Что такое рефлексия в психологии, педагогике и философии?

Содержание

Смысл термина

В философии под рефлексией понимают размышления на тему существования человеческой культуры и смысла бытия. Сократ полагал, что с помощью такого инструмента каждый может заниматься самопознанием. Кассирер считал, что это помогает вычленять важные моменты жизни.

Рефлексия – это в психологии способность человека обращать внимание вглубь себя, подвергать свои поступки самоанализу и оценке. Именно эта способность является основой самоанализа.

С помощью такого инструмента можно не допускать ошибок, найти ответы на вопросы философского и бытового толка. Если у человека низкий уровень рефлексии, то он будет обречен жить в веренице ошибок.

Современный подход

Рефлексия в психологии рассматривается с разных точек зрения. Начинает выделяться отдельная отрасль в науке, которая будет посвящена изучению рефлексии как явления человеческой психики. В бытовом смысле понятие начало восприниматься искаженно. Под ним часто понимают бездействие или лень.

Важно! Рефлексия стала синонимом бессмысленного депрессивного самокопания, но это искаженное понимание термина.

Адекватная самокритика нужна для лучшего понимания своих особенностей. Осознание своих ошибок позволяет личности духовно развиваться.

Определение

Слово «Рефлексия» обладает латинским происхождением. Говоря буквально, оно означает «оглянуться назад». В психологии рефлексия называется самоанализом или самонаблюдением. Их можно назвать синонимами.
Определение рефлексии — это совокупность размышлений человека о его жизни и действиях, а также последующей оценки себя. Человек способен оценить себя при помощи механизмов коммуникации. По этой причине существование такого понятия, как рефлексия, невозможно без общения.

Самонаблюдение может быть различным:

  • Обычная рефлексия
    — человек обдумывает свои поступки, подмечает совершенные ошибки, но не зацикливается на этом.
  • Глубокая рефлексия
    — человек занимается самокопанием, анализирует свои действия и ответную реакцию общества. Сюда входят и размышления о мироздании и нормах нравственности.

Любое действие человека способно стать рефлексивным. Например, чувства, поступки, слова, порывы, эмоции. Они становятся рефлексивными в случае, если человек обращается к своему сознанию и пытается осуществить самоанализ.
Благодаря рефлексии, человек думает и фантазирует, уходит в мир грез и начинает чувствовать себя частью реальности. Создавая в своей голове картинку идеального мира, он начинает чувствовать себя определенной личностью и действует в обществе, согласно своим установкам.

Лицемер — кто это?

Что такое РЕФЛЕКСИЯ – определение, значение простыми словами.

Простыми словами Рефлексия – это, если вульгарно упрощать, — «самокопание», — придирчивый и зачастую болезненный самоанализ. Говоря образным языком, блуждание в закоулках и потемках собственной души с целью разобраться в себе, своих поступках, их мотивации, причинах и последствиях, возможных и действительных, ответственности, соответствуют они или нет каким-то общепринятым нормам и правилам, традициям. Впрочем, это все-таки вторично, главное – осознание себя: КТО Я? – и опознание своего места в системе мироздания и в отношениях со своим человеческим социумом: Я ЕСТЬ!

Что такое Рефлексия простыми словами

Проявление в детстве

На самом деле, у детей отсутствует рефлексия. Детство отличается тем, что является этапом аффективным, это промежуток жизни где человеку (ребенку) свойственна быстрая и непосредственная реакция на все. А в тех случаях, когда по каким-то причинам это недоступно для детей, то включается бессознательное приспособление, в которых имеют свое особое значение психические защитные механизмы.

Ребенок и рефлексия
Ребенок и рефлексия

О самонаблюдении в детском возрасте не может быть и речи. Рефлексия »созревает» у человека благодаря контакту с другими, а потом развитие рефлексии продолжается у человека всю сознательную жизнь.

Профессор

Самоанализ – это то, что большинство людей воспринимают как депрессивное самокопание. Хотя на деле это процесс, что позволяет осмыслить, кем человек является на самом деле. Важно ли это? Очень, потому что о себе нам практически ничего не известно.
Однажды один профессор читал лекции студентам и, войдя в аудиторию, сразу же задал вопрос: «Кто я?» Студенты не знали, что ответить. Самые смелые из присутствующих начали выдвигать предположения: «профессор», «ученый», «мужчина», «человек» и т. д. Кто-то из особенно смекалистых нагло заявил, что профессор – никто. Когда варианты закончились, профессор объяснил, что это не более чем роли, которые он играет в обществе.

У каждого человека есть множество ролей: быть родителем, директором, мужчиной (женщиной) и т. д. Но это не сам человек. Если начать отсеивать эти роли, которые приходится играть ежедневно, то вполне вероятно, что под ними человек окажется никем. Чтобы не оказаться в итоге пустым местом с определенным ролевым набором, нужно научиться задавать себе вопросы и находить ответы.

