Что такое спортивная психология, когда и почему спортсмену нужен психолог?

Содержание

Что изучает спортивная психология?

Что исследует психология спорта? Профессиональные тренеры уже не раз отмечали, что в спорте побеждает не самый физически развитый человек, обладающий предрасположенностью к тому или иному роду занятий, а самый настойчивый, дисциплинированный и упорный в тренировках. Раньше тренеры подходили к организации такого желательного поведения интуитивно, в силу своих личностных качеств и харизмы. Теперь на смену им пришел спортивный психолог, отвечающий за душевное состояние спортсмена.

Спортивные психологи (например, Батурин Никита Валерьевич) при помощи профессиональных психологических методик выявляют, какие именно установки и личностные качества спортсмена позволяют ему усердно тренироваться и достигать успеха. Кроме того, психология в спорте позволяет командам и тренеру «сыграться» не только на поле или тренировочной площадке, но и почувствовать более прочное единство и взаимопонимание для эффективного взаимодействия. Групповая динамика, совместимость, взаимоотношения — все эти аспекты тоже лежат в зоне интереса психологии спорта.

В общем виде предмет интереса спортивной психологии можно описать следующими категориями:

  • мотивы спортивной деятельности;
  • психологическая диагностика склонностей и способностей;
  • психомоторика;
  • обучение и воспитание спортсменов;
  • особенности подготовки спортсменов с точки зрения психологии;
  • особые черты личности спортсменов, тренеров, спортивных судей и болельщиков;
  • психологический климат в спортивных коллективах;
  • регуляция внутреннего состояния спортсмена;
  • стили спортивного поведения;
  • характеристика различных видов спорта.

Спортивный психолог для ребенка играет особую роль в достижении спортивных успехов. У детей психика особенно подвижна и ранима, а спорт является соревновательным видом деятельности, в котором поражений на пути к успехам не избежать. Детей неудачи особенно травмируют, поэтому важно их вовремя направить и смотивировать, чтобы избежать глубокого разочарования, падения самооценки и депрессии.

Многие практикующие психологи, даже если психология спорта не является их узкой профессиональной деятельностью, владеют приемами, которые позволят сгладить негативные факторы на ранних этапах. Спортивная психология в ее базовых проявлениях входит в перечень подготовки психологических факультетов.

Программа психологической поддержки спортсменов

Современный спорт высоких достижений требует не только прекрасной физической подготовки, но и колоссальной устойчивости нервной системы, способности длительно выдерживать психоэмоциональные нагрузки. Это касается не только выступления на соревнованиях и напряженной тренировочной работы. Цели профессионального спортсмена: выход на пьедестал, завоевание признания и постоянное улучшение своих результатов, предъявляют повышенные требования к способности человека справляться с перегрузками, сосредоточивать всю свою психическую и физическую энергию на их достижении. С этой важной задачей в первую очередь должен работать спортивный психолог.

В нашем Центре спортивными психологами разработана целостная Программа психологической поддержки спортсменов, результатом которой является выработка навыка справляться с эмоциональными нагрузками, а также психологически настраиваться на желаемый результат. Программа включает в себя:

  • обучение психоэмоциональной саморегуляции с использованием биологической обратной связи (см. раздел «БОС-терапия»), в сочетании с аутогенной тренировкой (аутотренинг — АТ),
  • уникальные методики, разработанные видным российским ученым и спортивным психотерапевтом А.В. Алексеевым,
  • элементы позитивной психотерапии Н. Пезешкиана,
  • индивидуальный коучинг.

1.3. Психология спорта как прикладная отрасль психологического знания

Психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований.

Спортивная деятельность весьма специфична: она существенно отличается от других видов деятельности, во-первых, целями, а во-вторых, способами их достижения.

