Что такое вербальный интеллект, мышление

Содержание
  1. А что такое словесно-логическое мышление?
  2. Категории оценки:
  3. Логическое мышление и логика
  4. Можно ли развивать логическое мышление взрослым
  5. Законы логики
  6. Виды мышления
  7. Как выглядят задания
  8. Логические
  9. На понимание механики
  10. Числовые
  11. Применение логики
  12. Логические задачи теста
  13. Практикуйте SWOT-анализ
  14. Примеры использования логического мышления
  15. Как развить логику и мышление у подростка
  16. Как проверить степень развитости логического мышления
  17. Коммуникативные жесты
  18. Жесты-эмблемы
  19. Два вида жестов-эмблем
  20. Критерии эмблематической оговорки
  21. Жесты-иллюстраторы
  22. Виды жестов-иллюстраторов
  23. Способы иллюстраций речи
  24. Использование жестов-исллюстраторов
  25. Функции жестов-иллюстраторов
  26. Жесты-регуляторы
  27. Типы жестов-регуляторов
  28. Для чего нужны тренировки логики
  29. Абстрактно-логическое мышление
  30. Ученые и вербальное мышление
  31. Секреты фитнеса мозга
  32. Как развить логическое мышление?
  33. Если завалить
  34. Преимущества личности с развитым абстрактным мышлением
  35. Важность развития вербально логического мышления у детей
  36. 5 полезных советов, как развить логику
  37. Как обучиться
  38. Практические рекомендации
  39. Упражнения для развития абстрактного мышления
  40. Упражнение «Докажи обратное»
  41. Упражнение «Аббревиатуры»
  42. Упражнение «Работа с понятиями»
  43. Курсы, книги для развития и тренировки мышления
  44. Словесно логическое мышление в жизни человек
  45. Что представляет собой стратегическое мышление

А что такое словесно-логическое мышление?

Это способность сравнивать, анализировать, обобщать, делать собственные умозаключения  и рассуждать, формулировать собственные мысли и рассказывать истории.

tip logicheskogo myshleniya

Категории оценки:

  • Функция внимания (избирательность, концентрация, переключение и распределение)

    Умение сосредотачиваться на определенном объекте или явлении в течение определенного времени. Намеренный и осознанный перенос внимания с одного объекта на другой. Умение осознанно (намеренно) выделять необходимую информацию из общего потока, находить сходства и различия.

  • Словесно-логическая память

    Способность запоминать мысли, суждения и умозаключения. Быстрое запоминание, обработка и воспроизведение словесной и текстовой информации. Понимание смысла словесной и текстовой информации, сохранение ее в памяти в виде логических схем.

  • Функция речи

    Форма общения за счет языковых конструкций — системы фонетических, лексических, грамматических, стилистических средств и правил общения. Осуществление коммуникативной, номинативной, описательной, планирующей, оценочной и регулятивной функции.

  • Образное мышление

    Совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации, и оперирование образами составляющих её предметов без выполнения реальных практических действий с ними.

  • Словарный запас

    Объем активного словаря, умение правильно подбирать слова и определять их значение. Возможность понимать нюансы употребляемых слов и речевых высказываний.

  • Логика

    Умение анализировать и систематизировать полученную словесную информацию, а также воспроизводить ее в виде речевых сигналов. Выявление противоречий и связей между высказываниями, выделение основной мысли.

  • Способность к работе с текстами

    Умение взаимодействовать с текстовой информацией. Понимание содержания, скорость восприятия текста, грамматические и лексические навыки.

  • Восприятие (зрительное, слуховое)

    Способность к отражению в сознании человека предметов или явлений, процесс порождения чувственных образов, возникающих при воздействии внешнего мира на органы чувств. Способность воспринимать и понимать звуки и визуальную информацию, выявлять различия между ними.

  • Словесно-логическое мышление

    Способность к абстрагированию и выделению существенных признаков предметов или явлений. Умение понимать и использовать логические законы, логические конструкции в умозаключениях. Умение находить общие закономерности, использовать комбинированные методы для решения конкретных задач.

  • Навыки аудирования

    Базовые знания о фонетике языка, восприятие речи на слух, понимание разделения текста на предложения и смысловые группы, темы текста и его общего контекста на слух. Нахождение необходимой информации за счет слухового восприятия и выделения главных идей.

  • Скорость переключения в мыслительных процессах (динамика мыслительной деятельности)

    Скорость построения, регуляции и переключения между различными цепочками умозаключений, которые переходят в рассуждения.

  • Навыки коммуникации

    Умение излагать необходимую информацию в устном виде: структурирование, логическая связь, последовательность, рассуждение, аргументация и т.д. Служат для общения с собеседником в условиях непосредственного контакта и для сообщения.

  • Абстрактное мышление

    Умение анализировать неконкретную и отвлеченную информацию, производить сравнение, обобщение, понимать взаимосвязь и закономерности причинно-следственных связей.