Три вида рефлексии

Во избежание путаницы психологи разделили рефлексию на ситуативную (анализ «прямо сейчас»), ретроспективную (взгляд в прошлое) и проспективную (мысли о будущем). Правда, люди, как правило, разбираются с уже полученным опытом в свете грядущих свершений, одновременно держа в уме свое текущее состояние и сверяя компас с ним. Понятно, что удобнее фокусироваться на чём-то конкретном, но очевидно, что такое деление довольно условно.

Виды рефлексии

Амбиции, рефлексия...
Амбиции, рефлексия…

Рефлексия — это сложное и многогранное понятие. Оно обладает множеством определений, в зависимости от ситуации.

Существует несколько основных видов рефлексии:

  • Личностного характера
    — человек познает свой внутренний мир, задумывается о внутреннем «Я».
  • Коммуникативного характера
    — человек анализирует свои взаимоотношения с окружающим миром, другими людьми, близкими и знакомыми.
  • Кооперативного характера
    — человек думает и анализирует возможность достичь определенной цели, действуя с кем-то сообща.
  • Интеллектуального характера
    — размышления об определенных знаниях и возможности применить их в реальной жизни.
  • Экзистенционального характера
    — человек погружается в глубокие и очень личные размышления.
  • Саногенного характера
    — попытки контролировать стрессовую ситуацию, избавиться от негативных эмоций, переживаний и страданий.

Также существует несколько других видов рефлексии, в зависимости от ситуации, в которой оказывается человек.
Вы — нигилист, или, Вам просто всё равно на всех и вся?

Мыслю не мыслю

Французский католический философ и теолог Пьер де Шарден к рефлексии относился более широко чем просто знания, а и возможность их осознать. И подчеркивал, что доступно это лишь человеку, считающемуся высшим созданием на планете. В целом философские взгляды мыслителей схожи между собой.

В психологии рефлексию рассматривают как центральную ось самоанализа.

В психологии является базовым понятием, составляющим основу самоанализа, позволяющее расширить сознание. Рассмотрим такой вариант, если человеку самому сложно разобраться в следующей проблеме, что причинной негативного настроения есть постоянные мысли о негативе, другие люди навряд ли смогут помочь в этом.

«Философский» взгляд и что такое рефлексия в психологии.

До поры до времени «философский» подход к рефлексии был единственным. Но появилась психология и научные интересы «философов» и «психологов» разошлись. В философии рефлексия воспринималась, как и прежде, во времена Марка Аврелия, платоников и неоплатоников, кантианцев и гегельянцев: сие феномен Духа, вобравший в себя размышления о первозамысле бытия и основании человеческой культуры. Философия утверждала также, что суть рефлексии – это не только само знание, но и Возможность осознавать это знание.

Психология нашла свой интерес в практическом значении рефлексии. Наука рассматривает её как нерядовую форму самоанализа. И это важно, ибо человек, владеющий подобной способностью, может обращаться к подсознанию, умеет организовать клокочущий горный поток хаотично выбивающихся в стороны мыслей в правильное течение реки, направив его на осознание внутреннего мира, психического и духовного, собственной личности. И если брать конкретного человека, то он должен чувствовать себя Богом, не менее, от открывающейся способности анализировать, истинно мыслить – поскольку это и есть полноценная жизнь.

Вывод однозначен: рефлексию в себе необходимо укреплять и развивать. Более того, мы живем, словно сидим в вагоне бешено мчащегося поезда и за окном все живописные пейзажи слились уже в мутное расплывающееся пятно. И времени уже нет ни на что: остановиться, подумать…

Тем паче становится превалирующим значение рефлексии. В идеале, чтобы ни при каких обстоятельствах, ни от кого и ни от чего не зависеть. А наши способности никуда ведь от нас не делись: провести от А до Я самоанализ?! Запросто! Глянуть критическим оком на ошибки и промахи, грехи и грешки?! Душе вот иногда не только и не столько самоанализ нужен, требуется ей и покаяние. Если искренне раскаялся, затем наступает катарсис – очищение. В душе одновременно легкость новорожденного и готовность на подвиги. Катарсис, он тоже – великая сила!  Хотя, от человека зависит. Прагматиков у нас сейчас пруд пруди, и ожидаемо заканчивается самоанализ полным самооправданием.

Что такое рефлексия с точки зрения философии

Роль

Способность к рефлексии – это важное качество личности. С ее помощью каждый оценивает свои поступки, учится определять ошибки и намечает стратегию избавления от них.

Важно! Такое качество формируется больше к подростковому возрасту.

