Что такое трансперсональная психология?

Содержание

Определение

Трансперсональная психология — это научное исследование опыта измененных состояний сознания, которые в традиционной психологии классифицируются как простые фантазии или психотические эпизоды. В отличие от всего, что было ранее, трансперсональная психология изучает религиозные переживания, восточные практики, и другие альтернативные методы проявления духовных аспектов сознания. Таким образом, она признает и изучает существование человеческого опыта, выходящего за пределы физического поля.

 10 СТОИМОСТЬ

При оплате заранее скидка 10%.

Трансперсональная психология как новое направление в западной психологии

ВВЕДЕНИЕ

Трансперсональная психология – новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическом сознанием», т.е. формами особого духовного опыта, требующих взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.

Трансперсональная психология, появившаяся в 70-е гг. XX в. ищет новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках других направлений психологии. В первую очередь это относится к предельным возможностям человеческой психики, к тому, что называется «мистическими переживаниями», «космическим сознанием» и т. п., то есть, формам особого духовного опыта, требующим, при анализе, взгляда на человека с нетрадиционных позиций.

В центре трансперсональной психологии (то есть «психологии за пределами личности») – так называемые – измененные состояния сознания, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.

Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа

Эмпирическое подтверждение трансперсональному подходу к пониманию человека дали многолетние исследования Станислава Грофа. Он доказал, что в сфере сознания человека нет четких пределов и ограничений, тем не менее полезно выделить четыре области психики, лежащие за пределами нашего обычного опыта сознания: 1) сенсорный барьер; 2) индивидуальное бессознательное; 3) уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы); 4) трансперсональная область.

По мнению С. Грофа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом, когда сознание человека выступает за обычные пределы и преодолевает ограничения времени и пространства.

Эти переживания ясно указывают, что каким-то необъяснимым пока образом каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существующем, каждый имеет потенциальный эмпирический доступ ко всем ее частям и в некотором смысле является одновременно всей космической сетью и бесконечно малой ее частью, отдельной и незначительной биологической сущностью.

Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему.

Трансперсональная психотерапия включает в себя как групповой, так и индивидуальный методы проведения.

Индивидуальная трансперсональная психотерапия

Сеанс индивидуальной ТП проводится, как правило, перед медикаментозной сенсибилизацией больного к ПАВ. Основная цель сеанса – активировать самые глубокие пласты личности, «запустить» механизм саморегуляции и, таким образом, подготовить пациента к медицинской процедуре, которая сделает невозможным употребление того или иного ПАВ в течение продолжительного времени.

Групповая психотерапия по методу голотропного дыхания Станислава Грофа

Основная задача 3-го этапа психотерапевтической работы – адаптация больного к новым условиям, к жизни без алкоголя или наркотика, создание мотивации к трезвому образу жизни, психологическая поддержка больного в период реабилитации.

Процедура голотропной терапии включает в себя:

1. Психологическая подготовка.

. Голотропическая сессия.

. Завершающее собеседование.

Самой процедуре предшествует консультация пациента у врача-психиатра или нарколога, цель которой определить, нет ли противопоказаний для проведения метода (серьезные сердечно-сосудистые заболевания, наличие незаживших хирургических швов, беременность, эпилепсия, шизофрения, повышенная ломкость костей, недавно перенесенное тяжелое заболевание, течение инфекционного заболевания, внезапная отмена нейролептиков, абстинентный синдром).

Основные принципы и задачи трансперсональной психотерапии

Для индуцирования ИСС в методике ТП используется глубокое интенсивное дыхание (гипервентиляция). Данные исследования гипервентиляционной цепочки гомеостаза показали, что биохимические изменения в мозге весьма напоминают те, которые возникают под действием психоделиков. А это означает, что интенсивное дыхание может быть неспецифическим катализатором глубинных психических процессов, наряду с психоделическими веществами. Глубокое дыхание, совершаемое в быстром темпе в течение длительного времени, сопровождаемое специально подобранной музыкой способно вызвать глубокие трансформирующие переживания.

ТП использует потенциал психики к самоисцелению, участник сеанса за короткое время получает о себе обширные новые знания, а главное – развивает у себя чувство уверенности и контроля, он начинает понимать, что единственный человек, который ему действительно может помочь – это он сам.

Кардинальной особенностью ТП является то, что в ней в первую очередь активируются переживания, которые с эмоциональной точки зрения являются наиболее важными. Как будто в психике существует радар, сканирующий все пространство и обнаруживающий то место, где имеется проблема. Другими словами, проблема автоматически появляется, если она готова для проявления и разрешения. Очень часто это отличается от мыслей терапевта и пациента о том, что является проблемой вообще и какую проблему нужно разрешить в частности. Многие возникающие проблемы совершенно неожиданны, но выбор, вероятно, осуществляется безошибочно. В настоящее время не существует научной теории, объясняющей это. Не может быть это объяснено и в рамках традиционных представлений. Несмотря на это, тот положительный терапевтический эффект, который был получен при лечении больных алкоголизмом и наркоманией, заставляет более внимательно отнестись к этому нетрадиционному психотерапевтическому методу.

Ст. Гроф утверждает, что алкоголизм и наркомания также имеют перинатальные корни. Особое значение имеет свободное использование анестезии во время родов; определенные вещества, примененные с целью облегчения боли матери, учат новорожденного на клеточном уровне видеть состояние, вызванное препаратом, как естественный путь для бегства от боли и трудных эмоций. Эти открытия недавно были подтверждены клиническими исследованиями, связывающими различные формы суицидального поведения со специфическими аспектами биологического рождения. Среди них выбор самоубийства при помощи наркотиков был связан с использованием анестезии во время родов.

Таким образом, ТП – это принципиально новый, сочетающий в себе интенсивное дыхание, специально подобранную музыку и физические воздействия психотерапевтический метод, который в ИСС активирует самые глубокие пласты личности и интегрирует их в очищающем, хотя порой и мучительном переживании.

Определение по Аллану Б. Чичену

Трансперсональная психотерапия концентрируется на преодолении эмоциональных трудностей, мешающих полноценному развитию индивида как психологического и духовного существа. Здесь подчеркивается роль эмоциональных и межличностных факторов в развитии психопатологии и придается большое значение трансцендентному опыту, способствующему исцелению. Не будучи связан с какой-то одной религией, данный подход близок к духовным дисциплинам Востока и Запада, а также основывается на современных исследованиях, посвященных измененным состояниям сознания. В то же время этот подход не отвергает положений психодинамической и поведенческой психологии.

Трансперсональная психотерапия

Психотерапевтический подход, возникший на основе эмпирического опыта нетрадиционных и эзотерических <#”center”>Краткая характеристика

Трансперсональную психотерапию питают два источника. Первый из них – теоретические работы, число которых быстро увеличивается. Начало им положили Юнг, Ассаджиоли и Маслоу, а сегодня в этом направлении работают Уилбер, Уолш, Энглер, Уошберн и другие. Указанные авторы анализируют психологические структуры измененных состояний сознания и общие элементы внешне столь различных духовных традиций Востока и Запада.

Основное положение трансперсональной психотерапии заключается в следующем: повседневное сознание и общепринятая концепция “Я” выражают лишь некоторые аспекты значительно более сложной психики. Более высокие уровни сознания имеют определенную психологическую структуру, и выйти на них можно с помощью ряда техник, таких как медитация, йога, а также спонтанно, благодаря “пиковым переживаниям” (peak experiences). Эти трансцендентные состояния клинически релевантным образом соотносятся с обычным сознанием: например, эмоциональные нарушения, такие как нарциссизм, мешают духовному развитию, а медитация может помочь справиться с застарелой патологией характера. Трансперсональная психотерапия ведет исследования в обоих направлениях: (1) религиозный опыт способствует излечению эмоциональных ран; (2) психологические конфликты искажают духовное развитие.

Второй основой трансперсональной психотерапии является духовная практика самого психотерапевта. Так же, как и в психоанализе, личный опыт (в данном случае трансперсональный) является необходимым условием для эмпатичной и компетентной терапии.

Подобно тому, как трансперсональная теория выходит за традиционные представления о “Я” и “Эго”, строящаяся на ней клиническая практика выходит за пределы традиционных целей психотерапии, таких как улучшение самооценки или развитие адекватных функций Эго. Конечная цель трансперсональной психотерапии заключается в возможно более полном развитии индивида как психологического и духовного существа. Поэтому избавление от симптомов может быть важным делом, а может и не быть. (Симптомы часто являются средствами, с помощью которых индивид выходит за пределы обычного сознания; так, например, “кризис среднего возраста” побуждает человека оглянуться вокруг, расширить свои горизонты, выйти за пределы семьи или карьеры.) Однако трансперсональная психотерапия не предлагает никаких целей духовного развития. Это предстоит сделать самому индивиду, особенно если он входит в то или иное духовное сообщество или следует какой-либо духовной традиции.

В дополнение к тому арсеналу техник, которые используются психодинамическими и бихевиористскими школами, трансперсональная психотерапия использует медитацию, трансовую работу и методы воображения. Диапазон техник ограничен лишь опытом психотерапевта, его гибкостью и, разумеется, клиническим здравым смыслом. Однако какие-то особые техники могут и не понадобиться, поскольку большинство людей спонтанно испытывают “пиковые переживания”, которые могут быть включены в психотерапию. Поэтому техники имеют меньшее значение, чем вера психотерапевта в преобразующую силу трансперсональных переживаний.

