Чувства и эмоции людей: список, особенности и интересные факты

Что такое эмоции и чувства?

Эмоциональная сфера человека являет собой сложное хитросплетение элементов, которые вместе позволяют переживать всё происходящее с ним и вокруг него. Состоит она из четырёх основных компонентов:

  • Эмоциональный тон – это реагирование в форме переживания, которое задаёт состояние организма. Именно оно информирует организм о том, насколько удовлетворены его текущие потребности, насколько ему сейчас комфортно. Если прислушаться к себе, то можно оценить свой эмоциональный тон.
  • Эмоции – это субъективные переживания, касающиеся ситуаций и событий, важных для человека.
  • Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение человека к какому-то объекту. Они всегда субъективны и появляются в процессе взаимодействия с окружающими.
  • Эмоциональное состояние отличается от чувства своей слабой направленностью на объект, а от эмоции – большей продолжительностью и устойчивостью. Оно всегда запускается определёнными чувствами и эмоциями, но при этом как бы само по себе. Человек может быть в состоянии эйфории, гнева, подавленности, меланхолии и т.д.

9.1.

, . , . : , , , , , , , , . . : , , . .

, . . , , , : , , , . , , , : , , , , , .

, , , , . , .

, , .

, , . . . , . , , . : , .

, . , , . , () , . . , , , .

, . , . , , , : , , . . , , -, , , -, : . .

, . , , . , , , .

.

1. :

– , . , , , , , , , – , , – . , , ( );

. , . . , , , , , , . , , , , , , . , , , , (, ) .

2. :

, , , . , . , – , , . – . , Β ; ;

. . , – . . . , : , . , , ; , , ; , . , , ;

: , . . , .

, , , .

, , . 1872 . . . , , , , () , .

. . , , , , , , . , , , , .

– , . , , . , . . . , , . , . , , .

.. , . , . , , . .

.. . , , . , . , . . , . . : , , , . , , . , , .. , . , , .

, . , . . , , , , .

. , , .

Эмоции: вопрос определения

С разным подходом к эмоциям мы сталкиваемся уже на этапе определений. В зависимости от разбираемых теорий, взглядов и идей, психологи, психиатры и другие специалисты порой дают очень разные ответы на вопрос о том, что значит эмоция. В контексте данной статьи наиболее подходящими видятся, например, следующие определения:

  • Эмоции и чувства: определение, отличияэмоции – особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей (Большая психологическая энциклопедия);
  • эмоции – состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности (Психологический словарь);
  • эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям (Г. Вербина. Психология эмоций).

Все эти определения объединяет восприятие сути эмоций как реакции на внешние события и явления. Потребности в таком контексте рассматриваются максимально широко: это как потребности в прямом смысле слова, так и желания, планы, представления о чем-либо и т.д. Так же широко понимаются события/явления: они могут происходить сейчас, мы можем только представлять их или переживать как-то иначе. Соответственно, все черты эмоций, их внешние (мимика, жесты и т.д.) и внутренние (наши отношения, переживания) проявления становятся следствием такой реакции.

Вне зависимости от интерпретации, что такое эмоции, специалисты сходятся в том, что само это слово восходит к латинскому глаголу emovere – возбуждать, потрясать, волновать.

9.2. ,

. .

1. – . ; , , .

2. . . .. , … , , , .

3. . . – , . , . . . , . , . , , . , . : , , , .

4 . . . , , . , . , .

5. . , . .. , , , , . , , .

6. . . , , .. : , , , , , . , , , – , , , , , . , , – , , , , , .

7. . , , , , . , , .

8. . .

. . : , , , . , . , , , .

, . : -, , , -, -, -, -, -, -, -. . , .

1. – , , , , , . , , , . , , , , ; – , . .

2. , . , . . , , , . , . .

3. : . . , .

4. . . , , , . . , , , , . , , , , : – , , . . . , , . .

5. , . , , , – . . , , . , , , – .

6. . , -, . , , . , , , .

7. , , , – , . , , . , . , , : , .

8. , . , , . , , . , , . .

9. , , , , , , . , , . .

10. . , , . . , . , , . , . .

.

1. , . . , . : , , , . , , . , , ; , , , . , .

2. . , . . , .

3. . . . , , , . . , , , . – . , , , , . , . . . , . , . , .

() , , , .

, , , , . . . . . , , . , , , .

() . , . , , , . , , .

, . . , , , , , .

, . .

4. . , , . (, , , ) (, , , , ). , . , -, – .

5. , , . , , . , , . , , .

6. , – . ( . stress , ) ( , ) . – . ( , , ) ( ).

, , – . , , . .

. : 1) , ; 2) , 3) , , .

, . , , , . . , , , .

, , , , , , , . .

, . , . , . , . , .

( . frustratio , , ). , . (, , ), .

9.3.

, , . , . -, , : , , . -, , , .

, , . , , . : , , . . . , .

, , . . , , .

, , , , , .

. :

, . . , , . , . , , ;

. . , ;

, , , . : 1) , ; 2) , ;

, , . , , , . , , . ;

, , . , , . , , , . , , . .

( ) . , , , . .

, , , , , .

Радость

Это универсальное фиксирующее чувство. Оно возникает, когда окружающее и внутреннее человек воспринимает только как хорошее, благоприятное. Человек испытывает чувство радости, когда происходят положительные события. Это может быть и внешнее, и внутреннее, например, человек вспомнил о чем-то хорошем, и это позволило ему почувствовать радость. Вызвать радость может как ожидаемое событие, так и неожиданное, но желанное.