С помощью такой способности можно освобождать сознание, определять жизненную позицию, выявлять неправильные решения. Рефлексировать – это в психологии важное качество, которое определяет человека разумного. Только через постоянный анализ своих действий можно добиться развития. Через такую способность происходит тренировка самоконтроля и других личностных качеств.

Психологи на своих сеансах часто учат людей обращать внимание на самого себя, изучать свои качества и особенности. Знание механизмов рефлексии позволяет улучшать качество жизни.

Человек и рефлексия

Со временем у психически здорового и зрелого человека развивается рефлексия до такой стадии, что он уже может сам организовать самопознание исходя из контактирования с окружающими.

Именно развитая рефлексия дает возможность человеку не отреагировать на внешние факторы аффективно, а наблюдать и отследить проявления тех или иных чувств, состояния и разобраться с ними, задавая себе вопрос и о том, как появились те или иные чувства, почему появилась такая ситуация и т.п.

То есть развитая рефлексия дает индивиду возможность обнаружить причинно-следственные, временные и другие связи и разобраться в самом себе.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для человека, который имеет развитую рефлексию, все в жизни может стать способствующим источником для более глубокого познания самого себя.

Рефлексия дает человеку возможность более четко понять себя, делает картину о себе более глубокой. Помимо того, познавая себя все лучше и лучше, у него появляются новые шансы и грани, о которых он раньше и не догадывался.

Но на самом деле это не так уж и легко дается человеку, особенно если у него есть переживания, которые связаны с болью и с негативными эмоциями. В этом случае для человека бывает очень болезненно и тревожно, а в некоторых случаях и стыдно, раскрывать самого себя при помощи рефлексии бывает просто невыносимо. Поэтому часто бывает так, что люди предпочитают избегать этого.

Виды рефлексии

Рефлексия как инструмент познания применима в самых разных сферах.

  • 1. Интеллектуальная рефлексия
    Означает размышление о своих мыслях, когнитивных процессах.
  • 2. Коммуникативная рефлексия
    Позволяет проанализировать наше общение, отношение к собеседнику.
  • 3. Личностная рефлексия
    Направлена на осознание своих индивидуальных особенностей, представлений о себе.

Роль в психологии и повседневной жизни

В отличие от рационального рассуждения, рефлексия эмоционально окрашена. Отрефлексировать в психологии можно любое явление, но результат может принести разные эмоции.

Рефлексия — сложный многосоставный комплекс, в котором осознание происходит по двум путям параллельно:

  • когнитивном — личное восприятие соотносится с нормами, принятыми в обществе;
  • эмоциональном — оценка себя в соответствии со своими ожиданиями.

Если в результате эмоционального осмысления человек придет к выводу, что он не дотягивает до установленной планки, у него снижается самооценка и возникает разочарование. Чтобы избежать негативных эмоций, люди отказываются от рефлексии, боясь случайно навредить себе.

И хотя психологи настаивают на необходимости самопознания, они также предупреждают, что чрезмерно увлекаться этим нельзя. Постоянный самоанализ вызывает неврозы, депрессию и эмоциональную нестабильность.

Самосознание или рефлексия?

Самосознание представляет собой чувства, поступки и мысли, которые находятся под непосредственным контролем человека. На самосознание оказывают влияние:

  • культура (как материальная, так и духовная);
  • нормы этики, свод правил и норм, принятых в обществе;
  • уровень взаимоотношений и взаимодействия с окружающими;
  • контроль за собственными действиями и поступками.

Совершенствование самосознания позволяет улучшить ряд как врожденных, так и приобретенных качеств, и взять бразды управления инстинктами и подсознательными процессами в свои руки. Самосознание обладает тесной связью с рефлексией и оказывает воздействие на данный феномен, для полного понимания которого необходимо располагать информацией о самонаблюдении, самокопании, самоанализе и механизмах обдумывания происходящих в жизни событий.

Наука психология трактует термин «самосознание» как способность человека отделять себя от других субъектов, взаимодействовать с окружающей реальностью, а также выявлять свои истинные потребности, желания, переживания, чувства, инстинкты и мотивы. Самосознание считается не изначальной данностью, а продуктом развития. Однако зачатки сознания наблюдаются даже у младенцев, когда они обретают способность отличать спектр ощущений, вызванный внешними явлениями, от ощущений, спровоцированных происходящими внутри тела процессами. Развитие самосознания проходит в несколько этапов:

  1. К одному году происходит открытие собственного «Я».
  2. В двух-трехлетнем возрасте у ребенка формируется возможность отделять результаты собственных действий от деяний окружающих, и четко осознавать себя в качестве деятеля.
  3. Способности к самооценке развиваются в период от семи до восьми лет.

