Что такое творчество и как стать творческой личностью?

Содержание

Креативные способности

Креативность состоит из набора способностей. Они позволяют ясно понять, как проявляется креативность и что нужно для ее развития.

К таким способностям относятся:

Беглость – это способность генерировать большое количество идей в единицу времени. Позволяет быстро находить множество способов решения проблемы и определить наиболее подходящее.

Оригинальность – это способность генерировать новые, нестандартные, неординарные идеи, отличающиеся от известных или очевидных. Чем лучше развита эта способность, тем быстрее преодолевается психологическая инертность, ограничивающая мышление стандартными шаблонами и убеждающая в нереальности и бесполезности оригинальных идей.

Гибкость – это способность использовать различные способы для генерации оригинальных идей и быстро переключаться между способы и идеями.

Открытость – это способность при решении проблемы длительное время воспринимать новую информацию извне, а не использовать имеющийся опыт и не придерживаться стандартных стереотипов.

Восприимчивость – это способность в обычной ситуации находить противоречия, необычные детали, неопределенность. Позволяет находить необычное в обычном, простое в сложном.

Образность – это способность генерировать идеи в виде единых, цельных мысленных образов.

Абстрактность – это способность генерировать общие, сложные идеи на основе частных, простых элементов. Позволяет обобщать и строить единое представление проблемы на основе простых, несвязанных знаний и идей.

Детальность – это способность детализировать проблему до понимания каждого ее элемента. Позволяет разбивать проблему на части, анализировать их до тех пор, пока не станет ясна суть проблемы, ее мельчайшие элементы.

Вербальность – это процесс разбиения единой, образной идеи на отдельные слова и выделение существенных частей. Позволяет прояснить структуру проблемы и связи между ее элементами и обмениваться этой информацией с другими для совместного решения проблемы.

Стрессоустойчивость – это способность действовать и генерировать идеи в новой, необычной, неизвестной ранее окружающей среде.

Определение этих способностей у себя и их осознанное развитие позволяет значительно повысить оригинальность и полезность генерируемых идей. Это способствует повышению успешности и ускорению процесса реализации предназначения.

Интерференция

Каждая функция, которую выполняет наш мозг, например внимание, креативность, вычисление, закреплен за определенным участком мозга.

Вы, наверное слышали, что левое и правое полушарие работают ассиметрично, это было открыто давно, левое отвечает за вербальное восприятие, это чтение, письмо, вычисление и управляет правой частью тела. А правое полушарие обрабатывает визуально пространственную информацию, такую как ориентировании на местности, вождение автомобиля, чтение карты, а также эмоциональное восприятие и реакция, соответственно это полушарие управляет левой половиной тела. Соединены между собой полушария мозолистым телом.

Одни задачи оба полушария выполняют совместно, а другие в основном ложатся на одно из полушарий, а другое выполняет вспомогательную роль. Однако различия в работе полушарий были несколько преувеличены, каждый из нас обладает собственной системой взаимодействия с реальностью, в которой задействованы оба полушария.

Интерференция означает, что функционирование одного полушария мешает работе другого это возникает, когда одновременно идет нагрузка на оба полушария, например вождение автомобиля и разговор по мобильному телефону, в работу включается и левое и правое полушария, это может вызвать дефицит внимание, так как оно частично переключается на ведение разговора. Для повышения эффективности работы мозга полезно избегать таких ситуаций, нужно продумывать свои действия, чтобы избегать подобных ситуаций, тем самым повышая эффективность работы мозга.

О связи креативности, творчества и интеллекта. Родственные, но разные понятия

Креативность нередко путают с творчеством. Это не синонимы. Под первым имеется в виду особая черта личности, можно даже говорить об особом способе мышления, складе личности и характера человека. Творчество же представляет собой процесс и конечный продукт. То есть результат реализации этого важного качества личности. Не всегда творчество имеет продуктивный характер, не всегда достигаются конкретные цели. Потому речь идет, в том числе о процессе как таковом. Путаница возникает из-за перевода термина creativity которое как раз и переводится как творчество. В русском же языке эти термина давно стали различны по значению.

Различия между креативностью и творчество можно представить связкой «потенциал/деятельность».

Интеллект — это другая сторона вопроса. «Creativity» также не является синонимом к слову интеллект. Под интеллектуальными способностями понимают умственные качества, способности реализовать эти качества на практике. Сюда относят скорость мышления, его продуктивность, гибкость, память, способность анализировать то или иное явление, объект, систематизировать определенные моменты. Интеллект является важной составной частью, фундаментом для творческой деятельности.

Таким образом, необходимо отграничивать три схожих понятия.

Что такое творчество?

Творчество — это процесс создания чего-то нового, ранее не встречавшегося в мире. Речь идет не только о произведениях искусства либо архитектурных шедеврах. Это однозначно творчество, но определение данного понятия намного шире. Ведь даже пара написанных строчек в блоге школьницы уже является чем-то новым для этого мира.

Творчество можно рассматривать как в глобальном плане, так и на бытовом уровне.

Бывают следующие виды творчества:

  • Художественное – визуализирует внутренние переживания человека;
  • Декоративно-прикладное – преображает окружающий мир;
  • Музыкальное – позволяет чувствовать ритм и воспроизводить красивые звуки;
  • Научно-техническое – совершает научные открытия и неожиданные изобретения;
  • Философское – сопутствует поискам мыслителей и мудрецов;
  • Социальное – совершенствует правовые, культурные и прочие взаимоотношения в обществе;
  • Предпринимательское – помогает в успешном развитии бизнеса;
  • Духовное – дает идеологические основы общества;
  • Повседневно-бытовое – увеличивает способности человека приспосабливаться к возникающим обстоятельствам;
  • Спортивно-игровое – связано с нестандартным выполнением необходимых тактико-технических элементов.

Есть похожее понятие креативности. Многие считают ее и творчество синонимами. Поскольку эти два слова существуют в русском языке, то правильнее было бы выделить каждому из них свою экологическую нишу. Пытаясь разделить креативность и творчество, определение последнего звучит, как процесс создания чего-то нового. А креативность – это способность человека создавать новое. В первом случае, мы говорим о действии, во втором – о свойстве.

Можно встретить и такую классификацию, где творчество – это более широкое понятие, а креативность рассматривается в качестве направленного творчества, то есть в ответ на определенную потребность.

Например, если девушку бросил молодой человек, и она, рыдая в подушку, пишет стихи – это и будет акт творчества. Если же креативщику рекламного агентства поручат придумать новую зубную щетку, то слезы и стихи ему не пригодятся. Это должен быть готовый продукт, в чем и поможет креативность.

Пройти тест на полушария мозга

Творческие способности

Развитие творческих способностей - фото 2У каждого из нас заложено стремление к созиданию. И этот огромный творческий потенциал мы можем развивать без ограничений. Творя, человек меняет мир вокруг себя. А результатом такой творческой деятельности является его рост и перемены в нем самом. Таким образом генерация новшеств и креативных решений для творческой личности представляет собой непрерывный поиск себя.

Многие заблуждаются, считая творческие способности только умением писать стихи, произведения в прозе, сочинять музыку или рисовать. Наш уровень развития творческого потенциала влияет на то, как мы воспринимаем мир, кем ощущаем себя в нем. Людям с низким уровнем присуща склонность к повышенной самокритике, проявлению недовольства не только собой, но и другими, окружающим миром. 