Что включает в себя область спортивной деятельности? Это подготовка к соревнованиям (тренировка) и участие в них, требующие от спортсменов специальных качеств, навыков, знаний и умений и предельного напряжения физических и духовных сил. Общение внутри спортивных команд или групп тоже весьма специфично, и управление ими требует специальных знаний и умений, поэтому психология спорта учитывает положения общих психологических знаний, но строится в основном на результатах собственных исследований. В ней выделяются свои разделы психологии: обучение и воспитание в спорте; физическая, техническая и тактическая подготовка спортсменов; психологические особенности личности спортсмена, тренера, руководителя спортивной команды (группы), психология спортивного коллектива, психодиагностика и спортивная психогигиена и др.

Большое значение для спортивной практики имеют разделы, в которых изучаются особенности отдельных видов спорта (психология плавания, психология пулевой стрельбы, футбола, шахмат и т. д.). Особое место в психологии спорта занимает решение проблем, существующих в соревновательной деятельности по отдельным видам спорта. Психология спорта призвана раскрывать закономерности психической деятельности спортсменов и тренеров в конкретных специфических условиях тренировок и соревнований, чтобы с помощью специальных психологических методов и средств сделать процесс подготовки и участие спортсменов в спортивной борьбе оптимальным и продуктивным.

Психология спорта — молодая отрасль научного знания, но она имеет свою историю.

1. На первом этапе развития, этапе зарождения, психология спорта выступала в основном как познавательно-описательная дисциплина, необходимая для психологического описания спортивной деятельности. Ее отличала познавательная направленность. Вначале изучался вопрос о влиянии занятий физическими упражнениями на психические процессы человека. В дальнейшем психология спорта расширила круг исследовательской работы. В первую очередь это коснулось вопросов специфики спорта как особо трудного в психологическом отношении вида деятельности человека.

В этот период большое значение уделялось роли сознания в спортивной деятельности, характеристике спортивных двигательных навыков, особенностям познавательных, эмоциональных и волевых процессов, их роли в спорте, а также исследованиям предстартовых и стартовых психических состояний и т. д. В этот период началось и изучение специфики различных видов спорта.

Период зарождения связан в основном с двумя школами: ГЦОЛИФКа3 (руководитель профессор П.А. Рудик) и ГДОИФКа4 им. П.Ф.Лесгафта (руководитель профессор А. Ц. Пуни).

3 ГЦОЛИФК — Государственный центральный ордена В.И.Ленина институт физической культуры, г. Москва (ныне — Российская государственная академия физической культуры).

4 ГДОИФК — Государственный дважды орденоносный институт физической культуры им. П.Ф.Лесгафта, г. Ленинград (ныне — Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф.Лесгафта).

2. На втором этапе, этапе становления, психология спорта стала приобретать профессиональную направленность как прикладная отрасль знания. Теперь возрастала роль разработки теоретических аспектов и методической основы спорта, которые необходимы в решении практических проблем. Существенно также, что на этом этапе психология спорта стала опираться, в основном, на теорию и методику спорта.

Вначале значительное внимание уделялось воспитанию и развитию волевых качеств, затем сформировалась идея психологической подготовки спортсменов, столь же необходимой, как техническая или физическая.

Разрабатывались проблемы общей психологической подготовки, совмещающей особенности технической, физической и тактической, а кроме того, и вопросы воспитания личности спортсмена и формирования спортивного коллектива. Особое место занимали исследования в области психологических особенностей «спортивной формы».

3. Для современного этапа характерно сохранение психологии спорта как познавательно-практической дисциплины. Сохраняя прежние направления работы и учитывая существующие сегодня проблемы психологии спорта, этот этап развития психологической науки о спорте отличается тем, что в ходе исследовательской деятельности учитываются проблемы, связанные с перспективами развития спорта. Практика современного спорта, его бурное развитие обусловливают необходимость создавать новые формы, методы и средства организации спортивной деятельности и управления ею. Возросшие физические и психологические нагрузки в спорте требуют введения новых, более совершенных методов, средств и приемов психологической подготовки спортсменов.

Итак, психология спорта это наука о человеке в сфере спорта.

Какое же место психология спорта занимает в системе наук о человеке?

