизнь служению Богу, переписывали книги)
Миряне (верующие люди)

Христианская церковь и культура

Долгое время в Западной Европе письмом владели только служители церкви: они должны были читать религиозные книги, знать молитвы, выступать с проповедями. В монастырях создавались специальные мастерские по переписке рукописей – скриптории. В Средние века книга приобрела современный вид сложенных и переплетенных страниц пергамена. Над одной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим почерком, другие затейливо украшали заглавные буквы в начале красной строки – инициалы, вписывая в них целые живописные сцены – миниатюры; третьи делали заставки и орнамент. Книг было мало, а цена их была велика.

Также при монастырях, храмах и соборах стали открываться соборные школы. В них не было деления на классы по возрастам, обучение шло на латинском языке. Это был международный язык образованных людей Западной Европы: на нем читали молитвы, писали книги, записывали законы, составляли важные послания.

«Семь свободных искусств»
Тривиум Квадривиум
Грамматика (умение читать и писать на латыни) Арифметика
Риторика (красноречие) Геометрия
Диалектика (умение рассуждать) Астрономия
Музыка
БОГОСЛОВИЕ – «царица наук»

Этап подведения итогов.

  1. Расскажите, почему Хлодвиг решил принять христианство?
  2. Почему церковь с одобрением отнеслась к принятому Хлодвигом решению?
  3. Чем отличалось белое духовенство от черного?
  4. Были ли монастыри, храмы и соборы центрами культуры?

Этап рефлексии.

Почему церковь в раннее Средневековье обладала огромной властью над умами людей?

Домашнее задание.

Прочитать п. 1, устно ответить на вопросы рубрики «Проверьте себя» (1,2,4,5), выучить записи в тетради.

Разделение христианской церкви

Положение христианской церкви в Византии и на Западе было неодинаковым. В Византии глава церкви — константинопольский патриарх — подчинялся императору. На Западе же глава церкви — римский папа — с распадом Франкской империи стал независимым. Папы завладели богатейшими землями. В Италии образовалось особое папское государство с центром в Риме.

Папы стремились подчинить себе и константинопольских патриархов. Но византийское духовенство противилось этому. Тогда в 1054 году папские послы от имени папы римского предали проклятию константинопольского патриарха. А византийский патриарх в ответ проклял папских послов. С этого момента христианская церковь разделилась на католическую и православную. Сторонники каждой из этих церквей только свою веру считали настоящей и требовали себе первого места. Так возникли названия этих церквей: «католическая» означает «всеобщая»; «православная» — «истинная». Католическая церковь господствовала в странах Западной и Центральной Европы; православная церковь — в Византии и на Руси. Однако обе эти церкви в равной мере служили классу феодалов, обманывали и ныне пытаются обманывать народ.

Противостояние светской власти и церкви

В 11 веке становится ясно, что бедняки не могут прокормиться самостоятельно, а нравы людей портятся. В связи с этим была проведена клюнийская реформа. Ее краткое содержание таково: реформа полностью очищала монастырский устав, также было утверждено безбрачие (но священники могли брать экономку, которая фактически была для них гражданской женой), монастыри подчиняются папе напрямую.

Римский патриарх начал войну против королей, используя в качестве оружия отлучение от церкви. Отлучали как монархов, так и целые государства, в результате чего люди не могли вступать в брак и хоронить умерших. Церкви закрывались, детей не крестили.

На первых соборах

Обстановка на первых соборах была весьма далека от мирной. Выяснения истины происходило весьма и весьма бурно. Известен случай, что Николай Мирликийский ударил по лицу александрийского священника Ария. А ведь Николай Мирликийский — это наиболее почитаемый на Руси святой Николай Угодник, но видимо довел. Таким образом, постепенно истина находилась и то, что одобряли соборы объявлялось истинным, а то, что отрицали становилось ересью.

Слово ересь греческое и переводится как «выбор«. Означало оно, всего лишь на всего, особый образ мыслей. И только впоследствии, в христианском вероучении, словом «ересь» стали обозначать вредное заблуждение. К ересям было отнесено и учение Ария, арианство. Впоследствии возникнут и другие ереси — несторианство и монофизитство. Не удалось добиться на соборах единства мнения. Более того, достаточно быстро стали заметны различия между церковью западной и церковью восточной.

Кто и как становился служителем церкви

Во времена средневековья служителями церкви могли стать разные люди. Например, младшие сыновья феодалов, которые не имели право на наследство. Дети бедняков, которых родители не могли прокормить, уходили в монастырь, чтобы заняться служением Богу, даже будучи единственным ребенком в семье.