Хотя пока еще не вполне ясно, какие техники “работают” для того или иного клиента или при той или иной проблеме, получаемые в клинической практике данные все больше свидетельствуют о том, что трансперсональная психотерапия дает хорошие результаты даже в тех случаях, когда поведенческая или психодинамическая психотерапия потерпела неудачу. Необходимо, однако, проявлять осторожность, имея дело с людьми, желающими пройти именно трансперсональную психотерапию, поскольку к духовным практикам они могут стремиться для того, чтобы компенсировать серьезную психопатологию.

Если попытаться выразить сущность трансперсональной психотерапии одним предложением, то можно сказать, что она представляет собой попытку наведения мостов через пропасть, порой трудно преодолимую и, однако, давно не получающую должного внимания, – между эмоциональным развитием, с одной стороны, и духовным взрослением, с другой, между инстинктивным и высоким, между персональным и трансперсональным.

Холотропное дыхание – эффективный метод самотрансформации и личностного роста. Метод разработан трансперсональными психологами Станиславом и Кристиной Гроф специально для использования уникального целительного потенциала и исследовательских возможностей необычных состояний сознания.

Теоретическая часть тренинга освещает следующие темы:

1. Холотропное дыхание как метод повышения эффективности благодаря высвобождению энергии бессознательного – избавление от психосоматических и эмоциональных расстройств

2. Холотропное дыхание как метод избавления от влияния негативных эмоций (эмоциональных зарядов) и физических состояний через их свободное проявление в контролируемых, безопасных условиях

. Тренировка навыка снятия любого контроля

. Обретение навыка отказа от любых ожиданий

. Обретение своей целостности с помощью расширения картины описания мира

. Связное осознанное дыхание в качестве самостоятельной работы – профилактики негативных эмоций

Практическая часть:

. 2 процесса в классическом формате холотропного дыхания Станислава Грофа (в паре ситтер – холонавт)

. Интеграция опыта (рисование мандал) и обсуждение процессов

(Каждый говорит о своем процессе столько, сколько посчитает нужным). Никто в группе не обсуждает чужие процессы, и не дает никаких оценок.

Основная философская предпосылка холотропного дыхания состоит в том, что средний человек в нашей культуре живет и действует на уровне гораздо ниже своих потенциальных возможностей. Это обеднение объясняется тем, что человек отождествляет себя лишь с одним из аспектов своего существа, с физическим телом или Эго. Такое ложное отождествление ведет к нездоровому, не подлинному, и лишенному свершений образу жизни, а также вызывает эмоциональное и психосоматические расстройства психологической природы.

Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики. В разное время она по-разному развивалась. В советский период ее исследования носили неоднозначный характер. В них активно участвовали П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др. Однако с началом массовых сталинских репрессий в 30-е годы XX в. эти исследования прекратились на тридцать лет. В 60-80-е годы началось возрождение отечественной психологии. Значительный вклад в разработку ее проблем внесли Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Небылицын, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и др. Крысько В.Г. Психология и педагогика: курс лекций. – М., 2004. – с. 21.

В настоящее время, отвечая потребностям практики, отечественная психология уделяет особое внимание современным проблемам: деловому общению, менеджменту, профессиональной деятельности, консультированию, различным тренингам и т.д.

Психосинтез – трансперсональная система Р. Ассаджиоли

Еще одна интересная и важная трансперсональная система — психосинтез — разработан итальянским психиатром Р. Ассаджиоли. Его концептуальная система основана на предположении, что человек пребывает в постоянном процессе роста, актуализируя свой непроявленный потенциал.

Структура личности, по Ассаджиоли, сложна и складывается из семи динамических составляющих. Низшее бессознательное управляет базовыми психологическими активностями, примитивными инстинктивными потребностями и эмоциональными комплексами. Среднее бессознательное, ассимилирующее опыт, прежде чем он достигнет сознания, соответствует в общих чертах подсознанию Фрейда. Сфера сверхсознания – местонахождение высших чувств и способностей, таких, например, как интуиция и вдохновение.

Важным элементом психосинтеза Ассаджиоли является понятие субличностей – динамических подструктур, которые обладают относительно независимым существованием. Самые привычные субличности – те, что связаны с ролями, которые мы играем в жизни, например сына, отца, любимого; врача, учителя или служащего. Каждая субличность строится на основе какого-то желания целостной личности. В каждом человеке есть большой набор субличностей, отличающихся от субличностей других людей. Можно проанализировать, выделить эти субличности и дать каждой субличности «свое имя», некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная крошка, Знаток, Одинокое сердце, «Что подумают люди», Критик, Саботажник и пр. Игры, в которые играют эти субличности, внутренние голоса человека становятся деструктивными в том случае, если человек не осознает их или не принимает мер для примирения конфликтных сторон внутри себя самого. Одна из целей самонаблюдения – больше понять центр, сущность собственного «Я», усилить его, чтобы оно было способно разрешить конфликты между субличностями. Будьте уверены, что ваше «Я» не станет прогонять или игнорировать какие-то субличности, поскольку каждая из них фактически отражает потребности целостной личности, каждая субличность – это часть вас и выполняет какие-то важные для вас функции. Когда мы воспринимаем мир и самих себя, мы отождествляем себя с той или иной субличностью. Субличностей много, и они могут сменять одна другую. Так, обвинитель легко превращается в жертву и наоборот. Как правило, это неосознаваемый процесс. Но как только человек научается осознавать свои субличности, их голоса, он начинает по-настоящему изучать себя, узнавать сущность своего «Я». Терапевтический процесс психосинтеза включает четыре стадии: на первой стадии пациент узнает о различных составляющих своей личности. Следующим шагом будет отказ от отождествления себя с этими элементами субличностями – и приобретение способности их контролировать. После того как пациент постепенно открывает свой объединяющий психологический центр, можно достичь психосинтеза и интеграции всех самостей вокруг нового центра. Некоторые субличности (которые в упражнениях по фантазированию могут принимать вид более или менее абстрактных интрапсихических структур) в ходе самоисследования с использованием ребёфинга, методики контролируемого дыхания и музыки отражают подлинные древние, филогенетические, расовые и реинкарнационные матрицы или опыт вхождения в сознание других людей, животных и пр. Таким образом, индивидуальная психика не только шутя комбинирует человеческие, животные или природные символические формы, но, по-видимому, способна получать голографическую записанную информацию обо всем феноменальном мире — о его настоящем, прошлом и будущем.

В рамках обзора методов трансперсональной психологии в психосоматике стоит отметить также психотехники ребёфинг (rebirthing) и вайвейшн (vivation).Автором методики ребёфинг стал Леонард Орр. Ребёфинг предназначался для разрешения последствий травмы родов, а именно:

. стресс рождения (болевой и психологический, связанный с отношением родителей, матери к ожидаемому ребенку – желанный или нежеланный и т.п.);

. раздробленность сознания (восприятие окружающего не как единого целого, а как имеющего две независимо существующие составные части, положительную и отрицательную);

. болезни (как результат формирования комплексов, впоследствии «запускающих» какое-то заболевание);

. психологические нарушения (например, страхи или тревоги).

Особенностью vivation является простота, безопасность и действенность.

Вайвейшн включает пять основных элементов, которые выполняются одновременно в ходе исполнения:

1. Связное дыхание. Интенсивность прорабатываемой ситуации регулируется глубиной дыхания, а скорость изменения этой ситуации регулируется частотой дыхания.

2. Полное расслабление.

. Внимание к деталям. Свободное внимание эффективно, позволяя как бы балансировать между рассеянностью и концентрацией внимания.

4. Интеграция переживаний. Интеграция – это переживание чувств, как позитивных, так и негативных, и их полное принятие в новом контексте.

5. Активное доверие. Речь идёт о доверии своим ощущениям, даже если они не приветствуются в обыденной жизни.

Вивейшн – как уникальная дыхательная техника интеграции личности

Что же представляет собой техника Вивейшн?

Вивейшн – это уникальная дыхательная техника интеграции личности, дающая нам доступ к ресурсам нашего сознания и освобождающая нашу психику от груза накопленных в ней стрессов. Это делает нас устойчивыми к будущим стрессам, стимулирует очищение и оздоровление организма на трех уровнях: телесном, психическом и духовном. Именно это органическое единство уровней рационального, эмоционального и духовного особенно важно при поиске пути к себе, ответа на вечные вопросы.

Соединяя человека с самим собой, эта техника помогает ускорить переход от ощущения себя, как физического тела к пониманию себя, как духовного начала. Обновляя дух и тело, Вивейшн выявляет скрытые препятствия на пути к здоровью и успеху.

Как всякое новое учение, Вивейшн требует осмысления. Оно помогает нам лучше понять себя, свое место в жизни, свои возможности и ограничения, свою беспредельность и предельность.

Техника Вивейшн, являясь наиболее обобщающей из психотехник, использующих осознанное связное дыхание, является качественно новой ступенью, новым витком в их развитии. Идейная и техническая мощь Вивейшн объясняется тем, что каждый элемент ее имеет глубокие исторические корни.