человеческие чувства

Функции

  1. Сигнальная – помогает понять желания в определенный момент.
  2. Мотивационно-регулирующая – подталкивает к составлению плана на долгосрочную перспективу.
  3. Коммуникативная – связана с общением, позволяет понять настроение и реакцию собеседника.
  4. Защитная – предупреждает об опасности.

Любое переживание отражается на организме:

  • обостряются органы чувств;
  • повышается уровень адреналина;
  • усиливается кровообращение;
  • изменяется размер зрачка;
  • учащается дыхание;
  • напрягаются мышцы.

Так мозг подготавливает тело к быстрому реагированию на ситуацию, например, в случае опасности. Переживания всегда субъективны. Они зависят от характера личности и многих других факторов. На одну и ту же ситуацию каждый человек реагирует по-своему и оценивает со своей позиции. Соответственно и эмоциональные отклики будут разными. 

9.4.

, . , , , , . , , : , , , .

, . , , , . () , .

, , . , . , .

, .

: . , . . , ( ), , .

, – , . , . . , . . , , .

, , , , , . , . . .

, . . . , , , , . , : 1) ; 2) ; 3) ; 4) . 1-, 2- 3- , , 4- .

, . , , .

( , ) , . , , .

, , , , . . , , . . , . .

, , , , , . , .

, . , , .

, . () , , . , . . , . () , .

, . . , : , , , , .

Функции

  • Субъективная. Эмоциональное состояние способствует формированию у индивида определенной точки зрения, а также позволяет устанавливать связи с внешним миром. Все происходящее воспринимается человеком через призму его ощущений.
  • Коммуникативная.С помощью такого свойства психики, как эмпатия мы можем определять настроение, в котором находится другой индивид, что помогает налаживать контакт или даже манипулировать окружающими.
  • Поведенческая. Определение вектора поведения, отделение приятного от неприятного, важного от неважного.

Эмоции и чувства – взаимодействие с точки зрения психологии

podavlenie-emotsiy2.jpg

 Озвучу еще одну составляющую связи эмоции и чувства. Эмоция может быть использована, как искра зажигания для возникновения чувства, но здесь все зависит от воли человека. Вспыхнувшая эмоция быстро затухает, но если ее использовать для возбуждения чувства, то эмоция переходит в состояние души, быстро и безболезненно.

Например, любовь с первого взгляда. Это еще не чувство, это эмоция, как реакция на человека противоположного пола, но без задействования рассудка. Когда рассудок молчит, начинает работать разум, который открывает чувство, питая его через воспоминание того самого первого взгляда.

Для человека самое прекрасное – это сотрудничество эмоции и чувства (мЕньшего с бОльшим). В этом случае все составляющие человека выполняют свою роль совершенно, как уже писал, эмоция, как искра зажигания для чувства, которая мгновенно воспламеняет мысль и это знание.

Мысль и чувство при действии воображения и воли обладают космическими качествами, то есть связаны непосредственно с высшим сознанием Сущего.

Таким образом при правильном взаимодействии человеческих качеств, рассудка и мысли, эмоции и чувства, человек видит то, что есть и может использовать космические энергии в повседневной жизни, минуя то, что ему предоставляет мир иллюзии (догм и стереотипов сознания).

Чем эмоции отличаются от чувств?

Так где же чувства, а где – эмоции? Согласно некоторым теориям, главное отличие эмоций от чувств связано с упомянутым выше определением. Так, эмоциями мы называем ответную реакцию на какое-либо событие или ситуацию. Например, найденная на дороге банкнота Что такое чувствов 1 000 рублей вызывает радость, потерянная – грусть. Как правило, эмоции довольно быстро проходят, если реакция на событие/явление так или иначе сходит на нет. Вы нашли 1 000 рублей – и радуетесь. Потом отвлекаетесь – и радость уходит.

Чувство же – это устойчивое эмоционально окрашенное отношение к какому-либо объекту/субъекту, которое не является реакцией на конкретные ситуации или события. Например, любовь к супругу/супруге, ненависть к предателю и т.д. – они постоянны во времени, хотя также способны меняться (как тут не вспомнить, что от любви до ненависти всего один шаг).

Еще одно различие чувств и эмоций – в их характере. Чувства, как правило, касаются социальной сферы (отношений с другими людьми), тогда как для эмоций это необязательно. Кроме того, чувства привязаны к какому-либо субъекту/объекту, а для эмоций это, опять же, необязательно. Невозможно абстрактно любить или ненавидеть – только кого-то конкретного.

Отметим, что у разных специалистов разное отношение к чувствам. Некоторые рассматривают их как высшие эмоции (мы разберем этот вопрос далее), другие же выделяют в отдельный вид эмоциональных/психических состояний. И здесь придется отметить, что в научном сообществе есть разные определения эмоциональных и психических состояний. Поэтому предлагаем принять, что чувства качественно отличаются от быстропроходящих эмоций, но к вопросу, что такое эмоциональные/психические состояния, мы обратимся в следующих материалах.

По отношении к одному и тому же объекту/субъекту мы можем испытывать одновременно разнонаправленные чувства и эмоции. Например, можно очень любить супруга, но быть раздосадованным на него за то, что он не выполнил свое обещание. А в следующий миг – радоваться тому подарку, который он сделал в качестве извинения. Мы часто не знаем об истинных чувствах к нам другого человека и порой делаем вывод о них на основе тех эмоций, которые он к нам проявляет (которые могут и не совпадать с чувствами). Об этом полезно помнить: и когда вы хотите понять, что к вам чувствует другой человек, и когда вы пытаетесь представить, как он воспринимает ваши чувства к нему.

Фундаментальные эмоции

Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда. Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

4. Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

9.5.