Дети богатых людей, королей тоже становились частью общин. Сын, который не имел права на трон, занимал должность епископа. Таким образом, королевские дети были у власти: кто-то становился королем, кто-то возглавлял церковь.

фото 207

Часто в те времена служителями церкви становились не по призванию, а по нужде. Поэтому порой грешили и совершали дела нечестивые. Такие люди не были готовы отказаться от мирских благ. Они находились не на своем месте, не могли помочь прихожанам, так как сами до конца не уверовали и не нашли путь к истине.

4. Года и сеньоры

Изменения в хозяйственной жизни Западной Европы привели к увеличению урожаев и появлению у крестьян излишков

продукции. Теперь земледелец мог продать часть своего урожая на рынке и купить на вырученные деньги то, что не мог

произвести сам, – железный замок, кожаные сапоги, красивую одежду. Эти предметы изготавливали крестьяне-умельцы,

жившие в поместье феодала. Такие мастера могли прокормить себя и свою семью, не занимаясь земледелием, а продавая

свои изделия другим крестьянам. Постепенно ремесло стало основным занятием этих людей. Так, благодаря успехам в

развитии земледелия ремесло постепенно отделилось от сельского хозяйства. Феодал требовал от деревенских

ремесленников выплаты оброка продуктами их труда или деньгами. Поэтому самые искусные из кузнецов, ткачей,

гончаров, кожевников, сапожников, плотников и мастеров других профессий перебирались вместе со своей семьёй в

город – подальше от сеньора. Здесь они могли не только спокойно заниматься своим делом, но и продавать изделия своего

труда.

Нередко союзником горожан становился король, желавший ослабить и подчинить себе непокорных феодалов. Богатые

города помогали правителю государства деньгами, а он предоставлял им право самоуправления.

Освободившиеся города изгоняли наместников сеньора. Теперь ими управляли выборные городские советы (магистраты).

Во главе магистрата стоял мэр или бургомистр. Он ведал городским судом, войском и казной. Занять должность в

городском совете могли не все горожане, а лишь самые богатые и знатные из них.

Победившие сеньора горожане становились свободными людьми. Они уже не платили подати феодалу и не зависели от

него. Даже крестьяне, убежавшие от сеньора в город и прожившие в нём год и один день, получали свободу. «Городской

воздух делает свободным», – говорила средневековая поговорка.

Мода: Это гульфик или ты просто очень рад меня видеть?

Одним из самых популярных мужских модных аксессуаров в Средние века был гульфик — лоскут или мешочек, который крепился к передней части брюк, чтобы подчеркнуть мужественность, сделав акцент на половые органы.

Гульфик обычно был набит опилками или тканью и застёгивался на пуговицы или завязывался тесьмой. В результате область промежности мужчины выглядела весьма внушительно.

Моднейшей обувью считались сапоги с длинными и острыми носами, которые также должны были намекать на кое-что не менее длинное в штанах их владельца.

Эти предметы одежды нередко можно видеть в картинах голландских художников того времени. Существует портрет Генриха VIII, одного из главных модников своей эпохи, изображённого одетым и в гульфик, и в сапоги.

Разумеется, Церковь не признавала эту «дьявольскую моду» и всячески пыталась препятствовать её распространению. Однако на короля страны и его ближайших придворных её власть не распространялась.

Как становились представителями духовенства?

В те времена в монастырь могли уйти младшие сыновья феодалов, которые не могли унаследовать состояние отца. Если бедная крестьянская семья была не в состоянии прокормить ребенка, его тоже могли отдать в монастырь. В семьях королей старший сын занимал трон, а младший становился епископом.

На Руси духовенство возникло после принятия христианства. Наше белое духовенство – это люди, которые как не давали, так и не дают до сих пор обет безбрачия, что послужило причиной возникновения наследственных священников.

Благодать, которая была дарована человеку во время возведения его в священный сан, не зависела от его личностных качеств, поэтому будет неправильно считать такого человека идеальным и требовать от него невозможного. Он во что бы то ни было остается человеком со всеми достоинствами и недостатками, но это не отменяет благодати.

Фаллоимитаторы: размер, соответствующий греховности желания

Есть некоторые свидетельства, что искусственные пенисы активно использовались в Средние века. В частности, записи в «покаянных книгах» — сводах наказаний за разнообразные грехи. Эти записи были примерно такими:

«Вы сделали что то, что некоторые женщины делают с предметами, имеющими форму фаллоса, размер которых соответствует греховности их желаний? Если да, вы должны каяться на все святые праздники в течение пяти лет!»