Психология взаимосвязана со всеми этими группами наук и находится в центре. По аналогии можно определить место психологии и в системе спортивных наук: философские основы спорта — общетеоретическое основание для психологии спорта, социальные основы дают ему социальную ориентацию, а естественные выявляют «природную» организацию субъекта спортивной деятельности, создавая материальную основу психологии спорта.

На схеме 1 показано, какое место занимает психологическая наука в целом.

В свою очередь, все эти основы спортивной научной базы имеют обратную связь с психологией спорта: философские основы черпают соответствующий материал (психологические данные о субъекте спортивной деятельности) для философского обобщения; социальные — используют данные психологических исследований при решении социальных проблем спорта; а естественные, учитывая психологические закономерности и особенности спортивной деятельности человека, выделяют более значимые стороны человеческого организма в сфере спорта.

Схема 1

Классификация наук (по акад. Б.М. Кедрову5)

5 См.: Кедров Б.М. Классификация наук. — М., 1985.

ris3.jpg

Следует учитывать, что название науки — психология спорта — детерминируется двумя науками: психологической и спортивной. Именно они составляют основу психологии спорта, это ее «теоретические корни».

Как известно, спортивные науки призваны создавать сферу теоретических знаний в области спортивной деятельности человека. Они направлены на разработку основ физической, технической и тактической подготовки и деятельности спортсмена для создания оптимальных условий индивидуальной и коллективной готовности к соревнованиям и успешного выступления в них. Если говорить о психологической основе подготовки спортсменов к соревнованиям, то следует помнить, что именно психология, как наука, изучает закономерности поведения, состояния и деятельности человека в целом. Спортивная сфера деятельности не является исключением. Многочисленные научные исследования показывают, что спортивная деятельность находится в большой зависимости от психологических факторов и процессов, состояний, поведения человека: его мотивационной и эмоциональной сфер, индивидуальных способностей, темперамента и черт характера, волевых качеств и функциональных особенностей мышления, памяти, внимания и т. д.

Итак, можно сделать вывод, что психология спорта не случайно выделена как отдельная наука, призванная изучать специфический, глубоко особый вид деятельности человека — спорт.

Особенности

фото 1412Предмет изучения спортивной психологии — личностные особенности человека, пребывающего в условиях специфической деятельности. Спорт рассматривается как отдельный вид деятельности, приближенный к условиям экстремального выживания.

Спортивная деятельность требует задействования потенциала, находящегося на пределе возможностей.

Экстремальной спортивную деятельность делают специфические факторы, относящиеся ко всем видам спорта:

  • усиленные физические, психические нагрузки;
  • жесткие условия отбора;
  • высокая конкуренция;
  • соревновательный элемент внутри команды;
  • особая социальная ситуация;
  • напряженная предсоревновательная подготовка;
  • психологические, социальные последствия поражений.

Современный спорт — отражение модели общества. Взаимосвязь механизмов, регулирующих жизнь социальных групп, отражается в поведении спортсменов. Знание механизмов и применение основанных на них методик позволяет значительно повысить результаты, усовершенствовать систему подготовки, минимизировать риски при отборе кандидатов в команду.

Особенности профессии

Психолог, который специализируется на работе со спортсменами, должен обладать всеми знаниями и навыками, свойственными данной специализации.

Работа спортивного психолога ведется по двум основным направлениям:

  • образовательная. Специалист помогает спортсменам и их тренерам освоить психологические методики, направленные на повышение качества тренировок и выступлений. Ведется также работа с тренерским составом для повышения их знаний в области психологии в целом.
  • ·консультативная. Спортивные психологи также могут оказывать специализированную помощь, направленную на решение личностных проблем спортсменов. Неудачи в спорте – это стресс, с которым сложно справиться любому человеку, независимо от его возраста. Нерешенные в детстве психологические проблемы оборачиваются серьезными расстройствами в будущем.

Свою работу спортивный психолог выстраивает исходя из особенностей конкретного вида спорта. Например, у одних спортсменов в приоритете способность фокусироваться на одном объекте длительное время, у других – быстрое переключение внимания и т.д.