. . , , , . , . :

, , ;

, . , . ;

, . ;

, , . , , ;

() , , . , , ;

, , , , . , ;

, , ;

, , . . , ;

, .

.

1. , ?

2. ?

3. ?

4. ?

5. ?

6. ?

.

1. .., .. : . ., 2004. . 5.

1. .. . ., 1998.

2. .. . ., 1999.

3. .. . ., 2000.

4. .. . ., 2001.

Техника “Дневник эмоций”

Своим клиентам, которые испытывают сложности с пониманием своих эмоций, я в качестве домашнего задания предлагаю вести дневник эмоций. Я прошу вечером вспомнить какую-нибудь ситуацию, произошедшую в течение дня. Это может быть ситуация с интенсивными эмоциями, и это может быть ничем не примечательная повседневная ситуация, не заряженная какими-то особенными эмоциями. В общем, ситуация может быть любой, по Вашему усмотрению. Выпишите на бумагу слова, с помощью которых Вы можете описать свое внутреннее состояние в этой ситуации.

Следите, чтобы Ваше описание включало в себя именно эмоции, а не мысли или желание как-то действовать. После того, как Вы описали свое эмоциональное состояние в выбранной Вами ситуации, подумайте, какие эмоции Вы испытываете на момент «здесь и сейчас». Зафиксируйте свои мысли на бумаге.

Если Вы не привыкли отслеживать свое внутреннее состояние, пользуйтесь списком эмоций. Поначалу многим людям бывает нелегко это сделать. Однако если такой дневник эмоций Вы будете вести каждый день хотя бы в течение двух недель (а лучше месяца), Вы увидите, что стали значительно лучше понимать себя, и Вам стало легче управлять теми эмоциями, которые у Вас возникают. Ведь для того, чтобы чем-то управлять, нужно хорошо знать то явление, которым управляешь.

Подробнее о технике “Дневник эмоций” читайте здесь.

Почему человек испытывает эмоции

выражение-эмоцийЭмоции возникают спонтанно, однако для их возникновения необходимы определенные факторы. Например, если человеку очень больно, тогда на его лице можно увидеть соответствующую мимику, кроме этого он может еще закричать. У каждого человека есть свой эмоциональный порог восприимчивости. Поэтому каждый человек по-разному реагирует на одинаковые ситуации

У нас, вероятно, есть эмоции, потому что они помогают нам выжить. Но они также могут свести нас с ума, когда слишком сильно управляют нами.

Есть и другая причина, по которой в нас развиты эмоции. Она заключается в том, что эмоции помогают строить отношения и связывать сообщества людей. Мы не смогли бы так хорошо координировать свои цели, если бы не любили, не боялись, не доверяли и не испытывали чувства гордости.

Человек предрасположен к тому, чтобы испытывать некоторые чувства, которые нужны не только для выживания и построения отношения, но и для повседневной жизни. Без эмоций мы бы жили как роботы. Работа была бы монотонной, как и вся жизнь. Эмоции же раскрашивают наш мир.

Виды чувств, их проявления и классификация

Список эмоций и чувств человека (таблица разных групп представлена далее в статье) окончательно не составлен, но в современной психологии для более четкого понимания чувств принято выделять 3 большие группы:

  • моральные;
  • интеллектуальные;
    Список эмоций и чувств человека, таблица с описанием
  • этические чувства.

Моральные чувства

Моральные или нравственные чувства – это общие правила поведения, принятые в конкретном обществе по отношению друг к другу. Моральные чувства несут ответственность за формирование мировоззрения личности и человеческих качеств. Важно также понимать, что нравственные чувства зависят от того или иного общества и культуры, поэтому одни те же чувства могут по-разному проявляться в странах с разным менталитетом и историей.

Люди из разных обществ могут давать одним и тем же событиям разные оценки, и зачастую вести себя по-разному – в зависимости от собственных ценностей, в которых были воспитаны:

Группы моральных чувств Описание
Симпатии и антипатии переживания, которые ответственны за возникновение на невербальном уровне интереса (симпатия) или же наоборот – его полное отсутствие (антипатия).
Патриотизм и коллективизм наивысшие чувства, которые отвечают социальным потребностям быть принятым в обществе. Они сочетают в себе разные эмоциональные состояния, считаются очень продолжительными.
Товарищество и дружба комбинация чувств симпатии с другими положительными переживаниями, которые формируют длительные и крепкие социальные связи.
Признание и неблагодарность еще одно важное для гармонического социального взаимодействия – это одобрение личностных качеств и профессиональных успехов — признание, в противоположном случае возникает ощущение неблагодарности человеком, достижения которого не признают.
Уважение и презрение это проявления высшего социального статуса, основанные на признании или непризнании личностных достоинств, качеств, заслуг и уникальных особенностей личности.
Любовь и ненависть комплекс противоречивых эмоций, который формируется к определенному человеку, событию или вещи. По сравнению с другими чувствами, они выделяются сильным проявлением на физическом и эмоциональном уровне.
Привязанность и отчуждение важной частью нормального социального развития индивида является привязанность к определенной группе (семье, этносу), которая дает чувство ценности и нужности. Самый яркий пример привязанности – это связь между матерью и ребенком. Если это чувство отсутствует, тогда человек испытывает ощущение отверженности.
Совесть и аморальность важной частью воспитания ребенка, как ответственного члена общества, является развитие у него чувства совести – желания делать добрые дела и целенаправленно не вредить другим. В противоположном случае, когда ребенок вырастает без ощущения уважения к другим людям, у него преобладает в качестве базового чувства аморальность и нежелание к гармоничному существованию с другими.
Любовь матери к ребенку сложный набор чувств и эмоциональных состояний, который имеет устойчивую природу и длительность (недовольство поведением ребенка в данный момент никак не влияет на ее родительское положительное чувство к своему ребенку).