Критические замечания

С трансперсональной психотерапией связаны три основные проблемы, представляющие определенную опасность. Первая из них – превращение психотерапевта в псевдогуру, который ведет себя как духовный учитель, а не как терапевт. В открытой форме такое происходит редко, но имеются многочисленные скрытые формы подобного поведения, когда не высказанные убеждения психотерапевта оказывают воздействие на клиента.

Вторая проблема, с которой сталкивается трансперсональная психотерапия, заключается в романтизации духовности, особенно в стремлении интерпретировать эмоциональные проблемы главным образом как проявления духовного развития. Доходит до того, что явные психозы ошибочно воспринимаются как религиозные откровения. А нарциссическое отстранение от мира приветствуется как медитативная интроспекция. В таких случаях необходима здоровая клиническая оценка и обширный опыт в психопатологии, а также понимание трансперсональных процессов, особенно умение видеть различия между “доперсональными” и трансперсональными феноменами, между состояниями регрессии и трансценденции.

Последняя проблема, связанная с трансперсональной психотерапией, касается ее относительной социальной изоляции. Трансперсональная психология традиционно уделяет основное внимание высшим состояниям сознания и восточным традициям, делая тем самым упор на индивидуальном и упуская из виду межличностные и социальные процессы. Лишь в последнее время началась работа, например, по трансперсональным аспектам супружеской психотерапии и взаимодействию социальных групп. Как и другим направлениям индивидуальной психотерапии, трансперсональному подходу присуща тенденция игнорировать социальные, экономические, профессиональные и исторические факторы – контекст, в котором живут индивиды.

Этим весьма серьезным недостаткам сейчас уделяется все большее внимание, по мере того как трансперсональная психотерапия переходит из своей начальной фазы, характеризующейся горячей увлеченностью и энтузиазмом, в более зрелую фазу, которой в большей мере присущи рефлексия, прагматизм и эффективность. Тем самым она становится в один ряд с другими, существующими более продолжительное время направлениями психотерапии.

трансперсональный психотерапия гроф холотропное вивейшн

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почти во всех трансперсональных мировоззрениях выделяют следующие главные уровни: 1) физический уровень неживой материи, энергии; 2) биологический уровень живой, чувствующей материи/энергии; 3) психологический уровень ума, ЭГО, логики; 4) тонкий уровень парапсихологических и архетипических явлений; 5) причинный уровень, характеризующийся совершенной трансценденцией; 6) абсолютное сознание. Вселенная представляет собой интегральную и единую сеть этих взаимосвязанных, взаимопроникающих миров, поэтому не исключено, что при определенных обстоятельствах человек может восстановить свою тождественность с космической сетью и сознательно пережить любой аспект ее существования (телепатия, психодиагностика, видение на расстоянии, предвидение будущего и т. д.).

Трансперсональная психология наиболее глобально рассматривает человека, как космическое существо, связанное на уровне бессознательной психики со всем человечеством и всей Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировой космической информации, к информации человечества (коллективное бессознательное).

Согласно взглядам представителей этого направления, рождения проживание, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания (что часто может быть связано со страданием и его преодолением) ведет к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром.

Основными теоретическими источниками трансперсональной психологии, признаются, как правило, психоанализ и восточные философские системы, в частности, даосизм, с выработанными в них представлениями об энергетической основе мира.

Хотя до конца 60-х годов трансперсональная психология не оформилась как отдельная дисциплина, трансперсональные тенденции в психологии существовали уже несколько десятилетий. Своеобразными основателями трансперсональных тенденций были К. Юнг, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, поскольку их идеи о коллективном бессознательном, о «высшем Я», о бессознательном взаимовлиянии людей друг на друга, о роли «пиковых переживаний» в развитии личности послужили основой для становления трансперсональной психологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крысько В.Г. Психология и педагогика: курс лекций. – М., 2004.

2.Морозов А.В. История психологии. – М., 2003.

3.”Психотерапевтическая энциклопедия» (под редакцией Б. Карвасарского). СПб.,1998.

4.Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1993.

.Chinen, A. (1990). Clinical symposium: Challenging cases of transpersonal psychotherapy. Journal of Transpersonal Psychology.

.www.atpp.ru/library/articles/transpersonalnaya

К трансперсональным переживаниям относятся:

I. Основанное на опыте расширение сознания в рамках «объективной действительности».

А. Временное расширение сознания.

Эмбриональные и плодные переживания.
Родовые (наследственные) переживания.
Коллективные и расовые переживания.
Филогенетические (эволюционные) переживания.
Постинкарнационные переживания.
Предвидение, ясновидение, яснослышание и путешествия во времени.

Б. Пространственное расширение сознания.

Трансценденция эго в межперсональных отношениях и переживания двойственности целого.
Идентификация с другими людьми.
Групповая идентификация и групповое сознание.
Идентификация с животными.
Идентификация с растениями.
Слияние со всей жизнью и со всем творением.
Сознание неорганической материи.
Планетарное сознание.
Внепланетарпое (экстрапланетарное) сознание.
Внетелесные переживания.
Ясновидение, яснослышание, путешествия в пространстве и телепатия.

В. Пространственное сужение сознания.

Сознание на уровне отдельного органа, ткани и клетки.

II. Основанное на опыте расширение сознания, выходящего за рамки «объективной действительности».

Спиритические и медиумические переживания.
Переживания встречи со сверхчеловеческими духовными сущностями.
Переживания других миров и встреча с их обитателями.
Архетипические переживания и сложные мифологические ряды (ход событий).
Переживания встречи с различными божественными сущностями.
Интуитивное понимание универсальных символов.
Активизация чакр и подъём змеевидной энергии (Кундалини).
Сознание универсального Mind.
Сверхкосмическая и мета космическая пустота».
(С. Гроф «Опыт исследования ЛСД-терапии», цитируется по «Практика холотропного дыхания», Breathe, М., 2000).

Здесь уместно привести взгляд Ричарда Альперта (Рам Дасса) – в прошлом профессора кафедры психологии Гарвардского университета: «Уровень психотерапии зависит от уровня психотерапевта. Если вам посчастливится, и вашим психотерапевтом будет Будда, вы в процессе взаимодействия сможете получить просветление. Это не шутка. Действительно, если стоять в стороне от всякой мелодрамы, вы и ваш психотерапевт будете свободны от влипания в разнообразные роли. Если психотерапевт будет привязан к какой-нибудь роли, – все, что он может дать вам – это заменить одну роль, в которую вы влипли, на другую. Поэтому пациенты, которых лечат по методу Фрейда, к концу становятся фрейдизированы, а те, которых лечат по методу Юнга, – юнгизированы. Целая армия терапевтов имеет модель того, что они делают, и как все должно происходить. Всё, поступающее от пациента, проходит через этот фильтр и выходит в форме ответа, согласованного с моделью.

На протяжении восьми лет, помимо всего остального, я работал психотерапевтом в Службе Здоровья в Гарварде и Стенфорде. У меня было восемь пациентов, с которыми я работал ежедневно по методике Фрейда. После того, как я начал принимать психоделики, мне стало ясно, что модель, которую я использовал, как раз и не давала произойти реальному изменению в моем пациенте. Я считал себя врачом – это была единственная роль, доступная мне, и, как врач, я нуждался в пациенте. Роли были распределены: один из нас должен был быть врачом, другой – пациентом. У меня, так же, как у пациента, было много непонятного, но игра состояла в том, что я – врач, а он – пациент. Суть игры состоит в том, каким станет пациент по её окончании» (Рам Дасс, 1994).

Мнение кажется мне принципиально важным, т. к. (и это мы увидим в последующих главах) в правилах трансперсональной психологии отсутствуют (или предельно минимизированы) роли терапевта и пациента: лечит – переживание, ведущий же – проводник, помощник (можно конечно и это назвать ролями).

Понимание тех черт, которые выделяют трансперсональную психологию из ряда других направлений в сжатом и наглядном виде изложено в работе С. Грофа «Целительные возможности необычных состояний сознания». Текст этой, на мой взгляд, ключевой для понимания темы работы дан в приложении (цитируется по книге «Практика холотропного дыхания», Breathe, М., 2000).

Владислав Кенга

Рейтинг: 3.11 (Проcмотров: 11057)

Читайте раздел Транспсихология на портале эзотерики naturalworld.guru.

Читайте также

49. Трансперсональная перинатальная психология: И. Чарковский и школа

49. Трансперсональная перинатальная психология: И. Чарковский и школаВ начале 60-х годов XX столетия Игорь Чарковский выдвинул идею родов в воде, активного освоения новорожденными младенцами водной среды и лечения тяжелобольных и ослабленных детей с помощью длительного

ЧАСТЬ II. СОВРЕМЕННАЯ КАССАНДРА

ЧАСТЬ II. СОВРЕМЕННАЯ КАССАНДРАРис. 5. Венера из Виллендорфа, Австрия. Высота

Лекция 3. Современная психология: ее задачи и место в системе наук

Лекция 3. Современная психология: ее задачи и место в системе наукВ последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно

«Духовность» и трансперсональная психология

«Духовность» и трансперсональная психология«А ты веришь в Бога?» – спрашивает меня коллега, трансперсональный психолог. «Я атеист», – отвечаю я. «Как тогда ты можешь заниматься трансперсональным (надличностным), там без веры в божественное никак нельзя», – замечает

Современная психология об устройстве сознания

Современная психология об устройстве сознанияМои переживания остались бы моими личными «семейными радостями», если бы они не подтверждались огромным числом открытий, касающихся сознания. Хоть очень многое из того, что сегодня называется психологией, далеко от

Предсовременная и современная психологиЯ

Предсовременная и современная психологиЯКто является психологом, а кто — нет? И что же такое психология? Ответить на первый вопрос, казалось бы, очень просто. Каждый, кто не изучал психологию и не получал специального образования в этой области, не является психологом.