Фаллоимитаторы не имели никакого официального названия до эпохи Возрождения, поэтому их обозначали названиями предметов, имеющих удлинённую форму. В частности, слово «дилдо» происходит из названия продолговатой буханки хлеба с укропом: «dilldough».

5. Средневековые ремесленники

Занятием многих горожан было ремесло. Ремесленники, изготавливавшие похожую продукцию, обычно

селились на одной улице. В их домах располагались и мастерские. Сложных станков и приспособлений

средневековые мастера не знали и изготавливали свои изделия, используя нехитрый инструмент. В городах

жили и работали кузнецы, ткачи, гончары, кожевники, сапожники, плотники и ремесленники других

специальностей.

Для защиты своих интересов городские ремесленники объединялись в цехи. На общем собрании мастера

выбирали руководителей цеха – старшину и надзирателей, принимали обязательные для всех

ремесленников правила – устав цеха.

Человеку, не входившему в цех, не разрешалось заниматься ремеслом в городе. Таким образом, устав цеха

создавал равные условия труда для всех мастеров цеха и ограждал их от конкурентов.

Члены цеха несли сторожевую службу в городе, а в случае войны должны были выставить ополчение. В XIII–

XIV веках ремесленные цехи добились права участия их старшин в управлении городом.

Стать цеховым мастером было непросто. Отданный в обучение мастеру ребёнок несколько лет считался

учеником. После окончания периода ученичества юноша ещё 3–4 года работал подмастерьем. Накопив

определённую сумму денег, подмастерье мог стать мастером. Для этого нужно было сдать членам цеха

экзамен – изготовить шедевр.

Вскоре ремесленники стали препятствовать переходу подмастерьев в мастера. Совет цеха требовал не

только изготовления шедевра, но и уплаты большого вступительного взноса и обязательной пирушки для

членов цеха. Звание цехового мастера стало наследственным. Появились и «вечные подмастерья», которые

для борьбы за свои права объединялись в братства.

Как зародилось монашество

Само монашество зародилось в III-IV веках. Именно в это время в Египте жил святой Антоний, который в 21 год стал отшельником и ушел от мира. Прослышав о том, насколько он праведен, христиане предпочитали селиться поближе к святому Антонию. Таким образом, возникла первая христианская монашеская община. Основателем монашеской жизни на западе стал святой Бенедикт, живший в первой половине IV века.

Для своего монастыря он придумал устав, который можно свести к двум словам: молитесь и трудитесь. И именно этим, как раз, и занимались монахи. В крупных монастырях на западе, которые получили название аббатства, монахи трудились, в том числе и в скрипториях, переписывая старинные книги. Именно поэтому монастыри стали крупным центром развития науки и культуры в Средние века.

Церковная иерархия

Духовенство — это что? Определение, церковная иерархия

Священство, которое сложилось во втором веке и действует до нынешнего времени, разделено на 3 ступени:

  • Низшую ступень занимают дьяконы. Они могут участвовать в совершениях таинств, помогать высшему чину проводить обряды в храмах, но самостоятельно вести службу они не имеют права.
  • Вторая ступень, которую занимает духовенство церкви, – это иереи, или священники. Эти люди могут самостоятельно вести службы, проводить все обряды за исключением рукоположения (таинства, в процессе которого человек обретает благодать и сам становится служителем церкви).
  • Третью, самую высокую ступень занимают архиереи, или епископы. Достичь этого сана могут лишь монахи. Эти люди вправе совершать все таинства, включая рукоположение, кроме того, они могут руководить епархией. Архиепископы управляли более крупными епархиями, митрополиты, в свою очередь, управляли областью, которая включала несколько епархий.

Насколько легко сегодня быть священнослужителем? Духовенство – это те люди, которые ежедневно выслушивают во время исповедей множество жалоб на жизнь, признаний в грехах, видят огромное количество смертей и часто общаются с убитыми горем прихожанами. Каждый священнослужитель должен тщательно продумывать каждую свою проповедь, кроме этого, нужно суметь донести людям святые истины.

Духовенство — это что? Определение, церковная иерархия

Сложность работы каждого священника состоит в том, что он не вправе, как врач, учитель или судья, отработать положенное время и забыть о своих обязанностях – его долг каждую минуту с ним. Давайте будем благодарны всем священнослужителям, ведь у каждого, даже самого далекого от церкви человека может наступить тот момент, когда помощь батюшки будет неоценима.