Список эмоций и чувств человека, таблица с описанием

Список эмоций и чувств человека (таблица моральных чувств основывается на базовых правилах поведения в обществе) формируют стабильную самооценку каждого человека, обозначают его ценности и жизненные приоритеты. Следуя этим нормам, человек ощущает чувство удовлетворения и важности собственной жизни. В противоположном случае, не соглашение с какими-то правилами нравственных чувств, возникает внутренний протест, повышенная самокритика, а также обостряется чувство стыда, вины или угрызение совести.

Интеллектуальные чувства

Интеллектуальные чувства человека связаны непосредственно с познанием мира и своих возможностей.

Поэтому, если моральные чувства лежат в основе правил поведения в обществе, интеллектуальные чувства связаны с реализацией умственной деятельности:

Примеры интеллектуальных чувств Целенаправленность чувства
Чувство радости открытия ощущение, которое возникает, когда интерес узнать что-то новое, после полученной необходимой информации, удовлетворился.
Чувство глубокого удовольствия от выполненной работы комплекс множественных аспектов собственной деятельности (любимая и значимая работа, достойная зарплата, дружеский коллектив), которые дают ощущение уверенности правильно выбранного профессионального пути.
Переживание успехов интеллектуальные чувства успеха тесно связаны с реализацией задуманного, выполнением планов, достижением идей и целей.
Переживание неудач совокупность чувств, которые свидетельствуют о глубоких раздумьях в результате полученного негативного опыта. Это ощущение вызывает сомнения выбора, а также помогает переосмыслить собственные сильные и слабые стороны.
Трудолюбие ключевое качество успешных людей, основоположное для достижения сложных и важных жизненных целей.
Чувство усталости свойство организма, которое наступает в результате продолжительной умственной и физической активности с целью восстановления необходимого баланса энергии.
Чувство увлеченности работой или состояние потока увлеченность каким-то видом деятельности воспринимается как что-то больше, чем необходимость прикладывать регулярные усилия для выполнения своих обязанностей. Это внутренняя необходимость отдавать, осознание важности своей работы для других.
Чувство любознательности и решение поставленных задач желание узнать что-то новое, когда старой информации недостаточно для того, чтобы достичь поставленной цели решить некую проблему или задачу.
Удивление и сомнение важная часть интеллектуального чувства развития – это удивляться новым открытиям, сопоставлять новую информацию с уже известной.

Список эмоций и чувств человека, таблица с описанием

Список эмоций и чувств человека (таблица познавательных чувств во многом обозначает главные принципы, с помощью которых каждый человек развивается профессионально и интеллектуально) обозначает главные способы, которые помогают формировать свое мнение, не бояться неудач и достигать поставленных перед собой целей. Поэтому гармоничное формирование познавательных чувств зависит от образовательной системы, воспитания и часто – экономического развития страны.

Эстетические чувства

Список эмоций и чувств человека (таблица моральных и интеллектуальных чувств обозначает только часть качеств, необходимых для полноценного развития человека), обеспечивающих творческое развитие, сгруппирован в отдельной категории – группе эстетических чувств.

В отличие от моральных чувств, которые каждый человек воспринимает косвенно, эстетические чувства воспитываются целенаправленно, то есть развивается вкус, понимание предмета.

Психологи считают, что эта категория чувств развивается при активном наблюдении за теми вещами, которые человек считает прекрасными:

Примеры этических чувств Описание
Чувство восприятия прекрасного, эстетика Набор развитых и обоснованных предпочтений в той или иной сфере деятельности. Хотя чувство эстетики в большинстве случаев целенаправленно развивается во время обучения, оно остается очень субъективным, это творческое восприятие любого интересующего предмета.
Чувство красоты и возвышенного Умение видеть и понимать сложное сочетание сути и форм любого объекта, его значение и важность для культуры и цивилизации в целом.
Чувство гармонии Проявление гармонии свойственно всем предметам, созданным как человеком, так и природой. Его суть состоит в понимании целости и взаимосвязи частей произведения, музыкальных или танцевальных ритмов и переходов, которые создают общее представление о предмете.
Чувство трагического и драматического Важность ощущения трагизма и драмы, как крайних и неприятных последствий человеческого существования, является важной частью познания мира, осознания человеческой ценности и личностной ответственности за свои поступки.
Чувство юмора и иронии Способность подмечать противоречия в окружении, видеть выгоду и положительный исход, несмотря на плохое начало развития событий.

Список эмоций и чувств человека, таблица с описанием

Эстетические чувства целенаправленно можно развивать с помощью разных видов творчества – музыки, живописи или танцев. Во многом уровень развития эстетических чувств связан с уровнем развития общества, поэтому их часто воспринимают как продолжение моральных чувств. Чем больше человек наблюдает и анализирует за каким-то явлением, тем больше у него развиваются эстетические чувства восприятия. Считается, что наивысшим заданием эстетических чувств является необходимость одухотворения человека, создание положительного морального облика.

10.1.

, . , . , . . , : , , , , .

. . , . , , () (). , . .

: (Id), (Ego) – (Superego). , . , . , , . -, , , , , , . , . , , , -.

, – , .

, , -, . , , . . . . . , , , , . , . . , : , , , , , .

. . , . : , . , . , , . , , , , .

. , . , , . , , , , , . , , .

. . , , . , , , . . , , .

. , , () , . , , . , . (18971967), (19161997) (19051998).

. , , , , , . , . . . . , , : S?R. , , , , , . .