  • Лексика

    Умение работать со словарем, словарной частью, лексической сочетаемостью, грамматическими конструкциями. Способность подбирать синонимы и антонимы, понимание семантики (значения), знание основных правил словообразования в языке.

  • Навыки чтения

    Базовые знания о фонетике языка, визуальное представление речи, сопоставление образов и представлений с единицами речи. Визуальное понимание разделения текста на предложения и смысловые группы, темы текста и его общего контекста. Нахождение необходимой информации и выделение ее главных идей за счет зрительного восприятия.

  • Грамматика

    Способность анализировать правила грамматики, проводить аналогии, выстраивать языковые схемы, обобщать и систематизировать информацию. Умение использовать конструкции и грамматические формулы в речи и на письме, способность выстраивать различные типы предложений (утверждения, вопросы, отрицания, побуждения).

  • Навыки письма

    Умение излагать необходимую информацию в письменном виде: структурирование, логическая связь, последовательность, рассуждение, аргументация и т.д.

Логическое мышление и логика

Логика представляет собой науку о формах, способах и правилах умственной познавательной деятельности.

Логика необходима людям практически во всех жизненных ситуациях: начиная с простой беседы с оппонентом, выбора товаров в магазине, и заканчивая решением сложных технических или информационных задач.

Мышление способствует нахождению обоснования определенным явлениям. Логика помогает осмысленно оценивать окружающий мир и грамотно выстраивать речь и суждения.

Можно ли развивать логическое мышление взрослым

Можно и даже нужно. Мир меняется очень быстро, и со старым «багажом» знаний бывает трудно что-то взвешенно обдумать. Многие полагают, что полученных в школе или вузе основ будет достаточно, но это не совсем так.

Главное – победить собственную лень. Да, нам не хватает времени, и тратить свободные минуты на развитие согласится не каждый. Между тем ничего сложного здесь нет.

Здесь не придется часами сидеть над книгами или отказываться от общения с родными или друзьями: многие логические упражнения можно проводить в компании.

Знаете ли вы? Многие помнят кубик Рубика, пик популярности которого пришелся на 80-е годы прошлого века. Придуманная венгерским скульптором игрушка была настолько распространенной, что в 80-83 годах ХХ века издавался даже официальный бюллетень, целиком посвященный кубику.

Законы логики

Логические законы объективны. Они действуют независимо от воли человека.

Законы логики:

  1. Тождества. Понятия о предмете, мысль остаются неизменными. В процессе рассуждения понятия употребляются в одном значении.
  2. Противоречия. Противоположные суждения не могут быть истинными.
  3. Исключенного третьего. Два противоречащих суждения — одно истинно, другое ложно, третье не дано.
  4. Достаточного основания. Умозаключения опираются на проверенные решения.

Виды мышления

Мышление начинает формироваться с рождения, но у многих это развитие останавливается по разным причинам. Бывает, что достигнув определенного уровня, оно замедляется или вовсе останавливается. Но при желании этот процесс можно ускорить или заново запустить.

Различают такие виды мышления:

  • логическое;
  • творческое;
  • образное;
  • наглядное;
  • абстрактное (словесно-логическое).

Как правило, каждый из нас обладает несколькими его видами, но только одним – лучше всего. Сегодня поговорим о развитии словесно-логического мышления.

Как выглядят задания

Чаще всего, невербальное тестирование проходит в дистанционном формате. Ссылку на тестирование HR высылает по электронной почте. Проходной балл устанавливается, в зависимости от результатов контрольной группы или от результатов других кандидатов. Если человеку удалось пройти, его приглашают на очное собеседование. Иногда тестирование проходит в очном формате, в присутствии экзаменатора, на компьютере или на бумаге. Порядок и правила процедуры зависят от политики компании. Рекомендуется заранее узнавать подробности у HR. У него же узнают разработчика.

Задания бывают следующих видов:

  • числовые;
  • логические;
  • тесты на понимание механики;
  • комбинированные, на определения уровня интеллекта.

Логические

тест на невербальную логику

Невербальный тест на логику (онлайн):

Задания на логику, используемые при приеме на работу – это наследники психологических испытаний на IQ. Разработчики задач, например, SHL или TalentQ адаптируют классические задания с учетом вакансии, компании и новых методик отбора.

Тестирование на определение логических способностей позволяет также оценить обучаемость кандидата, остроту его ума и навыки решения задач.

Чаще всего проблемы вызывает невербальная логика — тесты с ответами по таким задачам не помогут при подготовке. Чтобы натренироваться, нужны расширенные руководства: в них собраны типичные задачи и даются подсказки по решению.

Испытание состоит из 15-20 вопросов. Варианты ответов представлены в графическом виде. Типичный вопрос: продолжить графическую или числовую последовательность.

На понимание механики

невербальные тесты с ответами

Невербальный тест интеллекта на механику:

Тестирование на понимание механики используется для технических и инженерных должностей, а также для тех, кто ремонтирует или выполняет диагностику механизмов.

Оно позволяет оценить наличие логического мышления у кандидата и оценить, насколько он понимает, как «работает окружающий мир».

