Ценностные предпочтения молодёжи в условиях духовного кризиса. Проблемы духовности молодежи в современном мире

Общее понятие

Духовный кризис:

  • связан с понятием внутреннего развития человека;
  • является неотъемлемой составляющей человеческой жизни, критическим и переходным этапом психологического состояния личности, который приводит к внутренним метаморфозам и духовному развитию;
  • часто сопряжен со страхом, одиночеством, депрессией, унынием и отчаянием, появляющимися вследствие пережитого стресса.

Общепринятого и окончательного определения этого явления нет. Но оно давно изучается, и каждый исследователь внес свой вклад в понимание сути этого состояния и поиски способов борьбы с ним.

О проблемах духовного искания молодежи

duhovnye-problemy-molodezhi_1.jpg

Выступление митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви 5 ноября 2009 г. на Круглом столе на тему: «Молодежь и ее духовые искания в зеркале современной православной литературы»

Тема сегодняшнего круглого стола избрана не случайно. Святейший Патриарх в своих выступлениях не раз указывал, что воспитание молодого поколения является стратегически важным делом, от результатов которого зависит судьба всего общества, а значит и судьба Церкви. Поэтому данным вопросам необходимо уделять особое и пристальное внимание.

Хорошо известно, что период молодости человека – это как и время наиболее активного становления его личности, так и время наиболее опасное для дальнейшей его судьбы. Отношение к жизни в юном возрасте, как отмечают многие психологии и педагоги, буквально соткано из различных противоречий. Одним из таких является сочетание так называемого «максимализма» и недостатка опыта самостоятельной жизни.

В молодом возрасте у человека бывают большие запросы, зачастую поступая по принципу «все или ничего», молодой человек часто не замечает простых и важных вещей. Так, например, молодые люди, стремясь к будущей блестящей карьере, очень часто попадают под власть формального отношения к своему образованию, и в то же время, совсем не заботятся о духовно-нравственном своем развитии. Вступая во взрослую жизнь, они не имеют опыта противодействия греху. Он думает, сам своими силами все может преодолеть и всего достичь. К сожалению, современная школьная среда этому способствует. Школьное образование лишено сейчас просвещения и духовно-нравственного формирования личности. Школа нацелена на то, чтобы готовить бизнесменов, менеджеров, но просветительское значение школы стоит среди «прочего». Но без научения духовным основам жизни трудно сказать, какой будет наша молодежь, когда вырастит.

Наше общество должно усвоить, что эпоха «неведомого бога» прошла. Более двадцати веков человечество исповедает: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоан.1:9) – это Господь Иисус Христос. Только через Него происходит подлинное просвещение сердца и разума всякого человека, давая истинное понимание и значение жизни человека. Вне Христа все в жизни теряет смысл. Еще Премудрый Екклесиаст сказал: «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!» (Еккл. 1, 14).

Человечество постоянно подвергается искушению праотцев — иллюзорной возможностью стать богами без Бога. Так, начиная с 16 века, теоцентризму христианского гуманизма противостоит человекобожие гуманизма ренессансного.

Несмотря на внутреннюю противоречивость такого гуманизма, его беспощадная критика в отношении христианства, традиционных институтов, обычаев и морали, не раз появится на знаменах буржуазных революций и просвещенного абсолютизма.

Впервые отвергнув всякую иную очевидность, кроме материальной, и провозгласив истинным исключительно рациональное знание, на мировую философскую арену вышли французские материалисты. Не разработав своего положительного учения, первые атеисты возомнили себя просвещенными гениями, вставшими в жесткую оппозицию любой традиции. Подобно мифическим титанам они вознамерились победить «небо». Благодаря большому полемическому пылу и популярности в обществе, это профанное мировоззрение получило широкое распространение.

Установлению культа рационального знания во многом способствовали труды первых энциклопедистов. Предполагалось что научное знание со временем не оставит места религии, рационально объяснив все стороны жизни человека. Опыт прошедших веков выявил наивность такой точки зрения. Напротив духовное невежество часто является показателем низкой эрудированности человека.

Необходимость духовного просвещения можно продемонстрировать на следующем не далеко отстоящем по времени от нас примере. Старшему поколению должно быть известно одно очень крупное советское просветительское общество и одноименное издательство «Знание», ранее называвшееся «Общество по распространению политических и научных знаний». Издавая широкий спектр научной-популярной литературы, эта организация была основным рупором научного атеизма в нашей стране. В середине 80-х годов редакционная политика этого издательства кардинально меняется. Устав упорно отрицать существование огромного мира духовных феноменов, партийное руководство легализовало на страницах журналов самые дикие суеверия, магизм, неприкрытое духовное шарлатанство. Издатели не удостоили маломальским вниманием христианское богословие, сосредоточившись на пестром калейдоскопе пантеистических религиозных систем. У простого обывателя настойчиво формировали искаженный образ духовности — народной религии (язычества). Образ «духовного» человека насаждался как обладающего специальным набором неких таинственных иррациональных знаний о человеке и мире. Знание здесь является также конечной целью, но знание не Бога Творца, а мира духов. Это все распространялось и сейчас распространяется среди разных слоев общества и особенно молодежи.

Как трудно было Церкви противостоять этому потоку оккультизма и эзотерики. Сегодня мы должны вновь и вновь возвышать свой голос в обществе, призывая словами апостола и евангелиста Иоанна «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1Ин.4:1)

Поэтому когда говорится, собственно, о христианском просвещении современной молодежи, то это значит, что перед нами неизбежно возникает проблема апологии Евангелия. В процессе христианского просвещения мы должны главное место отводить православному богословию (понятие православного богословия здесь употреблено в смысле рационального, систематического и целостного осмысления и раскрытия истин Божественного Откровения).

Начиная со второго века, христианское богословие формировалось как ответ на различные мировоззренческие вызовы. Сама природа богословской мысли изначально является апологией. Но, накопив колоссальный многовековой богословский опыт, Церковь не должна сейчас довольствоваться только им. Ныне не достаточно издавать одни только достижения богословской мысли прошлого, но необходимо на их основе создавать современные богословские исследования по актуальным вопросам, которые были бы способны современному человеку показать всю красоту, глубину и истинность Православия.

Причиной этому является стремительное развитие различных областей науки в ХХ и в начале ХХI столетия, в результате чего перед человечеством встал многочисленный ряд небывалых до этого проблем мировоззренческого характера. Во многих науках был совершен целый ряд фундаментальных открытий, появилось огромное множество направлений в человеческой мысли, создано практически новое терминологическое поле, новый язык и формы человеческого общения, в обиход современного человека вошли совершенно новые представления о мире, что радикально изменило и продолжает интенсивно изменять жизнь всего человечества. По причине всего этого менталитет современного человечества серьезно отличается даже от менталитета людей ХХ века, не говоря о тех, кто жил в XIX в. Это очень хорошо видно при сравнении литературы ХIХ века с литературой второй половины ХХ столетия. Поэтому сегодня стало особенно важным и актуальным донести до современного человека истины православного вероучения понятным и доступным для него языком, и при этом донести максимально обоснованно и убедительно.

В России в ХХ в. научное знание формировалось в отрыве от христианского мировоззрения, советская школа, включая и высшую школу, была враждебна к религии. И сейчас, если и не проявляется враждебность, то сознание ученого мира не пронизано христианским мировоззрением. Нередко мы встречаемся с людьми, которые называют себя христианами, но в своей душе не приняли Христа. Это ставит перед нами сейчас очень важную задачу — задачу диалога православного богословия с современным научным и философским сообществом. Это является проблемой, решать которую необходимо. Только таким путем мы можем ответить на проблемные духовные и интеллектуальные запросы современной интеллигенции.

Одним из положительных примеров диалога науки, философии, религии могу назвать проводящиеся в г. Дубне при Объединенном институте ядерных исследований конференции. Материалы, которых следует проработать для выявления новых граней соприкосновения с миром науки и философии.

Интересный пример, продуктивного подхода, продемонстрировали некоторые богословы ХХ столетия, такие как прот. Георгий Флоровский, В.Н.Лосский, прот. Александр Шмеман, прот. Иоанн Мейендорф, митр. Иоанн Зизиулас, Христос Яннарас и др. Работая в направлении т.н. неопатристического синтеза они смогли богословски переработать некоторые идей философии экзистенциализма и персонализма.