. . (19051967). , , , , , . . , . , . . , . , , , .

, , : , . . , , .

Функции и значение

Фото 1864Задача чувств — получать, классифицировать информацию о предметах. Также у них есть отдельные функции:

  • отражательная — помогает оценивать уровень опасности, полезности предметов, чтобы вовремя среагировать на угрозу;
  • стимулирующая — побуждает предпринимать активные действия, строить планы на будущее, искать пути решения сложных задач, мотивацию;
  • подкрепляющая — помогает оценивать значимость события для индивида, запоминать важное;
  • переключательная — подсказывает к какой категории относить предметы, действия, расставлять приоритеты;
  • приспособительная — формирует готовую базу проявлений, которые человек уже испытывал;
  • коммуникативная — влияет на отношения с окружающими, потребность в общении, помогает устанавливать эмоциональные контакты.

Нормальную работу функций может обеспечить только позитивная социальная среда. Если в работе функции появляются сбои, эмоциональный интеллект человека не развивается. Низкий уровень эмоционального интеллекта характерен для детей, которые воспитывались в неблагополучной среде.

Крайняя степень проявления педагогической запущенности у детей-маугли, выросших вдали от людей. Они не различают проявления других людей, не умеют выражать чувства. Их психологическое развитие находится на уровне детеныша обезьяны.

10.2.

. , . , – . , : , , . .. .

1. , , . . , , . , .

, : , , . . , , ; . . .. , , : . , . : , , . . , , .

, .. , , , . .

2. . . , , . (persona) , . , . , , .. , , , , .

, . , , . , .

, , . . , ( , , , . .) , , . , – , . . . , ߻. , , .

, . , , . , :

1) , , , . , ;

2) , . . . .. , . . , .

, , ;

3) , . ;

4) , .

3. ( . individuum ) . . .

Уверенность

Соответствие внутреннего восприятия себя с собой реальным относится к положительным эмоциям человека. Уверенность бывает ложной, в таком случае данные, в достоверности которых человек убежден, не подтверждаются реальностью, и это ведет к пересмотру убеждения или разочарованию.

10.3.

, . Homo sapiens, . , .

, , . , , .

.. .

:

1. – :

, ,

: . , . . , . ;

2. – :

: ,

, .

(, . .) ;

: .

, , . , – .

. . : , :

. , , , , , . .

. , . .

: , .

. . . , , ( . humor , ) . . , (chole), (sanguinis), (phlegma) , (melanos chole).

. , : (, , ), (, , ), (, , ) (, , ).

. . , . . . .

1. , , , . , . . , , .

2. (. pyknos , ) , , , , , () . , , , .

3. (. athlon , ) , , , . , , . , .

. , : ( , ), ( , ) ( , ), : , .

. . , , , . . .

. . . , , .

, , . (, , -) . , . , , , . , , . , .

.. . ( , , ) , , (, , ) . . , , ; , , ; , ; .

, , , . , . . , , , , .

, . .

, , , .

(.. , .. , .. .) , .. . , , , .. .

– , .

.. :

1) , . . ( , , . .);

2) , , , ;

3) ;

4) ;

5) ;

6) (, . .);

7) .

– , , , .

, , . , .

10.4.

, .

, , – , . (, , . .). , , . .

, .

, . , , . . , , , .

, , , . , . , , , , . . , .

, , : . . , , . . , . , , . , , , . . .

, , , , , . : , , , .

, , , . , , . . . .

, . , . . , .

, . , , , , . , . . , , .

. , , , , . , , , , .

, . , , .

, , , , , .

, , , . .

, , , .

, , , .

( ) (, , .).

, , , : , .

(, , , .) . , . , . . , , , , , . , , .

. , , . , .

, , , . , , , , , . , , . () , , , .

. , , , .

– , , , , .

.. . , , . , . .

. , , , , , , ; (, .); (, , ); . . , . , . , ( ) , , .

( , , ). . () , .

, , , . , . .

, .

10.5. –

, , . , . , , , , ߻. ߻ , , .

-. – 1950- . , , ߻. . . – – , . – , . – , . , -, , , – .

, , . ߻. , ߻ . , .. , ߻ , ….

߻, ߻, , . ߻, , , , -. – .

– , , . , . – , , .

– : .

1. , ߻, . ߻, ߻-. ߻- . . , , ߻- , . ߻- .

߻- ߻- , . ߻ , , , . .

– ߻- , . ߻- .

2. , , . , , , , . , .

, , , . , . , . , , .

. , , . , . , , , . , – , .

. , , . -, ߻ ߻: ߻, . -, , , , . , -, : , .

: 1) (, ); 2) ( , ); 3) ( ).

, , , , , . . .

, , . , , , . , . , , .

, . , , , . , , . , , . , .

, , . ( , , . .) , . , , , .

3. , .

– , – , , .

– : , .

1. – , . , , , , -. , -, , . – , . -, , , .

. 1926 . , , . , , , : 1) , . . , , , , 2) , . .

. . , , . . 3. , . , , , .

, , . , , , , , , . , , , .

, , . . , , . , , . , .

, . . : (), : , , , .

, . . , , , , ; , , . : , , .

.

2. – , . – , . , , , .

3. – , , . . , . , , , ; , , , , .