Работники производств и инженерных профессий ежедневно сталкиваются с механизмами и применением физических законов, поэтому должны понимать, к каким последствиям приведут те или иные действия, или решения.

Иногда подобное тестирование используется и для «офисных должностей», как дополнение к заданиям на интеллект. Таким образом, работодатель оценивает общий уровень знаний, образование, обучаемость и даже мотивацию человека.

Испытание состоит из 15-20 вопросов с иллюстрациями и нескольких вариантов ответов.

Числовые

невербальные тесты онлайн

Тест невербальных (числовых) способностей:

Основа дистанционного тестирования – числовые тесты. Они применяются при отборе на вакансии, связанные с расчетами (как техническими, так и финансовыми) и анализом числовой информации. Кандидату недостаточно выполнить последовательность математических действий. Нужно анализировать данные, интерпретировать их и сделать верные выводы.

Как правило, типичная задача — это:

  • таблица, график или их комбинация;
  • вопрос;
  • варианты ответов.

Замечание:

Никаких формул или теорем вспоминать не придется. Определять, чему равна площадь треугольника – тоже.

При решении используются лишь базовые математические действия:

  • Умножение, деление, сложение, вычитание;
  • Пропорции;
  • Проценты, доли.

Основная особенность и сложность состоит в необходимости быстро анализировать большой объем графической и числовой информации за малый промежуток времени. Само решение займет не больше 10-15 секунд.

Применение логики

Применении логики

Логика и мышление используются практически во всех сферах жизни. Они понадобятся гуманитариям, экономистам и бизнесменам, ораторам, деятелям искусства. Только в каких-то случаях они будет строгим и формализованным (техника, математика.). В других же больше понадобится воображение. С его помощью человек проанализирует факты, делает выводы.

В основе познания окружающего мира лежат все виды логического мышления. Они помогают освоить ряд полезных жизненных приемов:

  • выбрать тот путь, ведущий к правильному выводу;
  • размышлять быстро и плодотворно;
  • четко излагать информацию;
  • защищать себя от заблуждений;
  • видеть и исправлять ошибки в размышлениях других людей.

Также логика дает возможность в кратчайшие сроки находить аргументы и апеллировать ими в споре.

Логические задачи теста

Фигуры расположены в логической последовательности. Какое изображение должно быть на пустом месте?

набор символов для теста на логику

Правило 1: В каждом столбце сверху вниз набор символов каждый раз сдвигается на один элемент направо. Возможные варианты ответов B1 и B4.

Правило 2: В каждом столбце сверху вниз затемненный элемент поочередно занимает позицию противоположную предыдущей.

Таким образом, единственно правильный вариант ответа B1.

Практикуйте SWOT-анализ

SWOT — это оценка сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон, а также возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) чего бы то ни было: идеи, предложения, объекта.

Словесно-логическое мышление: 10 упражнений для развития

Как это делается, проще объяснить на примере. Допустим, вы подумываете поужинать в фаст-фуде. Сильные стороны: быстро, дешево, вкусно. Слабые: вредно, калорийно. Возможности: не надо готовить, освободится время на изучение программирования. Угрозы: можно отравиться или просто объесться, и ничего делать уже не захочется. Можно так же проанализировать вариант «писать код сейчас» или «взять ещё один фриланс». И сделать рациональный выбор.

Примеры использования логического мышления

Логика помогает человечеству в познании окружающего мира. Так, много лет назад люди могли отметить, что от определенных съеденных ягод едоку становилось плохо, и он умирал. Человек сопоставлял эти два факта и делал вывод: ягоды ядовиты, обходил их стороной и выживал. Те, кто первые придумали сажать семена растений в землю, чтобы выращивать еду, с помощью логического умозаключения приходили к выводу, что из сливовой косточки яблоне не вырасти.

Яркий пример хорошо развитого логического мышления – знаменитый (хоть и придуманный) гениальный сыщик с Бейкер-стрит, Шерлок Холмс. Он использовал метод дедукции – чистейшей логики. Ее противоположность – индукция. Именно дедукция – метод рассуждений, берущий за основу разрозненные доказанные факты из внешнего мира и сведение их к единому частному заключению, является самым точным логическим мышлением. Индукция, то есть разложение частного заключения на разрозненные общие факты, имеет некий процент неправдивости.

Шерлок Холмс в исполнении актера Василия Ливанова

Шерлок Холмс в исполнении актера Василия Ливанова

К примеру, сейчас лето, потому на улице жарко. Это дедукция. Правда, в России именно летом жарче всего. Или на улице жарко, потому что сейчас лето. Это уже индукция. Здесь вкралась погрешность, ведь жарко бывает не только летом – в мае, в весенний месяц тоже бывает жаркая погода.

Как развить логику и мышление у подростка

Задания, головоломки и шарады

На просторах Сети можно найти множество головоломок, которые вы можете попытаться разгадать вместе с подростком. Старайтесь искать задачи, которые содержат правильный ответ – в случае, если цель не будет достигнута, вы сможете посмотреть, как можно было ее достичь.