ЧТО ТАКОЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЧТО ТАКОЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯТрансперсональная психология — одно из направлений современной психологии, которое начало оформляться как самостоятельная область исследований в конце 1960-х годов в США. Основателями этого направления выступили широко известные

Трансперсональная психология

Трансперсональная психологияЯ рассматриваю гуманистическую психологию Третьей силы как временную психологию в преддверии высшей, четвертой психологии, трансперсональной, трансчеловеческой, центрированной больше на космосе, чем на людских потребностях и интересах,

Глава 15. Абрахам Маслоу и трансперсональная психология

Глава 15. Абрахам Маслоу и трансперсональная психологияАбрахам Маслоу считал, что точная и жизнеспособная теория личности должна рассматривать не только глубины поведения личности, но и высоты, которых может достичь каждый индивид. Он является одним из создателей

Что такое трансперсональная психология

Что такое трансперсональная психологияТрансперсональная психология — одно из направлений современной психологии, которое начало оформляться как самостоятельная область исследований в конце 60-х годов в США. Основателями этого направления выступили широко известные

Восток встречается с Западом: древняя китайская акупрессура и современная психология

Восток встречается с Западом: древняя китайская акупрессура и современная психологияАкупунктура тысячи лет использовалась на Востоке, преимущественно в Китае, для лечения и блокировки боли. Известно, что акупунктура использовалась при инвазивных операциях без

***

:

  • : ” “.
  • , , ! ( ) –

Области практического применения трансперсональной психотерапии:

  • в индивидуальном и семейном консультировании
  • работа с невротическими и психосоматическими симптомами
  • работа со страхами и комплексами
  • работа с личностными травмами и  кризисными состояниями
  • работа с стрессовыми  расстройствами и депрессией
  • социальнаяй реабилитация
  • работа с зависимостями
  • терапия сексуальных отношений
  • психокоррекционные занятия с детьми и взрослыми
  • самопознание, личностный рост и развитие
  • терапия межличностных отношений
  • повышения эффективности самореализации и коммуникации
  • улучшения общего самочувствия

Психология вне себя

Слово «трансперсональный» значит «выходящий за рамки конкретной персоны». Можно сказать, что это психология, существующая за пределами разумного опыта, за пределами человека. Первое упоминание о трансперсональной психологии датировано 1902 годом. О ней говорил на лекциях Уильям Джеймс. Именно его некоторые исследователи считают основателем трансперсональной психологии, хотя первым, кто заговорил о трансперсональном бессознательном, был Карл Юнг. Он использовал этот термин как синоним коллективного бессознательного.

В самостоятельную науку это направление оформилось в конце 60-х годов прошлого века как направление гуманистической психологии. Представителями трансперсональной психологии считаются Абрахам Маслоу, Энтони Сутич, Станислав Гроф, Мейлз Виз, Алан Уотс и другие.

Программы профессиональной переподготовки «Духовно-ориентированное консультирование и психотерапия»

До сентября 2016 Московский Институт психоанализа начинает набор студентов на новые годовые программы профессиональной переподготовки «Духовно-ориентированное консультирование и психотерапия», начинающиеся 5 октября 2016 года.

В последнее десятилетие наблюдается мировой тренд все большего включения трансперсонального, интегрального и процессуального подходов в психологический и психотерапевтический мэйнстрим. В России это проявляется, например, в учреждении модальности дууховно-ориентированной психотерапии в Профессиональной психотерапевтической лиге (ОППЛ) и подготовке коллективной монографии “Духовно-ориентированная психотерапия” (выйдет осенью). Аналогичные процессы происходят и во многих других странах.

Длительность очно-заочного обучения – 1 год. Стоимость программы 90 000 рублей за год (всего 2 семестра в год по 45 000 рублей каждый). Выдается Диплом государственного образца о профессиональной переподготовке на 510 часов за каждую ступень. Годовая программа полностью засчитывается при последующем обучении по программе сертификата по трансперсональной психотерапии Европейской трансперсональной ассоциации (EUROTAS), и этот сертификат может быть получен на очередной ежегодной конференции EUROTAS после завершения последующего обучения.

Программу на уровне мировых стандартов разработали лидеры Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии (В.Ф. Петренко, В.В. Козлов, Ю.А. Бубеев, В.В. Майков, Е.Ю. Худобина, Г.М. Бревде, И.С. Зингерман, Г. Б. Карельский, С.Д. Дороганич и другие). Эти программы построены по модульному принципу, могут проходиться в удобном для студента порядке в течении учебного года. Модульный принцип обучения является наиболее гибким и позволяет оптимально подстроить обучающий процесс под студента.

Содержание учебных модулей программы первой ступени:

1. Основы трансперсонального подхода (В.В. Майков, Е.Ю. Худобина, И.С. Зингерман, Г.Б. Карельский) – 30 часов.

2. Трансперсональное дыхание (В.В. Майков, К. Майкова) – 142 часов. Трансперсональное дыхание является сутью лучших дыхательных практик, таких как холотропное дыхание, вайвейшн, ци-гун, пранаяма и т.д.

3. Процессуально-ориентированная психотерапия (И.С. Зингерман) – 72 часа.

4. Трансперсональное НЛП, интуиция, творчество (Е.Ю. Худобина) – 84 часов.

5. Трансперсональная семейная психотерапия (Е.Ю. Худобина) – 21 часа.

6. Йога-терапия и работа с телом (Д. Каллимулин) – 20 часов.

7. Трансперсональная работа с зависимостями (Г.Б. Карельский) – 20 часов

8. Изначальная психотерапия (В.В. Майков) – 24 часа.

9. Методы трансперсональной психотерапии и консультирования — (В.В.Майков, Е.Ю. Худобина, Г. Б. Карельский, И.С. Зингерман) – 30 часов.

10. Трансперсональная работа с телом (Г.Б. Карельский) – 20 часов.

11. Методы медитации в трансперсональной психотерапии и консультировании — (И. Берхинн) – 22 часа.

12. Методы трансперсональной работы с человеческими проблемами — (лидеры Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии) — 25 часов.

Вся программа профессиональной переподготовки внутри каждой ступени имеет модульный характер, т.е. ее можно будет начинать в любое время с любого учебного модуля, повторяющегося каждый год. Набравшие все требуемые модули, завершают программу и получают дипломы.

Кроме того, желающие могут проходить не всю программу целиком, а только некоторые интересующие их семинары или модули.

Одновременно с обучением на программе можно продолжить обучение по шести углубленным специализациям второй ступени по следующим трансперсональным направлениям:

1. Изначальной психотерапии — древним практикам заботы о душе и превмосинтезу ΠΣ — серединному пути дыхательных практик (В.В. Майков, К. Майкова) – 510 часов.

2. Процессуально-ориентированной терапии (И.С. Зингерман) – 510 часов.

3. Трансперсональное НЛП, интуиция, творчество (Е.Ю. Худобина) – 510 часов.

4. Интенсивные интегративные психотехнологии (В.В. Козлов, Ю.А. Бубеев) – 510 часов.

5. Трансперсональной работе с зависимостями (Г.Б.Карельский, Я.И. Маршак) – 510 часов.

По этим шести направлениям слушатели имеют возможность кроме диплома о профессиональной подготовке государственного образца от Института Психоанализа продолжить программу по Международным сертификатам по трансперсональной психотерапии Европейской трансперсональной ассоциации и Фрайбургского института сознания и психотерапии.

Данный курс разработан в сотрудничестве с Ассоциацией Трансперсональной Психологии и Психотерапии и предназначен для повышения квалификации психологов и психотерапевтов, а также для переподготовки на психолога-консультанта лиц с любым высшим гуманитарным образованием.

Его задачей является знакомство с современной трансперсональной психологией и получение теоретических и практических навыков в данном подходе. Полученные знания могут использоваться для психотерапии, индивидуального, семейного или делового консультирования, работы с любыми формами зависимостей, работы с экстремальными и измененными состояниями сознания, работы в горячих точках планеты, работы с пренатальным периодом, сопровождении умирающих и помощи их родственникам.

Курс представляет собой сочетание лекций и практических занятий, на которых с помощью демонстраций, упражнений и видеоматериалов слушатели смогут освоить как широко известные, так и оригинальные авторские методы консультирования, разработанные внутри отечественной трансперсональной школы.

Выпускники получают возможность членства и дальнейшего развития в профессиональном трансперсональном сообществе. В Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерапии организуется супервизорская программа для поддержки психотерапевтической деятельности выпускников.

Запись на обучение и дополнительная информация:
Московский Институт психоанализа


119334, Россия, Москва, Кутузовский проспект, 34, стр. 14


Телефон: +7 495 933-26-83

Сайт:

http://www.inpsycho.ru

Лицензия АA № 002930 рег. №2922 от 15 марта 2010 года


Свидетельство о государственной аккредитации № 1253 от 10.04.2015 г.