Отдельно следует отметить, этические дилеммы в науке и медицине. Яркие примеры таких проблем: эвтаназия, смена пола, искусственного оплодотворения, пересадки органов и целый пласт вопросов генетики и т. д. Все это требует углубленного осмысления с позиций церковного вероучения. Мы можем удивляться этим вопросам, но современные молодые люди встречаются с этим уже в школьных учебниках, в программах телевидения, это обсуждается в интернете.

Решение этих проблем требует колоссального богословского ресурса, который может появиться только при соответствующем богословском образовании. Таким образом, вопросы должного уровня богословского образования являются ключевыми в процессе христианского просвещения. В свою очередь эти вопросы могут быть решены только при наличии самого широкого спектра религиозно-богословской литературы, начиная от самой древнейшей христианской письменности, и заканчивая самыми последними религиозно-богословскими изысканиями, поскольку, как известно, книга является основным источником образовательного процесса. Только при самом широком объеме данной литературы должен сегодня решаться вопрос о развитии православного богословия и, соответственно, православной миссии, так как вынуждены, как мы уже указывали, отвечать на огромный поток нововыявленных проблем, исходя из церковного предания.

Развивать современную богословскую мысль следует и в литературе. Духовные идеи хорошо воспринимаются в жанре художественной литературы. Яркий пример тому — труды Ф.М.Достоевского. Думаю, что это очень перспективное направление, потенциально способное донести до очень широкого круга читателей истины Евангелия.

Вместе с тем необходимо отдельно остановиться на исторической литературе. Сейчас особенно остро встал вопрос о методах исторического исследования и его изложения. Следуя знаменитому афоризму Цицерона «Historia est magistra vitae» (история — учительница жизни) должны проводиться и излагаться различные исторические исследования. В противном случае, сложно будет признать за ними реальную практическую, духовно-нравственную ценность.

Еще одно очень важное направление, которым нам необходимо заниматься — детская литература и литература, адресованная молодежи. Здесь надо стремиться излагать все основные истины христианского вероучения и нравоучения совместно, чтобы у ребенка формировалось понимание нравственности как основной составляющей этого опыта богообщения. Это является важным, так как основные принципы жизненной позиции закладываются у человека уже в юном возрасте.

Не менее важной ныне является и литература, адресованная молодежи. К сожалению, это направление у нас очень слабо развито. В молодом возрасте духовные и интеллектуальные запросы зачастую гораздо сильней, нежели в другие периоды жизни человека, поскольку именно в это время происходит наиболее активная фаза становления личности.

В заключение скажу. Истинный свет жизни всех людей — Господь наш Иисус Христос. Истинное просвещение души – то Божественное знание, которое Он открыл людям. Это знание дает человеку жизнь вечную.

Пути решения проблем духовности современной молодежи

Характеристика системного подхода к решению проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи.

В ситуации острого духовно-нравственного кризиса в стране неэффективно последовательное решение обозначенных проблем. Разовые и локальные меры не приведут к кардинальному изменению ситуации. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Системность подхода определяется выделением приоритетных аспектов деятельности, связанных единой целью, общими формами организации и управления. Обозначим и кратко охарактеризуем семь основных аспектов системы духовно-нравственного воспитания:

1) Содержательный аспект системного подхода предполагает решение первых указанных нами проблем — разработки методологии, подробного описания всех элементов и форм бытования православной культуры; формирования системы общественного духовно-нравственного воспитания и образования в условиях современного секуляризованного окружения.

Научное осмысление, разработка содержания православной культуры и духовно-нравственного воспитания в конечном итоге направлено на

  • — воссоздание и акцентирование различными средствами национально-культурного компонента в идеологии, образовании, искусстве, науке;
  • — интеграцию традиционного содержания и мировосприятия в различные области знания;
  • — воссоздание и творческое укоренение традиционного уклада в жизни семьи и общества.

Большая роль в осуществлении этих мер отводится системе образования. Содержательный аспект системного подхода включает в себя разработку содержания духовно-нравственного воспитания и образования

  • а) на уровне отдельного учебного курса,
  • б) в виде «сквозной» составляющей, интегрированной во все школьные предметы; профессиональное; дополнительное образование; воспитание через средства массовой информации.
  • 2) Возрастной аспект дает возможность выстроить (содержательно и организационно) комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию для разных возрастных групп детей, подростков, молодежи.
  • 3) Институциональный аспект системного подхода предполагает одновременное включение духовно-нравственной компоненты в воспитательную деятельность всех социальных институтов: семьи, разных уровней системы образования, государственных учреждений и общественных организаций.

Следует выделить приоритетную важность включения духовно-нравственной компоненты в семейное воспитание. Проблему преодоления духовно-нравственного кризиса общества невозможно решить без осуществления комплексного культурно-просветительного влияния на семью. Семья является основой формирования системы жизненных ценностей и отношений ребенка, используемой им затем в качестве инструмента освоения социальной среды. Комплекс мер социально-культурного, медико-педагогического и духовно-нравственного сопровождения семьи на разных этапах ее развития поможет возвращению семье функции воспитания детей как «питания» не только телесной, но и духовной пищей.

Институциональный уровень системного подхода к духовно-нравственному воспитанию предполагает преемственность, взаимосвязь и координацию педагогической деятельности разных социальных институтов. Чрезвычайно значимо в этом отношении формирование нормативно-правовой и организационной основы взаимодействия государства с Русской Православной Церковью, обеспечение активизации и поиск новых форм участия Церкви в процессе духовно-нравственного воспитания.

  • 4) Кадровый аспект предусматривает поэтапную реализацию системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке специалистов различного уровня (представителей администрации; управленцев и практических работников образования, здравоохранения, культуры) в вопросах духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи на традиционной основе.
  • 5) Организационно-политический аспект. Учитывая сложность решения проблемы на федеральном уровне, более перспективным представляется сегодня выстраивание системы духовно-нравственного воспитания на уровне региональном, в рамках регионального компонента образования. На основе существующих и вновь подготовленных нормативно-правовых документов возможна реализация комплексных региональных программ по духовно-нравственному воспитанию. Сегодня в регионах есть политические силы и определенные ресурсы, для осуществления мер по духовно-нравственному воспитанию на уровне областей, городов, муниципальных центров.

На этапе подготовки региональных социально-педагогических программ возможно проведение общенародного Референдума по вопросу духовно-нравственного воспитания на традиционных для России православных основах.

  • 6) Экономический аспект системного подхода дает возможность изыскания средств на реализацию комплексной программы духовно-нравственного воспитания из различных источников, включая федеральный и региональные бюджет, а также иные источники финансирования: в первую очередь — целевые фонды развития духовно-нравственной культуры и образования.
  • 7) Управленческий аспект. Его выделение в системе духовно-нравственного воспитания детей и молодежи позволяет включить в процесс решения проблемы все существующие структуры (социальные и институциональные) и обеспечить новые формы организации их взаимодействия. Это необходимо в условиях, когда ни одна из действующих структур не может решить проблему духовно-нравственного воспитания в полном объеме.

Таким образом, системный подход предлагается как организационная форма программного управления духовно-нравственным воспитанием детей и молодежи на уровне региона.

История проблемы

Сколько себя помнит человечество, столько и шла борьба с безнравственностью.

Источником же нравственности для человечества являются Божественные заповеди, переданные через пророков и посланников, коих было свыше 124 тысяч. Все пророки Всевышнего призывали к Единобожию, чистоте помыслов и деяний. За это их убивали, подвергали гонениям и мучениям. Всегда были те, кто боролись против истины, но также были и те, кто принимали ее, и таких, конечно, было большинство.

В разные эпохи и духовные ориентиры были разными. Иногда люди, руководствуясь ими, творили такие вещи, от которых современный человек ужаснулся бы. Например, египетский фараон убивал всех новорожденных мальчиков, боясь потерять свое царство. Вспомнить те же Помпеи, Содом и Гоморру, уничтоженные Всевышним за их неверие, за переход границ дозволенного.

Если заглянуть в историю и обратиться к памяти человечества, мы четко увидим, что нравственные нормы поведения, вера, честь, достоинство, верность, любовь к Родине, чувство долга и данного слова всегда были превыше всего для тех, до которых дошла хоть малая часть Законов Всевышнего. Отголоски пророческих наставлений и то, что осталось от Священных писаний, за прошедшие века трансформировалось в сознании людей в моральный кодекс, который они чтили. И за эти ценности люди умирали.