Специальное приложение с заданиями на смартфон

В Google Play вы можете без труда найти приложение, которое так и называется «Логика, Задачи, Головоломки» – его можно установить на смартфон. Суть приложения в том, дабы развить аналитические способности у взрослых и подростков. Также существуют такие приложения, как «Тренировка мозгов», «Lumosity» и многие другие.

Как проверить степень развитости логического мышления

golovolomka.jpg

Диагностикой логического мышления занимаются психологи. В некоторых случаях оценкой навыков и степени зрелости интеллектуальной активности могут заниматься педагоги. Выявить уровень довольно сложно. Потому как возможны погрешности. Скидку делают на новые условия, в которых находится испытуемый, на сложность дидактического материала и прочие факторы. Потому как не все формы логики у одного человека в одинаковой степени развиты. Особенно, если он не проходил специального обучения и не тренировался. Усредненные показатели фиксируются письменно, чтобы после определенного развития сравнить исходный и конечный результаты.

Задачи и задания подбирает психолог. Обычно для целей тестирования достаточно выборочно скомпилировать материал из опросников Айзенка и подобных же. Также включаются вопросы из опросника Уондерлика (Вандерлика), в обработке на русском языке.

Задача — исследовать, насколько испытуемый способен применять инструментарий формальной логики. Без специальных занятий его используют хаотично, без системы.

В качестве эффективного материала психологи используют логические задачи. В сети их много, но не многие проверяют собственно логику. Поэтому к материалу на сайтах лучше относиться с достаточной долей скепсиса.

Хорошие результаты показывают беседы. В ходе рассуждений испытуемого уже видны неточности, стройность утверждения и аргументации, особенности движения и траектории мыслей. Не все психологи достаточно компетентны чтобы с ходу беседовать и оценивать рассуждения своих пациентов. Потому по потребности привлекают специалистов, знакомых с формальной логикой и свободно использующих ее методы на практике.

В некоторых случаях целесообразно использовать текстовые материалы, несложные публицистические статьи, научно-популярные тексты. Это позволит оценить степень эффективности работы с написанным.

В распоряжении психологов еще множество методов. Например, наглядный материал на карточках. В качестве стимулирующего материала пациенту предоставляют ряд карточек с картинками. На них изображены ситуации. Задача — выстроить в точной последовательности отображенные события. Затем рассказать историю, которая получилась.

На обследование может потребоваться немало времени. Зависит от того, какие аспекты логического мышления оценивает специалист. В среднем, диагностика занимает от 60 до 180 минут. Плюс-минус.

Тесты на логическое мышление проводятся и в рамках выявления психических расстройств. Но здесь достаточно ограничиться методиками «исключи лишнее» и работой с карточками. Как это описано выше. У пациентов с шизофренией и психозами наблюдается расщепление процессов интеллектуальной деятельности. Потому они не способны даже к элементарному логическому мышлению. Нарушения логического мышления встречаются и у здоровых людей. Но не в такой грубой форме. Они носят характер, скорее, неточностей. Но в целом, характер рассуждений верный.

Если человек не имеет возможности обратиться к психологу, можно протестировать себя самостоятельно. Для этого на помощь придут ресурсы с тестами Айзенка, Вандерлика. Часто проходить диагностику не стоит. Возможно выборочное развитие отдельных аспектов интеллектуальной активности. Получится так, что задачи решаются без проблем, в остальных же ситуациях испытуемый беспомощен или находится на том же уровне, что и был. Информативность подобной самодиагностики минимальная.

Коммуникативные жесты

Жесты-эмблемы

Эмблема – это коммуникативный жест, который не сопровождает речь, а по сути сам является речью, потому что имеет очень конкретное значение. Человек, показывая жест-эмблему, всегда делает это осознанно и намеренно. Эмблемы и эмблематические знаки являются протоязыком. Эмблемами общались наши предки, не знавшие и не владевшие языком в современном его виде.

Значение жестов-эмблем однозначно трактуется всеми представителям данной культуры или субкультуры. С помощью эмблем можно передать практически любое сообщение, включая фактологическую информацию, приказания, выражение личного отношения к происходящему и чувства.

Лицевые выражения и движения глаз, сопровождающие жесты-эмблемы, расширяют границы возможных смыслов, ассоциирующихся с движениями руки. И всегда существует возможность, что смысл, ассоциирующийся с жестом в отсутствие речи, изменится, если его будет сопровождать речь, включая и те случаи, когда сопровождающая речь вроде бы лишняя. Однако контекст расширяет границы смысла. Иногда контекст не оказывает сильного влияния на смысл жеста, а лишь незначительно изменяет то, как он выполняется.

Два вида жестов-эмблем

  1. Иконические (возникают в человеческой культуре путем копирования реальных объектов и производимых с ними действий);

2. Символические (не содержат в себе прямого отражения облика изображаемого      предмета или действия, потому понятны только посвященным людям).