Формирование нравственных ценностей и социальных норм завершается к юношескому возрасту, когда подросток определяется в поисках собственного призвания, стиля, и осознает себя отдельной и неповторимой личностью. Рефлексировать — это в психологии феномен, обозначающий возможность индивида сочетать итоги размышлений, касающихся самого себя, с оценкой со стороны других членов социума. Таким образом, рефлексия тесно связана не только с самосознанием, но и с обществом, без которого она утрачивает всякий смысл.

Социальная рефлексия

В социальной жизни рефлексия является своеобразным осознанием человека того, кем он является для других индивидов. Другими словами, социальная рефлексия в психологии — это не только осознание человеком себя, но и понимание того, как к нему относятся другие люди.
Сюда входят особенности личности человека, реакции на различные события, эмоциональные порывы, настроение и характер. Когда между членами общества возникает совместная деятельность, то социальная рефлексия переходит в предметно-рефлексивные отношения.

Эмпатия — что это такое, или, легко ли быть эмпатом?

Способность к рефлексии

На вопрос, имеет ли каждый человек такую способность, нельзя ответить утвердительно. Но развить в себе такое качество вполне возможно. По словам А.В.Карпова, если индивид может воссоздавать и подвергать анализу свои или чужие мысли, выделять в высказывании ключевые моменты и их последовательность, а затем их объективировать, то у него развита эта психологическая установка.

Что же на самом деле влияет на способность человека к рефлексии? Это:

  • умение находить выход из сложных ситуаций;
  • способность решать важные жизненные задачи;
  • желание переосмысливать свое поведение.

Классификация

Выделяют 5 самостоятельных форм направленности сознания:

  1. Фото 1879Личностная — осмысление внутреннего мира направлено на анализ личности, целей, мотивов, моральных ориентиров.
  2. Логическая — оценка особенностей мышления необходима для нормальной учебной деятельности, способности думать над информацией.
  3. Когнитивная — анализ качества знаний, соответствия багажа знаний требованиям общества и выбранной специализации.
  4. Межличностная — оценка общения, отношений с людьми, анализ причин конфликтов, социальной активности.
  5. Социальная — оценка отношения людей, изменение поведения в соответствии с ожиданиями, выбор стратегии поведения.

Рефлексия может иметь временную привязку. В зависимости от направленности выделяют:

  • ретроспективную — оценку событий, которые уже произошли;
  • перспективную — предвидение результатов действий на основе предыдущего опыта.

Применение обоих видов самопознания необходимо для гармоничного развития. Разбор ошибок позволяет человеку отказаться от невыгодных стратегий поведения и выработать те, которые приблизят к цели. Рефлексивная личность успешнее в работе и личных отношениях.

Развитие рефлексии

Научиться рефлексии способен любой человек. Чтобы запустить процесс, стоит больше практиковаться, выполняя простые психологические упражнения. Они приучат человека анализировать всё, что вокруг него происходит, и проживать свою жизнь осмысленно.

Взаимодействие с миром

 Рефлексирование  – это всегда реакция на внешнее воздействие. Всё, чем наполнено сознание человека, пришло к нему извне. Поэтому лучшей тренировкой рефлексии станет взаимодействие с миром вокруг него: с чужим мнением, критикой, конфликтами, сомнениями и другими сложностями.

Контакты с раздражителями, поступающими извне, расширяют диапазон рефлексивности человека. Общаясь с другими людьми, человек учится понимать их, и это позволяет ему легче и проще понимать самого себя.

Люди

Взаимодействуя с другими людьми мы учимся понимать мир вокруг себя

После завершения дня, проведенного в окружении других людей, важно обдумать все произошедшие события. Проанализируйте свое поведение и действия, совершенные в течение дня. Что вы думаете по этому поводу? Что вы чувствуете? В чем вы были неправы?

Выполняя это упражнение ежедневно, можно добиться отличных результатов.

Новая информация

Находясь в своей зоне комфорта, сложно узнать что-то новое о себе. Постоянно общаясь с одними и теми же людьми, смотря фильмы одного жанра, читая одинаковые книги, человек перестает развиваться как личность. Чтобы улучшить способности к самоанализу, нужно изучить что-то новое, противоположное привычным интересам.

Зона комфорта

Нужно постоянно выходить из своей зоны комфорта, иначе мы не развиваемся

Пообщайтесь с человеком, имеющим отличную от вашей точку зрения на важные вопросы, или с живущим противоположным образом жизни. Начните необычную для вас книгу в жанре, который вы прежде не пробовали читать, послушайте музыку, с которой прежде не были знакомы, и вы удивитесь, как много нового и необычного есть вокруг вас.

Анализ одной вещи

Нейробиологи считают, что большой объём информации, получаемый в современном темпе жизни, плохо сказывается на мыслительных функциях и памяти человека. При обилии ненужных знаний новая информация плохо усваивается, создаёт помехи в процессе мышления. Поэтому важно анализировать вещи и отношения, занимающие мысли человека.

