Что такое супервизия? Её место в психологии

Содержание

Зачем нужна супервизия в психологии?

Представьте: вас научили теории, на практике показали некоторые техники, вы их, возможно, тренировали в группе, и вам даже (бывает далеко не во всех вузах) помогли осознать ваши личные переживания в связи с этими техниками.

А конкретнее – вам удалось уловить связь между тем, что вы лично переживаете как человек, как личность (у которой не может не быть своих проекций, ожиданий, фантазий, травм и всего того, с чем работать придется всю жизнь) и вашим восприятием тех или иных методик, вашим поведением как терапевта, психолога.

Но уловить принципиальную связь — одно, а научится отслеживать свои собственные внутренние переживания, эмоции, уметь осознавать, как конкретно взаимодействует в этом процессе «мое» с «его, клиента» – совсем другое, и этому придется учиться. Ведь не сразу же, например, после объяснения теории автовождения и пары практических уроков, вы сели и поехали?

Нет, вам наверняка пришлось немало километров намотать по городу вместе с инструктором, чтобы привыкнуть видеть знаки, смотреть в зеркала, грамотно оценивать скорость, свою и чужую, расстояние до других участников движения и свое поведение на дороге.

Умение осознавать свои реакции именно в контакте с клиентом (параллельно не теряя способности осознавать и реакции клиента) – это та привычка, которую и помогает выработать психолог-супервизор.

Я много раз задавал себе вопрос – можно ли выработать эту привычку навсегда? Есть ли такое состояние, в котором супервизия для психолога, даже изредка, была бы уже не нужна?

И пришел к ответу, что вряд ли. Бывают длительные периоды работы, когда все идет вполне успешно, психолога не беспокоят никакие серьезные личные проблемы, он достаточно проработан в своей личной терапии, чтобы не натыкаться на одни и те же грабли не только в собственной жизни, но и с клиентами, и, казалось бы – чего еще желать?

Но даже в таких случаях, когда есть практика, опыт, собственная проработанность, всегда найдется клиент-вызов, всегда найдется трудный случай или, возможно, трудный именно для вас как для психолога.

На самом деле – это очень хорошо, что такие случаи находятся. Потому что в них есть многое – возможность осознать себя на новом уровне, мотив узнавать какие-то новые приемы работы, обратиться к более опытным коллегам, мотив искать, пробовать, прикладывать собственные творческие ресурсы, проработать еще не проработанные задачи.

Почему уважающий свою работу психолог посещает супервизии?

Просто потому что без супервизии В ПРИНЦИПЕ невозможно профессиональное развитие. И если сейчас в ответ на эту фразу возникает сопротивление, подождите спорить.

Вспомните, что Вы делаете, когда сталкиваетесь с трудностями в работе с клиентом, но самостоятельно не находите решения? Наверняка ищете ответы в книгах или советуетесь с коллегой. Это тоже своего рода супервизия. Но часто ли этот ответ находится быстро? Насколько коллега опытнее Вас? Подходит ли Вам его видение? Практика без обратной связи грамотного и более опытного специалиста – это практика, в которой психолог заблуждается… и даже не подозревает об этом. Клиенты недовольны или вовсе уходят – а специалист не понимает, почему.

Супервизия дает восхитительные инсайты, которые дают Вам ключ к мощной работе со многими темами. Даже если мы разобрали лишь один конкретный случай!

Как результат – Ваша удовлетворенность от работы растет, удовлетворенность Ваших клиентов растет еще быстрее!

Основные категории супервизии

Формы супервизии

В практике такого метода помощи специалистам существует три формы:

  • очная;
  • очно-заочная;
  • заочная.

Они распределяются на количество участников, их роль во всём процессе и временной промежуток, который необходим для устранения проблем.

Почему я считаю, что индивидуальная терапия для психолога – обязательна?

Приглашаем психологов на личную терапию и на супервизию в психологическом консультированииМне хотелось бы в этой части остановиться на одном моменте: некоторые выпускники вузов всерьез считают, что индивидуальная терапия для психолога – вещь необязательная. Ну, подумаешь, есть проблемы – а у кого их нет?