Так как жесты-эмблемы являются протоязыком, передаются из поколения в поколение и закрепляются культурными традициями, то в случае возникновения внутреннего конфликта они могут каким-либо образом проявиться.

В языке телодвижений есть один информативный признак обмана – эмблематическая оговорка, которая возникает, когда человек не верит в то, что говорит, т. е. тело противоречит словам.

Эмблематическая оговорка может являться верным признаком лжи говорящего.

Критерии эмблематической оговорки

  1. Оговорка проявляется, как правило, вне привычной позиции. Эмблемы демонстрируются намеренно, они передают какой-то сигнал, послание, а эмблематическая утечка как бы непроизвольно вырывается наружу, потому и проявляется вне привычной позиции;
  2. Оговорка может проявляться не полностью, а частично;
  3. Оговорка может характеризоваться чрезмерной «сломанностью» при демонстрации эмблем. Так как лжецам при попытке лжи свойственна телесная асимметрия, то при попытке сознательного контроля и подавления эмоций эмблематическая оговорка принимает на себя часть этой телесной асимметрии.

Во время проведения опросной беседы, верификатор может увидеть эмблематические утечки у опрашиваемого лица, однако они могут и не проявляться. Несмотря на то, что эмблематические оговорки и являются достаточно достоверным признаком лжи, полностью опираться только на них верификатор не может, потому что они могут не проявиться во время опросной беседы совсем. Также нужно владеть языковым набором жестов-эмблем разных наций и народностей, особенно при проведении проверок в сопредельных государствах.

Жесты-иллюстраторы

Еще одним типом жестов, свойственным человеку, являются жесты-иллюстраторы – жесты, сопровождающие речь. Интерпретировать жесты-иллюстраторы нужно еще более осторожно, чем жесты-эмблемы и адаптеры.

Виды жестов-иллюстраторов

  1. Точный захват пустоты;
  2. Точный захват предмета;
  3. Силовой захват пустоты;
  4. Силовой захват предмета;
  5. Удар по пустоте;
  6. Колющие жесты;
  7. Указательный палец;
  8. Намерение коснуться;
  9. Протягивание рук (ладони вверх, ладони к себе, ладони вниз, ладони вперед);
  10. Соединенные руки;
  11. Голова – тело;
  12. Иллюстрации ногами

Способы иллюстраций речи

  1. Человек может делать особый акцент на слове или фразе;
  2. Человек может прослеживать в воздухе ход мысли рукой, как бы дирижируя своей речью;
  3. Человек может рисовать руками в воздухе или изображать действия, повторяющие или усиливающие сказанное.

Использование жестов-исллюстраторов

  1. Попытка объяснить то, что трудно выразить словами;
  2. Невозможность подобрать нужное слово или фразу;
  3. Связь речи;
  4. Эмоциональное возбуждение.

Функции жестов-иллюстраторов

  1. Повторение – во время коммуникации люди иногда жестами просто повторяют то, что говорят вербально;
  2. Дополнение – во время процесса коммуникации люди жестами дополняют или уточняют то, что говорят словами. Когда слова и жесты дополняют друг друга и не находятся в противоречии, то сообщения декодируются собеседником более точно;
  3. Вспоминание – иногда невербальные сигналы помогают нам вспомнить вербальное сообщение;
  4.  Замена – иногда невербальные сигналы могут заменять вербальные сигналы;
  1. Подчеркивание или приглушение – невербальное сообщение способно смягчать или приглушать вербальное сообщение или выделить определенные слова (маркеры).

На интенсивность проявлений жестов-иллюстраторов оказывает влияние характер человека (есть тип людей, которым интенсивная жестикуляция не свойственна), оказывает влияние культура и культурная принадлежность. Поэтому одной из задач верификатора на этапе установления базовой линии поведения является определение интенсивности проявления иллюстраторов в норме. Обычно нормальное проявление иллюстраторов можно отследить, разговаривая на обыденные темы.

Верификаторам необходимо понимать и брать во внимание особенности нервной системы человека, а также его базовую линию поведения, потому что некоторым людям свойственно увеличение количества жестов-иллюстраторов во время лжи, тогда как для других во время лжи свойственно уменьшение количества жестов-иллюстраторов. В зависимости от психотипа опрашиваемого лица, а также от выбранной им стратегии лжи и будет проявляться данная тенденция.

Жесты-регуляторы

Жесты-регуляторы – это интерактивные жесты, способствующие регулированию диалога.

Типы жестов-регуляторов

  1. Жесты передачи информации;
  2. Жесты-ссылки на высказывание собеседника;
  3. Жесты регулировки очередности реплик;
  4. Жесты запроса реакции собеседника.

Для чего нужны тренировки логики

Само в этом мире не происходит ничего, развития тоже. Какие-то зачатки логических рассуждений, действительно, имеются и у новорожденного, с ростом малыша развиваются и они. Чем лучше развита логика, тем легче будет познать этот мир малышу, он будет опережать тех деток, которые растут без специальных развивающих упражнений. Успех во взрослом возрасте напрямую связан с достижениями ребенка.