В процессе этой тренировки нужно выбрать один предмет и детально его проанализировать. Рассмотрению может подвергаться новая интересная книга, любимый сериал, понравившаяся песня или, скажем, общение с новым знакомым.

Анализ вещей

Анализируя вещи нужно задавать себе ряд определенных вопросов

Думая о предмете анализа, задайте себе следующие вопросы:

  1. Полезен ли этот предмет для меня?
  2. Узнал ли я что-то новое благодаря ему?
  3. Могу ли я использовать эти знания?
  4. Какие чувства у меня вызывает этот предмет?
  5. Хочу ли я изучать его дальше, интересно ли мне?

Эти вопросы помогут избавиться от ненужных вещей в жизни. Они освободят полезное место для более важного и интересного, а также научат сосредотачиваться и отсеивать все лишнее самостоятельно, в автоматическом режиме.

Волнующие вопросы

Чтобы узнать себя лучше, запишите на лист бумаги вопросы, которые волнуют вас. Это могут быть вопросы, возникшие только вчера, или интересующие вас на протяжении долгих годов. Составьте подробный список, а после разделите его по категориям.

Это могут быть вопросы:

  • о прошедших событиях;
  • о грядущем;
  • о взаимоотношениях с людьми;
  • о чувствах и эмоциях;
  • о материальных предметах;
  • о научных знаниях;
  • о духовных материях;
  • о смысле жизни, сущего.
Задумчивость

Задавая вопросы самому себе сделайте их волнующими и важными

Какая группа собрала большую часть ответов? Подумайте, почему получилось именно так. Это отличная тренировка, помогающая раскрыть человеку информацию, о которой он мог и не подозревать.

Применение самоанализа

Самоанализ – это процедура, помогающая разобраться в причинах и следствиях жизненных ситуаций, оценить свои поступки рационально и наладить нормальное функционирование психики. Чтобы избавиться от проблем прошлого, человек должен научиться самопознанию, уметь объективно оценивать себя и свои поступки.

Для успешного проведения самоанализа необходимо придерживаться некоторых правил. Во-первых, не принуждать себя, в противном случае процесс превратится в деструктивное самокопание и самобичевание. Во-вторых, личность обязана выражать свои истинные эмоции, а не то, что должна чувствовать исходя из традиций и социальных стандартов.

Рефлексия многообразна

В настоящее время наука определяет 7 способов:

  • коммуникативная (решение находится во взаимодействии с социумом),
  • связанная с личностью (необходимость коррекции сознания),
  • с интеллектуальными процессами (способствует вариативному мышлению, несколько решений одной проблемы),
  • сугубо философствующая (предается мыслям о жизни),
  • социальная (о себе мыслями других),
  • научная (посвящена исследованию новых способов, методов и теоретических аргументаций).

Известны 3 формы, и зависят от направления внимания:

  • ситуационная (размышление о происходящем в данное время и в данном месте),
  • ретроспективная (связана с опытом из прошлого, выводы делаются на анализе прошедших событиях),
  • перспективная (связана с загадыванием на будущее, настраивает на возможные предстоящие событиям).

Понимание рефлексии и саморегулирование

Овладение интровертным способом ознакомления с закоулками своего ментального мира необходимо каждому человеку. Путешествие вглубь себя полезно по многим, причем очень уважительным, причинам:

  • помогает найти эффективные способы самоуправления: совладания с такими тяжелыми переживаниями, как агрессия, апатия, скука, обида, ревность, зависть, нетерпение, разочарование, тревога;
  • позволяет открыть в себе самом залежи ценных личностных ресурсов: организованность, наблюдательность, гибкость, креативность и прочие;
  • награждает способностью к психоанализу, то есть искусству благополучно вынимать из души «занозы» любой давности;
  • дает ощущение внутренней гармонии, избавляя от постоянных конфликтов с самим собой, нападок на себя и обвинений во всех тяжких;
  • помогает установить контакт со своим эмоциональным содержанием, предотвращает риск чувственной глухоты, способный привести к алекситимии;
  • подключает вторичные, более зрелые, защитные механизмы, отличающие истинную опасность от мнимой.

Опытный «пользователь» своего психомира не будет мыслить упадническими категориями: «все скоты», «какой урод наш начальник», «как тяжело жить», «этот мир – просто кошмар», «как мне скучно», «какой же я лох», «когда же это кончится», «зачем я живу на этом свете».

Изучая себя, налаживая связь с собой, человек получает уверенность в своих силах и шанс установить прочный контакт с окружающим миром. Перед ним открываются новые горизонты, улучшается качество его жизни.