Читайте также

59. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

59. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВАВ данном вопросе мы рассмотрим виды педагогического творчества. К ним относятся дидактическое творчество, технологическое творчество, организаторское творчество.Рассмотрим каждый вид педагогического творчества более

1.1. Определение творчества

1.1. Определение творчестваТворчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает другим [201]. Это широкое понимание, и согласно ему не только созданные

12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯМетоды психологии – основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей.В психологии принято выделять четыре группы методов изучения

МОДЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА

МОДЕЛЬ ТВОРЧЕСТВАТа же модель асимметричных шаблонов объясняет и возникновение творческих идей. Временная последовательность опыта образует привычный способ восприятия. Мы привыкаем видеть вещи в определенном свете и ожидаем, что события станут происходить так-то и

Источники творчества

Источники творчества…В этой главе мы обсудим некоторые традиционные и нетрадиционные источники творчества. Систематизация этих источников поможет нам лучше понять место нестандартного мышления в творчестве вообще и углубит наше понимание творческого

ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА

ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВАПрекрасным лидером процесса в компании «Дюпон» был Дэвид Таннер, организовавший постоянно действующий Центр творчества. Именно такой серьезный подход к творчеству необходим тем, кто хочет получить от него достаточные дивиденды. Вложение в творчество

ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА

ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВАЯ уже обсуждал этот тип структур. Центр творчества имеет собственную сферу деятельности и служит для координации многих других структур, описанных в этой главе. Например, центр творчества может отвечать за список творческих целей или папку

Поощрение творчества

Поощрение творчестваОдним из возражений против того, чтобы обучать творчеству в университете, я слышал: «Ну не всем же быть Эйнштейнами». Это трудно оспаривать; да и ни к чему.Хатчингс (Hutchings, 1986, р. 14)Одно время разгорались жаркие споры вокруг вопроса, возможно ли сделать

Импровизация. Акт творчества

Импровизация. Акт творчестваВ самую точкуНа пару минут расслабьтесь, отдохните. Пусть ваше внимание свободно блуждает, скользя по поверхности вещей. Когда ваш ум успокоится и вы почувствуете, что готовы, сотворите что-нибудь. Итак, вперед. Прямо сейчас. Процесс

Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС — методика исследования самоотношения)

Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС — методика исследования самоотношения)Автор: С. Р. ПантилеевИнструкция. Вам предлагается ответить на вопросы (в форме возможных утверждений) об особенностях вашего характера, привычках, интересах и т. п. На эти

„Муки творчества“

„Муки творчества“Творчество, в какой бы области человеческой культуры оно ни протекало, всегда содержит в себе преодоление многочисленных трудностей. По самому своему существу оно представляет борьбу с инерцией, косностью, застоем. Только одна «добрая

Загадка творчества

Загадка творчестваТакое, казалось бы, незначительное отличие мозга приводит к кардинальному отличию сознания человека от психики животного. Принцип позволяет так воспринимать понятия, что человек может выявлять сходные признаки различных предметов и явлений природы.

Исследования творчества в калифорнийском университете

Исследования творчества в калифорнийском университетеИнститут диагностики и исследования личности при Калифорнийском университете на заре своего существования занимал отремонтированное здание студенческого клуба, окруженное деревьями и расположенное в самой

Виды расстановок и подобные направления

Виды расстановок и подобные направленияСегодня на рынке психотерапевтических услуг во многих странах мира расстановки переживают настоящий бум. Если бы существовал рейтинг популярности среди профессиональных психологических методов, я уверена, что на сегодняшний

Где простор для творчества?

Где простор для творчества?Не способствует развитию детской инициативы и новая тенденция создавать полностью укомплектованный мир игрушечных персонажей. Самый яркий пример — «империя Барби». Для нее можно приобрести в магазине все, начиная от нарядов и кончая

Творческие способности в психологии

Хотя творчество в какой-то степени присуще и другим видам живых существ, в полной мере им наделен только homo sapiens. Творческие способности это в психологии способности к созданию новых идей и концепций, а также соотношений между ними, генерирующих решений, которые тоже являются оригинальными.

Важно! Творчество включает в себя не только художественные проявления, но и может содержаться в любых жизненных аспектах.

Творчество – это не по шаблону

Понятие «творчество» определяют как способность создавать что-либо, чего раньше не существовало, либо нечто на основе уже имеющихся моделей, но по-своему переосмысленное творческим человеком. Чтобы что-то сотворить, необходимо отойти от уже имеющихся шаблонов или модифицировать их, даже в самых незатейливых вещах, будь то интересная для аудитории презентация, или, скажем, «цепляющий» рекламный текст. Повар, создающий рецепт нового блюда, по-своему сочетая ингредиенты и добиваясь этим новых вкусовых ощущений, – тоже творец. Элементы творчества могут проявляться практически в любой сфере деятельности – и в сфере продаж, и в логистике, и в бухгалтерском учете, если вы придумываете нестандартные пути решения задач, тем самым улучшая эффективность результатов работы.

Наш эксперт, практикующий психолог-психотерапевт Ричард Тулей считает, что в желании людей использовать творческие подходы в труде есть глубокий философский смысл. «В каждом из нас есть естественная тяга к развитию себя, познанию себя с разных сторон, желанию понять свои способности и возможности. Также мы все (или большая часть из нас) узнаем себя, пытаясь понять смысл жизни и окружающий мир. Зачем мы здесь? Кто я? Почему все так, а не иначе? Эти вопросы задает себе человек, у которого открыто творческое начало, – говорит психолог. – Из этого берется желание познать себя посредством самовыражения в творчестве. Творческий человек не боится новизны и все время пробует себя в чем-то новом. По-другому не может».

Любой творческий процесс начинается с идеи, которая возникает как продукт мыслительной деятельности, эмоций и чувств человека. «У тебя должна быть идея, что ты собираешься делать, но она должна быть не совсем определенной», – делился когда-то своим рецептом творчества великий новатор в изобразительном искусстве Пабло Пикассо. Но у каждого может быть свой, индивидуальный способ генерирования идей, основанный на логике и анализе имеющихся данных, либо как чистое «озарение», например, как таблица химических элементов, которая приснилась гениальному Менделееву. Или можно «подсмотреть» идеи у природы, как, например, великий испанский архитектор Антонио Гауди создал уникальный метод строительства, наблюдая за муравейником. Главное – желание внести в сферу вашей деятельности что-то новое, что-то свое.

Тем не менее, надо признать, что поле возможностей для раскрытия творческого потенциала человека в разных сферах деятельности не одинаковое, и часто нехватка творческой составляющей на основном месте работы стимулирует человека к поиску ее в других сферах.

советы психологов

Развитие творческих способностей и искусство

Мы не приравниваем творчество к художественным способностям.  Занятия искусством, рисование, игра на музыкальных инструментах – все это представляет отличную тренировку для развития творческих способностей, но ни в коем случае не является определением того, что значит быть творческим человеком.  

творческие способности мозга

В более широком смысле, творчество является ключом к поиску радости и смысла жизни. Речь идет о совместном творчестве с другими и внесении своего вклада в то, чтобы, как сказал Мартин Лютер Кинг, склонить «дугу нравственной вселенной к справедливости».

Развивать творческий потенциал – не значит ожидать вспышки вдохновения. Скорее, это обладать устойчивой способностью творить по своему желанию.  

Процесс развития творческих способностей требует понимания, практики и, по нашему опыту, постепенной трансформации внутренних привычек при одновременном укреплении способностей к игре, восприимчивости, новизне и открытости.

Искусство же может освещать и питать; может помочь формулировать идеи и углублять концепции. 

История развития отрасли: становление науки, роль в обществе

Фото 1633Как наука психология искусства сформировалась в начале 20 века. Она еще не была в определена в отдельную сферу, поскольку рассматривала только одну область: биографию, литературные произведения. Анализируя материал, ученые изучали природу процесса создания, качества личности.

С началом развития экспериментальной психологии методы изучения изменились. Психологи стали работать не только с наследием, но и авторами-современниками. Они использовали анкетирование, экспериментальные методы, интервьюирование.

Научно-техническая революция повлияла на качество изучения искусства, поставила перед психологами новые задачи. Возросла потребность в работниках, способных не только выполнять задание, но и предлагать креативные идеи, брать на себя больше ответственности, принимать самостоятельные решения. В связи с этим появилось новое направление, изучающее творчество, как составляющую науки и техники.

