Что такое возрастная психология

1.1. .

, .

, , .

, , , ..

, . , . , , , ( ) ( ). : ) ; ) ; ) .

, , , . , .

. , .

, , . . , . , , .

, , , , , ..

, , , , .

1.2. , .

Iՠ. – . (, 1891). , , , , . , , , , . .

, I , , , . . . . , , , .

, . . , :

;

;

;

.

: , , . . , .. (18241870). , : , , , .

(18091882), . .. (18291905). (1866) .

: , .. , .

, . . , . , . , . , .. , .. . – . , , , (. ), (. ), (. ).

, .. (18961934). . . .

– .. . , . . .

.. . , , , , .

.. . , : , , .

.. . , , .

.. .. , .

1.3. .

, , , , .

. , , , , . , .. .

. , . () .

, , . : , , , , , , , . . .

( ), , , . , , –10 . , , .

, . , , , . , , , , .

, . 23 ; 23 1 ; 1 3 ; 3 67 ; ..

, , , , . , ( ) . , .

. . -, .. , . , , . . , , , .

. , , .

, , , , . . , . , , . , , , .

. ().

, (, , , ) – (, ). , , , , . , , .

() . , , , . , , .

. , – . , , , [1] , [2] .

: . . , , . , .

. , , .

: , , , , , .. , , . , , . – , , . (, , , ), , , .

1.4. .

, , . , , , .. 11 .

– , , , , , , . , , . , ?

, , . , . , , . , , . , , . , .

. .. : . , .. , . , , .. ( .., 1995). , . , .

. – . , ; , . – , . . , .

.. (. 1).

1.

.. .

. 1.

, . . , .

, . : , .

2.1. .

, ( ), . , .

. , . .

. (18341919) . (18011958) , , . . . (18461924) , . , : , , , . , , .

, , .

.. (18491936) , , . , . . (18871967), , . , : 1) ; 2) ; 3) .

. (18791963), . , 3. (18561939), . , , . , , . , .

. , , .

() . , . , , .

VII. (16321704) , , , , , . .

. . (18781958) : , , , !. , . , , . , , .. , , , . . . , . ՠ., , . . , , , , , , . . , , , . , .

, . (18741949) . (19041990) , . , – , .. .

. .. (18841952) , : , .. , , , , .

, , .

2.5. .

, , . , . , . , , .

, . , . , , , .. . . 1940-1950- . . , . . : ; ; -. , .

. , . , . . .

. (1925) , , . , , . , , .. , , .. .

. , ( ), ( ). , , . , , 30 . , , , , . , . , , , .

, :

1) ;

2) ;

3) , ;

4), .

, . .

. (19081998) . , , . , , . , , . :

1) , );

2) ( );

3) ( ).

, .

, .. , . , , , , . .

1. , , . .

2. , , , , . , .

3. , .

4. , . , .

5. , . .

. , . : , ; , .

– . (19041990). , .. , . , , , , . , , (, , ) (, , ..).

. , , .

. , . . , , , , , , ..

. , , .. . . , .

. , . . , , . .

:

;

, ;

– ;

– ;

.

, , , . , , , , .

4.4. Понятие сензитивности. Критические и кризисные периоды

Сензитивностъ – это характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. д.

Особенностям сензитивного периода (см. 2.8) уделяли внимание многие ученые. Так, Ц. Стоккард считал, что во время эмбрионального развития животных и человека есть периоды усиленного роста и повышенной чувствительности отдельных органов и систем к внешним воздействиям. И если по каким-либо причинам происходит торможение развития, то это ведет к его замедлению в будущем. Согласно этой точке зрения, если в детстве в сензитивный период какая-то функция не развивается, то ее коррекция в дальнейшем невозможна.

М.М. Кольцова, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев придерживаются противоположной точки зрения. По их мнению, наверстать упущенное в сензитивный период можно в более позднем возрасте, хотя при этом придется столкнуться с некоторыми трудностями. Б.Г. Ананьев в лабораторных условиях установил благоприятные периоды для развития внимания, мышления, различных видов памяти и двигательных функций у детей и взрослых. Они имеют волнообразный характер, т. е. периоды активного развития сменяются небольшим спадом.