Логика, которой они руководствуются, примерно такая: «Ну не было же у меня там каких-то ужасных травм? Никто не избивал, насилия не было, детство вроде вполне обычное, ну да, не клеится личная жизнь и уверенности не так чтобы хватает, но какие мои годы-то? Со временем рассосется…»

Но дело совсем не в «ужасных травмах» и не в том, что кто-то требует от психолога обязательно счастливой и устроенной личной жизни вот прямо по окончании вуза. Дело в другом. В умении встречаться со своими болезненными эмоциями. В умении контактировать с ними в присутствии другого и с другим по их поводу. В том, чтобы понимать – как чувствует себя клиент? Как работает психологическое консультирование и психотерапия именно изнутри?

Когда этого опыта нет, психолог не может знать, как работают те или иные методики. Психотерапия – не сборка механизма по инструкции. Если психолог избегает личной терапии, это означает, что внутри себя он отвергает саму клиентскую позицию, считает ее «ниже своего достоинства». Тогда как он относится к клиенту?

Я реально не знаю ни одной причины, по которой индивидуальная терапия для психолога оказалась бы не нужна.

«Нет проблем»?

Приглашаем психологов на личную терапию и на супервизию в психологическом консультированииЕсли вы успокаиваете (а точнее, обманываете себя) подобным способом, значит, вы не развиваетесь и не продвигаетесь на иные уровни осознанности и бытия. Наличие проблем (если вам не очень нравится это слово – назовем их задачами) означает мотив развиваться и повышать качество собственной жизни.

Если у вас нет этого мотива – что вы можете дать клиенту? Что будет чувствовать клиент рядом с тем, кто или не признает собственных задач развития или просто не развивается?

«Я достаточно проработан»?

Пока мы живы, вряд ли бывает достаточно. Это, опять же, про отсутствие развития, только по иной причине. Возможно, вы занимались собой и действительно смогли разгрузить основной багаж базовых травм. Но кто сказал, что по мере жизни не возникают новые задачи? Возможно, это про ваш страх перед чем-то новым, страх потерять некое устойчивое положение вещей? Как только вы решили остановиться на достигнутом – вы начали регрессировать. Человек – существо динамическое, он все время в движении. И если у него нет новых целей и новых препятствий – выходит, он уверенно деградирует, увы.

«Ну что мне могут сказать нового»?

Разве вы относитесь к психотерапии и консультированию как к волшебной таблетке? Не вам должны сказать новое, а вы – сами себе. И только вы можете этого захотеть. Ваш личный терапевт вряд ли обязан быть умнее вас по каким-то «объективным» критериям. Он должен лишь уметь предъявить вам вас самого, а от вас требуется только готовность это увидеть. Почему вы не хотите этого видеть – вопрос к вам.

«У меня достаточно знаний, я сам разберусь»?

Возможно, и разберетесь. Но тогда зачем работать психологом и доказывать другим, что это эффективно? Ваши потенциальные клиенты говорят именно это – «я сам разберусь». Зачем же их разубеждать и писать на форумах об эффективности психотерапии, вашего подхода и вас конкретно? А если вы считаете, что вся разница только в полученных знаниях – тогда отправляйте клиента учиться психологии. Вы имеете право рекомендовать клиенту только те способы, в которых уверены сами.

«Меня будут осуждать и критиковать»?

И такое я слышал от психологов. Если это ваш случай — остается только задать вопрос о вашем собственном отношении к клиентам. Надеюсь, всем читающим психологам известно о механизме проекции.

Тут оттенков много. От «она покажется терапевту незначительной» (опять проекции и домысливания) до «ну ведь все еще пока не критично». Однако, когда будет совсем плохо, возможно, вам понадобятся уже врачи. Не исключено, что это тоже будет ценный опыт, который приведет вас к пониманию того, на какой стадии развития проблемы стоит искать обратной связи о себе самом. Но стоит ли идти путем такого опыта – решать вам. Возможно, более экологично – действовать «на опережение», а не ждать, пока «гром грянет».

Понятно, что вышенаписанное не значит, что психологу придется ходить на терапию годами раз в неделю как на работу, причем всю жизнь. На все есть свое время, свои периоды, свои запросы.