В чем отличие от креативных способностей

В большинстве иностранных языков для обозначения понятий «креативность» и «творчество» служит одно слово –  «creation» (англ.), «сreatividad» (исп.), «кreativität» (нем.) и т.д. Все же будучи тесно взаимосвязанными, они различаются.

Наиболее важным отличием является то, что творчество более тесно связано с интеллектом, понимаемым как способность или талант. Если человек обладает креативными способностями, то это скорее связано с динамизмом или активностью. Творческие люди рассматриваются как более эмоционально активные, а креативные – творят более сознательно.

Важно! Можно использовать определение творчества как потенциала, а креативности – как его реализации.

О структуре креативности: из чего состоит неординарное мышление

Какие факторы, влияющие на креативность, существуют? Можно выделить ряд моментов, оказывающих воздействие на развитие творческого начала в детские и взрослые годы, а также фундаментальные качества личности.

В период детства и раннего юношества на формирование способности к творчеству влияют такие моменты:

  • Особенности склада личности

Наибольшим врожденным потенциалом к творческой активности обладают представители меланхоличного типа. После них идут холерики. Далее флегматики и сангвиники. Разумеется, это не значит, что одни лучше других. Речь идет о сенситивности (восприимчивости), способности эмоционально или интеллектуально оценивать ту или иную ситуацию, модель. В зависимости от темперамента — исследование и постановка задачи, методы достижения конечной цели будут различаться. Холерики и меланхолики ввиду особенностей нервной деятельности, основываются, в первую очередь, на эмоциональном компоненте, прочие — на умственном. Преимущественно.

  • Воспитательные методы родителей

Воспитание с достаточным балансом контроля и свободы действий является оптимальным методом. Блокирование самостоятельности, подавление воли ребенка сказывается негативным образом, в том числе и на способностях к творчеству. Избыточная воля, когда ребенок предоставлен сам себе сказывается идентично, потому, как у молодого человека отсутствует понимание рамок дозволенного и он не представляет каким путем хочет двигаться.

  • Наличие увлечений

Увлечения — это те сферы активности, которые интересны ребенку. В этот момент речь не идет о выборе средств профессиональной реализации. Главный компонент заключается именно в интересе, готовности самостоятельно, целенаправленно работать в части достижения результатов в выбранной области.

Это может быть как художественная деятельность, музыка, так и решение задач, анализ ситуация (например, исторических) с дальнейшим анализом и глубокими заключениями и прочее. Подобный подход сам по себе является отличным средством развития необходимого качества. Далее остается только держать нужный темп и поддерживать ум в тонусе, поскольку креативность, как и прочие характеристики, без систематической тренировки начинает ослабевать. Подобно мышце без достаточной физической нагрузки. Но, продолжая аналогию, совсем не обязательно перетруждаться. Достаточно использовать приобретенные умения каждый день на практике. По мере развития, этот навык органично входит в жизнь ребенка, а затем и взрослого человека. Становится новым образом мышления.

  • Состояние здоровья

Как ни странно, этот фактор играет огромную роль. В первую очередь речь идет о состоянии церебральных структур. Нормальная работа головного мозга требуется для оптимальной мыслительной деятельности. Травмы, врожденные нарушения, генетические дефекты, прочие расстройства резко снижают или ставят крест на способностях человека. Порой даже базовых интеллектуальных возможностях, не говоря о чем-то большем.

С течением времени паттерны (модели) мышления, эмоционально-волевые реакции закрепляются и входят в жизнь человека. При неправильной модели возникают проблемы с постановкой и достижением целей. Приходится переучиваться, устраняя вредные привычки и прививая новые.

У взрослых людей на развитие креативности влияет несколько иная группа факторов:

  • Профессиональная деятельность. Кем работает человек и на какой должности, какие задачи ему приходится решать ежедневно, насколько задействован его мозг. Во многих случаях работа не предполагает какого-либо развития, часто даже и удовлетворения от процесса. Это тормозит развитие способностей, а то и вовсе ставит крест на них.
  • Функционирование вне профессиональной активности. То, чем человек занят в свое свободное время. В отсутствии достаточной умственной нагрузки, как правило, способности к творческой активности существенно снижаются или затухают, пока не станут актуальными и человек вновь не начнет их самостоятельно развивать.
  • Увлечения. Хобби, интересы.
  • Образ жизни в целом.

У взрослых интенсивность мыслительных процессов несколько ниже, чем у детей. Потому развитие может идти медленнее, хотя и не всегда.

Фундаментальные моменты касаются всех лиц вообще, безотносительно возраста и прочих характеристик. Среди таковых:

  • Интеллектуальный компонент

Креативность — это способность к творчеству. Потому интеллектуальная составляющая играет одну из ключевых ролей. Сюда входит группа важных моментов. Если говорить конкретнее: скорость мышления, гибкость ума, способность переключаться между задачами, возможность выполнять сразу несколько задач (мультизадачность), память, способность к анализу, синтезу, также прочие возможные характеристики. От качества мыслительной деятельности зависит скорость достижения результата.

  • Эмоциональная составляющая

Эмоциональный компонент играет не меньшую роль. В него входят позитивный настрой, готовность трудиться ради самого процесса, даже если результат будет достигнут не с первого раза. Также способность переносить неудачи без пессимистичного воззрения на ситуацию, эмпатия, способность понимать чувства других и собственные эмоциональные порывы, четко их классифицировать, описывать словами и выражать. Это важный момент.

  • Волевой компонент

Воля определяется, как способность самостоятельно ставить цели и двигаться к их достижению, невзирая на возможные трудности. Включает в себя несколько важных подпунктов: уверенность в себе, настойчивость в достижении конечного результата, самостоятельность и инициативность. Эти качества складываются в единую картину и могут в определенной степени компенсировать недостаток прочих аспектов. Поскольку упорный труд дает результаты практически всегда, при правильном приложении усилий это неминуемо.

Составляющие креативности присутствуют у всех, так или иначе. У кого-то в большей мере, у кого-то в меньшей, что лишний раз доказывает, что креативность присутствует у каждого. Это не удел великих, а всего лишь вопрос трудолюбия и кое-каких случайных «подарков судьбы» вроде наследственной склонности мыслить так, а не иначе, чувствовать тоньше других и прочее. Вопрос в выраженности. В любом случае, есть реальная возможность развития навыка творческого мышления. Все зависит от упорства и готовности работать для получения результатов.

Продукт творческой деятельности

Итогом, результатом любой деятельности является какой-то продукт. Этим она отличается от простой биологической активности животных. Даже если речь идет о мыслительной деятельности, то она тоже создает продукт – мысли, идеи, решения и т. д. Правда, есть вид деятельности, в которой более важен процесс. Это игра, но и игра в конечном счете приводит к определенному результату.

Именно продукт отражает своеобразие деятельности, у творчества он характеризуется новизной. Но понятие нового относительно, ничего абсолютно нового человек придумать не способен, потому что оперирует в своем мышлении только имеющимися у него знаниями и образами.

Показательный случай произошел с Леонардо да Винчи, которому знакомый трактирщик заказал на вывеску изображение невиданного монстра. Знаменитый художник, понимая, что ничего невиданного он нарисовать не сможет, начал скрупулезно зарисовывать отдельные детали животных и насекомых: лапы, жвала, усики, глаза и т. д. А затем из этих деталей сконструировал такую жуткую, но реалистичную тварь, что увидев большой рисунок на круглом щите, трактирщик в ужасе убежал. Собственно, мастер Леонардо продемонстрировал саму суть творческой деятельности – комбинаторику.

С другой стороны, есть объективно новое и субъективно новое:

  • В первом случае в процессе творческой деятельности создается продукт, которого никогда раньше не было: новый закон, механизм, картина, рецепт блюда, метод обучения и т. д.
  • Во втором же случае новизна связана с индивидуальным опытом человека, с его личным открытием чего-то.