Кроме того, работа с детьми и взрослыми также будет строиться по-разному. Спортивный психолог для ребенка, прежде всего, должен помочь неокрепшей психике справиться с колоссальными нагрузками, которые возникают во время профессиональных занятий спортом.

Зачем нужен спортивный психолог?

Если вам тяжело сделать выбор, а желание ходить в спортивную секцию не пропадает, стоит обратиться к спортивному психологу. Специалисты продиагностируют свойства и качества личности ребенка.

Для этого может использоваться компьютерная диагностика, например, тесты на определение свойств внимания, памяти и т.д.

С детьми часто проводят проективные методики, которые тоже могут дать определённую информацию психологу и родителям. Это поможет с выбором.

Роль психологии в спорте

Психологическое сопровождение состоит из диагностики, прогностики и воздействия. Задача спортивного психолога, работающего с профессиональной командой, включает:

  1. Исследование психологических особенностей спортсменов.
  2. Создание банка данных, состоящего из диагностического и терапевтического материала.
  3. Составление прогноза деятельности, потенциальных путей развития.
  4. Формирование психологической установки спортсмена, способствующей преодолению трудностей тренировочного процесса.
  5. Помощь новым игрокам в период адаптации.
  6. Разработка и проведение корректирующих мероприятий.
  7. Повышение уровня психологической культуры спортсменов.
  8. Оказание консультативной, диагностической, терапевтической и других видов психологической помощи.
  9. Разработка средств снятия психологического напряжения.

Психолог, работая с командой, принимает участие в разработке программы тренировок, отборе игроков на отдельные позиции, создании тренировочной стратегии. Использование психодиагностических методик и индивидуальных приемов психотерапии максимально раскрыть потенциал спортсмена с учетом особенностей личности.

Позиции деятельности психолога в спорте

  1. «внешняя» (приглашенный специалист): возможность нейтрального подхода к решению многих задач, но одновременно — возникновение проблем при недостаточном знании реальных организационных ситуаций, невозможности за короткое время определить глубинные причины и условия возникновения какого-либо явления или процесса.
  2. «внутренняя»: хорошее знание организационной и кадровой ситуации, возможность профилактики конфликтов; при длительной работе на предприятии часто происходит снижение статуса психолога до статуса обычного члена коллектива, переход к позиции «коллективной жилетки», к которой обращаются сотрудники по любому поводу.

Психолог в спорте и соревнования.

Ни для кого не секрет, что даже дети часто посещают различные соревнования. Не каждый родитель может найти нужные слова, дабы приободрить свое чадо перед очередной решающей схваткой. А что уж говорить, если в самый разгар соревнования падает боевой дух? Психолог в спорте часто играет роль как подбадривающего, так и воодушевляющего человека. Не стоит пренебрегать его наличием, особенно когда дело касается детей. Если вам самим нелегко сдерживать свои эмоции во время соревнований, если вы по своей природе больше пессимист или даже реалист, непременно нужен человек вселяющий надежду, и дающий уверенность в себе. Во многих случаях это делает тренер, особенно опытный. Но бывают ситуации, когда тренер и сам нуждается в чьей-то поддержке – он тоже переживает за детей. Психолог в спорте больше сохраняет хладнокровия, и умеет подобрать нужные слова, чтобы повлиять на ситуацию.

Какие задачи решает спортивный психолог?

Спортивный психолог выступает для команды в роли «семейного психотерапевта». В профессиональном спорте консультант этого профиля закреплен за каждой командой, тем самым разделяя с тренером обязанности по психологической подготовке команды. Есть и специалисты, которые консультируют спортсменов индивидуально: главным образом это происходит в тех случаях, когда спортсмен испытывает трудности и дискомфорт, мешающие ему добиваться спортивных высот, но произрастающие при этом из личностных проблем.