Ребенок развивается

Ребенок развивается

У дошкольников от развития логики зависит освоение трех важных умений, без которых взрослому человеку никуда: чтения, письма и простейшего счета. Без умения сравнивать и выделять научиться писать, читать и считать становится очень трудно.

Школьники и студенты сталкиваются с одним общим знаменателем – большим объемом информации, которую нужно понять и выучить. Здесь без анализа, без сравнений, без выводов тоже ждут трудности.

Взрослому человеку логика тоже крайне важна. Ведь учиться он, по сути, продолжает всю жизнь: обучающие курсы, труд над проектом на работе, карьерный рост – каждый день несет что-то новое, требующее логического мышления. Вне рабочих часов умение думать последовательно и доказательно пригодится.

Абстрактно-логическое мышление

Абстрактные рассуждения — отвлечение в процессе познания. Неумение абстрагироваться является причиной непонимания математических задач. Педагоги учат детей мыслить абстрактными понятиями.

Логическое мышление. АБВГДейка

Ученые и вербальное мышление

Если для гуманитариев вербальное мышление – это необходимость, то возникает вопрос — нужно ли развивать такое мышление любителям точных наук? Многие знают такого гениального профессора, как Альберт Эйнштейн. До 6 лет он практически не разговаривал и, соответственно, не обладал вербальным мышлением. Несмотря на все это, он был гением.

А что, если посмотреть на эту проблему с другой стороны? Люди, которые видели, как маленький 6-летний мальчишка совсем не разговаривал, считали его просто глупым ребенком. Коммуникационные навыки очень важны в современном обществе. Человек, не умеющий выражать свои мысли, вряд ли сможет добиться успеха в профессиональной сфере. Вербально-логическое мышление очень необходимо, ведь оно помогает находить решения в трудных жизненных ситуациях.

Секреты фитнеса мозга

О специфике и результатах развития мыслительных способностей можно узнать на специальных тренингах. Фитнес мозга включает программы и упражнения по аналогии с физическими тренировками. Улучшаются параметры, работоспособность интеллекта: супер-память или скорочтение. Практически любые подобные курсы требуют логики и развивают ее. Нужно лишь правильно выбрать свою сферу, будь то наука, бизнес, улучшение способностей ребенка или нечто иное.

Как развить логическое мышление?

Занятия интеллектуальными играми способствуют развитию логического мышления.

  1. Шахматы, покер и подобные им являются одними из лучших методом тренировки для ума.
  2. Использование созвучных слов, придумывание рифм может стать упражнением на развитие логического мышления. Популярная английская игра – лимерики – придумывание абсурдных стишков. Также придумывание пародийного стишка на популярный стих или песню. Отличными пародиями являются стишки из книги Кэрролла «Алиса в зазеркалье».
  3. Другим упражнением на развитие логики может стать пересказ или перефразирование предложения и текста. Постарайтесь выделить глубинный, абстрактный смысл и обозначить его, другими словами. Попытайтесь свернуть в одно слово или развернуть в несколько один и тот же смысл.
  4. Игра в аналогии. Возьмите любой объект – структуру, постарайтесь увидеть её суть (смысл). Попробуйте представить этот объект или смысл в другой системе. Например, возьмите характеры своих друзей и попробуйте представить их, как химические элементы: «золото» — богатый, «свинец» — ленивый, «мышьяк» — ехидный, вредный и так далее.
  5. Для развития логики подойдет разгадывание кроссвордов, головоломок и соответсвующие компьютерные игры, в том числе онлайн тренажеры.
  6. На развитие интеллектуальных способностей влияет тренировка объединения любых слов в классы, либо подробная детализация объекта. Например, возьмите несколько слов: «рыба», «квадрат», «кружка», «погода» и детально рассмотрите их, из каких элементов они состоят и с чем могут быть связаны. «Квадрат» –  это «прямая»,  «угол»,  «параллельные прямые», «плоскость». «Погода» — «атмосфера». Используйте матрицу связей (отношений слова): причина-следствие, часть-целое, вид-род, последовательность, противоположность.
  7. Занимайтесь изучением толковых словарей, придумывайте собственные толкования явлений.
  8. Для улучшения словесно-логического мышления психологи рекомендуют вести записи в дневнике. Конкретизировать свои мысли с их помощью. При прочтении какой-либо информации (статьи, книги) постарайтесь законспектировать все новые знания.
  9. Чтение философских трактатов и научных книг также усовершенствует логику, структурирует мысли.

Опять же, отметим, что только регулярные упражнения и постоянные тренировки в данном направлении дадут ожидаемый результат.

Если завалить

Поскольку цель онлайн этапа – отсеять недостаточно квалифицированных кандидатов, если завалить его, шансов получить работу почти не останется. Если в компании используется полноценная система оценки соискателей, первоначальный отбор проводят сотрудники HR. Опыт работы и технические навыки они оценивают номинально. До тех пор, пока кандидат не пройдет этот этап, он не попадет на собеседование с техническим директором. Поэтому рассчитывать на то, что отрицательную оценку на тестировании удастся компенсировать за счет опыта или рекомендаций не стоит.