Например, если трехлетний малыш впервые построил из кубиков высокую башню, то это тоже творческая деятельность, ведь ребенок создал нечто новое. Пусть новизна эта субъективна, но она тоже значима и важна.

Как развить творческие способности и креативность?

Следующая тысяча слов расскажет вам о пяти способах развития креативности. Мы начинаем серьезный разговор о том, что это значит, как ощущается и что нужно, чтобы быть креативным в современном мире.

Итак, ловите способы развития творческих способностей.

 # 1: Быть восприимчивым

Ключом к развитию творческих способностей личности является развитие восприимчивости, способности придумывать новые идеи, перенимать новые взгляды и перспективы и воспринимать новые возможности.

Чтобы культивировать и развивать эту открытость, требуются постоянные внутренние усилия. Нужно постепенно трансформировать привычный ход мыслей, в то же время укрепляя свои способности к вниманию, тишине, смирению и другим качествам.

Однажды возникнув, эта внутренняя организация будет расти, развиваться и укрепляться в истинном творческом потенциале.

Творческий человек восприимчив к окружающим его сигналам, он накапливает творческий потенциал подобно тому, как молния собирает энергию из атмосферы

# 2: Стать маяком

Простая, но полезная метафора: маяк.  

Чтобы управлять маяком, вы должны подойти к нему, открыть дверь внизу, подняться по лестнице, открыть дверь наверху, сесть за приборы управления и суметь эффективно их использовать.  

маяк в темноте

При развитии творческих способностей вы должны разблокировать свое мышление. Это означает, что вы должны запретить себе определенные мысленные и чувственные привычки. Нужно «подняться» к другому виду или другому «уровню» мышления. Вам придется поработать, чтобы сделать это.  

Развитие творчества трансформирует старые привычки и открывает новые способности. Если вы дошли до этого этапа, то вы уже стали намного креативнее. Вы находитесь в маяке и управляете им, освещая ночь.

Люди создают свои мысли и слова, даже не зная, как они это делают.  В результате они упускаем из виду факт, что мысль и речь происходят из того, что на первый взгляд кажется ничем; образно говоря, они появляются из воздуха. Однако когда это происходит, мы сами придаем им форму.

Это то, чем является креативность — первое проявление творчества в человеке. 

Поток внимания принимает форму. Мы думаем об этом как о «нисходящем» потоке. Сперва нет ничего, затем проявляются внимание и мышление, затем образуются мысли (идеи, слова, картинки и т. д.).  

Таким образом, мы двигаемся из ничего через свое мышление. Этот процесс останавливается в законченной мысли или форме.

Двигаться от законченной мысли вверх по течению навстречу динамике — оставить привычку мыслить мыслями, словами и другими законченными «формами» и войти в движущееся или «живое» мышление — это «восхождение по лестнице» в нашем метафорическом маяке.

Там, при управлении светом, все становится интереснее. 

№ 3: Пройти сквозь огонь

Каждый творческий процесс строится вокруг «пропасти» между начальным импульсом старта и конечным результатом, который проявляется в конце.  

Существует напряженность между этими полюсами, потому что, если процесс действительно творческий, он непредсказуем по своей природе.  

Развитие творческих способностей (лепить НЕобязательно)

Это напряжение неизбежно вызывает страх и трепет, особенно когда ставки высоки.

Создать что-то действительно новое — значит идти по этому пути.  Неопределенность, которая сопровождает творческий процесс, заставляет отделять то, что важно, от того, что просто и привычно.  

Это процесс очищения и смирения, плодом которого являются видение, понимание и мудрость.

Прогулка сквозь пламя является свидетельством этого процесса. Фигура проходит сквозь огонь и одновременно просвещается. Творческая сила завоевывается через страдание от несовершенства, неудач и серьезных испытаний, чтобы прорваться на следующий уровень.

# 4: Восстановить мораль

Обычно мы размышляем о морали как о чем-то «субъективном» или «религиозном», но нам нужно пересмотреть эту точку зрения.  

«Фильтр бесконечности» — это способ мышления о творчестве. Мы, люди, придаем форму и определение бесконечным возможностям мысли, чувств и воли.

Вершина «фильтра» открыта, как воронка, для широких просторов бесконечного. Мы извлекаем из этого безграничного значения совсем небольшую его часть. Далее мы уточняем ее, пока не получим мощный отрывок, идею, слово, чувство равновесия или гармонии и т. д. 

Мы выделяем небольшой кусочек бесконечности и отфильтровываем все остальное. Эта и есть наша мораль.

Можем ли мы вырвать свою творческую силу из лап стремления к самолюбованию и самоуничтожению?  

Можем ли мы превратить эти дары в способность служить жизни и, что является главным… любить?

Будущее формируется не как неизбежное следствия нашей ДНК и нашей психики, а как следствие нашего выбора, морального или любого иного. 

# 5: Компостировать себя

Компост — это физическое выражение распада и роста. По мере разрушения органического вещества ферменты, бактерии и другие живые организмы превращают то, что когда-то было отходами, в питательные вещества для следующего цикла жизни.  

Это также может быть символическим выражением процесса распада и перерождения, происходящего внутри человека или даже внутри целой культуры.

Ключом к этому образу является человек, развивающий свои творческие способности. Эта трансформация начинается внутри него и только позже проявляется как изменение в больших масштабах.

Чтобы стать творческим, нужно посвятить себя этому процессу как внутри, так и снаружи. Нужно компостировать старые парадигмы, которые способствуют социальной дисфункции, и создать богатую почву для исцеления и возрождения посредством совместных творческих усилий.

Через процесс преображения проявляется воспитание творческих способностей.

Кто такая творческая личность?

Творческая личность — это человек-творец, создающий что-то новое. Причем под «новым» подразумевается не только созидание, но и разрушение, ведь творческий труд порой связан с уничтожением имеющихся форм.

Например, игра в боулинг, когда спортсмен при помощи шара должен разрушить выстроенные кегли, но сам подход к игре может быть очень даже творческим.

Задатки к определенным видам деятельности возникают еще на этапе эмбрионального развития человека, но непосредственно творческие способности появляются уже после рождения. Желательно обеспечить ребенку гармоничное развитие, в том числе и творческий труд. Рисование, танцы, декоративно-прикладное искусство и т.п. Чем многограннее будет развиваться человек, тем ему проще будет адаптироваться во взрослой жизни.

Творчество в психологии занимает особое место, ведь благодаря ему можно исправлять целый ряд психосоматических расстройств. Существует даже такое направление, как арт-терапия – применение элементов творчества в лечебных целях. Это в очередной раз подчеркивает важность данной темы.

Но как понять, что человек имеет творческие способности? Существуют ли признаки, по которым можно определить творческую личность?

Роль творчества в эпоху античности, мнение философов

Античность — первый период в истории человечества, отмечавшийся ускоренным развитием науки. Рассматривая различные проявления окружающего мира, философы выделили в отдельную сферу творчество. Они разделяли его на человеческое и божественное. К человеческому проявлению относилось искусство и ремесло. Божественным проявлением считали феномен создания космоса.

Аристотель отрицал вмешательство Бога в творческий процесс, называя его актом деятельности — созданием нового. Платон рассматривал создание как процесс созерцания — новое рождается из наблюдения.

Структура способностей к творчеству

Весь творческий потенциал в совокупности, принадлежащий отдельной личности, а также деятельность по его реализации составляют сложную структуру, подразделяющуюся на общие и специальные способности.

Общие способности

В этой области рассматривается ряд свойств, которыми характеризуется человек, наделенный творческими способностями. Американский психолог Джой Пол Гилфорд, внесший огромный вклад в исследование креативности, формулирует их так:

  • чувствительность к проблемам (быстрое их выявление);
  • умственная гибкость (умение адаптироваться ко всем ситуациям);
  • умение анализировать и синтезировать (дезинтегрировать структуры и использовать их в новых совокупностях);
  • возможность обрабатывать большое количество связанных идей.