Исходя из перечисленных ранее сфер интереса психологии спорта, обозначим ведущие задачи, которые выполняет спортивный психолог в своей практике:

  • спортивная профориентация. Детский спортивный психолог помогает определить склонности ребенка к тому или иному виду спорта, исходя из типа нервной системы, личностной направленности и мотивации;
  • подготовка к соревнованиям. В зависимости от текущей ситуации в команде или в психике конкретного спортсмена, психолог может устранять тревожность, помогать в поиске внутреннего ресурса спортсмена, мотивировать его на победу и т. д.;
  • разработка стратегий во время соревнования. Психолог, работая совместно с тренером, предоставляет информацию о проведенной психодиагностике и выявленных особенностях личности конкретных спортсменов, а также проводит аналитику их соперников. Исходя из полученных данных, два специалиста разрабатывают максимально эффективную стратегию победы;
  • реабилитация после состязаний. Вопреки бытовому мнению, этот пункт необходим и в случае победы команды. Соревновательная деятельность требует высокого психического напряжения, она связана с ожиданием и сосредоточением на победе, и достигает своего пика по исходу игры. В случае поражения спортсмен оказывается глубоко фрустрирован и не находит в себе сил соревноваться, а то и жить дальше. В случае победы участники могут испытывать опустошенность и апатию или длительную эйфорию, что мешает им сосредоточиться на дальнейших тренировках;
  • выявление и разрешение кризисных состояний. Кризисы случаются у всех людей — это нормальное течение психических процессов, обусловленное возрастом. У спортсменов кризисные состояния случаются чаще, а риск их неблагоприятного течения выше. Это связано с тем, что люди в профессиональном спорте «уходят в тираж» молодыми, быстро теряют востребованность, тяжело переживают поражения. Помощь психолога необходима, чтобы сбалансировать личную и профессиональную жизнь человека в спорте и помочь ему стать не только успешным спортсменом, но и гармоничным, уверенным и счастливым.

В зависимости от специфики работы и специализации, работа спортивного психолога может быть направлена и на другие задачи. Выше были перечислены лишь основные практические задачи, с которыми сталкиваются практически все специалисты этой ветви психологии.

БОС-тренинги в спортивной психологии

БОС — тренинги позволяют в режиме реального времени наблюдать за реакцией своего тела на то или иное эмоциональное состояние. Благодаря этой информации, выводимой на экран монитора в виде рисунков, графиков, анимации, подбирать свой, индивидуальный способ поведения, основанный на проверенных многовековой практикой человечества типах дыхания, расслабления и концентрации, на ощущениях тела (тепла, легкости-тяжести, т.д.).

Аутогенная тренировка, или самовнушение, — еще один метод, который наряду с БОС-тренингами, входит в понятие психической саморегуляции. Человек может сам воздействовать на свое психическое состояние, используя слова и соответствующие им мысленные образы. Наукой подтверждено, что когда мозг находится в дремотном состоянии (пассивное бодрствование), он становится повышенно чувствительным к словесным установкам и связанными с ними мысленными образами. Таким образом, для достижения поставленных перед собой целей: будь то сохранение спокойствия и самообладания, настрой на победу или и то и другое вместе, что так необходимо для достижения хороших результатов, человеку необходимо научиться входить в состояние сниженного уровня бодрствования, оставаясь при этом под контролем собственного сознания и в этом состоянии мысленно проговаривать позитивные, укрепляющие уверенность в себе, настраивающие на достижение желаемого результаты формулы самовнушения: «Я спокоен, уверен в себе, настроен на победу» и т.д.

Вторым шагом является выработка умения сосредотачивать свое внимание на деле, которым занимаешься в данный момент. Достижению высокой сосредоточенности внимания помогают точные словесные формулировки, в которых важны не только смысл подобранных слов, но и их порядок в фразе, а также интонационное ударение. Например, самоутверждение, используемое шахматистом в процессе психологической настройки перед матчем: «Я играю наступательно, уверенно, спокойно» отражает важность каждой характеристики игры в порядке их значимости для спортсмена.

Известно, что чем больше сосредоточенность внимания, тем выше желаемый результат в любом виде деятельности. Но долго удерживать внимание проще на том, что вызывает интерес.