Преимущества личности с развитым абстрактным мышлением

Девушка стоит на фоне людей с вопросами

Как правило, эти люди имеют способности к таким наукам, как математика, физика, астрономия. Им легко учиться в школах и ВУЗах. Они могут:

  • легко запоминать большие объемы информации;
  • абстрагироваться и моделировать нестандартные ситуации;
  • даже в запутанных ситуациях принимать нестандартные решения;
  • быстро адаптироваться в незнакомых условиях.

Словесно-логическое мышление позволяет людям, у которых оно развито, строить ассоциативные ряды, связанные с услышанными определениями.

Главные положительные особенности такого мышления – это неограниченность в пространстве и времени. Т.е. этот вид обобщенного мышления наделяет человека безграничными возможностями.

При правильном подходе и регулярных тренировках можно добиться поставленных перед собой задач и оптимальной результативности практически в любой сфере:

  • наука;
  • творчество;
  • интеллектуальные виды спорта;
  • карьера;
  • обучение и т.д.

Важность развития вербально логического мышления у детей

Развивать вербально логическое мышление у дошкольников нужно потому, что скоро дети приступят к учебе. С первых дней они будут изучать предметы, основанные на логике, и неподготовленным детям придется очень трудно.

Неразвитое вербально логическое мышление мешает усваивать знания, приводит к неумению выразить свои мысли, препятствует установлению нормальных контактов с учителями и другими детьми. Именно поэтому так сложна адаптация в нашем обществе глухонемых. Они ходят в специальные школы, их обучают по специальным методикам, у них даже есть свой язык.

Для того чтобы помочь ребенку, можно:

  • попросить его пересказывать мультфильмы;
  • сочинять вместе с ним сказки;
  • решать вместе с ним простые задачки на логику;
  • разгадывать загадки;
  • попросить его объяснить значение пословиц и поговорок.

5 полезных советов, как развить логику

Есть несколько полезных советов, которые способствуют развитию логического мышления человека, не прикладывая при этом больших усилий:

  1. Научитесь писать правой рукой, если вы – левша. И наоборот. Это упражнение способствует развитию навыков менее задействованного полушария мозга.
  2. Постоянная смена видов деятельности. На один вид тратьте ровно час, после истечения времени переходите к другой занятости. Быстрая смена вида работы поможет ускорить адаптационные мыслительные навыки.
  3. Читайте детективные романы. И старайтесь самостоятельно угадать преступника. Тем самым вы отлично поработаете над развитием собственной дедукции.
  4. Ежедневные прогулки на свежем воздухе способны улучшить не только логическое, а и все остальные виды мышления.
  5. Давайте объяснения своим действиям. Подвергайте анализу все, что вы делаете, просчитывайте варианты: что будет, если бросить дело незаконченным, каким вырисовывается окончательный итог работы и т. п.

Как обучиться

Перед началом обучения следует понимать, что существует теория и практика логического мышления.

Теоретическое обучение подразумевает ознакомление с основными терминами и логическими законами, на основе которых следует делать суждения.

Практическое обучение заключается в применении полученныхзнаний в реальной жизни и бытовых ситуациях. Также к практике относятсяупражнения, помогающие тренировать мозг.

Практические рекомендации

Определенные умения, навыки вырабатываются в дошкольном возрасте. В школе ученик анализирует, конкретизирует, обобщает. Занимательные задачи, математические игры проявляют у детей интерес. У ребенка появляется желание учиться.

Чтобы правильно решить задачу надо сосредоточиться. Ребенок не справился с загадкой. Необходимо вернуться к условию, прочитать первое предложение. Ребенку задают вопрос, что он понял из текста. Переходят ко второму предложению. Преподаватель решает задачу вслух. Ребенок следит за ходом мысли, пока не поймет принцип решения.

Упражнения для развития абстрактного мышления

Словесно-логическое мышление: 10 упражнений для развитияПодумайте, какие фигуры можно составить из этих деталей

Развитие этого вида мышления тесно связано с речевой деятельностью, в том числе богатством словарного запаса, правильностью построения предложений и способностью к анализу информации.

Упражнение «Докажи обратное»

Это упражнение лучше делать письменно

Кроме удобства, у письменной речи есть еще важное преимущество перед устной – она более строго организована, упорядочена и носит линейный характер. Вот само задание

Выберите одно из сравнительно несложных, и главное, непротиворечивых утверждений. Например: «Отдых на море очень привлекателен».

А теперь найдите аргументы, доказывающие обратное – чем больше опровержений, тем лучше. Выпишите их в столбик, полюбуйтесь и найдите опровержение к каждому из этих аргументов. То есть вновь докажите истинность первого суждения.

Упражнение «Аббревиатуры»

Это упражнение хорошо проводить в компании, оно не только полезно для мышления, но и может развлечь вас, например, во время долгого пути, или скрасить ожидание.