Отличия между чувствами и эмоциями

Высшие эмоции и чувства присущи каждому человеку. Многие смутно понимают, в чем отличие эмоций от чувств, и часто их путают. Между этими двумя категориями куда больше разницы, чем кажется на первый взгляд. Поняв, чем отличаются чувства и эмоции, вы больше никогда их не перепутаете. Вот основные принципы, опираясь на которые легко дифференцировать эти понятия:

  • Эмоции имеют ситуативный характер, в то время как чувства фокусируются на объекте. Чувства ощущаются человеком вне зависимости от того, находится ли предмет чувства рядом; они всегда существуют в душе. Чувства показывают, как человек относится к тому или иному объекту на постоянной основе, в то время как эмоции привязаны к конкретной ситуации.
  • Эмоции – врожденны и являются реакцией на внешний раздражитель. Чувства же формируются на основе эмоционального опыта.
  • Легко осознать, почему возникает та или иная эмоция. Причину возникновения чувства понять не так просто.
  • Человеческие эмоции быстротечны и поддаются контролю, чего не скажешь о чувствах. Они долгое время томятся в душе человека, пока на смену им не придут другие ощущения, способные их заменить.

Эти и многие другие признаки кратко и наглядно иллюстрируют, чем эмоции человека отличаются от его чувств. Зная особенности этих явлений, разобраться в психологии своих ощущений легко и просто.

Эмоции и чувства – родственные, но не равносильные понятия, имеющие свои особенности и характеристики. Принципы разделения разнородных переживаний помогут без труда разобраться в своих ощущениях.

Как управлять своими чувствами

Когда сильные переживания и волнения овладевают человеком, даже если они позитивные, психологический баланс нарушается.

Для психологического здоровья и благополучия нужно уметь в меру как радоваться позитивным чувствам, так и огорчаться от негативных.

Чтобы справиться с чрезмерными, мешающими адекватно реагировать и разумно поступать сантиментам, нужно:

  1. Охарактеризовать душевные ощущения: определить валентность, интенсивность, стеничность (Таблица чувств №1).
  2. Определить базовую эмоцию. Выбрать на что в большей мере похоже переживание: на страх, грусть, злость или радость (Таблица чувств №2).
  3. Определиться с названием и постараться разобраться в переживаниях самостоятельно.

Иногда душевные порывы настолько овладевают человеком, что он в прямом смысле не может ни спать, ни есть. Длительные сильные переживания являются стрессом для организма. Не зря природой задумано, что даже яркий период влюбленности, когда кровь перенасыщена адреналином, окситоцином и дофамином, длится недолго, перерастая в спокойную и основательную любовь.

У каждого человека должна быть собственная таблица чувств, если он хочет быть осознанной личностью.

Вечный спор между разумом и сердцем это вопрос об умении регулировать эмоциональные, чувственные порывы посредством разума.

Испытывая глубокие и сильные переживания, человек проживает жизнь в полной мере. Ограничивать свою чувствительность неразумно, а порой просто невозможно. Все дело в том, какие переживания выбирает человек: позитивные или негативные, глубокие или поверхностные, настоящие или поддельные.

10.6.

.. , ( ), ( , , , .) ( ). , . (, , ) , . , , , . , , , .

: , , . , . , , . , – .

, . , . . ( ), ( ), ( ). , . , . . , . . . , .

, . . . (. , . ) .

.

1. ?

2. ?

3. ?

4. ?

5. ?

6. -?

.

1. .. : . ., 1988. . 14, 15 16.

2. .., .. : . ., 2004. . 10.

3. .., .. . ., 1995. . 7, 8 9.

1. .. . .: , 1977.

2. .. : . ., 2001.

3. .. . . . ., 1975.

Заинтересованность

Эмоциональная вовлеченность и желание познания. Заинтересованность мотивирована не желанием познания, а желанием разгадать конкретную загадку.

11.1.

, , , , . , (, ). – . , .

.. : , , . , . . , , , , . , , , , , . , , , . , . .

. . . . , , , , . , (, ). , , . , , . , – ; (, , .).

, , (.. ). , , .

. . , . : , , , , .

, , ( – , . .). , . . , . (, ). , , , . , .

. , , , . , . , . , .

, . , . , , , .

(-) ( ).

, . . .. , . , , , , . : , , .

. , , , . . , . , , .

, . . : , , , .

. , . . , . : , . . : .

, , , , .

, . . . ( ?) (, ?), , – . , ; , . , . .. .

. . , . , , , , .

, , , , , ; , , , .

. , . , ( , , , , ), , , , , .

, , , , . , , , , . , .

. , , . , , , , . : , . , , , , , , . . .

Когнитивное наполнение

По этой классификации чувства делятся на простые и сложные. Первые – быстрые и яркие (гнев, радость). Они происходят сиюминутно, сразу же при столкновении с побуждающим их фактором (например, когда парень приглашает девушку на свидание, она радуется). Вторые – более длительные и часто противоречивые (после полученного приглашения она начинает анализировать ситуацию и сомневаться).

теория джеймса-ланге

11.2.

, . , , .

, . , , , , . , ; , , , . , . , – .

, – , . , , . . , , .

, .

. , , .

– , . , , , . . , . , , . : – – .

. , , , . . , , , , . , , , , . , , . , , .

. , , , , ( ) . , . , , . , , , , .

– , . , .

, , . . , , , , , , , , , , , . .

( . deviatio , ) , , , . , , , , , , , , , , , .

( . delictum , ) , , , , . , . – , , . . , , .

Симпатия

Внутренние одобрение личности другого человека или его качества. Иногда переходит во влюбленность.

Польза и вред эмоционального состояния

Порой эмоциональное состояние может привести к настоящей катастрофе. Так происходит из-за того, что всегда нужен баланс между негативными и позитивными эмоциями. Если вы будете слишком счастливы, почти до состояния эйфории, вы не сможете сконцентрироваться на работе или учебе и в последствие получите плохие результаты.