Аналогичным образом в самых известных исследованиях творчества выделяются когнитивные и волевые индикаторы:

  1. Когнитивные показатели творчества – высокая степень интеллекта и сочетание восприятия информации, интуиции, воображения, абстракции и синтеза;
  2. Волевые показатели творческих субъектов – интеллектуальное любопытство, преданность делу, внутренняя мотивация;
  3. Другие – терпимость к двусмысленности, открытость новому опыту, универсальность, чувствительность, смелость и настойчивость.

Роль специальных способностей

Важно! При наличии у индивидуума творческого потенциала невозможно будет его использовать без обладания специальными способностями.

Так, с помощью только креативного мышления нельзя создать реальные произведения искусства или изобрести что-то новое в науке и технике. Для этого нужны развитие навыков игры на музыкальных инструментах, освоение различных техник рисования и живописи, изучение точных наук и т.д. Затем человек, способный овладеть данными знаниями и навыками, получит возможность творить.

Чем люди творческие отличаются от нетворческих?

Итак, быть творцом  не значит обязательно принадлежать к когорте представителей «творческих» профессий. Не род деятельности является показателем творческости. Тогда что же?

Жизнь и творчество
Исследователи определили, что творческие личности отличаются от остального человечества 16 признаками:
1) потрясающая любознательность. Мир влечет творческого человека и манит, открывая все новые и новые тайны, показывая то, чего не могут подметить другие;
2) обыкновенные люди не любят проблем. Встреча с ними многими воспринимается, как настоящая драма, сопровождаемая вырыванием волос и поисками виноватого. Для творческого же человека столкнуться с проблемой  значит закатать рукава и приступить к поискам решений, причем выгодных для себя;
3)творческие люди коллекционируют интересные идеи, фиксируя их на любых доступных носителях информации;
4)для творческого человека любая непростая ситуация, требующая мобилизации сил и ума (конкурс, спор и т. д.)  праздник! Чем задача сложнее, тем для него лучше;
5) такой человек всегда полон энтузиазма. За что бы он ни брался, все делает с большим увлечением;

Психология творчества (3)
6) настойчивость  еще одно отличие творческого человека. Они готовы ждать, сколько угодно, когда другие будут готовы принять их идеи;
7) постоянное недовольство какими-нибудь обстоятельствами  для творческого человека это не повод впасть в депрессию, а, наоборот, стимул для творчества;
8) каждого творческого человека можно назвать великим оптимистом. Они свято верят и успешно доказывают, что из любой ситуации есть выход;
9) люди творческие умеют ценить чужие идеи и находить для их критики подходящее время. Они умеют покритиковать так, чтобы не отбить у коллеги охоту к творчеству;
10) человек творческий всегда готов к тому, что его идея «выстрелит», т. е. пространство сгруппируется таким образов, что все будет складываться благоприятно для ее реализации. И вслед за этим придет признание, слава, вознаграждение и т. п.

Психология творчества
11) творческий человек  всегда патриот своих идей, никогда никто не собьет его с пути верности и преданности ей;
12) творческому человеку дорог сам процесс и возможность создания идей;
13) он в состоянии создать оптимальные условия для своего творчества. Или же просто придумать их;
14) для творческого человека ничего не стоит взглянуть на проблему другими глазами, увидеть ее в другом ракурсе. Часто это помогает найти новые подходы решения и спасает ситуацию;
15) творческий человек  магнит для счастливых случайностей. Он является настолько большим любителем сюрпризов, что сам словно притягивает их. Счастливые случайности в жизни творческого человека происходят чаще, чем у других;
16) творческий человек не боится неудач. Они для них  всего лишь шаг на пути к успеху.

творческие люди (2)

Как определить у себя наличие творческих способностей

Способности

Предрасположенность к творчеству есть у всех людей, однако, творческий потенциал, как и уровень креативности, у всех разный. Причем поставленный в определенные жесткие условия (например, выполняя задание) человек может использовать творческие методы, но не применять потом их ни в профессиональной, ни в повседневной жизни и не испытывать никакой потребности в творчестве. Такого человека сложно назвать творческой личностью.

Для того чтобы определить наличие и степень развития творческих способностей, существует множество разработанных психологами методик-тестов. Однако для того чтобы адекватно оценить полученный по этим методикам результат, нужно владеть знаниями в области психологии. Но есть ряд критериев, по которым каждый сам может оценить уровень своей креативности и решить, насколько ему необходимо развивать творческие способности.

Уровни интеллектуально-творческой активности

Креативность предполагает высокий уровень интеллектуально-творческой активности, то есть не только способность к мыслительной деятельности, но и потребность в ней, самостоятельное, без давления со стороны использование приемов творческого мышления.

Выделяют 3 уровня такой активности:

  • Стимульно-продуктивный. Человек, находящийся на этом уровне, добросовестно решает поставленные перед ним задачи, старается добиваться хороших результатов. Но делает это он под влиянием внешних стимулов (приказ, задание свыше, необходимость заработать и т. д.). Познавательный интерес, увлеченность делом и внутренние стимулы у него отсутствуют. В деятельности он использует готовые решения и методы. Этот уровень не исключает каких-то случайных оригинальных решений и находок, но использовав один раз найденный им метод, человек впоследствии не выходит за его рамки.
  • Эвристический уровень. Он предполагает способность человека делать открытия эмпирическим, опытным путем, часто сводящимся к методу проб и ошибок. В своей деятельности индивид опирается на надежный, проверенный метод, но старается доработать его, усовершенствовать. Такой усовершенствованный метод оценивается им как личное достижение и повод для гордости. Любая найденная интересная, оригинальная идея, чужая задумка становится толчком, стимулом для мыслительной деятельности. Результатом такой активности могут быть очень интересные и полезные изобретения. В конце концов, и самолет человек изобрел, наблюдая за птицами.
  • Креативный уровень предполагает не только активную интеллектуальную деятельность и решение задач на теоретическом уровне. Главное его отличие – умение и потребность выявлять и формулировать проблемы. Люди, находящиеся на этом уровне, способны замечать детали, видеть внутренние противоречия и ставить вопросы. Причем они любят это делать, обладая своеобразным «исследовательским зудом», когда возникшая новая интересная проблема заставляет их отложить уже начатую деятельность.

Несмотря на то, что высшим считается креативный уровень, наиболее продуктивный и ценный для общества – эвристический. Более того, самой эффективной является работа команды, в которой есть люди всех трех типов: креатив рождает идеи, ставит проблемы, эвристик их дорабатывает, адаптирует к реальности, а практик воплощает в жизнь.

Параметры творческой одаренности

Дж. Гилфорд, создавший теорию дивергентного мышления, выделил несколько показателей уровня творческой одаренности и продуктивности.

  • Способность к постановке проблем.
  • Продуктивность мышления, которая выражается в рождении большого количества идей.
  • Семантическая гибкость мышления – быстрое переключение мыслительной деятельности с одной проблемы на другую и включение в мыслительный процесс знаний из разных областей.
  • Оригинальность мышления – способность находить нестандартные решения, рождать оригинальные образы и идеи, видеть необычное в обычном.
  • Способность изменять назначение объекта, усовершенствовать его, добавляя детали.

К выделенным Дж. Гилфордом характеристикам позднее добавили и еще один важный показатель: легкость и скорость мышления. Быстрота нахождения решения не менее, а иногда и более важна, чем его оригинальность.

Как развить творческие способности у взрослых

Большинство психологов (В.Н. Дружинин, Э. де Боно, Дж. Гилфорд и др.) считают, что творческий потенциал есть у каждого человека. Именно творческое развитие личности обеспечило генезис человеческой цивилизации и научно-технический прогресс.