Подходы к самопознанию и саморазвитию

  • Психологическая терапия, основанная на телесном ориентировании. Концентрация внимания на предметах и контактах с ними.
  • Терапия искусством. Изучение новых произведений, ознакомление с творчеством различных эпох и народов.
  • Практики и техники дыхания. Холотропное дыхание, ребефинг.
  • Медитация. Достижение умиротворения, восстановление гармонии с самим собой.
  • Занятие йогой. Гармония с телом.
  • Анализ и проработка сновидений. Запоминание своих снов, попытки проанализировать их и понять для чего что-то снится и почему.
  • Активизация воображения.

Подходы и техники в трансперсональной психологии делают акцент на естественное, прямое и откровенное переживание с проявлением и выражением искренних эмоций, которые помогают человеку раскрыться и обнаружить эмоциональные проблемы, сделать открытие и прозреть. Таким же образом могут решаться межличностные проблемы в отношениях при помощи привлечения бессознательных сил человека.

Рождение «четвертой волны»

Во вступлении ко второй части своего труда «К психологии Бытия» Маслоу сообщил о том, что полагает «гуманистическая третья психология есть некая переходная конфигурация, готовящая общество к наиболее «возвышенной» четвертой волне в психологии – трансперсональной, трансчеловеческой. Она в свою очередь будет в большей степени направлена к миру в целом, нежели к людским нуждам и заинтересованностям, в смотрящей далеко за границами людской натуры и самостоятельности в развитии человеческого индивида, его самоактуализации и так далее».

В процессе множества дискуссий о том, как охарактеризовать возникшее на этом фоне новейшее течение в 1968 году диапазоном его основоположников – А. Маслоу, Э. Сутичем, С. Грофом и другими было легитимировано название «трансперсональная психология». Необходимо выделить то, что в первый раз название «transpersonal» (трансперсональное) применялось ещё в 1905 году в области психологии североамериканским специалистом Уильямом Джеймсом в собственном направлении психологии в Гарвардском институте.

А также необходимо отметить и то, что свои истоки трансперсональная психология берет из исторических событий, связанных с развитием культуры и религии. Помимо Уильяма Джеймса к основоположникам данного направления до появления современного вида трансперсональной психологии можно отнести: Отто Ранка с его мыслями о полученных травмах при появлении на свет; К.Г. Юнга наполнившего психологическую науку концепцией архетипов, мифическими, общекультурными, культовыми и сверхъестественными фиксациями; Р. Ассаджиоли в прошлом психоаналитика, который в основанном им психосинтезе базировался на теоретической части оккультизма, религиозно-мистических и буддистских учениях, одолевая при их содействии европейские культурно-антропологические ограничения; помимо этого, необходимо упомянуть и трансценденталистов из Америки – Эмерсона и Торо.

Предмет и задачи

Фото 2Цель транспсихологии — исследовать природу сознания, развитие личности человека. Согласно представлениям транспсихологов, теорий развития две: сложная и нелинейная. Если личность развивается по первой модели, она последовательно проходит через стадии развития. При нелинейной модели стадии могут чередоваться по кругу.

Теория Уилбера выделяет отдельные категории сознания:

  • доличностную;
  • личностную;
  • надличностную.

К каждой категории принадлежит по три уровня развития. По теории Уилбера, прохождение стадий развития последовательно: от низших к высшим. На каждом уровне человек приобретает новые свойства личности. Если он не сможет их освоить, у него разовьется патология (например, эгоизм вместо эмпатии).

Уошберн предлагает характеристику теории сознания, основанную на спиралевидной модели. Начальный этап личности — досознательный. Первая половина жизни посвящена достижению эгоистичного сознания — сосредоточенности на себе. Вторая — трансэгоистичности и изучению мира. Последняя стадия — возврат к досознательному уровню.

В трансперсональной психологии исследуются религиозные и духовные проблемы. Духовность — уникальный элемент психики, присущий только человеку. Он не имеет отношения к традиционному пониманию духовности в рамках религии. Психорелигиозная проблема в транспсихологии — личностные конфликты, связанные с верой и убеждениями человека:

  • переход в другую религию;
  • кризис веры;
  • потеря веры.

Психодуховные проблемы вызваны отношением человека к эзотерике, выходом за рамки повседневной реальности. Это переживания о смерти и загробной жизни, различных духовных практиках. Из-за тесной связи с мистикой транспсихологию относят лженаукам.

Измененное сознание

Трансперсональные исследования изучают состояния измененного сознания, когда оно выходит за предел привычного «я». Основная часть материалов трансперсональной психологии взяты из толкований снов, опыта медитаций и паранормальных явлений.

современные направления в психологии гуманистическое трансперсональное

Представители этого направления допускают существование высших сил, однако избегают прикрепления к какой-то определенной религии. Трансперсональная психология стремится к свободе, любви и всеобщему братству. Основная задача этого направления — преодолеть личную изоляцию, самодостаточность и центрированность. Что же говорили об этой науке ее представители?

Уильям Джеймс

В джиффордских лекциях, которые назывались «Многообразие религиозного опыта», У. Джеймс акцентировал внимание на том, что для понимания духовных переживаний необходимо пользоваться эмпирическими методами. Ученые допускают ошибку, когда начинают делить реальность на объект наблюдения и субъект, потому что все зависит от внешнего наблюдателя. То, как человек интерпретирует видимую им реальность, должно стать предметом исследования. В результате можно будет исследовать, каким уровнем сознания обладает индивид и насколько ему нужна духовная трансформация.

Отличие трансперсональной психологии от других наук

Большинство направлений психологии требуют факты, аргументы и доказательства. И они должны быть достоверными. Трансперсональное ответвление базируется исключительно на бессознательных проявлениях личности.
Выделяют 5 главных принципов трансперсональной психологии:

  1. Сознание безгранично, подобно космосу.
  2. Личность можно рассматривать с разных сторон, в разных контекстах.
  3. Сознание человека сочетается с разумом Вселенной.
  4. Личность человека определяется его душой и рассудком. А они, в свою очередь, составляют единое целое.
  5. Наука объединяет в себе знания даже из, казалось бы, совсем непохожих наук.

Психологам, работающим в трансперсональном направлении, до сих пор так и не удалось научным способом подтвердить достоверность своих исследований. Но одно можно сказать точно: наука способна объединить в себе психофизику и психофизиологию.

Методики исследований

Трансперсональная психология применяет следующие методики:

  • Психофизиологическое исследование.
  • Психодиагностические методики.
  • Методики с использованием психоделических препаратов.
  • Дыхательные практики и техники.
  • Анализ работы органов чувств и осязания.
  • Воображение и визуализация.

Техники для инициализации изменений в сознании:

  • Изначальная фокусировка внимания на определенном предмете, внезапное переключение внимания на другой предмет.
  • Стимуляция через лишение возможности удовлетворить какую-либо потребность. В данном варианте идет отказ от удовлетворения жажды и отказ от воды во время выполнения физических нагрузок.
  • Усиление двигательной активности.
  • Воздействие температурными изменениями.
  • Воздействие при помощи акустических систем.
  • Ограничения или лишения движений.
  • Уединение. Ограничение в замкнутом, тихом и темном помещении.
  • Погружение человека в условия, при которых невозможно спать.
  • Холотропное дыхание.
  • Ребефинг. Основоположник методики и техники – Леонардо Орр.
  • Тета-хилинг.

Этот тренинг для:

  • психологов и психотерапевтов
  • педагогов и социальных работников
  • тех, кто просто интересуется психологией
  • тех кто устал, испытывает стресс, утратил свежесть восприятия
  • для тех, кто хочет научиться жить в удовольствие

***

:

  • : ” “.
  • , , ! ( ) –

***

” . , , , , – . . , , ” ([3], .214);

” – , . , . , . . : , , , – , , , ” ([3], .225).

:

” ” ” ” ([3], .18);

” . , , , , ” ([3], .126);

” , , ()” ([3], .203).

” ” – , , – .

, , . -2 477.912 3 1994 ., [13].

, 13-18 1995 . ” ” ” ” . , -, “Spiritual Emergency Network” [10].

. – – , , [6].

” ” 1989 “” “”, , . , … . ” “. , , , . , , , . , , … . “” , , . “” , … . . “” , . , , [7].

: ” , , , . . , , ” [6].

, ” ” .

1994 – 1995 [4]:

” ” – , 18-23 1994 ., 6-11 1994 . 11-16 1995 . ( : “, , , , ; , ” “; “);

” , , “, 24-29 95 . ( : ” ” , , ; , ; “);

” : “, 7-12 94 . ( : ” , , , ; , , , , ” “) [4].

, , .

18-23 1997 . ” ” ” : ” : ” . : ” ” . , , , , . : . : , , . : “”. . : . . . . . , , . ” [2].

120 ( , 50 ) [2].

: ” – , . . , , , , , ” [5].

, , “”, [8], .. – , , , “” , , , [6].

1997 1998 [5]:

” ” – , 30 – 5 1997, 25-30 1997 .;

” , “, 16-21 1997 .;

” , “, 20-25 1998 .

” “, 1998 .;

” “, 1998 .;

” “, 1998 .

( ): – 140 $ ; ( ) – 170 $ [5]. 1999 140 [12].