Когда-то мы проживаем отрезки своей жизни, наслаждаясь полученными эффектами от всех наших предыдущих вложений в себя. Но когда-то все равно наступает новый этап, выходят на первый план новые потребности, а с ними и новые препятствия.

И именно препятствия позволяют нам лучше узнать самих себя. Стоит ли психологу избегать этого процесса? И отказываться от способа решения своих задач, который он сам же пропагандирует? – вам решать, что вы сами считаете наиболее логичным и обоснованным.

Я считаю личную терапию обязательным условием профпригодности психолога. И в своем проекте дистанционной психологической помощи онлайн, при обсуждении возможности совместной работы с коллегой-психологом, всегда интересуюсь фактом и количеством часов личной терапии.

Обсуждение возможности работы происходит только при минимальном, по моим меркам, количестве часов личной терапии у психолога, которое необходимо для того, чтобы выпускник психологического вуза мог прочувствовать это изнутри и разобраться со своим отношением к клиентской позиции, а также хотя бы начать разбирать свои основные задачи.

История изучения

Фото 2147Первые упоминания о супервизии и подобных практиках связаны с развитием психоаналитического направления. Ученые, которые занимались его разработкой, расширением теоретической базы — Д. Мейер, П. Дэвид, Д. Джейкобс.

Разделение самоанализа и супервизии произошло в начале XX века. Тогда появились первые требования к супервизору. Он должен:

  • учитывать реакцию на клиента и правильно истолковывать ее;
  • различать задачи терапевтического процесса, супервизии.

В 20 годах XX века начали открываться институты психоанализа. Там проходили обучение будущие психоаналитики.

К 30 годам XX века появился интерес к развитию супервизорских практик. Первые из них использовались при социальной работе с индивидами. Главная задача человека, который пользовался ими, заключалась в установлении контакта с клиентом, изучении его слабых и сильных сторон. Одновременно с этим была разработана теория супервизии, основателями которой являются Кадушин, Робинсон.

Для России введение супервизорской практики будет полезно, но сам процесс подготовки супервизоров не развит. Связано это с отсутствием научных исследований в этой области, обязательных требований.

Функции супервизии

Супервизия — это не только наблюдение и работа над ошибками, но и обучение специалиста. В этом контексте супервизия направлена на то, чтобы научить супервизируемого различным тонкостям профессии.

Супервизии:

  • Супервизия для специалистов - психологи и терапевты на работе.развивают умение лучше понимать пациентов;
  • позволяют лучше разобраться в нюансах и оттенках терапевтических взаимоотношений, путём анализа сеансов с клиентом и супервизором;
  • дают возможность оценить, насколько удачно подбираются техники и методы терапии, применяются ли они своевременно и уместно, оказывают ли должное влияние на пациента;
  • учат правильно структурировать консультационные взаимодействия и во время сессий, и во всей работе в целом;
  • помогают обнаружить и использовать потенциальные возможности супервизируемого наилучшим образом.

Супервизия становится существенным источником поддержки как для начинающих терапевтов, так и для опытных психологов.

В психологии выделяют три основные функции супервизий:

  1. Образовательная или формирующая. Она отвечает за выработку навыков, умений, способностей супервизируемого.
  2. Поддерживающая или тонизирующая. Супервизии помогают противостоять негативному влиянию проблем пациента.
  3. Направляющая или нормативная. С помощью супервизий психолог учится контролировать и отслеживать свою личность, устраняя недостатки, мешающие в работе (слепые пятна, предрассудки, уязвимости).

Основное внимание в супервизии фокусируется на нескольких главных моментах:

  • состоянии супервизируемого как эмоциональном, так и общем, и его влиянии на работу. Состояния могут касаться конкретного случая в работе терапевта, так и проявляться в процессе прохождения супервизии;
  • Супервизия специалистов - индивидуальная и групповаяотношениях терапевта с пациентом и супервизором. Они анализируются на выявлении динамики проявлений характерных для терапевта аспектов деятельности;
  • впечатлениях супервизора, возникающие в процессе проведения супервизий. Они могут быть простыми ощущениями, предположениями и относиться как к самому терапевту, так и к особенностям его работы во время сессий с пациентом.