Л.С. Выготский ввел в психологию понятие «критический период». Под ним он понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис). Л.С. Выготский отмечал, что данные периоды выступают как «поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса… развитие иногда приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер» и считал, что «развитие здесь в отличие от устойчивых периодов совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу» (Выготский Л.С., 1991). Но он отмечал и позитивные тенденции развития, которые составляют главный и основной смысл всякого критического периода. В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем периоде, – их называют новообразованиями.

На протяжении всей жизни человека отмечается не один критический период. Выготский выделил несколько таких периодов: период новорожденности, одного года, трех лет, шести-семи лет, подростковый период. Некоторые исследователи выделяют критические периоды взрослости.

В физиологии критические периоды получили название возрастных кризисов. Возрастные кризисы! – это реакции организма человека на перестройку физиологических процессов в различные возрастные периоды. Это быстрые сдвиги, каждый из которых кладет начало новой фазе жизненного цикла. Переходы из одного возрастного периода в другой связаны с изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения. Поведение детей во время такого перехода обычно меняется не в лучшую сторону, многие становятся замкнутыми, раздражительными, что вызывает беспокойство взрослых. Таким образом, возрастной кризис свидетельствует о том, что в организме и психологии ребенка происходят существенные перемены, что на пути физического и психологического развития возникли трудности, с которыми ребенок сам не может справиться. А преодоление кризиса является подтверждением тому, что ребенок уже находится на более высоком уровне и перешел в следующий психологический возраст.

Теории

Теории развития личности:

Фото 1681

  1. Л. С. Выготский — культурно-историческая теория. Он считал, что высшие психические функции возникают только при применении определенных знаков со стороны двух общающихся людей.
  2. А. Н. Леонтьев — теория деятельности. По этой теории деятельность считается изначально осознанными действиями, после которых она становится операцией и перерастает в функцию.
  3. В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин — теория учебной деятельности. Исследователи рассматривали проблемы становления личности при применении различных учебных приемов.
  4. П. Я. Гальперин — теория формирования умственных способностей. Главный смысл учения — психические функции начинаются с материального выполнения действий и завершаются речевыми функциями.
  5. А. И. Мещеряков, И. А. Соколянский — теория первоначального очеловечивания. В ней исследователи объяснили, как формируется психика у слепоглухонемых детей.

Каждая из теорий получила популярность среди других исследователей возрастной психологии.

2.7. ( . ).

, . .. , .. , . , . . . .

, , – -. , , . , . , , .. , . ( .) , .

. . . .

, , . . . , , .

, , , . . . , , , .

, , , , , , . , , , .. . . . , , . , , .

, , .

, , . ( ) . , : , , , .

1824 . . , , , , , , .

1824 7 . , , . , . , , . , .. , . , , , , .

7 12 . , , , .

, , , , , , : = = , = ; + = + . 6 , 7 , 9 . , .

. , . , . , . , . , , . , , . : , .., .

( ), , , . , 8 .

12 . , , , ; .

, , (, ). , , .

, , .

2.8. – .

.. , .. , .. , .. , .. . – , (, , ) , , , . .. , , . : …, , , , , . ( 2.8 . : .., 2004).

.. , – , .. , : …, , , , … . , .

.. , : . , : , , . . , .

, : (). , . . : .

, . , , , , , . , , 1,5 3 , 5 .

. , -. .. , .

2.9. .. .

, , .. . , , , . .. .

.

1.: 1 .

2. : 1 3 .

3. : 3 45 .

4. : 45 67 .

5. : 67 1011 .

6. : 1011 1415 .

7. : 1415 1617 .

:

67 ; 67 1011 ; 1011 1617 .

, , . , , . , , , , – .

, , .. – .

, – . , .

, . .

, . () . , . .

, , , . , .

, . .

– . – . . . , , .

, – . , , .

.. -. .. .

3.1. .

, , , . :

, , ;

, .. , ;

, . .

:

, .. , ;

, ;

. , . , . , .

1. , .. .

2. . , . , , , .

3. . : .

4. . , . , .

5. . , , .

6. . , , , , , , , .

, , , .

3.2. , .

, , , , . , .

, , , .

1.: , , , , .

2.: , , .

3.: , , , .

4.: , , , , .

, . .

. :

;

;

( ).

, . , . , , . , , , . .

, , , , , , . -. .

, , . , . , . , , . . , , , -. , . .

, .

, .

, .

. . .