На Руси «честное слово купеческое» было нерушимым и символизирующим искренность и прямоту.

История до недавнего времени помнит женщин всегда «с покрытой головой». Сбрасывали покрывала блудницы, вакханки, простолюдинки или те, кого хотели опозорить. Чем благороднее женщина, тем более она была закрытой – одеждой и оградой – от посторонних взглядов.

В Европе и Азии в старину девушки всегда одевались скромно и прикрывали тело – такую одежду сегодня называют хиджабом и относят только к мусульманам. На Руси о женщине, снявшей публично головной убор, говорили «опростоволосилась», и это считалось крайне неприличным.

«Мона Лиза» — портрет молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи примерно в 1503 году. Это одно из самых известных произведений живописи эпохи Возрождения, которое по современным критериям считается образом скромной женщины. Нет, наверное, человека, не видевшего эту картину. Однако, изучая историю ее написания, историки пришли к выводу, что этот образ символизировал девушку легкого поведения, поскольку женщины в те времена не позволяли себе открывать грудь и волосы.

Проблема «алкоголизма и потомства» во все времена волновала продвинутые умы человечества. Еще два тысячелетия назад Плутарх вывел знаменитую формулу «Эбрии эброис гигнунт» («Пьяница рождает пьяниц»). А Платон добился принятия закона, запрещающего распивать спиртное. Мудрец хорошо знал, что от спиртного особенно страдает неокрепший еще организм и что хроническими алкоголиками становятся в первую очередь те, кто пристрастился к вину с раннего возраста. В Древнем Риме казнили тех, кто пил до тридцати лет. Это объяснялось тем, что именно в эти годы человек обзаводится семьей, детьми. А в Карфагене действовал закон, запрещающий пить вино в те дни, когда исполнялись супружеские обязанности. Так что, как видим, человечество еще на заре цивилизации боролось за здоровое поколение. Процент искренности в те времена был высок. Любовь была чистой и неподдельной.

Наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), венец рода человеческого, который был ниспослан милостью для всех миров, открыл путь избавления от невежества и темноты к науке и свету, его наставления вот уже свыше 1400 лет воспитывают человечество. Благодаря ему, миллионы людей преодолели порог бедности, избавились от чувства страха, он избавил народы от анархии и насилия и привел к порядку. Все самое лучшее, что есть у человечества, унаследовано от пророков, а самым последним и самым великим из них является Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

Вот почему Всевышний говорит в Коране, обращаясь к Своему Любимцу (смысл): «Я не послал тебя, кроме как милостью для миров» (сура «Аль-Анбия», аят 107).

Определение термина в различных направлениях психологии

фото 174Известные психологи, попытавшиеся сформулировать определение духовного кризиса, или кризиса человеческой духовности, и изучавшие его, — Кристина и Станислав Гроф. Они одними из первых употребили это словосочетание, описывая специфичное состояние сознания, носящее сверхъестественный характер. В трансперсональной психологии нравственный кризис обозначают как трансперсональный духовный кризис. Это относительно новое направление психологии уже сыграло важную роль в изучении индивидуальных состояний человеческого сознания.

Владимир Козлов — сторонник деления целого на несколько частей — помимо духовного выделил другие виды личностного кризиса:

  • социальный;
  • материальный.

Он считал, что духовные переломы проявляются во влечении человека к глобальным переменам, его набожности, осознании высшего замысла существования. Козлов не был согласен с теорией Грофов и называл духовный кризис психодуховным.

Депрессивные настроения: сильный стресс, панические атаки и страх, незащищенность (и свобода), ощущение покинутости, разобщенности, чувство вины — в экзистенциальной психологии это не сопровождающие состояния с нравственными проблемами, а этапы жизни и ее самая суть. От того, насколько они управляемы индивидом, зависит вероятность возникновения духовного перелома.

Близко к определению кризиса, данному Грофами, определение из трансперсональной психологии, принадлежащее А. Дж. Дейкману. Он придумал свое название — мистический психоз, имея в виду все психотические настроения мистического характера.

Карл Юнг придерживался мнения, что перечисленные измененные состояния — необязательно следствие болезни (телесной или психической). Необычные эмоции, телесные ощущения, вызывающие дискомфорт, незаурядный ум и прочее ведут к изменению сознания, нравственному развитию.

Западная психиатрия, оказавшая огромное влияние на отечественную науку, не считает очевидные проявления кризиса патологией. Эти скрытые переживания под действием медицинских препаратов и процедур не позволяют развить особый потенциал, извлечь уроки и стать гармоничной личностью. Неоправданное потребление сильнодействующих препаратов подавляет реальное «Я» и несет мнимое ощущение стабильности и удовлетворенности.

Проблема духовно-нравственного развития молодежи и пути её решения

28.03.2016 5 056 2

Проблема духовно-нравственного развития молодежи приобретает особую актуальность в наше непростое время.

Государственная молодежная политики одной из первых призвана решать ее, но, в современных социально-экономических условиях это нелегко еще и потому, что сказывается негативное воздействие на молодого человека средств массовой информации, особенно телевидения и так популярной сегодня всемирной паутине Интернет. Условия жизни нашего сегодняшнего общества таковы, что приводят к усилению негативных факторов, действующих на личность, результатом которых является духовно-нравственное разложение значительной части нашей молодежи. Что мы понимаем под негативными факторами? Наркомания, игромания, алкоголизм, табакокурение, совершение правонарушений, экстремизм среди молодежи.

Совершенно очевидно, что наша молодежь на современном этапе переживает «духовный кризис», обусловленный теми самыми негативными факторами, а также различными негативными явлениями, которые происходят сегодня в политической, экономической и социальной сферах.

Поэтому духовно-нравственное воспитание молодежи является одной из приоритетных задач молодежной политики. Его реализация возможна в нескольких аспектах: культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры), нравственно-этическом (в контексте нравственного православно-христианского учения о человеке, цели его жизни), этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа). В основе национальных ценностей, духовных и нравственных ориентиров лежит наша тысячелетняя культура. Именно воплощением христианских идеалов наших предков являются величественные храмы, иконопись, литература. Поэтому так важно привлечь подрастающее поколение к отечественной духовной традиции.

Формы работы с молодежью в данном аспекте могут быть разнообразными: посещение духовных центров, встречи, беседы, «круглые столы» со священнослужителями, уроки нравственного воспитания. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, поэтому без изучения основ православной культуры невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком.

Как мною было сказано выше, бóльшая часть того, что молодежь слышит и видит в средствах массовой информации, не только не готовит к их ко взрослой, ответственной жизни, а наоборот, приобщает их к неправильным, греховным мыслям и поступкам.

Православное учение о вере, семье, о взаимоотношениях людей — мощное средство для решения проблем духовно-нравственного воспитания молодежи. А молодежная политика, в свою очередь, должна заниматься своевременной и эффективной профилактической работой, влияя на семью, организуя досуг молодежи, объединяя детей и подростков для совершения добрых дел и поступков. Народная пословица гласит: «К чему в юности привык, то в старости сделал». Сама жизнь подчеркивает ее правильность: ведь если человек еще в дни своей юности вступил на путь добра, то он твердо будет стоять на нем и в старости.

Начало нравственного кризиса

Чем больше люди отдалялись от Божественных заповедей, тем сильнее приходили в упадок мораль и нравы.

В объемном труде «Очерки истории цивилизации» английский писатель и историк Герберт Уэллс отмечает, что именно после признания эволюционной теории «началось настоящее разрушение морали». Почему? Эволюционисты утверждали, что человек есть лишь высшая форма животной жизни. Уэллс, сам эволюционист, в 1920 году писал: «Они решили, что человек — это такое же социальное животное, как и индийская охотничья собака. Они считали, что и в человеческой стае крупные собаки должны запугивать и подчинять».

На вопрос, c чего же началось в XX веке резкое падение нравов, аналитики и историки отмечают, что в прошлом столетии огромный вклад в падение нравственных ценностей внесли мировые войны.

Первая мировая война, знаменовала собой эпоху небывалого падения нравов. В кровавой бойне Первой и Второй мировых войн человеческая жизнь обесценилась. Экстремальные условия стерли моральные ограничения, и жизнь «на личном фронте» во многом столь же обесценилась, как и на полях сражений.

Эти войны нанесли сокрушительный удар по нравственной интуиции человека. Мир был вовлечен в чудовищное кровопролитие, миллионы людей были замучены.