Он становится тем, кого можно назвать «Сам Себе Психотерапевт». А значит, умеет действовать эффективно, не вгоняя себя в бесплодные страдания и добиваясь намеченных целей.

Развитие рефлексии

Развить в себе рефлексию может тот, кто стремится к самосовершенствованию. Она возможна при развитии таких навыков:

  1. Осознание того, какое место человек занимает в социальном окружении (самоидентификация).
  2. Умение посмотреть на себя со стороны, глазами окружающих.
  3. Анализ своих действий и качеств, их оценка и сопоставление с уровнем требований современного общества.
  4. Самокритика (умение признавать собственные промахи и недостатки).

Умение посмотреть на себя со стороны

28.57%

Сопоставление своих действий с уровнем требований общества

9.52%

Проголосовало: 21

Этапы развития

Чеслав Мирский

Чеслав Мирский

Развитие многих человеческих способностей начинаются в раннем детстве. Рефлексивная деятельность – не исключение.

Первый этап начинается примерно в 3 года. В этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как субъекта деятельности и пытается всеми для него возможными способами доказать это взрослым. Он только начинает усваивать новые для него правила жизни в социуме. Но пока не может ни оценивать свои поступки, ни анализировать их. Ему пока недоступна самокритика.

Второй этап охватывает период обучения в младшей школе и частично в среднем звене (от 6 до 10 лет). В это время ребенок активно учится и овладевает навыками самоанализа и социальной рефлексии.

Третий этап — возраст с 11 до 15 лет считается подростковым. Это период, когда дети начинают критически относиться к себе: она недовольны своей внешностью, уровнем усвоения знаний. Нервная система подростков отличается неустойчивостью, что выражается в излишней эмоциональности, перепадах настроения. Именно в этом возрасте особенно важно, чтобы взрослые поддерживали своего ребенка. Это способствует адекватному развитию навыков рефлексии.

Четвертый этап – юность, он длится от 16 до 20 лет. Юноши и девушки этого возраста в полной мере проявляют способность к объективной оценке своей деятельности. Эта способность совершенствуется с накопленным опытом по мере освоения новых видов деятельности.

Как развить в себе умение рефлексии

Рефлексия нужна для самосовершенствования каждому. Существуют приемы, позволяющие повысить её эффективность:

  • социальное взаимодействие — постоянно общайтесь с новыми людьми, пытайтесь понять, что ими движет, улучшайте свое умение общаться;
  • анализ вчерашнего — привыкните прокручивать прошедший день в памяти, акцентируя внимание на вещах, которые бы хотели изменить;
  • оценка принятых решений — всегда обдумывайте, почему поступили так, а не иначе, ищите альтернативные варианты развития событий и сравнивайте их с имеющимися.

Педагогика и рефлексия.

Ну вот мы и добрались до той рефлексии, которая заставила меня переработать тонны информации и совершить «философскую рефлексию». В педагогику этот термин пришел гораздо позже, буквально лет 10 назад, когда назрела реформа в образовании.

Различают рефлексию педагога и рефлексию ученика. В первом случае педагог должен видеть себя со стороны глазами детей, родителей коллег. «Все ли удалось на уроке? Достиг ли я поставленных целей? Состоялся ли я как учитель?» — вот лишь малая часть вопросов, которые должен задавать себе каждый учитель на любом этапе своей педагогической деятельности.

В свою очередь ученик должен уметь оценить свою работу, поставить сам себе объективную оценку, оценить степень и глубину полученных знаний. На деле это сводится к развитию у ученика способности не занижать свою самооценку и результаты своего труда, а объективно их оценивать («Да, я молодец, но вот здесь стоит еще доработать», «Я упорно трудился и поэтому достоин получить высший бал», «Именно потому, что я не подготовился к уроку, мне поставили неудовлетворительную оценку» и т.д.).

Итак, мы выяснили, что рефлексия — это не что иное, как способность человека к самоанализу, в результате которого он видит себя глазами окружающих, а как следствие принимает правильное решение о дальнейшем поведении в обществе.

Выше я упоминала еще и о видах рефлексии. Коротко скажу и о них.

способность человека к самоанализу фото

Рефлексирующий человек

В рамках многих философских концепций рефлексия рассматривается как одно из более существенных свойств сознания. В соответствии с этим утверждением сознательными и думающими могут считаться только те существа, которые осведомлены о состояниях своей психики. Проще говоря, человека, не способного проанализировать свои душевные состояния, нельзя назвать думающим. Эмоциональным, творческим, но не думающим.

Рефлексия новорожденного равна нулю – он воспринимает окружающий его мир как данность, родителей – как безусловную составляющую этого мира. В процессе взросления и усиливающейся автономии от родительской опеки растущий индивид начинает видеть и осмысливать противоречия. Это вызывает у него принятие или непринятие родительского авторитета, критическое осмысление поступков близких людей. Механизм рефлексии запущен, и отныне человек способен только совершенствоваться и расти в духовном и нравственном плане.