1. 1 . .

2. 1 3 — . ( ).

3. ( 3 6 ) , – . , , , , , .

4. ( 6 10 ). , , , .

5. ( 1011 1415 ) , : , , , . : , , , , , , ; , , . . , , .

.. , . . , – … ( .., 1991).

.. , , , . .

3.3. .

, , -, , -.

. , . , , . , , , . , – . .. , () , .

. , .

.. (18981974) , . : , .

. (18621915) : , . , , .

. , , . , , . : 1) ; 2) , . , .

. , , (. 2.8). .. , .

, , .

. , , . , -, – – . .

. , . , .

3.4. .

, , , , , , (.. ).

. . , .

, : , .. , . , .

, , . . – .

. , . .

. , , , ., , , , . .

, , , () . , .

, , , , . . . , .

. , , .

3.5. .

, (.. ).

, , , . . , . , , , . , .

, . , , . , . , , , , , , , , , . .

, . . , , , , , , .. , . , . , . .

, , . .. , , , , , , , .

4.1. .

. , , .

, , , ; , , . , , , , . , . , , .

, .

: . , , , . .

.. , .

, , . , , . (, (), ), , – .

. , : 03 ; 35 ; 6-12 ; 1216 ; 17 .

– , , .. : , , .

, , . .

3. : , , , , , , , .

. (19271987) .

1. ( 7 ): , .

2. (13 ): , ; , .

3. ( 16 ): , .

. :

1) (1 );

2) : (24 );

3) (46 );

4) (6-11 ;

5) (1215 1316 );

6) ( );

7) ( );

8) .

, , .

. :

1) ( 1824 );

2) ( 1,52 7 );

3) ( 7 12 );

4) ( 12 17 ).

, . . .. :

1 ( 1 );

2 ( 1 56 );

3 ( 6 18 );

4 ( 17 42 ). . :

1 :

2 ;

3 .

, .

.. , , : , ( .., 1991). , .

.. , . , , , .

.. .. .. , (. 3). :

, , , , ;

, , , , ;

– ;

.

. .

3.

.. .

. 3.

4.2. .

. .. , , .

.. , , .

() .

, , , . , , .

, , , , . , .

, , , , .

. .. , , , – . . , , , , . , , .

, ( ) , . .

4.3. .

: .

:

;

;

;

.

:

;

;

– ;

;

.

, .

4.4. . .

, ; , , , ..

(. 2.8) . , . , . – , . , – , .

.. , .. , .. . , , . .. , , . , .. .

.. . , . () (). .. , , … , , , , ( .., 1991). , . , , .

. : , , , – , . .

. ! . , . , . , , , . , , , , . , .

5.1. .

: . , , , ( 46 ). 46 .

. . :

1). , , , , (, , , );

2). , , .

, . , , , , () . -, , , .

. , . , , . : , , , , , , .

, , , . , , . , : , .

: ; , .. ( . 6.2); , . , , , , .

5.2. .

, , . . 23 . , . – . : , . – . : , .

, 56 . , , . : , .

, , , . (. 5.3).

5.3. .

. , , , .

.

, . . , , , , , .. : , , , .

, . , . , , , . : , 10 , 35 . , .

, , – : , , , . . , .

.. : … . . ( .., 1989).

.. , .

. . . , 2 5 , 45 . , , .

, , . , . , , . , , , , .

5.4. .

, ( 1 ), , , , , , . , .

. . . . 2 , . , .

, 78 . , . , , , , .

4 : , , .

, , . .

. , . . , , . – , , . 8-12 , , .

.. , . . .

, , , . , , , , . , , .

, , , ( 2 ).

. , , , , , . – .

. : , , , . , . 79 . – , . . 4 , 89 . , , , , , . . , . , . 34 , . 6 , .

. . , .

. – , . , , , .

. : . , , -, -, -. , . , 24 , , 46 , . 4 , . 6 , , . , . 9-10 . 1020 , .

.. , , .

. . – , , .. . , . , .

. , . , , , . , , . , , , . , .

, , , , . .

: . . : – , , , , , . : , .

, . , : . , , , . , , -, , -, . , . .. , . , .

5.5. .

– , .. , : , , , . , . : , , , ( , ..), , , . 12 . , , , , , , , , , .

, ( , ..) . : , , , , , . . : , , , .

5.6. .