А для России ситуация разворачивалась по еще более драматичному сценарию: революция, Гражданская война, в результате чего к власти пришли коммунисты, которые решили уничтожить истинную религию, веру во Всевышнего, назвав ее «опиумом для народа» и привнесли взамен «новую религию», веру «в светлое будущее». Все источники духовного и нравственного были заменены. Вместо Священных Писаний появились труды Ленина и Маркса, мечети и храмы превратились в клубы, святыми местами для паломничества стали памятники и мавзолеи.

Как известно, истинная нравственность берет начало только от истинной религии. А по замыслу коммунизм должен был укрепить устои нравственности и базироваться на вере «в светлое будущее». И поэтому, хотя в Советском Союзе нравственность была намного выше, чем на Западе, она долго не смогла удержать свои позиции и начала стремительно разрушаться, как и сама страна Советов.

Некоторое время люди еще пытались сохранять внешние приличия. Например, материалы для радио, телевидения и кинематографа проверялись на предмет нравственности — но недолго. В СССР это было поставлено на широкую ногу, и идеологическая пропаганда воспитала поколения на моральных ценностях коммунизма, но, к сожалению, все это было лишено истинной морали – религиозной. К 1960-м годам в мире начался резкий и неуклонный упадок цивилизации. Эта тенденция нашла свое отражение во многих странах.

В те годы падение нравов носило глобальный характер. В то же десятилетии наряду развивалось движение за права женщин, а социальная революция провозглашала так называемую «новую мораль».

Появились противозачаточные таблетки. Когда страх перед беременностью перестал сдерживать людей, «свободная любовь» без каких-либо обязательств со стороны партнеров» обрела большую популярность.

В то же время пресса, кино и телевидение уже не выступали за строгие моральные устои.

Уже к 1970-м годам появились видеомагнитофоны, и люди могли смотреть фильмы безнравственного содержания, которые постыдились бы смотреть в кинотеатре на виду у всех. Позже с распространением Интернета в любой стране у любого обладателя компьютера появился доступ к самой грязной, низкой порнографии.

Последствия такого падения нравов ужасают. «Двадцать лет назад,— вспоминает один охранник детской колонии,— когда к нам с улицы попадали дети, я мог поговорить с ними о добре и зле. Сегодня же они не имеют и малейшего представления, о чем я говорю».

Прежние ценности и нормы морали сменились духом легкомыслия и вседозволенности.

Мир, в котором мы сегодня живем, можно смело назвать временем дурных манер. Вместе со старым порядком ушли ценности, придававшие жизни значимость и смысл, новые же ценности было не так легко найти. Опыт старших поколений — их политические взгляды, стиль одежды, половая мораль поставили под сомнение. Поведенческую мораль постиг полный крах.

Забыв о вековых традициях приличия и чести, люди установили собственные нормы морали.

Многие утратили веру, а с ней и нравственные ориентиры. Всякая власть и авторитет, диктующие нормы жизни, упали в глазах людей. Так понятие добра и зла для них стало относительным.

Формы и различные состояния нравственного кризиса

Станислав Гроф акцентировал внимание на отдельных состояниях, считающихся наиболее трудно переживаемыми и давящими:

  • панике;
  • тревоге;
  • боязни;
  • фобиях.

Речь идет о беспричинном, неосознанном чувстве беспокойства, способном негативно влиять и на физическое состояние человека. Самый понятный нам страх, испытываемый в этом состоянии, — страх умереть или увидеть смерть. Человек становится одержим мыслью о приближающейся смерти, у него появляются депрессивные настроения и пустота во взгляде, зябкость, дрожь и другие симптомы.

фото 175

Его изводит чувство одиночества и брошенности. Ощущение ненужности знакомо многим, но во время духовного кризиса человек, даже регулярно находящийся среди других людей, не чувствует… себя у себя! Он теряет связь с Высшим разумом, с божественным началом, ему кажется, что никто и никогда не признает его своим. В таком состоянии люди нередко становятся самоубийцами.

Помешательство, одержимость, безрассудство — злую шутку с людьми играет богатое воображение. Бегство от реального мира позволяет создать им свой собственный идеальный мир. У них начинаются видения, появляется боязнь лишиться разума. Они догадываются, что чувствуют и видят по-особенному, в то время, как в целом здоровы.

Обособленное поведение является следствием одиночества Например, человек отождествляет себя с индиго, намеренно (или нет) отгораживаясь от социума. Если однажды он оказался непринятым или непонятым группой, это может наложить отпечаток на всю его жизнь и ему будет трудно уживаться в коллективе.

Текст научной работы на тему «Система ценностных ориентаций молодежи как отражение кризиса духовной жизни общества»

Власова Виктория Николаевна

доктор философских наук, профессор кафедры педагогики ФПК и ППС,

Ростовский государственный университет

Щербакова Лидия Ильинична

доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой социология и психология,

Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ)

имени М.И. Платова

Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор

кафедры управления персоналом и социологии,

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Victoria N. Vlasova

doctor of Philosophy, candidate of pedagogical sciences, professor of the chair of

pedagogics of the faculty of pedagogical sciences and the faculty of education,

Rostov State Medical University

Lidiya I. Scherbakova

Doctor of sociological sciences, professor

Head of the Department «Sociology and psychology» Platov South-Russian State

Polytechnic University (NPI)

Sergey I. Samygin

Doctor of Sociology, Professor

of chair of human resource management and sociology Rostov state economic university (RINH) darya.maksimovich@gmail.com

Система ценностных ориентаций молодежи как отражение кризиса духовной жизни общества

The role of patriotic education in shaping the social health of Russian student youth

Аннотация. Состояние кризиса духовной жизни общества приводит к определенному переформатированию и деформации сознания населения, и прежде всего, молодежи. Молодежь, будучи своеобразным индикатором различных трансформаций в обществе, сопровождающихся размыванием духовно-нравственных критериев, определяет в целом потенциал развития

общества: от выбора ценностных ориентиров напрямую зависит и будущее молодежи, и будущее функционирование социума.

Ключевые слова: молодежь, ценностные ориентации, духовность, духовная жизнь общества, кризис духовной жизни.

Abstract: The state of the crisis of the spiritual life of society leads to a certain reformatting and deformation of the consciousness of the population, and first of all, of the youth. Young people, as a kind of indicator of various transformations in society, accompanied by erosion of spiritual and moral criteria, determine the overall development potential of society: the future of youth and the future functioning of society directly depend on the choice of value orientations.

Keywords: youth, value orientations, spirituality, the spiritual life of society, the crisis of spiritual life.

Длительный период реформирования в российском обществе и крайне противоречивый характер его развития привел к состоянию кризиса духовной жизни, который является следствием пережитой обществом культурной травмы [1]. Как известно, духовный и культурный кризис всегда сопровождает общество в эпоху коренных изменений, поскольку факторы, обусловившие этот кризис, коренятся в переоценке базовых социокультурных ценностей и трансформации основных социальных и культурных институтов, моделирующих социальное и духовное здоровье россиян [2]. В своем основании кризис духовной жизни имеет отказ социума от традиционных ценностных ориентаций, существовавших веками и служивших духовными ориентирами.

Обращение к проблеме системы ценностных ориентаций молодежи связано с необходимостью осмысления сложного, противоречивого духовно -нравственного состояния, которое переживает российское общество.

Проблематика исследования ценностного мира молодежи привлекает внимание многих современных представителей социально-гуманитарных наук. Так, проблема ценностных ориентаций молодежи рассматривается в работах: М.К. Горшкова, Ю.А. Зубок, Д.Л. Константиновского, В.Т. Лисовского, В.А. Лукова, Э.В. Чекмарева, В.И. Чупрова, Ф.Э. Шереги и др.

О том, что система ценностных ориентаций молодежи являются отражением состояния духовной жизни общества, пишут многие авторы. Так, по мнению М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги ценностные ориентиры и духовно-нравственные установки молодежи являются результатом процесса ее социализации, в ходе которого нормы социальной и духовной жизни общества интериоризуются в ценности личности [3].

Проблеме изучения духовной жизни общества и кризисных явлений в нем посвящены социально-философские, культурологические и социологические исследования и наиболее яркими учеными в этой области считаются: Е.В. Викторова, К.С. Таланова, С.Б. Токарева, Ж.Т. Тощенко, А.К. Уледов, Д.В. Филюшкина, З.М. Хачецуков, С.В. Хомутцов, Т.И. Яковук.