Источник: fb.ru

Девственность и целомудрие: просто покайтесь

Средневековье высоко ценило девственность, проводя параллель между целомудрием простой женщины и Девы Марии. В идеале девушке следовало беречь свою невинность как главное богатство, но на практике это редко кому удавалось: мораль была невысока, а мужчины — грубы и настойчивы (особенно, в низшем сословии).

Понимая, как трудно женщине оставаться целомудренной в таком обществе, Церковь сделала возможным покаяние и отпуск грехов не только для недевственных девушек, но даже и для родивших детей.

Женщинам, выбравшим такой путь «очищения» следовало раскаяться в грехах, а затем искупить их, примкнув в культу Богородицы-то есть, посвятив остаток своих дней жизни и служению монастырю.

Кстати, многие считают, что в те времена девушки носили так называемые «пояса верности», но на самом деле эти жуткие устройства изобрели (и пытались применять) только в 19-м веке.

Описание внутреннего строения храма

Рассмотрим подробнее внутренне строение христианского храма.

Притвор

Так называют предхрамие, символизирующее греховную землю.

К внешнему притвору относятся крыльцо с папертью. По древнерусскому обычаю на этом месте произносят молитвы кающиеся и люди, считающие себя недостойными находиться внутри храма, стоят просящие милостыню.

При монастырях в притворах располагают братскую Трапезную, являющуюся вторым тёплым храмом.

Над притвором строится башнеобразная колокольня, символизирующая свечу.

Церковные интерьеры из камня и бронзы: производство и установка по всей России. выпускает продукцию для храмов, начиная от предметов церковного обихода и заканчивая проектами убранства храмов: престолами, жертвенниками, каменными алтарями.

Святилище храма — средняя часть

Средняя часть здания считается храмом, символизируется земным бытиём, является частицей обновлённого человеческого мира. Называют это место нефами, оно расположено от притвора до святого места – алтаря.

Здесь расположены иконы, выставленные в больших рамах или на узких специальных столиках, имеющих наклонные крышки, которые называются аналой. Перед святыми изображениями установлены подсвечники, куда прихожане могут поставить свечки. Светильник из множества свечей украшает интерьер этой части собора, люстра называется паникадилом.

Здесь же находится небольшой столик, на котором имеются подсвечники и распятие, называемое кануном или канунником. Это место панихид или заупокойных Богослужений.

Традиционно наличие в храме образа Голгофы, который располагают в его средней части. Это изображение в виде деревянного Креста высотой в рост человека, на нём образ распятого Спасителя.

На нижней части восьмиконечного Креста, на подставке, имеется изображение, символизирующее череп и кости Адама.

Справа от Распятия расположена икона с образом Богоматери, слева Иоанна Богослова, иногда вместо него лик Марии Магдалены.

Солея в храме

Перед иконостасом и алтарём находится выступающее в храм возвышение, называемое солеей, посередине её выступ — амвон, что означает восхождение.

По обоим краям возвышения устраиваются места, где располагается хор. Называют эти площадки – клиросом, «клирошанами» называли поющих священников.

Рядом с клиросом помещают хоругви – иконы, изготовленные на шёлковых тканях, прикреплённые к длинным древкам. Как церковные знамёна их проносят во время крестных ходов.

На полукруглой солее иногда расположены хоры в форме балкона. Они обычно расположены с западной стороны храма.

Алтарь в церкви

Традиционно располагается в восточной стороне, он обращён к восходу солнца.

Алтарь считают «небом на земле». Он ассоциируется с образами Рая, считается небесным жилищем Господа. В дословном переводе алтарь называют «возвышенным жертвенником». Входить в него разрешается только помазанникам Божьим.

Внутри алтарь состоит из:

  1. Главной святыни, называемой Престолом для свершения Таинств.
  2. Горней высокой площадки, находящейся за престолом, куда помещают семисвечник и крест.
  3. Жертвенника, где готовится хлеб и вино для Таинства.
  4. Сосудохранилища и ризницы, в которых расположены священные сосуды и облачения священников для богослужения.

Иконостас отгораживает «Небо на земле» от остальных частей собора, заставлен иконами, в нём расположены врата. В центральные, называемые царскими, разрешено входить только священнослужителям. Врата с северной и южной стороны — для диаконов.

Образ Спасителя помещён справа от центральных врат, слева – икона Богоматери. После образа Спасителя место храмовой иконы, на которой изображён наиболее почитаемый святой, с чьим именем связано освещение храма.