, (). .

, 5 . . , , , . , , , . : , , .

: 4 7 , , ; 7-10 , .. , ( , , , ). 1011 14 : , , , .

. , . , , , . , , . , , , .

() , , , . , , . , , . .. -.

: . .. : , . , , , , . … , , . , . ( ., 1991).

. 4.

4.

.

. 4.

9 . .. , -, , -, , , , . .

() . , , , , . . , , .

Какие методы используются?

Возрастной психологией используются те же методологические разработки, которые активно применяются другими научными дисциплинами. В число основных и применяемых наиболее часто входит эксперимент и наблюдение.

Метод наблюдения

Преимуществом процесса наблюдения выступает возможность получения точной и разнообразной информации об объекте, особенностях и нюансах его поведения. Способ получения ценной информации может охватывать только определенную сферу жизни человека или полностью посвящаться его деятельности. Достоинствами способа наблюдения считаются следующие моменты:

  • получение большого объема данных для анализа;
  • разносторонность сведений об объекте наблюдения;
  • объективность и непредвзятость мнения;
  • возможность прослеживания взаимосвязей.

Наблюдение за поведением индивида предполагает систематичность и регулярность, поэтому способ позволяет отследить связи с целью. В дальнейшем данные подлежат оценке и анализу, что позволяет получить описательную часть и сделать выводы. Психолог при помощи наблюдения получает сведения в целом о личности, может последить особенности поведения в зависимости от произнесенных или услышанных высказываний, поступков и иных важных для индивида действий.

Особенность метода заключается в том, что исследователь вправе только наблюдать за объектом исследования, но не может вмешиваться в происходящее или оказывать корректирующее воздействие. Методика направлена на фиксацию сведений, но формировать психические индивидуальные особенности не может.

Проведение эксперимента

Проведение эксперимента ставит целью изучения реакций человека, не связанных со спонтанными проявлениями. Психолог намеренно создает определенные условия или меняет привычное окружение с целью наблюдения за происходящими изменениями.

Методы возрастной психологии допускают совмещение, а на практике исследователи часто сочетают способ наблюдения и эксперимента. В итоге на основании полученных данных можно сделать выводы о степени развития личностных качеств и показателях уровня интеллектуальных способностей. Существуют целенаправленные методики, с помощью которых можно оказывать воздействие на человека, вырабатывая у него требуемые навыки и умения.

Что такое и какие вопросы изучает возрастная психология?

Информативные источники

Для психолога важно получить максимальный объем информации, поэтому для сбора сведений об объекте и особенностях его поведения применяются разнообразные методы. В число распространенных входит:

  • моделирование — предполагает воссоздание ожидаемой психической ситуации;
  • изучение условных реакций — человек от природы обладает глотательным, сосательным, хватательным и иными рефлексами;
  • психогенетический метод — основан на анализе родословной, информации о близких, наличии в семье близнецов и иной информации;
  • исторический анализ — дает сведения о жизненном пути других индивидуумов, причинах важных изменений и решений.

Психолог при проведении исследования часто самостоятельно выбирает наиболее приемлемую методику, отдавая предпочтение беседе, анкетированию или тестированию. Оптимальный способ получения информации часто определяется возрастом индивидуума, которые определяют особенности его развития и поведения.

6.1. .

1 3 . , , .

, , , , , . , .. , , . : . , . , , : , , , , , .. , , . , .

, . . , . , .

6.2. .

, , , . .

: ( ), ( : , , , , ) . , , , ; ; – . : , , , ..

. , (), .. , .

. , , , , .. , , , , , , ; , , , , , .

. , , , . , , . : .

, – -, .. . : .

– 3,54 . , . , . 2,5 : , , .

. : , , , . , .

– 2,53 66,5 . , .

. . , , , .

. . , , , , . , , , , .

. , . , , , .

11 , , , . 3 . 3 , , , 1,5 2,5 , , – , . . .

1,5 . . , , , . . 2,5 3 , , ; 4 .

, , , .. , , . , .. , , , .

2 . , .

3 , , , , , .

1,5 30 100 , . 2 300 , 3 12001500 .

:

1) ( );

2)-;

3) (, );

4) ;

5) ( ).

.

.

, .

2- 3- , .

, .

. , .

.

, () () .

6.3. .

. , , , : , , , . . , . , . , , , , , , .