Состояние всеобщего социокультурного кризиса и кризиса духовной жизни проявляется в разрушении традиционной культуры общества, и в первую очередь, в разрушении ценностного мира молодого индивида. В этих

условиях, как пишет в своей монографии Д.В. Филюшкина, «духовная люмпенизация как продвижение человека и общества к примитивной и низкой духовности в процессе социокультурных изменений и ее проявление в ценностном мире и коммуникативно-поведенческих практиках приобретает статус актуальной научной проблемы» [4, с. 8].

Прежде чем приступить к анализу ценностных ориентаций молодежи, необходимо остановиться на рассмотрении специфики духовности, поскольку именно она выступает исходной категорией, включающей различные элементы духовной жизни общества, среди которых во главе угла стоят социокультурные и духовные ценности молодежи.

Следует указать, что в современной научной литературе духовность рассматривается в качестве активного начала, созидающего мир культуры человека. В соответствии с анализом современных научных трудов, светское понимание духовности личности связывается со сферами морали, науки.

Духовность, по мнению Е.В. Викторовой, можно определить как некую совокупность морально-нравственных и интеллектуальных интересов, имеющих первоочередную значимость как для личности, так и для социума. Суть духовности молодежи заключается не в аккумулировании знаний, а в формировании их ценности, приобретении и понимании их смысла. Кроме того, проблема духовности — это проблема отношения молодого человека к себе, социальному окружению, обществу, природе [5].

Духовная жизнь общества, будучи сложным, целостным активно-творческим процессом деятельности людей, направлена на освоение и преобразование мира, созидания, сохранения, обогащения и освоение культуры в ходе которого удовлетворяются, продуцируются, развиваются человеческие ценности и потребности. Духовная жизнь молодежи определяется как способ воспроизводства молодежью ценностей культуры, который опирается на материальные практики и определяет их.

Кризис духовной жизни общества детерминируется, в первую очередь, противоречиями внутреннего характера: утратой идеологии и ломкой культурных традиций, изменением привычного ритма жизни и дезориентацией в социокультурном пространстве, усилением социальной апатии и нарастанием духовного отчуждения, переоценкой социальных и духовных ценностей, особенно среди молодых людей.

Так каким же образом происходит и чем характеризуется эта переоценка ценностей в сознании современной молодежи?

Согласно результатам социологических исследований Центра социологии молодежи ИСПИ РАН, тенденции трансформационных изменений ценностных ориентаций современной молодежи в условиях неопределенности и кризиса духовной жизни заключаются в том, что:

— во-первых, для процесса формирования ценностной структуры молодежного сознания характерно противоборство двух пластов -традиционного (духовного, высоконравственного) и современного (потребительского, прагматичного), причем наблюдается тенденция

движения по направлению к современным ценностям в противовес традиционным ;

— во-вторых, трансформационные изменения, наблюдающиеся в структуре ценностных ориентаций молодежи, отражают процесс рационализации молодежного сознания, поскольку в них явственно обнаруживаются противоречия между рациональными и духовно -нравственными ценностями, что, безусловно, является отражением кризисных явлений духовной жизни [6, С. 559].

В структуре ценностного сознания современной молодежи превалируют индивидуалистические, дифференцирующие ценности, связанные с достижением личностно значимых целей, в то время как интегрирующие ценности утратили свои доминирующие позиции.

Как отмечают большинство молодых людей (таковых 64%), для современной молодежи характерен «моральный релятивизм», нигилизм, цинизм, эгоцетризм, равнодушие к идеалам. Причина этого, по мнению самой молодежи, заключается в том, что «многие унаследованные от прошлого социокультурные и духовные ценности приобретают характер анахронизмов, разделять которые означает обречь себя на неуспех» [3]. Так, по данным исследований, 46% молодых респондентов убеждены, что сформировался уже другой нравственный мир, в котором они живут, мир, отличный от того, который был ранее, и многие социокультурные ценности и традиционные моральные нормы уже устарели. Большинство молодежи (порядка 55%) признают, что их жизненный успех в значительной степени зависит от умения поступиться собственными принципами и согласиться с тезисом, что «современный мир жесток, и чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать моральные принципы и нормы» [3, с. 125].

Трансформация базовых ценностей российского общества разрушила социализационные механизмы функционирования социума, что не замедлило сказаться и на характере трудовых ценностей, претерпевших основательные изменения в молодежной среде. Как результат трансформационных процессов и кризиса духовной жизни произошла кардинальная переориентация российской молодежи от предпочтения нематериальных (социальных и духовных) ценностных ориентаций к ценностям материально-экономического характера. Исходя из анализа трудовых молодежных ценностей, условий их формирования и изменения на современном российском рынке труда, можно считать, что главными тенденциями в сфере трансформации трудовых ценностей молодежи выступают: дегуманизация, инструментализация и прагматизация [7].

Такого рода трансформация трудовых ценностей молодежи объясняется тем, что в противовес советскому времени, духовная сфера молодежи была выведена за рамки государственных институтов и вытеснена моделями выживания и приспособления, ей была предоставлена т.н. свобода.

Как отмечает Т.И. Яковук, превалирующими тенденциями изменения духовной сферы жизни молодежи в условиях трансформирующегося общества и кризиса духовной жизни общества являются: плюрализация и

либерализация ценностных ориентаций этой группы; рационализация ценностно-нормативного сознания молодежи, выражающаяся в переориентации духовных ценностей с нематериальных на материальные; прагматизация и «деэтизация сознания, понимаемая как процесс коррозии моральных оснований саморегуляции в молодежной среде» [8, с. 15-16].

Незавершенность в молодежном сознании процесса формирования мотивационно-потребностной, социально-ценностной и духовно-нормативной сфер, с одной стороны, и кризис духовной жизни, детерминированный трансформацией духовного пространства общества, с другой, — неизбежно ведут «к изменению мировосприятия и новым формам рационализации духовной жизни молодежи», причем формой этой рационализации выступают прагматизация молодежного сознания, снижение уровня духовно-нравственных императивов, а также «отсутствие строгих норм в механизме саморегуляции духовной жизни молодежи» [8, с. 27].

Какими же видятся основные направления преодоления кризиса духовной жизни и защиты ценностного мира молодежи?

1) Состояние всеобщего социокультурного кризиса и кризиса духовной жизни можно преодолеть путем возрождения традиционной культуры общества.

2) Преодоление кризиса духовной жизни и духовное совершенствование личности в обществе должно быть связано с нахождением цементирующего общество идеала, национальной идеи, объединенных общечеловеческими ценностями, что, в свою очередь, позволит преодолеть внутренние противоречия в молодежном сознании [9].

3) Уменьшению последствий кризиса духовной жизни будет способствовать преодоление индивидуализма в сознании молодежи путем укрепления ее коллективизма, вне коллективных форм взаимодействия индивид не может полноценно развиваться и самореализовываться [10].

4) Важным направлением по пути преодоления кризиса духовной жизни и защиты ценностного мира молодежи является формирование общественными и культурными институтами гармоничного образа «нового человека», культивирование нравственных форм поведения, ориентированных на всеобщее, в противовес частному. В этой связи молодежь необходимо вовлекать в созидательную общественно полезную деятельность, что повысит мотивацию к труду и уменьшит инструментализацию и прагматизацию трудовых ценностей.

1. Щербакова Л.И., Гафиатулина Н.Х., Самыгин С.И. Социальное здоровье российской молодежи в свете теории социокультурной травмы. 2017. №6-7. С. 90-94.

2. Гафиатулина Н.Х. Состояние институциональных субъектов, моделирующих социальное здоровье российской молодежи // Инженерный вестник Дона. 2014. Т. 28. №1. С. 75. URL: http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2014/2296.

3. Горшков М.К. Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. Второе издание, дополненное и исправленное. М., 2010. 592 с.

4. Филюшкина Д.В. Духовная люмпенизация российского общества: детерминирующие факторы и социальные проявления. Ростов н/Д.: СКНЦ ВШЮФУ, 2014. 230 с.

5. Викторова Е.В. Социология духовной жизни. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2010. 80 с.

6. Социология молодежи: энциклопедический словарь / отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М, 2008. С. 559.

7. Власова В.Н., Кротов Д.В., Самыгин С.И. Студенческая молодежь: проблемы профессиональной ориентации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. №10. С. 21-25.