Данный факт называется компенсацией. Также вред мы получаем от негативных чувств, мы можем грустить настолько долго, что впадем в депрессию. Также мы можем извлечь и пользу из эмоционального состояния. Благодаря некоторым фактам, которые нас радуют, мы чувствуем себя увереннее и смелее.

эмоции-и-болезньСтоит относится очень серьезно к способности контролировать собственное эмоциональное состояние. Ведь уже давно доказано, что от перенасыщенных эмоций, могут возникать серьезные заболевания

Повреждение целостности вашей энергетической оболочки, открывает возможности для множества душевных и физических болезней. На ранних стадиях этого разрыва, можно без особого труда исправить эту ситуацию.

Вы можете обратиться за консультацией к целителям, которые раскжут о вашей проблеме и помогут предотвратить дальнейшее разрушение энергетической оболочки.

11.3. .

( ) , , , , , . .. , . , , . , . , (, ) , .

, , . , , . , . , .

. : , -. : , . , . , . . , , .

.. : . , , . , , , ; .. -. , , .

. , . , . : , . .

, . . , . . (), . , . , . . , , , , .

. :

1) , , . .;

2) ;

3) ;

4) ;

5) .

. , , , . , . .

. : , , , . , , . , . . , , .

. , (), . , , . . -, , , . () : , , , , , , , , , , , , , , , , , , (), . . , , , , , , .

, , (), ( ).

-, () (), . , (), (). : , . .

: … , , . : 1) – , , 2) -, . , , .

. : , , . . . ( ) . , -, ; , ( ) , . , .

. . . -, . , , , . – , . . . , . – . , .

Шкала отклика

Эта методика представляет собой опросник из 25 утверждений, определяющий степень развитости эмпатии у личности.

Проходящему тест необходимо оценить свое согласие: всегда, часто, редко, никогда.

Суждение Ответ
В Ч Р Н
1 Я грущу, когда вижу, что кто-то ощущает себя одиноко в обществе компании.
2 Когда окружающие не умеют сдерживать себя и открыто показывают свои эмоции — это неприятно.
3 Когда человек волнуется рядом со мной, я чувствую то же самое.
4 Я полагаю, что слезы от счастья — это глупость.
5 Неприятности своих друзей я переживаю тоже.
6 Порой песни о любви пробуждают во мне чувствительность.
7 Я бы очень беспокоилась, если бы мне необходимо было передать кому-либо неприятные новости.
8 На мое состояние сильно влияет окружение.
9 Я бы хотела иметь работу, сопряженную с общением.
10 Мне нравится видеть, как люди получают подарки.
11 Когда я вижу/слышу, что человек плачет, то огорчаюсь сама.
12 Слушая определенную музыку, я испытываю счастье.
13 Когда я читаю художественное произведение, переживаю так сильно, словно все это происходит в реальности.
14 Я злюсь, когда вижу, что с человеком ужасно обращаются.
15 Я могу сохранять спокойствие, даже когда все вокруг паникуют.
16 Меня нервирует, когда люди льют слезы.
17 Когда я принимаю решение, чье-либо мнение, как правило, не имеет значения.
18 Я тоже выхожу из себя, когда люди вокруг чем-то обеспокоены.
19 Я тревожусь, если вижу людей, переживающих по пустякам.
20 Я беспокоюсь, если вижу, как страдают животные.
21 Глупо беспокоиться о том, что происходит в книге или кино.
22 Я грущу, когда вижу немощных людей.
23 Я очень эмоционирую при просмотре фильма.
24 Я могу быть безучастной к любому беспокойству, происходящему вокруг.
25 Дети рыдают без серьезного повода.

Итоги

Количество баллов за ответ
В – согласен (всегда) Ч – часто Р – редко Н – никогда
1 4 3 2 1
2 1 2 3 4
3 4 3 2 1
4 1 2 3 4
5 4 3 2 1
6 4 3 2 1
7 4 3 2 1
8 4 3 2 1
9 4 3 2 1
10 4 3 2 1
11 4 3 2 1
12 4 3 2 1
13 4 3 2 1
14 4 3 2 1
15 1 2 3 4
16 1 2 3 4
17 1 2 3 4
18 4 3 2 1
19 4 3 2 1
20 4 3 2 1
21 1 2 3 4
22 4 3 2 1
23 4 3 2 1
24 1 2 3 4
25 1 2 3 4
Сумма

Теперь подсчитайте результаты:

  • 11 баллов — крайне сниженный уровень эмпатии;
  • 12-36 — низкий;
  • 37-62 — нормальный;
  • 63-81 — высокий;
  • 82-90 — повышенный.

какие бывают типы эмоциональных состояний

В конце сказано

Теперь мы знаем, сколько у человека есть основных органов чувств, и как с их помощью люди могут чувствовать. Кроме этого мы разобрались, какие бывают эмоции, и какое отношение к ним имеют чувства. Точное количество эмоций и чувств сосчитать довольно сложно, так как их насчитывается большое количество. Кто-то говорит что их всего 5. Кому-то кажется что их больше 15, а третьи вовсе не могут определиться с цифрой, думая что их намного больше. Но, исходя из научных исследований, можем смело заявить, что есть 5 основных органов. Они позволяют нам – людям чувствовать. Хотя есть некоторые противоречия в этом вопросе, но это всего лишь современные предположения.

Задайте ваш вопрос внучке Анне здесь

Подведение итогов

Итак, эмоции – важный химический процесс внутри мозга человека, регулирующий психологическую часть его жизни.