, . , . , . , , , .

, , .

. ( . 3.6). . . , . , , . , , , , .

. , , -. – .

1,5 . , .

. , : , , ..

. . , , , , , , .

5.

1 3 .

. 5 , .

6.4. .

, , , . , , , . , , , : , .

: , , , , , -, . .. . , .

, . , , . , , . , , . , .

. , , . , , , , – . , .

. , , . , , , , ..

. , , , .

. , . , : , .., , . , . . , – , . , , .

– . .. , , ( .., 1991).

: , , , , . , .

6.5. .

, , .

: , , , . , , . , , . , , , .

, . , , . , , .

, , , , , . , , , – .

. : . .

:

1) ;

2) ;

3) , , .

.. :

1. .

.. .. . , , . , , , . , .. , . , , .

2. . . :

) ( );

) , , , , , ;

) .

, . , , , , , . , , , .

. , , .

, .. , , .

.. . , , , . . . , , , .

.

, , , – ..

, . .

, , , .

– .

7.1. .

3 67 . , . . : , , , .

, , , . , .. , ( , , ), ; , . .

.. , , , , , . ( , , ..). , , , , , , .

, , , .

7.2. .

. , , . , , .

– (. 7.3). , , .

.. , – , – , , . , , , .

– , , .

. . , , . , , , .

.. , , , , . , , .

7.3. .

, , . , .

. (. 6).

6.

.

. – . , , , . – , . .

, . . – ; , . : , , , , ; (, ); (, , ); (, , ) .. , , .

– , , , . , , .. : , , . , .

, . , , , . , . , .

. -, .. . – . – , – . .

– . . , , , , , , : , . .

. , . , .

. , , , , . , , , . , , , . , , .

. : , , , , , , , .. , .

. , . , , , .

– , .

, . . , , , .

.

1., . , . , , , .

2. . , . ( ). , : , .

. .. , – .

, . , .

, : , ; .

3.. , , . , , .

.. . 37 , .

:

1) , . , ;

2) . , , ;

3) , , . , : , .

:

1) . ;

2) , . , ;

3) . .

:

1) . , , , : ..;

2) . , ;

3) . : , , , , .. : , . : , , ..;

4) . , : . , . , , .

:

1) , , ;

2) . . . ;

3) , . , ;

4) . , , , .

. . , -, , -, , -, , .

, . , .. , , .

. , .. . , , , .

: , , .. , . , , ..

, , , . , .

: , , , , , : , , , , .. -, , .

. : , , , .. , .. , : , .. . , , , .

, , . .

7.5. .

.. .

1. . , , . , , . , : , . , , ( , ) , . , , .

. , , , , , , ..

, . , , , . , .

2. . , , . ( ).

3. . . , , .

4. . , . .. , , , . .

5. . , – – .

6. . , , , . , . .. , .

7.6. .

, .

. .. , , : , , ; ( .., 1991).

, : , , . , , . , , . , , , , .

, .. , (. 8.5). , , , , . , .

.. . 5, 6 7 , . , – , – , .

, , , -, . , , , . -, , .

.. , :

1) , ;

2) , ;

3) .

. , .

.

. : 1) ; 2) ; 3) ( , , ); 4) (, , ); 5) .

. : , . . , , , . .. , .

. , , , , , .

6 : , , , , , .=

8.1. .

: .. , .. , .. , .. . , , , . , .

.

. . : , . : .

, . .. , .. , .. . , : , . , , . , . : ?, : ?. , , .

. . , .-. . , .

.. , , . , – , . , , .

. , , . . : , , . , , . : , . .

. , , , .

. , , : .

8.2. . .

, . , .

, . , .

, , .. . , . , .

. , , , , . . , . .

.. :

1) , , ;

2) , .. , ;

3) , , .. , ( );

4) , ;

5) , .

, . . , . (, ), . , , . , , .

.. . . . , . , . , . , .

.. , . , . , , . .. , , , .

– . , .. .

1. . , . , . , , , .

2. , . : , . .

, . .

. , . , (. 7). (, ). , .. (-). , .

, . . , – . .

7.

.

. . . . , , . , . , , . , .

, . . , . , , . .

8.3. .

, , , .

. . . , . , , , . : (, ) .

. . , .

, . . . , , 2 5 , 6 9 , 9 .