8. Яковук Т.И. Фактор неопределенности в социокультурной регуляции духовной жизни молодежи: автореф. . уч. степ. д-ра социол. наук. М., 2006. 48 с.

9. Муллахмедова С.С., Шихалиева Д.С., Гафиатулина Н.Х., Загирова Э.М. Духовное развитие личности в условиях модернизации российского общества. Махачкала: ДГТУ, 2017. -189 с.

Современный мир

В настоящее время тревогу вызывает тенденция ослабления главных функций семьи – воспроизводства и социализации детей. Ухудшение демографической ситуации, рост количества детей, рожденных вне брака, количества разводов, а также существенные изменения во взглядах на брак, на роль матери и отца в духовном благополучии ребенка – все эти факторы носят устойчиво-регрессирующий характер.

Помимо этого всюду царит обман, культура надувательства, коррупция проникла во все аспекты жизни, контрафактная продукция заполонила рынок, даже лекарства подделывают, не говоря о некачественных продуктах питания. В современном мире покупается и продается почти все, даже честь и жизнь человека.

Можно купить экзамены, дипломы, спортивные победы.… Всего и не перечислить.

Добавить сюда можно нарушение этики и правовые махинации, и перед нами — беспрецедентный по своим масштабам нравственный кризис.

Конечно, мир не без добрых людей. Однако можно часто услышать: «А что мне это даст? Что я с этого буду иметь?». Дух эгоизма стал принципом жизни.

Падению Римской империи и других цивилизаций способствовали повсеместный эгоизм и безнравственность. Учитывая сегодняшнее положение дел, человечество должно задуматься над тем, каких последствий можно ожидать.

Русская Община

duhovnye-problemy-molodezhi_2.jpgТрадиции русской православной культуры имеют для нас непреходящее значение. Но в наши дни, к сожалению, именно они подверглись забвению. Что же происходит в нашем обществе? Что ждет его в будущем?

Духовно-нравственные ценности играют важнейшую роль в жизни человека и общества. Именно они определяют отношение человека к различным явлениям, мотивируют его деятельность, и, разумеется, определяют всей создаваемой нами культуры. Общество не может благополучно существовать и развиваться без единства ориентиров, которые бы объединяли людей, стали значимыми в их жизни. Именно это условие есть важнейшая основа стабильного развития любого современного государства.
Гражданское общество в современной России находится в глубоком духовном кризисе, который в полной мере отражается во многих сферах нашей жизни. Особенно заметен упадок культурных ценностей среди молодежи, которая забыла самобытные ценности русского образа жизни и русской ментальнос-ти, бросилась в губительную бездну подражания чуждой нам западной культуре. Молодое поколение в России утратило нравственные основы стабильного общественного развития, выраженные в идеях духовной преемственности православной культуры и традиций в жизни и воспитании.
С древних времен русские люди воспитывались на патриархальных ценностях, которые формировали такие нравственные качества как послушание, исполнительность, беспрекословное подчинение воле отца, царя, Бога. За много веков в России сформировалась национальная идея, которая лежала в основе единства всего гражданского общества Российской Империи. Молодежь жила духовными традициями православной этики, и идеалом ее была не могучая, не богатая, а «Святая Русь».

И, несмотря на то, что многие основы истинно русской культуры были надолго подорваны революцией 1917 г., сегодня мы наблюдаем процесс постепенного их возрождения.
В основе православной культуры стоит понятие духовности. Под ним прежде всего понимается не образованность, а святость, не рассудочная раздвоенность, а духовная целостность. Этому качеству характерно не внешнее подражание нравственным идеалам, а глубокое внутреннее одухотворение. Духовность личности воспитывается православной верой и церковностью, прививая человеку такие качества как любовь к Родине, смирение, миролюбие, самоотверженность, ответственность, терпение. Кроме того, православная духовность дарует человеку истинную свободу, которая открывает перед ним широкие возможности праведной и добродетельной жизни.
Одной из важнейших православных ценностей является нравственность, которая выражается в ориентации не на преходящее, но на искании вечного абсолютного добра и абсолютной правды. Ориентиры православного человека направлены не на получение практической пользы или достижение своекорыстных целей, но на возвышение духовных ценностей добра, красоты, веры, надежды, любви, справедливости. Православные ценности выражают в человеке присутствие начала высшей гармонии и потребности в ней.
В обществе, помимо стабилизации межличностных отношений, православная вера воспитывает и важнейшие гражданские ценности. В своем социальном учении она утверждает идеи государственности и православной ментальное™, к которым относятся общинность, державность, соборность, народность. На основе этих глубоко духовных начал у граждан формируется истинный патриотизм который находит активное выражение в социально-нравственном чувстве любви и служения своей Родине, народу, семье. На этом основывается стабильность развития гражданского общества и государства
Что же мы видим в современном российском обществе? Обратимся к его ценностям и ориентирам. В них уже давно исчезли высокие духовные традиции дореволюционной России Весь XX век нашему многострадальному народу упорно пытались навязать атеизм, вероломно приравнивая Православие к «мракобесию». Это оказало сильнейшее отрицательное влияние на уровень молодежной нравственности. Безбожная культура отвергла развитие индивидуальной духовности в человеке. Итоговым этапом на пути формирования современных молодежных ценностей стали переломные события конца XX века, когда рухнул коммунизм и возник глубокий идеологический кризис.
Прежде всего, молодое поколение подверглось сильному информационному влиянию со стороны Запада. Мы бессознательно стали подражать его культуре. Это страшное явление буквально опутало всю нашу жизнь, начиная от форм проведения досуга, манеры общения и заканчивая этическими и эстетическими ценностями, мировоззренческими ориентирами. Одежда, произведения искусства, литературы и даже различные «сленги» русского языка, все ориентировано теперь на западную моду, на бренды известных иностранных компаний, на т.н. «гламур». Молодые люди в России проникаются самыми безнравственными западными идеалами, которые основаны на «ценностях» рыночной экономики и формального практицизма. Фактически государство воспитывает в своих гражданах своеволие и вседозволенность, обеспечивая исполнение законов, но не прививая обществу глубоких национальных идей Мнимая «демократическая свобода» воспитывает бездуховность, закладывая в основу жизненных идеалов молодежи карьеризм, эгоизм, богатство, похотливость и еще многие другие пороки, которые не противоречат формальным законам. Возводя в высшую ценность «права человека», многие российские правозащитники подразумевают: «Бога нет, все позволено». Из этой «свободы» и берет начало все пагубное, что есть в «культуре» современной молодежи.
В настоящее время российское общество пытается ставить акцент на патриотическое воспитание молодых поколений. Однако патриотизм этот, к сожалению, не взывает к тем духовным основам русского человека, которым он сотни лет готов был верно служить. «За Веру и Отечество!» вот смысл праведного русского патриотизма, на смену которому сейчас, к несчастью, пришла одна лишь национальная мнительность и ожесточенность.
Молодежная культура в большинстве своем становится все более бездуховной, а рост числа различных субкультур свидетельствует о глубокой разобщенности российского общества. Но самым ярким показателем нравственного кризиса стало повсеместное распространение курения, алкоголизма, наркомании, ожесточения и пошлости среди молодыхлюдей.
Подобная деградация молодежных ценностей вызвана, прежде всего, превалирующим безразличием к традициям русской православной культуры. И виновато в этом во многом государство, которое не поддерживает православное образование. Российская система образования не дает молодому поколению ровным счетом никаких общезначимых нравственных приоритетов. Развивая систему образования в нашей стране, мы, к сожалению, не понимаем, что именно образы христианской религии, ее категорическая заповедь любви к ближнему наиболее общедоступное и действенное средство морального воспитания, которое необходимо сегодня прежде всего. Вместо этого с ранних лет детям, позже школьникам и студентам прививается разве что идея эгоизма, в основе которой лежат идеалы «успешности современного человека» Российскому образованию стремятся привить западные образовательные ценности и технологии, что неизбежно ведет к упадку духовной культуры. Фактически образовательные учреждения не создают у подрастающего поколения духовного стержня, мировоззренческого ориентира, консолидирующего начала, которое бы сплачивало русский народ на пути достижения общенациональных задач.
Все эти и многие другие проблемы составляют основу глубокого идеологического кризиса в современной России. Ценностные ориентиры подрастающих поколений утратили преемственность лучших традиций русской православной идеи. Без Православия нет русской культуры, а без развития родной культуры в нашей стране никогда не будет ни духовности, ни благополучия. Смысловая самоидентификация русской идеи наиболее полно выражена в понятии «Святая Русь». Нравственная направленность истинно русского самосознания заключается вовсе не в тех ценностях эгоизма, карьеризма и корыстолюбия, которые мы воспринимаем от Запада, а в искренней духовности, святости и любви к ближнему. Так зачем же мы так губим себя и наше будущее? Настало время глубоко и серьезно задуматься о путях нравственного развития России, и, прежде всего, основах воспитания молодежи.