Основная задача супервизора — оказание поддержки и профессиональное консультирование менее опытного специалиста (психолога, психотерапевта, коуча, тренера), помощь в оценке и анализе его профессиональной деятельности. Он не контролёр и учитель, а консультант и помощник. Супервизору важно соблюдать дистанцию с супервизируемым, определяемую задачами супервизии.

Встречаясь во время работы с пациентом с разнообразными конфликтами и сложностями, малоопытный терапевт сталкивается с внутренними конфликтами и защитными реакциями собственной психики. Помощь опытного супервизора не только помогает изучить новые тонкости профессии, но и даёт возможность терапевту развиваться, как специалисту.

Очная категория супервизии

Первая форма считается самой обширной и глубокой. Сеансы по её принципам могут проходить в групповом, семейном или индивидуальном формате. В котерапии такого характера супервизор проводит сеанс очно и наблюдает за специалистами и их клиентами. Такая форма должна согласовываться с пациентами и их психологом для предотвращения проблем с нарушением конфиденциальности.

Очную форму супервизии можно разделить на подвиды:

  • личностная (с присутствием клиента во время сеанса котерапии);
  • групповая (при взаимодействии пациента или семьи и психотерапевтов), чаще всего употребляется при проблемных пациентах;
  • пространственная;
  • временная.

Личностная котерапия проводится во взаимодействии специалиста и его супервизора. Также в процессе участвует пациент или семья. Главными задачами такой терапии являются совместное определение проблем у клиента и поиски их решения.

Групповая супервизия считается самой продуктивной из всех её форм. Принцип её действия заключается в занятиях с одним пациентом или семьей, где котерапевт распределяет индивидуальные задания между каждым специалистом. Например, на приём к психотерапевту пришла семейная пара, одному участнику необходимо определить отношения между супругами, второму – определить стиль общения, третьему – главные проблемы, существующие между ними. Таким образом можно достичь полного определения причин разлада в семье, их осознания всеми специалистами, найти методы их лечения. Также участники групповой супервизии получают новый опыт и навыки.

Пространственная котерапия применяется при обучении психотерапевта общению с пациентами. Во время сеанса супервизор может находиться как в комнате (подбадривая специалиста и подталкивая его в нужном направлении), так и вне её (не вмешиваясь в основной процесс).

Временная форма котерапии зависит от срочности проведения психоанализа со специалистом (отсроченная или немедленная).

Что Вы получите на нашей супервизии?

  • Существенно повысите качество Вашей работы,
  • Приобретете уверенность в работе с самыми разными запросами,
  • Увеличите багаж психологических техник и приемов
  • Повысите удовлетворенность каждой проводимой консультацией
  • Приятный бонус: неизбежный личностный рост 🙂
  • Как результат – сможете без зазрения совести повысить стоимость Ваших консультаций!

Понравилось? Расскажите друзьям:

Получайте уникальные статьи и техники – подпишитесь на нашу полезную рассылку и получите в подарок “Словарь арт-терапевта”

Стадии супервизии

Процесс супервизии можно условно разделить на несколько стадий, проходя через которые супервизируемый развивается как специалист и достигает автономии, самостоятельности и уверенности в своих профессиональных способностях.