. , . , , . .

. . , : , ..

. , . . -. . , , , .

, , .

– . , . , – -.

( ) : , ; , ; . .

, , , .. : , . . . : ? , , , , , .

, , . , .. , .

.. (., 1972) . , , (. 8).

8.

.

, .

, . , .

, , – .

8.4. .

. :

1) . , , ;

2). , – , , ..;

3) . , .

, , .

, . , , . , .

, . , , , . ( .) , . , , . .

.. , , , , , , . , .

: , : ? , , , .

, . , , .

. .. , – : , . , , , , .. – . .. , , , .

, , , . (7,38 ), .

1. . , , . , , , . . . , , , – , , .

2. . , .

, (66,3 ), .

1. , , . , .

2. , , , . , – . , , .

3. , , . , – . , , .

, , , .

8.5. .

, . (9-11 ) . .

. – , . .

, ? , , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. .

1. ( ), . .

2. (, , ). , , .

3 . , , , , . , .

, , . , , , . , , , , , .

. , . , – , , . , .

, ; , , – . , . , ( ), , , .

4-5- , , , . , ; , .

, -, . , , , 12 , , , . -, , .

, , , , , . . . , , , , . : ? : .

. , . , , , .

, : , . : . , . , , , , .

. , , , . . , . , , , .

, , , , , . .

, . , . , , , , , . .

, , , . , , , .

9.1. .

. , . , – , , . , . , , .

, . , . , , , – -, , . , , , , . , , , , , , , . , , .

, , , , – , , , . , , . , , . . . 1213 (, , , , , ..).

, : , , , , , . 1213 : , .

, : , , . , , ..

, . : , , , , . , . , , , – .

9.2. .

, .

. .

. . , , . , : , , .

() . , , . , , .

– . , . , , , , – . .

. , , . () . , , , .. , , . – , , .

. , , . , , . ( . 9.6).

, , , .

9.3. .

.

. . . , . . , , . .

. . . . , .

, . , , , . .

, , , , . , .

, , . . . , . , , , -, .. , . , ( ), , . , .

, , – . , , , .

. , , . , , . , .

, . . , . , , .

, , , . , , , ; . , .

. , , . , , .

. , ; . , , – , , , .

. , .

, , , , , , . -, , , , , .

9.4. .

1214 . , . .. , , , .

, . .

: , , , , ( ) , , .

, . . .

, , . , , , . : , , , , , . , .

, , , . , , , , . , , , .

, , , -. – .

. , : , . , (), , . , , ( ), – , . .

, : , , , .

, , . , . , , . , – , , .

. , , , , , . : , , .

, ( ) . (, , ) , .

9.5. .

. , , , .

: , . . . , , . , , . , .

: , . : , ; , , ; , – .

. , , . , , . , .

, , , , , , . , , , , , , . – , . , , , , – .

. . , .

. , , , , . , , , , .

. , , , , , . .

, , . , , . , , .

: , , . , , , , .

10.1. .

, – .

, . , , , , , . – -.

, , .

, . .

. , – .

. , . , .

, .

, .. , – , ( ) , . . , , .. , , , , .

, , – ..

11.1. .

, , , . , : .

, , .. , , , , .. : ; , , , , ; , ( ..). , . , , , – . : ; , .

, , . , , , . , , , , . : , , . .

, , . , .

, – , , .

. , , , , . , , .

, . , , , . – .

. , , . , , , . : , , , , , , , , , , , . – – .

, ( , – ), .

. , , , , , , , , , , . , . -: , , , , , , , , .

, , , , , , , , . , . , , , . , .

– , . – -. , , , . , , , , .

, .. , , . , , , , , , . , , ( ) .. – : , , , , ..

, , ( ). , , , . , -. , , , , , , , . , . : , , , .

– (, , , ..) (, , ..). , , , .

, . , . , , – . , .

, . , , .

, , , , . , , , . , , . , , , . , , . , .

. , , , , , ; ; , .

. : , . , , , . .

11.2. .

, .

, , , , , . . , , , : 1) 2) , .

: , .

– . , , – . . , , .. – . , , , . : . . , .

– . .

. : ( ), ( ), ( ).

. , , , , , .. , , . .

. , , , . , , .

– , , . , . , , .

11.3. .

, , , (.. ).

: , , , , , , . – , . . .