Психологи обычно большее внимание уделяют вопросам детского развития. А можно ли развить творческие способности у взрослых и сделать это самостоятельно? Конечно, можно. Главное – захотеть это сделать. Причем не просто, лежа на диване, мечтать о написанной книге, собственной картинной галерее или фирме, приносящей миллионные доходы.

Развитить творческие способности у взрослого

Развить творческие способности у взрослого возможно, но это реальный труд

Творчество – это, прежде всего, труд, и трудиться нужно над собой. Общеизвестная пословица: «Под лежачий камень вода не течет» как нельзя лучше подходит к творческой деятельности.

Как развить творческие способности? Развитие этих способностей предполагает наличие четырех факторов.

  1. Накопление знаний и переработка большого объема информации из разных областей. Именно она является источником и строительным материалом для творчества.
  2. Освоение техники, приемов креативной деятельности. Они помогают переработать неуникальную информацию в оригинальные идеи.
  3. Развитие особого типа нешаблонного, эвристического мышления, способного находить нестандартные решения проблем.
  4. Положительная мотивация к творчеству, поддерживающая желание созидать и получать от этого удовольствие и связанная с одобрением общества. Без нее невозможно творческое развитие личности.

Причем последний фактор, пожалуй, самый важный для ответа на вопрос: как развить творческие способности у взрослых. Именно мотивация поддерживает и желание учиться, и высокий уровень активности, присущий творческим людям, и позитивный эмоциональный настрой.

Креативная деятельность всегда социально ориентирована. Нам необычайно важна положительная оценка окружающих людей, от нее буквально вырастают крылья. И это не только простая похвала (а для взрослых и не столько), но и материальное вознаграждение или надежда на него.

Если нет серьезной социальной мотивации, то потребность в творчестве так и останется на уровне мечтаний на диване, а на вопрос, как развить творческие способности, так и не найдется ответа.

Автор – Марина Голубева

Лучшие навыки творческого мышления

Далее рассмотрим, какие навыки нужны для развития творческих способностей?

# 1. Анализ

Прежде чем думать о чем-либо творчески, вы должны суметь это понять. Это требует умения тщательно исследовать вещи, чтобы осмыслить их истинно значение. Если вы просматриваете текст, набор данных, план урока или уравнение, вы должны сначала проанализировать его.

# 2. Непредубежденность

Креативность и развитие творческих способностей включают в себя осмысление вещей иначе в рамках рассматриваемого контекста. 

Вы должны отложить в сторону любые свои предположения или предубеждения и взглянуть на вещи совершенно по-новому. Приходя к проблеме с открытым разумом, вы даете себе возможность творчески мыслить.

#3. Решение проблем

Никто не хочет связываться с творческими людьми только потому, что они производят впечатление. Миру нужны люди, которые могут решать проблемы.

Поэтому при важно подчеркивать не только свою способность творчески мыслить, но и использовать свою креативность для решения важных задач.

# 4. Организованность

Это может показаться нелогичным: разве творческие люди не известны своей дезорганизацией? На самом деле, организованность является важной частью творчества.  

кисть и краска

Хотя вы и можете мыслить немного сумбурно, когда в голову пришла новая идея, вам нужно сформулировать ее так, чтобы другие люди смогли понять и реализовать ваше видение. Возможность составить план действий с четкими целями и сроками имеет жизненно важное значение.

# 5. Коммуникации

Люди оценят вашу креативные идеи или решения только в том случае, если вы сможете эффективно сообщить им об этом. Поэтому вам необходимо иметь развитые письменные и устные навыки общения.

Вы также должны быть способны осмыслить ситуацию полностью, прежде чем размышлять о ней творчески. Поэтому вам также нужно быть хорошим слушателем. Задавая правильные вопросы и понимая проблему, вы можете найти уникальное решение.

«Прирученное» творчество

Есть группа профессий, которые объединяет творческий процесс, в результате которого появляется продукт, сделанный собственными руками. В старину, до эры массового производства, творческо-ремесленные профессии, такие как портной, сапожник, цирюльник, ювелир и другие были династическими, когда мастерство передавалось от родителей к детям, и высоко ценились в обществе. Такая ситуация сохранилась в некоторых европейских странах, например, в Италии, где продолжать семейный бизнес – шить одежду, обувь, изготавливать украшения или гончарные изделия не только престижно, но и весьма доходно.

В Украине потребность в высококлассных мастерах этих специальностей возрастает. Ручной труд становится средством для творческого самовыражения и сферой создания собственного бизнеса. Только за последние 10 лет отечественная fashion-индустрия сделала огромный скачек вперед – появились десятки брендов украинских дизайнеров, многие из которых уже известны за пределами родной страны и постепенно завоевывают мировые рынки, в первую очередь, благодаря своей креативной составляющей.

Наталья Соколикова отследила этот тренд 8 лет назад, основав первую в Украине fashion и дизайн школу «Мастерская моды», где менее чем за год можно освоить одну из творческих ручных специальностей – дизайн одежды, крой и шитье, дизайн интерьера, парикмахерское искусство, визаж. «В Украине индустрия моды и дизайна еще очень молода, сфера бьюти-услуг развивается достаточно быстро. Это та ниша, которая требует современных высококвалифицированных специалистов, и наша школа вносит свой вклад в развитие этих отраслей. – рассказывает Наталья. – Оригинальные программы обучения в нашей школе построены по принципу «пазла»: студенты сами подбирают себе программу, которая им нужна, чтобы в полной мере раскрыть свой творческий потенциал. Человек получает необходимые навыки в сжатые сроки и затем может применить их на практике».

По словам Натальи Соколиковой, осваивать новую творческую специальность многих людей подталкивает именно желание творчества, которое они не находят в рутинной офисной работе. «Бывает так, что человек приходит в нашу школу, чтобы, скажем научиться шить себе и близким оригинальную одежду, которую сложно найти в потоке мейнстрима, а модели дизайнеров не по карману, – говорит Наталья. – Но потом так втягивается, что дизайн одежды становится делом всей жизни. Среди наших выпускников есть немало дизайнеров, уже создавших собственные бренды. Например, OLGA MAY, VIGIO и ряд других».

советы психологов

Концепция Пономарева: природа, особенности творческого процесса

Я. Пономарев рассматривал процесс создания искусства, как результат жизненного опыта. Он разделял логический и интуитивный опыт:

Фото1637

  1. Отвечающая за творчество часть опыта — в скрытой части сознания, чтобы получить к нему доступ, нужно подобрать подход.
  2. Ключ к открытию опыта — действие. Интуитивное выполнение действий приводит к нужному опыту.
  3. Для формирования интуитивного опыта не нужно участие сознания.

В структуре творчества Пономарев выделяет три подхода:

  • самовыражение;
  • общественно полезное созидание;
  • решение задачи.

Концепция Пономарева рассматривает творчество как результат взаимодействия субъекта и объекта или субъекта и другого субъекта.

Признаки

Психологи выделяют следующие признаки творческого мышления:

  • быстрота генерирования идей;
  • гибкость — генерация бесконечного потока идей;
  • оригинальность — уникальность идей, их непохожесть на остальные;
  • детализация — в процессе работы добавляются важные мелкие детали;
  • эмоциональная сопричастность решаемой проблеме (как показывает практика, не замотивированный человек, способный к творчеству, даже не возьмётся за её рассмотрение);
  • многофункциональность — способность заниматься сразу несколькими делами одновременно без ущерба для их качества;
  • законченность — каждая идея и образ обретают логическую завершённость.


Последствия творческого мышления и деятельности
Представители гештальт-психологии нарисовали следующий портрет человека, которого отличает творческий склад мышления (они называют его «творцом»):

  • ничем не ограничен ни в мыслях, ни в действии;
  • не ослеплён привычками;
  • никогда ничего не повторяет, особенно за кем-то;
  • не действует механически;
  • не занимает одностороннюю, частичную позицию;
  • не способен сконцентрироваться на том, что ему не интересно;
  • не воспринимает мир и других людей по их внешним меркам и параметрам, но всегда старается заглянуть внутрь;
  • не рационален, не расчётлив, не равнодушен и не безразличен.