  1. Взаимная оценка участников супервизии, определение сильных сторон и слабостей. На первом этапе супервизируемый нуждается в установлении контакта со своими чувствами, устранении страха перед пациентом и возможной неудачей или профессиональной несостоятельностью. На этой стадии супервизор работает с проекциями и помогает преодолеть страхи, тревожность и неуверенность в себе. Его роль в это время достаточно активна, она возлагает на него большую ответственность и требует проявления инициативы. На первой стадии супервизия во многом схожа с процессом обучения — особенно в области отношений между супервизором и его подопечным.
  2. Супервизия групповая - особенности этой формыНа второй стадии супервизируемый учится полноценно использовать ресурсы: собственные и окружающие. Также он обучается удерживать контакт со своими ощущениями и клиентом. На этом этапе подопечный часто попадает в довольно сильную зависимость от мнения супервизора. При этом он, может, как явно запрашивать его оценку, так и избегать её. Чрезмерная тревога, страх негативной оценки может вызвать определённые трудности на данном этапе.
  3. На третьей стадии супервизии терапевт обретает умение устанавливать и поддерживать контакт с пациентом, убеждается в эффективности психотерапевтических сессий, повышает качество психотерапевтического вмешательства. Зависимость от оценки супервизора может проявляться в чувстве вины за неудачи и несовершенство. Тревога и страх оценки или собственной неудачи, некомпетентности может блокировать развитие терапевта. Супервизору необходимо провести работу по устранению страха, легализовать его. Также важна чуткость к этой теме, возможность открытого проявления чувств и их обсуждения. Супервизор должен акцентировать внимание подопечного, что основной задачей супервизии является помощь, а не критика. Благодаря правильно выстроенным отношениям в паре «супервизор-супервизируемый» терапевт всё больше обретает уверенность в своих профессиональных возможностях.
  4. На финальном этапе супервизий молодой специалист обретает уверенность в себе, формирует свой профессиональный стиль работы. Происходит отдаление его от супервизора: терапевт теперь уверено действует самостоятельно и не нуждается в постоянном одобрении и подсказках супервизора. Отношения между супервизором и его подопечным переходят на уровень сотрудничества на равных.

На протяжении всех этапов супервизии необходима особая чуткость супервизора ко всем возможным проявлениям, сложностям и проблемам, возникающим у супервизируемого, умение направлять его развитие тактично и уверенно.

Виды и модели

Разновидности:

  1. Индивидуальная. Подразумевает прямое обучение супервизируемого. Ученик может уточнять интересующий момент, лучше развиваться, но становится отчасти зависимым от учителя. Чтобы не допустить этого, процесс обучения должен проходить согласно определенным правилам, с достижением одной цели. При этом не должно быть строгого контроля.
  2. Фото 2149Групповая. Обучение проводится одновременно с несколькими людьми. Оптимальный размер группы — до 7 человек. Главное преимущество — возможность использования большего количества методик, практик. Одновременно с этим возникает обратная связь между участниками.

Модели супервизии:

  • специфические ориентированные;
  • развивающие;
  • эволюционные;
  • интегративные.

Модели — методы, в рамках которых проводится обучение.

Мы с Вами можем работать в 3х форматах:

1. Подробный анализ одной Вашей сессии

(нужна аудиозапись проведенной сессии)

2. Общий анализ нескольких Ваших сессий

(не требуется Вашей аудиозаписи)

3. Стратегическая супервизия по выбранной теме

(не требуется Вашей аудиозаписи)

  • Вы предоставляете аудиозапись сессии, которую провели.
  • Мы выполняем детальнейший анализ всех Ваших действий и реплик.
  • Исправляем все ошибки и недочеты.
  • Разбираем тактики дальнейшей работы по этому случаю.
  • Вы рассказываете о случаях из практики, вызвавших затруднения.
  • Мы разбираем наиболее оптимальные варианты работы с данным случаем.
  • Детально обсуждаем подходящие приемы, техники и базовые стратегии.
  • Исправляем недочеты в Вашей работе.
  • Вы называете интересующую Вас тему (например: депрессия, страх, обида и т.п.).
  • Мы обсуждаем исключительные принципы работы с этой темой.
  • Сравниваем существующие стратегии.
  • Детально разбираем эффективные техники и приемы для работы с этой темой.
Мы можем встретиться у меня в кабинете в Москве или онлайн в Skype

Формат супервизии не обязательно выбирать заранее, это можно сделать при встрече.

Давайте знакомиться ближе:

Мария Минакова фото

Я – Мария Минакова, директор Центра Психологии и Тренинга, Действительный член ОППЛ, профессиональный психолог-консультант (дипломированный и сертифицированный), специалист-практик по шести направлениям психотерапии, ведущая обучающих программ для психологов, автор публикаций в области практической психологии, а также автор методик для терапевтической и консультационной работы с самыми разными темами клиентских запросов. С моими документами, публикациями, отзывами о работе Вы можете ознакомиться по этой ссылке.