Поэтому третьим шагом в овладении самовнушением является выработка привычки находить в любом предстоящем занятии что-то интересное и постепенно приучаться создавать для себя положительный настрой. В результате человек приучается позитивно мыслить и направлять свою психическую энергию на развитие и совершенствование себя.

И наконец, важнейшим навыком, которому человек обучается в процессе овладения методом саморегуляции, является умение представлять предельно конкретные мысленные образы, наиболее точно отражающие желаемый результат. Чем больше разноплановых деталей в зависимости от информации, поступающей от различных органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния) мы представим, чем они точнее, тем богаче мысленный образ, представляемый нами, тем конкретнее мы можем настроиться на желаемое. Если у спортсмена, выходящего на старт, нет предельно конкретных мысленных образов и соответствующих им четких формулировок, направленных на достижение победы, например: «Я уверен в себе. Сохраняю тонус, тело свободное. Спина прямая. Контролирую прицел», а напротив, в голове поток сомнений и хаос мыслей, он распыляет свою психическую энергию и обречен на неудачу.

Важные функции спортивной психологии

Повысить эффективность тренировок

Одна из важнейших задач – формирование устойчивой мотивации. У всех она разная, поэтому и подход к каждому спортсмену разный. Эффективность повышается при условии выработки четкой цели. А для ее достижения необходимо правильное построение знаний и навыков.

Улучшить психологическую выносливость

Помочь спортсмену обуздать такие проявления, как чувство страха, волнение, тревога, нервозность. Обесценить негативные чувства, которые могут помешать ему в тренировочном процессе. Научить абстрагироваться от различных обстоятельств, чтобы улучшить его психологическую выносливость, силу.

Подготовить к предстоящим нагрузкам

Спортсмен должен знать, что его ждет, какие этапы ему предстоит пройти, что в итоге его ждет. Если это соревнования или выступление, человек должен быть проинформирован обо всех деталях мероприятия, чтобы ничего не могло вывести спортсмена из состояния психологического спокойствия.

Усовершенствовать способность самовнушения

Это значит, что спортсмен должен уметь в определенные моменты вызывать у себя необходимые чувства, пользуясь эмоциональной памятью. Настраивать себя на победу, вспомнив предыдущие триумфы.

Организовать правильное окружение

Организовать правильное окружение для спортсмена, где ему окажут оперативную помощь по снятию стресса и напряжения, направят в правильное русло, напомнят о целях, укрепят силу воли, не дадут спортсмену «перегореть».

Сферы деятельности специалиста — спортивного психолога

  • физкультурно-спортивные
  • педагогические
  • научно-исследовательские
  • медицинские организации
  • психологические службы

Психолог в спорте в ответе за уверенность.

Всем давно известно, что если человек не будет верить в себя, никто в него не поверит. Если человек не будет верить в себя, он просто не сможет добиться успеха в каком-то деле. Словно ступор нависнет над ним,  будет висеть, мешая двигаться вперед. Это может быть чисто психологической проблемой, и с этой проблемой непременно нужно бороться. Поможет в таких вопросах спортивный психолог. Как видите, психолог в спорте очень важен.

Места работы спортивного психолога

  1. медико-социальные, спортивно-оздоровительные, реабилитационные центры
  2. физкультурно-спортивные клубы и общества
  3. научно-исследовательские институты
  4. высшие и средние учебные заведения

Будущие направления в спортивной психологии

В рамках данной работы невозможно сделать однозначный вывод относительно будущего направления спортивной психологии. Однако можно выдвинуть два предварительных предложения.

  • Первое-это прогнозируемая еще большая опора элитных спортсменов на спортивных психологов, чтобы обеспечить им поддержку в тренировках и соревнованиях. Каждый спортсмен в каждом виде спорта ищет пресловутый край, так часто измеряется в миллиметрах или миллисекундах. В эпоху огромной потенциальной финансовой отдачи для спортивного успеха, спортивный психолог является экономически эффективным учебным пособием.
  • Второе предсказание связано с развитием самой дисциплины. Конкурентоспособные спортсмены-результат; для общества в целом существует меньше способов эмпирического измерения успеха спортсменов или спортивных упражнений. Затраты на медицинское обслуживание, связанные с плохим выбором образа жизни и малоподвижным отношением, могут повлиять на общественный толчок к включению спортивных психологов в основное русло общественного здравоохранения при той же рациональной экономической эффективности, что и в элитных видах спорта.