Рефлексия у отдельно взятых людей не может быть одинаковой. Различается ее уровень и в зависимости от возраста человека. Наибольшую активность и амплитуду рефлексия имеет на самом начале развития человеческой личности – на этапе детства и отрочества, юности. К середине жизненного пути рефлексия заметно убавляет ритм, а к концу жизни и вовсе замирает.

В чем польза рефлексии?

Рефлексивная деятельность открывает перед человеком новые возможности.
Обдумывая свои действия и поступки, он учится жить правильно:

  • Появляется возможность контролировать свое мышление. Человек старается мыслить в правильном направлении.
  • Рефлексия способствует появлению самокритики, что позволяет видеть собственные минусы, анализировать их и проводить работу над ошибками.
  • Самоанализ позволяет избавиться от негативных и гнетущих мыслей, отравляющих человеческое существование.
  • Начинается анализ пережитых жизненных ситуаций, с последующими выводами.
  • Осознавая прошлые ошибки, индивид воспитывает в себе стойкую личность и обретает собственную позицию.

В процессе рефлексии, наблюдается личностный рост. Человек меняется и учится на своих ошибках, не повторяя их в дальнейшем. Но если у человека отсутствует рефлексия, то он повторяет схожие ошибки и не понимает причину бедственного положения.
Мизантроп и мизантропия: определение типа личности

Примеры из жизни

Для того чтобы понимать, как рефлексировать, что это значит в психологии, нужно изучать опыт других людей. Например, если мать наблюдает за своим малышом и подмечает в нем такие же черты характера, это тоже самоанализ.

При чтении книги человек сопереживает главному герою и понимает, что поступил бы в такой ситуации аналогично, это тоже оценивание своих действий.

Лучшему пониманию рефлексии помогают примеры из жизни. В негативные ситуации индивид может раздражаться, но потом он берет эмоции под контроль и ищет их истоки, это тоже проявление самоанализа.

Педагог проводит рефлексию каждый урок. Для этого ему нужно оценить все этапы, методы ведения и возникшие сложности. Каждую ошибку или препятствие нужно проанализировать, чтобы ее исправить. Такой процесс позволяет достичь совершенствования педагогического мастерства.

С чего начать

Универсального подхода к рефлексии не существует — каждый нащупывает путь, который подходит именно ему. Обычные методы, без изысков, включают:

— беседы с самим собой во время ходьбы, лучше там, где вас никто не дергает за рукав;
— сидение в уединенном месте, желательно с закрытыми глазами;
— письменные практики — ведение дневников и рисование ментальных карт;
— обсуждение пережитого с психологом или наставником — словом, с тем, кто способен сформулировать нужные вопросы.

Специалисты советуют выбрать для занятий такое время, когда вы максимально честны с собой. А если вы с ходу можете определить, в котором часу такое случается, то у вас уже неплохой скилл саморефлексии.

Цели

Во время самоанализа может возникнуть чувство сопротивления, требующее проработки. В такие моменты важно понимать, что временные ухудшения – это часть процесса самопознания. Во время раскрытия подавленных, травмирующих ситуаций человек всегда ощущает тревогу.

Главная цель самоанализа — раскрывать скрытые ранее от сознания эмоции, потребности и чувства. Только столкнувшись с правдой, человек может освободиться и начать действовать.

В повседневной жизни самоанализ нужен в первую очередь для самореализации. Он помогает принимать ответственные решения и отстаивать свои позиции.

Отсутствие рефлексии

Не всегда человек задумывается над тем, что такое социальная рефлексия или коммуникативная. Кто-то не придает значение тому, что нужно анализировать свои действия. Все это приводит к тому, что индивид застревает в привычной схеме поведения.

У него будут плохие отношения с людьми, с собой, это приведет к психическим болезням. Можно учиться как самостоятельно, так и под руководством грамотного специалиста.

Не всегда поздние размышления приносят пользу, но без них не получится полноценно духовно расти

Не всегда поздние размышления приносят пользу, но без них не получится полноценно духовно растиhttps://www.youtube.com/watch?v=kyLaK2FkeNM

Рефлексия полезна даже для событий, которые уже давно прошли. Это способность нужна любому разумному человеку, который стремится к развитию и улучшению своей жизни. Без нее индивид обречен жить в одних и тех же ошибках.

Как научиться правильно рефлексировать?

Если хотите повысить свой уровень рефлексии и получить реальный результат, необходимо соблюдать два условия: упражнения и их неуклонное выполнение.