Психологи даже определили, в чём проявляются особенности характера людей, обладающих творческим складом ума:

  • идут против стандартов общества;
  • обладают яркой индивидуальностью;
  • очень чувствительны и ранимы;
  • слишком занижают свои способности;
  • даже в зрелом возрасте в душе остаются детьми.

Так что людей, склонных к творчеству, чаще всего можно заметить, даже не проводя каких-то дополнительных исследований, — характер обнаружит их в любом обществе.

Детские творческие способности

Ребенок обладает творческими способностями, когда есть соотношение трех особенностей:

  1. Присутствие специальных способностей: музыкальных, художественных, когнитивных, высокого интеллекта;
  2. Высокая мотивация: хочет что-то делать, интересуется миром, охотно исследует его и ищет ответы на вопросы, которые его беспокоят;
  3. Креативное мышление – способность искать новые идеи. Это включает в себя создание ситуаций, источники которых находятся в богатом воображении ребенка.
Детское творчество

Детское творчество

Если родители хотят, чтобы ребенок укреплял и развивал свои таланты, им следует обратить внимание на дошкольный возраст.

Важно! Дошкольный возраст – это период, в котором проявляются различные таланты. Их раннее признание и развитие могут принести впечатляющие результаты и определить дальнейшую жизнь малыша.

Формирование изобретательности и природного творчества происходит в младшем возрасте, до 5 лет. У более старших детей наблюдается снижение творческих способностей, которые не стимулируемые тормозятся.

Умный одаренный дошкольник может испытывать постоянное снижение своих навыков, когда идет в школу. Педагогические ошибки состоят в том, что талантливых детей считают гиперактивными или, наоборот, отстраненными. Это потому, что то, что интересует ровесников, им может показаться скучным.

В подростковом возрасте они также сталкиваются со скукой, которая может привести к разочарованию от обучения и худшим оценкам.

Важно! Цель педагогики – создание условий для максимального самовыражения таким детям, постановка задач в классе и для занятий во внеурочное время с учетом их уровня.

Как проверить собственный уровень креативности? Тестирования и методы самодиагностики

Креативность проявляется в способности решать, казалось бы, тривиальные задачи необычным способом. Также в возможности приходить к новым, оригинальным выводам по темам и определенным вопросам. Проверка таких способностей не может быть простой, сухих вопросов быть не может, поскольку они не оценивают огромный пласт способностей и личностных качеств.

Для диагностики креативности психологи используют ряд специализированных тестов. Тест на креативность мышления Торренса используется наиболее часто. Есть несколько вариаций такового. Основной формой является трехступенчатая проверка.

В первом тесте обследуемому предложена планиметрическая фигура. Овал, нарисованный на листе бумаги. Человек переносит простую форму на цветную бумагу (цвет произвольный, на усмотрение испытуемого). Вырезает ее. Далее необходимо составить полноценную композицию, дать ей название. Возможен и более простой вариант, фигура дополняется прямо на листе. Нужно дорисовать недостающие, по мнению обследуемого, составляющие.

Второй тест касается системности мышления. Предоставляется группа картинок. На каждой изображены линии, составляющие определенную последовательность. Задача заключается в дополнении этих последовательностей таким образом, чтобы получился целостный и узнаваемый образ.

В третьем тесте в качестве стимулирующего материала предлагается 30 параллельных вертикальных линий одного размера. Они расположены через равные промежутки. Задача обследуемого — каждую подобную линию использовать для небольшого рисунка. Важно, чтобы рисунки во всех 30 итерациях не повторялись. В противном случае конечный балл будет снижен.

Задания выполняются в строгом или удобном порядке, на усмотрение психолога, проводящего диагностику.

Интерпретация проводится специалистом. В конечном итоге выставляется балл за работу. Исходя из результатов, можно говорить о нескольких уровнях развития креативности:

  • крайне низкий;
  • низкий;
  • несколько ниже нормы;
  • средний (норма);
  • выше нормы;
  • высокий;
  • отличный.

Учитываются не только данные ответы, но и скорость выполнения заданий, уверенность при их выполнении.

Нужно иметь в виду, что неудовлетворительные результаты можно скорректировать, поскольку креативность является развиваемой способностью. Ее можно тренировать. Имеет смысл проделать некоторые упражнения для ее развития.

11 практических хитростей для улучшения творческого мышления

“Креативное мышление — это не талант, это навык, которому можно научиться. Оно расширяет возможности людей, усиливает их врожденные способности, что улучшает командную работу, производительность и, в случае необходимости, прибыль”.

Эдвард де Боно

# 1. Вам нужны вдохновляющие ритуалы

Один из лучших способов вдохновлять себя и творить каждый день — это разработать ритуалы, которые вы будете использовать регулярно. Это подготовит ваш мозг к творчеству. 

Например, вашим ритуал может быть чтение по утрам, прослушивание музыки, медитация в течение нескольких минут или несколько глубоких вдохов.

# 2. Попробуйте создавать что-нибудь каждый день

Создавайте что-нибудь каждый день, даже если это занимает всего 5 или 10 минут. Пытайтесь писать статьи, рисуйте интеллектуальные карты, разрабатывайте бизнес-модели, концепции, а также собирайте и развивайте идеи.  

# 3 – Не будьте дисциплинированным, будьте преданными

Лучано Паваротти однажды сказал: «Люди думают, что я дисциплинирован. Это не дисциплина, а преданность. Между ними есть большая разница».

# 4. Делайте перерывы

Когда вы чувствуете, что застряли с идеей, и находитесь в тупике, сделайте передышку. Попытки заставить себя найти решение приведут только к истощению. 

Попробуйте встать из-за стола, выйти на улицу или к торговому автомату, взять кофе, поговорить с людьми и посмотреть на пейзаж за пределами вашего рабочего места.  

творческие способности на тарелке

Некоторые идеи поразят вас в самых неожиданных местах, и вы будете удивлены, что нашли решение проблемы, хотя и не работали над ней.  

Творческие способности человека могут проявиться в любой момент. 

# 5 — Составьте список и оцените свои идеи

Иногда происходит противоположность творческому блоку — у вас просто слишком много идей!  Хоть это и хорошо, это может вас запутать.

Вы можете сортировать мысли, составляя списки. Запишите каждую идею, которая приходит вам в голову, и определите, какая из них кажется вам лучшей.

# 6. Задавайте правильные вопросы

 Когда вам нужно заняться творчеством, всегда начинайте с вопросов «почему, как, что, когда» и пытайтесь на них ответить.

# 7. Веселитесь с коллегами или друзьями

Веселье с коллегами или друзьями — проверенный и популярный способ генерировать идеи.  Это прекрасный момент, чтобы открыться мыслям других, чтобы доработать свои идеи.

Лучший способ сделать это — слушать идеи без осуждение. Осуждая идею, даже не услышав полную концепцию, вы вызовете в компании враждебность. Так развитие творческих способностей не происходит.

# 8. Используйте часы пик

Некоторые люди более креативны и продуктивны в определенные часы дня, в то время как другие более креативны на пике своих эмоций. Отдайтесь творчеству в этот момент, и пусть ваши творческие соки текут свободно.  

Креативность также можно улучшить, если вы будете творить в определенном месте или если окружите себя определенной музыкой. 

Этот способ работает у всех по-разному. Определитесь, какое время суток, эмоции или окружение должно нужно создать, чтобы было легче творить.  Просто делайте то, что работает для вас.

# 9. Постройте сеть

Привлекайте творческих и вдохновляющих людей в свой круг общения и регулярно общайтесь с ними. Прислушиваясь к новым взглядам и рассматривая свои проблемы под разными углами, вы сможете улучшить свои идеи. 