Юрий Стариков

Взято из газеты клуба «Возрождение», № 10 (1) октябрь 2008 год
http://club-vozrojdenie.ru/load/22-1-0-82

Причины возникновения проблем и их последствия

Есть мнение, что переживание кризиса духовности — неизбежная часть человеческой жизни. Любые, даже самые тяжелые, моменты в нашей жизни способны перевернуть все с ног на голову и изменить привычный уклад. Смысл душевных терзаний заключается еще и в том, чтобы стать счастливее, очистить голову от ненужного хлама, перестать суетиться и беспокоиться по любому поводу, стать выше тяжелых обстоятельств. Какие конкретно причины приводят человека к духовным проблемам?

Внешние обстоятельства

К ним относятся:

  • серьезная болезнь и беспомощность, беременность и появление детей, наличие зависимости и невозможность от нее избавиться;
  • проживание в бедности либо феномен «денег некуда девать», резкие перемены (потеря состояния, семьи, работы, переезд);
  • излишняя энергичность, страх не успеть сделать что-то или сделать это неидеально (перфекционизм), хроническая усталость, выгорание.

По Владимиру Козлову, эти причины относятся к категориям: искаженное эго, нереализация личности, ощущение неполноты существования.

Для примера приведем несколько ситуаций, когда велика вероятность возникновения кризиса.

Ситуация 1. Живет человек в своем «болоте». Все здесь так знакомо, хоть и неидеально. И вроде бы чувствует внутренний потенциал к свершению чего-то стоящего, но страшно… Страшно потерять и это, не вынести такой груз на хрупких плечах. Установка: «Я на многое способен, но большинство думает обо мне, что я инфантильный, слабый и нудный. Я не справлюсь!». Если однажды такой «смельчак» решается выйти из зоны комфорта, это первый шаг к самоизлечению.

Ситуация 2. Человек принимает вызов. Он разрабатывает план своего дальнейшего существования, безжалостно выкидывая лишних людей, бросая нелюбимую и малооплачиваемую работу, и многое другое. Эта решимость и способность действовать определяет взрослого индивида.

Ситуация 3. Умереть, чтобы возродиться снова. Желательно в лучшем амплуа. Непростой переломный момент случается, и тогда человек будто просыпается после многолетнего сна, происходит полная перезагрузка. Владимир Козлов считал, что такой резкий скачок, отказ от всего, что дорого, можно и не пережить. Иногда наступает настоящая смерть или сумасшествие.

Ситуация 4. Нас учат, что из любых ситуаций мы непременно должны выносить уроки. Развитый, целостный индивид справляется с острыми изменениями без паники и пытается все уладить и привыкнуть к новым обстоятельствам. В такие периоды эго больше не вырывается наружу, социальные взаимоотношения становятся ценнее.

Кого называют духовно развитой и просветленной личностью? Человека, который из всех вышеупомянутых ситуаций вынес для себя что-то важное и научился этим пользоваться. Он станет делиться своими знаниями и опытом с другими. Тогда все не напрасно!

ДУХОВНЫЙ МИР СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ И ЕЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Процесс становления современной российской молодёжи происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений.

В условиях системного кризиса современного российского общества и его основных институтов, затронувшего все сферы жизнедеятельности, институтов социализации (семьи и семейного воспитания, системы образования и воспитания, институтов труда и трудовой деятельности, армии), самого государства, активного насаждения и подмены основ существования гражданского общества стандартами общества потребления, воспитанием молодого человека, не как гражданина, а как простого потребителя тех или иных товаров и услуг.

Сегодня наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации содержания искусства, (понижения, деформация, разрушение образа человека), подмене норм ценности высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям. Это, а также отсутствие четко сформулированной национальной идеи и объединяющей идеологии, стратегии развития консолидирующей общество, недостаточное внимание к культурному развитию населения, противоречивость государственной молодёжной политики закономерно приводит нас к крайне негативным последствиям.

Проблемами молодёжи являются не только проблемы нашего молодого поколения, но и всего общества, от решения которых зависит наше будущее. Проблемы взаимосвязаны, вытекают из процессов, происходящих в мире: информатизации, глобализации, демографии и инновации и т. д.

Молодежная среда, в силу её возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенностей остро нуждается в социокультурной идентификации, а потому в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы восприимчива к трансформационным процессам, связанным с усвоением систем ценностей, норм, формирующих определённые формы поведения.

Наиболее актуальными проблемами для современной российской молодёжи, на наш взгляд, являются проблемы связанные с духовно-нравственной сферой бытия.

На фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи (отсутствия у неё мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации), коммерциализации и негативного влияния СМИ (формирующих «образ» субкультуры), непрекращающейся духовной агрессии Запада и экспансии массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления, происходит примитивизация смысла человеческого бытия, нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности отечественной культуры, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания.

Указанные факторы в сочетании с процессами дифференциации и материального расслоения общества, возникшего при переходе к рыночным отношениям закономерно приводят к расширению зоны десоциализации, маргинализации и люмпенизации молодёжи (растерянности; апатии; пессимизму молодых людей; неверию их в будущее, возможности реализовать свои интересы никаким другим путем, кроме как отклоняющимся от нравственных и правовых норм). Они стимулируют асоциальные и противоправные формы самореализации молодёжи (нарастание криминальных проявлений в молодёжной среде, отчуждение от трудовой деятельности, алкоголизм, наркоманию, проституцию); развитие контркультуры в содержании молодёжной субкультуры; стремление к участию в неформальных молодёжных объединениях; усиление напряженности и агрессивности, рост экстремизма в молодёжной среде. В условиях разразившегося мирового кризиса, все обозначенные проблемные обстоятельства в развитии молодёжи могут быть использованы деструктивными силами для дестабилизации обстановки в России и осуществления очередной «оранжевой революции», чего справедливо опасается наше правительство. Не уделяя должного внимания воспитанию молодых граждан и созданию основ гражданского общества, государство в значительной степени способствовало утверждению в нашем обществе стандартов общества потребления и воспитанию потребителей, но явно не ожидало, что и сами власть предержащие могут стать «продуктом» для этих потребителей.

Реализация жизненных планов молодёжи и предоставляемых ей возможностей в значительной степени зависит от материальных ресурсов родителей, на основании чего могут возникать определённые межпоколенческие противоречия. «Родители же зачастую становятся главными виновниками нереализованных рыночных притязаний и потребительских амбиций своих чад». В молодёжном сознании и поведении самым причудливым образом могут сочетаться противоречащие друг другу черты и качества: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Говоря о молодёжной социокультурной среде, конечно же, нельзя не отметить и её определённые положительные черты. Современная молодёжь в целом настроена весьма патриотично, верит в будущее России. Высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, создание гражданского общества и правового государства. Она хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы. Материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Среди общественных проблем, более всего тревожащих молодых людей в настоящее время, на первом месте стоят такие проблемы как: рост преступности, рост цен, инфляция, возросший уровень коррумпированности властных структур, усиление неравенства доходов и социального неравенства, разделение на богатых и бедных, проблемы экологии, пассивность граждан, их безразличное отношение к происходящему. Из личных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья, хотя ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно.

Данные анализа результатов, проведенных в 2011 — 2012 годах кафедрой социологии молодежи МГУ среди студентов показали, что: «В настоящее время в молодежной среде, в обществе можно встретить неоднозначно оцениваемые жизненные принципы. Полученные данные позволяют сделать вывод о неблагополучности в молодежной среде и требуют более детального изучения. Обращает на себя внимание довольно высокая степень равнодушия молодежи к таким традиционно отрицательным явлениям как приспособленчество, равнодушие, беспринципность, потребительство, праздный образ жизни и их положительная оценка»(1).

По результатам проведённого исследования, доминирующие ценности молодежи в России выстраиваются следующим образом: материальное благополучие, ценность «Я» (индивидуализм), карьера (самореализация), семья, стабильность, свобода, бог (вера в Бога), патриотизм, долг и честь.