Чувства помогают нам реагировать на какие-либо раздражители внешнего мира. Как правило, они сопровождаются какими-либо изменениями в организме. Их делят на несколько типов и у них много функций. Они скрашивают нашу жизнь и, без всякого сомнения, являются нашими внутренними ориентирами, помогающими выбрать нам верный шаг в какой-либо ситуации.

Людям нужно обязательно уважать свои эмоции и не держать их в себе, так как это может быть опасно, в связи с возможностью впасть в депрессию и получить другие психические заболевания.

11.4.

, , . . . . , , , . – , , , .

, , . : , , , , , , , , , , , . . , .

, , , , , , , .

-, , . , . . : , . , , . , , , . , , .

. , .

.. , , . . . . .

, , . , . , , , , .

, . , – , , . ( , .) (, , .). . , . .

. , . , .

, , .

. , , . .

.

1. ?

2. ?

3. ?

4. ?

5. ?

.

1. .. : . ., 1988. . 7 8.

2. .. . . . ., 1975.

3. .., .. : . ., 2004. . 4.

1. – .. . ., 1980.

2. .. . ., 1998.

3. . : . . / . .. . ., 1986.

4. .. : . . ., 1996.

Принятие

Признание и согласие с наличием тех или иных проявлений человека или ситуации без обязательного одобрения. Жалость возникает к одушевленным и неодушевленным предметам, которые оказались не в лучшем положении. Это форма сопереживания, но с позиции человека, который находится в более благоприятной ситуации.

положительные эмоции человека

12.1. ,

. -, , , , .

. .

, , , . – .

, . . , , , , , . . , , . , .

, . . .

. , , . , , , , . . .

, , , , , . .

. , . . .

, . : , . . , , .

: , . .. , .

, , . . , . , .. , , , .

, , , , , . . , , , .

. .

1. .

2. . , , . , . , , , , . , .

3. . , , . . , , .

4. . – . , , , .

5. ( ). .

. . , , . . (, , ), .

. . , .

, . , , . ( , ). , . , , .

. , , , , . , . , . , . . , . , . – , – .

, . , . .

. , , , , , .

– . ( ) , , .

, , , , . . . .. : , . , : -, – -.

, , . , . . , , . . .

12.2.

. . 1947 . . , , , . , .

, , .

, .. , , . , , -, , , , , -, , .

, . . , , , . , , , . , , .

, – . : (), , .

, , – , , . , .

, , , . , , , . .. , . , , . . . , , . . , , . .

. , , . : . , , , , . . , .

, , . – , . , , , , , . , . , – . , , , ( , . .). , , .

. , . : . , , – , . . . , . , . , – .

. , . . . – , . () , , , .

12.3. ()

, , , , , . , . , , , .

. , , : ( ) ( ).

. . , : , . . , , .

, , , . . ( , . .) . – .

, . . , , – . : ; ; ; ; , .

, . , . , , . , , .

. – , . -, – , . – , , , , , . -, , , , . . . . , , .

, , , , , . : , , – . .

, , , . , ( ; ; ). . , . , : . , .. , , , . .

. , . . , , . , , , , ; .

. , . , , . , , . , . . , , .

. . , , , , . : , , .

, . , . : , .

, . . , , , , , . , , .

12.4.

. , , . .

, . . , . , . . , . . , ( ) . , .

:

1) : , ;

2) : ;

3) : ;

4) : , ;

5) : , ;

6) : , ( );

7) : , .

: 1) 2) , .

( . conflictus ) , , , . , – , , , , . . , , . , , , , . , .

– :

. , , . ;

( ) . , , , / ;

– ;

. , , / .

.

1. . , .

2. . , , . . , , .

3. . , , , , , . , , .

, , . . . . . . :

1) , , ;

2) ;

3) , , , , ;

4) , ;

5) , .

, , , . , , , .

4. . , , . ( , ) ( ). , :

1) , , , ;

2) ;

3) ;

4) , .

12.5.

. , . , . , , , . , .

, () – . 2030, , 50 . 5 12 . , , . . , . . , , , , .

, . , . , . . . . . . , , , , .

, . , . , , . . ( , ) ( , ).

, ( ), , (, ).

, , . .

, . , , (, , , ), , ( , , – ).

. . , . . , , :

, . . , ;

;

, , ;

( ).

. : , ( , , , ), .

. , . . , , . , , , . . , , , . , .

, . : , , , .

12.6.

, ( ).

, , . , . , , , . , .

, , , . – , , (, , , , , . .), , .

. , , :

– ;

;

;

;

, ;

, .

. , , , , .

( ), . . , , , – , , , , , .

. . ( , , ) , : , .

( ) (), . , . , , . . .

, , ߻.

.

1. ?

2. ?

3. ?

4. ?

5. ? ?

6. ?

.

1. .. . ., 1988. . 5, 6, 7 11.

2. . : . . . . ., 1997. . 3, 9 11.

3. : / . .. . ., 2003. . 19, 20 21.

1. .. . ., 1983.

2. .. . ., 1995.

, ( ), , ( ).

, .

( , .).

, , , .

, , , .

, .

, .

, .

, , .

, , .

, ().

, , .

– , .

, , .

, .

, .

, .

.

, .

, , , .

, .

, , , .

, .

() .

.

, .

, , .

, , , – .

– , , , , .

, .

, , .

, , .

, , .

, .

(18701937) , .

(18801943) , .

(18321920) , , , 1879 . .

(18961934) , – , .

(18621915) , , .

(18901947) – , , .

(19031979) , , . . .

(19021977) .

(19081970) , .

(18961980) , 75 , .

(19021987) , .

(18891960) , , , , .

(18781958) , .

(18561939) , , , , , , , .

(19001980) – , .

(19021994) , -.

(18751961) , , , , , , .

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...