Взгляд со стороны поможет вам осознать проблему и найти решения.

# 10. Рискуйте

Риск может быть палкой о двух концах, но чем больше вы его избегаете, тем больше оставляете свои идеи неизменными. 

Риски позволяют мыслить нестандартно и искать нетрадиционные способы решения проблемы. Креативное мышление не требует от вас соответствия норме. На самом деле, большинство гениальных концепций рождаются из различных отклонений.

# 11. Забудьте о таланте

Мы склонны думать, что он у нас либо есть, либо нет. Талант — переоцененное слово, не сосредотачивайтесь на том, что вы можете сделать, просто сделайте это. Учитесь на практике. Способность к творческой деятельности есть у каждого.

Итак, мы рассмотрели концептуальные и практические способы развития творческих способностей. Дело за вами.

Сложности восприятия различных видов творчества: проблематика психологии искусства

Основные проблемы психологии искусства определяются взаимосвязью субъекта и объекта:

Фото 1634

  • изучение личности происходит через рассмотрение и восприятие ими эстетических ценностей;
  • художественное восприятие искусства меняется в зависимости от уровня развития личности индивида;
  • искусство воздействует на поведение и мотивацию личности, меняя ее мировоззрение.

Особенность проблематики зависит от видов творчества в психологии. В психологии различают отдельные формы проявления творческой деятельности:

  • научная — открытия явлений реального мира с целью получения знаний;
  • художественная — освоение окружающего мира путем эстетического переосмысления, стремление к созданию;
  • техническая — преобразование действительности с помощью образного мышления, разработка конструкций и механизмов;
  • сотворчество — интерпретирование результатов искусства, совместная работа создателя и зрителя;
  • педагогическая — поиск новых методов и форм подачи материала с целью совершенствования процесса обучения;
  • детская — необходимое условие мыслительного процесса ребенка, которое проявляется в игровой и других видах деятельности.

Изучение проблематики искусства помогает упростить понимание процесса созидания, сделать его более доступным для науки и людей.

А если кризис?

Многим знакомо состояние ступора, когда в пустой голове не только не рождаются мысли и идеи, но, казалось бы, даже бегут из нее. Внутренний мир опустошен, и вдохновение в нем уже не родится никогда. Творческий кризис  бич людей творческих всех национальностей, вероисповедания, гендерной идентификации и политических убеждений. Обычно он связан с переутомлением, пережитой стрессовой ситуацией, нездоровьем или просто ленью.
Из этого состояния, как утверждают психологи, выход есть:
 любому трудоголику необходим отдых. Особенно это касается творческого человека в состоянии ступора. Выспаться и отдохнуть, развлечься, позаниматься чем-то легким и приятным  необходимо для обновления сил;
 еще одним способом преодоления кризиса являются хорошие физические нагрузки в виде упражнений на турнике, тренажерах, теннисном корте, в бассейне и т. д.;

tvorcheskie-lyudi-4
 можно также переключиться на время на решение каких-нибудь других задач, сменить вид деятельности: работнику «умственного труда» следует переключиться на уборку квартиры, готовку ужина, стирку, решение организационных вопросов;
 а можно заняться генерацией идей  методом так называемого «мозгового штурма», который заключается в рождении и фиксации идей вне зависимости от степени их абсурдности. В результате мало  помалу начнут рождаться идеи все более и более здравые, и это будет означать, что кризис миновал;
 друзья и знакомые дадут совет, как выйти из кризиса, ведь у каждого есть свой жизненный опыт. Кроме того, можно также задействовать интернет;
 с кризисом можно бороться радикальными методами. К одному из них относится создание искусственных проблем. Никто не пробовал? Не исключено, что из этой борьбы победитель выйдет изрядно потрепанным морально и физически, но зато от ступора не останется даже воспоминаний. Кто сомневается, может попробовать: достаточно смыть презерватив в унитаз с верхнего этажа, или ночью исполнить арию князя Игоря в спящем подъезде, или пробраться в раздевалку «Динамо» и гаркнуть: «Спартак  чемпион!»  ну, и в таком духе, вариантов полно;

творческие люди
 хорошим способом борьбы с творческим застоем является доработка и переделывание чужих идей. Часто доработка и улучшение чужих идей вдохновляет на создание чего-нибудь по-настоящему оригинального  например, на оригинальную реализацию заимствованной идеи и т. д.;
 для преодоления творческого кризиса бывает достаточно сменить обстановку;
 прогулка, наблюдение за людьми, не говоря уже о кругосветном морском круизе или хотя бы турпоездке по родным окрестностям  развеют творческий кризис. Новизна не уживается с застоем, последний под натиском новых впечатлений, мыслей и ассоциаций обязательно отступит;
 а еще, борясь с кризисом, можно задаться целью превзойти конкурентов.

Признаки творческой личности: как развить врожденные таланты

Творческие люди отличаются от других мировоззрением, подходом к обыденным делам. Их можно отличить по таким характеристикам:

Фото 1693

  • развитому воображению;
  • жажде деятельности;
  • постоянному возникновению новых идей.

Чтобы развивать врожденные способности, нужно преодолеть внутренние сомнения. В детстве каждый ребенок занимается искусством для собственного удовольствия. Он не задумывается о результате, наслаждаясь позитивным опытом, возникающими во время деятельности. Взрослея, индивид сталкивается с критикой результатов творчества. Если у него низкая самооценка, он замыкается в себе, перестает пытаться создавать.

Избавиться от внешнего давления можно, отказавшись оценивать свою деятельность через взгляд других людей. Пробудить творческую энергию помогут упражнения на развитие креативности: антистрессовые раскраски, лепка, рисование пальцами.

Гипотезы происхождения креативности

Имеются несколько гипотез по возникновению креативных способностей. Согласно первой считается, что творческие способности возникли у человека разумного постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений человечества, в частности, роста численности народонаселения, путём сложения способностей самых умных и одарённых особей в популяциях, с последующим закреплением данных свойств в потомстве.[источник не указан 2810 дней

]

По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Ричардом Клайном из Стэнфордского университета, появление креативности носило скачкообразный характер. Она возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад[1].

В каких ситуациях творчество влияет на личность отрицательно?

Воплощая в жизнь идеи, творец может столкнуться с проблемой, вызванной стремлением сделать все идеально. Воображение создает картину, которую он хочет воплотить, но уровень развития навыков или технические данные не позволяет этого сделать. Результат получается неудовлетворительным. Если это происходит постоянно, человек разочаровывается в своих способностях, может полностью отказаться от искусства.

Психологическое влияние мук созидания может сильно навредить личности, стать причиной депрессии, развития деструктивных привычек: алкоголизма, наркомании, других видов зависимости. Но такое же сильное влияние оказывает и преодоление кризиса. Выйдя из угнетенного состояния, он испытывает внутренний подъем, его взгляд на мир меняется. Высшая форма единения искусства и творца — катарсис — может полностью изменить жизнь индивида, его взгляды.

Предназначение творчества: польза искусства для личности и общества

Занятия искусством полезны для людей, независимо от возраста и сферы работы. Креативное выполнение рутинной повседневной работы помогает избежать кризиса. Человек постоянно развивается, его мышление работает быстрее, чем у других людей. Искусство влияет на здоровье, повышая способность организма противостоять стрессу.

В глобальном смысле искусство — способ преобразования мира, изменения судеб народов и стран. С помощью книг, картин, фильмов миллионы людей меняют мнение о важных явлениях. Во многом значимые изменения общества происходят под влиянием деятелей искусства. Так, речь М. Л. Кинга стала причиной свержения расизма в Америке, книги В. Ленина создали почву для революции в России, идеи Исаака Ньютона и Леонардо да Винчи изменили мир науки и искусства.

Полезное видео

На видео представлена запись лекции, посвященной психологии творчества.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...