Что стоит знать обо мне в ракурсе терапии и супервизий

Некоторые ключевые сведения можно почерпнуть в разделе «о руководителе проекта». Помимо этого добавлю еще несколько фактов:

  • Опыт работы – более 15 лет постоянной практики, более 500 часов личной терапии и супервизий в рамках разных подходов и направлений
  • Представляю возможность обучения дистанционной работе психолога, помощь в адаптации методик различных школ под формат skype (форматы аудио+видео, или только аудио)
  • Возможность обогатить ваш терапевтический арсенал методами и техниками из разных психологических школ, сформировать работающие стратегии терапии, адаптированные именно к вашим способностям и предпочтениям
  • Все элементы обучения – исключительно практического свойства, демонстрируемые в режиме тренинга, с конкретными примерами и вашим непосредственным участием
  • Возможность обучиться работе со специфическими запросами – ЛГБТ, гендерная дисфория, вопросы ЭКО и приемных детей, глубинная психосоматика – психологические причины некоторых заболеваний, трудности принятия неизлечимых заболеваний и многое другое

И последнее: я провожу супервизии и индивидуальную терапию только в формате skype. Это будет особенно полезно тем, кто хочет перевести свою работу психолога в дистанционый формат и не быть жестко привязанным к месту и кабинету.

Приглашаем психологов на личную терапию и на супервизию в психологическом консультировании

Почему я заинтересована в том, чтобы Вы стали действительно классным специалистом?

Просто потому, что мне больно видеть, как много специалистов в нашей стране работают в полсилы, неэффективно из-за недостатка средств помощи, а некоторые даже не понимают этого. Ко мне часто приходят на прием люди, искалеченные неграмотной помощью или потратившие месяцы и даже годы (!) жизни и не продинувшиеся в решении своих проблем!

Многие из-за этого теряют веру в специалиста нашей профессии, выполняя сверхобобщение. Для меня эта ситуация возмутительна, так быть не должно. Человек, обращающийся к пихологу, хочет быть уверен в том, что ему помогут справиться с его проблемой. И он имеет на это право.

Ваша практика станет на порядок сильнее и эффективнее!

Особенности обучения специалистов

Супервизия в психологии — отрасль профессионального роста. Она может помочь в рабочей практике, личностном росте. Заниматься обучением должен специалист, который умеет ставить конкретные задачи, добиваться их беспристрастно. Главная задача супервизора — оказание помощи менее опытным коллегам.

В России психологическая супервизия практикуется крайне редко, поскольку нет отдельных факультетов или курсов для обучения этому направлению, но можно изучить данную специальность самостоятельно в рамках общей психологии.

Начинающим и опытным терапевтам, психологам, тренерам часто нужна помощь. Оказывать ее должен человек с большим практическим и теоретическим опытом. Психотерапевт изучает клиента, подбирает метод супервизии.

Как проходит супервизия и сколько это стоит?

Супервизия проводится для Вас очно или в Skype.

  • Очный прием ведется рядом с м. Трубная, м. Цветной бульвар(Колобовский переулок, д. 25с1) по предварительной записи.
  • Прием в Skype может быть с веб-камерой, так и без нее (на Ваш выбор). При этом качество нашей работы сохраняется одинаково высоким при выборе любого формата работы.

Стоимость супервизии:

Стоимость супервизии одинакова для очных и онлайн-супервизий и указана в таблице.

При выборе большего времени сессии действуют скидки, поэтому цена становится наиболее выгодной для Вас.

1 час (60 мин.) 2 часа (120 мин.)

от 7000 руб.

от 14000 руб.

Групповая форма

Супервизия для психологов

Способствует приобретению навыков по работе в команде. Сеансы супервизии в психотерапии, проведенные в коллективе, способны дать человеку больше знаний обо всех имеющихся проблемах клиента. Всё то, что не смог понять или недопонял один специалист, может распознать другой. Супервизор в ходе таких совещаний лишь раздаёт задания подопечным, следит за их выполнением и в последующем формулирует выводы о проделанной коллективом работе.

Любая форма помощи специалистам способна устранить проблемы и недочёты в профессиональной деятельности. Какой именно способ супервизии назначит психотерапевт, будет зависеть от особенностей рабочего процесса, личности человека и его эмоционального фона, который проявляется в профессии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...