Область профессиональной деятельности спортивного психолога

  • физическая культура и спорт
  • детско-юношеский спорт
  • массовый спорт
  • спорт высших достижений
  • профессиональный спорт
  • армейский спорт
  • реабилитация и оздоровление средствами физической культуры и спорта людей с ограниченными возможностями

Психолог в спорте и травмы.

Травмы в спорте это еще один немаловажный вопрос, который стоит решать по мере поступления. Хочется, чтобы никогда и никто не получал травм, особенно дети. Но ситуации бывают разные, и представьте себе состояние ребенка при получении травмы, который своей целью в жизни считает только спорт. Конечно же, это шок, нежелание признать то, что случилось, словно какая-то бессмыслица. Нужно дать новый толчок для развития, помочь увидеть новую цель в жизни, не останавливаться на достигнутом только в спорте, если здесь развиваться больше нельзя. Поэтому психолог в спорте нужен, как воздух, особенно детям. Возможно, полученная травма в спорте и не такая опасная, как психологическая травма, связанная с ней.

Поэтому, если вы отдаете ребенка в спорт, будь то большой спорт, или же просто спорт для увлечения, не пренебрегайте услугами психологов. Если в секции, куда вы водите детей, нет психолога, стоит нанять своего, особенно когда ребенок занимается спортом профессионально.

Где найти спортивного психолога?

– К сожалению, в Минске центров спортивной психологии очень мало, а на периферии их практически нет. Но на кафедре психологии БГУФК такие специалисты есть.

Также можно проконсультироваться в Психологическом центре ИППК БГУФК, МУНИЛ (Межкафедральная учебно-научно-исследовательская лаборатория). Училище Олимпийского резерва тоже предоставит вам такую возможность.

А вы ответственно выбирали спортивную секцию для ребенка?

Современная спортивная психология

Особенность современного спорта — отражение современных тенденций развития общества. Постоянное возрастание нагрузок делает невозможным минимизацию стресса, сопровождающего спортсмена. Это приводит к развитию различных нарушений, психологических травм и дистресса — комплексного состояния тревоги, когнитивных искажений, демотивации. Задача психологической службы, сопровождающей современный спорт — минимизация дискомфорта, вызванного чувством тревоги, активация механизмов психологической защиты.

Детальнее о спортивной психологии и точках соприкосновения двух этих, казалось бы совершенно различных, понятий в видео-ролике:

Где получить профессию спортивного психолога

В нашей стране спортивных психологов в массовом порядке стали готовить всего несколько лет назад. Можно сказать, что сегодня это направление получило второе дыхание. Итак, назовем российские вузы, где можно получить профессию спортивного психолога. К примеру, этому учат в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма. Первый выпуск специалистов данного профиля состоялся в 2013 году.

В том же году первых спортивных психологов выпустил МГУ имени М.В. Ломоносова. На факультете психологии вуза существует серьезная методическая база, технологическое оснащение, трудится много прекрасных преподавателей. Все это позволяет подготовить профессиональных спортивных психологов. Отметим, что здесь учатся помогать спортсменам плавно выходить из профессии, поскольку уже в 35-40 лет большинство из них заканчивает выступать.

Сохраняют традиции славного прошлого и в университете имени П.Ф. Лесгафта, где также можно получить профессию спортивного психолога. Сегодня там  готовят высококлассных специалистов, которые получают обширные знания не только по психологии, но и по педагогике, физиологии, анатомии.

Кроме того профессию спортивного психолога можно получить в Московской государственной академии физической культуры и некоторых других вузах.