” ” 2- ( ) . : 50 $ [5]. 1999 45 ( ). ” ” 1999 . 200 [12].

50 , (1) – , (2-6) – . – . , ” ” [4].

” ” ” “, , , 1997 15 50 [1].

, , , ” “, . “” .

, , :

” , , , ” ([3], .25);

” , , , , ” ([3], .172).

” ” , , , , ..:

” , , … . , . -, -, , (Puer Eternus Puella Eterna), , . , , . – … , , . ” ([3], .29-30);

” , , ” ([3], .17);

” , , , . , , , -, , ” ([3], .27).

:

” , , – . , . , , , . , , . , (), , , . , , . , , . , , , – . . : – , ; – ; – ; – ; , ; ; , – . , , ” ([3], .30).

, ” ” ( ). , , : ” . ” ! – . – – , – , “. , , ” “. . , ” ” ” ([3], .29).

, :

” . , . – . , , , , – , . … … … … , . , , , , . , . , , , . , , , . , , , … . . . ; . . , , , , , – , , ” ” (” “), ” ([3], .35-36).

– , ” “:

” . , , . , , . , , , , , , . . – , , – , . . , . , . , , , . , . , – -, , , “”. , “”. , , , ” ([3], .38-39).

, , :

” , , , . , , – , , . , , . , , . , , . , . , , , , , – , , . . , , , ” ([3], .116).

, , , , , , “”- .

, ” “, – ” “. :

” , , , . , , . ” ” – “”, ” ([3], .44).

– ” ” , , , , .

, , , :

” , , , . , , , , ” ([3], .86);

” , , . , . , . ” ([3], .113).

, – . , , – , :

” , , – . , , , ” ([3], .102);

” , , – , ” ([3], .106);

” , , , . , , ” ([3], .109);

” , , , , . , , , , ” ([3], .109-110);

” , , . , , , , ” ([3], .111-112);

” . , , , , – … , , , , , , , . , , , . , ” ([3], .120,121).

, ” ” “” , , , , (!) :

” , , . , , , . , . – . , , ” ([3], .116-117).

” ” , . , , :

” – . “” . , , , , ; , , . . , -, ” ” , , . , “” . , , . , , . , , . , . , . . , . , -, , . “” . “” , -. , “” . . , , , , . , – , , . – , . . , – , . ” ([11], .254-257).

. ” ” : “, , . , ? , – , – , , ? , ? , , , , , ? , , , ? : , , . , ” ([3], .108).

: ” , ” –, , . , , , , , . , , . , , , , , , , , , , ” ([3], .114-115).

, ” ” , :

” , , ” ([3], .31);

” -, , , , (, , ). , , – “-“, ” ([3], .31).

, , – , -, , . , , , . . , , ” “.

, , , ” ” ” ” , : “, ” ([3], .83).

, – , “” :

” “” – , . , , , , , , , . , , , . – ” ” – , . , . – , . – ” . , – ” ([3], 138-139).

, , , , , , ” “: ” , , , . , , , ” ([3], .85). ” “, , , , ” ” , – ” “. , “” .

:

” , , , , . , , , , , ” ([3], .141).

, , , , – . , “”.

, ” ” , . :

” , . . , – . , , “” , . , , . , . , . : , , , , , , , , – “”. , , , . , , . – , , , , . . , . , . , , , , . – , , , , – , ” ([3], .139-140).

:

” , , . , . , , . , , – ” ([3], .84-85);

” , . . , , , . , , , , , , ” ([3], .144);

” , , ” ([3], .145).

, ( – , ) , “” :

” , . .

– . , , , , , . . , . , , . , . , .

, , , . , . “” “”, “” . . , , , – . , -. , , , , .

, , , , . , . , , . , , , , ” ([3], .118-119).

, – , . , – ” – “, , :

” . , , , . , – , , , . . , , – . , – . , , , : ” !” , , . , . “”, , , , . , . . , , . . . . , . : . , , , – . . . . . ” ([3], .119-120).

” “, , .

” ” , , , :

” – ” ([11], .203);

” . , , , ” ([11], .205);

” – … , , … , , . , , , ; , , , , , . , … . , , , ” ([11], .214-215).

, , , ” “:

” , , . , , , -, . , – . , , , , , . , . , . , . , , . , , , – ; , , , – ” ([11], .236-237).

, – ” “, – ” “:

” , , , , ” ([3], .21).

. 4 9 1998 . 3 1998 . ” “. 4-9 1998 ” ” (4-5 – .; 6-9 . ” ” ). 300 .. 1 ; 350 .. 1 [9].

60- 5 1998 . -, .

, : . – , . – 2. . 1. – , 1999. – 596.

1. // (), 7-13 1997 . – 5.

2. ” : ” (18-23 1997 ., ) / ” “.

3. . / . . – .: – , 1997. – 256 .

4. / ” “.

5. / ” “.

6. . // -, 19 1998 .

7. . – 1995. – 1.

8. // . – 1994. – 5.

9. http://www.incart.spb.ru, 1998.

10. // . – 1994 . – 10.

11. . . . .. … – .: – , 1994. – 278 .

12. ” “, 12 1999 .

13. , 6-13 1998 .

– – “” – www.peremeny.ru

” . – “

Становление как самостоятельной науки

После образования Ассоциации трансперсональное движение вышло за рамки США и распространилось в странах Европы и Азии. В 1987 году появилась Международная Ассоциация, которую возглавил С. Гроф. Среди сторонников движения было много национальных духовных лидеров: Мать Тереза, Далай-лама и другие. Также им заинтересовались политики.

Несмотря на интернациональность и постоянный обмен опытом между психологами разных стран, подходы к изучению трансперсональной психологии различались. В США и Великобритании сторонники трансперсонального подхода в психологии выделили смежные направления: экперинциальное и клиническое. В странах Азии больше внимание уделяли наблюдению и самонаблюдению, а не проведению практических опытов.

В Америке у движения трансперсональной психологии было много сторонников и сильная финансовая поддержка со стороны государства, но ее статус как науки неоднозначен.

Вы научитесь:

  • научитесь понимать себя и других
  • смотреть на жизнь как в первый раз и не оглядываться назад
  • обращать внимание на то, что доставляло удовольствие раньше, или на то, что доставляет удовольствие другим
  • работать бессознательное и научитесь понимать насколько сильно оно влияет на поведение человека

1 модуль: За пределами социальных масок.

Человек среди людей и социальная маска как способ взаимодействия. Зловещий театр теней и масок. Что скрывается под маской?  Как заглянуть и узнать, что скрывается под маской или технологии контакта.

2 модуль: Личность и её границы. Сценарии жизни.

Структура и динамика развития личности и ее проблем. Психологический
конфликт как основа невротических и психосоматических проблем. Формирование
системы отношений и сценария жизни, варианты перепрограммирования негативного
психологического сценария. Воспитание, типы неправильно воспитания

3 модуль: Тело и его границы.

Тело, его близость и отчужденность. Борьба за совершенство. Желания и возможности.
Источник энергии и препятствия. Единство и борьба мужского и женского. Желанные и неуловимые наслаждения. Психосоматика – болезнь цивилизации?

4 модуль: Человек среди людей.

Управление собой и другими. Уровни общения. Психологические игры. Психологические тайны отношений мужчин и женщин. Наркоманическая любовь или как полюбить и сохранить себя. Как построить счастливую семью и выжить самому. Дети – это наше всё? Профилактика конфликтов. Как управлять коллективом.

5 модуль: Человек в поисках смысла.

Одиночество среди людей. Личностный рост – куда и кому это нужно. Будь собой! Преступление против личности, казаться или быть?   Страх и поиски смерти. Сколько денег нужно для счастье или экзистенциальный кризис. Богатство, как его достичь и как сохранить свободу.

6 модуль: За пределами личности.

Коллективное бессознательное. За пределами догм в науке в и религии.
Квантовая модель работы мозга. Как воспитать и сохранить духовность. Духовные терапевтические практики.
 
После прохождения всего курса обучения Вы получите:
сертификат Международной Академии Психологических Наук (МАПН).

При прохождении 3 модулей выдаются на 72 часа,
при прохождении 6 модулей выдаются на 144 часа.

Начать обучение можно с любого модуля.

Трансперсональная психология Грофа

Предметом исследований С. Грофа было бессознательное в психике индивида в состоянии изменённого сознания. Учёный научился проникать в сферу неосознанного посредством психоделических средств. Вскоре эти психоактивные вещества запретили, а исследователь разработал новейший метод проникновения в изменённое состояние сознания. Речь идёт о холотропном дыхании.

Правда, прежде чем перейти на уровень бессознательного, индивид сталкивается с целым рядом препятствий:

  • сенсорный (активизируются органы чувств в момент проникновения в неосознанное);
  • неосознанное индивидуального характера (психотравмы и другие воспоминания из прошлого, которые вытеснены в подсознание);
  • перинатальные матрицы (связанные со смертью и рождением переживания);
  • выходящая за рамки пространства и времени трансперсональная составляющая психики (взаимосвязь индивида со Вселенной).

По мнению учёного, многие неразрешённые проблемы индивида коренятся в его подсознании. Человек может избавиться от психотравмирующих переживаний, если на каком-то уровне подсознания встретится с ними и заново их переживёт. Во имя этой цели и существует метод холотропного дыхания.