Итак, постоянный анализ и контроль своих действий. Во всем требуется адекватность. Пытайтесь все время смотреть на себя как бы со стороны. При этом, воздержитесь от крайних оценок своих действий: ужасные или идеальные. И то, и другое по разным причинам, но мешает.

Если вы научились смотреть на себя взглядом стороннего наблюдателя, то войдите в «образ» и задайте себе следующие вопросы:

  1. как он (т.е. вы) мог поступить еще (варианты);
  2. ошибки, которых можно было избежать;
  3. чего делать было совсем не нужно;
  4. можно ли что-то добавить: что?

Как можно больше общайтесь с людьми – улучшайте коммуникативные способности. Результат – научитесь лучше понимать других. Ищите новые знакомства, не страшно, если их образ мыслей будет отличаться от вашего. Сталкиваясь с новым и непривычным, мы распахиваем себя для более полного восприятия мира.

Каждый вечер «пролистывайте» прожитый день. Вспоминать нужно все до мелочей. Пусть это станет привычным. Это научит вас улавливать причину и следствие: ваше действие и результат. И пусть Рефлексия вам поможет!

Дайте себе время, но знайте, когда остановиться

Как упомянуто выше, саморефлексия может поставить под угрозу состояние размышления или чрезмерного мышления.

Когда мы позволяем мысли снова и снова циркулировать в наших умах без видимого способа ее разрешения, мы теряем все преимущества внутреннего размышления и можем в конечном итоге нанести вред нашему психическому благополучию.

Поэтому важно установить предел того, как долго вы сидите в спокойном созерцании. Вы можете пожелать выделить определенное количество времени или просто сказать, что пора остановиться, когда вы застряли в цепочке мыслей.

И когда пришло время остановиться, лучше всего переехать куда-нибудь еще. Вот почему обычно не рекомендуется размышлять о себе перед сном. Делайте это задолго до конца дня или в любое другое время, но не перед сном.

Чтобы отделиться от внутреннего размышления, попытайтесь погрузиться в себя и сосредоточиться на чем-то, кроме того, о чем вы размышляли. Все, что может отвлечь ваш разум от того, о чем вы думали.

Примеры глубокой и неглубокой рефлексии

Рефлексия бывает различной глубины. «Напрасно я решила, что мой новый начальник – тиран и деспот, это мне показалось, на самом деле он строгий, педантичный, но не злой» – вот пример неглубокой, но очень полезной рефлексии.

«Возможно, я почему-то изначально думаю о людях плохо» – это уже начало самоанализа. «Вероятно, я до сих пор нахожусь под влиянием взглядов мамы, которая критиковала отца и других родственников» – еще более глубокий уровень рефлексии.

По мнению замечательного психолога, педагога, мыслителя Ю. М. Орлова, через рефлексию своей Я-концепции (совокупности представлений о себе) происходит поиск человеком своей индивидуальности.

Огромное значение рефлексии для саморазвития и личностного роста придавали такие выдающиеся психологи, как Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн.

Изначально понятие рефлексии возникло в философии и означало обращение внимания человека на то, что происходит в его сознании.

Размышления о рефлексии мы встречаем в трудах великих философов; о ней писали Декарт, Локк, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Гуссерль и многие другие. Это неудивительно, ведь в сфере философии рефлексия направлена на осмысление основ науки, искусства, культуры, религии, самой философии.

Человек, склонный к рефлексии, часто задумывается о том, что он собой представляет, хорошие ли он совершает поступки и почему. Соответствуют ли его представления о себе, о других людях, о мире тому, что есть на самом деле.

Размышлять над такими вопросами полезно, однако и здесь все хорошо в меру: человек, чрезмерно углубленный в рефлексию, и сам не находит покоя в душе, и часто создает проблемы своим близким.

Рефлексировать можно по-разному.

Рефлексировать можно правильно и неправильно.

Что значит неправильно? Про людей, которые нервничают по пустякам, остро переживают по поводу и без повода, занимаются бесконечным самокопанием, говорят, что они «рефлексируют». Рефлексируя, такие люди примеряют к себе все услышанное плохое, замыкаются в себе и в своих обидах. Так вот, такая рефлексия неправильна и, более того, вредна. Выйти из неё без помощи специалистов может уже и не получится. Во всем, а в самоанализе особенно, нужна мера.

Рефлексия может быть конструктивной и деструктивной. Пример последней как раз приведен выше. Деструктивная опасна, она разрушает личность: зацикливание на неприятностях, на «неправильном» поведении, не помогает, а выматывает. Появляется чувство вины, от которого избавиться совсем непросто. Итог печальный.

Конструктивная – ваша помощница, ваш союзник. Самоанализ не истеричный! Основываясь на нем, делаете правильные выводы и используете полученные знания, чтобы не наступать больше на прежние грабли.

Как научится рефлексировать

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...