Анализ понятий культуры, субкультуры, молодёжной культуры и молодёжной субкультуры свидетельствует о том, что культура состоит из отдельных субкультур, а молодёжная культура представляет собой систему различных молодёжных субкультур, относящихся к различным возрастным группам, вовлечённым в различные сферы деятельности и ведущим специфический образ жизни. Молодёжь многообразна в возрастном, профессиональном, национальном и региональном планах, различаясь ценностями. Каждая субкультура обладает определённым набором норм и ценностей, который превалирует у представителей данной субкультуры, однако современное молодое поколение в России формирует смешанную систему ценностей, когда частично ценности создаются самой молодежью, а часть ценностей передается молодёжи от старшего поколения. При этом многие исследователи считают, что молодежная российская субкультура отражает ценности российской культуры и общества в целом.

Современную молодежь в основном волнует свой личный статус в обществе, проблема поддержания достойного уровня жизни выходит на первый план, заметно оттесняя духовные потребности молодежи. Особо ценится то, что приносит им доход и позволяет удобно жить. Молодое поколение, обладая выраженным рационализмом, ориентируется на чисто прагматические ценности. Как положительный факт можно отметить то, что для современных молодых людей приоритетной является независимость, как способность действовать самостоятельно и решительно. Это приобретение нашего времени. Молодой человек оценивает себя как главный фактор устойчивости и развития страны, движущую силу коренных преобразований в обществе.

1.Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодежи, М.: 2011.

2.Лотман Ю.М. // Ж. «Вышгород», 1997, № 1-2, с. 8-31.

Источники:

http://studwood.ru/637260/sotsiologiya/puti_resheniya_problem_duhovnosti_sovremennoy_molodezhi
http://cyberleninka.ru/article/n/sistema-tsennostnyh-orientatsiy-molodezhi-kak-otrazhenie-krizisa-duhovnoy-zhizni-obschestva
http://scienceforum.ru/2014/626/2051

Попытки очистить нравы

15 апреля 2009 года Госдума приняла Закон, направленный на духовное и нравственное развитие детей. Законопроект устанавливает дополнительные меры содействия физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей.

Соответствующие изменения, предложенные Президентом России Дмитрием Медведевым, вносятся в закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”. Согласно документу, субъекты РФ могут устанавливать меры, запрещающие детям, не достигшим 18 лет, находиться в пивных, ресторанах и барах, рюмочных и иных местах, предназначенных исключительно для реализации алкогольной продукции, а также в магазинах с товарами сексуального характера. Согласно законопроекту, органы госвласти субъектов РФ и местного самоуправления должны создавать благоприятные условия для деятельности организаций культуры, учреждений и организаций по воспитанию, образованию, развитию и оздоровлению детей, их развлечению и досугу. Кроме того, законопроект предоставляет субъектам РФ возможность с учетом местных традиций и особенностей определять своими законами меры по недопущению негативного воздействия на здоровье и развитие детей.

Ценности, пропагандирующиеся в современном мире, это возведение в культ, потакание своим прихотям, поощрение явного насилия, жестокости и половой распущенности и преподношение всего этого, как нечто нормальное. Понимая все это, многие говорят о необходимости создания национальной идеи, которая стала бы плацдармом для внесения морально-нравственных ценностей в массы.

А почему бы не опираться на давно всем известные религиозные, Божественные ценности? Неужели кто-то способен изобрести что-то лучше того, что было получено всеми нами через Откровение?

В нашем обществе мы наблюдаем нарушение нравственных норм и запретов в рекламе, СМИ, масскультуре, и манипулятивное воздействие особенно телевидения и рекламы «гедонистический проект», включающий широкое предложение игр, наркотиков, включая алкоголь, это изменение ценностных установок отношения к родине, семье, традициям, к труду и т.п. Наконец, большую роль играет ухудшение качества обучения.

Пренебрежение со стороны родителей воспитанием детей способствует развитию всех пороков, которые есть в современном обществе. Нередки случаи насилия в семье и жестокого обращения с детьми.

Общество утрачивает культурные традиции, служившие моральным якорем. Рост наркомании и распущенности — очередной признак того, что мир погружается в омут моральной деградации.

Раньше люди еще как-то отличали добро от зла. Сейчас же можно делать все, что заблагорассудится. Если еще несколько десятилетий назад в обществе осуждали и критиковали внебрачные связи, и было позором рожать детей вне брака, сегодня же гражданские браки стали нормой и ко всему подобному относятся с уважением.

Женщина стала «двигателем торговли». Редкая реклама обходится без изображения женщины.

Старшее поколение сочло бы такие действия вопиющей безнравственностью. На каждом углу — непристойные сцены и фотографии. Фильмы, которые раньше не рекомендовались зрителям до 18 лет, теперь вся семья смотрит совершенно спокойно. И сегодня это часто нацелено именно на детей.

Как же все изменилось в этом мире!

Еще совсем недавно сама мысль о том, что нетрадиционные половые отношения могут иметь место в обществе, вызывала бурю негодования. Но сегодня люди говорят: «Это частная жизнь».

В ряде стран проституция узаконена, они могут официально зарегистрироваться, платить налоги и считаются лицами, занимающимися предпринимательством.

У каждого человека есть свои критерии нравственности. Что для одного неприемлемо, для другого – норма жизни. Так понятие добра и зла для многих стало относительными понятиями.

Совершенно очевидно, что мы теперь живем в другом мире.

И как теперь нам быть, где найти ценности, придающие жизни значимость и смысл? Где их искать?

Задавая себе эти вопросы, многие находят выход из этого лабиринта и обретают гармонию жизни в Исламе, становясь человеком безупречной нравственности.

В современном мире религия Ислам является спасательным кругом в океане безнравственности, хаоса, насилия и жестокости.

Нравственное здоровье населения в Исламе защищается очень строго. Не подвергая и малейшему сомнению свободу человека, Ислам создает механизмы реализации прав всех слоев общества, где можно проявить свою гражданскую активность.

Подвигнуть общество встать “на защиту нравственности” можно только в правовом поле, в котором четко определяется, какая информация вредит нравственному здоровью, а какая нет, и где есть критерии, по которым можно будет определить, что вредно, а что нет.

Вера человека и чувство ответственности за каждый поступок перед Всевышним выступают в качестве Высшего совета по защите нравственности.

С помощью веры человек осуществляет контроль своей деятельности, и если вдруг в чем-то оступился, опять-таки вера помогает раскаяться и вернуться на правильный путь.

Все, что связано с жизнью на земле, включая вопросы защиты семьи, женщин и детей и прочее, содержится в нормах исламского права.

Конкретно прописаны обязанности по защите физического и нравственного здоровья населения, дано определение всему, что вредно для людей, ответственность за нарушение установленных норм”.

Любое проявление нетерпимости, насилия, жестокости, национализма, расизма, шовинизма в соответствии с нормами Шариата запрещены в Исламе. Подобные явления последнее время стали широко заметны в обществе именно из-за недостатка духовности.

Неверие не может обойтись без печали, тоски, уныния, доходящего до отчаяния и суицидального комплекса.

По Исламу отношения между людьми должны быть правовыми и базироваться на хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Желай брату своему того же, что и желаешь себе». Из этого следует, что все люди на земле являются братьями и сестрами.

Во времена правления первого праведного халифа Абу Бакра (да будет доволен ими Аллах) к нему пришел Умар (да будет доволен ими Аллах), который в то время был судьей в Медине и попросил освободить его от этой должности. Халиф удивился и спросил, в чем же причина. Умар ответил: «Уже год, как я работаю судьей в Медине, и мне не пришлось разобрать ни одного дела! Зачем же нужен тогда судья?».

Это состояние общества, воспитанного на исламских ценностях. И это есть «гражданское общество», к созданию которого мы стремимся. По этому примеру можно судить, насколько сегодняшний мир далек от того. Как сказано в Коране, Всевышний послал последнего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) только как милость и спасение для всех миров.

Аллах в Коране говорит (смысл): «Поистине, для вас в Посланнике Аллаха прекрасный пример для тех, кто верит в Аллаха и в Судный день, и надеется на милость Аллаха и на блага Вечной жизни» (сура «Аль-Азхаб», аят 21).

Сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Я ниспослан для облагораживания человеческих нравов».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...