С использованием глубоких вдохов индивид «перемещается» в изменённое состояние личного сознания. Применяются также расслабляющие музыкальные произведения. Посредством таких приёмов внутри активизируется поток энергии и индивид следует за ним. Поток подавленного состояния трансформируется в поток переживаний. В такой момент психика индивида податлива, а сам он может кричать, принимать разнообразные непроизвольные позы, а также испытывать широкий спектр эмоций. Энергия потока исцеляет. Накопившийся в подсознании негатив высвобождается и индивид расслабляется.

Метод Грофа применим для терапии психологических расстройств, а также лечения ряда психических заболеваний. С помощью холотропного способа можно добиться развития собственных способностей, активировать скрытые таланты. Исследования Грофа помогают людям выйти их тяжёлого кризиса и разрешить всевозможные проблемы.

Трансперсональная психология: методы исследования

Методы исследования в ТП основаны на использовании устоявшихся и передовых подходов. К традиционно психологическим методам в ТП следует отнести: психофизиологические (активность мозга исследуется через ЭЭГ – электроэнцефалографию), психодиагностические (применяются тестовые методики и опросники – индекс базовых духовных переживаний, методика САН).

Сугубо трансперсональными можно назвать:

  • психоделические методы (использование фармакологии – психостимуляторов);
  • дыхательные психотехники;
  • работа с органами чувств (воздействие на анализаторы – зрительные, слуховые);
  • визуализация и работа с воображением.

Отдельно существуют техники инициации измененного состояния сознания (ИСС). В практике используются несколько приемов, которые берутся из различных областей (религиозных, шаманизма, мистицизма):

№ п/п Название техники ИСС Содержание техники ИСС
1 Фокусировка внимания и внезапное его переключение прикосновение предметом в момент суггестии (жезлом, символическим предметом)
2 Стимуляция через жидкостную депривацию отказ от питья на некоторое время, воздержание от жидкости при интенсивных физических нагрузках
3 Усиленная двигательная активность безостановочный бег, бесконечный танец
4 Температурное (значительное снижение/повышение) воздействие купание в ледяной воде, пробежки по снегу босыми ногами, пребывание в условиях повышенных температур
5 Акустическое воздействие непрерывное песнопение, звуковое воздействие музыкальных инструментов или предметов
6 Ограничение двигательной активности, уединение неподвижное сидение в уединенном, темном и тихом месте
7 Депривация сна создание условий, когда невозможно погрузиться в сон

Устоявшимися в ТП и применяемыми наиболее часто являются: холотропное дыхание, ребефинг, тета-хилинг.

Холотропное дыхание

Особенность холотропной терапии состоит в пробуждении бессознательной составляющей психики через холотропное дыхание (глубокое, с высокой интенсивностью и частотой), телесные упражнения и специальные музыкальные композиции. Под таким воздействием снимаются блоки, восполняется энергия жизненных переживаний в психике человека, которые до этого подавлялись.

Человек должен двигаться в потоке активированной энергии, спонтанные действия (движения, позы, звуки) не нужно сдерживать в ходе сеанса. Именно так отыщется путь к трансформирующему исцелению, энергия потечет в необходимое русло. Практика дыхания должна продолжаться до момента угасания потока энергии, полого расслабления тела.

Результатом сеанса должно стать обретение целостности Я. В измененной реальности могут возникать любые образы: нерешительный мужчина смотрит в глаза понравившейся женщине, преодолевая свои комплексы; женщина, утратившая свою идентичность из-за жизненного кризиса, вновь постигает очарование женственности и словно перерождается. Или запутавшийся в жизненных приоритетах человек обретает способность понять, что любит свою семью, что именно ей сейчас нужно уделить максимум внимания.

Главное, что реальность личности действительно меняется.

Ребёфинг

Техника словно заставляет пережить процесс рождение заново, тем самым проработать родовую травму и выплеснуть из себя негативные переживания. Последовательность реализации ребефинга включает 5 элементов:

  1. дыхание, организованное по определенному циклу (чередование вдоха и выдоха без пауз);
  2. достижение расслабленного состояния (мышц, психики в целом);
  3. особое внимание (тотальное, не пропускающее мельчайших нюансов);
  4. позитивное интегрирование (изменение контекста – от негатива к позитиву во всем);
  5. доверительное отношение к сеансу ребефинга.

Тета-хилинг

Изменение активности мозга путем сосредоточения и работы на определенной волне (тета) стало основой тета-хилинга. Через тренировки и медитативное состояние человек научается чувствовать энергетическое поле особого порядка. Тут могут возникать зрительные образы, ощущения парения в воздухе, творческие озарения.

Простейшая технология перехода в тета состояние начинается с воображения пульсирующего у себя в груди сгустка света. Дальше надо представить, что световой поток поднимается вверх (2,5 м над головой). Через короткое время поток нужно вернуть назад. Есть практики, в которых нужно представлять как столб энергии поднимается из центра Земли, входит в человека и затем над головой появляется шар, представляющий самого человека. Затем этот шар поднимается вверх, проходя много слоев. Достигая последнего слоя, состоящего из энергии Вселенной, шар растворяется со всем сущим – с энергией Бога. В этом состоянии приходит исцеление и решение проблем.

Результатом подобной визуализации должно стать ощущение необычного спокойствия в сочетании со сконцентрированным вниманием. Схему нужно повторять до состояния полного отсутствия мыслительных процессов – это и называют состоянием тета.

Лекции и вебинары

Елена Веселаго (Россия), «Из офиса в шаманы», 2020 г.

Светлана Яблонская (Россия), «Основы первой психологической помощи и терапии людям, пережившим психотравму», 2020 г.

Профессор доктор Геерт Смид (Нидерланды), «Диагностика и лечение травматического горя и утраты близких при осложненных обстоятельствах», 2020 г.

Режим проведения одного модуля

Пт 14.00-21.00, Сб 10.00-19.00, вс 10.00-16.00

Преимущества и недостатки

Фото 5Положительные стороны:

  • доступность;
  • возможность самоизучения;
  • расширение сознания;
  • личностное развитие;
  • многообразие методов.

Изучать методы трансподхода можно самостоятельно или в специальных группах роста сознания. Благодаря техникам самоисследования и самолечения можно избавиться от многих соматических заболеваний, обрести уверенность и внутреннюю гармонию.

Основной минус дисциплины — предвзятое отношение. Она не признается научным сообществом как наука, а значит, не имеет официального статуса. Это дает простор действий шарлатанам и любителям быстрой наживы. Заявив о себе, как о специалисте в паранормальных науках, человек, обладающий способностью водить в транс, может внушать слушателям ложные переживания и выдавать их за настоящую реакцию подсознания.

Участие в таких сеансах вредит психике, формирует ложные воспоминания, может провоцировать депрессию и апатию.

Психосинтез Р.Ассаджиоли

С точки зрения Ассаджиоли, сторонника идей психоанализа, все проблемы человека связаны с тем, что он утрачивает внутреннюю целостность, гармонию. Некоторые стороны психики человека начинают противоречить друг другу и происходит их разъединение. Подобный процесс (отсутствие целостности, синтеза) приводит к различным заболеваниям.

Для того, чтобы осуществить объединение разрозненных частей психики, Ассаджиоли разработал метод психосинтеза.

Ассоджиоли выделяет два этапа психосинтеза:

  1. Личностный психосинтез (объединение всех разрозненных элементов личности в единое целое). На данном этапе формируется здоровая личность.
  2. Духовный психосинтез (работа с различными уровнями психики – трансперсональная область). На данном этапе человек приобретает ощущение той энергии, которая раньше была ему недоступна и учится использовать её в жизни.

Перемены в своей жизни благодаря практическому методу психосинтеза человек испытывает не сразу. С точки зрения Ассаджиоли человеку необходимо время для того, чтобы принять новый опыт, «должно состояться созревание психического плода» [3].

Таким образом, с точки зрения трансперсонального направления человек обладает доступом ко всей информации Вселенной и связан со всем человечеством. Представители данного направления делают упор на высвобождение новой “энергии”, избавление от различных проблем через измененные состояния сознания. С помощью различных техник, разработанных данным направлением психологической науки, человек якобы исцеляется и приобретает целостность в отношениях с миром. Читайте также статью “Псевдопсихология: теория ребефинга, родовые травмы и холотропное дыхание”.

Литература:
  1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001
  2. Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. – М., 1992.
  3. Ассаджиоли Р., Ферруччи П., Йоуменс Т., Крэмптон М. Психосинтез: теория и практика. – М.: REFL-book, 1994.

Автор: Анастасия Каткова
Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского

Текст публикуется в авторской редакции

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Переживания

Личность в трансперсональной психологии подчас подвержена переживаниям. Трансперсональная наука делит их на две группы: переживания в расширенных состояниях сознания и за его пределами.

трансперсональная психология грофа

К первой подгруппе относят опыт, полученный в пределах пространственно-временного континуума. Например, предсмертные состояния, рождение, перинатальный период, ясновидение, возвращение в прошлые жизни, телепатия и т. д. Что касается второй подгруппы, то к ней относят духовный и медиумический опыт, во время которых человек вступает в контакт с высокоразвитыми существами или происходит слияние человеческого сознания со сверхпланетарным.