Церковный придел

По традициям русской православной церкви не разрешается совершать более одной литургии в течение одного дня на одном и том же престоле. Поэтому устанавливаются в храме дополнительные престолы, для которых или выделяются части в основном здании, или делаются пристройки снаружи.

Называют их приделами или пареклесиями, располагаются они в южной или северной стороне помещения. Наличие нескольких церковных приделов иногда не просто усложняет структуру храма, а и создаёт целый комплекс.

Престол

Является освящённым столом, нижняя одежда которого – белое полотно, верхняя – цветная дорогая ткань.

Это место для священных предметов, специфика которых в том, что прикасаться к ним разрешено только священнослужителям.

Жертвенник в православном храме

Находится с левой стороны от престола. Высотой жертвенный стол такой же, как и престол.

Используется для обряда приготовления вина и просфир, которые нужны для причастия.

Амвон

Это место в виде полукруглого выступа по центру солеи, с которого священником произносятся речи и проповеди.

Как содержалась церковь

Теперь несколько слов о мирском. На содержание церкви верующие должны были уплачивать специальный налог — десятину. Как уже понятно из названия, это десятая часть первоначально урожая, впоследствии от приплода скота, а дальше десятина взималась, в том числе, и с доходов ремесленников — горожан. Десятина стала основной статьей доходов церкви.

Существенным подспорьем являлась также и продажа индульгенций. Индульгенция в переводе означает «милость», и на самом деле понималось под индульгенцией совсем не то, что мы имеем в виду сегодня. Дело в том, что индульгенция представляла собой грамоту, которая давала человеку освобождение от церковного наказания за какой-то совершенный грех. В ответ человек должен был совершить доброе дело.

Так как под добрым делом все чаще и чаще стали пониматься пожертвования в пользу церкви, то постепенно индульгенцию стали рассматривать, как продажу прощения за совершенный грех. Таким образом, в религии всегда господствует мирское и духовное.

Но ведь ещё Христос говорил: «Богу богово, а Кесарю кесарево».

Проституция: процветание

Проституция процветала в Средневековье. В крупных городах проститутки предлагали свои услуги анонимно, не раскрывая настоящих имён, и это считалось честной и вполне приемлемой профессией. Можно сказать, что в то время Церковь молчаливо одобряла проституцию, по крайней мере, ничем не пыталась ей препятствовать.

Как ни странно, товарно-денежные отношения в сексуальных связях расценивались как способ предотвращения супружеской измены (!) и гомосексуализма, то есть как то, без чего невозможно обойтись.

Святой Фома Аквинский писал: «Если мы запретим женщинам торговать своим телом, похоть выплеснется в наши города и разрушит общество».

Наиболее привилегированные проститутки работали в публичных домах, менее — предлагали свои услуги на городских улицах, а в деревнях нередко было по одной проститутке на всё селение, и её имя было хорошо известно жителям. Однако там к проституткам относились с презрением, их можно было избить, изуродовать или вовсе бросить в тюрьму, обвинив в бродяжничестве и разврате.

Контрацепция: делайте что хотите

Церковь никогда не одобряла контрацепцию, так как она препятствует рождению детей, но большая часть усилий церковников была направлена на борьбу с «неестественным» сексом и гомосексуализмом, поэтому в вопросе предохранения люди были предоставлены сами себе. Контрацепция рассматривалась скорее как незначительный моральный проступок, чем серьёзное прегрешение.

Кроме наиболее распространённого способа предохранения путём прерывания полового акта, люди также пользовались презервативами из кишечников или мочевых и желчных пузырей животных. Такие презервативы использовались по много раз.

По всей видимости, их функция состояла не столько в защите от нежелательной беременности, сколько в профилактике венерических заболеваний, в частности, широко распространённого в Европе сифилиса.

Также женщины готовили отвары и настои из трав, которые затем помещались во влагалище и с разной степенью эффективности играли роль спермицидов.

Сексуальные дисфункции

Если мужчина по неизвестной причине не мог заниматься сексом, Церковь отправляла к нему «частных детективов» — умудрённых опытом деревенских женщин, которые осматривали его «хозяйство» и оценивали общее состояние здоровья, пытаясь выявить причину полового бессилия.

Если пенис был деформирован или имелись другие заметные невооружённым глазом патологии, Церковь давала разрешение на развод в силу неспособности мужа к продолжению рода.

Многие средневековые европейские врачи были поклонниками исламской медицины. Мусульманские врачи и фармацевты первыми обратили внимание на такую проблему, как эректильная дисфункция, и разработали лекарства, терапию и даже специальную диету для таких пациентов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...