: 1) ; 2) ; 3) .

.

1. . , .

2. , , , . . , . , . : , , .

3. – , , . () .

4. , . , . , : , , . , . , , , .

5. . , .

6. , , . , , , , . () , .

7. : ( , , ); ( , ; , , , , ).

.

1. , .

2. : , , , , .

3. . , , . , , , , , .

5. . , , , .

6. , . , , . – , , . , . , , , . , , . , .

7. . , : , , , . , .

8. (, ). , .

9. , , , .. , . , , , .

10. , , – -. , , . , . , .

: . : 20, .

. , . , , , .

: () (, , ), .

: – ( ), .. () , , ..; , ; , . , , . , .

, , . , (, ) , ( ) . , , , (.. ). : , , , .

12. .

.

, () : , , (, , , ), .. ՠ., , , . ( , , (), ()), , . , , , , , , , , ..

:

1);

2) ;

3) ;

4) ;

5);

6) ( , .);

7) .

, :

;

;

;

;

;

;

.

. , , . , . : , , , .

: (, ) ( ); , , ( ); () ( ) ( ). , . , – , – . , . , – , .

, . , , . , , , , .

13.1. .

. , , .

. , . , .

, , . , , , , , , ..

, , . , , , , , , , . , , . , , , , , , . , .

, , .. , … , , . (. : .., 2000). , , , , .

, . : , , , ..

, , , .

: 1) , , 2) , , .

.

1. – , .

2. – , – .

3. .

, , , , , , , – . , , , . , , . – , . – : , , . – .

– . , , , , , .. , , .

. , – , – . , :

1) – ;

2) ;

3) , ;

4) , .

. . 9 – , , – .

– . , , , , , , , , .

9.

.

. 9.

. 9.

. 9.

, – : . , .. . , , , ( ). : , – , ; , , – , ; , ..

.

. (, , ).

. ( ).

. , . (, , ).

. (.11.2), , – , . , , .

, : . , .

, ( ), ( ). .

13.2. – ().

, . , , , . , , .

, , , . . . , , , , , .. , ( , ) , , , .

, . , , , , . , , , , , , , , . , (), , .

. , (): , , , , .

. , , , . . , . , .

, , . , . , , , , .

, . , , , , , . , .. , . : , .. , . , .

, (, ), ( , ). , .

12 45 . () , 10 .

13.3. .

– . .

, . , . , , .

: , , .. , , – (), .

, , , , , .

. . , , . , : , .. , .

, (, , .), , .. : , , , .

. – . . , , . : , . ( – : , , , , ). . , .

13.4. .

.

, – . . , -, , , , .

.

1. . , . .

2. , , , .

3. , , . .

4. , , , . , .

5. , .

:

() , ;

, ( );

– , ;

, ;

, , ;

, ( );

, , .

, . , , . , , , , , – .

, -, :

, , ;

, , ;

, ;

– ( ).

:

1)- , ( , .);

2) , ( , .);

3)- ;

4) , ( , , .).

, , ; , ; , ; – , .

, . , , . .

, , .

, , , .

14.1. (2040 ).

. , , , . 25 , .

, . , . , .

, , .

. , , , , , , , . , , : () , .

, , , , , , .

.

, , , , .

, : , , , . , , .

, , . , , , , , , .

, 30 . : . , .

, , – : , , , .

, , – , .

3033 . . .

, , , , (), .

, : – , , .

, .

14.3. (60 ).

60 , . . , .

. , , : 1) ; 2) ; 3) .

. , . , , , , .. .

, . . , , .

, , .

( ) . , , ; . , , , , .

.

, .

, . 60- , . 70 : . , , ..

, , , .

– . , , . , , , , . – , .

. , , , . , , , (. , . , .. .).

, : , , , , , , . .

߻ . , , , .

.

.. . ., 2000.

.. / . .. . ., 1991.

.. : . ., 1991.

.. . ., 1991.

.. , ., 1980.

.. / . .. . ., 1977.

.. . .,2000.

.. . ., 2002.

.. . ., 2005.

/ . . .. , .. ; . .. , .. . ., 1991.

: . ., 1990.

.. . ., 2004.

.., .. . ., 1991.

.. . ., 1995.

.. . ., 1989.

1.

. . (19051997) – , , . ( ).

2.

. (18961981) , .

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...