Тета-хилинга

Основа тета-хилинга – сосредоточение и работа на обусловленной волне для достижения трансформации мозговой активности.

На помощь приходят постоянные тренировки и медитации, которые учат состояние человека прочувствовать в первую очередь свое энергетическое поле.

Техника исполнения тета-хилинга: человек визуализирует пульсирующий сгусток света и энергии у себя в груди, затем этот сгусток превращается в поток и стремиться подняться вверх над головой. Через установленное время поток необходимо вернуть назад и сгруппировать его в сгусток в изначальном положении. Техника повторяется до тех пор, пока не будет потеряна связь с мыслительными процессами – такое действие и приводитв состояние тета. Состояние тета характеризуется сосредоточенной работой на определенной волне.

Результат – спокойствие и умиротворенность от проделанных действий, наравне с этим возникает концентрация внимания.

Техника тета-хилинг

Вианна Стайбл

Эта методика трансперсональной психологии была придумана Вианной Стайбл в период, когда она боролась с онкологическим заболеванием. Она помогает достичь внутренней гармонии и удовлетворения жизнью.
Попасть в состояние тета, согласно теории Стайбл, можно 2 способами.

Способ первый

План действий таков:

  1. Сядьте на стул, ступни поставьте на пол, держите спину ровно.
  2. Закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните. Между вдохами делайте небольшие паузы.
  3. Расслабьтесь. Мысленно переместитесь в область сердца. Сформируйте там сгусток энергии.
  4. Заберите энергию от сердца и выбросьте ее в центр Земли. После снова соберите ее в сгусток (в виде шара). Поднимите вверх над собой, помещением, в котором вы находитесь, вашим городом, страной и т.д. Выйдите в космос.

Все, что вам осталось, – плыть в космосе до тех пор, пока не увидите жемчужное белое свечение. Это ваша главная цель. В полете будьте осторожны, избегайте синих участков.

Способ второй

Сядьте на стул, займите удобное положение, расслабьтесь. Закрыв глаза, сделайте глубокие вдохи и выдохи. Как и в предыдущем случае, сосредоточьтесь на энергии, расположенной в области сердца. Дальше действовать нужно так:

  1. Представьте, что вы и стул – единое целое. Ваши молекулы и частицы стула сплетаются между собой. Но при этом все сохраняют свою форму, очертания.
  2. Теперь представьте, что вы на молекулярном уровне сливаетесь с предметами, которые находятся в комнате. А после и с самой комнатой.
  3. Следующий этап – слияние с домом, городом, природой, планетой и т.д. Не ограничивайте сознание. Мысленно выходите в космос.

Последний этап – единение с белым светом и некой космической желеобразной субстанцией. В результате вы сможете соединиться со Вселенной, попав таким образом в состояние тета.

Школы, направления, непринятие

Сегодня в трансперсональной науке выделяются такие направления:

  • Психология Юнга.
  • Архетипическая, или глубинная, психология, основанная на учениях Д. Хиллмана.
  • Психосинтез.
  • Работы Маслоу, Уилбера, Тарта, Уошберна, которые выделились в одно направление.
  • Работы Станислава Грофа.
  • Психотерапия.

Как бы прискорбно это ни звучало, но в настоящее время Американская психологическая ассоциация не признает трансперсональную психологию как полноценное психологическое направление. Ученые по всему миру считают, что это психологическое течение является еще одним явлением псевдонауки.

Научные сообщества не признают современные направления в трансперсональной психологии. Гуманистические идеи, на которых ранее базировались первые подходы нового психологического направления, сейчас подвергаются критике со стороны консервативно настроенных ученых. Хотя в этом нет ничего удивительного, на протяжении всей истории человечества общество всегда с негодованием относилось к новым, революционным взглядам.

Обучение трансперсональной психологии

Получить знания из области трансперсональной дисциплины можно на семинарах по эзотерике или в институтах, преподающих эту науку. Главное требование к учащимся — желание почерпнуть познания из области психологии, открыть для себя сферу неопознанного и научиться полученный опыт использовать во благо себе и окружающим.

Трансперсональная наука поможет познать себя и мир вокруг. Благодаря её методам можно улучшить своё состояние и жизнь в целом. Избавляясь от проблем и высвобождая энергию, индивид исцеляется от разного рода душевных заболеваний и приобретает гармонию с миром. Знания по трансперсональной дисциплине можно применить для раскрытия своего творческого потенциала и развития личных способностей.

Теория Кена Уилбера

И несмотря на все преграды и непонимание, методы трансперсональной психологии продолжают развиваться. В свое время К. Уилбер был основателем отдельного подхода в ней, который получил название интегрального. В своем первом научном труде «Спектр сознания» он пришел к выводу, что человеческое сознание состоит из нескольких уровней (спектров) самосознания. Эти спектры охватывают все возможные уровни сознания, начиная от безграничного единения с Вселенной и заканчивая уровнем маски, где индивид идентифицирует себя с чем-то, подавляя свои отрицательные характеристики.

Согласно Кену Уилберу существует 5 уровней:

  1. Спектр маски. Находясь в разной социальной среде и попадая под ее влияние, человек может подавлять, а то и вытеснять свои негативные качества, воспоминания, переживания, тем самым ограничивая себя. В результате человек теряет возможность осознавать себя в полной мере.
  2. Спектр тела и эго. На этом уровне человек четко понимает, что состоит из физической оболочки (тела) и души. Хотя понятие «душа» все еще остается чем-то абстрактным, а не пережитым опытом.
  3. Экзистенциальный спектр. Индивид начинает осознавать себя как некое психофизическое существо, которое живет в пространственно-временных измерениях. Человек осознает, что есть он – личность, а есть и внешний мир.
  4. Трансперсональный спектр. На этом уровне приходит осознание того, что жизнь человека не ограничивается физическим телом. Индивид осознает, что является чем-то большим, но все еще не ощущает единства с Вселенной.
  5. Единое сознание. На этом уровне подразумевается окончательное единение со всем, что существует вокруг. Человек становится неразделимым с существованием, то есть его можно считать всем сущим.

трансперсональное направление в психологии

Сознание развивается в иерархической последовательности от самых низких уровней к более высоким.

Техника ребефинга

Техника ребефинга

Разработана американским ученым Леонардо Орро более 40 лет назад. Это дыхательная техника, позволяющая человеку родиться заново, избавившись от негативных эмоций в подсознании.

По мнению Орро, травмирующие психику события происходят с людьми с самого рождения. По сути, и само рождение можно записать в этот список. Все это сильно влияет на физическое и психическое здоровье. Сознание защищает человека от этих воспоминаний, пряча их в «хранилище» неосознанного. Но все равно он страдает от связанных с этими травмами страхов, комплексов, переживаний.

Ребефинг помогает справиться с вышеперечисленными проблемами. Перерождаясь, человек раз за разом переживает самые плохие моменты своей жизни. Все негативные эмоции он превращает в положительную энергию, испытывая при этом небывалую гармонию. Во многом техника ребефинга напоминает холотропное дыхание. Выглядит она примерно так:

  1. Человек дышит носом или ртом. Вдыхать можно как угодно. Выдыхать как обычно.
  2. Как только дыхание успокоится, нужно расслабиться. Лучшая поза для этого – лежа на спине. Ноги скрещивать нельзя. Сознание нужно освободить от любых мыслей.
  3. Сосредоточиться на ощущениях в теле. Почувствовали легкое покалывание или боль? Это дает о себе знать одно из спрятанных в подсознании негативных воспоминаний. Попытайтесь его вспомнить и прочувствовать.
  4. Превратите плохое в хорошее. Как это сделать? Подумайте о негативных воспоминаниях с юмором. Альтернатива – испытать наслаждение от того, что негатив, наконец-то, покидает тело.

Для того, чтобы ребефинг принес результаты, относиться к нему следует серьезно. Также нельзя игнорировать возникающие в теле ощущения.

Сеансы холотропной терапии

Пребывая в состоянии измененного сознания, человек может вернуться в прошлое и вновь увидеть или даже заново пережить травматические события своей жизни. Наблюдая за событиями прошлого, человек получает возможность понять произошедшее, принять сложившуюся ситуацию и освободиться от груза прошлого. Стоит отметить, что индивид получает возможность посетить не только события своего прошлого, но и свои прошлые жизни. А это куда сильнее может изменить его взгляды на мир. Увидев свои прошлые воплощения, человек поймет, почему он родился именно в этом месте и времени. Он сам сможет ответить на вопросы, почему именно такие возможности у него есть, поймет, какими способностями обладает и почему его окружают именно эти люди.

предмет трансперсональной психологии

На сеансах холотропной терапии человек может ощутить себя растением или животным, может общаться со сверхчеловеческими существами и испытает опыт единения с Вселенной. Даже сегодня холотропная терапия считается одним из лучших достижений трансперсональной психологии. Ощутив подобные переживания, человек больше никогда не станет прежним, нет, он не потеряет себя, наоборот, поймет, в чем состоит его истинное предназначение, и по-новому посмотрит на мир.

Трансперсональная психология – это наука, которая изучает измененное состояние сознания. Несмотря на то что ее никогда не признают в научном сообществе, она будет существовать, ведь человек — это не просто кожа да кости, но еще и душа, стремящаяся соединиться с Вселенной.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...