Нужно взять несколько произвольных сочетаний 3-4 букв. Например: СКП, УОСК, НАЛИ и т. д.

Далее представьте, что это не просто сочетания букв, а аббревиатуры, и попробуйте их расшифровать. Возможно, получится что-то юмористическое – это не хуже. Юмор способствует развитию мышления. Могу предложить следующие варианты: СКП – «Совет креативных писателей» или «Союз криворуких производителей». УОСК – «Управление отдельными социальными конфликтами» и т. д.

Если выполняете задание в команде, посоревнуйтесь, у кого название оригинальнее и чем может заниматься такая организация.

Упражнение «Работа с понятиями»

Упражнения с понятиями, точнее с абстрактными категориями, аналогов которых нет в материальном мире, хорошо развивают абстрактное мышление и устанавливают связь между мыслительными процессами разного уровня. Как правило, такие категории отражают качества, свойства предметов, их взаимозависимость или противоречия. Таких категорий много, но для упражнения можно брать даже самые простые, такие как «красота», «слава», «ненависть».

  1. Выбрав одно из понятий, постарайтесь максимально просто (своими словами) объяснить, что это такое. Только избегайте объяснений через примеры («это, когда…), за такое даже в школе ругают.
  2. Подберите синонимы к этому понятию и постарайтесь определить, есть ли какие-то отличия, нюансы между основным словом и синонимом.
  3. Придумайте символ этого понятия, он может быть как абстрактный, так и конкретный, выражаться в словах или в графическом образе.

После того как поработали с простыми понятиями, можно перейти и к сложным. Например, таким: «конгруэнтность», «виктимность», «резистентность» и т. д. Если вы не знаете, что это такое, то допустимо посмотреть определения этих слов, но все равно объяснять вы их будете своими словами.

Польза развития абстрактного мышления не только в том, чтобы научиться решать логические задачи. Без него невозможны успехи в точных науках, сложно понять многие экономические и социальные законы

К тому же, что немаловажно, это мышление сделает более правильной и четкой речь, научит доказывать свою точку зрения на основании строгих законов логики, а не потому что «мне так кажется»

https://youtube.com/watch?v=C3RC5D-pn4c

Курсы, книги для развития и тренировки мышления

Примером книги про практическое применение логики является «Шерлок Холмс» А. Конан Дойля. Можно ознакомиться с «Учебником логики» Г. И. Челпанова. Существует подобная литература для школы, ВУЗа и специализированных учебных заведений. Дополнительно эффективными окажутся тренинги по развитию:

  • памяти и внимания;
  • творческого мышления, навыков писателя;
  • скорочтения, устного счета;
  • психологии.

Мышление — высшая функция сознания человека. Оно отражает мир, способно пополнять свой запас знаний, делать новые суждения. Развивать его логику необходимо с детского возраста. Тогда вовремя появится навык находить правильные решения.

Словесно логическое мышление в жизни человек

Вербально логическое мышление подразумевает не только умение мыслить логически, но и виртуозное владение словом. Именно оно задействовано у нас в момент общения с другими людьми. Ведь если человек что-то знает, но не может донести этого окружающим посредством речи, он уподобляется немому. Если человек красиво говорит, но не в ладах с логикой, он все равно, что глухой.

Именно ему мы обязаны всем открытиям, которые сделало человечество за время своего существования. Если человек не может логически мыслить, он ничего не откроет. Если он не может донести свою мысль до других, его открытие умрет вместе с ним.

Что представляет собой стратегическое мышление

Словесно-логическое мышление: 10 упражнений для развития

В психологии стратегическим мышлением называют когнитивную способность, позволяющую выполнять сложные задачи. Главным аспектом этого качества является поэтапное видение пути достижения цели. Индивидууму нужно осознавать, какие последствия возникают в случае принятия определенных решений. Этот тип ума противопоставлен прямолинейному мышлению, когда человек всегда выбирает наиболее очевидный путь решения проблемы

Развитие этого личностного качества важно в предпринимательстве, творчестве, науке и других видах деятельности

Стратегия — это термин, пришедший к нам из древнегреческого языка. Первоначально это слово было связано только с военным ремеслом. Для победы в какой-либо битве требовалась общая стратегия ведения боя, объединяющая несколько тактик. Позже термин стал более общим, поэтому сегодня стратегия обозначает способ достижения какой-либо цели. Наиболее доступным примером является игра в шахматы. Для победы игроку следует поэтапно изменять положение своих фигур. При этом прямолинейный подход неэффективен, поскольку иногда требуется идти на жертвы и принимать нестандартные решения.

Стратегическое мышление требуется не только в логических играх и военном ремесле. Трудности повседневной жизни заставляют людей проявлять аналитические способности. Это качество неразрывно связано с интеллектом, поскольку поэтапное планирование деятельности является сложным когнитивным процессом. Индивидуумы, постоянно развивающие свой ум, достигают успеха в работе и других сферах жизни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...