Подводя итог, можно сказать, что главная цель такого специалиста – научить атлета пользоваться возможностями своей психики, чтобы показывать высокие результаты. А работоспособность спортсмена помогут увеличить натуральные витаминные комплексы. К примеру, препарат «Леветон Форте», созданный на основе трав и продуктов пчеловодства, поможет справиться с переутомлением. Также он обладает значительным анаболическим и антиоксидантным свойствами, укрепляет иммунитет.

растяжение

Растяжения на тренировке: какие витамины помогут укрепить мышцы и связки?

Боль на тренировке возникает не только от честно выполненной работы, но и по причине различных травм. Наиболее распространенными из них являются растяжения мышц и связок. Если такие несерьезные, на первый взгляд, повреждения возникают слишком часто – это уже серьезный повод для беспокойства.  Ведь, как известно, где тонко, там и рвется.

Читать далее

Причины заниматься спортом

Причины заниматься спортом: топ-5. Тренируйся, пока не поздно

Дела на работе, домашние заботы, соцсети – все это нещадно пожирает наше свободное время. Даже поход в фитнес-зал после 30 лет дается непросто. При этом банальная зарядка с гантелями уже вас не устраивает и хочется чего-то большего. Какие главные причины заниматься спортом? Где взять мотивацию записаться в секцию плавания, боевых искусств или просто поиграть в…

Читать далее

польза скандинавской ходьбы

Польза скандинавской ходьбы. Летящей походкой навстречу здоровью

Польза скандинавской ходьбы общеизвестна. Влияние на организм этого вида физической активности позволяет считать его полноценным направлением фитнеса, актуальным для всех возрастов. То, что северная ходьба является пенсионерским занятием – ошибочный стереотип. Дело в том, что её внедрение на российскую почву сопровождалось имиджевым просчётом. В 90-е годы наши СМИ растиражировали образ именно пожилого человека  – любителя…

Читать далее

низкий тестостерон у мужчин

Низкий тестостерон у мужчин – это поправимо. Узнай как!

Низкий тестостерон у мужчин в медицинской терминологии называется андрогенным дефицитом. Лабораторные исследования указывают на распространённость этого синдрома у 7–30 % представителей сильного пола. Причём у мужчин 40–50 лет нехватка тестостерона фиксируется медиками в 2 раза чаще, чем у 30–40-летних. А ведь именно этот гормон определяет их мужественную внешность, половую активность, эмоции и поведенческие реакции. Фактически…

Читать далее

Примечания

  1. Горбунов Г.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта. — Академия, 2009.
  2. Горовая А.Е., Коробейникова Е.Ю. Использование технологии айтрекинга впсихологии спорта // «Психологическая наука и образование» : Электронный журнал. — 2013. — № 1. — С. 1—9. — ISSN 2074-5885.
  3. Зинченко Ю.П., Тоневицкий А.Г. Психология спорта: Монография. — МГУ, 2011. — С. 377—392. — 424 с. — ISBN 978-5-9217-0048-2.
  4. Исайчев С.А. Использование бос-технологии в практической психологии // XX Съезд Физиологического общества им. И.П. Павлова, Москва, 4-8 июня 2007, Тезисы докладов. — Издательский дом «Русский врач» Москва, 2007. — С. 211.
  5. Веракса А.Н. Профессия “Спортивный психолог” // Национальный психологический журнал. — 2012. — № 1. — С. 134—138.
  6. Смирнова В.В. Соотношение компонентов психологического споровождения спортивной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2009. — № 10. — С. 89—90.
  7. Осухова. Н.Г. Социально-психологическое сопровождение. Семья и личность в кризисной ситуации. — Психологический журнал, 2001. — № 31. — С. 2—17.
  8. Бабушкин Г.Д. Психологическое сопровождение становления спортсмена субъектом деятельности: постановка проблемы. — Омский научный вестник, 2013. — Вып. № 3(119. — С. 170—172.
  9. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА Психологический словарь, значения психологических терминов «Мир Вашего Я». www.psychologist.ru. Проверено 23 марта 2016.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...